Вопросы классификации в индустрии развлечений. Теоретический аспект: уровни, виды и принципы организации досуговой деятельности Классификация досуговых центров


Виды досуговой деятельности и занятий человека в свободное вре­мя весьма многообразны по содержанию, типологическим свойствам, различны по формам проведения и организации. Существовавшие в прошлом, а также современные типы, виды и формы досуга действи­тельно трудно охарактеризовать исчерпывающим образом, так как они имеют почти безграничный спектр проявлений. Разновидности досуга к тому же постоянно умножаются за счет рождения новых видов и форм.

Свести в единую схему все разновидности досуга и досуговых заня­тий не представляется возможным. В процессе анализа обычно исполь­зуются отдельные подходы и частные схемы, позволяющие классифи­цировать наиболее освоенные разновидности досуга, а также массовые формы его организации. Рассмотрим важнейшие типы досуга по ряду критериев, которые формируют эти типы, виды досуговой деятельнос­ти и разновидности досуговых занятий.

Разные направления досуга в зависимости от форм проведения и организации. Наопределенной исторической стадии общественного развития досуг начинает диффе­ренцироваться; в нем можно выделить следующие крупные направле­ния:

досуг, реализуемый человеком или группой лиц на основе этнонациональных традиций, приобретающий спонтанный и органичный ха­рактер, проводимый в привычных и распространенных формах. Такой досуг, как правило, не требует сложных приготовлений, дорогостояще­го оборудования, специальных помещений, хотя определенные условия, некоторые предметы и товары необходимы. К такому досугу и сегодня обращаются люди в свободное время, а также в дни общих праздников, памятных дат. К такому типу досуга следует отнести настольные игры, застолья, встречи, а также традиционные этнические праздники и обря­ды, народные игры, соревнования, спортивно-оздоровительные занятия на свежем воздухе, охоту, рыбалку и др. До настоящего времени такие формы досуга остаются основными как в будни, так и в дни отпуска, в праздничное время.

специально организованный досуг особенно характерен для групповых и массовых мероприятий, требует особых навыков разработки, реализуется после предварительной подготовки и невозможен без кон­троля менеджеров-профессионалов. Досуговые занятия планируются и реализуются с помощью организаторов (бизнес-структур, работни­ков учреждений культуры, профессиональных аниматоров, общественных организаций, любителей, желающих проявить себя в рамках обще­ственного досуга и др.). Аудитория, желающая удовлетворить свои досуговые потребности, включена в организованный досуг на условиях организаторов, для реализации такого вида досуга необходимы место (помещение или открытое пространство), материально-техническая база, специальное оборудование (техника, тренажеры, мебель и др.), кадры. Таковы многие общественные (индивидуальные, групповые и массовые) формы досуга в городских условиях.

Организованный досуг подразделяется на разновидности, например, в зависимости от того, кто и с какой целью его организует. Так, следует выделить следующие субъекты организации досуга:

    специализированные фирмы, предоставляющие досуговые услуги разного рода, профиля и назначения на коммерческой основе для широкого круга потребителей;

    специализированные культурно-досуговые структуры (каналы СМИ, учреждения культуры, а также учреждения социокультурного профиля государственных, региональных или муниципальных органов вла­сти - музеи, библиотеки, учебные заведения и т.п.), ориентированные на широкую или на целевую аудиторию;

    общественные и политические организации, добровольные объединения (партии, общественные движения, культурные сообщества, не­ государственные каналы СМИ), организующие досуговые мероприятия ради социально значимых целей, а также для своих сторонников;

    административно-руководящий состав трудовых коллективов и предприятий (фирм, коммерческих организаций, производственных объединений и т.п.), организующий досуг своего персонала;

    руководство подразделений военно-силовых и специальных структур, организующее досуг своего контингента (военнослужащих, вольнонаемных, состава исправительно-трудовых учреждений и др.);

    добровольные группы, желающие выступить перед широкой аудиторией (музыкальные молодежные ансамбли, самодеятельные театральные труппы и др.);

    религиозные структуры (церковные организации, религиозные общины), организующие свободное время верующих.

Между неорганизованными и организованными направлениями досуга имеется множество промежуточных и смешанных форм, когда досуговые занятия одного типа дополняются занятиями другого типа. Например, семейный праздник проводится не дома, а, допустим, в ресторане. Когда же семья отмечает новогодний праздник, в дом могут быть приглашены из специализированной фирмы Дед Мороз и Снегурочка с подарками для детей.


Рис. 4 Индустрия досуга

Отмечается большое разнообразие предприятия, занимающихся созданием и организацией условий развлечения.

В традиционной классификации отраслей хозяйства соответствующие предприятия рассредоточены по многим отраслям, образуя иногда их не основную вспомогательную или побочную деятельность.

Долгое время изучению и удовлетворению духовных потребностей людей уделялось недостаточное внимание.

Поскольку индустрия развлечений относительно молода, вопросы экономики, организации и управления предприятиями, обеспечивающими процесс развлечений, недостаточно разработаны. Не решены вопросы технологической связи составных частей такого предприятия, его инфраструктуры. Не сформирована совокупность организационно – экономических признаков, характерных предприятию индустрии развлечений.

Опыт развития индустрии развлечения в различных странах позволяет представить принципиальный состав ее самостоятельных единиц.

К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Такими единицами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности - цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и т.д. Разнообразные зрелищные предприятия - это стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы, радиовещание и телевидение и др.) также обеспечивают процесс развлечений. К индивидуальным развлечениям относятся предприятия физической культуры (искусственные бассейны, катки, спортивные залы и клубы), а также спортивно-зрелищные предприятия. Посещение библиотек, музеев, выставок, клубных учреждений и т.д. также сопровождается развлечением.


Рис. 5 Классификация предприятий досуга (отечественный опыт)


Рис. 6. Классификация предприятий досуга (зарубежный опыт)

Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые и трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала.

Изучение туристов в качестве потребителей конкретных результатов имеет важное значение. В широком смысле положительные эмоции туриста могут быть связаны с любым моментом туристической поездки (передвижением к месту отдыха, фактом смены своего местоположения, самим отдыхом). Следует учесть, что понятие «турист» по отношению к конкретной личности является временным. Закономерности потребления продукции индустрии развлечений должны быть изучены в сопоставлении с предыдущим образом жизни человека.

4. Актуальность задач изучения индустрии развлечений.

1. В изучении нуждаются закономерности и тенденции развития индустрии развлечений, учитывая важную роль развлечений в формировании личностных особенностей человека. Создание моделей индустрии развлечений будет способствовать более эффективному управлению соответствующими процессами, повышению эффективности социальной политики. Развитие теории потребления, относящейся к развлечениям, направит последующие исследования на более рациональный путь.

2. Индивидуальные развлечения ряда стран превращены в выгодную сферу вложения капитала с коротким периодом окупаемости. Развитая конкурентная сеть предприятий обеспечивает человеку обширный добровольный выбор конкретной формы и способа развлечений. Однако, коммерческая направленность развлечений увеличивает возможность изменения структуры развлечений в заданном направлении. При этом необходимо видеть разницу между подстройкой индустрии развлечений к потребностям человека и корыстной направленностью сознания людей вследствие предложенного им комплекса развлечений. Правовая и экономическая основа деятельности индустрии развлечений нуждается в особом подходе.

3. Современная жизнь характеризуется ускоренным ритмом, нагнетанием душевных стрессов, эмоциональной неуравновешенностью людей. Увеличивается риск заболеваний нервной системы, гиподинамией. Снятию нервного напряжения у человека, избавлению его от лишней энергии способствуют развлечения наряду с другой досуговой деятельностью. Уход от действительности, расслабление человека, являются важными ценностными ориентациями индустрии развлечений. Деэнергетизацня личности должна правильно решаться на основе соответствующего уровня индустрии развлечений.

4. Независимо от того, процесс развлечения происходит индивидуально или в компании, развлечение выступает индивидуальным благом. Поскольку значительную часть развлечений человек получает в узком кругу, поэтому целенаправленное развитие индустрии развлечений должно быть «запрограммировано» на преодоление и компенсацию негативных последствий разобщённости людей.

5. Механизм воздействия образов индустрии развлечений на человека необходимо формировать с учетом современных условий. Недостаточный уровень изученности таких проблем обусловлен множеством воздействующих факторов и изменением их во времени и связью с духовными потребностями человека. Необходимо выявлять и оценивать факторы, определяющие эффективность функционирования индустрии развлечений.

6. Спрос на деятельность индустрии развлечений, масштаб и особенности функционирования предприятий зависят от величины и форм использования свободного времени.

Важным фактором формирования индустрии развлечений является уровень доходов населения. Факторы, влияющие на развитие индустрии развлечений, необходимо оценивать и анализировать.

7. Сбор полной информации необходим для управления развитием индустрии развлечений. Поэтому важное значение для изучения индустрии развлечений имеет разработка методических подходов.

5. Анализ социологической информации о развитии индустрии развлечений.

Необходимость формирования системы показателей индустрии развлечений обусловлена особенностью показателя как научного понятия (отдельный показатель отражает только часть исследуемого) и сложностью объекта изучения. В зависимости от характера выделяемых целей возможно формировать показатели, служащие описанию различных аспектов (технического, экономического, социального).

Учитывая сложную структуру индустрии развлечений, необходимо формирование системы показателей, которые характеризуют различные аспекты: технические, экономические и социальные.

Разработаны методы анализа показателей и методики регистрации экономических и технических процессов. Менее изучены методики и подходы для сбора информации о социальных процессах.

Социологическая информация об индустрии развлечений характеризует процесс организации и управления этими предприятиями.

Планирование социологических исследований включает в себя две группы вопросов: программно - методологических и организационных.

Программно-методологические вопросы - это проведение социологических исследований для установления цели и задач, определение объекта и предмета, составление программы исследования.

Объект или предмет исследования обладает множеством свойств, из которых основные включаются в программу исследования. Изучаемые свойства могут выражаться качественно и количественно. Более сложными для анализа представляются качественные характеристики, не имеющие количественной меры (например, профессия, особенности поведения личности).

Качественные признаки могут иметь количественное выражение в виде шкалы - эталонной системы характеристик изучаемого признака.

Социологи выделяют следующие виды шкал: номинальные, порядковые и интервальные.

Номинальная шкала перечисляет характеристики объекта. Так, если речь идёт о положительных изменениях в любом предприятии досуга, перечисляются возможные варианты этих изменений (прогрессивное руководство, улучшение условий труда, социального климата и др.).

Порядковая шкала систематизирует характеристики изучаемых признаков по мере их возрастания или убывания. Простейшая порядковая шкала имеет вид: да, нет, затрудняюсь ответить. На практике более распространена порядковая шкала.

Интервальная шкала имеет баллы соответственно каждому её делению. Разности между характеристиками исчисляются в баллах. Это позволяет исчислять разности между характеристиками. Существуют более сложные шкалы, которые с большей точностью и полнотой характеризуют изучаемые признаки. Все шкалы должны удовлетворять требованиям обоснованности, чувствительности, полноты.

Применение конкретных шкал, по сути дела, предопределяет круг дальнейших методов анализа собранной информации.

К каждому конкретному методу анализа собранной информации подбирается соответствующая шкала.

При организации плана исследования устанавливаются время, место и сроки, а также исполнители и материальная база проведения работ, способы сбора данных.

Проведение сплошного исследования, то есть всех единиц объекта, не всегда дает положительный результат. Иногда для этого нет ресурсов или не гарантируется точность оценок. Поэтому предпочитают не сплошные исследования: выборочные или монографические.

Первичную социологическую информацию о развитии индустрии развлечений собирают различными методами:

1. наблюдение;

2. эксперимент;

3. изучение документов;

В процессе наблюдении социолог непосредственно воспринимает изучаемый объект, на который он невольно может влиять, поэтому возрастает вероятность получения искажённых данных.

При эксперименте осуществляются управляющие воздействия на объект и замеряются последствия этих воздействий.

Изучение документов как носителей информации об объекте осуществляют традиционным и формализованным методами.

Различные опросы в письменной и устной форме являются наиболее распространёнными методами сбора информации. Для этого необходима разработка анкеты, в которой вопросы возможны открытые (ответ в свободной форме), закрытые (с подсказкой, с вариантами ответов) и полузакрытыми. Для полноты исследования объекта задают прямые и косвенные вопросы, основные и контрольные. Oт структуры анкеты, корректной формулировки вопросов, зависит точность собираемых данных. Все эти собранные данные носят условный характер.

Анализ социологической информации предусматривает два направления работ:

1. описание полученных данных в общепринятой форме, для чего существуют описательные методы статистики;

2. переход от выявленных данных к обобщениям развивает методы, которые называют статистикой выводов.

Описательная статистика чаще применима для распределения количественных или качественных признаков.

Из различных описательных техник наиболее часто используют на практике такие: построение рядов распределения, графики, таблицы и др.

Ряды распределения характеризуют структуру исследуемого объекта относительно определенного признака.

Дискретному раду распределения соответствует график, называемый полигоном, интервальному - гистограмма. Кумулятивная кривая представляет ряд распределения с накопленными частотами. При бесконечном увеличении числа интервалов признака, возможно перейти от гистограммы к кривой распределения как обобщенной модели распределения.

Контрольные вопросы

1. Назовите главные элементы рекреации.

2. В чем сущность рекреационного бизнеса?

3. В чем состоит социальная направленность развития индустрии развлечений?

4. Задачи организации досуга.

5. Назовите основные характеристики организации процесса развлечений.

6. какие факторы обуславливают выбор развлечений?

7. Перечислите виды деятельности предприятий досуга.

8. Что представляет собой индустрия досуга?

9. Приведите классификацию предприятий досуга, отечественный и зарубежный опыт.

10. В чем состоит актуальность задач изучения индустрии?

11. Каков анализ социологической информации о развитии индустрии развлечений?

1.2 Виды и формы современного досуга, классификация видов и форм деятельности

Современные исследования досуговой деятельности имеют несколько отличные взгляды при определении видов досуговой деятельности, классификации видов и форм досуга.

Например, Л.В. Байбородова и М.И. Рожкова в своем учебно-методическом пособии «Воспитательная система в детском загородном лагере» (Ярославль: Академия развития: 2003. - 256с.) относят к современным видам досуга следующие: отдых, развлечение, самообразование, творчество, общение, праздник.

Схематично организация досуговой деятельности по Л. В Байбородовой, М. И. Рожкова по видам и формам может быть представлена в следующем варианте:

Схема № 1

Несколько иначе рассматриваются и классифицируются виды досуговой деятельности у А. Фоминой в ее статье «Свободное время детей: проблемы содержательного направления» (журнал для родителей и педагогов, М., 2003 г.). Она пытается рассмотреть виды досуговой деятельности с точки зрения досуговой в сфере дополнительного образования (схема №2)

Схема № 2

Виды досуговой деятельности в сфере дополнительного образования (по А. Фоминой)

Образовательная

Культурно-досуговая

Трудовая

Спортивно-реактивная

Учебно-исследовательская

Коммуникативная

Овладение опытом поведения в социально-активной деятельности

Углубление и дополнение знаний, полученных в школе

Овладение всем многообразием национальной культуры, культуры других народов, мировой культуры, театрального искусства песенного искусства, живописи, народного фольклора

Социально-значимая (бесплатная), трудовая (оплачиваемая) деятельность -- возможность апробировать себя в будущей профессии

Укрепление и сохранение здоровья детей и молодежи, формирование здорового образа жизни

Повышение качества образования

Обучение культуре общения

Если сравнивать обе таблицы, то можно в них найти больше общего, чем отличного. Например, в обеих таблицах исследователи к основным видам современного досуга относят общение (схема №1) и коммуникативную деятельность (схема №2), самообразование (познание), (схема №1) и образовательную, учебно-исследовательскую деятельность (схема№2), праздник, творчество, развлечение (схема№1) и культурно-досуговую деятельность (схема№2).

Однако в первом варианте у Л.В. Байбародовой и М.И. Рожкова не выделяются трудовая и спортивно - рекреативная, игровые виды деятельности как отдельные виды, они включены в другие виды как формы досуга.

Интересный вариант классификации видов и форм досуговой деятельности молодежи предлагается в ст. «Досуг современной молодежи» (ж. «Внешкольник», №10, 2003 год) и представлен на схеме №3.

Досуговая деятельность молодежи в современных условиях: виды и формы

Общественно -- политическая

Политические клубы, организации, объединения

Культурно-духовная

Воскресные школы для детей и взрослых;

Коллективы художественной самодеятельности и клубы по интересам;

Музыкальные салоны, литературные гостиные;

Творческие встречи с выдающимися учеными, музыкантами, представителями литературы, искусства, духовенства и прочего

Досугово-коммерческая

Аукционы, шоу-представления;

Концертно -- и театрально-зрелищная деятельность;

Музыкальные марафоны;

Компьютерные классы;

Прокатная форма деятельности;

Работа кафе и видеобаров

Художественно-творческая

Коллективы художественной самодеятельности, изостудии, прикладное творчество и т. д.

Учебно-образовательная

Курсы повышения квалификации, центры дополнительного образования, платное обучение иностранным языкам, быстрому чтению, программированию, машинописи, моделированию и т. д.

Благотворительная

Акции милосердия для детей-инвалидов, сирот;

Деятельность фондов культуры и искусства, связанных с развитием творческой инициативы;

Восстановление памятников культуры, истории, архитектуры и пр.

Производственно-творческая

Выставки - продажи произведений прикладного творчества (изделий из керамики, дерева, художественное литье, живопись, графика и т. п.);

Реставрация памятников культуры и архитектуры;

Диско-мастерские (видеозвукозапись, услуги по ремонту и эксплуатации технической аппаратуры и т. д.).

Физкультурно-оздоровительная

Секции по разным видам спорта, экстремальные виды спорта, бодибилдинг, культуризм, путешествия, походы и пр.

Неформальная

Молодежно-досуговые формы (панки, металлисты, рокеры, фанаты и пр.);

Националистические;

Общественно-политические;

Экологические, религиозные и пр.

Субкультурная

Антисоциальные и противоправные формы: алкоголь, наркотики, суицид, проституция и пр.

В отличие от предыдущих авторов, автор включает в виды современной досуговой деятельности неформальный и субкультурный виды деятельности, которые, чаще всего, по мнению А.В. Павлинова, «испытывают дефицит положительных нравственных ориентиров, разнообразие предметов деятельности и могут оказать негативное влияние на развитие личности молодого человека».

А.В. Павлинов предлагает разделение досуговой деятельности на культурную досуговую деятельность и некультурную, асоциальную, а в худшем случае - деликвентную и преступную досуговую деятельность.

Если в культурно-досуговой деятельности присутствуют моменты творчества и человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания, то во втором случае - жизнь человека сводится к утилитарным видам деятельности, ложным ценностям.

Иными словами, анализируя таблицу видов и форм досуговой деятельности в современных условиях, представленной на схеме №3, обращаешь внимание на «появление особой моды на те, или иные способы проведения свободного времени», сочетание прежних способов проведения свободного времени и тех, которые вызваны реалиями сегодняшнего дня (А.А. Басилая).

В последнее десятилетие особенно модными видами досуга для молодежи стали такие виды как: шоу-представления, концерты с участием музыкальных кумиров, посещение кафе, видеобаров, секций по экстремальным видам спорта, бодибилдингу, культуризму, изучение компьютера и т. д.

Упал интерес у подрастающего поколения к чтению, посещению выставок, музеев, спектаклей, занятий художественно-прикладными и техническими видами творчества.

Некоторая часть молодежи предпочитает реализацию свободного времени в индивидуальной форме, без специального воздействия каких-либо организаторов культурного досуга, т. е. проводят его дома (чтение книг, просмотр телепередач, видеофильмов, общение через систему интернет, прослушивание музыкальных записей).

Возрастает количество тех, кто чаще всего, использует досуг для прогулок по городским и деревенским улицам с друзьями и общение в подъездах, во дворах, для игр в азартные игры, распития спиртных напитков, употребление наркотических и токсических веществ.

Сложившаяся ситуация выдвигает серьезные требования к современным исследователям в решении проблемы молодежи в условиях общности, в которой происходит освоение молодежью практически всего свободного времени.

Начинать надо, вероятно, с образования, которое формирует и закрепляет систему ценностей, в том числе досуговых.

Подключение к этому процессу других учреждений культуры, досуга, спорта, общественных организаций, органов самоуправления - будет способствовать созданию стройной системы погружения молодого человека в среду воспитывающего воздействия. Этот вывод, требующий участия всех социальных институтов в развитии личности, может быть основополагающим при рассмотрении досуга молодежи.

Анализ уровня организации молодежного досуга в сельской местности (на примере РОМЦ отдела культуры)

Существует несколько типов проведения свободного времени в зависимости от способности воспринимать тот или иной вид искусства. Очевидно, что «массовое искусство» отличается легкостью восприятия, доступностью, ориентацией на типичность...

Под внеучебной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей...

Игра в учебной деятельности младших школьников

Игра как ведущий тип деятельности дошкольников

Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр: - игры, возникающие по инициативе ребенка - самодеятельные игры; - игры, возникающие по инициативе взрослого...

Игровая деятельность детей младшего школьного возраста в образовательном процессе начальной школы

Методические подходы к анализу учебной литературы в системе профессионального образования

Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования. Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий...

Организация коллективного труда в старшей группе

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности. Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям...

Организация семейного оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста

В качестве функций оздоровительного семейного досуга мы выдели следующие: 1. воспитание интереса к физической культуре и спорту...

Основы научной организации учебной деятельности студента в вузе

Учебные занятия в вузе, как правило, проводятся в виде лекций, семинаров, лабораторно-практических занятий, коллоквиумов и т. д. Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами...

Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей

Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение...

Поощрение и наказание в образовательном процессе: за и против

Говоря в целом, поощрения и наказания - это совокупность средств регулирования отношений, составля-ющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком...

Поощрение и наказание в преодолении нарушений поведения младших школьников

Поощрение и наказание - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком...

Система кружковой работы по математической логике в 6 классе основной школы

В соответствии с частными задачами данного параграфа остановимся на характеристике собственно внеурочной деятельности в рамках нашего понимания. Внеурочная деятельность, то есть деятельность, находящаяся за рамками урочного расписания и в...

Технологии осуществления педагогического процесса

Многообразие предметов деятельности определяет и видовое ее многообразие. На основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М. С. Каганом, Н. Е...

Формы внеурочной воспитательной деятельности с младшими школьниками

Форма внеурочной деятельности - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств...

По мере перехода от малочисленных групп к группам со средним и с высоким и сверхвы­соким числом участников меняются организационные приемы и техно­логии, что связано с изменением материально-технических, финансо­вых и кадровых показателей. Итак, число участников досуговых групп может быть следующим:

♦ небольшая группа участников досуга (2-7 человек);

♦ средняя группа (до 30 человек);

♦ большая группа (30-100 человек);

♦ сверхкрупная группа (более 100 человек, ориентировочное число
людей, за действиями которых конкретный человек может наблюдать в
стабильной ситуации, продуцируя ответную реакцию).

На многолюдных гуляньях, в местах зрелищно-массовых мероприятий собираются одновременно тысячи и десятки тысяч людей. В этом случае речь идет о массовой аудитории досуга. Безусловно, человек не способен одновременно общаться с таким количеством людей. Здесь нужны особые способы и технологии организации досуговой деятельности. Характер досугового общения меняется в зависимости от аудито­рии того или иного технического канала связи. В случае, например, те­левизионной трансляции с места события общественного или мирового значения за ней следят в режиме реального времени сотни тысяч и мил­лионы зрителей, однако они не в состоянии общаться между собой, хотя после передачи многие из них, конечно, смогут обсуждать увиденное. Возможности взаимодействия людей друг с другом возрастают при использовании технических средств, принадлежащих к интерактивным сетям глобальной связи. Правда, и здесь действует правило: чем мень­шее число людей задействовано на одном и том же канале связи в опре­деленный промежуток времени, тем более активным может быть их вза­имодействие. Чем больше аудитория одного канала, тем труднее участ­никам взаимодействовать в режиме реального времени. Коммуникация между ними в этом случае может быть растянута во времени. Известно, что аудитория разных конференций, форумов, веб-страниц в Интернете исчисляется сотнями и даже тысячами участников.

Итак, коммуникация между членами одного досугового занятия, может осуществляться на индивидуальной основе, в домашней обста­новке, на базе традиционных норм связи, закрепленных в конкретной культуре, а также на основе современных коммуникативно-рекреацион­ных технологий и с помощью технических средств.

Классификация досуга по сложности характера и строения. Досуговые занятия можно классифицировать по сложности структурного строения. В этом случае можно выделить такие формы культурно-досуговой деятельности:

♦ одно несложное занятие, которое может состоять из ряда этапов и несходных между собой процедур - уход за цветами, чтение книги дома или в общественной библиотеке, загорание на пляже;

♦ несколько относительно простых занятий, в которых субъект досуга может обращаться одновременно или поочередно, с перерывами,
например посещение ресторана. Здесь проходят беседа пришедших вместе людей, выбор напитков и блюд, поглощение пищи, прослушивание
музыкальных номеров, участие в танцах; просмотр концертных номе­
ров;

♦ сложное по структуре досуговое занятие, которое в свою очередь
может состоять из комплексных мероприятий, одновременно происходящих или следующих друг за другом, каждое из которых собирает свою аудиторию. Например, во время праздника на городских улицах проходят разные культурные мероприятия, которые зрители наблюдают или принимают в них участие: аттракционы, выступления артистов на концертных площадках, спортивные соревнования, шуточные состязания в
остроумии, сообразительности, ловкости, выставки, демонстрирующие
предметы искусства или продукцию, связанную с праздничной темати­кой, и т.п. Каждый человек может что-то приобрести (сувениры, украшения, изделия культурного-бытового назначения) или посетить пункт
общественного питания (кафе, ресторан), а также купить еду, напитки
на улице.

Еще более сложный характер приобретают некоторые виды досуго-вой деятельности, в рамках которых организуется ряд самостоятельных и сложных культурных мероприятий. Многие из них имеют несхожий характер, что позволяет участникам выбирать наиболее предпочтитель­ные. В этом случае реализация разных видов занятий растягивается на несколько дней и перемежается с занятиями чисто утилитарного назначения. К такому типу культурно-досуговой деятельности принадлежат, например, разного рода биеннале, фестивали, смотры, карнавалы, а так­же туристические путешествия.

В перечисленных случаях участникам предлагается ряд целевых мероприятий, а также ряд дополнительных развлекательных занятий, в перерывах между которыми они могут осуществлять длительные или кратковременные переезды. В этом случае в программе также выделяется время на реализацию первичных потребностей участников мероприя­тия -- еду, гигиену, физиологический отдых и т.п.

Другие виды и разновидности досуговых занятий. Перечислим критерии разделения досуга, которые широко не распространены в ана­литической литературе, они чаще всего имеют вспомогательный харак­тер Выделяют серьезные и обычные виды досуга. Под серьезным досу­гом понимаются занятия, которые, во-первых, требуют от личности упор­ства, активности, творческого подхода, во-вторых, свидетельствуют о самосозидании личности, в-третьих, носят не случайный, а устойчивый характер, определяя этапы жизни. В качестве серьезного досуга высту­пают многие любительские занятия, а также занятия, актуализирующие творческий потенциал, связанные с самореализацией и самоидентификацией человека.

В отличие от серьезного досуга обычные занятия не затрагивают глубинные структуры личности, не формируют творческих качеств личности. Их выполнение требует от человека минимальных усилий и стандартных действий - пассивный отдых дома, прогулки на воздухе, купание в открытом водоеме, загорание на солнце.

Экстравагантные виды досуговых занятий характерны для наро­дов разных исторических периодов, часть из них дошла до нашего вре­мени. Подобные виды досуга, как правило, не встречаются в других местах; нередко сохраняются у жителей определенного поселения или конкретной страны как отголосок далекого прошлого, когда они были праздничной или карнавальной забавой.

Так, в одном из небольших южных городов средневековой Ита­лии зародился праздник, который называют «апельсиновые бои», который жители проводят до настоящего времени и который вызы­вает немалый интерес у туристов. В праздничный день по главной улице городка едет повозка, в которой стоят несколько мужчин. По краям дороги выстраиваются участники праздника и забрасывают повозку апельсинами. Стоящие в ней мужчины отбиваются. Эта си­туация порождает смех и всеобщее удовольствие.

Во многих странах мира сохранились уникальные в современ­ных условиях зрелища и разновидности общественного досуга. На­пример, в Объединенных Арабских Эмиратах пользуются немалой популярностью бега с участием одногорбых верблюдов, которых специально выводят для этой цели.

Еще одна разновидность экстравагантных досуговых занятий связа­на с отдельными увлечениями состоятельных слоев, представители ко­торых во все времени выделялись своими причудами, а иногда и само­дурством. Не будем вспоминать время, когда представители, например, аристократических родов развлекались тем, что унижали людей из низ­ших слоев.

В наше время состоятельные люди многих стран мира держат дома диких животных, среди которых имеются даже хищники, не поддающиеся приручению. Многие из таких животных требуют во­льерного содержания, специалистов по надзору и специальных мер безопасности.

Более простые случаи - содержание в доме привычных собак или кошек. Экстравагантность заключается в том, что хозяева (чаще всего хозяйки) животных проявляют недюжинную фантазию - со­здают для них особо комфортные условия жизни: кормят деликатеса­ми, одевают в дорогие и изящные наряды, делают маникюр, модно стригут, украшают драгоценностями. Домашних животных обслужи­вает целая армия специалистов, которые предоставляют множество услуг. Например, в Чили есть даже фитнес-клуб для собак. Во мно­гих странах искусные хирурги делают животным пластические опе­рации, чтобы собаки или кошки более походили на плюшевых игру­шек. Умерших животных хоронят на специальных кладбищах. По­добные факты свидетельствуют, конечно, не о специфике «досуга животных», а скорее о досуге хозяев, и в немалой степени об их отношении к животным.

Еще одна из причин появления экстравагантных досуговых занятий состоит в том, что существует немало любителей острых ощущений. В свободное время они хотят пережить сильные эмоции, получить та­кие впечатления, которые запоминаются надолго. Подобный спрос во все времена получал предложения. Например, на основе такого спроса родился экстремальный туризм.

Далеко не всегда стремления любителей острых ощущений, а также желание организаторов удовлетворить спрос на подобные ощущения бывают совместимыми с нравственностью. Так, в Таиланде, побережье которого подверглось в декабре 2004 г. разрушительному действию цуна­ми, одна из турфирм приглашала желающих посетить места катастрофы. В качестве мероприятий при этом предлагалась раздача гуманитарной по­мощи, обзор разрушений, а также участие в похоронах погибших. В этом случае можно говорить о неразборчивости целей и содержания маршрута, о конфликте со здравым смыслом и общественной моралью.

В особую разновидность досуговых занятий следует выделить та­кие, которые приобретают в современных условиях откровенно антиобщественный или противоправный характер (антиобщественные, раз­рушительные для индивидуального развития виды досуговой деятельности, а также виды досуговых занятий, запрещенные законом).

Виды досуговой деятельности и занятий человека в свободное вре­мя весьма многообразны по содержанию, типологическим свойствам, различны по формам проведения и организации. Существовавшие в прошлом, а также современные типы, виды и формы досуга действи­тельно трудно охарактеризовать исчерпывающим образом, так как они


Имеют почти безграничный спектр проявлений. Разновидности досуга к тому же постоянно умножаются за счет рождения новых видов и форм.

Свести в единую схему все разновидности досуга и досуговых заня­тий не представляется возможным. В процессе анализа обычно исполь­зуются отдельные подходы и частные схемы, позволяющие классифи­цировать наиболее освоенные разновидности досуга, а также массовые формы его организации. Рассмотрим важнейшие типы досуга по ряду критериев, которые формируют эти типы, виды досуговой деятельнос­ти и разновидности досуговых занятий.

Разные направления досуга в зависимости от форм проведения и организации. Как было показано в первой главе, на определенной исторической стадии общественного развития досуг начинает диффе­ренцироваться; в нем можно выделить следующие крупные направле­ния:

досуг, реализуемый человеком или группой лиц на основе этнона-
циональных традиций, приобретающий спонтанный и органичный ха­
рактер, проводимый в привычных и распространенных формах. Такой
досуг, как правило, не требует сложных приготовлений, дорогостояще­
го оборудования, специальных помещений (хотя определенные условия,
некоторые предметы и товары необходимы). К такому досугу и сегодня
обращаются люди в свободное время, а также в дни общих праздников,
памятных дат. К такому типу досуга следует отнести настольные игры,
застолья, встречи, а также традиционные этнические праздники и обря­
ды, народные игры, соревнования, спортивно-оздоровительные занятия
на свежем воздухе, охоту, рыбалку и др. До настоящего времени такие
формы досуга остаются основными как в будни, так и в дни отпуска,
в праздничное время;

специально организованный досуг 1 особенно характерен для груп­
повых и массовых мероприятий, требует особых навыков разработки,
реализуется после предварительной подготовки и невозможен без кон­
троля менеджеров-профессионалов. Досуговые занятия планируются
и реализуются с помощью организаторов (бизнес-структур, работни­
ков учреждений культуры, профессиональных аниматоров, обществен-

Его называют также «организованный досуг», что не совсем точно. Спонтанный Досуг в традиционных формах также организован. Правда, эта организация базируется на традиции и привычках, в то время как специально организованный досуг заключает в себе немало нового и целенаправленно может быть трансформирован.


Ных организаций, любителей, желающих проявить себя в рамках обще­ственного досуга и др.)- Аудитория, желающая удовлетворить свои до-суговые потребности, включена в организованный досуг на условиях организаторов. Для реализации такого вида досуга необходимы место (помещение или открытое пространство), материально-техническая база, специальное оборудование (техника, тренажеры, мебель и др.), кадры. Таковы многие общественные (индивидуальные, групповые и массовые) формы досуга в городских условиях.

Организованный досуг подразделяется на разновидности, например, в зависимости от того, кто и с какой целью его организует. Так, следует вы­делить следующие субъекты организации досуга:

♦ специализированные фирмы, предоставляющие досуговые услу­
ги разного рода, профиля и назначения на коммерческой основе для
широкого круга потребителей;

♦ специализированные культурно-досуговые структуры (каналы
СМИ, учреждения культуры, а также учреждения социокультурного про­
филя государственных, региональных или муниципальных органов вла­
сти - музеи, библиотеки, учебные заведения и т.п.), ориентированные
на широкую или на целевую аудиторию;

♦ общественные и политические организации, добровольные объе­
динения (партии, общественные движения, культурные сообщества, не­
государственные каналы СМИ), организующие досуговые мероприя­
тия ради социально значимых целей, а также для своих сторонников;

♦ административно-руководящий состав трудовых коллективов и
предприятий (фирм, коммерческих организаций, производственных
объединений и т.п.), организующий досуг своего персонала;



♦ руководство подразделений военно-силовых и специальных струк­
тур, организующее досуг своего контингента (военнослужащих, воль­
нонаемных, состава исправительно-трудовых учреждений и др.);

♦ добровольные группы, желающие выступить перед широкой ауди­
торией (музыкальные молодежные ансамбли, самодеятельные театраль­
ные труппы и др.);

♦ религиозные структуры (церковные организации, религиозные об­
щины), организующие свободное время верующих.

Между неорганизованными и организованными направлениями до­суга имеется множество промежуточных и смешанных форм, когда до­суговые занятия одного типа дополняются занятиями другого типа. На­пример, семейный праздник проводится не дома, а, допустим, в ресто-


Основы теории культурно-досуговой деятельности

Ране. Когда же семья отмечает новогодний праздник, в дом могут быть приглашены из специализированной фирмы Дед Мороз и Снегурочка с подарками для детей.

Досуг разных социальных слоев - возрастных, тендерных, со­циально-имущественных, образовательных. Для организаторов до­суга данная классификация досуга приобретает важное значение. Осо­бо учитывается такой критерий, как возраст субъектов досуговой дея­тельности. Особое внимание уделяется досугу детей и молодежи (дошкольников, школьников младших, средних, старших групп, подро­стков, студентов и др.), а также людей старших возрастных групп (лиц пенсионного возраста).

В практике досуговой деятельности не принято специально выде­лять досуг мужчин или женщин. Многие досуговые занятия, как прави­ло, пользуются одинаковым спросом у представителей обоих полов. Тем не менее имеются досуговые занятия, к которым тяготеют преимуще­ственно мужчины (рыбалка, охота, участие в некоторых видах спорта и др.) или по большей части женщины (рукоделие, цветоводство и др.). Женщины также в большей степени ценят досуг как средство общения, предпочитают ходить в гости, беседовать с близкими и знакомыми и т.п.

Что касается досуга, свойственного разным социальным (профес­сиональным, образовательным и т.п.) группам населения, то важность этого аспекта признается как практиками-организаторами, так и теоре­тиками досуговой деятельности. Предприниматели, организаторы до­суга учитывают содержательные предпочтения отдыха представителей разных социальных групп. На эти предпочтения влияют такие показате­ли, как характер труда, профессия, уровень образования, а также уро­вень доходов (высокообеспеченные, среднеобеспеченные, малообеспе­ченные слои населения). Немаловажно также место проживания потре­бителей досуговых услуг: жители мегаполиса, крупного, среднего или небольшого города, поселка или села. Предпочтения жителей города и села заметно разнятся.

У представителей разных социально-демографических групп сфор­мированы неодинаковые цели, мотивы, содержательные предпочтения, а также поведенческие особенности проведения досуга. Все это влияет на организацию досуга и услуги, которые оказываются в его проведе­нии.

Досуг, связанный с местом проведения. В данном случае выделим Две основные формы досуга: домашний и внедомашний. Такое разделе-



Основы теории культурно-досуговой деятельности

Ние, как уже говорилось, зародилось еще в Древнем мире и продолжает оставаться значимым до сего дня.

Домашний досуг (возможность провести свободное время дома, уединенно или с семьей) исключительно важен для каждого человека в течение всей жизни, поскольку связан с развитием внутреннего мира человека.

В рамках домашнего досуга выделяется семейный досуг, а также отдых вдвоем с любимым человеком. Вообще семейный досуг и досуг с любимым человеком возможен и вне дома. Но как домашнее, так и вне-домашнее проведение свободного времени с членами семьи имеет свои цели и формы, наделяется ярко индивидуализированным характером. Содержание досуга в этом случае определяется непринужденными от­ношениями, душевным и доверительным настроем, семейными тради­циями. Не случайно, например, во всем мире распространен такой вид досуга, как свадебное путешествие молодоженов.

Если иметь в виду семейный досуг дома, то он может быть прове­ден:

♦ в условиях непосредственного проживания человека (дома, на

♦ в домах родственников, знакомых (хождение в гости).

На основе критерия «досуг дома» можно его классифицировать в зависимости от того, с кем человек проводит дома свободное время:

♦ остается один;

♦ с близкими членами семьи;

♦ с членами семьи и другими родственниками;

♦ с друзьями, соседями.

«Досуг наедине» распадается на множество форм и разновидностей (т.е. на разные досуговые занятия):

♦ любительские занятия (чтение, рукоделие, цветоводство, коллек­
ционирование и др.);

♦ обращение к аудиовизуальной информации (просмотр телевизо­
ра, работа в Интернете);

♦ оздоровительные занятия и физические упражнения;

♦ общение с домашними животными и др.

Домашний досуг в кругу родственников может подразделяться на следующие разновидности:

♦ семейные юбилеи, праздничные застолья;

♦ приглашение гостей и хождение в гости;


♦ общие любительские занятия (музицирование, коллекционирова­
ние и др.);

♦ игры (с детьми, настольные, включая азартные игры, и др.);

♦ отдых, любительские занятия на даче или в сельской местности
и т.п.

Досуг, который человек проводит вне дома и за рамками семейно-родственных отношений, также можно подразделить в зависимости от того, где и с кем он проводится. Так, внедомашний досуг люди проводят:

♦ в одиночестве;

♦ с друзьями и знакомыми;

♦ с партнерами по бизнесу, коллегами по работе, учебе;

♦ с малознакомыми или незнакомыми людьми.

В зависимости от места пребывания человека вне дома, досуг мож­но подразделить на следующие формы:

♦ по месту работы, учебы;

♦ в учреждениях культуры (театрах, музеях), досуговых центрах,
игровых заведениях;

♦ в рамках открытого демонстрационного пространстве, на специ­
ально оборудованных зрелищных местах и площадках (пребывание на
стадионе, на ипподроме, на летном поле, выделенном под авиа-шоу
и др.);

♦ в парках (зоопарках), скверах, на городских улицах;

♦ в пунктах общественного питания (в кафе, ресторане);
♦ на природе, в сельской местности и др.

На основе классификации домашнего и внедомашнего досуга мож­но сформировать смешанный его вид, когда, например, человек в со­ставе семьи, а также с друзьями и коллегами участвует в праздничном шествии, ресторанном застолье или в туристском путешествии.

Типы и виды досуга в зависимости от разного содержания. На­зовем типы досуга, основанные на неодинаковой содержательной на­правленности:

♦ культурно-художественный тип (обращение к произведениям ис­
кусства, знакомство с историческими памятниками и др.);

♦ образовательно-развивающий тип (учеба в свободное от работы
время, участие в работе кружков, посещение просветительских мероп­
риятий и др.);

♦ природно-рекреационный тип (пребывание на природе, общение
с Домашними животными и наблюдение за дикими животными);


Основы теории культурно-досуговой деятельности

♦ санаторно-оздоровительный и туристский тип (путешествия, от­
дых на курорте и др.);

♦ спортивно-зрелищный тип (непосредственные занятия спортом и
наблюдение за спортивными соревнованиями);

♦ самодеятельно-любительский тип (хобби, самодеятельное занятие
художественным творчеством);

♦ зрелищно-развлекательный тип.

Выделенные наиболее распространенные и массовидные типы, бе­зусловно, не исчерпывают содержательных разновидностей досуговых занятий, но позволяют образовать новые, смешенные виды и разновид­ности досуга. Например:

♦ народные игры, спортивные занятия и игры на свежем воздухе
(разновидности: подвижные игры, игры с мячом, плавание в открытом
водоеме и др.);

♦ любительские занятия на природе (поход, рыбалка, охота);

♦ культурно-художественный туризм (исторический, музейный ту­
ризм, посещение международных кинофестивалей, театрально-зрелищ­
ных мероприятий и др.).

Весьма разнообразным и широко востребованным является развле­кательный тип досуга - достижение рекреационных целей через вос­приятие определенных видов и жанров искусства. В развлекательном отдыхе задействованы многие разновидности и формы народного ис­кусства (элементы смеховой культуры, бурлеск, веселая музыка и др.), а также профессионального искусства - буффонада, гротеск, эстрад­но-зрелищные формы. Базовыми компонентами развлечений становят­ся смех (юмор, высмеивание), праздничное настроение, легкая музыка (песенно-опереточного типа). Стремление организаторов представить потребителям помпезное и масштабное развлечение рождает в совре­менной индустрии досуга яркое музыкальное зрелище, получившее на­звание шоу. Назначение культурной продукции и содержание досуго­вых занятий приобретает здесь ярко выраженный рекреационный ха­рактер, не требующий от людей серьезных интеллектуальных усилий, ■ не порождающий сложных чувств, хотя острые переживания, радост­ные эмоции в этом случае не противопоказаны.

Развлекательный тип досуга существует в следующих видах и раз­новидностях:

♦ карнавалы, праздничные гулянья и мероприятия (праздник смеха,
проводы зимы, масленица и др.);


♦ развлекательные мероприятия в помещениях (цирковые представ­
ления, вечера юмора и сатиры в концертных залах, капустники, развле­
кательные шоу, скетчи на театральных подмостках);

♦ развлекательные жанры искусства, зрелищные виды художествен­
ной продукции (комедии, комиксы, детективы, триллеры, фильмы ужа­
сов, видеопродукция с эротическим содержанием и др.);

♦ легкая музыка (оперетта, мюзикл), массовые песни, жанровые ком­
позиции;

♦ увеселительные занятия на городских улицах, в парках, в меропри­
ятиях развлекательных центров (представления и концерты, аттракционы,
комнаты смеха, викторины, забавы, игры и состязания всех участников на
открытом воздухе, в полузакрытых и закрытых помещениях);

♦ игровая деятельность (включая азартные игры): казино, игровые
автоматы, тотализатор и др.

Обращение к СМИ и аудиовизуальной продукции. Массовые формы досуга формируют особый тип, связанный с обращением людей к СМИ, включая аудиовизульные и глобальные средства связи. В этом случае рассматривают досуг, основанный на обращении людей:

♦ к печатной продукции (чтение журналов, газет, книг);

♦ аудиопродукции (прослушивание радиопередач, музыкальных
звукозаписей и др.);

♦ видеопродукции (просмотр кино-, видеопродукции, телепередач);

♦ средствам мультимедиа (обращение к компьютерным играм, обу­
чающим программам, интерактивным презентациям и др.);

♦ глобальным сетям (работа в Интернете, ФИДОнете и др.).

В последние десятилетия XX и в начале XXI в. указанные разновид­ности досуга, связанные с обращением к аудиовизуальным и глобаль­ным средствам связи, в развитых странах показывают устойчивый и ди­намичный рост по таким показателям, как массовый охват аудитории, частота обращения людей и время, отводимое ими на это занятие, объе­мы вложенных финансов и получаемой прибыли и др.

Классификация досуга по числу участников. По мере перехода от малочисленных групп к группам со средним и с высоким и сверхвы­соким числом участников меняются организационные приемы и техно­логии, что связано с изменением материально-технических, финансо­вых и кадровых показателей. Итак, число участников досуговых групп может быть следующим:

♦ небольшая группа участников досуга (2-7 человек);


Основы теории культурно-досуговой деятельности

♦ средняя группа (до 30 человек);

♦ большая группа (30-100 человек);

♦ сверхкрупная группа (более 100 человек, ориентировочное число
людей, за действиями которых конкретный человек может наблюдать в
стабильной ситуации, продуцируя ответную реакцию).

На многолюдных гуляньях, в местах зрелищно-массовых мероприя­тий собираются одновременно тысячи и десятки тысяч людей. В этом случае речь идет о массовой аудитории досуга. Безусловно, человек не способен одновременно общаться с таким количеством людей. Здесь нуж­ны особые способы и технологии организации досуговой деятельности.

Характер досугового общения меняется в зависимости от аудито­рии того или иного технического канала связи. В случае, например, те­левизионной трансляции с места события общественного или мирового значения за ней следят в режиме реального времени сотни тысяч и мил­лионы зрителей, однако они не в состоянии общаться между собой, хотя после передачи многие из них, конечно, смогут обсуждать увиденное.

Возможности взаимодействия людей друг с другом возрастают при использовании технических средств, принадлежащих к интерактивным сетям глобальной связи. Правда, и здесь действует правило: чем мень­шее число людей задействовано на одном и том же канале связи в опре­деленный промежуток времени, тем более активным может быть их вза­имодействие. Чем больше аудитория одного канала, тем труднее участ­никам взаимодействовать в режиме реального времени. Коммуникация между ними в этом случае может быть растянута во времени. Известно, что аудитория разных конференций, форумов, веб-страниц в Интернете исчисляется сотнями и даже тысячами участников.

Итак, коммуникация между членами одного досугового занятия, может осуществляться на индивидуальной основе, в домашней обста­новке, на базе традиционных норм связи, закрепленных в конкретной культуре, а также на основе современных коммуникативно-рекреацион­ных технологий и с помощью технических средств.

Классификация досуга по сложности характера и строения. До-суговые занятия можно классифицировать по сложности структурного строения. В этом случае можно выделить такие формы культурно-досу­говой деятельности:

♦ одно несложное занятие, которое может состоять из ряда этапов и
несходных между собой процедур - уход за цветами, чтение книги дома
или в общественной библиотеке, загорание на пляже;


♦ несколько относительно простых занятий, в которых субъект до­
суга может обращаться одновременно или поочередно, с перерывами,
например посещение ресторана. Здесь проходят беседа пришедших вме­
сте людей, выбор напитков и блюд, поглощение пищи, прослушивание
музыкальных номеров, участие в танцах; просмотр концертных номе­
ров;

♦ сложное по структуре досуговое занятие, которое в свою очередь
может состоять из комплексных мероприятий, одновременно происхо­
дящих или следующих друг за другом, каждое из которых собирает свою
аудиторию. Например, во время праздника на городских улицах прохо­
дят разные культурные мероприятия, которые зрители наблюдают или
принимают в них участие: аттракционы, выступления артистов на кон­
цертных площадках, спортивные соревнования, шуточные состязания в
остроумии, сообразительности, ловкости, выставки, демонстрирующие
предметы искусства или продукцию, связанную с праздничной темати­
кой, и т.п. Каждый человек может что-то приобрести (сувениры, укра­
шения, изделия культурного-бытового назначения) или посетить пункт
общественного питания (кафе, ресторан), а также купить еду, напитки
на улице.

Еще более сложный характер приобретают некоторые виды досуго­вой деятельности, в рамках которых организуется ряд самостоятельных и сложных культурных мероприятий. Многие из них имеют несхожий характер, что позволяет участникам выбирать наиболее предпочтитель­ные. "В этом случае реализация разных видов занятий растягивается на несколько дней и перемежается с занятиями чисто утилитарного назна­чения. К такому типу культурно-досуговой деятельности принадлежат, например, разного рода биеннале, фестивали, смотры, карнавалы, а так­же туристические путешествия.

В перечисленных случаях участникам предлагается ряд целевых ме­роприятий, а также ряд дополнительных развлекательных занятий, в пе­рерывах между которыми они могут осуществлять длительные или крат­ковременные переезды. В этом случае в программе также выделяется время на реализацию первичных потребностей участников мероприя­тия - еду, гигиену, физиологический отдых и т.п.

Другие виды и разновидности досуговых занятий. Перечислим критерии разделения досуга, которые широко не распространены в ана­литической литературе, они чаще всего имеют вспомогательный харак-" тер.

Выделяют серьезные и обычные виды досуга. Под серьезным досу­гом понимаются занятия, которые, во-первых, требуют от личности упор­ства, активности, творческого подхода, во-вторых, свидетельствуют о самосозидании личности, в-третьих, носят не случайный, а устойчивый характер, определяя этапы жизни. В качестве серьезного досуга высту­пают многие любительские занятия, а также занятия, актуализирующие творческий потенциал, связанные с самореализацией и самоидентифи­кацией человека.

В отличие от серьезного досуга обычные занятия не затрагивают глубинные структуры личности, не формируют творческих качеств лич­ности. Их выполнение требует от человека минимальных усилий и стан­дартных действий - пассивный отдых дома, прогулки на воздухе, ку­пание в открытом водоеме, загорание на солнце.

Экстравагантные виды досуговых занятий характерны для наро­дов разных исторических периодов, часть из них дошла до нашего вре­мени. Подобные виды досуга, как правило, не встречаются в других местах; нередко сохраняются у жителей определенного поселения или конкретной страны как отголосок далекого прошлого, когда они были праздничной или карнавальной забавой.

Так, в одном из небольших южных городов средневековой Ита­лии зародился праздник, который называют «апельсиновые бои», который жители проводят до настоящего времени и который вызы­вает немалый интерес у туристов. В праздничный день по главной улице городка едет повозка, в которой стоят несколько мужчин. По краям дороги выстраиваются участники праздника и забрасывают повозку апельсинами. Стоящие в ней мужчины отбиваются. Эта си­туация порождает смех и всеобщее удовольствие.

Во многих странах мира сохранились уникальные в современ­ных условиях зрелища и разновидности общественного досуга. На­пример, в Объединенных Арабских Эмиратах пользуются немалой популярностью бега с участием одногорбых верблюдов, которых специально выводят для этой цели.

Еще одна разновидность экстравагантных досуговых занятий связа­на с отдельными увлечениями состоятельных слоев, представители ко­торых во все времени выделялись своими причудами, а иногда и само­дурством. Не будем вспоминать время, когда представители, например, аристократических родов развлекались тем, что унижали людей из низ­ших слоев.


Основы теории культурно-досуговой деятельности

В наше время состоятельные люди многих стран мира держат дома диких животных, среди которых имеются даже хищники, не поддающиеся приручению. Многие из таких животных требуют во­льерного содержания, специалистов по надзору и специальных мер безопасности.

Более простые случаи - содержание в доме привычных собак или кошек. Экстравагантность заключается в том, что хозяева (чаще всего хозяйки) животных проявляют недюжинную фантазию - со­здают для них особо комфортные условия жизни: кормят деликатеса­ми, одевают в дорогие и изящные наряды, делают маникюр, модно стригут, украшают драгоценностями. Домашних животных обслужи­вает целая армия специалистов, которые предоставляют множество услуг. Например, в Чили есть даже фитнес-клуб для собак. Во мно­гих странах искусные хирурги делают животным пластические опе­рации, чтобы собаки или кошки более походили на плюшевых игру­шек. Умерших животных хоронят на специальных кладбищах. По­добные факты свидетельствуют, конечно, не о специфике «досуга животных», а скорее о досуге хозяев, и в немалой степени об их отношении к животным.

Еще одна из причин появления экстравагантных досуговых занятий состоит в том, что существует немало любителей острых ощущений. В свободное время они хотят пережить сильные эмоции, получить та­кие впечатления, которые запоминаются надолго. Подобный спрос во все времена получал предложения. Например, на основе такого спроса родицся экстремальный туризм.

Далеко не всегда стремления любителей острых ощущений, а также желание организаторов удовлетворить спрос на подобные ощущения бывают совместимыми с нравственностью. Так, в Таиланде, побережье которого подверглось в декабре 2004 г. разрушительному действию цуна­ми, одна из турфирм приглашала желающих посетить места катастрофы. В качестве мероприятий при этом предлагалась раздача гуманитарной по­мощи, обзор разрушений, а также участие в похоронах погибших. В этом случае можно говорить о неразборчивости целей и содержания маршрута, о конфликте со здравым смыслом и общественной моралью.

В особую разновидность досуговых занятий следует выделить та­кие, которые приобретают в современных условиях откровенно анти­общественный или противоправный характер (антиобщественные, раз­рушительные для индивидуального развития виды досуговой деятель­ности, а также виды досуговых занятий, запрещенные законом).



Основы теории культурно-досуговой деятельности

2.4. Структурные компоненты культурно-досуговой деятельности

Рассмотрим структуру культурно-досуговой деятельности с пози­ции наличия в ней следующих компонентов:

♦ субъектов деятельности;

♦ задействованных культурно-исторических, художественных, ду­
ховных ценностей, а также товаров культурного назначения;

♦ природно-ландшафтных, биорастительных комплексов;

♦ материально-технических средств, сопутствующих бытовых то­
варов и вещественных ресурсов.

Перечисленные структурные компоненты определяют культурно-досуговую деятельность как единый общественный и экономический феномен, как целостную самостоятельную сферу жизнедеятельности общества и конкретного человека. Рассмотрим их подробнее.

Субъекты культурно-досуговой деятельности. Важнейшими ком­понентами этой деятельности выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов.

Вначале проанализируем индивидуальных и коллективных субъек­тов досуговой активности, участвующие в ее проведении и организа­ции. Именно они определяют ее цели, задачи, содержание. Под субъек­тами подразумеваются как конкретные люди (индивиды, обладающие досуговыми потребностями, а также предприниматели, специалисты, работники учреждений культуры, помогающие организовать досуг дру­гих людей), так и совокупные субъекты (коллективы фирм, организа­ции и учреждения, представительные и исполнительные органы сферы культуры и др.).

Индивидуальные субъекты культурно-досуговой деятельности под­разделяются на:

1) основных субъектов досуговой деятельности; речь идет об инди­видах, а также дружеских группах и коллективах работников, желающих реализовать свои потребности в досуговых занятиях.

Среди основных субъектов выделим:

самодеятельных субъектов. Они задействованы в самодеятель­
но-активных видах досуга (на дому, в дружеских компаниях и др.)
и не обращаются к услугам организаторов-профессионалов. Са­
модеятельными субъектами выступают многочисленные любите-


ли охоты, рыбалки, путешествий автостопом, пеших походов и т.п., которые самостоятельно организуют свои досуговые занятия;

субъектов, прибегающих к помощи организаторов со стороны (в их

качестве выступают как отдельные граждане, так и коллективы работников). В этом случае люди, желающие поохотиться, поры­бачить, отправиться в туристическое путешествие, развлечься, пользуются услугами соответствующих фирм, которые предостав­ляют им такие возможности;

2) организаторов, участвующих в досуговой деятельности на про­фессиональной основе, создающих условия и помогающих основным субъектам деятельности реализовать потребности в отдыхе и развлече­нии. Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников:

руководящий состав профессиональных организаторов досуга -

ведущие менеджеры досуговых фирм, режиссеры, руководители учреждений культуры, работающие в разных областях досугово-го и в целом социокультурного сервиса. Представители этой груп­пы - ключевые фигуры в проектировании, организации и реализа­ции основных этапов досуговой деятельности и предоставления услуг потребителям; во многих случаях они несут ответственность за окупаемость и прибыльность области организации досуга;

профессионально-творческий состав работников искусства и
средств массовой информации
- представители данной группы
осуществляют непосредственный контакт с аудиторией - артис­
ты-исполнители, работающие в разных видах и жанрах искусст­
ва, ведущие концертов, концертмейстеры, дирижеры, журналис­
ты, ведущие радио- и телепрограмм и т.п. Именно их творческие
способности, профессиональное мастерство, психологическая
подготовка оказываются в центре внимания посетителей указан­
ных мероприятий с их участием;

высококвалифицированные работники и специалисты разных от­
раслей производства товаров и продуктов культурного назначения,
а также персонал учреждений культуры, организации сферы серви­
са (работники печати и издательств, врачи, тренеры, аниматоры рек­
реационных центров, мест размещения, руководители туристских
групп, экскурсоводы, инженеры, программисты и провайдеры се­
тей связи и др.). В большинстве случаев они причастны к реализа­
ции основных этапов организации и осуществления досуга, на­
прямую взаимодействуя с потребителями культурного продукта;

рядовые исполнители и производители услуг в области досуга -

работники учреждений культуры, досуговых центров и турфирм, не принадлежащие к руководящему составу, к высококвалифици­рованным специалистам и творческим работникам. Это рядовые исполнители, их помощники. Часть из них напрямую взаимодей­ствуют с потребителем (официант ресторана, дежурный гостини­цы и др.), другие могут эпизодически контактировать или совсем не сталкиваться с потребителями сервисных продуктов;

вспомогательный персонал - технические работники учрежде­
ний культуры, персонал охранных фирм и др., не вступающие в
тесный контакт с потребителями услуг. Оставаясь «в тени», эти
работники осуществляют важные функции: предоставляют незри­
мые услуги, связанные с поддержанием нормальных условий труда
специалистов-организаторов и досуговой деятельности населения.
Эти работники обеспечивают безопасность отдыха, наличие теп­
ла, бесперебойной подачи электричества в закрытых помещени­
ях, надежную работу техники и др.;

♦ представители исполнительной и законодательной власти в цент­ре и на местах, а также работники культурных, лечебно-санатор­ных, спортивно-туристских учреждений, информационных струк­тур и правовых организаций. Работники этих учреждений и органи­заций реализуют государственную, региональную и муниципальную политику в области рекреационной и кулыурно-досуговой деятель­ности, контролируют выполнение законодательно-правовых норм в этой сфере;

♦ лица и структуры, осуществляющие предпринимательские функ­
ции, связанные с финансированием,
а также предоставляющие до­
норскую помощь
организаторам досуга (продюсеры, органы вла­
сти, общественные фонды, спонсоры, меценаты, и др.), а также
партнеры по бизнесу (банковские структуры и др.).

Имеется несколько подходов к классификации коллективных орга­низаторов досуга. Важнейшими критериями их группировки и разделе­ния выступают следующие.

Форма собственности предприятий и учреждений досуга (на при­мере организаций Российской Федерации):

♦ учреждения федеральной собственности;

♦ учреждения субъектов РФ;

♦ учреждения муниципальной собственности;


Основы теории культурно-досуговой деятельности

♦ организации частной собственности физических или юридиче­
ских лиц.

Разновидность деятельности и вид культурно-досугового продукта предприятий и учреждений досуга:

♦ производящие товары и продукты культурного назначения (поли­
графические комбинаты, художественные мастерские, фабрики народ­
ных промыслов и сувениров и др.);

♦ оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрацион­
ные, видеозаписи, фотосъемка и др.), нематериальные (обучающие, куль­
турно-развивающие, информационные, игровые и др.);

♦ осуществляющие в основном торговлю культурными товарами,
предметами искусства.

Целевая направленность предприятий и учреждений досуга:

♦ культурное просветительство, художественное творчество, разви­
тие эстетических чувств аудитории досуга;

♦ отдых и развлечение аудитории.

Способ хозяйственной деятельности предприятия или учреждения досуга:

♦ коммерческий тип. Ориентир на рыночные принципы деятельнос­
ти, получение наибольшей прибыли, достижение экономического эф­
фекта - фирмы, оказывающие услуги в разных сферах культуры и до­
суга, а также частные организации, коммерческие структуры по произ­
водству, демонстрации и торговли товарами культурного назначения;

♦ некоммерческий тип. В иерархии целей преобладают культурно-
содержательные аспекты деятельности: сохранение художественных цен­
ностей и традиций, эстетическое и нравственное воспитание молодежи,
поддержание культурного престижа нации, развитие художественного
творчества и др. - общественные каналы СМИ, государственные теат­
ры, библиотеки, музеи, клубы;

♦ смешанный тип. Некоммерческие по своим целям предприятия и
учреждения ведут предпринимательскую деятельность, а доходы, полу­
чаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие, перерасп­
ределяя дополнительные средства внутри своей организации - в усло­
виях недостаточного финансирования в этот тип вливается часть неком­
мерческих организаций.

Культурно-художественные ценности, товары культурного назна­чения. В досуговой деятельности нередко бывает задействован нема­лый объем культурно-художественных ценностей, а также товаров культурного назначения.



Основы теории культурно-досуговой деятельности

Прежде всего, речь идет о культурно-исторических и художествен­ных ценностях, находящихся в музеях (тематические экспонаты, карти­ны, предметы прикладного искусства, драгоценные камни, украшения, старинные костюмы и утварь и т.п.), расположенных на исторических территориях (исторические памятники, архитектурно-исторические объекты, технические сооружения прошлых веков и др.). В большин­стве стран эта совокупность культурно-исторических и художественных ценностей представляет национальное или мировое достояние и нахо­дится под охраной государства. Но могут существовать также ценности регионального, локального или частного значения, к которым потреби­тели также проявляют интерес.

Сохранение культурно-исторических ценностей требует немалых усилий со стороны их собственников, в частности, финансовых вложе­ний, кадрового обеспечения и др. Но эти усилия и расходы во многом оправдываются. Во-первых, возникает культурно-воспитательный эф­фект: происходит знакомство и освоение этих ценностей представите­лями молодых поколений, местными жителями, которые отождествля­ют свою локальную культуру с этими ценностями и гордятся ими. Во-вторых, культурно-исторические ценности окупаются за счет того, что они входят в экономическую инфраструктуру, позволяя приглашать и обслуживать туристские и экскурсионные потоки, жителей других го­родов, граждан зарубежных стран.

Велика роль в осуществлении досуга предметов и товаров культур­ного назначения: книжной продукции, настольных игр, изопродукции, компакт-дисков, аудио- и видеокассет, коллекционной и сувенирной про­дукции и др. Эту продукцию основные субъекты досуговой деятельно­сти могут приобретать в личное пользование, обращаясь к ней в свобод­ное время. Однако немалая часть товаров культурного назначения мо­жет оседать и в учреждениях культуры: библиотеках, музеях, досуговых центрах.

Расположение центров, хранящих культурно-художественные и ис­торические ценности, а также производство и продажа товаров культур­ного назначения - важные элементы досуговой инфраструктуры кон­кретного города, страны или мирового региона.

Природно-ландшафтная основа, растительный и животный мир как компоненты досуговой деятельности. В современной досуговой деятельности населения развитых стран данные компоненты приобре­тают исключительно важное значение. Особенно высок спрос на эколо­гически чистую окружающую среду, здоровый ландшафт и климат (на-


личие водоемов, древесная, кустарниковая растительность, представи­тели животного мира, ясная и теплая погода). В разных странах, осо­бенно в тех, которые притягивают крупные потоки туристов, специаль­но выделяются и охраняются масштабные чистые зоны: рекреацион­ные, курортные, заповедные, особо охраняемые зоны отдыха, а также заказники-заповедники, крупные парки (национальные, прогулочно-пей-зажные, аквапарки). В определенных поселениях и особенно в городах выделяются локальные рекреационные пространства: зеленые насаж­дения, городские сады, скверы и парки, зоны отдыха, площадки развле­чений. Сохранность природных комплексов и нейтрализация в них не­гативных последствий от рекреационных нагрузок - заслуга владель­цев, в роли которых, как правило, выступают государственные органы или местные власти.

Досуговые занятия, в процессе которых человек обращается с рас­тительным миром, представителями животного мира, - сфера деятель­ности зоопарков и зоомагазинов, а также сервисных фирм, занятых раз­ведением и продажей домашних животных, комнатных растений и рас­тений, высаживаемых в открытом грунте.

Ныне естественные компоненты ландшафтной среды, флоры и фау­ны нередко вводятся в помещение учреждений досуга и центров развле­чений. Так, широко используются декоративные растения, бассейны или аквариумы с рыбами, клетки с поющими пернатыми и даже вольеры с рептилиями.

Материально-технические средства, сопутствующие товары и вещественные ресурсы культурного назначения. К ним относятся материальные сооружения и постройки, технические приспособления, специальное оборудование, приспособления, товары и вещественные ре­сурсы повседневного спроса, сопровождающие кулыурно-досуговую активность.

Материальные сооружения и постройки характерны для досуга, прово­димого как в помещении, так и на открытых площадках (стадионы), в при­родной среде (национальные парки). В одних случаях (отдых в ресторане, культурном учреждении, фитнес-клубе и т.п.) помещение специально со­оружается или в крайнем случае переоборудуется под досуговое помещение. Для этого в каждой стране вырабатываются строительные (СНиПы) и ин­женерно-технические стандарты, технологии и нормативы для возведения таких построек и обслуживания в них людей. Речь идет о расчете свобод­ной площади на одного посетителя, об уровне комфорта, о требованиях

Безопасности и т.п. Когда сооружение для отдыха больших групп людей возводится не по нормативам, рассчитанным на специфические геоклима­тические условия, когда игнорируются традиции и досуговые навыки на­селения, возможны крупные аварии.

Многие сооружения, приспособления и оборудование мест для от­дыха могут носить менее регламентированный характер - беседки и скамейки в сквере, места для отдыха на территориях, предназначенных для прогулок, рыбалки, охоты и т.п. Однако здесь также должны соблю­даться требования, предъявляемые к безопасности, прочности и удоб­ству подобных сооружений и средств отдыха.

В организации современного досуга постоянно растет доля машин, технических средств и механизмов. В настоящее время множество ви­дов досуговых занятий связано не только с отдельными механизмами, но и с системой технических комплексов. Это парки развлечений, досу­говые и спортивные центры, в рамках которых работает множество пло­щадок с техническими средствами - аттракционами, тренажерами, обо­рудованием для детских площадок, тиров, бильярдных залов, боулинг-и фитнес-клубов. Сложные технические комплексы разрабатываются специально для центров с искусственным климатом, тематических пар­ков и аквапарков, бассейнов. Для театральных помещений, концертных площадок, стадионов существуют разнообразные светотехнические, ла­зерные и акустические установки. Современные казино и игровые залы снабжаются немалым числом специальных автоматов и разнообразной игровой техникой. Многие центры досуга оборудованы современными камерами слежения, которые фиксируют все происходящее внутри по­мещения или вне его.

Свой вклад в технизацию досуга вносит компьютерная техника. Ныне компьютер может быть использован для игры и развлечений в разных ме­стах и жизненных ситуациях. Играть в электронные и компьютерные игры, слушать музыкальные записи можно как дома, так и в интернет-кафе или во время транспортного передвижения по городским улицам.

Специально разработанного оборудования требует проведение мас­совых праздников на городских улицах или специальных площадках - стадионах, летном поле, открытом пространстве. В этом случае исполь­зуют декорации, стенды, материалы для украшения домов и улиц, тех­ника для светодизайна городской среды, фейерверки, светотехническое, лазерное и акустическое оборудование, а также оборудование для вре­менных сценических площадок.


Основы теории культурно-досуговой деятельности

Немалое количество промышленных товаров и ресурсных средств различного характера и назначения связано с содержанием досуговой деятельности или с обслуживанием людей в этом процессе. Например, в ресторане к таким ресурсам относятся пищевые продукты, напитки, в туризме и занятиях спортом - соответствующая одежда, спортивные товары и тренажеры, в оздоровительных комплексах - лечебно-оздо­ровительные препараты, санитарно-гигиенические принадлежности, тре­нажеры и т.п.

Участие людей в художественной самодеятельности сопряжено с по­купкой специальных костюмов, обуви, украшений для театрального или концертного исполнительства. Даже традиционное проведение досуга дома, как правило, сопровождается тем, что люди делают друг другу подарки, покупают книги, музыкальные диски, а также товары, вещи, сырье и продукцию для любительских занятий (разведение домашних животных, выпиливание, вышивание и др.).

Главное требование к материалам, товарам, технике и автоматам для досуговых занятий связано с их удобством, безопасностью, простотой в обращении. Потребности населения в такого рода продуктах, това­рах, технике способствуют развитию определенных сегментов индуст­риально-промышленного производства.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте эволюцию научных знаний о досуге, начиная с античнос­
ти и до наших дней.

2. Какие предметно-дисциплинарные подходы использованы в анализе куль­
турно-досуговой деятельности?

3. Что такое содержание досуга и каковы важнейшие содержательные направ­
ления современной досуговой деятельности?

4. Почему анализ целей и мотивов досуговой активности населения важен для
представителей власти и бизнеса?

5. Перечислите и охарактеризуйте основных субъектов культурно-досуговой
деятельности.

6. Назовите важнейшие подходы к классификации досуга и досуговых занятий.

7. Каковы важнейшие компоненты культурно-досуговой деятельности?

8. Перечислите и охарактеризуйте неодушевленные компоненты, сопровож­
дающие культурно-досуговую деятельность людей.

Литература

Ованесова Г. А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, пред­принимательство, менеджмент. М., 2006.



Джил О. Игра в семейной терапии. М., 2003.

Домрачева Л. Г. Теоретические основы регулирования межнациональных отноше­ний средствами культурно-досуговой деятельности. М, 1995.

Михайлова Л. Н. Социология досуга. М, 1999.

Морозова Е. Я., Тихомирова Э. Д. Экономика и организации предприятий социально-культурной сферы. СПб., 2002.

Мосалев Б. Г. Досуг: методология и методика социологических исследований. М 1995.

Мячкин А. В Способности и потребности личности: диалектика формирования. М. (1983.

Орлов А. С. Социология рекреации. М., 1995

Петрова 3. А. Методология и метод социологического исследования культурно-до­суговой деятельности. М., 1990.

Погрешаева Т. А. Самосозидание личности в свободное время. Саратов, 1999.

Развитие творческих способностей личности в сфере досуга. Куйбышев, 1990.

Розин В. М. Природа и генезис игры // Вопросы философии. 1999. № 6.

Санаторно-гигиенические правила и нормы. М., 2004.

Скрипунова Е. А, Морозов А. А. О предпочтениях городской молодежи // Социс. 2002. № 1.

Современные технологии социокультурной деятельности. Тамбов, 2002.

Стрельцов Ю. А. Культурология досуга. М., 2002.

Стрельцов Ю. А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991.

Стрельцов Ю. А. Человек в мире общения: основы досуговой синергетики. М., 1999.

Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб., 1996.

Человек и рекреация. Сочи, 1992.

Шамсутдинова Д. В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга. Казань, 2001.