У Благовещенского моста стоит самый мощный дизельный ледокол России «Александр Санников. Ледокольное судно «Александр Санников», строящееся на Выборгском ССЗ


Ледокол "Александр Санников", строительство которого было начато в ноябре 2015 года, вышел в Балтийское море на завершающий этап ходовых испытаний 19 мая этого года. Судно "Андрей Вилькицкий" сейчас также находится на достроечных работах. Другой крупный проект ВЗС, портовый ледокол "Обь", выйдет на воду уже 21 июня этого года.

Степень готовности судна "Александр Санников", по информации заказчика, компании "Газпром нефть", превышает 98%. Помимо "Александра Санникова" ВСЗ строит для " " еще одно судно, ледокол "Андрей Вилькицкий", который также будет работать на терминале Новопортовского месторождения. Сейчас, по информации ВСЗ, его строительство закончено на 88%. Стоимость обоих ледоколов - 246 млн евро.

Сроки сдачи ледоколов были сорваны: изначально передать готовые суда заказчику завод должен был до конца 2018 года. Как пояснили "ДП" в ВСЗ, основная причина затягивания строительства - задержка поставок оборудования для судна. "Александр Санников" на текущий момент самый мощный в мире дизельный ледокол с классом Icebreaker8, инновационной системой движения и маневрирования во льду. Оборудование для него заводу приходилось закупать у иностранных компаний (шведской ABB). "В связи с геополитической ситуацией на протяжении всего хода строительства были существенно затруднены как контрактные взаимодействия, так и банковские операции со многими зарубежными поставщиками, часть из которых и вовсе отказалась исполнять свои контрактные обязательства", - объясняют в ВСЗ.

В компании "Газпром нефть" уверяют, что сложившаяся ситуация "не повлияла на отгрузки с Новопортовского месторождения, так как в акватории Обской губы в районе терминала "Ворота Арктики" постоянно работают два многофункциональных ледокольных судна: "Балтика" и Владислав Стрижов".

Проблемы со строительством ледоколов для "Газпром нефти" отодвинули и срок сдачи портового ледокола "Обь" стоимостью $97 млн по заказу ФГУП " " для работы на проекте "Ямал СПГ". Завершение строительства судна изначально было запланировано на ноябрь 2018 года, однако теперь ВСЗ планирует сдать его лишь в начале 2019 года.

В ФГУП "Атомфлот" "ДП" рассказали, что, несмотря на изменения сроков сдачи ледокола "Обь", у ФГУП "Атомфлот" нет серьезных претензий к ВЗС по качеству и строительству судна. "В настоящее время работы в Обской губе выполняются с привлечением дополнительного ледокола. Перенос сроков сдачи судна не скажется на выполнении наших контрактных обязательств перед партнерами", - объясняет Мустафа Кашка, и.о. генерального директора ФГУП "Атомфлот".

Каждому гостю церемонии позволили прогуляться по палубам, заглянуть в каюту капитана,
на мостик, вертолетную площадку и, конечно, узнать о принципиальных отличиях этого гиганта от подобных судов.

Смелые идеи, большие планы

Начало эксплуатации нового судна - подтверждение тому, что российская нефтегазовая отрасль и ее партнеры делают уверенные шаги в освоении Арктики, - отметил в ходе презентации ледокола первый заместитель генерального директора «Газпром нефти» Вадим Яковлев. - Нефть полуострова Ямал более полувека была недоступна для рынка из-за отсутствия эффективных технологий ее добычи и возможностей транспортировки. Мы подобрали необходимые технологические ключи, создали уникальную схему вывоза углеводородного сырья с Новопортовского месторождения: по Обской губе, Северному морскому пути. Но для решения этой задачи требуются современные, мощные суда. И такое судно - ледокол «Александр Санников» - построили наши партнеры. В скором времени начнем эксплуатацию еще одного ледокола этой же серии - «Андрей Вилькицкий». Кроме того, «Газпром нефть» продолжает развивать арктический танкерный флот, наращивать ресурсную базу, увеличивать объемы добычи. В ближайшее время на Ямале компания инвестирует около 400 миллиардов рублей. То, что мы делаем, дает основания считать, что «Газпром нефть» - отраслевой лидер освоения Арктики. Видим в этом регионе колоссальный потенциал. Мы раньше других сделали на него ставку!

В Арктике «Газпром нефть» реализует три крупнейших проекта: «Новый Порт» и «Мессояха» в ЯНАО, «Приразломная» - в Печорском море. Отгрузка новопортовской нефти через арктический терминал «Ворота Арктики», установленный в акватории Обской губы,
началась в 2016 году, и теперь на промысле ежегодно наращивают добычу.

В 2019-м планируем выйти на объем около 8 миллионов тонн нефти. Кроме того, «Газпром нефть» получила несколько дополнительных лицензионных участков (сейчас на них ведется геологоразведка). В планах - строительство газопровода от Новопортовского месторождения до Ямбурга. В этот проект вложим около 75 миллиардов рублей, - добавил Вадим Яковлев.

Но вернемся к герою этих дней, ледоколу «Александр Санников». По словам президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, новое судно является самым мощным дизель-электрическим ледоколом в своем классе, который создан на российских верфях. «Особенно важна доля отечественного контента в проекте: металл, материалы, система навигации, ходовой мостик, генераторы - все наше. Многофункциональное судно позволяет решать самые разные задачи, вплоть до спасения людей в экстренных ситуациях. Более того, «Александр Санников» обеспечивает правильную скорость проходки во льдах - это то, что нужно заказчику и судоводителям, которые работают в северных широтах», - отметил Алексей Львович.

Имя Александра Санникова новый ледокол получил не случайно. Об этом человеке, сотруднике «Газпром нефти», коллеги вспоминают с теплотой. Заместитель генерального директора компании по правовым и корпоративным вопросам Елена Илюхина рассказала, что Александр Леонидович был большим профессионалом, отличным специалистом, обладателем лучших человеческих качеств.

А что внутри?

Как подчеркнул генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев (это предприятие, входящее в состав Объединенной судостроительной корпорации, и построило новый ледокол), «Александр Санников» - результат работы тысячи людей, каждый из которых отдал проекту свои знания и умения.

Головное ледокольное судно обеспечения предназначено для эксплуатации близ терминала «Ворота Арктики» в районе полуострова Ямал. Работы много: дежурство, сопровождение танкеров до Северного морского пути, помощь при швартовке, погрузке-разгрузке, буксировка судов. Но это впереди, а пока «Александр Санников» стоит на приколе недалеко от Благовещенского моста. Как говорится, отдыхает - и перед сезоном, и после недавних испытаний в акватории Балтийского моря, в ходе которых проверено все оборудование и механизмы судна, в том числе возможность работы силовой установки без какого-либо участия человека в 24-часовом безвахтенном режиме.

Александра Киселева, капитана ледокола, уговорить на интервью непросто - у него и без того забот много. Но все же и он поделился своими впечатлениями:
- С Арктикой я знаком - пришел в этот регион матросом в 1991 году. Мой капитанский опыт - более 15 лет. Работал на разных ледоколах, но «Александр Санников» превзошел все ожидания, покорил, честное слово. У него великолепные маневренные характеристики: за счет специальных электродвигателей полный разворот на месте делает за минуту. Система динамического позиционирования позволяет удерживаться в одной точке без отклонения, если это нужно при какой-либо операции. А управляется просто - джойстиками.

Старпом Сергей Щелоков провел гостей по «этажам» судна. Над главной палубой расположены катера, предназначенные для работ по устранению последствий нештатных ситуаций, и запасные винты для винторулевых колонок. Еще выше - каюта капитана. Антураж довольно скромный (ничего лишнего), но все, безусловно, комфортно, приятно глазу. Здесь же находится икона Николая Угодника, покровителя моряков и путешественников, которую команде подарила Елена Илюхина, крестная мать судна.

Добавим, что и «Александр Санников», и «Андрей Вилькицкий» спроектированы с учетом принципа нулевого сброса: твердые и жидкие отходы будут храниться на борту, а утилизируют их на берегу.

В конце июля ледокол с заводским номером 233 отправится на первую рабочую вахту. В рамках программы «Время Арктики» компании «Газпром нефть» он поведет через крепкие льды танкеры с уникальной нефтью Новопортовского месторождения.

Мы же видим на примере Европы как это не просто сделать

Почему? Северный поток 2 уже отменили? Ну выстрелили себе в ногу и отменили южный поток, так он турецким стал Да и долго ли они протянут? Все равно скорее всего южному потоку быть. Попозже, но быть. Планы саудитов и катарцев о своем трубопроводе через Сирию и Ирак накрылись медным тазом. Потребление энергии падает только у скаклов. В остальном мире оно только растет.

Расчитывать на то что Китай сильно потеснит США в Азии или ещё где-то, и там возникнет потребность в нашем газе? Это несерьёзно.

Это серьезно. Он уже теснит и будет теснить далее. В Китае чуть ли не все энергоемкие производства мира. Трамп жеж не даром гутарит о возвращении производств в штаты. Сейчас они скопом сосредоточены в ЮВА. Дешевле там вот и сбежали все кому не лень и из штатов и из европы.

Самим производить больше СПГ на продажу (Сабетта 2.0 и т. п.)?

Так уже продаем собсно. Контракты давно уже заключены. Осталось достроить газовозы и завод.

Первый — мы сильно делимся нашим арктическим пирогом с Западом и тогда нам немного кое-где ослабят санкции, т. е. «взаимовыгодное партнёрство» в НАШЕЙ Арктике. Второй — мы наконец то начнём вести себя как подобает Великой Державе.

чота бред какой-то

Кроме углеводородов там есть еще Норильский Никель. Он дофига чего возил, возит и будет возить. Не забывайте про него.

И про СМП вы так и не упомянули ни разу. Агрузопоток по нему каждый год нарастает. Пока это конечно немного, но… Все упирается в отсутствии инфраструктуры по СМП. Сейчас каждый пароход должен затариватся по самое немогу топливом и припасами в исходной точке, бо забункероватся и пополнить припасы по пути НЕГДЕ! Отсутствие необходимой инфраструктуры сильно тормозит развитие СМП. Ну хорошо, инфраструктуру разовьем. Это уже делается. Сабетту строят, Певек с Тикси реанимируют… Но КАК туда припасы попадут? С топливом понятно. Трубу можно проложить. А еда? А стройматериалы? И так далее и тому подобное. Телепортируются? С дорогами там напряг и автотранспорт — не вариант. Паровоз? По мерзлоте класть дорогу тоже проблемно. Мерзлота хоть и вечная, но летом сверху оттаивает все же и дорога «плывет». Авиация? Дорого. Чего осталось? Угу, пароход

Опять таки… Конечно хорошо жить в мире без аварий и катастроф, но на практике так не бывает. Следовательно по всему маршруту СМП должно быть спасательное обеспечение. Это тоже уже делается. И структуры организовываются и станции строятся. И опять таки без ледоколов никак.

Ну конечно интересы МО. Арктические гарнизоны тоже требуют снабжения.

В придачу ко всему полезные ископаемые есть не только на материках, но и под водой. В том числе и в Арктике. Их в целом пока хватает на земле, но ПОКА. Джапы УЖЕ начали проект по добычи ископаемых со дна. И остальным до этого не так уж долго осталось. Или вы собираетесь чесаться, когда уже жареный петух в одно место клюнет?

А вы еще спрашиваете зачем строим ледоколы и что никто ничего не говорит Все давно уже рассказано и объяснено. Видимо вы читать не любите

Церемония поднятия флага России на новом ледоколе состоялась в Санкт-Петербурге. С «Александром Санниковым» открываются новые перспективы круглогодичных поставок арктической нефти на мировой рынок. Это первый ледокол, построенный по программе - «Время Арктики». По программе уже спущены на воду и эксплуатируются 6 танкеров для транспортировки нефти с Новопортовского месторождения. Новый ледокол начнет их регулярное сопровождение с июля. По прогнозам «Газпром нефти» к 2030 году потребность рынка транспортировки по Северному морскому пути увеличится на треть, поэтому наличие современного ледокольного и танкерного флота крайне необходимо в осуществлении этих перевозок.

Новопортовское месторождение и Novy Port

Новопортовское месторождение - одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал. Расположено в 30 км от побережья Обской губы. Извлекаемые запасы составляют более 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа. Месторождение открыто еще в прошлом веке и находится в восточной части полуострова Ямал в 100 километрах от Обской губы.

В советские годы не было никаких возможностей для транспортировки нефти из этого района - долгие годы на Новопортовском проходили лишь геологоразведочные работы. И только в десятые годы века нынешнего появились технологии, с помощью которых за небольшой срок «Газпром нефть» совершила прорыв и смогла начать полноценно эксплуатировать месторождение. Эффективная разработка запасов Новопортовского потребовала строительства горизонтальных и многоствольных скважин, а также применения многостадийного гидроразрыва пласта.

В 2016 году «Газпромнефть-Ямал» продлила право пользования недрами Новопортовского месторождения до 2150 года. На сегодняшний день это самый продолжительный срок действия лицензии в портфеле активов «Газпром нефти». Найденная на Новопортовском месторождении нефть, получившая название Novy Port, относится к категории легких сортов с низким содержанием серы (около 0,1 процента). Этим сразу заинтересовались потенциальные потребители из стран Северной Европы, где находятся заводы, специализирующийся на переработке легкой малосернистой нефти.

Однако о серьезных контрактах с европейцами можно было говорить лишь при стабильной, круглогодичной поставке топлива. «Газпром нефть» вместе с учеными кораблестроения и морской техники начала решать амбициозную задачу по круглогодичной транспортировке сырья танкерами при поддержке ледоколов. Для этого от Новопортовского месторождения до берега Обской губы был проложен трубопровод длинной 105 километров, который был соединен с первым в мире и единственным нефтеналивным терминалом в пресных водах за Полярным кругом.

Через «Ворота Арктики» в Европу

«Ворота Арктики» - уникальный выносной нефтеналивной терминал для транспортировки нефти с Новопортовского месторождения. По сути, это огромный кран, находящийся прямо в Обской губе - в 3,5 километра от берега. Нефть поступает туда по сухопутному и подводному нефтепроводу длиной 10,5 километра и далее поступает сразу на танкер.

Был построен резервуарный парк и насосные станции с системой защиты от гидроударов, что гарантирует герметичность всей системы. Технологическая схема обеспечивает «нулевой сброс» каких-либо загрязняющих веществ в акваторию Обской губы. Терминал «Ворота Арктики» представляет собой грандиозное зрелище - он возвышается над водой на 80 метров. Мощность перевалочного комплекса - 8,6 миллиона тонн нефти в год.

Благодаря созданию «Ворот Арктики» первая нефть с Новопортовского месторождения отправилась в Европу по Севморпути летом 2014 года. В 2015-м начались зимние отгрузки, которые сопровождались атомными ледоколами. Но уже тогда стало понятно, что привычными способами поставлять нефть в промышленном объеме с месторождения крайне затруднительно.
Обская губа очень сложна в гидрологическом плане - она мелководная, вода в ней практически пресная, и с учетом того, что акватория покрыта льдами в течение 255 дней в году, толщина ледяного покрова здесь колеблется в районе около двух метров. К тому же в зимнее время температура воздуха постоянно держится на отметке минус 50 градусов по Цельсию, и здесь дуют сильные штормовые ветры.

В таких условиях проход танкеров сильно затруднен, каким бы ледовым классом они ни обладали. Необходимы современные ледоколы для того, чтобы проложить и поддерживать в идеальном состоянии каналы во льду, по которым грузовые суда смогут ходить самостоятельно. Именно с этой целью и был построен «Александр Санников». Местом его постоянной дислокации станет Обская губа и Карское море - оттуда танкеры с Нового Порта уходят в Баренцево море и далее следуют к портам в Мурманске и Европе. Благодаря развитию этого северного морского маршрута географию поставок нефти сорта Novy Port за несколько последних лет удалось расширить до 9 стран, среди которых Великобритания, Франция, Норвегия и Голландия.

Арктический флот «Газпром нефти»

Активное освоение Новопортовского и Приразломного месторождений увеличило почти на треть количество операций по заправке топливом танкеров в Арктике. Поэтому «Газпром нефть» встала перед задачей создания своего собственного арктического флота. В 2017 году по заказу компании построили серию танкеров в арктическом исполнении, способных преодолевать льды толщиной до 1,8 метра при осадке в 9 метров и грузоподъемностью около 35 тысяч тонн. Естественно, что также появилась потребность в ледоколах, которые могли бы не только проводить судна сквозь торосы, но и постоянно поддерживать фарватер в пропускном режиме, а также участвовать в швартовых и погрузочных работах, спасательных операциях, буксировке судов, пожаротушении, ликвидации разливов нефти. Они должны быть и мощными, и в то же время маневренными.

Заказ на создание двух новых ледокола класса ICEBREAKER 8 был сделан . И вот, 29 июня 2018 года первый из двух судов этого проекта «Александр Санников» презентовали на Английской набережной в Санкт-Петербурге перед его первым походом в Арктику.

Секреты нового ледокола

Ледокол «Александр Санников» - это настоящий плавучий город. На чистой воде он может разгоняться до 16 узлов, то есть до 25 километров в час. Кроме того, судно обладает низкой осадкой - до 8 метров, что идеально подходит для работы на мелководье, где не пройдут атомные ледоколы. На судне - многофункциональная палуба с возможностью перевозки грузовых контейнеров, пожарная станция, госпиталь, вертолетная площадка. В наличии также аварийные катера, мощная лебедка и кран грузоподъемностью 26 тонн - функционал «Александра Санникова» существенно превосходит большинство его атомных и дизельных предшественников.

Видео: Popcorner / YouTube

Самая главная конструктивная особенность судна - «Александр Санников» не продавливает лед, как это делают классические ледоколы, а разрезает его и как бы «фрезерует» ледяную толщу. Секрет нового судна в особой форме корпуса и трех динамичных двигателях, которые находятся в кормовой и носовой части. Именно такое техническое решение дает «Александру Санникову» преимущество в маневренности. При необходимости ледокол может всего за минуту развернуться на месте на 360 градусов.

Значительная часть оборудования, установленного на ледоколе «Александр Санников» - российского производства. Центр судостроения «Звездочка» в Северодвинске оснастил судно самым современным носовым подруливающим устройством. Отечественные производители также обеспечили ледокол современным навигационным оборудованием, ходовым мостиком, генераторами - важнейшими элементами, обеспечивающими работу ледокола.

Не хуже атомных предшественников

Специалисты считают, что сегодня «Александр Санников» - один из самых высокотехнологичных ледоколов. Судно построено так, чтобы обеспечить возможность до 40 дней автономной работы при экстремальных температурах до минус 50 градусов. Бортовые компьютеры полностью регулируют жизнеобеспечение ледокола, запускают генераторы, синхронизируют оборудование, управляют аварийными режимами, регулируют температурные и технологические режимы на всех палубах судна. Цифровизация управления ледоколом повысила эффективность работы экипажа - для выполнения аналогичного функционала на других ледокольных судах требуется двукратное увеличение численности команды.

При мощности своих дизельных двигателей в 22 мегаватта «Александр Санников» показывает ледопроходимость, сопоставимую с атомными ледоколами, имеющими большую мощность. Остается добавить, что на «Александре Санникове» все твердые и жидкие отходы хранятся на борту и утилизируются уже на берегу специальными службами. Система отведения сточных вод на судне имеет замкнутый цикл: их сбор производится в специальном сборном танке, из которого стоки поступают на очистные сооружения для очистки и обезвреживания.

2 июля 2018 г. в Санкт-Петербурге отправился в первый рейс за полярный круг ледокол «Александр Санников», построенный для «Газпром нефти» на верфях Выборгского судостроительного завода. Подобных по оснащенности ледоколов в России больше нет. Судно построено так, чтобы обеспечить возможность до 40 дней автономной работы при экстремальных температурах в минус 50 градусов. Бортовые компьютеры полностью регулируют жизнеобеспечение ледокола, запускают генераторы, синхронизируют оборудование, регулируют температурные и технологические режимы на всех палубах судна. По мнению экспертов, растущая нефтедобыча за полярным кругом в ближайшие годы потребует от России наращивание выпуска подобных современных судов арктического класса.

Флаг поднят

Нефтяники открывают новую веху в развитии российской Арктики. В минувшую пятницу единственная компания, осуществляющая добычу нефти на арктическом шельфе России — «Газпром нефть» — получила свой первый ледокол «Александр Санников». Судно построено по программе «Время Арктики», в рамках которой уже спущены на воду и эксплуатируются шесть танкеров для транспортировки нефти с Новопортовского месторождения. Новый ледокол начнет их регулярное сопровождение с августа.

Благодаря подобным ледоколам нефтяники смогут более эффективно и экономично вывозить нефть из труднодоступных районов российского севера, рассказал в ходе церемонии поднятия флага заместитель председателя правления компании Вадим Яковлев.

Мы построили уникальную схему вывоза нефти водным путем по Обской губе и далее по Северному морскому пути. Для решения этой задачи требуется строительство современных мощных судов, и сегодня ледокол «Александр Санников» — это новый флагман арктического флота, — отметил топ-менеджер.

Второй новейший дизельный ледокол — «Андрей Вилькицкий" — в компании «Газпром нефть» ожидают до конца этого года.

По прогнозам «Газпром нефти» к 2030 году потребность рынка перевозок по Северному морскому пути увеличится на треть. Развитие собственного арктического флота позволит компании в долгосрочной перспективе удерживать лидерство в российской Арктике.

Арктические инновации

Нынешнее поколение ледоколов считается самым инновационным в своем классе. Одной из главных технических новинок является система управления, способная полностью брать контроль за проводкой ледокола на несколько суток без необходимости участия человека.

Кроме того, судно фактически не «давит» лед, как это было принято на ледоколах предыдущего поколения, а размывает и крошит его с помощью специального корпуса и винтов, установленных как на корме, так и под «носом». Таким образом, в сплошном льду судно может двигаться со средней скоростью более 4 км/ч, а на чистой воде разгоняться уже до 30 км/ч.

Ледокол отличается от своих предшественников и по функционалу. К примеру, благодаря довольно низкой осадке (до 8 м) он без проблем может работать на мелководье, где атомные ледоколы, как правило, пройти не могут. При необходимости ледокол способен развернуться или даже совершить на месте полный оборот на 360 градусов всего за минуту. Даже в равных условиях ледокол существенно обыгрывает соратников как по экономичности (на проходах во льдах толщиной 2 м ему нужно всего 22 МВт против 36 МВт у атомоходов типа «Таймыр»), так и по экологичности (принцип «нулевого сброса» предполагает хранение всех отходов до конца рейса).

Собственная пожарная станция, госпиталь, вертолетная площадка, аварийные катера, мощная лебедка и кран грузоподъемностью 26 т — функционал «Александра Санникова» превосходит большинство существующих ледоколов. Помимо помощи танкерам он может самостоятельно перевозить грузы, выполнять функции буксировщика и участвовать в спасательных операциях.

Технологии для нефти

Построить столь технологичный ледокол было под силу не всем, даже самым новейшим, судоверфям мира. Участвовать в создании ледокола Выборгский судостроительный завод (принадлежит ОСК) приглашал крупнейших мировых производителей из Европы, Японии и Сингапура, однако большинство из них заявили о невозможности выполнить заказ в столь сжатые сроки. Дооснастить судно самыми современными подруливающими устройствами взялась северодвинская «Звездочка». Во многом это объясняется и уникальностью российского ледокольного судостроения — подобного флота нет ни у одной страны мира. Впрочем, до недавних пор многие из арктических судоверфей были недозагружены, и только после 2014 года в России заработала масштабная программа обновления флота на основе инвестиционных квот. К примеру, благодаря «Газпром нефти» Выборгский судостроительный завод полностью загружен заказами до 2023 года.

«Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий» отправятся в район Обской губы для сопровождения танкеров с арктической нефтью сорта Novy Port. Здесь «Газпром нефтью» ведется масштабная эксплуатация Новопортовского месторождения, отгрузки с которого происходят через терминал «Ворота Арктики». Это единственный в мире нефтеналивной терминал в пресных водах за полярным кругом. Из-за того, что Новый Порт располагается в 700 км от существующих трубопроводов, то углеводороды оттуда вывозят морским путем. С помощью новых судов компания рассчитывает повысить эффективность и стабильность круглогодичных перевозок по Обской губе, скованной льдом на протяжении более чем 255 дней в году.

Это очень серьезный вызов, но мы этот вызов принимаем. На традиционных месторождениях происходит естественное истощение запасов, в то время как спрос продолжает расти, поэтому российская Арктика и трудноизвлекаемые запасы — это будущее для нашей нефтяной отрасли, — рассказал журналистам председатель правления, генеральный директор «Газпром нефти» Александр Дюков.

Объем работ для нового судна предстоит солидный — только в 2018 году на Новопортовском месторождении планируется добыть порядка 7 млн т нефти, а к началу 2020 года тут хотят добывать уже до 8 млн т ежегодно. С помощью новых ледоколов компания планирует и дальше расширять поставки арктической нефти, уже экспортируемой в девять стран мира, среди которых Великобритания, Франция, Норвегия и Голландия.

Хотя Россия обладает самым сильным арктическим флотом в мире, на рынке всё равно ощущается нехватка новых технологичных ледоколов. Приобретение судна для работающей в Арктике нефтяной компании вполне логична: обслуживание нефтеналивного терминала требует фактически круглогодичной навигации, обеспечивать которую за счет арендованных ледоколов дорого и не всегда целесообразно из-за повышающихся требований к технологиям, отметил в разговоре с «Известиями» заведующий отделом «Арктика» и лабораторией «Шельф» Института проблем нефти и газа РАН, член-корреспондент РАН Василий Богоявленский.

По его словам, большинство уже работающих в Обской губе танкеров способны и сами перемещаться во льдах, но в зависимости от ледовой обстановки могут требовать и сопровождения. Таким образом, новые ледоколы, по мнению эксперта, существенно повышают безопасность нефтегазодобычи на российском шельфе.