Кто входит в административный персонал в компании? Какие должности относятся к административно управленческому персоналу Кто входит в ауп


Сегодня трудовая деятельность в административной службе структуры часто воспринимается в качестве начальной стадии карьеры или же как работа для студентов первых курсов, которая, как правило, не требует серьезной подготовки. Что подразумевается под понятием административный персонал? Кто относится к соответствующей категории? Почему? На эти и иные не менее важные вопросы можно найти ответы в процессе прочтения данной статьи.

Общие черты

Несмотря на то что зачастую подразумевает под собой лишь начало роста, многие люди строят успешную карьеру и получают профессиональное признание именно в данной сфере. Такие сотрудники не станут называть эту работу не требующей соответствующей квалификации и предельно легкой. Какие же обязанности, как правило, выполняет служба? Административный персонал выполняет целый ряд задач, связанных с организацией основополагающих бизнес-процессов. Среди них следующие пункты:

  • Ведение делопроизводства.
  • Контроль в плане исполнения распоряжений и приказов руководителя для разных департаментов и отделов.
  • Административно-управленческий персонал занимается обеспечением социально-бытового, хозяйственного и материально-технического обслуживания структуры.
  • Организация и последующее проведение ремонта в офисе при необходимости.
  • Организация переездов.
  • Административный персонал - это сотрудники, которые обязаны налаживать взаимодействие со службами эксплуатации.
  • Взаимодействие с арендодателями.
  • Организация и последующее проведение корпоративных мероприятий. Важно дополнить, что в данном случае осуществляет лишь дополнительное содействие.

Важно отметить, что данный перечень может конкретизироваться и дополняться в зависимости от потребностей и задач компании.

Практический аспект вопроса

Как выяснилось, административный персонал - это сотрудники, в зону деятельности которых входит осуществление управленческих функций или же выполнение работы, связанной с организационными управленческими вопросами в техническом плане.

Так, в государственных организациях отдел кадров, который ведет кадровое делопроизводство и подбирает персонал, зачастую включается в административный департамент, отдел управления делами и так далее. Однако подобная практика в отношении масштабных организаций частной собственности не распространена - здесь управленческий отдел является структурой самостоятельной, конечно же, во главе с руководителем. Важно отметить, что в зачастую не включаются персональные помощники руководителей и ассистенты отделов. Так, они относятся, как правило, к штату того или иного структурного подразделения и подчиняются соответствующему руководителю. Их задачи сводятся непосредственно к решению вопросов данного подразделения. Характеризующая же административно-технический персонал группа коллег решает задачи всей организации.

Необходимо отметить, что численность административных сотрудников компании главным образом пребывает в зависимости от ее внутренней структуры, размеров и области деятельности. К примеру, многие государственные объединения, управляющие компании масштабных предприятий или крупные холдинги отделяют персонал административной направленности в самостоятельный департамент. Как правило, именуется он административным департаментом или же общим отделом. Департамент представляет собой сложно устроенное подразделение, руководитель которого организует административное управление персоналом и подчиняется главе компании.

Государственные учреждения

В административный департамент государственного учреждения могут входить следующие отделы самостоятельного образа деятельности:

  • Документационного обеспечения.
  • Протокольно-организационный.
  • Контрольный отдел.
  • Хозяйственного обеспечения.
  • Государственной службы и так далее.

Важно отметить, что в крупных структурах коммерческой направленности имеет место иная работа. Административный персонал в данном случае представляет хозяйственный отдел. В него входят офис-менеджеры, секретари, обслуживающий персонал (водители, уборщики, курьеры). За работу отдела в полной мере отвечает руководитель соответствующей категории.

В компаниях, которые отличаются сложной структурой, включающей в себя несколько офисов, , как правило, формируется по единой схеме. Его работа контролируется деятельностью административного директора. Его задачи составляют управление и координация деятельности структуры административно-хозяйственного характера в целом. Административному директору подчиняются руководители административно-хозяйственных отделов, а также офис-менеджеры подразделений структуры и самостоятельных офисов.

Небольшие компании

Административно-технический персонал в небольших компаниях с коммерческими целями деятельности, как правило, состоит из одного сотрудника. Должность его именуется как офис-менеджер или секретарь. Если же такой отсутствует, отдельные функции административного характера (к примеру, организация делопроизводства, документооборота или заказ канцелярии) возлагаются на определенного младшего работника как дополнительная нагрузка.

Традиционно включает секретаря, ассистента отдела, персонального ассистента руководителя, руководителя административно-хозяйственного отдела. Кроме того, в данный перечень входит офис-менеджер и административный директор. Важно отметить, что сюда включается и ряд работников обслуживающего персонала (к примеру, административно-технический персонал по электробезопасности ). В последующих главах целесообразным будет рассмотреть наиболее распространенные должности административной сферы.

Офис-менеджер

Как выяснилось, характеризующие административный персонал должности подразделяются на управленческую и техническую сферы. Офис-менеджер относится к первой группе. По-другому его называют менеджером по административной работе или старшим администратором. Подчиняется офис-менеджер директору по подбору персонала или исполнительному директору. В кругу его подчиненных находятся лишь поддерживающие функционирование структуры сотрудники. Основной целью работы старшего администратора является обеспечение адекватного функционирования офиса и его бесперебойной деятельности. Офис-менеджер как административно-вспомогательный персонал выполняет следующие функции:

  • Обеспечение контроля над наличием и работой оборудования для офиса.
  • Формирование бюджета расходов для обеспечения офиса.
  • Обеспечение своевременной обработки как поступающей, так и отправляемой корреспонденции, ее доставки в соответствии с назначением.
  • Участие в инвентаризации имущественных комплексов офиса.
  • Осуществление контроля за сроками исполнения бумаг и их грамотное оформление.
  • Организация и контроль работы подчиненных работников, среди которых, как правило, телефонные операторы, секретари, водители, уборщицы и охранники.
  • Контроль и поддержка файловой системы компании.
  • Заказ билетов, осуществление визовой поддержки и бронирование номеров для работников компании.

Для офис-менеджера актуальны следующие требования в отношении опыта и квалификации:

  • Соответствующее образование (среднее специальное или высшее).
  • Желательное знание одного или большего числа иностранных языков.
  • Отличные знания в отношении компьютерных технологий.
  • Знания в области техники для офиса.
  • Опыт работы в административной сфере не менее года.
  • Коммуникабельность, стрессоустойчивость, способности в организаторском деле.

Начальник юридического отдела

Начальник данного отдела подчиняется исключительно генеральному директору. В число его подчиненных входят все работники юридического отдела. Цель деятельности начальника - формирование и дальнейшее управление в отношении юридической службы компании. Рассматриваемый сотрудник выполняет следующие функции:

  • Подбор и дальнейшее обучение работников юридической службы.
  • Оформление организационной структуры предприятия в юридическом плане.
  • Формирование стандартов внутренней корпорации.
  • Создание документооборота по разработанным корпоративным юридическим стандартам.
  • Организация юридического обучения сотрудников компании.
  • Осуществление правовой экспертизы проектов различной документации юридического характера, подготовка которых осуществляется на предприятии.
  • Организация подготовки заключений в соответствии с правовыми вопросами, возникающими в процессе деятельности структуры.
  • Представление интересов предприятия в судебных органах, а также общественных и государственных объединениях при изучении вопросов правовой направленности.
  • Контроль и принятие мер по взысканию задолженности по дебету в соответствии с ранее оформленными договорами.

Требования к специалисту в плане квалификации и опыта:

  • Юридическое образование (желательно высшее).
  • Опыт работы по соответствующей специальности более пяти лет.
  • Знание английского на среднем уровне.
  • Опыт в ведении переговоров и досудебном разрешении вопросов.
  • Готовность к выездам и командировкам.
  • Наличие знаний в следующих правовых сферах: гражданское, налоговое, административное, корпоративное, арбитражное и иные отрасли права.

Административный персонал по электробезопасности

Электротехнический персонал, который осуществляет работы на электрических установках, классифицируется на следующие категории:

  • Административно-техническими работниками являются руководители и специалисты, которые выполняют обязанности, связанные с организацией оперативного и технического обслуживания, проведением монтажных, ремонтных и наладочных работ в отношении электроустановок.
  • Оперативное сотрудники - персонал, который осуществляет обслуживание и оперативное управление электроустановок. Сюда включается осмотр, подготовка рабочего места, оперативные переключения, допуск и последующий надзор за сотрудниками, исполнение работ в соответствии с текущей эксплуатацией.
  • Персонал по ремонтным работам - персонал, который обеспечивает ремонт и техническое обслуживание, наладку, монтаж, а также испытание оборудования.
  • Оперативно-ремонтные сотрудники - персонал по ремонту, который специально обучен и подготовлен для обслуживания оперативной направленности в определенном объеме электроустановок, закрепленных за ним.

Юрист

Зачастую юриста по-другому называют юрисконсультом. Он подчиняется генеральному директору или же начальнику соответствующего отдела. Подчиненными юриста являются делопроизводители данного отдела. Основной целью его деятельности является обеспечение поддержки работы юридического отдела. Ключевыми задачами специалиста являются следующие пункты:

  • Разработка документации правового характера.
  • Обеспечение методического руководства правовой деятельностью компании.
  • Реализация мероприятий в отношении укрепления финансовой, договорной и трудовой дисциплины.
  • Консультация сотрудников структуры в плане профессиональных вопросов, содействие в оформлении документации и нормативных актов имущественно-правовой направленности.

Юрисконсульт выполняет следующие функции:

  • Участие в разработке юридической документации и контрактов.
  • Участие в спорах правового характера.
  • Осуществление консультирования сотрудников и руководства компании в соответствии с юридическими аспектами.
  • Участие в проверке грамотности документации, а также договоров с юридической точки зрения.
  • Ведение файловой системы контрактов.
  • Предоставление помощи работникам соответствующего отдела в разработке различного рода проектов.

Диспетчер

Диспетчер подчиняется непосредственно руководителю производственной деятельности, но не имеет подчиненных. Основной целью его работы является оперативное регулирование производственного процесса и иных видов деятельности структуры. Диспетчер выполняет следующие функции:

  • Контроль наличия запасов, которые необходимы для бесперебойного процесса производства подразделений компании (комплектующие, материалы, транспорт, оборудование).
  • Организация оперативного контроля за производственным процессом, сдача готового продукта, выполнение работ или услуг по графику процесса производства.
  • Ведение диспетчерского журнала, формирование отчетных рапортов и иной технической документации в плане производственного процесса.

В случае диспетчера уместны следующие требования в отношении квалификации и опыта:

  • Наличие среднего профессионального образования.
  • Знания в области планирования производства на предприятии.
  • Стрессоустойчивость, коммуникабельность.

Секретарь генерального директора

По-другому должность может именоваться как персональный помощник или секретарь-референт. Сотрудник подчиняется директору по персоналу или же генеральному директору. Подчиненных у секретаря генерального директора нет. Основной целью работы секретаря-референта является качественное обеспечение административной поддержки директорской структуры. Персональный помощник занимается выполнением следующих задач:

  • Обеспечение надлежащего документооборота.
  • Организация дня директора в рабочем плане.

Секретарь-референт главным образом выполняет следующие функции:

  • Составление расписания для генерального директора, организация деловых встреч и командировок.
  • Редактирование, перевод и оформление деловых писем и документации.
  • Обеспечение контроля входящей корреспонденции и телефонных звонков.
  • Подготовка и оформление деловых писем, отчетов, прочей документации.
  • Организация взаимодействия между директором и иными работниками структуры.
  • Контроль качества подготовки, правильности составления, последующего согласования и утверждения документации, представляемой на подпись непосредственно директору организации.
  • Организация работы приемной генерального директора.
  • Выполнение отдельных поручений руководителя.
  • Сопровождение руководителя в деловых поездках.

Актуальными требованиями к опыту и квалификации в данном случае являются:

  • Наличие высшего образования.
  • Знание иностранного (желательно английского) языка.
  • Отличное пользование ПК.
  • Высокий уровень в отношении делового этикета.
  • Опыт работы не менее двух лет.
  • Презентабельная внешность, коммуникабельность.

Обычно в структуре штатного расписания любой организации присутствуют следующие графы:

Данные по ставкам, окладам, надбавкам внизу расписания суммируются, составляя общий ФОТ (фонд оплаты труда), утверждённый в организации.

Важно! В некоторых случаях по конкретным должностям требуется дополнительная информация. Для этого в расписании может быть предусмотрена графа «Примечания», в которой записываются дополнительные сведения.

Чем он регламентируется?

При этом в настоящий момент организационная структура штатного расписания нигде официально не утверждена. До 2013 года обязательной была , утверждённая постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 года .

Однако со вступлением в действие ФЗ «О бухгалтерском учёте» предприятиям дано право самостоятельно разрабатывать формы первичной документации, если они особо не утверждены уполномоченным органом. В отношении штатного расписания такого утверждения не было – и потому в организациях бланк для него может быть утвержден отдельно.

Тем не менее, форма Т-3 по-прежнему широко используется. Она удобна для ведения учёта, содержит всю необходимую информацию, и кадровики с опытом работы давно умеют правильно её заполнять. Поэтому в дальнейшем имеет смысл в первую очередь рассматривать использование именно этого бланка.

Можно ли вносить изменения?

Оформить таких работников в штатном расписании можно двумя способами:

  1. Во время сезона, когда есть потребность в дополнительной рабочей силе, в штатное расписание вносятся соответствующие единицы. После окончания сезона, когда истёк срок действия их контрактов, ставки из расписания выводятся.
  2. В графе «Примечание» ставится указание на то, что работа является сезонной. Такой способ удобен там, где используется форма Т-3.

В том случае, если вакансии постоянно указаны в расписании, о них ежемесячно придётся сообщать в службу занятости, даже если откроются они лишь в следующем году (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). При несоблюдении этого правила возможна для работодателя ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ .

Разряды

К числу информации, отражаемой в штатном расписании, относятся и разряды работников. Дело в том, что для многих должностей профессиональными стандартами и ЕТКС определён необходимый уровень знаний и умений, который соответствует определённым разрядам. Внося их в штатное расписание, работодатель тем самым устанавливает, согласно ст. 57 ТК РФ , требования по квалификации работника.
Если в расписании указаны разряды, то они должны совпадать с теми, которые значатся в приказах о приёме на работу. Если в будущем работник сдаст экзамен на более высокий квалификационный разряд, то и трудовой договор, и штатное расписание могут быть откорректированы.

Номер

К числу дополнительной информации, отражаемой в штатном расписании, относится и нумерация. Она может касаться:

  • количества структурных подразделений;
  • количества ставок;
  • номера самого документа.

В любом случае нумерация будет указываться та, которая утверждена действующими на предприятии правилами делопроизводства.

Группа

На некоторых предприятиях применяется «матричная» организационная структура , когда при работе над каким-то проектом сводятся временные рабочие группы из числа работников отдела. При этом в группе назначается руководитель, который после окончания работы над проектом может стать обычным специалистом – и в другой группе попасть под начало другого руководителя. Как отражать специфику такой формы работы в штатном расписании?

Здесь возможны следующие подходы:

  1. Внесение изменений в расписание на время работы над проектом. В этом случае руководитель и его группа будут сначала выделены, а затем, после расформирования, переведены обратно на занимаемые ранее должности.
  2. Оформлять срочный трудовой договор совместительства для руководителя группы ( ?). В этом случае эта должность обычно будет вакантной, и занимать её будет человек лишь на время.
  3. Заключение гражданско-правовых договоров оказания услуг или подряда (гл. 37 , 39 ГК РФ). Однако в этом случае возможны сложности с начислением налогов согласно НК РФ. Кроме того, при таком подходе работники могут через суд попытаться признать такие договора трудовыми.

АУП

Что такое АУП? АУП – это административно-управленческий персонал. Его численность и нормы, касающиеся оплаты, законодательством не регламентированы, поэтому в штатном расписании сотрудники этой категории отображаются руководством предприятия самостоятельно, опираясь исключительно на потребности и экономические возможности фирмы. На практике численность АУП свыше 10-15% от общего штатного состава предприятия считается неэффективной.

Размер оплаты сотрудникам АУП может проводиться с помощью единой тарифной межотраслевой сетки, но может устанавливаться предприятием и самостоятельно, исходя из имеющих потребностей и возможностей фирмы.

Обычно АУП состоит из следующих должностей:

  • Руководитель организации.
  • Главный бухгалтер. В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учёте» и ГК РФ его обязанности может исполнять и директор. В этом случае, не смотря на наличие или отсутствие на предприятии других бухгалтеров или экономистов личную ответственность за соблюдение правил учёта будет нести непосредственно руководитель организации.
  • Главы отделов, департаментов, участков, бригад или иных структурных подразделений фирмы.
  • Сотрудники отделов, связанных с управлением предприятием – финансового, кадрового, планово-экономического и т. д.

Важно! Структура АУП нигде не регламентируется. Перечень должностей зависит исключительно от воли руководства организации.

Реквизиты

Наконец, в штатном расписании должны быть отражены реквизиты следующих документов:

  1. Приказа, которым оно было утверждено.
  2. Приказа, который ввёл в действие форму (если используется не Т-3, а самостоятельно разработанный бланк).

Дополнительно само расписание может иметь реквизиты – номер согласно правилам делопроизводства, дату введения и период действия.

Заключение

Штатное расписание следует считать обязательным документом для предприятия. Структура расписания должна отражать кадровый состав самого предприятия – внутренние подразделения, ставки, названия должностей и т. д. Кроме того, этот документ должен содержать и учётные реквизиты.

Как на практике разрабатывается стратегия развития. автора Мансуров Руслан Евгеньевич 2.2. Практикум «Анализ ресурсов и способностей частного образовательного учреждения» Итак, переходим от слов к делу! Или от конкретных, но все же теоретических выкладок о том, как проводить анализ возможностей организации, к примеру их практической реализации.В качестве 3.2. Практикум «Применение SWOT-анализа к деятельности частного образовательного учреждения» Из книги Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития. автора Мансуров Руслан Евгеньевич 3.2. Практикум «Применение SWOT-анализа к деятельности частного образовательного учреждения» Ну, а теперь на практике, возвращаясь к нашей исследуемой организации, в качестве которой был выбран частный вуз – «Институт экономики, управления и права». Отметим, что все 4.6.

Кто входит в ауп

В основном НПА имеют отраслевую специфику или особенности деятельности, к примеру, для учреждений, относящихся к Министерству культуры, труда и социальной защиты населения, экологическому или ветеринарному надзору, агентству связи, казначейству и т.п. В общем понимании административный управленческий персонал включает сотрудников, которые осуществляют профессиональную деятельность, связанную с управлением предприятием или его отдельным подразделением, а также с выполнением административных обязанностей. При этом сотрудники могут относиться к совершенно разным уровням структуры управления предприятием и быть руководителями или рядовыми специалистами, но основная их отличительная черта – все они занимаются управлением деятельностью хозяйствующего субъекта.

Должности ауп

Административный персонал – это категория сотрудников, которыми непосредственно осуществляются управленческие функции либо выполняются работы, связанные с техническим обеспечением управления. Кто относится к административным работникам К данному виду персонала можно отнести работников органов управления кооперативными, общественными и государственными системами. Таким образом, административно-управленческий персонал – это руководители, заместители руководителей, работники, возглавляющие структурные подразделения на предприятиях, а также сотрудники, входящие в состав планового, финансового и юридического отделов, бухгалтерии, отдела труда и кадров.


Нельзя при этом забывать о секретарях, машинистках, курьерах и другом обслуживающем персонале.

Кто в бюджетных учреждениях относится к вспомогательному персоналу?

Топилин Приложение Примерный перечень должностей, относящихся к административно-управленческому персоналу федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных государственных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 1. Архивариус 2. Бухгалтер 3. Ведущий бухгалтер 4. Ведущий инженер 5. Ведущий специалист по кадрам 6. Ведущий специалист-эксперт организационно-методического отдела 7.

Важно

Ведущий экономист 8. Генеральный директор 9. Главный бухгалтер 10. Главный специалист по гражданской обороне 11. Главный специалист по строительству 12. Делопроизводитель 13. Директор 14. Диспетчер 15. Документовед 16.


Заведующий канцелярией 17. Заместитель генерального директора 18. Заместитель главного бухгалтера 19. Заместитель директора по административно-хозяйственной части 20. Заместитель директора по медицинской части 21.

Какие должности относятся к административно-управленческому персоналу

К инженерно-техническим работникам относятся специалисты, выполняющие функции технического, организационного и экономического руководства, а так же управления предприятием. Служащие работники – те, кто заняты счетно-бухгалтерскими, статистическими, делопроизводственными и административно-хозяйственными функциями. К младшему обслуживающему персоналу можно отнести работников, осуществляющих функции по уходу за служебными помещениями, обслуживанию рабочих, ИТР и служащих.

Весьма полезно при анализе производственно хозяйственной деятельности предприятия подразделять персонал по следующим категориям: руководители; специалисты; служащие; рабочие; ученики; младший обслуживающий персонал. По Вашему вопросу мы рекомендуем обратиться непосредственно к Вашему учредителю – Минспорту, так как именно он должен утвердить такой Перечень. Подробности в материалах Системы Кадры: 1.

An error occurred.

В их подчинении находятся руководители низшего звена, а сами они подчиняются руководителям высшего звена. В обязанности данных сотрудников АУП входят управление отделом, принятие оперативных решений по нему, вынесение перспективных предложений на рассмотрение руководства;

  • руководители низшего звена, которые управляют деятельностью рядовых сотрудников и отчитываются перед руководителями среднего звена. Они решают оперативные задачи, координируют деятельность простых специалистов или работников, не входящих в штат административно-управленческого персонала;
  • рядовые специалисты, выполняющие всю текущую работу и отвечающие только за свои действия.

Административный персонал — это что такое? классификация персонала

Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 33, ст. 3852; № 40, ст. 4544; 2010, № 52, ст. 7104; 2012, № 21, ст. 2652; № 40, ст. 5456; 2013, № 5, ст. 396), приказываю: 1. Установить предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого персонала федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных государственных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в фонде оплаты труда указанных учреждений в размере не более 40%. 2. Утвердить примерный перечень должностей, относящихся к административно-управленческому персоналу федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных государственных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, согласно приложению.
Министр М.А.
Так, административно-управленческий персонал — это:

  • категория руководителей и специалистов, осуществляющих общее руководство, руководство структурными подразделениями, бухгалтерский учет, кадровое и делопроизводственное обеспечение (Приказ Росархива от 14.01.2004 № 9);
  • работники, занятые управлением (организацией) оказания услуг (выполнения работ), а также выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности (Приказ Минкультуры от 30.12.2015 № 3453);
  • руководители, работники финансовых, экономических, маркетинговых и иных служб (Письмо ФНС РФ от 25.06.2009 № ШС-22-3/);

Приведенные определения АУП позволяют выявить общие характеристики таких работников. Так, к АУП можно отнести работников, которые осуществляют общее руководство организацией и ее структурными подразделениями, а также выполняют административные функции.

Кто относится к ауп в образовательном бюджетном учреждении

В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;2) учредитель;3) организационно-правовая форма СТАТЬЯ 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен СТАТЬЯ 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 1.
Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных СТАТЬЯ 34. Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен СТАТЬЯ 34.
Это мне необходимо при составлении штатного расписания, чтобы учесть этот приказ. Ответ Ответ на вопрос: Согласно Приказу Минспорта России от 16.04.2014 N 237 «Об установлении предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.06.2014 N 32618) указано установить предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта Российской Федерации, в размере не более 40%.
Вывод Таким образом, на любом предприятии при формировании перечня должностей того или иного (административного или вспомогательного) вида персонала нужно исходить из следующего:

  • учитывать должностные обязанности сотрудников;
  • к основному персоналу могут быть отнесены работники, функциональные обязанности которых являются необходимыми при обеспечении деятельности субъектов хозяйствования;
  • технический (вспомогательный) персонал складывается из представителей других профессий (общеотраслевых должностей), которые не предусматривают выполнения управленческих и административных функций.

Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что административный персонал – это руководящий состав любого предприятия. Также читайте Препарат «Прегнотон Мама»: состав, аналоги и отзывы.

Оплаты труда работников возникают сложности как с определением того, к какой категории принадлежит та или иная должность, так и с методикой расчета средних зарплат.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ -р (далее - Программа), предусматривает, что «дорожные карты» должны содержать мероприятия, обеспечивающие дифференциацию оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизацию расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40%. Для исполнения Программы соответствующие мероприятия:

· были включены в федеральную «дорожную карту» в сфере культуры, утвержденную распоряжением Правительства РФ -р (далее - федеральная «дорожная карта»);

· заимствованы большинством органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления при утверждении региональных и муниципальных «дорожных карт»;

· включены в официальные документы, определяющие предельное соотношение расходов на оплату труда различных категорий работников учреждений (письмо Минкультуры России -01-39/09-ВА).

Отраслевые органы управления сферой культуры, пытаясь соблюдать установленные значения, столкнулись с методологическими сложностями. Первая из них - неопределенность используемой в документах терминологии: «основной и прочий персонал», «вспомогательный персонал», «административно-управленческий персонал».

Поэтому письмом Минкультуры России -01-39/09-13ВА (далее - письмо Минкультуры) органам исполнительной власти субъектов РФ направлены Методические рекомендации по утверждению перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности (далее - Методические рекомендации). В письме приведены ссылки на приказы Минкультуры России, где содержатся перечни должностей по категориям персонала, установленные в федеральных учреждениях культуры:

· «Об утверждении примерного перечня должностей, отнесенных к категории административно-управленческого персонала учреждения, находящегося в ведении Министерства культуры Российской Федерации» (далее - Приказ № 000);

· «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности» (далее - Приказ № 000).

Приказом Минкультуры России «Об утверждении примерного перечня должностей, отнесенных к категории вспомогательного персонала организаций, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации» был также утвержден перечень должностей вспомогательного персонала (далее - Приказ № 000).

На необходимость обеспечить дифференциацию в зарплате в зависимости оттого, к какой категории персонала относится занимаемая работником должность, указывалось также в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 01.01.2001, протокол № 11 (далее - Рекомендации). Все государственным и муниципальным учреждениям (вне зависимости отрасли экономики) предлагалось ориентироваться на перечисленные приказы Минкультуры России (п. 40 Рекомендаций). Таким образом, в определенном смысле культура стала пилотной площадкой должностного категорирования.

Но Рекомендации лишь указывают на необходимость разработки и утверждения перечней персонала государственных и муниципальных учреждений. Юридической обязанности утверждать эти перечни они не создают. Во-первых, потому что Рекомендации имеют рекомендательный характер. Во-вторых, потому что полномочие Минкультуры России по изданию приказов № 000, 763 и 16 прямо предусматривалось вышестоящими нормативными правовыми актами :

· пунктом 10 (2) Положения об установлении систем оплаты труда работник федеральных бюджетных , автономных и казенных учреждений, утв. постановлением Правительства РФ (далее - Постановление № 000

· пунктом 7 Постановления № 000.

На региональном и муниципальном уровнях в большинстве случаев так вышестоящих нормативных правовых актов не было. В результате было неясно, какой орган вправе издавать перечни персонала. Если перечни и утверждались, то либо с возможным выходом за пределы компетенции отраслевых органов, либо оформлялись грифом «Утверждаю».

ТРИ ТЕРМИНА

Чтобы обеспечить дифференциацию в оплате труда работников, в первую очередь необходимо сформировать перечни должностей по категориям персонала. Для этого следует разобраться с основными понятиями, которые приведены в Постановлении № 000. В документе установлены требования к системе оплаты труда работников федеральных учреждений.

Группировать ли основной персонал по видам экономической деятельности?

Приказ № 000 группирует должности по видам экономической деятельности, предусмотренным Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии -ст.

Эта группировка осуществлена и перечень основного персонала определен Минкультуры России на основании п. 7 Постановления № 000, которым федеральным госорганам предписывалось до 15 августа 2008 года утвердить перечни основного персонала по видам экономической деятельности для определения размеров должностных окладов руководителей этих учреждений. В перечнях основного персонала, утверждаемых для иных целей, группировка основного персонала по видам экономической деятельности может не производиться. В число «иных целей» как раз и входит исполнение мероприятий по дифференциации, включенных в «дорожные карты».

В этом случае утвержденные перечни не придется приводить в соответствие с вступающим в силу с 1 января 2017 года приказ Росстандарта -ст, вводящим в действие друг классификатор - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).

Основной персонал - работники федерального учреждения, непосредственно оказывающие услуги (выполняющие работы), направленные на достижение определенных уставом федерального учреждения целей деятельности этого учреждения, а также их непосредственные руководители.

Вспомогательный персонал - работники федерального учреждения, создающие условия для оказания услуг (выполнения работ), направленных на достижение определенных уставом целей деятельности федерального учреждения, включая обслуживание зданий и оборудования.

Административно-управленческий персонал - работники федерального учреждения, которые управляют (организуют) оказанием услуг (выполнением работ), а также выполняют административные функции, необходимые для обеспечения деятельности федерального учреждения.

Казалось бы, термины определены, проблема решена. Но на практике возникают сложности, когда необходимо сформировать перечень и решить, к какой именно категории относится конкретная должность.

ОСНОВНОЙ ПЕРСОНАЛ

Так, в перечень основного персонала, который используется для определения должностного оклада руководителей учреждений культуры, могут попадать не все должности, включенные в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России н (далее - Квалификационные характеристики № 000н) и приказ Минздравсоцразвития России н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии» (далее - Квалификационные характеристики № 000н).

Речь идет о случае, когда для определения должностного оклада директора удобнее использовать зарплату только части работников, непосредственно связанных с оказанием услуг. Это решает орган, уполномоченный на определение порядка оплаты труда руководителей учреждений культуры.

Тем более в такой перечень не должны включаться те должности, оклады по которым не определены на основании профессиональных квалификационных групп (ПКГ), а сами зависят от оклада руководителя. Такое случается, когда оклады работников по должностям, не включенным в ПКГ (заместители руководителей структурных подразделений по основной деятельности), определяются в процентном соотношении от зарплаты или оклада руководителя учреждения. Зарплату таких работников нельзя включать в расчет, а их самих - в перечень основного персонала, формируемый для определения должностного оклада руководителя.

К основному персоналу относятся:

· руководители структурных подразделений по основной деятельности и их заместителей;

· работники, должности которых предусмотрены разделом «Квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России н;

· рабочие, профессии которых предусмотрены приказом Минздравсоцразвития России н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии»

Обратите внимание

Чтобы не запутаться в описанных нюансах, имеет смысл утверждать перечни основного персонала для каждой цели их использования (один - для определения оклада руководителя, другой - для целей дифференциации оплаты труда).

При формировании перечней должностей основного персонала для дифференциации (цели, не связанные с определением размеров должностных оклад руководителей учреждений культуры) для удобства уполномоченные на формирование перечней органы могут группировать должности основного персона из квалификационных характеристик № 000н, 121н и упомянутых заместителей руководителей структурных подразделений по основной деятельности в соответствии со структурой квалификационных характеристик № 000н. Например, должности работников основного персонала в организациях исполнительских искусств, должности основного персонала работников музеев и т. д. Такой по ход значительно облегчит работу контролирующих органов, а также должностных лиц учреждений культуры, участвующих в обеспечении дифференциации.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ

Примерный перечень должностей вспомогательного персонала определен в Приказе № 000. На долю работников и рабочих, должности и профессии которых включены в этот перечень, выпадает наибольшее число сокращений, направлений в отпуска без содержания и переводов на режимы труда с н полным рабочим временем, к которым прибегают руководители учреждений в попытке обеспечить поэтапное увеличение средней зарплаты работников учреждений культуры.

К вспомогательному персоналу относятся:

· работники инженерно - технических служб;

· младший обслуживающий персонал (дворники, уборщики помещений, гардеробщики, вахтеры);

· работники экспедиторской службы, включая водителей.

АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ

При определении того, относится ли должность работника к административно-управленческому персоналу (далее - АУП), возникает немало сложностей.

Так, анализ Приказа № 000 показывает, что к категории АУП относятся также должности, предусмотренные Квалификационными характеристикам № 000н и отнесенные Приказом № 000 к основному персоналу.

К административно-управленческому персоналу относятся:

· руководитель учреждения;

· заместитель руководителя учреждения;

· главный инженер;

· руководитель планово-финансовой (экономической) службы;

· руководитель кадровой службы;

· руководитель юридической службы.

ПРИМЕР

В Приказе № 000 к основному персоналу причислена должность «заведующий филиалом» организации культуры клубного типа (в Приказе № 000 он названа «руководитель филиала» и относится к АУП). В то же время заведующие филиалами библиотек и музеев в Приказ № 000 не включены. 

Кроме того, в Приказ № 000 не вошли некоторые должности, выполняющие административные (управленческие) функции в соответствии с типовыми должностными обязанностями, определенными Квалификационными характеристиками № 000н.

ПРИМЕР

Должность «ученый секретарь библиотеки» не включена в Приказ № 000. Хотя должностные обязанности ученого секретаря не предполагают непосредственного участия в библиотечном обслуживании населения, как того требует Постановление № 000, определяющее понятие «основной персонал».

На практике при «слепом» заимствовании норм Приказа № 000 к категории АУП могут быть отнесены лица, имеющие в непосредственном подчинении работников, оказывающих населению услуги (заместители руководителя учреждения, директора филиалов). Указанных работников следует отнести к основному персоналу либо внести изменения в утвержденную структуру (и штатное расписание) учреждения. По логике Постановления № 000 и Приказа № 000 заместители руководителя и директора филиалов не должны иметь в непосредственном подчинении работников, оказывающих услуги населению.

КАКИЕ ПЕРЕЧНИ НУЖНО РАЗРАБОТАТЬ

При формировании перечней должностей основного и прочего персонала (вспомогательного, административно-управленческого) необходимо учесть определения этих категорий персонала, содержащиеся в Постановлении № 000, а также уровень учреждения (федеральное, региональное, казенное) и конкретные условия действующей системы оплаты труда.

При этом нужно придерживаться следующей логики.

1. При определении перечней основного персонала и АУП следует исходить прежде всего из функционала (должностных обязанностей) работников, установленного Квалификационными характеристиками № 000н (оказывает услуги - не оказывает, имеет в непосредственном подчинении работников, их оказывающих, - не имеет).

Обратите внимание

По Приказу № 000 должность может быть отнесена к АУП, но если в непосредственном подчинении работника, ее занимающего, есть работники, оказывающие услуги, в соответствии с Постановлением № 000 это «делает должность» относящейся к основному персоналу.

2. К должностям основного персонала относятся рабочие, трудовые обязанности которых определены Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и необходимы для обеспечения деятельности учреждения культуры.

3. Иные «общеотраслевые» должности (профессии), такие как водите вахтер, гардеробщик, уборщик, курьер, кассир, профессиональные обязанности по которым не предусматривают осуществление административно-управленческих функций, относятся к вспомогательному (техническому) персона

Итак, в учреждениях культуры должны применяться несколько видов перечней.

1. Перечень должностей основного персонала работников учреждений культуры и прочего персонала (административно-управленческий персон вспомогательный персонал).

Цель: обеспечить дифференциацию в оплате труда основного и прочего персонала (п. 11 раздела V федеральной «дорожной карты»). При определении, соответствуют ли расходы на оплату труда (40%) установленному п дельному значению, учитывается фактически начисленная зарплата работников, занимающих должности основного персонала, и прочих работников.

2. Перечень должностей основного персонала, включая должности административно-управленческого персонала, принимающего участие в осуществлении основной деятельности учреждения (оказывающего услуги или имеющего в непосредственном подчинении работников, их оказывающих), и вспомогательного персонала работников учреждений.

Цель: соблюдать кратность соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала государственных (муниципальных) учреждений культуры, если она установлена в нормативных правовых актах.

Методика расчета средней зарплаты, необходимая для обеспечения установленной кратности, законодательством не определена. На наш взгляд, методика расчета фактического уровня средней заработной платы, приведен в приложении № 5 к Программе, применяться не может. Кратность соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персон (1: 0,7, 0,5) доведена письмом Минкультуры России, а не установлена Указа Президента РФ «0 мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее - Указ № 000), для целей контроля за реализацией которого и определена методика в приложении № 5 к Программе.

Вопрос о методике расчета средней зарплаты остается открытым. Поэтому учреждения сами выбирают, каким способом ее рассчитывать: на основании приложения № 5 к Программе или в соответствии с постановлена Правительства РФ «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». Учтите: это постановление используется расчета средней зарплаты только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (то есть не подлежит применению).

Уполномоченный орган должен обеспечить единый подход к исчислен зарплаты. Ситуация, когда одни подведомственные учреждения считают по методике, утвержденной приложением № 5 к Программе, а другие - в соответствии с постановлением Правительства РФ, - крайне нежелательна.

3. Перечень должностей работников учреждения, относимых к основному персоналу для расчета средней зарплаты и определения размеров должностного оклада руководителя учреждения (в соответствии с муниципальными правовыми актами, формирующими систему оплаты труда).

Указ № 000 предусматривает еще один случай кратности, которую нужно соблюдать при расходовании средств на оплату труда. Это установленное в публично-правовом образовании соотношение средней зарплаты руководителей и работников учреждений культуры (п. «ж» Указа № 000). На федеральном уровне Минкультуры России определил кратность 1: 8 (приказ Минкультуры России). Для расчета средней заработной платы работников при этом используется методика, утвержденная приложением № 5 к Программе.

Подобное ограничение означает установление максимального размера зарплаты руководителя учреждения культуры. Это допускается в случаях, предусмотренных ст. 132, 145 ТК РФ. Ограничения распространяются на работников, чьи условия оплаты труда зависят от условий оплаты труда руководителя (заместитель руководителя, главный бухгалтер).

Все описанные сложности, как правило, являются проблемой органов управления культурой. Именно они должны определить перечни персонала и в отдельных случаях установить методику расчета средней зарплаты. Но от компетентности должностных лиц учреждений культуры и их активного участия в нормотворческом процессе зависит качество документов, которые будут положены в основу дифференциации оплаты труда и на основании которых будет сделан вывод об эффективности расходования фонда оплаты труда в учреждении.

⃰ Материал предоставлен журналом «Справочник руководителя учреждения культуры» №6 июнь 2016. – с.48-55

А.В. Соловьев

заместитель начальника отдела нормирования и производительности труда
Управления оплаты, нормирования и производительности труда
Минтруда России

Пожалуйста, разъясните, кто относится к АУП (административно-управленческому персоналу), к ИТР (инженерно-техническим работникам)?
О.А. Волкова,
г. Сызрань, Самарская обл.

Недавно возник спорный вопрос, кого же мы все-таки относим к «административно-управленческому персоналу»? Директора, начальников цехов и участков, мастеров - это понятно. А как насчет специалистов (экономистов, бухгалтеров, инженеров), других служащих (секретарей, кассиров и т.д.)? Если честно, то какие они управленцы? Может быть, Вы подскажите и посоветуете что-нибудь интересное?
М. Голубь,
г. Москва

Ответ на вопрос о содержании терминов «административно-управленческий персонал» (АУП) и «инженерно-технические работники» (ИТР), а также о правомерности их использования необходимо искать в Трудовом кодексе РФ и иных нормативных правовых актах.
Из статьи 15 Трудового кодекса РФ следует, что персонал организации может состоять из работников, выполняющих трудовую функцию:
1) по определенной специальности;
2) по определенной квалификации;
3) по определенной должности.
Каждая из приведенных категорий требует дополнительного комментария.
К числу работников, выполняющих трудовую функцию по определенной специальности, относятся лица, которые приобрели соответствующую специальность после прохождения обучения в порядке, предусмотренном стандартами Минобразования России.
При заключении трудовых договоров с работодателем лица, имеющие определенную специальность, претендуют на замещение вакантных должностей данной организации. Наименование должностей работников конкретной организации определяется по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) и Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих.
Поскольку под квалификацией понимается и профессия, и специальность, то по существующей традиции к числу работников, выполняющих трудовую функцию по определенной квалификации, относят исключительно лиц, прошедших обучение для получения соответствующей профессии. Иными словами, к данной категории работников относят рабочих, а наименование их профессий определяют исходя из упомянутого ОКПДТР и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (соответствующего выпуска).
В число работников, выполняющих трудовую функцию по определенной должности, по логике могут входить как лица, которые обладают дипломом о присвоении им соответствующей специальности, так и лица, которые не имеют профессионального образования или имеют определенную профессию. Но поскольку для лиц, обладающих дипломом о присвоении им соответствующей специальности, уже выбрана категория специалистов, то к категории работников, выполняющих трудовую функцию по определенной должности, правомерно относить лиц, которые не имеют профессионального образования или имеют определенную профессию.
Выполненный анализ пока не дает ответов на поставленные вопросы. Поэтому обратимся к ОКПДТР. Он состоит из двух разделов: профессии рабочих и должности служащих.
Второй раздел ОКПДТР (должности служащих) разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, действующих нормативных правовых актов и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике.
Категория служащих в ОКПДТР представлена:
1) руководителями;
2) специалистами;
3) другими служащими.
Но и обращение к этому документу также не позволяет получить ответы на поставленные вопросы. Поэтому попробуем их найти в Единой номенклатуре должностей служащих (ЕНДС), утвержденной еще в 1967 году Госкомтрудом СССР (постановление от 09.09.1967 № 443). В ее основу положена классификация служащих по характеру их труда. Исходя из этого признака, в ЕНДС была предусмотрена классификация работников на категории, а внутри каждой категории на группы.
Согласно ЕНДС руководители классифицируются в зависимости от объекта управления:
- руководители организаций (в их юридическом понятии, предусмотренном Гражданским кодексом РФ);
- руководители служб и подразделений в организациях.
К числу руководителей относятся и их заместители.
Специалисты классифицируются в зависимости от характера выполняемых ими функций или сферы деятельности:
- специалисты, занятые инженерно-техническими и экономическими работами;
- специалисты, занятые сельскохозяйственными, зоотехническими, рыбоводными и лесовосстановительными работами;
- специалисты, занятые медицинским обслуживанием, народным образованием, а также работники науки, искусства и культуры;
- специалисты, занятые на работах по международным связям;
- специалисты юридических служб.
Как видно, в число специалистов включались работники, занятые и экономическими, и инженерно-техническими работами. Поэтому-то, служащих этой категории и называют инженерно-техническими работниками (ИТР).
Технические исполнители классифицируются в зависимости от видов выполняемых ими работ:
- технические исполнители, занятые учетом и контролем;
- технические исполнители, занятые подготовкой и оформлением документации;
- технические исполнители, занятые хозяйственным обслуживанием.
Наглядным примером последующей классификации категорий служащих является постановление Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (с изм. на 20.12.2003). Так, к категории «руководители» в соответствии с названным постановлением относятся следующие должности:
1) заведующие: камерой хранения, архивом, бюро пропусков, копировально-множительным бюро, фотолабораторией, хозяйством, экспедицией, канцелярией, машинописным бюро, складом;
2) мастер участка (включая старшего);
3) начальники: отдела, участка (смены), цеха;
4) главный специалист;
5) руководитель организации.
К категории «технический исполнитель» относятся: дежурный бюро пропусков, копировщик, нарядчик, табельщик, учетчик, экспедитор, агент, делопроизводитель, секретарь, секретарь-машинистка, счетовод, чертежник, кассир (включая старшего), машинистка, экспедитор по перевозке грузов, инкассатор (включая старшего), секретарь-стенографистка, статистик, другие.
Акцент на эти две категории сделан не случайно. Дело в том, что термины, обозначающие категории персонала, бессистемно применяются не только менеджерами по персоналу, но и самим законодателем. Так, термин «технический и управленческий персонал» используется без какой-либо расшифровки в статье 264 (подпункт 19 пункта 1) Налогового кодекса РФ и в других актах налогового законодательства. Исходя из вышесказанного, в целях применения названной нормы Налогового кодекса РФ под «техническим и управленческим персоналом» следует понимать работников, которые заняты на соответствующих должностях из приведенных категорий - «руководители» и «технические исполнители». Естественно, что здесь не идет речь об исчерпывающем перечне лиц, относящихся к техническому и управленческому персоналу.
На основании изложенного можно прийти к заключению, что распределение работников по категориям персонала должно осуществляться в соответствии с ОКПДТР и ЕНДС.
Что касается термина «административно-управленческий персонал» (АУП), то он использовался в период организации и проведения единовременного учета численности и распределения лиц, работающих по занимаемым должностям по состоянию на 15.09.1990 (директивное письмо Госкомстата РСФСР от 17.07.1990 № 6-7-107). С целью осуществления этого учета 03.06.1988 Госкомтруд СССР, Госкомстат СССР и Минфин СССР утвердили Номенклатуру должностей управленческого персонала предприятий, учреждений и организаций для разработки бланков учета этого персонала. В настоящее время Госкомстат России данную Номенклатуру не использует. Следовательно, исходя из правового аспекта проблемы терминологии в кадровом менеджменте, использование термина «административно-управленческий персонал» в настоящее время необоснованно.
Термин «инженерно-технические работники» тоже несколько устарел, и легитимность его использования такая же, как и нормативного правового акта, которым в 1967 году была утверждена ЕНДС.