Внутренние и внешние источники формирования финансовых ресурсов. Источники финансовых ресурсов предприятия. Источники формирования финансовых ресурсов предприятия


В финансовом менеджменте под внутренними и внешними источниками финансирования понимают соответственно собственные и привлеченные (заемные) средства. Известны различные классификации источников средств. Одна из возможных и наиболее общих группировок представлена на рисунке 10.2


Рисунок 10.5. Использование прибыли предприятия.

Вторым по значимости источником собственных финансовых ресурсов служат амортизационные отчисления - денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, так как включаются в состав затрат на производство продукции и затем в составе выручки от реализации продукции поступают на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.

Накопленные амортизационные отчисления образуют амортизационный фонд, предназначенный для воспроизводства изношенных основных фондов.

Не вся прибыль остается в распоряжении организации (предприятия), часть ее в виде налогов и других обязательных платежей поступает в бюджетную систему. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (предприятия), распределяется решением руководящих органов управления на цели накопления и потребления и резервы. Прибыль, направляемая на накопление, используется на развитие производства и способствует росту имущества предприятия. Прибыль, направляемая на потребление, используется для решения социальных задач.

Привлеченные, или внешние, источники формирования финансовых ресурсов можно разделить на собственные, заемные, поступающие в порядке перераспределения и бюджетные ассигнования. Это деление обусловлено формой вложения капитала. На рынке капиталов, возможны два варианта привлечения денежных средств: долевое и долговое финансирование. При долевом финансировании осуществляется эмиссия и размещение своих акций на фондовом рынке. Второй вариант предполагает выпуск и размещение облигаций (срочных ценных бумаг), т.е. предоставление капитала на основе облигационного займа. Если внешние инвесторы вкладывают денежные средства в качестве предпринимательского капитала, то результатом такого вложения становится образование привлеченных собственных финансовых ресурсов.

Предпринимательский капитал представляет собой капитал, вложенный в уставный капитал другой организации (предприятия) в целях извлечения прибыли или участия в управлении организацией (предприятием).

Добавочный капитал как источник средств предприятия образуется, как правило, в результате переоценки основных средств и других материальных ценностей. Нормативными документами запрещается использование его на цели потребления.

Ссудный капиталпередается организации (предприятию) во временное пользование на условиях платности и возвратности в виде кредитов банков, выданных на разные сроки, средств других организаций (предприятий) в виде векселей, облигационных займов.

Средства, мобилизуемые на финансовом рынке, включают средства от продажи собственных акций и облигаций, а также других видов ценных бумаг.

К средствам, поступающим в порядке перераспределения, относятся страховое возмещение по наступившим рискам, финансовые ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций, головных компаний, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, бюджетные субсидии.

Бюджетные ассигнования могут использоваться как на безвозвратной, так и на возвратной основе. Как правило, они выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственной поддержки организаций (предприятий), продукция которых имеет общегосударственное значение.

Финансовые ресурсы используются организацией (предприятием) в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счету в коммерческом банке и в кассе организации (предприятия).

Заёмные финансовые ресурсы характеризуют денежные средства, привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе. Все формы заёмных финансовых ресурсов, используемых предприятием, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в предусмотренные сроки.

Потребность в привлечении заемных средств может возникнуть в результате отклонений в нормальном ходе кругооборота средств по независящим от предприятия причинам: необязательности партнеров, чрезвычайных обстоятельств и т. д.; в ходе проведения реконструкции и технического перевооружения производства; из-за отсутствия достаточного стартового капитала; из-за наличия сезонности в производстве, заготовках, переработке, снабжении и сбыте продукции и по другим причинам.

Вопрос о том, как финансировать те или иные активы предприятия - за счет краткосрочного или долгосрочного заемного и собственного капитала, - можно обсуждать в каждом конкретном случае. Однако предприятия часто следуют правилу, согласно которому элементы основного капитала, а также наиболее стабильная часть оборотного капитала (например, страховые запасы, часть дебиторской задолженности) должны финансироваться за счет долгосрочного капитала. Остальная часть оборотных активов, величина которых зависит от товарного потока, наоборот, финансируется за счет краткосрочного капитала.

Все источники финансирования заемного капитала попадают в две категории: финансирования путем получения кредитов (кратко и долгосрочных) и эмиссии (рисунок 10.6).

Коммерческий кредит. Коммерческий кредит оформляется векселем, его объектом является товарный капитал. Он обслуживает кругооборот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу потребления.

Особенностью коммерческого кредита является то, что ссудный капитал здесь объединен с промышленным. Цель коммерческого кредита - ускорить реализацию товаров и получение прибыли. Размеры этого кредита ограничены величиной резервных кредитов промышленных и торговых капиталов.

Предприятие может получить коммерческий кредит при выпуске товаров или создании производственного запаса у поставщиков. Для многих мелких предприятий он является важнейшим источником финансирования.

Упущенная выгода при использовании коммерческого кредита не отражается в учете, однако она может представлять собой значительную величину, если поставщик предоставляет покупателю скидку с цены при оплате сделки в более короткие сроки, чем определено в договоре.


Рисунок 10.6. Заёмные финансовые ресурсы

Предприятие, получающее коммерческий кредит, должно обратить внимание на проблему зависимости. Поставщик может навязать фирме невыгодные цены или товар более низкого качества, потребовать прекращения деловых контактов с конкурентами.

Банковская ссуда.Ограниченность коммерческого кредита преодолевается банковской ссудой (кредитом). Коммерческие банки наиболее часто используются предприятиями в качестве источников краткосрочных и долгосрочных источников кредитов.

При взятии у банка заемных средств предприятие заключает с ним кредитный договор, в котором определяются условия предоставления ссуды (срок кредита, условия его погашения), однако еще до заключения договора предприятие должно определить возможности погашения ссуды, т. е. оценить источники, из которых она будет погашаться. Источниками могут быть как собственные средства, имеющиеся при взятии кредита, так и вырученные от реализации продукции.

Для определения возможности предприятия рассчитаться со своими долгами применяют показатели платежеспособности, (Кп) или, иными словами, структуры капитала:

Этот коэффициент характеризует соотношение интересов. Коэффициент, который обеспечит достаточно стабильное финансовое положение в глазах кредиторов, считается равным 60%.

Различают следующие формы банковских кредитов (рисунок 10.7):

формы банковских кредитов
текущие кредиты
кредит по ссудному счету

Рисунок 10.7.Формы банковских кредитов.

Текущие (лимитируемые) кредиты используются, когда потребность в капитале у заемщиков непостоянна (направлена

на финансирование товарного запаса, запаса готовой продукции);

Кредит по простому ссудному счету: выдается вся сумма кредита полностью. Используется для финансирования элементов основного капитала.

Факторинг. Основной принцип - покупка фактор-фирмой (банком) у своего клиента-поставщика требований к его покупателям. Фактически фактор-банк покупает дебиторскую задолженность. В течение двух-трех дней он оплачивает от 70 до 80% требований в виде аванса. Оставшаяся часть выплачивается клиенту банка после поступления средств, т. е. банк фактически финансирует клиента.

Факторинг обеспечивает следующие преимущества:

Осуществляет финансирование клиента сразу же, до наступления срока платежа;

Дает 100%-ную гарантию на получение всех платежей, уменьшая финансовый риск предприятия;

Предприятие уменьшает свои расходы за счет сокращения персонала бухгалтерии, так как фактор-фирма берет на себя обязательства по ведению дебиторского учета;

Фактор-фирмы (банки) могут регулярно информировать своих клиентов о платежеспособности покупателей, так как банки связаны между собой и через компьютерную систему могут круглосуточно получать сбытовую и финансовую информацию покупателей.

Стоимость факторинговых услуг складывается из двух элементов:

Комиссионные, которые зависят от размера оборота и платежеспособности покупателей; колеблются от 0,5 до 2% от суммы счетов;

Обычная рыночная процентная ставка для кредитов, поскольку банк выплачивает клиенту деньги раньше, чем покупатель оплачивает свои счета.

Инвестиционный налоговый кредит. Под инвестиционным налоговым кредитом понимается отсрочка налогового платежа, которая предоставляется малым и приватизированным предприятиям (Закон от 20 декабря 1991 г. № 2071-1 «О налоговом инвестиционном кредите») для финансирования замены оборудования, проведения НИОКР, защиты окружающей среды, автоматизации производства, создания рабочих мест для инвалидов и др. При этом сумма льготы не может превышать 50% всей суммы налога на прибыль (льгота = = 10%-ная скидка с платежа) за календарный год. Срок погашения - пять лет, но начало погашения - через два года после предоставления льготы.

Ипотечный кредит. Получив в начале операции определенную сумму, заемщик затем выплачивает ее равными, обычно ежемесячными, взносами. К концу срока долг должен быть оплачен. Срок ипотеки может достигать 30 лет. Как гарантия возврата кредита составляется закладная на имущество предприятия-заемщика.

Лизинг. Это косвенная форма финансирования деятельности (долгосрочная аренда движимого и недвижимого имущества) применяется в случае, когда предприятие не желает приобретать данный вид основных средств или не имеет финансовых возможностей сделать это. По окончании срока аренды право собственности на имущество переходит к арендатору.

Известны две формы лизинга - операционный и финансовый. Они различаются целевыми установками субъектов лизинговой операции (лизингодатель, поставщик оборудования, лизингополучатель), объемом их обязанностей, сроком использования имущества.

Лизинговые операции выгодны всем участникам. Арендатор получает возможность обновить свою материально-техническую базу, не отвлекая из оборота финансовые средства.

Франчайзинг. Эта операция по существу не является операцией прямого финансирования предприятия. Это выдача компанией лицензии (франшизы) на производство или продажу товаров или услуг под фирменной маркой данной компании и/или по ее технологии. Однако здесь обеспечивается финансирование косвенное, за счет сокращения рынка и др. По контракту оговариваются период изучения, форма платежа, территория действия лицензии.

Процентные свопы. Своп (обмен) представляет собой договор между двумя субъектами по обмену обязательствами или активами с целью улучшения их структуры, снижения рисков и издержек. Наиболее распространенные свопы - процентные и валютные.

Суть процентного свопа заключается в том, что стороны перечисляют друг другу разницу процентных ставок от оговоренной суммы, называемой основной. Это происходит при объединении нескольких кредитов с разными процентными ставками платежа для уменьшения расходов по каждому из них.

Международные источники. Необходимые ресурсы для организации международной экономической деятельности можно получить с помощью международных валютно-кредитных организаций, крупных банков, фондовых бирж.

Основными способами получения иностранных долгосрочных инвестиций являются: прямое валютное инвестирование, создание совместных предприятий, эмиссия евроакций и еврооблигаций, открытие кредитной линии, процентные и валютные свопы, опционы.

Страхование. Позволяет не только обеспечить предприятие необходимыми оборотными средствами, но и в определенной мере уменьшить риск финансово-хозяйственной деятельности. В финансовых операциях риск учитывается в норме дохода - чем выше степень риска, тем выше норма дохода.

В частности, выдавая ссуду под процент, можно приобрести страховой полис на выданную сумму, а процент за пользование ссудой можно установить таким образом, чтобы обеспечить гарантированный равный доход в любом случае, когда должник платежеспособен или нет.

Форвардные и фьючерсные контракты. Иными словами, это - соглашения о купле-продаже товара или финансового инструмента с поставкой и расчетом в будущем. Этот вид краткосрочного финансирования предполагает уплату процента за использование средств в качестве гарантии исполнения соглашения. Обычно он составляет 18-20% суммы контракта.

Операции РЕПО. Представляют собой договор об обратном выкупе ценных бумаг. Договором предусматривается два противоположных обязательства для его участников - обязательство продажи и обязательство покупки.

Прямая операция РЕПО предусматривает, что одна из сторон продает другой пакет ценных бумаг с обязательством купить его обратно по заранее оговоренной цене.

Существует также обратная операция РЕПО. Обратная покупка осуществляется по цене, превышающей первоначальную цену. Разница между ценами, отражающая доходность операции, как правило, выражается в процентах годовых и называется ставкой РЕПО.

Назначение прямой операции РЕПО - привлечь необходимые финансовые ресурсы. В определенном смысле договор РЕПО может рассматриваться как выдача кредита под залог.

Рациональная заемная политика может дать предприятию неожиданный для большинства руководителей и бухгалтеров «эффект финансового рычага», который обеспечивает дополнительное приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.

Это значит, что предприятие, использующее только собственные средства, ограничивает их рентабельность примерно 2/3 экономической рентабельности. Предприятие же, использующее кредит, увеличивает либо уменьшает рентабельность собственных средств в зависимости от соотношения собственных и заемных средств в пассиве и от величины процентной ставки. Но надо помнить, что этот эффект возникает из-за расхождения между экономической рентабельностью и ценой заемных средств, а следовательно, предприятие должно наработать такую экономическую рентабельность, чтобы как минимум хватило средств для уплаты процентов за кредит.

Финансовые ресурсы предприятия трансформируются в капитал через соответствующие источники средств. Сегодня известны их различные классификации.

Источники финансирования можно условно разбить на три группы: использованные, доступные, потенциальные. Использованные источники представляют собой совокупность таких источников финансирования деятельности предприятия, которые уже используются для формирования его капитала. Круг ресурсов, которые потенциально реальны для использования, называются доступными. Потенциальными источниками являются те, которые теоретически могут быть использованы для функционирования коммерческих предприятий, в условиях более совершенных финансово-кредитных и правовых отношений.

Одной из возможных и наиболее общих группировок является деление источников средств по срокам:

    источники средств краткосрочного назначения;

    авансированный капитал (долгосрочный).

Также в литературе встречается деление источников финансирования на следующие группы:

    собственные средства предприятий;

    заемные средства;

    привлеченные средства;

    бюджетные ассигнования.

Однако основное деление источников – это их деление на внешние и внутренние. В данном варианте классификации собственные средства и бюджетные ассигнования объединяются в группу внутренних (собственных) источников финансирования, а под внешними источниками понимаются привлеченные и (или) заемные средства.

Принципиальное различие между источниками собственных и заемных средств кроется в юридической причине – в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами.

2.2. Внутренние (собственные) источники финансирования предприятия

Внутренние источники включают в себя:

    уставный капитал;

    фонды, накопленные предприятием в процессе деятельности (резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль);

    прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, благотворительные взносы, пожертвования и др.).

Собственный капитал начинает формироваться в момент создания предприятия, когда образуется его уставный капитал, то есть совокупность в денежном выражении вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) в имущество организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Формирование уставного капитала связано с особенностями организационно-правовых форм предприятий: для товариществ – это складочный капитал, для акционерных обществ – акционерный капитал, для производственный кооперативов – паевой фонд, для унитарных предприятий – уставный фонд. В любом случае уставный капитал – это стартовый капитал, необходимый для начала деятельности предприятия.

Способы формирования уставного капитала также определяются организационно-правовой формой предприятия: путем внесения вкладов учредителями либо путем проведения подписки на акции, если это АО. Вкладом в уставный капитал могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, имеющие денежную оценку. В момент передачи активов в виде вклада в уставный капитал право собственности на них переходит к хозяйствующему субъекту, то есть инвесторы теряют вещные права на эти объекты. Таким образом, в случае ликвидации предприятия или выхода участника из состава общества или товарищества он имеет право лишь на компенсацию своей доли в рамках остаточного имущества, но не на возврат объектов, переданных им в свое время в виде вклада в уставный капитал.

Так как уставный капитал минимально гарантирует права кредиторов предприятия, его нижний предел законодательно ограничивается. Например, для ООО и ЗАО он не может быть менее 100-кратного размера минимальной месячной оплаты труда (ММОТ), для ОАО и унитарных предприятий – менее 1000-кратного размера ММОТ.

Любые корректировки размера уставного капитала (дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускается лишь в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительными документами.

В процессе деятельности предприятие вкладывает деньги в основные средства, закупает материалы, топливо, оплачивает труд работников, в результате чего производятся товары, оказываются услуги, выполняются работы, которые, в свою очередь, оплачиваются покупателями. После этого затраченные деньги в составе выручки от реализации возвращаются на предприятие. После возмещения затрат предприятие получает прибыль, которая идет на формирование его различных фондов (резервного фонда, фондов накопления, социального развития и потребления) либо образует единый фонд предприятия – нераспределенную прибыль.

В условиях рыночной экономики величина прибыли зависит от многих факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов. Вместе с тем в действующих нормативных документах заложена возможность определенного регулирования прибыли руководством предприятия.

К числу таких регулирующих процедур относятся:

    ускоренная амортизация основных средств;

    порядок оценки и амортизации нематериальных активов;

    порядок оценки вкладов участников в уставный капитал;

    выбор метода оценки производственных запасов;

    порядок учета процентов по кредитам банков, используемых на финансирование капитальных вложений;

    состав накладных расходов и способ их распределения;

Прибыль – основной источник формирования резервного фонда (капитала). Этот фонд предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, то есть является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами. Например, для АО величина резервного капитала должна составлять не менее 15% уставного капитала, а порядок формирования и использования резервного фонда определяется уставом АО. Конкретные размеры ежегодных отчислений в этот фонд не определяется уставом, но они должны быть не менее 5% чистой прибыли акционерного общества.

Фонды накопления и фонд социальной сферы создаются на предприятиях за счет чистой прибыли и расходуются на финансирование инвестиций в основные средства, пополнение оборотных средств, премирование работников, выплату заработной платы отдельным работникам сверх фонда оплаты труда, оказание материальной помощи, оплату страховых взносов по программам дополнительного медицинского страхования, оплату жилья, покупку квартир сотрудникам, организацию питания, оплату проезда на транспорте и другие цели.

Помимо фондов, сформированных за счет прибыли, составной частью собственного капитала предприятия является добавочный капитал, который по своему финансовому происхождению имеет разные источники формирования:

    эмиссионный доход, т.е. средства, полученные акционерным обществом – эмитентом при продаже акций сверх их номинальной стоимости;

    суммы дооценки внеоборотных активов, возникающие в результате прироста стоимости имущества при проведении его переоценки по рыночной стоимости;

    курсовая разница, связанная с формированием уставного капитала, т.е. разность между рублевой оценкой задолженности учредителя (участника) по вкладу в уставный капитал, оцененному в учредительных документах в иностранной валюте, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату поступления суммы вкладов, и рублевой оценкой этого вклада в учредительных документах.

Средства добавочного капитала могут быть направлены на увеличение уставного капитала; на погашение убытка выявленного по результатам работы за год; на распределение между учредителями. Нормативными документами запрещается использование добавочного капитала на цели потребления.

Кроме этого, предприятия могут получать средства для осуществления мероприятий целевого назначения от вышестоящих организаций и лиц, а также из бюджета. Бюджетная помощь может выделяться в форме субвенций и субсидий. Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или предприятию на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету или предприятию на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Средства целевого финансирования и поступления расходуются в соответствии с утвержденными сметами и не могут быть использованы не по назначению. Данные средства являются частью собственного капитала организации, который выражает остаточность прав собственника на имущество предприятия и его доходы.

В настоящее время многие предприятия вынуждены уделять все больше внимания на проблемы, которые связаны с формированием и повышением эффективности использования своих финансовых ресурсов искать новые источники для улучшения своего состояния, поэтому рассмотрение данной темы является актуальной.

Успешность развития каждой организации зависит от того, насколько она умеет управлять своими имеющимися ресурсами в условиях современного рынка, так как ее эффективность зависит не только от объема используемых и привлекаемых ресурсов но и от того как она умеет распоряжаться ими.

Можно выделить 3 вида основных ресурсов организации:

  • материальные ресурсы;
  • человеческие ресурсы;
  • финансовые ресурсы.

Рассмотрим подробнее что из себя представляют финансовые ресурсы организации. Финансы являются основой системы предпринимательства. Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др.

Отметим, что финансовые ресурсы предприятий первоначально создаются от доходов поступающие в результате формирования акционерного капитала, производственно-предпринимательской деятельности, продажи и сдачи в аренду своего имущества, сбора паевых и уставных взносов, поддержки государства, получения страховых возмещений. Все вышеуказанные ресурсы в дальнейшем используются на выплату налогов, оплату труда, приобретение основных и оборотных средств, возврат долгов и осуществление расходов будущих периодов.

Более подробно источники формирования финансовых ресурсов рассмотрены на рисунке 1.

Рисунок 1 Источники формирования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы могут формироваться за счет:

  • собственных средств;
  • заемных денежных средств.

Собственные средства включают:

  • уставный капитал;
  • добавочный капитал;
  • нераспределенная прибыль.

Предприятие прежде всего старается использовать внутренние (собственные) источники финансирования.

Формирование финансовых ресурсов происходит в момент основания предприятия, когда образуется уставный капитал. Уставный капитал представляет собой имущество предприятия, которое создается за счет вкладов учредителей. Поэтому стоит отметить, что эффективное использование уставного капитала, его организация, а так же управление им является одной из главных задач финансовой службы предприятия.

Добавочный капитал может включать результаты переоценки основных фондов, средства на пополнение оборотных фондов, эмиссионный доход, безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные ценности.

Нераспределенная прибыль представляет собой прибыль, полученную в определенном периоде и не направленная в процессе ее распределения на потребление собственниками и персоналом. Так же это прибыль, которая может использоваться для реинвестирования в производство. Предприятие, использующее только собственные финансовые ресурсы, имеет наивысшую финансовую устойчивость.

Для покрытия потребности в основных и оборотных фондах в ряде случаев для предприятия становится необходимым привлечение заемного капитала. Его использование может помочь поднять финансовый потенциал развития предприятия, а так же возможность прироста финансовой рентабельности предприятия. Но крайне большой объем заемного капитала может привести к тому, что предприятие подвергнется к финансовому риску либо угрозе банкротства.

К заемному капиталу можно отнести банковский кредит, финансовый лизинг, товарный (коммерческий) кредит, эмиссия облигаций и другие.

Заемный капитал подразделяется на:

  • краткосрочный;
  • долгосрочный.

Отличительной чертой заемного капитала является то, что его можно получить от других организаций или физических лиц на условиях последующего возврата денежных средств, как правило, с уплатой процентов за временное пользование имуществом.

Как правило, заемный капитал сроком погашения до одного года относится к краткосрочному, а от одного года и более года - к долгосрочному. Вопрос о том, как финансировать те или иные активы предприятия - за счет краткосрочного или долгосрочного капитала необходимо обсуждать в каждом конкретном случае. Эффективность вложения заемного капитала определяется степенью отдачи основных или оборотных средств.

Таким образом, подводя итог, нужно отметить что, эффективное формирование финансовых ресурсов в дальнейшем могут позволить предприятию своевременно инвестировать средства в новое производство, обеспечивать расширение и техническое оснащение предприятия, финансировать научные исследования и их разработку.

Принципы

самостоятельность предприятий в финансовой сфере - этот принцип ограничен правами государственных и муниципальных органов, но эти ограничения строго зафиксированы законодательством

принцип планирования и прогнозирования – осуществляется на основе лимитов, которые спускаются в форме планов заказов

принцип самоокупаемости и самофинансирования производственной деятельности предприятия – в соответствии с этим принципом затраты на производство и реализацию продукции осуществляются за счет собственных средств получаемых в результате хозяйственной деятельности.

принцип ответственности предприятий – предприятия несут ответственность за результат деятельности предприятия, такая ответственность может быть предусмотрена в рамках ГП, АП, УП

принцип разграничения финансовых ресурсов предприятия от финансовых ресурсов государства и муниципальных образований – согласно ГК РФ имущество унитарных предприятий не входит в состав государственной или муниципальной казны.

следует отметить, что в РФ законодательстве не имеется НПА, которым регулировались в целом вопросы правового режима финансовой деятельности.

ФЗ о государственных и муниципальных предприятиях в значительной мере устранил имеющиеся пробелы в имеющейся сфере.

Детальное регулирование на законодательном уровне получили лишь предприятия возникающие лишь в отношении предприятия.

Что же касается порядка формирования и использования финансовых ресурсов унитарных предприятий, взаимоотношений этих предприятий и ряд других аналогичных вопросов, эти вопросы регламентируются нормативными актами разного уровня, главным образом это НА Правительства и НА министерств и ведомств.

Существенное значение по регулированию предприятий имеют уставы. Эти уставы утверждаются Правительством РФ и Правительством субъектов Федераций администрациями МО.

47. источники финансовых ресурсов предприятий. прибыль предприятий и порядок ее распредеения

Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для обеспечения его эффективной деятельности, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих.

Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств строго целевого использования, обладающая потенциальной возможностью мобилизации (высвобождения из оборота) или иммобилизации (дополнительной загрузки в оборот).

Формируются финансовые ресурсы за счет собственных и привлеченных денежных средств.

К собственным источникам финансовых ресурсов относятся:

1) уставный капитал;

2) амортизация;

3) прибыль;

4) резервный фонд;

5) ремонтный фонд;



6) страховые резервы и прочие источники.

К заемным источникам финансовых ресурсов относятся:

а) кредиты финансовых учреждений;

б) бюджетные кредиты;

в) коммерческие кредиты;

г) кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в обороте и прочие.

К привлеченным источникам финансовых ресурсов относятся:

1) средства долевого участия в текущей и инвестиционной деятельности;

2) средства от эмиссии ценных бумаг;

3) паевые и иные взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц;

4) страховое возмещение;

5) поступление платежей по франчайзингу, аренде, селенгу.

Также выделяют как источник ассигнования из бюджета и поступления из внебюджетных фондов.

Стартовым источником финансовых ресурсов в момент учреждения предприятия является уставный (акционерный) капитал - имущество, созданное за счет вкладов учредителей (или выручки от продажи акций).

Основным источником финансовых ресурсов действующего предприятия служат доходы (прибыль) от основной и других видов деятельности, внереализационных операций. Он также формируется за счет устойчивых пассивов, различных целевых поступлений, паевых и иных взносов членов трудового коллектива. К устойчивым пассивам относят уставный, резервный и другие капиталы, долгосрочные займы и постоянно находящуюся в обороте предприятия кредиторскую задолженность.

Финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовом рынке с помощью продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпущенных предприятием; дивидендов по ценным бумагам других предприятий и государства; доходов от финансовых операций; кредитов.

Финансовые ресурсы могут поступать в порядке перераспределения от ассоциаций и концернов, в которые они входят, от вышестоящих организаций при сохранении отраслевых структур, от страховых организаций. В отдельных случаях предприятию могут быть предоставлены субсидии (в денежной или натуральной форме) за счет средств государственного или местного бюджетов, а также специальных фондов.

Различают:

Прямые субсидии - государственные капитальные вложения в объекты, особо важные для народного хозяйства, или в малорентабельные, но жизненно необходимые;

Непрямые субсидии, осуществляемые средствами налоговой и денежно-кредитной политики, например, путем предоставления налоговых льгот и льготных кредитов.

Совокупность финансовых средств предприятия принято подразделять на оборотные средства и инвестиции.

2. Прибыль и порядок ее распределения на государственных и муниципальных предприятиях

Важнейшим показателем и критерием эффективности финансовой деятельности предприятия является прибыль, представляющая по своей сущности часть добавленной стоимости, созданной в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Финансово-правовое значение прибыли государственных и муниципальных предприятий заключается в том, что она представляет собой один из источников доходов бюджетной системы. В данном аспекте прибыль унитарных предприятий является источником как налоговых, так и неналоговых доходов бюджетов всех уровней: она подлежит обложению определенными налогами, а свободный остаток прибыли может изыматься в бюджет.

В Российской практике финансовой деятельности предприятий образующуюся прибыль подразделяют на валовую, балансовую, чистую, прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, прибыль в целях налогообложения и т. д.

Валовую прибыль предприятия Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций»1 определял как сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям (ст. 2).

Распределяется прибыль государственных предприятий между государством (собственником) и самим хозяйствующим субъектом. При этом размер прибыли унитарных предприятий, подлежащий перечислению в бюджет, собственником заранее не определяется. Соотношение долей и порядок подобного распределения в значительной мере зависят от правового статуса предприятия, заинтересованности государства в получении производимой им продукции, потребностей государства в денежных средствах и т. д. Конкретные формы и методы распределения прибыли устанавливаются в уставе каждого предприятия.

Распределению подлежит часть прибыли, оставшаяся на предприятии после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Из оставшейся прибыли могут уплачиваться некоторые местные налоги, а также взыскиваться штрафы. Дальнейший процесс распределения прибыли осуществляется, как правило, путем формирования фондов и резервов предприятия, необходимых ему для финансирования своей дальнейшей деятельности.

Практика осуществления финансовой деятельности унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, показывает, что наиболее часто свободная прибыль направляется на образование фондов: накопления, потребления, резервного и социального развития.

Государство в лице собственника унитарных предприятий оказывает и косвенное влияние на процесс распределения свободной прибыли, например посредством предоставления налоговых льгот, стимулируя ее вложение в уставный капитал, основные средства, во внебюджетные фонды Российской Федерации и т. д.

Прибыль казенных предприятий имеет более жесткий правовой режим, обусловленный особенностями государственного имущества, находящегося в оперативном управлении. ГК РФ (ст. 115) и Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов определено направление прибыли, полученной от реализации плана-заказа и самостоятельной предпринимательской деятельности на финансирование плана-заказа и плана развития следующего года, на другие производственные цели, а также на социальное развитие. Прибыль на указанные цели распределяется по отдельным фондам, а нормативы ежегодно устанавливаются Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ. После обязательных фондовых отчислений сво-бодный остаток прибыли подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Основная задача распределения прибыли казенных предприятий - материальное обеспечение воспроизводственных процессов для дальнейшего выполнения государственных заказов.

48.Понятие и система государственных и муниципальных доходов.

Государственные доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемую в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.

Муниципальные (местные) доходы также представляют часть национального дохода, служат созданию финансовой основы местного самоуправления и используются для решения вопросов местного значения.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды -- в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные доходы зачисляются соответственно в местные бюджеты и местные внебюджетные фонды. Действующее законодательство позволяет сделать вывод о единстве государственных и муниципальных доходов, что означает законодательное установление всех видов доходов и использование одних и тех же видов денежных поступлений при формировании как государственных, так и муниципальных доходов.

2. Система государственных и муниципальных доходов

Государственные и муниципальные доходы составляют единую систему, состоящую из многообразных видов доходов.

По экономическому признаку государственные и муниципальные доходы подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.

К внешним доходам - национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

К доходам бюджетов в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К безвозмездным поступлениям относятся:

Дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

Субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

Иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования. Ст. 41 Бюджетного кодекса РФ - Виды доходов бюджетов

По праву собственности государственные и муниципальные доходы подразделяют на собственные и заемные. Собственными доходами являются различные виды платежей, которые в соответствии с законодательством обращаются в полное владение, пользование и распоряжение Российской Федерации в целом, субъектов РФ или муниципальных образований. К этой группе относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, доходы от использования и продажи государственного и муниципального имущества, добровольные поступления и т. п. Заемными доходами являются средства, полученные в результате осуществления государственной или муниципальной кредитной деятельности. В качестве кредитных ресурсов могут выступать денежные средства банков, физических и юридических лиц.

В зависимости от порядка образования государственные и муниципальные доходы бывают централизованные и децентрализованные. Централизованными являются доходы, зачисляемые в бюджеты или внебюджетные фонды.К децентрализованным государственным и муниципальным доходам относятся доходы государственных (муниципальных) предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и самостоятельно используются.

Подразделение государственных и муниципальных доходов на централизованные и децентрализованные позволяет рассматривать их в широком и узком аспектах. В широком аспекте государственные (местные) доходы охватывают доходы бюджетной системы и внебюджетных государственных (местных) фондов, а также доходы государственных (муниципальных) предприятий, организаций, остающиеся в их распоряжении. В узком аспекте государственные (местные) доходы включают доходы государственной бюджетной системы и государственных (местных) внебюджетных фондов, т. е. казну государства или муниципального образования.

По территориальному уровню доходы подразделяются на федеральные, субъектов РФ, муниципальных образований.

По методам аккумуляции государственные и муниципальные доходы подразделяют на обязательные и добровольные.

49.Неналоговые доходы государства и муниципальных образований.

В формировании доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления - с другой.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований, - это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.

Так, в отличие от налогов, неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.

Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна определенная возмездностъ, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные, регистрационные сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на пользование имуществом (арендная плата) и т.п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных с данным платежом. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, т.е. расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами).

Помимо упомянутых, к неналоговым доходам относятся платежи штрафного характера.

Обобщенно в составе неналоговых доходов можно выделить следующие их группы.

Доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности.

К ним относятся:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

Дивиденды по акциям, принадлежащим государству и муниципальным образованиям;

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (арендная плата за пользование лесным фондом, за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, за сдачу в аренду прочего имущества);

Проценты, полученные от размещения в банках временно свободных средств бюджета или внебюджетных фондов, от предоставления бюджетных ссуд внутри страны и по государственным кредитам, предоставляемым иностранным государствам;

Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;

Перечисление прибыли Центрального банка Российской Федерации;

Платежи от государственных и муниципальных организаций и др.

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:

Поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

Поступления от продажи государством и муниципальными образованиями принадлежащих им акций, доходы от продажи квартир, производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования;

Доходы от реализации конфискованного и бесхозного имущества, имущества, переходящего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов.

Административные платежи и сборы:

Таможенные сборы, прочие неналоговые таможенные платежи;

Сборы, взимаемые Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ, прочие платежи, взимаемые государственными и муниципальными организациями за выполнение определенных функций.

Штрафные санкции, возмещение ущерба:

Поступления за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий;

Санкции за нарушение порядка применения цен;

Административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения;

Суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче-материальных ценностей.

Доходы от внешнеэкономической деятельности:

Поступления средств от централизованного экспорта и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

Неналоговые доходы подразделяются на три уровня: федеральные, субъектов РФ и муниципальные (местные).

Среди неналоговых доходов имеются платежи (сборы, пошлины, платежи за пользование природными ресурсами и т.п.), близкие по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд, контролируемость уплаты налоговыми или в соответствующих случаях таможенными органами). Но они существенно отличаются от налогов свойственным им возмездным характером. Признак же обязательности имеет в этих платежах особое проявление - обязанность уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой (регистрацией места жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права на определенную деятельность и т.п.).

Особое место среди неналоговых платежей обязательного характера занимают страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения РФ.

Также на добровольных началах государство и муниципальные образования привлекают средства путем проведения лотерей.

50.Налоговое право Российской Федерации: понятие, предмет, принципы. Место налогового права в системе российского права.

налоговое право - это отрасль системы права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Указанные общественные отношения, которые иначе могут быть также названы налоговыми правоотношениями, и составляют предмет налогового права. При этом такие общественные отношения в сфере налогообложения (налоговые правоотношения), охватывают разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений и имеют сложносоставной характер.

1.Место и роль налогового права в системе российского права

Еще одним важным теоретическим вопросом, имеющим большое практическое значение, является вопрос о месте налогового права в системе российского права.

В 1990-1995 гг. отдельные исследователи (например, - В.В. Гуреев, Е. Покачалова) определяли налоговое право как "институт финансового права", "институт финансового права - ... крупный раздел финансового права с перспективой дальнейшего развития".

Затем, в 1997 г., Н.И. Химичева отмечает, что "в результате бурного развития налогового права, оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву Российской Федерации как его подотрасль".

Таким образом, в последние годы в юридической науке сформировалось мнение, в соответствии с которым налоговое право принято рассматривать в качестве крупного подразделения (подотрасли) финансового права. При этом отмечается, что налоговое право тесно связано с нормами бюджетного права.

Определяя налоговое право в качестве подотрасли финансового права, тем не менее, следует отметить, что:

во-первых, налоговое право имеет свои специфические черты предмета и метода;

во-вторых, налоговое право, регулируя особый вид финансовых отношений, использует как метод регулирования финансового права, так и свой собственный метод;

в-третьих, этот собственный метод налогового права носит комплексный характер.

Кроме того, необходимо отметить, что взгляд на налоговое право как подотрасль финансового не является единственно возможным. Например, уже в 1995 г. Ю.А. Тихомиров указывал, что "в перспективе на базе массива законодательства и подзаконных актов сложится налоговое право как самостоятельная отрасль". С этой позицией согласен и В.И. Гойман: "По опыту зарубежных стран можно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из состава финансового (в США, к примеру, это наиболее крупная отрасль права)".

Таким образом, под определенным углом зрения налоговое право может рассматриваться и как самостоятельно формирующаяся отрасль права, в настоящее время находящаяся на стадии выделения из финансового права.

2. Принципы (основные начала) налогового права

К числу принципов или основных начал налогового права, согласно ст.3 НК РФ, относятся:

всеобщность налогообложения;

податное равенство;

экономическая обоснованность налогов и сборов;

определенность налогов и сборов;

конституционность налогообложения;

законность установления налогов и сборов.

Всеобщность налогообложения означает, что каждое без исключения лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Податное равенство предполагает одинаковые для всех условия налогообложения. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Экономическая обоснованность как принцип требует, чтобы налоги и сборы имели экономическое основание и не являлись произвольными.

Определенность требует при установлении налогов точно определять все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.).

Конституционность означает, что при налогообложении должны учитываться положения конституционного закона.

Законность установления подразумевает, что федеральные налоги и сборы должны устанавливаться, изменяться или отменяться только Налоговым кодексом РФ, а региональные и местные - соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах опять-таки в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Производственная и финансовая деятельность предприятия, прежде всего, начинается с формирования финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для обеспечения его эффективной деятельности, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.

Финансовые ресурсы подразделяются на: капитал; расходы на потребление; инвестиции в непроизводственную сферу; финансовый резерв.

Стартовым источником финансовых ресурсов в момент учреждения предприятия является уставный (акционерный) капитал - имущество, созданное за счет вкладов учредителей (или выручки от продажи акций).

Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений.

Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство. Оптимальное использование амортизационных отчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить производство продукции на расширенной основе.

Источниками финансовых ресурсов предприятий также выступают: выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы; различные целевые поступления (плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т.д.). мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.

Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.

Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются: платежи органам финансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств. Сюда относятся: налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды, уплата процентов банкам за пользование кредитами, погашение ранее взятых ссуд, страховые платежи и т.д.; инвестирование собственных средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства и техническим его обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии, использование «ноу-хау» и т.д.; инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке: акции и облигации других фирм, в государственные займы и т.п.; направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социального характера; использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансовые ресурсы могут поступать в порядке перераспределения от ассоциаций и концернов, в которые они входят, от вышестоящих организаций при сохранении отраслевых структур, от страховых организаций.

В отдельных случаях предприятию могут быть предоставлены субсидии (в денежной или натуральной форме) за счет средств государственного или местного бюджетов, а также специальных фондов.

Эффективное использование источников финансовых ресурсов позволяет предприятию оптимизировать свою финансовую деятельность, что в последствии оказывает непосредственное влияние на платежеспособность организации, которая является гарантом самостоятельности.

Литература: Яркина Т.В. «Основы экономики предприятия.» М.: 2005.