Объекты обязательной сертификации указаны в. Обязательная сертификация товаров: понятие, цели, объекты сертификации. Законодательные акты Российской Федерации


1. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.

2. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Сертификат соответствия включает в себя:

Наименование и местонахождение заявителя;

наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;

наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;

информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;

наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;

информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;

информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;

срок действия сертификата соответствия;

Информацию об использовании или о неиспользовании заявителем национальных стандартов Российской Федерации, включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.

(см. текст в предыдущей редакции)

Сертификат соответствия выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции.

Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом и исчисляется со дня внесения сведений о сертификате соответствия в единый реестр сертификатов соответствия.

(см. текст в предыдущей редакции)

Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

3. В случае, если в отношении впервые выпускаемой в обращение продукции отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и такая продукция относится к виду, типу продукции, подлежащей обязательной сертификации, изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) вправе осуществить декларирование ее соответствия на основании собственных доказательств. При декларировании соответствия такой продукции изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) указывает в декларации о соответствии, в сопроводительной документации и при маркировке такой продукции сведения о том, что обязательная сертификация такой продукции не осуществлялась.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если в отношении впервые выпускаемой в обращение продукции отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и такая продукция относится к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрено декларирование соответствия на основании доказательств, полученных с участием третьей стороны, изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) вправе осуществить декларирование ее соответствия на основании собственных доказательств. При декларировании соответствия такой продукции изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) указывает в декларации о соответствии, в сопроводительной документации и при маркировке такой продукции сведения об отсутствии у него доказательств, полученных с участием третьей стороны.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

Обязательной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

принятие декларации о соответствии на основании собствен­ных доказательств;

принятие декларации о соответствии на основании собствен­ных доказательств, доказательств, полученных с участием орга­на по сертификации в (или) аккредитованной испытательной ла­боратории (центра) (далее - третья сторона).

Схема декларирования соответствия с участием третьей сто­роны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сер­тификации, применяемые для сертификации определенных ви­дов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.

Соответствие продукции требованиям технических регла­ментов подтверждается сертификатом соответствия, выдавае­мым заявителю органом по сертификации.

Сертификат соответствия включает в себя:

Наименование и местонахождение заявителя;

Наименование и местонахождение изготовителя продукции прошедшей сертификацию;

Наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;

Информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;

Наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;

Информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;

Информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия к продукции требованиям технических регламентов;

Срок действия сертификата соответствия.

Срок действия сертификата соответствия определяется соот­ветствующим техническим регламентом. Форма сертификата соответствия утверждается федераль­ным органом исполнительной власти по техническому регулиро­ванию.

Необходимость подтверждения соответствия путем проведения обязательной сертификации устанавливает соответствующий тех­нический регламент, содержащий схемы сертификации, применяе­мые для объектов, на которые распространяется данный технический регламент.

Обязательную сертификацию могут проводить только госу­дарственные органы управления или аккредитуемые ими организа­ции и она проводится по требованиям, установленным Федеральны­ми законами - техническими регламентами.

Схемы сертификации, содержащиеся в техническом регламенте, могут различаться как по их доказательности, так и по объему необ­ходимых контрольных и инспекционных действий и стоимости. Зая­витель имеет право выбирать схему сертификации, поскольку он заинтересован в том, чтобы быть уверенным в соответ­ствии продукции требованиям технических регламентов, то не обяза­тельно основным критерием выбора должна быть стоимость.

Сертификат соответствия продукции требованиям технических регламентов выдается заявителю органом по сертификации после про­ведения контрольных действий, предусмотренных схемами сертифика­ции, при условии получения положительных результатов, на основании которых установлено соответствие продукции требованиям техниче­ских регламентов. Сертификат содержит сведения о заявителе, изгото­вителе, органе по сертификации, выдавшем сертификат, объекте сер­тификации, проведенных испытаниях и представленных доказательст­вах соответствия, установленных техническим регламентом. Набор подобных сведений достаточен для установления факта сертификации объекта при осуществлении контроля органом по сертификации и при государственном контроле.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Орган по сертификации:

привлекает на договорной основе для проведения исследова­ний (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (цен­тры), аккредитованные в порядке, установленном Правительст­вом Российской Федерации (далее - аккредитованные испыта­тельные лаборатории (центры));

осуществляет контроль за объектами сертификации, если та­кой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязатель­ной сертификации и договором;

ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;

информирует соответствующие органы государственного кон­троля (надзора) за соблюдением требований технических регла­ментов о продукции, поступившей на сертификацию, но не про­шедшей ее;

приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия;

обеспечивает предоставление заявителям информации о по­рядке проведения обязательной сертификации;

устанавливает стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством Российской Федерации методики определения стоимости таких работ.

Федеральный орган исполнительной власти по техническо­му регулированию ведет единый реестр выданных сертификатов соответствия. Порядок ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия, порядок предоставления содержащихся в едином |реестре сведений и порядок оплаты за предоставление содер­жащихся в указанном реестре сведений устанавливаются Прави­тельством Российской Федерации.

Исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредито­ванными испытательными лабораториями (центрами). Аккре­дитованные испытательные лаборатории (центры) проводят ис­следования (испытания) и измерения продукции в пределах сво­ей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации.

Органы по сертификации не вправе предостав­лять аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе.

Аккредитованная испытательная лабора­тория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании ко­торых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить досто­верность результатов исследований (испытаний) и измерений.

Структура системы сертификации, определяемая настоящим Федеральным законом, не предусматривает наличия центральных органов по сертификации, которые в соответствии с действовавшим законом «О сертификации продукции и услуг» выполняли орга­низующую и координирующую роль в возглавляемых ими системах сертификации.

Законом им предоставляется самостоятельность при условии выполнения требований, установленных правилами по ак­кредитации. Порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) устанавливается и регламентируется Правительством Российской Федерации.

Основная задача органов по сертификации - выдача сертифи­катов соответствия. Для решения этой задачи орган по сертификации организует проведение исследований (испытаний) и измерений при­влекая для этого аккредитованные испытательные лаборатории (цен­тры) на договорной основе. Для сведения заявителей орган по серти­фикации предоставляет информацию о порядке проведения сертифи­кации и устанавливает стоимость работ по сертификации.

После выдачи сертификата орган по сертификации осуществляет контроль за объектами сертификации, если он предусмотрен схемой сертификации, приостанавливает или прекращает действие выданно­го им сертификата, если обнаружатся нарушения требований техни­ческого регламента, на соответствие которому осуществлялась сер­тификация, ведет реестр выданных сертификатов.

Сведения о выданных сертификатах орган по сертификации обя­зан передавать в Федеральное агентство по техническому регулирова­нию и метрологии (федеральный орган исполнительной власти по тех­ническому регулированию), который ведет единый реестр выданных сертификатов. Закон вменяет органам по сертификации обязанность информирования органов государственного контроля (надзора) о про­дукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее.

Обязанности аккредитованных испытательных лабораторий и центров как организаций, работающих в технической области, суще­ственно не изменились. Их главной задачей является проведение объ­ективных исследований, испытаний и измерений характеристик про­дукции и выдача достоверных результатов в виде соответствующих протоколов в орган по сертификации.

На основании этих протоколов орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия заявителю. Отношения между ор­ганом по сертификации и испытательными лабораториями (центра­ми) договорные. Закон запрещает органам по сертификации предоставлять испыта­тельным лабораториям и центрам сведения о заявителе, что повыша­ет объективность результатов испытаний.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном настоя­щим Федеральным законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Данный знак не являет­ся специальным защищенным знаком и наносится в информаци­онных целях.

Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в виде декларирования соответствия (т.е. в форме принятия декларации о соответствии) или непосредственного осуществления обязательной сертификации.

  • ? Следует напомнить, что декларирование соответствия представляет собой форму подтверждения соответствия какого-либо объекта (продукции и т.п.) требованиям технических регламентов. ?
  • ? Декларация о соответствии - это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. ?
  • ? Обязательное подтверждение соответствия в виде его декларирования предполагает принятие декларации на основе собственных доказательств, к которым можно отнести информацию о подтверждении покупателем соответствия сертифицируемого объекта необходимым требованиям. ?

Таким образом, при использовании данной формы можно привлекать вторую сторону, т.е. потребителей. Доказательной базой может быть техническая документация, результаты собственных измерений, испытаний и исследований, отзывы потребителей и другие веские мотивированные материалы, характеризующие соответствие рассматриваемого объекта техническим регламентам. Помимо всего перечисленного возможно использование документов о проведенных работах третьими сторонами (испытательными аккредитованными лабораториями и центрами, органами по сертификации СМК и др.).

Данную форму декларирования можно отнести к наиболее развивающимся формам обязательного подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов. Декларирование соответствия осуществляется по одному из следующих вариантов:

  • одностороннее - принятие декларации на основании только собственных доказательств соответствия. При этом доказательная база формируется заявителем самостоятельно в соответствии с указаниями технического регламента о составе доказательных материалов. Обычно в этот состав включаются техническая документация, результаты исследований (испытаний) и измерений, выполненных самостоятельно, и другие документы, которые могут послужить основанием для подтверждения соответствия объекта требованиям технического регламента;
  • двухстороннее - принятие декларации на основании собственных доказательств соответствия и доказательств, получаемых с участием аккредитованного органа по сертификации и аккредитованной испытательной лаборатории (центра), т.е. с участием независимой (третьей) стороны (в случае недостаточности собственных доказательств). В дополнение к собственным доказательствам заявитель включает протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных третьей стороной, и сертификат системы менеджмента качества, если техническим регламентом для рассматриваемого объекта не предусмотрена другая форма подтверждения соответствия.
  • Обязательная сертификация как более объективная форма из всех ранее указанных предусматривает подтверждение в письменном виде соответствия сертифицируемых объектов установленным требованиям в технических регламентах независимым органом по сертификации, т.е. третьей стороной, не связанной ни с производителем, ни с потребителем. ?

Подтверждение соответствия третьей стороной в настоящее время получило широкое распространение и развитие как при совершенствовании порядка и методов, так и процедур ее проведения. Свидетельством тому до сих пор является ее популярность в международных экономических и коммерческих отношениях. Подтверждение соответствия третьей стороной распространяется на такие ее объекты, как:

  • продукция, услуги, работы и т.п.;
  • системы менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО серии 9000);
  • системы экологического менеджмента (ГОСТ Р ИСО серии 14000);
  • интегрированные системы менеджмента организации (ГОСТ Р ИСО серии 9000 + ГОСТ Р ИСО серии 14000 + + ОШАЗ серии 18000 + 8А 8000 и др.);
  • органы по сертификации, испытательные центры и лаборатории и т.п.;
  • персонал.

Обязательная сертификация по подтверждению соответствия объектов требованиям технических регламентов должна использоваться в обоснованных случаях, так как в последнее время принятие декларации о соответствии признается более приоритетной обязательной формой подтверждения соответствия. Для обоснования применения обязательной сертификации (по сравнению с принятием декларации о соответствии) следует учитывать:

  • отсутствие доверия к объективности декларирования соответствия, когда потребители не могут быть удовлетворены этой формой подтверждения соответствия;
  • принадлежность конкретного объекта к сфере действия международных договоров и других соглашений, где предусмотрена обязательность подтверждения соответствия и которые должна выполнять Россия;
  • относительно высокую опасность объектов обязательного подтверждения соответствия в комплексе со сложившейся ситуацией на рынке (например, на рынке лекарств, алкогольных напитков);
  • ограниченные возможности заявителя по декларированию соответствия (например, в случае невозможности заявите - лем-продавцом без нарушения закона и требований технического регламента полностью или частично обеспечить собственные доказательства подтверждения соответствия в требуемом объеме; при отсутствии на территории России полномочного представителя зарубежного изготовителя, что не позволяет реализовать положения об обязательном подтверждении соответствия).

Проведение обязательной сертификации как формы обязательного подтверждения соответствия оформляется договором заявителя с органом по сертификации - третьей стороной. Положительное решение органа по сертификации подтверждается выдачей сертификата соответствия (рис. 11.3).

Рис. 11.3. Состав информации сертификата соответствия

Таким образом, любое обязательное подтверждение соответствия объекта проводится только на соответствие требованиям определенного технического регламента в случаях, установленных этим регламентом. Объектами обязательного подтверждения соответствия могут быть только объекты, выпускаемые в обращение на территории РФ. Это в полной мере относится также к инновационным видам объектов. По результатам обязательного подтверждения соответствия может быть выдан сертификат соответствия (при обязательной сертификации) или декларация о соответствии (при обязательном подтверждении соответствия), которые в Российской Федерации имеют равную юридическую силу.

Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия устанавливаются техническим регламентом с учетом степени риска на достижения его целей. При этом риск следует воспринимать как вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, животному и растительному миру, имуществу государства, физических и юридических лиц и окружающей среде.

Оплата работ по обязательному подтверждению соответствия осуществляется заявителем. Причем ее размер исчисляется по установленной Правительством РФ методике. Данная методика предусматривает применение единых правил и принципов установления цен на объекты подтверждения соответствия, в том числе на однородную продукцию (независимо от страны, места ее происхождения и лиц, являющихся заявителями).

Заявитель в области обязательного подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов имеет определенные права и обязанности (рис. 11.4).


Рис. 11.4.

Заявителями, декларирующими соответствие объектов требованиям технических регламентов, должны быть зарегистрированные в РФ юридическое или физические лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя непосредственно или на основании договора.

Конкретный состав заявителей и схема декларирования о соответствии при двухсторонней ее форме оговариваются в техническом регламенте.

Оформленная по всем правилам (в соответствии требованиями Федерального закона «О техническом регулировании») декларация о соответствии должна быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. При этом Правительством РФ определяют правила ведения реестра деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление содержащихся в данном реестре сведений.

Следует отметить, что декларация о соответствии и материалы доказательной базы заявитель должен хранить в течение трех лет с момента окончания срока действия декларации. В Федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию хранится второй экземпляр декларации о соответствии.

Аккредитованный в установленном Правительством РФ порядке орган по сертификации при проведении обязательной сертификации призван выполнять соответствующие работы (рис. 11.5).


Рис. 11.5. Состав основных работ по обязательной сертификации объектов, выполняемых аккредитованным органом по сертификации

Подтверждение соответствия проводится на основе оценки, представляющей собой прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту оценивания. В общем случае при проведении работ по подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов следует оценивать следующее:

  • доказательную базу выполнения требований регламентов, соответствующих выполненным положениям региональных, национальных или международных стандартов. При несоответствии продукции таким стандартам, а также при отсутствии таких нормативных документов следует оценивать продукцию непосредственно на соответствие требованиям технического регламента;
  • правильность и законность маркирования продукции на соответствие требованиям, предъявляемым к знакам обращения на рынке и соответствия.

В целом оценка соответствия, как правило, включает государственный контроль (надзор), аккредитацию, испытания, регистрацию, подтверждение соответствия, приемку и ввод в эксплуатацию оцениваемого объекта и т.д. При этом в техническом регламенте обычно содержатся требования по подтверждению соответствия объекта и проведению государственного контроля за ним.

Помимо сертификата о соответствии по результатам сертификации выдается разрешение на пользование знаком обращения на рынке и знаком соответствия. Знак обращения на рынке представляет собой обозначение, которое служит для информирования покупателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Знак соответствия также является обозначением, предназначенным для информирования потребителей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации (его применение устанавливается этой системой) или национальному стандарту. Его применение осуществляется заявителем на добровольной основе в порядке, установленном национальным органом по стандартизации. Обозначение знаков осуществляется посредством маркирования на продукции.

Механизм обеспечения признания отечественных сертификатов и знаков соответствия за рубежом формируется таким образом, чтобы отечественные законодательные положения, правила и рекомендации по подтверждениям соответствия и сертификации были эквивалентными действующим международным нормам и правилам, изложенным в руководствах ИСО и Международной электротехнической комиссии (МЭК), международных стандартах ИСО серий 9000 и 10000, европейских стандартах серий 45000 и 29000, в документах других международных и региональных организаций, осуществляющих работы по сертификации. При таком механизме признание документов, полученных за пределами России, о подтверждении соответствия, знаков соответствия, протоколов испытаний (исследований) и измерений продукции без особых трудностей осуществляется на основе многосторонних и двусторонних договоров. Данный механизм ныне более предпочтителен. Однако здесь должно быть доверие к нашим формам и органам сертификации, осуществляющим подтверждение соответствия.

В противном случае придется реализовывать иной механизм признания подтверждений соответствия за рубежом, в частности проводить повторную сертификацию в другой стране при поставке продукции на ее рынок. Очевидно, что такой механизм требует дополнительных затрат заявителей (российских изготовителей, продавцов) подтверждения соответствия. Все это может привести к отказу наших экспортеров от поставок продукции за рубеж. Та же ситуация потенциально сложится у импортеров продукции в нашу страну. Соответственно это приведет к ограниченной конкуренции на отечественных рынках со многими вытекающими отсюда возможными негативными последствиями (снижение привлекательности отечественного рынка для импортеров, повышение цен и т.п.).

Независимо от принимаемого механизма признания подтверждения соответствия все меры в этом отношении должны устранять барьеры для свободной бескриминальной торговли. Регистрация сертификатов соответствия и деклараций о соответствии осуществляется Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Проведение работ по сертификации требует от заявителей определенных затрат. Например, согласно зарубежным и отечественным источникам сумма издержек на эти работы составляет около 1-2% всех затрат предприятий-изготовителей. В России стоимость работ по сертификации устанавливает орган по сертификации, аккредитованный в порядке, установленном Правительством РФ, на основе расчетов по утвержденной Правительством РФ методике определения стоимости таких работ.

Реализация предприятиями сертифицированной продукции в условиях рыночных отношений дает достаточно много преимуществ, а именно:

Обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;

  • облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителем;
  • обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции;
  • способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной продукции;
  • уменьшает импорт аналогичной продукции;
  • предотвращает поступление в страну импортной продукции несоответствующего уровня качества;
  • стимулирует улучшение качества нормативно-технических документов путем установления в ней более прогрессивных требований;
  • способствует повышению организационно-технического уровня производства и улучшению управления качеством;
  • стимулирует ускорение научно-технического прогресса.

Анализ систем сертификации продукции показал, что для

цивилизованных рыночных условий наиболее целесообразными и эффективными являются модификации, которые требуют сертификации систем УК. Этот вывод обусловлен тем, что:

  • (1) потребитель, заключающий контракт, часто требует у изготовителя предъявить сертификат на систему МК;
  • (2) наличие сертификата, как правило, увеличивает цену продукции;
  • (3) нередко принятая изготовителем или требуемая по международным условиям модификация системы предполагает сертификацию системы МК;
  • (4) орган по сертификации нередко выдвигает обоснованные требования подтвердить сертификаты на продукцию, требуя сертифицировать систему МК;
  • (5) сложное изделие, монтируемое у потребителя, не может быть по техническим причинам испытано и соответственно сертифицировано у изготовителя, а потому необходима сертификация системы МК.

Использование модификаций, предусматривающих сертификацию одновременно продукции и системы МК, усиливает преимущества сертификационных работ.

Получение сертификата или иной разрешительной качественной документации в обязательном порядке на отдельные виды продукции является сегодня неотъемлемой частью технического урегулирования потребительского рынка России, которая регламентируется и устанавливается действующим законодательством, а также отдельными положениями и постановлениями контролирующих органов. Поскольку обязательные требования данных нормативных документов относятся к охране и здоровью людей, а также окружающей среды, то, главным аспектом и принципом обязательной сертификации являются экологичность и уровень безопасности товаров для потребителей.

Обязательная сертификация продукции - система сертификации, предусматривающая подтверждение безопасности продукции

Обязательная сертификация продукции - разработанная и действующая система сертификации, предусматривающая подтверждение безопасности продукции обязательным требованиям законодательства в сфере технического регулирования. Проведение и организация обязательных сертификационных работ возлагаются на отдельные федеральные органы, относящиеся к исполнительной власти и специально уполномоченные в области сертификации. Также в отношении отдельных видов товаров, в случаях, предусмотренных законодательными нормами РФ, подобные работы проводиться иными органами исполнительной власти.

Отличительной особенностью сертификации обязательного порядка от сертификации на добровольной основе является обязательность её прохождения для изготовителя, продавца или поставщика продукции. При этом если обязательная сертификация устанавливается на законодательном уровне и отсутствие сертификата на данный товар является нарушением, то добровольную сертификацию изготовитель вправе проходить по собственному желанию.

Обязательная сертификация выполняется перед непосредственной поставкой продукции конечному потребителю, что позволяет обеспечить проверку реализуемых изделий на соответствие актуальным государственным стандартам, техническим регламентам, нормам безопасности, санитарным и строительным правилам или иным нормативным актам.

Обязательная система подтверждения и соответствия качества может осуществляться как в отношении товаров и продукции, производимых на территории РФ, так и импортируемых с зарубежа.

Цели, объекты и формы обязательной сертификации

Обязательная сертификация продукции (услуг), реализуемой на территории России, защищает интересы потребителей при помощи установления ограничений на поставки опасных товаров, которые способны нанести вред окружающей среде или здоровью человека. Главная задача данной сферы технического урегулирования заключается в проведении тотальных проверок продукции, внесённой в реестр обязательной сертификации с помощью исследования образцов в специальных лабораториях, прошедших соответствующую аккредитацию. На основе экспертных заключений поставщик или производитель получает сертификат, свидетельствующий о безопасности и качестве проверенного объекта сертификации.

К объектам обязательной сертификации относят продукцию, услуги и процессы, включая:

Общий список (номенклатура) объектов обязательной сертификации устанавливается Федеральным агентством технического регулирования, который периодически (примерно 1 раз в год) пересматривается, корректируется и пополняется новой продукцией. Стандартно обязательной сертификации подлежат товары для детей, косметические товары, медицинская техника и лекарства, продовольственные товары, стройматериалы, трикотажные и меховые изделия, текстиль, обувь, товары для развлечения, спортивные товары, инструмент, садовая техника, товары для развлечения, легковые авто, бытовая химия и другие товарные категории, связанные с обеспечением безопасности жизни и здоровья граждан.

Необходимость проведения процедуры обязательной сертификации обусловлена рядом основных целей:

  • контроль и повышение уровня качества и безопасности продукции, поставляемой на потребительский рынок страны;
  • подтверждение показателей качества и свойств продукции, заявленных изготовителем;
  • защита потребителей от недобросовестности производителя (изготовителя, исполнителя, продавца);
  • содействие потребителям в компетентности выбора ими товаров;
  • создание оптимальных условий для предпринимателей на внутреннем и международном товарном рынке.

Помимо этого обусловленная законодательством обязательность процедуры сертификации или декларирования даёт инициаторам её проведения дополнительные преимущества:

  • легализация обращения продукции;
  • увеличение доверия к производимой продукции со стороны потребителей;
  • маркетинговое продвижение товара.

На сегодня существует два основных варианта подтверждения соответствия: декларирование и сертификация, на основании проведения которых выдаются сертификаты или декларации соответствия, имеющие равноценную юридическую силу.

Законодательными нормами предусмотрены разные формы обязательной сертификации, подтверждающие соответствие процесса или товара требованиям действующих нормативов:

  • сертификация, проводимая независимым органом по сертификации, а также при оформлении грузов на таможне;
  • декларирование соответствия, суть которого заключается в полной ответственности продавца за качество предоставляемой продукции;
  • выдача качественных свидетельств, единых для всех стран ТС;
  • контроль согласно системы ГОСТ Р;
  • заключение пожарной безопасности;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение.

Каждая из данных систем сертификации отличается определёнными нюансами, которые определяются нормативными актами РФ.

Участники и процедура обязательной сертификации

В процедуре осуществления обязательной сертификации товаров и услуг участвуют заявитель, производитель, сертификационный орган и испытательная лаборатория (центр), непосредственно подтверждающая соответствие сертифицируемой продукции и сопровождающая её на каждом этапе.

В качестве участников обязательной системы сертификации могут быть:

  • центральный орган сертификационной системы (при необходимости);
  • федеральные органы исполнительной власти;
  • сертификационный орган (центр);
  • испытательная лаборатория.

К системе сертификации обязательного характера могут также относиться организации, обслуживающие систему (научно-методические учреждения, центры подготовки экспертов в сфере сертификации и др.)

Процедура обязательной сертификации применяется к продукции, которая каким-либо образом может влиять на здоровье или безопасность людей, а также принести вред окружающей среде. Данная процедура предполагает применение различных схем оформления сертификатов, наиболее распространёнными среди которых является оформление и последующее получение сертификата на контракт, партию продукции или её серийный выпуск.

Обязательная сертификация осуществляется на основе типовой последовательности процедур:

  1. Подача заявки - производитель или продавец продукции подаёт заявление установленного образца в региональный сертификационный центр, к которому прикладывает:
    • контракты или договора на поставку товара;
    • копии своей регистрационной, учредительной и уставной документации;
    • технические описания продукции;
    • экспертные заключения с результатами исследований образцов продукции;
  2. Оценка соответствия - включает в себя отбор образцов и проведения их испытаний.
  3. Анализ полученных практических результатов проведённых испытаний.
  4. Решение по сертификации - принятие сертификационным органом решения о необходимости выдачи сертификата или отказе в нём.
  5. Занесение полученного документа в единый реестр.
  6. Инспекционный контроль (при необходимости).

Продукция, в отношении которой проводилась обязательная сертификация, маркируется соответствующим знаком соответствия, состоящим из комбинации букв «РСТ». Данный знак размещается на упаковке, товаре или его сопроводительной документации.

За нарушение или явное не соблюдение требований обязательной сертификации российским законодательством предусмотрена уголовная (лишение свободы) и административная (наложение штрафов) ответственность. Обращение продукции, проводимое с нарушениями установленных норм обязательной сертификации, предусматривает изъятие и наложение запретов на её производство.

Сертификация в переводе с латыни означает «сделано верно». Для того чтобы убедиться в том, что продукт «сделано верно», надо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

Содействие потребителям в компонентном выборе продукции (услуги);

Защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

Контроль безопасности продукции (услуги, работы), для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

Подтверждение показателей качества продукции, работы), заявленных изготовителем (исполнителем);

Создание условий для деятельности организации и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Объектами сертификации являются продукция, услуги и иные объекты, включая процессы, работы, системы качества и др. (услуга – результат и взаимодействия исполнителя и потребителя и собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя)

Объект обязательной сертификации - это продукт или услуга, к состоянии и свойствам которых установлены специальные требования стандартов, подтвержденные документально. Основными объектами обязательной сертификации являются: все виды услуг населению; продукция, к которой могут относится - сырье, материалы, топливо, энергия, готовые изделия; системы качества, процессы производства.

Объектом добровольной сертификация является продукция, подтверждение соответствия которой проводиться по инициативе изготовителя или потребителя, а также других заинтересованных сторон.

В основу работ по сертификации положена разветвленная иерархическая система документов, которые (за исключением рекомендаций) носят обязательный характер (до вступления в действие соответствующих регламентов). В общем виде структура законодательной и нормативной базы представлена на рисунке.

1. Законодательные акты Российской Федерации. В соответствии с этими законами была введена обязательная сертификация конкретных объектов (продукции, услуг, рабочих мест и т.п.), определены федеральные органы исполнительной власти, организующие работы по сертификации этих объектов, созданы соответствующие системы сертификации, установлены перечни объектов обязательной сертификации. В перспективе обязательная сертификация будет вводиться исключительно техническими регламентами.

2. Подзаконные акты - постановления Правительства РФ. Они вводят в действие перечни продукции, услуг и другие объекты, подлежащие сертификации; регламентируют другие вопросы сертификации, а также устанавливают правила выполнения отдельных видов работ и услуг (например, Правила оказания услуг общественного питания, Правила продажи отдельных видов товаров и пр.).

3. Основополагающие организационно-методические документы.

Документы этой группы определяют требования к организации работ по сертификации, участников работ по сертификации, единые принципы сертификации. Исходя из сферы действия, следует выделить документы двух уровней:

Документы, действующие на национальном уровне и распространяющиеся на все системы сертификации;

Документы, созданные федеральными органами исполнительной власти и действующие в рамках конкретных систем.

4. Организационно-методические документы, распространяющиеся на конкретные однородные группы продукции и услуг и выполняемые в виде правил и порядков. Например, в Системе сертификации ГОСТ Р действуют следующие документы: «Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья», «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки» и пр.

5. Классификаторы, перечни и номенклатуры. В работах по сертификации используются:

- «Общероссийский классификатор продукции» (ОКП) для обозначения и идентификации продукции с помощью 6-разрядного кода;

- «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН) для обозначения и идентификации с помощью 6-разрядного кода работ и услуг;

Международный классификатор «Товарная номенклатура внешней экономической деятельности (ТН ВЭД)» для обозначения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортной и экспортной продукции и пр.

Целью применения перечней является обеспечение участников работ по сертификации необходимыми сведениями о продукции и услугах, подлежащих обязательной сертификации. Как уже отмечалось выше, перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации утверждается Правительством РФ. Для импортируемой продукции, подлежащей обязательной сертификации, действует документ, разработанный Госстандартом и Государственным таможенным комитетом, - «Перечень товаров, требующих их подтверждения при ввозе на территорию РФ».

На основе перечней, установленных Правительством РФ, Госстандартом совместно с Госстроем и Минздравом РФ, разрабатывается номенклатура объектов, подлежащих обязательной сертификации, которая обеспечивает всех участников работ по сертификации сведениями о развернутой номенклатуре продукции, о нормативных документах, на основе которых осуществляется сертификация.

С 1999г. объектом постановлений Правительства РФ стали «Перечни продукции (товаров, услуг) соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии».

7. Справочные информационные материалы. Содержат расширенную информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре (о продукции, системах сертификации, об ОС, ИЛ, экспертах). В отличие от вышеперечисленных документов, являющихся полнотекстовыми, они представляют фактографические базы данных, содержащиеся в Госреестре на серверах Госстандарта России, ВНИИ сертификации. По любому реквизиту, касающемуся ОС, ИЛ, экспертов, стандартов, можно получить сведения в справочных информационных материалах.

Действие сертификата соответствия определяется выбранной схемой сертификации. Срок действия сертификата соответствия может быть от одного года до трёх лет. Если сертификат оформляется на импортную или отечественную продукцию, поставляемую по контракту, то срок действия сертификата в данном случае будет составлять не более одного года. В том случае, если сертификат соответствия ГОСТ Р оформляется на отечественного или иностранного производителя, то срок сертификата может быть от одного года до трёх лет - это зависит от примененной схемы сертификации. Однако, существует так называемая девятая схема сертификации, при которой сертификат соответствия не имеет срока действия, так как сертификат выдается на определенную партию продукции.

Действие сертификата соответствия, выданного на партию.

В сертификате будет отражена сама продукция и количество единиц. То есть, предприятие заявитель не сможет воспользоваться данным сертификатом при повторенной поставке идентичной продукции в следующий раз. Все сертификаты соответствия, выданные аккредитованным органом по сертификации действуют по всей территории РФ. Совершенно не важно в каком регионе зарегистрировано предприятие заявитель и орган по сертификации. Региональная принадлежность заявителя и исполнителя ни как не влияет на действие сертификата соответствия. Заявитель сам вправе выбрать регион и центр сертификации, в котором будет проводится сертификация.

Еще одним, важным моментом в вопросе о действии сертификатов является следующий момент. Допустим, что сертификат был выдан на определенную продукцию, с указанием конкретных моделей или марок. Через некоторое время, количество моделей выросло, но они не были ранее отражены в сертификате. Следовательно, действие сертификата соответствия будет распространяться только на те модели, которые были заявлены при проведении сертификации, а на новые артикулы действие сертификата распространяться не будет. Желательно предусмотреть данный момент, дабы не оформлять каждый раз новый сертификат.

Нужно ли получать сертификат качества, если действие сертификата соответствия закончилось, но продукция не реализована? Да, если срок действия сертификата истек, то для дальнейшей реализации товара нужно оформить новый сертификат. В противном случае, реализация продукции, подлежащей обязательной сертификации или декларированию будет являться правонарушением.