Как создать модный бренд: Советы специалистов начинающим. Как запустить востребованную марку одежды О производстве в регионе


Петербурженка Нелли Недре с детства мечтала работать дизайнером. Во время учёбы в институте она поняла, что ей неинтересно придумывать дорогую экстравагантную одежду, которую никто не сможет носить в повседневной жизни. Поработав дизайнером марки уличной одежды, год назад она решилась на создание своей компании и начала выпускать лаконичные вещи неброских цветов, которые вписываются в мировые модные тренды. Сейчас одежду Нелли продают в десяти магазинах, а месячный оборот компании превышает полмиллиона рублей.

Опыт работы

Нелли Недре

Основательница марки

В семь лет я объявила бабушке, что, когда вырасту, стану дизайнером. Тогда она подарила мне чемоданчик с фломастерами, и с тех пор я, как одержимая, начала придумывать и рисовать различные наряды. Окончив школу, не раздумывая, поступила на факультет дизайна одежды. Образование в институте стало для меня настоящей школой жизни: меня выгоняли каждые полгода, говорили, что я буду плохим дизайнером, что у меня никогда ничего не получится. При этом я с третьего курса начала делать полноценные коллекции, участвовала и побеждала с ними в международных конкурсах. Экспериментировала с формами, пробовала различные ткани, искала свой стиль. К пятому курсу я была полностью сформировавшимся дизайнером. Преподаватели в институте требовали, чтобы мы показывали свой потенциал, максимально используя свою фантазию, но я быстро переросла этот подход к одежде. Я поняла, что не хочу делать вещи, которые никто не носит, пусть они и выглядят интересно.

Понять это мне во многом помогла практика, которую я проходила у различных дизайнеров. До защиты диплома я успела поработать и в ателье, и в люксовом бренде, и в бренде уличной одежды, и даже контролировала производство в Китае. В целом прощупала всю почву, какую только можно. На последнем курсе мне предложил работу владелец питерской марки уличной одежды Trailhead. Опыт работы в его компании оказался бесценным. Это серьёзная марка с большим ассортиментом товаров, основатель которой уже двадцать лет работает с одеждой и прекрасно ориентируется в рынке - знает, что готов покупать российский потребитель. Он не делает ничего вычурного, работает только с базовыми формами и цветами. Я начинала как один из дизайнеров его бренда, и он мог сказать: «Нелли, что ты рисуешь! Кому нужна эта розовая пуговица сбоку, я же это никому не продам!»

В компании был экспериментальный цех, в котором мы отшивали образцы, отправляли их в магазины и, если понимали, что они хорошо идут, запускали большое производство в Китае. Я смогла очень многое попробовать в рамках Trailhead: развивала линию женской одежды, которой до меня почти не занимались, организовывала съёмки для лукбуков и интернет-магазина. В какой-то момент стало ясно: я знаю уже абсолютно всё, что нужно для открытия своего дела.



Свой бизнес

Я решила уйти из Trailhead, и в этот момент моя знакомая, дизайнер Ася Мальберштейн, предложила мне арендовать двенадцатиметровую комнатку под мастерскую. Она давно подталкивала меня к созданию своей марки, и я посчитала, что эта комната - хороший знак. Все свои деньги, где-то 100 тысяч рублей, я потратила на швейную машинку и закупку тканей для первой коллекции. Через три месяца я поняла, что этого недостаточно, и взяла 300 тысяч в кредит.

На эти деньги я наняла трёх человек, закупила дополнительное оборудование. Зарегистрировала название бренда, это стоило порядка 60 тысяч рублей. Меня отговаривали, считали, что это ненужные траты, но для меня эта мера защиты была очень важной. Я также сделала сайт, зарегистрировала ИП, получила разрешение на торговлю. Через год, когда у меня в штате работали пять человек, я арендовала помещение площадью 63 квадратных метра, где сейчас помещается и само производство, и шоу-рум, и офис.

Сейчас у меня в штате - менеджер, три швеи, конструктор и дизайнер. Для меня это золотое время компании, потому что пока поддерживать дружественную рабочую атмосферу не составляет большого труда, а каждый сотрудник чётко понимает, что и когда он должен делать. Когда в компании будет больше пятнадцати человек, сохранить прежние доверительные отношения со всеми сотрудниками будет очень сложно. Придётся привыкать к общению в формате «начальник - подчинённый». Все типичные проблемы работы с брендом я успела прорепетировать ещё в Trailhead, так что к стрессовым ситуациям была готова. Правда, пришлось развить в себе дополнительную степень жёсткости, без которой начальнику нельзя.



Работа с магазинами

Важно понимать, что я не начинала с нуля. Кроме опыта, у меня были хорошие связи с магазинами: с кем-то из владельцев мы дружили, с кем-то раньше сотрудничали. Поэтому я точно знала, где именно буду продавать свою первую коллекцию.

Первое время я продавала по 50 вещей в месяц. Сейчас мы в среднем продаём порядка 400 вещей в месяц на полмиллиона рублей. Сотрудничаем с десятью магазинами, разбросанными по городам России, самый крупный из них московский - Trends Brands в «Цветном». Сейчас, я уверена, количество магазинов, продвигающих русских дизайнеров, будет только увеличиваться.

Я не планировала открывать собственный офлайн-магазин: просто не было места. Однако получилось так, что люди, купив нашу одежду в других магазинах, начали заходить на сайт, писать нам напрямую. Так что я открыла шоу-рум, и сейчас он продаёт столько же, сколько все остальные точки. Наш интернет-магазин приносит нам ещё порядка 100 тысяч в месяц. Нам это выгодно, потому что в другие магазины мы поставляем одежду с пятидесятипроцентной скидкой, а у себя можем продавать по обычной розничной цене.

Накрутки в магазинах очень разные: в Санкт-Петербурге это где-то 100 %, то есть магазин у нас покупает вещь за 1 500 рублей, а продаёт за 3 тысячи. В Москве накрутка может достигать и 250 %.

Себестоимость производства зависит и от того, сколько на эту вещь тратит времени и сил швея. Если мы, допустим, изготовили экспериментальную модель платья, я спрашиваю у швеи, насколько ей было сложно с ним работать и сколько времени это у неё заняло. Если это было сложно и медленно, я исключаю эту модель из коллекции. Цену я определяю, исходя из того, что мне нужно платить своим сотрудникам нормальную зарплату и развивать бренд. Мне бы хотелось угодить покупателям, поставив минимальную цену, но работать в ноль я не согласна, моя работа стоит денег.



Создание коллекции

Система работы в крупном и локальном бренде во многом различна. Гиганты индустрии стараются предсказать тренды на несколько лет вперёд. У них есть специальные люди, которые ездят по миру и собирают информацию о тенденциях во всех возможных сферах: от искусства до новых технологий. Они учитывают и экономические предпосылки. Когда у тебя сразу производятся тысячи единиц одежды на заводе в Китае, ты очень рискуешь, приходится быть дотошным, экономить на нитках и пуговицах. Так как мы пока небольшая марка, мы не придерживаемся чёткой сезонности и готовим небольшие капсульные коллекции четыре-пять раз в год. На создание коллекции у меня уходит порядка двух месяцев.

Я всегда начинаю с того, что просматриваю для вдохновения 60 любимых сайтов и блогов об одежде, разбираюсь в том, что сейчас наиболее актуально. Собираю свой мудборд, в котором могут быть и произведения искусства, и отрывки из фильмов, и фотографии подруги, и музыка. На сайте Style.com за полгода до официального выхода выкладывают новые коллекции, я подмечаю детали, которые наиболее часто появляются у всех брендов. Подготовив базу для вдохновения, я закрываюсь на несколько дней в квартире и рисую. По моим рисункам конструктор делает пробные лекала, затем мы отшиваем первые образцы, меряем, дорабатываем. Когда коллекция готова, мы фотографируем её для лукбука, рассылаем по магазинам и ждём реакции. В коллекции может быть, например, девять моделей в четырёх цветах. Не обязательно, что каждая из этих 36 вещей будет произведена больше, чем в одном экземпляре.

Выбор вещей

Байеры магазинов обычно хорошо знают своих покупателей и понимают, что те будет готовы у них купить. Одни берут в основном базовые классические вещи, другие, наоборот, выбирают более экстравагантные модели. Сначала заказывают пробную партию, затем, ориентируясь на спрос, закупают что-то дополнительно. У нас нет склада, на котором мы храним вещи, потому что мы всегда отшиваем определённое количество под конкретный заказ.

Постепенно мы поняли, какие модели уходят лучше всего, поэтому выделили отдельную линию Gills Classic. Это вещи, которые пользуются постоянным спросом вне зависимости от сезона. Если присмотреться, у всех мировых брендов есть своя база моделей, которую они воспроизводят год от года. Пиджак Chanel, классический свитшот Carhartt, туфли-лодочки. Это проверенные вещи, к которым можно добавить карманчик или поменять ткань, но по сути они всегда одни и те же. Самая продаваемая модель adidas - это классический чёрный спортивный костюм «три полоски». Бренды всегда зарабатывают на самых простых, базовых вещах. То же касается цвета: чёрный и серый всегда идут на ура, особенно в России. Мой бренд также основан на универсальных вещах и монохромной палитре. Из тканей я для работы выбрала футер, потому что именно его я чувствую лучше всего.

У меня есть принцип: я никогда не буду делать просто красивую вещь, на которой не смогу заработать. Когда я придумываю красивую и простую модель, я смотрю на то, попадает ли она в тенденции, считаю себестоимость её производства и высчитываю, за сколько она будет продаваться в магазинах. Если я понимаю, что за такую цену её никто не купит, она сразу перестаёт мне нравиться и я от неё отказываюсь.

Фотографии: Яся Фогельгардт

Текст: Ирина Дубина

Запустить и держать на плаву собственный фэшн-бренд в России - задача не из лёгких. Во-первых, достойных учебных заведений, которые могли бы конкурировать с уважаемыми западными аналогами, практически нет: образование в сфере моды как явление находится в нашей стране в зачаточном состоянии. Во-вторых, выйти на рынок и наладить продажи через магазины может быть проблематично: подавляющее большинство отечественных ретейлеров работает на условиях реализации, а значит, дизайнер может получить прибыль, а может и остаться ни с чем.

Наконец, как показали неприятные истории, случившиеся с брендами и Oh, My , бизнес в России по-прежнему нередко ведётся с применением схем из 1990-х: нет гарантий, что ваша марка не окажется в руках недобросовестного бизнес-партнёра или что крупный модный универмаг не задолжает вам больше миллиона рублей. Впрочем, и эти трудности не способны остудить пыл желающих запустить собственный бренд одежды: новые русские fashion-марки появляются каждый год с завидным постоянством.

Если слава Гоши Рубчинского и Вики Газинской не даёт вам покоя, рассказываем, что нужно сделать, чтобы основать свой дизайнерский бренд и сделать его коммерчески успешным. Наши правила не являются универсальными и не дают стопроцентных гарантий успеха, зато точно помогут осознать базовые вещи.

Поймите, что вы хотите делать, для кого и зачем

Первое, с чем нужно определиться, если вы решили вступить на путь дизайнера одежды, - это концепция будущего бренда, его айдентика и то, чем он будет отличаться от тысяч уже существующих аналогов. «Концепция отшить хоть что-то и просто так - в корне неверная, - уверен основатель Items Денис Ерхов. - Прежде чем отшивать коллекцию и снимать лукбук нужно ответить самому себе на важные вопросы. Для кого ты это делаешь? Где ты сможешь это продавать? Кто твой целевой покупатель и вообще существует ли он? На самом деле подготовка к запуску - самый сложный и важный процесс. На основе полученных ответов уже можно создавать продукт и снимать лукбук. Стратегия должна быть продумана на самых первых этапах».

«Большинство наших девочек и мальчиков делают коллекции просто из желания самовыразиться, - говорит создательница и дизайнер бренда I AM Studio Даша Самкович. - Но если вы решили делать одежду, которую будут носить, нужно, чтобы коллекция была понятна не только вам, но и людям со своим видением моды. Определитесь со своими целями: для вас собственный бренд - это просто инструмент творческой самореализации, в который смогут вкладываться сторонние инвесторы, или же полноценный бизнес-проект? Если вы решили делать коммерческий продукт, то есть одежду для людей, важно понять, кто ваша целевая аудитория, её возраст, социальный статус, финансовое положение - это будут ваши отправные точки».

Соберите команду и найдите производство

Если вы серьёзно планируете заниматься развитием собственного бренда, а не просто продавать через Instagram отшитые на коленке платья, без квалифицированного персонала - никуда. Прежде всего вам нужно будет найти людей, которые смогут вашу коллекцию отшить: закройщиков, швей. Можно податься на уже существующие производства, которые сотрудничают с начинающими дизайнерами, но в этом случае отдачи со стороны команды ждать не придётся.

«Первые коллекции я отшивала на сторонних производствах: если сотрудничать с ними два раза в год на протяжении пары месяцев, пока готовится сезонная коллекция, такой формат зачастую выгоднее, - делится своим опытом дизайнер Женя Ким. - Со временем я стала набирать собственную команду: на тех же производствах искала наиболее компетентных людей и переманивала их к себе. В такой схеме работы много плюсов: ты сотрудничаешь с людьми, которые максимально вовлечены в процесс, и в их интересах сделать всё качественно. С другой стороны, это может быть затратно, если у вас нет постоянных клиентов или магазинов, для которых вам нужно отшивать вещи».

«Если у вас есть цель выпускать большие тиражи одежды, необходим так называемый экспериментальный цех: конструктор, портная и менеджер по размещению заказов - это тот минимум, с которого можно начинать, - рассказывает Даша Самкович. - Более простой путь - обратиться в одну из компаний, которые предлагают разработку коллекции с нуля: ты приносишь им эскизы, ткань, они делают конструкцию, приезжаешь на примерки, утверждаешь, получаешь готовый продукт. Иногда такие компании даже помогают с размещением тиражей - сейчас начинающему дизайнеру гораздо проще запустить собственное дело, чем даже лет пять назад».

«Важно понимать, индустрия моды - командная игра, и здесь жизненно важны члены команды, профессиональное окружение и поддержка прекрасных болельщиц, - говорит дизайнер Людмила Норсоян. - И команду, и партнёров, и покупательниц - всех нужно заботливо и внимательно растить годами, самому не застревая на месте. Эмоция, отношение, верность, надёжность - страшный дефицит в мире моды, а именно способность к этим эмфатическим качествам и даёт возможность выстраивать вокруг себя верных соратников».


Снимите хороший лукбук

У вас есть готовая коллекция, ваш потенциальный хит, следующий шаг - снять презентабельный лукбук, который вы сможете рассылать по печатным или онлайн-изданиям и показывать байерам магазинов. Не все уделяют подготовке лукбука должное внимание, а зря - это не просто имиджевые картинки, но инструмент пиара: чем красивее будут изображения, тем больше вероятность того, что их захотят опубликовать. При этом нельзя забывать, что лукбук - не равно кампейну, то есть фотографии должны представлять одежду в максимально выигрышном виде, а не просто быть творческой отдушиной дизайнера и его команды.

«Важно помнить, что качественный лукбук - это понятный лукбук, - говорит основательница агентства Picls Света Мюллер. - Если говорить о доступности картинок, то, очевидно, байеры и покупатели должны в первую очередь видеть одежду, все её детали и текстуру ткани - мы должны дать максимальную информацию о вещи человеку, который пока не держит её в руках и не имеет возможности её примерить. Качественный лукбук - это по сути тот же самый хороший каталог, просто с более интересной концепцией съёмки и, как правило, ограниченным количеством фото. Всё, что нужно: технически талантливый фотограф, который умеет работать со светом, и талантливый стилист, который не заведёт ваш лукбук в дебри креатива на съёмке».

На вопрос, стоит ли экономить на лукбуке, ответ будет скорее отрицательным: в конце концов, это вложение, которое поможет окупить затраты и вывести бренд на высокий уровень. «Основная ошибка молодых брендов - снимать с друзьями, - говорит Мюллер. - Окей, возможно, это работает, если вы сами из индустрии, а ваши друзья - из Condé Nast. Но вообще тут без вариантов. Просто поверьте, потому что многие клиенты Picls пришли к нам как раз после такого опыта с разбитым сердцем и надеждой на нормальную съёмку. Вы можете экономить на чём угодно - снимать у себя дома и с естественным светом. Позвать друга, у которого вроде как есть камера, ведь он так много путешествует. Пригласить побыть моделью подругу, которая сама сделает макияж (как ей кажется) и укладку. Вы весело проведёте время и спрячете свой лукбук глубоко в стол. Ведь профессионалы индустрии не просто так этим занимаются - они умеют это делать лучше всех, не дадут рассыпаться вашей концепции и сделать всё на коленке. Можно долго рассуждать о таких съёмках, но я советую вам просто не тратить своё время».


Начните продавать вещи

Во-первых, нелишним будет сказать, что в тотальную диджитал-эпоху все отработанные схемы раскручивания собственного имени и продажи одежды перестают быть абсолютно категоричными. По сути, вы можете вообще не ставить задачей выйти на уже существующие ретейл-площадки, а просто создать отдельный Instagram-аккаунт, который и будет одновременно вашим пиар-инструментом и онлайн-магазином.

Впрочем, и пресловутый SММ не является императивом для молодого бренда. Многие молодые дизайнеры, уже заработавшие себе имя, по-прежнему тратят много усилий и времени на то, чтобы продавать себя в крупных мультибрендах и концепт-сторах. «Мы только сейчас будем запускать собственный онлайн-магазин, - говорит Женя Ким. - Во-первых, раньше я не чувствовала в нём необходимости, а во-вторых, в скором времени я планирую делать регулярные коллаборации с художниками и другими молодыми творческими ребятами и хочу продавать эти коллекции через свой сайт. С самого начала у меня была цель выходить на самых крутых ретейлеров, я никогда не хотела продавать свои коллекции через Instagram, мне это кажется непрезентабельным».

«Единой стратегии в поиске правильного ретейлера нет - это сильно зависит от продукта. Некоторым маркам и вовсе можно порекомендовать начать продажи через собственный магазин и исключить оптовые продажи, - советует Денис Ерхов. - Если же есть понимание, что товар нужно продавать через ретейлеров, то эффективнее начинать сотрудничество с более имиджевых проектов и постепенно расширять дистрибуцию через более мелкие и простые. Если вы видите перспективу в крупных проектах, то ищите контакты байеров, в более мелких проектах часто один и тот же человек является и владельцем, и директором, и байером. Ищите личные контакты, если не получается - идите в магазин и показывайте готовые вещи. О встрече лучше договориться заранее, написав на почту. Если вам не ответили, не переживайте, возможно, письмо затерялось и стоит отправить напоминалку. „Не пустили в дверь, залезьте в окно“ - свяжитесь с другим человеком, но слишком агрессивно продавать тоже не стоит - этого никто не любит!»

При желании можно попасть на любую площадку - всё зависит от того, насколько интересный и потенциально коммерчески успешный проект вы готовы предложить. Как рассказывает бывший глава PR-отдела универмага «Цветной», в котором представлено немало русских брендов от ZDDZ до Sorry, I’m Not, Паша Бобров, «команда универмага всегда внимательно отсматривает все новые коллекции, обращая внимание на качество и актуальность. Ассортимент универмага часто пополняется вещами российских брендов, как тех, чьи имена уже на слуху, так и молодых. Многие новые российские бренды выходят на универмаг сами, присылают на рассмотрение лукбуки и сэмплы».

Ввязавшись в сотрудничество со сторонними магазинами, будьте готовы к тому, что придётся мириться с не всегда выгодными для вас условиями: с молодыми дизайнерами и небольшими брендами у ретейлеров, как правило, разговор особый. «Чем круче магазин, тем хуже условия, но присутствие в топовых магазинах для любой марки крайне важно, - рассказывает Денис Ерхов. - Если говорить о зарубежном рынке, то в основном магазины выкупают вещи, поэтому многие дизайнеры мечтают о зарубежном рынке. В России же такие случаи - редкость, но опять же всё зависит от продукта. Чем круче продукт, тем больше шансов продавить свои условия, особенно в случаях, когда магазин сам выходит на бренд».

Подавляющее большинство магазинов в России работает с молодыми марками на условиях реализации - это значит, что дизайнер отдаёт свои вещи без залога, и магазин рассчитывается с ним по факту продажи вещей, обычно в конце каждого месяца. Многим такой вариант сотрудничества кажется не самым благодатным: если по какой-то причине магазин не смог продать коллекцию до окончания сезона, дизайнер просто получает её обратно на руки.

«На самом деле реализация часто оказывается более выгодной историей для обеих сторон, - считает Денис. - Во-первых, марк-ап (наценка на себестоимость. - Прим. ред.) при взаимоотношениях, основанных на реализации, всегда выше, чем при выкупе, то есть бренд больше получает денег. Во-вторых, в случае хороших продаж почти всегда есть возможность подсортировать товар, то есть добавить то, что уже было продано, или дополнительные модели. На реализации, как правило, заказы больше и шире. В случае выкупа магазины редко подсортировывают, и даже если всё продадут, то будут ждать следующего сезона, поэтому теоретически на условиях реализации можно продавать сильно больше, если есть возможность. Важно, прежде чем соглашаться на сотрудничество с тем или иным магазином, ознакомиться с договором, поспрашивать у других дизайнеров, уже сотрудничавших с этим проектом, так как, к сожалению, на рынке очень много недобросовестных магазинов, которые зачастую не выплачивают дизайнерам причитающееся за проданный товар».

Фотографии: J.Kim, KM20, I am Studio, More, Braventru

Торговая марка одежды: информация к развитию для начинающих

В этой статье я расскажу, как создать бренд одежды, организовать производство и построить систему продаж на примере размещения производства в России или в Китае, Вьетнаме (по данному вопросу вы можете обратиться ко мне за отдельной консультацией), разумеется, всех нюансов рассказать нельзя, а любая бизнес-идея требует конкретики, поэтому если у вас возникнут вопросы вы можете обратиться за отдельной бизнес-консультацией для собственников.

Конечно, ключевое это продажи – вы можете купить готовую одежду или заказать пошив одежды в Китае или Вьетнаме, но в любом случае столкнетесь с продвижением своего бренда и последующей реализацией.

Итак, у вас возникла идея продвинуть на российский рынок свою марку одежды или вам просто интересно как создать бренд одежды, возможно для взрослых, возможно для детей, возможно только для мужчин или для женщин, возможно … вы можете выбрать любой сегмент, но в любом случае вам необходимо решить вопросы:



Информация по созданию своего бренда одежды
  • Золотой середины по качеству одежды: составу ткани.
  • Ассортиментной линейки.
  • Построения системы продаж.

И это только начало: создание и развитие своего бренда дает не только возможности, но и содержит довольно много рисков – как избежать типовых ошибок и вложить свое время и деньги результативно?

Заинтересовались построением своего бренда одежды?! — обратитесь за под свои задачи и проработайте стратегию развития своей компании, учитывая свои возможности и текущую ситуацию на рынке.

Самое простое приступить к анализу конкурентов, например таких больших компаний, как: Gulliver , Zara , Глория Джинс .

Про анализ конкурентов я написал две ключевые статьи:

  • кроме этого вы можете ознакомиться с новыми публикациями в

Но скажу сразу, сделать это без соответствующих навыков у вас вряд получится, но если требуется, то вы можете .

Изучив необходимую информацию, вы сможете определить свою целевую аудиторию и построить конкурентоспособную бизнес-модель, для того чтобы четко понимать как создать бренд одежды



Какие вопросы необходимо проработать при создании торговой марки одежды

A post shared by советы & консультации (@savkinks) on Jun 16, 2019 at 12:50pm PDT

Алгоритм создания бренда одежды

Шаг 1. Анализ рынка и выбор своей ниши

Пожалуй это самый важный шаг, который определяет ваш дальнейший успех или неудачу.

Полагаться на интуицию конечно можно , но только если вы до этого запустили с десяток брендов одежды и то, дополнительный анализ никогда никому не мешал.

Необходимо оценить основных игроков на рынке, посмотреть на ваших конкурентов с точки зрения их сильных и слабых сторон, возможностей, которые они используют на рынке и их методов работы с потенциальными угрозами.

Такой анализ даст вам возможность сфокусировать свою нишу и более точно определить целевую аудиторию вашего бизнеса.

Шаг 2. Формируем ассортиментную матрицу

Для этого оцениваем текущие успешные коллекции, которые есть на рынки и планируем свои коллекции, но при этом не забывайте про то, что цель бизнеса прибыль, а следовательно ключевая задача выхода на целевую аудиторию и продвижение вашей продукции на рынок.

Конечно, у вас будут вопросы, на счет:

  • Выбора качественной ткани,
  • Поиска хорошего производства.
  • Получения сертификата.

Но для решения данных вопросов лучше обратиться к профессионалам, которые обладают данным опытом.

Если вы уже владелец бренда одежды или магазина то, как вы оцениваете риски вашего бизнеса и как планируете дальнейшее развитие?

Идея может дать рост вашему бизнесу, но очень важно правильно оценить идею, провести необходимую корректировку.

При анализе рынка необходимо учитывать мировые тенденции и постараться независимо рассмотреть истории успеха международных брендов:

Разумеется идеально будет если вы найдете пустые сегменты, но очень важно ответить себе на вопрос: почему данные сегменты пустые?

Ведь ведущие компании по производству одежды обладают довольно большими бюджетами для того чтобы тестировать и анализировать рынок.

Ответы на данные вопросы показывают, насколько вы рассмотрели концепцию брендинга и построения бренда, учитывая выбор рыночной ниши (люкс, масс-маркет и т.д.); вид ассортимента (для детей, взрослых) и многих других нюансов.

Производство бренда одежды

В этой статье про создание бренда одежды, я не буду останавливаться на производственной специфике, так как тема довольно объемная, требует конкретики и консультации специалистов, но при этом давайте выделим основные точки контроля:

  • Поиск и построение взаимоотношений с дизайнерами: лекала, градация возрастных групп, эталонные размеры, оценка полноты, примерка моделей.
  • Соблюдение стандартов качества для детской, спортивной и взрослой одежды.
  • Соблюдение возрастной специфики, виды принтов на одежду.
  • Требование к маркировке одежды и упаковке готового изделия.
  • Контроль производства одежды.

Конечно развитие брендов одежды, в том числе и детской одежды имеет свою специфику, но в конечном счете упирается в продажи: либо продажи есть, либо продаж нет , а следовательно: ключ к успеху построение и совершенствование системы продаж одежды.

Как решить проблему кадрового дефицита, работать по принципу малых тиражей и выходить в регионы, Елена Фимина рассказала в интервью Контур.Журналу.

Идея

Мы с сестрой работаем в индустрии моды уже более 10 лет. В 2002 году в Челябинске открылся магазин испанского бренда Mango. Тогда ничего подобного в городе еще не существовало. На конкурсной основе мы устроились в Mango в качестве продавцов-консультатов и постепенно доросли до управляющего звена. За это время мы поняли, как строится модный бизнес, как создаются и продвигаются коллекции одежды, разобрались в тонкостях мерчендайзинга, работы шоу-рума и факторах, влияющих на успешные продажи. Поскольку сестра работала конкретно с испанцами, она познала все нюансы продвижения модной одежды.

Производством одежды я начала заниматься больше пяти лет назад. Сначала это было хобби, хотя я индивидуально обучалась со специалистами высокого уровня в области швейного производства, изучала технологию и тонкости конструирования, моделирования. Постепенно процесс меня затянул, и когда моя сестра родила двоих детей, они стали источником вдохновения для более серьезных работ и коллекций.

Однажды нам с сестрой пришла идея создать бренд детской одежды FiFi . Начинали мы со стартовой суммы 100 000 руб., но нам очень помог тот опыт в индустрии, который мы успели наработать. Первую коллекцию отшивали в домашних условиях, привлекая к работе швей-надомниц.

Фактически сразу мы определили, кто наш клиент: это прогрессивные мамы разных возрастов, которые разбираются в моде, знают тенденции, любят стильно и со вкусом одевать своих детей.

Инвестиции

Участие в конкурсе СКБ Контур « » - это первая наша попытка привлечь инвестиции на развитие бизнеса. Наш ролик увидел инвестор и предложил финансовую помощь. На тот момент мы отказались, так как нас не устроили условия, и решили развиваться собственными силами.

На региональном уровне мы участвовали в федеральной программе «Ты — предприниматель». Нашим проектом тоже заинтересовались, но мы поняли, что финансовую поддержку получить будет тяжело, так как эта программа больше образовательная.

Сейчас мы подали заявку на участие в конкурсе «Сделано в Челябинске» и ждем, когда с нами свяжутся его организаторы.

Детали производства и сложности

Производство одежды — это очень длительный и кропотливый процесс. Начинается все с возникновения идеи, мы определяем, что именно хотим сделать. Затем рисуются эскизы, на следующем этапе закупаются материалы. Далее работают конструкторы — они разрабатывают лекала. Во время конструирования модели вносится много изменений и что-то обязательно отбраковывается. Но и это еще не все.

Видя результат, мы начинаем обсуждать, как можно представить, презентовать готовую коллекцию. Выбираем дислокацию, приглашаем фотографов и создаем фотосессию с детьми-моделями.

Организовать в России производственный процесс очень сложно. Одна из самых острых проблем, с которой мы столкнулись, — это кадровый дефицит: в стране нет ни грамотных конструкторов, ни швей.

Конечно, есть специалисты, которым по 50-60 лет, но они уже не в строю, а молодых профессионалов найти практически невозможно. Приходится много времени и сил тратить на обучение, а от этого страдает эффективность.

В швейном производстве большую роль играет скорость выполнения той или иной работы. Например, чтобы запустить в массовый пошив детское платье, нужно посчитать, сколько времени необходимо на пошив одной модели — в минутах и секундах. Таким образом высчитывается, за сколько часов и дней будет отшита вся партия. И люди старой закалки просто не могут работать быстро. Но мы подключаем их к другой работе — конструированию, поскольку они грамотно делают лекала и продумывают эскизы с учетом тех тканей, которые нам доступны.

Решая проблему кадрового дефицита, мы привлекли к работе специалистов с кафедры легкой промышленности Южно-Уральского государственного университета. Мы пригласили к нам работать лучших из них, и сейчас они нас консультируют, а также обучают наших сотрудников. В настоящий момент в компании работает семь швей.

Еще одна проблема — ткани. Производство в России работает еле-еле, фабрики выполняют какие-то непонятные заказы на старом оборудовании — им приходится очень тяжело, люди работают за копейки. Но даже те фабрики, которые еще функционируют, не всегда выпускают то, что нам нужно. Например, в Екатеринбурге, работает комбинат, производящий шерсть. Тюмень производила аналогичные ткани, но, к сожалению, недавно завод закрылся. Что-то мы закупаем в России, но в основном, конечно, все везем из-за границы, чаще из Италии. Пока курс евро был более-менее устойчивым, проблем с закупками не возникало. Сейчас ситуация изменилась — мы стали осторожнее выбирать ткани: приходится просчитывать при составлении сметы, насколько доступны будут вещи для потребителя, хотя, конечно, нам бы хотелось закупать больше оригинальных и дорогих тканей.


Принцип малых тиражей

Мы выпускаем небольшие коллекции — по десять моделей. Коллекция выстраивается по принципу капсулы, где каждая вещь дополняет другую. Тем самым мы увеличиваем свой товарооборот, потому что люди любят покупать вещи комплектами. В то же время у нас есть модели, которые мы отшиваем постоянно. Как правило, это праздничный ассортимент, базовые модели, так называемые «коммерческие».

Когда коллекция выходит, в процессе мы можем дополнять ее, если видим, что спрос на вещи хороший. Хитом продаж остаются нарядные платья — они востребованы круглый сезон.

За время существования у бренда FiFi появились свои почитатели. Мы работаем над тем, чтобы их круг расширялся. Но мы не боремся за своего клиента — он сам нас находит.

В Челябинске при производстве у нас работает шоу-рум, куда наши клиенты могут прийти и примерить вещи. Два месяца назад бренд FiFi вышел на московский рынок: в столице открылся новый магазин «Детская полка», где среди вещей российских дизайнеров представлены и наши модели.

С целью продвижения бренда мы активно работаем с соцсетями Instagram, «ВКонтакте», а также развиваем свой виртуальный магазин на сайте «Ярмарка мастеров». По опыту могу сказать, что соцсети во многом эффективнее магазинов, потому что охватывают больше потенциальных потребителей — люди видят нашу продукцию из разных уголков страны и даже мира. Мы получаем заказы уже не только из России, но и из-за границы.

В ближайшие пять лет мы планируем запустить франчайзинговое направление, чтобы увеличивать количество точек сбыта для своего товара. Мы планируем отшивать одежду на производстве в Челябинске и договариваться с региональными магазинами о том, чтобы они представляли нашу марку. Такие магазины будут перед сезоном делать заказ на определенные модели по каталогу и получать необходимые объемы продукции.

Сегодня ни одна уважающая себя компания не обходится без собственного фирменного стиля и торгового знака, отличающего ее продукцию от другой аналогичной. Торговая марка включает в себя совокупность названия, текстовой информации, графического оформления, идентифицирующих тот или иной продукт определенного бренда. Фирменный знак обладает уникальностью, узнаваемостью и является охраняемым законом объектом интеллектуальной собственности (глава 76 ч. 4 ГК РФ). В российском законодательстве применяются понятия «товарный знак» (ТЗ) или «знак обслуживания» (для услуг). ТЗ не может использовать никто другой, кроме его правообладателя, но при одном важном условии: если данный знак был зарегистрирован его владельцем. Как зарегистрировать торговую марку? Читайте инструкцию по оформлению сертификата на фирменную символику.

Шаг 1. Разработка торгового знака

Этот шаг можно пропустить тем, кто уже продает товары или услуги своего бренда, имеющие собственные, специально разработанные, дизайн и название. Если бренд-менеджеры компании добросовестно подошли к своей работе, то никаких сложностей с регистрацией торговой марки возникнуть не должно и можно смело переходить к следующему этапу.

Тем же фирмам, которые только приступают к созданию своего фирменного стиля, необходимо придумать название (для фирмы, товара), словесное описание (девиз, рекламный слоган), изображение, заказать дизайнерам шрифтовое написание, цветовую гамму, логотип фирмы.

Все эти элементы должны не только привлекать внимание, соответствовать миссии компании, но и быть уникальными, не повторяющими символику других фирм.

Шаг 2. Проверка торговой марки

Второй этап предназначен для того, чтобы проверить, насколько разработанный фирмой торговый знак соответствует требованиям уникальности. До того как зарегистрировать логотип, необходимо произвести поиск похожих товарных марок по реестрам Роспатента. Сделать это можно самостоятельно через онлайн-базы или обратиться к специалистам.

Этот этап – самый ответственный в процессе подготовке к регистрации, ведь «пропущенный» повтор элемента чужого бренда может вылиться в отказ со стороны патентного ведомства и потерю оплаченных пошлин. Найденные же сходства позволяют вовремя внести изменения в торговую марку.

Однако даже отсутствие совпадений нового знака с выложенными в свободном доступе списками регистраций еще ничего не гарантируют. Чиновники достаточно часто находят в своих базах похожие, по их мнению, символы, и соискателям приходится «отстаивать» оригинальность своей торговой марки.

Если вы не до конца разобрались, как зарегистрировать торговую марку самостоятельно, возможно, именно на этом этапе стоит прибегнуть к помощи профессионалов, владеющих знаниями по методике патентной экспертизы и имеющих соответствующий опыт. Специализированная фирма грамотно и оперативно проведет предварительную оценку товарного знака и выдаст заключение о его уникальности.

Шаг 3. Выбор классов товаров и услуг

Запатентованная торговая марка должна использоваться в неизменном виде, поэтому важно правильно выбрать те виды товаров и услуг, к которым она будет относиться. Классы продукции выбираются по международному классификатору (МКТУ), разобраться в котором – задача не из простых. Например, одно наименование товара может содержаться в разных классах, поэтому поиск необходимого кода нужно производить не только по назначению товара, но и по материалу его изготовления и другим свойствам. Прежде чем «влезать» в классификатор, изучите методические рекомендации Роспатента по работе с ним.

Шаг 4. Подготовка заявки

Для подачи заявки необходимо собрать комплект документов:

  • заявление о регистрации с указанием данных физического лица, представляющего торговую марку;
  • квитанции об оплате пошлин;
  • изображение логотипа в 8 экземплярах с приложением его описания и перечня товаров по МКТУ;
  • свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Так же, как зарегистрировать торговую марку на ИП, можно запатентовать ее и на юридическое лицо: кроме перечисленных документов, организации нужно предоставить устав и копию документа с кодом ОКПО, заверенные руководителем фирмы.

Шаг 5. Подача документов

Готовый комплект документов подается в Роспатент одним из предусмотренных способов:

  • лично в отделении Роспатента;
  • почтовым отправлением;
  • факсом с последующей передачей оригиналов;
  • электронной заявкой после предварительной установки ПО и получения ключей;
  • через фирму-посредника.

Патентное ведомство фиксирует заявку в день получения документов и сообщает заявителю ее регистрационный номер.

Шаг 6. Отслеживание статуса заявки

Полученные Роспатентом документы подвергаются формальной экспертизе: поверяется правильность составления, наличие всех необходимых бумаг, содержание заявления. Данная проверка занимает до двух месяцев, после чего заявка, если она корректно оформлена, принимается непосредственно в работу.

Экспертиза торговой марки по существу – процесс длительный. Он занимает срок до 18 месяцев, в течение которого эксперты анализируют фирменный знак на схожесть с другими и соответствие указанным классам товаров и услуг. Этот этап обычно сопровождается активной перепиской между Роспатентом и заявителем. Эксперты могут запрашивать различные уточнения и дополнительные документы. Именно на этом этапе «зарезают» часть логотипов по причине неумелого поведения соискателя: несвоевременного реагирования на запросы, неподготовленности к «отстаиванию» своей торговой марки. Если никаких оснований для отказа нет, патентный орган принимает решение о регистрации товарного знака, о чем сообщает его владельцу.

Шаг 7. Получение сертификата

Получив уведомление о положительном решении, фирма должна оплатить пошлину за выдачу свидетельства о регистрации и предоставить квитанцию в Роспатент. Сертификат выдается в течение двух месяцев после оплаты. За это время торговая марка вносится в государственный реестр и публикуется в ежемесячном бюллетене «Товарные знаки». Свидетельство о регистрации необходимо продлевать каждые 10 лет.

С момента регистрации владелец знака получает на него исключительные права и при обнаружении неправомерного использования своей торговой марки может требовать возмещения ущерба.

Торговый знак является интеллектуальной собственностью, которая имеет определенную стоимость и состоит на балансе фирмы как нематериальный актив. Права на торговую марку можно передавать или продавать, как и любой другой товар.

Стоимость регистрации

Сколько стоит зарегистрировать торговую марку? Если вы будете оформлять патент самостоятельно, ваши расходы будут складываться из оплаты государственных пошлин:

  • подача заявки, проверка комплекта документов — 2700 руб.;
  • экспертиза ТЗ по одному классу товаров и услуг — 11500 руб.;
  • доплата за каждый дополнительный класс МКТУ — 2050 руб.;
  • выдача сертификата — 16200 руб.;
  • внесение изменений и дополнений в заявление и сопроводительные документы — 4900 руб.;
  • отсрочка ответа на запрос Роспатента (за каждый месяц) — 850 руб.;
  • восстановление права подать запрошенные материалы, если истекли все установленные сроки — 8100 руб.

Минимальная стоимость регистрации, таким образом, составит 30400 руб. (за один класс МКТУ), если вам удастся грамотно подойти к делу и с первого раза правильно оформить все документы. В противном случае каждая ошибка будет стоить фирме почти пять тысяч рублей, обжалование отказа в регистрации товарного знака – еще 13500 руб. дополнительно, а сам процесс растянется года на два и более.

Если вы не уверены в своих силах, разумней обратиться в специализированную фирму. Услуги такого рода предлагаются по цене от 15 – 20 тысяч рублей и выше, в зависимости от сложности товарной марки (словесный логотип, графическое изображение или комбинированное представление, количество используемых классов услуги и товаров) и сроков проведения необходимых проверок, подготовки рекомендаций по устранению ошибок.

Профессионалы подготовят за вас документы, подадут заявку и будут вести переговоры с Роспатентом, возможно, это даже позволит вам сэкономить некоторую сумму на дополнительных пошлинах из-за ошибок при самостоятельной регистрации и получить патент в максимально сжатые сроки.

Самый быстрый способ оформить регистрацию – подать заявку по международной процедуре (по Мадридскому соглашению). Такой сертификат стоит дороже, но зато получить его можно примерно за полгода – год, и действовать он будет более, чем в 70 странах.