В каком случае коэффициент унификации равен 0. Определение уровня унификации. К показателям стандартизации и унификации относятся


2.4.1. Основными направлениями унификации являются:

в+ разработка параметрических рядов изделий

в+ разработка типовых изделий

в- классификация объектов стандартизации

2.4.2.Основными направлениями унификации являются:

в- отбор конкретных объектов, которые признаются целесообразными для дальнейшего применения в производстве

в+ ограничение целесообразным минимумом номенклатуры разрешаемых к применению изделий и материалов

в+ разработка типовых изделий

в- нахождение оптимальных главных параметров, а также всех других показателей качества и экономичности

в+ разработка унифицированных технологических процессов

2.4.3. В зависимости от области проведения унификация может быть:

в+ межотраслевой

в- межвидовой

в+ отраслевой

в- межпроектной

в+ заводской

2.4.4.В зависимости от методических принципов осуществления, унификация может быть:

в+ внутривидовой

в- межотраслевой

в+ межпроектной

в- отраслевой

3.1 Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов

3.1.1. Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении:

в+ продукции

в- банковских услуг

в+ процессов производства

в+ эксплуатации

в- образовательных услуг

3.1.2. Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении:

в+ продукции;

в+ хранения

в+ утилизации

в- производства продукции

3.1.3. В отношении продукции государственный контроль за соблюдением технических регламентов осуществляется…

Эталон ответана стадии обращения .

3.1.4. Органы государственного контроля (надзора) вправе:

в+ требовать от изготовителя предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия

в+ выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов

3.1.5. Органы государственного контроля (надзора) вправе:

в+ приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия

в+ осуществлять мероприятия по государственному контролю за соблюдением требований технических регламентов

в- выдавать сертификаты, подтверждающие качество

в+ привлекать изготовителя к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации

в- выдавать сертификаты, подтверждающие безопасность

3.1.6. Органы государственного контроля (надзора) обязаны:

в+ соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну

в+ соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю за соблюдением требований технических регламентов

3.1.7. Органы государственного контроля (надзора) обязаны:

в+ принимать меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов

в- осуществлять оценку продукции по качеству

в+ проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации

в+ направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов

в- осуществлять сертификацию продукции

3.1.8. О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства должностных лиц, органы государственного контроля в течение… обязаны сообщить лицам, права которых нарушены

Эталон ответамесяца

3.1.9. Изготовитель, которому стало известно о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом в орган государственного контроля в течение…

Эталон ответа десяти дней

3.1.10. Продавец, получивший информацию о несоответствии продукции, в течение …обязан довести ее до изготовителя

Эталон ответа десяти дней

3.1.11.При получении информации о несоответствии продукции, орган государственного контроля в течение обязан известить изготовителя

Эталон ответа десяти дней

3.1.12. В ходе проведения проверки органы государственного контроля (надзора) вправе:

в+ требовать от изготовителя материалы проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов

в+ направлять запросы в другие федеральные органы исполнительной власти

в- предъявлять штрафные санкции к производителю;

в+ при необходимости привлекать специалистов для анализа полученных материалов

3.1.13. Орган государственного контроля (надзора):

в+ способствует распространению информации о сроках и порядке проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда

в+ запрашивает у изготовителя документы, подтверждающие проведение мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда

в- определять меру наказания производителя за несоответствие продукции;

в+ проверяет соблюдение сроков, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда

в- предъявлять штрафные санкции к производителю

3.3.1. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях:

в- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках

в- содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг

3.3.2 Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях:

в- добровольного применения стандартов

в+ подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия

в+ обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров)

в+ создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров)

3.3.3.Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий, осуществляется на основе принципов:

в+ добровольности

в+ открытости и доступности правил аккредитации

в- максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц

в+ компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию

3.3.4.Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий, осуществляется на основе принципов:

в+ обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации

в- обеспечения условий для единообразного применения стандартов

в+ добровольности

в- максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц

в+ недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия

3.3.5.Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях … с органами по сертификации

Эталон ответа договоров

3.3.6.Органы по сертификации предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе…

в+ не вправе

в- вправе

3.3.7.Аккредитованная испытательная лаборатория оформляет результаты исследований и измерений соответствующими…

Эталон ответа протоколами

3.3.8. Аккредитованная испытательная лаборатория, эксперты в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором несут ответственность за …

Эталон ответа недостоверность или необъективность результатов исследований .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Метрология, стандартизация, сертификация

1. Характеристика, определяющая точность измерения СИ- класс точности СИ

2. Представление результатов измерений

3. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации

4. Понятие метрологического обеспечения. Организационные, научные и методологические основы метрологического исследования

5. Методология обеспечения качества программных средств

6. Правовые основы обеспечения единства измерений. Основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений

7. Стандартизация обеспечения качества программных продуктов

8. Задачи, решаемые при метрологическом обеспечении испытаний продукции для целей подтверждения соответствия

9. Метрологические службы. Структура и функции метрологических служб предприятия, организации, учреждения, являющимися юридическими лицами

1. Х арактеристика , определяющая точность измерения СИ - класс точности СИ

Класс точности средств измерений - характеристика, выражаемая пределами допускаемых погрешностей. Класс точности позволяет судить о том, в каких пределах находится погрешность измерений этого класса.

Классы точности присваиваются средствам измерений при их разработке с учетом результатов государственных приемочных испытаний.

Класс точности хотя и характеризует совокупность метрологических свойств данного средства измерений, однако не определяет однозначно точность измерений, так как последняя зависит от метода измерений и условий их выполнения. Средствам измерений с двумя или более диапазонами измерений одной и той же физической величины допускается присваивать два или более класса точности.

Средствам измерений, предназначенным для измерений двух или более физических величин, допускается присваивать различные классы точности для каждой измеряемой величины. С целью ограничения номенклатуры средств измерений по точности для СИ конкретного вида устанавливают ограниченное число классов точности, определяемое технико-экономическими обоснованиями.

Классы точности цифровых измерительных приборов со встроенными вычислительными устройствами для дополнительной обработки результатов измерений устанавливают без учета режима обработки.

2. Представление результатов измерений

Результат измерений представляют именованным или неименованным числом. Пример - 100 кВт; 20 °С - именованные числа; 0,44; 2,765 - неименованные числа.

Совместно с результатом измерений представляют характеристики его погрешности или их статистические оценки. Если результат измерений или определенная группа результатов измерений получены по аттестованной МВИ, то их можно сопровождать вместо характеристик погрешности измерений ссылкой на свидетельство об аттестации МВИ, удостоверяющее характеристики погрешности получаемых при использовании данной МВИ результатов измерений и условия ее применимости.

Если результат измерений получен по такой МВИ, когда характеристики погрешности измерений оценены в процессе самих измерений или непосредственно после или перед ними, результат сопровождают статистическими оценками характеристик погрешности измерений.

Допускается представление результата измерений доверительным интервалом, покрывающим с известной (указываемой) доверительной вероятностью истинное значение измеряемой величины. В этом случае статистические оценки характеристик погрешности измерений отдельно не указывают. (Такая форма представления результатов измерений допускается в случаях, когда характеристики погрешности измерений заранее не установлены и погрешность измерений оценивают в процессе самих измерений или непосредственно после или перед ними).

Совместно с результатом измерений при необходимости приводят дополнительные данные.

Представление результатов измерений изменяющейся во времени измеряемой величины при необходимости сопровождают указаниями моментов времени, соответствующих каждому из представленных результатов измерений. При этом началом шкалы времени может служить любой момент времени, принятый для данного эксперимента в качестве начального. Представление результатов измерений, полученных как среднее арифметическое значение результатов многократных наблюдений, сопровождают указанием числа наблюдений и интервала времени, в течение которого они проведены. Если измерения, при которых получены данные результаты, проводят по МВИ, установленной в каком-либо документе, вместо указания числа наблюдений и интервала, допускается ссылка на этот документ.

При необходимости для правильной интерпретации результатов и погрешности измерений указывают, для данной МВИ модель объекта измерений и ее параметры, принятые в качестве измеряемых величин. Если измеряемую величину выражают функционалом, последний также указывают. При необходимости результат измерений и характеристики погрешности измерений сопровождают указанием соответствия (или несоответствия) характеристик погрешности нормам точности измерений, если они заданы.

Примеры к 2.4:

Пример 1 - Запись в протоколе результата измерений расхода жидкости, полученного по аттестованной МВИ:

а) Результат измерений 10,75м3/с; |Дl| |Дh | = 0,15 м3/с; Р=0,95. Условия измерений: температура жидкости 20 °С, кинематическая вязкость 1,5·10-6 м2/с;

б) Результат измерений 10,75м3/с. Характеристики погрешности и условия измерений - в соответствии со свидетельством об аттестации МВИ № 17 от 05.07.2003 г.

3. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации

Унификация - это деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения.

Унификацию можно рассматривать как средство оптимизации параметров качества и ограничения количества типоразмеров выпускаемых изделий и их составных частей. При этом унификация воздействует на все стадии жизненного цикла продукции, обеспечивает взаимозаменяемость изделий, узлов и агрегатов, что, в свою очередь, позволяет предприятиям кооперироваться друг с другом.

Основные виды унификации: конструкторская и технологическая.

Конструкторская унификация - это унификация изделий в целом и их составных частей (деталей, узлов, комплектующих изделий и т.п.).

Технологическая унификация - унификацию нормативно-технической документации (стандартов, технических условий, инструкций, методик, руководящих документов, конструкторско-технологической документации и др.). Результатом работ по унификации могут быть альбомы типовых (унифицированных) конструкций, деталей, узлов, сборочных единиц и т.д.

В зависимости от области проведения унификации изделий унификация может быть межотраслевой, отраслевой и заводской.

Степень унификации характеризуется уровнем насыщенности изделия унифицированными деталями, узлами и сборочными единицами.

Показателем уровня унификации является коэффициент применимости:

Кп = п - п 100%

п - общее число деталей в изделии, шт.;

п о - число оригинальных деталей, шт.

4. Понятие метрологического обеспечения. Организационные, научные и методологические основы метрологического исследования

Метрологическое обеспечение - это установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности проводимых измерений. Это утверждение и применение метрологических норм правил, и методик выполнения измерений (МВИ), а также разработка, изготовление и применение технических средств для обеспечения единства и требуемой точности измерений.

Основными целями МО являются:

· повышение качества продукции, эффективности управления производством и уровня эксплуатации производственных процессов;

· обеспечение взаимозаменяемости деталей, узлов и агрегатов, создание необходимых условий для кооперирования производства и развития специализации;

· повышение эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, экспериментов и испытаний;

· обеспечение достоверности учета и повышение эффективности использования материальных ценностей и энергетических ресурсов;

· повышение уровня автоматизации управления транспортом и безопасности его движения;

· обеспечение высокого качества и надежности связи;

· защита потребителя.

Организационные, научные и методологические основы метрологического исследования.

Организационной основой метрологического обеспечения является метрологическая служба, состоящая из государственной метрологической службы и метрологических служб предприятий.

Технической основой метрологического обеспечения являются системы:

· государственных эталонов единиц физических величин;

· передачи размеров единиц физических величин от эталонов всем СИ с помощью образцовых СИ и других средств поверки;

· разработки, постановки на производство и выпуска в обращение рабочих средств измерений;

· обязательных государственных испытаний и метрологической аттестации средств измерений;

· обязательной государственной и ведомственной поверки средств измерений;

· стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

· стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов.

Нормативно-правовой основой МО - является Закон РК "Об обеспечении единства измерений", нормативные документы Государственной системы обеспечения единства измерений.

5. Методология обеспечения качества программных средств

стандартизация метрологический служба унификация

Одной из важнейших проблем обеспечения качества программных средств является методология их оценки. Методологии и стандартизации оценки характеристик качества готовых программных средств и их компонентов на различных этапах жизненного цикла посвящен международный стандарт ISO 14598, состоящий из шести частей.

В современных автоматизированных технологиях создания и развития сложных ПС с позиции обеспечения их необходимой и заданной надежности можно выделить методы и средства, комплексное применение которых позволяет исключать некоторые виды угроз или значительно ослаблять их влияние. Тем самым уровень достигаемой надежности ПС становится предсказуемым и управляемым, непосредственно зависящим от ресурсов, выделяемых на его достижение, а главное от качества и эффективности технологии, используемой на всех этапах жизненного цикла ПС.

Методы обеспечения надежности ПС:

Предупреждение ошибок

К этой группе относятся принципы и методы, цель которых -- не допустить появления ошибок в готовой программе. Большинство методов концентрируется на отдельных процессах перевода и направлено на предупреждение ошибок в этих процессах. Их можно разбить на следующие категории:

Методы, позволяющие справиться со сложностью, свести ее к минимуму, так как это -- главная причина ошибок перевода;

Методы достижения большей точности при переводе;

Методы улучшения обмена информацией;

Методы немедленного обнаружения и устранения ошибок. Эти методы направлены на обнаружение ошибок на каждом шаге перевода, не откладывая до тестирования программы после ее написания.

Обнаружение ошибок

Большинство методов направлено по возможности на незамедлительное обнаружение сбоев. Меры по обнаружению ошибок можно разбить на две подгруппы: пассивные попытки обнаружить симптомы ошибки в процессе "обычной" работы программного обеспечения и активные попытки программной системы периодически обследовать свое состояние в поисках признаков ошибок.

Пассивное обнаружение. Меры по обнаружению ошибок могут быть приняты на нескольких структурных уровнях программной системы.

Активное обнаружение ошибок. Не все ошибки можно выявить пассивными методами, поскольку эти методы обнаруживают ошибку лишь тогда, когда ее симптомы подвергаются соответствующей проверке. Можно делать и дополнительные проверки, если спроектировать специальные программные средства для активного поиска признаков ошибок в системе. Такие средства называются средствами активного обнаружения ошибок.

Активные средства обнаружения ошибок обычно объединяются в диагностический монитор: параллельный процесс, который периодически анализирует состояние системы с целью обнаружить ошибку.

Исправление ошибок

Следующий шаг -- методы исправления ошибок; после того как ошибка обнаружена, либо она сама, либо ее последствия должны быть исправлены программным обеспечением. Исправление ошибок самой системой -- плодотворный метод проектирования надежных систем аппаратного обеспечения.

Обеспечение устойчивости к ошибкам

Методы этой группы ставят своей целью обеспечить функционирование программной системы при наличии в ней ошибок. Они разбиваются на три подгруппы: динамическая избыточность, методы отступления и методы изоляции ошибок.

1. Один из подходов к динамической избыточности -- метод голосования. Данные обрабатываются независимо несколькими идентичными устройствами, и результаты сравниваются. Если большинство устройств выработало одинаковый результат, этот результат и считается правильным.

2. Вторая подгруппа методов обеспечения устойчивости к ошибкам называется методами отступления или сокращенного обслуживания. Эти методы приемлемы обычно лишь тогда, когда для системы программного обеспечения существенно важно корректно закончить работу.

3. Последняя подгруппа -- методы изоляции ошибок. Основная их идея -- не дать последствиям ошибки выйти за пределы как можно меньшей части системы программного обеспечения, так чтобы, если ошибка возникнет, то не вся система оказалась неработоспособной; отключаются лишь отдельные функции в системе либо некоторые ее пользователи.

6. Правовые основы обеспечения единства измерений. Основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений

Правовые основы обеспечения единства измерений установлены Законом РФ "Об обеспечении единства измерений" (1993 г.). Закон регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Положения закона РФ "Об обеспечении единства измерений":

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:

единство измерений - состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью;

средство измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений;

эталон единицы величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины;

государственный эталон единицы величины - эталон единицы величины, признанный решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходного на территории Российской Федерации;

нормативные документы по обеспечению единства измерений - государственные стандарты, применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, положения, инструкции и рекомендации;

метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений;

метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая органом государственной метрологической службы (государственный метрологический контроль и надзор) или метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм;

поверка средства измерений - совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям;

калибровка средства измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору;

сертификат об утверждении типа средств измерений - документ, выдаваемый уполномоченным на то государственным органом, удостоверяющий, что данный тип средств измерений утвержден в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и соответствует установленным требованиям;

аккредитация на право поверки средств измерений - официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ;

лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений - документ, удостоверяющий право заниматься указанными видами деятельности, выдаваемый юридическим и физическим лицам органом государственной метрологической службы;

сертификат о калибровке - документ, удостоверяющий факт и результаты калибровки средства измерений, который выдается организацией, осуществляющей калибровку.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений

Регулирование отношений, связанных с обеспечением единства измерений в Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации.

Статья 3. Международные договоры

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Государственное управление обеспечением единства измерений

1. Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в Российской Федерации осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

2. К компетенции Госстандарта России относятся:

межрегиональная и межотраслевая координация деятельности по обеспечению единства измерений в Российской Федерации;

представление Правительству Российской Федерации предложений по единицам величин, допускаемым к применению;

установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин;

определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;

осуществление государственного метрологического контроля и надзора;

осуществление контроля за соблюдением условий международных договоров Российской Федерации о признании результатов испытаний и поверки средств измерений;

руководство деятельностью Государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений;

участие в деятельности международных организаций по вопросам обеспечения единства измерений.

Статья 5. Нормативные документы по обеспечению единства измерений

1. В соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Российской Федерации Госстандарт России утверждает нормативные документы по обеспечению единства измерений, устанавливающие метрологические правила и нормы и имеющие обязательную силу на территории Российской Федерации.

2. Допускается утверждение нормативных документов по обеспечению единства измерений Госстандартом России и заинтересованными государственными органами управления Российской Федерации, несущими ответственность за применение указанных документов в порученных им сферах управления.

7. Стандартизация обеспечения качества программных продуктов

Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик, как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, а также право на безопасность и комфортность труда. Цель стандартизации - достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократною использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.

Стандарты имеют большое значение - они обеспечивают возможность разработчикам программного обеспечения использовать данные и программы других разработчиков, осуществлять экспорт/импорт данных. Такие стандарты регламентируют взаимодействие между различными программами. Для этого предназначены стандарты межпрограммного интерфейса, например OLE (Object Linking and Embedding - связывание и встраивание объектов). Без таких стандартов программные продукты были бы "закрытыми" друг для друга.

Все компании-разработчики должны обеспечить приемлемый уровень качества выпускаемого программного обеспечения (ПО). Для этих целей предназначены стандарты качества программного обеспечения или отдельные разделы в стандартах разработки программного обеспечения, посвященные требованиям к качеству программного обеспечения.

В зависимости от возникновения: "де-юре" и "де-факто". Стандарт "де-факто"- термин, обозначающий продукт какого-либо поставщика, который захватил большую долю рынка и который другие поставщики стремятся эмулировать, копировать или использовать для того, чтобы захватить свою часть рынка. Стандарт "де-юре" создается формально признанной стандартизующей организацией. Он разрабатывается при соблюдении правил консенсуса в процессе открытой дискуссии, в которой каждый имеет шанс принять участие. Ни одна группа не может действовать независимо, создавая стандарты для промышленности. Если какая-либо группа поставщиков создаст стандарт, не учитывающий требования пользователей, она потерпит неудачу.

Стандарты документирования программных средств.

Создание программной документации - важный этап, так как пользователь начинает свое знакомство с программным продуктом именно с документации. Программная документация должна отвечать на вопросы: для чего предназначен программный продукт, как установить программный продукт, как начать с ним работать. Основу отечественной нормативной базы в области документирования ПС составляет комплекс стандартов Единой системы программной документации (ЕСПД). Сейчас это система межгосударственных стандартов стран СНГ (ГОСТ), действующих на территории Российской Федерации на основе межгосударственного соглашения по стандартизации.

Единая система программной документации - это комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимоувязанные правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации. Стандарты ЕСПД в основном охватывают ту часть документации, которая создается в процессе разработки ПС, и связаны, по большей части, с документированием функциональных характеристик ПС. В состав ЕСПД входят:

основополагающие и организационно-методические стандарты;

стандарты, определяющие формы и содержание программных документов, применяемых при обработке данных;

стандарты, обеспечивающие автоматизацию разработки программных документов.

В Российской Федерации действует ряд стандартов в части документирования программных средств, разработанных на основе прямого применения международных стандартов ИСО:

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9294-93. Информационная технология. Руководство по управлению документированием программного обеспечения. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО/МЭК 9294:1990 и устанавливает рекомендации по эффективному управлению документированием ПС для руководителей, отвечающих за их создание. Целью стандарта является оказание помощи в определении стратегии документирования ПС; выборе стандартов по документированию; выборе процедур документирования; определении необходимых ресурсов; составлении планов документирования.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО/МЭК 9126:1991. В его контексте под характеристикой качества понимается "набор свойств (атрибутов) программной продукции, по которым ее качество описывается и оценивается". Стандарт определяет шесть комплексных характеристик, которые с минимальным дублированием описывают качество ПС (ПО, программной продукции):

функциональные возможности;

надежность;

практичность;

эффективность;

сопровождаемость;

мобильность.

Эти характеристики образуют основу для дальнейшего уточнения и описания качества ПС.

ГОСТ Р ИСО 9127-94. Системы обработки информации. Документация пользователя и информация на упаковке для потребительских программных пакетов. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО 9127:1989. В контексте настоящего стандарта под потребительским программным пакетом (ПП) понимается "программная продукция, спроектированная и продаваемая для выполнения определенных функций; программа и соответствующая ей документация, упакованные для продажи как единое целое". Под документацией пользователя понимается документация, которая обеспечивает конечного пользователя информацией по установке и эксплуатации ПП. Под информацией на упаковке понимают информацию, воспроизводимую на внешней упаковке ПП. Ее целью является предоставление потенциальным покупателям первичных сведений о ПП.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 8631-94. Информационная технология. Программные конструктивы и условные обозначения для их представления. Описывает представление процедурных алгоритмов.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119:1994. Информационная технология. Пакеты программных средств. Требования к качеству и испытания. В этом стандарте установлены требования к качеству пакетов программ и инструкции по их испытаниям на соответствие заданным требованиям. Понятие "пакет программных средств" фактически отождествляется с более общим понятием "программный продукт", рассматриваемым как совокупность программ, процедур и правил, поставляемых нескольким пользователям для общего применения или функционирования. Каждый пакет программ должен иметь описание продукта и пользовательскую документацию.

8. Задачи, решаемые при метрологическом обеспечении испытаний продукции для целей подтверждения соответствия

Основная цель метрологического обеспечения испытаний - получение достоверной измерительной информации о значениях показателей качества и безопасности продукции.

Для достижения этой цели необходимо реализовать следующие задачи:

а) создать необходимые условия для получения достоверной информации о значениях показателей качества и безопасности продукции при испытаниях;

б) разработать методики испытаний, обеспечивающие получение результатов испытаний с погрешностью и воспроизводимостью, не выходящими за пределы установленных норм;

в) разработать программы испытаний, обеспечивающие получение достоверной информации о значениях показателей качества и безопасности продукции и их соответствии установленным требованиям;

г) провести метрологическую экспертизу программ и методик испытаний;

д) обеспечить поверку экземпляров средств измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора и калибровку средств измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору;

е) обеспечить аттестацию испытательного оборудования в соответствии с ГОСТ Р 8.568-97;

ж) обеспечить периодическую проверку технического состояния технологического, лабораторного и вспомогательного оборудования, применяемого при проведении испытаний;

з) обеспечить аттестацию методик выполнения измерений в соответствии с ГОСТ Р 8.563-96 и аттестацию методик испытаний с учетом Рекомендации ВНИИС и раздела 5 настоящего пособия;

и) обеспечить подготовку персонала испытательных подразделений к выполнению измерений и испытаний, техническому обслуживанию и аттестации испытательного оборудования.

В соответствии с задачами метрологического обеспечения испытаний функционирующие на предприятиях и в организациях (в том числе в составе испытательных подразделений) метрологические службы или иные организационные структуры по обеспечению единства измерений должны выполнять свои функции, определенные Положением о метрологической службе предприятия (организации), в том числе регламентированные в п. 5.13 ГОСТ Р 51672.

Специалисты метрологической службы предприятия или иной структуры по обеспечению единства измерений должны обеспечивать выполнение задач по п.п. г), д), з) и принимать участие в решении всех остальных вышеперечисленных задач метрологического обеспечения совместно со специалистами других технических служб.

9. Метрологические службы. Структура и функции метрологических служб предприятия, о рганизации, учреждения, являющими ся юридическими лицами

Метрологическая служба предприятий, организаций и учреждений включает:

Отдел главного метролога,

Поверочные и измерительные лаборатории,

Группу ремонта средств измерений,

Бюро проката и др.

Метрологическая служба создается для выполнения задач по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению исследований, разработки, испытаний и эксплуатации продукции или иных областей деятельности, закрепленных за предприятием.

К основным задачам метрологической службы предприятия относятся:

Обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение метрологического обеспечения производства;

Внедрение в практику современных методов и средств измерений, направленное на повышение уровня научных исследований, эффективности производства, технического уровня и качества продукции;

Организация и проведение калибровки и ремонта средств измерений, находящихся в эксплуатации и своевременное представление средств измерений на поверку;

Проведение метрологической аттестации методик выполнения измерений, а также участие в аттестации средств испытаний и контроля;

Проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нормативных документов;

Проведение работ по метрологическому обеспечению производства;

Участие в аттестации испытательных подразделений, в подготовке к аттестации производств и систем качества;

Осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, применяемыми для калибровки средств измерений, за соблюдением метрологических норм и правил, нормативных документов по обеспечению единства измерений на прикрепленных предприятиях.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Государственная метрологическая служба РФ. Порядок разработки технических регламентов. Участники сертификации, их функции. Организационная основа метрологического обеспечения. Основные задачи метрологического обеспечения. Орган по сертификации.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2015

    Структура органов национальных служб стандартизации и метрологии. Порядок применения технических регламентов. Эффективность работ по стандартизации. Порядок сертификации продукции. Сроки действия сертификата соответствия и принципы их продления.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Задачи метрологических служб по обеспечению медицинских учреждений. Организация государственного контроля качества, эффективности и безопасности медицинских изделий. Проблемы метрологического обеспечения в области здравоохранения и его сертификация.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2010

    Определение понятия класса точности средств измерения. Содержание основных нормативных документов по стандартизации в Российской Федерации. Сущность, цели и порядок проведения сертификации систем качества. Функциональное назначение технического контроля.

    контрольная работа , добавлен 26.11.2010

    Понятие и определение метрологии. Классификация измерений и основы сертификации. Стандартизация, категории и виды стандартов. Основные виды нормативных документов по стандартизации. Определение подлинности товара по штрих-коду международного стандарта.

    контрольная работа , добавлен 05.05.2009

    Цель, задачи и содержание дисциплины "Метрология, стандартизация, сертификация и аккредитация". Основные термины и определения. Качество продукции и методы ее оценки. Научно-методологические и правовые основы стандартизации. Система стандартизации.

    курс лекций , добавлен 21.07.2008

    Основные функции служб стандартизации и метрологии предприятий. Порядок разработки, правила и принципы сертификации продукции. Особенности признания иностранных сертификатов на товары. Государственная гигиеническая регламентация и регистрации продукции.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Характеристика стандартизации: цели, задачи, принципы и функции. Упорядочение объектов стандартизации. Параметрическая стандартизация. Унификация. Нормативно-правовые основы метрологии. Единицы измерения физических величин. Методы обработки результатов.

    презентация , добавлен 09.02.2017

    Теоретические основы и главные понятия метрологии. Методы нормирования метрологических характеристик средств измерений, оценки погрешностей средств и результатов измерений. Основы обеспечения единства измерений. Структура и функции метрологических служб.

    учебное пособие , добавлен 30.11.2010

    Стандартизация, метрология и сертификация как инструменты обеспечения качества продукции. Цели и задачи стандартизации. Категории и виды стандартов, порядок их разработки. Органы и службы по стандартизации. Единые государственные системы стандартов.

Под уровнем унификации и стандартизации изделий понимают насыщенность их, соответственно, унифицированными и стандартными частями (деталями, агрегатами).

1. Коэффициент применяемости:

Где n - общее число типоразмеров деталей в изделии;

n 0 - число типоразмеров оригинальных деталей, т.е. деталей, разработанных впервые для этого изделия.

Коэффициент применяемости может рассчитываться:

  • 1) по типоразмерам деталей (формула 2.1);
  • 2) по сборочным единицам (в формуле (2.1) вместо n и n 0 будут общее число и число оригинальных сборочных единиц в изделии);
  • 3) по трудоёмкости, массе, стоимости, числу деталей (подход аналогичный, на основе формулы 2.1).
  • 2. Коэффициент межпроектной (взаимной) унификации, Kму, %:

где Н число рассматриваемых изделий (проекторов);

n i - число типоразмеров сборочных единиц (деталей) вi-м изделии;

Q - число типоразмеров i=1 сборочных единиц вN изделиях;

g i число разновидностей типоразмеров одного наименования в j-той сборочной единице;

Q количество типоразмеров составных частей, из которых состоит группа из Н изделий;

n max - максимальное число типоразмеров сборочных единиц одного изделия (проекта).

3. Коэффициент повторяемости составных частей в общем числе составных частей изделия Kп,%:

где N - общее число всех составных частей изделия;

n - общее число типоразмеров оригинальных составных частей (деталей и сборочных единиц).

При расчёте приведённых коэффициентов крепёжные детали, детали соединений, шпонки, прокладки, лампочки и другие подобные детали не учитываются.

Оптимальный уровень унификации стандартизации определяется по сравнительной себестоимости нескольких вариантов изготовления изделия.

Основные работы, выполняемые при стандартизации: систематизация объектов, явлений или понятий; кодирование и классификация технико-экономической информации; унификация и симплификация деталей, сборочных единиц, узлов, агрегатов, машин, приборов; типизация конструкций, изделий и технологических процессов; агрегатирование машин и других изделий.

Систематизация объектов, явлений или понятий преследует цель расположить их в определенном порядке и последовательности, образующей четкую систему, удобную для пользования. При систематизации учитывается взаимосвязь объектов. Наиболее простой формой систематизации является алфавитная система расположения объектов. Применяют и порядковую нумерацию систематизируемых объектов или расположение их в хронологической последовательности (Госстандарт России регистрирует ГОСТЫ по порядку номеров, после которого в каждом стандарте указывается год его утверждения или пересмотра).

Вычислительная техника работает с информацией, представленной только в закодированном виде, в виде сочетания различных цифр, букв. Кодирование информации предполагает обязательную систематизацию и классификацию. Кодирование представляет собой образование по определенным правилам и присвоение кодов объекту или группе объектов, позволяющее заменить знаками (символами) наименования этих объектов. С помощью кодов обеспечивается идентификация объектов с помощью минимального числа знаков. Унификация - это приведение объектов одинакового функционального назначения к единообразию (например, к оптимальной конструкции) по установленному признаку и рациональное сокращение числа этих объектов на основе данных об их эффективной применяемости. При унификации устанавливают минимально необходимое, но достаточное число типов, видов, сборочных единиц и деталей, обладающих высокими показателями качества и полной взаимозаменяемостью. Унификация помогает выделить отдельные образцы, прототипы которых в тех или иных размерах и параметрических вариантах применяются во многих изделиях. В процессе развития унификации определяются два основных ее направления: ограничительное и компоновочное. Ограничительное направление характеризуется проведением анализа номенклатуры выпускаемых изделий и ограничение ее до минимально необходимой номенклатуры типоразмеров изделий и их элементов. Компоновочное направление характеризуется проведением анализа потребности и выявлением номенклатуры изделий, необходимых народному хозяйству. По содержанию унификация подразделяется на:

внутриразмерную, когда унификация охватывает все разновидности (модификации) определенной машины как в отношении ее базовой модели, так и в отношении модификаций этой модели; межразмерную, когда унифицируют не только модификации одной базовой модели, но и базовые модели машин разных размеров данного параметрического ряда; межтиповую, когда унификация распространяется на машины разных типов, входящих в различные параметрические ряды. Унификация может проводиться на заводском, отраслевом и межотраслевом уровнях. Ограничительное направление унификации получило название симплификации. Симплификация - форма стандартизации, цель которой уменьшить число типов или других разновидностей изделий до числа, достаточного для удовлетворения существующих в данное время потребностей. Типизация конструкций изделий - разработка и установление типовых конструкций, содержащих конструктивные параметры, общие для изделий, сборочных единиц и деталей. При типизации не только анализируют уже существующие типы и типоразмеры изделий, их составные части, но и разрабатывают новые, перспективные, учитывающие достижения науки и техники и развитие промышленности. Типизация технологических процессов - разработка и установление процесса для производства однотипных деталей или сборки однотипных составных частей или изделий той или иной классификационной группы. Агрегатирование - принцип создания машин, оборудования из унифицированных стандартных агрегатов (автономных сборочных единиц), устанавливаемых в изделии в различном числе и комбинациях. Эти агрегаты должны обладать полной взаимозаменяемостью по всем эксплуатационным показателям и размерам. Выделение агрегатов выполняют на основе кинематического анализа машин и их составных частей с учетом применения их в других машинах. При этом стремятся, чтобы из минимального числа типоразмеров автономных агрегатов можно было создать максимальное число компоновок оборудования. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации Изготовителям выгодно иметь более разреженный ряд изделий, что позволяет уменьшить затраты на освоение производства, сократить номенклатуру оснастки. Для потребителей более выгоден густой ряд, позволяющий оптимально расходовать собственные ресурсы (площади, энергию, расходные материалы и т.д.)).


Критерием для выбора сравниваемых рядов является минимум затрат на изготовление и эксплуатацию изделия. Комплексная стандартизация позволяет обеспечить технико-экономическую эффективность группы объектов в целом, и зависит от решения задачи ее оптимального ограничения. Недостаточный охват нормативно-технической документацией элементов комплексной стандартизации и их показателей не приведет к желаемому результату. Слишком глубокий охват экономически невыгоден, так как, начиная с некоторого максимума, дальнейшее расширение границ стандартизации резко повышает стоимость работ по стандартизации, но мало отражается на уровне качества объектов стандартизации.

Вопрос оптимального ограничения должен решаться в каждом конкретном случае.