Нравственно-этические ценности; профессиональные функции и роли в деятельности социального работника. Внешний» уровень этики социальной работы предполагает оценивание Каковы базовые ценности социальной этики


ценности – это значимые для человека объекты или функциональное значение объектов для человека.

Любая деятельность может быть представлена как деятельность по реализации индивидуально и социально значимых ценностей. Ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и её универсальным регулятором. Поэтому важно, чтобы ценностные основания деятельности, как отдельной личности, так и группы и общества в целом соответствовали объективным представлениям о благе человека и общества, объективным позитивным ценностям. Это позволяет рассматривать ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества. Совокупность важнейших для человека ценностей может быть представлена как его ценностные ориентации, которые являются важнейшим составным элементом внутренней структуры личности. Задавая смысложизненные цели, они обеспечивают целостность и устойчивость личности, придают общую направленность и системность её интересам и устремлениям, поведению и действиям.

Ещё одной важной характеристикой ценности является наличие установки – фиксированной в социальном и профессиональном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать значимые объекты, а также готовности действовать определённым образом, ориентируясь на значимые (ценные) объекты.

Многомерность социальной работы, её всеобщность и специфичность как вида социальной деятельности, её ограниченная включённость в бытие общества и человека требуют соответствующего определения имманентно присутствующих ценностей, задающих её основные детерминанты и способствующих реализации общественного идеала – достижения блага человека и общества. В широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как предпочитаемом, как о благе, т. е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества). Социальные ценности – более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т. е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу це…лей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. К числу важнейших социальных ценностей принадлежат, например такие, как свобода, равенство, братство, мир, честь и достоинство личности, гуманность, социальная справедливость, эмпатия, гражданский долг, солидарность, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Поэтому в процессе обучения социального работника происходит не только познание им основ и тонкостей профессии, но и воспитание его как личности, формирование духовно-нравственных качеств, которые будущий специалист проявит в работе с людьми. Социальный работник и его клиент встречаются впервые в самые тяжелые моменты жизни клиента, когда человеку угрожает несчастье или оно уже произошло. Доверяя социальному работнику, клиент убежден, что ему помогут в решении его проблем. Его убежденность в этом является психологическим фактором, влияющим на эффективность социальной работы.

Подобно медицине, имеющей своей целью избавление людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, социальная работа является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность социальной работы выражается в различных формах, наиболее общей из которых является альтруизм и сочувствие (сострадание). Основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории - благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида.

Ценности социальной работы- Уважение личности клиента и признание самоценности каждого индивида.- Принятие клиента таким, какой он есть.- Не осуждающее отношение к клиенту.- Уважение права клиента на самоопределение.- Уважение доверия клиента.- Вера в человеческую способность к изменению, росту и улучшению.- Умение понимать социальную природу человека как уникального создания, зависящего, однако, от других людей для осуществления своей уникальности.- Индивидуальный подход к клиенту Уважение конфиденциальности. Эмпатия.- Эмоциональная открытость и контролируемое присоединение, т.е. умение достигать эмоциональной связи с клиентом, но при этом контролировать себя.- Профессиональное развитие.- Обязательство работать в интересах клиента.- Стремление к социальной справедливости.

Введение

Социальная работа – это сложная многоаспектная профессиональная деятельность различных социальных институтов по освобождению личностных резервов, обеспечению социального здоровья, гражданского и личностного комфорта, благополучия, конкурентоспособности и социальной интеграции .

Первоочередными целями социальной работы являются социальная поддержка клиента, его интеграция в социум, повышение степени самоконтроля и способности к самостоятельному решению проблем, изменение социальной среды, необходимое для проявления возможностей личностного роста, сохранения или восстановления чувства собственного достоинства, уважения себя и других . Цели и направления социальной работы базируются на реализации прав человека и оказании ему социальной поддержки. Социальная работа как процесс, главным образом, предполагает взаимодействие между личностью социального работника и личностью клиента или группой клиентов.

В связи с этим принципиальной профессиональной позицией социального работника безоговорочно является приоритет человека и общечеловеческих ценностей. На данной позиции основаны профессиональные ценности социальных работников, которые, в свою очередь, являются одним из источников и выражаются в этических нормах социальной работы , определяющих особенности морально-нравственной стороны социальной работы и специфику реализации принципов общечеловеческой морали в сфере социального обслуживания населения, деятельности социальных служб и социальных работников .

Теоретическому анализу профессиональных ценностей и этических норм социальной работы как профессиональной деятельности и посвящена данная работа.

1. Профессиональные ценности социального работника

Профессиональные ценности социального работника базируются на ценностях общества в целом и определяют смысл и направление профессиональных обязанностей. Предметом профессиональной деятельности социального работника являются человеческие проблемы, целью социальной работы – стремление к достижению благополучия человека и социальной справедливости, поэтому наиболее важной, ключевой и основополагающей профессиональной ценностью социальной работы является любая человеческая личность и уважение ее достоинства .

В связи с этим весь процесс социальной работы как профессиональной деятельности строится на следующих базовых ценностных принципах :

  1. Людям необходимо иметь доступ к ресурсам, которые нужны, чтобы преодолевать жизненные испытания и трудности; кроме того, у людей должны быть возможности для реализации своего потенциала в течение всей жизни;
  2. Каждый человек уникален и с рождения представляет значимость и ценность, следовательно, профессиональное взаимодействие (интеракция) с людьми должно способствовать утверждению их достоинства и индивидуальности;
  3. Люди имеют право на свободу до тех пор, пока они не посягают на права других, следовательно, профессиональное общение (трансакция) с людьми в процессе поиска и активизации их ресурсов должно усиливать их самостоятельность и способность к самоопределению;
  4. За реализацию вышеуказанных ценностей должны отвечать как отдельные граждане, так и все общество. Общество должно предоставлять условия и возможности для участия граждан в демократических процессах. Граждане должны соблюдать свою ответственность перед обществом, участвуя в демократических процессах.

На базовых ценностных принципах социальной работы построены основные профессиональные ценности-цели, или терминальные ценности социальной работы. К ним относятся :

  1. Уважение человеческого достоинства;
  2. Право человека на самостоятельное определение своих собственных потребностей и способов их удовлетворения;
  3. Равенство возможностей, ограниченное только природными способностями индивида;
  4. Социальная ответственность людей перед собой, своими семьями, общиной и обществом.

В соответствии с терминальными ценностями выделяют следующие инструментальные ценности (ценности-средства) социальной работы :

  • Уважение личности клиента и признание самоценности каждого индивида;
  • Принятие клиента таким, какой он есть;
  • Неосуждающее отношение к клиенту;
  • Уважение права клиента на самоопределение;
  • Уважение доверия клиента;
  • Вера в человеческую способность к изменению, росту и улучшению;
  • Умение понимать социальную природу человека как уникального создания, зависящего, однако, от других людей для осуществления своей уникальности;
  • Индивидуальный подход к клиенту;
  • Уважение конфиденциальности;
  • Эмпатия;
  • Эмоциональная открытость и контролируемое присоединение, т.е. умение достигать эмоциональной связи с клиентом, но при этом контролировать себя;
  • Профессиональное развитие;
  • Обязательство работать в интересах клиента;
  • Стремление к социальной справедливости.

Базовые ценностные принципы, терминальные и инструментальные ценности социальной работы реализуются в процессе непосредственного взаимодействия социального работника и клиента. Ценностями профессиональной деятельности социального работника как процесса взаимодействия с клиентом являются :

  1. Содействие общественному прогрессу посредством содействия самореализации клиента, повышению его личностного потенциала и, таким образом, повышения потенциала всего общества;
  2. Формирование высоконравственной личности как самого социального работника, так и его клиента;
  3. Социальная целесообразность, основанная на потребностях и возможностях общества;
  4. Сотрудничество участников процесса (социального работника и его клиента или группы клиентов), являющееся необходимым условием эффективного взаимодействия;
  5. Обеспечение всестороннего положительного влияния на участников процесса и оказание таким путем положительного влияния на все общество.

Таким образом, совокупность профессиональных ценностей социального работника базируется на принципах гуманизма и имеет структуру, компоненты которой затрагивают направления, сущность и содержание процесса социальной работы. Особенности всех аспектов профессиональной деятельности социального работника – принципиального, терминального, инструментального и процессуального – подчиняются ценностям человеколюбия и уважения к каждой человеческой личности, составляющим основу социальной работы. Профессиональные ценности как основа сущности профессии в целом являются источниками упорядоченной совокупности этических норм как основы деятельности каждого социального работника.

2. Этические нормы социального работника

Профессиональные ценности социального работника реализуются в этических нормах профессии. Профессиональная этика представляет собой совокупность норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности. Содержание трудовой этики определяется отношением людей к выполнению профессиональной деятельности, интегрированным в комплекс моральных ценностей и норм, находящих свое выражение в поведении человека в сфере трудовой деятельности.

В основе этических норм социальной работы наряду с профессиональными ценностями лежат следующие источники :

  • Общечеловеческие ценности;
  • Этические традиции благотворительности;
  • Ценности современного российского общества;
  • Этические нормативы зарубежных стран;
  • Личностные ценности и идеалы специалистов.

Принципиальными основами содержания этики социальной работы являются следующие положения :

  1. Каждый человек имеет право на самореализацию и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества; в своей деятельности социальный работник руководствуется принципом социальной справедливости; социальный работник уважает основные человеческие права и действует в соответствии с Декларацией прав человека ООН и другими международными конвенциями в этой области.
  2. Социальные работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом; социальный работник оказывает помощь каждому, кто нуждается в ней.
  3. Социальный работник соблюдает принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственности использования информации в своей деятельности; социальный работник тесно сотрудничает со своими клиентами на их благо, но не в ущерб остальным; клиенты поощряются к участию в совместной работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий.
  4. Социальному работнику следует свести до минимума применение правового принуждения при решении вопросов клиента; социальная работа несовместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, властных структур, использующих терроризм, пытки и другие действия, направленные на угнетение людей.
  5. Социальные работники придерживаются этического кодекса, принятого их профессиональной ассоциацией.

Перечисленные положения отражены в следующих основных этических принципах социального работника :

  1. Принцип гуманизма , заключающийся в милосердии ко всем людям, любви к человеку и человечеству, рациональной организации помощи человеку не в абстрактных, а в конкретных формах.
  2. Принцип осуществления личностного подхода к человеку , подразумевающий акцент внимания на человеке как личности и уникальной индивидуальности. Личностный подход предусматривает поиск одаренности, нераскрытых способностей; понимание, а не осуждение клиента, равноправное сотрудничество с ним на основе добровольности и свободы выбора.
  3. Принципы доверия к клиенту и поддержания доверия клиента к социальному работнику , являющийся основой для установления взаимопонимания и эффективного взаимодействия между социальным работником и клиентом.
  4. Принцип альтруизма как отказ социального работника от собственных эгоистических и сиюминутных мотиваций во имя высших целей поддержки и терапии клиента.
  5. Принципы модальности, перманентности и компетентности , предполагающие гибкий подход социального работника к клиенту с учетом специфики его социокультурных, гендерных, возрастных и личностных особенностей (модальность); непрерывность коррекционных, терапевтических и поддерживающих действий в течение жизни клиента (перманентность); достаточный уровень и постоянное совершенствование знаний, умений и профессионализма социального работника (компетентность).
  6. Принцип посредничества , связанный со значительным взаимопроникновением социальной работы и других дисциплин (психологии, социологии, права, экономики, медицины) и свидетельствующий о том, что успешное разрешение проблемных ситуаций клиента возможно исключительно в результате применения комплексного подхода.

Этические принципы социальной работы представлены в этическом кодексе профессии, который служит ориентиром для выбора способов осуществления практической деятельности. Этический кодекс социального работника – это свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, принятый ассоциацией или союзом профессиональных социальных работников и в дальнейшем служащий стандартом этических отношений в профессиональной деятельности . Кодекс профессиональной этики разрабатывается в соответствии с общими этическими нормами, специфическими обязанностями и вытекающими из них конкретными правилами.

Основной целью этического кодекса социальной работы является определение неоспоримых принципов работы в интересах защиты клиента. Однако социальный работник как представитель профессии имеет обязательства не только перед клиентами, но и перед работодателями, перед коллегами и перед обществом. Поэтому этический кодекс выступает как формализованное выражение ответственности:

  • Профессии перед обществом, которое санкционировало эту профессию;
  • Представителей профессии перед потребителями услуг;
  • Специалистов перед своей профессией .

В связи с этим основные стандарты этического поведения социального работника подразделяются на четыре группы:

  1. Стандарты, направленные на регулирование этических отношений между социальными работниками и клиентами, реализацию норм поведения социального работника по отношению к клиентам;
  2. Стандарты взаимоотношений социального работника с агентствами и организациями;
  3. Стандарты поведения социального работника в отношениях с коллегами;
  4. Стандарты по отношению к профессии .

22 мая 1994 г. на российской конференции членов межрегиональной Ассоциации работников социальных служб был принят профессионально-этический кодекс социального работника , включающий следующие основные принципы :

  1. Принципы моральной ответственности перед клиентом:
    • Работники социальных служб должны относиться к клиентам с присущей их профессии гуманистической направленностью;
    • Интересы клиентов являются приоритетными для работников социальных служб; благополучие клиента должно рассматриваться в качестве основного фактора при принятии любого решения работником службы;
    • Работники социальных служб должны соблюдать конфиденциальный характер отношений с клиентами и заботиться о неразглашении полученной информации;
    • Работники социальных служб должны способствовать свободному, самостоятельному и осознанному решению клиентом своих проблем.
  2. Принципы моральной ответственности перед обществом:
    • Деятельность работников социальных служб должна способствовать росту благосостояния всего общества;
    • Работники социальных служб должны откликаться на просьбу любого клиента вне зависимости от его образа жизни, происхождения, пола, сексуальных ориентаций, возраста и состояния здоровья.
  3. Принципы моральной ответственности перед профессией и коллегами:
    • Работники социальных служб обязаны накапливать и углублять свои знания и полноценно их использовать в профессиональной деятельности;
    • Работники социальных служб должны поддерживать и укреплять все то, что способствует осуществлению ими своего назначения;
    • Работник социальной службы должен стремиться к сотрудничеству со своими коллегами в интересах своих клиентов; отношения между работниками социальных служб должны строиться на взаимном уважении и доверии.

Основными этическими принципами социальной работы с клиентом являются :

  1. Соблюдение разумных интересов клиента : социальный работник должен заботиться о том, чтобы принести благо своему клиенту и обществу в лице этого клиента.
  2. Личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий : в процессе принятия решений о содержании дальнейшей работы с клиентом социальный работник должен выступать с позиций возможного, целесообразного, должного и желаемого результата.
  3. Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий : в каждом случае последнее слово остается за клиентом, т.к. он имеет право самостоятельно решать свою судьбу на основании собственного жизненного опыта, потребностей и мнения.
  4. Принятие клиента таким, каков он есть : социальный работник должен принимать и оказывать помощь любому клиенту, даже если клиентом социальной службы его сделали собственные недостатки.
  5. Конфиденциальность : сведения об условиях жизнедеятельности клиента, его личностных качествах и проблемах социальный работник может сообщить третьему лицу только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению проблем клиента.
  6. Доброжелательность : само содержание социальной работы как профессиональной деятельности основано на желании людям добра и осуществлении действий для достижения этой цели. Поэтому отсутствие доброжелательности в социальной работе недопустимо.
  7. Бескорыстие : отношение социального работника к клиенту не должно быть связано с материальной заинтересованностью социального работника. Деятельность социального работника оплачивается организацией, принявшей его на работу, но не клиентом.
  8. Честность и открытость : основой взаимного доверия и уважения социального работника и клиента как необходимого условия плодотворного сотрудничества является честность и открытость, не исключающая, однако, деликатности и такта.
  9. Полнота информирования клиента о предпринимаемых действиях : клиент является полноправным субъектом процесса социальной работы и имеет право знать обо всех действиях, которые предполагается предпринять для решения его проблем.
  10. Отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении клиента : каждый человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, идеи, мнения и т.п., и его воззрения не обязательно должны совпадать с воззрениями социального работника.

Этические принципы социального работника в процессе взаимодействия с клиентом реализуются в этических стандартах профессионального общения социального работника. К ним относятся следующие правила :

  • Социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом.
  • Социальный работник должен четко разграничивать свои заявления как частного лица и как социального работника.
  • Социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего.
  • Социальный работник должен направлять свои усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или группы людей.
  • Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей.
  • Социальный работник, занимающийся научной или исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления (при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования).
  • Социальный работник должен защищать своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав.
  • Социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними.

На этических принципах и стандартах основываются непосредственно этические обязательства социального работника перед клиентом , которые заключаются в следующем :

  1. Интересы клиента всегда должны быть на первом месте.
  2. Социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки.
  3. Никогда не использовать взаимоотношения с клиентом для достижения личной выгоды.
  4. Никогда не проявлять, не способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку или личностным характеристикам, условиям, статусу.
  5. Социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой. Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента.
  6. Социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб.
  7. Социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределятся, т.е. принимать решения по поводу своих проблем и методов их разрешения.
  8. Социальному работнику не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента.

Как уже отмечалось, этика профессиональной деятельности социального работника распространяется не только на его взаимоотношения с клиентом, но и на взаимоотношения с работодателями и коллегами. Обязательства социального работника перед работодателями регламентированы действующим трудовым кодексом РФ и содержанием трудового договора, а профессиональный долг социального работника по отношению к коллегам включает следующие аспекты :

  • Поддержание стабильности и сплоченности коллектива, создание в нем атмосферы коллективизма, товарищества и взаимной поддержки;
  • Подчинение своих действий единым для всего коллектива целям, содействие коллегам в достижении этих целей, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива;
  • Открытость, честность, доброжелательность и взаимная поддержка в отношениях с коллегами;
  • Обмен опытом работы;
  • Высокая требовательность к себе и к другим, критическое отношение к отступлениям от профессиональной морали.

Наряду с обязательствами перед клиентами, работодателями и коллегами социальный работник должен осуществлять профессиональную деятельность с учетом морального долга перед профессией. Этические нормы социального работника по отношению к профессии заключены в следующих основных принципах :

  • Социальный работник должен придерживаться и умножать целостность, этику, знание и миссию социальной работы;
  • Социальному работнику следует защищать достоинство и цельность профессии;
  • Социальный работник должен критически оценивать и быть в центре знаний, касающихся социальной работы;
  • Социальный работник должен участвовать в накоплении знаний социальной работы, делиться результатами исследований и практическим опытом с коллегами.

Очевидно, свод общих правил профессиональной этики не может предусмотреть жизненных ситуаций во всем их многообразии. Поэтому перечисленные этические принципы отражают только основные требования к деятельности социального работника. В каждом индивидуальном акте профессиональной деятельности социальный работник должен руководствоваться этическими нормами своей профессии.

Таким образом, этические нормы социальной работы основаны на профессиональных ценностях и распространяются на все виды профессиональных отношений социального работника. В ходе выполнения профессиональной деятельности социальный работник должен ориентироваться на этические принципы моральной ответственности перед клиентом, перед коллегами, перед работодателями и перед профессией. Только таким образом возможно адекватное достижение конечных целей социальной работы.

Заключение

Теоретический анализ профессиональных ценностей и этических норм социального работника, проведенный в данной работе, позволяет сформулировать следующие выводы:

  1. Социальная работа как профессиональная деятельность, направленная на достижение гуманистических целей, осуществляется с позиции профессиональных ценностей , в основе которых лежат принципы человеколюбия и уважения прав и достоинства личности.
  2. Профессиональные ценности социальной работы являются одним из источников этических норм профессии, которые представляют собой совокупность норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности.
  3. Этические нормы социального работника регулируют его профессиональную ответственность на всех уровнях профессиональных отношений. Ответственность как принцип социальной работы осуществляется на уровне ответственности перед клиентом (приоритет его интересов), перед коллегами (сотрудничество, корректность), перед работодателями (выполнение обязанности перед соответствующим органом социальной защиты), перед профессией (сохранение базовых ценностей и предназначения социальной работы) .
  4. Стандарты этических отношений в профессиональной деятельности содержатся в этическом кодексе социального работника, представляющем собой формальное выражение ответственности социального работника перед клиентами, работодателями, коллегами и профессией. Кодекс профессиональной этики разрабатывается в соответствии с общими этическими нормами, специфическими обязанностями и вытекающими из них конкретными правилами.

При осуществлении каждого акта профессиональной деятельности социальный работник должен руководствоваться профессиональными ценностями и этическими нормами своей профессии.

Список литературы

  1. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 208 с.
  2. Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.Д.Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2003. – 395 с. – (Серия «Высшее образование»).
  3. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 424 с.
  4. Социальная работа: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. В.И.Курбатова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 480 с. – (Серия «Высшее образование»).
  5. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 168 с.
  6. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400 с. – (Серия «Высшее образование»).
  7. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
  8. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. – М.: Ключ-С, 1998. – 96 с.

1. Профессиональная этика - это:

5. Деонтология социальной работы - это:

б) проблема ответственности;

б) учение о должном поведении специалиста;

д) учение о нравственности.

а) О.Конт;

б) Сократ;

в) И. Бентам;

г) И. Кант;

д) Гиппократ.

б) добро и зло;

д) справедливость и гуманизм.

а) Абу Али ибн Сине;

б) Гиппократу;

в) Эскулапу;

г) Эпикуру;

д) Сократу.

в) принцип утилитаризма;

14. Термин «этика» впервые упоминается в работе

а) Эпикура;

б) Платона;

в) Аристотеля;

д) Сократа;

г) этические кодексы;

д) все перечисленное.

б) принцип гуманизма;

д) принцип индивидуализма.

19. Этическими принципами проведения исследований в социальной работе являются:

г) сострадание и милосердие;

20. «Внешний» уровень этики социальной работы предполагает оценивание

а) эвдемонизм;

б) утилитаризм;

в) гедонизм;

г) деонтологическая этика;

д) детерминизм.

а) эмпатия и сочувствие;

г) субъективизм и релятивизм;

24. Идеал в социальной работе - это:

в) деонтологический критерий;

д) критерий моральности.

а) правила этикета;

а) 5 групп стандартов;

б) 6 групп стандартов;

в) 4 группы стандартов;

г) 8 групп стандартов;

д) 10 групп стандартов.

г) правило этикета;

31. Мораль - это:

г) правила этикета;

д) истинность и научность.

г) имеет априорный характер;

а) рационализм;

б) абсолютизм;

в) релятивизм;

г) дуализм;

д) эвдемонизм.

д) совесть и тактичность.

38. Профессионально-этическая регламентация в сфере социальной работы предполагает:

Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания по дисциплине: «Этика и деонтология социальной работы»»

Тестовые задания по дисциплине:

«Этика и деонтология социальной работы»

1. Профессиональная этика – это:

а) подход, направленный на гармонизацию интересов социума индивида;

б) учение о должном поведении, поступках, образе действий;

в) наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о

должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии.

г) совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

2.Основными этическими ценностями социальной работы являются:

а) человек, общество, справедливость, свобода, равенство и др.;

б) социальная служба, клиент, социальная работа и др.;

в) общество, клиент, социальная группа, социальный институт и др.;

г) статус человека, пол, возраст и др.

3. Термин «деонтология» для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен английским философом И.Бентамом в

4. Этика постмодернизма предполагает:

а) долг и ответственность личности перед обществом и государством;

б) долг и ответственность государства перед личностью;

в) долг и ответственность личности перед своим непосредственным окружением;

г) освобождение от долга и ответственности.

5. Деонтология социальной работы – это:

а) совокупность внешних форм поведения и общения специалиста;

б) учение о должном поведении специалиста;

в) совокупность требований к личностным качествам специалиста;

г) учение о профессиональной морали.

6. Сущностью деонтологического конфликта является:

а) противоречие между интересами общества и государства;

б) проблема ответственности;

в) противоречие между сущим и должным;

г) противоречие между интересами личности и общества.

7. Научные исследования в области деонтологии могут осуществляться:

а) в контексте развития философской этики и профессиональной этики социальной работы;

б) в контексте развития законодательства;

в) в контексте развития материально-технической базы социальной работы;

г) в контексте развития информационного обеспечения социальной работы.

8. Основная проблема в развитии деонтологии заключается:

а) в недостатке финансирования;

б) недостаточном квалификационном уровне специалистов;

в) недостаточности исследований в данной области;

г) в недостаточном уровне морального сознания специалистов.

9. Деонтология социальной работы это:

а) учение о профессиональных ценностях;

б) учение о должном поведении специалиста;

в) совокупность требований к результатам профессиональной деятельности;

г) учение о личностных качествах специалиста;

д) учение о нравственности.

10. Термин «деонтология» ввел в научный обиход:

а) О.Конт;

б) Сократ;

в) И. Бентам;

г) И. Кант;

д) Гиппократ.

а) этические знания и зтические действия;

б) добро и зло;

в) нравственность и духовность;

г) профессиональный долг и ответственность;

д) справедливость и гуманизм.

12. Формулировка принципа «не навреди» предположительно принадлежит

а) Абу Али ибн Сине;

б) Гиппократу;

в) Эскулапу;

г) Эпикуру;

д) Сократу.

13. Какой из перечисленных принципов не является принципом деонтологии социальной работы?

а) принцип личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношении;

б) принцип компетентности специалиста;

в) принцип утилитаризма;

г) принцип соответствия полномочий и ответственности;

д) принцип организованности и дисциплины.

14. Термин «этика» впервые упоминается в работе

а) Эпикура;

б) Платона;

в) Аристотеля;

д) Сократа;

15. Объектом этики социальной работы является:

а) профессиональная мораль специалистов;

б) правовые отношения социального работника и клиента;

в) нравственные ценности общества;

г) этические кодексы;

д) нормативно-правовые акты и должностные инструкции.

16. Целью этики социальной работы является:

а) поддержание правовых отношений социального работника и клиента;

б) оценка господствующей в обществе морали и системы ценностей;

в) анализ этических потребностей специалиста и клиента;

г) обеспечение и поддержание содержания и целей профессии;

д) все перечисленное.

17. Какой из перечисленных принципов не является принципом этикета социального работника?

а) принцип целесообразности действий;

б) принцип гуманизма;

в) принцип учета народных традиций и обычаев;

г) принцип эстетической привлекательности поведения;

д) принцип индивидуализма.

18. Этикет социального работника это:

а) совокупность обычаев и традиций социальной работы;

б) совокупность требований к внешним формам поведения и общения специалиста;

в) совокупность этических знаний специалиста;

г) совокупность требований к личностным качествам специалиста;

д) система ценностей социальной работы.

19. Этическими принципами проведения исследований в социальной работе являются:

а) добровольность участия, полнота информирования о ходе и результатах исследования и др.;

б) отказ от насилия, солидарность и др.;

в) поддержка всеобщего благосостояния, готовность к передаче знаний к другим;

г) сострадание и милосердие;

д) учет интересов отдельных социальных групп.

20. «Внешний» уровень этики социальной работы предполагает оценивание

а) социальной работы как социального института;

б) деятельности социального работника;

в) деятельности социальных служб;

г) отношений социальный работник - клиент;

д) отношений социальный работник - социальный работник.

21. Основными этическими ценностями социальной работы являются:

а) моральные ценности клиента;

б) благополучие людей, социальная справедливость и достоинство индивида;

в) ценности клиента и социальной группы;

г) моральные ценности социальных работников;

д) материальные средства и ресурсы.

22. Как называется направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков?

а) эвдемонизм;

б) утилитаризм;

в) гедонизм;

г) деонтологическая этика;

д) детерминизм.

23. Основными принципами этики социальной работы являются:

а) эмпатия и сочувствие;

б) объективность, экспертность, инновационность и др.;

в) конфиденциальность, доброжелательность, ответственность и др.;

г) субъективизм и релятивизм;

д) принцип творческого подхода к деятельности.

24. Идеал в социальной работе – это:

а) представление о совершенном состоянии специалиста, клиента, социальной работы;

б) предмет профессионально-этического кодекса;

в) деонтологический критерий;

г) направление деятельности социальной службы;

д) критерий моральности.

25. Этическое сознание социального работника предполагает наличие и сочетание:

а) нравственных знаний социального работника и потребностей общества;

б) нравственных знаний, нравственных убеждений и нравственных потребностей;

в) нравственных потребностей социального работника и потребностей клиента;

г) личностных убеждений специалиста и ценностей клиента;

д) нравственных знаний социального работника и потребностей клиента.

26. Моральные нормы в социальной работе - это:

а) правила этикета;

б) общие ценностные установки социальной работы;

г) характеристика направленности личности специалиста;

д) этические убеждения специалиста.

27. Профессионально-этический кодекс социальной работы это:

а) система ценностей и идеалов современного общества;

б) основной компонент этического сознания специалиста;

в) совокупность личных ценностей социальных работников;

г) совокупность ценностных ориентиров;

д) совокупность этических правил и норм поведения, требований к личности специалиста;

28. Профессионально-этический кодекс социального работника России был принят в

29. «Международные этические стандарты социальной работы» содержат

а) 5 групп стандартов;

б) 6 групп стандартов;

в) 4 группы стандартов;

г) 8 групп стандартов;

д) 10 групп стандартов.

30. Конфиденциальность в социальной работе это:

а) критерий эффективности деятельности;

б) принцип объективного подхода к деятельности;

в) профессионально-значимое качество личности специалиста;

г) правило этикета;

д) принцип сотрудничества социального работника и клиента;

31. Мораль – это:

а) устойчивые, стереотипные способы массового поведения, сложившиеся исторически;

б) форма общественного сознания, способ нормативной регуляции общественных отношений и поведения человека;

в) совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством и обязательных для всех членов общества;

г) правила этикета;

д) совокупность обычаев и традиций.

32. Характеристиками моральных норм являются:

а) всеобщность и универсальность;

б) рациональность и объективность;

в) относительность, условность;

г) гуманистичность, толерантность;

д) истинность и научность.

33. Превентивная функция этики социальной работы заключается в:

а) удовлетворении интересов клиента социальной службы;

б) воспитании и совершенствовании личности социального работника и клиента;

в) формировании социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

г) предотвращении поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;

д) повышении статуса профессии социального работника в обществе.

34. Профессиональная мораль в социальной работе - это:

а) качественная характеристика взаимоотношений социального работника и клиента;

б) совокупность идеалов и ценностей, этических принципов и норм, отражающих сущность профессии;

в) совокупность личностных качеств специалиста;

г) совокупность целей и результатов деятельности;

д) совокупность этических потребностей социальных работников.

35. С точки зрения натуралистического подхода мораль -

а) это результат общественно-исторического развития человечества;

б) это результат биологической эволюции;

в) есть проявление надчеловеческого, сверхъестественного сознания;

г) имеет априорный характер;

д) есть выражение человеческой воли.

36. Как называется нравственный принцип, выражающийся в том, что моральным нормам придается относительный, полностью условный и изменчивый характер?

а) рационализм;

б) абсолютизм;

в) релятивизм;

г) дуализм;

д) эвдемонизм.

37. Основными критериями моральности в социальной работе являются:

а) содействие общественному прогрессу, социальная целесообразность и сотрудничество;

б) соблюдение интересов клиента;

в) соблюдение интересов профессиональной группы;

г) рациональность и объективность;

д) совесть и тактичность.

38 . Профессионально-этическая регламентация в сфере социальной работы предполагает:

а) разработку этических кодексов;

б) разработку и ведение должностных инструкций;

в) разработку дополнительных нормативно-правовых актов;

г) формирование интеллектуального потенциала социальной работы;

д) формирование системы ценностей клиента.

39. С каких позиций может выступать социальный работник по отношению к клиенту:

а) интересы отдельного клиента превыше интересов общества;

б) интересы государства и общества превыше интересов клиента социальной службы;

в) интересы клиента и интересы общества должны сочетаться гармонически;

г) интересы профессиональной группы социальных работников превыше интересов клиента и общества;

д) личные интересы социального работника превыше интересов клиента и общества.

40. Необходимость этико-аксиологического регулирования поведения и деятельности социального работника обусловлена

а) несовершенством нормативно-правовой базы;

б) инновационностью социальной работы как вида деятельности;

в) специфическим смыслом и содержанием деятельности;

г) дегуманизацией человеческих отношений;

в) популярностью стремлений к достижению личной выгоды.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1. Основа ценностей социальной работы

1.2. Философские ценности и идеалы

1.3. Уровни ценностей

ГЛАВА II. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

2.1. Моральные качества

2.2. Этический кодекс и его принципы

2.3. Этические дилеммы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Тема моей контрольной работы «Ценности и идеалы профессиональной социальной работы». В ней я попытаюсь раскрыть такие важные понятия, как ценности социальной работы; разделение ценностей и идеалов на уровни; духовно нравственные качества социальный работника; этический кодекс социальной работы; этические дилеммы.

Социальные ценности – более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т. е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которых необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. На основе этих ценностей вырабатываются социальные нормы. К числу важнейших социальных ценностей принадлежат, например, такие, как свобода, равенство, братство, мир, честь и достоинство личности, социальная справедливость, гражданский долг, солидарность, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.

Чтобы лучше разобраться с этими вопросами, следует рассмотреть философию социальной работы. Философия социальной работы – это идеология профессиональной деятельности. Её основу составляют ценности и идеалы, оформившиеся в процессе эволюционного развития социальной работы как общественной профессии.

Система ценностей была сформирована в процессе исторического развития социальной работы от её праисторических форм до современного состояния.

Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему. Философия ценностей социальной работы связана со спецификой деятельности профессионалов в социальной сфере.

ГЛАВА I . ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. 1. Основа ценностей социальной работы

В практике социальной работы на протяжении ее истории происходили значительные перемены, но социальные работники продолжали придерживаться определенного комплекса ценностей, в котором хоть и произошли некоторые конструктивные изменения, но ключевые элементы сохранились. Для современной социальной работы, также как и раньше, характерно стремление к благополучию человека, социальной справедливости и достоинству индивида.

Социальная работа направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» социальных групп, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории - благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойной человека. Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать.

1.2. Философские ценности и идеалы

Система ценностей была сформирована от её праисторических форм до современного состояния.

С изменением исторических условий происходила трансформация ценностных ориентиров. Однако общественное благо, справедливость, ответственность, всегда были важными доминантами философского осмысления гражданских и политических прав человека.

Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему, где реализуются убеждения и отношения, идеалы и стремления, нормы и практические принципы взаимодействия, этические правила и профессиональные ценности.

Философские ценности, содержащиеся в мультикультурном пространстве, выступают как ценности профессиональной субкультуры, когда профессия рассматривается на уровне международного сообщества. Отсюда ценности профессиональной субкультуры рассматриваются на мировом уровне в контексте глобальных цивилизационных целей и задач.

Философские ценности на уровне профессиональных норм и требований, охватывают иной пласт ценностных ориентиров. Макроуровень определяет цели и задачи общего характера. Они связаны с корпоративными принципами и нормами и нормами взаимодействия, отношениями и системой коллективной ответственности.

Микроуровень философских ценностей социальной работы отражает ценностный спектр профессионального взаимодействия социального работника и клиента.

1.3. Уровни ценностей

Мегауровень

Мегауровень ценностей социальной работы предусматривает изучение профессии на уровне международного сообщества. Ценности рассматриваются в контексте глобальных цивилизационных целей и задач.

Право на жизнь (активная поддержка жизни человека, противодействие нарушения его прав и деятельность в области обеспечения качества жизни);

Свобода (Всеобщая декларация прав человека; тайна корреспонденции, место жительства);

Равенство и недискриминация (Основа общества, уважение достоинств личности);

Справедливость (Правовые, социальные, судебные, экономические гарантия прав и свобод человека);

Солидарность (Понимание страданий и чаяний человека, участие в борьбе за его права)

Социальная ответственность (Практическая сторона солидарности, оказание помощи и предоставление услуг бедным и нуждающимся);

Обеспечение мира и отказ от насилия (Ценность мир, гармония с самим собой, с другими людьми и окружающей средой)

Отношение между природой и человеком (Поиск гармонии с природой).

Макроуровень

Ценности этого уровня обосновывают конкретные действия социального работника в пределах профессиональной компетенции, определяют его ответственность перед клиентами, коллегами, работодателями, перед профессией.

Преимущество индивида по отношению к обществу.

Уважение конфиденциальности во взаимоотношения с клиентом.

Готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений.

Стремление к социальным изменениям, соответствующим осознанным социальным потребностям.

Готовность к передаче знаний и умений другим.

Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание.

Стремление к развитию самопомощи клиента.

Мезоуровень

Социальная работа является нормативной дисциплиной, она имеет дело с ценностями и социальными нормами людей. В этом отношении учет норм и ценностных ориентаций клиентов является необходимым условием для философских концептов социальной работы.

Микроценности социальной работы. Ценностные ориентации в социальной работе, выступающие на межличностном уровне, если они способствуют эффективному терапевтическому контакту (эмпатия, аутентичность, аттрактивность, экспертность, принятие, уважение, надежность и др.)


ГЛАВА II . ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

2.1. Моральные качества

Являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий. Подобно медицине, имеющей своей целью избавление людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, она является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность представляет собой такое моральное качество, которое характеризует отношение социальных работников к их клиентам.

Рассматриваемая как моральное качество, гуманность вытекает из сущности социальной работы, т. е. является одной из её характеристик.

Применительно к отдельным социальным работникам она выступает в качестве морального требования, согласно которому они должны проявлять гуманное отношение к своим клиентам. Гуманность социальной работы выражается в различных формах, наиболее общей из которых является альтруизм.

Альтруизм – это моральное качество, характеризующее готовность человека пожертвовать своими интересами ради блага других людей. Понимаемый таким образом, он представляет собой прямую противоположность эгоизма.

Несмотря на значительные расхождения по вопросу о возникновении альтруизма, все философы были едены в понимании его сущности: следуя О. Конту, они подразумевали под ним характеристику действий, лишенных себялюбия. Альтруизм как черта характера, проявляющегося в поведении человека, т. е. совокупности совершаемых им действий, имеющих нравственное значение, необходим прежде всего, для представителей тех профессий, которые так или иначе связаны с помощью людям (и называются в силу этого, помогающими).

Альтруизм является наиболее общей формой проявления гуманности, поскольку его содержание сводится лишь к признанию приоритета интересов других людей. «Жить для других», - в этом общем правиле очень точно схватывается его сущность. Выражая отношение человека к другим людям, альтруизм, однако, крайне абстрактен, поскольку не учитывает специфику различных ситуаций, складывающихся в обыденной жизни. Между тем эти ситуации довольно разнообразны: одно дело, например, отношение к человеку, попавшему в беду, а другое - к побежденному противнику. В первом случае наиболее естественной формой проявления гуманности было бы сочувствие, а во втором - великодушие.

Иными словами, существуют различные формы проявления гуманности, которые характеризуются большей конкретностью, чем альтруизм. Одной из этих форм, играющих важную роль в социальной работе и других помогающих профессиях, является сочувствие (или сострадание).

а) социальной работы как социального института;

б) деятельности социального работника;

в) деятельности социальных служб;

г) отношений социальный работник - клиент;

д) отношений социальный работник - социальный работник.

11. Основными этическими ценностями социальной работы являются:

а) моральные ценности клиента;

б) благополучие людей, социальная справедливость и достоинство индивида;

в) ценности клиента и социальной группы;

г) моральные ценности социальных работников;

д) материальные средства и ресурсы.

С точки зрения натуралистического подхода мораль -

а)это результат общественно-исторического развития человечества;

б) это результат биологической эволюции;

в) есть проявление надчеловеческого, сверхъестественного сознания;

г) имеет априорный характер;

д) есть выражение человеческой воли.

Как называется нравственный принцип, выражающийся в том, что моральным нормам придается относительный, полностью условный и изменчивый характер?

а) рационализм;

б) абсолютизм;

в) релятивизм;

г) дуализм;

д) эвдемонизм.

Как формулируется «золотое правило» нравственности?

а) возлюби ближнего своего как самого себя;

б) не убий;

в) не укради;

г) поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой;

д) око за око, зуб за зуб.

С точки зрения гедонизма высшим благом и критерием поведения является

а) счастье;

б) польза;

в) наслаждение;

г) подавление чувственных желаний;

д) познание истины.

16. Как называется нравственная позиция, согласно которой каждый человек должен совершать бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) другого человека?

а) альтруизм;

б) эгоизм;

в) рационализм;

г) волюнтаризм;

д) идеализм.

17. Основным принципом христианской этики является:

а) благоговение перед жизнью;

б) безмятежность и невозмутимость;

в) принцип пользы;

г) милосердие и сострадание;

д) справедливость.

Какая этическая концепция отрицает абсолютный характер морали?

а) «разумный эгоизм»;

б) стоицизм;

в) восточные религии;

г) христианство;

д) концепция Канта.

Домострой», как светский этический кодекс, распространяется на Руси в

В каком религиозном направлении нищелюбие считается одним из самых богоугодных дел?

а) в католичестве;

б) в православии;

в) в исламе;

г) в буддизме;

д) в протестантизме.

Кто из русских философов считал, что главной моральной заповедью является непротивление злу?



а) Л. Толстой;

б) В. Соловьев;

в) И. Ильин;

г) Н. Бердяев;

д) С. Франк.

В каком религиозном направлении этическим идеалом выступает честный труд как «мирская аскеза?

а) в исламе;

б) в иудаизме;

в) в православии;

г) в буддизме;

д) в протестантизме.

Как называется направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков?

а) эвдемонизм;

б) утилитаризм;

в) гедонизм;

г) деонтологическая этика;

а) Спиноза;

г) В. Соловьев;

д) Ф. Достоевский.

Термин «альтруизм» был введен в научный обиход

а) И. Бентамом;

б) Фейербахом;

в) Кантом;

г) Эпикуром;

а) М. Лютер;

б) М. Вебер;

в) Г. Спенсер;

г) Н. Бердяев;

д) И. Бентам.

27. Идеал в социальной работе – это:

а) представление о совершенном состоянии специалиста, клиента, социальной работы;

б) предмет профессионально-этического кодекса;

в) деонтологический критерий;

г) направление деятельности социальной службы;

д) критерий моральности.

28. Этическое сознание социального работника предполагает наличие и сочетание:

а) нравственных знаний социального работника и потребностей общества;

б) нравственных знаний, нравственных убеждений и нравственных потребностей;

в) нравственных потребностей социального работника и потребностей клиента;

г) личностных убеждений специалиста и ценностей клиента;

д) нравственных знаний социального работника и потребностей клиента.

29 . Профессионально-этический кодекс социальной работы это:

а) система ценностей и идеалов современного общества;

б) основной компонент этического сознания специалиста;

в) совокупность личных ценностей социальных работников;

г) совокупность ценностных ориентиров;



д) совокупность этических правил и норм поведения, требований к личности специалиста;