Как проверить оказанные услуги. Какие анализы можно сдать бесплатно по полису ОМС? Как пройти обследование в другом регионе


Широкое распространение в интернете получила очередная мошенническая схема. На этот раз злоумышленники пытаются нажиться на неосведомленности людей о том, как устроена система обязательного медстрахования. Рассказываем, как не расстаться с собственными деньгами в попытке получить несуществующие.

Начинается все с того, что через спам-рассылку по электронной почте, социальные сети, мессенджеры и рекламу в приложениях потенциальным жертвам предлагают перейти на сайт несуществующей организации - Единый центр компенсации по страховым случаям (также называемой Центр компенсации неиспользованных медицинских услуг ) - для проверки полиса обязательного медицинского страхования (ОМС) на «выплаты за неиспользованные медицинские и прочие услуги» . Они якобы полагаются жителям России и ближнего зарубежья на основании несуществующего документа - «Соглашения о социальных компенсациях» № 367 РК/2017 от 11 мая 2017 г.

После заполнения формы проверки документов каждому посетителю сайта обещаются шестизначные выплаты (в размере более 100 тыс. рублей ) на основании данных из базы несуществующей «Единой платформой страховщиков», для получения доступа к которой необходимо оплатить услугу «Доступ к базам страховых компенсаций» (обычно фиксированная плата предлагается в размере 195-250 рублей ).



Если жертва мошенников соглашается оплатой за несуществующую услугу, происходит переход на сайт платежной системы, работающей только на прием денег. После списания предложенной к оплате суммы ничего не происходит - это лохотрон!

После первой оплаты доверчивому человеку предлагается также заплатить за другие несуществующие услуги в более высоком размере (за проверку личных данных, за защитный пин-код, за шифрованный ключ безопасности и т.д. до тех пор, пока у жертвы не закончится деньги или она сама не заподозрит обман). В итоге с прибылью всегда остаются только мошенники.

Внимание

Идентичная схема используется и новом, заявившем о себе в апреле 2019 года, лохотроне, который сулит гражданам возврат пенсионных накоплений . Для большей убедительности мошенники подделывают страницы сайтов известных телеканалов и крупных информационных агентств, где размещаются фейковые новости о полагающихся выплатах. В них освещаются выдуманные ситуации, к примеру, о негосударственных пенсионных фондах, которые якобы обманным путем присвоили себе пенсионные накопления множества людей, а Президент РФ «поручил разобраться с НПФ-ми и выплатить все средства гражданам» . Все ссылки с таких псевдоновостных страниц ведут на сайты злоумышленников, представляющие несуществующий Национальный Отдел Возвратов Пенсионных Накоплений , через который якобы и будет осуществляться возврат скрытых пенсионных накоплений. Разумеется, никаких денег доверчивые пользователи не получат, зато запросто могут расстаться со своими, поскольку все это - развод !

Единый центр компенсаций по страховым случаям - что это?

В подавляющем большинстве вариантов лохотронов мошенники пользуются печально зарекомендовавшей себя схемой обмана в Интернете на тему «получи от государства положенные тебе деньги, которые от тебя скрывают» . К сожалению, тема «скрытых выплат» до сих пор пользуется большим спросом среди граждан России и стран СНГ из-за всеобщего недоверия к органам государственной власти и различным социальным институтам, особенно среди старшего поколения. Ранее аналогичным образом угрожающие масштабы приобрел другой лохотрон - страховые выплаты по СНИЛС , который прекратил свое распространение только после того, как на него отреагировали официальные ведомства (в частности, Пенсионный фонд России - ПФР).

В очередной версии лохотрона «бесплатный сыр» предлагается получить от лица некого «Единого центра компенсаций по страховым случаям» (сокращенно ЕЦКСС или ЕКЦСС, но это не важно, потому что такая организация не существует и название может меняться), якобы предоставляющей через свой сайт услуги посетителям по поиску и получению несуществующих «неоплаченных страховых случаев» по полисам обязательного медицинского страхования (ОМС) через закрытые базы страховых компаний, которые не афишируют возможность получение компенсаций на «сотни миллионов рублей» рядовыми гражданами.

Внимание

Необходимо понимать, что вся эта история - один большой обман , и никаких денег на самом деле не существует. Сайт «Центра компенсации неиспользованных медицинских услуг» существует с единственной целью - обманным путем завладеть деньгами доверчивых граждан. Это мошенничество!

«Соглашение о социальных компенсациях» № 367 РК/2017 от 11 мая 2017 г.

Для большей убедительности мошенники ссылаются на несуществующий нормативный документ , на основании которого якобы предусматривается возможность получения баснословных выплат - это «Соглашение о социальных компенсациях» № 367 РК/2017 от 11.05.2017 г. (в ранних версиях лохотрона указывалось такое же придуманное постановление Правительства РФ № 5123-64пп от 19.01.2018 г.).


Как заверяют мошенники, компенсации по указанному документу полагаются посетителям сайта за «неоплаченные страховые случаи» , оплата по которым якобы предусматривается полисом медицинского страхования (на самом деле это обман - никаких выплат по полису ОМС не предусматривается!) и которые не оформляются гражданами из-за сложности процедуры и отсутствия времени. Тем не менее, деньги по этим страховым случаям якобы «выделяются из бюджета», остаются на счетах в страховых компаниях и могут быть востребованы гражданами в течение 3 лет после их начисления. Сделать это и предлагается через сайт мошенников.

Внимание

Также для повышения убедительности на сайте приводятся многочисленные вымышленные отзывы от имени людей, якобы получивших предлагаемые компенсации (хотя прямой возможности опубликовать на сайте комментарий не предусмотрено). Делается это для того, чтобы еще больше сбить с толка и склонить будущую жертву к обману.

Выплаты по полису обязательного медицинского страхования (ОМС) - правда или ложь (отзывы)?

Заявления о невозможности получения страховых выплат по полису ОМС уже опубликованы на официальных сайтах ряда территориальных отделений Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Например, отделение ФОМС Ямало-Ненецкого автономного округа в публикации от 12.02.2018 г. под характерным названием «ОМС не продается!» выступил с разоблачением мошеннической схемы . На самом деле злоумышленники просто пользуются неосведомленностью рядовых гражданах о принципах работы системы обязательного медицинского страхования в России, которая полностью исключает возможность получения гражданами каких-либо страховых выплат и компенсаций по полису ОМС!


Дело в том, что деньги, поступающие в систему ОМС, распределяются только по медицинским организациям , оказывающим бесплатные медицинские услуги! Эти деньги в действительности идут на оказание бесплатной медицинской помощи населению, на приобретение лекарственных препаратов и расходных материалов, заработную плату медицинских работников, содержание пациентов в стационаре, ведение хозяйственной деятельности и т.п.

Система ОМС не предусматривает никаких денежных выплат и компенсаций гражданам, обращавшимся или не обращавшимся за медицинской помощью. И в ней не существует такого понятия, как «выделенные, но непотраченные (невостребованные) деньги» - все средства из ФОМС направляются только в медицинские учреждения (поликлиники и больницы) за фактически оказанные населению услуги в рамках государственной бесплатной медицины!

То есть никаким образом получить «неиспользованные медицинские услуги» в виде денежной компенсации закон не предусматривает! Если пациент не обращался за медицинской помощью, то государство не выделяло денег на его бесплатное лечение и медицинская организация не получила их за услуги в рамках системы ОМС, которые не были оказаны. Эти деньги просто остаются нераспределенными в Фонде ОМС, и получить их не может никто!

Необходимо также обратить внимание на следующие два важных обстоятельства:

  1. Средства в систему ОМС в России могут поступать из двух источников - в виде страховых взносов от работодателя за работающих граждан и из региональных бюджетов - за неработающих. Эти деньги не удерживаются с зарплаты работников, и сами граждане напрямую не несут никакой финансовой нагрузки на ее содержание.
  2. Необходимо не путать систему обязательного медицинского (представленную ФОМС и страховыми взносами работодателей на ОМС) и обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (представленную ФСС и взносами работодателей на обязательное соцстрахование):
    • из ФОМС граждане не имеют право на получение каких-либо денежных выплат и компенсаций, но вместо этого могут пользоваться бесплатно услугами государственного здравоохранения;
    • из ФСС работающим гражданам выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности (оплата по больничному листу в качестве компенсации утраченной заработной платы) и в связи с материнством (по беременности и родам , при рождении и по уходу за ребенком) - но это уже совсем другая история!
Будьте бдительны и не дайте себя обмануть!

RedRocketMedia

Брянск, ул Ульянова, дом 4, офис 414


Часто налоговики ставят под сомнение реальность услуг. В п.5 ст.38 НК РФ написано: «Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения , реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности». Поэтому иногда доказать реальность предоставленной услуги становится очень проблематично…

Ситуация: ООО «Петрушка» заказало у клининговой компании услуги по уборке помещения. На пару-тройку месяцев, пока в штат не наймут уборщицу. Как доказать налоговикам, что уборщица Глаша ежедневно мыла полы, окна, вытирала пыль и выносила мусор? Фотографировать Глашу в процессе оказания клининговых услуг? Или, для большей безопасности, Глаша должна предоставлять ежедневный отчет по количеству вымытых полов, квадратных метров пыли и вынесенных мешков мусора. Для оценки эффективности труда и выявления, соответствует ли качество услуги заявленной цене? Может быть, это абсурдно, но в доказательствах реальности услуг все средства хороши…

Компания не достигла целей, поэтому реальность услуг под сомнением…

Компания предъявила НДС к вычету за консультационные услуги, но получила отказ налоговиков. Сотрудники фискальной службы заподозрили формальность сделок. И такие выводы были подкреплены «рассудительными» доказательствами:

  • Отсутствие детализации услуг, оказанных по спорным счетам-фактурам не позволяет определить объем конкретно предоставленных услуг и их стоимость;
  • Стороны договора являются взаимозависимыми;
  • Произведенные обществом расходы на консультационные расходы экономически не оправданы и не обоснованы;
  • Акты приема-сдачи оказанных услуг носят формальный характер, идентичны по содержанию и не раскрывают содержание хозяйственных операций;
  • Работа по продвижению и продажам не эффективна, т.к. компания не достигла результата, указанного в целях: прирост выручки от реализации должен был составить не менее 20%, а по факту оказалось 14%. В связи с чем налоговики пришли к выводу о невыполнении условий договора по обеспечению прироста выручки от реализации.

Однако компания настаивала на обоснованности и реальности оказанных консультационных услуг:

  • Между компанией и контрагентом был заключен , в котором были указаны экономически обоснованные цели (создание системы эффективного управления обществом, обеспечение наиболее эффективного управления использование вовлеченных в хозяйственный оборот производственных, финансовых и иных ресурсов, достижение целевых показателей финансово-хозяйственной деятельности общества);
  • Обществом предоставлены документы: акты приема-сдачи оказанных услуг, содержащие перечень и объем оказанных услуг, а также их стоимость, счета-фактуры;
  • Генеральный директор и главный бухгалтер контрагента подтвердили реальность оказания услуг;
  • Консультирование происходило путем обмена электронными сообщениями (представлен перечень входящих и исходящих сообщений) и направлений сотрудников со служебными заданиями (представлены командировочные удостоверения, служебные задания и т.д.).

Больше подробностей, господа!

Однако, суд посчитал доводы налоговиков более убедительными:

  • В соответствии со ст. 105.1 НК РФ компании являются взаимозависимыми, и данный факт оказал влияние на условия и результаты сделки;
  • Счета-фактуры не соответствуют требованиям пп. 5 п. 5 ст. 169 НК РФ , поскольку не содержат описания конкретных выполненных работ, оказанных услуг;
  • В представленных обществом счетах-фактурах и актах приема-сдачи не раскрыто содержание хозяйственных операций, акты содержат лишь общую информацию в отношении оказанных услуг: не содержат ссылки на отчеты исполнителей, информацию, кем и какие конкретно осуществлены консультации или оказаны конкретные услуги, отсутствуют данные о формировании цены и определении стоимости по конкретным видам оказанных услуг, отсутствуют протоколы согласования договорной цены.

Поэтому на основании Определения ВС РФ №308-КГ16-14980 от 15.11.2016 доказала экономическую неоправданность и необоснованность предъявления к вычету НДС за консультационные услуги.

Я обратилась к юристам компании «Туров и партнеры» с вопросом: «Как доказать реальность услуг/работ? Ведь, если товар можно пощупать, посчитать, сфотографировать, то услугу или работу потрогать почти невозможно…» И придраться можно, при желании, к чему угодно…

Рамазан Чимаев , юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

Для признания взаимозависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей».

В п.2 ст.105.1 НК РФ приводятся конкретные примеры взаимозависимости, но штука в том, что в п. 7 написано, что суд имеет право признать лица взаимозависимыми по любым иным обстоятельствам.

В соответствии с Определением КС РФ от 4 июня 2007 г. №320-О-П налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8, часть 1, Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой страх и риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

На основании Письма Минфина РФ от 19.06.2015 г. №03-01-18/35527 «О проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами»

В соответствии с п.1 ст.105.17 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти , уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее – ФНС России).

При этом сделки, не признаваемые контролируемыми в соответствии с п. 4 ст. 105.14 НК РФ , а также сделки, по которым объем доходов не превышает установленные в ст.105.14 НК РФ суммовые критерии, не могут выступать предметом налогового контроля с целью проверки соответствия цен рыночным ценам как в рамках проверки полноты исчисления и уплаты налогов, проводимой ФНС России, так и в рамках выездных и камеральных налоговых проверок.

Что касается актов приема-сдачи оказанных услуг, то для правильного учета расходов акт оказанных услуг (выполненных работ) - очень важный документ. Дело в том, что, если компании оказали услуги производственного характера, акт необходим. Без него расходы подтвердить не удастся. Это прямо следует из п.2 ст.272 НК РФ . Но, даже если речь идет об устной консультации или услугах по взысканию долгов с контрагентов, одного договора будет недостаточно. И в этом случае, чтобы избежать претензий со стороны инспекторов, необходимо обзавестись актом об оказанных услугах (Письмо Минфина России от 30 июля 2009 г. №03-03-06/1/503 ).

По общему правилу при учете расходов по оказанным услугам в первичной документации должно быть отражено, какие именно услуги/работы были выполнены. Услуги могут быть детализированы либо в самом Акте оказанных услуг, либо в приложении к нему, составленном в виде Отчета исполнителя о проделанной работе. Поэтому, если в Актах указано только общее название услуги (юридические услуги, бухгалтерские услуги), то более безопасным и правильным будет запросить у исполнителя Отчет о выполненных работах (детализированный) и предоставить его проверяющим. Отчет подписывает только исполнитель.

В соответствии с п.199 Раздела XV Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 г. № 108н, застрахованные лица имеют право на получение информации о перечне оказанных им медицинских услуг и их стоимости.

Цель данного информирования заключается в предоставлении застрахованным лицам сведений о том, какие средства затрачены государством на оплату оказанной гражданину медицинской помощи, и сколько средств ОМС получит медицинская организация за оказанные услуги. Подобная информация способствует дополнительному «контролю» со стороны пациентов, ведь именно они достоверно знают, какие медицинские услуги им действительно были оказаны, а какие – нет. Помимо этого, граждане будут располагать информацией о том, какие средства затрачиваются государством на оплату медицинской помощи, которая самим гражданам предоставляется бесплатно.

ООО ВТБ МС осуществляет информирование застрахованных в Компании лиц посредством выдачи Справки о перечне оказанных застрахованному лицу медицинских услуг и их стоимости (далее – Справка), выдаваемой на бумажном носителе. Форма Справки утверждена приказом Федерального фонда ОМС от 19 октября 2015 года № 196.

Справка содержит следующие сведения:


Фамилия, имя, отчество застрахованного лица;
- сведения о медицинской организации, оказавшей медицинские услуги застрахованному лицу;
- информация о периоде и датах оказания медицинских услуг;
- информация об условиях оказания медицинских услуг;
- наименование медицинской услуги;
- общая стоимость за медицинские услуги, оказанные застрахованному лицу в медицинской организации за период лечения.

Справка носит уведомительный характер, не является документом, подтверждающим прием денежных средств, и не является основанием для определения размера ущерба при обращении в судебные органы. Указанная стоимость оплате за счет личных средств застрахованного лица не подлежит. Стоимость услуг в Справке указана в соответствии с установленными действующими тарифами на медицинские услуги в системе ОМС.

Для получения Справки необходимо обратиться с заявлением лично или через своего представителя/законного представителя в один из офисов Компании. Также можно дистанционно получить информацию о перечне оказанных медицинских услуг и их стоимости на портале Госуслуги.ру.

Адреса и графики работы офисов Компании можно уточнить в разделе «Контакты ».

Заявление может быть заполнено лично или от имени представителя застрахованного лица. Бланк заявления вы можете распечатать с нашего сайта или получить в любом офисе ООО ВТБ МС.

Срок изготовления Справки составляет не более пяти рабочих дней с момента подачи заявления застрахованным лицом.

О готовности Справки вам сообщат специалисты ООО ВТБ МС по имеющимся в заявлении контактным данным.

Справка выдается на бумажном носителе в том же офисе, в котором вы подавали заявление.

Документы для получения Справки:

Для детей до 14 лет:
- свидетельство о рождении;

Для детей от 14 до 18 лет или до приобретения ребенком дееспособности в полном объеме:

- документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка и (или) документ, подтверждающий полномочия законного представителя.

Для граждан от 18 лет и старше:
- документ, удостоверяющий личность;

Для представителя заявителя:
- документ, удостоверяющий личность;
- оригиналы или заверенные копии документов гражданина, для которого оформляется Справка;
- нотариально* заверенная доверенность на представительство.

Глава 39 ГК непосредственно не регламентирует вопросы подтверждения факта оказания услуг. Принимая во внимание то, что услуги, как правило, потребляются при их оказании, для участников имущественного оборота весьма интересным представляются подходы арбитражной практики при разрешении споров, связанных с доказательствами оказания услуг.
1. Общим правилом при взыскании задолженности за оказанные услуги является факт подтверждения исполнителем оказанных услуг. Например, суд правомерно взыскал задолженность по договору, поскольку объем и стоимость выполненных исполнителем для заказчика работ и услуг подтверждаются имеющимися в деле двусторонними актами и соглашением (см. постановление ФАС ВСО от 15.03.2007 N А19-16997/06-Ф02-1219/07).
В данном деле суд ограничился констатацией подтверждения факта оказания услуг, не конкретизируя, какие именно доказательства послужили основой для сделанного вывода. Так, на практике возник вопрос: в тех случаях, когда услуга потребляется при самом ее совершении, допустимо ли в случае спора доказывать факт оказания услуги при помощи свидетельских показаний? Практика дает отрицательный ответ на данный вопрос. Поскольку закон требует документального оформления факта выполнения юридических услуг, данное обстоятельство не может подтверждаться свидетельскими показаниями (см. постановления ФАС ВВО от 27.05.2005 N А29-5752/2004-4э, ФАС ДО от 18.07.2006 N Ф03-А51/06-1/2090).
2. Как правило, оказанные услуги подтверждаются актом приемки. Однако надо заметить, что составление акта не во всех случаях признается доказательством, свидетельствующим об оказании услуг. На акт приемки можно ссылаться только в тех случаях, когда стороны в договоре непосредственно предусмотрели такой способ сдачи оказанных услуг. Соответственно, отсутствие такого акта еще не означает невыполнения услуг. Вот пример из практики. Довод ответчика об отсутствии акта выполненных работ, подписанного сторонами, судом первой и апелляционной инстанций обоснованно не принят во внимание, поскольку разд. 5 договора охраны не ставит оплату услуг в зависимость от подписания акта (см. постановление ФАС ДО от 20.03.2007 N Ф03-А73/07-1/207).
Отсутствие актов выполненных работ не является необходимым условием для возникновения обязанностей по оплате фактически оказанных услуг, поскольку стороны не предусмотрели в договоре необходимость подписания данных актов (см. постановление ФАС ЗСО от 20.03.2007 N Ф04-1115/2007(32118-А27-30)).
Или же еще одна позиция данного окружного суда. Для удовлетворения требований о взыскании задолженности по договору возмездного оказания услуг истцу надлежит доказать в том числе факт выполнения соответствующих услуг.
В обоснование заявленных требований ООО "Юридическая компания" сослалось на то, что факт оказания ответчику предусмотренных договором услуг подтверждается подписанными сторонами актами. Истец также представил в материалы дела документы, касающиеся процедуры банкротства, проводимой в отношении ООО "Салон мобильной связи "СМС" и ООО "Компьютерный центр". Между тем представленные в дело акты не могут служить достаточными доказательствами факта оказания услуг ответчику, поскольку ГК не предусмотрено обязательное актирование исполнения договора оказания услуг или его отдельных этапов (см. постановление ФАС СЗО от 12.09.2007 N А05-2823/2007).
В тех случаях, когда акты предусмотрены договором, само по себе составление акта еще не свидетельствует о факте оказания услуг. Так, суд, рассматривающий дело, указал, что представленный истцом акт не является основанием для оплаты со стороны заказчика. В деле отсутствуют доказательства фактической деятельности исполнителя, предусмотренной договором об оказании услуг, и его реального участия в проведении денежной операции по зачислению средств заказчику. Суд первой инстанции правомерно указал, что акт, не отражающий реальное участие исполнителя (истца) в исполнении принятых на себя обязательств по оказанию услуг в силу п. 1 ст. 779 ГК, не может быть принят в качестве доказательства по оказанию таких услуг (см. постановление ФАС ЗСО от 13.07.2005 N Ф04-4459/2005(13013-А81-5)).
Тот же окружной суд несколько позднее подтвердил свою позицию, указав следующее. При наличии возражений ответчика относительно выполнения работ по договору недостаточно только акта сдачи-приемки выполненных работ. Истцу как исполнителю договора необходимо было представить доказательства того, какие конкретно работы выполнялись им в рамках данного договора, а именно каким образом поддерживался, обслуживался, обновлялся и сопровождался программный комплекс "Корпоративная система управления ресурсами компании "YHI Yellow Pages Ltd." (постановление ФАС СЗО от 26.12.2007 N А56-8543/2007).
Из разъяснений Президиума ВАС РФ, содержащихся в информационном письме от 29.09.1999 N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг", следует, что исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (осуществление деятельности).
Акты выполненных работ и сверки расчетов содержат лишь общие формулировки о том, что такие услуги оказаны. Не представив в материалы дела каких-либо доказательств, подтверждающих факт оказания услуг в устной либо в письменной форме, либо в виде составления проектов документов по вопросам консультирования, истец не доказал, таким образом, своего права требовать оплаты по договору (см. постановление ФАС СЗО от 10.08.2004 N А56-6338/04).
Вместе с тем по спорам, связанным с доказательством оказания услуг, суды часто оценивают и поведение ответчика (заказчика). Например, по другому делу тот же ФАС признал достаточным для взыскания задолженности представленные ответчику акты выполненных работ, на которые последний возражений не представил.
Истец составил акты о выполнении им в октябре 2006 г. и в период с 01.11.2006 по 12.11.2006 охранных услуг в полном объеме, которые вместе со счетами направил ответчику. Факт получения Обществом вышеуказанных документов подтверждается материалами дела. Общество акты о выполнении работ не подписало, своих возражений по их содержанию истцу и в суд апелляционной инстанции не представило, составленный Охранным предприятием расчет исковых требований не оспорило.
Вышеуказанный суд, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 71 АПК, правомерно пришел к выводу о том, что требования Охранного предприятия по оплате оказанных Обществу услуг подлежат удовлетворению (см. постановление ФАС СЗО от 25.12.2007 N А13-1891/2007).
3. В ряде случаев факт выполнения услуги стороны ставят в зависимость от наличия заявки заказчика. Отсутствие такой заявки практикой расценивается как препятствие в удовлетворении требований о взыскании задолженности за оказанные услуги. Так, апелляционная инстанция, рассматривая представленные истцом доказательства - письменные юридические консультации от 19.04.2005 и от 03.05.2005, обоснованно отметила, что, поскольку условиями договора оказание юридических услуг связано с заявками ответчика, при отсутствии таковых письменные консультации не могут являться надлежащим доказательством оказания услуг. Кроме того, наличие на тексте консультаций штампа входящей корреспонденции без указания лица и организации, принявших консультацию, не подтверждает получения указанных консультаций ответчиком (см. постановление ФАС ЗСО от 15.11.2005 N Ф04-8125/2005(16863-А70-36)).
Похожий подход используется судами в тех случаях, когда оказание услуг поставлено в зависимость от выплаты аванса. Поскольку истец, не дождавшись выплаты ответчиком аванса, приступил к выполнению своих договорных обязательств, действуя на свой страх и риск, правомерно отказано в иске о взыскании задолженности по договору возмездного оказания услуг (см. постановление ФАС ДО от 18.07.2006 N Ф03-А51/06-1/2090).
4. Доказательства, на которые ссылаются стороны, должны позволять установить, какие конкретно услуги оказывались. Так, суд правомерно отказал во взыскании задолженности по договору охраны объекта, поскольку представленные в материалы дела копии журналов по обслуживанию технических средств не являются доказательством оказания услуг, не определяют объем и стоимость услуг, не подписаны ответчиком (см. постановление ФАС ВСО от 26.04.2007 N А33-16735/06-Ф02-2174/07).
Суд правомерно удовлетворил требование ООО о взыскании с негосударственного образовательного учреждения задолженности за оказанные услуги по публикации информационных материалов в газетах, поскольку общество в подтверждение наличия и выполнения им заказа учреждения представило в суд публикации в газетах, счета на оплату услуг, а также письмо учреждения, в котором последнее гарантировало оплату выставленных счетов (см. постановление ФАС СЗО от 24.04.2007 N А56-18931/2006).
5. Может ли подтверждать факт оказания услуг акт сверки расчетов, подписанный обеими сторонами? Как показывает практика, одного акта сверки расчетов недостаточно для удовлетворения требований о взыскании за оказанные услуги. Необходимо подтвердить факт оказания услуг первичными документами.
Суд установил, что истец не представил первичные документы, подтверждающие сверхлимитный объем выполненных услуг за указанный в исковом заявлении период. Акт сверки расчетов, на который ссылается заявитель в обоснование требований, не подтвержденный первичными документами бухгалтерского учета, не является достаточным доказательством объема выполненных услуг и основанием для взыскания денежных средств с ответчиков (см. постановление ФАС СКО от 04.10.2007 N Ф08-6509/2007).

Гражданам России государством гарантируется бесплатная медицинская помощь. На руки людям выдается полис - документ, олицетворяющий поддержку государственной системы здравоохранения в случае заболевания.

А что он на самом деле означает? Какие виды услуг в клинике обязаны предоставить без дополнительной оплаты, а за какие придется заплатить самостоятельно? При каких обстоятельствах проводится бесплатное медицинское обследование? Давайте разберем все вопросы подробно.

О бесплатной медицине

В 41-й статье Конституции РФ перечислены гарантии гражданам страны со стороны государства. В частности, там говорится:

«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Таким образом, перечень бесплатных медицинских услуг должен определяться соответствующими государственными органами, то есть системой здравоохранения. Происходит это на двух уровнях:

  • федеральном;
  • региональном.

Важно! Бюджетный фонд на развитие медицинских учреждений формируется за счет нескольких источников. Одним из них являются налоговые поступления от граждан.

Какие виды услуг гарантируются государством


В силу действующих законодательных актов пациентам гарантировано право на следующие виды медицинского обслуживания:

  • экстренное (скорая помощь), в том числе специальная;
  • амбулаторное лечение, в том числе обследование;
  • услуги стационара:
    • гинекологические, по беременности и родам;
    • при обострении недугов, обычных и хронических;
    • в случаях острых отравлений, при получении травм, когда необходима интенсивная терапия, связанная с круглосуточным наблюдением;
  • плановая помощь в стационарных условиях:
    • высокотехнологическая, в том числе с использованием сложных, уникальных методов;
    • медицинское обслуживание граждан с неизлечимыми недугами.
Важно! Если заболевание не подпадает под один из вариантов, за медицинские услуги придется заплатить.

Лекарственные средства выдаются за счет бюджета людям, страдающим такими видами заболеваний:

  • сокращающими срок жизни;
  • редкими;
  • приводящими к инвалидности.
Внимание! Полный и подробный перечень препаратов утверждается правительственным постановлением.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Новое в законодательстве с 2017 года

В правительственном постановлении от 19.12.2016 N 1403 приведена более детальная расшифровка медицинских услуг, предоставляемых без взимания платы. В частности, расшифровывается первичная медико-санитарная помощь. Она разбита на подвиды. А именно первичная:

  • доврачебная;
  • врачебная;
  • специализированная.
Внимание! В рамках программы к перечню оказываемых бесплатно добавлена паллиативная медпомощь.

Кроме того, в тексте документа приведен перечень специалистов-медиков, на которых распространяется обязанность обслуживать пациентов без взимания денег.

К ним относятся:

  • фельдшеры;
  • акушеры;
  • другие медработники со средним специальным образованием;
  • врачи всех профилей, включая докторов семейной медицины и педиатров.
Внимание! Документ содержит перечень заболеваний, лечить которые врачи обязаны бесплатно.

Медицинский полис

Документ, гарантирующий оказание помощи больным, называется полисом обязательного медицинского страхования (ОМС). Эта бумага подтверждает, что предъявитель застрахован государством, то есть ему обязаны предоставить услуги все профессионалы, перечисленные выше.

Важно! Полис ОМС имеют право оформить не только граждане РФ. Он выдается (за небольшую плату) иностранцам, постоянно проживающим в стране.

Полис ОМС имеет такое смысловое содержание:

  • гражданину гарантирует медицинскую поддержку;
  • медорганизации воспринимают его в качестве идентификатора клиента (за него больнице перечислят средства из Фонда ОМС).
Важно! Описываемый документ выдается только лицензированными страховыми компаниями. Их разрешено менять, но не чаще раза в год (до 1 ноября текущего периода).

Как получают полис ОМС


Выдают документ соответствующие компании, действующие в рамках законодательства РФ. На официальных сайтах регулярно печатается их рейтинг, позволяющий гражданам определиться с выбором.

Чтобы выдали полис ОМС, необходимо предоставить минимальное число документов.

А именно:

  • для детей до 14 лет:
    • свидетельство о рождении;
    • паспорт родителя (опекуна);
    • СНИЛС (если есть);
  • для граждан, старше 14 лет:
    • паспорт;
    • СНИЛС (при наличии).

Важно! Для граждан РФ полис действует бессрочно. Временным документом обеспечиваются только иностранцы:

  • беженцы;
  • временно проживающие в стране.

Правила замены полиса ОМС


В некоторых ситуациях документ положено менять на новый. К таковым относятся следующие:

  • при переезде в регион, где страховщик не работает;
  • в случае заполнения бумаги с ошибками или неточностями;
  • при утере или порче документа;
  • когда он пришел в негодность (обветшал) и невозможно разобрать текст;
  • в случае перемены персональных данных (замужества, к примеру);
  • в случае планового обновления образцов бланка.
Внимание! Новый полис ОМС выдается без внесения платы.

Что входит в бесплатное обслуживание по полису ОМС


В п. 6 статьи 35 Федерального закона № 326- ФЗ приведен полный перечень бесплатных услуг по медицинскому полису, оказываемых владельцам документа. Они предоставляются в:

  • поликлинике;
  • амбулатории;
  • стационаре;
  • скорой помощи.
Скачать для просмотра и печати:

На что могут рассчитывать владельцы полиса ОМС


В частности, пациенты имеют право на бесплатную медицинскую помощь и лечение в таких ситуациях:


Стоматологи так же, как и другие специалисты, обязаны работать с клиентами без оплаты.

Они оказывают такие виды помощи:

  • лечение кариеса, пульпита и других заболеваний (эмали, воспалений тела и корней зуба, десен, соединительных тканей);
  • хирургическое вмешательство;
  • вывихи челюстей;
  • профилактические мероприятия;
  • исследования и диагностика.

Важно! Детям без внесения платы оказываются услуги:

  • для исправления прикуса;
  • укрепления эмали;
  • лечения других поражений, не связанных с кариозными.

Как применять полис ОМС


С целью организации лечения пациентов, их прикрепляют к поликлинике. Выбор медицинского учреждения отдается на откуп клиента.

Он определяется:

  • удобством посещения;
  • местом размещения (рядом с домом);
  • другими факторами.
Важно! Менять медицинское учреждение позволено не чаще раза в год. Исключением является смена места жительства.

Как «прикрепиться» к поликлинике


Сделать это можно с помощью страховщика (выбрать учреждение при получении полиса) или самостоятельно.

Для прикрепления к поликлинике следует пойти в учреждение и написать там заявление. К бумаге прикладываются копии таких документов:

  • удостоверения личности:
    • паспорта для граждан, старше 14 лет;
    • свидетельства ребенка младше 14 лет о рождении и паспорта законного представителя;
  • полиса ОМС (необходим и оригинал);
  • СНИЛСа.

Важно! Отказать в прикреплении к поликлинике на законных основаниях могут гражданам, прописанным в ином регионе, если учреждение переполнено (превышена предельная норма пациентов).

В случае отказа следует потребовать его оформления в письменной форме. На медучреждение можно пожаловаться в Минздрав РФ или Росздравнадзор.

Визит к доктору


Для того чтобы получить помощь специалиста, необходимо записаться к нему через регистратуру. Этот отдел выдает талоны на прием. Сроки и правила регистрации, обслуживания пациентов устанавливаются на региональном уровне. С ними можно ознакомиться в той же регистратуре.

Кроме того, эту информацию клиентам обязан предоставить страховщик (нужно позвонить по номеру, указанному на бланке полиса).

К примеру, в столице действуют такие правила обеспечения пациентов медицинскими услугами:

  • направление на первичный прием к терапевту, педиатру - в день обращения;
  • талон к докторам-специалистам - до 7 рабочих дней;
  • проведение лабораторных и иных видов обследования - тоже до 7 дней (в некоторых случаях до 20-ти).
Важно! Если поликлиника не имеет возможности удовлетворить нужды пациента, его должны направить в ближайшее учреждение, где предоставляются необходимые услуги в рамках программы ОМС.

Скорая помощь


Воспользоваться экстренными медицинскими услугами могут все люди, находящиеся в стране (наличие полиса ОМС необязательно).

Существуют нормативы, регулирующие деятельность бригад скорой помощи. Они таковы:

  • служба скорой помощи откликается на экстренные вызовы в течение 20 минут при угрозе жизни людей:
    • несчастные случаи;
    • ранения и травмы;
    • острые недуги;
    • отравления, ожоги и так далее.
  • неотложная помощь приезжает в течение двух часов, если угроза жизни отсутствует.
Важно! Решение о том, какая бригада отправится по вызову, принимает диспетчер, основываясь на информации клиента.

Как вызывать скорую


Существует несколько вариантов обращения за экстренной медицинской подмогой. Они таковы:

  1. Со стационарного телефона - набрать 03.
  2. По мобильной связи:
    • 103;

Важно! Универсальным является последний номер - 112. Это центр координации всех экстренных служб: скрой, пожарной, аварийной и других. Этот номер работает на всех аппаратах при наличии связи в сети:

  • с нулевым балансом;
  • с отсутствием или блокированием SIM-карты.

Правила реагирования скорой помощи


Оператор службы определяет, обоснован ли вызов. Скорая приедет если:

  • у пациента есть признаки острого заболевания (независимо от места его нахождения);
  • произошла катастрофа, массовое бедствие;
  • поступила информация о несчастном случае: травмы, ожоги, обморожения и так далее;
  • нарушение деятельности основных систем организма, угрожающее жизни;
  • если начались роды или прерывание беременности;
  • расстройство психоневрологического больного угрожает жизни других людей.
Важно! К детям, не достигшим года жизни, служба выезжает по любому поводу.

Необоснованными считаются вызовы, обусловленные такими факторами:

  • алкоголизм пациента;
  • некритическое ухудшение состояние пациента клиники;
  • стоматологические заболевания;
  • проведение процедур в порядке планового лечения (перевязок, уколов и прочее);
  • организация документооборота (выдача больничного, справки, составление акта о смерти);
  • необходимость транспортировки пациента в иное место (клинику, домой).
Внимание! Скорая оказывает только экстренную помощь. При необходимости может доставить пациента в стационарное учреждение.

Куда подавать жалобы на врачей


При возникновении конфликтных ситуаций, грубом обращении, недостаточном уровне оказываемых услуг на доктора можно пожаловаться:

  • главному врачу (письменно);
  • в страховую компанию (посредством телефона и письменно);
  • в Минздрав (письменно, посредством интернета);
  • Росздравнадзор (также).

Внимание! Срок рассмотрения жалобы составляет 30 рабочих дней. По результатам проверки пациенту обязаны направить обоснованный ответ в письменной форме.

При необходимости лечащего доктора можно сменить на другого специалиста. Для этого следует написать заявление на имя главного врача больница. Однако смену специалистов разрешено проводить не чаще раза в год (кроме случаев переезда).

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

С 28.05.2019 г. вступили в силу новые правила ОМС, согласно которым предусматривается введение в России полисов единого образца (бумажного или электронного формата). При этом необходимость в замене ранее выданного полиса отсутствует. Кроме того – если технически возможно однозначно идентифицировать застрахованное лицо в едином регистре застрахованных лиц – то вместо полиса ОМС допускается предъявление паспорта (приказ Минздрава России от 28.02.2019 г. № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования «).

Новые Правила предусматривают более строгий контроль за соблюдением прав застрахованных, а также плотное электронное взаимодействие территориального ФОМС, страховых организаций и лечебных организаций:

  • поликлиники каждый год до 31 января будут должны сообщать в ТФОМС (через единый портал) число прикрепившихся, число лиц под диспансерным наблюдением, планы-графики профосмотров/диспансеризации с поквартальной/помесячной разбивкой по терапевтическим участкам; графики работы);
  • поликлиники каждый день по рабочим дням до 9 утра должны отчитатьтся (через портал ТФОМС) о застрахованных, прошедших медосмотр, а также о лицах, проходящих диспансеризацию;
  • медорганизации, страховая медицинская организация (СМО) и ТФОМС каждый день будут обмениваться сведениями в электронной форме на портале ТФОМС: стационары до 9 утра должны обновить данные о выполнении объемов медицинской помощи, свободных койках, принятых/непринятых пациентах; поликлиниками до 9 утра обновляются сведения о выданных вчера направлениях в стационар; медицинскими организации, оказывающие специализированную, в т. ч. высокотехнологичную, медпомощь, размещается информация о пациентах, которым провели телемедицинскую консультацию, а СМО обязана проконтролировать исполнение полученных от врачей НМИЦ рекомендаций, и имеет право провести очную экспертизу в течение 2-х ближайших рабочих дней;
  • вне зависимости от упомянутого взаимодействия, СМО каждый день не позже 10 утра сообщает стационарам о пациентах, направленных в такие стационары накануне, и также каждый день не позднее 10 утра сообщает медицинским организациям о числе свободных коек в разрезе профилей/отделений, о пациентах, госпитализация которых не состоялась;
  • СМО на базе данных с портала ТФОМС в течение рабочего дня проверяет – правильно ли направили пациентов в профильные медицинские организации. Если госпитализация прошла несвоевременно, не по профилю — СМО должна подать жалобу главврачу медицинской организации-нарушителя и в региональный минздрав, а в случае необходимости – принять меры и перевести пациента;
  • страховые представители СМО получили широкий диапазон обязанностей – работа с жалобами граждан, организация экспертиз качества медпомощи, информирование и сопровождение их при оказании им медицинской помощи, приглашение на диспансеризацию, контроль ее прохождения, формирование списков «лиц на диспансеризацию» и списков граждан, попавших под диспансерное наблюдение;
  • пациенты смогут посмотреть, когда и какие медицинские услуги им оказывали, и по какой стоимости: в личном кабинете на портале госуслуг либо через ТФОМС — посредством авторизации в ЕСИА;
  • для онкологических пациентов СМО обязуется создавать (на портале ТФОМС) индивидуальную историю страховых случаев (на базе реестров-счетов) на протяжении всех стадий оказания медицинской помощи.

Обновленные Правила ОМС напрямую возлагают на СМО обязанность осуществлять досудебную защиту прав застрахованных лиц. При их обращении с жалобами на некачественную медицинскую помощь или взимание платы за услуги по программе ОМС, СМО регистрирует письменные обращения, проводит медико-экономическую экспертизу и экспертизу качества медпомощи.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!