Армия россии. "Бедро хищника": На чём летают казахстанские пограничники Характеристики силовой установки


Стартовый образец отечественного вертолета Ми-171 представляет собой модификацию восьмой серии, принят на вооружение в 2009 году. Летательная машина имеет несколько модификаций, считается многофункциональным аппаратом, способным выполнять не только боевые задачи, но и функционировать в качестве спасательного или пассажирского судна. Рассмотрим особенности этой модификации, а также ее характеристики.

Планировка и создание

Вертолет Ми-171 производит авиационный комбинат, находящийся в Улан-Удэ. Модификация выпущена на основе универсальной модели под индексом 17. Летательный аппарат обладает современными тактико-техническими характеристиками в своем классе, а также повышенной автономностью и безопасностью.

Конструкторы учли не только современные веяния в авиационном строительстве, но и взяли все лучшее от предшествующих разработок. Такое решение дало возможность получить оптимизированную в техническом плане машину с электронной начинкой и отличными эргономическими свойствами. Реализовать задумку в полной мере позволило тесное сотрудничество инженеров и операторов техники, а также внедрение электронных и цифровых узлов.

Новшества

Ми-171 - вертолет, который проектировался на базе линеек Ми-17 и Ми-8. При этом машина получила множество дополнений. Существенной модернизации подверглась несущая платформа. Аппарат дополнил рулевой винт Х-образной конфигурации, а также стабилизирующая система от перекоса. Дополнительным преимуществом является внедрение современных композитных материалов.

Улучшения конструкционного плана положительно сказались на эксплуатационных параметрах. Повысилась управляемость и тяговая мощь винта. Дальность полета новой модели повысилась до 800 километров в автономном режиме. Для сравнения: предыдущая базовая версия могла преодолеть лишь 650 км пути без дополнительного обеспечения.

Параметры технического плана

Ми-171 относится к летательным винтокрылым аппаратам среднего класса. Он рассчитан на многоцелевое использование, совмещает в себе практичность, хорошую эргономику и функциональность. Ниже представлены основные технические характеристики этого вертолета:

  • Максимальный снаряженный вес - 13 тонн.
  • Масса с грузом на внешней подвеске - 13,5 т.
  • Возможности грузового отсека по вместимости - 4 тонны.
  • Грузоподъемность подвески - 5 т.
  • Салон по длине - 6,3 метра.
  • Ширина кабины составляет 2340 миллиметров.
  • Высота машины - 1800 мм.
  • Полезный объем салона - 23 кубических метра.
  • Пассажировместимость - до 26 человек.
  • Состав экипажа - 1-3 пилота.
  • Диапазон климатических условий по температуре - от -50 до +50 °С.
  • Крейсерская скорость - 230 километров в час.
  • Полетный запас - 650-800 километров в автономном режиме.

Кроме того, авиационное оборудование вертолета Ми-171 включает в себя парный двигатель типа ГТД ТВЗ-117 (ВК-2500), который имеет мощность порядка 2 тысяч лошадиных сил. При этом рабочий потолок аппарата по высоте составляет 5 километров.

Подробнее о силовом агрегате

Двигатель рассматриваемой модификации представляет собой мотор с газовой турбиной, относящийся к серии ВК-2500 ПС. Силовая установка снабжена электронным блоком корректировки действующих параметров. Пуск агрегата Ми-171 на высоте до 6 километров гарантирует специальная система ВСУ Safir. Взлетный потенциал усовершенствованной версии летательного агрегата составляет 2400 лошадиных сил, а скоростные показатели могут достигать 280 километров в час по максимуму.

Особенности

Среди особенностей конструкции многоцелевого отечественного вертолета Ми-171, схема которого приведена ниже, можно отметить усовершенствованную несущую платформу и обновленную трансмиссию. В результате аппарат стал более надежным и практичным.

Кроме того, машину стало проще обслуживать и эксплуатировать. Существенную роль в этом аспекте сыграла установка пилотажно-навигационного комплекса, который улучшил комфортность и авионику вертолета. Дополнительным преимуществом является сокращение стоимости полета из расчета потраченных вложений в час. Также стоит отметить повышение комфортности кабины и улучшение параметров технического плана.

Ми-171: руководство по технической эксплуатации

Летательный аппарат этого класса предназначен для выполнения разнообразных задач. Вертолет может использоваться при высоких показателях температуры воздуха, а также в условиях высокогорной местности. Кроме того, обновленный винтокрылый агрегат может эксплуатироваться практически при любой метеорологической обстановке.

Стабильная навигация в совокупности с новейшим радиоэлектронным оборудованием позволяет проводить полеты не только над сушей, но и над водной поверхностью. Отличную обзорность обеспечивает панорамное остекление кабины и грамотное расположение дополнительного оборудования. Управлять машиной может один или пара пилотов, контрольный узел управления которых совмещен.

Модификации

Ниже представлены модели вертолета системы Ми-171.

  1. 8-АМТШ - военно-транспортное средство. Аппарат рассчитан на транспортировку десантного состава в количестве 16 человек. Кроме того, машина может перевозить до 12 раненых бойцов на носилках, а также 2-3 человека медицинского персонала. Грузоподъемность аппарата составляет 4000 кг в грузовом отсеке и столько же - на внешней подвеске. Основное предназначение: поисковые, военные, спасательные операции и тушение пожаров.
  2. Ми-8 АМТШ-В - образец, созданный для военно-транспортной эксплуатации, имеет усовершенствованную вспомогательную установку и обновленную авионику.
  3. 8 АМТШ-ВА. Эта модификация ориентирована на работу в регионах Крайнего Севера и прочих областей с суровым климатом.
  4. Ми-171А1. Данный экземпляр представляет собой модернизированную версию серии 8АМТ. Она обладает топливной системой без расходного резервуара, а также наличием огнеупорных стальных капотов и специальными бустерами с двумя камерами, имеющими повышенную защиту от возгорания.
  5. Вариация 171 А2 обладает более современным силовым агрегатом, лучшими тактико-техническими характеристиками, уменьшенной стоимостью обслуживания, большей дальностью полета без дозаправки.

Перспективы

Рассматриваемый аппарат Ми-171, книги по обустройству которого наполнены исчерпывающей информацией о технических данных, длительное время проходил испытания в специальных летных лабораториях. Некоторые образцы выпущены в стандартном варианте. Другие модели получили новые лопасти основного и дополнительно пропеллера, а также другие элементы.

В планах конструкторов имеется несколько проектов, которые направлены на применение в транспортной, военной, поисковой, медицинской и пассажирской сфере. С учетом особенностей разрабатываемых машин они получают соответствующее оснащение. Основная база, скорее всего, останется прежней. Главный акцент будет делаться на опциональном оснащении и расширении комплектации с учетом предназначения определенной модели.

Возможности обновленной модификации позволяют расширить отрасли его использования не только в промышленном плане, но и в качестве бизнес-модели. Параметры и характеристики винтокрылого летательного аппарата дают возможность транспортировки нефтяных продуктов в удаленные регионы. Завод в Улан-Удэ практикует не только поставки на внутренний рынок, но и рассматривает перспективы развития экспортно-импортных отношений со странами СНГ и зарубежными государствами.

Что касается катастроф с данным вертолетом, то они имели место. Среди самых резонансных событий отмечают следующие случаи:

  1. 19 декабря 2009 года - авария под Воркутой. Судно совершило экстренную посадку в тундре. Воздушный корабль принадлежал авиационной компании «Газпромавиа». На борту находилось 25 человек, учитывая членов экипажа. Один пассажир впоследствии скончался от травм, несовместимых с жизнью, другой получил тяжкие увечья.
  2. Вскоре после этого вертолёт Ми-171 военных сил Азербайджана упал в море рядом с городом Баку. Погибли трое членов экипажа.
  3. В июле 2014 года случилась катастрофа во Вьетнаме (г. Ханой). На борту судна находился 21 парашютист. В результате аварии погибло 16 человек.
  4. В китайской провинции Сычуань пострадало пять человек после аварии вертолета Ми-171, который разбился 22 июля 2014 года.
  5. Рядом с белградским аэропортом (Сербия) потерпел аварию летательный аппарат рассматриваемой марки, который транспортировал больного ребенка. Также на борту были медработники и члены экипажа. Предположительно, причиной катастрофы стали плохие погодные условия. Случилось это в марте 2015 года.
  6. 19.10.2016 года произошла еще одна авария. Военный вертолет МИ-171, конструкция которого является вполне надежной, но несовершенной, упал в Ферганской области. Погибли девять человек (члены экипажа и военные десантники). Авария произошла из-за неблагоприятных погодных условий.

В завершение

Авиационное оборудование Ми-171 имеет хорошие характеристики. Существует множество модификаций вертолетов, которые рассчитаны на эксплуатацию в разных сферах деятельности. Конструкция машин постоянно совершенствуется и дополняется, что позволяет надеяться на еще большую безопасность при перелетах и активное использование аппарата во всех регионах страны и ближайшего зарубежья.

Ми-171А2 прошел испытания в 2014 году, продемонстрировав неплохие эксплуатационные способности. На текущий момент готовится уже пятый опытный экземпляр, после испытаний которого московские специалисты смогут принять решение о возможных улучшениях аппарата. Модель является многофункциональной, поэтому не исключено и дальнейшее развитие платформы, на которой был основан вертолет. Фото, представленное ниже, демонстрирует облик текущей модификации 171А2.

Общие сведения о модификации

Выпуском модели занимается Улан-Удэнский авиазавод, с которого и были получены первые образцы для испытаний. Разработка является одной из самых ожидаемых новинок отечественного вертолетостроения за последние годы. Хотя машина во многом является самобытным творением конструкторов, ее основу все же составляет база многоцелевых аппаратов Ми-17. При этом вертолет Ми-171А2 обладает современными летно-техническими способностями, повышенным уровнем автономности и безопасности.

Создатели модификации стремились сохранить все лучшие качества прежних генераций семейства, но и делали поправку на запросы сегодняшнего дня. С одной стороны, это позволило оптимизировать характеристики технической платформы, а с другой - поднять уровень электронной начинки и сбалансировать эргономические свойства. Стоит отметить, что версия Ми-171А2 разрабатывалась группами инженеров и конструкторов в тесном взаимодействии с операторами машин, что и позволило реализовать достаточно высокую степень комфорта при эксплуатации техники. В немалой степени этому способствовало внедрение электронных ассистентов и цифровых систем.

Отличия от предшествующих поколений

Проектировался аппарат с расчетом не только на Ми-17, но и на модели линейки Ми-8. Хотя у этих семейств немало общего, есть и ряд отличий. Новый же аппарат вобрал наилучшие качества этих представителей летательного комплекса, но и получил немало серьезных дополнений. В частности, это касается несущей платформы. Конструкцию Ми-171А2 также снабдили X-образным рулевым винтом, усовершенствованной втулкой несущего механизма и обновленным Примечательно, что в ряде случаев новые детали выполнены из композиционных материалов, что добавило надежности аппарату.

Конструкционные улучшения не могли не отразиться на эксплуатационных показателях. Например, модель демонстрирует высокие показатели управляемости и тяговитость винта. Есть и заметные изменения в плане автономности, которой обладает новый вертолет. Фото, представленное ниже, демонстрирует базовую версию модели, дальность полета которой составляет 650 км. Однако в новой модификации вертолет позволяет преодолевать расстояния до 800 км.

Основные технические характеристики

Аппарат является представителем среднего класса и рассчитан на многоцелевое использование. Перед конструкторами стояла нелегкая задача сбалансировать такие качества модели, как практичность, эргономичность и функциональность. Во многом эти качества удалось совместить в Ми-171А2 - характеристики машины это подтверждают:

  • Взлетная масса - максимум 13 т.
  • С грузом на внешней подвеске - максимум 13,5 т.
  • Длина салона - 636 см.
  • Ширина кабины - 234 см.
  • Высота аппарата - 180 см.
  • Объем в салоне - 23 м 3 .
  • Вместимость пассажиров - до 24 чел.
  • Летный состав - 1-2 чел.
  • Рабочие температуры - от -50 до 50 °С.

Характеристики силовой установки

Силовая установка является одним из главных достоинств модификации. Комплекс сформирован несколькими серии ВК-2500ПС-03. К слову о внедрении современных технологий - агрегаты обеспечены электронной системой настройки рабочих параметров и контроля, а также устройством ВСУ Safir, которое позволяет осуществлять запуск установки на высоте до 6 км. На взлетном режиме силовой потенциал Ми-171А2 составляет 2400 л. с., а чрезвычайный формат эксплуатации увеличивает мощность до 2700 л. с. Что касается динамических показателей, то скоростной максимум вертолета в обычной программе использования достигает 280 км/ч, а в крейсерском режиме - 260 км/ч.

Особенности вертолета

Вертолет примечателен по многим характеристикам. Разработчики внедрили немало новых систем, работа которых направлена на повышение безопасности, удобства эксплуатации и в целом надежности машины. К основным технико-конструкционным особенностям вертолета Ми-171А2 можно отнести модернизированную несущую платформу и улучшенную трансмиссию. Это позволило добиться возможности решения широкого спектра задач и облегчить мероприятия по обслуживанию. С точки зрения операторов и летного состава в целом, особенно значимо внедрение интегрированного пилотажно-навигационного комплекса. Комфорту и удобству при эксплуатации вертолета способствует и авионика нового поколения. Если же говорить о преимуществе содержания данного вертолета, то оно заключается в сокращении стоимости летного часа.

Эксплуатационные возможности

Машина предназначена для выполнения широкого спектра задач. И доработка конструкции, и оптимизация силовой установки были подчинены нуждам многоцелевой эксплуатации. В итоге новый вертолет может использоваться и в условиях высокогорья, и при воздействии повышенных температур. Благодаря упомянутой пилотажно-навигационной системе оператор может эксплуатировать машину днем и ночью независимо от метеоусловий. Более того, даже полеты над водной поверхностью не представляют серьезной опасности. Стабильная работа навигации вкупе с функциями передового радиоэлектронного оборудования позволяет максимально использовать ресурс вертолета в любых условиях. Кстати, помимо автоматики, расширяются и возможности летного состава. Этому, в частности, способствует необычная реализация «стеклянной» кабины.

Будущие улучшения модели

В данный момент аппарат проходит испытания в полетной лаборатории. Первые несколько опытных образцов конструкторы оставили без изменений, а одна из вариаций модели должна получить новые лопасти рулевого и несущего винтов. Предполагается, что в будущем российские вертолеты этой модификации будут выпускаться в нескольких специализированных версиях. В частности, должна появиться поисково-спасательная, транспортная, противопожарная, пассажирская и медико-эвакуационная версия. В соответствии с направлениями использования, разработчики будут планомерно вносить и конфигурационные изменения. Впрочем, основа модели с большей вероятностью останется прежней, а доработки будут ориентироваться на модернизацию технико-опционального оснащения и расширение состава комплектации.

Перспективы вертолета

Интерес к новому вертолету проявляется с разных сторон. Например, модель способна расширить возможности современного бизнеса, что уже подтверждается представителями российской нефтегазовой отрасли. Как отмечают эксперты, летно-технические способности аппарата дают возможность эффективно выполнять работы в удаленных зонах, при этом реализуя и специализированные задачи. Такими особенностями будут обладать все вертолеты нового поколения, а модификация 171А2 в этом ряду станет одной из первых. По некоторым сведениям, модель может найти применение не только на традиционных для отечественного рынка площадках, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Правда, в ближайших перспективах Улан-Удэнский завод планирует сотрудничество с участниками рынка из стран СНГ.

Заключение

Семейство вертолетов Ми-171 имеет множество модификаций, специальных серий и VIP-исполнений. Большинство из них относятся к узкоспециализированной технике или занимают место эксплуатационного средства в конкретной области. Однако российские вертолеты линейки 171А2 будут иметь принципиальное отличие. Дело в том, что это многоцелевая платформа, ориентированная на средний уровень эксплуатационных запросов. Это самый популярный сегмент в современном вертолетостроении, поэтому конструкторы пытались сделать аппарат максимально надежным, безопасным и в то же время выгодным с практической точки зрения. Даже помимо основных направлений развития этого вертолета, не исключена серьезная переработка базы уже в ближайшее время. Этому будет способствовать и развитие технологического потенциала, и наращивание мощностей предприятия в Улан-Удэ. К этому же стоит добавить и явный интерес к новым разработкам со стороны рынка.

Наш корреспондент Григорий Беденко побывал на базе пограничной авиации, расположенной в посёлке Боралдай под Алматы, где базируются штурмовые вертолёты Ми-171Ш.

Ми-171Ш (штурмовой) - российская экспортная модификация одного из самых массовых серийных боевых вертолётов в мире - Ми-8 АМТШ, разработанного специально для армии и силовых структур. В кодификационных реестрах НАТО вертолёты этого семейства получили название Hip ("Бедро") - очевидно, за характерную скруглённую форму задней части фюзеляжа, напоминающую бедренную мышцу. Данная военная транспортно-штурмовая модификация превращает вертолёт в грозную ударную боевую машину с широкими возможностями применения различных авиационных средств поражения.

Сегодня в Казахстане на вооружении авиакрыла Пограничной службы КНБ стоит шесть таких вертолётов в боевой комплектации и один без боевых систем - он выполняет функции транспортника.

Вертолёты были получены 4 года назад "в масле" с авиазавода в Улан-Удэ. В настоящее время для полётов на них подготовлены 12 экипажей. Лётчики с помощью очков ночного видения могут совершать полёты и применять авиационные средства поражения в тёмное время суток, что весьма немаловажно, когда речь идёт об охране государственной границы. Любопытно, что комплектация казахстанских Ми-171Ш производилась с учётом требований заказчика. Кроме боевых систем на них установлены тепловизоры Spectrolab и система громкоговорящей связи.

Ми-171Ш на стоянке Бурундайской авиабазы

Любопытно, что лётчики нашей пограничной авиации первыми освоили новейшие машины и даже научились использовать их боевое применение в ночных условиях. Министерство обороны получило Ми-171Ш только в конце прошлого года. Кроме того, комплектация бортов для пограничной службы серьёзнее, чем для армейской авиации, и позволяет раскрыть потенциальные возможности вертолёта.

Учения с применением пограничной авиации обычно проводятся в двух местах. Это полигон Военного института сухопутных войск Министерства обороны, который расположен севернее Алматы, и полигон в районе Учарала - в 50 километрах от озера Алаколь.

Первый полигон находится в местности с достаточно высокой плотностью населения. Поэтому некоторые виды боеприпасов заменены на имитаторы: такие, например, как практические авиационные бомбы П-50-75.

Практическая бомба позволяет военным авиаторам работать на тех полигонах, которые не предназначены для применения реальных боеприпасов. Радиус разлёта осколков реальной бомбы, как правило, составляет 250 метров. Данные же авиабомбы позволяют увидеть, куда конкретно они падают, насколько точно прицелился лётчик. Боеприпас полностью разрушается после падения, так как на нем стоит специальный взрыватель с замедлением.

В учебном вылете принимают участие два экипажа Ми-171Ш на двух бортах. Командир ведомого экипажа подполковник Мухамед Унбаев и лётчик-штурман Даурен Бухаров.

Запуск двигателей производится в точно обозначенное время - 9.30.

Любопытная деталь: комплектация Ми-171Ш позволяет устанавливать на специальной турели в хвостовой части машины авиационный пулемёт ПКТ калибра 7,62. Цели можно обстреливать с двух ракурсов.

Ми-171Ш позволяют выполнять любые задачи днём и ночью, в сложных метеоусловиях, - рассказывает заместитель командира эскадрильи Мухамед Унбаев. - Поэтому мы активно используем их при охране государственной границы. Уже есть реальные задержания. Есть реальные достижения наших лётчиков. То, что раньше нам было не под силу ввиду технических особенностей тех вертолётов, которые стояли на вооружении, сейчас делается без особых проблем. Появились новые тактические приёмы в охране государственной границы.

Ведущий вертолёт выруливает на полосу Бурундайской авиабазы. Машину пилотирует командир авиабазы полковник Игорь Кармыков. В этом вылете он инструктор у лётчика-штурмана Эдуарда Казаряна. Сверху открываются красивые виды на весенние пригороды Алматы.

Примерно полчаса мы кружим в специальной зоне ожидания. По сценарию учений работа авиации должна начаться по команде с земли. Наводить вертолёт на цель и применять авиационные средства поражения предстоит лётчику-штурману Даурену Бухарову.

Особенность учений в том, что здесь взаимодействуют подразделения двух силовых ведомств - Военного института Министерства обороны и Академии Пограничной службы КНБ при поддержке пограничной авиации. Командир ведомого борта внимательно следит за соблюдением дистанции. Во время стрельбы это очень важный фактор.

Наконец, в заданное время выходим в район полигона. Он расположен недалеко от юго-западного берега Капчагайского водохранилища. Каждый борт несёт по четыре авиабомбы П-50-75 и по два пулемёта. Бортовой стрелок готовится открыть огонь. Это делается по команде штурмана, так как обстреливаемая цель сзади не видна. Вся операция продолжается буквально считанные минуты.

Нам необходимо было уничтожить автомобильную колонну противника, - рассказывает командир авиационной базы Пограничной службы КНБ РК Игорь Кармыков. - Порядок действий таков: вначале производится подавление ПЗРК (переносной зенитно-ракетный комплекс), затем наносится ракетный удар по колонне. Она обозначается на местности. После этого подходит основная ударная группа, которая наносит бомбово-штурмовой или ракетно-бомбовый удар. Тогда уже поражение происходит с вероятностью до 90%. В реальном бою два вертолёта гарантированно уничтожают то количество техники, которое было представлено на учениях. Сегодня была имитация. Ракетный удар мы изобразили пулемётами, потому что прицельные данные такие же.

- Вообще, сценарий очень похож на действия ВКС России в Сирии.

Да, вы правы. На сегодняшний день мы полностью владеем информацией: кто как воюет, какие средства и вооружение применяет. Внимательно изучаем опыт Воздушно-космических сил России. И применяем его уже с учётом того, что мы имеем. Учитываем самое передовое, самое позитивное, если можно так выразиться.

В последнее время военные учения у нас всё чаще проводятся с целью взаимодействия разных ведомств. С чем это связано?

Особенность нашей страны в том, что все угрозы исходят со стороны границы. Все силовые структуры своевременно и в тесном взаимодействии должны быть готовы отразить подобные атаки. К сегодняшней операции готовились только по картам, а выполнили сходу: своевременно вышли на цель, нанесли ракетно-бомбовый удар, бомбово-штурмовой удар и совершили зачистку района, где находятся вооружённые формирования.

Сейчас в Казахстане идёт активное перевооружение силовых структур по программе ОДКБ. В первую очередь обновляется авиационный парк. Как у вас с этим обстоят дела?

У нас тоже идёт обновление авиационного парка. В конце прошлого года мы получили новые транспортные самолёты Sukhoi Superjet 100 и Ан-74. Также у нас на вооружении стоят вертолёты Ми-171Ш и Ми-8ВМ (высотные модернизированные). Все вертолёты у нас прошли модернизацию, подготовлены к работе с приборами ночного видения. Модернизация проводилась на базе авиаремонтного завода №405 в Алматы.

Ми-171 – советский/российский многоцелевой вертолет, разработанный в ОКБ Миля в конце 1980-хх.

История Ми-171

В 1980-хх годах в СССР возникла потребность в обновлении парка средних вертолетов. Наряду с планом создания полностью нового вертолета (Ми-38) было принято решение провести модернизацию базовой модели , так как обновленную машину можно было получить достаточно быстро.

Серийный выпуск вертолета начался в начале 1991года на Улан-Удэнском авиационном заводе. В 1995 году вертолет получил сертификат типа. В 1997 г. получено дополнение к сертификату на пассажирскую модификацию вертолета. В апреле 2005 г. получен бразильский сертификат, соответствующий требованиям FAR-29.

Конструкция Ми-171

Ми-171 (Ми-8АМТ) повторяет конструкцию вертолета Ми-8МТ. Вертолет в модификации А предназначен для перевозки до 26 пассажиров в комфортных условиях. В грузопассажирском варианте исполнения на вертолете А вместе с пассажирами могут перевозиться грузы массой до 2 тонн.

Вертолет оборудуется туалетом, гардеробом, дополнительным входом в задней части фюзеляжа, отсеком для багажа и ручной клади. Низкий уровень вибрации и шума, удобные кресла, широкие иллюминаторы, кондиционер, наличие информационных и аварийных световых табло, люминесцентного освещения обеспечивают комфортные условия для пассажиров.

Для обеспечения безопасности пассажиров вертолет Ми-171А оборудован тремя аварийными люками, а также несколькими дополнительными аварийными выходами. Для выполнения полетов над водной поверхностью вертолет оборудуется системой аварийного приводнения, комплектуется спасательными жилетами. Транспортная модификация по требованию заказчика может быть оборудована дополнительной правой расширенной дверью, трапом в задней части кабины.

Видео демонстрационного полета Ми-171 на авиасалоне МАКС-2013

Модификации

Ми-8АМТШ (экспортное название - Ми-171Ш) — Военно-транспортный вариант вертолёта Ми-8АМТ (Ми-171), предназначенный для перевозки и высадки до 16 десантников, 12 раненных на носилках или грузов массой до 4 тонн. Вертолет может оснащаться боевыми комплексами для ведения военных действий или спасательным оборудованием.

Ми-8АМТШ-В — Модернизированная версия Ми-8АМТШ с новыми газотурбинными двигателями Климов ВК-2500-03, более мощной вспомогательной силовой установкой ТА-14 и обновлённым комплектом авионики.

Ми-8АМТШ-ВА – модификация для работы в условиях Арктики и Крайнего севера.

Ми-171А1 — модификация вертолёта Ми-8АМТ соответствующая нормам лётной годности США FAR-29. Эксплуатируется бразильской авиакомпанией «Atlas Taxi Aereo». Модифицированы топливные баки, устанавливаются стальные капоты, двухкамерные бустеры, улучшенная противопожарная защита.

Ми-171А2 – наиболее совершенная модификация. Разработан на базе Ми-171А1. Машина имеет усовершенствованную силовую установку и трансмиссию, новую несущую систему, модернизированный комплекс БРЭО, новую систему эксплуатации и обслуживания. Вес полезной нагрузки до 5 тонн, а дальность до 850 км. Первый прототип взлетел в 2014 году.

Эксплуатанты

Десятки вертолетов Ми-17 различных модификаций эксплуатируются военными и гражданскими службами множества стран Европы, Азии и Южной Америки. Ми-171 является одним из основных товаров экспорта Вертолетов России.Россия

Схема вертолета Ми-171

Ми-171Ш

Транспортно-боевой вертолет, предназначенный для решения широкого круга боевых и специальных задач.

История создания

Транспортно-боевой (штурмовой) вертолет Ми-171Ш является экспортной модификацией вертолета Ми-8АМТШ. Создан на Улан-Удэнском авиационном заводе совместно с ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля».

Многоцелевой транспортно-боевой вертолет Ми-171 был разработан с учетом пожеланий покупателей. В связи с установкой на нем новых двигателей, он мощнее своего прототипа Ми-8Т, имеет улучшенные летно-технические характеристики и способен выполнять полеты в сложных метеоусловиях в условиях ограниченной видимости.

Внешне Ми-171 незначительно отличается от своего прототипа. Но двигатели ТВЗ-117ВМ увеличивают высоту полета и грузоподъемность, особенно в условиях высоких температур и разреженного воздуха. Ведутся работы по установке на вертолет нового двигателя ВК-2500. Вспомогательная силовая установка обеспечивает автономность эксплуатации вертолета.

Новое пилотажно-навигационное оборудование с метеолокатором и системой спутниковой навигации обеспечивает полеты по приборам в условиях ограниченной видимости. По желанию Покупателя может быть установлено радиолокационное оборудование западного производства. Вертолет может комплектоваться как задними грузовыми створками, так и рампой с электрогидравлическим приводом.

Вертолет Ми-171 - это многофункциональный вертолет, который может быть переоборудован как пассажирский, грузовой, поисково-спасательный, санитарный, противопожарный, VIP, военно-транспортный.

По конструкторской документации, разработанной для Ми-171Ш возможно оснащение транспортно-десантных вертолетов Ми-17/171 комплексом высокоточного вооружения.

Назначение

Вертолет Ми-171Ш предназначен для эффективного поражения бронированных наземных и надводных малоразмерных подвижных и неподвижных, в том числе и воздушных, целей при выполнении широкого круга боевых и специальных (десантные, транспортные, санитарные) задач.

Особенности

Вертолет Ми-171Ш относится к новому поколению боевых вертолетов и воплотил в себе все положительные стороны своего прототипа - военно-транспортного вертолета Ми-17.

Для выполнения боевых задач вертолет оснащен системой ракетного и стрелково-пушечного вооружения, комплексом средств защиты, десантно-транспортным, санитарным радиоэлектронным и приборным оборудованием. Последнее позволяет использовать его днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях в различных климатических зонах.

Переобор

удование вертолета Ми-8АМТШ из боевого в транспортно-десантно или санитарный варианты не требует много времени и может быть произведено непосредственно при подготовке вертолета к полету на выполнение соответствующего задания.

В транспортно-десантном варианте на вертолете возможна перевозка до 26 десантников или различных грузов массой до 4000 кг (внутри кабины и на внешней подвеске), в санитарном – до 12 раненых на носилках при одном сопровождающем медработнике. Вертолет оборудован лебедкой ЛПГ-150 со стрелой для подъема и спуска людей и грузов, а также устройством СУ-Р для быстрого спуска людей с вертолета в режиме висения в воздухе.

Повышение боевой живучести вертолета обеспечивается экранно-выхлопными устройствами ЭВУ, автоматом сброса отражателей АСО-2В, комплектом съемных бронеплит, установкой протектированных подвесных топливных баков и дополнительных баков с пенополиуритановым заполнителем.

Кроме того, на вертолеты Ми-8АМТ или Ми-8АМТШ могут быть установлены постановщик помех Л-166В1АЭ, метеорадиолокационная станция, аппаратура спутниковой навигации, очки ночного видения ГЕО-ОНВ-1 и ИК-аппаратура переднего обзора типа FLIR, система аварийного приводнения и различные другие типы оборудования российского или зарубежного производства.

По желанию заказчика на вертолете устанавливается правая сдвижная расширенная дверь размером 1405х1250 мм. Вместо грузовых створок может быть установлена рампа-аппарель с электрогидравлическим приводом.

Экипаж вертолета три человека. Командир (левый летчик) осуществляет пилотирование вертолета, прицеливание и применение неуправляемого вооружения, выполнение режима «встреливания» при пусках управляемых ракет; второй летчик – помогает командиру в пилотировании вертолета, выполняет функции штурмана и оператора комплекса «Штурм-В» при поиске целей, пуске и наведении управляемых ракет; бортовой техник - штатные функции, а также функции стрелка носовой и кормовой пулеметных установок.

Вооружение

В состав вооружения вертолета Ми-171 (Ми-8АМТШ) входят: противотанковый комплекс «Штурм-В» с управляемыми ракетами 9М120 или 9М114 (до 8 шт.); блоки Б8В20-А (до 4 шт.) с неуправляемыми ракетами типа С-8; унифицированные пушечные контейнеры УПК-23-250 (2 шт.) с пушкой ГШ-23Л; подвижные пулеметы ПКТ калибра 7,62 мм в носовой и кормовой установках; оружие десантников, устанавливаемое на шести шкворневых установках в боковых окнах и проеме входной двери.

Подвеска авиационного вооружения может осуществляться на четырех или шести балочных держателях БД3-57КрВМ по бокам фюзеляжа.

Комплекс высокоточного управляемого ракетного вооружения «Штурм-В» позволяет эффективно поражать бронетехнику (в том числе с динамической защитой), малоскоростные воздушные цели, укрепленные пункты и живую силу противника. Рассматривается возможность использования на вертолете комплекса управляемого ракетного вооружения «Игла-В» класса «воздух-воздух».

По желанию заказчика, имеющего транспортно-пассажирские вертолеты типа Ми-8АМТ, они могут быть переоборудованы в военно-транспортный Ми-171Ш (Ми-8АМТШ). Переоборудование возможно в полном объеме или выборочное. Например, без оснащения их комплексом «Штурм-В», но с установкой неуправляемого ракетного и стрелково-пушечного вооружения, а также средств защиты.

Основные летно-технические характеристики

Макс. скорость, км/ч

Крейсерская скорость, км/ч

Статический потолок, м

3980

Динамический потолок, м

6000

Дальность, км

Двигатель (кол-во, тип, марка)

2хТВ3-117ВМ

Взлетная мощность, л.с.

2х2100

Номинальная мощность, л.с.

2х1700

Максимальная взлетная масса, кг

13000

Нормальная взлетная масса, кг

11100

3000

4000

4000

Экипаж

Число десантников

Впервые вертолет Ми-171 был продемонстрирован на авиасалоне в Фарнборо в 1992 г. и вызвал большой интерес специалистов. В сентябре 1996 г. в Фарнборо впервые был продемонстрирован боевой вариант вертолета, Ми-171Ш, интерес к которому проявил ряд стран Юго-Восточной Азии и Северной Африки. В настоящее время вертолеты типа Ми-171 эксплуатируются в странах Европы, Азии, Южной Америки, Африки.