В зависимости от сферы деятельности. В зависимости от сфер общественной жизни. Теория лидерских качеств


Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Для того, чтобы описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико.

Возникновение различных видов деятельности связано с общественно-историческим развитием человека. Фундаментальными видами деятельности, в которые включается человек в процессе своего индивидуального развития, являются общение, игра, учеба, труд.

  • * общение -- взаимодействие двух или более людей в процессе обмена информацией познавательного или аффективно-оценочного характера;
  • * игра -- вид деятельности в условных ситуациях, имитирующих реальные, в которых усваивается общественный опыт;
  • * учение -- процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности;
  • * труд -- деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.

Общение -- вид деятельности, состоящий в обмене информацией между людьми. В зависимости от возрастного этапа развития человека, специфики деятельности изменяется характер общения. Каждому возрастному этапу свойственен специфический тип общения. В младенчестве взрослый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, помогает ориентироваться в окружающем мире. В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком осуществляется в связи с предметным манипулированием, активно осваиваются свойства предметов, формируется речь ребенка. В дошкольный период детства сюжетно-ролевая игра развивает навыки межличностного общения со сверстниками. Младший школьник занят учебной деятельностью, соответственно и общение включено в данный процесс. В юношеском возрасте кроме общения много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности. Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер общения, манеру поведения и речь. Общение в профессиональной деятельности не только организует, но и обогащает ее, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Игра -- вид деятельности, результатом которой не является производство какого-либо материального продукта. Она -- ведущая деятельность дошкольника, поскольку через нее он принимает нормы общества, учится межличностному общению со сверстниками. Среди разновидностей игр можно выделить индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Игры имеют большое значение в жизни людей: для детей они преимущественно носят развивающий характер, для взрослых являются средством общения, отдыха.

Учение -- вид деятельности, его цель состоит в приобретении знаний, умений, навыков. В процессе исторического развития накапливались знания в различных областях науки и практики, поэтому для освоения этих знаний учение выделилось в специальный вид деятельности. Учение влияет на психическое развитие индивида. Оно состоит из усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания), правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умение).

Труд исторически является одним из первых видов человеческой деятельности. Предмет психологического изучения -- не сам труд в целом, а его психологические компоненты. Обычно труд характеризуется как сознательная деятельность, которая направлена на осуществление результата и регулируется волей в соответствии с ее сознательной целью. Труд выполняет важную формирующую функцию в развитии личности, поскольку влияет на становление ее способностей и характера.

Отношение к труду закладывается в раннем детстве, знания и навыки формируются в процессе обучения, специальной подготовки, опыта работы. Трудиться -- значит проявлять себя в деятельности. Труд в определенной сфере деятельности человека связывают с профессией.

Таким образом, каждый из рассмотренных выше видов деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития личности. Текущий вид деятельности как бы подготавливает последующий, так как в нем развиваются соответствующие потребности, познавательные возможности и особенности поведения.

В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия.

Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

По сферам общественной жизни - экономическая, социальная, политическая и духовная.

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • § социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • § экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • § политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • § духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества -- это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

Социальная сфера -- это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д.

Экономическая сфера -- это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера -- область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества.

Политическая сфера -- это отношения людей, связанные с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Элементы политической сферы можно представить таким образом:

  • § политические организации и институты -- социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
  • § политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
  • § политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
  • § политическая культура и идеология -- политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Духовная сфера -- это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.


Включённость общества - массовая, коллективная, индивидуальная.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность. Коллективная, массовая, индивидуальная формы деятельности обусловлены сущностью действующего субъекта (человек, группа людей, общественная организация и т. п.). В зависимости с общественными формами объединения людей в целях исполнения деятельности устанавливают индивидуальную (пример: управление регионом или страной), коллективную (судовые системы управление, работа в кллективе), массовую (примером массовой информации является смерть Майкла Джексона).

Зависимость от социальных норм - моральная, аморальная, законная, незаконная.


Обусловленности от соответствия деятельности существующим общекультурным традициям, общественным нормам дифференцируют законную и незаконную, а так же моральную и аморальную деятельность. Незаконная деятельность - это все что запрещается законом, конституцией. Взять, например изготовление и производство оружия, взрывчатых веществ, распространение наркотиков, все это является незаконной деятельностью. Естественно многие стараются придерживаться моральной деятельности, то есть учиться на совесть, быть вежливым, ценить родных, помогать старым и бездомным. Есть ярким пример моральной деятельности - вся жизнь матери Терезы.

Потенциал нового в деятельности - инновационная, изобретательская, творческая, рутинная.

Когда деятельность человека затрагивает исторический ход событий, с общественным ростом, то распределяют прогрессивную или реакционную, а еще созидательную и разрушительную деятельности. Например: Прогрессивная роль промышленной деятельности Петра 1 или же прогрессивная деятельность Петра Аркадьевича Столыпина.

В зависимости от отсутствия или же наличия каких-либо целей, успехов деятельности и путей ее совершения раскрывают однообразную, монотонную, шаблонную деятельность, которая в свою очередь протекает строго по определенным требованиям, а новое чаще всего не дается (Изготовление какого-либо продукта, вещества по схеме на заводе или фабрике). А вот деятельность творческая, изобретательная наоборот, она несет за собой характер оригинальности нового, прежде неведомого. Она отличается специфичностью, исключительностью, неповторимостью. А элементы творчества могут применяться в любой из деятельностей. В пример можно привести танцы, музыка, живопись, здесь нет правил или инструкций, здесь воплощение фантазии, и ее реализации.

Виды познавательной деятельности человека

Учение или познавательная деятельность относится к духовным сферам жизни человека и общества. Существует четыре вида познавательной деятельности:

  • · обыденная - заключается в обмене опытом и теми образами, которые люди носят в себе и делятся с окружающим миром;
  • · научная - характеризуется изучением и использованием различных законов и закономерностей. Главная цель научной познавательной деятельности - создать идеальную систему материального мира;
  • · художественная познавательная деятельность заключается в попытке творцов и художников дать оценку окружающей действительности и найти в ней оттенки прекрасного и безобразного;
  • · религиозная. Её предметом является сам человек. Его поступки оцениваются с точки зрения угодности Богу. Сюда же относятся и нормы морали и нравственные стороны поступков. Учитывая, что из поступков состоит вся жизнь человека, немаловажную роль в их формировании играет духовная деятельность.

Виды духовной деятельности человека

Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды деятельности, как религиозная, научная и творческая. Зная о сущности научной и религиозной деятельности, стоит подробнее рассмотреть виды творческой деятельности человека. Сюда относятся художественное или музыкальное направление, литература и архитектура, режиссура и актерское мастерство. Задатки творчества есть у каждого человека, однако чтобы раскрыть их необходимо долго и упорно трудиться.

Виды трудовой деятельности человека

В процессе труда развивается мировоззрение человека и его жизненные принципы. Трудовая деятельность требует от личности планирования и дисциплины. Виды трудовой деятельности бывают как умственные, так и физические. В обществе сложился стереотип, что физический труд намного сложнее умственного. Хотя внешне работа интеллекта не проявляется, на самом деле эти виды трудовой деятельности почти равны. Лишний раз этот факт доказывает разнообразие существующих на сегодняшний день профессий.

Виды профессиональной деятельности человека

В широком смысле понятие профессия означает разнообразную форму деятельности, совершаемую на благо общества. Проще говоря, суть профессиональной деятельности сводится к тому, что люди работают для людей и на благо всего общества. Существует 5 видов профессиональной деятельности.

  • 1. Человек-природа. Суть этой деятельности во взаимодействии с живыми существами: растениями, животными и микроорганизмами.
  • 2. Человек-человек. К этому типу относятся профессии так или иначе связанные со взаимодействием с людьми. Деятельность здесь заключается в воспитании, руководстве людьми, и их информационным, торговым и бытовым обслуживанием.
  • 3. Человек-техника. Тип деятельности, характеризующийся взаимодействием человека и технических сооружений и механизмов. Сюда относится все, что связано с автоматическими и механическими системами, материалами и видами энергии.
  • 4. Человек - знаковые системы. Деятельность этого типа заключается во взаимодействии с цифрами, знаками, естественными и искусственными языками.
  • 5. Человек - художественный образ. К этому типу относятся все творческие профессии, связанные с музыкой, литературой, актерским мастерством, и изобразительной деятельностью.

Виды хозяйственной деятельности людей

Хозяйственная деятельность человека в последнее время жестко оспаривается защитниками природы, поскольку она основана на природных запасах, которые в скором времени исчерпают себя. К видам хозяйственной деятельности человека относятся добыча полезных ископаемых, таких как нефть, металлы, камни и все, что может принести выгоду человеку и нанести ущерб не только природе, но и всей планете.

Виды информационной деятельности человека

Неотъемлемой частью взаимодействия человека с окружающим миром является информация. К видам информационной деятельности относятся получение, использование, распространение и хранение информации. Информационная деятельность нередко становится угрозой жизни, поскольку всегда есть люди, которым не угодно, чтобы третьи лица знали и разглашали какие-либо факты. Также этот вид деятельности может носить провокационный характер, а также являться средством манипуляций сознанием общества.

Виды психической деятельности человека

Психическая деятельность влияет на состояние личности и продуктивность его жизни. Самым простым видом психической деятельности является рефлекс. Это привычки и навыки, установившиеся путем постоянного повторения. Они почти незаметны, по сравнению с самым сложным видом психической деятельности - творчеством. Оно отличается постоянным разнообразием и неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому творческие люди так часто эмоционально нестабильны, а профессии связанные с творчеством считаются самыми трудными. Именно поэтому творческих людей называют талантами, способными преобразовать этот мир и привить обществу культурные навыки.

Культура включает в себя все виды преобразовательной деятельности человека. Существует только два вида этой деятельности - созидание и разрушение. Второе, к сожалению, встречается чаще. Многие годы преобразовательной деятельности человека в природе привели к бедам и катастрофам.

На помощь здесь может прийти только созидание, а это значит как минимум, восстановление природных ресурсов.

Деятельность отличает нас от животных. Одни её виды приносят пользу развитию и становлению личности, другие носят разрушительный характер. Зная, какие качества в нас заложены, мы можем избежать плачевных последствий собственной деятельности. Это не только принесет пользу окружающему миру, но и позволит нам самим с чистой совестью заниматься любимыми делами и считать себя людьми с большой буквы.

Любая компания старается угодить своим клиентам. Но приобрести достойную репутацию на рынке непросто, особенно тем, кто вышел на него не так давно. Получается не у всех. У «АйТиДом» получилось.

От болтов и винтиков - «под ключ»

«АйТиДом» (головной офис – в Нижнем Новгороде) работает всего четыре года, но компания уже успела зарекомендовать себя как надежного партнера в ИТ-отрасли. Без информационных систем сегодня мало, кто обходится, и крайне важно выбрать надежного поставщика.

Елена Владимировна, если бы вас попросили назвать главные «опорные точки» компании, что бы вы отметили?

Динамичное развитие, высококвалифицированные сотрудники, индивидуальный подход к запросам заказчиков, выгодные условия поставок и обслуживания различных ИТ-систем: серверов, систем бесперебойного питания, программного обеспечения, телекоммуникационных систем, персональных компьютеров и комплектующих, устройств для печати, копирования и сканирования, инженерных систем, систем безопасности, охранной сигнализации, видеонаблюдения и др.

Наши клиенты уже знают: «АйТиДом» - это полный спектр услуг по созданию и сопровождению корпоративных информационных систем, вне зависимости от масштабов организации.

У компании «АйТиДом» есть собственное производство, и мы можем собрать оборудование на порядок дешевле, чем у известных мировых брендов. Выпускаем персональные компьютеры под собственной торговой маркой «МИР», а также видеорегистраторы «МАГНА». Вопросов к сервису и сборке у наших заказчиков практически не возникает: более чем на десять тысяч продуктов приходится менее 0,2% сервисных обращений.

То есть, образно говоря, от болтов и винтиков - «под ключ»?

Да, как я уже сказала, мы предоставляем полный спектр услуг. В приоритете – индивидуальный комплексный подход.

Что предпринимаете для того, чтобы о вашей компании узнавали потенциальные клиенты?

Проводим веб-семинары и личные встречи, организуем бизнес-завтраки и онлайн-обучение, - возможностей много.

Финансовый оборот компании растет год от года. За счет чего: увеличение количества заказчиков, более сложные и, соответственно, более дорогие заказы? А что мешает развиваться быстрее?

Играют роль и тот, и другой факторы. Стало больше клиентов, усложнились задачи. Что нам мешает… Пожалуй, санкции. Импортозамещение не всегда удовлетворяет заказчика. И тем не менее мы ожидаем, что оборот компании «АйТиДом» в этом году увеличится на 10-15 процентов.

Сегодня практически любая бизнес-единица – от небольшого офиса до крупной корпорации – использует IT-инфраструктуру. Как правило, она включает серверное оборудование, сетевое оборудование, персональные рабочие станции, телефонию, call-центр, видеоконференцсвязь, виртуализацию серверов, приложений и многое другое. Компания «АйТиДом» готова предложить комплексные решения по модернизации и развертыванию IT-инфраструктуры для бизнесов любого масштаба. Мы проводим полный аудит текущего технического состояния и требований для IT-инфраструктуры предприятия. Поможем с поставкой систем любой сложности и конфигурации, дадим необходимые консультации по подбору требуемого оборудования и программного обеспечения, обеспечим квалифицированный монтаж, установку и обслуживание оборудования.

Сервис на гарантии

Любое устройство может выйти из строя. И тут на помощь приходит гарантийное обслуживание, которое обеспечивает компания-производитель. У АйТиДом есть специализированный сервисный центр продукции «МИР» и «МАГНА».

Каковы преимущества гарантийного обслуживания в вашем центре?

Наша компания предоставляет максимум услуг для удобства клиентов. Специалисты отремонтируют технику либо на месте, либо в сервисном центре. Преимущества: оперативный выезд, быстрая диагностика, вывоз и доставка устройств сервисным центром. Ремонт ПК, серверов «МИР» и видеорегистраторов «МАГНА» производится только оригинальными комплектующими.

Может ли изделие быть снято с гарантийного обслуживания?

В отдельных случаях – да, если недостатки вызваны нарушением правил его эксплуатации, хранения или транспортировки, изложенных в «Руководстве пользователя», механическими повреждениями, возникшими после передачи товара заказчику, снятием пломб или маркировки с любой части изделия. Кроме того, ТО должно проводиться только нашими специалистами, а не клиентом или третьей стороной. И, конечно, учитываются обстоятельства непреодолимой силы (пожар, стихия, молния и т.д.). Есть и еще ряд ограничений, о которых мы всегда заблаговременно предупреждаем заказчика.

Умными бывают даже остановки

Компания «Ростелеком» презентует в городах России свою новую разработку – «умную остановку». В конце прошлого года первая такая остановка появилась в Нижнем Новгороде , в этом году мы презентовали проект на Втором экономическом форуме в Саратове.

Многие слышали о преимуществах «умной остановки». Некоторые даже видели и пользовались. Но немногие в курсе, что именно компания «АйТиДом» претворяла в жизнь это решение…

Да, мы имеем к проекту «умная остановка» самое непосредственное отношение. Ее конструкция и «насыщение» - наша работа. Очень приятно, что и нижегородцы, и саратовцы, и гости городов смогли оценить возможности компании «АйТиДом».

«Умная остановка» - инновационный для России проект. Электронное табло показывает время прибытия транспорта. Сенсорная панель открывает доступ к информационным сервисам: городским новостям и прогнозу погоды. На интерактивной карте можно увидеть, где находятся достопримечательности, гостиницы, рестораны, кафе и проложить маршрут. Павильон оборудован точкой Wi-Fi, видеонаблюдением и кнопкой вызова экстренных служб. Легко даже заказать такси. Удобство, комфорт, безопасность – так можно оценить основные преимущества «умной остановки». И то, что мы стали партнером проекта, говорит о многом.

Сколько всего «умных остановок» уже смонтировано?

В Нижнем Новгороде – порядка ста. Сейчас ведутся переговоры с руководителями Саратовской и других областей.

Уже есть положительные отзывы?

Один из участников Саратовского форума выразил, мне кажется, основную мысль, когда говорил об оснащении «умной остановки». Процитирую: «Меня очень порадовало отношение к городской среде, которое демонстрирует компания «АйТиДом». Это дает нам возможность увидеть мир по-новому, более интересным, ярким, динамичным. Причем, что немаловажно: не только применять современные технологии сегодня, но и думать о завтрашнем дне. Мне бы хотелось, чтобы компания «АйТиДом» нам в этом помогала и впредь»

Алло, мы ищем таланты!

Фраза из разряда «затертых», но жизненных: «Кадры решают всё». Какой бы банальной она ни казалась, но практика неоднократно убеждала – так и есть.

В начале беседы вы упомянули о высококвалифицированных специалистах вашей компании. Где кадры ищете?

Приглашаем как опытных специалистов в различных областях ИТ, так и молодые таланты - студентов старших курсов и выпускников вузов. У любого есть возможность строить карьеру в области ИТ, осваивать новые технологии, обучаться в России и за рубежом, принимать участие в крупных проектах.

И на что способны ваши профессионалы?

Если говорить кратко, мы можем: предоставить клиентам эффективные инструменты в сфере информационных технологий, предложить оптимальные решения для развития бизнеса, помочь реализовать имеющийся потенциал.

Продолжите, пожалуйста, фразу: «Мы решим все вопросы вашей компании, которые касаются…»

- … технического оснащения, сопровождения электронной инфраструктуры, поставок и монтажа, необходимых для работы электронных средств коммуникации.

Мы накопили большой опыт при реализации различных проектов, заслужили доверие клиентов в регионах Российской Федерации, зарекомендовали себя надежным партнером крупнейших производителей IT-оборудования и программного обеспечения.

«АйТиДом» всегда готов предложить продукцию с оптимальным сочетанием цены и качества. Мы решаем две взаимосвязанные задачи: обеспечиваем клиентов наиболее оптимальными аппаратными и программными решениями в сфере компьютерного оборудования, презентационной и офисной техники, а также создаем и реализовываем индивидуальные проекты и решения в области информационных технологий.

Что можете гарантировать сотрудникам?

Постоянное профессиональное развитие: возможность обучения, повышения квалификации, приобретение практического опыта по работе современного оборудования, участие в тренингах, семинарах, конференциях и выставках, карьерный рост, бонусы и премии, полный социальный пакет, компенсация рабочих расходов… Перечислять можно долго.

И, естественно, не последнюю роль играет атмосфера в коллективе. Могу с уверенностью сказать: у нас прекрасная команда целеустремленных и талантливых людей!

Цели и задачи менеджмента

3. социально-политическая

4. финансово-экономическая

5. маркетинговая

6. управление персоналом

Особенности менеджмента в условиях рыночной экономики

1. ориентация организации на спрос и потребности рынка

2. стремление к повышению эффективности производства, получение оптимальных результатов с наименьшими затратами

3. хозяйственная самостоятельность организаций, обеспечивающая свободу принятия решений

4. обеспечение прозрачности финансово-экономической деятельности

5. постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка

6. выявление конечного результата деятельности организации, подведение итогов, анализ финансово-хозяйственной деятельности

7. использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений

Виды менеджмента и его составляющие

Виды менеджмента:

1. Административный – управление государственными и частными предприятиями

2. Государственный – деятельность звеньев исполнительной власти на общенациональном уровне

3. Стратегический – связан с постановкой целей организации и с поддержанием определенных взаимоотношений с окружающей средой, которые позволяют ей добиваться поставленных задач и соответствуют ее внутренним возможностям. (стратегия - набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений долгосрочного характера; план действий). Данный вопрос требует соблюдения норм организационного поведения

4. Производственный – система элементов, характеризующих производство, его организацию и техническое обслуживание. Цель: выполнение производственной программы, определяющей перечень количества и сроки, а также стоимость изготовленной продукции

5. Инновационный (инновация – прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого и др. характера). Цель: практическое использование научных, научно-технических результатов и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения уже производимого продукта, способа его производства, а также удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах

6. Инвестиционный (инвестиции – долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли). Цель: управление инвестициями в конкретной отрасли экономики, в развитии компании, производства продукции

7. Управление маркетингом (маркетинг – процесс определения, анализа и формирования потребительских нужд и желаний, направление ресурсов в компании для удовлетворения их с большей выгодой для производителя). Цель: деятельность направлена на разработку концепций и предложений по стратегическому планированию, осуществление координации деятельности с другими структурами производства, а также проведение анализа и контроля за целями, поставленными над маркетингом

8. Менеджмент персонала – состоит в управлении персоналом на предприятии. Цель: добиться наиболее эффективного использования способностей сотрудников в соответствии с целями предприятия и общества. При этом надо соблюдать охрану здоровья каждого человека

9. Финансовый – проявляется в составлении бюджета и планировании как на макро, так и на микро уровне, также к данной категории относится проведение анализа полученных финансовых результатов с целью сравнения полученных показателей с плановыми, выявление положительных и отрицательных результатов финансовой деятельности с целью учета их при дальнейшем планировании

10. Эккаунтинговый - состоит в сборе и обработке информации, раскрытии резервов для обеспечения более полного использования имеющегося потенциала

Составляющие менеджмента: миссия компании и ее цели; планирование (формирование путей достижения цели); организация (организация процесса управления); мотивация (определение моментов, способствующих выполнению поставленных целей); контроль (самого процесса управления или как оценка (анализ полученных результатов))

Принципы эффективного менеджмента

I. Принципы приоритетов: человеческий фактор, мотивация, профессионализм

II. Принципы критических факторов: фактор времени, информационные технологии, корпоративность

III. Принципы ориентирования: миссия и стратегия, качество, креативность

Функции менеджмента

1. планирование – проявляется в определении целей и приоритетов направления развития организации, а также в составлении программ необходимых действий, направленных на достижение поставленных целей. Виды планирования по срокам: долгосрочное (3-5 лет), среднесрочное (не менее 1 года), краткосрочное (до года). Стратегическое планирование – набор решений и действий, осуществляемых руководителем для достижения целей, поставленных организацией. Виды стратегического планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация работы компании, учет организационных стратегий прошлых лет

2. организация – проявляется в разработке правил, которые формулируются менеджерами для эффективного распределения обязанностей и разделения труда, что позволяет осуществить переход от планов к действиям. Особенности организации: организационное проектирование осуществляется делением всей компании на блоки по важнейшим направлениям, организация процесса работы призвана обеспечить эффективное функционирование и взаимодействие различных структур компании

3. управление – состоит из системы определенных правил, способствующих реализации поставленных целей и задач. Процесс управления подразумевает под собой комплекс мер, позволяющих организации добиться эффективных результатов при использовании минимальных затрат

4. мотивация – представляет собой процесс стимулирования сотрудников компании к деятельности, строго направленной на достижение поставленных целей. Виды мотиваций: моральное воздействие (внушение), экономическое стимулирование

5. контроль – представляет собой наблюдение за тем, насколько эффективно выполняются организации поставленной цели. Данная функция предполагает возможность корректировки отклонений от выбранных направлений реализации поставленной задачи. Контроль позволяет своевременно выявить и откорректировать возникшие проблемы до того, как они стали необратимы.

Школа научного управления

1. Школа "научного управления". Связана с именами Ф. Тейлора, Фрэнка и Лилии Гилберт. Г. Гантта. Они занимались: анализом содержания работы и ее основных элементов, замерами затрат времени на выполнение приемов труда, рабочих движений, выявлением непродуктивных движений, разработкой рациональных приемов труда - все это рассматривалось как средство совершенствования производства. Также предлагались эффективные процедуры, инструменты и оборудование. Основоположниками (Ф. У. Тейлор) школы предлагалось стимулирование с целью повышения заинтересованности работников в увеличении производительности и объема производства. Кроме того, предусматривалась необходимость отдыха и неизбежных перерывов в работе, чтобы время, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным. Также устанавливались нормы выработки, за превышение которых нужно платить дополнительно. Признавались важность отбора людей, которые соответствуют выполняемой ими работе, и необходимость обучения. Управленческие функции выделялись школой научного управления в отдельную сферу профессиональной деятельности

Школа поведенческих наук.

Наибольший вклад в развитие поведенческого направления внесли такие ученые, как К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Маслоу. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, коммуникации в организациях, качества трудовой жизни человека. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности и работника, и организации.

Бихевмаристское учение ориентирует управленческую деятельность на перенос акцента с задач на человека(заботу о человеке). Человек рассматривается как главная ценность организации(в основе которой профессиональные и личностные характеристики).

Эта школа значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившись главным образом на способах налаживания межличностных отношений.

Основополагающие принципы управления, сформулированные школой, которые широко применяются в кадровом менеджменте современной организации:

v Лояльность к работающим

v Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента

v Создание психологического климата, способствующего раскрытию способностей работников организации

v Установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах

v Использование методов работы с людьми, обеспечивающих их удовлетворение работой

v Соблюдение менеджером этических норм в бизнесе

v Честность и доверие к персоналу

13. Школа науки управления. Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. Наиболее известными представителями этой школы являются Р.Акофф, Л.Берталанфи, С.Бир, А.Гольдбергер, Д.Фосрестер, Р.Люс, Л.Клейн, Н.Джорджеску-Реган. Формирование школы науки управления связано с возникновением кибернетики и исследования операций. По своей сути, исследования операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель - форма представления реальности, упрощающая эту реальность, облегчающая понимание ее сложностей. После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями .

Функции управления.

v Планирование – ориентированный в будущее систематизированный процесс принятия решения, которое вырабатывается на основе целей, сформулированных данной организацией

v Регулирование - формирование корректирующих управляющих воздействий, приводящих объект управления в желаемое состояние. Данная функция предполагает подбор, анализ и оценку способов достижения поставленных целей.

v Контроль – сравнение фактического состояния объекта с плановым или желаемым

v Учет - процесс получения объективной информации о складывающейся на предприятии ситуации по выполнению заданных алгоритмов. После доведения планов до исполнения. А также в процессе их исполнения возможна ситуация отклонения от плана.
Причины отклонения:

· Влияние внешней среды

· Неверность и неточность исполнения

· Несовершенство основного плана

v Анализ – процесс, на основе которого составляется представление о складывающейся на объекте ситуации. Данная функция предназначена для сравнения плановых и полученных результатов, а также выявления причин отклонения в развитии объекта от поставленных задач. На основе полученных в результате анализа данных формируются выводы о различных направлениях деятельности компании (объекта).

Задачи и цели организации.

Цели организации - это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться трудовой коллектив. Организация имеет всегда хотя бы одну общую цель, к достижению которой стремятся все члены трудового коллектива. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями. Важно, чтобы намеченные трудовым коллективом цели для организации были реальными и выполнимыми.

§ Основные- коммерческие(получение прибыли, уменьшение издержек, повышение рентабельности, платежеспособности, финансовоустойчивости, увеличение доли на рынке) и социальные(привлечение потребителей и сотрудников)

§ Обеспечивающие- квалификация и опыт сотрудников, мотивация, действенность управления(четкость работы, стремление к результату), эффективность связанности подразделений.

Задача организации - это предписанная работа или ее часть (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Они определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой. С технологической точки зрения задачи в организации предписываются не работнику, а должности. В соответствии со структурой организации каждой должности предписан ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

v получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);

v обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;

v обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными

условиями труда и возможностью профессионального роста;

v создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

v охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;

v недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).

Задачи: формирование организационной структуры, деление на части (подразделения), делегирование полномочий и ответственности.

Функции организации.

Организация – группа людей, объединенных общей целью, задачами и программой. Значение термина «организация» - процесс организации деятельности людей или групп людей, объединенных для достижения какой-либо цели. Организация (предприятие) не может существовать неорганизованно, т.к. организационная деятельность является решающим фактором.

Функции организации:

· Экономическая – состоит в том, что коллектив осуществляет совместную трудовую деятельность на предприятии, в результате которой создаются материальные и духовные ценности с целью последующей их реализации.

· Социальная – заключается в удовлетворении социальных потребностей членов коллектива, таких, как возможность трудиться, общаться, получать моральное и материальное вознаграждение, делиться опытом и т.д..

32. Жизненный цикл организации.

Стадии:

1. Создание (становление, предпринимательство)

2. Рост (коллективность)

3. Зрелость

1. Создание – характерны нечеткие цели, но высокие творческие возможности.

2. Рост – формирование корпоративной культуры, правил, постановка высоких обязательств.

3. Зрелость – выработка и утверждение основных позиций и направлений деятельности компании, формирование сложной структуры организации, завоевание и утверждение организации в определенном секторе экономики.

4. Упадок – текучесть кадров, возрастающие конфликты.

Каждая организация стремится преодолеть этап упадка, сохранить позиции организации, поддержать и увеличить эффективность производства.

Элементы организации.

1. Цель – то, ради чего данная организация создавалась, действует и будет действовать в дальнейшем.

2. Миссия (внешняя цель) – для внешних участников процесса.

Ø Основные:

§ Коммерческие (получение прибыли, сокращение издержек, увеличение доли на рынке)

§ Социальные (привлечение потребителей и сотрудников)

Ø Обеспечивающие (вспомогательные):

§ Квалификация и опыт сотрудников

§ Мотивация

§ Действенность управления

§ Эффективность связанности подразделения

3. Персонал – совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация; человеческий капитал (компетентность, образование)

4. Управление – процесс координации различных типов деятельности с учетом их целей, условий выполнения задач, этапов реализации плана.

Важнейшая задача менеджеров всех уровней управления – не самому выполнять работу, а организовывать других для ее выполнения.

Сущность понятия «система».

Система – совокупность взаимосвязанных объектов, образующих определенную целостность и единство.

Элементы системы – части системы, которые, как правило, являются неделимыми.

Свойства системы – определенные качества, позволяющие описывать систему и выделять ее среди других систем.

Связи системы – то, что соединяет элементы системы и ее свойства.

Состояние системы оценивается в данный момент времени и характеризуется значениями существенными для решаемой задачи.

Виды систем :

§ Открытые (кибернетические) взаимодействуют с окружающим миром, обмениваются с окружающей средой информацией.

§ Закрытые (некибернетические) – не происходит получения ресурсов и обмена информацией с внешней средой. Закрытая система черпает энергию внутри себя.

Основные законы.

Закон синергии: сумма свойств организационного целого больше арифметической суммы свойств его элементов.

Закон наименьших: структурная устойчивость целого определяется устойчивостью его наименьшего звена.

Закон развития: каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Закон самосохранения : каждая система стремится сохранить себя, используя для этого весь свой потенциал.

Закон единства, анализа и синтеза: процессы разделения, специализации и дифференциации, с одной стороны, дополняются противоположными процессами – соединения, кооперации и интеграции: с другой – способствуют процессу формирования и развития организации.

Закон информации и упорядоченности: в организованном целом не может быть больше порядка, чем информации.

Закон композиции (согласования): отражает необходимое согласование целей организации, которые должны быть направлены на поддержание и осуществление более общих целей, способствующих эффективному функционированию организации.

Закон пропорциональности (гармонии): отражает необходимость определенного соотношения между частями целого.

Закон своеобразия: Для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура.

Полный порядок: состояние, когда определены границы системы, элементы системы и их взаимодействие.

Сущность закона синергии.

Закон синергии : сумма свойств организационного целого больше арифметической суммы свойств его элементов.

Получаемый суммарный эффект называется синергетическим. Данный закон поясняет свойство эмерджентности системы. Для конечного результата деятельности организации важен потенциал не отдельного элемента, а их совокупности. Задача руководителя: оптимизировать взаимодействие элементов для положительного эффекта синергии. Любое действие менеджера должно быть направлено на получение положительного эффекта.

Выражение закона синергии, введенное И. Ансофом:

1+1+1=5 – хорошая командная работа.

1+1+1=3 – средняя командная работа.

1+1+1=2 –плохая командная работа.

Теория лидерских качеств

Теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

В этом направлении были проведены сотни исследований, породивших предельно длинный список выявленных лидерских качеств. Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера:ум или интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела. Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями. Манна постигло аналогичное разочарование. Среди семи личностных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим предсказателем того, что его обладатель будет лидером. Однако практика этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено вплоть до середины 80-х гг. Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств: управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения/действий, чтобы это было привлекательным для последователей; управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями; управление доверием, пли способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных; управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Бенине предлагает лидерам делиться властью в организации для создания среды, в которой люди почувствуют значимость и возможность познания того, что они делают, а также то, что они часть этого общего дела. Создаваемая таким образом организационная среда должна вселять в людей силу и энергию через качество работы и посвященность работе. Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические(рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность и т.п.) психологические, или эмоциональные (проявляются на практике главным образом через характер человека), умственные, или интеллектуальные, и личностные деловые качества (носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций).

Теория лидерских качеств страдает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера, а следовательно, заложить какие-то основы теории.

Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.

Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно интересен, но, к сожалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуационных основ лидерства.

Типы конфликтов

С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов.

Первый - это конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.

Второй - это конфликт, вызванный тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение конфликтов, связанных с противоречием целей.

И наконец, третий - это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.

Исходя из уровней организационного взаимодействия, можно выделить пять уровней конфликтов в организации: внутри личности, между личностями, внутри группы, между группами, внутри организации. Эти уровни тесно связаны между собой. Путями разрешения конфликтов могут быть сила, власть, убеждение, сотрудничество, компромисс, уход от конфликта, согласие уступить, привлечение третьей силы, ведение игры и т.п. Рассмотрим каждый тип конфликта в отдельности.

Внутриличностный конфликт случается внутри индивида и часто по природе является конфликтом целей или конфликтом взглядов. Конфликтом целей внутриличностный конфликт становится тогда, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающих целей. Внутриличностный конфликт приобретает характер конфликта взглядов, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, расположений, ценностей или своего поведения в целом.

Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, если они воспринимают себя как находящихся в оппозиции друг к другу с позиций целей, расположений, ценностей или поведения. Это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта.

Внутригрупповой конфликт является больше чем простой суммой межличностных конфликтов. Это, как правило, столкновение между частями или всеми членами группы, влияющее на групповую динамику и результаты работы группы в целом. Производственные, социальные и эмоциональные процессы внутри группы влияют на появление причин и путей разрешения внутригрупповых конфликтов. Часто внутригрупповой конфликт возникает в результате изменения баланса сил в группе: смена руководства, появление неформального лидера, развитие групповщины и т.п..

Межгрупповой конфликт представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп в организации. Такое противостояние может носить профессионально-производственную (конструкторы - производственники - маркетологи), социальную (рабочие и руководство) или эмоциональную («лентяи» и «трудяги») основы. Обычно такие конфликты носят интенсивный характер и при неправильном управлении ими не дают ни одной из групп выигрыша.

Развитие внутригруппового конфликта приводит к внутриорганизационному конфликту. Порой бывает очень трудно провести разницу между этими двумя типами конфликтов. Внутриорганизационный конфликт тем не менее чаще всего ассоциируется с противостоянием и столкновениями, возникающими на почве того, как были спроектированы отдельные работы или организация в целом, а также на почве того, как формально распределена власть в организации. Выделяются четыре разновидности этого конфликта: вертикальный, горизонтальный, линейно-функциональный, ролевой. Так, вертикальный конфликт - это конфликт между уровнями управления в организации. Горизонтальный конфликт вовлекает равные по статусу части организации и чаще всего выступает как конфликт целей. Развитие горизонтальных связей в структуре организации во многом помогает его разрешению. Линейно-функциональный конфликт чаще носит сознательный или чувственный характер. Его разрешение связано с улучшением отношений между линейным руководством и специалистами, например, путем создания целевых или автономных групп. Ролевой конфликт возникает тогда, когда индивид, выполняющий определенную роль, получает неадекватное его роли задание.

Ф. Тейлор и М. Вебер видели в конфликтах разрушительные свойства и в своих учениях предлагали меры к «полному» устранению конфликтов из жизни организации. Однако нам известно, что этого не удалось осуществить на практике. Бихевиористская, а затем и современная школы управления установили, что в большинстве организаций конфликты могут иметь и конструктивные начала. Многое зависит от того, как конфликт управляется. Разрушительные последствия возникают тогда, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен. Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным и не находит тем самым своего адекватного разрешения. Различия кажутся очень незначительными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы. Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается, как правило, развитием у его участников стресса. Это, в свою очередь, ведет к снижению морали и сплоченности. Конструктивная сторона ярче проявляется, когда конфликт по уровню достаточен для мотивации людей. Обычно такие конфликты возникают на основе различия в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга. В ходе обсуждения различий, которые нельзя не учесть, но и нельзя совместить в существующем виде, вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме. Такое решение приводит к более эффективной работе в организации. Наличие у конфликта позитивных свойств нередко служит причиной того, что такого рода конфликты искусственно встраиваются в структуру организации, чтобы получить нужный положительный эффект. Так, визирование документов в разных службах и отделах - один из таких случаев.

Цели и задачи менеджмента

Цели менеджмента: получение (увеличение) прибыли; повышение эффективности хозяйствования; удовлетворение потребностей рынка; максимизация показателей экономики; решение социальных вопросов

Задачи менеджмента: сделать людей способными к совместному действию и придать их усилиям эффективность; постановка простых, четких и видимых задач; предприятия и каждый работник должны развивать свои потребности и иметь возможность их удовлетворять; обеспечение эффективного управления персоналом; организация производства конкурентоспособных товаров; совершенствование производственного и управленческого процесса; внедрение новейших наукоемких и ресурсосберегающих технологий; повышение качества продукции; снижение затрат на производство

Основные задачи менеджмента: вначале требуется сделать желаемого возможным, а затем реальным; при минимальных затратах надо добиться максимально эффективных результатов

Сферы деятельности менеджмента

1. производственная – отвечает за обеспечение задач производственного цикла

2. административная – отвечает за обеспечение коммуникаций в процессе и организации

3. социально-политическая

4. финансово-экономическая

5. маркетинговая

6. управление персоналом

Сфера деятельности – это выбор труда, работ и услуг включающий в себя разнообразные направления трудовой деятельности в которой выполняются определенные задачи и процессы, направленные на достижение определенных результатов.

В организациях сферой деятельности является определенный вид работ и услуг, предусмотренных уставом включающий в себя разнообразные направления деятельности.

На сегодняшний день существует огромное количество сфер деятельности, начиная от медицины и заканчивая искусством. И от того, занимается ли человек или целая компания «своим делом», зависит процветание, карьера и качество жизни. Сам смысл фразы «сфера деятельности» предполагает какую-либо область труда. По сути, это работы ли услуги, которые предоставляются компаниями, предприятиями, определенными организациями или отдельно взятыми людьми. Но перечень услуг, предоставляемый определенной организацией, обязательно зависит от сферы ее деятельности. Выбрав сферу деятельности, компания или отдельное лицо стремится «занять свою нишу на рынке», и от правильности данного выбора зависит дальнейшее процветание компании или отдельного человека.

Основные виды сфер деятельности

Первая сфера деятельности - политическая, она подразумевает работу в государственных структурах. Люди политики от рождения склонны к манипуляциям, они раскрывают свой потенциал через управления людьми. Они стремятся к власти, реализуя себя через это.

Следующая сфера - это бизнес, которая, в свою очередь, подразделяется на несколько отдельных сфер: коммерческий бизнес, финансовый бизнес, производственный бизнес, посреднический и страховой бизнес. Производственный характеризуется непосредственно производством товаров. Предоставлением услуг и осуществлением разнообразных работ, как правило, занимаются коммерческие организации. Финансовая сфера включает деятельность банков, фондовых бирж и финансовых компаний, осуществляющих операции с ценными бумагами, валютные операции и инвестирование. Люди, занимающиеся в сфере бизнеса - это люди конкретных дел или поступков, для которых результат должен быть выражен в материальной форме и быть конкретным и ощутимым. Они стремятся к захвату все большей доли рынка и открытию постоянно разных бизнесов.

К третьей сфере можно отнести обучение, то есть воспитательскую и преподавательскую деятельность. Учитель - это тот человек, который способен воспитывать и поддерживать личность другого человека, то есть сам должен быть очень здоровой и крепкой личностью, любить учить, наставлять, выявить и поддерживать лучшие стороны ученика, исходя из его индивидуальности.

Еще одна сфера деятельности - искусство и творчество. Тут самовыражаются артисты, художники, режиссеры, писатели, композиторы и другие. Сюда же можно отнести и сферу науки, которая включает работу исследовательских институтов и высших учебных заведений. Люди искусства, как правило, живут эмоциями, которые они выражают через искусство. Другими словами, это осознанная передача своих тонких состояний людям через различные формы творчества. Человек искусства постоянно пробует новые формы самовыражения в разных видах искусства. А наука в наше время привязана к экспериментам в материи. Такие люди занимаются изучением и выведением закономерностей по аналогии через интуицию, то есть это работа с прямым знанием о процессах творения мира.

И, наконец, последняя сфера - медицина, которая предполагает деятельность различных медицинских организаций. Люди, занимающиеся медициной - это люди-живчики, с большим количеством энергии. Сюда можно отнести и воинов, ведь оздоровительная гимнастика пошла из боевых искусств.

Как выбрать сферу деятельности

Человеку очень важно «найти себя» в этой жизни и дело, в котором он сможет реализоваться на все 100%. Если же по каким-либо причинам человек не применяет себя правильно, то в лучшем случае он погрузится в бесконечный поиск своего предназначения, а в худшем - станет неудачником, выполняя неестественную для себя работу, и до конца жизни влачить жалкое и унылое существование. Поэтому обязательно нужно учитывать свои индивидуальные особенности и вовремя направить их в нужное русло. Стать известным и заслуженным хирургом, построить успешный бизнес или привести страну к процветанию можно только оказавшись на своем месте. В противном случае человек растеряет как свои личные качества, так и профессиональные.

I. В зависимости от сферы деятельности в предлагаемой классификации выделяют экономические, организационные, технические, коммуникативные управленческие решения.

Экономические решения призваны дать ответ на вопросы:

· что производить?

· какое количество продукции найдет сбыт?

· какой уровень производственных затрат оптимален?

· по какой цене следует реализовывать готовую продукцию?

· какие экономические выгоды даст производство инвестору и обществу в целом?

Организационные решения предполагают разрешение проблем организации производства продукции и дают ответы на следующие вопросы:

· где географически следует разместить производство?

· какие производственные помещения потребуются для организации производства?

· каковы потребности в персонале?

При этом организационные решения должны содержать конкретные мероприятия по удовлетворению производственных потребностей предприятия.

Технические управленческие решения решают проблему выбора технологии производства продукции, технического оснащения производственных подразделений фирмы и их совершенствования.

Коммуникативные решения предполагают мероприятия по установлению, поддержанию и совершенствованию связей организации с субъектами внешней среды, а так же организацию связей между элементами организационной структуры самого предприятия.

II. Исходя из сроков действия и влияния на перспективы развития, оперативные, тактические и стратегические.

Оперативные решения выполняют корректирующую роль непосредственно в ходе производственной деятельности предприятия, решая внезапно возникающие проблемы, не терпящие отлагательства.

Тактические управленческие решения, как правило, ориентированы на кратко и среднесрочную перспективу и проблемы производственно-технического характера. Стратегические управленческие решения призваны обеспечить выполнение организацией ее миссии и, за счет этого, ее выживание в условиях жесткой конкуренции.

III. По целям различают коммерческие и некоммерческие управленческие решения. Коммерческие решения предполагают осуществление действий направленных на достижение определенного экономического эффекта: увеличение объемов оборота, увеличение валового дохода или прибыли и т.п. Управленческие решения некоммерческого характера непосредственно не преследуют экономические цели. Они, как правило, направлены на создание социального имиджа фирмы, социальное развитие муниципального или регионального сообщества, в рамках которого функционирует организация, решение проблем охраны окружающей среды, улучшение условий труда и отдыха работников, а так же развитие некоммерческих направлений деятельности организации.



IV. В зависимости от вида лица, принимающего решение, и организации выработки коллективными или индивидуальными (личными). Приоритетность тех или иных решений в конкретной организации определяется стилем руководства, степенью централизации организационной структуры и управления, располагаемым бюджетом времени для принятия и реализации управленческого решения.

V. Степень уникальности управленческих решений позволяет говорить о рутинных (нетворческих) и уникальных (творческих) решениях. В деятельности любой организации встречаются как часто повторяющиеся, стандартные ситуации, так и новые нестандартные проблемы. Для преодоления повторяющихся проблем необходимо разрабатывать стандартные процедуры, комплекс которых составляет содержание рутинных (нетворческих) управленческих решений. Нестандартные проблемы требуют в каждом случае выявления составляющих элементов, имеющихся ограничений, выработки и анализа множества допустимых вариантов решения данной проблемы, что придает управленческому решению творческий характер.

VI. Полнота исходной информации предполагает разделение управленческих решений на решения, принимаемые:

· в условиях определенности,

· в условиях риска,

· в условиях неопределенности.

Решение принимается в условиях определенности , когда руководитель точно знает результат каждого из альтернативных вариантов решения. Примером могут служить инвестиции в депозитные сертификаты или государственные облигации.

Решение считается принимаемым в условиях риска , если известна вероятность всех альтернативных решений. При этом сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице.

Решение принимается в условиях неопределенности тогда, когда невозможно определить вероятность потенциальных результатов.

VII. Обычно при принятии управленческого решения лица, принимающие управленческие решения основываются на интуиции, суждениях или рациональном выборе. В соответствии с критерием обоснованности управленческие решения могут быть интуитивными, основанными на суждении и рациональными . В свою очередь управленческие решения, основанные на суждении, в зависимости от характера людей, принимающих решение, подразделяют на уравновешенные, импульсивные, инертные и рискованные.

VIII. По рангу управления или уровню иерархии управленческие решения подразделяются на решения высшего, среднего и нижнего уровней . В современных организациях наибольшее количество решений принимается на среднем уровне. Зачастую и решения высшего уровня подготавливаются и разрабатываются на среднем уровне управления.

IX. В зависимости от масштабности управленческие решения подразделяют на комплексные – предназначенные для решения многофакторных проблем, имеющих сложную внутреннюю структуру, и частные , которые применяются в решении частных вопросов деятельности организации.

X. В зависимости от направленности управленческих решений на объекты внешней или внутренней среды они подразделяются на внешние и внутренние решения. При этом следует исходить из того, что управленческое решение не может изменить факторы внешней среды. Внешнее управленческое решение призвано корректировать связи организации с окружающим миром в интересах осуществления миссии или достижения целей организации.