Ст 66 о садоводческих объединениях. Глава IV. Создание садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Права и обязанности членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Землевладельцам, не зарегистрировавшим


1. К исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы:

1) внесение изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции;

2) прием в члены такого объединения и исключение из его членов;

3) определение количественного состава правления такого объединения, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий;

4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное;

5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения и досрочное прекращение их полномочий;

6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий;

7) принятие решений об организации представительств, фонда взаимного кредитования, фонда проката такого объединения, о его вступлении в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений;

8) утверждение внутренних регламентов такого объединения, в том числе ведения общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных); деятельности его правления; работы ревизионной комиссии (ревизора); работы комиссии по контролю за соблюдением законодательства; организации и деятельности его представительств; организации и деятельности фонда взаимного кредитования; организации и деятельности фонда проката; внутреннего распорядка работы такого объединения;

9) принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

10) принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов;

11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения;

12) утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении;

13) рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката;

14) утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката;

15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката и членов такого объединения;

16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения;

17) утверждение списков членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

18) распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории;

19) одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения.

1.1. Решения по вопросу, указанному в подпункте 18 пункта настоящей статьи, не могут приниматься общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, проводимым в форме собрания уполномоченных.

2. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) созывается правлением такого объединения по мере необходимости, но не реже чем один раз в год. Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) проводится по решению его правления, требованию ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения, а также по предложению органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов такого объединения. Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) по вопросу о досрочном прекращении полномочий председателя правления соответствующего объединения или досрочном переизбрании членов правления соответствующего объединения может быть проведено при отсутствии решения правления о проведении этого собрания при условии соблюдения установленного настоящей статьей порядка уведомления членов соответствующего объединения о проведении этого собрания.

Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязано в течение семи дней со дня получения предложения органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов такого объединения либо требования ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) рассмотреть указанные предложение или требование и принять решение о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) или об отказе в его проведении.

Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения может отказать в проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) в случае, если не соблюден установленный уставом такого объединения порядок подачи предложения или предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания его членов (собрания уполномоченных).

В случае принятия правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения решения о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) указанное общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) должно быть проведено не позднее чем через тридцать дней со дня поступления предложения или требования о его проведении. В случае, если правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения приняло решение об отказе в проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных), оно информирует в письменной форме ревизионную комиссию (ревизора) такого объединения или членов такого объединения либо орган местного самоуправления, требующих проведения внеочередного общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), о причинах отказа.

Отказ правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в удовлетворении предложения или требования о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) ревизионная комиссия (ревизор), члены такого объединения, орган местного самоуправления могут обжаловать в суд.

Уведомление членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о проведении общего собрания его членов (собрания уполномоченных) может осуществляться в письменной форме (почтовые открытки, письма), посредством соответствующих сообщений в средствах массовой информации, а также посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории такого объединения, если его уставом не установлен иной порядок уведомления. Уведомление о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) направляется не позднее чем за две недели до даты его проведения. В уведомлении о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) должно быть указано содержание выносимых на обсуждение вопросов.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов такого объединения (не менее чем пятьдесят процентов уполномоченных). Член такого объединения вправе участвовать в голосовании лично или через своего представителя, полномочия которого должны быть оформлены доверенностью, заверенной председателем такого объединения.

Председатель общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) избирается простым большинством голосов присутствующих на общем собрании членов такого объединения.

Решения о внесении изменений в устав такого объединения и дополнений к его уставу или об утверждении устава в новой редакции, исключении из членов такого объединения, о его ликвидации и (или) реорганизации, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов принимаются общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) большинством в две трети голосов.

Другие решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) принимаются простым большинством голосов.

Решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) доводятся до сведения его членов в течение семи дней после даты принятия указанных решений в порядке, установленном уставом такого объединения.

Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе обжаловать в суд решение общего собрания его членов (собрания уполномоченных) или решение органа управления таким объединением, которые нарушают права и законные интересы члена такого объединения.

3. При необходимости решение общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения может приниматься путем проведения заочного голосования (опросным путем).

Порядок и условия проведения заочного голосования устанавливаются уставом садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения и внутренним регламентом о проведении заочного голосования, которые должны предусматривать текст бюллетеня для заочного голосования, порядок сообщения членам такого объединения предполагаемой повестки дня, ознакомления с необходимыми сведениями и документами, внесения предложений о включении в повестку дня дополнительных вопросов, а также указание конкретного срока окончания процедуры заочного голосования.

Если в повестку дня общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения включены вопросы внесения изменений в устав объединения или утверждения его в новой редакции, ликвидации или реорганизации объединения, утверждение приходно-расходной сметы, отчетов правления и ревизионной комиссии (ревизора) объединения, проведение по таким вопросам заочного голосования (опросным путем) не допускается, за исключением случая, если общее собрание членов объединения, которое проводилось путем совместного присутствия членов объединения и в повестку дня которого были включены указанные вопросы, не имело предусмотренного абзацем седьмым пункта настоящей статьи кворума.

Государство в целях сохранения плодородия земли и извлечения из неё пользы выделяет земельные участки под садоводство . В пределах этих выделов гражданам нарезаются индивидуальные садовые участки. Внутри каждого выдела организуются проезды, улицы, проходы и другие элементы инфраструктуры. Всё это, в конечном итоге, государство закрепляет за садоводами на праве общей (совместной) собственности, как необходимое условие развития садоводства. Государство идёт дальше и законодательно закрепляет долю каждого владельца в общей земельной собственности.

От противников можно услышать дальше: «А мне это вся ваша возня с организацией не нужна. Я и сам справлюсь». Сомневаюсь, что один садовод сможет провести себе электричество, газ, воду, другие инженерные коммуникации, отремонтирует подъездную дорогу к своему участку, сможет защитить своё имущество от воров и решить ещё множество задач с местными властями и государством.

Садоводческое некоммерческое товарищество учреждаются гражданами для решения общих задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Один садовод глобальные ресурсоёмкие задачи решить не может. Для этого создаётся СНТ, как организация садоводов.

Имущество общего пользования, приобретённое или созданное за счёт средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица. Управляет этой общей (совместной) собственностью СНТ, юридическое лицо, выступает в роли управляющей компании нанятой садоводами. Обратимся к определению членских взносов, данному Садоводу в 1 статье ФЗ-66 от 15.04.1998 г., то совершенно очевидно то, что членские взносы идут на текущие расходы товарищества, то есть на содержание СНТ и на приобретение, создание собственности юридического лица.

Правило: Взносы, периодически сдаваемые садоводами на содержание инфраструктуры, а также создание имущества общего пользования, которое явно или косвенно, направлено на содержание инфраструктуры и не является предметом необходимости, вытекающим из норм законодательства, или собственностью, принадлежащей садоводам, будут являться членскими. ФЗ-66 от 15.04.1998 г. Статья 21, часть 1, п.п. 10, 11, 12 «Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)»

В соответствии с статьёй 21 пунктом 1 пп. 10 и 12 ФЗ-66 от 15.04.1998 г. «Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)» общее собрание членов СНТ утверждает смету доходов и расходов товарищества согласно нормам установленных Положением целевых фондов и в точном соответствии с количеством участков в СНТ. Из сметы правомерно вытекают размеры взносов и платежей. Итог: Садоводы имеют приходно-расходную смету СНТ , регламентированные, понятные каждому садоводу сбор и распределение денег, для ведения прозрачного бухгалтерского учёта.

Остался один якобы незамеченный нами пункт закона при разборе полётов о взносах и платежах. Это пп. 11 п. 1 ст. 21 ФЗ-66 от 15.04.98 г. Пришло время определиться с пенёй и её размерами.

Как показывает опыт, пеня устанавливается в размере 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки. Эта цифра присутствует во многих договорах, которые заключаются между сторонами в РФ, в т.ч. между СНТ и подрядчиками на выполнение каких-либо работ, возведении объектов общего пользования и т.д. Данная пеня несколько выше, чем определённая в статье 75 НК РФ, но она вполне допустима и признаётся неизменной для рассмотрения в судах.

Для дальнейшей работы, выработки рекомендаций садоводам обратимся к Гражданскому кодексу РФ: В результате суда пеня может быть уменьшена и приведена в соответствие статье 75 Налогового кодекса РФ. Т.е. суд рассчитает уменьшенную сумму долга вот по такой формуле где, П = Н х Д х СР/100% х 1/300

П — пеня; Н — сумма неплатежа; Д — количество дней просрочки;

СР — ставка рефинансирования ЦБ РФ

Если садовод имеет собственность, то он ею беспрепятственно владеет, пользуется, распоряжается согласно ст. 209 «Содержание права собственности» ГК РФ, что составляет право собственности. Из этого права одновременно на собственника возлагается бремя и риск содержания собственности (ст. 210 «Бремя содержания имущества» ГК РФ). Теперь попробуйте сами ответить на вопрос: «Каким образом можно содержать земельный выдел, переданный двумстам садоводов, со своими индивидуальными садовыми участками более-менее всё понятно. Если Вы его взяли в собственность, значит Вам от этой земли что-то надо, и Вы будете его эксплуатировать в соответствии с разрешённым использованием.

Председатель должен организовать садоводов, содержание земель общего пользования : общее собрание, правление и другие органы СНТ они же призваны и контролировать садоводов в пределах своей компетенции и полномочий — это подтверждает статья 14 ФЗ-66 от 15.04.1998 г.

А далее можно смело утверждать, что вложение денег садоводами в содержание земельного выдела в границах СНТ есть ничто иное, как периодическая сдача всеми владельцами индивидуальных садовых участков денежных средств, называемых членскими взносами в точном соответствии с нормами ФЗ-66 от 15.04.1998 г. И именно членские взносы являются основой для существования СНТ.

Решая общие социально-хозяйственные задачи, СНТ, как организация, создаёт вполне определённую для данного конкретного объединения инфраструктуру.

Из определения следует, что только всё вместе взятое: имущество общего пользования с органами управления, контроля, наёмными работниками и составляют эту самую инфраструктуру, которую садоводы согласно ст. 210 ГК РФ обязаны содержать. Гражданский кодекс РФ, статья 210 «Бремя содержания имущества»

ФЗ-66 от 15.04.1998 г. статья 19 «Права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения»

ЧЛЕН САДОВОДЧЕСКОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА ОБЯЗАН:

Нести бремя содержание земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства;

Своевременно уплачивать членские и иные взносы предусмотренные настоящим Федеральным законом и УСТАВОМ Товарищества, налоги и платежи за свой участок и за долю в земле общего пользования, платежи за содержание инфраструктуры.

Правление садоводческого объединения совместно с заинтересованными лицами, иными работниками и пр. просчитывают те денежные средства, которые должны быть потрачены на нужды товарищества в очередном году, входящие в расходную часть сметы СНТ . Здесь учитываются средства, которые будут потрачены на создание имущества общего пользования, принадлежащее СНТ, как юридическому лицу. Определить это легко, зная цель, для которой приобретается имущество, на содержание уже имеющейся инфраструктуры. В них входят зарплаты наёмных работников, покупка канцелярских товаров, мероприятия по организации и подготовке общих собраний, телефонные разговоры, ремонт дорог, заборов, здания правления, водопровода, линий электропередач и т.д. Другими словами указанные текущие расходы — это ничто иное, как поддержание той самой инфраструктуры в нормальном рабочем состоянии, или те самые текущие расходы, которые определены в статье 1 «Основные понятия» ФЗ-66 от 15.04.1998 г.

Пример: СНТ необходимо согласно СП 53-13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» и ФЗ-123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» приобрести пожарную мотопомпу. Кроме того, запланировано закупить комплект оргтехники для правления, рабочий инструмент для электрика. Это всё однозначно должно быть в собственности СНТ. То есть, имущество покупается, приходуется и используется, как имущество юридического лица. После приобретения это имущество не делится, не выделяется, не возвращается садоводам, исключая случай ликвидации СНТ (ст. 40 — 44 ФЗ-66 от 15.04.98 г.) Здесь важно выделить то, что эти приобретения осуществляются на членские взносы . А вот они-то, как раз, согласно законодательству не возвращаются, т.к. идут на текущие расходы организации.

Разбираемся дальше. Предположим у нас есть некая сумма, которая тщательно просчитана правлением, и которая предположительно будет внесена в смету с предложением к общему собранию утвердить её в качестве расходной части сметы.

Принцип взимания членских взносов

В ФЗ-66 от 15.04.1998 года нет чёткого определения по какому принципу в СНТ садовод должен сдавать взносы. Но это совсем не значит, что в СНТ можно делать так, как вздумается общему собранию, правлению. Именно так считают многие садоводы, неглубоко читающие закон. Но иногда даже суды, выносящие решения по вопросам взносов, тоже считают, что собрание может всё. Это мнение ошибочное.

Если садовод в силу владения большим участком (или даже несколькими участками) получает больше от своего участка (участков), то почему обеспечение этих всех благ должно определяться равными взносами? Охранник, делая обход территории товарищества, затрачивает больше времени на больший участок; правление, выполняя свои обязанности даже с одинаковым объёмом работы, в конечном итоге даёт владельцу большего участка извлечь больше материальных благ для себя. Обратимся к букве закона.

Защитники формулы не учитывают изменения, внесённые в статью 15 базового ФЗ-66 от 15.04.98 г. Федеральным законом ФЗ-118 от 26.06.2007 г. В этой связи многие публикации устарели, но до сих пор висят во всемирной паутине. И люди часто попадаются в эти сети, уверовав в то, что написано на страницах сайтов.

Вывод: Членский взнос нельзя рассчитывать, основываясь только на институте членства в общественном объединении, которым является садоводческое некоммерческое товарищество, т.к. взнос — категория, прежде всего, экономическая. Член СНТ, владеющий большим количеством участков по сравнению с другими членами не должен платить равный с другими членский взнос, т.к. при этом нарушается принцип социальной справедливости и увеличивается размер взноса для каждого члена СНТ, владеющего одним и количеством участков.
Принцип: 1 член СНТ — 1 членский взнос верен, но размер взноса не может быть одинаков для всех членов объединения.

Лазейка для землевладельцев СНТ здесь заключена в самой формуле. Не видите? Поясняем. Новоявленный латифундист, оравший на прошлых собраниях о том, что надо брать один взнос с одного члена, обязанности в СНТ у всех равны, теперь это делать не будет. Скупив 9 участков, он станет обладателем мощного земельного участка с правом делать на нём неплохие деньги. Однако, платить ему пока приходится за 10 участков. Далее целью нашего землевладельца будет эскалация действий втайне от СНТ по объединению 10 участков в один с одним кадастровым номером. Кстати, помешать ему это сделать СНТ не в силах. После выполнения замысла в нашем некотором СНТ вместо 100 участков останется 91. В конечном итоге наш собственник спокойно идёт в правление и платит за … — 1 участок один членский взнос.

В этой нашей безнадёжной ситуации бедных садоводов снова заставляют расплачиваться из своих карманов за недостающие взносы с 9 участков, которые были проданы одному хитроумному землевладельцу. И снова в СНТ маячит вопрос: «Что делать?»

Речь в данном случае идёт о том, что членский взнос определяется путём бухгалтерских расчётов. Т.е. общее собрание членов СНТ утверждает своим решением затраты и доходы СНТ в очередном году, из которых путём нехитрых расчётов каждый садовод ещё на собрании узнаёт размер членского взноса , намертво привязанного к 1 м² его садового индивидуального участка. Как правило, председатель правления в своём докладе или бухгалтер в выступлении, озвучивая смету, обязательно указывают размер членского взноса за 1 сотку. Исходя из того, что садовые участки, как правило, имеют стандартные 8 соток, то и цифра озвучивается за 8 соток (800 м²). Любой садовод легко может прикинуть размер своего членского взноса за 4 сотки, 5,5 соток или 8 и т.д.

Статья 21 п. 1 пп. 10 ФЗ-66 от 15.04.1998 г. устанавливает право общего собрания устанавливать размер взносов. Давайте разберёмся. Раз нет прямого указания в нашем ФЗ-66, то согласно статье 6 ГК РФ мы можем искать аналогичные нормы в других законах.

ФЗ-141 от 29.11.2004 года в статье 1 «О внесении изменений в Часть 2 Налогового кодекса РФ» в статьях 388, 390, 391, 392 (Глава 31 «Земельный налог») прямо указывает на зависимость земельного налога от размера земельного участка. А вот что написано в 1 Части НК РФ, статье 38: нормы статьи чётко определяют, что размер налогов, сборов, платежей определяется в зависимости от величины объекта в стоимостном выражении. Именно так налоговые органы рассчитывают нам садоводам размер земельного налога: от наличия в собственности квадратных метров участка. Добавим, что налог платится с объекта (участка), а не с субъекта (гражданина, садовода). Чем больше объект, тем будет больше налог. И уж налоговому законодательству совсем до одного места принадлежность гражданина к членству в общественной организации: налоги с члена СНТ не берутся. Принадлежность конкретного участка к конкретному собственнику (опять же не к члену СНТ) согласно налоговому законодательству определяет субъект платежа, т.е. налогоплательщика и только.

Статья 21, п. 1, пп. 10 «Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения» ФЗ-66 от 15.04.98 г. о приоритете принятия решения общим собранием членов СНТ по взносам взимают со своих членов один членский взнос, но он отличается размером, зависящим от площади участка каждого члена.

26.06.2007 г. ФЗ-118 внёс маленькую поправку в базовый ФЗ-66 от 15.04.1998 г.: часть 2 статьи 15, указывающая на то, что один садовод может иметь в собственности только один участок, утратила силу с 03.07.2007 г.

В соответствии с ФЗ-118 любой садовод может прикупить соседний участок, а то и два, три — столько, сколько сможет использовать (обрабатывать).

Но, если решение собрания можно легко пересмотреть, то с уставом это намного сложнее: новая редакция требует регистрации, да и кворум для такого собрания не 50% членов СНТ, а 2/3.

Размер членского взноса , намертво привязанного к 1 м² его садового индивидуального участка. Как правило, председатель правления в своём докладе или бухгалтер в выступлении, озвучивая смету, обязательно указывают размер членского взноса за 1 сотку.

Окончательный точный расчёт размера взноса производит бухгалтер. Сначала общая сумма затрат СНТ в очередном году делится на площадь всех индивидуальных участков (в правлении всегда есть такие исходные данные для расчёта). В результате получается стоимость членского взноса с 1 м², входящего в индивидуальный садовый участок , любого садовода. Умножая эту стоимость на количество метров конкретного индивидуального участка, мы получаем размер взноса.

При этом принципе социальная справедливость соблюдена полностью: кто больше имеет земли в собственности, тот больше платит. Полагаю, что если весь мир, и РФ в том числе, давно так живут согласно принятым законодательным актам, то нет причин СНТ жить как-то иначе.

ФЗ-141 от 29.11.2004 года в статье 1 «О внесении изменений в Часть 2 Налогового кодекса РФ» в статьях 388, 390, 391, 392 (Глава 31 «Земельный налог») прямо указывает на зависимость земельного налога от размера участка.

Нормы статьи чётко определяют, что размер налогов, сборов, платежей определяется в зависимости от величины объекта в стоимостном выражении. Именно так налоговые органы рассчитывают нам садоводам размер земельного налога: от наличия в собственности квадратных метров участка. Добавим, что налог платится с объекта (участка), а не с субъекта (гражданина, садовода). Чем больше объект, тем будет больше налог. И уж налоговому законодательству совсем до одного места принадлежность гражданина к членству в общественной организации: налоги с члена СНТ не берутся. Принадлежность конкретного участка к конкретному собственнику (опять же не к члену СНТ) согласно налоговому законодательству определяет субъект платежа, т.е. налогоплательщика и только.

Размеры членских взносов

Совсем недавно в нашем СНТ никто понятия не имел об имеющемся ФЗ-66 от 15.04.98 г. и всеми теми нормами и действиями, которые из него вытекают. Но, времена меняются и не всегда в худшую сторону. Ближе к делу! Наши садоводы за 2010 г. платили членские взносы из расчёта 300 рублей за сотку. На этом этот расчёт и заканчивался. Если задуматься, то становится понятно то, что эти взносы ничего общего не имели с фактическими затратами СНТ в этом 2010 году. В самом деле, а почему бы не платить 100 рублей или 500 рублей за сотку. На собрании так люди и предлагали. Никто ничего не обосновывал расчётами.

В 2011 году благодаря знакомству с ФЗ-66 общее собрание членов нашего древнего СНТ, наконец-то, приняло приходно-расходную смету, что почти соответствует норме п. 1 пп. 12 статьи 21 «Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения». Разбирать в этой статье смету по элементам не будем. Нам важно определиться с принципами определения размера членского взноса. А он явным образом вытекает из сметы.

Итак, правление перед общим собранием, на котором должна была утверждаться приходно-расходная смета, заранее (не за 2 недели) проработало во всех отношениях расходную часть сметы в точном соответствии с определением членских взносов, данном в статье 1 ФЗ-66.

В расходы СНТ включаются все траты СНТ, которые общество готово понести в очередном году. Эти траты будут точно соотноситься с содержанием инфраструктуры СНТ и вливанием части средств от взносов в специальный фонд. В эти расходы будут входить зарплаты председателя, бухгалтера, электрика, охранников, содержание зданий и сооружений, включая всё имущество общего пользования , в т.ч. то имущество, которое было создано на целевые взносы. Включаются сюда и расходы на канцелярские товары, поездки по организациям и ведомствам, телефонные переговоры, обучение и переаттестация персонала, налоговые и иные обязательные платежи, расходы на организацию и проведение общих собраний, ремонт оборудования, дорог общего пользования и пр., и т.п., и т.д. Словом, в расходную часть сметы, формирующую членский взнос, войдут все те расходы СНТ, которые не создают и не развивают инфраструктуру, а только лишь содержат её в точном соответствии с нормами статей 209, 210 ГК РФ.

Имущество общего пользования (общая собственность), создаваемые на средства специального фонда, т.е. на часть членских взносов, как правило, призваны обслуживать инфраструктуру СНТ. Это оргтехника правления, общий забор вокруг СНТ, здание правления, сторожка охранников, шлагбаум на въездах в СНТ, противопожарное оборудование и т.п. То есть, то имущество и объекты, которые не были созданы на целевые взносы, и которые в силу способа создания, приобретения становятся собственностью СНТ, как юридического лица.

Это имущество не выделяется и не выдаётся частями, в денежном выражении в случаях выхода члена СНТ из объединения, продажи участка, дарения и т.п. Это имущество переходит на содержание к новому члену СНТ вместе с садовым земельным участком от старого члена (продавшего, подарившего участок, либо ещё как-то передавшего право собственности).

Будут ли членские взносы одинаковыми для всех садоводов? Ответ очевиден — нет, не будут.

Размер членского взноса для каждого садовода определяется: из расчёта 1 м² от площади собственного.

Если садовода дом не подключён к электролинии, то такой садовод платит тоже взнос на содержание и строительство ЛЭП.

Правомерность начисления членского взноса с садоводов, у которых участок не подключён к электролинии, а пользуются освещением улиц, проездов в СНТ в тёмное время суток. Этот случай надо рассматривать в контексте статьи 249 «Расходы по содержанию имущества, находящегося в долевой собственности» ГК РФ. Т.е., если собственники ЛЭП за свой счёт сделали систему освещения в СНТ. Максимум, что можно сделать в этой ситуации: раскидать поровну на всех собственников ЛЭП потребляемую системой освещения электроэнергию.

Чтобы все садоводы платили какую-то часть в составе членского взноса за содержание системы освещения (не путайте с потребляемыми системой освещения квт/ч электроэнергии — это коммунальный платёж) надо для начала собрать членов СНТ на общее собрание и принять решение о содержании системы освещения, естественно, согласовав этот вопрос с собственниками ЛЭП. При этом, созданная на средства специального фонда система освещения станет собственностью СНТ, как юридического лица, причём эта собственность будет являться долевой по отношению ко всей ЛЭП. Т.е., будут существовать долевые собственники ЛЭП (садоводы), а ещё появится долевой собственник СНТ. Можно, конечно, создавать систему освещения на целевые взносы всех садоводов, то согласно доле в системе освещения (аналогично доле СНТ в ЛЭП) садоводы будут обязаны сдавать членский взнос на содержание системы освещения (замена ламп, профилактический осмотр, зарплата электрика и пр.)

В итоге всех наших изысканий имеем:

В приходно-расходную смету безусловно входят и целевые взносы, которые собираются отдельно от членских взносов и собственностью СНТ, в отличие от членских, не являются (ст. 4 п. 2 ФЗ-66). Но, целевые взносы рассматриваются на странице «Целевые взносы в СНТ. Отличия от членских взносов, принцип взимания, размер». Там подробненько и разложено всё по полочкам.

Есть и ещё один важный момент в системе взимания членских взносов. Правда он касается и всех остальных сборов в СНТ:

Следует знать и помнить , что правление СНТ не может, не имеет права не учитывать в приходно-расходной смете всех садоводов, включая заброшенные участки. Иначе активные члены СНТ за свой счёт тупо содержат бездельников, не появляющихся в СНТ годами. И число таких не появляющихся растёт и будет расти, если активная часть вместе с правлением не будет принимать мер к неплательщикам.

Убытки, которые образуются в результате недофинансирования приходной части сметы из-за не поступивших платежей, правление имеет право, обязано взыскивать с неплательщиков через суд в соответствии с требованиями статьи 7 «Правомочия садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения», статьи 46 «Защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов» ФЗ-66 от 15.04.98 г. и статей: 210. «Бремя содержания имущества», 244 «Понятие и основания возникновения общей собственности», 249 «Расходы по содержанию имущества, находящегося в долевой собственности» ГК РФ.

Садоводческие товарищества — это некоммерческие организации Российской Федерации, которые создаются на добровольной основе.

Их основная цель — решение задач в сфере ведения огородничества, садоводства и дачного хозяйства. Деятельность товариществ регулируется Федеральным законом №66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Общие положения

ФЗ 66 был принят 15 апреля 1998 года. Несмотря на то, что подобные организации считаются некоммерческими, на них не распространяется действие закона №7 «О некоммерческих организациях», который был принят 12 января 1996 года. Последние изменения в Федеральный закон были внесены 3 июля 2016 года.

  • Глава 1 — описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — описывает формы ведения гражданами огородничества, садоводства, а также дачного хозяйства;
  • Глава 3 — описывает, какие участки земли предоставляются для ведения огородничества, садоводства и дачного хозяйства;
  • Глава 4 — определяет способы создания огороднических, садоводческих и дачных некоммерческих организаций. Также в этой главе описываются права и обязанности участников подобных некоммерческих объединений;
  • Глава 5 — описывает способы управления подобными некоммерческими организациями;
  • Глава 6 — определяет особенность оборота огородных садовых и дачных земельных территорий. Часть статей из этой главы утратили силу;
  • Глава 7 — описывает, что может быть построено на подобных территориях. Статья 33 Федерального закона в этой главе утратила силу;
  • Глава 8 — методы поддержки огородников, садоводов, дачников и их некоммерческих объединений государственными органами власти;
  • Глава 9 — определяет причины ликвидации и организации подобных некоммерческих объединений;
  • Глава 10 — в этом разделе защищаются права подобных объединений и их участников. Дополнительно предусматривается ответственность за нарушение положений законодательства при ведении хозяйственной деятельности;
  • Глава 11 — в этой главе перечисляются заключительные положения Федерального закона.

Какие были внесены изменения?

Изменения коснулись следующих статей:

Статья 1

В статье 1 был изменен абзац 7. В нем говорится о членских взносах. Под членскими взносами понимаются денежные средства, которые в отведенный промежуток времени вносятся участниками некоммерческого объединения.

Цель — поддержание имущества общего пользования в надлежащем виде. Дополнительно оплачивается труд сотрудников, которые заключили трудовые договоры с подобными объединениями.

Статья 16

В статье 16 был дополнен пункт 4. В нем определяется метод расчета размера членских взносов. При расчете учитывается площадь участка земли и общая площадь на этой земельной территории.

Статья 19

В ст 19 66 ФЗ были изменены пункты 1 и 2. В пункт 2 была добавлена информация об обязательном уведомлении садоводческого и огороднического управления о прекращении прав собственности на имеющийся земельный надел.

Статья 21

3 абзац пункта 3 ст 21 66 ФЗ был изложен в новой редакции. Согласно новым изменениям, членам садоводческого общества запрещается проводить закрытые голосования по вопросам, вынесенным на повестку дня.

Статья 22

В 3 абзац 2 пункта ст 22 было добавлено предложение о том, кому достается решающий голос, если в процессе голосования было набрано равное количество. Согласно внесенным поправкам, данное право достается председателю сообщества.

Ниже будут рассмотрены статьи, в которые не были внесены изменения, но они важны для рассмотрения:

В тексте данной статьи описываются правила ведения личного дачного хозяйства, огородничества и садоводства. Граждане вправе осуществлять такого рода деятельность при условии, что:

  • с дачным объединением был заключен договор в письменной форме;
  • собственник своевременно уплачивает все взносы и плату за пользование объектами инфраструктуры;
  • в случае, если он отказывается от этого, то денежные средства взыскиваются в судебном порядке.

Размер положенных денежных средств для внесения ежемесячных платежей рассчитывается участниками садовых объединений на основании размера приобретенной территории и количества используемой техники.

В статье 19 66 ФЗ описаны требования к лицам, желающим состоять в огородническом, садовом и дачном товариществе:

  • наличие гражданства РФ;
  • совершеннолетний возраст;
  • наличие в собственности земельный участок, находящийся на территории дачного объединения.

Принятие в товарищество осуществляется на основании имеющейся государственной регистрации. После ее прохождения участники товарищества проводят общее голосование, на основании которого принимается решение о принятии кандидата или об отказе ему в заявке.

Важно! Правительство РФ позволяет иностранным гражданам становится членами садоводческих товариществ, но только при соблюдении всех условий законодательства.

В статье 27 ФЗ 66 описывается порядок осуществления делопроизводства на территории дачного товарищества. Если гражданин желает заниматься какой-либо деятельностью на территории своего земельного участка, то ему необходимо обратиться с документами к председателю сообщества. Изучив полученные бумаги он ставит на них свою подпись и передает своему секретарю, чья подпись в обязательном порядке должны быть проставлена.

По требованию уполномоченного лица, председатель товарищества должен предоставить следующий пакет документов:

  • устав садоводческого объединения и все внесенные в него поправки;
  • смета о финансовой деятельности;
  • протоколы проведения общих собраний и итоги всех проведенных голосований;
  • документы, на основании которых участникам товарищества дозволено пользоваться общим имуществом;
  • иные бумаги, предусмотренные уставом объединения.

Выше перечисленный список документов также должен быть предоставлен по просьбе члена товарищества. Бумаги предоставляются исключительно в копиях.

Скачать новую редакцию закона

ФЗ 66 регулирует отношения, возникающие в процессе создания садовых, огородных и дачных объединений, а также связанных с реализацией их деятельности. Закон содержит 11 глав и 55 статей.

Последние изменения вносились в 66 ФЗ 3 июля 2016 года. Чтобы ознакомиться с Законом о садоводческих товариществах в последней редакции скачайте его по .

Федеральный закон в России о садоводческих, огороднических и дачных объединениях, в которые могут вступать граждане, под №66 был принят еще в 1998 году в апреле. За 20 лет в экономике страны произошло множество изменений, было издано немало нормативных актов касающихся земельной собственности и др.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

С учетом того, что большинство участков выделялось членам какого-либо некоммерческого объединения много лет назад, многие положения Закона устарели и не могут применяться в согласии с другими законодательными актами, изданными в России в последние десятилетия.

Так, согласно российскому законодательству гражданин может взять в пользование или приобрести землю для эксплуатации в личных целях, − это выращивание сельскохозяйственных культур, плодов и ягод, отдых в летнее время.

В зависимости от целевого предназначения общей территории и разрешенного вида использования земли, где находится некоммерческое объединение, конкретные участки могут быть садовыми, огородными, дачными.

Существуют также земли, расположенные вблизи населенных пунктов, которые отдаются (продаются) гражданам для жилого строительства. Предполагается, что хозяин возведет капитальную постройку, облагородит участок и будет там проживать постоянно.

Таким образом возникают поселки загородного типа. Но участки, о которых идет речь в ФЗ №66, предназначены именно для эксплуатации в летнее время.

Постройки на них разрешается делать временными, т. е. не капитальными, без возможности проживать постоянно. Но землепользователь может получить разрешение на возведение капитальной постройки и даже прописаться на даче, где будет жить круглый год.

Описание нормативного акта

Важная составляющая садового, огороднического или дачного объединения, − это не извлечение прибыли от эксплуатации земли и не распределение ее между членами. Именно это понимается под некоммерческим объединением граждан (ГК, ст. 50, п. 1).

Такое некоммерческое объединение (НО) по закону может быть товариществом или партнерством, иметь форму потребительского кооператива. Но именно эти объединения имеют форму некоммерческого товарищества и сокращенно называются садовыми, огородными, дачными (СНТ, ОНТ, ДНТ).

Учреждаются данные товарищества на добровольных началах, когда все члены получают возможность решать общие социально-хозяйственные задачи.

Данным актом №66 регулируются отношения и деятельность граждан, которые занимаются садоводством или огородничеством, ведут дачное хозяйство.

Кроме этого, их правоотношения регулируются нормами других федеральных законов и кодексов:

  • Земельного;
  • Гражданского;
  • Градостроительного.

В ГК, конкретно со ст. 123.12 по 123.14 говорится о товариществах, в которых граждане являются собственниками недвижимости, это не только земля, но и жилье.

Верховный суд также указывает, что при рассмотрении споров, связанных с некоммерческими товариществами, следует руководствоваться положениями ГК, ФЗ №99 (14.05.14)

Основные понятия

Закон разбит на несколько глав. В 1-й главе, 1-й статье законодатель дает основные понятия о вещах, что такое:

Земельный участок В любом случае на нем можно выращивать плодовые, ягодные, овощные, бахчевые, сельскохозяйственные культуры и картофель, а также отдыхать. Дополнительно на земле можно возводить хозпостройки и жилые строения.
  • в жилье или хозпостройках садового участка нельзя регистрироваться (прописываться), т. к. не разрешается возводить там именно капитальные строения;
  • в зависимости от разрешенного использования земли на огородных участках можно возводить капитальные строения с правом прописки или нельзя, тогда строения будут только летними без права регистрации и постоянного проживания;
  • на дачных участках можно возводить жилые строения капитального и некапитального типа с правом прописки и без, а также хозпостройки.
Взносы, которые добровольно сдают члены объединения для общих нужд
  • вступительные (денежные) идут на расходы, связанные с оформлением различной документации;
  • членские (денежные) идут на содержание общего имущества, на з/п работникам или юрлицам, которые заключают с товариществом какой-либо договор;
  • целевые (денежные), за счет этих средств приобретаются или создаются объекты общего пользования;
  • паевые (имущественные) представляют собой вклад, который используется для приобретения или создания имущества общего пользования;
  • дополнительные (денежные) идут на покрытие убытков, которые могут появиться у товарищества из-за мероприятий, проводимых по решению общего собрания.
Имущество и земля общего пользования Это вещи, которые призваны восполнять общие нужды членов объединения. Это может быть водо- и газопровод, электросеть, детская площадка, водонапорная башня, въездные ворота, общий забор, противопожарное сооружение, др.

Структура и ключевые моменты Закона

Структуру ФЗ 66 о садоводческих товариществах в последней редакции 2019 года можно рассматривать так:

Глава 1 «Общие положения» состоят из 3-х статей.

В статье:

  • 1-й рассматриваются основные понятия, которые дает законодатель;
  • 2-й говорится, что может регулировать данный закон и какова его область действия;
  • 3-й сказано о правовом регулировании ведения хозяйства.
Глава 2 О формах ведения хозяйства говорится в 8 статьях, в:
  • 4-й речь конкретно идет о формах ведения хозяйства садоводами, огородниками и дачниками;
  • 5-й указывается, где именно может располагаться НО;
  • 6-й сказано о правовом положении такого товарищества;
  • 7-й описываются правомочия;
  • 8-й, как вести хозяйство в индивидуальном порядке;
  • 9-й, каким образом на базе НО создаются союзы или ассоциации;
  • 10, что такое представительство объединения или ассоциации;
  • 11 — о фондах взаимного кредитования и проката.
Глава 3 старого Закона Говорится о предоставлении участков под ведение хозяйства.

В статьях этой главы законодатель говорит в:

  • 13-й об определении потребностей для размещения НО данного типа;
  • 14-й о предоставлении участков под эти объединения.

Ст. 12 и 15 данной главы потеряли силу.

Глава 4 Рассказывает, как создаются объединения, каковы права и обязанности их членов.

В статье:

  • 16-й говорится о создании юрлица;
  • 17-й − о проведении госрегистрации;
  • 18-й − о членстве в объединении;
  • 19-й − правах и обязанностях членов объединения;
  • 1 − о том, что такое реестр членов.
Глава 5 Говорит, как следует управлять НО.

В статье:

  • 20-й сказано об органах управления НО;
  • 21-й − о компетенции собрания членов;
  • 22-й − о правлении;
  • 23-й − о полномочиях председателей правлений подобных объединений;
  • 24-й − об ответственности председателя;
  • 25-й − о том, как осуществлять контроль за финансовой деятельностью НО;
  • 26-й − о том, как осуществлять общественный контроль за тем, как объединением соблюдается законодательство;
  • 27-й − как вести делопроизводство.
Глава 6 Утратила силу.
Глава 7 Рассказывает, как организовывается застройка территории НО.

В ее статьях говорится:

  • в 32-й об общих требованиях;
  • в 34-й о порядке строительства индивидуальных объектов и общего пользования.

Ст. 33 утратила силу.

Глава 8 В ней законодатель указывает на конкретные меры со стороны госвласти для поддержки членов НО и самих товариществ.

В статьях главы рассказывается:

  • в 35-й — о формах поддержки;
  • в 36-й — о том, в каком порядке проводится поддержка;
  • в 37-й — о том, как НО должно участвовать в принятии решений местной администрацией в вопросах, касающихся членов товарищества;
  • в 38-й − как органы госвласти и местного самоуправления могут оказывать содействие НО.
Глава 9 Каким образом может проводиться реорганизации и ликвидация НО.

Статьи главы рассказывают:

  • 39-я – о реорганизации;
  • 40-я – о ликвидации;
  • 41-я – о порядке ликвидации;
  • 42-я – об имуществе ликвидируемого НО;
  • 43-я – о завершении ликвидационной процедуры;
  • 44-я – о том, как делается запись о прекращении деятельности НО;
  • 45-я – о том, как проводить госрегистрацию изменений в учредительных документах НО.
Глава 10 Рассказывает, каким образом закон защищает права НО и его членов, какая ответственность накладывается за нарушение законодательства объединением:
  • 46-я – защита права;
  • 47-я – ответственность членов НО;
  • 49-я – ответственность должностных лиц органов госвласти;
  • 51-я – как будут возмещаться убытки, нанесенные НО или его членам.

Статьи 48 и 50 утратили силу.

Глава 11 Заключительные положения.

Какими были последние изменения

В 2016 г. Закон № 66 претерпел изменения.

Были дополнены новыми положениями и понятиями некоторые статьи:

Ст. 1 Изменения по взносам, которые платят члены НО.
Ст. 19 Дополнена подпунктами – 2.1 об ознакомлении с документами, которые описывают деятельность НО, его членами, и 11.1 об уведомлении в течение 10 дней правления по поводу прекращения прав члена НО на участок.
Ст. 21 О порядке проведения собрания членов.
Ст. 21 Правление может самостоятельно принимать новых членов, изменять приходно-расходные сметы, реорганизовывать или ликвидировать НО.
Ст. 22 Если голоса «за» и «против» на общем собрании сравняются, мнение председателя правления должно стать решающим.
Ст. 27 Вводятся новые протоколы и документы, с ними могут знакомиться члены НО.

Причины новшеств

Новым законом № 217, который вышел летом 2017 г., о ведении садоводства и огородничества, а также внесении некоторых изменений в российские законодательные акты было решено внести большие перемены в жизнь загородных НО.

Теперь изменениям подвергнется сразу 39 законодательных актов, которые принимались ранее. Но введение в силу нового Закона было перенесено на начало 2019 г.

Переходный период должен занять 5 лет. Основная цель выхода Закона – сменить постепенно старый ФЗ №66 и таким образом окончательно решить вопрос «дачного хозяйства» в стране.

Причиной выхода нового Закона стали и большие проблемы:

  • На сегодняшний день появилось очень много видов НО, которые создаются гражданами для ведения загородного хозяйства.
  • В товариществах сильно возросли размеры разных видов членских взносов.
  • Граждане сталкиваются с бюрократией при прописке в , возведенные на загородных участках.
  • Сильно возросли цены на бурение и строительство скважин на воду, что становится не под силу многим дачникам и садоводам. Если централизованное водоснабжение отсутствует, то пребывать на участках и пользоваться ими становится невозможно.
  • Местные власти зачастую не поддерживают действующие или вновь образующиеся НО. Нередко добиться проведения инженерных коммуникаций очень сложно.

Реестр членов объединения

Понятие о реестре членов НО, в него в отношении каждого лица нужно вносить такие данные:

  1. Адрес (почтовый или электронный) по которому с гражданином можно иметь связь.
  2. Кадастровый номер на участок, если земля отмежевана и выделена члену НО, т. е. он является владельцем недвижимого имущества с правом собственности. Например, прошел приватизацию или выкупил, получил по наследству, др.
  3. Условный кадастровый номер участка, если земля по-прежнему является собственностью государства или находится в аренде у НО. Члены товарищества являются только землепользователями, кадастровый номер определен для всей земли под НО, поэтому условный может назначить председатель правления.
  4. Другую информацию, предусмотренную уставом НО.

Для внесения информации в реестр члены НО должны представить нужные сведения и своевременно сообщать о любых изменениях. Создается реестр после госрегистрации НО в течение 10 дней. Действующие товарищества обязаны были сформировать реестр до июня 2017 г. Ведет документ председатель правления.

Порядок проведения общего собрания

В последней редакции была предусмотрена заочная форма. Это возможно делать, если очную не удалось провести из-за отсутствия кворума.

Положение остается в силе в новой редакции, на повестку дня заочной формы собрания можно вынести и такие вопросы:

  • утверждение последней редакции устава с внесенными изменениями;
  • реорганизация или ликвидация НО;
  • утверждение отчета, который составляется при ревизионном осмотре имущества НО;
  • утверждение сметы прихода-расхода, различных отчетов правления.

Членские взносы

Новшества касаются и финансовой стороны:

  • отменены вступительные взносы;
  • членам НО оплачивать придется только членские и целевые взносы;
  • размер взносов и периодичность оплаты будет устанавливаться правлением товарищества;
  • размер членских взносов должен зависеть от площади участка и наличия на нем построек;
  • если член НО не платит на протяжении длительного времени никаких взносов, его могут принудить это сделать через суд;
  • за домовладение не будет начисляться налог при условии, что дом оформлен как жилой;
  • оплата членских или целевых взносов будет производиться на расчетный счет НО, наличными их теперь платить нельзя;
  • после оплаты взносов у члена НО на руках должна храниться квитанция;
  • будет проводиться контроль за потраченными из взносов средствами.

Расширенный перечень документов

По требованиям старой редакции ФЗ №66 членам садового товарищества на руки должна передаваться копия каждого протокола:

  • общего собрания;
  • заседания правления;
  • заседания ревизионной комиссии и по контролю за выполнением требования законодательства.

Но сегодня в новой редакции это список несколько расширен.

Каждый член НО может затребовать у правления для самостоятельной проверки:

  • устав СНТ, ОНТ или ДНТ с изменениями и дополнениями;
  • свидетельство о госрегистрации;
  • документы по бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • документы, касающиеся голосования на общем собрании, это могут быть также бюллетени, доверенности, др.;
  • , оформленные на общее имущество;
  • иные документы, перечень которых предусмотрен уставом и законодательством.

Любой из вышеуказанных документов член НО может запросить для ознакомления, но разрешается для граждан делать и отдавать копии. За предоставление копий взимается оплата в размере стоимости за ксерокс.

2. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

В случае неуплаты установленных договорами взносов за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на основании решения правления такого объединения либо общего собрания его членов граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, лишаются права пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Неплатежи за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения взыскиваются в судебном порядке.

Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, могут обжаловать в суд решения правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо общего собрания его членов об отказе в заключении договоров о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования такого объединения.

Размер платы за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) указанного имущества не может превышать размер платы за пользование указанным имуществом для членов такого объединения.


Судебная практика по статье 8 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ

    Решение от 30 января 2019 г. по делу № А45-41730/2018

    Арбитражный суд Новосибирской области (АС Новосибирской области)

    Департаментов ДНТ выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым товариществу следует: 1) прекратить нарушение требований норм статьи 8 и 11, части 1 статьи 31, части 1 статьи 33 Федерального закона от 07.12.2011 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»); пунктов 24, 26, Основ ценообразования...

    Решение № 2-1-83/2019 2-1-83/2019~М-1-948/2018 М-1-948/2018 от 29 января 2019 г. по делу № 2-1-83/2019

    Жуковский районный суд (Калужская область) - Гражданские и административные

    Земли и 735 рублей с каждого земельного участка. Указанные решения не оспорены в судебном порядке и не признаны недействительными. Исходя из положений статей 1 и 8 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установление размеров платежей и взносов для каждого собственника земельного...

    Решение № 2-206/2019 2-206/2019(2-5466/2018;)~М-4998/2018 2-5466/2018 М-4998/2018 от 29 января 2019 г. по делу № 2-206/2019

    Ново-Савиновский районный суд г. Казани (Республика Татарстан) - Гражданские и административные

    Размере --- и ---, а также расходы по оплате юридических услуг в размере ---. В судебном заседании --.--.---- г. представитель истца уточнила основания исковых требований указав, что согласно ст. 8 Федерального закона от --.--.---- г. N 66-ФЗ граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном...

    Решение № 2-149/2019 2-149/2019(2-3354/2018;)~М-3238/2018 2-3354/2018 М-3238/2018 от 24 января 2019 г. по делу № 2-149/2019

    Серпуховский городской суд (Московская область) - Гражданские и административные

    Материалы дела, суд пришел к следующему выводу. Материалами дела установлено, что Уткина Н.К. является собственником земельного участка, расположенного по участок. (л.д. 8 - 10) 02.03.2018г. Уткиной Н.К. в Правление НДТ «Золотая Роща» подано заявление с просьбой принять ее члены НДТ «Золотая Роща». Согласно протоколу заседания правления НДТ «...

    Решение № 2-2197/2018 2-457/2019 2-457/2019(2-2197/2018;)~М-1687/2018 М-1687/2018 от 24 января 2019 г. по делу № 2-2197/2018

    Березовский районный суд (Красноярский край) - Гражданские и административные

    Чего истец не возражал. Выслушав истца, исследовав представленные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В силу статьи 8 Федерального закона от N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), граждане вправе вести садоводство, огородничество или...

    Постановление от 23 января 2019 г. по делу № А05-7703/2018

    Арбитражный суд Архангельской области (АС Архангельской области)

    Дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное). Согласно пункту 2 статьи 8 Закона № 66-ФЗ граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим...

    Постановление № 44Г-156/2018 44Г-7/2019 4Г-3338/2018 от 22 января 2019 г. по делу № 2-7/2018

    Красноярский краевой суд (Красноярский край) - Гражданские и административные

    338 руб. 70 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 547 руб. 09 коп., расходы на составление иска и представительство в суде в размере 8 000 руб., а всего 20 102 руб. 79 коп. Решением мирового судьи судебного участка № 31 в ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края от 30 января 2018 г., оставленным...

    Решение № 2-3929/2018 2-470/2019 2-470/2019(2-3929/2018;)~М-2574/2018 М-2574/2018 от 21 января 2019 г. по делу № 2-3929/2018

    Пушкинский районный суд (Город Санкт-Петербург) - Гражданские и административные

    СНТ (л.д. 41). Решением собрания уполномоченных СНТ "Рехколово" от 31.03.2012 (протокол № 5) на 2012 год была утверждена сумма членских взносов с участков 8 соток – 11 000 рублей (л.д. 9). Решением собрания уполномоченных СНТ "Рехколово" от 02.02.2013 (протокол № 1) на 2013 год была утверждена сумма членских взносов с...

    Решение № 2-2632/2018 2-281/2019 от 21 января 2019 г. по делу № 2-2632/2018

    Приокский районный суд г. Нижний Новгород (Нижегородская область) - Гражданские и административные

    Садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Согласно статьи 8 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в...

    Решение от 16 января 2019 г. по делу № А59-6904/2018

    Арбитражный суд Сахалинской области (АС Сахалинской области)

    Сетевой организации по технологическому присоединению энергопринимающих устройств абонента, в том числе путем использования объектов инфраструктуры садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. В соответствии с пунктом 8 (5) Правил № 861 в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается...