Осевое вращение Земли презентация к уроку по географии (5 класс) на тему. Презентация по географии на тему Суточное вращение Земли. (5 класс) Презентация суточное вращение земли


Замечание 1

  1. Жаркий пояс освещенности;

Определение 1

Пояс освещенности

Жаркий пояс освещенности

Умеренные пояса освещенности

Холодные пояса освещенности

Определение 2

Полярный день

Определение 3

Полярная ночь

1. Пояса освещенности Земли.

Задания по рис.1.

1) Подпиши названия полюсов, тропиков, полярных кругов и поясов освященности Земли.

2) Укажи день года и особенности положения СОлнца на полюсах, тропиках и полярных кругах, времена года, наступающие в разных частях поверхности Земли.

3) Впиши пропущенные слова.

Лето наступает в северном полушарии, зима - в южном. Солнце находится в зените над линией северного тропика , не заходит за горизонт над линией северного полярного круга . В Северном полушарии продолжительность дня длиннее, чем продолжительность ночи.

День летнего солнцестояния.

2. Вращение Земли вокруг своей оси.

Задания по рис.2.

1) Укажи направление вращения Земли вокруг своей оси.

2) Обозначь районы Земли, где можно наблюдать: а) восход Солнца; б) вечерние сумерки; в) день и ночь.

3) Впиши пропущенные слова.

Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа. Если в вашем населенном пункте сейчас день, то через 12 часов будет ночь. За 24 часа Земля повернется на 360 градусов, а за 1 час - на 15 градусов.

Школа географа-следопыта.

В ходе работы с моделью "Земля-Луна-Солнце" (теллурием) составьте и запишите рассказ об одном из четырех особых положений Земли на околосолнечной орбите.

  1. Дата, соответствующая данному положению Земли. В данном положении Земля находится на околосолнечной орбите 22 июня.
  2. Времена года, которые заканчиваются весна-осень и начинаются лето-зима в этот день по астрономическому календарю. В этот день в Северном полушарии заканчивается весна и начинается лето. А в Южном полушарии заканчивается осень и начинается зима.
  3. Стороны горизонта, откуда восходит и где заходит Солнце в этот день. Солнце в этот день восходит на западе, а заходит на востоке.
  4. Время восхода и захода Солнца в этот день. Солнце восходит в этот день рано, а заходит поздно.

Закономерное изменение положения Земли по отношению к Солнцу при ее движении по орбите с сохранением определенного наклона оси вращения обусловливает положение на Земле линий тропиков и полярных кругов, ограничивающих пояса освещенности (астрономические тепловые пояса). Они выделяются в зависимости от полуденной высоты Солнца и продолжительности освещения (от продолжительности дня).
Между тропиками (северным - тропиком Рака и южным - тропиком Козерога) лежит жаркий астрономический пояс , в пределах которого Солнце два раза в году стоит в полдень в зените. На экваторе эти моменты разделены равными промежутками времени по 6 месяцев (21 марта и 23 сентября). На тропиках Солнце стоит в зените только один раз в году - в дни солнцестояний (на северном тропике - 22 июня, на южном - 23 декабря). В поясах, расположенных между тропиками и полярными кругами, в умеренных астрономических поясах , Солнце не бывает в зените, но в течение 24 часов обязательно происходит смена дня и ночи, причем продолжительность их зависит от времени года и от широты. На полярных кругах Солнце не поднимается над горизонтом выше чем на 47°, но может летом целые сутки не скрываться за горизонтом. Зимой целые сутки Солнце вообще не показывается. К северу от северного полярного круга и к югу от южного полярного круга находятся холодные астрономические пояса . Они отличаются тем, что при низком положении над горизонтом (меньше 47°) Солнце до полугода (на полюсах) не скрывается и такой же период времени не появляется (табл. 2, 3).

Чем выше стоит Солнце над горизонтом, тем больше солнечного тепла получает поверхность, на которую падают его лучи. Поэтому пояса между тропиками жаркие, пояса между полярными кругами и полюсами холодные. Промежуточные (расположенные между тропиками и полярными кругами) пояса по количеству получаемого от Солнца тепла - умеренные. Принимать за границы тепловых поясов линии тропиков и полярных кругов можно только условно, так как в действительности температура определяется рядом условий, зависящих в первую очередь от характера поверхности. Ho эти линии, безусловно, являются границами поясов с различной продолжительностью освещенности их солнечными лучами.
Расположение линии тропиков и полярных кругов зависит от угла наклона оси вращения планеты к ее орбите. Если бы ось Земли не имела наклона к орбите, этих линий вообще не было бы, не выделялись бы и пояса освещенности (астрономические тепловые пояса). Такое положение существует, например, на Меркурии. На планете, ось вращения которой наклонена к орбите на 45°, на широтах 45° с. и ю. в день летнего солнцестояния в соответствующем полушарии солнечные лучи падают отвесно (так, как на земных тропиках), а в день зимнего солнцестояния Солнце не появляется из-за горизонта (так, как на земных полярных кругах). Умеренного астрономического пояса на такой планете вообще не будет.
Изменение наклона оси вращения планеты к орбите вызывает расширение или сужение астрономических тепловых поясов (поясов освещенности).
Результатом вращения Земли вокруг оси и вызванной этим смены дня и ночи является суточный ритм процессов в географической оболочке Земли. В течение суток закономерно изменяется количество солнечной энергии, получаемой поверхностью, изменяются температура, влажность, атмосферное давление, движение воздуха. На эти изменения чутко реагируют организмы, влияющие в свою очередь на окружающую их среду. Суточный ритм процессов проявляется на фоне годового их ритма, обусловливаемого движением Земли вокруг оси, сменой времен года и выражающегося в закономерной смене явлений в природе.

От экватора к полюсам уменьшается, что является результатом шарообразности планеты. Высота полуденного Солнца вблизи экватора и на экваторе будет самая большая, а на Полюсах планеты – самая маленькая. Это приводит к тому, что каждая единица площади солнечного тепла и света получает все меньше.

Замечание 1

В результате такого неравномерного распределения солнечного тепла и света поверхность Земли разделили на пять поясов освещенности, границами которых являются тропики и полярные круги:

  1. Жаркий пояс освещенности;
  2. Два умеренных пояса освещенности;
  3. Два холодных пояса освещенности.

Причиной образования этих поясов является наклон оси вращения планеты к плоскости орбиты, а также движение Земли вокруг Солнца.

Определение 1

Пояс освещенности – это часть поверхности Земли, ограниченная тропиками и полярными кругами со своими условиями освещенности. Освещенность – это поток солнечного света, падающий на единицу поверхности.

Пояса отличаются друг от друга высотой полуденного Солнца над горизонтом, продолжительностью дня и тепловыми условиями. По одному разу в год ($22$ июня и $22$ декабря) на Северном и Южном тропике солнечные лучи падают отвесно. Полярный день и полярная ночь тоже бывают по одному разу в год ($22$ декабря и $22$ июня), что характерно для Северного и Южного полярного круга. Пояса освещенности характеризуются разной температурой воздуха и разными природными условиями.

Жаркий пояс освещенности

Этот пояс занимает $2/5$ или около $40\%$ поверхности Земли и расположен между Северным и Южным тропиками. Солнце в этом поясе всегда высоко стоит над горизонтом, поэтому поверхность очень хорошо прогревается. Разницы между летними и зимними температурами нет, термические сезоны отсутствуют. Среднегодовая температура воздуха составляет $+25$ градусов. Продолжительность светового дня и продолжительность ночи примерно совпадают и составляют по $12$ часов. Сумерки отсутствуют. Солнце дважды в год бывает в зените – на Северном и Южном тропике. Границы жаркого пояса совпадают с границами распространения пальм на суше и кораллов в океане. Территория этого пояса получила название «жаркого», потому что получает самое большое количество тепла в течение всего года.

Умеренные пояса освещенности

На Земле этих поясов освещенности два – один в Северном полушарии, второй – в Южном полушарии. Оба они примыкают к жаркому поясу и расположены между полярными кругами и тропиками. В отличие от жаркого пояса освещенности солнечные лучи здесь падают на поверхность Земли уже под некоторым наклоном. К северу этот наклон будет увеличиваться, а это значит, что поверхность Земли нагревается меньше, и температуры будут ниже. В умеренных поясах освещенности Солнце никогда не бывает в зените. Времена года здесь четко выражены. С приближением к Полярному кругу зима становится длинной и холодной, с приближением к тропику теплее и продолжительнее становится лето. Со стороны полюсов умеренные пояса освещенности ограничивает изотерма $+10$ градусов. Это граница распространения лесов. На умеренные пояса освещенности приходится более половины поверхности земного шара. В летний период вблизи полярных кругов наблюдается такое явление, как белые ночи, которые можно наблюдать в северных городах, расположенных на широте Санкт-Петербурга. Летом продолжительность дня, зависящая от географической широты, намного больше по сравнению с продолжительностью ночи. В зимний период продолжительность ночи увеличивается.

Холодные пояса освещенности

Один холодный пояс освещенности расположен в Северном полушарии, второй – в Южном полушарии. Занимают они всего $8\%$ территории и находятся внутри полярных кругов. Условия распределения солнечного тепла и света в этих поясах освещения наиболее интересны. Солнце в зимний период вообще не показывается из-за горизонта, наступает полярная ночь. В летний период Солнце не успевает спрятаться за горизонт, поэтому наблюдается полярный день. К полюсам продолжительность полярных дней и ночей увеличивается и достигает шести месяцев. Зимы холодные и суровые, а лето прохладное и короткое. Даже летом угол падения солнечных лучей очень маленький, поэтому поверхность нагревается слабо. Во время полярной ночи приток тепла совсем отсутствует и происходит сильное выхолаживание. Северный и Южный полюсы являются царствами вечного льда.

Определение 2

Полярный день – это период, в течение которого Солнце в высоких широтах не опускается за горизонт круглые сутки.

Ближе к полюсу продолжительность полярного дня увеличивается и достигает $189$ суток на Северном полюсе, на Южном полюсе из-за неодинаковой скорости движения Земли продолжительность несколько меньше. На параллели $68$ градусов – это полярный круг – день длится около $40$ суток.

Определение 3

Полярная ночь – это период, в течение которого Солнце в высоких широтах не поднимается над горизонтом.

Это явление противоположно полярному дню и тоже наблюдается и в Северном и в Южном полушарии. Полярная ночь фактически всегда короче полярного дня. Деление планеты на такие крупные пояса освещенности не удовлетворяет практических потребностей. Определить высоту Солнца и продолжительность светового дня достаточно просто. Рассмотрим это на примере.

В Санкт-Петербурге, например, широта которого $60$ градусов в полдень $21$ марта и $23$ сентября, Солнце будет находиться на высоте $90-60=30$ градусов. Когда Солнце находится на тропике, его высота в полдень будет увеличиваться на $23$ градуса $27$ минут. Тогда продолжительность дня в Санкт-Петербурге $21$ июня будет составлять $90-60+23,27=53$ градуса $27$ минут, что составляет $18,5$ часов. В зимний период Солнце перемещается в Южное полушарие, высота его, естественно, уменьшается и достигает минимальной своей отметки в дни солнцестояний. В этом случае она уменьшается на $23,27$ градуса. Для Санкт-Петербурга $22$ декабря Солнце будет находиться на высоте $90-60-23,27=6,33$ градуса. Продолжительность светового дня при такой высоте Солнца составит всего $5,5$ часов.

Из всех поясов освещенности, существующих на Земле, наиболее комфортные условия для человека отмечаются в умеренных поясах ближе к жарким. Малопригодными для жизни являются холодные пояса. В жарких поясах отмечается избыток энергии.

Освещенность поверхности Земли и здоровье

В жизни людей дневной свет играет очень большую роль. Он не только обеспечивает зрительное восприятие, но и влияет на основные процессы жизнедеятельности, регулируя обмен веществ и устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Ритм жизни природа установила чередованием дня и ночи. Естественный свет, как показали многочисленные эксперименты – это элемент времени внутренних часов человека. Атмосфера, создаваемая освещением, оказывает влияние на настроение людей, на их работоспособность.

Времена года . Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за 365 суток и 6 часов. Для удобства принято считать, что в году 365 дней. А через каждые четыре года, когда «накопятся» лишние 24 часа, наступает високосный год, в котором не 365, а 366 дней (29 - в феврале).

В сентябре, когда после летних каникул вы снова приходите в школу, наступает осень. Дни становятся короче, а ночи - длиннее и прохладнее. Через месяц-другой с деревьев опадут листья, улетят перелётные птицы, в воздухе закружатся первые снежинки. В декабре, когда снег укроет белой пеленой землю, придёт зима. Наступят самые короткие дни в году. Восход Солнца в это время поздний, а заход ранний.

В марте, когда приходит весна, дни удлиняются, солнце светит всё ярче, воздух становится теплее, кругом начинают журчать ручьи. Природа вновь оживает, и вскоре начинается долгожданное лето.

Так было и будет всегда из года в год. А задавались ли вы когда-нибудь вопросом: почему происходит смена времён года?

Географические следствия движения Земли . Вы уже знаете, что у Земли два основных движения: она вращается вокруг своей оси и обращается по орбите вокруг Солнца. При этом земная ось наклонена к плоскости орбиты на 66,5°. Движение Земли вокруг Солнца и наклон земной оси определяют на нашей планете смену времён года и продолжительность дня и ночи.

Два раза в году - весной и осенью - наступают дни, когда на всей Земле долгота дня равна долготе ночи - 12 часов. День весеннего равноденствия наступает 21-22 марта, день осеннего равноденствия - 22-23 сентября. На экваторе день всегда равен ночи.

Самый длинный день и самая короткая ночь на Земле наступают в Северном полушарии - 22 июня, а в Южном - 22 декабря. Это дни летнего солнцестояния.

После 22 июня, вследствие перемещения Земли по орбите, в Северном полушарии высота Солнца над горизонтом постепенно уменьшается, дни становятся короче, а ночи - длиннее. А в Южном полушарии Солнце поднимается над горизонтом выше и световой день увеличивается. Южное полушарие получает всё больше солнечного тепла, а Северное - всё меньше.

Самый короткий день в Северном полушарии наступает 22 декабря, а в Южном - 22 июня. Это день зимнего солнцестояния.

На экваторе угол падения солнечных лучей на земную поверхность и продолжительность дня изменяются мало, поэтому смену времён года там заметить практически невозможно.

О некоторых особенностях движения нашей планеты . На Земле есть две параллели, на которых Солнце в полдень в дни летнего и зимнего солнцестояния находится в зените, то есть стоит прямо над головой наблюдателя. Такие параллели именуются тропиками. На Северном тропике (23,5° с. ш.) Солнце в зените бывает 22 июня, на Южном тропике (23,5° ю. ш.) - 22 декабря.

Параллели, расположенные на 66,5° северной и южной широты, называются полярными кругами. Они считаются границами территорий, где наблюдаются полярные дни и полярные ночи. Полярный день - это период, когда Солнце не опускается за горизонт. Чем ближе от полярного круга к полюсу, тем длиннее полярный день. На широте полярного круга он длится всего одни сутки, а на полюсе - 189 суток. В Северном полушарии на широте Северного полярного круга полярный день начинается 22 июня - в день летнего солнцестояния, а в Южном - 22 декабря. Продолжительность полярной ночи бывает от одних суток (на широте полярных кругов) до 176 (на полюсах). Всё это время Солнце не появляется над горизонтом. В Северном полушарии это явление природы начинается 22 декабря, а в Южном - 22 июня.

1. Годовое движение Земли вокруг Солнца. 2. В таком положении находится наша планета в дни летнего и зимнего солнцестояния. 3. Пояса освещённости Земли.

Нельзя не отметить и тот чудесный период в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки, - белые ночи. Наблюдаются они в обоих полушариях на широтах, превышающих 60°, когда Солнце в полночь опускается за горизонт не более чем на 7°. В Санкт-Петербурге (около 60° с. ш.) белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля, а в Архангельске (64° с. ш.) - с 13 мая по 30 июля.

Пояса освещённости . Следствием годового движения Земли и её суточного вращения является неравномерное распределение солнечного света и тепла по земной поверхности. Поэтому на Земле существуют пояса освещённости.

    Между Северным и Южным тропиками по обе стороны от экватора пролегает тропический пояс освещённости. Он занимает 40 % земной поверхности, на которые приходится наибольшее количество солнечного света. Между тропиками и полярными кругами в Южном и Северном полушариях находятся умеренные пояса освещённости, получающие меньшее количество солнечного света, чем тропический пояс. От полярного круга до полюса в каждом полушарии расположены полярные пояса. Этой части земной поверхности меньше всего достаётся солнечного света. В отличие от других поясов освещённости только здесь бывают полярные дни и ночи.

    Вопросы и задания

    1. Объясните, как происходит смена времён года на Земле. Чем характеризуются времена года в вашей местности?
    2. Определите по географической карте, в каких поясах освещённости расположена территория нашей страны.
    3. Выпишите из учебника все следствия вращения Земли вокруг своей оси.

Класс: 5

Предмет: география (УМК - Летягин А. А.)

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

Задачи урока:

2. Рассмотреть особенности суточного вращения Земли, его географические следствия

Ход урока:

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Вчера меня все звали завтра,
А завтра назовут вчера.
Вот и вся моя загадка,

Приближаться стала –

С неба солнце украла. (Ночь)

Друг за дружкой чередой,
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот, -

Учитель включает презентацию, в которой присутствуют картинки, анимации вращения Земли вокруг своей оси и вопросы к ним.

Что такое тропики?

Показать тропики на глобусе.

Что такое экватор?

Показать экватор на глобусе.

Объяснение учителя:

Чем выше Солнце над горизонтом, тем больше солнечного тепла и света получает поверхность Земли. Наша планета находится в постоянном потоке практически параллельных солнечных лучей. Угол их падения на поверхность Земли в один и тот же момент времени различен и зависит от положения конкретного места по отношению

к географическим полюсам (смотрим рис. 10 стр. 25)

В каком поясе освещенности находиться наша местность?

(Рассказ ученика)

Физкультминутка

Я уточню, полный оборот Земля совершает за 23 часа 56 минут и 4 секунды, это звёздные сутки. А форму Земли современные ученые называют геоид.

Проверка.

силы Кориолиса. Г. Кориолисом (1792-1843)

Первичное закрепление : тест (2-3 минуты) и самопроверка по слайду.

Рефлексия

Какую цель ставили на урок?

Домашнее задание

Любознательным: написать мини-сочинение «Если бы Земля не вращалась…»

    Загадки про время и времена года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://riddle.su/zagadki_pro_vremena_goda.html, свободный. Загл. с экрана.

    Смена дня и ночи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=rEkj0q2IVfg, свободный. Загл. с экрана.


«Рабочий лист»

Ф. И. ________________________________________________Дата:_______________

Тема урока: _____________________________________________________________

Цель :___________________________________________________________________

Изучение нового материала

(стр. 25, рис. 11) 1._______________________________________________________________________ 2._______________________________________________________________________3._______________________________________________________________________

(работа в группах стр. 24-25)

Характеристика

Экваториальный, Умеренный, Полярный

(нужное подчеркнуть)

1.Где располагается

2. Состояние солнца

3. Температурный режим

Вопросы к видеофрагменту:

1. В каком направление происходит вращение Земли?______________________________________

2. В какой стороне происходит восход и заход солнца?______________________________________

3. Какие две точки при вращении земли остаются неподвижными?____________________________

4. Какую воображаемую линию образуют эти точки?_______________________________________

5. Как происходит смена дня и ночи?_____________________________________________________

6. Чему равен один оборот Земли вокруг своей оси? ________________________________________

7. Что называется долготой дня?___________________________________________________

______________________________________________________________________________

(работа в парах стр. 26):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закрепление:

А) В полярном;

Б) В умеренном;

В) В тропическом.

3. Основным географическим следствием осевого вращения земли является:

А) Смена времён года;

Б) Смена дня и ночи;

В) Смена природных зон.

А) Смена времён года;

Б) Смена дня и ночи;

Г) Возникает сила Кориолиса.

5. Выбери верные утверждения:

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Суточное вращение Земли»

Технологическая карта урока

Класс: 5

Предмет: география

Тема: Суточное вращение Земли

Тип урока: комбинированный

Цель урока: организовать деятельность учащихся для восприятия и знакомства с особенностями суточного вращения земли, с поясами освещенности.

Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с поясами освещенности их характеристиками;

2. Рассмотреть особенности суточного вращения Земли, его географические следствия.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Формирование представлений о движениях Земли и их следствиях;

2.Овладение основными навыками нахождения и использования географической информации;

3.Формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать тему, цели; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; определять основную и второстепенную информацию;

Регулятивные УУД:

становить учебные задачи на основе того, что уже известно учащимся, выделять, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения;

Коммуникативные УУД : и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

1.Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы со схемами;

2. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

3. Освоение социальных норм и правил поведения в группах.

План урока

этапы урока / задача этапа

деятельность учителя

деятельность обучающихся

формируемые УУД

Организационный

момент (мотивация к учебной деятельности)

Задача этапа: заинтересовать и настроить учащихся на урок

Приветствует учеников и гостей в классе.

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Приветствуют гостей.

Слушают учителя.

Доброжелательное отношение друг к другу.

Актуализация знаний.

Задача этапа: заинтересовать в теме урока, определить цели и дальнейшие задачи урока

Предлагает отгадать загадки и высказать мнение, о чём будет тема урока:

Вчера меня все звали завтра,
А завтра назовут вчера.
Вот и вся моя загадка,
Меня назвать пришла пора (День)

Приближаться стала –

С неба солнце украла. (Ночь)

Друг за дружкой чередой,
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот, -
Спать немедленно зовёт. (День и ночь)

Учитель включает презентацию с в которой присутствуют картинки, анимации вращения Земли вокруг своей оси и вопросы к ним.

Так о чём мы будем говорить сегодня?

Почему происходит смена дня и ночи?

Ребята, определите тему и цели урока.

А что мы будем делать на уроке, что бы достичь поставленных целей.

Отгадывают загадки.

Смотрят презентацию.

Определяют тему и цели урока.

Записывают тему и цели урока. (каждый для себя ставит цель)

Отвечают на вопросы учителя (работа с учебником, дополнительной литературой, просмотр презентации)

Взаимодействуют с учителем.

Контролируют правильность ответов сверстников.

Слушать собеседника.

Выдвигают предположения о теме урока.

Строить понятные для собеседника высказывания.

Самостоятельно выделять и формулировать цели урока.

Основной этап

Задача этапа: познакомить с поясами освещенности, их характеристиками, рассмотреть особенности вращение Земли вокруг своей оси.

Вспомним, что нам уже известно:

Что такое тропики?

Показать тропики на глобусе.

Что такое географические полюса?

Показать полюса на глобусе, сколько их.

Что такое экватор?

Показать экватор на глобусе.

Какие дни очень важны для нашей планеты?

Почему происходит смена времён года?

Объяснение учителя:

Мы знаем, что земля совершает одновременно годовое движение по орбите вокруг Солнца и суточное движение вокруг своей оси. Под каким углом наклонена Земная ось к плоскости орбиты?

Положение Земли на околосолнечной орбите и постоянство наклона земной оси приводят к тому, что высота Солнца над горизонтом меняется.

Чем выше Солнце над горизонтом, тем больше солнечного тепла и света получает поверхность Земли. Наша планета находится в постоянном потоке практически параллельных солнечных лучей. Угол их падения на поверхность Земли в один и тот же момент времени различен и зависит от положения конкретного места по отношению к географическим полюсам (смотрим рис. 10 стр. 25)

В зависимости от освещенности выделяют пояса освещенности, ограниченные тропиками и полярными кругами.

По рисунку 11 на стр. 25 выписать название поясов освещенности.

Сколько поясов освещённости выделяют ученые? Перечислите их…

Сейчас поработаем в группах. Каждая группа даст характеристику одному поясу по плану. Время 3 минуты. Вспомним правила работы в группах…

Работу проверяет с помощью слайда на экране.

В каком поясе освещенности находиться Белгородская область?

А в каком поясе освещенности находится столица нашей страны?

Ребята, а что такое полярный день и ночь? В каком поясе освещенности бывает эти явления? Что вы о них знаете? В тексте учебника, что о них написано? В учебники информации очень мало, практически нет. Ваш одноклассник подготовил сообщение о полярном дне и ночи.

Физкультминутка

Учитель предлагает просмотреть видео сюжет и ответить на ряд вопросов:

1. В каком направление происходит вращение Земли?

2. В какой стороне происходит восход и заход солнца?

3. Какие две точки при вращении земли остаются неподвижными?

4. Какую воображаемую линию образуют эти точки?

5. Как происходит смена дня и ночи?

6. Чему равен один оборот Земли вокруг своей оси?

7. Что называется долготой дня?

Я уточню, полный оборот Земля совершает за 23 часа 56 минут и 4 секунды, это звёздные сутки.

Осевое вращение Земли имеет несколько географических следствий. А каких вы узнаете, поработав с текстом учебника на стр. 26 и это задание для работы в парах.

Проверка.

Еще одним из важнейших следствий осевого вращения является образование поворотной силы - силы Кориолиса. В XIX в. она была впервые рассчитана французским ученым в области механики Г. Кориолисом (1792-1843) . Это одна из сил инерции, вводимых для учета влияния вращения подвижной системы отсчета на относительное движение материальной точки. Ее эффект кратко можно выразить так: всякое движущееся тело в Северном полушарии отклоняется вправо, а в Южном - влево. На экваторе сила Кориолиса равна нулю.

Отвечают на вопросы.

Показывают на глобусе тропики, экватор, географические полюса.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы

Работают индивидуально с текстом учебника, выписывают названия поясов освещенности.

Повторяют правила работы в группах. Получают задания.

Работают в группах.

Читают текст, выбирают нужную информацию и заполняют таблицу (Приложение 1)

По желанию зачитывают выполненное задание. Слушают сверстников, контролируют ответы.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя

Слушают сообщение.

Выполняют зарядку для глаз.

Учащиеся внимательно просматривают материал, после чего дают ответы на вопросы.

1. Вращение Земли происходит с запада на восток.

2. Восход солнца на востоке; заход – на западе.

3. Неподвижными точками являются Северный и Южный полюса.

4. Воображаемая линия называется Земная ось.

5. При вращении Земли вокруг своей оси солнечные лучи освещают ту часть, которая к нему повёрнута.

6. Один оборот вокруг оси равен 24 часам, т.е. суткам.

7. Промежуток между восходом и заходом Солнца называют долготой дня.

Работают в парах со стр. 26.

Зачитывают по желанию выполненное задание.

Слушают учителя, делают записи в тетрадь.

Слушать собеседника.

Контролируют правильность ответов сверстников и правильность показа на глобусе.

Слушать собеседника

Планирование учебного сотрудничества с учителем

Искать нужную информацию по рисунка из учебника.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Искать и выделять нужную информацию, определять основную и второстепенную информацию;

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Планирование учебного сотрудничества с учителем

Слушать собеседника

Выделять нужную информацию из видеосюжета, определять основную и второстепенную информацию

Планирование учебного сотрудничества со сверстником; владение монологической и диалогической формами речи.

Искать и выделять нужную информацию, определять основную и второстепенную информацию; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Планирование учебного сотрудничества с учителем

Подведение итогов урока

Задача этапа: первичное закрепление пройденного материала

Первичное закрепление (Приложение 3)

Выполняют задания теста.

Самопроверка используя критерии к тесту (Приложение 3)

Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь правильно себя оценивать.

Рефлексия содержания учебного материала

Задача этапа: выявление уровня осознания содержания пройденного

1. Что из сегодняшнего материала вам было уже знакомо?

2. Что нового вы сегодня узнали?

3. Как считаете, продуктивно вы сегодня поработали?

4. Как вращение Земли влияет на человека?

Какую цель ставили на урок?

Вы достигли поставленной цели или нет (отвечает 5-7 человек)

Отвечают на вопросы.

Анализируют свою деятельность на уроке.

Зачитывают цель урока и определяют, достигнута она или нет.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

Анализировать свою деятельность на уроке.

Домашнее задание

Задача этапа: настроить учащихся на дальнейшее изучение темы

Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы

Принимать и сохранять учебную задачу

Приложение 1

Пояса освещенности и их характеристика (работа в группах)

Характеристика

Жаркий

1. Где располагается

2. Состояние солнца

3. Температурный режим

Характеристика

Умеренный

1. Где располагается

2. Состояние солнца

3. Температурный режим

Характеристика

Полярный

1. Где располагается

2. Состояние солнца

3. Температурный режим

Приложение 2

Сообщение ученика

Полярные круги замечательны тем, что являются границами областей, где бывают полярные дни и ночи.

Полярный день - период, когда Солнце не опускается за горизонт. Чем дальше от Полярного круга к полюсу, тем длиннее полярный день. На широте Полярного круга (66,5°) он длится всего одни сутки, а на полюсе - 189 суток. В Северном полушарии на широте северного Полярного круга полярный день наблюдается 22 июня - в день летнего солнцестояния, а в Южном полушарии на широте южного Полярного круга - 22 декабря.

Полярная ночь длится от одних суток на широте Полярных кругов до 176 суток на полюсах. Во время полярной ночи Солнце не появляется над горизонтом. В Северном полушарии на широте северного Полярного круга это явление наблюдается 22 декабря.

Нельзя не отметить такое чудесное явление природы, как белые ночи.Белые ночи - это светлые ночи в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки. Наблюдаются они в обоих полушариях на широтах, превышающих 60°, когда центр Солнца в полночь опускается за горизонт не более чем на 7°. В Санкт-Петербурге (около 60° с.ш.) белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля, в Архангельске (64° с.ш.) - с 13 мая по 30 июля.

Приложение 3

1. В каком поясе освещённости земная поверхность получает от полуденного солнца прямые лучи и зимой и летом

А) В полярном;

Б) В умеренном;

В) В тропическом.

2.Смена времён года происходит потому, что

А) Земля вращается вокруг своей оси;

Б) Земля имеет шарообразную форму;

В) Земля вращается вокруг Солнца.

3. Основным географическим следствием осевого вращения Земли является:

А) Смена времён года;

Б) Смена дня и ночи;

В) Смена природных зон.

4. Географические следствия орбитального движения Земли:

А) Смена времён года;

Б) Смена дня и ночи;

В) Выделение поясов освещенности;

Г) Возникает сила Кориолиса.

5. Выбери верные утверждения:

А) Осенью улетают птицы на юг, и тает снег;

Б) Зимой в полярном поясе наблюдается полярный день;

В) В Антарктиде в июне начинается зима;

Г) В полярном поясе солнце бывает низко над горизонтом;

Д) В экваториальном поясе зимой прохладнее, чем летом.

Критерии оценивания:

  • 5. В), Г), Д)

«5» все ответы верные

«4» одна-две ошибка

«3» более трёх ошибок

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку географии Суточное вращение Земли»

МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А. М. Рудого»

Суточное вращение Земли

МБОУ «БСОШ №1

имени А. М. Рудого»

п. Борисовка, 2015



Суточное вращение Земли




Характеристика поясов освещенности (работа в группах)

Характеристика (план)

1.Где располагается

2. Состояние Солнца

3.Температурный режим


Характеристика поясов освещенности (работа в группах)

Характеристика (план)

Экваториальный

1.Где располагается

Между Северным и Южным тропиками

2. Состояние Солнца

Солнце бывает в зените дважды в год. Различия в продолжительности дня и ночи невелики

3.Температурный режим

Всегда жарко.


Характеристика поясов освещенности (работа в группах )

Характеристика (план)

Умеренный

1.Где располагается

Между тропиками и полярными кругами

2. Состояние Солнца

Солнце никогда не бывает в зените

3.Температурный режим

Выделяют четыре времени года. Температура сильно отличается по временам года


Характеристика поясов освещенности (работа в группах)

Характеристика (план)

Полярный

1.Где располагается

Между полюсами и полярными кругами

2. Состояние Солнца

Выделяются полярный день и полярная ночь

3.Температурный режим

Круглый год холодно



Вопросы для видеосюжета:

  • 1. В каком направление происходит вращение Земли?
  • 2. В какой стороне происходит восход и заход солнца?
  • 3. Какие две точки при вращении земли остаются неподвижными?
  • 4. Какую воображаемую линию образуют эти точки?
  • 5. Как происходит смена дня и ночи?
  • 6. Чему равен один оборот Земли вокруг своей оси?
  • 7. Что называется долготой дня?

Географические следствия осевого вращения Земли (работа в парах стр. 26)


Географические следствия осевого вращения Земли (работа в парах стр. 26)

  • Смена дня и ночи;
  • В течении суток нагрев и охлаждение Земли;
  • Суточная ритмичность природных процессов;
  • Определённая форма Земли (сплюснутая с полюсов);
  • Возникает сила Кориолиса





Критерии оценивания теста:

  • 1. В)
  • 2. В)
  • 3. Б)
  • 4. А), В)
  • 5. В), Г), Д)

«5» все ответы верные

«4» одна-две ошибка

«3» более трёх ошибок


Домашнее задание

Любознательным: написать мини-сочинение

«Если бы Земля не вращалась…»


  • Летягин, А. А. География. Начальный курс: 5 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под общей ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 160с.: ил.
  • Загадки про время и времена года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://riddle.su/zagadki_pro_vremena_goda.html , свободный. Загл. с экрана.
  • Смена дня и ночи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=rEkj0q2IVfg , свободный. Загл. с экрана.

неудобно, поскольку на каждом меридиане оно свое – местное время. Наличие в различных пунктах, лежащих на разных меридианах, своего местного времени приводило ко многим неудобствам. Поэтому на Международном астрономическом конгрессе в 1884 г. был принят поясной счет времени. Для этого всю поверхность земного шара разделили на 24 часовых пояса по 15° каждый. За поясное время принято местное время среднего меридиана каждого пояса. Нулевой (он же 24-й) пояс тот, по середине которого проходит нулевой (гринвичский) меридиан. Его время принято в качестве всемирного времени. Счет поясов ведется с запада на восток. В двух соседних поясах поясное время отличается ровно на 1 ч. Границы часовых поясов на суше для удобства проведены не строго по меридианам, а по естественным рубежам (рекам, горам) или государственным и административным границам. Чтобы перевести местное время во всемирное и обратно, нужно знать угловое расстояние места от начального меридиана, т.е. долготу места. Всемирное время используется в астрономии, в практической жизни оно фактически не применяется. Для перевода местного времени в поясное и обратно, служит формула: Тп = Тм + n – ?, где Тп – поясное время, Тм – местное время, n – номер пояса, ? – долгота.

Цели:

  • Cформировать представления о причинах, вызывающих смену сезонов года.
  • Объяснить особенности неравномерности нагрева земной поверхности.

Оборудование:

  • теллурий;
  • глобусы(на каждую парту);
  • мультимедийный проектор (слайдовая презентация по разделам урока);
  • учебник “Планета Земля” авт. А.А Лобжанидзе, изд-во “Просвещение”, 2006 год;
  • атлас “Планета Земля”(серия “Сфера”) стр.2-3.

Ход урока

I. Организационный момент (вводное слово учителя).

II. Проверка - обобщение изученного материала с прошлых уроков.

Задание №1: “Парад планет”. На столе разложены карточки с названием планет и Солнца (“закрытой” стороной) .
10 учащихся подходят к столу, берут карточки, открывают и располагаются по порядку. Каждый учащийся вспоминает одну особую черту “своей” планеты.

Задание №2: Во время выполнения первого задания один учащийся записывает на доске “Наш космический адрес” (Вселенная - Млечный Путь - Солнечная система - Планета Земля и т.д.)

Обобщение. Оценка результатов.

III. Изучение нового материала.

Вам известно, что Земля вращается. Как? (вокруг своей оси) .За сколько полный оборот? (за 24 часа) .

Представимсебе, что Земля остановилась и не вращается вокруг оси. Какие последствия вызовет исчезновение вращения? (Исчезнет отсчёт времени. Не будет смены дня и ночи. На освещённой стороне температура будет выше 100 градусов, а на “тёмной” стороне будут лютовать морозы. Океаны исчезнут - на дневной стороне – высохнут, а на ночной – замёрзнут. На сумеречной стороне будут ураганы, наводнения, а может и землетрясения, сила которых будет неимоверна)

Кроме вращения вокруг оси, Земля ещё как-нибудь движется? (вокруг Солнца)
- За какое время Земля проходит один круг по орбите? Найдите точный ответ на странице 43 учебника. (365 дней, 9 минут, 9 секунд)
- За 4 года набирается один лишний день. Такой год называют високосным.

Рассмотрим положение Земли к плоскости вращения её вокруг Солнца (рисунок № 1 на доске)

Демонстрационный показ с использованием теллурия

1) Вращение Земли вокруг Солнца.

Ось изменяет своё положение? (Нет)
- Одинаков ли угол, под которым падает солнечный свет по временам года? (Нет)

На теллурии отмечены определённые дни, по одному на каждое время года. На какие месяцы они приходятся? (март, июнь, сентябрь, декабрь)
- Эти дни выбраны не случайно. Именно в эти дни Земля занимает уникальное положение по отношению к Солнцу.

Демонстрация на теллурии с остановками на отмеченные дни.

Теперь выпишите в тетрадь дни, отмеченные на слайде. Приложение 1 (Слайд №4)

22.XII – день зимнего солнцестояния (самая длинная ночь и самый короткий день)
21.III – день весеннего равноденствия (день = ночь) . Приложение 1 (Слайд №5)
22.VI – день летнего солнцестояния (самый длинный день и самая короткая ночь) Приложение 1 (Слайд №4)

23.IX – день осеннего равноденствия (день = ночь) Приложение 1 (Слайд №5)

Схема на доске

Посмотрите на слайд. 22 июня северная полярная область Земли освещена? (Да)
- Как называется это время? (Полярный день)
- А в другом полушарии, в южной полярной области? (Полярная ночь)
- Вот так выглядит полярная ночь. Приложение 1 (Слайд №6)
- А так – полярный день. Приложение 1 (Слайд №7)

Обобщение:

Что происходит на Земле в результате орбитального вращения Земли? (Смена времён года)
- Кроме этого на что ещё влияет орбитальное движение Земли? (На продолжительность дня и ночи)
- На дворе ноябрь. Какой особый день ждёт нас в декабре? (День зимнего солнцестояния)
- Как будет располагаться Солнце над горизонтом? (Низко)

А потом вновь начнёт подниматься!

Работа с глобусом

На глобусе перед вами есть линии, которые отмечены пунктирной линией. Назовите их. (Северный и южный тропики, северный и южный полярные круги)
- Это параллели или меридианы? (Параллели)
- Запишем в тетрадь. Полярные круги (66,5 с.ш.,66,5 ю.ш.) Тропики – параллели, где дважды в год Солнце находится в зените (23,5 с.ш.,23,5 ю.ш.) Приложение 1 ( Слайд №8)
- Эти линии делят нашу планету на тепловые пояса. Приложение 1 (Слайд №9)
- Сколько тепловых поясов можно выделит? (5) . Назовите их.
- В каком тепловом поясе мы живём? (В северном умеренном)

Заключение.

Земля вращается не только вокруг своей оси и вокруг Солнца. Она ещё участвует в галактическом движении. Приложение 1 (Слайд №10)
- В учебнике на стр.45 найдите время одного оборота Земли вместе с Солнечной системой вокруг центра Галактики. (220 млн. лет)
- А какова скорость вращения? (250 км/с)
- Но это ещё не всё! Вместе с нашей Галактикой Земля участвует в межгалактическом движении. Приложение 1 (Слайд №11)

Обобщение: - Таким образом, вместе с Землёй мы вращаемся?.. (Вокруг оси, вокруг Солнца, вокруг центра Галактики Млечный путь и участвуем в межгалактическом движении)

Д/з: стр. 42-45. Выделить на к /к полярные круги и тропики.

Тема урока : §9 «Осевое вращение Земли» (урок 2.4 в разделе «Земля во вселенной »)

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Землеведение.

Цель : сформировать представление о вращении планеты Земля вокруг своей оси и географических следствиях вращения Земли вокруг своей оси.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Осевое вращение Земли"»

Вы правильно решили тесты?

  • Вариант 1 1) в) Земля
  • 2) б) 8
  • 3) б) Сатурн
  • 4) б) газовые шары
  • 5) б) Солнце
  • 6) б) созвездие
  • Вариант 2 1в) Бесконечность
  • 2) б)Меркурий
  • 3) б)звезда
  • 4) а) Сатурн
  • 5) в) Меркурий, Венера, Земля, Марс,
  • Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
  • 6) б) НЕТ.



Тема урока: Осевое вращение Земли.


План урока

1.Вращение Земли вокруг своей оси.

2. Географические следствия вращения Земли.


Осевое движение Земли

Сутки (24 часа) – полный оборот Земли вокруг своей оси.


Географические следствия :

1. Из-за высокой скорости вращения (30 км/сек.) вокруг своей оси Земля сплюснута у полюсов и имеет форму геоида.

2. Из-за вращения Земли все движущиеся тела отклоняются в Северном полушарии вправо , а в Южном- влево .


экватор

Северный полюс

Южный полюс

Форма и размеры Земли

Земная ось - воображаемая линия, вокруг которой происходит суточное вращение земли, наклонена к плоскости под углом 66,5°.

Из-за вращения Земли вокруг своей оси она сплюснута у полюсов и имеет форму эллипса (геоида)

Северный и Южный полюсы – точки пересечения оси вращения с земной поверхностью.

Самая длинная окружность Земли – экватор (40 076 км)

Вертикальный (полярный) радиус Земли 6357км

Горизонтальный (экваториальный)радиус Земли 6378 км

Радиус по диагонали 6375 км



3. Из-за осевого вращения Земли происходит


Если смотреть со стороны Северного полюса, то вращении Земли вокруг оси происходит:

А. с севера на юг

Б. с юга на север

В. с запада на восток

Г. с востока на запад


Если смотреть со стороны Северного полюса, то вращение Земли вокруг оси происходит…

В. с запада на восток


А. смену дня и ночи

Б. смену времен года

В. сезон года


Вращение Земли вокруг своей оси определяет:

А. смену дня и ночи


С п а с и б о з а у р о к

м о л о д ц ы