Рекомендации по улучшению ситуации на туристическом рынке малых исторических городов россии. Что нужно делать для развития сельского туризма


Директор туристической компании SudakovTravel Александр Судаков считает внутренний туризм одним из перспективных направлений развития экономики Таганрога. Среди факторов, которые сдерживают рост оборотов отрасли он называет законодательные ограничения.

В одном из своих выступлений в начале нынешнего года глава Таганрога Инна Титаренко заявила о бесперспективности развития в городе рекреационного туризма. Как вы считаете, это верная точка зрения?

– Это выступление я не слышал, поэтому комментировать его не могу, оценивать чью-либо точку зрения мне бы тоже не хотелось. Если говорить о терминах, то рекреационный туризм подразумевает некое восстановление, то есть, развитие санаторного направления. Я бы предложил рассматривать внутренний туризм в целом, а рекреационный – как одну и его частей. Я считаю, что город и горожане заинтересованы в туристах. Заниматься развитием въездного туризма, особенно в нынешней непростой экономической ситуации, в Таганроге и Неклиновском районе, однозначно нужно. Уже сейчас у нас очень неплохо развит детский туризм, который выполняет важную социальную функцию: на побережье Неклиновского района отдыхают дети не только из Таганрога, но и из северных регионов, из средней полосы. Зачастую это дети из социально не защищенных семей. По моим оценкам, в Неклиновском районе ежедневно в летнее время отдыхают порядка 5-6 тыс. детей в возрасте от 8 до 17 лет. Они часто приезжают и в Таганрог, посещают наши пляжи, городские парки, аквапарк, музеи.

– Вы оценивали общую численность туристов, которые приезжают в Таганрог в течение года?

– Думаю, этот показатель никто не считал. Несколько лет назад были какие-то попытки проводить исследования, но сейчас городской бюджет себе не может их позволить. Тем более, что это, на мой взгляд, пустая трата денег, потому что подавляющее большинство людей едет не через турфирмы. Многие едут к родственникам, друзьям, сослуживцам, приезжают люди, которые учились в Таганроге. Приезжают дети из лагерей Неклиновского района, спортсмены. Я думаю, что в летний период в Таганроге находятся ежедневно около 10 тыс. человек, хотя на точность я здесь не претендую.

– Есть ли возможности для увеличения численности туристов, приезжающих в Таганрог?

– Может быть, к резкому увеличению турпотока мы и не готовы, но в целом, я думаю, мы можем принимать гораздо больше гостей. В России не так много мест, где можно недорого отдохнуть у моря. Население курортных городов в Краснодарском крае и в Крыму в сезон увеличивается в разы. Это резерв для наполнения местного бюджета, и возможность для развития городской экономики. Поэтому важность работы в этом направлении, на мой взгляд, бесспорна. Это необходимо учитывать при верстке местного бюджета: не только искать места, где мы можем таблички повесить, хотя это, безусловно, тоже очень важно, но и находить перспективы для роста загруженности нашей туристической инфраструктуры, создания в туристической отрасли новых рабочих мест.

– Какие шаги, с вашей точки зрения, необходимо предпринять для развития в Таганроге внутреннего туризма?

– Я считаю, здесь все достаточно просто. Нужно улучшать состояние городской инфраструктуры и условия жизни горожан, в результате условия, которые мы сможем предоставить гостям города, улучшатся автоматически. И наоборот – инфраструктурой, созданной в расчете на развитие туризма, смогут пользоваться и горожане. Например, есть хорошие перспективы развития пляжей. Для них необходимо искать инвесторов, сдавать их в аренду. Попытки такие есть, насколько мне известно, Солнечный пляж поделен между предпринимателями практически полностью. Другой вопрос, как эти инвестпроекты реализуются,насколько аккуратно платится земельный налог. У меня этой информации нет. В любом случае, нужно требовать эффективного использования муниципальных земель, и это, конечно, задача местной власти. Многие шаги, которые можно предпринять, в общем-то, не требуют больших затрат. На поверхности лежит необходимость благоустроить набережную на отрезке от яхт-клуба до Солнечного пляжа – в последние годы по разным причинам ей не уделялось должное внимание, и это, скажу по своему опыту, сразу заметили многие гости нашего города. Наведя порядок на улицах и поддерживая его, мы тоже сможем привлечь в наш город больше туристов, увеличить оборот денежных средств в местной экономике, создать новые рабочие места, пускай даже сезонные. С этой точки зрения я горячо приветствую открытие новых кафе. В Европе очень распространенное явление – столики на тротуаре рядом с офисом, с магазином. Я считаю, нужно давать предпринимателям возможности для реализации таких инициатив. Это сделает наши центральные улицы более ухоженными, более приветливыми для гостей. Для молодежи можно создать систему велодорожек, соединяющих общежития с корпусами учебных заведений, конечно, в этом случае необходимо и обустройство велостоянок. Все это будет работать на положительный имидж города и не требует больших затрат. Зато нужно большое желание работать.

– То есть, главное направление для Таганрога с точки зрения туризма – курортное?

– Не только. У нас много хороших музеев, которые тоже обладают большим потенциалом с точки зрения привлечения туристов. Еще один вид туризма, который может развиваться в городе при поддержке местной власти, – это событийный туризм, связанный с какими-либо мероприятиями: традиционным Чеховским театральным фестивалем, книжным фестивалем, различными спортивными состязаниями. К сожалению, сейчас в Таганроге почти не осталось профессиональных спортивных клубов – нет больше ни футбольной, ни баскетбольной команды. Это недопустимо для города с населением 250 тыс. человек. Как бы там ни было, возможность поддерживать местный клуб, посещать его игры несет в себе и воспитательный элемент, и возможность для людей вырваться из рутины. С точки зрения туризма профессиональный спорт также важен – когда приезжают спортсмены, они должны где-то остановиться, где-то питаться, они почти обязательно ездят на экскурсии, арендуют спортзалы - это плюс для города.

– Если говорить о событийном туризме, то в Таганроге проходил фестиваль «Спорт всем миром», но развития эта идея не получила, последний раз мероприятие состоялось в 2015 году в Калуге. Как вы считаете, почему так вышло?

– Идея, на мой взгляд,была хорошая. Как она была реализована, мне не известно. Я считаю, что любое правильно организованное событие будет работать на въездной туризм. Кто будет организатором - коммерческие структуры, спонсоры, бюджет - населению и туристам все равно. Я считаю, что это должна быть головная боль местных властей. Поэтому, может быть, столь масштабные мероприятия как «Спорт всем миром» нам не нужны, нам нужны локальные мероприятия, проведение которых можно контролировать на местном уровне, и которые привязаны к локальным событиям. Помимо уже упомянутых мной фестивалей это могут быть, как мне кажется, регаты в яхт-клубе, и я знаю, что работа по их возобновлению ведется, мероприятия в честь освобождения Таганрога, в честь дня города, ориентированные на гостей из Ростовской области.

– Игры чемпионата мира по футболу 2018 года могут дать туристической отрасли Таганрога возможности для развития?

– Это хороший повод для местных властей привлечь в город какие-то деньги. Нужно только найти свою «фишку». Дорогу между Ростовом и Таганрогом реконструируют за счет средств федерального бюджета. Городу, чтобы привлечь дополнительный поток туристов из числа болельщиков, потребуется отремонтировать или построить внутригородские дороги, паркинги. В целом п роведение чемпионата – хороший повод обратить внимание нагород и что-то для города получить.

– Что сдерживает развитие туризма в Таганроге?

– Прежде всего отмечу,что мечтать о чем-то в духе Нью-Васюков мне бы не хотелось. Реальность сейчас такова, что даже федеральные проекты по привлечению иностранных туристов идут со скрипом. Самые посещаемые города в России – Москва и Санкт-Петербург, дальше туристы обычно не едут. Во многом это связано с проблемами законодательного характера, в частности, с законами, ограничивающими перемещения иностранцев по России. А без свободы передвижения нет туристических групп, не развивается гостиничный и ресторанный бизнес, отсутствует специальный туристический транспорт, приходят в упадок теплоходные маршруты.

– Для Таганрога это, должно быть, острая проблема еще и в связи с тем, что город по известным причинам оказался в транспортном тупике?

– Конечно, ситуация в соседнем государстве возможности нашего города в плане экономики ухудшила. Мы действительно оказались в тупике. Но я исхожу из того, что все конфликты когда-то заканчиваются. Надеюсь, что мирное решение проблем будет достигнуто и наш город опять станет транзитным. Хотя проблемы с транспортом есть везде, они касаются и морских, и авиаперевозок. Президент говорит об этих проблемах, но президент далековато. Хотелось бы, чтобы мы что-то делали и на местном уровне. У нас рядом Крым, когда-то в советское время из Таганрога можно было в Керчь и в Ялту добраться на «Комете». Почему это стало нерентабельным? У нас был морской вокзал, который постепенно превратился в административное здание. Нет вокзала, нет причалов – меньше возможностей для развития туризма. А ведь если мы принимаем теплоход, с которого сходят 150 человек, то им потребуются три автобуса большой вместимости, они захотят где-то пообедать. Если взять даже скромно по 500 рублей с человека, сколько денег останется в каком-то кафе? Частично в виде налогов они попадут в местный бюджет. И это только обед. Заработают экскурсоводы, кто-то поедет в парк на аттракционы, кто-то сходит в театр. Но причальной стенки у нас нет, а суда потихонечку выдавили с Азовского моря. Количество судов – лодок, яхт, катеров – у нас не растет, новые причалы не появляются, а значит, не возникают новые возможности для отдыха на воде. Во многом это связано с федеральным законодательством и наличием морской границы, проходящей по Таганрогскому заливу. Но на мой взгляд, это неправильно. Тем не менее, я не вижу, чтобы кого-то во власти это интересовало. Раньше Таганрог как-то жил без мазутного терминала, угля через наш порт возили значительно меньше. Сейчас рост его перевалки по угольной пыли чувствуют многие таганрожцы, проживающие в центре. Давайте еще больше угля возить, тогда у нас тут через некоторое время вообще нечего будет делать. Рыбу уже выловили. Заводы тоже не красят город. Я бы, конечно, в принципе вывел их за городскую черту, но понимаю, что это вряд ли возможно. Но владельцы предприятий тоже должны участвовать в жизни города. Потому что сейчас налоги они платят по большей части в Москве, а на местах остались только экологические проблемы, да еще в последнее время – постоянное сокращение числа рабочих мест. Должен работать механизм взаимодействия между иногородними бизнесменами и местной властью, а он, похоже, сломался.

– Какова ситуация с выездным туризмом?

– В связи с девальвацией рубля поток туристов в целом, может быть, и снизился. Но я с 1985 года руковожу туристической фирмой и могу по своему опыту сказать, что люди, которые привыкли ездить отдыхать, будут ездить постоянно. Многие клиенты ходят к нам долгие годы, приходят уже их дети и даже внуки. Так что заграничный туризм был, есть и будет. Я считаю, что в скором времени восстановятся потоки туристов в Турцию и Египет. В связи с ростом курса рубля становятся более доступными азиатские страны, в которые можно въехать по упрощенной процедуре: Таиланд,Вьетнам, Индия. Из внутренних направлений в летний сезон наиболее популярны, естественно, черноморские курорты Краснодарского края и Крым. Из негативных моментов я бы отметил сложившийся кризис доверия, между туроператорами и турагентами, но я надеюсь, что он в скором времени завершится. У нас количество заявок не уменьшается, мы продолжаем активно работать и готовы предоставлять услуги как таганрожцам, так и гостям города.

Беседовал Павел ЛЫСЕНКО

Фото: Екатерина Егорова для don24.ru

В России сейчас с фантастической скоростью развивается туризм. Люди стали жить лучше, доходы увеличились, а значит, расширилось и поле деятельности для фирм, работающих в этой сфере.

С чего начать туристический бизнес? Как и любой другой, с планирования затрат и доходов. В статье расскажем о том, что должен содержать бизнес-план турфирмы, как грамотно организовать дело, сформировать ассортимент туров, выбрать партнеров.

Выбор направления работы

Это первое, с чем вам придется столкнуться. Все действующие в настоящее время фирмы можно поделить на две группы: те, что организуют и реализуют собственные туры, одним словом – туроператоры, и те, что специализируются исключительно на продаже предложений отечественных и иностранных компаний, то есть турагенты.

Разумеется, работать по первому варианту выгоднее, но и риски выше. К тому же стартовый капитал нужен очень большой. Поэтому начинать деятельность надежнее и проще с реализации уже готовых туров солидных туроператоров. Организация туристического бизнеса в этом случае потребует от вас гораздо меньших вложений, можно стартовать с капиталом в 200 тысяч рублей (конечно, это самая минимальная цифра).

Турагент – это своего рода посредник между крупной компанией и покупателем. Но это не значит, что вы должны продавать туры строго по той цене, которую определил туроператор. Например, организатор тура в Америку предложил вам на реализацию маршрут стоимостью 80 тысяч рублей с условием, что 10 процентов от цены тура вы заберете себе. Вы продаете путевку в своем городе, где аналогичных предложений больше нет, дороже, скажем, за 100 тысяч рублей. Выгода налицо – ваш доход увеличивается.

Туристический бизнес. С чего начать?

После того как вы определились с направлением работы, следует зарегистрировать свою фирму. Можно создать юридическое лицо, а можно функционировать в качестве ИП. Как показывает практика, для работы в сфере туризма лучше все-таки отдать предпочтение ООО. Ключевым моментом в такой деятельности выступает доверие клиентов к компании, которую они выбирают, а люди больше доверяют юридическим лицам, чем индивидуальным предпринимателям.

За регистрацию ООО взимается пошлина в размере 4000 рублей, также вы должны будете изготовить печать (еще 400-600 рублей) и заверить учредительные документы у нотариуса (около 1000 рублей). Уставной капитал должен составлять не менее 10 000 рублей, как минимум половину его вы должны перевести на открытый в банке счет (за открытие счета также придется заплатить около 500 рублей). При регистрации фирме будет присвоен ОКВЭД 53.30 «Деятельность туристических агентств». Таким образом, минимальная сумма, которую вы затратите на процедуру регистрации, - 6000 рублей.

Лицензия и налоги

Что нужно для открытия туристического агентства еще? Раньше требовалось получение лицензии, но с 2007 года обязательное лицензирование отменили. Поэтому остается только выбрать объект налогообложения. Работа турфирм попадает под УСН. На ваше усмотрение предлагается два объекта: доходы (ставка 6 процентов) или доходы за минусом расходов (ставка 15 процентов). Второй вариант следует выбирать только в том случае, если предполагается большая доля затрат.

Выбор помещения

Этот шаг следует осуществить еще до процесса регистрации. Да вас и не зарегистрируют при отсутствии у фирмы юридического адреса. Конечно, располагать офис агентства лучше всего в центре города, но ориентируйтесь прежде всего на финансовые возможности. Уделите особое внимание дизайну и обстановке помещения. По существу, туристическая компания продает обещания, «воздух», человек отдает деньги сейчас, а услугу получает позже, поэтому следует создать атмосферу уверенности в том, что накопления уходят в надежные руки.

Оснащение офиса

Не забудьте об оргтехнике: офис должен быть оснащен компьютером с доступом в интернет (для начала хватит одного), телефоном, принтером, факсом – без всего этого работу организовать не получится. Расходы на мебель также будут немаленькими. Компьютерный стол стоит не меньше 6000 рублей, вертящееся кресло – около 3000 тысяч, еще вам нужно будет закупить кресла для клиентов, диван для ожидания, если вдруг образуется очередь, журнальный столик, где будут лежать буклеты, листовки и прочее.

В среднем затраты на покупку мебели составят 30-60 тысяч рублей. На оргтехнику нужно будет потратить где-то в 50 тысяч рублей (при скромных подсчетах). Да, недешево обходится собственная туристическая фирма! Бизнес-план также должен содержать расчет ежемесячных затрат по обслуживанию офиса, куда будут входить расходы на канцтовары, коммунальные платежи, оплата интернета, телефонных счетов и прочее.

Выбор партнеров

Подобрать туроператоров, с которыми вы хотите сотрудничать, - вот, что необходимо для открытия турагентства, помимо всего прочего. Сегодня на рынке существует множество операторов, организовывающих туры по всевозможным направлениям. Важный момент: работать нужно только с проверенными компаниями.

Многие предприниматели, которые еще только начинают развитие туристического бизнеса, допускают серьезную ошибку. Они устремляются сотрудничать с туроператорами, предлагающими туры по наиболее низким ценам. Как правило, такие фирмы оказываются ненадежными. Чтобы избежать неприятных моментов, выбирайте компании, которые уже зарекомендовали себя на рынке.

Обязательно узнайте, какие туроператоры имеют представительства в вашем городе. Работая с ними, вы избавитесь от многих хлопот. Весь документационный оборот осуществляется в главном офисе, при наличии представительства вы сможете напрямую отдавать документы, что очень удобно.

Подбор персонала

В бизнес-план турфирмы обязательно нужно включить информацию о персонале и фонде оплаты труда. Маленькая компания может состоять всего из четырех человек: директора, менеджера, бухгалтера и уборщика. При совмещении функций штат может быть еще меньше.

В России туристическая сфера очень быстро набирает свой рост, так как она очень высокодоходная, и лучше всего подойдет для создания собственного бизнеса. Какие действия нужно предпринимать для этого? И как превратить данное дело в успешное и прибыльное? В нашей статье мы расскажем об этом более подробно.

Регистрация бизнеса

Из этой статьи вы сможете узнать о том, с чего начать туристический бизнес. Из-за того, что туристическую деятельность необязательно лицензировать, данной областью могут заниматься и частные бизнесмены и юридические лица. Однако чтобы получать с этого прибыль, необходимо помнить некоторые нюансы.

Прежде чем создать данный вид деятельности, необходимо пройти регистрацию в соответствующих органах. У туроператора обязательно должно быть финансовое обеспечение, либо он должен обладать банковской гарантией денежных средств на следующие виды туристической деятельности.

  • Въездной туризм – 11миллионов руб.,
  • Международный туризм – 35,
  • Внутренний туризм – 500 тысяч руб.

Необязательно иметь данную сумму в наличии. Необходимо просто провести процедуру страхования своего бизнеса. Цена за полис составит примерно 0,5% от всей суммы. Туроператору необходимо в обязательном порядке пройти регистрацию в Едином реестре. Помимо этого, нужно будет заняться получением сертификационного свидетельства, которое будет удостоверять все предоставляемые услуги данной компанией по установленным нормативам.

Если в вашем офисе будет находиться большое число всевозможных сертификатов, то и клиенты будут относиться к вам с большим доверием.

Стартовый капитал

Как необходимо организовать высокодоходную туристическую фирму в России?

Дополнительную прибыль можно получать от предоставления своим клиентам различных консультаций, а также осуществлять реализацию авиабилетов. Если более подробно рассмотреть комиссионные, получаемые турагенством с реализации путевок, то в маленьких компаниях они составлять 15-18% от общей цены тура, у известных операторов показатель будет выше – 20-25%. Отсюда можно сделать следующий вывод, что прибыль этого бизнеса довольно хорошая. Если постараться реализовывать хотя бы 4 путевки в день, то можно получить ежемесячный доход в размере 180 тысяч рублей.

Турагентство по франшизе

Следует учесть, что туристический бизнес в нашей стране, может, подвергается большим рискам. Большинство только что открывшихся турагентств закрываются уже в первые полгода после открытия. Для возможности избежать этих неприятностей, необходимо от популярной туристической фирмы. Бизнесмены новички могут пользоваться данным брендом и использовать все методы по ведению бизнеса. Но данная процедура стоит денег. По мнению, многих специалистов в данной области стать обладателем франшизы намного прибыльнее, чем пытаться вести свой убыточный бизнес.

Привлечение инвестиций в регион, развитие туризма в Псковской области заявлены в числе приоритетных направлений деятельности регионального правительства. Помочь в реализации поставленных задач призван недавно созданный в структуре областной администрации комитет по туризму, инвестициям и пространственному развитию. О целях и задачах нового подразделения, о проблемах, которые предстоит решать в первую очередь, а также о перспективах развития заявленных направлений Интерфаксу рассказала председатель комитета Наталья Трунова.

Наталья Александровна, комитет по туризму, инвестициям и пространственному развитию недавно появился в структуре администрации Псковской области, с какой целью он был создан?

Из названия комитета уже можно сделать вывод о целях его создания. Комитет создан для развития данных направлений: туризма, повышения инвестиционной привлекательности и пространственного развития региона. Туризм - одно из главных направлений экономического развития, которое обозначено в стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, поэтому было решено уделить ему наибольшее внимание и расширить его функционал. Наш комитет будет заниматься не только развитием туристской инфраструктуры, но и созданием такого направления, как творческие индустрии.

Мы будем акцентировать внимание на расширении ассортимента наших аутентичных продуктов, причем не только сувениров, но и предметов интерьера, посуды, гастрономии, одежды - словом, всего, что турист мог бы увезти с собой на память о Псковской области.

К сожалению, этот сектор пока очень слабо представлен и является не форматизированным. Конечно, в городах и районах области присутствуют точки сувенирной торговли, но, проводя сравнение с европейскими городами, мы понимаем, что такого объема и качества предложения, какой существует за пределами России, к сожалению, ни в Пскове, ни тем более в области - в таких уникальных местах, как Пушкинские Горы, Печоры - пока нет. При этом не стоит забывать, что это дополнительная занятость, новые рабочие места для местных жителей. С другой стороны, и туристы могли бы оставлять в регионе намного больше средств, чем они оставляют сейчас.

Другими ключевыми направлениями в деятельности комитета являются привлечение инвестиций и пространственное развитие. Почему они были объединены в одном комитете? В сфере инвестиций основной задачей в настоящее время является создание современных обустроенных площадок - так называемых индустриальных парков. А это напрямую связано с инженерным обеспечением и территориальным развитием отдельных муниципальных образований.

Многие вопросы, связанные с инвестиционной привлекательностью, лежат в сфере развития территорий: наличие документов территориального планирования, развитие инфраструктурных комплексов на территории, которое должно быть согласованным с развитием экономики и демографической ситуации.

Какие инфраструктурные туристические вопросы необходимо в первую очередь решить региону, чтобы увеличить число туристов?

Сделать нужно очень многое. Город Псков и область обладают, безусловно, огромным потенциалом в сфере развития туризма. Даже наши соседи, например, новгородцы, всегда подчеркивают, что у них есть Новгород, а у нас, кроме Пскова, есть еще очень много привлекательных и интересных для туристов мест. Это так. Но Псков и другие объекты, несмотря на их огромный потенциал, нужно элементарно привести в порядок.

Весь культурно-познавательный туризм в новом формате - это городской туризм (если, конечно, это не отдых на пляже в Египте с однодневной поездкой на пирамиды). А город должен создавать такую атмосферу, чтобы в нем хотелось пожить четыре дня, десять дней. Если вновь обратиться к европейскому опыту и посмотреть туристские программы для таких городов, как, например Прага, то мы сразу увидим, что туристу предлагается 2-3 экскурсии, а все остальное время пребывания в городе - свободное время. А город, в свою очередь, должен предложить разные варианты использования этого свободного времени: развлечения, шоппинг, посещение интересных объектов, которые не вошли в стандартную экскурсионную программу, например, объектов современного искусства. Да и элементарная прогулка по городу должна доставлять удовольствие.

К сожалению, по нашим предварительным подсчетам, только в Пскове можно задержать туриста на 3-4 дня с учетом неспешного знакомства и проживания в городе, а сейчас это максимум 1 день. С включением же в экскурсионную программу Изборска, Печор и Пушкинских Гор в среднесрочной перспективе пребывание туриста в регионе можно увеличить с теперешних одной-двух ночей до четырех-пяти. Ключевой момент для достижения этой цели - благоустройство городской среды, создание, развитие и внедрение в городскую ткань творческих индустрий, формирование новых торговых улиц, которые связаны с другим типом времяпрепровождения, необходимого современному туристу.

Кроме того, необходимо развитие транспортной инфраструктуры - от транспорта зависит очень и очень многое. Сейчас очень много внимания уделяется и ремонту дорог, и росту связанности с другими городами. Так, в прошлом году запущен дизельэлектропоезд до Санкт-Петербурга, открыто авиасообщение.

Третье направление, пока слабо развитое, но которое легче всего дооформить, - это информационная инфраструктура. В этом году мы запустим информационный центр в Пскове. В стадии реформирования находится туристский сайт, для которого обязательно будет сделана полноценная английская версия.

Также будут создаваться точки размещения информации о городе: в гостиницах должны появиться карты, чтобы у туристов была элементарная навигация по городу. Уже есть утвержденные планы, согласно которым хотя бы 3-4 информационных стенда точно появятся в Пскове в этом году. В краткосрочной перспективе создание информационной инфраструктуры - самый решаемый вопрос в отличие от двух вышеназванных.

- А как вы относитесь к перспективе развития в регионе сельского туризма?

Очень интересное направление для региона с учетом того, что 33% - это доля сельского населения. Но нужно понимать, что сельский туризм не даст быстрого экономического эффекта и значительной прибавки к туристическому потоку. Его доля в туристическом потоке может составить не более 5-7% и то примерно к 2020 году. Сельский туризм имеет очень важное значение, прежде всего, с точки зрения самозанятости населения.

Известный специалист по развитию сельских территорий Татьяна Нефедова в своей книге "Сельская Россия на перепутье. Географические очерки" проводила анализ такого феномена российской действительности как дачи. Почему в Европе развивается сельский туризм? Жители мегаполисов выезжают в сельскую местность, чтобы пообщаться с природой. В России же всегда был и остается такой феномен, как дачи, который практически отсутствует в Европе. У большинства жителей Москвы и Санкт-Петербурга до сих пор сохраняются дачи. Поэтому, если оценивать это направление с точки зрения попадания в рынок, возникает вопрос: кто будет приезжать? Пройдет не меньше 20-25 лет, пока поколение нынешних 25-30-летних, которые уже привыкли к совершенно другому формату потребления (и вряд ли их будет удовлетворять отдых на даче даже в предпенсионном возрасте), сформирует запрос на данный вид туризма.

Безусловно, эту инфраструктуру нужно постепенно создавать, но, скорее, не как просто сельский туризм, а совмещенный с рекреационным, с экологическим. Например, уже сейчас в рамках датско-российской программы содействия экономическому развитию Калининградской и Псковской областей в Пыталовском районе реализуется такой проект по созданию сельско-экологического туризма, где будут домики для проживания, а также будет возможность поделать что-то собственными руками, ознакомиться с сельскими видами деятельности, поиграть на старых инструментах. Это, скорее, такой "микс", который может заинтересовать. В чистом виде сельский туризм требует подготовки людей, определенного типа обслуживания, культуры обращения с людьми.

У нас есть уникальные случаи: это Ольгинский хутор, это "Медовый хуторок", этот опыт, безусловно, нужно распространять в области. У нас разработан совместный с муниципалитетами план действий по постепенному развитию сельского туризма, в рамках которого формируется система информационной поддержки: разрабатывается методичка "Как создать свой гостевой дом", будут проведены семинары по развитию малого бизнеса для сотрудников информационно-консультационных центров, которые существуют в половине районов области и т.д.

В Концепции стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года заявлено о формировании новых туристических брендов и новых турмаршрутов, а также нового событийного ряда. Какие новые бренды и новые события необходимы региону и не эффективнее ли развивать уже имеющиеся: Пушкинский праздник, театральный фестиваль, историческую реконструкцию в Изборске и так далее?

Все уже имеющееся, безусловно, нужно поддерживать и развивать, формировать внутри традиционных мероприятий новые продукты. Но что показывает европейский опыт, и что показала прошедшая в феврале в Пскове Всероссийская Масленица? Экономический эффект дают, в основном, городские праздники, прежде всего, за счет активного потребления. Люди идут, покупают, едят, отдыхают. За счет этого с прибылью работают магазины, общепит, сувенирные лавки.

Поэтому наша задача – сделать так, чтобы городских праздников стало гораздо больше, причем не только в Пскове. Они создают ритм для города. Например, в Германии летом нет ни одной недели, чтобы не было какого-нибудь праздника, который сопровождается концертом, выступлением местного театра и т.д. Так Европа вытаскивает людей от телевизоров и шашлыков, люди общаются и проводят свое свободное время в городе. Безусловно, нужно привести город в порядок, чтобы люди в нем хотели находиться.

Сейчас событийный календарь региона очень разряженный. Перед нами стоит задача - в следующем году мы должны иметь план небольших, не грандиозных, не российских событий, но он должен все время завлекать. Потенциальные туристы должны знать, что, если они не попали на одно мероприятие, то попадут на следующее. Плюс это еще генерация второго посещения региона, что очень важно. По результатам исследований выяснилось, что даже в Петербурге нет возвратного туризма. И это большая проблема, с которой работает Питер за счет событийного туризма, развития новых видов отдыха, круизного сообщения.

А каково ваше отношение к инициативе губернатора Петербурга Валентины Матвиенко по созданию на Северо-Западе турмаршурта "Серебряное кольцо"?

Очень интересная инициатива. В стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года заявлено как одно из приоритетных направлений развитие более сложных маршрутов. А когда в роли инициатора выступает главный движитель туристского потока на Северо-Западе - это прекрасно. Петербург очень активно работает по расширению своего турпродукта, и мы в этом можем помочь. А у нас в свою очередь появляется возможность использовать этот мощный ресурс. Пусть от этого турпотока у нас будет 5 процентов. Если мы сможем переварить этот поток, сформировать необходимый турпродукт с учетом дорог, транспорта, логистики наших объектов показа - это будет замечательно.

Мы уже заявили о своей готовности сотрудничать, сейчас формируем рабочую группу, прорабатываем наши предложения в этот проект.

При создании вашего комитета было заявлено о необходимости разработки новых форм привлечения инвестиций в регион. Каковы эти новые формы и что уже сделано в этом направлении?

Формы привлечения инвестиций в регион должны быть не новые, они должны быть, скорее, традиционные. Уже в ближайшей перспективе мы запустим адресную рассылку по инвесторам. Проведем несколько road-show для инвесторов по разным направлениям: сельскому хозяйству, туризму, гостиничной инфраструктуре, разным видам промышленности.

С одной стороны, будет вестись информационная массовая атака, с другой - работа по созданию индустриальных парков, которую мы уже начали. Для инвесторов основной вопрос: насколько быстро решается доступ к земле и ко всему инфраструктурному обеспечению. Как только мы снизим эти сроки до минимума за счет этих площадок, наш рейтинг в глазах инвесторов вырастет.

Реализация каких крупных инвестиционных проектов была начата в регионе с начала года и какие отрасли привлекают инвесторов в первую очередь?

Сейчас наблюдается подъем в сельском хозяйстве: у нас есть достаточно большое число инвестиционных проектов, прежде всего, в мясном направлении. Так, совсем недавно было подписано соглашение с Великолукским мясным комбинатом о создании свиноводческого комплекса на территории нескольких районов. Также инвесторов интересует деревопереработка, производство топливных гранул (пеллет). Существует несколько крупных проектов по строительству логистических комплексов на основных пунктах пропуска - Бурачки, Шумилкино и других.

По гостиничной инфраструктуре есть ряд интересных инвестпроектов, которые в ближайшее время будут запущены.

Ключевой момент для нас - развитие промышленности, тех отраслей, у которых есть потенциал привлечения крупных компаний: машиностроения, электротехники, индустрии строительных материалов и других направлений.

Принято считать, что Байкал - это «туристическая жемчужина». Но когда я говорю, что в сезон из Москвы на Байкал летают всего 10 тысяч человек, мне просто никто не верит. А это действительно так. - Гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин любит развенчивать мифы о российском туризме. Причем как хорошие, так и плохие.

Из числа хороших (их поддерживает официальная статистика) - тот, например, что турпоток внутри России каждый год растет процентов на десять. Но туроператоры этого роста почему-то не замечают. Из числа плохих - все еще советский уровень сервиса и гигантские проблемы с инфраструктурой (интервью Сергея Ромашкина см. «Сергей Ромашкин: "Статистика записывает в туристы даже строителей в Сочи"»).

На самом деле наиболее серьезные факторы, которые сдерживают развитие внутреннего туризма, - это дорогие билеты и неразвитая транспортная сеть. Ну, и еще природная лень наших соотечественников. Но активно развивать внутренний туризм тем не менее можно. Главное - адекватные проекты и наличие в голове предохранителя от гигантомании. Не нужно строить кинотеатры на берегу Байкала, достаточно провести ребрендинг тех чудес света, которые есть под рукой. Корреспондент «РР» убедился в этом, посетив Плес - самый маленький из городов Золотого кольца России, в последние годы обогнавший многие другие по числу туристов.

Вырублен лес

Если к следующему сезону здесь сделают все, что обещают, - халф-пайп, «подушку», третий склон, у Миловки не останется конкурентов. В Шакше и «Изгибе» ничего такого нет - значит, ездить будут только сюда. - Инструктор Ира пытается научить меня держаться на сноуборде. Сама она катается уже три года. Училась на ярославской Шакше, но теперь ездит исключительно на Милую гору.

Она стоит на краю Плеса. Раньше здесь был лес и больше ничего. Потом появилась инициативная группа во главе с директором школы олимпийского резерва Сергеем Соловьевым. Он предложил новому ивановскому губернатору Михаилу Меню построить здесь горнолыжный комплекс. Лес на Миловке срубили, по горе пустили подъемник, а на вершине поставили гиперболизированную избушку с рестораном и прокатом снаряжения. Первый склон в Миловке запустили в 2010 году.

Люди нас сначала не поняли, - вспоминает Сергей Соловьев. - Приходили компаниями, катались на картонках и пакетах. Мы для них сбоку специальный склон сделали. Потом стали писать: «Почему у вас подъемник платный?» Ну как это им объяснить? В первый год подъем вообще стоил восемь рублей, сейчас мы дошли до двадцати. Таких низких цен нет нигде в регионе. Обычно это стоит 50 рублей. При этом спрос у нас страшно превышает предложение, по выходным люди стоят в очередях на подъемник по 10–12 минут.

Со спросом на горе действительно все хорошо: 2 января в Миловку приехали 3 тысячи туристов. Это притом что за весь первый сезон на горе побывали всего 5 тысяч человек. Теперь в Миловке другая проблема: чем занять гостей летом? В этом году у подножия Милой откроют стоянку на 58 яхт и площадки для пляжного волейбола, а по самой горе проложат трассу для маунтинбайка.

В Плесе говорят, что горнолыжка изменила город. Раньше зимой он умирал, теперь по выходным в местных гостиницах не найти свободного номера. Дело, конечно, не только в Милой горе: воскрешением Плеса местные власти и частные инвесторы занимались комплексно.

Хай-тек-деревня

До гостевого дома после двух часов на горе я добираюсь, как ни странно, на собственных ногах. В изысканной столовой на антикварном стуле Жюльен Апельсинович Цукерман гипнотизирует снегиря. Снегирь клюет сало из кормушки, прибитой за окном веранды. Он знает, что окно закрыто. Толстый и наглый Жюль тоже это знает. Как и то, что скоро окно откроется. Кот терпелив.

На фотографии в книге отзывов Жюль, не утратив достоинства, позволяет Светлане Медведевой тянуть себя за усы. Напротив автограф премьер-министра: «Вы печете самые вкусные пирожки в России!» В «Частном визите» Дмитрий Медведев обедает раз в два месяца, когда приезжает в свою усадьбу в Плесе. Судя по фотографиям, здесь успела перебывать большая часть политического, киношного и медийного бомонда. Рядом с их восторженными отзывами в девяти толстых томах - пожелания от обычных гостей из России, Франции, Америки и других стран.

Премьер, режиссер, студент, семья из Иванова - нам все равно. - Хозяйка «Частного визита» Елена Маньенан в маникюре и кольцах скорее похожа на представительницу столичной интеллигенции, чем на деревенскую жительницу. - У нас всегда на высшем уровне. Сначала, бывало, вижу, повара не постарались, сделали абы как: «Это же для своих». Что значит «для своих»? Свои, что, хуже? Приходилось объяснять. Мы всех одинаково принимаем и всем говорим: у нас так для каждого.

На веранде играют джаз и романсы 50-х годов.

У нас тоже иногда бывают гости, которые хотят другой музыки, дискотеки. Я говорю: «Танцы и попой в салат - это там. У нас не так. У нас - французские вечера, концерты, спектакли».

В Ивановскую область Елена и Андре Маньенан переехали из Франции в 1997 году. Жили в деревне, разводили кур, растили детей: шесть своих и тринадцать приемных. В 2005 году стали сдавать в своем доме две комнаты. Сейчас у них три дома, восемь номеров и 40 сотрудников. Теперь мечтают купить 6 га земли и устроить на них деревенский технопарк со школой труда, кошачьим приютом, банным комплексом и театром.

Это должна быть хай-тек-деревня, - глаза у Елены Вячеславовны горят всякий раз, когда она рассказывает о своей идее. - Туда будет приезжать молодежь со всей страны, мы пригласим режиссеров, художников, фотографов, они будут давать мастер-классы. А кто-то останется и будет работать с нами, я их всему научу. Правда, без интернета молодежь сюда не поедет. Вот Медведеву в его усадьбу провели оптоволокно, у него интернет летает. А в плесской школе Сети вообще нет. Какой интернет в деревне? Ну, свернули бы в сторону, дали бы доступ детям. Чтобы в «Частном визите» был Wi-Fi, мне приходится держать двух лоботрясов. Без этого к нам гости не поедут.

Такая частная инициатива пока едва ли не главный продукт и для иностранцев, и для людей, понимающих, что такое настоящий, а не пляжный туризм.

Мы очень много работаем с международными туроператорами и туристической прессой и показываем им Россию без потемкинских деревень, без лубка, а именно настоящую, живую, почти интимную. И главное, что чаще всего ищут эти люди, профессионалы своего дела, - это истории реальных людей, их жизнь, их быт, - рассказывает «РР» Павел Морозов, управляющий партнер компании ID-reel. - Мы уже за пять лет работы по продвижению территорий на российском рынке научились в каждом регионе находить эти жемчужины, этих уникальных людей, энтузиастов, идеалистов, романтиков. «Князь Игорь» в Белозерске - один из самых необыкновенных музеев Русского Севера, работает на территории Белозерского кремля, «Клевое место» Анатолия Люкшина на Валдае - база отдыха, Татьяна Касьяненко из Музея забытых вещей в Вологде… Именно такие встречи запоминаются надолго, именно к этим людям хочется возвращаться, а не к очередной церкви или очередному музею.

На стене в доме Елены Маньенан фотография - обшарпанная избушка с кучей мусора вокруг. Так выглядел дом, когда его купила чета Маньенан. С тех пор избушку облагородили, надстроили второй этаж, а куча мусора превратилась в ухоженную территорию с гирляндами, беседками и огромным снежным медведем. Примерно то же самое случилось и с Плесом.

Сделай сам

Плес рассыпан по холмам между Волгой и Шохонкой трогательными избушками. На десятой минуте прогулки по городу я уже мечтаю привезти сюда своих будущих детей и рассказать им, что Россия - это здесь, а не между «Макдоналдсом» и Шереметьево. Аккуратные улицы, резные наличники, тишина… Создается впечатление, что в городе давно никто не живет. Это почти так. По вечерам в Плесе не горят окна: москвичи и ивановцы скупили дома под дачи, и теперь зимой город вымирает.

С этим столкнулись некоторые европейские страны - сначала Хорватия, потом Болгария, - когда недвижимость в маленьких городках стали скупать граждане Западной Европы, - рассказывает «РР» губернатор Ивановской области Михаил Мень. - Через несколько лет они приобрели достаточно много домов на первой линии. Получилось, что вся первая линия скуплена нерезидентами страны, а они там постоянно не живут и приезжают крайне редко. И первые линии, традиционно являющиеся лицом любого туристического города, стали вымирать. Так эти страны были вынуждены рассматривать возможность введения запрета на приобретение недвижимости некоммерческого свойства на первой линии. То есть гостиницы, магазины, кафе, рестораны можно, а жилье нельзя. И мы в Плесе начинаем ощущать эту проблему. Сейчас мы тоже думаем о возможности введения подобного рода законодательных ограничений.

Облагораживать Плес 13 лет назад начал Алексей Шевцов. С тех пор он реконструировал 30 жилых домов XIX века, которые до этого были больше похожи на руины. Правда, часть этих домов после ремонта пустует, в городе их называют «шевцовскими дачами». Сам себя Шевцов считает меценатом: нормальный инвестор не взялся бы за такой неэффективный проект. Тягу к неэффективному Шевцов объясняет ностальгией: в детстве все каникулы он проводил в соседнем Приволжске. Отношения мецената с властями не задались.

Наше законодательство не рассчитано на сохранение главного достояния русской провинции - традиционной рядовой застройки, - жалуется Алексей Шевцов. - Если житель возьмется ремонтировать свой «домик-крошечку в три окошечка», сохраняя его облик, это будет долго и дорого. Вот и меняют старинные рамы и дедовские наличники на пластиковые стеклопакеты и сайдинг, а фальцованное железо крыш на металлочерепицу. Еще хуже, если жилой дом признан памятником. На Западе его владелец получил бы субсидию на реставрацию. У нас наоборот. Вот я отреставрировал домик у Музея Левитана, с тех пор там живут почетные гости Плеса. Пять лет спустя, когда стал спорить о генплане города, дождался письма из департамента культуры: на трех страницах победоносно фиксируется, что на заднем фасаде памятника департамент обнаружил спутниковую тарелку, причем перенести ее не предлагают - сразу завели дело и грозят мне приводом.

Вслед за Шевцовым восстановлением Плеса занялись и другие инвесторы, и местные власти. В 2011 году Плес присоединился к федеральной программе развития внутреннего туризма. С 2011 по 2016 год он получит 2,5 млрд рублей из федерального бюджета. Причем деньгами Ростуризм просто так не разбрасывается: претендовать на них могут только те города, которые найдут две трети частных инвестиций - на два частных рубля государство дает рубль.

Задача, кстати, не такая простая. В Ростуризме признают, что многим регионам отказывают в участии в программе, потому что государственные деньги взять они готовы, а вот частные инвестиции привлечь почему-то не могут. Примеров достаточно. Вспоминают, например, как в начале этого года в Калининграде закрыли особую экономическую зону туристического типа на Куршской косе - за все годы ее существования не нашлось ни одного инвестора, который согласился бы вложиться в развитие там туризма. Притом что литовская часть косы вся застроена туристическими объектами и процветает.

В Плесе инвесторам, видимо, предложили хорошие условия. В итоге городу перепадет (а частично уже перепало) 7,5 млрд рублей. Годовой бюджет города при этом составляет 12 млн.

Еще пару лет назад на набережной в Плесе был всего один бар. За последние годы город оброс объектами туриндустрии. Сейчас у Волги открылось несколько ресторанов, отремонтировали музеи. Появились недешевые гостиницы - ночь в них начинается с 3600 рублей. Говорят, еще можно снять номер в санатории за полторы тысячи, но забронировать его по интернету невозможно. К следующему году на выезде из города обещают построить кемпинг.

Правда, добраться до города все еще непросто: летом на теплоходе, а можно поездом в Иваново - их всего два, а оттуда на автобусе. Ежегодно в Плес приезжают 400 тысяч туристов. Раньше их было в 2,5 раза меньше. Власти гордятся и надеются «вырасти» до миллиона. Алексея Шевцова такие перспективы не вдохновляют, он ратует за сохранение плесской тишины и уединенности:

Я хочу, чтобы все мы помнили, что Плес - это заповедник, и вести себя в нем людям любого чина и звания надо соответственно. Я против того, чтобы расчищали под парк и застраивали коттеджами ельник с краснокнижными орхидеями. И против заигрывания строителей коттеджей с «простым народом»: дескать, мы жертвуем заповедником ради общедоступного веселья и спорта. Мы же не говорим всерьез, что Плес должен выставлять 300-метровую горнолыжную трассу как главное достояние. Тогда мы будем смешным Недокуршевелем. Надо сохранить левитановский Плес - его известные всей России пейзажи, тишину, старину. А уже на благоразумном расстоянии от города можно строить, если надо, ночные клубы - мы, кажется, договорились об этом с губернатором.

На концепцию Шевцова местные власти реагируют неоднозначно. Креативность ее признают, но пользоваться, кажется, не собираются.

Я понимаю людей, которые приезжают в Плес за тишиной, но пойти навстречу не могу, - признается Михаил Мень. - Я губернатор, мне по-другому нельзя. Власть должна создавать инфраструктуру не только для дачников и столичных гостей, но и для жителей региона. Мы сделали достойный муниципальный пляж по европейским стандартам, объект этот бесплатный, и туда приезжают совершенно разные люди. И один дачник как-то мне сказал: «Вот мы приходим на пляж, а там сидят ивановцы в татуировках». Я ему ответил: «Welcome to Russia!» А что делать? Плес должен быть открыт для всех. (Полностью интервью с Михаилом Менем читайте на сайте «РР».)

Плес - пример создания конструктивного туристического продукта. В нем сошлись три фактора: заинтересованные инвесторы, адекватные местные власти и благосклонность со стороны властей федеральных. Не окажись тут хотя бы одного компонента, туристы до сих пор ходили бы в туалет на улице, а освещение в Воскресенском храме подавалось бы через пробитые купола.

Смогут ли что-то подобное сделать по всей России - большой вопрос. Операторы внутреннего туризма как один называют места, недооцененные нашим же российским, да и иностранным туристом: Алтай, Бурятия, Карелия, Ямал, Коми с его российским восьмым чудом света - Маньпупунером.

Когда я путешествовал по аргентинскому национальному парку Лос-Гласьярес, то постоянно испытывал острое чувство дежавю, - рассказывает «РР» путешественник и писатель Владимир Севриновский. - Юг Патагонии удивительно похож на российский Алтай. Чтобы добраться до этого парка, иностранным туристам приходится преодолевать не меньшие расстояния, чем до Алтая. При этом каждый год туда приезжают сотни тысяч, если не миллионы иностранцев. Не в последнюю очередь благодаря простым и разумным мерам государства. Туда легко добраться из столицы на самолете, на въезде в парк построена большая деревня, в которой можно достать все необходимое - от гидов до карт, палаток и продуктов. В самом парке разрешено останавливаться только в специально оборудованных местах, которые, как и тропы между ними, поддерживаются в идеальном состоянии. В деревне и соседнем городе есть множество частных гостиниц, предлагающих всевозможные экскурсии. Вот и все. Затраты на это не такие большие, а эффективность поражает. Да и природа остается нетронутой, никто и подумать не может о том, чтобы перегородить местные речки для строительства ГЭС. Вот с кого пример надо брать.

А в России правительство Республики Алтай недавно разрешило строить через заповедное плато Укок газопровод в Китай, объяснив, что на туризме это никак не скажется: в год на плато приезжает не больше тысячи туристов.

Стратегия развития российского туризма пока отдает гигантизмом. Например, власти той же Бурятии планируют построить на восточном берегу Байкала сразу пять туристических центров с горнолыжными склонами, гостиницами, пляжами. Они тоже получат деньги в рамках программы развития туризма - 2,9 млрд рублей. Местные жители, правда, в некотором ужасе от этих планов.

Один шаман рассказывал мне, что он и его коллеги постоянно камлают, чтобы мост через Баргузин не был построен и бескультурные туристы не загадили восточный берег Байкала, - рассказывает Владимир Севриновский. - Главное - не надо никаких строек века, которые в нашей стране не отличаются особой эффективностью. Достаточно создать базовую инфраструктуру, благоприятный инвестиционный климат - и все получится.

По такому пути пошли в Карелии, рассказывает Сергей Ромашкин:

Я вообще фанат Карелии. Двадцать лет назад она была известна как центр экскурсионного туризма: Кижи, Валаам. За последние десять лет удалось создать новые идеи для отдыха в Карелии. Там можно кататься на лыжах, снегоходах, собаках, оленях. Летом можно сплавляться на байдарках или рафтах. А можно спокойно отдыхать - там великолепная природа! И при этом есть ощущение, что вы находитесь вдали от цивилизации, от жен, от мобильной связи. Карелия такое ощущение дает. А в Подмосковье вас жены сразу бы нашли.

Гигантизм хорош для регионов, куда и так в год приезжают миллионы туристов. А вот другим регионам вполне можно сохранять свою эксклюзивность, доступную тем, кто любит не только пляжный отдых.

Я уже десять лет вожу туристов на полюс холода в Якутии, - рассказывает «РР» генеральный директор компании «Турсервис Центр» Вячеслав Ипатьев. - Это один из самых малоизученных уголков планеты, где туристов побывало гораздо меньше, чем на Северном полюсе или в Гималаях. Сама экспедиция проходит по знаменитой Колымской трассе, построенной узниками ГУЛАГа, - так называемой дороге на костях длиной около тысячи километров. То, что видят туристы, и тот опыт и впечатления, которые они получают, трудно сравнить с чем-то еще. Жить в деревне, где туалет на улице, а температура «за бортом» - минус пятьдесят пять, и со скоростью армейского утреннего подъема за сорок пять секунд успеваешь сделать все свои нехитрые дела, - это подвиг! После этого ты начинаешь ощущать себя истинным первопроходцем, которому уже ничего не страшно.

Россия как страна туристического подвига, безусловно, должна привлекать туристов. Как должна привлекать и черноморскими курортами, и горнолыжными спусками Северного Кавказа.

В России есть потенциал везде: от Чукотки до Калининграда, от Ямала до Тувы, - говорит Павел Морозов. - Просто нужно посмотреть, чем каждый регион отличается от своего соседа-конкурента, выработать долгосрочную стратегию и придерживаться ее.

При участии Андрея Веселова, Елизаветы Соловьевой, Александры Смирновой