Декларация директоров автономных учреждений цппк. Может ли руководитель автономного учреждения быть учредителем ООО и заниматься коммерческой деятельностью не связанной с основным местом работы. Иные органы управления


Руководитель автономного учреждения назначается учредителем и действует без доверенности от имени автономного учреждения, утверждает штатное расписание, план финансово-хозяйственной деятельности, представляет годовую бухгалтерскую отчетность для утверждения наблюдательным советом автономного учреждения, издает приказы и дает указания, которые должны обязательно исполняться всеми работниками автономного учреждения, а также представляет интересы автономного учреждения и совершает сделки от его имени.

В разработанных Минфином России «Принципах реструктуризации бюджетного сектора», в соответствии с которыми осуществляются преобразования сети государственных и муниципальных учреждений в РФ, указано, что «для обеспечения возможности эффективного контроля за администрацией государственных (муниципальных) учреждений новой организационно-правовой формы необходимо утверждение типового контракта с руководителем такого учреждения. В контракты должны включаться конкретные индикаторы результативности деятельности учреждения, а также предусматриваться ответственность за превышение объемов принимаемых обязательств в части бюджетного финансирования над доведенными до учреждения лимитами бюджетных обязательств, за нарушение установленного порядка учета и отчетности и т.д. Нарушение условий контракта должно служить основанием для его досрочного расторжения (отстранения от должности руководителя учреждения)».

На федеральном уровне формы типовых контрактов с руководителями автономных и бюджетных учреждений пока не утверждены. Однако субъект РФ или муниципальное образование вправе своим нормативным правовым актом утвердить форму трудового договора с руководителями автономных, бюджетных и казенных учреждений (пример типового договора с руководителем автономного учреждения приведен в приложении 5).

В соответствии с трудовым законодательством РФ трудовой договор с руководителем автономного учреждения может быть заключен либо на неопределенный срок, либо на срок, не превышающий 5 лет.

Учредитель автономного учреждения вправе снять с должности руководителя автономного учреждения в случае неудовлетворительной работы по основаниям, не противоречащим положениям Трудового кодекса РФ и положениям, зафиксированным в трудовом договоре между руководителем автономного учреждения и его учредителем. В частности, в форме типового трудового договора, приведенной в приложении 5, к таким основаниям относятся:

О невыполнение государственного (муниципального) задания по вине руководителя автономного учреждения;

О допущение руководителем автономного учреждения задержки более чем на три месяца выплаты работникам заработной платы, пособий, установленных законодательством и нормативными правовыми актами РФ (субъекта РФ, муниципалитета) и коллективным договором, а также образования задолженности автономного учреждения по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты более чем за три месяца;

О неиспользование по целевому назначению закрепленного за автономным учреждением имущества или выделенных автономному учреждению бюджетных средств на приобретение недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Законом № 83-ФЗ в п. 27 ст. 30 для бюджетных учреждений установлена норма, согласно которой руководитель бюджетного учреждения несет персональную ответственность за просроченную кредиторскую задолженность бюджетного учреждения . В заключенном с руководителем бюджетного учреждения трудовом контракте предусматривается условие о расторжении договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ в случае возникновения у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимое значение, определенное органом, выполняющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Аналогичное условие может быть предусмотрено трудовым договором с руководителем автономного учреждения по решению его учредителя. В соответствии с п. 1 ст. 15 и п. 1 ст. 17 Закона об автономных учреждениях руководитель автономного учреждения при совершении крупных сделок или сделок с заинтересованностью обязан получить предварительное одобрение другого органа управления автономным учреждением - наблюдательного совета. В случае если крупная сделка или сделка с заинтересованностью совершена с нарушением данного требования, руководитель автономного учреждения несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных автономному учреждению в результате совершения таких сделок, причем независимо от того, были ли эти сделки признаны недействительными.

"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 9

Автономные учреждения вправе совершать крупные сделки только с предварительного одобрения наблюдательного совета, в противном случае их могут признать недействительными. Кроме того, если крупная сделка совершена с нарушением установленных требований, ответственность перед АУ несет его руководитель. Какую конкретно ответственность несет руководитель АУ в случае совершения крупной сделки с нарушением требований Закона об автономных учреждениях <1>?

<1> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

В первую очередь напомним, какая сделка признается крупной. Согласно ст. 14 Закона об автономных учреждениях на предмет попадания сделки в разряд крупных надо рассматривать сделку, связанную с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым АУ вправе распоряжаться самостоятельно) или передачей такого имущества в пользование либо залог. Указанная сделка признается крупной в том случае, если ее цена или стоимость отчуждаемого (передаваемого) имущества превышает 10% балансовой стоимости активов АУ, определяемой по данным бухгалтерского учета учреждения на последнюю отчетную дату, если только уставом АУ не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Порядок совершения крупных сделок и последствия его нарушения определены ст. 15 Закона об автономных учреждениях. В частности, п. 3 данной статьи установлено, что руководитель АУ несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных АУ в результате совершения крупной сделки с нарушением требований настоящей статьи, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной. Таким образом, АУ вправе потребовать от руководителя полного возмещения убытков, причиненных учреждению в результате фактически незаконной продажи (передачи) имущества.

Из чего складываются убытки?

В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются:

  • расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб);
  • неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Причем, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе потребовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем размер указанных доходов.

Таким образом, убытки фактически складываются из:

  • понесенных расходов либо расходов, которые будут произведены;
  • утраты или повреждения имущества;
  • неполученных доходов (упущенной выгоды).

Итак, с определением состава убытков трудностей не возникает, чего не скажешь о расчете величины (суммы) убытков.

Как определить размер убытка?

Для определения размера убытков можно воспользоваться Методикой, приведенной в Приложении к Письму Госарбитража СССР от 28.12.1990 N С-12/НА-225, но только в части, не противоречащей Гражданскому кодексу. Так, в методике указано, что будущие расходы в сумму ущерба (убытков) не включаются. Эти расходы можно взыскать только в последующем, когда они будут фактически произведены. Однако данное требование противоречит положениям Гражданского кодекса, поэтому не применяется. Как отмечено в п. 10 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996, в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п. Этими положениями руководствуются и судьи на местах (см., например, Постановления ФАС ПО от 13.02.2009 N А06-4165/2007, ФАС ЦО от 30.06.2008 N Ф10-2711/08(2)).

Итак, к расходам АУ можно отнести те расходы, которые возникли или возникнут в результате и по причине выбытия из учреждения данного имущества. В методике обозначено, что при утрате имущества определяется стоимость утраченного имущества за вычетом износа. Опять же, данная формулировка вступает в противоречие с Гражданским кодексом. В нашем случае может быть применен п. 3 ст. 393 ГК РФ. Этим пунктом предусмотрено: при определении убытков должны учитываться цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было - в день предъявления иска. Правда, законом, иными правовыми актами или договором может быть установлено иное. Кроме того, исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков с учетом цен, существующих в день вынесения решения. Другими словами, при утрате имущества реальный ущерб определяется исходя из рыночных цен, а не балансовой стоимости утраченного имущества с учетом износа. Подтверждение можно найти и в арбитражной практике (см., например, Постановление ФАС ВВО от 27.05.2009 N А28-11679/2008-348/13).

Что касается неполученных доходов (упущенной выгоды), то согласно методике к ним относятся все доходы, которые получила бы потерпевшая сторона, если бы обязательство было выполнено.

Ущерб (убытки) определяется исходя из характера последствий отчуждения или передачи имущества в результате крупной сделки. Незаконное совершение крупной сделки для АУ может обернуться таким последствием, как уменьшение количества оказываемых услуг. Тогда размер убытков можно определить исходя из суммы неполученной прибыли, увеличения условно-постоянных расходов в себестоимости услуг, расходов по уплате санкций. Также в убытки могут пойти и расходы по заработной плате с отчислениями на социальное страхование основного персонала учреждения, который не смог оказывать услуги вследствие незаконных действий руководителя.

Уголовная ответственность руководителя АУ

Руководитель АУ за совершение крупной сделки с нарушением норм действующего законодательства может быть привлечен и к уголовной ответственности по ст. 201 УК РФ за злоупотребление полномочиями. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается одним из следующих способов:

  • штрафом в размере до 200 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
  • обязательными работами на срок от 180 до 240 ч;
  • исправительными работами на срок от года до двух лет;
  • арестом на срок от трех до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до четырех лет.

То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается одним из следующих способов:

  • штрафом в размере до 1 млн руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового;
  • лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Учтите, согласно примечаниям 2, 3 к ст. 201 УК РФ, если деяние, предусмотренное ст. 201 УК РФ, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. А если данные действия совершены в других организациях (в том числе в АУ), причинили вред интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

Таким образом, заявление самого АУ не является необходимым для привлечения к уголовной ответственности его руководителя в случае совершения им крупной сделки с нарушением норм, установленных Законом об автономных учреждениях.

Коротко о бухгалтерском учете и налогообложении

В бухгалтерском учете поступления, связанные с возмещением убытков, причиненных организации, в том числе АУ, являются прочими доходами на основании п. 7 ПБУ 9/99 <2>. Эти доходы принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником (п. 10.2 ПБУ 9/99). Что касается момента признания, то указанные доходы согласно п. 16 ПБУ 9/99 отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником (руководителем АУ).

<2> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

Поступления активов, включаемых в состав прочих доходов, отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы" (Инструкция по применению Плана счетов <3>). Поступления в возмещение причиненных организации убытков учитываются по кредиту указанного субсчета в корреспонденции с дебетом соответствующего счета учета расчетов. Поскольку руководитель АУ является сотрудником учреждения, для проведения расчетов с ним в рассматриваемой ситуации следует использовать счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба".

<3> Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

В целях налогообложения прибыли доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, сумм возмещения убытков или ущерба являются внереализационными доходами в соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ. В случае применения метода начисления эти доходы включаются в состав налоговых доходов на дату их признания должником либо дату вступления в законную силу решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

А.Б.Вифлеемский

директор

Нижегородского центра

экономики образования

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон № 174-ФЗ) автономными учреждениями считаются некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией (далее - РФ), субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, спорта и физической культуры, а также в иных сферах. То есть автономные учреждения в основном осуществляют свою деятельность в «некоммерческих» сферах. А согласно ч. 4 ст. 4 Закона № 174-ФЗ основной деятельностью автономного учреждения является деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых данное автономное учреждение создано.

В настоящее время законодательство предполагает два варианта создания автономных учреждений: либо путем учреждения, либо путем преобразования из государственного (муниципального) унитарного предприятия/государственного учреждения.

Создание автономного учреждения «с нуля» происходит на основании решения соответствующего органа управления, в подчинении которого находится данное автономное учреждение. В этом случае решение о создании автономных учреждений федерального подчинения принимает Правительство РФ, а решение по созданию автономного учреждения, находящегося в подчинении субъекта РФ или муниципального образования, принимает соответствующий субъект РФ/муниципальное образование.

Если же в автономное учреждение преобразовывается государственное или муниципальное учреждение, то решение должно быть принято именно тем соответствующим органом, в подчинении которого они находятся.

Наибольший интерес представляет создание федеральных автономных учреждений. Их создание или реорганизация регулируются нормой Постановления Правительства РФ от 10.10.2007 № 662 «Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения» (далее - постановление № 662). Согласно п. 2 данного постановления решение о создании федерального автономного учреждения принимает Правительство РФ на основании предложений федеральных органов исполнительной власти. Если же создается федеральное автономное учреждение путем изменения статуса существующего федерального государственного или казенного учреждения, то решение принимает Росимущество. Кроме того, постановление № 662 указывает, что в этом случае федеральной службе или федеральному агентству не требуется получать разрешения или согласования процедуры с профильным федеральным министерством, в подчинении которого они находятся.

Согласно п. 3 постановления № 662 федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения. Также он осуществляет текущий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью федерального автономного учреждения.

Органом управления, осуществляющим руководство текущей деятельностью федерального автономного учреждения, является его руководитель (исполнительный орган), который назначается на должность по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения. На основании ч. 2 ст. 8 Закона № 174-ФЗ в федеральном автономном учреждении высшим органом управления является наблюдательный совет, а также иные необходимые органы управления, связанные с отраслевой спецификой федерального автономного учреждения (ст. 10 Закона № 174-ФЗ).

Пример 1

Свернуть Показать

В федеральном автономном учреждении - академическом театре драмы - имеются следующие органы управления: генеральный директор, назначенный на должность Министерством культуры России, наблюдательный совет из 7 человек (отвечает за руководство вопросами финансово-хозяйственной деятельности, одобрение крупных сделок, утверждает и контролирует выполнение программы деятельности и т.п.), художественный совет (отвечает за репертуар театра) и попечительский совет (спонсоры и инвесторы). Все вышеперечисленные органы управления и их полномочия отражены в уставе федерального автономного учреждения.

В автономное учреждение может быть преобразовано и унитарное предприятие. Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон № 161-ФЗ) решение о реорганизации государственного унитарного предприятия принимает собственник его имущества. Согласно ст. 29 Закона № 161-ФЗ унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества. В ряде случаев в автономные учреждения преобразуются те унитарные предприятия, которые по характеру и направлению своей деятельности не могут приносить прибыль.

Автономное учреждение, независимо от уровня подчиненности, наделяется имуществом, необходимым для выполнения им своих функций. Собственником данного имущества являются РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ имущество закрепляется за автономными учреждениями на праве оперативного управления. Однако это не означает, что автономное учреждение вообще не распоряжается никаким имуществом и даже канцелярские товары оно должно списывать только после получения одобрения от учредителя. Автономное учреждение не может распоряжаться следующим имуществом:

  • недвижимым имуществом, закрепленным за автономным учреждением учредителем или приобретенным учредителем в централизованном порядке или же на условиях централизованного финансирования;
  • земельными участками, полученными автономным учреждением на праве бессрочного пользования;
  • особо ценным движимым имуществом, отчуждение которого производится в специальном порядке (например, музейные фонды);
  • особо ценным движимым имуществом, без которого автономное учреждение не сможет осуществлять свою деятельность;
  • некоторыми категориями движимого имущества, стоимость которых составляет: для федеральных автономных учреждений - от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб., для автономных учреждений субъекта РФ - от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб., для муниципального автономного учреждения - от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб. Вопрос стоимости некоторых категорий движимого имущества вызывает неоднозначное толкование, так как его стоимость, приведенная выше, закреплена в Постановлении Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее - постановление № 538). Однако существует и норма, установленная Постановлением Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений» (далее - постановление № 337) в размере более 500 тыс. руб., причем независимо от того, какому уровню власти данное автономное учреждение подчинено. Какое же постановление Правительства РФ автономные учреждения должны использовать в работе? В этом вопросе мнения разделяются: так как постановление № 337 не отменено, его можно и нужно использовать в работе. Но постановление № 538 введено в действие уже после изменения законодательства об автономных учреждениях, и поэтому действует только оно и надо руководствоваться им.

По мнению автора, так как оба вышеуказанных постановления действуют и с целью избежания путаницы, необходимо, чтобы балансовая стоимость особо ценного движимого имущества была установлена учредителем и прописана в уставе автономного учреждения.

Пример 2

Свернуть Показать

Спортивно-оздоровительный комплекс является автономным учреждением, находящимся в подчинении субъекта РФ. В уставе данного автономного учреждения зафиксировано, что особо ценным является движимое имущество стоимостью от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Такая формулировка не противоречит норме постановления № 538.

Самостоятельно автономное учреждение может распоряжаться следующими категориями имущества:

  • недвижимым имуществом, приобретенным автономным учреждением за счет собственных средств, или же указанное в ст. 3 Закона № 174-ФЗ «недвижимое имущество, не относящееся к закрепленному за учреждением учредителем (собственником)». Но такое в принципе невозможно, так как представляется сомнительным, что какое-либо юридическое или физическое лицо подарит автономному учреждению объект недвижимости.
    Однако направления расходования выручки, полученной за счет оказания автономным учреждением платных услуг, должны быть закреплены в его уставе;
  • движимое имущество, не включенное в категорию особо ценного движимого имущества. Согласно ст. 298 ГК РФ таким имуществом не может считаться имущество, приобретенное автономным учреждением за счет внебюджетной (приносящей доход) деятельности. Однако законодатель не разъяснил, как быть с приобретенным, например, объектом недвижимости? Остается только надеяться, что данная неясность будет разрешена уже в ближайшее время;
  • материальные запасы, приобретаемые автономным учреждением для обеспечения своей текущей деятельности.

Пример 3

Свернуть Показать

Автономное муниципальное учреждение — детская и юношеская спортивная школа — приобрело за счет осуществления внебюджетной деятельности бывшую базу отдыха предприятия под летний спортивный лагерь. Данная база будет считаться собственностью автономного учреждения, так как денежные средства на ее приобретение учредителем не выделялись.

Учредитель (собственник) также может изъять находящееся в оперативном управлении или бессрочном пользовании (это земельные участки) имущество у автономного учреждения. Процедура изъятия может быть «запущена» в тех случаях, когда автономное учреждение не использует выделенное ему имущество.

Пример 4

Свернуть Показать

Автономному учреждению - высшему учебному заведению, находящемуся в федеральной собственности, - был выделен земельный участок размером 2 га для создания учебно-производственной базы. Однако автономное учреждение его не использовало и земельный участок простаивал. После проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности был выявлен факт неэффективного использования данного объекта вверенного федерального имущества и по решению федерального органа исполнительной власти земельный участок был изъят.

Особенности финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) автономных учреждений

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона № 174-ФЗ государственное (муниципальное) задание для автономных учреждений формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами его уставной деятельности. Учредители устанавливают задания для автономных учреждений с учетом следующих расходов: расходов на содержание особо ценного имущества, расходов на развитие автономных учреждений в рамках государственных целевых программ. Безусловным является финансирование учредителями уставной деятельности автономных учреждений. То есть автономное учреждение получает гарантированное и обязательное бюджетное финансирование на основании разработанного учредителями (на всех уровнях государственного управления) государственного задания и полученных для его выполнения субсидий. Согласно ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ учредителями должны быть утверждены порядок и условия формирования заданий для автономных учреждений, а также порядок их субсидирования.

Пример 5

Свернуть Показать

Муниципальный орган управления разработал в целях финансирования муниципальных автономных учреждений следующие документы: типовую смету муниципального автономного учреждения, типовое задание на год, порядок субсидирования деятельности бюджетных учреждений, а также формы отчетности по использованию полученных денежных средств.

Для федеральных автономных учреждений задания формируются на основании общей формы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания». Данное постановление облегчает жизнь как финансово-экономическому блоку федеральных ведомств, так и самим автономным учреждениям. В частности, состав показателей должен быть единообразным для автономных учреждений одной отрасли, вводится механизм качества предоставления государственных услуг автономным учреждением, финансируются только те государственные услуги, которые включены в утвержденный перечень государственных услуг.

Система финансирования автономных федеральных учреждений включает в себя несколько типов субсидирования (но может быть использована и для автономных учреждений других уровней):

Первый тип — целевые субсидии. Данные субсидии предоставляются на определенные цели и/или ликвидацию стихийных бедствий.

Второй тип — субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием автономным учреждением государственных (муниципальных) услуг в соответствии с государственным заданием. Это наиболее объемная категория субсидий.

Третий тип — разовые целевые субсидии. Такие субсидии направляются на финансирование мероприятий федеральных (региональных или муниципальных) целевых программ.

Если федеральное автономное учреждение создано путем преобразования бюджетных учреждений или ФГУПов, то согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 18.03.2008 № 182 «Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания» ему выделяется отдельная выравнивающая субсидия сроком на 3 бюджетных года.

Уменьшение субсидирования для автономных учреждений возможно только при уменьшении государственного задания (ч. 2.2 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Во всех иных случаях уменьшения бюджетного финансирования автономных учреждений не допускается. Согласно ч. 2.1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ автономное учреждение не имеет права отказываться от выполнения государственного (муниципального) задания. Если же по каким-либо причинам происходит отказ, то последствиями может быть смена собственником руководства данного автономного учреждения.

Финансово-хозяйственная деятельность автономных учреждений находится под полным контролем его учредителей. А согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ автономное учреждение не является распорядителем бюджетных средств. То есть если оно выделяет бюджетные средства другому юридическому лицу, то должно осуществлять это в рамках договорных отношений. Напрямую, через автономное учреждение, главный распорядитель бюджетных средств не может осуществлять бюджетное финансирование. Такой вывод изложен в письме Минфина РФ от 05.03.2011 № 03-03-06/4/16.

Пример 6

Свернуть Показать

Через федеральное автономное учреждение «Объединенная школа рукопашного боя» проводилось финансирование школ рукопашного боя в регионах РФ, что является нарушением бюджетного законодательства. Проверка Росфиннадзора квалифицировала это как нецелевое и неправомерное расходование средств федерального бюджета. Если бы «Объединенная школа рукопашного боя» перечисляла денежные средства региональным школам на основании договоров (на проведение соревнований, отборочных игр и т.п.), то к ней не было бы претензий.

Учредитель (собственник) также контролирует осуществление автономными учреждениями крупных сделок. Для сделок с имуществом автономного учреждения крупной сделкой, согласно ст. 14 Закона № 174-ФЗ, считается сделка по реализации, передаче в залог или иному отчуждению имущества автономного учреждения, если стоимость реализуемого или передаваемого имущества превышает 10% от балансовой стоимости активов учреждения по его бухгалтерской отчетности на последнюю дату. Но как поступить учредителю в тех случаях, когда и сделка крупная, и имущество не отчуждается (например, при приобретении ценных бумаг, при участии в капитале другого юридического лица, при получении кредита и т.п.). В этих случаях законодательство разрешает учредителю самостоятельно устанавливать размер крупной сделки, подлежащей согласованию с ним. Для этого учредитель должен разработать механизм согласования крупных сделок. Представляется возможным иметь соответствующий ведомственный орган (комиссию) по согласованию крупных сделок автономным учреждениям. Это снизит риски совершения неправомерных сделок и повысит ответственность соответствующих управленческих структур.

Кроме выполнения заданий собственников (учредителей), автономные учреждения могут оказывать платные услуги. Наиболее распространенной платной услугой является предоставление высшего образования на платной основе. Порядок определения размера платы за оказание платных услуг определяется учредителем автономного учреждения и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 02.12.2009 № 984 «О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти платных услуг». Сам расчет платы за оказание платных услуг определяется на основании приказа Минфина РФ от 22.10.2009 № 105н «Об утверждении Методических рекомендаций по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений» и не может превышать экономически обоснованных расходов на оказание услуги. Под экономически обоснованными затратами нужно понимать следующие затраты: затраты на оплату труда, затраты на приобретение расходных материалов, затраты на коммунальные платежи, другие затраты на содержание и использование имущества, общехозяйственные расходы. С учетом отраслевых специфик перечень затрат может быть дополнен.

Налоговые аспекты деятельности государственных (муниципальных) автономных учреждений

Налог на прибыль

Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ субсидии, выделяемые собственником (учредителем) автономным учреждениям, считаются средствами целевого финансирования и не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Автономное учреждение обязано вести раздельный учет доходов и расходов, получаемых от бюджетной и внебюджетной деятельности. Автономное учреждение не имеет права уменьшать доходы, полученные от внебюджетной деятельности на величину расходов, финансирование которых осуществляется за счет выделенных субсидий (письмо Минфина РФ от 31.01.2011 № 03-03-06/4/3).

Автономному учреждению, в соответствии с требованиями налогового законодательства, необходимо разработать учетную политику для целей налогообложения по налогу на прибыль и разработать регистры (счета) налогового учета. Налогообложение коммерческой (внебюджетной) деятельности автономных учреждений по налогу на прибыль не отличается от такого же налогообложения коммерческих организаций.

Упрощенная система налогообложения

Ее могут применять автономные учреждения в сфере образования в случае, если их доходы по итогам девяти месяцев года, в котором подано заявление о переходе на УСН, не превысили 45 млн руб. (п. 2.1 ст. 346 НК РФ). Если величина дохода по итогам налогового (отчетного) периода превысит 60 млн руб., то автономное образовательное учреждение должно перейти на общую систему налогообложения прибыли согласно статье 346.13 НК РФ.

Пример 7

Свернуть Показать

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования по итогам полугодия получило доход 46 млн руб. По итогам 9 месяцев его доход составил 63 млн руб. Таким образом, по итогам года (налогового периода) данное автономное образовательное учреждение должно уплачивать налог на прибыль на общих основаниях.

Согласно требованиям ст. 346.11 НК РФ автономное образовательное учреждение освобождается от уплаты налога на прибыль, НДС и налога на имущество.

Согласно ст. 346.12 НК РФ не имеют права переходить на упрощенную систему налогообложения следующие категории автономных образовательных учреждений:

  • автономные образовательные учреждения, имеющие филиалы или представительства;
  • автономные образовательные учреждения, у которых средняя численность работников за отчетный (налоговый) период превысила 100 человек. При этом под численностью в 100 человек понимается штатная численность;
  • автономные образовательные учреждения, у которых стоимость основных средств и НМА превышает 100 млн руб. (за исключением земельных участков).

В состав налоговой базы при расчете УСН не включается целевое финансирование и субсидии, выделяемые собственником.

Налог на добавленную стоимость

Автономные учреждения осуществляют операции, облагаемые НДС, в общем порядке, установленном главой 21 НК РФ. Однако в соответствии со ст. 145 НК РФ автономные учреждения могут воспользоваться льготой по НДС. Льготой могут воспользоваться те автономные учреждения, у которых за три предшествующих подаче заявления на пользование льготой календарных месяца сумма выручки от реализации не превысила в совокупности 2 млн руб.

Пример 8

Свернуть Показать

Театр, являющийся автономным учреждением субъекта РФ, в течение января - марта получил совокупную выручку в размере 1 700 000 руб. (700 000 руб., 600 000 руб. и 400 000 руб.). В апреле в налоговую инспекцию им было подано заявление с просьбой разрешить использовать льготу по НДС, так как полученная им совокупная выручка за три календарных месяца, предшествующих подаче данного заявления, не превысила 2 млн руб.

Автономное учреждение использует льготу по НДС в течение последующих двенадцати месяцев после ее получения. И в течение этого периода оно не может отказаться от льготы. Если автономное учреждение решило продлить льготу, то по истечении двенадцати месяцев (законодательство не «привязывает» этот срок к календарному году) оно представляет в налоговый орган баланс, выписку из книги продаж и надлежащим образом заверенную выписку из журналов полученных и выставленных счетов-фактур. На основании этих документов автономное учреждение подтверждает то, что в течение двенадцати месяцев сумма полученной выручки (без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца) не превышала 2 млн руб.

Пример 9

Свернуть Показать

Театр, являющийся автономным учреждением субъекта РФ, в течение 12 последовательных календарных месяцев получил выручку в размере 1 200 000 руб. За каждые три последовательных календарных месяца выручка составляла 300 000 руб. И так как выручка за двенадцать последовательных календарных месяцев не превысила 2 млн руб., театр может продлить льготу по НДС.

К сожалению, на практике встречаются ситуации, когда автономное учреждение не подает документы на продление пользования льготой, так как считает, что это происходит автоматически или же «по умолчанию», ввиду его статуса государственной (муниципальной) структуры. Однако получение льготы по НДС никоим образом не связано со статусом. В случае отсутствия подтверждающих документов или при их неполной комплектности автономное учреждение теряет право на льготу по обложению НДС.

Льготный режим по ряду налогов не означает, что автономные учреждения вообще освобождаются от их уплаты. Они являются такими же налоговыми агентами и налогоплательщиками, как и коммерческие организации, и на них распространяются аналогичные обязанности и права, связанные с исчислением и уплатой налогов.


"Руководитель автономного учреждения", 2010, N 3
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Успешный переход бюджетного учреждения в автономное и его работа во многом зависят от руководителя, его энергии и грамотности. У него должен быть опыт привлечения внебюджетных средств, ему необходимо разработать финансовую политику, чтобы не направить деньги на одно в ущерб другому. Какие требования предъявляет к руководителю автономного учреждения современное законодательство?
Органы управления автономного учреждения
Как предусмотрено ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный Закон N 174-ФЗ), к органам автономного учреждения относятся наблюдательный совет, руководитель, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом АУ органы (общее собрание (конференция) работников, ученый совет, художественный совет и др.).
Учредитель автономного учреждения назначает на должность руководителя такого учреждения и прекращает его полномочия, а также заключает и прекращает трудовой договор с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним.
Должность руководителя АУ может именоваться так: директор, генеральный директор, ректор, главный врач, художественный руководитель, управляющий и т.д. К его компетенции относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом автономного учреждения к компетенции учредителя, наблюдательного совета или иных органов АУ. Руководитель действует без доверенности от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание АУ, план его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность АУ внутренние документы. Кроме того, руководитель издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения (ст. 13 Федерального закона N 174-ФЗ).
Руководитель несет ответственность за последствия своих действий согласно федеральным законам, иным нормативно-правовым актам РФ, уставу автономного учреждения и заключенному с ним контракту. Руководитель назначает своих заместителей и регламентирует их компетенцию. Срок полномочий руководителя утверждается учредителем АУ при создании и закрепляется в уставе.
Возможности совмещения
В соответствии со ст. 276 ТК РФ руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).
Каких-либо специальных ограничений в части занятия должности руководителя автономного учреждения Федеральный Закон N 174-ФЗ не содержит. Таким образом, с разрешения уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа), например, наблюдательного совета, одно лицо может являться руководителем двух автономных учреждений либо работать по совместительству руководителем АУ. Запрет на работу директором по совместительству федеральным законодательством установлен только в отношении автономных государственных и муниципальных образовательных учреждений.
В то же время, если в уставе АУ предусмотрено, что руководитель не имеет права осуществлять иную деятельность, помимо руководства текущей деятельностью организации, это правило должно выполняться. Его нарушение может быть расценено как однократное грубое нарушение трудовых обязанностей и влечет увольнение руководителя по п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Положение о том, что руководитель учреждения не имеет права выполнять работу по совместительству или заниматься предпринимательской деятельностью, которая может вступить в противоречие с интересами АУ, должно быть закреплено в заключаемом с руководителем трудовом договоре.
Руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета.
Финансовая ответственность
Несомненно, на руководителе автономного учреждения лежит огромная ответственность. Так, ч. 4 ст. 17 Федерального закона N 174-ФЗ установлено, что руководитель АУ несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных последнему в результате совершения крупной сделки с нарушением требований настоящей статьи независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
Вместе с тем принятие Федерального закона N 174-ФЗ "развязало руки" руководителю автономного учреждения, при том что вся деятельность является подотчетной.
Приведем пример из практики работы автономных учреждений Республики Коми. Заведующая ДОУ N 114 Сыктывкара А.Н. Кузнецова в своем интервью заявила, что переход учреждения к автономии дал ей свободу финансово-хозяйственной деятельности. Стало возможным брать кредиты. Благодаря финансовой самостоятельности АУ привлекает поставщиков и подрядные организации, вовремя с ними рассчитывается за поставленные товары и оказанные услуги. За работой автономного учреждения следит наблюдательный совет, который (вопреки опасениям) не устраивает никакого прессинга. Кроме того, попечительский совет ДОУ N 114 учредил благотворительный фонд "Наши дети", чтобы привлекать в детский сад дополнительные внебюджетные средства.
Особенности заключения трудового договора
Важными аспектами в работе автономного учреждения являются грамотно закрепленные полномочия его руководителя и правильное оформление при назначении на должность.
Заключенный с руководителем автономного учреждения трудовой договор обязательно должен содержать пункты:
- о компетенции и правах руководителя;
- об обязательствах сторон трудового договора;
- об оплате труда и социальных гарантиях;
- об ответственности руководителя АУ;
- об изменении и расторжении трудового договора.
Приведем круг основных прав и обязанностей руководителя. Руководитель:
1) организует работу автономного учреждения;
2) действует без доверенности от имени автономного учреждения, представляет его интересы на территории РФ и за ее пределами;
3) заключает договоры, в том числе трудовые;
4) выдает доверенности, совершает иные юридические действия;
5) открывает в банках расчетные и другие счета;
6) утверждает смету расходов и штатное расписание автономного учреждения;
7) применяет к работникам автономного учреждения меры поощрения и дисциплинарного взыскания в соответствии с действующим законодательством РФ;
8) делегирует свои права заместителям, распределяет между ними обязанности;
9) в пределах своей компетенции издает приказы (распоряжения) и дает указания, обязательные для всех работников учреждения, утверждает положения о представительствах и филиалах;
10) при расторжении трудового договора осуществляет передачу дел вновь назначенному руководителю АУ.
Руководитель обязуется:
1) добросовестно и разумно руководить автономным учреждением, обеспечивать выполнение заданий, установленных учредителем, и осуществлять иные полномочия, отнесенные федеральным и областным законодательством, уставом учреждения и трудовым договором к его компетенции;
2) обеспечивать соблюдение автономным учреждением целей, в интересах которых оно создано, высокоэффективную и устойчивую работу учреждения;
3) при исполнении своих должностных обязанностей руководствоваться законодательством РФ, уставом автономного учреждения и трудовым договором;
4) обеспечивать своевременное и качественное выполнение всех договоров и обязательств автономного учреждения;
5) обеспечивать содержание в надлежащем состоянии закрепленного за автономным учреждением движимого и недвижимого имущества, своевременно проводить капитальный и текущий ремонты недвижимого имущества;
6) обеспечивать надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие единым межотраслевым и отраслевым правилам по охране труда, санитарным нормам и правилам, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном законодательством;
7) обеспечивать своевременную оплату автономным учреждением в полном объеме всех установленных законодательством налогов, сборов и обязательных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
8) обеспечивать своевременную выплату заработной платы, надбавок, пособий и иных выплат работникам учреждения в денежной форме;
9) не разглашать сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну, ставшие известными ему в связи с исполнением своих должностных обязанностей;
10) обеспечивать выполнение требований по гражданской обороне и мобилизационной подготовке;
11) обеспечивать сохранность документов по личному составу учреждения;
12) обеспечивать использование имущества автономного учреждения, в том числе недвижимого, по целевому назначению в соответствии с видами деятельности учреждения, установленными его уставом, а также использование по целевому назначению выделенных учреждению средств;
13) представлять отчетность о работе автономного учреждения в порядке и сроки, установленные законодательством;
14) обеспечивать доступ на территорию АУ членов комиссии при проведении проверок порядка фактического использования и сохранности недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением или приобретенного на средства, выделенные учредителем на приобретение этого имущества, предоставлять возможность осмотра указанного имущества, давать комиссии объяснения (письменно или устно), касающиеся порядка использования государственного имущества, закрепленного за АУ;
15) обеспечивать использование имущества автономного учреждения, в том числе недвижимого, по целевому назначению в соответствии с видами деятельности учреждения, установленными уставом, а также использование по целевому назначению выделенных средств;
16) представлять в наблюдательный совет проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность учреждения;
17) подавать предложения наблюдательному совету АУ:
- о совершении крупных сделок;
- о совершении сделок, в которых имеется заинтересованность;
- об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам в качестве учредителя или участника;
- о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открывать банковские счета.
А.В.Варенова
Эксперт журнала
"Руководитель
автономного учреждения"
Подписано в печать
09.03.2010

Может, в законодательстве запрета нет.

Однако, сделка между автономным учреждением и ООО в данном случае приводит к конфликту интересов и является сделкой с заинтересованностью (ст.27 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ). Такая сделка может быть признана судом недействительной.

Обоснование

Из закона
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ О некоммерческих организациях

Статья 27. Конфликт интересов

1. Для целей настоящего Федерального закона лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами (далее - заинтересованные лица), признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации.
Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации.

2. Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации.
Под термином "возможности некоммерческой организации" в целях настоящей статьи понимаются принадлежащие некоммерческой организации имущество, имущественные и неимущественные права, возможности в области предпринимательской деятельности, информация о деятельности и планах некоммерческой организации, имеющая для нее ценность.

3. В случае, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и некоммерческой организации в отношении существующей или предполагаемой сделки:
оно обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки (в бюджетном учреждении - соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя);

сделка должна быть одобрена органом управления некоммерческой организацией или органом надзора за ее деятельностью (в бюджетном учреждении - соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя).

4. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана судом недействительной.
Заинтересованное лицо несет перед некоммерческой организацией ответственность в размере убытков, причиненных им этой некоммерческой организации. Если убытки причинены некоммерческой организации несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед некоммерческой организацией является солидарной.