Последний поход броненосца «Наварин. Показание матроса с броненосца "Наварин" Степана Дмитриевича Кузьмина, уроженца Костромской губернии. Оборудование и вспомогательные системы


Эскадренный броненосец "Наварин" - русский броненосец, построенный в рамках программы 1881 г. по образу британских кораблей типа "Трафальгар". Первый полноценный отечественный эскадренный броненосец, имевший "классическое" вооружение, мощную броню и большую дальность плавания. Входил в состав Второй Тихоокеанской эскадры, принял участие в Цусимском сражении. Ночью 28 мая 1905 г. получил три торпедных попадания и быстро затонул. Несмотря на высокие характеристики при проектировании, броненосец быстро устарел из-за стремительного прогресса науки в конце XIX века. Построен в единственном экземпляре.

Тактико-технические характеристики.

Водоизмещение : 10 147 т.

Длинна : 105,9 м.

Ширина : 20,4 м.

Скорость хода : 15,85 узлов.

Дальность плавания : 3 050 миль при 10 узлах.

Вооружение :

  • 4 орудия калибра 305 мм;
  • 8 орудий калибра 152 мм;
  • 18 орудий калибра 47 мм;
  • 12 орудий калибра 37 мм;
  • 2 десантных орудия Барановского калибра 63,5 мм.;
  • 6 торпедных аппаратов (381 мм).

Бронирование: до 406 мм.

Экипаж : 622 человек, из них 26 офицеров.

Введен в строй : 1896 г.

Проектирование и строительство.

Проектирование.

После постройки первых броненосцев по программе 1881 г. ("Двадцатилетняя программа") морские чиновники задумались о разработке более крупных кораблей, способных долгое время действовать в открытом море и совершать дальние переходы.

Этому способствовало как обострение обстановки на Дальнем Востоке, так и состав флотов европейских держав, при этом ранее построенные в России броненосцы являлись кораблями относительно небольшого водоизмещения и предназначались для действий вблизи своих берегов.

Прямое указание заняться проектирование нового крупного броненосца пришло в Морской технический комитет в 1888 г.. Корабль должен был иметь водоизмещение более 8 000 тонн и вооружаться 305-мм орудиями. Вскоре Франко-русский завод представил эскизный проект, разработанный на основе английского броненосца "Трафальгар", с аналогичной прототипу схемой бронирования и схожими обводами корпуса.

В МТК потребовали усилить защиту артиллерии, увеличить запас угля, внести ряд изменений в структуру корпуса, а также поднять скорость хотя бы до 16 узлов. Проект оперативно доработали и в начале 1889 г. был подписан официальный контракт на постройку. В окончательном виде броненосец должен был иметь водоизмещение в 9 476 тонн.

Постройка и испытания.

21 мая 1889 г. "Наварин" был официально заложен на Галерном островке. Поначалу строительство шло весьма быстро, несмотря на регулярные изменений проекта. В частности Морской технический комитет отказался от подводных торпедных аппаратов, потребовал увеличить сектор стрельбы 152-мм орудий, изменить форму верхнего каземата, установить более современные 12-дюймовые орудия главного калибра.

Тем не менее, корпус "Наварина" был спущен на воду уже в октябре 1891 г., что было неплохим результатом для отечественного кораблестроения. Основные проблемы начались при достройке броненосца: смежные предприятия сорвали сроки поставки практические всего, что было возможно: от броневых плит и торпедных аппаратов, до орудийных башен и элементов энергетической установки.

На первые испытания недостроенный "Наварин" удалось вывести лишь весной 1894 г., т.е. через пять лет с начала постройки. Ходовые испытания выявили массу проблем, в том числе недостаточную мощность котлов, что не позволяло достичь проектной скорости. Для устранения этого недостатка были установлены дополнительные вентиляторы, после чего "Наварин" превысил рубеж в 16 узлов, хотя средняя скорость хода составляла около 15,8 узлов. Достройка, испытания и устранение многочисленных недостатков нового броненосца продолжались еще два года и лишь в середине 1896 г. "Наварин" вступил в строй.

Описание конструкции.

Эскадренный броненосец "Наварин" при фактическом водоизмещении более 10 000 тонн представлял собой весьма интересную конструкцию: низкий борт, характерный скорее для броненосцев береговой обороны, четыре расположенные попарно трубы и большая коробообразная надстройка, несущая в себе вспомогательную артиллерию.

При всем этом размеры корабля были невелики: длина составляла около 105,9 м., ширина 20,4, осадка доходила 8,4 м. Корпус с двойным дном делился на водонепроницаемые отсеки 9 поперечными и 2 продольными переборками с магистральной водоотливной системой.

Быстро выяснилось, что конструкция корпуса неудачная: из-за низкой высоты переборок и столь же низкого корпуса затопление даже одного отсека приводило к поступлению воды на жилую палубу, а это вело к неминуемой гибели броненосца. Не блистал "Наварин" и мореходными качествами, все из-за того же низкого борта. Если для прибрежных броненосцев подобные недостатки (точнее - особенности) можно было счесть терпимыми, то для корабля, предназначенного для действий в открытом море, такие конструктивные просчеты были неприятными.

В то же время были у конструкции и несомненные достоинства: низкий борт и короткий корпус уменьшали уязвимость "Наварина" для вражеских снарядов, а хорошая броневая защита позволяла надеяться, что ему не придется проверять непотопляемость на практике.

Бронирование.

Бронирование корабля состояло из главного бронепояса толщиной 406 мм в центральной части. К оконечностям пояс утончался до 305 мм и завершался броневыми траверсами той же толщины.

Оконечности "Наварина" не были прикрыты бронепоясом, их защита обеспечивалась скосами (до 76 мм) карапасной бронепалубы. Над цитаделью палуба была плоской и имела толщину 50,8 мм. Над главным поясом брони по ватерлинии располагался верхний бронепояс толщиной до 305 мм, замыкавшийся 152-мм траверсами.

Еще выше, в надстройке, был устроен хорошо бронированный каземат (толщина бортов - до 127 мм), в котором размещалась 6-дюймовая артиллерия, разделенная перегородками. Боевая рубка прикрывалась 254-мм броней, а башни и барбеты защищались 305-мм плитами. Основная часть брони была сталежелезной, но на отдельных участках (в том числе, на башнях) применили сталеникелевую броню, которая была примерно на 10 % прочнее.

В целом бронирование "Наварина" было беспрецедентным: корабль практически не имел незащищенных участков, вертикальный борт имел сплошную броню, которая к тому же была незаурядной толщины. Единственным слабым местом были оконечности, но, как считалось, это не имеет существенного значения. Увы, подобное представление становится очевидно ошибочным если вспомнить о недостатках конструкции корпуса: затопление оконечностей легко могло привести к гибели всего корабля, даже если других повреждений не было.

Энергетическая установка и ходовые качества.

Энергетическая установка состояла из двух трехцилиндровых паровых машин тройного расширения и двенадцати огнетрубных цилиндрических котлов. Подобная схема была традиционной для русских кораблей, разработанных в 80-х годах XIX века и везде демонстрировала хорошую надежность при приемлемой мощности.

Скорость хода доходила до 16 узлов, а дальность плавания экономическим ходом составляла 3 050 миль.

Вооружение.

Вооружение "Наварина" включало в себя 4 орудия калибром 305 мм в двух башнях. Сами орудия были неплохи, чего нельзя сказать об их механизмах: устаревшие гидравлические приводы и несовершенные системы подачи снарядов вкупе с фиксированным углом заряжания не позволяли стрелять чаще, чем один раз в 2,5 минуты.

Еще одной проблемой было то, что центр тяжести 35-калиберных орудий сильно отходил от оси вращения платформы башни. Из-за этого создавались дополнительные нагрузки как на стволы, так и на подъемные механизмы. При проектировании всерьез рассматривался вариант оснащения "Наварина" орудиями с длинной ствола 30 калибров, но от этого в итоге отказались.

Второй калибр состоял из 8 орудий системы Бринка калибром 152 мм. Орудия располагались в верхнем каземате и при необходимости полностью убирались внутрь корпуса. Количество орудий было явно недостаточным для корабля такого водоизмещения, кроме того пушки, как и главный калибр, не отличались высокой скорострельностью.

Противоминный калибр состоял из 18 47-мм орудий Гочкиса и 12 37-мм пушек. Эти орудия располагались на верхней палубе, мостиках и боевом марсе. Завершали комплекс вооружения шесть надводных торпедных аппаратов (381 мм).

Оборудование и вспомогательные системы.

"Наварин" был неплохо электрифицирован: помимо освещения была электрическая индикация для управления огнем и телефонная связь с электрическими колоколами. В то же время условия службы на броненосце оставляли желать лучшего: размеры корабля просто не позволяли создать комфортные условия обитания.

Служба.

До Русско-японской войны.

Первый дальний поход "Наварина" начался в 1896 г. почти сразу после его вступления в строй: вместе с четырьмя другими кораблями он направился в Средиземное море, где посетил ряд иностранных портов.

Здесь же броненосец ждало первое серьезное испытание: по дороге в Пирей "Наварин" попал в семибальный шторм. Хотя все недостатки конструкции проявились в полной мере, корабль получил минимальные повреждения и обошелся без затоплений, доказав свою способность действовать в тяжелых погодных условиях.

В начале 1897 г. "Наварин" в составе международных сил участвовал в блокаде Крита, а после вернулся на Балтику. В 1898 г. броненосец отправляется на Дальний Восток и, пройдя гигантское расстояние прибывает в Порт-Артур через четыре месяца с начала похода.

Как и другие русские корабли на Дальнем Востоке, "Наварин" участвовал в подавлении Восстания Боксеров, перебрасывая десантные части. До отбытия в европейскую часть России броненосец неоднократно посещал Владивосток и Нагасаки, участвовал в многочисленных маневрах, в том числе совместно с британскими и немецкими кораблями. В Либаву "Наварин" вернулся в в апреле 1902 г., после чего вошел в состав учебно-артиллерийского отряда.

Русско-японская война.

К началу Русско-японской войны броненосец требовал основательного ремонта: котлы и машины были сильно изношены. Кроме того сам корабль к этому времени ощутимо устарел и уже не был той несокрушимой бронированной машиной, которой он вступил в строй восемь лет назад.

К сожалению, из-за многочисленных неудач русских войск и флота, "Наварин" оказался в составе обреченной Второй Тихоокеанской эскадры. При этом пройти ремонт броненосец так и не успел.

Дневной бой в Корейском проливе сложился для "Наварина" относительно удачно: огонь японцев был сосредоточен на более современных кораблях. Но не обошлось и без повреждений: тяжелые снаряды разрушили слабозащищенную корму, уничтожив кают-компанию и вызвав поступление забортной воды.

Позже снарядами была сбита одна из труб, что уменьшило и без того невысокий ход броненосца, а осколками был тяжело ранен командир корабля - барон Бруно Александрович фон Фитингоф. К счастью, пробоины удалось заделать, а возникший пожар потушить, что позволило "Наварину" остаться в строю.

Ночью броненосец шел вместе с силами адмирала Небогатова, но из-за лопнувшего паропровода и продолжавшегося (хотя и контролируемого) поступления забортной воды он отстал от остальных. Японские миноносцы обнаружили "Наварин" около 22 часов вечера. Первая торпеда поразила и без того сильно пострадавшую корму, увеличив ее разрушения и приведя к сильному затоплению.

По существу, судьба броненосца была предрешена - корабль осел и вода начала заливать жилую палубу, не имея перед собой никаких преград. "Наварин" оставался на плаву около четырех часов, пытаясь дотянуть до берега, но еще две японские торпеды, попавшие в броненосец, не позволили этого сделать. По другой версии "Наварин" подорвался на минах, которые по его курсу выставили японские миносносцы. Так или иначе после третьего взрыва корабль затонул почти мгновенно, спастись смогли лишь три члена экипажа.


Не надо быть большим морской истории, чтобы безошибочно определить этот корабль на старых фотографиях. Четыре трубы, стоящие четырехугольником - "как ножки перевернутого стола" - таких кораблей в российском императорском флоте больше не было. Да и в мире такая схема встречается не часто. "Наваринъ" стал первым на балтике броненосцем "стандартной схемы" - 4 орудия главного калибра на носу и на корме в броневых башнях, среднекалиберная артиллерия в броневом каземате...

Проектирование и постройка
Решение о начале проектирования этого корабля было принято в январе 1888 года. Изначально, адмирал Шестаков хотел получить броненосец, с одной стороны, равный по вооружению "Императору Александру II", а с другой, - корабль должен был иметь как можно меньшее водоизмещение и осадку
Однако в весной того же года в Морском ведомстве получили информацию о проектировании в Германии броненосцев типа "Вёрт" с водоизмещением около 10 000 тонн и имеющих 5 280-мм орудий главного калибра. Проект русского корабля срочно пересмотрели. В итоге он получил вооружение из 4-х 305-мм орудий главного калибра и мощной вспомогательной батареи шестидюймовок. На концепцию корабля - низкобортного, без полубака, оказала информация об английских броненосцах титпа "Найл".
12 апреля 1889 года уполномоченный морского ведомства контр-адмирал В.И.Попов и главный уполномоченный Общества франко-русских заводов П.К. Дю Бюи заключили контракт на постройку корабля. ОФициальная закладка броненосца, получившего грозное имя "Наваринъ" состоялась 19 мая 1890 года, когда на стапеле уже было смонтировано более 2500 тонн стали. Спуск на воду корабля состоялся 8 октября 1891 года.
Как обычно уже в ходе постройки в проект корабля вносились изменения. Управляющий морским министерством адмирал Н.М. Чихачев распорядился использовать на новом броненосце новые 35 калиберные орудия главного калибра (вместо предусмотренных проектом 30-калиберных) долго решался вопрос о количестве мачт на броненосце и т.д. Все это, а также проблемы с изготовлением брони нового образца и новой толщины привело к существенной задержке в постройке корабля - на ходовые испытания он вышел лишь в ноябре 1895 года.


(на фото - броненосец во время ходовых испытаний)
Окончательно корабль вошел в строй в июне 1896 года.


(Корабль в строю флота)

Технические характеристики
Водоизмещение 10206 т. Размерения 112,3/105,9/103 х 20,4 х 7,7/8,4. м
Воружение 4 - 305/35, 8 - 152/35, 18 - 47/43, 12 - 37 мм, 2 - 64 мм (дес), 6 НТА
Бронирование - компаунд. пояс 356-406 (203)-356 мм, верхний пояс 305 мм,
траверзы 305 мм, башни 305/51 мм, батарея 127-152 мм, рубка 254 мм,
палубы 51-63-76 мм, 51 мм.
Механизмы 2 вертикальных машины тройного расширения 9144 л.с. 12 циллиндрических котлов 2 винта
Скорость 15,85 узла Дальность плавания 3050 миль. Экипаж 26 офицеров и 596 матросов

Служба
Сразу же после вступления в строй "Наваринъ" в составе отряда командующего русской средиземноморской эскадрой контр-адмирала П.П. Андреева отправляется в Средиземное море, где проводит долгих 15 месяцев.


(на фото - в начале дальнего плавания - конец 1896 года Алжиръ)


(на фото - Броненосец в Средиземном море)
В конце 1897 года русское правительство решает усилить военно-морское присутсвие России в дальневосточных водах. Из состава средиземноморской эскадры на Дальний восток отправляются два броненосца "Наваринъ" и "Сисой великий".
Прибыв в Порт-Артур 16 марта 1898 года "Наваринъ" остается там до апреля 1900 года в качестве флагманского корабля младшего флагмана Эскадры Тихого океана контр-адмирала О.В. Старка.


(на фото - "Наваринъ" в Порт-Артуре)
В 1900 году корабль принимает участие в подавление восстания боксеров. Во время штурма фортов Таку десантная партия броненосца теряет 4-х человек убитыми и 13 раненными, но зато удостоилась благодарности вице-адмирала Алексеева, за "смелость и молодецкую выучку".
На Дальнем востоке корабль пробыл до конца 1901 года. 12 декабря броненосец в составе отряда контр-адмирала Чухнина направился на Балтику для ремонта и модернизации.


(На фото - На пути домой. ЭБР "Наваринъ" и "Сисой великий" в Алжире март 1902 года)

Последний походъ
Ремонтные работы на броненосце продолжались ни шатко ни валко вплоть до начала Русско-японской войны. Неудачи на Дальнем востоке заставили русское командование поторопиться с отправкой подкреплений, каковыми и должна была стать 2-я Эскадра Тихого океана во главе с контр-адмиралом Рожественским. В июне 1904 года "Наваринъ" завершил ремонтные работы, а 29 августа навсегда покинул Кронштадт

(На рейде Кронштадта перед походом. Август 1904 года)
Кораль вошел в состав 2-го броненосного отряда эскадры. Перед походом броненосец вместе с другими кораблями эскадры удостоился Высочайшего посещения.


(Последний парад - в ожидании царского посещения)


(Посещение броненосца Государем. Ревель 27 сентября 1904 года)
Командовал броненосцем капитан 1-го ранка Бруно Александрович Фитингоф. Под его руководством "Наваринъ" без особых происшествий проделал вместе с эскадрой весь дальний поход и 14 мая вступил в свой первый и последний в корабельной жизни бой. Во время дневного боя в броненосец попало всего 3 японских 12-дюймовых снаряда, осколком одного из них был смертельно ранен капитан корабля. В командование вступил старший офицер капитан 2-го ранга В.Н. Дуркин.
Вплоть до наступления темноты броненосец поддерживал эскадренный ход и занимал свое место в боевом строю.
Вступивший в командование эскадрой контр-адмирал Небогатов фактически растерял половину доставшихся ему броненосцев. Поврежденный "Наваринъ" остался один на один с ночной темнотой и японскими миноносцами. Около 22ч. в корабль попала первая торпеда, и корма броненосца осела почти до кормовой башни главного калибра. Экипаж отчаяно боролся за живучесть корабля, но через 4 часа броненосец был поражен еще двумя торпедами, опрокинулся и затонул. С кораблем погибли все офицеры и почти вся команда - из 700 человек спаслись трое - сигнальщик Н.Седов, кочегар П.Деркач и комендор С.Кузьмин....

Подвиг старого броненосца не был забыт - в 6 декабря 1912 года название "Наваринъ" было присвоено заложенному на Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге линейному крейсеру....

Проникшие внутрь корабля водяные потоки, не встречая преград на жилой палубе, постепенно заполняли все новые и новые помещения. На броненосце прозвучал сигнал к спасению. Начали спускать катера и шлюпки. Теперь настала минута расплаты за преступное отношение в Морском министерстве к вопросам непотопляемости, не раз поднимавшимся С.О. Макаровым в то далекое и безмятежное время, когда "Наварин" вступил в строй. Но вряд ли кто в этой ужасной суматохе мог об этом помнить и знать.

Разделы этой страницы:

Утром 29 августа 1904 г эскадра покинула Кронштадт и взяла курс на Ревель В Ревеле пришлось простоять еще около месяца. Проведя прощальный царский смотр, корабли на несколько дней зашли для загрузки угля в Любаву и 2 октября навсегда покинули берега России.

Весь свой долгий путь до Цусимского пролива "Наварин" проделал во втором броненосном отряде. За флагманом броненосцем "Ослябя" шел "Сисой Великий", за ним "Наварин" и завершал колонну самый "пожилой" в отряде броненосный крейсер "Адмирал Нахимов". Так в течение долгих семи месяцев "Наварин " шел в кильватере "Сисоя Великого" навстречу своей гибели Командовал "Наварином" барон капитан 1 ранга Бруно Александрович фон Фитингоф 1-й. В таком же строю отряд утром 14 мая 1905 г. вошел в воды Цусимского пролива.


На флагмане отряда "Ослябя", как и прежде, развевался адмиральский флаг. Но отрядом контр-адмирал Д.Г. Фелькерзам уже не командовал. Он умер незадолго до этого рокового дня. Отряд теперь возглавил командир "Осляби" капитан I ранга В. Бэр. Однако эскадра этого не знала.

Около семи часов утра по правому борту показался легкий крейсер "Идзуми". Некоторое время он шел параллельным курсом. Затем в 9 час. 45 мин. слева по курсу флагмана эскадры броненосца "Князь Суворов" в 60-70 каб. появились силуэты ветеранов японского флота броненосца "Чин- Иен" и трех крейсеров типа "Матсушима".

Через некоторое время они легли на параллельный курс и затем скрылись в утренней дымке. В 11 часов слева показались силуэты уже четырех легких крейсеров. В них без труда опознали отряд контр- адмирала Дева. Спустя четверть часа с "Орла" внезапно раздался выстрел. У комендора, долгое время наблюдавшего в перекрестье прицела японский корабль, не выдержали нервы. Это приняли как сигнал начала боя корабли третьего броненосного отряда. По крейсерам было дано несколько залпов, показавших хорошие результаты.

Затем начал стрельбу и "Ослябя". Произвели несколько залпов и японские корабли. Все это длилось десять минут. Повернув "все вдруг" влево, японские крейсера внезапно скрылись. Основные же силы неприятеля показались только в 13 час. 30 мин. на носовых курсовых углах "Суворова". А через две минуты с "Суворова" последовал сигнал о перестроении в одну общую кильватерную колонну. Затем на мачте флагмана запестрел сигнал "1", что означало приказание начинать стрельбу по головному японскому кораблю. Начался Цусимский бой. Через пятнадцать минут "Суворов", уже охваченный с носовых курсовых углов японскими кораблями, выдерживал их интенсивную стрельбу.

Стрельбу всего своего флота японцы умело сосредоточили на флагманах – "Суворове" и "Ослябе", и спустя пятнадцать минут оба корабля получили ужасные повреждения.

С "Наварина" было хорошо видно, как "Ослябя", имея большой дифферент на нос и крен в 12°, вышел вправо и, уходя носом в воду, повалился на левый борт и через десять минут скрылся под водой. "Наварин", выполняя приказ флагмана, стрелял по головным японским броненосцам, хотя это не приносило противнику почти никакого вреда. Темп стрельбы носовой башни был невелик. Постоянно после каждого выстрела приходилось ждать рассеивания огромных клубов черного дыма – следствие применения дымного пороха. Шестидюймовые орудия вообще не могли стрелять по указанным японским кораблям – они не входили в сектор их обстрела.

В этот период боя "Наварин" получил свое первое повреждение-снаряд попал в левый борт, почти у ватерлинии, в районе носового торпедного аппарата.

Постепенно стрельба японцев начала сказываться на идущем впереди "Сисое Великом". Через некоторое время на нем возник пожар на рострах и мостике, и он, отвернув вправо, вышел из колонны. "Наварии" вступил в кильватер "Орлу".

После выхода из строя "Суворова" головным стал "Бородино". "Суворов", управляемый лишь с помощью машин, прорезал колонну кораблей между "Наварином" и "Нахимовым", едва не столкнувшись с одним из них. С "Наварина" его приняли сначала за вражеский броненосец, но лишь потом в его контурах с трудом распознали своего флагмана. Без мачт и труб "Суворов", весь объятый пламенем, представлял собой ужасающее зрелище. Кое- кто из наших кораблей по ошибке даже сделал по нему несколько выстрелов.

Тогда же в "Наварин" в район кормы попало два крупных снаряда, один с правого, другой с левого борта Стреляли японские броненосные крейсера адмирала Уриу. Эти попадания полностью разрушили кают-компанию. Начался пожар, который вскоре удалось потушить. Опасными оказались и две пробоины в борту у самой ватерл инин. Внутрь броненосца хлынули водяные потоки от набегавших волн. Спустя некоторое время обе пробоины заделали мешками с цементом, досками и пластырем. Поступление воды заметно уменьшилось.

Незначительные повреждения были в надстройках. Они произошли от осколков разрывающихся вблизи борта крупных японских снарядов. Один снаряд, видимо, предназначавшийся "Орлу", угодил в фор-марс. Его осколками тяжело ранило командира броненосца, и его пришлось унести в операционный пункт. В командование броненосцем вступил старший офицер капитан 2 ранга Дуркин. Во время дневного боя команда "Наварина" пострадала незначительно. На корабле в операционной, кроме командира, находились еще 20 человек.

Около 17 часов эскадра шла указанным З. П. Рожествеиским курсом NО-23°. Головным теперь шел "Бородино", за ним "Орел", "Наварин", "Нахимов", "Александр III", "Сисой Великий", "Николай I" и три броненосца береговой обороны. "Суворов", заметно отставший, покинутый "вождем- спасителем", разбитый и охваченный пожарами, в одиночестве отбивался от нападавших на него миноносцев.

Около 18 часов бой на короткое время возобновился. Теперь все удары японского флота принимал на себя "Бородино". Доставалось и другим кораблям. В 18 час. 50 мин. шедший теперь за "Нахимовым" и сильно пострадавший в дневном бою "Александр III" вышел из строя влево и, объятый пламенем, повалился на правый борг. Через двадцать минут настал черед "Бородино". Не выходя из колонны, также объятый огнем, он повалился на правый борт, а потом перевернулся вверх килем, и через несколько минут скрылся в волнах. Теперь головным оказался "Орел". В это время несколько снарядов угодило и в "Наварин". Была сбита одна труба. Но самым опасным являлось наличие крена в 5°. Вода медленно через неплотности в заделанных в корме пробоинах проникала в отсеки корабля.

Через несколько минут после захода солнца все исчезло в темноте. С вражеских кораблей еще раздалось несколько залпов. Японцы стреляли, ориентируясь по пламени пожаров на наших кораблях. Ночной покров спасал эскадру от артиллерийского града, приближая другую, не менее ужасную опасность – атаки множества миноносцев. После гибели "Бородино" в командование эскадрой вступил контр-адмирал Н. И. Небогатов, держа свой флаг на "Николае I".

Подняв сигнал: "Следовать за мной", флагман вновь лег на назначенный курс NО-23°, увеличив при этом ход до 13-14 уз. После 22 часов только один "Наварин" мог освещать уцелевшими прожекторами водную гладь, ища на ней миноносцы.

Вот что писал об этой фазе участник боя В. П. Костенко в своей книге "На "Орле" в Цусиме". "Из наших кораблей, шедших в колонне за "Николаем", пользовался прожектором только один "Наварин". Он светил во все стороны и часто освещал наши собственные впереди идущие корабли. Иногда в его лучи попадали и неприятельские миноносцы. Один из них был освещен на траверзе "Орла". Миноносец уже выпустил свои мины, был подбит, стоял на месте и сильно парил. Его положение было безнадежным. В луче света ясно вырисовывалась на мостике фигура командира, который, опершись локтем па колено, спокойно курил, рассматривая наши обходившие его корабли. Расстояние до него было около кабельтова.

Грянул выстрел из 10-дюймового орудия "Сенявина" сзади. Разрыв пришелся в центре борта, миноносец сломался пополам, обе его половины поднялись вверх, сложились вместе, и обломки поднесло к борту "Наварина". Он проследил за ними лучом прожектора, а когда обломки исчезли под водой, закрыл фонарь, и вся картина гибели врага потонула в ночном мраке".

С увеличением хода в неплотности заделанных у ватерлинии пробоин все сильнее начала поступать вода. Сначала залило всю кают-компанию, затем стали заполняться и смежные помещения. Задраенные водонепроницаемые двери уже не помогали. В корпус проникало все больше и больше воды. От этого "Наварин" заменю начал отставать от эскадры. В довершение ко всему в носовом котельном отделении топнула паровая магистраль, что повлекло к выходу из действия грех котлов. Скорость резко снизилась, и вскоре "Наварин" остался один. Поняв, что броненосец отстал, кружившие вокруг миноносцы начали действовать более дерзко.

"Неприятельские миноносцы разделились на два отряда, зашли с обеих сторон "Наварина" и, держась намного впереди, направили на него лучи прожекторов. Этот маневр был предпринят, очевидно, для того, чтобы сбить с толку русских. Цель была достигнута. Офицеры и орудийная прислуга, сосредоточив все свое внимание по сторонам левого н правого бортов, не заметили, как один из миноносцев зашел с кормы. Его увидели лишь тогда, когда он оказался рядом с броненосцем", – так описал последние минуты корабля А. С. Новиков-Прибой в романе "Цусима".

Первая торпеда угодила в корму с правого борта. Пришлось застопорить машины. К счастью, рулевое устройство не пострадало. Команда без понуканий, явно осознававшая, что их спасение связано со спасением корабля, начала подводить пластырь под пробоину. Все это происходило в сложнейших условиях. Через минуту- другую "Наварин" погрузился кормой настолько, что волны свободно гуляли по верхней палубе и доходили до кормовой башни. Проникшие внутрь корабля водяные потоки, не встречая преград на жилой палубе, постепенно заполняли все новые и новые помещения. На броненосце прозвучал сигнал к спасению. Начали спускать катера и шлюпки.

Теперь настала минута расплаты за преступное отношение в Морском министерстве к вопросам непотопляемости, не раз поднимавшимся С. О. Макаровым в то далекое и безмятежное время, когда "Наварин" вступил в строй. Но вряд ли кто в этой ужасной суматохе мог об этом помнить и знать. И все же, продолжая отчаянно стрелять из орудий, броненосец некоторое время не позволял приближаться миноносцам на расстояние торпедного выстрела.

Только через 15-20 минут одному из них удалось подойти к правому борту. Второй взрыв разворотил борт у миделя. "Наварин" стал медленно валиться на правый борт. Когда из-за крена стрельба стала невозможной, другой миноносец смело подошел к левому борту и выпустил третью торпеду. Она оказалась роковой. Через минуту, продолжая валиться на правый борт, броненосец (в точке 129° 51" Оst и 34° 54" S) ушел в воду. Некоторым удалось покинуть тонущий корабль, но, оставаясь в воде, все они умерли от холода. Их последние часы, полные ужаса и страданий, со слов спасшегося сигнальщика Ивана Седова, описаны талантливейшим советским писателем-маринистом А.С. Новиковым-Прибоем в романе "Цусима".

Так 681 моряку "Наварина" последним приютом стали холодные воды Японского моря. Спастись удалось только троим.

Из записок командира эскадренного миноносца "Буйный " капитана 2 ранга II.Н.Коломейцева

В кильватер "Бородино" теперь шел "Сисой Великий" без видимых повреждений, затем "Наварин" со скрещенными реями и "Нахимов" по виду целый. Когда мимо нас стал проходить "Наварин" в кабельтовых 5, я ему сделал сигнал руками семафор "Примите адмирала". "Наварин" как будто собрался повернуть в полборта, но затем прошел мимо и "нашел" на "Сисоя". Затем с носа показался миноносец, говорили, что идет "Громкий", Он прошел вдоль борта в кабельтовых 3-х довольно большим ходом. Я ему тоже сделал сигнал семафором. Но, приняли ли на "Наварине" и на миноносце мой сигнал, я не знаю.

Повреждения броненосца "Наварин" в бою не заставили его выходить из строя. На нем несколько раз вспыхивали пожары, но их быстро тушили. Но ему несколько раз пришлось выходить из строя для отражения неприятеля и обстрела крейсера, который пытался приблизиться к нашей колонне. Крейсер затем удалился с креном (но на "Наварине" считали, что он утоплен).

В 7 часов вечера "Наварин" еще держался в боевой колонне, которая состояла из 8 броненосцев, стрелявших по неприятелю правым бортом. К тому времени на "Наварине" работала только одна машина, другая была подбита в бою.

Как стемнело, "Наварин" получил минную пробоину и сразу же вышел из строя для подводки пластыря. Пока пластырь подводили, эскадра ушла далеко вперед. Около 10 часов вечера неприятельские миноносцы атаковали "Наварин", и к этому времени снарядов на броненосце уже не было. С него по миноносцам выпустили несколько мин, но все это не помогло, так как они окружили корабль со всех сторон. В этот период "Наварин"" получил еще три пробоины: две справа в нос и корму и одну слева в центр. Пробоины были настолько велики, что броненосец начал сразу же опускаться в воду. Это было а 11 часов вечера 14 мая.

Сигнальщик, давший эти показания, говорил, что командир был здоров, всячески распоряжался и его видели на мостике.

Как только корабль начал тонуть, сигнальщик схватился за спасательный круг, висевший на мостике, бросился за борт и не успел отплыть в сторону, как его втянуло вглубь, но затем выкинуло на поверхность. Когда он осмотрелся, то "Наварина" уже не было. Он не видел и плавающих людей, не слышал и их криков. Кругом было тихо, как будто ничего и не было. Затем ему попался плавающий деревянный люк, он сел на него и провел всю ночь. Миноносцев, атаковавших броненосец, он не видел.

Утром ом увидел какой-то берег, к которому и направился, но был подобран японским миноносцем, который высадил на ближайший берег, где находились береговая батарея и солдаты. На берегу он провел весь день, вечером его переправили на японский крейсер "Касуга", который и доставил его в Сасебо.

Показание кочегара с броненосца "Наварин" Порфирия Тарасовича Деркача, уроженца Каменец-Подольской губернии.

С 2-х часов дня, когда начался бой, мичман Щелкунов находился в правой батарее. В 4 часа он был ранен и его отвели в жилую палубу на перевязку, затем положили на рундуки, где он и лежал. Когда "Наварин" к 10 часам вечера получил пробоину, всех раненых перенесли наверх. Я видел, как вели мичмана Щелкунова на командирский мостик. Что потом с ним было, я не знаю. Капитан 2 ранга Дуркин после того, когда к 6 часам вечера ранило командира, то броненосцем стал командовать он. С этого момента Дуркин был на мостике и в боевой рубке.

Около 8 часов вечера начались минные атаки. В 10 часов "Наварин" получил первую пробоину в корме с правого борта. Затем в 2 часа ночи к нам очень близко подошел неприятельский миноносец. Его в темноте сначала признали за свой. Прожекторы уже не светили, и он подошел так близко к правому борту и выпустил мину. Броненосец сильно накренился от пробоины на правый борт и стал тонуть. Все стали бросаться в воду.

В это время я видел, как Дуркин стоял на мостике и кричал: "ребята, не прыгайте с мостика, прыгайте на бак, а оттуда в воду". Мостик у нас был высокий, сажен 5, а бак низко над водой. Это были его последние слова, и больше я его уже не видел.

Показание матроса с броненосца "Наварин" Степана Дмитриевича Кузьмина, уроженца Костромской губернии.

Очень скоро после начала боя начал тонуть "Ослябя". Затем сильно пострадал "Суворов", который загорелся. Очень сильно на нем горела верхняя палуба, но людей на ней не было видно, и он продолжал стрельбу, а Затем на "Суворове", видимо, испортился руль, и он начал вертеться на месте. Эскадра оставила "Суворова" и продолжала бой до 7 часов вечера. Броненосцы "Александр III" и "Бородино" перевернулись, что мы видели своими глазами. Люди спасались на опрокинутых кузовах броненосцев. Японцы расстреливали спасавшихся людей.

"Наварин" имел с обоих бортов семь пробоин, но хорошо держался на воде. После заката солнца был сигнал адмирала Небогатопа приготовиться к отражению минных атак. Командира ранило днем, и после перевязки ого вынесли на мостик, и продолжал ли он управление кораблем, я не уверен. Когда командиру перевязывали рапы, командовал кораблем старший офицер. Днем мы видели, как тонул японский крейсер.

Когда стемнело, японские миноносцы массами делали на нас атаки, и в 10 часов вечера "Наварин" получил в корме с правого борта одну минную пробоину в районе патронного погреба. После этого броненосец осел кормой и получил небольшой крен на правый борт. Погреб успели задраить своевременно. Делали попытку завести пластырь, по сделать этого не смогли. Эскадра продолжала идти во Владивосток самым полным ходом, вероятно, более 13 узлов. Наш броненосец очень медленно оседал на корму. В 2 часа ночи из-под кормы "Николая I" выскочил миноносец, который мы приняли за свой и по ному не стреляли. Он выпустил в "Наварин" мину с очень близкого расстояния в носовую часть с правого борта. Броненосец стал тонуть. Старший офицер скомандовал с мостика не прыгать в воду, так как было очень свежо и людей волнами могло разбить о борт. Броненосец скоро ушел в воду, погружаясь кормой правым бортом. Людей на обломках плавало много. Японские миноносцы по ним, проходя, стреляли. Кроме того, людей захлестывало волнами.

Под утро мимо нас полным ходом проходил японский контр-миноносец. От его волны захлестнуло очень многих. Остались только мы вдвоем, плавая па доске. Так мы плавали до 2 часов дня 15-го мая, пока нас не спас проходивший мимо английский пароход.

На пароходе нас раздели, дали поесть и, закрыв одеялами, положили около машинного люка. Вскоре пароход остановила японская канонерка, и на него пришли 6 японцев с ружьями и несколько офицеров, требовавших, чтобы нас отдали в плен. Но нас англичане не отдали, и пароход пошел за канонеркой в Сасебо, где простоян несколько дней.

Мы видели, как в Сасебо привели отряд адмирала Небогатова. Английскому капитану нас удалось отстоять, и пароход привез нас в Шанхай, где и сдал русскому консулу.

Записано со слов командиром 9 флотского экипажа капитаном I ранга Косовичем.

В конце апреля 1904 г. на Особом совещании под председательством императора Николая II было принято решение о включении в состав 2-й Тихоокеанской эскадры проходившего в Кронштадте ремонт и частичную модернизацию броненосца «Наварин». Ввиду вынужденного сокращения времени, отведённого на реализацию намеченных мер, часть предусмотренных ранее работ пришлось отменить, и уже с июня 1904 г. корабль вместе с также прошедшими ремонт броненосцем «Сисой Великий» и броненосным крейсером «Адмирал Нахимов» стоял на Большом Кронштадтском рейде.


Приказом З. П. Рожественского от 23 июня 1904 г. (здесь и далее все даты приведены по старому стилю) «Наварин» вместе с «Ослябя», «Сисоем Великим» и «Адмиралом Нахимовым» был зачислен во 2-й броненосный отряд, возглавленный контр-адмиралом Д. Г. Фелькерзамом, поднявшим свой флаг на броненосце «Ослябя».

С переходом эскадры в Ревель (Таллин) 30 августа 1904 г. начался период боевой подготовки: в течение месяца корабли I и II ранга отрабатывали эскадренные эволюции, проводили учебные стволиковые и калибровые учебные стрельбы, миноносцы практиковались в пусках торпед. Вырабатывая на предстоящий переход расписание погрузки угля, корабли в Ревеле трижды в авральном порядке грузились углём, тем не менее, скорость погрузки, вследствие недостаточного внимания корабельного начальства к организации работ, была сравнительно невысокой. Так, на «Наварине» за час удавалось принять от 11,4 до 23,9 тонн угля; в то же время на японском броненосце «Fuji», например, 24 апреля 1905 г. соответствующий показатель составил сто три тонны за 27 минут.

28 сентября 1904 г. эскадра покинула порт императора Александра III, прибыв на следующий день в Либаву (Лиепая). Пополнив запасы угля, основные силы 2-й Тихоокеанской эскадры вышли из Либавы 2 октября 1904 г. У мыса Скаген (Skagen Odde) эскадра была разделена на шесть отрядов (№№ 1-6), четырём из которых, включая 5-й (броненосцы «Ослябя», «Сисой Великий», «Наварин», броненосный крейсер «Адмирал Нахимов», транспорты «Метеор» и «Малайя»), надлежало следовать в Танжер (Марокко).

В ночь с 8 на 9 октября 1904 г. в районе Доггер-банки (Dogger Bank) случился так называемый «Гулльский инцидент» (с высокой степенью вероятности, спровоцированный правительством Великобритании), в ходе которого русские корабли обстреляли английскую рыболовецкую флотилию и свой крейсер «Аврора». Это привело к дальнейшему ухудшению отношений Лондона и Санкт-Петербурга, а также вынужденной задержке 1-го броненосного отряда в испанском порту Виго до урегулирования конфликта.

В Танжер 2-я Тихоокеанская эскадра прибыла по частям, первым 16 октября пришёл отряд № 5 (флаг контр-адмирала Фелькерзама), последним, пять дней спустя – отряд № 1 (флаг вице-адмирала Рожественского). В тот же день командующий эскадрой, ввиду ненадёжности холодильников «Наварина» и котлов «Сисоя Великого», отдал приказ этим двум броненосцам вместе с тремя крейсерами («Светлана», «Жемчуг», «Алмаз»), к которым позже присоединились 9 миноносцев и 9 транспортов, следовать Суэцким каналом на остров Мадагаскар (место рандеву всей эскадры). Флагманом Отдельного отряда судов 2-й Тихоокеанской эскадры был выбран броненосец «Сисой Великий», на который контр-адмирал Фелькерзам перенёс с «Осляби» свой флаг. На переходе с острова Крит в Порт-Саид (Египет) оба броненосца впервые, после выхода из России, провели учебные стрельбы по щитам, показав удовлетворительные результаты. Благополучно пройдя 12-13 ноября 1904 г. Суэцкий канал, отряд Фелькерзама, соблюдая по пути разработанные с учётом «Гулльского инцидента» меры безопасности, с заходом для принятия воды и угля в Порт-Саид (Египет) и Джибути (Французское Сомали), 15 декабря 1904 г. подошёл к входу в бухту Носси-бе (Мадагаскар). Не прибегая к услугам лоцманов, корабли отряда самостоятельно проследовали в бухту, оказавшейся настолько вместительной, что в ней позже смогла разместиться в полном составе вся 2-я Тихоокеанская эскадра.


Броненосцы в Носси-Бе, крайний справа - «Наварин»

Во время пребывания Второй Тихоокеанской эскадры в одной из бухт острова Носси-Бэ (Nossi-Bé Island) «Наварин», вошедший, вместе с «Ослябя», в двойку наиболее метко стрелявших броненосцев, четыре раза принимал участие в учебных калибровых стрельбах (14, 18, 21 и 25 января 1905 г.), в ходе которых броненосцем было выпущено 40 12" и 120 6" снарядов.

Для сравнения, броненосцами 1-го боевого отряда Объединённого флота («Mikasa», «Shikishima», «Fuji» и «Asahi») на единственных весенних калибровых стрельбах 1905 г., проведённых 12 апреля 1905 г., в сумме было выпущено 32 12" снаряда, шестнадцать из которых попало в мишень. В то же время броненосец «Князь Суворов», стрелявший 19 января 1905 г. в гораздо менее благоприятных условиях (щит в качестве мишени вместо небольшого острова у японцев, а также намного большая, чем у японцев, дистанция), выпустил из носовой башни главного калибра шесть снарядов и добился пяти попаданий.

После почти трёхмесячной стоянки эскадра 3 марта 1905 г. эскадра Рожественского покинула Мадагаскар, совершив затем за 28 дней беспримерный на то время переход через Индийский океан. 26 апреля 1905 г. 2-я и 3-я эскадры встретились у берегов Вьетнама в бухте Ван-Фонг, и основные силы 2-й Тихоокеанской эскадры стали насчитывать 8 эскадренных броненосцев, три броненосца береговой обороны, шесть крейсеров I ранга и три крейсера II ранга.

Последняя погрузка угля на «Наварине» состоялась 10 мая 1905 г. недалеко от Шанхая, в ходе которой запас топлива на борту был доведён до более чем 1 200 тонн. Углём были заполнены все бункеры, засыпаны жилая и батарейная палубы, а также ют и бак корабля. В тот же день 2-й броненосный отряд остался без командующего, после продолжительной болезни скончался контр-адмирал Д. Г. Фелькерзам (оставивший после себя потомкам провидческие письма о судьбах России), и к временному исполнению обязанностей командующего отрядом приступил командир эскадренного броненосца «Ослябя» капитан 1-го ранга В. И. Бэр 1-й.

К утру 14 мая 1905 г. количество запасов топлива на «Наварине» уменьшилось, согласно официальной сводки, до 751 тонны (нормальный запас – от 700 до 730 тонн), и броненосец вступил в бой, имея уголь только в угольных ямах и кочегарном отделении (сверхнормативных запасов пресной воды броненосец, располагавший эффективными опреснителями, не имел), чем в плане эксплуатационной перегрузки выгодно отличался от уже упоминавшегося японского броненосца «Fuji», например. Последний, по сведениям английского наблюдателя капитана Джексона (captain T. Jackson, Royal Navy), накануне Цусимского сражения имел от 1 163 до 1 300 тонн угля (нормальный запас – 700 тонн).

Накануне, в ходе подготовки к бою, всё «лишнее» дерево на «Наварине» было выброшено за борт, за исключением досок в рострах, предназначавшихся для погрузки угля. Шлюпки были на треть наполнены водой и о обмотаны противоминными сетями, боевую рубку обвили перлинями, в палубах были устроены импровизированные траверзы из мешков с углём и песком. В 16:30 по эскадре был передан сигнал «Приготовиться к бою», и в 18:00 – «Завтра к рассвету иметь пары для полного хода».

Во исполнение неверно истолкованного боевого приказа командующего эскадрой «Курс норд-ост 23°. Бить по головному» (предназначавшийся только 1-му броненосному отряду), «Наварин» из носовой башни главного калибра открыл огонь по японскому флагману, остальные орудия до гибели броненосца «Ослябя» молчали.

В ходе дневного боя у «Наварина» были повреждены дымовые трубы и шлюпки, а также выведено из строя одно 47 мм орудие. Два снаряда среднего калибра вызвали небольшие пожары в кают-компании и на баке, позже успешно потушенные. В бортовую 6" броню каземата орудий среднего калибра было несколько попаданий снарядами неустановленного калибра.

В районе ватерлинии броненосец получил семь попаданий (в т. ч. по одному крупнокалиберному снаряду, предположительно калибра 12", в корму и нос), из них четыре пришлись на кормовое отделение, следствием чего явилось затопление в корме, а три на носовое, где вода, проникшая в отделение торпедного аппарата, несколько утяжелила нос, но корабль продолжал удерживать эскадренный ход 8-10 узлов.

Средняя артиллерия корабля, ведя огонь преимущественно фугасными снарядами, израсходовала в Цусимском сражении менее половины боезапаса.

В 20:10 (здесь и далее время японское) остатки 2-й Тихоокеанской эскадры были атакованы в первый раз (всего с трёх сторон на отряд Небогатова, пытавшегося скрыться от японцев ложными поворотами, надвигались 21 истребитель и 37 миноносцев). Забегая наперёд, заметим, что эта ночь для японцев была более результативна, чем ночь после боя у мыса Шантунг, когда 18 их истребителей и 31 миноносец, выпустившие в корабли порт-артурской эскадры 74 торпеды (32 и 42 соответственно), добились всего одного попадания (торпеда при ударе не взорвалась) в броненосец «Полтава».

Ведомый Небогатовым отряд, первоначально состоявший из девяти кораблей (семь броненосцев и два крейсера), с наступлением темноты распался. Будучи не в состоянии поддерживать скорость около 12 узлов, постепенно отстали «Адмирал Ушаков», «Наварин», «Сисой Великий» и крейсер «Адмирал Нахимов».

Около 21:00 «Наварин» был атакован 4-м отрядом истребителей 2-го флота (брейд-вымпел капитана 2-го ранга К. Сузуки (Kantarō Suzuki)) в составе истребителей «Asagiri» (朝霧) и «Murasame» (村雨) (тип «Harusame», собраны в Японии), а также «Asashio» (朝潮) и «Shirakumo» (白雲) (тип «Shirakumo», постройки английской фирмы Thornycroft), и одна из выпущенных ими одной или двух торпед (вероятно, тип «Otsu», боевая часть – 52 кг шимозы) в 21:05 взорвалась в районе правого кормового 6" погреба.


Истребитель «Asashio»

В батарейной палубе пропало электрическое освещение, а в левом носовом кочегарном отделении из-за лопнувшей паровой трубы в трёх носовых котлах были прекращены пары. После ремонта трубы в носовых котлах пары стали было разводить, но в действие котлы уже не вводили. Жилая палуба ещё в дневном бою заметно осевшего кормой «Наварина», разделённого водонепроницаемыми переборками лишь до высоты 0,91 м. от ватерлинии (при нормальном водоизмещении), быстро оказалась залитой водой, устремившейся внутрь корабля через образовавшуюся после взрыва пробоину.

В результате последовавшего обширного затопления корма дополнительно просела настолько, что вода, покрыв квартердек, подступила к кормовой башне.

Была пробита водяная тревога, задраили погреб и стали подводить пластырь; но, поскольку концы задевали за кингстонные трубы, все старания оказались тщетны. После того как водой с юта было смыто за борт несколько человек, попытки завести пластырь были прекращены и броненосец дал ход; среди команды прошёл слух, что «Наварин» четырёхузловым ходом идёт к ближайшему (очевидно, корейскому) берегу. Для откачивания воды из затопленного кормового отделения были задействованы носовые и кормовые помпы, также в ход пошли вёдра.

Во время отражения последующих торпедных атак броненосец, не открывая прожектора, вёл огонь сегментными снарядами. В результате нескольких удачных попаданий один из японских миноносцев 2-го класса типа «№ 22» (№ 34 или № 35) был настолько повреждён, что впоследствии затонул.


Миноносец типа «№ 22»

В последний раз «Наварин» был атакован около 02:00 в 27 милях на северо-восток от мыса Карасаки, когда броненосец был вторично обнаружен 4-м отрядом истребителей. Вырвавшись вперёд на увеличенной до 15 узлов скорости, оставшиеся незамеченными три истребителя («Murasame» ввиду сильной течи от полученного в дневном бою шестидюймового снаряда взял курс на Такесики) на расстоянии около 2 000 метров после обгона «Наварина» заметили другой русский корабль. После успешной торпедной атаки последнего, вернувшиеся японцы были встречены огнём 47 мм и 37 мм орудий «Наварина», и невзирая на который, сумели сбросить поперёк курса броненосца шесть связок мин (тип «Gō kirai 1», принят на вооружение в октябре 1904 г.), каждая из которых состояла из четырёх, сочленённых тросом, мин, с помощью поплавков удерживавшихся на глубине шесть метров.


На фотографии члены экипажа с фрагментом пробитой русским снарядом обшивки.


Продольный разрез мины

Две из этих мин почти одновременно поразили «Наварин», первая в районе кочегарного отделения посредине правого борта, а вторая – в мидель левого борта. Погибла вся машинная команда, вскоре прозвучала команда «Спасаться», броненосец начал крениться на правый борт и через 7-10 минут скрылся под водой.

В ответ на вопрос английских наблюдателей, почему миноносцы не стали спасать оказавшиеся в воде несколько сотен русских моряков, японцы поведали об имевших место опасениях подорваться на собственных минах.

Из всего экипажа «Наварина» 14-15 мая 1905 г. погибло и утонуло 26 офицеров, один священник, 11 кондукторов и 643 нижних чина, уцелеть удалось лишь троим наваринцам. После суточного пребывания в воде, были подобраны английским коммерческим пароходом (на фото слева направо) Порфирий Тарасович Деркач – кочегар 2-й статьи, георгиевский кавалер и Степан Дмитриевич Кузьмин – комендор, георгиевский кавалер.

Третий спасшийся, сигнальщик Иван Андрианович Седов, в бессознательном состоянии был подобран японским истребителем «Fubuki» (吹雪) спустя четырнадцать часов после гибели корабля.

Список использованной литературы
1. Русско-японская война 1904-1905. Книга шестая. Поход 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток.
2. Русско-японская война 1904-1905. Действия флота. Документы. Донесения и описания участников боя.
3. Описание военных действий на море в 37-28 г. г. Мейдзи (1904-1905)
4. Совершенно секретная русско-японской войны на море в 37-38 гг. Мэйдзи.
5. Другие источники.

Наварин

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 4 (2х2) - 305-мм/32 орудий;
  • 8 (8х1) - 152-мм/32 орудий обр. 1877.

Противоминная артиллерия:

  • 2 (2×1) - 64-мм/17 орудий Барановского;
  • 8 (8×1) - 47-мм/40 орудий Hotchkiss ;
  • 15 (15×1) - 37-мм/20 орудий Hotchkiss .

Минно-торпедное вооружение

  • 6 - 381-мм ТА .

«Наварин» - российский броненосец . В целом повторял английские броненосцы типа «Трафальгар» с неполным поясом по ВЛ, мощной цитаделью над ним и карапасной палубой в оконеч­ностях. Послужил прототипом для нескольких последующих русских броненосцев. Совершил несколько заграничных плаваний (Средиземное море, Дальний Восток). Погиб в Цусимском сражении.

История Создания

Август 1881 года, Санкт-Петербург. Под председательством генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича работает Особое совещание, образованное указом императора Александра III. Перед управляющими министерствами Военным, Морским и Иностранных дел поставлена сложная задача: определить основы морской политики России и программу судостроения на ближайшие двадцать лет. Идет напряженная работа - это диктуется сложностью военно-политической обстановки.

На юге реальна угроза захвата Великобританией Босфора: английские войска уже бомбардировали Александрию и оккупировали Египет; на Дальнем Востоке назревающая война между Японией и Китаем грозит нарушить существующее равновесие. Недоброжелательная позиция Германии на Берлинском конгрессе 1878 года, где Россию лишили плодов ее победы над Турцией, и активный рост германского флота создали угрозу интересам Российской империи на западе. Работу по созданию флота приходилось начинать, можно сказать, с нуля. «Россия не должна играть на море той же слабой роли, как в последнюю русско-турецкую войну.

Она должна быть готова встретить неприятеля за пределами своих вод у его берегов, будь это в Балтике или в Черном море» - таков был главный вывод совещания.Особым совещанием, предусматривала постройку в течение 20 лет шестнадцати новых броненосцев для Балтийского моря. Наиболее сильными кораблями германского флота являлись в то время казематированные броненосцы типа «Заксен» водоизмещением 7400 т, со скоростью около 14 уз, вооруженные шестью 260-мм орудиями. Поэтому совещание признало возможным ограничить водоизмещение планируемых броненосцев 8400 тоннами, вооружив их 305-мм орудиями.

В январе 1888 года началось проектирование третьего броненосца программы 1881 года - будущего «Наварина». Главный морской штаб получил сведения о проектировании в Германии новых броненосцев типа «Вёрт», вооруженных шестью 280-мм орудиями при водоизмещении более 10 тысяч тонн и скорости хода 16 уз. Эти корабли превзошли бы по своей силе любой из русских броненосцев. Требовалось предпринять срочные ответные меры. Увеличив длину броненосца на 20 м, ширину на 2 м и водоизмещение на 2500 т, П. А. Титов, руководивший разработкой проекта, предусмотрел достаточно мощное вооружение из четырех 305-мм орудий в двух броневых башнях и четырех 152-мм орудий в каземате. Скорость хода составляла 16 уз, а при форсированной тяге - до 17 уз. МТК, рассмотрев проект 13 октября, рекомендовал усилить артиллерию среднего калибра, увеличить толщину бортовой, траверзной и казематной брони.

После переделок количество 152-мм орудий увеличилось вдвое, броня траверзов и каземата достигла 254- 305 мм, а водоизмещение возросло еще на 500 т. Работа на верфи шла своим чередом. К 19 июля 1890 года на стапеле установили уже более 2,5 тысяч т стали. Задержек практически не было, хотя МТК 24 сентября преподнес очередной «сюрприз», распорядившись борт каземата «для упрочения сделать прямым, а не изогнутым», а порты четырех 152-мм орудий перенести в углы каземата для усиления продольного огня.

Рассмотрев создавшееся положение, временно управляющий Морским министерством генерал-адъютант О. К. Кре-мер высказал руководству Общества пожелание, чтобы спуск состоялся хотя бы не позднее 15 августа, но через три недели главный корабельный инженер порта А. Л. Грехнев доложил, что даже при принятии самых действенных мер «Наварин» не сойдет на воду ранее 30 августа. Но и этот срок оказался нереальным. Установку броневых плит ниже ватерлинии смогли закончить лишь в самом конце сентября.

История службы

Фактически постройка начата 1 июля 1889 г., официально заложен 21 мая 1890 г. одновременно с закладкой крейсера «Рюрик» в присутствии императора Александра III., спущен на воду 8 октября 1891 г. Реально вступил в строй к лету 1896 г.

5 октября 1893 г. корабль начал свою первую кампанию, готовясь к переходу в Кронштадт, где его предстояло достраивать. Сам переход состоялся спустя 10 дней, броненосцем к этому времени командовал капитан 1 ранга П. А. Безобразов, а экипаж состоял из 382 человек.

14 июня 1894 г. машины «Наварина» были испытаны на швартовах, а 27-го броненосец начал свою вторую кампанию, хотя строительные работы так и не были полностью завершены (не хватало части брони и артиллерии). Ходовые испытания состоялись через два дня, 29 июня. Выяснилось, что машины не развивают контрактной мощности в 9000 л.с. из-за недостаточной паропроизводительности котлов, вызвана недостаточной тягой. Общество предложило либо увеличить высоту труб (сразу на 10 метров), либо установить нагнетающие воздух вентиляторы. Остановились на втором варианте, планируя выполнить необходимые работы к следующему году. После испытаний достройку продолжили. Все работы, кроме установки артиллерии закончили только в ноябре 1894 года, ну а пушки появились лишь летом следующего.

Летом 1896 года, закончив испытания артиллерии и машин, броненосец ушел на Средиземное море. Действуя совместно с эскадренными броненосцами «Сисой Великий» и «Император Александр II», конец 1896-го и почти весь 1897 год находился в водах острова Крит, осуществляя его блокаду в связи с непрекращающимися на острове беспорядками.

Большую часть 1898-99 гг. провел стационаром в Порт-Артуре, совершая время от времени непродолжительные походы во Владивосток, порты Японии, Кореи и Китая.

22 апреля 1902 года вернувшийся с Тихого океана броненосец бросил якорь в Либаве, и на нём сразу же произвели традиционный смотр. Комиссия нашла, что механизмы корабля не имеют серьёзных дефектов, а котлы после замены некоторых трубок и прочеканки можно эксплуатировать ещё пять лет. После смотра корабль включили в Учебно-артиллерийский отряд, а зиму «Наварин» провёл в Либаве.

14 мая 1905 г. в дневном бою пострадал сравнительно мало. Получил шесть попаданий 8- и 12-дюймовыми снарядами, был смертельно ранен командир корабля капитан 1 ранга барон Б.А. Фитингоф, убиты или ранены еще 17 человек. Около 22 ч. 14 мая 1905 г. первая японская торпеда попала в кормовую часть левого борта и произвела большие разрушения. Броненосец задрожал и погрузился в воду кормой до башни. Пробили водяную тревогу, и члены команды заняли свои места. Чтобы избежать вражеских атак, броненосец пошел к корейскому берегу, развив четырехузловой ход. Комендоры стреляли из орудий, почти не целясь. А японские миноносцы наглели, кружась вокруг "Наварина". Японцы пускали торпеды, стреляли из орудий и винтовок.

Затем вторая торпеда попала в середину правого борта. Броненосец продолжал крениться на правый борт. На корабле царила паника. Часть команды стала готовить шлюпки к спуску, но кто-то второпях перерезал тали, на которых висел катер, и он упал в море и утонул. Во второй спущенный катер ринулась масса людей, и он тоже утонул под их весом. В это время вражеский миноносец подошел к левому борту тонущего "Наварина" и выпустил третью торпеду. Раздался взрыв, пламя которого ослепило тонущих.

Столб воды поднялся выше мачт броненосца. "Наварин" перевернулся и, накрыв своей палубой две переполненные людьми шлюпки, пошел на дно. Уцелевшие члены экипажа, которых не накрыл перевернувшийся броненосец и не засосал образовавшийся на месте гибели корабля водоворот, оказались в воде и пытались спастись, используя всплывшие бревна, доски, деревянные ящики, которые разбрасывали волны, калеча плавающих людей в темноте ночи. Из 700 членов экипажа в живых осталось 30 человек.

В 8 ч. утра на расстоянии двух кабельтовых от мести гибели "Наварина" прошел японский миноносец. Японские офицеры цинично рассматривали в бинокли обессилевших в борьбе со стихией русских героев. Но спасать тонущих русских моряков не собирались. Пытающиеся спастись матросы провожали уходящий миноносец врага глазами, полными отчаяния.

Постепенно от холода и безысходности матросы стали сходить с ума и тонуть. Одни ругались, другие молились, а третьи цеплялись друг за друга. Когда сигнальщик Седов в последний раз окинул взглядом горизонт, он увидел приближавшуюся к нему дымящуюся точку. Матросу показалось, что прямо на него идет "Наварин", но почему-то трехтрубный. Седова вытащили из воды, в которой он провел 14 часов, и подняли на палубу японского миноносца, принятого Седовым за "Наварин". Еще двух матросов - Порфирия Деркача и Степана Кузьмина, плававших на крышке ящика, подобрал английский пароход, капитан которого сдал их русскому консулу в Тянь-Цзине. Деркач вернулся на Украину, а Кузьмин - в Кинешму. Для остальных моряков с броненосца "Наварин" братской могилой стали свинцовые воды Японского моря.