Большой гидрографический катер бгк 2152. Большой гидрографический катер для изучения финского залива спущен на воду в рыбинске. Катера постройки ССЗ им. Октябрьской революции


В Рыбинске, в этот же день предприятие произвело закладку еще одного БГК этого проекта, сообщил в понедельник представитель Минобороны по ВМФ РФ капитан первого ранга Игорь Дыгало.


Катеру предстоит обслуживать работу более 160 навигационных знаков, расположенных на островах и в труднодоступных местах на побережье Финского залива. Также большие гидрографические катера проекта 19920 будут выполнять большой объем работ с целью измерения рельефа дна Финского залива,сообщает РИА Новости .



«БГК-2152» проекта 19920 на испытаниях / Фото: www.korabli.eu

Техническая справка


Большой гидрографический катер «БГК-2152» проекта 19920

Гидрографический катер «БГК-2152» проекта 19920 шифр «Баклан», строительный номер 703, является третьим судном, которое строится на ОАО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции» (Благовещенск) по заказу Министерства обороны РФ.


Фото: www.korabli.eu


Проект 19920 шифр «Баклан» разработан нижегородским конструкторским бюро «Вымпел» в соответствии с современными требованиями к судам подобного назначения. Он полностью отвечает возложенным на него задачам.

Основные задачи гидрографического катера проекта 19920:

  • лоцманская проводка и лидирование подводных лодок в пунктах базирования; постановка, съемка, а также обслуживание и ремонт береговых и плавучих средств навигационного оборудования (СНО)
  • выполнение гидрографических работ в объеме возможностей устанавливаемого на катере гидрографического оборудования
  • доставка личного состава, специального оборудования и грузов на необорудованное побережье

Головным катером проекта 19920 является «БГК-797», заводской номер 701, который был заложен на заводе осенью 2006 года. В июне 2009 года на нем был поднят флаг Гидрографической службы ВМФ. В настоящее время катер активно используется ГС ТОФ.

Вторым катером проекта 19920 является «БГК-2151», строительный номер 702, строительство которого было начато в конце марта 2013 года. 14 декабря 2013 года был подписан приемный акт государственных испытаний. 25 марта 2014 года был поднят флаг Гидрографической службы ВМФ. Вошел в состав Приморской флотилии.

Третий большой гидрографический катер «БГК-2152» проекта 19920, строительный номер 703, был спущен на воду 03 июня 2014 года. 07 августа 2014 года был отправлен от стенки судостроительного завода в город Владивосток для проведения дальнейших испытаний и приемки государственной приемной комиссией. На катере уже сформирован экипаж. Представители сдаточной команды Амурского судостроительного завода в октябре 2014 года готовятся выйти в залив Петра Великого для проверки работы главных двигателей и дизель-генераторов, систем и механизмов специального оборудования. Судно должно войти в состав Тихоокеанского флота до конца 2014 года.

Тактико-технические показатели


Водоизмещение, т
295
Длина наибольшая, м
36,4
Ширина габаритная, м
7,9
Осадка, м
1,98
Скорость полного хода, узлов
11
Дальность плавания на скорости 11 узлов, миль
1000
Автономность, суток 10
Экипаж, чел
11
Главная энергетическая установка:
дизельный-редукторный агрегат, шт
2
номинальная мощность кВт
232
винты
фиксированного шага
Вспомогательная энергоустановка:
дизель-генератор, шт
2
мощность кВт (В/50Гц) по 75 (400)
Гидрографическое оборудование: многолучевой эхолот с комплексом сбора и обработки информации;
промерный эхолот;
профилограф гидрографический;
система измерения параметров качки;
измеритель скорости звука в воде;
автономный возвращаемый гидрологический зонд;
автоматизированный мареограф.


БОЛЬШОЙ ГИДРОГРАФИЧЕСКИЙ КАТЕР ПРОЕКТА 19920
LARGE HYDROGRAPHIC BOAT PROJECT 19920

28.08.2015


25 августа 2015 года с судостроительного завода «Вымпел» в порт базирования Ломоносов Ленинградской области после швартовных испытаний отправлен большой гидрографический катер проекта 19920 заводской № 01843, спущенный на воду 26 июня.
На Балтике большой гидрографический катер пройдёт заводские ходовые испытания, государственные, состоится подписание приёмного акта. На период сдачи в Ломоносове создана внешняя сдаточная база.
Согласно контракту, БГК с заводским № 01843 должен быть передан Управлению навигации и океанографии Министерства обороны РФ до 25 ноября.
ОАО «Судостроительный завод «ВЫМПЕЛ»

13.11.2015
До конца месяца Балтийский флот (БФ) пополнится новейшим большим гидрографическим катером (БГК) проекта 19920, построенным АО «Судостроительный завод «Вымпел».
В ближайшее время, после подписания акта приема-сдачи и приказа главнокомандующего Военно-Морским Флотом России Виктора Чиркова о включении катера в судовой состав БФ на нем будет поднят Андреевский флаг, и БГК начнет выполнять задачи в составе Ленинградской военно-морской базы.
На судне установлены самые современные автоматизированные гидрографические комплексы с многолучевыми эхолотами и высокоточными системами определения координат. Они позволяют выполнять высокоточную площадную съемку рельефа морского дна с высочайшим разрешением.
Пресс-служба Западного военного округа

24.05.2016


В день 285-й годовщины Тихоокеанского флота (ТОФ) в городе Корсакове на большом гидрографическом катере «БГК-2153» прошла торжественная церемония подъема Андреевского флага.
Новое гидрографическое судно после проведения приемо-сдаточных работ в заливе Петра Великого в начале мая совершило переход к месту постоянного базирования на остров Сахалин.
На церемонии подъема Андреевского флага присутствовали представители командования Приморского объединения разнородных сил, городских властей и общественных организаций.
Гидрографический катер предназначен для обеспечения безопасности судоходства: лоцманской проводки и лидирования подводных лодок, обслуживания и ремонта береговых и плавучих средств навигационного оборудования, выполнения гидрографических работ, доставки личного состава, специального оборудования и грузов на необорудованное побережье на удалении до 1000 морских миль.
Новое судно оснащено современным оборудованием, которое значительно расширит возможности проведения гидрографических и гидрологических работ.
Данный гидрографический катер проекта 19920 стал уже четвертым в составе ТОФ. Первые три судна базируются в Приморском крае и на Камчатке.
Пресс-служба Восточного военного округа

06.07.2016


5 июля на судостроительном заводе «Вымпел» состоялся торжественный спуск на воду большого гидрографического катера проекта 19920 заводской номер 01844, бортовой номер БГК 2150. Заказчик - ВМФ РФ.
В торжественном спуске участвовали: первый заместитель генерального директора АО «ССЗ «Вымпел» Виктор Борисович Доскин, начальник управления навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации, капитан 1 ранга Сергей Викторович Травин, начальник 10-й океанографической экспедиции Гидрографической службы Черноморского флота капитан 1 ранга Игорь Иванович Касторов, главный конструктор ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел» Михаил Валерьевич Бахров.
После завершения швартовных испытаний большой гидрографический катер БГК-2150 будет отбуксирован в город – герой Севастополь для проведения заводских ходовых и государственных испытаний. После сдачи катера Военно-Морскому Флоту он будет нести службу на Черном и Азовском морях.

03.09.2016


Сегодня на судостроительном заводе «Вымпел» состоялся торжественный спуск на воду большого гидрографического катера проекта 19920 заводской номер 01845 бортовой номер БГК-2154.
Это пятый катер, который «Вымпел» построил для Управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ.
В торжественном спуске БГК с заводским номером 01845 участвовали:
генеральный директора Акционерного общества «Судостроительный завод «Вымпел» Олег Юрьевич Белков.
Начальник управления навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации, капитан 1 ранга Сергей Викторович Травин.
Начальник гидрографической службы Северного флота, капитан 1 ранга Игорь Вячеславович Наумов
Начальник 41-го района гидрографической службы Беломорской военно-морской базы Северного флота, капитан 1 ранга Александр Александрович Лозюк.
Начальник группы судов гидрографической службы Северного флота Юрий Иванович Тетютских
На спуске присутствовала команда большого гидрографического катера, которая будет нести на нём службу. Ответственный сдатчик – старший строитель Роман Николаевич Кудряшов. Крёстная мать катера – Елизавета Травина. На спуск БГК пришли курсанты «Клуба юных моряков имени Евгения Коврижных», ученики рыбинской школы №23, студенты профессионально-педагогического колледжа, с которым «Вымпел» сотрудничает в рамках программы дуального образования. Ученики гимназии №18 – участники хора «Соколята» исполнили на церемонии Гимн России. Был совершён чин освящения корабля. По традиции о борт катера крёстная мать разбила бутылку шампанского.
После завершения швартовных испытаний большой гидрографический катер БГК-2154 будет отбуксирован в Архангельск для проведения заводских ходовых и государственных испытаний. После сдачи катера Военно-Морскому Флоту он будет нести службу на Северном флоте.
Судостроительный завод «ВЫМПЕЛ»

26.11.2016


24 ноября в Северодвинске после успешного завершения приёмо-сдаточных испытаний Государственной комиссией был подписан приёмный акт на большой гидрографический катер БГК-2154 проекта 19920 заводской № 01845. Катер был спущен на воду 2 сентября.
Место несения службы БГК-2154 - Северный флот.
Тремя днями раньше 21 ноября в Севастополе также после завершения испытаний Государственная комиссия подписала приёмный акт на большой гидрографический катер БГК-2150 проекта 19920 заводской № 01844. Торжественный спуск на воду состоялся на АО «ССЗ «Вымпел» 5 июля. Ходовые и приёмо-сдаточные испытания проводились в Севастополе. Нести службу БГК-2150 на Чёрном и Азовском морях.
Это четвёртый и пятый катера в серии, которую судостроительный завод «Вымпел» строит по государственному контракту для гидрографической службы ВМФ России.
Судостроительный завод «ВЫМПЕЛ»

22.12.2016


21 декабря 2016 года в Беломорской военно-морской базе Северного флота – в Северодвинске (Архангельская область), состоялась торжественная церемония подъёма Военно-морского флага на большом гидрографическом катере БГК-2154 проекта 19920, который был построен на ССЗ «Вымпел».
Судно официально вошло в состав Северного флота. Постоянным пунктом базирования катера стала Беломорская ВМБ СФ.
Церемония подъема Андреевского флага прошла под руководством командира Беломорской военно-морской базы Северного флота контр-адмирала Владимира Воробьёва. В торжественном мероприятии приняли участие представители главного управления навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники АО «Судостроительный завод «Вымпел». Ранее БГК-2154 успешно прошёл полный комплекс государственных испытаний на Белом море.
Судостроительный завод «ВЫМПЕЛ»

25.12.2016


24 декабря 2016 года в Севастополе прошел ритуал торжественного подъёма флага гидрографической службы на новейшем большом гидрографическом катере «БГК-2150». Этот катер – первая новостройка, которая пополнила состав специализированных судов гидрографической службы Черноморского флота за последние несколько лет.
Большой гидрографический катер «БГК-2150» построен российскими специалистами ОАО « Судостроительный завод «Вымпел» в городе Рыбинск под проектным номером 19920. Катер прошёл ходовые испытания в Севастополе. В настоящее время БГК данной серии являются самыми современными среди гидрографических катеров.
Катер будет работать в составе океанографической экспедиции Черноморского флота в акваториях Чёрного и Азовского морей. Основное предназначение судов этого проекта – съёмка рельефа дна, осуществляемая с помощью высокоточных приборов, а также обслуживание навигационных знаков, перевозка грузов и пассажиров с возможностью высадки на побережье, не оборудованное причалом.
Пресс-служба Северного флота

Большой гидрографический катер проекта 19920 - однопалубный катер с непрерывной главной палубой, удлиненным баком, наклонным форштевнем и транцевой кормой. Рубка и машинное отделение располагаются в средней части.

Большой гидрографический катер проекта 19920 предназначен для: выполнения гидрографических и лоцмейстерских работ в прибрежных районах морей; обслуживания, осмотра, перезарядки и ремонта береговых и плавучих средств навигационного оборудования; доставки личного состава, специального оборудования и грузов на необорудованное побережье.

Основные характеристики: Водоизмещение 320 тонн. Длина наибольшая 36,44 метра, ширина габаритная 7,8 метра, высота борта 3,6 метра, осадка 1,98 метра.

Скорость полного хода 11,5 узлов. Дальность плавания 1000 миль при 11 узлах. Автономность 10 суток. Экипаж 11 человек.

Главная энергетическая установка катера состоит из двух дизелей фирмы DEUTZ марки BF6M1015MC номинальной мощностью по 248 кВт с редукторами, работающих на винты регулируемого шага.

Вспомогательная энергоустановка: два дизель-генератора мощностью по 75 кВт (400 В / 50 Гц).

Гидрографическое оборудование: Многолучевой эхолот с комплексом сбора и обработки информации; промерный эхолот; профилограф гидрографический; система измерения параметров качки; измеритель скорости звука в воде; автономный возвращаемый гидрологический зонд; автоматизированный мареограф.

Оборудование связи и навигации: УКВ радиоустановка; ПВ/КВ радиоустановка; носимая УКВ радиотелефонная станция; станция «INMARSAT-C»; спутниковый АРБ с радиолокационным ответчиком; приемник службы «NAVTEX»; электронная картографическая навигационная интегрированная система; навигационная РЛС; спутниковая система глобальной навигации (НАВСТАР/ГЛОНАС); ответчик; магнитный компас; лаг; эхолот.

По состоянию на апрель 2015 года на ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» ведется строительство четвертого катера данного проекта.

Первый гидрографический катер «БГК - 2090» проекта 19920, строительный номер 01841, был заложен 27 июня 2004 года. Спущен на воду 15 мая 2008 года. Сдан в эксплуатацию 27 декабря 2008 года. Владелец: Каспийская Военная Флотилия.

Второй гидрографический катер «БГК – 2148» проекта 19920, строительный номер 01842. Был спущен на воду 31 августа 2012 года, после чего был доставлен в город Мурманск под буксирами. В Мурманске была проведена достройка и пуско-наладочные работы. 25 ноября 2012 года был подписан приемный акт. Несет службу в поселке Мишуково, Кольский район Мурманской области.

По сообщению от 06 сентября 2016 года участие в Международном военно-техническом форуме «Армия-2016» в Североморске.

По сообщению от 27 июля 2017 года наименования «Николай Тимошенко». Мероприятие состоялось в пункте дислокации гидрографических судов СФ в посёлке Мишуково (Мурманская область) на рейде Кольского залива.

Третий гидрографический катер «БГК-2149» проекта 19920, строительный номер 01843, 26 июня 2015 года. 26 июня был . В конце лета, после завершения всех этапов испытаний, будет передан гидрографической службе Ленинградской военно-морской базы, дислоцированной в городе Ломоносов. 25 августа 2015 года после швартовных испытаний Ломоносов Ленинградской области. Должен быть передан Управлению навигации и океанографии Министерства обороны РФ до 25 ноября текущего года. 17 декабря 2015 года подъема Военно-морского флага.

По сообщению от 06 апреля 2016 года экипаж катера балтийского тюленя совместно с полицией г. Ломоносова. По сообщению от 09 ноября в исследованиях восточной части Финского залива для издания новейшего атласа морских навигационных карт восточной части Финского залива.

По сообщению от 28 июня 2017 года в Санкт-Петербург для участия в «Международном Военно-Морском Салоне» (МВМС-2017). По сообщению от 18 октября в «Евгений Гницевич» («БГК-2149»). Торжественная церемония переименования состоялась в Санкт-Петербурге, на набережной Лейтенанта Шмидта. Капитан 1 ранга Евгений Гницевич более полувека отдал Гидрографической службе ВМФ. Он внес значительный вклад в организационное укрепление Гидрографической службы, руководил работами по строительству важных объектов, созданию новых средств навигационного оборудования. Под его руководством было организовано детальное гидрографическое обследование морского побережья Балтийского моря.

Четвертый гидрографический катер «БГК-2150» проекта 19920, строительный номер 01844, будет построен для Управления гидрографии и океанографии МО РФ. Заложен 14 мая 2014 года. 05 июля 2016 года был на воду. Должен быть передан заказчику до 25 ноября 2016 года. 24 декабря 2016 года в Севастополе состоялась торжественная флага гидрографической службы. Катер будет работать в составе океанографической экспедиции Черноморского флота в акваториях Чёрного и Азовского морей.

Пятый гидрографический катер «БГК-2154» проекта 19920, строительный номер 01845: 26 июня 2015 года закладки киля. запланирован на август 2016 года. 02 сентября 2016 года на воду. 23 сентября выход на Рыбинское водохранилище в объёме швартовных испытаний. 25 сентября БГК под буксиром ушёл на внешнюю сдаточную базу в Северодвинск, где пройдут ходовые и государственные испытания. Нести службу он будет на Северном флоте. Должен быть передан заказчику до 25 ноября 2016 года. 21 декабря в Северодвинске (Архангельская область) состоялась подъёма Военно-морского флага. Судно официально вошло в состав Северного флота.

23 июня 2017 года в городе Архангельске состоялась торжественная катеру наименования «Всеволод Воробьев» в честь Всеволода Ивановича Воробьева, который проработал в гидрографии до 77 лет. Был награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной Войны II степени, Красной Звезды и многими медалями. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море, обеспечивал траление и минные постановки во время блокады Ленинграда. По сообщению от 07 сентября роль условного судна-нарушителя.

Также строительство катеров проекта 19920 (Благовещенск).

Есть в составе военно-морского флота отдельная структура - флот вспомогательный. Обеспечивающий работу боевых кораблей. К судам вспомогательного флота относятся, например, катера гидрографической службы. Именно на таком катере Каспийской военной флотилии удалось провести несколько дней в походе по Волго-Каспийскому каналу и несколько ночей на якорных стоянках.

Командование на большом гидрографическом катере проекта 19920 - военное. А экипаж - гражданский. Гидрографические суда ВМФ - военные суда. Ходят они под флагом гидрографической службы ВМФ. В соответствии с корабельным уставом ВМФ, «морским и рейдовым судам обеспечения Военно-Морского Флота, предназначенным для обеспечения боевой и повседневной деятельности кораблей, частей береговых войск, авиации, военно-морских баз и полигонов, присваиваются флаг судов Вспомогательного Флота Военно-Морского Флота, флаг гидрографических судов Военно-Морского Флота, флаг поисково-спасательных судов Военно-Морского Флота. …Морские и рейдовые суда обеспечения соединений боевых кораблей, все катера (шлюпки) кораблей, штабов флотов, флотилий, объединений, соединений и частей ВМФ, учебных отрядов, а также военно-морских учебных заведений, укомплектованные экипажами из военнослужащих, носят Военно-морской флаг».

Есть свой флаг и у Гидрографической службы. Он представляет собой синее полотнище, имеющее в крыже изображение военно-морского флага. В центре правой половины флага в белом круге, окаймлённм чёрной окантовкой, помещено изображение маячного знака чёрного цвета.

Большой гидрографичекий катер «БГК-2090» проекта 19920. Заводской номер №01841, год постройки 2007.
Назначение: выполнение гидрографических и лоцмейстерских работ в прибрежных районах.
Основные задачи: лоцманская проводка, постановка, съёмка и обслуживание береговых и плавучих средств навигационного оборудования, доставка личного состава, спецоборудования и грузов на необорудованное побережье.
Длина: 36,41м
Ширина: 7,6м
Водоизмещение: 338т
Осадка: 2,1м
Скорость хода: 10 узлов
Дальность плавания: 1000 миль
Грузоподъёмность: 15т
Мореходность до: 5 баллов
Экипаж: 11 человек
Пассажировместимость: 4 человека
Среднесуточный расход: дизельное топливо 2770кг, масло смазочное 8,3кг, вода питьевая 1,125т

Экипаж катера способен, например, провести разведку водного маршрута. Самые распространённые для гидрографов задачи - съёмки рельефа дна. Гидрографические промеры в том же Волго-Каспийском канале нуждаются в постоянном освежении, данные по ним могут безнадёжно устареть уже через полгода. Рельеф Волги меняется очень быстро, в отличие от рельефа морского дна. Карты морского дна, применяемые до последнего времени, были ещё советскими, издавались в 1983 году, а переиздавались уже в 2006. Переиздание карт - работа огромная и дорогая. Уточнённая карта Каспия - это год работы всей гидрографической службы, множество промеров и уточнений. А русскими картами и данными, как наиболее точными, пользуются все.

Гидрографических работ без гидрометеорологических работ не бывает. Не зная температур, ветров, течений, давления и прочих метеоданных вся ценность гидрографических замеров будет отягощена огромной погрешностью. Потому и метеорологией занимаются всерьёз. С другой стороны, метеорология - наука отчасти шаманская. Нередко в практике используют и т.н. «народные приметы», обращая внимание на рост и падение давления, смену ветра, цвет заката, высоту и скорость волн. Каким образом ведутся гидрографические исследования? Например, специалист-гидрограф при помощи специального зонда замерял плотность, солёность и температуру воды в динамике. Научно-исследовательские данные гидрографы получают с разнообразных приборов. БГК-2090 - судно головное, передовое, современное, именно на нём обкатываются самые свежие технологии и комплексы. В состав комплексов входят электронные эхолоты, сканеры. И рядом с ними - ручной лот. Промеры лотом - метод, конечно, дедовский, но простой и надёжный.

Капитан катера - Григорий Николаевич Васильев. Свой корабль он забирал прямо с завода. До момента приёмки капитан постоянно переписывался с судостроителями по поводу внесения разнообразных конструктивных изменений. Судну уже три года, оно до сих пор активно «обкатывается» и в КБ постоянно поступают соображения от экипажа, использующего корабль в реальной обстановке. Как это происходит - наблюдал с борта БГК, начиная с самой погрузки в порту Оля .

Бытовые условия на корабле экипаж оценивает как «хорошие». Отечественные конструкторы-корабелы больше придерживаются ГОСТов, а иностранные таки больше прислушиваются к мнениям реальных людей. Хромает немного воплощение хороших идей. Пример - положено иметь один унитаз на пять человек. Всё так и будет - вот пять человек, вот один унитаз. Из того, что действительно неудобно, капитан отметил вынесенные из кают умывальники. Хотелось бы конечно, чтобы в каждой каюте для личного состава умывальник был бы свой, отдельный. Проснулся человек после вахты, умылся, побрился, оделся и бодрый да весёлый пошёл на вахту.

У «них» всё то же самое, но, скажем, экипажу хотелось бы что-то сверх нормы иметь и у конструкторов есть возможность это желаемое установить - установят. Вместо одного душа - два. Запросто. Потому что так людям будет просто удобнее работать. Отходят «иностранцы» в нужных местах от доктрины «положено - не положено».

В последнее время вспомогательные суда испытывают кадровый голод. Раньше в Питере существовала т.н. «Шмонька»: ШМО - школа морского обучения. Там и готовили личный состав для вспомогательного флота. Выпускников этого учебного заведения капитан катера охарактеризовал как очень хорошо подготовленных и полностью пригодных к службе. Сейчас «Шмонька» стала Ломоносовским морским колледжем ЛМК ВМФ и ажиотажа среди поступающих туда больше нет. А значит - нет и кадров. Почему?

«В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 июля 2006 г. №104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» с 1 января 2008 г. прекращается действие отдельных нормативных документов, предоставляющих отсрочки от призыва на военную службу. В том числе отменяется действие Указа президента Российской Федерации 1992 года №516 о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на период обучения и работы на судах обеспечения ВМФ (до окончания призывного возраста) курсантам и выпускникам Ломоносовского морского колледжа ВМФ, 42 и 185-й мореходных школ ВМФ.

Есть в составе военно-морского флота отдельная структура - флот вспомогательный. Обеспечивающий работу боевых кораблей. К судам вспомогательного флота относятся, например, катера гидрографической службы. Именно на таком катере Каспийской военной флотилии удалось провести несколько дней в походе по Волго-Каспийскому каналу и несколько ночей на якорных стоянках.

Командование на большом гидрографическом катере проекта 19920 - военное. А экипаж - гражданский. Гидрографические суда ВМФ - военные суда. Ходят они под флагом гидрографической службы ВМФ. В соответствии с корабельным уставом ВМФ, «морским и рейдовым судам обеспечения Военно-Морского Флота, предназначенным для обеспечения боевой и повседневной деятельности кораблей, частей береговых войск, авиации, военно-морских баз и полигонов, присваиваются флаг судов Вспомогательного Флота Военно-Морского Флота, флаг гидрографических судов Военно-Морского Флота, флаг поисково-спасательных судов Военно-Морского Флота. …Морские и рейдовые суда обеспечения соединений боевых кораблей, все катера (шлюпки) кораблей, штабов флотов, флотилий, объединений, соединений и частей ВМФ, учебных отрядов, а также военно-морских учебных заведений, укомплектованные экипажами из военнослужащих, носят Военно-морской флаг».

Есть свой флаг и у Гидрографической службы. Он представляет собой синее полотнище, имеющее в крыже изображение военно-морского флага. В центре правой половины флага в белом круге, окаймлённм чёрной окантовкой, помещено изображение маячного знака чёрного цвета.

Есть свой флаг и у Гидрографической службы. Он представляет собой синее полотнище, имеющее в крыже изображение военно-морского флага. В центре правой половины флага в белом круге, окаймлённм чёрной окантовкой, помещено изображение маячного знака чёрного цвета.

Большой гидрографичекий катер «БГК-2090» проекта 19920. Заводской номер №01841, год постройки 2007.

Назначение: выполнение гидрографических и лоцмейстерских работ в прибрежных районах.

Основные задачи: лоцманская проводка, постановка, съёмка и обслуживание береговых и плавучих средств навигационного оборудования, доставка личного состава, спецоборудования и грузов на необорудованное побережье.

Длина: 36,41м

Ширина: 7,6м

Водоизмещение: 338т

Осадка: 2,1м

Скорость хода: 10 узлов

Дальность плавания: 1000 миль

Грузоподъёмность: 15т

Мореходность до: 5 баллов

Экипаж: 11 человек

Пассажировместимость: 4 человека

Среднесуточный расход: дизельное топливо 2770кг, масло смазочное 8,3кг, вода питьевая 1,125т

Экипаж катера способен, например, провести разведку водного маршрута. Самые распространённые для гидрографов задачи - съёмки рельефа дна. Гидрографические промеры в том же Волго-Каспийском канале нуждаются в постоянном освежении, данные по ним могут безнадёжно устареть уже через полгода. Рельеф Волги меняется очень быстро, в отличие от рельефа морского дна. Карты морского дна, применяемые до последнего времени, были ещё советскими, издавались в 1983 году, а переиздавались уже в 2006. Переиздание карт - работа огромная и дорогая. Уточнённая карта Каспия - это год работы всей гидрографической службы, множество промеров и уточнений. А русскими картами и данными, как наиболее точными, пользуются все.

Гидрографических работ без гидрометеорологических работ не бывает. Не зная температур, ветров, течений, давления и прочих метеоданных вся ценность гидрографических замеров будет отягощена огромной погрешностью. Потому и метеорологией занимаются всерьёз. С другой стороны, метеорология - наука отчасти шаманская. Нередко в практике используют и т.н. «народные приметы», обращая внимание на рост и падение давления, смену ветра, цвет заката, высоту и скорость волн. Каким образом ведутся гидрографические исследования? Например, специалист-гидрограф при помощи специального зонда замерял плотность, солёность и температуру воды в динамике. Научно-исследовательские данные гидрографы получают с разнообразных приборов. БГК-2090 - судно головное, передовое, современное, именно на нём обкатываются самые свежие технологии и комплексы. В состав комплексов входят электронные эхолоты, сканеры. И рядом с ними - ручной лот. Промеры лотом - метод, конечно, дедовский, но простой и надёжный.

Капитан катера - Григорий Николаевич Васильев. Свой корабль он забирал прямо с завода. До момента приёмки капитан постоянно переписывался с судостроителями по поводу внесения разнообразных конструктивных изменений. Судну уже три года, оно до сих пор активно «обкатывается» и в КБ постоянно поступают соображения от экипажа, использующего корабль в реальной обстановке. Как это происходит - наблюдал с борта БГК, начиная с самой погрузки в порту Оля.

Капитан катера - Григорий Николаевич Васильев. Свой корабль он забирал прямо с завода. До момента приёмки капитан постоянно переписывался с судостроителями по поводу внесения разнообразных конструктивных изменений. Судну уже три года, оно до сих пор активно «обкатывается» и в КБ постоянно поступают соображения от экипажа, использующего корабль в реальной обстановке. Как это происходит - наблюдал с борта БГК, начиная с самой погрузки в порту Оля .

Бытовые условия на корабле экипаж оценивает как «хорошие». Отечественные конструкторы-корабелы больше придерживаются ГОСТов, а иностранные таки больше прислушиваются к мнениям реальных людей. Хромает немного воплощение хороших идей. Пример - положено иметь один унитаз на пять человек. Всё так и будет - вот пять человек, вот один унитаз. Из того, что действительно неудобно, капитан отметил вынесенные из кают умывальники. Хотелось бы конечно, чтобы в каждой каюте для личного состава умывальник был бы свой, отдельный. Проснулся человек после вахты, умылся, побрился, оделся и бодрый да весёлый пошёл на вахту.

У «них» всё то же самое, но, скажем, экипажу хотелось бы что-то сверх нормы иметь и у конструкторов есть возможность это желаемое установить - установят. Вместо одного душа - два. Запросто. Потому что так людям будет просто удобнее работать. Отходят «иностранцы» в нужных местах от доктрины «положено - не положено».

В последнее время вспомогательные суда испытывают кадровый голод. Раньше в Питере существовала т.н. «Шмонька»: ШМО - школа морского обучения. Там и готовили личный состав для вспомогательного флота. Выпускников этого учебного заведения капитан катера охарактеризовал как очень хорошо подготовленных и полностью пригодных к службе. Сейчас «Шмонька» стала Ломоносовским морским колледжем ЛМК ВМФ и ажиотажа среди поступающих туда больше нет. А значит - нет и кадров. Почему?

«В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 июля 2006 г. №104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» с 1 января 2008 г. прекращается действие отдельных нормативных документов, предоставляющих отсрочки от призыва на военную службу. В том числе отменяется действие Указа президента Российской Федерации 1992 года №516 о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на период обучения и работы на судах обеспечения ВМФ (до окончания призывного возраста) курсантам и выпускникам Ломоносовского морского колледжа ВМФ, 42 и 185-й мореходных школ ВМФ.