Каким бюджетникам повысят зарплату с 1 мая. Что входит в зарплату


С 1 мая 2016 года нас ждут новые размеры минимальной зарплаты (далее - МЗП) и прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица (далее - ПМТЛ). Их размеры одинаковые - 1450 грн., и продержатся они 7 месяцев - с мая по ноябрь.

В среднем оклады увеличились на 6,5 %. Размер новых окладов по ЕТС вы найдете на с. 16 этого номера.

1 тарифный разряд: 1378 грн. + 1378 грн. х 10 % = 1516 грн.;

2 тарифный разряд: 1383 грн. + 1383 грн. х 10 % = 1521 грн.;

3 тарифный разряд: 1393 грн. + 1393 грн. х 10 % = 1532 грн.;

4 тарифный разряд: 1403 грн. + 1403 грн. х 10 % = 1543 грн.

Подробности такого увеличения окладов для работников 1 - 4 тарифных разрядов вы найдете в комментарии специалиста Минсоцполитики на с. 17 этого номера.

Для остальных работников должностные оклады рассчитаны по представленной выше формуле («базовый» должностной оклад х тарифный коэффициент).

Отметим, что повышение должностных окладов должно быть проведено в пределах расходов на оплату труда, предусмотренных Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» от 25.12.2015 г. № 928-VIII и утвержденных в сметах бюджетных учреждений.

Не правда ли, до боли похожая ситуация с «обнулением» индексации, которую тоже проводили вместе с увеличением должностного оклада и в рамках утвержденных смет. По сути, получается, что должностной оклад повысили, но в связи с тем, что нужно «втиснуться» в рамки существующего фонда оплаты труда, утвержденного в смете, другие зарплатные выплаты придется уменьшить (например, премии и надбавки).

10-процентное повышение минимального должностного оклада отдельным категориям

Кабмин вспомнил о работниках некоторых бюджетных учреждений, чьи оклады в штатном расписании по состоянию на 30 апреля 2016 года установлены в размере МЗП . Для них с 1 мая 2016 года должностные оклады повышаются на 10 % . Соответствующие изменения (дополнения) внесены постановлением № 288 в п. 1 постановления № 939 и в п. 1 постановления № 1013 . Каких учреждений это коснется, вы можете узнать из консультации специалиста Минсоцполитики на с. 17 этого номера.

Госслужба с повышением, ОМС - без

Госслужащие . С 1 мая 2016 года стартует Закон № 889 . Согласно ему произойдет реформирование госслужбы, в том числе оплаты труда госслужащих*.

* Временная нетрудоспособность, отпуск в связи с беременностью и родами, отпуск для ухода за ребенком до 3 (6) лет, отпуск без сохранения зарплаты.

И работников госорганов, и бухгалтеров в первую очередь волнуют вопросы оплаты труда. Новая нормативная база о госслужбе предполагает установление зарплаты отдельно для госслужащих и отдельно - для работников госорганов, которые выполняют функции по обслуживанию . Под указанный Закон уже принято соответствующее постановление КМУ, определяющее должностные оклады государственных служащих, - постановление № 292 (см. с. 3 этого номера) . Другими словами, для госслужащих должностной оклад с 1 мая 2016 года будет определяться по новым правилам и по новым размерам.

Схема должностных окладов на должностях госслужащих утверждена в приложении 1 к постановлению № 292 . Согласно этому приложению наименьший размер должностного оклада установлен для специалиста госоргана (9 группа оплаты труда), расположенного на территории одного или нескольких районов, городов областного значения, и составляет 1723 грн. То есть у таких работников должностной оклад останется на уровне декабря 2015 года.

Что касается работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию такого органа, то схема их должностных окладов с учетом юрисдикции госорганов представлена в приложении 1 к постановлению КМУ от 06.04.2016 г. № 268 (см. с. 14 этого номера) . В нем также размеры окладов работников колеблются от 1723 грн. до 3620 грн. А значит, кому-то из работников, обслуживающих госорганы, повезет, и его оклад повысится по сравнению с декабрем 2015 года, а у кого-то останется на том же уровне.

Должностные лица ОМС. Что касается окладов должностных лиц органов местного самоуправления, то, в первую очередь, отметим, что согласно п. 11 ст. 3 Закона № 889 его действие не распространяется на должностных лиц местного самоуправления, а также служащих, работающих в этих органах. Это значит, что оклады должностных лиц органов местного самоуправления и служащих остаются на прежнем уровне и с 1 мая 2016 года не меняются .

Напомним, что оклады должностных лиц органов местного самоуправления определяются органом местного самоуправления по схемам должностных окладов, приведенных в приложении 54 к постановлению 268, а служащих - в приложении 55 . По состоянию на сегодняшний день должностные оклады, прописанные в данных приложениях, повышались несколько раз: на 45 % (с 1 февраля 2008 года) и на 25 % (с 1 декабря 2015 года). Исключение составляют должностные оклады работников, приведенные в приложении 54, - их с 1 декабря 2015 года должны были увеличить на 45 %, на 50 % и на 25 %. При этом декабрьскому 25-процентному повышению подлежали должностные оклады, установленные в штатном расписании с учетом постановления КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов, финансируемых из бюджета» от 20.05.2009 г. № 482 , т. е. дотянутые до «минималки».

Важно! Для тех работников, у которых должностные оклады на 30.11.2015 г. были установлены в штатном расписании на уровне минимальной зарплаты (1378 грн.), должностной оклад с 1 декабря 2015 года составил 1723 грн. (1378 грн. x 1,25).

Таким образом, с 1 мая 2016 года оклады должностных лиц органов местного самоуправления, а также служащих, работающих в этих органах, остаются на уровне декабря 2015 года .

Индексация зарплаты . Поскольку с 1 мая 2016 года повышены должностные оклады, то этот месяц становится базовым для всех работников, оплата труда которых определяется по ЕТС. Согласно п. 5 Порядка № 1078 в месяце повышения оклада (тарифной ставки) значение индекса потребительских цен (далее - ИПЦ) принимают за 1 или 100 %, а исчисление прироста ИПЦ осуществляют с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло повышение оклада (тарифной ставки). Другими словами, май 2016 года становится базовым, а рассчитывать прирост ИПЦ начнем с июня 2016 года. Можно сказать, что на индексацию зарплаты бюджетники могут даже не надеяться как минимум три месяца, а учитывая нынешнюю тенденцию уровня инфляции, этот срок может быть продлен еще на несколько месяцев.

Для тех работников, у кого в мае не повысились должностные оклады, т. е. они остались на уровне декабря 2015 года, базовым месяцем остается декабрь 2015 года (например, должностные лица ОМС). Однако учитывая, что прирост ИПЦ нарастающим итогом не превысил порог индексации, право на индексацию зарплаты в мае 2016 года еще не наступило. Поэтому для них продолжают дальнейший расчет прироста ИПЦ нарастающим итогом начиная с января 2016 года до тех пор, пока он не превысит порог в 103 %.

Корректировка средней зарплаты для расчета отпускных . Согласно п. 10 Порядка № 100 в случае увеличения должностных окладов (ставок) предусмотрена корректировка сумм выплат, исчисляемых исходя из средней заработной платы. Такая корректировка средней зарплаты проводится при исчислении:

Отпускных (компенсации за неиспользованный отпуск);

Выплат, рассчитанных из двухмесячного периода (оплата за период командировки по среднедневной зарплате, материальная помощь на оздоровление в размере средней зарплаты, выходное пособие, оплата за период прохождения курсов повышения квалификации и т. д.).

Это означает, что при повышении должностных окладов, как в расчетном периоде, так и в периоде, на протяжении которого за работником сохраняется средний заработок, зарплата, включая премии и другие выплаты, которые учитываются при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируется на коэффициент их повышения ( абз. 1 п. 10 Порядка № 100 ).

Исходя из откорректированной таким образом заработной платы в расчетном периоде, определяется среднедневной (часовой) заработок. Если повышение тарифных ставок и окладов состоялось в периоде, в течение которого за работником сохранялся средний заработок , по этому заработку осуществляются начисления только в части, касающейся дней сохранения средней заработной платы со дня повышения тарифных ставок (окладов) ( абз. 2 п. 10 Порядка № 100 ). То есть корректировке подлежит только средний заработок в части дней после повышения должностного оклада.

Коэффициент повышения рассчитывают путем деления оклада (тарифной ставки), установленного после повышения, на оклад (тарифную ставку) до повышения. Для каждого работника необходимо рассчитывать свои коэффициенты корректировки .

Важно! Бюджетные учреждения обязаны соблюдать требования п. 10 Порядка № 100 . Непроведение корректировки заработной платы является нарушением законодательства об оплате труда.

Поскольку с 1 мая 2016 года произошло увеличение окладов работников бюджетных организаций, должностные оклады которых определяются на основе ЕТС, такая корректировка средней зарплаты для них особенно актуальна.

Для того чтобы облегчить работу бухгалтера, связанную с необходимостью проведения корректировки средней зарплаты для расчета отпускных работников с оплатой труда по ЕТС, мы подготовили специальную таблицу (см. с. 26 этого номера). В ней приведены уже рассчитанные коэффициенты корректировки средней зарплаты при исчислении отпускных, начисляемых за период с мая по ноябрь 2016 года.

Отдельно несколько слов скажем о расчете отпускных для госслужащих после 1 мая 2016 года. Дело в том, что в п. 2 Порядка № 100 , в частности в абз. 7 и 8 , установлены особые положения по расчету отпускных для госслужащих. Так, в случае изменения структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работников органов государственной власти и органов местного самоуправления согласно актам законодательства период до изменений структуры заработной платы исключается из расчетного периода.

В случае когда изменение структуры зарплаты с одновременным повышением должностных окладов работников органов государственной власти и органов местного самоуправления произошло в период, на протяжении которого за работниками сохраняется средняя зарплата, а также когда зарплата в расчетном периоде не сохраняется, исчисление средней зарплаты производится с учетом выплат, предусмотренных работнику согласно условиям оплаты труда, установленным после повышения должностных окладов.

Понятие «изменение структуры заработной платы» Минтруда рассмотрело в письме от 07.09.2009 г. № 538/13/84-09 . В нем специалисты ведомства разъяснили, что зарплата согласно действующему законодательству состоит из основной зарплаты, дополнительной зарплаты и других поощрительных и компенсационных выплат. Все эти элементы заработной платы имеют определенный удельный вес в общей сумме зарплаты. Если происходит изменение (увеличение, уменьшение) удельного веса составляющих зарплаты путем отмены определенных выплат, что приводит к увеличению удельного веса окладов, или увеличению части основной заработной платы (окладов) и уменьшению части других выплат, то происходит изменение структуры заработной платы.

По нашему мнению, с 1 мая 2016 года произойдет изменение структуры заработной платы госслужащих. Следовательно, при расчете средней зарплаты согласно Порядку № 100 следует руководствоваться нормами абз. 7 и 8 п. 2 этого Порядка . Однако для разъяснения практического применения данных положений в условиях реформирования оплаты труда госслужащих с 1 мая 2016 года мы обратились к специалистам Минсоцполитики. Поэтому в одном из ближайших номеров мы обязательно вернемся к этому вопросу.

Больничные после повышения окладов и минзарплаты. При исчислении средней зарплаты для оплаты периода временной нетрудоспособности или отпуска в связи с беременностью и родами руководствуйтесь Порядком № 1266 . В целом повышение должностных окладов не скажется на расчете «больничной» средней зарплаты. Так, зарплату, начисленную в расчетном периоде, до 1 мая 2016 года не корректируют на коэффициент повышения должностных окладов (ставок), как это осуществляют при расчете средней зарплаты по Порядку № 100 . Дело в том, что такая корректировка не предусмотрена Порядком № 1266 . Поэтому при повышении окладов перерасчет начисленных и выплаченных больничных/декретных не проводят. Даже в том случае, если в мае 2016 года бухгалтеры по каким-либо причинам начислят зарплату работникам в старом размере, а позже осуществят ее перерасчет и доначислят определенную сумму работнику, никаких «перебросок» доначисленных сумм зарплаты к месяцам, за которые они начислены, не делайте. Все корректировки будут включены в тот месяц расчетного периода, в котором произошло доначисление. Именно так предлагает поступать Минсоцполитики (см. п. 6 разд. ІІІ Примеров исчисления средней заработной платы (дохода) по видам общеобязательного государственного социального страхования, утвержденных приказом Минсоцполитики от 21.10.2015 г. № 102 2).

Но в некоторых случаях придется использовать повышенный с 1 мая 2016 года должностной оклад. Так, п. 28 Порядка № 1266 предусмотрено: если страховой случай наступил в первый рабочий день или в расчетном периоде нет данных по уважительным причинам*, пособие рассчитывают исходя из должностного оклада или его части. Поэтому, если в мае 2016 года работник был принят на работу и в первый рабочий день заболел, то средняя зарплата для оплаты больничного будет рассчитываться уже из нового оклада, размер которого установлен с 1 мая 2016 года. Или если в расчетном периоде перед наступлением страхового случая не будет данных для расчета по уважительным причинам, то среднюю «больничную» зарплату надо будет рассчитывать исходя из нового должностного оклада.

Также при расчете средней зарплаты для оплаты периода временной нетрудоспособности или отпуска в связи с беременностью и родами с учетом ограничений, предусмотренных п. 4 ст. 19 Закона № 1105 , может быть использован новый размер МЗП, установленный законодательством (1450 грн.).

Напомним, что если на протяжении 12 месяцев перед наступлением страхового случая страховой стаж работника оказался меньше 6 месяцев, то сумму пособия определяют исходя из начисленной зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, но в расчете на месяц:

Не выше МЗП, установленного законом в месяце наступления страхового случая, - для оплаты больничных;

Не выше двукратного размера МЗП и не меньше размера МЗП, установленного законом в месяце наступления отпуска в связи с беременностью и родами, - для оплаты декретных.

То есть, в случае, когда болезнь или «декретный» отпуск наступили с мая 2016 года и страховой стаж работника за последний год перед наступлением страхового случая оказался меньше 6 месяцев, для выполнения требования п. 4 ст. 19 Закона № 1105 и сравнения фактически рассчитанной средней зарплаты со средней зарплатой, исчисленной исходя из МЗП, будет применяться новый размер МЗП - 1450 грн.

Матпомощь на оздоровление . Как правило, при уходе в ежегодный отпуск работникам бюджетной сферы предоставляют материальную помощь на оздоровление. Для некоторых работников такая помощь является обязательной, поскольку ее предоставление предусмотрено законодательством.

Например, матпомощь на оздоровление в размере месячного должностного оклада является обязательной для медицинских и фармацевтических, педагогических и научно-педагогических работников, работников библиотек. Поскольку с мая повысились должностные оклады, то и обязательная матпомощь на оздоровление при предоставлении ее к отпуску таким работникам начиная с 1 мая 2016 года будет выплачиваться в размере такого увеличенного оклада.

Учтите: если материальная помощь является обязательной (гарантированной) выплатой и «привязана» к ежегодному отпуску, ее размер определяют на дату ухода в отпуск. Поэтому, если работнику предоставляют ежегодный отпуск начиная с мая 2016 года, с выплатой обязательной материальной помощи на оздоровление в размере оклада, то размер такой матпомощи определяйте исходя из должностного оклада, установленного с 1 мая 2016 года.

Итак, с 1 мая 2016 года у большинства работников бюджетной сферы будут повышены должностные оклады. Поэтому бухгалтерам придется работать как пчелкам: привести штатные расписания в соответствие с нормативно-законодательными актами, начислить зарплату за май уже с учетом новых окладов, учесть повышение при расчете средней зарплаты, пересмотреть базовые месяцы для индексации зарплаты. А если у вас возникнут вопросы, не опускайте руки - мы всегда готовы прийти к вам на помощь и ответить на них!

Нормативные документы

Закон об оплате труда - Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Закон № 889 - Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII.

Закон № 3723 - Закон Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ.

Закон № 1105 - Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Постановление № 288 - постановление КМУ «О повышении оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы и внесении изменений в некоторые постановления КМУ» от 06.04.2016 г. № 288.

Постановление № 1298 - постановление КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298.

Постановление № 939 - постановление КМУ «Вопросы оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций бюджетной сферы» от 25.10.2008 г. № 939.

Постановление № 1013 - постановление КМУ «Об упорядочении структуры заработной платы, особенностях проведения индексации и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты» от 09.12.2015 г. № 1013.

Постановление № 292 - постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда государственных служащих в 2016 году» от 06.04.2016 г. № 292.

Постановление № 268 - постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и прочих органов» от 09.03.2006 г. № 268.

Порядок № 100 - Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Порядок № 1078 - Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

Порядок № 1266 - Порядок исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266.

Приказ № 77 - приказ Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77.

Условия № 308/519 - Условия оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденных совместным приказом Минтруда и Минздрава от 05.10.2005 г. № 308/519.

Кого касается повышение зарплаты с 1 мая 2018 года? Вырастут ли пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам? Какое повышение зарплат по регионам?

Повышение зарплат с мая 2018 года на 18%:

список профессий и должностей,

у кого поднимутся зарплаты

В последнее время в интернете появилось слишком много разговоров о том, что с 1 мая 2018 года повысят зарплаты бюджетникам, учителям, врачам, военнослужащим, сотрудникам полиции. Это не совсем верное утверждение, однако, частично это правда.

Дело в том, что с 1 мая 2018 года действительно произойдёт индексация заработных плат на 18% для приведения их в соответствие с новым размером МРОТ. Но так как не у всех работников жалование привязано к МРОТ, то не всем стоит радоваться по поводу его индексации.

В первую очередь повышение МРОТ касается тех работников, кто получает зарплату ниже минимального размера оплаты труда.

Благодаря увеличению МРОТ зарплаты поднимутся у 3 миллионов граждан, в том числе более половины из которых – работники бюджетной сферы. Во многих бюджетных организациях оклад работника 1-го разряда привязан к величине МРОТ. Поэтому таким работникам в любом случае можно порадоваться – их ждёт существенное повышение денежного довольствия.

Кому поднимут зарплату с 1 мая 2018 года

Важно знать, кто почувствует повышение МРОТ в России. По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, самый существенный рост зарплат с 1 мая 2018 года будет в тех сферах, где больше всего низкооплачиваемых работников. При этом называется сфера образования, где доля сотрудников, получающих зарплату ниже прожиточного минимума, по данным Росстата на 2017 год, равна 18%.

  • Низкооплачиваемые профессии в образовании;
  • Штатные медицинские сотрудники;
  • Продавцы и работники торговли;
  • Персонал сферы услуг.

Всем, кто работает в ООО или ИП с 1 мая 2018 года работодатели должны повысить оплату, если она окажется ниже МРОТ, так как такую заработную плату в РФ платить работникам запрещено законом и штраф для такого работодателя может быть около 50 тысяч рублей.

Также вырастут пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Повышение зарплат по регионам с 1 мая 2018 года

Самое интересное, что закон о повышении МРОТ с 1 мая 2018 года касается всех регионов по разному. В некоторых субъектах устанавливаются свои собственные региональные «минималки».

Главная особенность регионального МРОТ – если его размер превышает уровень федерального минимального размера оплаты труда, то все работодатели в этом регионе обязаны платить своим подчиненным заработную плату не ниже этого регионального уровня.

Таблица 1. Регионы с повышенным региональным МРОТ

В остальных регионах МРОТ будет равен федеральному и составит 11 163 рублей. Следовательно, ждать самого серьезного повышения зарплат следует жителям столичного региона, Петербурга, Тульской области и Дальневосточного региона. Но и там, где МРОТ остался на федеральном уровне, индексация заработных плат должна пройти, ведь ниже «минималки» платить нельзя.

Заключение

Таким образом, с 1 мая 2018 года федеральный МРОТ составит 11 163 руб. Это на 1674 руб. или 18% больше действующего значения – 9489 руб. Платить зарплату меньше 11 163 руб. сотрудникам, которую месячную норму, с мая нельзя.

Если компания платит зарплату ниже МРОТ, ее могут оштрафовать. Размер штрафа – до 50 000 руб. (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ).

Кроме того, низкая зарплата повышает риск, что в компанию придут трудовые инспекторы с внеплановой проверкой или налоговики вызовут на зарплатную комиссию.

Повышение зарплаты бюджетникам с 1 января 2019 года коснется каждого сотрудника, работающего на благо государства, но величина надбавки будет напрямую зависеть от сферы осуществления трудовой функции. Обусловленный метод стимулирования, в первую очередь, затронет тех, кто попадает под «майские» указы президента. Представители сферы образования, медицины, науки, культуры получат самый большой процент надбавки.

По общей практике, к числу бюджетников принято относить всех трудящихся граждан, чьим работодателем выступает государство. По факту указанный контингент имеет внутренний регламент разделения на категории, принадлежность к одной из которых определяет порядок начисления заработной платы. В частности, несколько иной алгоритм назначения государственного довольствия, нежели чем у основного числа бюджетников, отмечается у работников силовых структур, ведомств и государственных служащих.

  1. Социальная;
  2. Медицинская;
  3. Образовательная;
  4. Культурная;
  5. Научная.

В 2018 году президентом России были подписаны «майские» указы, определяющие концепцию по улучшению уровня медицины, образования, культуры. Именно этот нормативный акт послужил основанием для повышения зарплаты вышеназванным работникам.

Денежное вознаграждение за труд, которым довольствуются бюджетники, всегда оставалось ниже среднего уровня заработных плат в регионе. В связи с чем на период с 2012-2017 года была запущена программа совершенствования оплаты их труда, цель которой - увеличить доходы представителей бюджетной сферы до уровня 100% от средней зарплаты россиян, в некоторых случаях и до 200%.

Величина МРОТ и усредненные показатели доходов в России росли несоразмерно запланированным для бюджетников прибавкам к зарплатам, поэтому в конце 2017-начале 2018 года стало понятно, что итоговый результат не достигает установленных планов. Обусловленное обстоятельство привело к продлению программы совершенствования оплаты труда бюджетников не только в 2018-2019, но и 2020, 2021 включительно.

Документ, закрепляющий положения о повышении заработной платы бюджетникам, имеет под собой весьма серьезные намерения, поскольку ожидаемые по прибавкам издержки заложены в смету казны.

В отношении представителей бюджетной сферы, которых затрагивают «майские» новеллы будут применены следующие доли прибавки (из расчета оплаты труда за предшествующий отчетный период):

  • 6% - в следующем (2019) году;
  • 5,4% - 2020 год;
  • 6,6% - 2021 год.

Более низкий процентный показатель (4,3%) будет применен к:

  1. Военнослужащим;
  2. Судьям;
  3. Депутатам.

Региональные власти уже успели принять инициативу в повышении доходов представителей бюджетной сферы. Так, на Сахалине обещана прибавка в 20%, в Московской области - до 15%.

Не стоит забывать и о том, что в начала 2019 года поднимется МРОТ, что благоприятно скажется на величине региональных заработков, к которым привязана программа совершенствования оплаты труда представителей бюджетной сферы. А особенно это порадует работников с низкими окладами.

После длительного сокращения штат бюджетников во всех сферах значительно уменьшился. Чтобы несколько восстановить положение и поддержать правильное отношение к работе, увеличение заработной платы начнется сразу с наступлением первого дня нового года.

Действующий президент Российской Федерации инициировал в феврале 2018 года законопроект, который направлен на уравнение МРОТ и прожиточного минимума. Данный законопроект заключает в себе увеличение заработной платы с 1 мая 2018 года для большого количества граждан, у которых оклад напрямую связан с уровнем минимального размера зарплаты.

Заработная плата бюджетников в какой-то степени имеет влияние на доход коммерческих организаций, по этой причине многие руководители задаются вопросом: будет ли повышение зарплаты бюджетникам с 1 мая 2018 года? Ведь на основании данного повышения они имеют возможность провести индексацию и в своей организации.

Еще в начале текущего года государство выделило почти 15 миллионов рублей на процедуру повышения оплаты труда некоторым категория граждан Российской Федерации.

Кто такие бюджетники

Давайте сперва разберемся, кто такие бюджетники. Бюджетниками принято считать граждан, которые получают свою зарплату из бюджета государства, а именно:

  • депутаты;
  • сотрудники силовых ведомств;
  • работники государственных учреждений;
  • врачи;
  • учителя и так далее.

Однако законодательство все же разделяет их на две категории:

  1. госслужащие (лица, которые работают в государственных организациях либо учреждениях);
  2. сотрудники, которые относятся к бюджетной сфере (врачи, школьные учителя, воспитатели в детсадах и так далее).

Финансирование у этих категорий также разное. Как всем понятно, у госслужащих оно на порядок выше. Начисление зарплаты чиновников регулируется иными правилами, поэтому мы поговорим о так называемых «других бюджетниках».

Другие бюджетники

По некоторым подсчетам, в Российской Федерации насчитывается более 30 миллионов работников бюджетной сферы, а это почти третья часть от всего населения РФ трудоспособного возраста. Половина же от этой цифры бюджетников не являются госслужащими и относятся к категории «других бюджетников». А именно:

Как мы уже говорили выше, оклад им начисляется из бюджета страны (федерального или регионального). Система, которая регулирует начисление зарплаты данным категориям граждан, включает в себя также и премии, бонусы.

Средний оклад у бюджетников:

  • Сотрудники научных учреждений – от 35 до 37 000 руб.;
  • Социальные работники – примерно 25 000 руб.;
  • Медицинские работники младшей категории – 13-14 000 руб.;
  • Медицинские работники средней категории – около 23 000 руб.;
  • Медицинские работники высшей категории – около 40 000 руб.;
  • Сотрудники образовательных учреждений – около 30 000 руб.;
  • Сотрудники высших образовательных учреждений – около 36 000 руб.;
  • Работники детских садов – около 22 000 руб.;
  • Работники культурных учреждений – 13-14 000 руб.

Хочется отметить, что повышение зарплаты бюджетникам является частью программы нынешнего главы государства перед выборами президента РФ в 2012 году. После победы на выборах он издал одиннадцать указов для бюджетников, которые коснулись данного вопроса. Еще 6 лет назад президент дал надежду учителям на повышение их оклада в 2018 году.

Каким будет повышение оклада бюджетникам с 1 мая 2018 года

1. Первых коснется повышение работников высших образовательных учреждений и медицинских работников высшей категории. Их оклад будет равняться двум средним заработным платам в их регионе.

2. Медицинские работники младшей категории, а также социальные работники будут иметь зарплату на уровне средней зарплаты, установленной в их регионе.

Важный момент: зарплата с мая 2018 года - как она изменится и кому можно рассчитывать на зарплатную прибавку? Все о повышении зарплаты с мая 2018 вы найдете в этой статье.

Кому ожидать зарплатного повышения с мая 2018 года

Зарплатные доходы являются для большинства людей основным источником покрытия расходов на оплату продуктов питания, услуг ЖКХ, предметы первой необходимости и др. А рост цен мы наблюдаем постоянно. При этом наш реальный доход с такой же скоростью снижается, если работодатели регулярно не индексируют зарплату. К сожалению, об этой обязанности они нередко забывают, нарушая ст. 134 ТК РФ.

Именно индексация, по мнению законодателей, позволяет поддерживать на должном уровне реальную зарплату работников и дает возможность приобретать за свои заработанные средства определенный объем товаров и услуг.

С экранов телевизора, в сети Интернет и из иных источников информации мы постоянно слышим о грядущих повышениях зарплат с 1 мая 2018 года. Его ожидают практически все работающие лица: и бюджетники, и сотрудники коммерческих организаций. Всех волнует вопрос - кому повысят зарплату с 1 мая 2018 года и какая зарплата будет с 1 мая 2018 года?

В коммерческих компаниях вопрос о повышении зарплат решается по-разному: кто-то прописывает в своих внутренних НПА ежегодную (или с иной периодичностью) индексацию заработной платы, кто-то повышает зарплату исходя из финансовых возможностей компании, остальных (нерадивых) работодателей вообще не волнует этот вопрос.

Поэтому для них с мая 2018 года зарплаты вырастут на 18%, 20%, 35 % или в любом другом размере (по усмотрению работодателей и собственников коммерческих компаний) только в случае, если:

  • ежегодное повышение зарплаты в данной компании происходит обычно в мае;
  • зарплаты в компании не повышали давно, и во избежание недовольства сотрудников (учитывая шумиху в СМИ по поводу повышения зарплат) руководство компании примет соответствующее решение.

Читайте также Льгота есть, а налог на имущество физлиц меньше не стал: почему?

Таким образом, безусловного роста зарплаты с 1 мая 2018 года абсолютно всем сотрудникам коммерческих фирм ожидать не приходится. Хотя, по мнению Конституционного суда РФ (определение от 19.11.2015 № 2618-О), работодатели не вправе уклоняться от ежегодной индексации.

А вот о том, кому поднимут зарплату с мая 2018 года в обязательном порядке, расскажем далее.

Майские зарплатные прибавки бюджетникам

Безусловно не останутся с прежними зарплатами бюджетники. Ответ на вопрос «повысят ли зарплату с мая 2018 года бюджетникам?» содержится в законодательстве - об индексации зарплаты с мая 2018 года этой категории служащих сказано в Распоряжении Правительства РФ от 06.12.2017 № 2716-р и иных НПА.

Увеличения зарплаты с мая 2018 года на 4% оплаты труда за счет средств федерального бюджета могут ожидать работники федеральных:

  • учреждений (казенных, бюджетных и автономных);
  • госорганов.
  • воинских частей;
  • учреждений исполнительной системы.

А будет ли повышение зарплаты с мая 2018 года у остальных, не указанных в распоряжении № 2716-р и других «майских» указах, категорий бюджетников? И снова ответ положительный - они также не останутся без внимания. Их зарплату обещал проиндексировать президент (указ Президента РФ от 12.12.2017 № 594).

Как изменится минимальная зарплата с 1 мая?

Зачастую зарплата зависит от МРОТ - минимального размера оплаты труда. Заработок в размере ниже МРОТ (если работник полностью отработал месячную норму времени) запрещен трудовым законодательством. Поэтому вопрос о том, какая будет минимальная зарплата с мая 2018 года, не менее актуален, чем вопросы о повышении и индексации зарплаты.

Чтобы узнать, сколько будет минимальная зарплата с мая 2018 года, обратимся к другому федеральному НПА - по закону от 07.03.2018 № 41-ФЗ с мая 2018 года МРОТ составит 11 163 руб.