Риск-ориентированный подход при организации госконтроля. Риск-Ориентированный Подход в Контрольно-Надзорной Деятельности ГИТ! Риск ориентированный подход кнд открытая правительство


Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп., вступ. в силу с...

Статья 8.1. Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)

1. В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированный подход.

1.1. Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, определяется Правительством Российской Федерации.

1.2. Перечень видов регионального государственного контроля (надзор а), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе определить виды регионального государственного контроля (надзора), при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке.

2. Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска - также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

4. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности при организации регионального государственного контроля (надзора) определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом или Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе определить общие требования к критериям отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности при организации регионального государственного контроля (надзора), а также к порядку их установления.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае, если критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска предусматривают проведение органом государственного контроля (надзора) расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения, методики такого расчета утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.

6. Правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать возможность подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса (категории) опасности.

7. В случае, если в соответствии с федеральным законом отнесение деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности осуществляется в рамках осуществляемых органом государственного контроля (надзора) полномочий по государственной регистрации, выдаче разрешения (специального права) или иных подобных полномочий, правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются нормативным правовым актом, устанавливающим порядок осуществления указанных полномочий такого государственного органа.

8. Положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрено использование органами государственного контроля (надзора) индикаторов риска нарушения обязательных требований как основание для проведения внеплановых проверок. Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, и подлежат размещению в сети "Интернет".

(см. текст в предыдущей редакции)

Открыть полный текст документа

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал разработанное при участии экспертов Открытого правительства постановление о применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля. Согласно этому документу, уже в 2017 году интенсивность и форма проверок по трём видам надзора - санитарно-эпидемиологическому, пожарному и надзору в области связи - будет зависеть от степени рисков на том или ином объекте. Таким образом, переход ведомств на «умный» контроль теперь закреплён официально. С 2018 года на новую модель предстоит перейти всем контрольно-надзорным органам.

Суть состоит в том, чтобы направить основное внимание контрольно-надзорных органов туда, где риск нарушений очевидно выше. Это должно избавить добросовестных представителей бизнеса от излишней административной опеки… Это, действительно, часть масштабной работы по совершенствованию контрольно-надзорных функций государства. Документы готовились с участием бизнес-сообщества и членов Экспертного совета», - отметил Дмитрий Медведев в ходе заседания Правительства 25 августа.

Постановление о риск-ориентированном подходе разработано в рамках утверждённой в апреле этого года « » совершенствования контрольно-надзорной деятельности в РФ на 2016–2017 годы, которая была подготовлена в максимально публичном режиме на площадке правительственной подкомиссии под председательством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова. Проект постановления на площадке подкомиссии, замечания бизнес-сообщества и при Правительстве РФ были учтены при доработке документа. Напомним, реформа контрольно-надзорной деятельности входит в число проектов, которые будут реализовываться в рамках работы президентского по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Подписанное постановление является частью большой работы и фиксирует чёткий подход, который обязаны будут внедрить все без исключения контрольно-надзорные органы в рамках реализации приоритетного национального проекта по реформе контроля и надзора. Риск-ориентированная модель проверок уже используется в большинстве развитых стран мира, её применение, по оценкам международных экспертов, позволило сократить общее количество проверок на 30–90%, а отдельные категории бизнеса, в которых потенциальные риски для безопасности государства и общества минимальны, и вовсе перестали подвергаться плановым проверкам. В России риск-ориентированный подход до сих пор внедрялся в в пяти ведомствах, на которые приходится 75–80% всех проверок. Это МЧС, Федеральная налоговая служба, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и Роструд. В ходе пилотных проектов были наработаны успешные практики, которые теперь необходимо масштабировать. С 2017 года "умная" модель проверок теперь уже в обязательном порядке будет внедряться в МЧС, Роспотребнадзоре, Федеральном медико-биологическом агентстве и Роскомнадзоре», - говорит Михаил Абызов.

Правила и критерии отнесения проверяемых объектов к тому или иному классу опасности или категории риска установлены постановлением Правительства. Все проверяемые объекты разделяются на 6 категорий риска. Они будут присваиваться не только исходя из потенциальной опасности, но и в зависимости от того, насколько часто выявляются нарушения на том или ином объекте.

Объекты 1, 2 и 3 классов опасности, риски на которых оцениваются как чрезвычайно высокие, высокие и значительные, будут подвергаться регулярным плановым проверкам. Речь идёт, к примеру, об организациях, эксплуатирующих радиационно и ядерно опасные производства, объектах по уничтожению химоружия, лабораториях, работающих с патогенными микроорганизмами. На предприятиях среднего и умеренного риска плановые проверки нельзя будет проводить чаще одного раза в период, предусмотренный конкретным видом госконтроля. А объекты 6 класса опасности будут освобождены от плановых проверок.

Таким образом, внимание проверяющих органов будет сконцентрировано на объектах, где нарушение безопасности может привести к наиболее тяжёлым последствиям, а также на злостных нарушителях. Такой подход позволит, с одной стороны, повысить в целом защищённость государства и общества за счёт повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности и оптимизировать трудовые и финансовые ресурсы проверяющих госорганов. А с другой стороны - освободить от чрезмерного внимания контролёров, избыточного административного давления и связанных с этим издержек добросовестных предпринимателей, чей бизнес не несёт в себе серьёзных потенциальных рисков. Постановление также предусматривает возможность перехода из одной категории риска в другую в зависимости от качества соблюдения требований. Но важно, чтобы ведомственные методики отнесения к категориям риска были максимально прозрачны и понятны как предпринимателям, так и простым гражданам, и чтобы можно было безошибочно определить, к какой категории относится объект», - считает Михаил Абызов.

О результатах реализации постановления МЧС, ФМБА, Роспотребнадзор и Роскомнадзор должны будут доложить в Правительственную комиссию по проведению административной реформы до 1 февраля 2017 года. По итогам внедрения риск-ориентированного подхода в этих ведомствах методика распределения объектов по категориям риска может быть усовершенствована, полагает министр. Предполагается, что с 2018 года новая модель должна распространиться на все виды контроля и надзора, подпадающие под действие 294-ФЗ о защите прав предпринимателей. Поэтому, по словам Михаила Абызова, планы проверок на 2018 год необходимо будет составлять уже с учётом риск-ориентированного подхода.

Комплексная реформа системы государственного контроля и надзора осуществляется по поручению главы государства в формате Открытого правительства. Летом текущего года в рамках реформы был подготовлен и принят Госдумой в 294-ФЗ, вступающих в силу с 2017 года. Он обеспечит защиту прав предпринимателей при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Поправки, в том числе, дают нормативную базу для применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. Одним из ключевых моментов реформы, как ожидается, станет принятие в этом году федерального закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре. Для работы над этим фундаментальным документом по поручению главы государства создана межведомственная рабочая группа, которую возглавляет Михаил Абызов.

Президент РФ Владимир Путин по итогам состоявшегося 22 июля с членами Правительства, посвящённого совершенствованию госконтроля, поручил кабмину до 31 декабря текущего года обеспечить принятие нормативных правовых актов, предусматривающих применение риск-ориентированного подхода при организации контрольно-надзорных мероприятий, а также оптимизацию таких мероприятий на региональном и муниципальном уровнях. Ответственными за это в Правительстве главы Минэкономразвития и Минюста, а также министр РФ Михаил Абызов.

По мнению экспертов Открытого правительства, подписание постановления о риск-ориентированном подходе – это один из признаков наступления оттепели в сфере госрегулирования и надзора.

Подписанное постановление Правительства, официально утверждающее новый подход в госконтроле, - это взвешенный, компромиссный во многом результат совместной работы экспертного и делового сообщества и представителей госорганов, которую координировал министр Михаил Абызов. У предпринимателей наконец появились критерии, когда и при каких обстоятельствах надзирающий орган может прийти с проверкой. Это огромный шаг вперед, это настоящая революционная история», - считает вице-президент ОПОРА РОССИИ Марина Блудян.

Вступление в силу новых правил контрольно-надзорной деятельности довольно быстро приведёт к улучшению положения предпринимателей, в особенности малого и среднего бизнеса, уверен сопредседатель «Деловой России», член Экспертного совета при Правительстве Алексей Репик.

Безусловно, разделение бизнеса по уровню опасности с соответствующим перераспределением внимания проверяющих органов - это плюс. Причем положительный эффект будет ощутим не только для предпринимателей, но и для самих контролеров. Во-первых, органы проверки смогут оптимизировать свои трудовые и финансовые ресурсы. Во-вторых, эффективность проверок должна вырасти. Когда объект заведомо отнесен к тому или иному классу опасности, это уже не поиск иголки в стоге сена, а целенаправленная работа по поддержанию эпидемиологической ситуации в норме, по сохранению окружающей среды», - считает он.

Теперь, по словам Алексея Репика, необходимо будет работать над введением аудита контрольно-надзорной деятельности и отказываться от «проверок по расписанию», которые делаются лишь «для галочки».

Для бизнеса переход на риск-ориентированный подход будет полезен с точки зрения сокращения затрат на взаимодействие с органами госконтроля, считает директор Центра технологий государственного управления РАНХиГС, член Экспертного совета при Правительстве Владимир Южаков. Но в то же время, по его словам, пока не понятно, сколько будут стоить для бизнеса неизбежные "бюрократические процедуры и торги" за отнесение к невысоким классам опасности.

Устанавливая категории рисков и классы опасности деятельности бизнеса и производственных объектов, нужно одновременно смотреть, целесообразно ли сохранение госконтроля в отношении деятельности и производственных объектов с невысокими классами опасности с учетом возможности его замещения негосударственными инструментами контроля. А в части деятельности и производственных объектов с высокими классами опасности нужно оценивать результативность госконтроля и его вклад в защиту охраняемых законом ценностей», - считает эксперт.

  • Постановление Правительства о применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля

Постановление от 17 августа 2016 года №806. Утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определённой категории риска или определённому классу (категории) опасности. В целях поэтапной отработки механизма перехода на риск-ориентированную модель при отдельных видах госконтроля определён перечень видов контроля, при которых такой подход будет применяться до 1 января 2018 года. Принятые решения направлены на активное использование методов оценки рисков в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Одновременно внедрение риск-ориентированного подхода позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности.

Справка

Подготовлено Минэкономразвития России в целях реализации Федерального закона от 13 июля 2015 года №246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"» (далее – Федеральный закон №246-ФЗ).

Федеральным законом №246-ФЗ предусмотрено, что с 1 января 2018 года органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов госконтроля применяется риск-ориентированный подход. Такие виды госконтроля определяются Правительством России.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и проведения государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения контрольных мероприятий определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при такой деятельности производственных объектов к определённой категории риска либо определённому классу опасности.

Подписанным постановлением утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определённой категории риска или определённому классу (категории) опасности.

В целях поэтапной отработки механизма перехода на риск-ориентированную модель при отдельных видах госконтроля определён перечень видов государственного контроля (надзора), при которых такой подход будет применяться до 1 января 2018 года. В этот перечень включены:

  • федеральный государственный надзор в сфере связи;
  • федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, который проводится Роспотребнадзором и Федеральным медико-биологическим агентством;
  • федеральный государственный пожарный надзор.

В положения о федеральном государственном надзоре в сфере связи, федеральном государственном санитарно-эпидемиологического надзоре и федеральном государственном пожарном надзоре внесены изменения, которыми, в частности, устанавливаются категории риска или классы опасности, которые применяются при этом виде контроля (надзора); критерии отнесения объектов контроля к определённой категории риска или определённому классу опасности; периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенных объектам контроля категории риска или класса опасности.

Принятые решения направлены на активное использование методов оценки рисков в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.

Одновременно внедрение риск-ориентированного подхода позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности.

Приветствую, уважаемые друзья! В этой заметке хотелось бы напомнить про новый подход к осуществлению проверок — риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности. Как известно, постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 г. № 197 внесены изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждённое постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 г. № 875 .

Что несёт нам риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности?

Изменениями определено, что федеральный государственный надзор в сфере труда должен осуществляться с применением риск-ориентированного подхода.

Как следует из обновлённого постановления № 875, деятельность работодателей должна быть отнесена к определенной категории риска в соответствии с Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806 .

  • решения главного государственного инспектора труда РФ (его заместителя) — при отнесении к категории высокого риска;
  • решения главного государственного инспектора труда в субъекте РФ (его заместителя) — при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

Изменениями закреплено, что проведение плановых проверок в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей зависит от присвоенной категории риска и должно осуществляться со следующей периодичностью:

  • для категории высокого риска — один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска — один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет;
  • для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.

В соответствии с частью 7 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года.

На этом пока всё.

Надеемся данный материал поможет Вам своевременно сориентироваться и достойно встретить проверяющих.

Заметку подготовила моя помощница по развитию официальной группы в ВКонтакте Светлана Подберезина.

Продолжение следует …

Опасность в любой сфере деятельности имеет количественную характеристику и зависит от многих факторов, которые постоянно изменяются во времени. Одним из наиболее характерных проявлений опасности является риск. Риск действия или риск бездействия имеющийся у 90% причин аварий травм на производстве.

Сущность риска. Риск-ориентированный подход как способ предотвращения рисков

Понятие "риск" не имеет однозначного определения. Отсутствует общепризнанная система терминов в оценке риска. Чаще всего применяют понятие "опасность" и "риск". Трактовка этих терминов не согласованы, поэтому важно дать точное их определение, которое бы отражало взаимосвязи и противоречия между обществом, окружающей средой и новейшими технологиями. Источником опасности и риска для здоровья человека могут быть общество, окружающая среда и техника вместе или каждый из этих факторов в отдельности, то есть можно выделить источники опасности и риска природного, социального или природно-социального генеза (развития).

В широком трактовке риск понимается как поступок, который осуществляют в условиях неопределенности, однако риском может быть и пассивность, бездействие. Как правило, человек рискует, чтобы достичь желаемой цели, или избежать физической опасности. Следовательно, риск можно расценивать и как опасную условие, и как поступок (опасное действие человека как элемента системы).

Риск - статистическая частота вероятности возникновения опасностей, т.е. неблагоприятных обстоятельств, как / могут реализоваться в нежелательную событие; количественная характеристика опасностей.

Последствия или количественная оценка ущерба, причиненного опасностью, зависят от многих факторов, например, от численности людей, которые находились в опасной зоне, количества и качества материальных ценностей, пострадавших, природных ресурсов, перспективности зоны и т.

В структуре предметной деятельности риск выполняет различные психологические функции. Он может быть и целью деятельности человека, и ее мотивом, если она стремится острых ощущений. Психологи считают, что потребность в риске есть у каждого.

По степени допустимости риск бывает таким, которым можно пренебречь, допустим, предельно допустимый, чрезмерный, однако достичь нулевого уровня риска, т.е. абсолютной безопасности, на практике невозможно.

На данный момент самой распространенной является концепция допустимого (приемлемого) риска. Ее суть заключается в достижении такого уровня безопасности, который общество может принять (экономически оправдать). Допустимый риск определяют как реально существующий в определенном виде деятельности, не содержит осведомленного человека от действий, связанных с вероятной опасностью. Итак, допустим риск - это компромисс между уровнем безопасности и реализацией технических, экономических, социальных и политических возможностей государства.

Увеличивая расходы, можно значительно уменьшить величину риска, но экономические возможности для повышения технической безопасности достаточно ограничены. Чрезмерный расход бюджетных средств на техническое снижение риска может нанести ущерб социальной сфере (уменьшаются расходы на медицину, образование, пенсии) и увеличить экономический риск. Необходим баланс между затратами на техническую и социальную сферы. На это нужно учитывать при выборе допустимого риска, с которым общество должно согласиться.

В некоторых странах мира (Голландия, Швеция и др.) Уровень допустимого риска установлено законодательно, например, максимально допустимым уровнем индивидуального риска гибели живых существ считают вероятность 10-6 в год. Очень малым является индивидуальный риск гибели 10-8 в год, максимально допустимый риск для экосистем такой, при котором может пострадать не более 5% вида биоценоза.

Для сравнения риска и выгоды в некоторых странах введен финансовую оценку жизни человека. В Украине многие специалисты выступают против этого, отмечая, что человеческая жизнь святое и оценить его финансово нельзя. Однако с целью защиты человека необходимо оценивать жизнь, особенно когда речь идет о направлении средств на спасение человека или компенсацию за причиненный вред. В США человеческая жизнь оценивается от 650 тыс. До 7 млн долл. (В зависимости от штата). Внедрение концепции приемлемого риска, хотя некоторые критикует ее за анти гуманный подход, позволит значительно повысить безопасность техносферы и человека.

В Украине единая государственная система предупреждения чрезвычайных ситуаций и реагирования на них до сих пор ориентирована преимущественно на реагирование и преодоление последствий опасностей. Это негативно сказывается на возможностях, действенности мер, уменьшении убытков и снижении рисков. Опыт развитых стран подтверждает, что защита населения и территорий должна основываться на управлении рисками природно-техногенного характера путем применения превентивных мер, введения новых количественных методов оценки техногенных и природных рисков. Необходимо постепенно менять рефлективную модель управления и переходить к стратегии, сосредоточенной на предотвращении последствий чрезвычайных ситуаций и их минимизации. Поэтому актуальными являются введение риск-ориентированного подхода для снижения риска возникновения кризисных явлений и разработке государственных программ в области предотвращения нежелательных событиям и их ликвидации.

Риск-ориентированный подход - комплекс организационных мероприятий, предусматривающий мониторинг, анализ, оценка риска любого предприятия на основе вероятностного анализа безопасности с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и управления риском в целом.

Основными задачами риск-ориентированного подхода является обеспечение безопасности промышленных и складских зданий (сооружений), сложных потенциально опасных объектов и объектов повышенной опасности, предприятий, технических систем, объектов с массовым пребыванием людей (аэропорты, морские, речные, железнодорожные и автомобильные вокзалы республиканского и областного значения, станции), которые имеют стратегическое значение для экономики государства. Наличие в Украине более 17 тыс. Потенциально опасных объектов обуславливает высокую вероятность возникновения кризисных ситуаций, которые потенциально угрожают человеку, экономике и окружающей среде. Это актуализирует создание реальных научных основ для разработки методов оценки опасности объектов и научных основ концепции приемлемого уровня риска (социально, экономически, технически и политически обоснованного риска, который не превышает предельно допустимого уровня).

Переход к анализу и управлению рисками имеет не только обеспечить преодоление негативной тенденции к росту количества чрезвычайных ситуаций, но и минимизировать их негативные последствия: человеческие потери, финансовые убытки, нанесение ущерба окружающей среде.

Основы риск-ориентированного подхода применяют как в стратегическом планировании, так и в повседневной деятельности службы гражданской защиты. Одним из возможных направлений совершенствования работы в этой сфере более эффективное проведение практических мероприятий по предотвращению возникновения опасных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Это можно осуществить путем заимствования передового эффективного опыта регулирования государственной безопасности стран Европы.

За риск-ориентированного подхода процесс управления безопасностью предполагает следующие этапы:

1. Идентификация факторов риска. Она заключается в выявлении всех источников опасности (угроз), событий, инициирующих возникновение аварий или чрезвычайных ситуаций, описании объекта и существующих средств защиты, возможных сценариев развития событий и их ранжирование.

2. Оценка риска. Это процесс определения вероятности возникновения негативного события (аварии) в течение определенного периода и масштабности последствий для здоровья людей, имущества и окружающей среды.

3. Управление риском. В сфере природно-техногенной безопасности оно ориентировано на минимизацию социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в Украине путем внедрения современных механизмов регулирования на основе риск-ориентированного подхода и обеспечения приемлемого уровня безопасности населения и территорий. Для достижения задекларированной цели необходимо развивать:

Систему мониторинга, анализа риска и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в качестве основы деятельности, направленную на снижение рисков их возникновения;

Систему предотвращения чрезвычайных ситуаций и механизмов государственного регулирования рисков;

Систему ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Систему подготовки руководящего состава органов управления, специалистов и населения для снижения рисков и уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций.

Риск-ориентированный подход предполагает также нормирования рисков - нормативно-правовую деятельность по разработке и утверждении норм техногенной и природной безопасности, правил и регламентов хозяйственной деятельности, которые выясняются на основе значений риска в приемлемых пределах. Оно помогает установить границы допустимости техногенной деятельности. Для введения в Украине нормирования рисков чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера необходимо создать государственную систему нормирования. Для ее эффективного функционирования следует: разработать единые методологические подходы к оценке рисков источников опасности различных природы и вида, которые существуют на территории Украины; учитывать все факторы и источники опасности, влияющие на величину риска чрезвычайных ситуаций; учитывать техногенную нагрузку и природно-климатические особенности территорий, значимость всех последствий (экономических, экологических, социальных), которые могут быть вызваны ожидаемыми чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Сейчас риск-ориентированный подход к оценке экологических проблем является перспективным направлением, быстро развивается. Применение его позволяет решить определенные проблемы токсикологии и гигиенического нормирования. На основе анализа риска можно построить новую токсикометрии с соответствующим математическим аппаратом, унифицировать гигиеническое нормирование на основе создания новой методической оазиса. Так, в отличие от токсичных, канцерогенных факторы не имеют явного порога действия, который можно четко определить единое гигиеническое нормирование, поэтому в пределах традиционных подходов невозможно установить нормирования. Риск-ориентированный подход можно использовать как для пороговых токсичных, так и беспороговая канцерогенных факторов, помогает сблизить пороговисть и безпороговисть как принципы гигиенического нормирования.

Ориентиром для становления уровней приемлемого риска в Украине является значение рисков в развитых странах: минимально возможный риск - не более чем 1 10-6; предельно допустимый - меньше, чем 1 10-4.

Методологию риск-ориентированного подхода применяют как в стратегическом планировании, так и в повседневной оперативной деятельности.