Пунктом 1 статьи 336 тк рф. Отдельные основания увольнения педагогов. Применение методов воспитания, связанных с насилием над личностью



Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:

1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность;

3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 настоящего Кодекса;

Комментарии к ст. 336 ТК РФ


1. В соответствии с п. 4 ст. 56 Закона "Об образовании" помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством РФ о труде, для педагогического работника образовательного учреждения установлены дополнительные основания для увольнения по инициативе работодателя. В соответствии с комментируемой статьей такими основаниями являются:

1) повторное в течение 1 года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со ст. 332 ТК;

4) неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу (ч. 7 ст. 332 ТК).

2. Для прекращения трудового договора по п. 1 комментируемой статьи, а также по подп. 1 п. 4 ст. 56 Закона "Об образовании" необходимы следующие факты, совокупность которых дает право на увольнение:

1) педагогический работник должен в течение года как минимум 2 раза грубо нарушить устав образовательного учреждения. Срок в 1 год отсчитывается со следующего дня после совершения первого грубого нарушения устава;

2) за первое нарушение к работнику должно быть применено дисциплинарное взыскание по ст. 192 ТК. Этот факт является одним из доказательств совершения первого нарушения;

3) в уставе образовательного учреждения должен быть дан перечень грубых нарушений устава (грубые нарушения перечислены в п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК). Если такого перечня нет, то грубыми считаются нарушения, перечисленные в п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК;

4) работник должен быть виновен в грубом нарушении устава;

5) работник должен принадлежать к категории педагогических работников.

3. Педагога можно уволить за насилие: физическое, психическое. Насилие - физическое или психическое воздействие педагога на обучающегося, нарушающее гарантированное Конституцией РФ право граждан на личную неприкосновенность. В соответствии со ст. 22 Конституции РФ каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Насилие - это аморальный проступок.

При увольнении по п. 2 комментируемой статьи, подп. 2 п. 4 ст. 56 Закона "Об образовании" необходимы следующие факты, которые дают право уволить педагогического работника:

1) однократное применение к обучающемуся, воспитаннику метода физического насилия - применение физической силы, принудительное физическое воздействие;

2) однократное применение методов воспитания, связанных с психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Физическое насилие выражается в непосредственном воздействии на организм обучающегося: нанесение побоев, телесных повреждений, истязание различными способами (в том числе с применением каких-либо предметов или веществ), принудительная изоляция воспитанника, обучающегося. В результате физического насилия обучающемуся могут быть причинены мучения, нанесен вред здоровью. Обнаружить физическое насилие можно по внешним признакам или по состоянию психики ребенка.

Психическое насилие - это такое воздействие на обучающегося, которое причиняет ему душевное страдание, в частности может понижать его нравственный (духовный), социальный статус. Психическое насилие заключается в воздействии на психику человека путем запугивания, угроз (в частности, угроз физической расправы), чтобы сломить волю к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов. Психическое насилие может привести к нервному или даже психическому заболеванию, а также к формированию у обучающегося патологических черт характера, может затормозить развитие личности и повлечь формирование отрицательных (аморальных) черт.

Формами психического насилия являются: угрозы (запугивание) в адрес обучающегося; преднамеренная изоляция обучающегося; предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорбление и унижение достоинства; систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия; постоянная негативная характеристика обучающегося; демонстративное негативное отношение к обучающемуся (демонстративное выставление оценки, которую учащийся не заслужил; очевидное занижение оценки; настраивание коллектива против ребенка; создание в классе (учебной группе) конфликтующих групп); склонение ребенка к тайному информированию педагога о событиях, происходящих в классе (группе); принуждение ребенка жить по аморальным нормам. Нередко к физическому или психическому насилию прибегают педагоги, или склонные к насилию, или не имеющие педагогического опыта и из-за этого не способные эффективно управлять детским коллективом.

4. Для расторжения трудового договора по п. 3 комментируемой статьи необходимы следующие факты, совокупность которых дает право на увольнение:

1) работник должен занимать должность: ректора, проректора, руководителя филиала (института);

2) работник должен работать в государственном или муниципальном образовательном учреждении;

3) образовательное учреждение должно быть вузом;

4) работнику должно исполниться 65 лет.

5. Юридическими фактами для прекращения трудового договора по п. 4 комментируемой статьи являются следующие:

1) наличие трудового договора с работником;

2) работник принят на одну из должностей, которые относятся к категории научно-педагогических;

3) работник не избран по конкурсу, либо работник не изъявил желания участвовать в конкурсе, и в результате истек срок избрания по конкурсу, либо истек срок избрания по конкурсу.

Текст статьи 336 ТК РФ в новой редакции.

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:
1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность;
2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 настоящего Кодекса;
4) пункт утратил силу с 1 января 2015 года - Федеральный закон от 22 декабря 2014 года N 443-ФЗ.

N 197-ФЗ, ТК РФ действующая редакция.

Комментарий к ст. 336 Трудового Кодекса РФ

Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.

§ 1. В новой редакции изменилась формулировка п. 3 данной статьи, и, кроме того, в нее включено новое дополнительное основание прекращения трудового договора с педагогическим работником.

§ 2. Понятие грубого нарушения устава образовательного учреждения, очевидно, должно быть дано в самом уставе. В случае отсутствия в уставе данного понятия квалификация нарушения как грубого может производиться руководителем образовательного учреждения или иным органом, который также может быть указан в уставе.

§ 3. Нуждается в соответствующем закреплении в уставе и процедура установления факта применения методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника. Без надлежащего оформления доказательств данного основания для увольнения такое увольнение может быть признано незаконным.

§ 4. Прекращение трудового договора в связи с достижением педагогическим работником, занимающим указанные должности, возраста 65 лет возможно только в случае, если данный работник не дал согласия на перевод на иную должность, соответствующую его квалификации (см. комментарий к ст. 332 ТК).

§ 5. Законодатель предусматривает новое дополнительное основание прекращения трудового договора, в котором по существу объединяет два разных юридических факта: неизбрание по конкурсу и истечение срока избрания по конкурсу. Очевидно, при применении данного основания возникнет необходимость отграничения одного юридического факта от другого, и при внесении в трудовую книжку соответствующей записи о прекращении трудового договора работодатель вынужден будет указывать лишь один из этих юридических фактов, поскольку одновременно они возникнуть не могут.

Следующий комментарий к статье 336 ТК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 336 ТК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Трудовой договор с педагогическими работниками расторгается как в общем порядке, предусмотренном ст. 77 ТК, так и по дополнительным основаниям. Комментируемая статья устанавливает дополнительные основания расторжения трудового договора с педагогическим работником по инициативе работодателя.

2. Повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения и применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, в качестве оснований увольнения связаны с необходимостью проведения дисциплинарного расследования. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся (воспитанников).

3. Ректор, проректор, руководитель филиала (института), федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования, по достижении возраста 65 лет не получивший согласия на продление срока его полномочий и не давший согласие на перевод на иную должность, соответствующую его квалификации, подлежит увольнению.

4. Неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу в качестве дополнительного основания прекращения трудового договора представлено в ТК впервые, поскольку ранее действовавшая модель трудового договора с научно-педагогическим работником высшего учебного заведения предусматривала исключительно срочный трудовой договор сроком до пяти лет. В действующей редакции предполагается, что трудовой договор с научно-педагогическим работником может быть заключен на неопределенный срок с прохождением не реже одного раза в пять лет конкурса. В период проведения конкурса трудовой договор сохраняется и в случае избрания работника пролонгируется, а в случае неизбрания должен быть прекращен, поэтому законодатель предусмотрел данное основание в качестве самостоятельного основания прекращения трудового договора с научно-педагогическим работником.

5. Прекращение трудового договора по ст. 336 ТК не требует обязательного участия выборного профсоюзного органа (см. ст. ст. 82, 373 ТК и комментарий к ним).

6. В комментируемой статье указано, что основания прекращения трудового договора с педагогическими работниками могут определяться и иными федеральными законами. Речь идет о требованиях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с учетом запретов на право осуществления педагогической деятельности (см. ст. 331 ТК и комментарий к ней).

Трудовой договор с работниками образовательных учреждений, по должностям которых тарифно-квалификационные характеристики предусматривают наличие квалификационных категорий, может быть расторгнут в связи с недостаточной квалификацией, подтвержденной результатами аттестации. Процедура прекращения трудового договора в связи с недостаточной квалификацией работника определяется ученым советом вуза (п. 14 Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников вузов, утв. Приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. N 4114).

Педагоги - отдельная категория работников. Их труд в дополнение к общеобязательным нормам и правилам регулируется целым рядом нормативных актов - постановлениями Правительства РФ, приказами Минобрнауки и пр. И кроме общих оснований увольнения, к педагогическим работникам могут применяться специальные. Как правило, такие увольнения достаточно конфликтные, поэтому работодателю необходимо четко и безошибочно соблюдать процедуру увольнения по выбранному основанию. Расскажем о нюансах расторжения трудового договора с работниками образовательных организаций по отдельным основаниям.

Среди специальных оснований увольнения педагогических работников можно выделить:

  • п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы);
  • п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (возникновение установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности);
  • п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ
Рассмотрим их подробнее.

Увольнение за аморальный поступок

Первым делом четко определим, какой проступок можно считать аморальным и любого ли работника образовательной организации можно уволить по данному основанию.

Трудовой кодекс не дает определения аморального проступка, работодатель самостоятельно определяет, является ли тот или иной проступок таковым, на основе собственных понятий о морали. Однако в любом случае аморальными будут признаны:

  • распитие спиртных напитков;
  • драки;
  • оскорбления и нецензурные выражения;
  • развратные или иные действия, негативно влияющие на окружающих.
Например, МОУ СОШ уволило двух учителей по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за конфликт на почве неприязни друг к другу. Считая, что конфликт не является аморальным проступком, одна из учительниц обратилась в суд с требованием о восстановлении. Однако суд, рассматривая дело, установил, что в ходе конфликта учителя неоднократно допускали словесные оскорбления на переменах, временами перерастающие в потасовки. Все это происходило на глазах учеников, следовательно, совершались аморальные поступки. Поэтому было отказано в удовлетворении требований (Апелляционное определение Московского областного суда от 03.04.2012 по делу № 33‑6057/2012 ).

Отметим, что понуждение ко лжи воспитанников также может быть расценено как аморальный проступок и в такой ситуации увольнение работника образовательной организации, выполняющего воспитательные функции, будет законно (Апелляционное определение Московского городского суда от 20.06.2014 по делу № 33‑22169 ).

Таким образом, аморальным проступком может считаться любое нарушение моральных устоев и принятых в обществе норм поведения.

Но в дополнение к определению аморальности совершенного поступка работодателю следует четко понимать, что уволить за таковой можно не любого работника. Так, Пленум ВС РФ в Постановлении от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указывал, что за совершение аморального поступка уволить можно только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью, например учителей, преподавателей учебных заведений, мастеров производственного обучения, воспитателей детских учреждений, и независимо от того, где совершен аморальный проступок - по месту работы или в быту (п. 46 ).

Конечно же, воспитательную функцию, кроме учителей и преподавателей, осуществляют и тренеры спортивных секций, руководители творческих кружков, секций и студий, а также сотрудники, которые занимаются воспитательной работой помимо своих должностных обязанностей, например заместители по воспитательной работе. Так, Алтайским краевым судом отказано в восстановлении на работе директору МКОУ СОШ. Директор полагал, что он не относится к работникам, выполняющим воспитательные функции, так как он осуществляет руководство и не ведет уроки. Однако суд указал, что тот факт, что истец не ведет уроки, то есть не является непосредственным участником образовательного процесса, не свидетельствует о неисполнении им воспитательных функций. Директор школы непосредственно контактирует с учениками, применяет меры воспитательного характера, следовательно, он выполняет воспитательные функции (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 27.08.2014 по делу № 33‑6014/14 ).

Итак, кого можно уволить за совершение аморального поступка и что считать таковым, мы разобрались. Теперь о том, как осуществить само увольнение. Помните, что увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ будет законным, если имеют место одновременно три обстоятельства:

  • выполнение работником воспитательных функций;
  • совершение им аморального проступка;
  • несовместимость совершенного проступка с продолжением работы, связанной с выполнением воспитательных функций.
Обратите внимание

Если аморальный поступок совершен по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей, то такой работник может быть уволен при условии соблюдения порядка применения дисциплинарных взысканий, установленного ст. 192 , 193 ТК РФ . Если же аморальный проступок совершен вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением трудовых обязанностей, трудовой договор по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ также может быть расторгнут, но не позднее года со дня обнаружения проступка (п. 47 Постановления № 2 ).

Процедура расторжения трудового договора по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ следующая:

Возникновение ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности

Законом № 387‑ФЗ в Трудовой кодекс была введена новая ст. 351.1 , устанавливающая ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления. Кроме этого, была скорректирована ст. 331 ТК РФ . Согласно данным нормам к педагогической деятельности не допускаются лица:
  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
Таким образом, как только руководство образовательной организации узнает о наличии установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, - по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ .

При увольнении по данному основанию следует учитывать, что увольнение по данному основанию может быть произведено только после получения официальной справки из МВД.

К сведению

Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования утвержден Приказом МВД РФ от 07.11.2011 № 1121 .

Не стоит думать, что если педагог был осужден за преступления, названные в ст. 331 ТК РФ , до вступления в силу Закона № 387‑ФЗ , то и увольнять сотрудника не нужно. Как подтверждает судебная практика - неважно, когда был осужден педагог, важен сам факт. Так, П., считая, что уволен из МБОУ «ДЮСШ» незаконно, обратился в суд. Требования обосновывал тем, что ограничения, предусмотренные ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ для осуществления педагогической деятельности, в данном случае не подлежат применению, поскольку он был принят на работу до внесения указанных ограничений в трудовое законодательство.

Между тем суд установил, что в 2005 году П. был осужден по ч. 1 ст. 111 УК РФ и судимость погашена. С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении КС РФ от 18.07.2013 № 19‑П ,суд отметил, что положения названных статей Трудового кодекса пре-дусматривают бессрочный и безусловный запрет на занятие профессиональной деятельностью в указанных в этих положениях сферах для лиц, которые имеют судимость либо судимость которых снята или погашена, признанных виновными. Поэтому увольнение признано законным и обоснованным (Апелляционное определение ВС Республики Мордовия от 22.07.2014 по делу № 33‑1253/2014 ).

Кроме этого, некоторые руководители образовательных организаций «по старинке» полагают, что данное основание увольнения применимо лишь к тем работникам, которые непосредственно осуществляют педагогическую деятельность или деятельность по воспитанию. То есть дворник, сторож, завхоз не могут быть уволены по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ . Однако действующая редакция ТК РФ сформулирована таким образом, что ограничение установлено не в отношении конкретной трудовой функции, а в отношении сферы деятельности. Это значит, что по данному основанию можно уволить и сторожа, и уборщицу, и иных работников, непосредственно не занимающихся педагогической или воспитательной работой, то есть ограничение распространяется на весь персонал образовательных организаций, в том числе технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в вышеуказанных сферах (апелляционные определения Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 24.07.2014 по делу №  11‑7669/2014 , Курганского областного суда от 13.06.2013 по делу № 33‑1596/2013 , Красноярского краевого суда от 20.08.2012 по делу № 33‑6847/2012 и пр.).

Однако просто уволить педагога не получится. Как и при увольнении за совершение аморального проступка, необходимо соблюсти определенную процедуру. В частности, прекращение трудового договора по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это пре-дусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Применение методов воспитания, связанных с насилием над личностью

Согласно п. 9 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается. Поэтому Трудовым кодексом предусмотрено еще одно основание для увольнения педагогических работников - п. 2 ч. 1 ст. 336 (применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника).

Какие методы воспитания считать физическим или психическим насилием? Полагаем, что к первым можно отнести побои и любые другие действия, причиняющие боль, принудительное лишение свободы, пищи, питья и т. д. Ко вторым - угрозы, преднамеренная изоляция, оскорбления и унижение достоинства, предъявление чрезмерных требований, систематическая и необоснованная критика, демонстративное негативное отношение к обучающемуся и пр.

Здесь работодателю придется провести расследование, в ходе которого установить, какого рода насилие было применено к обу-чающимся или воспитанникам и было ли оно вообще. Кроме этого, необходимо запастись доказательствами - заявлениями родителей, свидетельскими показаниями - и провести служебное расследование. Если этого не сделать, восстановления педагога-тирана не избежать. Например, Волгоградский областной суд восстановил на работе в ГБОУ «ПУ» Д., уволенную за «моральное оскорбление»: на уроке она ударила ученика А. указкой по ноге, ученика Б. ударила по лицу, а в адрес П. она выразилась грубой нецензурной бранью. Приказ об увольнении был издан на основании объяснительных записок обучающихся, заявлений, претензий родителей. Объяснения с Д. были затребованы. Однако суд удовлетворил требования Д. и восстановил ее на работе, так как ГБОУ «ПУ» не провело служебного расследования, поэтому установить конкретные факты применения Д. физического и психологического насилия к обучающимся суд не смог (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 11.04.2014 по делу № 33‑3888/14 ).

Данное основание увольнения не относится к дисциплинарным взысканиям, однако провести внутреннее расследование все же придется.

Приведем пример записи в трудовую книжку об увольнении по рассматриваемому основанию.

записи

Дата Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона) Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись
число месяц год
1 2 3 4
510 11 11 2014

Трудовой договор прекращен

Приказ от 22.06.2012

в связи с однократным применением

№ 21‑у

методов воспитания, связанных

с физическим насилием над личностью

обучающегося, пункт 2 статьи 336

Трудового кодекса

Российской Федерации.

Секретарь Писакина

Оформление увольнения

По общим правилам увольнение оформляется приказом (ст. 84.1 ТК РФ ). Основанием для издания такого приказа будут при увольнении:
  • по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - служебная записка или акт о фиксации факта аморального поведения педагогического работника, объяснительная провинившегося или акт об отказе дать объяснения, акт служебного расследования;
  • по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - справка из органов МВД о наличии судимости или факта уголовного преследования, возможно, предписание прокурора;
  • по п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ - жалобы родителей и учеников в письменном виде, объяснительная педагогического работника, акт расследования.
С приказом об увольнении работника образовательной организации необходимо ознакомить под роспись. В случае, когда приказ о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или он отказывается ознакомиться с ним под рос-пись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись (ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ ).

На основании приказа вносится запись в трудовую книжку и личную карточку.

Затем в последний рабочий день необходимо выдать увольняемому трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ . По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

Подведем итог

В заключение напомним, что поскольку увольнение по рассмотренным основаниям довольно часто заканчивается трудовым спором, нужно подготовить все документы, а также запастись достаточным количеством доказательств совершения работником аморального проступка или применения методов воспитания, связанных с насилием над личностью обучающихся. Ведь именно на работодателя Постановлением № 2 возлагается обязанность по доказыванию наличия законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения (п. 23 ).

Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты».

Федеральный закон от 23.12.2010 № 387‑ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации».

1. Комментируемая статья в качестве одного из дополнительных оснований увольнения педагогических работников предусматривает повторное в течение года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Устав организации, осуществляющей образовательную деятельность, разрабатывается на основе соответствующего типового положения и утверждается учредителем.

2. В уставе организации, осуществляющей образовательную деятельность, может быть непосредственно предусмотрен перечень грубых нарушений устава.

Например, педагогическим работникам предоставлено право самостоятельно выбирать методики обучения и воспитания. Использование методов обучения и воспитания, опасных для жизни и здоровья обучающихся, может быть указано в перечне как одно из грубых нарушений устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Если такой перечень отсутствует, то грубым нарушением устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, можно считать виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником обязанностей, предусмотренных уставом.

3. Вопрос о том, является ли нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, грубым, решается руководителем данной образовательной организации. Работник вправе обратиться в суд, если он не согласен с решением работодателя.

4. Факт грубого нарушения устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, должен быть подтвержден соответствующими документами (актами, объяснительными, служебными или докладными записками, представлениями) и (или) показаниями свидетелей.

5. К педагогическому работнику, допустившему грубое нарушение устава образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, может быть применено дисциплинарное взыскание в порядке, предусмотренном ст. ст. 192 и 193 ТК.

6. Увольнение педагогического работника в связи с повторным в течение одного года грубым нарушением устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, относится в соответствии со ст. 192 ТК к дисциплинарным взысканиям и требует соблюдения порядка применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного ст. 193 ТК.

7. Исчисление срока, равного одному году, начинается с момента совершения грубого нарушения устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.

8. Особым основанием увольнения педагогического работника может служить применение, в т.ч. однократное, методов обучения, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Физическое или психическое насилие представляет собой умышленное причинение обучающемуся, воспитаннику физических или нравственных страданий с целью наказания или принуждения к совершению каких-либо действий.

9. Физическое насилие - это принудительное физическое воздействие на организм обучающегося, воспитанника, которое может выражаться: в нанесении ударов, побоях; совершении иных действий, причиняющих физическую боль; причинении телесных повреждений различной степени тяжести; принудительной изоляции обучающегося, воспитанника и т.п.

Факт применения физического насилия может быть установлен не только по внешним признакам (наличие на теле обучающегося кровоподтеков, синяков, ссадин и др.), но и по состоянию психического состояния лица, подвергшегося физическому насилию.

10. Психическое насилие - это негативное воздействие на психику обучающегося, воспитанника, причиняющее ему нравственные страдания.

Психическое насилие проявляется в форме оскорблений, угроз (в т.ч. угроз применения физического насилия), высказываний, унижающих человеческое достоинство, и т.п.

11. Подтвердить факт применения физического и (или) психического насилия можно при помощи медицинского заключения, свидетельских показаний и др.

12. В ч. 3 ст. 192 ТК не указано, что увольнение педагогического работника в связи с применением, в т.ч. однократным, методов обучения, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, является дисциплинарным взысканием. По нашему мнению, подобная позиция законодателя не совсем верна. Необходимо отметить, что увольнение за совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, когда виновные действия совершены по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей, отнесено к дисциплинарным взысканиям, а применение методов обучения, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, следует рассматривать как одну из разновидностей подобного аморального проступка. Поэтому полагаем, что увольнение педагогического работника в связи с применением, в т.ч. однократным, методов обучения, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, является дисциплинарным взысканием и требует соблюдения порядка применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного ст. 193 ТК.

13. Увольнение ректора, проректора, руководителя филиала (института) государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования по п. 3 ст. 336 допускается тогда, когда невозможно перевести указанных научно-педагогических работников на иные должности, соответствующие их квалификации, или отсутствует согласие на такой перевод (см. ст. 332 и коммент. к ней).

14. Трудовой договор с научно-педагогическим работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, прекращается по п. 4 ст. 336 в связи с неизбранием по конкурсу, если указанный работник не прошел периодический конкурсный отбор на замещение соответствующей должности. Согласно ст. 332 ТК конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

Полный текст ст. 336 ТК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 336 ТК РФ.

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:
1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность;
2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 настоящего Кодекса;
4) пункт утратил силу с 1 января 2015 года - Федеральный закон от 22 декабря 2014 года N 443-ФЗ.

Комментарий к статье 336 ТК РФ

1. Педагогические работники представляют собой категорию работников, особенности правового статуса которой предопределены спецификой осуществляемой ими деятельности. Наличие таких особенностей ни в коей мере не умаляет значение законодательных предписаний общего характера, а направлено на учет указанных особенностей в процессе осуществления такими работниками своей трудовой деятельности. Так, трудовой договор с любым педагогическим работником может быть прекращен по любому из предусмотренных ТК РФ оснований. При этом реализация в рамках трудовой деятельности образовательной и воспитательной функций свидетельствует о предъявлении к таким работникам ряда дополнительных требований, что, в свою очередь, способствует формированию дополнительных оснований прекращения трудового договора с педагогическим работником.

Анализ положений комментируемой статьи свидетельствует о том, что предусмотренные ею дополнительные основания в большей степени являются основными для работников образования, поскольку отражают специфические, характерные только для данной категории работников обстоятельства, препятствующие продолжению ими данной деятельности.

2. Применительно к деятельности педагогических работников закон указывает на возможность увольнения в случае неоднократности совершения грубого нарушения предписаний устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, т.е. его учредительного документа. В этой связи представляется необходимым в рамках ЛНА образовательной организации определить конкретные составы правонарушений, которые признаются для его работников грубыми нарушениями и могут при рецидиве повлечь за собой увольнение по данному основанию. Данная позиция отражена в Методических рекомендациях по разработке устава образовательного учреждения, которые прямо ссылаются на отсутствие в действующем законодательстве определения "грубое нарушение устава", в связи с чем данный вопрос каждое образовательное учреждение должно урегулировать самостоятельно. Устав должен содержать исчерпывающий перечень проступков, рассматриваемых в качестве грубых нарушений его положений. Однако на практике данное положение зачастую не реализуется.

Анализ большинства действующих уставов образовательных учреждений свидетельствует о том, что на практике происходит совмещение двух самостоятельных оснований расторжения трудового договора: общего (однократное грубое нарушение трудовых обязанностей) и специального, предусмотренного исключительно для педагогических работников (повторное грубое нарушение устава). Тем самым нивелируется правое значение предписаний настоящей статьи.

3. В качестве специального основания увольнения педагогического работника может выступать и однократное применение методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника. Физическое насилие представляет собой непосредственное воздействие на организм человека, психическое - на его психику, волю, желания или поведение.

В настоящее время в судебной практике имеется множество примеров реализации комментируемой нормы, которые нередко заканчиваются восстановлением работника на работе, поскольку требуют определения методики доказывания факта применения насилия над личностью ученика (см., например, решение Карабудахкентского районного суда 16 июня 2009 года по иску О. к Карабудахкентской средней общеобразовательной школе Карабудахкентского района РД о восстановлении на работе, взыскании зарплаты за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда).

При обвинении педагогического работника в применении антипедагогических методов проводится дисциплинарное расследование. По его результатам руководитель образовательного учреждения либо соответствующий коллегиальный орган дают оценку применяемым педагогическим работником методам и на ее основании принимают решение об увольнении работника по ч.2 ст. 336 ТК РФ. Для применения рассматриваемого основания расторжения трудового договора администрация образовательной организации должна обладать необходимым объемом знаний о процедуре его реализации, в том числе и в части проведения дисциплинарного расследования.

4. Замещение отдельных категорий должностей, как правило, речь идет об управленческом (административном) аппарате образовательного учреждения, связано с применением возрастного ценза (о возрастном цензе подробнее см. комментарий к ст. 332 ТК РФ). Несоответствие установленному возрастному цензу является основанием для прекращения трудовых правоотношений с таким работником, но в данном случае в качестве специальной гарантии таким работникам закон предусматривает возможность их перевода на другую должность с их согласия. В случае отсутствия такой возможности трудовые правоотношения подлежат прекращению. С учетом определения КС РФ от 11 июля 2006 года N 213-О в настоящее время указанное основание реализуется, в основном, лишь в отношении ректоров организаций высшего образования и руководителей иных образовательных организаций, для которых возрастной ценз является императивным требованием. При этом факт достижения предельного возраста пребывания в должности является основанием для прекращения трудовых правоотношений именно по данной должности, но никоим образом не умаляет право такого лица на осуществление педагогической деятельности. В этой связи рассматриваемое основание выступает как в качестве правопрекращающего юридического факта (в отношении управленческой должности), так и правоизменяющего (в отношении должности профессорско-преподавательского состава). Определение статуса данного юридического факта в равной степени зависит как от работодателя, так и от работника.