Конспект занятия декоративное рисование завиток подготовительная группа. Декоративное рисование в подготовительной группе тема завиток. Конспект занятия для подготовительной группы «Завиток. Знакомство с хохломской росписью. «Жостовский букет» - роспись п


Проект художественно – эстетического направления на тему:

Декоративное рисование в детском саду

«Волшебный завиток»

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества.

Цель проекта - развитие художественно творческих способностей детей средствами народного и декоративно – прикладного искусства.

Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно - творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, обид; снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Основные задачи.

Ø Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно- прикладного искусства. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно – прикладного искусства. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа. Познакомить с приемами работы народных мастеров. Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства. Формировать эстетический вкус. Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

Ø Закреплять умение рисовать декоративные элементы - точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т.д.

Ø Знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов. Учить придумывать узоры для бумажных силуэтов. Закрепить умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом; украшать глиняные изделия способом налепа, процарапывания и росписи.

Учебно – тематический план.

Месяц.

Занятия.

Часы.

Сентябрь.

1.Знакомство с народнымдекоративно-прикладным искусством.

2. Рассматривание дымковских игрушек. Рисование элементов дымковской росписи.

3. Лепка и роспись дымковского коня.

1.

1

2.

Октябрь.

1 Лепка и роспись дымковской барышни.

2. Лепка и роспись дымковского индюка.

2.

2.

Ноябрь.

1 Ознакомление с городецким промыслом. Рассматривание предметов с городецкой росписью.

2. Рисование элементов городецкой росписи.

3. Рисование узор на полосе.

1.

2.

1.

Декабрь.

1 Кружка украшенная цветочной гирляндой.

2.Рисование городецких птиц.

3. Рисование городецкого коня

1.

2.

1.

Январь.

1 Рисование городецкого коня. (продолжение)

2. Ознакомление с гжельской керамикой.

3.Рисование элементов гжельской росписи.

1.

1.

2.

Февраль.

1 Рисование элементов гжельской росписи. (продолжение).

2. Лепка и роспись гжельских изделий.

3.

1.

Март.

1 Лепка и роспись гжельских изделий.

2. Знакомство с хохломским промыслом.

3.

1.

Апрель.

1 Рисование элементов хохломской росписи.

2. Рисование. «Узор на бочонке или вазе».

3.

1.

Май.

1 Рисование «Хохломские ложки».

2. Рисование «Хохломские ковши- птицы»

3. Итоговая беседа. «Россия мастеровая»

1.

2.

1.


Скачать полную версию проета

План-конспект НОД по декоративному рисованию на тему «Знакомство с элементами хохломской росписи «Рябинка»

Программное содержание:

Продолжать формировать у детей умение рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья при помощи мазка и ягоды, используя тычок;

Развивать чувство цвета, ритма, умение передавать ритм Хохломы;

Обогащать словарь детей словами: завиток, листья (простые, рябинка, фон, кайма.

Предшествующая работа: знакомство с народным декоративно-прикладным искусством: беседы о хохломской росписи, рассматривание предметов, украшенных этой росписью, иллюстраций; целевые прогулки для сравнения рябины настоящей с ее изображением на произведениях хохломских мастеров; рисование на занятиях элементов хохломской росписи: завиток, травка, орнамент, дождевик.

Материал: акварельные краски, кисти, тычки, плоскостные бумажные фигуры ложек.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша Хохлома.

Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий клубничку, малинку, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листика, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды- и вот этот же самый мотив заговорит с нами по-новому.

В группе организованна выставка хохломских изделий.

Здесь посуда знатная

Складная да ладная

Она повсюду славится,

Она и вам понравится!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

Кто скажет мне, какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный) .

Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный) .

Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки) .

А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику) .

Молодцы, ребята!

Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем рисовать такие узоры.

Физкультминутка.

На столе хохломской самовар,

(«надуть» живот, одна рука на поясе) .

Очень важный, из носика пар.

А вокруг расписные чашки,

(кружиться, рисуя руками круг)

Нет посуды хохломской ярче.

Рядом с ними золотые ложки,

(потянуться, руки сомкнуты над головой)

На них «травка» - это древняя роспись.

Вот с малинками поднос,

(взяться за руки, образовать большой круг)

Он нам все это принес.

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .

Молодцы! Присаживайтесь

Представьте себе, что вы сегодня мастера-художники по росписи ложек. Свои работы вы подарите родителям, потому нужно постараться выполнить свою работу красиво, аккуратно.

У каждого из вас есть плоскостная форма ложки. Посмотрите на образцы ложек с хохломской росписью и скажите: как нужно располагать узор на ложке? (Внутри и снаружи ложки рисуем одинаковые узоры, на конце и по краям проводим одним цветом кайму) .

Мы все будем расписывать ложку хохломским элементом «рябинка». Какой формы, цвета ягоды рябинки?

Правильно, они круглые, бывают оранжевого, красного цвета. А чем мы будеи рисовать ягоды, чтобы они получились ровные, круглые, аккуратные? («Тычками»)

На каком уже знакомом элементе надо рисовать рябинку? (Завиток)

Какие уже знакомые элементы можно использовать (листья)

А теперь за дело.

Анализ: выбрать 2-3 мастеров, которые выберут наиболее понравившиеся им работв и проанализируют их.

Вопросы для анализа:

Насколько аккуратно и красиво выполнена работа?

Какие элементы росписи использованы?

Какими красками нанесен узор?

Какое цветосочетание?

А когда работы высохнут, мы их подарим родителям.

Декоративное рисование

«Завиток»

(по мотивам хохломской росписи)

(подготовительная группа) Воспитатель: Пермякова В.Н.

Программное содержание.

Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль над ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

Материал.

Презентация «Сказ о хохломе»; клип «Хохлома» (группа «Непоседы»); аудиозапись музыки для рисования. Предметы быта, украшенные хохломской росписью, выполненные по мотивам Хохломы. Вырезанные из бумаги контуры разделочных досок желтого, красного, черного и зеленого цветов; краски: акварель, гуашь; палитра; кисти; вода; салфетки; образцы.

Связь с другими образовательными областями.

Знакомство с декоративно-прикладным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.), рассматривание альбомов с хохломской росписью, создание «Музея хохломской росписи».

Ход занятия.

I Организационный момент.

II Основная часть.

Часть 1

Слайд 1

Сказ о хохломе. Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы.

Слайд 2

Рассказывают, жил в древние времена в городе Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.

Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с Хохломой.

Слайд 3-7

Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы.

Что вы видите? Опишите словесно какая посуда? (красивая посуда, яркая, радостная, богатая, красочная!)

Из дерева .)

Все ли предметы быта расписаны в одинаково? Знаете ли вы эту роспись? (Хохломская)

Слайд 8-10

Это – музей хохломской росписи. Сейчас мы пройдемся по залу этого музея. Что же в нем есть?

Слайд 11

).

Каждому цвету придаёт народ свое значение. Красный – огнь, любовь, преданность. Золотой – солнце, свет, тепло. Черный – земля, торжественность. Зеленый – жизнь.

Травный орнамент, или «травка»,

Так характерен для всей хохломы,

Чудесный рисунок волшебной страны!

Слайд 12

Элементы травной росписи.

Как вы думаете элементов в росписи мало или много? Конечно много.

“Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

“Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.

“Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.

“Кустики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

Слайд 13

Криуль Завитки – простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!

Слайд 14

Листики

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

Слайд 15

Ягодки

Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково.

Слайд 16

Ягодки смородины

Ягоды смородины, рябины рисуют «тычком» или «ляпушкой» (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки), а мы сможем нарисовать их ватной палочкой.

Слайд 17

А вот посмотрите – знакомый сюжет.

Узнали вы сказку? Узнали, иль нет?

Жар- птицу никто не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему. Вы уже в аппликации делали уже тоже по своему представлению.

Слайд 18-20

Хохлома – искусство современное. Ее роспись можно где угодно, на любых предметах.

Слайд 21

Как вы думаете, кто это? (Мастера росписи. )

Слайд 22

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Игра « Убери лишний предмет»

Часть 2

А вы бы хотели сегодня поработать мастерами хохломской росписи? Я – главный мастер, а вы – мои подмастерья.

завиток ). Правильно завиток.

Я хочу напомнить, с чего нужно начинать рисовать.

Набрать гуашь на кончик кисточки и легкими движениями руки, кончиком кисти, рисуем тонкую веточку в одну сторону, в другую сторону.

Вот теперь от веточки рисуем «завиток» с одной стороны, длиннее с другой стороны короче. И так на каждой веточке. Напоминаю, завиток может быть длинным и коротким.

Получается очень красивая роспись. А какими элементами можно еще украсить веточку? (ягодками, листочками, травкой). Кто, из вас хочет дополнить мою веточку. (Ребенок украшает веточку узором по своему желанию).

А теперь, я предлагаю вам самим нарисовать узор хохломы. Но не забудьте: Главный узор росписи - завиток. Расписывать будете досочки. Я привезла для вас заготовки. Предлагаю вам выбрать фон доски красный, желтый, черный. Выбирайте, чем вы будете работать и присаживайтесь.

Подумайте, какие цвета гуаши вы будете использовать в работе. Какой цвет будет ярче выделяться на фоне досочки.

Давайте возьмем в руки сухую кисточку и попробуем выполнить движения в воздухе, а теперь на доске, как будто вы рисуете легко без нажима веточку в одну сторону, в другую. А от нее завиток. Теперь наберите гуашь на кончик кисточки и начинайте расписывать досочку.

Дети рисуют под музыку.

III Итог

Какие замечательнее росписи у вас получились. Все доски такие красивые. Давайте устроим выставку ваших работ. Я помогу вам в этом. Пусть все дети детского сада приходят к вам на выставку и любуются вашими произведениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Декоративное рисование

«Завиток»

(по мотивам хохломской росписи)

(подготовительная группа) Воспитатель: Пермякова В.Н.

Программное содержание.

Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль над ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

Материал.

Презентация «Сказ о хохломе»; клип «Хохлома» (группа «Непоседы»); аудиозапись музыки для рисования. Предметы быта, украшенные хохломской росписью, выполненные по мотивам Хохломы. Вырезанные из бумаги контуры разделочных досок желтого, красного, черного и зеленого цветов; краски: акварель, гуашь; палитра; кисти; вода; салфетки; образцы.

Связь с другими образовательными областями.

Знакомство с декоративно-прикладным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.), рассматривание альбомов с хохломской росписью, создание «Музея хохломской росписи».

Ход занятия.

I Организационный момент.

Клип «Хохлома» (группа «Непоседы»).

Здравствуйте ребята я приехала к вам в гости из села Хохлома Нижегородской области. У нас в области есть замечательный музей хохломской росписи там есть много интересных и красивых предметов. Все эти предметы изготовили и расписали наши народные умельцы. Вы бы хотели увидеть их своими глазами. Тогда я вас приглашаю посмотреть фильм «Сказ о хохломе». Присаживайтесь на стульчики.

II Основная часть.

Часть 1

Педагог начинает показывать презентацию «Сказ о хохломе». Дети, вместе с педагогом читают название презентации.

Слайд 1

Сказ о хохломе. Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы.

Слайд 2

Рассказывают, жил в древние времена в городе Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.

Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с Хохломой.

Слайд 3-7

Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы.

Что вы видите? Опишите словесно какая посуда? (красивая посуда, яркая, радостная, богатая, красочная!)

Из какого материала изготовлена эта посуда? (Из дерева .)

Все ли предметы быта расписаны в одинаково? Знаете ли вы эту роспись? (Хохломская)

Слайд 8-10

Это – музей хохломской росписи. Сейчас мы пройдемся по залу этого музея. Что же в нем есть?

Слайд 11

Рассмотрим внимательно изделия хохломы – подносы. Какие основные цвета использовали хохломские мастера для фона? (Красный, желтый, зеленый, черный ).

Каждому цвету придаёт народ свое значение. Красный – огнь, любовь, преданность. Золотой – солнце, свет, тепло. Черный – земля, торжественность. Зеленый – жизнь.

- Травный орнамент, или «травка»,

Так характерен для всей хохломы,

Чудесный рисунок волшебной страны!

Слайд 12

Элементы травной росписи.

Как вы думаете элементов в росписи мало или много? Конечно много.

“Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

“Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.

“Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.

“Кустики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

Слайд 13

Криуль Завитки – простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!

Слайд 14

Листики

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

Слайд 15

Ягодки

Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково.

Слайд 16

Ягодки смородины

Ягоды смородины, рябины рисуют «тычком» или «ляпушкой» (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки), а мы сможем нарисовать их ватной палочкой.

Слайд 17

А вот посмотрите – знакомый сюжет.

Узнали вы сказку? Узнали, иль нет?

Жар- птицу никто не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему. Вы уже в аппликации делали уже тоже по своему представлению.

Слайд 18-20

Хохлома – искусство современное. Ее роспись можно где угодно, на любых предметах.

Слайд 21

Как вы думаете, кто это? (Мастера росписи. )

Слайд 22

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Ребята, посмотрите на выставку хохломской посуды, я ни чего не перепутала?

Игра « Убери лишний предмет»

Ребята вы обратили внимания, какой на мне нарядный фартук.

Игра «Найди завиток на моем фартуке».

Молодцы! Вы очень хорошо запомнили элемент хохломской росписи «Завиток»

Часть 2

А вы бы хотели сегодня поработать мастерами хохломской росписи? Я – главный мастер, а вы – мои подмастерья.

Сегодня я хочу научить вас рисовать один из элементов «завиток», который очень важен для хохломы. Какой элемент росписи мы будем учится, рисовать? (завиток ). Правильно завиток.

Я хочу напомнить, с чего нужно начинать рисовать.

Набрать гуашь на кончик кисточки и легкими движениями руки, кончиком кисти, рисуем тонкую веточку в одну сторону, в другую сторону.

Вот теперь от веточки рисуем «завиток» с одной стороны, длиннее с другой стороны короче. И так на каждой веточке. Напоминаю, завиток может быть длинным и коротким.

Получается очень красивая роспись. А какими элементами можно еще украсить веточку? (ягодками, листочками, травкой). Кто, из вас хочет дополнить мою веточку. (Ребенок украшает веточку узором по своему желанию).

А теперь, я предлагаю вам самим нарисовать узор хохломы. Но не забудьте: Главный узор росписи - завиток. Расписывать будете досочки. Я привезла для вас заготовки. Предлагаю вам выбрать фон доски красный, желтый, черный. Выбирайте, чем вы будете работать и присаживайтесь.

Подумайте, какие цвета гуаши вы будете использовать в работе. Какой цвет будет ярче выделяться на фоне досочки.

Давайте возьмем в руки сухую кисточку и попробуем выполнить движения в воздухе, а теперь на доске, как будто вы рисуете легко без нажима веточку в одну сторону, в другую. А от нее завиток. Теперь наберите гуашь на кончик кисточки и начинайте расписывать досочку.

Дети рисуют под музыку.

III Итог

Анализ

Какие замечательнее росписи у вас получились. Все доски такие красивые. Давайте устроим выставку ваших работ. Я помогу вам в этом. Пусть все дети детского сада приходят к вам на выставку и любуются вашими произведениями.


Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи» (выполнено в нетрадиционной технике: восковые карандаши и акварель).

Автор работы: Кокорина Татьяна Николаевна педагог дополнительного образования по ИЗОдеятельности. МБДОУ № 202 Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
Описание: данный конспект будет интересен воспитателям старших и подготовительных групп, педагогам дополнительного образования по изодеятельности, а также просто творческим людям.
Цель: расширение знаний о народном промысле хохломская роспись.
Задачи:
- сформировать представление детей о появлении посуды в древнее время;
- рассказать о появлении хохломской росписи;
- учить последовательно выполнять работу в нетрадиционной технике;
- учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелки;
- способствовать развитию эстетического вкуса;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, через рисование мелких завитков;
- воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров;
- воспитывать интерес к рисованию, через использование нетрадиционных техник.
Предварительная работа: изучение посуды, народных промыслов на занятиях по окружающему миру.
Методические приёмы: рассказ, беседа-диалог, наглядный материал, практическая работа.
Ход занятия:
Воспитатель - Каждый день мы пользуемся разной посудой: кухонной, столовой, чайной. Эта посуда металлическая, фарфоровая, стеклянная. Есть посуда которой мы пользуемся ежедневно, а есть красивые праздничные сервизы, которые достают лишь по праздникам, чтобы сервировать стол. А знаете ли вы как появилась посуда?
Посуда появилась очень давно. Сначала древние люди использовали кору деревьев, чтобы, например, зачерпнуть воду или скорлупу орехов. Пытались выдалбливать сосуды из камня и дерева. Морскими раковинами пользовались как ложками, ими было удобно зачёрпывать еду. Постепенно посуда совершенствовалась. Люди научились делать посуду из глины, обжигать её.

И конечно же с древности люди старались сделать посуду не только удобной для использования, но и красивой, поэтому с давних времён на посуду стали наносить разнообразные рисунки. Первые узоры были простыми, их делали тонкими деревянными палочками, это геометрические фигуры, люди, животные.


Итак появилась посуда деревянная, глиняная – керамическая и позже люди научились делать фарфоровую, которой мы пользуемся сейчас.
Деревянная посуда существует и в наше время, но теперь она чаще служит для украшения интерьера. Красивая, яркая стоит она на полочке или в шкафу и радует глаза своим неповторимым узором. Кто ни будь знает из вас как называется эта посуда?
Дети – Хохломская.


Воспитатель – Правильно. Эта деревянная посуда, расписанная растительным орнаментом. Что значит растительный?
Дети – это трава, цветы, ягоды.
Воспитатель – Да, это всевозможные растения: травка и листики, ягоды, цветы с красивыми завитками. Согласно легенде создал эту роспись талантливый мастер – иконописец Андрей Лоскут. Работал он у царя и тот щедро вознаграждал его за труд. Но мастер больше всего любил свободу. Однажды ночью он покинул царский двор и ушел жить в лес. Андрей хотел писать не только иконы. Он мечтал создать что-то простое, нужное и в тоже время красивое, как родная природа вокруг. Так появилась первая деревянная посуда. А так как мастер жил в лесу, то и расписывать её стал цветами, ягодами, листиками, веточками. Слава об удивительном мастере достигла окрестных земель. Многие приезжали к нему, чтобы увидеть эту посуду, кто-то оставался насовсем, желая научиться создавать такие же замечательные изделия. Передал Андрей Лоскут секреты своего мастерства односельчанам, сохранилось его мастерство, по сей день радующее глаза и души людей. А так как всё это было в селе Хохлома, то и роспись стала называться - Хохломская. Роспись эту отличает получение золотого цвета без применения драгоценного металла. Поэтому часто говорят «золотая хохлома».


Сейчас мы с вами распишем наши тарелочки по мотивам хохломской росписи.
Для этого нам понадобятся:
- восковые карандаши жёлтый и красный;
- чёрная акварель;
- широкая кисть №5 или №6.
1.сначала жёлтым восковым карандашом рисуем три листика внизу тарелочки.


2.красным восковым карандашом над жёлтыми листочками рисуем три крупные ягодки-клубнички.


3.между ягодками жёлтым карандашом рисуем листочки-капельки от меньшего к большему.


4.между нижними листиками рисуем завитки


5.добавляем мелкие цветы и завитки наверху.


6. закрашиваем всю тарелочку чёрной акварелью.


Роспись тарелочки по мотивам хохломской росписи готова.

Марина Михайлова
Конспект занятия для подготовительной группы «Завиток. Знакомство с хохломской росписью»

Цель: Обобщать знания детей о народном художественном промысле русских мастеров.

Задачи:

познакомить с хохломской росписью и её особенностями;

учить выделять нарядный, яркий колорит, композицию и элементы узора Хохломы (завиток, капелька, травинка) и учить видеть красоту изделий;

учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;

развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;

развивать у детей знания о народных промыслах: дымковском, городецком, гжельском;

воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров - умельцев;

Предварительная работа: Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.

Чтение. Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымковская игрушка». Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.

Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах. Загадывание загадок.

Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи. Тонирование шаблонов.

Материалы: изделия из Хохломы, Гжели, Дымки, с городецкой росписью, иллюстрации с изображением изделий из Хохломы, кукла в народном стиле, разрезные картинки «Народные промыслы» по количеству детей, готовые шаблоны ложек для росписи, кисти, салфетки, баночки с водой, гуашь, схемы поэтапного рисования элементов и композиций росписи, схема по колориту хохломы.

Словарная работа: хохлома, роспись, травка, элементы росписи, завиток, капелька, листик, колорит.

Ход занятия:

Проходите, ребята, вставайте полукругом.

У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними и больше отвлекаться не будем. А гости то у нас не одни сегодня. Прибыла к нам из дальних краёв Матрёна, на нас посмотреть, себя показать, да товаром своим похвалиться. Давайте посмотрим, что приготовила для нас Матрёна.

(дети рассматривают изделия дымки, городецкую роспись, гжель)

Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы?

Ребята, изделия каких народных промыслов вы увидели? (ответы детей)

Правильно, это городецкая роспись (выставить название, а это гжель (название, тут дымковские барышни (название… А это что за диво такое?

Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!

И называется эта красота – золотая хохлома.

О ней мы и будем сегодня говорить, узнаем, где она родилась, для чего служит, какие предметы расписывают этой росписью и как её делают.

Проходите, присаживайтесь на свои места.

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Алгоритм «Последовательность изготовления хохломских изделий»

1. Вытачивание изделий на станке.

2. Шпаклюют – покрывают тонким слоем глины.

3. Шкурят – протирают наждачной бумагой.

4. Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей.

5. Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.

6. Покрывают изделие специальным лаком.

Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет.

Мастерицы вручную мягкой кистью расписывали изделия затейливым орнаментом.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

Кисть купается в краске,

Здесь прижалась разок,

И блеснул на посуде золотой завиток.

Кисть рисует реснички

Рядом с тем завитком.

А сухие былинки под веселым мазком

Превратились в травинки,

Усик вьется ползком…

стихотворение П. Синявского «Хохлома»

Скажите, какие цвета встречаются в узорах? (четыре цвета: красный, чёрный, жёлтый, зелёный)

Посмотрите, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (когда дети их назовут, дается их правильное название.)

Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев.

Завиток является основным элементом хохломской росписи.

Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).

Получение навыка рисования элементов.

Давайте попробуем с вами нарисовать некоторые элементы хохломской росписи. (выставляется схема с элементами)

Дети рисуют на отдельных листочках под руководством воспитателя с показом приёма рисования.

Ребята, наша гостья Матрёна приготовила для вас задания и подарки. Возьмите конверты, откройте и достаньте карточки. Посмотрите внимательно на карточки, определите, где Хохломская роспись и принесите к нашей Жар -птице. (на доске под названием росписи нарисованная птица) (выполнение задания) Молодцы.

Давайте еще раз рассмотрим на изделия Хохломы. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. Блещут краски так ярко

Золотой хохломы,

Что в лучах ее теплых

Согреваемся мы.

А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

–Думаю, сегодня мы тоже можем ненадолго превратиться в русских мастеров и самим попробовать расписать посуду хохломской росписью.

А поможет нам в этом Жар-птица.

Давайте вместе с вами скажем волшебные слова и сделаем волшебные движения, и тогда мы превратимся в мастеров Хохломы.

Физкультминутка.

Птица хохломская крыльями махала (Руки в стороны, махи)

Крыльями махала – злато рассыпала. (Махи, встряхиваем кисти рук)

Головой качала, в стороны качала (Наклоны голывы)

Да, с землицы русской травы собирала. (Наклоны в пол, собираем)

Травы собирала, чаши украшала, (Собираем, обводим руками круг)

Мастерство с любовью нам передавала. (Руки к сердцу, руки вперед.)

Ну вот мы и мастера и мастерицы. Давайте пройдём на свои места.

– Ребята, посмотрите, какие подарки принесла вам Матрёна? (деревянные ложки). А еще Жар-птица подарила вам знания о Хохломе и свое мастерство. Поэтому мы сейчас с вами эти ложки попробуем расписать.

Но сначала посмотрите, в какой последовательности мы будем их расписывать. (воспитатель проводит анализ последовательности росписи ложки по поэтапной разработке).

Выполнение работы детьми. (Во время работы детей, тихо звучит русская народная мелодия).

– Молодцы, ребята, вы сегодня настоящие хохломские художники, такие замечательные ложки расписали, что нам на целую ярмарку хватит.

А теперь посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает хохломская посуда?

Выберите и покажите самую красивую ложку. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта ложка лучше других.

Золотая хохлома!

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Кубки, чашки и ковши -

И чего здесь только нету!

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета,

И ромашки луговин,

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древне-суздальской парчи!