От каких проверок освободили малый бизнес. Бизнес под колпаком Внеплановые проверки малого бизнеса в году


Но в его эффективности бизнес не уверен - при запрете плановых проверок стало больше внеплановых

Малый бизнес и самозанятые смогут еще два года работать без плановых проверок - во вторник президент Владимир Путин предложил продлить мораторий. Срок действия нынешнего моратория истекает в декабре 2018 г.

Есть сферы, где нужен постоянный и даже более жесткий контроль, объяснил Путин: это касается компаний с высоким профилем риска, деятельность которых напрямую затрагивает жизнь и безопасность людей, а также предприятий, которые работают в специфических сферах - например, таких, как оборот драгметаллов и камней. "Для всех остальных малых компаний, для самозанятых граждан предлагаю продлить надзорные каникулы еще на два года", - сказал он.

790 требований к предприятиям общественного питания предъявляют Роспотребнадзор, Федеральное медико-биологическое агентство, Роструд и МЧС, указано в докладе Бориса Титова "Книга жалоб и предложений российского бизнеса". Только 190 из них - от Роспотребнадзора. Для сравнения: в Казахстане - 38 требований, в США - 78

Надзорные каникулы для малого бизнеса введены с 2016 г., они предусматривают приостановку плановых проверок. Но мораторий не решил проблему административного давления на бизнес, указывал член московского отделения "Опоры России" Дмитрий Несветов: с запретом на плановые проверки возросло количество внеплановых. По данным Минэкономразвития, в 2017 г. было проведено 1,7 млн плановых и внеплановых проверок - почти на 200 000 меньше, чем в 2016 г. Но, по опросам предпринимателей, которые представил в мае бизнес-омбудсмен Борис Титов, было около 10 млн проверок.

Чтобы компания была признана малым бизнесом, ее оборот не должен превышать 800 млн руб., а число сотрудников - 100 человек. Предприниматели должны освобождаться от проверок в зависимости не от размера бизнеса, а от категории риска, говорил замминистра экономического развития Савва Шипов после пожара 25 марта в кемеровском торговом центре "Зимняя вишня". Торговый центр не подлежал проверке: выручка его управляющей компании ООО "Зимняя вишня - Кемерово" в 2016 г. была 68 млн руб., в ее штате было менее 100 человек. Но каникулы не распространяются на предприятия социальной сферы, а "Зимняя вишня" к ним относилась, указывал тогда представитель компании "Серконс" (сертификация и экспертиза промышленной безопасности) Алексей Кабанов.

Мораторий на проверки не главная причина дробления средних компаний, указывает вице-президент РСПП Александр Варварин. Скорее они хотят перейти на упрощенную систему налогообложения и получить преференции по госзакупкам. А мораторий лишь еще один плюс, добавляет он: "Продлевать его, конечно, нужно, но желательно распространить и на средний бизнес".

Правда ли, что мораторий на проверки малого и среднего бизнеса продлили на 2019 год? На кого именно распространяются «надзорные каникулы»? Кого освободили от проверок ФНС и ПФР? Как узнать, будут ли проверять юридическое лицо или ИП в 2019 году? Какой закон предусматривает запрет на проверку бизнеса? Ответим на основные вопросы.

Запрет на проверки до 2019 года

В период 2016 -2018 годах у субъектов малого предпринимательства были «надзорные каникулы». Суть каникул – в отмене плановые проверки Минтруда, Минприроды, Прокуратуры и ряда других ведомств.

На проверки по налогам и страховым взносам каникулы в 2016-2018 годах не распространялись.

Также не было каникул у компаний, ведущих деятельность в социальной сфере. Контролеры были вправе проверять аптеки, образовательные и медицинские организации. Таким образом, «запрет на проверки малого бизнеса» – понятие условное. Одних было проверять нельзя, а других – можно.

Но что же с 2019 годом? Будет ли действовать запрет на плановые проверки бизнеса в 2019 году?

Закон о продлении моратория на 2019 год

Кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2019 году?

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) – это средние, малые и микропредприятия.

  • Критерии малого предприятия среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб. Минимум 51% уставного капитала ООО должно принадлежать физлицам или организациям – СМП. Доля организаций, не относящихся к СМП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО – 25%.
  • Критерии микропредприятия – среднесписочная численность не более 15 человек и доход не более 120 млн руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.
  • Критерии среднего предприятия – среднесписочная численность не более 250 человек и доход не более 2 млрд руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.

Так, к примеру, в 2019 году риск-ориентированный подход применяется в отношении проверок ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзора, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора. Соответственно, в отношении данных видов контроля «надзорные каникулы» не применяются.

Также «надзорные каникулы» в 2019 году не будут действовать в отношении плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих лицензируемые виды деятельности или работающих в сферах, нарушения в которых могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

В ИТОГЕ:

В 2019 году запрет на проведение плановых проверок не действует, в частности:

  • при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
  • при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;
  • в отношении плановых проверок в рамках проведения:

– федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

– федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

– внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”;

– федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;

– федерального государственного пробирного надзора.

Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлят до 2022 года и расширят его действие на средние предприятия. Внести соответствующие поправки в закон поручено Минэкономразвития и Генеральной прокуратуре

Фото: Александр Коряков / «Коммерсантъ»

Министерству экономического развития (МЭР) совместно с Генпрокуратурой поручено подготовить поправки, которые продлят мораторий на проведение плановых проверок в отношении малого бизнеса и распространят мораторий на средний бизнес, следует из поручения вице-премьера, главы аппарата правительства Сергея Приходько (копия есть у РБК). Подлинность документа подтвердили в аппарате министра по вопросам «открытого правительства» Михаила Абызова, курирующего реформу контрольно-надзорной деятельности. РБК направил запрос в Минэкономразвития.

Для продления «надзорных каникул» необходимо подготовить поправки ко второму чтению законопроекта (.pdf) об изменениях в 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении госконтроля и в статью 19 закона о лицензировании, который находится сейчас в Госдуме. В соответствии с поручением Сергея Приходько сделать это предстоит в двухнедельный срок со дня принятия этого законопроекта в первом чтении.

Риск-ориентированная реформа

Минэкономразвития и Генпрокуратура в течение двух недель после принятия законопроекта в первом чтении должны представить в правительство проект поправок, предусматривающих введение моратория на период 2019-2022 годов на проведение плановых проверок в отношении предприятий малого и среднего бизнеса, проводимых без применения риск-ориентированного подхода, говорится в поручении Приходько. Риск-ориентированный подход пока применяется не по всем видам контроля и надзора, и продление моратория нужно, чтобы не ухудшалось положение предпринимателей.

«Эта мера позволит не только сохранить общий положительный эффект от моратория, но и еще больше снизить административную нагрузку на бизнес начиная с 2019 года. Таким образом, будет сделан еще один важный шаг к улучшению положения предпринимателей, который дополнит проводимую с 2016 года по поручению главы государства комплексную реформу контрольно-надзорной деятельности», — рассказал РБК Михаил Абызов. Важно, что планируется распространить действие «надзорных каникул» и на средний бизнес, считает вице-президент «Опоры России» Марина Блудян, после введения моратория в 2016 году именно на них фактически пришелся основной «удар» со стороны надзорных органов. Некоторые надзорные органы, по словам Блудян, уже отказались от плановых проверок и теперь реагируют только на факты нарушений.

Итоги первого моратория

Мораторий на проведение плановых проверок бизнеса был введен с 1 января 2016 года и продлится до конца 2018 года. «Надзорные каникулы» не коснулись предприятий, работающих в сфере надзора промышленной, пожарной, радиационной и экологической безопасности, а также аудиторских организаций и компаний, управляющих многоквартирными домами.

Режим «надзорных каникул» для малого бизнеса доказал свою эффективность, отмечалось , подготовленном в аппарате бизнес-омбудсмена. В некоторых регионах мораторий помог снизить число плановых проверок почти вдвое, отмечалось в докладе. Впрочем, надзирателям за бизнесом легко обойти мораторий за счет роста числа внеплановых проверок и административных расследований, указывали авторы доклада. По данным «Опоры России», за 2017 год число плановых проверок бизнеса сократилось в среднем на 40%.

Правительству неоднократно предлагали продлить мораторий: в частности, в марте 2017 года МЭР предлагало сделать его бессрочным, а бизнес-омбудсмен Борис Титов ввести мораторий на проверки всех малых и средних предприятий без исключения, если речь не идет об угрозе жизни или здоровью.

Проверки вне плана

Внеплановые проверки представляют собой серьезную нагрузку для бизнеса, констатирует Михаил Абызов. Зачастую они являются инструментом недобросовестной конкуренции и надуманного давления на бизнес — важно принять закон (соответствующее поручение президента сейчас находится на исполнении в правительстве), закрепляющий соотношение внеплановых проверок в объеме не более 30% от плановых, ранее подчеркивал министр.

В октябре прошлого года Минэкономразвития представило разработанный на площадке «открытого правительства» о государственном и муниципальном контроле и надзоре, который предусматривает значительную реформу надзорной деятельности. Согласно прошедшему первое чтение в Госдуме законопроекту, власти не смогут проводить проверки в отсутствие руководителей компаний и в случаях, если установить нарушение можно и без личного присутствия проверяющего на предприятии. Кроме того, документ закрепляет переход от «палочной» системы, согласно которой работа надзорных органов оценивалась только по количеству проверок и объему штрафов, к риск-ориентированному подходу. Предприятия будут делиться на шесть классов опасности, от низкого до чрезвычайно высокого, и именно этот критерий станет основанием для определения периодичности надзора (так, для шестого, то есть самого низкорискового класса, плановых форм контроля вообще не предусмотрено).

При участии: Петр Канаев

Здравствуйте! 1 января 2016 года для на территории РФ начал действовать мораторий на проверки. 2017 и 2018 стали продолжением созданных им «каникул». 2019 год также не является исключением. В конце 2018 были приняты законодательные поправки (480-ФЗ от 25.12.2018г.), продлевающие действие моратория на срок до 31 декабря 2020 года.

Безусловно, мораторий стал подарком для многих малых предприятий, ведь где проверки - там и риски получить штраф и иные наказания.

Но прежде чем радоваться за бизнесменов (или опасаться за потребителей, которые теоретически могут теперь получать «непроверенные» услуги низкого качества), давайте вспомним, какие группы предпринимателей Закон N294-ФЗ освобождает от проверок, а кому не стоит расслабляться раньше времени.

Какие организации попадают под действие моратория

До конца 2020 года не будут проводиться плановые проверки предприятий, отвечающих критериям малого бизнеса, а именно:

  1. С годовой выручкой менее 800 миллионов рублей;
  2. Со штатом сотрудников менее 100 человек;
  3. С суммарной долей участия государства в менее 25%, иностранных компаний - менее 49%.

Данные показатели анализируются за три года. Никаких иных сертификатов или лицензий, подтверждающих принадлежность компании к сектору малого бизнеса не существует.

Мораторий на проверки бизнеса предусматривает также список исключений, которых освобождение от инспекций не затронет. К ним относятся:

  1. Предприятия в сфере здравоохранения и образования;
  2. Организации в сфере энергоснабжения и электроэнергетики;
  3. Управляющие компании многоквартирных жилых домов;
  4. Организации, имеющие дело с государственной тайной;
  5. Аудиторские фирмы;
  6. Малый бизнес в сфере социального обслуживания;
  7. Фирмы, совершившие грубые нарушения менее чем за три года до плановой проверки.

Подробный перечень исключений закреплен в частях 1 и 2 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ.

Какие проверки отменяет мораторий

Мораторий распространяется далеко не на все проверки. Речь идет исключительно об отмене плановых проверок для малого бизнеса - выездных или документальных.

В прежнем режиме продолжат осуществляться:

  1. Любые внеплановые проверки по заявлению жалоб на работу организации или после аварий и чрезвычайных происшествий.
  2. Налоговые проверки взносов во внебюджетные государственные фонды. Прокурорские, страховые, таможенные, валютные проверки и ряд других, не подчиняющихся Закону N 294-ФЗ.
  3. Контроль объектов I и II классов опасности по нормам промышленной, пожарной, экологической, радиационной техники безопасности.

Действия в спорных ситуациях

Что делать, если ваша организация значится в плане проверок, но вы считаете, что попадаете под действие моратория об их запрете? К сожалению, такие ошибки составителей плана случаются, и нужно быть к ним готовым.

Шаг 1: Подать в орган, утвердивший план, заявление об исключении организации из ежегодного плана и пакет документов:

  • копия отчета о финансовых итогах за календарный год;
  • сведения о количестве работников;
  • для АО - выписка из реестра акционеров.

Шаг 2: Если проверка уже началась - вы вправе указать инспекторам на отсутствие оснований для проверки, подтвердив это документами об отнесении вас к малому бизнесу (перечень документов аналогичный предыдущему пункту).

Игнорирование требований моратория выступает законным основанием считать результаты проверки недействительными.

Заключение

Эксперты дают мораторию исключительно положительную оценку, особенно в неблагоприятных условиях нынешней экономики, и отмечают, что было бы нелишним в будущем расширить круг освобожденных от плановых проверок предприятий (включив туда еще и некоторых представителей среднего сектора бизнеса). Но пока эти высказывания остаются лишь на уровне предложений.

В России установлен трехлетний мораторий на плановые проверки малого бизнеса. При этом процедуру проведения внеплановых проверок ужесточили. В то же время чиновники указывают - недовольство предпринимателей не всегда обоснованно: зачастую они грубо нарушают закон. Стало ли легче субъектам бизнеса и как работают в новых условиях контролирующие органы, выяснил корреспондент "РГ".

Задание на каникулы

Трехлетние "надзорные" каникулы стартовали 1 января 2016 года. Внесенные в закон № 294-ФЗ поправки запретили проведение плановых проверок в отношении предприятий с годовой выручкой менее 800 миллионов рублей и штатом до 100 сотрудников. Исключения есть - не оставлять же бизнес совсем без надзора. Так, освобождение не коснулось медицинских и образовательных организаций, компаний, работающих в сфере соцобслуживания. Закон касается лишь предприятий, которые за последние три года не лишались лицензии, где не были дисквалифицированы руководители и которые не подпадали под административное приостановление деятельности. По-прежнему разрешены проверки бизнеса, работающего с бюджетными средствами. Не попали под мораторий налоговые ревизии.

Прошел год, и в регионах начали подводить первые итоги. Так, в Орловской области нарушений со стороны контролирующих органов стало чуть меньше. Это отметил в своем годовом докладе региональный бизнес-омбудсмен Евгений Лыкин. По его словам, качество работы инспекторов повысилось, количество жалоб на них немного сократилось. В целом нагрузка на бизнес снизилась.

Первый шаг был сделан несколько лет назад, когда контролирующие органы обязали согласовывать проверки с прокуратурой. Реестр публикуется в государственной информационной системе. Обнаружив себя в списке, предприниматель может потребовать исключения из плана. Мораторий не отменил внеплановые инспекции, но они тоже требуют согласования. Именно их бизнес считает основным инструментом давления. Впрочем, ситуация меняется.

Сокращению количества незаконных проверок и снижению административного давления на бизнес способствовала принципиальная позиция прокуроров, - считает Евгений Лыкин. - В 2016 году в прокуратуру области поступило 155 заявлений от органов государственного и муниципального контроля о согласовании внеплановых проверок юридических лиц и ИП. В 84 случаях им было отказано.

То есть отклонено было свыше 54 процентов заявок. Это говорит о том, что желание "кошмарить" бизнес не пропало. Около 70 процентов заявок предполагали проверки малых предприятий. Возможно, инспекторы пытались нащупать брешь. Исключение составили органы муниципального контроля. Они "успокоились" и за прошедший год подали всего две заявки на внеплановые проверки, да и те были отклонены.

Однако факты необоснованного вмешательства в деятельность предпринимателей все еще имеются, - продолжает Евгений Лыкин. - Оценка работы контролирующих органов свидетельствует о том, что при отсутствии строгого соблюдения закона рождаются серьезные риски. Они создают угрозу закрытия предприятий.

Маленькие хитрости

Инспекторы ищут обходные пути. Например, появилась такая практика. Возбуждают административное производство по подозрению в совершении правонарушения. И в его рамках, по сути, проводят внеплановую проверку. Административное расследование - это маскировка. Но доказать, что под видом одного делается другое, тяжело. Мораторий не освобождает от ответственности. В такую ловушку попала предпринимательница из Орла. Она арендовала помещение в центре города и открыла парикмахерскую. Однажды к ней пришли сотрудники Росреестра, но не с проверкой предприятия, это было бы незаконно. Провели административное обследование участка, на котором стоит здание. Составили протокол - дескать, земля предназначена для обслуживания жилого дома, а не парикмахерской. Проверки не было, а штраф наложили, да еще и непонятно за что.

Постановление Росреестра после проверки по обращению предпринимательницы было опротестовано природоохранной прокуратурой и полностью отменено, - рассказал Евгений Лыкин. - Оно было признано незаконным, поскольку ИП не совершала правонарушения.

В Мценске полиция возбудила уголовное дело о незаконном предпринимательстве. Оперативники пришли на завод и временно парализовали его работу. Их заинтересовали печи, которые якобы кто-то использовал для незаконного бизнеса. Незаконными же прокуратура признала действия полицейских. Как пояснили в ведомстве, "произошла подмена следственного действия "осмотр места происшествия" следственным действием "обыск".

Около 70 процентов заявок от контролеров предполагали проверки малых предприятий

Подмена понятий - один из самых больших рисков для бизнеса. Уголовное дело возбуждается по факту, а не в отношении конкретного человека. Далее у фирмы или ИП изымают компьютер и бухгалтерию, блокируют счета - на период расследования. Но оно способно длиться месяцами. Предприятие не может нормально работать. Даже зарплату не выдашь, потому что счетами пользоваться нельзя. Три месяца спустя на директора вполне можно заводить дело за невыплату зарплаты. Хотя что он мог сделать, когда у него все изъяли? Это порождает коррупционные риски. Возвращение изъятых документов, техники и разблокировка счетов может стать предметом сомнительного торга. Что делать ИП в такой ситуации? Закон его вроде защищает, а вроде и нет.

Однако и проверяющие оказались в непростых условиях. Инспекции и ревизии стали одним из инструментов грязной конкурентной борьбы. Дело не в том, что надзорные органы будто бы кому-то помогают расправиться с соперником. Просто некоторые пытаются сводить счеты чужими руками. Например, был случай, когда пациент пожаловался на работу частного стоматологического кабинета - зубы плохо вылечили, болят. Внеплановую проверку разрешили, ведь речь шла о здоровье человека. Поползли слухи. Горожане стали обходить кабинет стороной. В ходе проверки возникло подозрение, что придирчивого пациента подослал конкурент. Доказать это не удалось. Но, даже если бы удалось, наказание никто не понес бы. От такого риска пока не защищает ни один закон. А экспертиза показала, что обвинения были надуманны.

Сами виноваты

Бизнес все чаще оспаривает постановления и предписания в суде. Контролирующим органам приходится отвлекаться на тяжбы и доказывать, что права предпринимателя они не нарушили. Так, владелец продуктового магазина оспорил штраф, наложенный Россельхознадзором за продажу колбасы без маркировки и сопроводительной документации. Заявил, что ведомство превысило полномочия и присвоило себе функции… Роспотребнадзора.

Пришлось доказывать, что колбасные изделия проверялись в части эпизоотического благополучия, а это наша сфера деятельности, - рассказал замглавы ТУ Россельхознадзора Лев Лейзеров. - Без маркировки с датой изготовления невозможно сличить продукцию с ветеринарными сопроводительными документами и подтвердить ее эпизоотическое благополучие.

Предприниматель настаивал на том, что его наказали за нарушение правил торговли, а это действительно сфера деятельности Роспотребнадзора. Но суд отказал ему в иске и признал действия инспекторов законными. На выяснение отношений уходят и время, и силы. Суть "надзорных каникул" как раз и заключается в том, чтобы создать риск-ориентированную модель организации проверок. Она заработает по окончании моратория в 2018 году, хотя на местах внедрение уже началось.

У нас сформирован реестр субъектов надзора по классам потенциального риска причинения вреда здоровью населения, - отметил врио главы управления Роспотребнадзора Александр Румянцев. - Внедрение этой модели уже позволило снизить административную нагрузку на добросовестных предпринимателей, соблюдающих требования санитарного законодательства.

Предполагается, что модель избавит от проверок, а значит, и от бюрократических проволочек те сферы бизнеса, которые можно оставить без строгого надзора, где риск возникновения опасных последствий невелик. Уже сейчас, как заверил Александр Румянцев, за впервые совершенное правонарушение предпринимателя предупреждают, а не карают штрафом. Однако есть и обратные примеры. Требования к бизнесу настолько разнообразны, многочисленны и противоречивы, что придраться можно к чему угодно.

Так, в Орле только суд спас от разорения владельца небольшого кафе. Сотрудники миграционной службы нашли официантку - вынужденную переселенку с Украины, у которой не было патента на работу в нашей стране. Предпринимателя оштрафовали на 250 тысяч рублей. Для него это большая сумма, которую он не мог "вытащить" из оборота. В суде ИП доказал, что наказание несоразмерно нарушению. Вину он и не отрицал. Штраф заменили на предупреждение. Но предупредить могли и проверяющие.

При назначении наказаний в большинстве случаев не учитываются цели, задачи и правила привлечения к административной ответственности, - считает Евгений Лыкин. - Факторы малозначительности и возможности освобождения от ответственности даже не рассматриваются, а предпочтение отдается безусловному назначению штрафа.

По его словам, от этого, как ни странно, теряет казна. Практика показывает, что надзорные органы судятся до последнего. Если они проиграли процесс предпринимателю в первой инстанции, обязательно обжалуют решение в апелляции, потом - в кассации. Доходят и до Верховного суда. На тяжбы тратят бюджетные средства, порой гораздо большие суммы, чем величины штрафов, за которые судятся.

Решения в интересах предпринимателей в подавляющем большинстве случаев остаются в силе, поэтому можно с полным правом говорить о необоснованном расходовании государственных ресурсов, - добавляет Евгений Лыкин. - Учитывая длительность процедуры оспаривания, работа предпринимателей в отдельных случаях парализуется на год и более.

Бизнес жалуется, что его "душат", но массово нарушает закон. В прошлом году было проведено 9049 проверок - почти на две тысячи меньше, чем годом ранее. В результате 4519 должностных и 996 юридических лиц были привлечены к ответственности. К слову, в этом году многие ведомства начали проводить для предпринимателей дни открытых дверей и "круглые столы", организовали горячие телефонные линии, публичные отчеты. Возможно, это поможет наладить диалог.

Справка "РГ"

В 2016 году при осуществлении надзора за соблюдением законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности прокуратура Орловской области нашла 867 нарушений. К дисциплинарной ответственности привлечено 273 должностных лица, к административной - 48. В суд направлено 18 заявлений, семь должностных лиц предостережено о недопустимости нарушений закона. Кроме того, по материалам прокурорских проверок было возбуждено три уголовных дела.