Формы взаимодействия общественных организаций с органами местного самоуправления. Роль общественных объединений в мсу I. Общие положения


Глава МО Соль-Илецкий городской округ

«О взаимодействии органов местного самоуправления с политическими партиями и общественными объединениями»

Взаимодействие власти и общества всегда имеет большое значение. Это один из важнейших показателей эффективности и стабильности действующей власти. От количества общественных организаций и объединений, уровня их активности и способности влиять на власть можно судить о том, насколько публичные органы открыты для взаимодействия с обществом. С другой стороны, и для самой общественности важна и необходима поддержка со стороны власти. Это две взаимовлияющие составляющие политического процесса.
На территории Соль-Илецкого района стабильно работают общественные организации и политические партии, каждая из которых отражает интересы определенной части общества.
Одной из старейших и наиболее активных организаций района является общественная организация ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Возглавляет организацию Федор Лукьянович Нарыжнев. Совет ветеранов оказывает социальную поддержку ветеранам войны и труда, гражданам пожилого возраста, участвует в мероприятиях по патриотическому воспитанию молодежи. В составе совета 40 первичных организаций, из них в селах 22, в городе 18. Это позволяет довольно эффективно координировать работу совета. Первичные ветеранские организации являются опорными пунктами, через которые устанавливается связь с каждым ветераном села, организации предприятия. Совет ветеранов сотрудничает с другими общественными организациями, ведет совместную работу с районной администрацией.
Активно работает на протяжении многих лет Совет женщин Соль-Илецкого района (Заборсен Л.В.), который занимается решением проблем семьи, материнства и повышением роли женщины в общественно-политической, экономической, культурной жизни. Совместно со школами, учреждениями культуры, администрациями поселений проводят различные мероприятия спортивной, культурно-развлекательной направленности с приглашением семей с детьми.
Работают Соль-Илецкое районное отделение Оренбургской областной общественной организации «Союз ветеранов локальных войн и военных конфликтов» (Д.Ф. Абдульманов), Соль-Илецкое районное отделение Оренбургской региональной организации «Братство» общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане (А.П.Белькович). Последняя активно участвует в спортивных мероприятиях, проводимых в районе.
Все активнее заявляет о себе современное казачество. В районе создана некоммерческая организация - Соль-Илецкое хуторское казачье общество, являющееся структурным подразделением Оренбургского отдельского казачьего общества «Первый отдел Оренбургского казачьего войска». На сегодняшний день это единственная в Соль-Илецком районе казачья организация, юридически оформившая свой статус.
Еще одним важным элементом общества является молодежь.
В нашем районе проживает 12680 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. Районные молодежные и детские объединения способствуют формированию нравственных ценностей и культурных традиций нового поколения, обеспечивают информирование молодежи о ее правах и возможностях, поддерживают и укрепляют институт молодой семьи. При поддержке данных организаций дети и молодежь района участвуют в различных конкурсах и мероприятиях, объединяются в клубы по интересам. В районе проживает достаточно большое количество молодежи и поэтому очень важно уделять внимание данной подгруппе общества. От заинтересованности молодых людей, от уровня их вовлеченности в общественную жизнь, от возможностей самореализации зависит не только дальнейшее развитие гражданских связей в обществе, но и будущее в целом. В прошедшем году путём Интернет - голосования состоялись выборы в Молодёжную Палату Соль-Илецкого района. Основной целью Молодежной палаты является повышение роли молодежи в решении вопросов молодежной политики на территории муниципального образования, а также содействие Совету депутатов в разработке нормативных правовых актов, направленных на решение вопросов местного значения по организации и осуществлению мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью.
В 2012 году в нашей стране началась активно политическая реформа, были внесены изменения в федеральный закон «О политических партиях». В стране зарегистрировано на сегодняшний день 64 политические партии, действуют 135 организационных комитетов политических партий.
У нас же в районе на протяжении последних лет стабильно функционируют 4 партии. Это местные отделения партии «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, партии «Справедливая Россия».
Мы открыты для диалога и сотрудничества с общественным объединениями, политическими партиями и решать вопросы совместно в интересах жителей нашего района.
С целью повышения роли взаимодействия администрации с общественностью района, привлечения широких слоев населения к выработке предложений по важнейшим социальным, экономическим и политическим вопросам развития, представители общественности регулярно приглашаются на публичные слушания, для обсуждения проекта местного бюджета и отчета о его исполнении, проекта устава. Участвуют в ежегодных отчетах главы района.
Взаимодействие и координация действий власти и общественных организаций имеет большое значение. С этой целью, а также в целях содействия социальной и политической стабильности в районе образован общественно-политический совет при главе муниципального образования Соль-Илецкий район. Совет является консультативным органом.
Основными задачами совета являются:
- взаимодействие с политическими партиями и общественными объединениями в целях сохранения социально-политической стабильности в районе;
- развитие социального партнерства между органами местного самоуправления и местными отделениями политических партий.
Основными функциями совета являются:
- анализ тенденций общественно-политической обстановки в районе и выработка необходимых рекомендаций;
- разработка предложений по созданию благоприятных условий для участия жителей Соль-Илецкого района в политических процессах;
- информирование местных отделений политических партий об основных направлениях политики руководства района;
- оказание консультативной, информационной и методической помощи органов местного самоуправления области по вопросам взаимодействия с партийными организациями на местах;
- организация конференций, круглых столов и других мероприятий для обсуждения общественно-политической проблематики.
Для осуществления своих функций совет проводит заседания. Заседания совета проводятся не реже одного раза в квартал. Заседание совета считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины общего числа его членов.
Надеюсь, что общественно-политический Совет станет связующим звеном между различными сегментами общества и местной властью при решении проблем различного характера.

Органы местного самоуправления обязаны совершать действия и принимать решения исходя из публичных интересов, руководствуясь необходимостью удовлетворения общественных потребностей, т.е. публичного интереса неопределенного круга лиц либо конкретного гражданина или организации. Поэтому и взаимоотношения органов местного самоуправления и их должностных лиц с гражданами и их объединениями должны выстраиваться на базе принципа обеспечения законных прав и интересов последних.

Реализован такой принцип может быть в различных формах, однако все действия и решения органов местного самоуправления и их должностных лиц должны быть направлены на обеспечение защиты прав и интересов гражданина или объединения граждан.

Инициатором вступления в рассматриваемые взаимоотношения могут быть как органы местного самоуправления и их должностные лица, так и граждане или объединения граждан.

Граждане могут обращаться в органы местного самоуправления или к должностным лицам местного самоуправления с просьбами, предложениями, жалобами или иными обращениями.

Обращения могут касаться вопросов защиты прав потребителей, разъяснений отдельных норм действующего законодательства, консультирования и др. вопросов. Причем граждане могут обращаться в органы местного самоуправления индивидуально, т.е. от своего имени, и коллективно, т.е. от группы граждан. Соответственно, лицо, к которому обращается гражданин, обязан постараться решить существующую проблему гражданина, подготовить ему подробный письменный ответ с разъяснением порядка действий, если решение вопроса находится вне компетенции органа местного самоуправления, или оказать иное содействие, способное удовлетворить потребности гражданина, гарантированные ему законом.

Органы местного самоуправления могут обращаться к гражданам, проживающим на территории муниципального образования, за помощью в организации и проведении какого-либо мероприятия, с предложениями, с просьбой о совместном принятии решения.

Обращения органов местного самоуправления к гражданам могут иметь и иной характер, обусловленный общественной потребностью решить тот или иной вопрос общественной важности.

Объединения граждан могут обращаться в органы местного самоуправления по вопросам оказания им поддержки или содействия в решении организационных задач, отдельных проблем или вопросов.

Взаимоотношения органов местного самоуправления с объединениями граждан могут основываться и на партнерских принципах. В таких случаях органы местного самоуправления и объединения граждан могут объединять свои усилия для решения той или иной общественной проблемы, т.е. проблемы, затрагивающей все или часть населения муниципального образования.

Например, взаимоотношения органов местного самоуправления с объединениями граждан в жилищной сфере могут являться инструментом обеспечения условий для эффективной деятельности как самих органов местного самоуправления, так и развития инициатив граждан по улучшению ситуации в коммунальной сфере.

Органы местного самоуправления могут участвовать в выполнении коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей. При этом они обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников.

Одним из правовых инструментов обеспечения взаимодействия, установленных Федеральным законом, является Общественная палата, одной из задач которой и является обеспечение взаимодействия граждан, общественных, религиозных, политических и иных объединений граждан с органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе взаимодействовать с любыми субъектами предпринимательской деятельности независимо от формы их собственности.

Предметом, в отношении которого могут выстраиваться их взаимоотношения, могут являться различные вопросы, касающиеся как интересов самого субъекта предпринимательской деятельности (выделение земельного участка для строительства объекта предпринимательской деятельности, консультирование и проч.), так и интересов муниципального образования (предложение о пропаганде здорового образа жизни среди населения, предложение организовать и провести праздник, смотр, конкурс и другие социально-культурные мероприятия за счет средств предпринимателя и т.п.).

Взаимоотношения органов местного самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности, в том числе с индивидуальными предпринимателями, могут быть основаны на публично-правовых или гражданско-правовых началах.

Так, соглашение между субъектом предпринимательской деятельности и органом местного самоуправления о сотрудничестве в социальной сфере будет являться публично-правовым актом. А договор на поставку для муниципальных нужд товаров или оборудования будет являться гражданско-правовым актом.

Особенностью взаимоотношений органов местного самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности является то, что такие взаимоотношения должны быть направлены только на обеспечение, защиту или удовлетворение общественных потребностей населения или конкретного гражданина, проживающих на территории муниципального образования.

Например, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов обязаны в силу закона содействовать организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи.

Кредитные потребительские кооперативы граждан могут взаимодействовать с органами местного самоуправления в деле реализации требований Федерального закона "О кредитных потребительских кооперативах граждан".

Марийский юридический вестник

Р. В. Горнев

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Статья посвящена проблемам взаимодействия местного самоуправления и общественных объединений. Общественные объединения являются одним из институтов гражданского общества и взаимодействие органов местного самоуправления с ними должно быть направлено на решение возникающих в муниципальном образовании проблем. Считаем, что необходимо законодательно закрепить формы и способы правового взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений.

Ключевые слова: местное самоуправление, общественные объединения, некоммерческие организации, взаимодействие, формы.

Проблема гражданского общества, взаимодействия его элементов с органами публичной власти относится к числу фундаментальных научных проблем современности. Она появилась с возникновением государства и разделением общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности1. При этом, если в области взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества и общественными объединениями, в частности, некоторые проблемы в настоящее время решены1 2, то сфера взаимодействия местного самоуправления с общественными объединениями по-прежнему является мало изученной. Кроме того, следует отметить несовершенство собственно законодательного регулирования взаимодействия органов местного самоуправления с общественными организациями.

Помимо указанного, стоит отметить отсутствие в юридической науке комплексных исследований непосредственного взаимодействия общественных объединений с органами местного самоуправления. Все вышеуказанное определяет актуальность темы, выбранной для исследования.

Юридическое определение местного самоуправления содержится в различных нормативных правовых актах и документах. В правовой литературе отмечается, что Конституция РФ непосредственно не предлагает исчерпывающей юридической трактовки местного самоуправления, вследствие чего создается иллюзия допустимости чрезмерно широкой интерпретации данного феномена в российских условиях3. Многообразие конституционных характе-

1 Лысенко В. В. Гражданское общество и общественные объединения в РФ // Актуальные проблемы конституционного и муниципального права. - 2001. - № 1. - С. 25.

2 Шерьязова А. С. Взаимоотношения государственных органов и общественных объединений: конституционно-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2011.

3 Князев С. Д. Местное самоуправление в Российской Федерации: конституционная природа и значение для муниципального права // Журнал российского права. - 2008. - № 6.

ристик местного самоуправления, сопряженное с их известной противоречивостью и неупорядоченностью, на первый взгляд, позволяет с одинаковым успехом говорить как об абсолютной самостоятельности (изоляции) муниципальных институтов от системы управления государством, так и о самой жесткой зависимости от нее\ В этой связи полагаем, что особое значение для уяснения сущности местного самоуправления имеют положения Европейской хартии местного самоуправления1 2. В соответствии со статьей 3 указанного международного правового акта под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Ни российское законодательство, ни указанный международный правовой акт не оставляют сомнений по поводу сути местного самоуправления. Это -самостоятельный уровень публичной власти в государстве, одна из форм народовластия. Вместе с тем, иногда в юридической литературе можно встретить высказывания о местном самоуправлении как составной части гражданского общества, приводится мотивация о заинтересованности граждан в решении местных проблем на локальной территории, самостоятельных инициативах населения. Подобная самостоятельность ассоциируется с основополагающим принципом гражданского общества - его независимым положением по отношению к государству. Однако правильным представляется высказывание о том, что нельзя отождествлять местное самоуправление с одним из элементов гражданского общества3. Думается, что местное самоуправление - своеобразный мост между гражданским обществом и государством.

В правовой литературе общественные объединения определяются как «важнейшие институты гражданского общества, самодеятельные и самоуправляющиеся ассоциации его членов, добровольно создающиеся для реализации разнообразных личных интересов субъектов этих организаций и через их всеобщую зависимость и взаимосвязь для решения интересов общественных»4.

В работах отечественных исследователей В. С. Нерсесянца и Е. А. Лука-шевой отмечается, что общественные объединения есть «правовая форма взаимоотношений личности и общества»5, «форма ограничений притязаний

1 Волков В. Э. Местное самоуправление: конституционные основания правового регулирования компетенции муниципальных образований: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2007. - С. 3.

2 Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 // СЗ РФ. - 1998. - № 36. -Ст. 4466.

3 Уваров А. А. Местное самоуправление и гражданское общество // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 15.

4 Солдатов С. А. Общественные организации в РФ (политико-правовое и институционное исследование). - М, 1994. - С. 34.

5 Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. - М, 1993. - С. 15.

Марийский юридический вестник

власти..., противовес всесилию государственной власти, призванный обеспе-

чить ее ограничение и самоограничение» .

Общественное объединение является самостоятельным, самоуправляемым, независимым от органов публичной власти элементом гражданского общества, основной целью деятельности которого является реализация целей и интересов его участников.

Вместе с тем, И. В. Мерсияновой высказывается точка зрения об общественных объединениях как элементах местного самоуправления. В обоснование автор замечает, что указанная точка зрения, в отличие от юридической трактовки, более полно отражает социальную сущность местного самоуправления как системы субъектов, объектов, отношений и взаимосвязей между ними, функционирующей с целью удовлетворения потребностей населения1 2. Не вдаваясь в социологическую сущность исследуемых вопросов, отметим, что общественные объединения, будучи важным институтом гражданского общества, не являются элементом местного самоуправления, поскольку не входят в систему публичной власти и независимы от нее.

Отмечается, что некоммерческие организации (соответственно, и общественные объединения, в том числе) - это активная часть населения, взявшаяся за решение социальных проблем и образовавшая для этого формальные или неформальные группы. Поэтому они являются одними из институтов гражданского общества, и взаимодействие органов местного самоуправления с ними должно быть направлено на решение возникающих в муниципальном образовании проблем3.

Рекомендация 139(2003) Конгресса местных и региональных властей Совета Европы «О неправительственных организациях и местной и региональной демократии» устанавливает, что местные неправительственные организации выполняют свои задачи в жизни и деятельности граждан. Они, будучи организованы на добровольной основе, играют в рамках уставных задач и в соответствии с правилами своей деятельности важную роль в строительстве подлинного гражданского общества, сближая граждан с органами местного самоуправления, и в укреплении подлинной плюралистической демократии. Партнерство, основанное на общем стремлении, как со стороны местных властей, так и со стороны некоммерческих организаций, позволяет укрепить местную демократию и расширить участие граждан, уменьшив дистанцию между местными властями и гражданами, гарантируя учет всех мнений и позиций.

1 Приоритет прав человека как определяющий принцип правового государства. Общая теория прав человека / отв. ред. Е. А. Лукашева. - М, 1996. - С. 25.

2 Мерсиянова И. В. Общественные объединения как элемент местного самоуправления: проблемы институционализации: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Ставрополь, 2010.

3 Социальная политика в муниципальных образованиях: учебник / под общ. ред. Н. А. Волгина, В. К. Егорова, С. В. Калашникова. - М., 2006. - С. 418.

2. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

Данное партнерство основывается на необходимости приближения процесса принятия решений к уровню граждан и расширении механизмов консультаций, информирования и участия граждан в оценке новых форм управления на территориальном уровне, а также в направлении процесса постоянного согласования действий между НКО и местными властями. Такое партнерство характеризуется взаимодополняемостью тех услуг, которые могут предоставить гражданам на местном уровне, с одной стороны, местные власти, а с другой -НКО, во многих областях, таких, как социальная сфера, образование, культура, окружающая среда, градостроительство и управление природными ресурсами в контексте устойчивого развития территорий1.

В условиях реформирования отечественной правовой политики в рассматриваемой сфере целесообразным представляется законодательное совершенствование форм и способов взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений. В частности, по нашему мнению, следует закрепить в Федеральном законе «Об общественных объединениях»1 2 следующие формы взаимодействия:

1) вовлечение представителей общественных объединений в работу временных рабочих органов по разработке проектов муниципальных правовых актов;

2) участие в избирательном процессе на местном уровне;

3) заключение договоров и соглашений о взаимодействии между органами местного самоуправления и общественными объединениями;

4) участие общественных объединений в выработке решений, принимаемых органами местного самоуправления в рамках постоянно действующих консультативных советов, экспертных советов, общественных палат, «круглых столов».

Кроме того, следует совершенствовать существующие и создавать новые экспертные и консультативные советы, общественные палаты, которые будут своеобразной «площадкой» для правового взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений. Считаем, что указанные меры позитивно отразятся на механизме взаимодействия местного самоуправления и общественных объединений.

1 Рекомендация 139(2003) Конгресса местных и региональных властей Совета Европы «О НПО и местной и региональной демократии» // Об участии граждан в общественной жизни на местном уровне. Обнинск: Институт муниципального управления (серия «Документы Совета Европы»), 2005. - С. 26-27.

2 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930.

Марийский юридический вестник

SOME PROBLEMS OF THE CONNECTION OF THE LOCAL GOVERNMENT AND PUBLIC ASSOCIATIONS

This article covers the problems of the connection of the local government and public associations is actual and insufficiently explored question nowadays. Public associations are one of the institutes of the civic society. Connection of the local government and public associations should be directed on the decision of the problems by municipality. We consider it is necessary to legislate forms and means of law connection local government and public associations.

Keywords: local government, public associations, uncommercial associations, connection, forms.

ГОРНЕВ Роман Вадимович - аспирант кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: [email protected]

GORNEV Roman Vadimovich - Postgraduate Student of the Department of Constitutional and Administrative Law of Mari State University, Yoshkar-Ola.

В общественных объединениях установлена зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности. Обязательное указание на территориальную сферу деятельности общественного объединения должно содержаться в названии организации . Существуют четыре территориальных вида общественных объединений:

  1. Общероссийское общественное объединение может осуществлять свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. В настоящее время в составе РФ - 85 субъектов. Отсутствие необходимого количества структурных подразделений является нарушением и может повлечь за собой ликвидацию общественного объединения. Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения .
  2. Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Для получения данного статуса достаточно иметь отделения минимум в 2 субъектах РФ . Межрегиональные общественные объединения имеют особую структуру, которую, как правило, составляют региональные и местные отделения.
  3. Региональное общественное объединение , деятельность такого объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта . Например, Московская общественная организация защиты прав потребителей, как следует из самого названия организации, действует на территории Москвы.
  4. Местное общественное объединение ведет свою деятельность в пределах территории только одного органа местного самоуправления. Например, Местная общественная районная организация автомобилистов Лосиноостровская, действует на территории внутригородского муниципального образования Лосиноостровское города Москвы.

Отделения вправе приобретать права юридического лица и вправе также осуществлять деятельность на основании своих уставов , зарегистрированных в установленном порядке. При этом цели и задачи отделений не должны противоречить уставу головного общественного объединения. Именно возможность регионального отделения стать самостоятельным юридическим лицом приводит к тому, что при создании регионального отделения, в нем должно быть не менее трех членов - представителей данного региона. Так как общественное объединение создается по инициативе учредителей - не менее трех физических лиц и (или) общественных объединений.

Местное самоуправление, являясь нижним звеном публичной власти, представляет собой совершенно особый политический институт и особую сферу управления, отличную от государственного управления. Основное отличие заключается во влиятельной роли населения и разных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Баланс властных и общественных начал предстает важнейшим институциональным свойством местного самоуправления. Местное самоуправление определяется как уровень организации власти в государстве, на котором органично переплетаются управленческие и самоуправленческие механизмы по решению вопросов местного значения. Представления о значительной роли самого населения в функционировании местного сообщества основаны на свойствах вопросов местного значения. Их решение должно происходить исключительно из интересов жителей. Вопросы местного значения - это проблемы тех людей, которые проживают на данной территории. Именно жители обладают наиболее полной информацией о проблемах, а также вариантах их решения. Население, граждане и общество рассматриваются как единственные субъекты местного самоуправления, которые вправе осуществлять контроль за деятельностью органов местного самоуправления, получать необходимую достоверную информацию о ней. Многие зарубежные модели местного самоуправления построены на развитой инфраструктуре участия населения, а также интенсивного взаимодействия населения с органами местной власти.

Одна из основных целей современной муниципальной реформы напрямую касалась населения как активного субъекта местной жизни. Как отмечал Президент России Д. А. Медведев, приоритетность такой государственной задачи как развитие местного самоуправления связано с тем, что «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху». Главная цель реформы заявлялась как создание подлинно самоуправляющейся системы публичной власти низового уровня. И, безусловно, одним из важнейших инструментов для реализации этой цели заявлялось стимулирование и поддержка объединений жителей для самостоятельного решения вопросов своих территорий.

Для развития общественно-властного взаимодействия необходимы следующие условия:

Необходимость предоставления гражданам права принимать решения, которые наиболее серьезно затрагивают их повседневную жизнь;

Создание условий для участия в принятии решений;

Поддержка инициатив общественности;

Развитие связей между органами местного самоуправления и общественными организациями;

Создание инфраструктуры общественных объединений граждан для совместной деятельности;

Замена властных методов действий на методы взаимодействия и сотрудничества.

В Послании Президента Федеральному собранию 2010 года озвучивается важность современных форм участия граждан в развитии своего города и села, их большее влияние на деятельность муниципальных органов. Одной из доминантных тем становится выстраивание каждодневных прозрачных, четких, простых отношений между государством и гражданином на всех уровнях власти. Императивно ставится вопрос о том, что региональная, а тем более муниципальная власть должна находиться в диалоге с народом. При этом главным критерием оценки работы регионального руководства объявляется уровень доверия жителей.

В рамках самоуправления на местах значительна роль общественных объединений. Они являются важным каналом экспериментирования в области поиска и отработки новых форм самоуправленческой активности населения и существенным источником информации о проблемах, запросах жителей. Общественные объединения - не просто одна из форм заявления потребностей, интересов граждан, но и средство, выявляющее степень значимости, важности подобных запросов. Иными словами, они позволяют не только фиксировать какое-либо явление, но и определять его качественную сторону, интенсивность. Деятельность общественных объединений позволяет определять уровень волевого подкрепления заявленных потребностей, интересов, ценностных ориентиров, что дает возможность государственным и местным органам судить о степени притязаний жителей, следовательно, более объективно видеть картину наличных социальных устремлений, правильнее соотносить последние между собой при принятии управленческих решений.

В то же время общественные объединения могут использоваться органами местного самоуправления как средство доведения важной информации до населения. Информируя общественников, органы власти тем самым интенсифицируют, углубляют и расширяют информационные контакты с населением в целом. Кроме того, общественные объединения - это не только средство информирования граждан, выявления проблем, но и важное средство разрешения данных проблем, самореализации гражданами собственных запросов. Для органов местного самоуправления общественные объединения являются дополнительным средством удовлетворения запросов людей. К сожалению, с конца 80-х гг. самодеятельное движение на местах, задействованное в сфере удовлетворения общественных нужд, пошло на убыль. Органы власти перестали во многих местах опираться на организованную самодеятельность людей. И лишь в последнее время наметилось движение по восстановлению прежних форм работы с населением. Безусловно, общественники не должны подменять работников местного аппарата власти, муниципальных и иных предприятий, организаций. Самодеятельные организации населения должны работать не вместо органов местного самоуправления и их служб, а вместе с ними.

Общественные объединения много могут сделать для активизации личности, социализации ее интересов. Это один из каналов контроля со стороны населения за деятельностью государственных и местных органов, политических структур. Наконец, необходимо отметить присущее всем объединениям качество представительства. Они представляют интересы своих членов (участников) и тех групп населения, взгляды которых пытаются формулировать и выражать. И в этом своем качестве могут принимать посильное участие в представительном управлении, в том числе в процессах местного правотворчества и местных выборов.

Подведем некоторые итоги. Именно тема участия населения становится своеобразной «визитной карточкой» муниципальной реформы. Помимо объективной необходимости развивать общественные механизмы на муниципальном уровне, на ситуацию влияют следующие политические факторы:

Невозможность муниципалитетов в силу ряда факторов качественно исполнять свои обязанности на местном уровне приводит к подключению самих жителей и их объединений к решению вопросов местного значения;

На ситуацию влияет фактор сопротивления самого бюрократического аппарата институционализации общественного участия;

В новых общественно-политических условиях власть ищет новые механизмы «обратной связи» с населением.

Важно отметить, что развитие структур гражданского общества, поддержки гражданских инициатив «снизу» является одной из трендовых тем федеральной публичной политики уровня первых лиц государства. Можно предположить, что общественный запрос на общественное участие будет возрастать. И в первую очередь, это может касаться ответственности и сопричастности к управлению муниципальной жизнью. Поэтому проблема недостаточно четко налаженного взаимодействия государства и общества представляет собой одну из самых системных, сложных и важных проблем для России.