Субсидирование экспорта. Зачем нужна компенсационная пошлина, что это такое. Условия субсидирования и отбор предприятий


Экспортная субсидия

Второй вариант внешнеторговой политики касается стимулирования экспорта. Для того чтобы национальные производители смогли наращивать выпуск и поставки за рубеж, они должны обладать существенными конкурентными преимуществами. Одним из таких конкурентных преимуществ являются низкие издержки. Государство может оказать поддержку национальным производителям-экспортерам, предоставляя компаниям экспортные субсидии. Экспортные субсидии могут принимать форму прямых денежных вложений государства в национальную компанию-экспортера, предоставления таким фирмам отсрочки платежей по экспортным поставкам (например, налоговые кредиты), оплаты части расходов, связанных с экспортом.

На рис. 15.17 представлено воздействие экспортной субсидии на национальную экономику страны-экспортера.

Предположим, внутренние спрос и предложение представлены свободным рынком, без вмешательства государства. Линии й н Б характеризуют внутренний спрос и внутреннее предложение какого-либо товара. Пусть мировая цена Рт установилась на уровне, превышающем внутреннюю равновесную цену. В условиях свободного рынка национальные производители предпочтут часть своего выпуска продавать не на внутреннем, а на мировом рынке. Экспорт до субсидии составит величину ^ = 0_3 - 0_2.

Рис. 15.17.

Пусть теперь государство решает субсидировать национальных экспортеров, предоставляя компаниям субсидию в размере я на каждую единицу экспорта. Теперь часть экспорта оплачивает само государство. Поэтому реальная цена для экспортера возрастет до величины Р№ + 5. Но так как продаваемый товар один и тот же, идет ли речь о мировом или внутреннем рынке, итоговая цена и на внутреннем рынке окажется равной новому уровню.

Экспорт после введения субсидииХ2 = 04-0.1.

Изменение общественного благосостояния под действием экспортной субсидии будет состоять из следующих компонентов.

Площадь треугольника А - это чистые потери в связи с сокращением внутреннего потребления под действием более высокой реальной цены, так как МВ > МС = Р™, предельная ценность товара для внутреннего потребителя будет теперь выше его предельных издержек выпуска, которые равны мировой цене.

Площадь треугольника В составляет чистые потери экономики из-за поддержки неэффективного внутреннего производства, так как МВ™ = < МС, предельная ценность экспортируемого товара для международных потребителей (равная исходной мировой цене) окажется ниже предельных издержек его производства в данной стране.

В целом, величина А + В характеризует чистые потери благосостояния от субсидии. Таким образом, экспортная субсидия приводит к ухудшению благосостояния национальной экономики, хотя от нее выигрывают компании-экспортеры.

Инструменты внешнеторговой политики

  • Таможенные пошлины.
  • Экспортные субсидии.
  • Импортные квоты.
  • Добровольные ограничения импорта.
  • Законодательные нормы:
    • - санитарный контроль;
    • - выбросы вредных веществ;
    • - содержание ядовитых веществ в краске, игрушках и т.д.
  • Национальные государственные закупки.
  • Бюрократические барьеры.
  • Дополнительные условия прямых инвестиций.

Импортные квоты

Ограничения импорта можно достичь не только с помощью таможенных пошлин, но и путем

введения квот на объемы продаж фирм-импортеров. Ценовые методы, к которым относится импортная пошлина, не всегда могут эффективно ограничить импортные продажи, поскольку хотя под действием пошлины цена зарубежных товаров на внутреннем рынке возрастает, в стране может найтись достаточное число платежеспособных потребителей, желающих приобрести импортируемый товар, а не его отечественный заменитель. Квоты на объемы зарубежных поставок в этом плане действуют более эффективно. Если государство решает, что в год стране требуется не более, скажем, 100 тыс. ед. импортируемой продукции, то какова бы ни была цена, зарубежные фирмы не смогут продать больший объем, чем это определено квотами. У квот тоже есть недостаток: квоты в отличие от пошлин не приносят дохода в государственный бюджет.

Столица расширит меры поддержки московских компаний-экспортеров. Соответствующее постановление приняли на заседании Президиума Правительства Москвы.

Как показывает анализ внешнеторговой практики, экспортировать продукцию московским предприятиям часто мешают высокие издержки на сертификацию товаров, получение патентов и свидетельств, а также на транспортную логистику.

Чтобы помочь предприятиям-экспортерам преодолеть эти сложности, введены новые субсидии :

— на получение патентов и свидетельств, сертификацию товаров и систем менеджмента (частичное возмещение затрат);

— на транспортировку товаров за пределы страны.

«Экспорт продукции — важнейшая отрасль Москвы. Предполагается компенсировать транспортные расходы экспортеров, а также удалить часть затрат на патентование и получение сертификатов при экспорте продукции», — сказал Сергей Собянин.

Условия субсидирования и отбор предприятий

Размер субсидий на сертификацию и защиту интеллектуальной собственности не может превышать 50 процентов выручки от реализации товаров за пределами России. Расходы на транспортировку каждой партии товаров могут быть компенсированы полностью, однако субсидия не может превысить 20 процентов от стоимости партии.

Установлены максимальные размеры субсидий для возмещения затрат:

— на сертификацию продукции, патентование и транспортировку (три миллиона рублей);

— на сертификацию менеджмента (500 тысяч рублей).

При отборе предприятий-претендентов на получение субсидий будут учитываться размер среднегодовой заработной платы работников, отношение налоговых отчислений к сумме запрашиваемой субсидии и доля доходов от экспорта в общем объеме выручки предприятия.

Эти льготы упростят выход на внешние рынки московским предприятиям, которые производят современную конкурентоспособную продукцию. « Для малого и среднего бизнеса это очень значимо, потому что выход на зарубежный рынок, поиск новых партнеров — это как раз самые первые затраты, которые несут предприниматели», — добавил руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Алексей Фурсин.

Лидер по экспорту среди российских регионов

Москва занимает первое место среди регионов России по объему несырьевого неэнергетического экспорта товаров и услуг. Он составляет 25 миллиардов долларов США. Это 18,7 процента от общероссийского показателя за 2017 год.

В столице работают больше пяти тысяч компаний-экспортеров , которые поставляют за рубеж 6184 товарные позиции (73 процента от числа товарных позиций, входящих в номенклатуру российского экспорта). По итогам 2017 года объем московского экспорта вырос на 20,9 процента (по сравнению с 2016 годом).

Основные экспортные товары Москвы — механическое оборудование, техника и приборы, автотехника, оптика и медицинская техника, моющие и чистящие средства, промтовары.

Крупнейшие экспортные рынки — Алжир, Белоруссия, Египет, Казахстан и Китай.

Не только субсидии

Кроме субсидий, московские компании-экспортеры получают информационно-консультационные услуги и поддержку в продвижении их продукции на международные рынки. Кроме того, в столице действует программа «Сделано в Москве» по организации коллективных стендов московских производителей на российских и зарубежных выставках.

Так, генеральный директор ООО «Тридекью» Диана Данилюк отметила, что благодаря участию в программе компания смогла продемонстрировать свою продукцию не только российскому, но и иностранному потребителю.

«В июле 2018 года мы впервые с коллективным стендом, сделанным в Москве, приняли участие в международной выставке “Иннопром” в Екатеринбурге. Программа “Сделано в Москве” помогает таким предприятиям принять участие в тех мероприятиях и выставках, в которых самостоятельное участие достаточно затруднительно. Это связано как с логистикой, с организационными сложностями, так и с платным участием», — сообщила она.

Также Диана Данилюк отметила, что на каждом из этапов реализации экспортного проекта очень важна информационная и консультационная поддержка, которую оказывает Правительство Москвы.

§ 326. В целях поощрения развития собственной промышленности и сельского хозяйства, работающих на экспорт, и обеспечения для них конкурентных преимуществ на внешних рынках государства применяют специальное средство - субсидии. Они могут иметь различные формы: освобождение от экспортных пошлин и внутренних налогов, прямые финансовые вложения, льготные кредиты для экспортных отраслей экономики и т.п.

С точки зрения обеспечения условий свободной, добросовестной конкуренции правительственные субсидии рассматриваются как разновидность недобросовестной коммерческой практики.

§ 327. В рамках ВТО в 1994 г. в качестве одного из результатов Уругвайского раунда переговоров стран-участниц ГАТТ было заключено особое Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, подробно регламентировавшее для стран-членов ВТО правовые условия как применения субсидий, так и защиту от неблагоприятных последствий применения субсидий, в частности путем так называемых компенсационных пошлин, которыми могут облагаться субсидируемые товары. В структуре органов ВТО образован и действует особый Комитет по субсидиям и компенсационным мерам, с полномочиями наблюдения за практикой субсидирования экспорта. Соответственно страны ВТО обязались периодически представлять информацию о применяемых в странах субсидиях.

Соглашение трактует субсидию как финансовое действие правительства любую систему поддержки цен доходов, которые дают дополнительную, некоммерческую выгоду получателю субсидии. Вводится критерий специфического, целевого характера субсидии, понимаемого как доступность (фактически законодательно) субсидишь для определенного круга предприятий отрасли хозяйства.

§ 328. Субсидии не запрещаются тотально. Но допустимы лишь если не ущемляют интересы других стран. Соответственно Соглашение разделяет субсидии на несколько категорий:

Экспортные импортозамещающие запрещенные субсидии, т.е. ущемляющие серьезные интересы других стран; причиняющие ущерб их отраслям национального производства; практическшающие эффекта таможенные, тарифные уступки, сделанные ранее данной субсидирующей экспорт страной;

Разрешенные субсидии, по отношению к которым могут быть применены компенсационные пошлины. При этом Соглашение регламентирует процедуру использования таких пошлин по этапам: заявление компетентному органу страны от отрасли национального производства, терпящей ущерб в результате применения субсидий; расследование с целью определения размера материального ущерба, а также причинно-следственной связи между применением субсидий и ущербом; принятие рекомендации в адрес правительства об установлении компенсационной пошлины и, наконец, соответствующее решение правительства (аналогичная процедура действует и в отношении вообще защитных мер - см. выше). Компенсационные пошлины, как видно из этого названия, имеют назначением именно компенсацию причиненного ущерба и не могут превышать размера субсидии, т.е. не могут носить штрафного характера. Срок применения компенсационных пошлин не может превышать 5 лет. Страна, испытывающая неблагоприятный эффект от применения другой страной субсидий, может, кроме компенсационных мер, прибегнуть к процедуре урегулирования споров ВТО (см. § 773-777 );

ЭКСПОРТНАЯ СУБСИДИЯ

ЭКСПОРТНАЯ СУБСИДИЯ

(export subsidy) Субсидия экспортерам, благодаря которой цена единицы продукции, полученная производителями экспортных товаров, оказывается выше, чем цена, уплаченная иностранными покупателями. Прямые экспортные субсидии запрещены международными соглашениями, однако многие другие государственные меры с аналогичным эффектом получили весьма широкое распространение. Экспортерам могут возвращаться уплаченные ими таможенные пошлины на используемые ресурсы, предоставляться субсидированные кредиты, обеспечиваться привилегированный доступ к обычным кредитам или оказываться помощь в финансировании их капитальных затрат или расходов на профессиональное обучение. В странах, где существует валютный контроль или прямой контроль над импортом, экспортеры могут пользоваться преимуществом в приобретении дефицитных материалов или иностранной валюты. Фирмы, которым приходится конкурировать с иностранными производителями, подозреваемыми в получении экспортных субсидий, часто добиваются введения компенсирующих импортных таможенных пошлин, предназначенных для устранения эффекта подобных субсидий.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

ЭКСПОРТНАЯ СУБСИДИЯ

один из способов государственного стимулирования экспорта за счет бюджета. Такое субсидирование возможно в форме прямого финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и экспортного производства, а также путем предоставления на те же цели благоприятных кредитов.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ЭКСПОРТНАЯ СУБСИДИЯ" в других словарях:

    Дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть издержек производства или обращения, с целью повышения конкурентоспособности товара на внешнем рынке. Предоставление экспортных субсидий есть способ государственного… … Финансовый словарь

    Дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть издержек производства или обращения, с целью повышения конкурентоспособности товара на внешнем рынке. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Экспортная субсидия Энциклопедия права

    Один из способов государственного стимулирования экспорта за счет бюджета. Такое стимулирование возможно в форме прямого финансирования научно исследовательских, опытно конструкторских работ и экспортного производства, а т.ж. путем предоставления …

    Экспортная субсидия - (англ. export subsidy) один из способов гос ного стимулирования экспорта за счет бюджетных источников. Такое субсидирование возможно в форме прямого финансирования научно исследовательских, опытно конструкторских работ и экспортного производства … Большой юридический словарь

    Экспортная субсидия - EXPORT SUBSIDY Прямые денежные выплаты, налоговые льготы или льготные кредиты, предоставляемые государством отечественным производителям с целью снижения экспортных цен. Хотя широкое использование государственных субсидий действительно… … Словарь-справочник по экономике

    ЭКСПОРТНАЯ СУБСИДИЯ - (ПРЕМИЯ) финансовое поощрение (льготы) государственными органами национальных экспортеров товаров и услуг за рубеж, оказываемое на территории страны экспортера (производителя) в любой форме, предусмотренной Генеральным соглашением о тарифах и… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    экспортная субсидия - один из способов государственного стимулирования экспорта за счет бюджета. Такое субсидирование возможно в форме прямого финансирования научно исследовательских, опытно конструкторских работ и экспортного производства, а также путем… … Словарь экономических терминов

    Субсидия - (Grants) Пособие в денежной или натуральной форме Пособие предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам Содержание Содержание Определение Учет правительственных субсидий… … Энциклопедия инвестора

    - (см. ЭКСПОРТНАЯ СУБСИДИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права


Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах

(Agreement on Subsidies and Countervailing Measures)

Действие Соглашения распространяется на субсидии, предоставляемые страной - членом ВТО в лице ее правительства или органов государственной власти (далее – государство).

Цель Соглашения является не чрезмерное ограничение права правительства страны – члена ВТО на предоставление отечественным предприятиям и организациям субсидий, а запрещение или предотвращение использования правительством субсидий, которые неблагоприятно воздействуют на торговлю других стран.

Субсидия имеет место, когда выполняются два условия:

1) государство осуществляет меры:

По финансовому содействию в форме:

· прямых переводов денежных средств (в т.ч. дотаций, займов, покупки акций) или обязательств по их переводу (в т.ч. гарантий по займам);
· отказа от взимания или невзимания платежей, поступающих в доход государства (в т.ч. в форме предоставления налоговых льгот);
· льготного или безвозмездного предоставления государством товаров или услуг, за исключением товаров или услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры, либо льготного приобретения товаров или услуг;
· осуществления платежей в механизм финансирования;

По поддержанию доходов или цен в любой форме, когда прямым или косвенным результатом является увеличение экспорта какого-либо вида продукции с территории этого государства или сокращение импорта такого вида продукции на территорию этого государства;

2) вследствие этого обеспечивается получение какой-либо выгоды.

Положение о получении выгоды является основным при определении того, представляет ли конкретная мера субсидию или нет. В общем можно считать, что любая мера правительства по оказанию финансового содействия, которая несовместима с коммерческими соображениями, обеспечивает получение выгоды.

Принципиально новым моментом является понятие специфичности субсидий. Субсидия является специфической, если:

Она предоставляется конкретному предприятию или конкретной отрасли экономики либо конкретной группе предприятий или отраслей (далее – определенные предприятия);
и
- орган, предоставляющий субсидию, или законодательство, в соответствии с которым этот орган действует, четко ограничивает доступ к субсидии только для определенных предприятий.

В Соглашение включено положение, имеющее важное значение для решения вопросов, связанных с созданием на территории страны - члена ВТО особых экономических зон, зон экономического развития и т.п.: субсидия считается специфической, когда доступ к ней ограничен для определенных предприятий, расположенных в конкретно обозначенном географическом регионе, который находится под юрисдикцией субсидирующего органа.

Необходимо отметить, что любая экспортная или импортозамещающая субсидия является специфической.

Субсидия не является специфической там, где установлены объективные критерии или условия, определяющие право на получение субсидии и ее размер, при этом указанное право должно быть автоматическим, а объективные критерии и условия строго соблюдаться. Критерии или условия считаются объективными, если они:

Являются нейтральными;
- не создают преимуществ для определенных предприятий по сравнению с другими;
- носят экономический характер;
- являются горизонтальными по способу применения.

Например, к таким критериям и условиям может относиться число наемных работников или объем производства предприятия. Необходимо отметить, что такие объективные критерии или условия должны быть сформулированы в соответствующем законе, норме или в другом официальном документе таким образом, чтобы гарантировать возможность их проверки.

Соглашением установлены две категории субсидий: запрещенные и разрешенные субсидии.

Запрещенные субсидии

К субсидиям, которые запрещены к применению в странах - членах ВТО, относятся:

Экспортные субсидии, т.е. субсидии, предоставление которых увязано с осуществлением экспортных поставок. В их числе:
· прямое субсидирование экспортных поставок;
· предоставление для выпуска экспортной продукции субсидированных факторов производства;
· полное или частичное освобождение предприятий - экспортеров от уплаты прямых налогов за экспортные поставки;
· осуществление правительственных программ предоставления гарантий по экспортным кредитам и страхования таких кредитов с использованием ставок премий, недостаточных для покрытия долгосрочных операционных расходов и убытков по этим программам;
· предоставление экспортных кредитов по более низким ставкам по сравнению со ставками коммерческих кредитных учреждений и др.

Иллюстративный перечень экспортных субсидий приведен в приложении I к Соглашению;

Импортозамещающие субсидии, т.е. субсидии, направленные на стимулирование использования товаров отечественного производства вместо импортных товаров.

Любая запрещенная субсидия рассматривается как специфическая.

Для компенсации воздействия запрещенных субсидий затронутая страна - член ВТО может по результатам расследования вводить компенсационные пошлины или обратиться к системе разрешения споров, действующей в рамках ВТО.

Разрешенные субсидии

Все остальные субсидии относятся к разрешенным, которые делятся на две группы:

Субсидии, дающие основание для проведения расследований («желтые» субсидии). К таким субсидиям относятся специфические субсидии, которые оказывают неблагоприятное воздействие на интересы других стран - членов ВТО в форме:
· причинения материального ущерба отрасли экономики импортирующей страны - члена ВТО, который может являться основанием для проведения этой страной соответствующего расследования с целью введения компенсационной пошлины на субсидированный импорт;
· аннулирования или сокращения выгод, получаемых прямо или косвенно другими странами - членами ВТО по ГАТТ 1994, в частности, выгод от тарифных уступок, закрепленных в национальных перечнях уступок;
· причинения или угрозы причинения серьезного ущерба интересам другой страны - члена ВТО. Серьезный ущерб считается существующим в случае:
если общий уровень субсидирования импортируемого вида продукции превышает 5% от стоимости;
предоставления субсидий на покрытие убытков от основной деятельности, которые несет отрасль экономики;
предоставления субсидий на покрытие убытков от основной деятельности, которые несет предприятие, причем эти субсидии не должны представлять однократные меры, которые являются разовыми и не могут повторяться для данного предприятия и которые принимаются только для того, чтобы дать время для осуществления долгосрочных решений и избежать острых социальных проблем;
прямого списания задолженности государству и государственных субсидий на погашение задолженности.

Затронутая страна - член ВТО может вводить по результатам расследования компенсационные пошлины или обратиться к процедуре разрешения споров, действующей в рамках ВТО;

Субсидии, не дающие основания для проведения расследования. К таким субсидиям относятся все субсидии, не являющиеся специфическими, а также некоторые специфические субсидии.
Следует отметить, что положения Соглашения о субсидиях, не дающих основания для проведения расследований, потеряли силу по состоянию на 1.01.2000 г.
Компенсационные меры могут быть приняты лишь по результатам расследования, проводимого соответствующими органами импортирующей страны.

Инициирование расследования

Расследование проводится по письменному заявлению отрасли экономики импортирующей страны или от ее имени (аналогично тому, как это проводится в случае антидемпингового расследования).

В заявлении должны быть обязательно приведены достаточные доказательства существования:

Субсидии и, по возможности, ее размеры;
- материального ущерба, под которым понимается ущерб отрасли экономики импортирующей страны или угроза причинения такого ущерба либо существенная задержка в развитии такой отрасли экономики;
- причинно-следственной связи между субсидируемым импортом и предполагаемым ущербом.

Однако при особых обстоятельствах решение об инициировании расследования может быть принято соответствующими органами импортирующей страны – члена ВТО и без получения заявления от отрасли отечественной экономики или от ее имени. Для этого органа должны иметь доказательства наличия субсидии, ущерба и причинно-следственной связи между ними, достаточные для обоснования инициирования расследования.

Проведение расследования

Следует отметить, что расследование немедленно прекращается, когда:

Размер субсидии является минимальным (de minimis) и составляет менее 1% стоимости;
или
- объем субсидированного импорта либо материальный ущерб незначителен.

Определение материального ущерба должно основываться на прямых доказательствах и включать объективное расследование:

Объема субсидированного импорта и его влияния на цены внутреннего рынка импортирующей страны на виды продукции, подобные субсидированным;
или
- последствий такого импорта для производителей подобных видов продукции в импортирующей стране.

Порядок участия в расследовании экспортеров и других заинтересованных сторон, сроки проведения расследований – как и в случае антидемпинговых расследований.

Добровольные обязательства

Расследование может быть приостановлено или прекращено без введения компенсационных мер (временных мер или компенсационных пошлин), если будут получены добровольные обязательства, удовлетворяющие страну, проводящую расследование:

От правительства экспортирующей страны-члена ВТО: об отмене или ограничении субсидии либо о принятии других мер, касающихся последствий предоставления субсидий;
или
- от экспортера: о согласии пересмотреть свои цены таким образом, чтобы устранить неблагоприятные последствия предоставления субсидии.

Компенсационные меры

По результатам расследования органы расследования импортирующей страны принимают решения о введении следующих компенсационных мер:

Временных мер в форме временных компенсационных пошлин, гарантированных денежными депозитами или залогами на сумму, равную предварительно рассчитанной величине субсидирования. Временные меры вводятся с целью предотвращения материального ущерба, который может быть нанесен субсидированным импортом в период проведения расследования.
Срок, на который вводятся временные меры, не превышает 4 месяцев;

Компенсационных пошлин.
Решение о введении и о размере компенсационной пошлины принимается органами власти импортирующей страны-члена ВТО.
Компенсационной пошлиной, вводимой в отношении какого-либо вида продукции, на недискриминационной основе облагается импорт такого вида продукции из всех источников, по которым в ходе проведенного расследования установлено, что эти источники пользовались субсидиями, в результате чего причинен материальный ущерб; при этом импорт из каждого источника облагается индивидуальной компенсационной пошлиной.
Размер компенсационной пошлины, взимаемой с субсидированного импортируемого товара, не должен превышать установленный размер субсидии в пересчете на единицу субсидированного и экспортированного товара.
Срок, на который вводится компенсационная пошлина, и ее размер определяются необходимостью противодействия субсидированию, которое причиняет ущерб. Пошлина не может вводиться на срок, превышающий пять лет с даты ее введения. Но этот срок может пересматриваться органами расследования импортирующей страны в сторону увеличения, если для этого имеются объективные основания.

Ставка временных и компенсационных пошлин прибавляются к ставкам таможенных пошлин, применяемых в импортирующей стране к товарам, которые аналогичны субсидированным товарам.

Временные меры и компенсационные пошлины применяются только к той продукции, которая поступает для внутреннего потребления в импортирующей стране после того, как соответствующие решения о введении таких мер или пошлин вступят в силу.

Что касается положений Соглашений, относящихся к информации о расследовании и возможности срочного рассмотрения административных действий, связанных с принятием окончательных решений по результатам компенсационных расследований, то они аналогичны таким же положениям Соглашения о выполнении статьи VI ГАТТ 1994 (Антидемпингового кодекса).

В Соглашении содержатся положения о специальном и дифференцированном режиме для развивающихся стран - членов ВТО.

Споры между странами-членами ВТО, возникающие в связи с предоставлением субсидий, рассматриваются в соответствии с положениями Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешения споров, с учетом особых и дополнительных правил и процедур, предусмотренных в Соглашении.