Социальные проблемы профориентации учащихся протокол. "Профориентация ее проблемы и пути решения.". Современные проблемы профориентации в России


Каждый ребенок много раз слышал вопрос «А кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», и однажды приходит момент, когда на этот вопрос нужно дать действительно обдуманный и взвешенный ответ. Выбор профессии — один из самых важных в жизни, но не всегда люди с детства мечтают стать врачом, полицейским или актрисой. Как же помочь ребенку определиться с будущей профессией? «Я Родитель» решил дать несколько советов родителям старшеклассников.

1. Пройдите тестирование

Сейчас в каждой школе должен быть психолог, который проводит профориентационное исследование. Часто это делается с целью распределить детей по профилям внутри школы — гуманитарный, технический, естественно-научный и т.д. Если такое исследование не проводилось, вам все-таки следует попросить школьного или любого другого частного психолога его провести.

Тестирование всегда поможет определить область, к которой предрасположен ребенок, и указать специальности, где он сможет себя реализовать.

Существует множество тренингов, на которых с помощью опросов и тестирования легче определиться, выбрать правильное направление.

2. Старайтесь лучше узнать вашего ребенка

С ребенком нужно разговаривать. Что ему интересно, чем бы он хотел заниматься, какие приоритеты перед собой ставит – все это играет огромную роль в выборе будущей профессии. Поделитесь с ребенком историей о том, как вы встали на свой профессиональный путь. Расскажите, что вам тоже было непросто, вспомните, чем вы руководствовались при выборе профессии и, расположив его таким образом к себе, проанализируйте его ответы. Все это поможет вам с ребенком найти совместное решение в таком сложном вопросе.

При выборе будущей профессии нужно учитывать несколько факторов, и в первую очередь — желание ребенка.

Также это состояние его здоровья, его возможности, потребности, интересы, востребованность профессий на рынке труда (особенно при учете региона вашего проживания). Если вы заботливый родитель и взросление ребенка происходило у вас на глазах, то не составит труда определить область его интересов – обычно к подростковому возрасту дети уже имеют представление о сферах деятельности.

Чтобы понять, чем подросток хочет заниматься в жизни, необходимо проявлять активный интерес к тем или иным профессиям. Побуждайте его собирать информацию, узнавать обо всех плюсах и минусах интересующей профессии. Можно пообщаться с людьми, которые уже занимают интересующую специальность, по возможности посетить рабочие места, увидеть, как идет работа изнутри, хоть немного окунуться в атмосферу.

3. Не заставляйте ребенка стать тем, кем не стали вы сами

Никогда не переносите на ребенка свои неосуществившиеся мечты юности. Вы всегда хотели стать врачом, но посвятили жизнь воспитанию ребенка, и поэтому требуете теперь от ребенка своей профессиональной реализации? Вы рискуете загубить жизнь человека, воспитанию которого посвятили собственную жизнь. Ваши мечты – это только ваши мечты. У вашего ребенка есть собственные представления об идеальной работе, и не нужно эти представления рушить. Позвольте ему сделать выбор самостоятельно. Помните, что ребенок будет успешен только в той сфере, которая ему интересна. Уважайте его «хочу!», это является главным мотивом.

По опыту работы с подростками я выявила такую закономерность: 80% тех, кто выбрал профессию под натиском родителей, впоследствии ушли из ВУЗа и поступили туда, куда хотели сами.

4. Не бойтесь ошибок

Ну и напоследок… Разрешайте своему ребенку ошибаться. Не нужно вбивать ему стереотип, что профессию на всю жизнь нужно выбрать в 11-ом классе «раз и навсегда». Многие приходят к профессиональному самоопределению гораздо позже. Просто не нужно поддаваться сиюминутным порывам, взвешенные обдуманные решения – вот секрет успеха. Ваша поддержка, принятие и понимание жизненной позиции ребенка и его желаний сейчас ему необходимы. Дайте ему понять, что вы рядом и всегда поможете, но выбор он должен сделать самостоятельно.

Екатерина Сафонова

Некоторые психологи считают карьерное консультирование для большей части населения важнее, чем психотерапия. При этом консультирование в данной области рассматривается как требующее особой специализации, ибо здесь психологу необходима компетентность в области не только внутреннего мира клиента, но и внешнего мира, в сфере профессий.

Карьерное консультирование:

    проблема выбора или смены профессии

    помощь в повышении профессиональной эффективности,

    в преодолении стресса, связанного с профессией,

Работа в области психологии профориентации и помощи в профессиональном самоопределении была приоритетным направлением отечественных психотехников и педологов 20-30-х гг. Школьные педологи проводили систематическую работу в области профориентационного просвещения школьников, исследовали их способности, склонности, интересы, совместно с медиками составляли профконсультационные заключения, в которых указывались рекомендации по выбору профессионального учебного заведения, профессии, противопоказания.

Важнейшими направлениями профориентации являются:

    профессиональная информация - ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, с содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, с требованиями профессий к работнику, с возможностями профессионального роста и развития;

    профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия им осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

    профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической и медицинской диагностики;

    профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (должности) в соответствии с нормативными требованиями;

    профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей в активном творческом труде, достижению высшего уровня профессионализма.

Профориентация должна помочь в обеспечении социальных гарантий свободного выбора профессий в условиях рыночных отношений, содействовать балансу интересов человека и рынка труда, способствовать росту профессионализма личности, развитию индивидуального потенциала, формированию здорового образа жизни, удовлетворенности трудом. Методы осуществления профориентации - информирование (индивидуальное или групповое) в форме лекций, бесед или опосредованно через СМИ; психологическое и медицинское консультирование; использование методов психологической и медицинской диагностики; педагогические методы.

Психологическая поддержка - система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания. Психологическая поддержка направлена на повышение конкурентоспособности личности на рынке труда, на помощь в процессе реализации профессиональной карьеры, на предупреждение негативных вариантов и тенденций развития личности, отклоняющегося поведения. Пути осуществления психологической поддержки - оптимизация психологического состояния человека, помощь в решении актуальных психологических проблем, препятствующих профессиональной самореализации личности. Основные направления психологической поддержки:

    психологическая профилактика - содействие полноценному развитию личности, малых групп и коллективов, профилактика социально-психологических конфликтов;

    психологическое консультирование - оказание помощи личности в самопознании, самооценке и адаптации в реальных жизненных ситуациях, в преодолении кризисов личностного развития, в достижении эмоциональной устойчивости (включая консультирование руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации);

    психологическая коррекция - активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

«Проблема самоопределения есть, прежде всего, проблема определения своего образа жизни»
С.Л.Рубинштейн

В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы:

  1. Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.
  2. Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников – это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности.
  3. Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс.
  4. Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности.
  5. Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового. Экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания.

Проблема выбора профессии стара как мир, а удачно выбранная профессия сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность человека жизнью. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие.

Следовательно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессий.

В 1998 году в международный стандарт было занесено 9333 профессии, а в нашей стране специалисты насчитали около 7000 профессий. При этом ежегодно на рынке труда происходит обновление около 500 профессий.

Вместе с тем многие профессии «живут» от 5 до 15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости. При этом необходимо учесть, что

  • раньше «идеальный» образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их «профессиональной» биографией, иногда это был собирательный образ, но все равно он обладал конкретностью, которая помогала процессу идентификации молодого человека.
  • Сейчас мы наблюдаем, что «идеальный образ профессионала» заменился на «идеальный образ жизни», то есть профессия выступает как средство для достижения желаемого образа жизни.

При всей неповторимости каждой жизни и судьбы люди на конкретных этапах своего развития испытывают определенные воздействия на организм и психику, сталкиваются с одинаковыми проблемами. Адаптация к этим воздействиям или решение этих проблем составляют содержание особых – критических – периодов нормального развития личности. «Кризис» в переводе с греческого обозначает – поворотный пункт, исход, решение. В этом смысле возрастной кризис понимается как резкий перелом, совокупность значительных изменений в ходе развития, за которыми следуют характерные перемены в поведении, образе мыслей и представлениях.

  • Какой Я?
  • Кем Я хочу стать?
  • Кем Я могу стать?
  • Какие у меня личностные качества?
  • Позволяет ли они мне стать тем, кем Я хочу?

Все эти вопросы ставит перед собой в ранней юности каждый человек, то есть перед ним встает проблема становления личностного и профессионального «Я».

Столкновение идеального жизненного замысла с реальностью, как она есть, провоцирует юношеский профессиональный кризис – переосмысление жизни, профессии и своего места в них.

Зачатки интересов можно наблюдать на первом году жизни (их основа – ориентировочная реакция и развивающиеся потребности):

  • Дошкольное детство – интерес к бытовым и трудовым операциям. Интересы дошкольника – непосредственны, неустойчивы и определяются конкретной ситуацией.
  • 1 – 2 класс – интерес ко всем видам работы в школе
  • 3 – 4 класс – дифференцируется интерес к работе в школе (любимые – нелюбимые предметы и т.д.) и появляется интерес к коллекционированию.
  • Подростковый возраст – интерес к общественной жизни, приключениям, спорт.

Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный и весьма подвижный процесс, в котором отчетливо выделяются четыре стадии развития – первая из которых приходится на период обучения в школе, - это зарождение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности в мире труда и мире профессий.

Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности. Поэтому работа по профориентации должна быть направлена в двух противоположных направлениях:

  • с одной стороны необходимо расширять знания о многообразии мира профессий (так как в большинство молодых людей знакомы только с небольшим количеством профессий, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни – врач, учитель, шофер, продавец, телевизионный ведущий и т.д.)
  • с другой стороны помочь старшеклассникам как можно уже и конкретнее сформировать свой личный профессиональный план (для этого необходима диагностика профессиональных предпочтений и диагностика личностных качеств, т.е. осознание своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста как поиск, творчество и возможность выбора)

На что необходимо обратить внимание молодого человека в первую очередь:

  • Что такое профориентация?
  • Какова цель профориентации?
  • Необходимо осознать роль психолога-профконсультанта.

На следующем этапе достигаем понимания различия – что такое должность, специальность, вакансия, карьера, призвание. Далее, при выборе профессии, необходимо знать к какой группе относится выбранная им профессия.

В каждой профессии можно выделить 2 стороны:

  1. содержательную – специфические требования к личностным особенностям человека, то есть набор необходимых знаний и умений, которые поддаются воспитанию и тренировке.
  2. Динамическую – определенный темп выполнения, скорость, умение переключаться с одного типа задач на другой, концентрация внимания и т.д. (хотя перечень таких профессий не очень велик, но для их получения необходимо пройти специальный отбор).

Следовательно, можно разделить все профессии по признаку профессиональной пригодности (классификация Гуревича).

Первая группа профессий связана с абсолютной профессиональной пригодностью (то есть профессия предъявляет жесткие требования к личностным особенностям человека).

Вторая группа профессий требует относительной профессиональной пригодности (то есть данной профессией может обладать практически каждый человек, но при условии – желания, настойчивости, а значит приложения каких-то целенаправленных усилий).

Следующая, широко использующаяся в профориентации классификация Е.А.Климова, определяет сферу профессиональных предпочтений учащихся и построена на основании существенных признаков труда. В соответствии с этими признаками все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов:

  • «человек – техника»
  • «человек – природа»
  • «человек – знак»
  • «человек – человек»
  • «человек – творческий образ»

Далее расширение знаний о мире профессий и своих предпочтениях можно продолжить определением профессионального типа личности. Согласно типологии личности американского психолога Дж.Голланда, различают шесть психологических типов людей:

  • реалистический
  • интеллектуальный
  • социальный
  • конвенциальный (стандартный)
  • предприимчивый
  • артистический

Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т.д. Следовательно определенному психологическому типу личности соответствует профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.

В психологии выделяют четыре основные стороны личности:

  • социально-обусловленная сторона, направленность личности (мировоззрение, убеждения, потребности, мотивы, интересы, идеалы, целенаправленность, моральные качества и др.)
  • уровень подготовленности психических процессов (наблюдательность, память, воображение, особенности мышления, внимания, чувств и воли)
  • темперамент и другие биологически и физиологически обусловленные черты психики (подвижность, возбудимость, сила протекания психических процессов, задатки, черты вызванные физическими недостатками, болезненными отклонениями).

На следующем этапе необходимо выяснить уровень мотивации (стимулы ради которых человек готов приложить свои усилия), то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок.

Продуктивность работы тесно связана с особенностями его темперамента. Поэтому необходимо познакомить учащихся с некоторыми свойствами нервной системы, показать их взаимосвязь и индивидуальными особенностями поведения личности, раскрыть ее значение в профессиональной деятельности.

Нельзя забывать, что человек вступает в мир как индивид, наделенный совокупностью природных свойств и его способности формируются в деятельности, развиваясь на основе генетически определенных задатков. В настоящее время установлено, что генотип – определяет границы возможностей человека, которые он может достичь, теоретически, а среда и воспитание определяют в какой мере эти возможности будут реализованы человеком практически.

Мышление представляет собой обобщенную и опосредованную форму психического отражения человеком окружающей действительности, устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами.

Тип мышления – индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации. Профиль мышления отображает доминирующие способы переработки информации и уровень креативности (творческие способности), является важнейшей характеристикой человека и определяет его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.

Тема профессиональной молодежи, достаточно популярная в научной среде в советские времена, на фоне всеобъемлющей либерализации начала 1990 гг. потеряла свой интерес. В условиях рыночной экономики каждый должен был самостоятельно устраиваться в жизни, полагаясь главным образом на собственные силы.

О профориентации вновь вспомнили несколько лет спустя. К этому времени на рынке труда сложилась интересная ситуация: с одной стороны, острая проблема безработицы, особенно среди молодежи; с другой стороны, нехватка представителей целого ряда профессий, в первую очередь рабочих. Перед общественностью встала задача сбалансировать спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. Один из методов решения этой задачи – профессиональная ориентация школьников – будущих представителей тех или иных профессий.

В МОБУ СОШ №1 второй год проводится исследование на тему профессиональной ориентации школьников и по сравнению с прошлогодним оно имеет более широкие рамки: если первое исследование охватило лишь выпускников школы, то во втором принимали участие учащиеся 7, 9 классов.

Оба исследования проводились по одной схеме. В не выделились 5 содержательных частей:

  1. Профессиональный выбор учащихся и его обусловленность;
  2. Ценностные ориентации школьников в профессиональной сфере;
  3. Выбор школьниками учебного заведения;
  4. Возможности реализации профессиональных планов учащихся.

Профессиональный выбор учащихся и его обусловленность .

Ключевой момент исследования – это выяснения того, какую профессию школьники собираются приобрести в будущем. Разнообразие выбранных профессий и сфер деятельности впечатляет – более 60 наименований. Для дальнейшего анализа все варианты профессионального выбора школьников были объединены в 12 основных групп (плюс вариант «другое»).

Выбор профессии учащимися разных классов

(в % от опрошенных учащихся того или иного класса).

Профессии 7 кл, % 9 кл, % 11 кл, %
Инженер 6,2 9,3 19,5
Художественные специальности 30,5 26,3 13,4
Естественно-научные специальности 4,9 7,7 6,7
Экономические специальности 14,8 22,3 24,5
Социальная сфера 9,5 4,6 9,2
Гуманитарные специальности 15,4 16,1 15,9
Медицина 9,5 5,3 11,1
Юриспруденция 20,3 14,6 9,5
Военные и правоохранительные органы 7,2 5,0 4,2
Менеджеры 12,5 14,2 16,7
Программисты 13,4 14,6 9,7
Рабочие 6,5 18,0 4,2

Однако не все учащиеся осуществили свой профессиональный выбор. Многие либо сомневаются в нем, либо вообще еще не решили, какую профессию приобретут в будущем. Это касается не только 7 и 9-классников, но и выпускников, причем среди последних уверенность в выборе профессии практически не отличаются от прошлогодней ситуации.

1

Рассмотрены подходы и исторические аспекты выбора профессии молодым поколением в разных странах; трудности профориентации и недостатки методик изучения профессиональной направленности; раскрыты этапы системы профориентации молодежи в нашей стране; подвергнуто анализу отношение педагогов и ученых нашей страны к профессиональной ориентации и возможности реализации потенциальных возможностей молодого поколения; отражены результаты изучения профориентации современных школьников и их отношение к выбору профессии; проанализированы итоги исследования привлекательности педагогической профессии на основании выявления коэффициента значимости факторов привлекательности у абитуриентов и студентов (В. Ядов, модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана); сделан анализ основных негативных и позитивных факторов для студентов педагогического вуза; проанализирована роль профориентационных служб; сделан анализ ошибок молодежи при выборе профессии и предложены рекомендации по организации диагностической и консультативной помощи до поступления в учебное заведение и во время приобретения профессии.

этапы развития системы профориентации

трудности профессионального выбора

профориентация

профессиональный выбор

привлекательность профессии

коэффициент значимости

1. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 542 с.

2. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 541 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004. – 304 с.

4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 416 с.

5. Сибилева Л.В., Артеменко Б.А. Профессиональное самоопределение студентов педвуза как показатель удовлетворенности выбранной профессией // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. –2013. – № 1. – С. 141-149.

6. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003. – 96 с.

Проблема подготовки молодого поколения к практической деятельности всегда стояла перед человечеством, но в различное время, в разных социально-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием, и обретала новые формы реализации. В конце XIX - начале XX в. ученые и общественные деятели, наблюдая рост крупного производства, пришли к мысли о том, что для выполнения человеком каждой конкретной работы необходима не только выучка, но и вполне определенные способности. В связи со сложностью самоопределения и необходимостью подготовки к деятельности молодым людям, выбирающим профессию, необходима помощь. Уже в XIX веке появились первые литературные источники, раскрывающие отдельные вопросы профессиональной ориентации молодежи. Например, во Франции вышло «Руководство по выбору профессий» (1849); в Петербурге была издана книга профессора университета Н.И. Кареева «Выбор факультета и прохождение университетского курса» (1897). Зародившееся движение профориентации началось по требованию самой жизни. В начале XX века в США, Англии, Германии были впервые организованы справочно-информационные бюро для молодежи при биржах труда. Школьники могли советоваться о возможности дальнейшего образования и подготовке к будущей работе. Деятельность таких бюро принято считать началом профориентационного движения, которое способствовало осуществлению серьезной работы по изучению различных профессий с технической, гигиенической, психологической, социальной и экономической точек зрения. Бюро не ограничивались отдельными индивидуальными консультациями: проводили пропаганду разумного выбора профессии с помощью издания профориентационных листков, брошюр. В Нью-Йорке изучались требования, предъявляемые человеку различными профессиями (1910). Так складывался первый опыт профориентации учащихся, который включал предварительное изучение профессиональных склонностей подростков в школе, проведение бесед, заполнение анкет, опрос родителей и педагогов, консультации и посредничество в определении выпускников. Такого же рода деятельность развернулась и в Бельгии, Испании, Чехословакии, Швейцарии, Швеции, Дании, Финляндии. Профориентационные учреждения того времени пользовались слабо разработанной методикой изучения учащихся, что часто приводило к неправильному определению пригодности молодых людей к той или иной профессии. Профессиональная ориентация была новым направлением в общественной практике, шла неизведанными путями, а поэтому возникало много трудностей.

В начале ХХ века работа активизировалась: в некоторых странах стали создаваться психологические институты и лаборатории по исследованию вопросов профориентации, проблема профессиональной ориентации молодежи решалась по-разному. Однако ведущей основой осуществления этой деятельности стала социально-экономическая потребность развивающегося производства. В середине 20-х годов прошлого века в СССР по образцу западной была создана специальная психотехника, включающая в себя и профориентацию, которая, однако, не просуществовав и десяти лет, была запрещена. В 70-х гг. ХХ века профессиональная ориентация в нашей стране была реабилитирована и вступила в новую фазу своего развития. Необходимо отметить, что профориентация в советский период истории страны была восстановлена благодаря трудам знаменитого психолога Е.А. Климова. Именно он активно занялся теоретическими и методическими основами профессиографии и выбора профессии. Сложную и достаточно противоречивую историю системы профориентации молодежи в нашей стране можно условно разделить на несколько этапов:

  • период с начала 20-х до конца 30-х гг. ХХ века характеризуется зарождением и становлением профориентационной работы, поиском форм и методов этой работы, осмыслением накопленного экспериментального и практического материала;
  • период с конца 30-х до конца 50-х гг. прошлого века отличается эпизодическим функционированием, даже забвением прежнего опыта, это был этап ухода от решения проблем профориентации;
  • с начала 60-х и до начала 80-х гг. происходит активный поиск в решении задач профориентации;
  • в период с 1984 по 1990 г. осуществляется теоретическое и организационно-методическое обеспечение развития государственной службы профориентации .

На первом этапе большое внимание уделялось изучению вопросов профориентации, профотбора и консультациям, в разработке которых принимали участие органы просвещения, здравоохранения и Народного комиссариата труда, производившего учет и распределение рабочей силы. Трудовое воспитание и обучение рассматривалось в эти годы как важнейшая часть подготовки подрастающего поколения к производственной деятельности. Этой проблемой стали заниматься целые научные коллективы. В 1922 г. была открыта лаборатория промышленной психотехники Наркомата труда, основной целью которой было изучение профессий с позиции психологии и создание профессиограмм. Своевременным и вполне ответственным шагом на пути развития профориентационной работы было предложение Н.К. Крупской, в котором предлагалось рассматривать выбор профессии не под углом пригодности человека к профессии или специальности, а с точки зрения всестороннего развития человека. В своих работах, посвященных вопросам профессиональной ориентации, российские педагоги отмечают, что данная проблема может быть успешно решена, если внимание будет направлено на то, чтобы система образования и определенная область профессионального труда помогали всестороннему развитию личности, раскрытию ее способностей и дарований, давали человеку возможность удовлетворить свои насущные потребности. Важным фактором всестороннего развития молодого человека является наличие глубоких и обширных знаний. Следовательно, основная обязанность отечественной школы - это вооружение знаниями каждого ученика и удовлетворение требования широкого образования, которое откроет перед ним в будущем все дороги. Известно, что при выборе профессии в любом случае бывают трудности и случаются ошибки. Рассмотрим некоторые типичные ошибки и затруднения:

  • отношение к выбору профессии с позиции высокой квалификации;
  • ориентация на высшее образование и на всю жизнь;
  • выбор профессии, ориентируясь на выбор друзей или родителей;
  • перенос отношения с представителя определенной профессии на саму профессию;
  • знание внешних сторон деятельности, или увлечение частной ее стороной;
  • отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией;
  • устарелые представления о характере труда в некоторых сферах человеческой деятельности;
  • неосведомленность в своих личных особенностях и возможностях;
  • незнание или недооценка своих физических сил;
  • незнание путей и последовательности решения своих профессиональных задач и многие другие.

Цель исследования

Изучить интерес к профессии и значимые факторы привлекательности педагогической профессии для современной молодежи.

Материал, методы и результаты исследования

Абитуриентам естественно-технологического факультета ЧГПУ (2008 г.) была предложена методика выявления факторов привлекательности профессии (В. Ядов, модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана) . Анализ ее результатов выявил типичные ошибки, свойственные молодежи. Одной из них является отсутствие учета специфики педагогического учебного заведения и постановка акцента в названии отделения на вторую часть, например: «технология предпринимательства». Отсюда следуют не всегда верные выводы по поводу особенностей деятельности в избираемой профессии. Рассмотрим один из противоречивых факторов - «важнейшая для общества профессия». Коэффициент значимости (КЗ) здесь равен нулю: для одних он значит позитивно, для других негативно. В целом в обследуемой группе этот фактор действительно свидетельствует о низкой значимости. Обнаружена низкая значимость в 4 и 5 факторе («работа не вызывает утомления» - КЗ=-0,1и «большая зарплата»-КЗ=-0,3). Следовательно, можно сказать, что абитуриенты понимают: работа вызывает переутомление и не дает большого материального эффекта. Только вот какая именно работа? Преподавание названной выше дисциплины или практическая деятельность в сфере предпринимательства. Коэффициент значимости 0,1 в девятом и десятом факторе свидетельствует об их низкой значимости для данной выборки. Самым значимым фактором в данной выборке является «» (КЗ=1). Этот фактор имеет особое значение, т.к. позволяет эффективно использовать свои возможности и удовлетворять свои потребности в выбранной деятельности, если человек действительно осознает свой потенциал. Удовлетворяя свои потребности, человек испытывает положительные эмоции, что в свою очередь влияет на результаты труда и вместе с тем вызывает удовлетворение жизнедеятельностью в целом. Из серии всех факторов выявлены, по крайней мере, еще три значимых фактора: «работа с людьми» (КЗ=0,8); «работа требует творческого подхода» (КЗ=0,6) и «возможность самосовершенствоваться» (КЗ=0,5). Устойчивое значение фактора влияет на удовлетворенность выбором и способствует профессиональной стабилизации. Фактор, связанный с возможностью творчества в будущем, характеризует тяготение к нестандартным проявлениям в труде, в частности к творчеству. Ожидание творчества в будущей профессии обусловливает особое к ней отношение. Случится ли это на самом деле - зависит от самой личности. С этим фактором связан другой: «возможность самосовершенствования». Безусловно, данный фактор неоднозначен для всех, но в конкретной выборке он более или менее значим, имеет среднее значение (КЗ=0,5) . Из таблицы 1 можно увидеть, как распределились ведущие факторы отношения к профессии.

Таблица 1

Ведущие факторы отношения к профессии

Факторы отношения к профессии

Позитивные факторы

Негативные факторы

Работа соответствует моим способностям

Работа с людьми

Работа требует творческого подхода

Возможность самосовершенствоваться, возможность достичь социального признания

Работа соответствует моим способностям

Работа вызывает переутомление

Небольшая зарплата

Весьма противоречивым представлен фактор: «важнейшая для общества профессия» в пропорциональном соотношении с фактором «мало оценивается важность труда» (КЗ=0). В нашей выборке у отдельных респондентов обнаруживаются крайние противоречия: с одной стороны, делается выбор: «работа с людьми» и тут же отмечается «отсутствие частого контакта с людьми». Это говорит о том, что абитуриенты слабо владеют информацией о профессии, на которую поступают, а это одно из значимых затруднений при выборе профессии.

Проведен опрос студентов педагогического вуза, в котором были изучены их истинные профессиональные предпочтения (2009). Для этого предложен список учебных заведений, ставший опорой для установления выбора уже обучающейся молодежи. В опросе приняли участие 89 студентов филологического факультета и студенты факультета начальных классов (17 чел.), студенты факультета физической культуры (22 чел.) 2 курса. Анализ результатов опроса дал представление о том, что лишь 59 % (48 чел.) студентов филологического факультета сделали обдуманный выбор - педагогический университет, в котором они обучаются. На факультете учителей начальных классов таких оказалось 64, 7 % (11 чел. из числа опрошенных). На факультете ФФК (со второй специальностью учитель безопасности жизнедеятельности) хотят быть тренерами 9 студентов, учителями физической культуры и БЖ лишь 3 человека, среди них две девушки и один юноша. Вместе с тем 12,35 % (11 чел.) филологического факультета выбрали бы МГУ. Из этой же выборки 7,86 % (7 чел.) филологов отметили юридические учебные заведения; а также среди филологов обнаружилось три человека, которые хотели бы поступить в МГИМО, на факультет журналистики тоже трое, на экономику - двое, в ЧелГУ - 2. По одному человеку - в медицинскую академию, в академию физической культуры и в литературный институт или ГИТИС. Обучение на филологическом факультете некоторым из них позволяет получить качественную подготовку для поступления позднее в другой вуз. Комментарии студентов по поводу выбора адекватно отражают их настроение и предпочтения: юноши (2 чел.) факультета отметили, что не удалось поступить на факультет журналистики и выразили надежду заниматься в будущем любимым делом. Из числа студентов УНК (по 1 чел. заявили об иных предпочтениях), не связанных с настоящим обучением: московский институт культуры, МГИМО, МГУ, юридический, зарубежный вуз (это по 5,9 %). Эти данные говорят о несоотнесённости возможностей с особенностями профессии, о разочарованиях после педагогической практики и невозможности получать желаемую профессию. Не вполне удовлетворительные результаты зачетных мероприятий в вузе части обследованных студентов красноречиво говорят о низком уровне заинтересованности и отрицательной мотивации. Что, впрочем, и подтверждается их предпочтениями и случайным выбором места обучения. Полученные результаты показали, что, несмотря на достижения и накопленный опыт в нашей стране, профориентационная работа в учебных заведениях в настоящее время не занимает почетного места. Отсюда и многие проблемы молодежи при выборе путей самореализации и их успеваемости в вузе.

На факультете дошкольного образования в исследовании приняли участие 30 студентов (2012). Результаты показывают: только у 4 студенток этой группы осознанный выбор профессии, связанный с внутренними побуждениями и в сочетании с социальной значимостью. У большей части выбор связан с внешней мотивацией. Позитивной стороной в данном случае является понимание социальной значимости, что указывает на внешнюю положительную мотивацию. Относительно высокие показатели привлекательности профессии выражены в пунктах «возможность самосовершенствования» - 15 человек; «работа соответствует моим способностям» - 19 ч.; более всего - «соответствует моему характеру» - 23 ч., что говорит о наличии представлений о самом себе и своих качествах, необходимых в профессии, в также «возможность достичь социального признания» - 17 ч.

Внешняя отрицательная мотивация характеризуется пунктами «небольшой рабочий день» - это выбор 4 ч.; «работа не вызывает утомления» - 3 чел. (отсутствие понимания функций и сущности профессии с людьми, суждение по внешним признакам).

Большинство респондентов привлекает работа с людьми (27 ч.); соответствие с собственным характером (23 ч.); социальная значимость профессии (21 ч.); 19 студентов привлекает работа с людьми в сочетании соответствия своим способностям; 17 студентов видят в профессии возможность достичь социального признания. Вместе с тем не привлекает в профессии небольшая зарплата - 29 респондентов; низкая оценка труда - 16 ч. Из этой же группы 16 ч. отмечают недостаточность оценки важности труда; 5 человек понимают возможность переутомления в работе с детьми. Один респондент весьма противоречив в своих выборах по пунктам: 6, 7, 8. На наш взгляд, это говорит о низкой мотивации, о незнании специфики профессии, о личностном кризисе, переходном периоде от ранней юности и личностном росте.

Участие в профориентации и помощь старшеклассникам в обоснованном выборе профессии должны стать важнейшими сторонами работы школьного психолога. В содержание деятельности психолога входит выявление интересов, склонностей старшеклассников, изучение направленности личности, первичных профессиональных намерений и их динамики; определение мотивации выбора и ее структуры; определение выраженности способностей; определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профессиональные намерения старшеклассников и др.

Кроме этого профессиональная ориентация не должна заканчиваться после поступления в учебное заведение. Даже после первых разочарований начинающие студенты, без сомнения, должны продолжать обучение, но перед ними необходимо раскрыть возможные горизонты приложения знаний, умений и навыков, полученных в вузе, стимулировать их, организовывать не только учебный процесс, но и их исследовательскую, общественную деятельность и досуг. Кстати говоря, Челябинский педагогический университет для этого имеет огромные возможности, и его специалисты оказывают реальную помощь в самораскрытии и самореализации молодежи. Без сомнения, обучающимся людям, испытывающим затруднения в учебе и разочарования, необходимо постоянное психологическое сопровождение специалистов, индивидуальное консультирование и реальная помощь в учебной деятельности. В последнее время часто звучат призывы научить студентов организовать свою студенческую жизнь и самостоятельно заниматься с научными дисциплинами. Особенно это актуально для тех, кто обучается вдали от родных, испытывает бытовые трудности и материальные проблемы.

В связи с выявленными особенностями профориентации, предпочтениями абитуриентов и студентов обратимся к анализу профориентационных служб школьников. Профориентационная деятельность специалистов позволила накопить достаточный теоретический материал и методический аппарат, дающие возможность изучить личность, ее способности и склонности (методики А.А. Реана, Л.А. Йовайши, Д. Голланда и др.). Изучив деятельность психологической службы МОУДД «МУК-2» г. Златоуста, убедились в наличии достаточного опыта, который может позволить решать проблемы профессионального самоопределения старшеклассников. Специалисты постоянно проводят беседы, групповые и индивидуальные консультации, в ходе которых по вопросам личного профессионального определения 779 учащихся 10-х и 11-х классов в последние годы получили поддержку. Выпускники школ, имеющие проблемы при выборе профессии, приглашались на индивидуальные консультации. В результате диагностической и консультационной работы реальную помощь в 2008-2009 году получили 52 школьника. Сложности, стоящие перед старшеклассниками, достаточно стабильны: ежегодно до 63 % десятиклассников затрудняются в выборе и до 44 % учащихся одиннадцатого класса сомневаются в правильности своих первых шагов по самоопределению. Несмотря на сомнения и ошибки, определился целый ряд профессий, который характеризует наиболее популярные из них: профессия юриста (16 % - 12 % соответственно учащиеся 10-х и 11-х кл.); деятельность программистов (12 % - 6 %); медицинские специальности разного профиля (11 % десятиклассников, столько же учащихся 11-х классов); бухгалтер-экономист (8 % - 7 % соответственно); дизайнер - выбор сделан только десятиклассниками (4 % от обследованных); профессии военных (3 %); фармацевт (среди десятиклассников выбор сделали 3 %); стилист-визажист (3 %) (10-ый класс); тренер - 1 % от обследованных десятиклассников. У учащихся 11 классов появляются новые предпочтения - инженер (9 %); менеджер (6 %); архитектор (4 %). Удивительно, что в городе с замечательными традициями металлургов, машиностроителей, художников гравюры на стали не обнаружилось ни одного желающего на рабочие профессии или в творческом направлении. Профессиональные планы большинства десятиклассников, почти каждого третьего выпускника на момент опроса оказались не сформированными или непрочно сформированными. Анализ факторов привлекательности профессии (методика Н.В. Кузьминой, А.А. Реана) позволяет сделать некоторые предварительные выводы. Проанализируем ответы 20 старшеклассников (6 девушек и 14 юношей). Наиболее значимыми из 12 факторов привлекательности профессии старшеклассники считают: соответствие избранной профессии личному характеру - 15 %; возможность достичь социального признания, уважения - 14 %; возможность самосовершенствования - 12 %; большая зарплата - 12 %; соответствие выбранной профессии способностям - 11 %; работа с людьми - 9 %; постоянное творчество - 7 %. Выбор факторов не однозначен, ребята отмечают параллельно несколько сочетающихся, иногда противоречивых факторов. Но здесь, по всей видимости, выбор происходит в опоре на внешние представления о профессии, зависит от профессиональной незрелости, внутренней неготовности самостоятельно совершать выбор. Не вызывает сомнения, что удовлетворение профессией обусловлено множеством факторов, однако, в первую очередь необходимо учитывать интересы, склонности и возможности выпускников школ, степень их подготовленности и мотивацию, уровень соответствия способностей и требований к профессии.

Краткий анализ все-таки позволяет сделать вывод о том, что этот опыт имеет большое значение, в дальнейшем необходимо работу совершенствовать и знакомить с ним специалистов в области профориентационной работы. Внедрение положительного опыта даст возможность не только изучать предпочтения молодежи, их способности, но своевременно готовить к выбору. Вероятно, тогда меньше будет разочарований во время обучения в учебных заведениях. Безусловно, немаловажное значение в профессиональном выборе играют социально-экономическая ситуация в стране, экономический кризис, охвативший многие страны мира, в соответствии с этим безработица (в мире, по последним данным, уже более 40 млн чел.), мода на определенные профессии, реклама, средства массовой информации, пропагандирующие то одни, то другие профессии, беспечный образ жизни и надежду на нечаянный выигрыш.

Заключение

Таким образом, изучив теоретический аспект проблемы, проанализировав планы старших школьников и факторы привлекательности профессии абитуриентов и студентов, мы пришли к выводу, что именно факторы привлекательности профессии в сочетании с личностными особенностями, осознанностью в планировании своего будущего и перспектив развития, реалистичностью и гибкостью личных профессиональных предпочтений, с одной стороны, и относительной их устойчивостью, с другой, могут определить выбор жизнедеятельности старшего школьника, которому, безусловно, нужна помощь. Такую помощь могут и должны оказывать соответствующие профориентационные службы, несмотря на существующую нестабильную ситуацию в стране. Экономические ситуации постоянно меняются, а человек все-таки должен быть готов к осознанному и ответственному выбору и на этой основе активно осуществлять свои жизненные планы, быть конкурентно способным в деятельности, уметь отстаивать свою гражданскую позицию.

Рецензенты:

Тюмасева З.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний Челябинского государственного педагогического университета,
г. Челябинск;

Шумилова Е.А., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Сибилева Л.В., Артеменко Б.А. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17689 (дата обращения: 11.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Текст статьи

Ходыкин Александр Владимирович,студент ФГБОУ ВПО «СамарскийГосударственный Университет», г. Самара[email protected]

Проблемы профориентации и российского рынка труда: анализ связи и пути решения

Аннотация.В статье проводится анализ связи проблем профориентации с проблемами российского рынка труда, без решения которых невозможно создание эффективной системы профориентации. Предложена авторская классификация источников проблем профориентации, согласно которой их можно разделить на проблемы клиента, влияющие на профориентацию, проблемы проведения профориентации и проблемы окружающей клиента среды (в данном случае они выражены в проблемах рынка труда); проблемы клиента делятся на жизненные и личностные, которые, в свою очередь, делятся на объективные и субъективные. Предложены пути решения представленных в классификации проблем. Предложен вариант системы профориентации, включающей три уровня профориентации учащихся: 1) школьники до 8 класса, 2) ученики предвыпускных и выпускных классов, 3) старшекурсники ВУЗов и ССУЗов; и два уровня профориентации безработных: 4) молодого и среднего возраста и 5) предпенсионного и пенсионного возраста. Выявлены следующие главные проблемы рынка труда, деструктивно влияющие на профессиональное самоопределение клиентов и их профориентацию: социальная несправедливость, вызванная несправедливым распределением экономических благ (оплата труда, не соответствующая его сложности и важности результатов); непривлекательность важных и нужных профессий изза неудовлетворительности условий,содержания и оплаты труда; отсутствие для многих клиентов профориентации возможности выбрать желаемую профессию по причинам, связанным с условиями рынка труда и возможностями обучения; высокий уровень скрытой безработицы и теневой занятости. Предложены варианты решения перечисленных проблем рынка труда. Ключевые слова:профориентация, проблемы, система, рынок труда, классификация.

Одним из важнейших и труднейших выборов, совершаемых человеком в жизни, можно считать выбор профессии. Это тот выбор, который определяет направление будущей деятельности человекаиво многом определяет его судьбу. Но при всей важностипрофессионального самоопределения большинство людей сталкивается с различного рода затруднениями при выборе профессии. Для помощи в преодолении трудностей профессионального самоопределения проводится профориентация. В научных трудах часто используется следующее определение профориентации: профориентация –это обобщённое понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном становлении, самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социальноэкономической ситуации на рынке труда.Мы дадим более краткое определение профориентации:профориентация –это научно обоснованная деятельность, направленная на оказание клиенту помощи в выборе профессии, компромиссно объединяющей его собственные интересы, интересы общества и государства.К сожалению, в современном российском обществе проводимая государством профориентация далека от совершенства,что приводит к высокой распространённостиошибок в выборе профессии. Это подтверждается словами из исследования Н.А. Крымовой: «На сегодняшний день государство располагает всеми возможностями обеспечения народного хозяйства устойчивыми, интеллектуально развитыми, способными успешно конкурировать на мировом рынке труда кадрами, однако распространённость ошибок в выборе профессии нейтрализует значительную часть этих возможностей, порождает множество проблем, как для самого работника, так и для общества и государства».Это положение подтверждаетсяданными Росстата, согласно которым 55% опрошенных россиян работают не по специальности, при этом в неформальном секторе эта цифра достигает 73%. Ещё тяжелее ситуация со средним образованием: полученная профессия не пригодилась 67% россиян. Одновременно только четверть опрошенных удовлетворены своей зарплатой.Причин несовершенства проводимой государством профориентации множество: отсутствие общегосударственной системы профориентации, разрозненность и эпизодичность профориентационных мероприятий, недостаточность теоретической разработанности некоторых аспектов профориентации, нехватка возможностей и ресурсов для практического применения теоретических разработок в области профориентациии т.д.

Темапрофориентации довольно широко разработана в научной литературе: Н.С. Пряжниковизучал методологию проведения, проблемы и технологии профориентации;Е.А. Климовразрабатывал методические материалы, тесты, необходимые для проведения профориентации;технологии профессиональной диагностики и консультации рассмотреныв работах И.Л. Соломина;А.Д. Сазоновизучал профориентацию клиентов разных возрастов;проблемы рынка труда разрабатывались в работах Ю.М. Наумовой, Т.В. БлиноваиВ.А. Русановского, и многих других авторов. Однакопридостаточном количестве научных трудов в них недостаточно внимания уделяется классификации источников проблем профориентации и анализу связи проблем профориентации с проблемами рынка труда. Поэтому мы проанализируем связь проблем профориентации с проблемами современного российского рынка труда, а также предложим следующую классификацию, содержащую 3 типа источников проблем профориентации: проблемы клиента,влияющие на профориентацию,проблемы проведения профориентациии проблемы окружающей клиента среды(Рисунок 1).

Рисунок 1.Классификация источников проблем профориентации

Проблемы клиента можно разделить на жизненные проблемы и проблемы личности. Жизненные проблемы -это трудные жизненные ситуации клиента, затрудняющие профориентацию (финансовые трудности, наличие иждивенцев, состояние здоровья и т. д.). В данном случае должна проводиться диагностика проблем клиента, а профориентация должна сопровождаться помощью в решении выявленныхжизненных проблем. Проблемы личности делятся на объективные, такиекак отсутствие жизненного и профессионального опыта, психологические затруднения при столь важном жизненном выборе и боязнь совершить ошибку, несоответствие желаний и возможностей клиента, несоответствие профессиональных предпочтений клиента и потребностей рынка труда;и субъективные проблемы, такие как сформировавшиеся у многих клиентов искажённые представления о труде, утрата ценности профессионализма и деструктивное влияние стереотипов и мнений со стороны на результат профориентации, отсутствие трудовых и учебных предпочтений, неспособность выпускников образовательных учреждений получить желаемые профессии изза низкой успеваемости. К проблемам проведения профориентации относятся: отсутствие общегосударственной системы профориентации; разрозненность и эпизодичность профориентационных мероприятий; низкое качество профориентационных услуг; нехватка ресурсов у служб занятости: например, недостаточный штат специалистов по профориентации и, как следствие, неадекватно высокая нагрузка на них; недостаточное нормативноправовое регулирование профориентации: несовершенство нормативноправовых актов (В Положении 1996 годасписок профориентационных услуг значительно заужен, и они, за исключением профессиональной информации, доступны лишь отдельным категориям граждан. По этому же положению органы государственной властисубъектов РФ могут предоставлять дополнительный перечень профориентационных услуг, но делать это они не обязаны) и их неисполнение или формальное исполнение (часто исполнить требования законодательства невозможно изза нехватки ресурсов у службы занятости); развитие платных профориентационных услуг на фоне низкого качества бесплатных и т.д. Для решения проблем личности и проблем проведения профориентации необходимо решение проблем образования и воспитания, пропаганда ценности созидательного труда и создание всеобщей государственной системы профориентации. Представим вариант такой системы, включающей три уровняпрофориентации учащихся: это школьники, старшеклассники и старшекурсники ВУЗов и ССУЗов, и два уровняпрофориентации безработных: молодого и среднего возраста и предпенсионного и пенсионного возраста.

1) Школьники до 8 класса. Профориентация школьников проводится учителями и школьными психологами и представляет собой комплекс педагогических мероприятий, направленных на социализацию личности школьника, выявление его индивидуальных особенностей и интересов. Для профилактики проблем профориентации и социализации в целом необходимо следующее:1.Повышение успеваемости учеников для сохранения у них возможности широкого выбора специальностей и учебных заведений.2.Развитиеу детей интересак обучению и труду путём вовлечения в различные виды деятельности, формируя у них тем самым мотивацию к труду и активную жизненную и трудовую позицию. Примеров такой деятельности может быть множество: предметные олимпиады, викторины, спортивные соревнования, музыкальные конкурсы, выставки, научнотворческие конференции и т.д. Также школьникам должны быть доступны различные виды внеклассной деятельности.3.Воспитание уважения к труду и людям труда. Для этого нужно рассказывать детям о важности созидательной деятельности, о примерах героического труда, верности трудовому долгу, о выдающихся людях дела. Кроме того, школьников необходимо привлекать к общественно полезному труду на благо школы и общества. Это могут быть разные виды деятельности, начиная от посадки деревьев в школьном палисаднике до участия в волонтёрских проектах.4.Борьба с предвзятым отношением к некоторым профессиям и их представителям.5.Повышение уровня знаний опрофессиях.6.Стимулирование социальной активности.7.Мотивирование развития личностных качеств, необходимых для самореализации в будущей трудовой деятельности. На первом этапе профориентации у школьника складываются собственные интересы и предпочтения к той или иной деятельности, которая в будущем может стать основой выбора профессии.2) Ученики предвыпускных и выпускных классов школы. На данном этапе профориентация проводится школьными психологами, учителями, представителями службы занятости и учебных заведений профессионального образования и представляет собой комплекс обучающих и консультационных мероприятий, направленных на помощь выпускнику в выборе специальности на основании его интересов, потребностей и возможностей. Основными технологиями профориентации являются индивидуальные беседы, беседы с группой (классом), профориентационное тестирование, профессиональное обучение и информирование, экскурсии на предприятия и в учебные заведения профессионального образования, элективные курсы, деловые игры и профессиональные пробы с использованием компьютерных технологий, форсайт сессии и casestudy.Профориентационное тестирование направлено на выявление склонностей, интересов и предпочтений школьника. Индивидуальные и групповые беседы по форме являютсяпрофессиональной консультацией и профессиональной информацией. Групповые беседы являются одной из форм информирования школьников. Деловые игры и форсайт сессии позволяют в игровой форме смоделировать будущее профессиональное развитие оптанта. Профессиональные пробы с использованием компьютерных технологийявляютсятехнологией профессионального обучения, направленной на определение того, насколько та или иная профессия подходит оптанту. Важным результатом применения casestudy является приобретение школьником личностных компетенций, которые помогут ему в любом виде будущей профессиональной деятельности. Метод casestudy решает широкий спектр задач и сочетает в себе другие методы,каждый из которых имеет свои образовательные задачи и роль в целостном процессе.Индивидуальные беседы проводятся с целью помощи выпускнику в выборе профессии на основании его интересов, возможностей и желаний, черт характера, индивидуальных особенностей, состояния здоровья и многих других факторов, влияющих на его будущую профессиональную деятельность. В ходе них школьнику оказывается помощь в определении видов деятельности, которые ему наиболее подходят по совокупности вышеперечисленных факторов. Перечисленные профориентационные мероприятияпомогают школьнику выбрать хотя быпримерное направление будущей деятельности. После этого беседы от консультации переходят к информированию, в ходе которого ученика необходимо информировать о востребованности выбранного им рода деятельности; о специальностях в рамках выбранного направления; о том, где этим специальностям учат и на какой основе; о наличии в учебных заведениях бюджетных мест и о проходных баллах на эти места; о предметах, по которым необходимо сдать ЕГЭ или другие экзамены для поступления на ту или иную специальность; о положении на рынке труда, его проблемах и особенностях. Профессиональное обучение и информирование представляет собой ознакомление учеников с тонкостями профессий, которые им понравились. В ходе него ученикам рассказывается о местах работы, уровне зарплаты, особенностях труда, о сложных и интересных аспектах понравившейся школьнику специальности. Также со школами должны сотрудничать представители высших и средних специальных учебных заведений, которые приходят в школу и рассказывают ученикам о своём учебном заведении, специальностях, которым в нём учат, условиях приёма, необходимых экзаменах и других особенностях своего учебного заведения.В ходе проведения всех перечисленных выше профориентационных мероприятий ученик выбирает предметы, по которым он будет сдавать ЕГЭ или ГИА.

3) Старшекурсники высших и средних специальных учебных заведений. Профориентация направлена на содействие студенту в выборе конкретного направления в рамках его будущей профессии. Она проводится учебным заведением. Технологии профориентации: беседа с преподавателями и анализ результатов практики. Совет преподавателя поможет студенту адекватно оценить свои знания по различным профессиональным предметам, узнать особенности того или иного направления и свои возможности в нём, конкретизировать свои ожидания и, в конечном счёте, выбрать направление деятельности. Результаты практики имеют определяющее значение в выборе направления деятельности. Попробовав себя на практике, студент в соответствии с результатами может оценить свои возможности, решить, что ему нравится, а что нет и, таким образом, выбрать конкретное направление своей будущей профессии. Также важными субъектами профориентации являются центры содействия трудоустройству и развития карьеры. Для успешной профориентации необходимо внимательное отношение к студентам со стороны преподавателей, достаточное количество практики, возможность студентов пробовать себя в разных направлениях своей профессии, сотрудничество учебных заведений с предприятиями, на которых студенты могут трудоустроиться по окончании учёбы.

4) Безработные гражданемолодого и среднего возраста, нуждающиеся в профориентации. Профориентация проводится службами занятости с людьми, с которыми предыдущие этапы профориентации либо не проводились, либо не имели успеха, в результате чего они не смогли сделать правильный выбор профессии, или выбранная профессия по разным причинам оказалась неподходящей для них. Здесь профориентация проводится с различными группами безработных, которые можно разделить на 2 основные категории: люди, не имеющие специальности и имеющие специальность, но не имеющие возможности или желания по ней работать. Технологии профориентации граждан, не имеющих специальности, во многом схожи с технологиями профориентации учеников выпускных классов школы, но мероприятия проводятся ускоренно с учётом возраста. К технологиям относятся: диагностика знаний, умений и навыков человека, определение его желаний, ожиданий, увлечений, личностных особенностей, семейного положения и состояния здоровья, информирование о положении на рынке труда. На основании указанной выше диагностики человеку предлагаются варианты видов деятельности, из которых он с помощью специалиста выбирает наиболее подходящий для себя вариант. После этого безработному предлагаются варианты учебных заведений, в которых он может пройти обучение, рассказывается об их особенностях, необходимых экзаменах, условиях приёма и многих других важных аспектах его будущей учёбы и профессии. После этого служба занятости даёт направление в то или иное учебное заведение, которое может или самостоятельно провести необходимые экзамены или направить человека на сдачу ЕГЭ по необходимым предметам. Технологии профориентации граждан, не имеющих желания или возможности работать по имеющейся у них специальности, определяются причинами невозможности работы. Технологии профориентации клиентов, не желающих работать по специальности, сходны с технологиями профориентации не имеющих специальности, но здесь проводится дополнительный анализ причин этого нежелания. Технологии профориентации клиентов, не имеющих возможности работать по специальности, определяются причинами этой невозможности. Общей мерой профориентации в данном случае является переподготовка по максимально близкой специальности, по которой гражданин сможет работать. Профориентация безработных граждан имеет больше всего проблем, так как мы имеем дело уже не с профилактикой проблемы, а с борьбой с её последствиями. 5) Безработные предпенсионного и пенсионного возраста. Специфика профориентации данной категории граждан обусловливается особенностями ихвозраста и состояния здоровья, что часто не позволяет продолжать трудовую деятельность по их специальности. В таком случае человека ориентируют на получение адекватной возрасту и состоянию здоровья специальности с учётом его пожеланий. Многие люди при выходе на пенсию вспоминают свои давние увлечения и стремятся заняться пусть менее доходным, но любимым делом. Профориентация, в данном случае, предлагает пенсионеру варианты, как можно с помощью любимого дела получить доход. Далее перейдём к анализу связи проблем профориентации с проблемами окружающей клиента среды, выраженными в проблемах рынка труда. Первая и самая главная проблема –это несправедливое распределение экономических благ, приводящее к социальной несправедливости, катастрофическому расслоению общества (только по данным Росстата индекс децильности в России около 15 , а по некоторым данным он в разы выше), и, как следствие, дисбалансу на рынке труда. В итоге зарплата сотрудника не отражает его трудовых затрат и важности результатов труда: в некоторых отраслях и на некоторых должностях она неадекватно завышена, а в некоторых занижена. В результате отрасли и специальности с завышенной зарплатой становятся сверхпопулярными и закрытыми для новых людей, что благоприятствует развитию в них коррупции и недобросовестной конкуренции, а специальности с заниженной зарплатой становятся крайне непопулярными и непрестижными. Это деструктивно влияет на все субъекты рынка труда: люди выбирают денежные профессии в ущерб своим склонностям, способностям и интересам; происходит дисбаланс на рынке труда и, как следствие, безработица; несправедливо заниженные зарплаты вызывают среди работников бедность (16 % россиян имеют доход ниже прожиточного минимума по данным Росстата), чувство несправедливости и социальную напряжённость. Ориентировать клиентов на низкооплачиваемую работу становится очень трудно и, к тому же, социальная несправедливость пагубно влияет на умы молодых людей с несформировавшейся системой нравственных ценностей, что приводит к формированию у трудового потенциала страны искажённых представлений о труде и неэффективности профориентационных мероприятий. Поэтому необходимо государственное регулирование рынка труда и уровня зарплат, оплата труда пропорционально его сложности и важности результатов, борьба с расслоением общества и социальной несправедливостью на государственном уровне, создание для этого нормативноправовой базы. Следующая проблема, являющаяся следствием первой, –это непривлекательность важных и нужных профессий вследствие низкихзарплат, недостаточных финансовых вложений и нарушений прав трудящихся со стороны работодателя (например, нарушения СанПиНов и правил безопасности, использование устаревшего оборудования и т.д.). Труд представителей таких профессий может быть вредным, опасным, физически тяжёлым, непрестижным, низкооплачиваемым, неинтересным, не дающим возможностей для самореализации, саморазвития и совершенствования профессиональных навыков работника. Это подтверждается данными Росстата, показывающими неудовлетворительный уровень многих показателей, рекомендованных МОТ в качестве индикаторов достойного труда. Кроме того, по данным опроса, проводимого Росстатом в 2012 году, половина работников постоянно или иногда испытывают воздействие вредных производственных факторов или другие неудобства (холод, сырость и т.п.). Четверть опрошенных сообщили статистикам, что постоянно находятся в состоянии стресса, и еще почти половина работников -время от времени. Итого -75%. Лишь 25% опрошенных удовлетворены зарплатой. В результате ориентировать клиентов на получение непопулярных инепрестижных профессий очень трудно, на них идут чаще всего от невозможности найти лучшую работу. В результате уровень специалистов и качество труда со временем прогрессивно снижается, относительноработников в обществе складываются отрицательные стереотипы, что ещё больше снижает престижность профессии, которая стремительно деградирует. Большую часть таких специальностей составляют рабочие профессии, условия и содержание труда в которых являются неудовлетворительными, технологии и оборудование –устаревшими, а зарплата низкой, особенно по сравнению с зарплатами руководства предприятий. В качестве отдельной группы профессий, испытывающих проблемы изза низкого уровня зарплат и высокого уровня бюрократизации, можно выделить учителей, медиков, работников социальной сферы и культуры. Для выхода из сложившейся ситуации необходимо государственное регулирование уровня зарплат; повышение зарплат на рабочих специальностях; поставить зарплаты топменеджеров в зависимость от зарплат рабочих; повышение зарплат на специальностях, чей труд особо важен для общества, а его оплата занижена (учителя, медики, работники социальной сферы и т.д.); борьба с бюрократией, мешающей выполнять профессиональные обязанности; контроль соблюдения законодательства относительно условий труда; разработка и внедрение новых технологий в процесс производства; сокращение рабочих мест, требующих использования тяжёлого физического, вредного и опасного труда; реструктуризация экономики; повышение качества образования. Следующая проблема –отсутствие для многих клиентов профориентации возможности выбрать желаемую профессию по причинам, связанным с условиями рынка труда и возможностями обучения. Основные причины, ограничивающие выбор профессии: отсутствиеу клиента финансового капитала, отсутствиебюджетных мест в учебных заведениях, географические причины(наличие моногородов, сельская местность и т.д.). Для решения проблемы необходимо: повышение качества образования и уровня жизни населения, особенно в сельской местности, борьба с сокращением количества бюджетных мест в учебных заведениях, постепенное сокращение количества моногородов.

И последняя рассматриваемая в работе проблема –это скрытая безработица, вызываемая, главным образом, вынужденной неполной занятостью и нежеланием безработных идти на биржу труда изза низкого пособия по безработице. Сюда же можно отнести и теневую занятость, вызванную несовершенством системы налогообложения. В итоге государство и общество не получает достоверной информации о реальном уровне безработицы и положении на рынке труда. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на профориентацию, так как становится невозможно провести достоверное информирование о ситуации на рынке труда и дать качественные рекомендации. Поэтому необходимо повышение пособий по безработице, реформирование системы налогообложения, жёсткий контроль соблюдения трудового законодательства.В завершении данной работы необходимо отметить, что эффективное решение проблем профориентации возможно только в совокупности с эффективным решением проблем рынка труда, так как эти понятия взаимосвязаны: профориентация содействует человеку в выборе профессии, формируя тем самым кадровую обеспеченность рынка труда, а ситуация на рынке труда влияет на выбор человеком профессии,а значит, и на профориентацию.

Ссылки на источники1.Покровский Н.Е. Дискуссионные проблемы социологического конгресса// СОЦИС.–2003. –№2. 2.Крымова Н.А. Управление профориентацией клиентов службы занятости в регионе: автореф. дис.…канд.экон.наук: 08.00.01.Воронеж, 2010. –208с.3.Результаты обследования самочувствия россиян на рынке труда, проводившегося Росстатом в 2012 году, в интервью Российской газете замглавы Росстата Константина Лайкама. –URL: http://www.rg.ru/2012/08/13/laykam.html. –[Дата обращения 04.02.2016]. 4.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Издво: Институт практической психологии. –Воронеж:Изд.НПО "МОДЭК", 1996. 246 с. 5.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.-М.:Академия, 2012. -304 с.6.Соломин И.Л. Современные методы психологической экспрессдиагностики и профессионального консультирования. –СПб.: Речь, 2006. –280 с.7.Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся. -М.: Просвещение, 3 изд., 2010. -223 с.8.Наумова Ю.М. Социальный механизм регулирования безработицы в крупном российском провинциальном городе: на примере г. Пенза: автореф.дис. … канд.соц.наук:22.00.04. Пенза,2007.-150 с.9.Блинова Т.В., Русановский В.А. Диверсификация структуры занятости и формирование модели посткризисного развития экономики // Экономика и управление. СПб., 2009. № 3 (43).10.Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. №1"Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населенияв Российской Федерации". –URL:http://ivo.garant.ru/#/document/136694/paragraph/144:1. –[Дата обращения 04.02.2016]. 11.Хасанова И.И., Котова С.С. Проблема использования инновационных технологий в профессиональном самоопределении молодёжи // European journal of education and applied psychology // № 3, 2015.12.Долгоруков А.М. Метод casestudy как современная технология профессиональноориентированного обучения / А.М. Долгоруков, 2012. –URL: http://www.evolkov.net/case/case.study.html [Дата обращения 04.08.2015].13.Мирза М.В., Умпирович М.И. Кейсметод как современная технология профессионально ориентированного обучения студентов // European science review// №34, 2014.14.Исследование распределения доходов жителей России по 10процентным группам, проводимое Росстатомв 2015 году. –URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_costs/#. –[Дата обращения 04.02.2016]. 15.Зелетдинова Э.А. Социальноэкономические факторы оппозиционности в России // Вестник АГТУ 2013, №2 (56), с.101.16.Результаты исследования уровня доходов россиян, проводимого Росстатом в 2015 году.–URL: http://www.rosbalt.ru/main/2015/06/11/1407826.html.–[Дата обращения 04.02.2016]. 17.Здравоохранение в России, 2015 год / Условия труда, производственный травматизм // Статистический сборник Росстата. –URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_34/Main.htm. –[Дата обращения 04.02.2016]. 18.Исследование условий труда на российских предприятиях по индикаторам достойного труда МОТ,проводимое Росстатом в 2014 году. –URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/. –[Дата обращения 04.02.2016].