Тест проверки знаний работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами. Тест проверки знаний работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами Тестирование по под фт


Целевой инструктаж по ПОД/ФТ, повышение уровня знаний в сфере финансового мониторинга и иные формы обучения: практические рекомендации по прохождению обучения

СМЫСЛОВ П.А.:

Целевой инструктаж по ПОД/ФТ, повышение уровня знаний в сфере финансового мониторинга и иные формы обучения:

Как и где пройти целевой инструктаж. практические советы эксперта по финансовому мониторингу, специалиста по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ Павла Смыслова по прохождению обучения

(статья для ювелирных организаций, агентств недвижимости, лизинговых и факторинговых организаций, операторов по приему платежей)

Обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (обучение в целях ПОД/ФТ) – одна из любимых обязанностей многих организаций, на которые распространяются требования «антиотмывочного» законодательства.

Ведь для многих целевой инструктаж по ПОД/ФТ – это всегда целое событие: нужно приехать в учебный центр, прослушать в течение целого дня увлекательную и полезную лекцию и по его окончании получить свидетельство, напечатанное на красивом бланке, которое потом можно повесить на стену в своем кабинете и хвастаться перед коллегами: «теперь я знаю о финансовом мониторинге и ПОД/ФТ все!».

Однако, как показывает практика автора настоящей статьи, являющегося лектором целевых инструктажей и повышения уровня знаний как в учрежденном им Межрегиональном учебном и консультационно-правовом центре финансового мониторинга, так и в других партнерских учебных центрах, регулярно с удовольствием приглашающих его к себе на чтение лекций, обучение все же является весьма слабым звеном в системе внутреннего контроля по ПОД/ФТ в организациях и у предпринимателей, которые не до конца выполняют возложенные на них законодателем обязанности в части требований к подготовке и обучению кадров.

Нормативной основой, регулирующей вопросы прохождения обучения является Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в просторечии его упоминают как «203 Приказ Росифнмониторинга»). По сложившейся традиции автора мы поговорим с Вами об обязанностях в сфере финансового мониторинга не цитатами из нормативных актов, которые Вы можете прочитать и самостоятельно, без нашей помощи, а своими простыми словами, выделив только основные и самые важные моменты.

Для начала определимся, кто должен проходить целевой инструктаж по ПОД/ФТ , повышение уровня знаний и иные формы обучения по финансовому мониторингу в организациях и у предпринимателей.

Итак, обучение по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма обязаны пройти следующие сотрудники:

а) руководитель организации;

б) руководитель филиала организации;

в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (простыми словами – специальное должностное лицо);

д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;

е) руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии);

ж) сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии;

з) иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.

Таким образом, легко увидеть, что круг сотрудников, проходящих обучение по ПОД/ФТ, весьма широк и не ограничивается только специальным должностным лицом, как думают многие организации и предприниматели.

В большинстве компаний, как минимум, есть генеральный директор, главный бухгалтер, юрист, специальное должностное лицо по ПОД/ФТ – все они обязаны пройти обучение по Росфинмониторингу, в т.ч. и целевой инструктаж в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Очень важно отметить, что руководитель организации должен утвердить перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение по ПОД/ФТ. Этот документ практически всегда запрашивают сотрудники надзорных органов на проверке, а заодно просят показать им Ваше штатное расписание. Штатное расписание проверяют не в целях любопытства о размерах должностных окладов, как могли бы подумать некоторые читатели, а чтобы проверить, все ли сотрудники Вашей организации, обязанные проходить обучение в силу закона, прошли его.

Разберемся теперь с формами, периодичностью и сроками обучения по ПОД/ФТ.

Условно обучение в сфере финансового мониторинга можно разделить на две группы: внешнее и внутреннее.

К внешним формам обучения мы относим целевой инструктаж по ПОД/ФТ и повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

К внутренним формам обучения по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма относят вводный и дополнительный инструктажи.

Внешние формы обучения проводят специализированные учебные центры, являющиеся партнерами Международного учебно-методического центра финансового мониторинга (МУМЦФМ), который был учрежден Федеральной службой по финансовому мониторингу. Одним из известных учебных центров, проводящих целевой инструктаж по ПОД/ФТ и повышение уровня знаний, является Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦМ), учрежденный автором настоящей статьи и возглавляемый его талантливой сестрой Серафимой Александровной Смысловой. Существуют и иные учебные центры – партнеры МУМЦФМ.

Что такое целевой инструктаж по ПОД/ФТ? Целевой инструктаж – это получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях. Именно эта форма обучения так полюбилась многим организациям и предпринимателям: приходишь на лекцию и погружаешься в интересные, увлекательные, важные и полезные знания (если конечно лектор учебного центра не какой то зануда, а опытный и практикующий специалист по ПОД/ФТ, педагог и настоящий мастер своего дела). Кому то вспоминаются с тоской ушедшие в прошлое студенческие годы с лекциями из института, а кому то школьные парты и звонки на перемены. Так, незаметно пролетает целый день, в конце которого слушатели по итогам занятия пишут тестирование и в торжественной обстановке получают свидетельство о прохождении целевого инструктажа по ПОД/ФТ. Автор настоящей статьи, проведя целевой инструктаж по ПОД/ФТ всегда в конце семинара желает слушателям здоровья, счастья и всех благ, продуктивного применения полученных знаний и работы в сфере ПОД/ФТ без штрафов. В МУКПЦФМ также заведена добрая традиция: по окончании семинара по ПОД/ФТ на память делается общее фото лектора со слушателями целевого инструктажа в сфере финансового мониторинга.

Целевой инструктаж проходится слушателями однократно (один раз в жизни). Важно отметить, что обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций. Однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти: руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации) – эти сотрудники должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа по ПОД/ФТ в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей.

Не позднее чем через три года после прохождения целевого инструктажа указанные в предыдущем абзаце лица обязаны пройти следующую форму внешнего обучения – повышение уровня знаний. Повышение уровня знаний по ПОД/ФТ осуществляется в форме участия в конференциях, семинарах и иных обучающих мероприятиях, которое организуется учебными центрами – партнерами МУМФЦМ и, в частности, Межрегиональным учебным и консультационно-правовым центром финансового мониторинга (МУКПЦФМ). При этой форме обучения сотрудники опять садятся за парты и слушают увлекательное повествование о своих правах и обязанностях в сфере ПОД/ФТ. И опять кому то из слушателей вспоминается студенческая молодость, а кому «школьные году чудесные». А по окончании этого важного семинара по финансовому мониторингу, если он проводился в МУКПФМ, автор настоящей статьи в торжественной обстановке вручает слушателем свидетельства о повышении уровня знаний.

Хотим отметить, что некоторые учебные центры убеждают слушателей в том, что они обязаны проходить внешнее обучение ежегодно и буквально заваливают своих клиентов почтовыми рассылками с приглашениями на учебу и анонсами различных семинаров по ПОД/ФТ. Между тем, 203 Приказ Росфинмониторинга прямо говорит о том, что сотрудники организаций и предпринимателей, которым адресована настоящая статья, обязаны проходить повышение уровня знаний по ПОД/ФТ не реже одного раза в три года. Поэтому Вы не обязаны ходить на обучение по финмониторингу, целевой инструктаж по ПОД/ФТ, повышение уровня знаний по каждому приглашению учебного центра. Частое посещение Вами лекций – это Ваше право, но не обязанность. Автор настоящей статьи рекомендует (но не навязывает, как это делают другие, своего мнения) проходить обучение в учебных центрах примерно раз в год – чтобы всегда быть в «правовом тонусе» и знать обо всех новеллах стремительно меняющего законодательства в сфере ПОД/ФТ.

И если с обязанностью проходить внешнее обучение по противодействию легализации преступных доходов организации и предприниматели более или менее справляются (а еще бы им не справится, когда их заваливают со всех сторон учебные центры своими предложениями об услугах по проведению целевого инструктажа), то с внутренними формами обучения (вводный и дополнительный инструктаж по ПОД/ФТ) все обстоит гораздо печальнее. Автор настоящей статьи, являясь консультантом многих организаций и ИП по вопросам ПОД/ФТ, знает не понаслышке, как в них буксует проведение внутреннего обучения.

Вводный инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом при приеме на работу на должности либо для выполнения функций, указанных в самом начале нашей статьи. Напомним, что это и руководитель, и главный бухгалтер, и юрист, и специальное должностное лицо, и иные сотрудники, т.е. все те, кого организация и предприниматель должны включить в перечень сотрудников, обязанных пройти обучение согласно требованиям 203 Приказа Росфинмониторинга.

Вводный инструктаж также проводится специальным должностным лицом сотрудникам и при их переводе (временном переводе) на вышеуказанные должности либо для выполнения вышеуказанных функций.

Тем же сотрудникам специальным должностным лицом проводится также еще и дополнительный инструктаж по ПОД/ФТ. Он проводится не реже одного раза в год либо в следующих случаях:

При изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

При утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления;

При переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

При поручении сотруднику организации работы, выполняемой вышеуказанными сотрудниками организации, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.

Отметим, что вводный и дополнительный инструктаж проводятся в соответствии с программой подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разработанной организацией с учетом требований Росфинмониторинга. Программу обучения очень любят проверять сотрудники надзорных органов. Напомним, что программа обучения в обязательном порядке входит в состав правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ. Но мы также рекомендуем утверждать программу обучения еще и в виде отдельного документа. Очень часто организации сталкиваются с требованиями проверяющих о том, что не достаточно иметь программу обучения по ПОД/ФТ только в составе правил внутреннего контроля – ее нужно еще и утвердить как самостоятельный документ.

Разрабатываемая программа обучения должна предусматривать:

а) изучение нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

б) изучение правил и программ осуществления внутреннего контроля в организации при исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также мер ответственности, которые могут быть применены к сотруднику организации за неисполнение требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;

в) изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок.

Если по итогам целевого инструктажа и повышения уровня знаний слушатели получают красивые свидетельства, которые, как мы уже упоминали, многие любят вешать на стену своего кабинета, собирая их целую коллекцию (мы надеемся, что если Вы все же и решите коллекционировать свидетельства, то все они будут выданы Вам нашим учебным центром МУКПЦФМ), то как фиксировать факты проведения с сотрудниками дополнительного и вводного инструктажа? Для этого мы рекомендуем завести Вам два журнала: один для сведений о проведении вводного инструктажа, другой – для сведений о проведении дополнительного. В них Вы фиксируете фамилии, имена, отчества и должности слушателей, даты инструктажей, подписи сотрудников о прохождении инструктажа, а в журнале дополнительного инструктажа также еще и тематику (причину) обучения. Не забудьте, что специальное должностное лицо сам себе также проводит внутренние инструктажи. Даже если Вы один работаете в организации: Вы и директор, и бухгалтер, и специальное должное лицо (и портной, и плотник, и на мышей охотник) – Вы все равно проводите себе такие инструктажи и делаете записи в журналах.

Большие затруднения вызывает проведение дополнительных инструктажей. Если Вы проводите его только раз в год, значит, Вы делаете что-то не так. Дополнительный инструктаж в целях противодействия отмывания преступных доходов нужно проводить гораздо чаще, т.к. нормативно-правовые акты Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма выходят и изменяются очень часто (бывает даже, по несколько раз в месяц). Законодательство по ПОД/ФТ меняется настолько часто, что порой не успеваешь за всем им уследить. Как же не потеряться в большом массиве законодательства в сфере финансового мониторинга? Все очень просто: автор настоящей статьи на добровольных началах вот уже много лет подряд собирает на своем сайте все новости в сфере ПОД/ФТ, в т.ч. касающиеся выхода новых либо изменения действующих нормативных актов по финансовому мониторингу. Адрес этого сайта известен многим организациям и предпринимателям: В 2016 году сайт отмечает десятилетний юбилей с момента своего основания (пожелаем ему еще долгих лет работы на благо организаций и предпринимателей и для популяризации законодательства в сфере ПОД/ФТ). Автор статьи также ведет блок новостей по ПОД/ФТ в популярной социальной сети Вконтакте. Вот адрес этой группы: https://vk.com/smyslovy Группа предназначена для общения по вопросам ПОД/ФТ и содержит сотни вопросов-ответов по финансовому мониторингу.

Следите за сайтом , подписывайтесь на новости на https://vk.com/smyslovy и Вы всегда будете в курсе того, какие изменения в сфере ПОД/ФТ произошли.

Нам часто задают вопросы по прохождению дополнительного инструктажа, примерно следующего характера: «мы ювелирная организация, в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» внесены изменения, касающиеся банков. Нужно ли нам провести дополнительный инструктаж?». «Нужно», - отвечаем мы: «Ведь в 203 Приказе Росфинмониторинга ничего не сказано о том, что дополнительные инструктажи нужно проходить выборочно».

Следующий популярный вопрос по прохождению дополнительного инструктажа в сфере ПОД/ФТ: «сколько дней дается на проведение инструктажа после утверждений новой редакции правил внутреннего контроля, вступления в силу изменений в нормативный акты по ПОД/ФТ или вступления в силу нового нормативного акта в этой сфере?». «Нисколько», - отвечаем мы: «Вы обязаны провести инструктаж в день утверждения правил, в день вступления в силу нормативного акта». Нам известны случаи, когда промедление в проведении инструктажа даже на несколько дней приводило впоследствии к мерам административного наказания со стороны надзорных органов.

1. Целевой инструктаж по ПОД/ФТ и повышение уровня знаний Вы можете проходить как в форме очных семинаров, так и в формате он-лайн (вебинары по финансовому мониторингу). Однако, на наш взгляд, слушатели очного обучения усваивают материал гораздо глубже в отличие от слушателей вебинаров. Поэтому старайтесь проходить очные семинары. Вебинар по ПОД/ФТ – это вариант для тех, кто живет или работает в отдаленных регионах и приехать в учебный центр у него нет никакой возможности.

2. Семинары по финансовому мониторингу (целевой инструктаж и повышение уровня знаний по ПОД/ФТ), на которые учебные центры приглашают в течение одного дня сразу несколько лекторов (первые два часа занятия ведет первый лектор, затем второй, третий и т.д.) – как правило, получаются очень сумбурные, без четкой последовательности изложения материала, что негативно сказывается на качестве лекции. Слушатели рискуют не услышать важного материала (т.к. первый лектор надеется, что второй его дополнит, а второй лектор думает, что первый все уже рассказал). Иногда лекторы в течение дня противоречат в своих позициях, что только смущает слушателей.

3. Обязательно обращайте внимание на лекторский состав учебного центра. Порой семинары ведут лекторы, имеющие только поверхностные знания в сфере ПОД/ФТ, которые не знают, например, как на практике пользоваться личным кабинетом организации на портале Росфинмониторинга, сами никогда не сдавали отчетность в Росфинмониторинг, получили свои знания путем самостоятельного изучения нормативных актов в сфере ПОД/ФТ или консультаций у своих более опытных коллег. Один из лучших вариантов лектора – это практикующий специалист в сфере финансового мониторинга, получивший свои знания и опыт по ПОД/ФТ за счет многолетней работы с организациями и предпринимателями, а также сам прошедший профессиональную подготовку в качестве специалиста по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ.

Так выглядит свидетельство специалиста по образовательной деятельности

Так может выглядеть характеристика на лектора

4. Не гонитесь за дешевыми целевыми инструктажами по ПОД/ФТ. Цены на обучение и инструктажи по финансовому мониторингу могут отличаться даже в три и более раз. Вполне очевидно, что если обучение проводится совсем дешево, значит, учебный центр на чем-то экономит (вполне возможно на лекторах, приглашая неопытных специалистов), что в конечном итоге может негативно сказаться на качестве Вашей подготовки. Можно получить свидетельство о прохождении целевого инструктажа, но не получить самого главного – знаний.

5. Во время прохождения семинара по ПОД/ФТ старайтесь делать конспект, выделяя наиболее важные для Вас моменты. После прохождения целевого инструктажа или повышения уровня знаний по ПОД/ФТ обязательно самостоятельно посмотрите нормативные акты, о которых Вам говорил лектор.

6. Не стесняйтесь задавать лектору вопросы. Дача ответов на них – это прямая обязанность лектора. Семинар по ПОД/ФТ должен идти до последнего Вашего вопроса.

7. Бытует мнение, что проходить обучение нужно только отраслевое: т.е. отдельное для ювелиров, отдельное для агентств недвижимости, отдельное для лизинговых компаний и т.д. В действительности же нормы законодательства по ПОД/ФТ для всех организаций практически идентичны. Опытный лектор и педагог по ПОД/ФТ проведет семинар так, что Вы не испытаете никакого дискомфорта от того, что, являясь к примеру, агентством недвижимости, слушали лекцию в составе группы, в которой преобладали ювелиры. Опытный лектор не обделит своим вниманием не одну сферу деятельности, представители которой присутствуют на обучении по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

8. Если Вы прошли обучение по ПОД/ФТ, но Вам так и не рассказали, какие отчеты в Росфинмониторинг в какие сроки и как сдаются, рекомендуем Вам обратиться за переподготовкой в другой учебный центр финансового мониторинга. Ведь сдача отчетности – важнейшая обязанность любой организации и предпринимателя, работающих в сфере ПОД/ФТ. Незнаний этих вопросов чревато многотысячными штрафами.

Высокий уровень знаний лектора в вопросах сдачи отчетов в Росфинмониторинг должен быть подтвержден документально

9. Раздаточные материалы (буклеты, CD диски, брошюры по ПОД/ФТ и т.д.), которыми Вас снабжают некоторые учебные центры, имеют свойство со временем устаревать: меняется законодательство и документы в раздаточном материале становятся не актуальными. Мы рекомендуем Вам самостоятельно следить за всеми изменениями в сфере ПОД/ФТ, ориентируясь на актуальное законодательство, содержащееся в различных информационно-правовых базах.

10. Внимательно следите за названием формы обучения, которое Вам вписывает учебный центр в свидетельство об обучении по ПОД/ФТ. Бывает так, что слушателю нужно пройти повышение уровня знаний, а ему оформили обучение как целевой инструктаж по ПОД/ФТ. Или, наоборот, слушателю нужно было пройти однократный целевой инструктаж по финансовому мониторингу, а ему выдали свидетельство о прохождении повышения уровня знаний. Очень обидно потом на проверке получать замечания по этим фактам.

11. Если Вы уже прошли целевой инструктаж по ПОД/ФТ от лица одной организации, то от лица другой Вам его проходить уже не нужно, несмотря на то, что в свидетельстве об обучении указано название Вашей первой организации: напомним, что свидетельство о прохождении обучения в форме целевого инструктажа именное и содержит Ваши фамилию, имя и отчество.

12. Большой популярностью пользуются лекции и семинары по ПОД/ФТ автора настоящей статьи Смыслова Павла Александровича. В основном он их проводит в Межрегиональном учебном и консультационно-правовом центре финансового мониторинга. Но его также можно увидеть в составе лекторов и иных учебных центров – партнерах МУМЦФМ Росфинмониторинга: слушателям и руководству учебных центров нравится простая и увлекательная манера лектора рассказывать о сложном законодательстве по ПОД/ФТ. Он много ездит и проводит целевой инструктаж по ПОД/ФТ по всей стране: от Крыма до Дальнего Востока.

Желаем Вам хорошего прохождения целевого инструктажа, повышения уровня знаний в сфере ПОД/ФТ! Пройти целевой инструктаж у автора настоящей статьи Вы можете, записавшись к нему на обучение по этой ссылке:

Эксперт по финансовому мониторингу, канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

* * *

Ознакомьтесь с нашими многочисленными стать ями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

И многое другое.

Подробнее ТУТ .

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

Т Е С Т

проверки знаний работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

1. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем это:

а) владение, пользование или распоряжение денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

б) придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления имущественного характера;

в) придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2. Финансирование терроризма это:

а) предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организованного преступного сообщества и его организаций, подготовки и совершения преступлений, предусмотренных статьями 206, 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации;

б) предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений;

в) предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений;

3. Внутренний контроль это:

а) деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих внутреннему контролю;

б) деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю;

в) деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

4. Организация внутреннего контроля это:

а) совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;

б) совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления;

в) совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.

5. Осуществление внутреннего контроля это:

а) реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров;

б) реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров;

в) реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган.

6. Относится ли к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

а) нет, не относится, такой обязанности не существует;

б) да, относится только применительно к лицам в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;

в) да, относится.

7. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если:

а) сумма, на которую она совершается равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте , эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;

б) сумма, на которую она совершается равна или превышает 3000000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3000000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;

в) сумма, на которую она совершается равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, любых займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;

8. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если:

а) сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к внесению лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств;

б) сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к внесению физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

в) сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к внесению юридическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

9. Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если:

а) сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 рублей, или превышает ее, а результатом ее совершения является переход права собственности ;

б) сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее;

в) она совершается, путем оплаты ценными бумагами на сумму от 600000 до 3 рублей;

10. Клиента необходимо идентифицировать в случае если он:

а) только совершает операцию (сделку) подлежащую обязательному контролю;

б) только если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

в) совершает любую операцию (сделку), за исключением осуществления физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающуюрублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентнуюрублей;

г) правильно А и Б.

11. В каком случае специальное должностное лицо будет соответствовать квалификационным требованиям:

а) наличие высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция», подтвержденного в установленном порядке, прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в форме внепланового инструктажа;

б) наличие опыта работы не менее двух месяцев на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в форме целевого инструктажа;

в) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо по специальности «Юриспруденция», относящейся к группе специальностей «Гуманитарные и социальные науки», подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в форме целевого инструктажа.

12. О каком инструктаже идет речь, если он - проводится специальным должностным лицом при приеме на работу на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 Положения, и при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 Положения.

а) плановый;

б) внеплановый;

в) целевой;

г) вводный.

13. Однократное прохождение обучения в целях ПОД и ФТ в форме целевого инструктажа предусмотрено для:

а) специальных должностных лиц;

б) руководителей организаций (филиала);

в) заместителей руководителей организаций (филиалов);

д) руководителя юридического подразделения либо юриста организации;

е) верно а, б, в, г, д;

ж)верно а, б, в, г.

14. На какой срок организация обязана приостановить операцию, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица:

а) на три рабочих дня;

б) на два рабочих дня;

в) на 10 рабочих дней.

15. Каким нормативным документом определен единый подход к разработке организациями (за исключением кредитных организаций), осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, указанными в статье 5 Федерального закона от 01.01.2001г. , правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

а) Распоряжение Правительства РФ от 01.01.01 г. ;

б) Распоряжение Правительства РФ от 01.01.2001 ;

в) Постановление Правительства РФ.

16. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер при этом основаниями документального фиксирования информации являются:

а) запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

б) несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

в) выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

г) верно только А и Б;

д) верно только А и В;

е) верно А, Б и В.

17. Кто осуществляет надзор за исполнением Федерального закона от 01.01.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

а) Росфинмониторинг;

б) Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры;

в) Президент Российской Федерации;

г) Правительство Российской Федерации.

Условие выполнения теста – правильным может быть только 1 вариант ответа.

Не спешите предоставлять документы!

Порядок действий при получении требования Прокуратуры:

  1. Внимательно изучите список требуемых документов;
  2. Проверьте правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ на соответствие действующим нормам закона на момент предоставления в Прокуратуру;
  3. Уточните у помощника прокурора, что имеется ввиду под тем или иным документом, если в требовании содержится размытая формулировка;
  4. Изучите все обязанности организаций или ИП, которые должны исполняться в соответствии с законодательством, что бы ответить на все вопросы проверяющего;
  5. Если вы сомневаетесь в правильности организации внутреннего контроля, в соответствии документов нормам законодательства, обратитесь к специалисту по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ.
Специалисты «Национальное достояние» (МЭЦФМ) участвовали в многочисленных проверках, проводимых Прокуратурой, и знают все тонкости этого процесса.

При обращении в центр специалист:

  • проведет анализ всех имеющихся документов в организации или у ИП;
  • при необходимости исправит допущенные ошибки;
  • подготовит недостающие документы;
  • проведет подробную консультацию о порядке проверки документов Прокуратурой;
  • подготовит ответственного сотрудника или руководителя к типичным вопросам, которые может задавать проверяющий;
  • при необходимости наш специалист может присутствовать с вами в Прокуратуре при предоставлении документов по доверенности или предоставлять ваши интересы самостоятельно.

Типичные ошибки, допускаемые организациями и индивидуальными предпринимателями при проверке Прокуратуры.

К нам часто обращаются организации и ИП, получившие представление прокуратуры об устранении допущенных нарушений или уже в процессе административного производства в связи с выявленными нарушениями. Как показывает практика, чаще всего устранить нарушения можно еще до предоставления документов на проверку. Последствия в виде административного наказания происходят чаще всего по следующим причинам:
  • предоставление неполного пакета документов по причине непонимания формулировки, изложенной в требовании.
Например, в списке, как правило, содержится требование предоставить документы, подтверждающие прохождение сотрудниками обучения. Под этим требованием стоит понимать не только документ, подтверждающий прохождение обучения (целевой инструктаж по ПОД/ФТ) специальным должностным лицом, но и документы подтверждающие прохождение всеми сотрудниками организации вводного, планового и дополнительного внутреннего обучения. Если организация не вела учета обучения, нарушение будет на лицо.

То же касается и распространенного заблуждения о том, что если в организации нет сотрудников кроме директора или ИП, то документы по обучению составлять нет необходимости;

  • не знание обязанностей организации или ИП по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ приводит к тому, что при опросе проверяющим руководителя и ответственного сотрудника, последний не может ответить на вопросы правильно о порядке исполнения обязанностей.
Например, о порядке предоставления информации в Росфинмониторинг, периодичность предоставления информации и подтверждающие документы;
  • предоставление правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в редакции не актуальной на дату предоставления.

Мы описали только некоторые ошибки. Если вы не уверены на 100%, что правильно и в полной мере исполняете требования закона, предварительно обратитесь к профессионалам.

Наши специалисты разработали пакет документов для некредитных финансовых организаций в соответствии с требованиями Указания Банка России от 5 декабря 2014 г. №3471-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях":

  1. Программа подготовки и обучения сотрудников в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  2. Программа обучения сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ для проведения вводного (первичного) инструктажа.
  3. Свидетельство о прохождении сотрудником обучения по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  4. Аттестационный лист.
  5. Тесты для проверки знаний сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ (25 штук).
  6. Ответы на тесты (25 штук).
  7. Ежегодный план проверки знаний сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  8. Ежегодный план реализации программы обучения сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  9. Приказ об утверждении перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Образец программы подготовки и обучения сотрудников некредитной финансовой организации по ПОД/ФТ/ФРОМУ, составленной нашими специалистами

За дополнительную плату наши специалисты подготавливают все вышеперечисленные документы с учетом организационной структуры некредитной финансовой организации и ее вида деятельности (ломбард, МКК, МФК, КПК, СКПК, страховая компания, страховой брокер, НПФ, УК и т.д.). При получении документов на электронную почту Вам останется только их распечатать, подписать и поставить печать. Подробности об услуге по электронной почте info@сайт/

Программа подготовки и обучения сотрудников финансовой организации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ

В финансовой организации с характера и особенностей ее деятельности, характера и особенностей деятельности ее клиентов должны проводиться мероприятия, направленные на подготовку и обучение ее сотрудников по ПОД/ФТ. Так, в первую очередь, в финансовой организации должна быть разработана программа подготовки и обучения сотрудников в сфере ПОД/ФТ и утвержден руководителем финансовой организации перечень сотрудников, которые должны проходить обучение по ПОД/ФТ. При этом, программа обучения сотрудников НФО по ПОД/ФТ должна обязательно содержать:

  • изучение законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ;
  • изучение правил и программ осуществления внутреннего контроля в финансовой организации при исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также мер ответственности, которые могут быть применены к сотруднику финансовой организации за неисполнение законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ и внутренних документов финансовой организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;
  • изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок;
  • проверку знаний сотрудников финансовой организации по ПОД/ФТ.

Программа подготовки и обучения по ПОД/ФТ должна на периодической основе (не реже одного раз в год) подвергаться анализу ответственным сотрудником. То есть, например, специальное должностное лицо обязано ежегодно обновлять тесты в целях проверки знаний работников финансовой организации, актуализировать учебно-методический материал, предназначенный для проведения вводного инструктажа с работниками при приеме их на работу.

Первичная проверка знаний сотрудников финансовой организации по ПОД/ФТ проводится по истечении одного месяца с даты проведения вводного (первичного) инструктажа. Форма и порядок проведения проверки знаний сотрудников по ПОД/ФТ определяются финансовой организацией самостоятельно. Например, это может быть тестирование сотрудников.

Кроме учета фактов проверки знаний сотрудников также необходимо осуществлять учет прохождения сотрудниками обучения в трех формах. Порядок ведения такого учета устанавливается руководителем финансовой организации. Факт проведения с сотрудником вводного (первичного) и целевого (внепланового) инструктажа должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого финансовая организация устанавливает самостоятельно.. Документы (либо их копии), свидетельствующие о прохождении сотрудником обучения по ПОД/ФТ, хранятся в личном деле сотрудника в течение всего времени его работы в финансовой организации. Допускается хранение указанных документов в электронном виде. Напомним, что обучение в финансовых организациях проводится в трех формах:

  1. вводный (первичный) инструктаж;
  2. целевой (внеплановый) инструктаж;
  3. повышение квалификации (плановый инструктаж).

Вводный инструктаж сотрудников некредитной финансовой организации

Вводный (первичный) инструктаж проводится в целях ознакомления сотрудников с законодательными актами Российской Федерации, нормативными актами Банка России, нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области ПОД/ФТ, а также внутренними документами по ПОД/ФТ финансовой организации. К внутренним документам по ПОД/ФТ в первую очередь относятся правила внутреннего контроля или коротко их называют ПВК по ПОД/ФТ.

Вводный (первичный) инструктаж проводится однократно ответственным сотрудником в течение одного месяца со дня приема сотрудника на работу, а также со дня перевода на другие должности.

Целевой инструктаж сотрудников некредитной финансовой организации

Целевой (внеплановый) инструктаж сотрудники финансовой организации проходят в целях получения знаний, необходимых для соблюдения ими законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, нормативных правовых и иных актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля некредитных финансовых организаций, программ его осуществления и внутренних документов некредитной финансовой организации, принятых в целях ПОД/ФТ. Обучение в форме целевого (внепланового) инструктажа должны пройти:

  • лицо, планирующее осуществлять функции ответственного должностного лица, до начала осуществления таких функций;
  • руководитель финансовой организации и руководитель филиала финансовой организации, до назначения на соответствующую должность;
  • индивидуальный предприниматель, являющийся страховым брокером, до начала осуществления деятельности по оказанию услуг страхового брокера;
  • сотрудники структурного подразделения по ПОД/ФТ, сотрудники службы внутреннего контроля финансовой организации (в том числе филиала) и сотрудники из дополнительных перечней, установленных Банком России, в течение года со дня назначения на соответствующие должности либо возложения на них соответствующих должностных обязанностей.

Целевой (внеплановый) инструктаж сотрудников финансовой организации, указанных в настоящем Указании, проводится ответственным сотрудником в четырех случаях:

  1. при изменении действующих и вступлении в силу новых законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, нормативных правовых и иных актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, в части вопросов, относящихся к соответствующим сферам деятельности финансовых организаций, не позднее трех рабочих дней с даты вступления в силу соответствующих актов;
  2. при утверждении финансовой организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программ его осуществления, не позднее десяти рабочих дней с даты утверждения или изменения указанных документов. При этом для лиц, подлежащих обучению в соответствии с требованиями настоящего Указания и отсутствующих на рабочем месте в связи с отпуском, служебной командировкой либо временной нетрудоспособностью, срок начинает исчисляться с рабочего дня, следующего за днем окончания отпуска, служебной командировки либо периода временной нетрудоспособности.
  3. при переводе сотрудника на другую постоянную работу (временную работу) в рамках финансовой организации, предусматривающую выполнение функций, отличных от выполняемых им до такого перевода, в случае когда для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации в области ПОД/ФТ при выполнении сотрудником новых функций требуется проведение целевого (внепланового) инструктажа - не позднее десяти рабочих дней со дня наступления соответствующего случая;
  4. при поручении сотруднику финансовой организации работы, выполняемой сотрудниками финансовой организации, указанными в дополнительных списках ЦБ, и не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет за собой изменения условий такого договора - не позднее десяти рабочих дней со дня наступления соответствующего случая.

Повышение квалификации сотрудников некредитной финансовой организации

Повышение квалификации (плановый инструктаж) осуществляется в форме участия в семинарах и иных обучающих мероприятиях.

Ответственные сотрудники финансовых организаций проходят повышение квалификации (плановый инструктаж) не реже одного раза в календарный год.

Включенные в перечень сотрудники страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг проходят повышение квалификации (плановый инструктаж) не реже одного раза в календарный год.

Иные сотрудники финансовых организаций, включенные в Перечень, проходят повышение квалификации (плановый инструктаж) не реже одного раза в два календарных года.

Основной (общий) перечень сотрудников финансовой организации, которые должны проходить обучение по ПОД/ФТ

В Указании №3471-У от 05.12.2014 г. "О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях" Банком России установлены общий и дополнительные списки сотрудников НФО обязанных проходить обучение по ПОД/ФТ. Так, в основной перечень включаются следующие сотрудники, соответственно при наличии соответствующих должностей в штате:

  1. руководитель финансовой организации;
  2. руководитель филиала финансовой организации;
  3. заместитель руководителя финансовой организации (филиала), курирующий в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
  4. главный бухгалтер (бухгалтер) финансовой организации (филиала) либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;
  5. специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в финансовой организации;
  6. сотрудники структурного подразделения по ПОД/ФТ, в случае формирования такого структурного подразделения под руководством ответственного сотрудника;
  7. контролер;
  8. сотрудники службы внутреннего контроля финансовой организации (филиала);
  9. руководитель юридического подразделения финансовой организации (филиала) либо юрист;
  10. руководитель службы безопасности финансовой организации (филиала);
  11. иные сотрудники финансовой организации (филиала) по усмотрению ее руководителя с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и деятельности ее клиентов.

Дополнительные перечни сотрудников финансовой организации, которые должны проходить обучение по ПОД/ФТ

Кроме общего списка должностей работников, которые должны проходить обучение по ПОД/ФТ Банк России в Указании 3471-У установил дополнительные списки сотрудников в зависимости от вида деятельности финансовой организации.

1. Профессиональным участником рынка ценных бумаг ,

  1. руководитель и заместитель руководителя структурного подразделения профессионального участника рынка ценных бумаг (филиала), которое осуществляет профессиональную деятельность на финансовом рынке;
  2. сотрудники профессионального участника рынка ценных бумаг (филиала), которые в соответствии с должностными обязанностями выполняют хотя бы одну из следующих функций:
    • совершение сделок с ценными бумагами, в том числе от имени профессионального участника рынка ценных бумаг и за счет профессионального участника рынка ценных бумаг, от имени клиентов и за счет клиентов, от имени профессионального участника рынка ценных бумаг и за счет клиентов;
    • ведение внутреннего учета операций с ценными бумагами;
    • проведение операций, связанных с переходом права собственности на ценные бумаги по счетам депо клиентов;
    • проведение операций, связанных с переходом права собственности на ценные бумаги по лицевым счетам зарегистрированных лиц.

2. Управляющей компанией в дополнительный Перечень включаются следующие сотрудники:

  1. руководитель и заместитель руководителя структурного подразделения управляющей компании (филиала), которое осуществляет деятельность на финансовом рынке;
  2. сотрудники управляющей компании (филиала), которые в соответствии с должностными обязанностями выполняют хотя бы одну из следующих функций:
    • совершение сделок и (или) операций с денежными средствами и (или) ценными бумагами в интересах учредителя управления;
    • подписание исходящих документов управляющей компании (филиала), касающихся осуществления операций, связанных с управлением ипотечным покрытием;
    • подписание исходящих документов управляющей компании (филиала), касающихся осуществления операций, связанных с управлением инвестиционными резервами акционерного инвестиционного фонда, имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, средствами пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда или имуществом, в которое инвестированы средства пенсионных накоплений или накопления для жилищного обеспечения военнослужащих;
    • подписание исходящих документов управляющей компании (филиала), касающихся осуществления операций, связанных с управлением ценными бумагами, принадлежащими акционерному инвестиционному фонду, ценными бумагами в составе имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, или ценными бумагами, в которые размещены средства пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда или инвестированы средства пенсионных накоплений или накопления для жилищного обеспечения военнослужащих.

3. Страховой организацией в дополнительный перечень включаются следующие сотрудники:

  1. руководитель и заместитель руководителя структурного подразделения страховой организации (филиала), осуществляющего функции, связанные со страховой деятельностью;
  2. сотрудники службы внутреннего аудита страховой организации (филиала);
  3. сотрудники страховой организации (филиала), которые в соответствии с должностными обязанностями выполняют хотя бы одну из следующих функций:
    • заключение договоров страхования;
    • совершение сделок и (или) операций со страховыми резервами и (или) собственными средствами (капиталом).

4. НПФ в дополнительный перечень включаются следующие сотрудники:

  1. руководитель и заместитель руководителя структурного подразделения НПФ (филиала), которое осуществляет деятельность на финансовом рынке;
  2. сотрудники НПФ (филиала), которые в соответствии с должностными обязанностями выполняют хотя бы одну из следующих функций:
    • совершение сделок и (или) операций с пенсионными резервами и (или) пенсионными накоплениями;
    • совершение операций по выплате и (или) переводу денежных средств по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию.

5. КПК, в том числе СКПК, и МФО (МКК и МФК) в дополнительный перечень включаются сотрудники, выполняющие функции по привлечению денежных средств от физических и юридических лиц.

Дополнительный список сотрудников не установлен в настоящее время только для ломбардов. В отношении остальных финансовых организаций Банк России установил списки для каждого вида деятельности.