Общие правила разрешения судами трудовых споров. Где рассматриваются трудовые споры между работодателем и работником Суд или комиссия по трудовым спорам


Противоречия между работником и руководством возникают по множеству причин. Решить проблему можно ссылаясь на нормы коллективного договора и контракта между сторонами. В этой статье изучим трудовой спор между работником и работодателем: порядок и сроки рассмотрения.

Трудовой спор между работником и работодателем

Трудовой спор между работником и работодателем подразумевает возникновение между ними неразрешимого несогласия по трудовым вопросам, о которых они сообщили соответствующий орган. Противоречия могут быть в рамках трудового законодательства, других правовых актов по трудовому праву, трудового или коллективного соглашения, контракта, локального нормативного акта. Споры подразделяются на:

  • индивидуальные;
  • коллективные.

Причины возникновения

Когда невозможно решить проблему на месте между сторонами, приходится обращаться в суд. Всегда прибегают к судебному разбирательству, когда затрагиваются такие проблемные вопросы как:

  • восстановление в должности;
  • отказ в приеме на работу;
  • любые формы дискриминации;
  • изменение даты и формулировки основания для увольнения;
  • оплата за время вынужденного прогула;
  • претензии лиц, работающих по трудовому соглашению у работодателей-физлиц, но не являющихся ИП;
  • компенсация работником ущерба, нанесенного компании;
  • нарушение руководством норм при обработке и защите персональных данных работника;
  • разногласия работников религиозных объединений с работодателями.

Кем рассматриваются трудовые споры

Существует 2 органа, по закону наделенных правом разрешения индивидуальных трудовых тяжб, среди которых:

  • комиссия по трудовым спорам;

Сотрудник сам для себя решает, хочет ли он решить мирно решить вопрос и обратиться в комиссию, либо он заведомо не согласен с решением комиссии и сразу обращается с исковым заявлением в суд.

Вопросы к рассмотрению спора комиссией

Трудовой кодекс регламентирует процедуру создания комиссии по трудовым спорам (КТС). Она формируется по желанию любой стороны бессрочно либо на оговоренный период и состоит из равного количества участников:

  1. От работников участники избираются собранием работников.
  2. Представители от руководства назначаются администрацией компании или работодателем-ИП.

КТС имеет своего избранного председателя, его заместителя и секретаря, а также наделена печатью. Все материальное обеспечение работы комиссии осуществляется работодателем. По нормам закона комиссии подведомственны споры работников с работодателем, не перечисленные выше в статье, а именно:

  • обеспечение работодателем приемлемых условий труда, в которых возможно выполнять норм выработки;
  • законное введение и своевременный пересмотр нормирования по оплате труда;
  • внесение изменений в трудовой договор;
  • выплаты за сверхурочные, ночные работы, компенсации за работу в выходные и праздничные дни;
  • оплата труда при простое либо возможном браке продукции;
  • невыполнение норм выработки;
  • применение дисциплинарных взысканий согласно правилам внутреннего трудового распорядка;
  • оплата при выполнении работ разной квалификации, при работе по совместительству, замещении;
  • вопросы премирования в рамках ФОТ;
  • поворот денежных средств, удержанных из заработка подчиненного на покрытие ущерба, причиненного компании;
  • разногласия по поводу ежегодного отпуска, его длительности и оплате, выплате положенной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении. Законом предусмотрены исключения об обязанности работодателя предоставлять работникам отпуск без сохранения заработной платы и такой отказ работник может обжаловать в КТС.

Все прочие разногласия рассматриваются исключительно в судебном порядке.

Порядок рассмотрения спора комиссией

Процедура изучения проблемного вопроса КТС выглядит таким образом:

Шаг 2 – Определение правомочности состава комиссии: по 50 % представителей обеих сторон.

Шаг 3 – Изучение ситуации в присутствии работника или его представителя при наличии письменной доверенности. Если он не явился на заседание комиссии, то оно переносится, а в случае повторного не прихода вопрос снимается с обсуждения. Если же вопрос закрыт, подчиненный вправе в установленный срок направить исковое заявление об изучении трудового спора второй раз.

Шаг 4 – Обеспечить КТС всеми фактами, документами и доказательствами возникшего нарушения, также можно вызвать свидетелей.

Шаг 5 – На протяжении всего заседания комиссии все сведения заносятся в протокол за подписью председателя или заместителя председателя, секретаря и заверяется печатью. Решение принимается тайным голосованием каждого члена комиссии.

Шаг 6 – При наличии подписей всех заседателей заверенные копии бумаги выдают работнику и руководителю фирмы, являющейся стороной спора, в течение 3 дней от даты вынесения решения.

По результатам заседания выносится решение, в котором указывается:

  • наименование компании, ФИО и должность работника, который обратился в КТС;
  • дата обращения и рассмотрения спора, суть вопроса;
  • суть решения и его обоснование согласно закону;
  • ФИО членов комиссии и всех прочих лиц, присутствующих на заседании (свидетелей);
  • результаты голосования.

Решение комиссии подлежит незамедлительному выполнению, в противном случае работнику выдается удостоверение, выступающее исполнительным документом. Если дело перенесено на рассмотрение в суд, такой документ не выдается. За период в 3 месяца работник предъявляет бумагу судебному приставу, который приводит в исполнение в принудительном порядке решение комиссии. Данный срок можно продлить при наличии уважительных причин.

Порядок рассмотрения споров в суде

По закон суд рассматривает индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, представляющего интересы работника, или о инициативе прокурора, если решение КТС противоречит трудовому законодательству. Обоснованные требования работника удовлетворяются судом в полном объеме, среди них:

  • выплата заработной платы и дополнительных компенсаций;
  • оплате разницы в заработке при незаконном переводе;
  • индексация заработной платы;
  • оплате отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск;
  • оплате вынужденного прогула;
  • выплата выходного пособия и сохранении среднего заработка на период поиска работы.

При рассмотрении судом трудовых споров, связанных с отказом в приеме на работу, судья требует, чтобы к исковому заявлению был приложен письменный отказ работодателя заключить с истцом трудовой договор с изложением причин отказа. При несогласии компании выдать подобное письменное решение об отказе, можно прибегнуть к помощи государственного инспектора по вопросам трудовых взаимоотношений. Суд должен принимать во внимание все показания свидетелей и третьих лиц, письменных и вещественных доказательств и всех сведений, непосредственно касающихся дела.

Сроки рассмотрения

В таблице изучим подробные сроки изучения и решения вопросов по трудовым спорам.

№ п/п Инстанция трудового спора Описание процедуры трудового спора
Комиссия ГИТ На то, чтобы обратиться в комиссию по трудовым спорам, работнику отведено 3 месяца со дня нарушения его прав. Читателю важно знать, что комиссия может приступить к изучению его вопроса, даже если срок его обращения истек. Комиссии отводится 10 дней, чтобы изучить ситуацию и принять по ней решение, потом работник вправе обратиться в суд
2 Суд

При несогласии сотрудника с решение комиссии он в течение 10 дней вправе перенести рассмотрение дела в суд. Также на обращение в суд дается 3 месяца со дня нарушения прав работника либо даты, когда он фактически об этом узнал. Если вопрос касается незаконного увольнения, то дается 1 месяц от даты вручения работнику копии приказа об увольнении или выдачи трудовой книжки.

Важно знать, что по поводу расчета выплаты заработка и прочих компенсаций дается 1 год на обращение в суд работнику со дня установленного срока выплаты таких сумм. Если же ущерб нанесен предприятию, то такой же период дается и руководству фирмы на составление иска в суд в отношении взыскания материальных сумм с работника. При нарушении сроков все же суд не может отказать в принятии заявления и при наличии уважительной причины продлевает сроки рассмотрения дела.

В действующем законодательстве есть четкое определение сторон, рассматривающих трудовые споры, а также непосредственно самого понятия подобных взаимоотношений. Так, общепринятое определение трудового спора заключается в том, что они представляют собой различные разногласия между сотрудником и работодателем, находящиеся в неурегулированном состоянии и возникшие относительно применений нормативов трудового законодательство или просто установления условий работы.

Кем рассматриваются споры

Чтобы лучше разбираться в самом вопросе всех возможных трудовых споров, а также правильно выбирать необходимую инстанцию для разрешения соответствующих проблем, следует разобраться в их разновидностях.

Первоочерёдно споры принято подразделять на следующие категории:

Первые затрагивают полномочия, права и интересы трудового коллектива в целом либо определенной его части, кроме того касаются работы профсоюзных органов. Сами по себе они зачастую возникают по вопросам правоотношений работодателя и трудового коллектива, в особенности, когда подписывается коллективный трудовой контракт – в таком случае большинство вопросов, связанных с этим трудовым договором не могут быть решены в индивидуальном порядке.

Кроме того, на практике часты коллективные споры касательно повседневных задач работоспособности предприятия и коллектива, например, вопросы касательно определения норм рабочего дня и перерывов, вопросы касательно мест отдыха для сотрудников. Так, в настоящее время особо актуальны вопросы курения – одни работодатели выделяют специальные места, другие вовсе запрещают курение в ходе рабочего процесса.

Другие споры, касающиеся непосредственно одного сотрудника, являются индивидуальными и в них защищаются исключительно его личные законные интересы.

По характеру споры подразделяются на:

  • Споры касательно либо ;
  • Споры о применении норм и непосредственно законодательства;
  • Споры про установление или регулирование условий быта и труда, которые не урегулированы договором или законодательством.

Кроме этого можно подразделить трудовые споры и по их источнику происхождения. По правоотношениям, которые породили спор, их можно разделить на:

  • Косвенные споры, связанные с вопросами трудоустройства;
  • Споры, истекающие из контроля и надзора за соблюдением нормативов трудового законодательства;
  • Вопросы подготовки и повышения квалификации;
  • О возмещении предприятием вреда (морального, физического), причиненного сотруднику;
  • Споры между работодателями и профсоюзами;
  • Споры между администрацией организации и трудовым коллективом;
  • Вопросы социально-партнерских соглашений.

В зависимости от каждого из вышеперечисленных обстоятельств, будет зависеть, кто рассматривает трудовой спор в данной ситуации. Решение возлагается на различные органы, из которых субъектами, деятельность которых регулируется законодательно, выступают , или же КТС, а также непосредственно районные или другие суды. Общий порядок применяется к большинству возникающих споров и подразумевает первичное обращение к КТС, а при невозможности решить вопрос с помощью КТС – обжалование решения комиссии в судебном порядке. Тем не менее, существует целый ряд аспектов трудовых взаимоотношений, споры относительно которых проводятся исключительно в судебном порядке, без обращения к комиссии.

О рассмотрении трудовых спорах в КТС

Комиссии по трудовым спорам создаются в соответствии с законодательством как по инициативе сотрудника, так и по желанию работодателя. Количество работников в составе КТС всегда должно быть не менее половины, они должны быть избраны непосредственно сотрудниками предприятия. Остальные участники комиссии могут назначаться работодателем. Действовать комиссии могут как в четко определенные сроки, так и постоянно и имеют право рассматривать определенный перечень споров, указанный в ст. 385 ТК РФ . Так, к полномочиям данных внутренних органов предприятия относятся споры:

  • О соблюдении нормативов оплаты труда и порядка их введения и пересмотра;
  • Про соблюдение работодателем надлежащих условий труда;
  • Об изменении трудовых договоров;
  • Про причины невыполнения установленных договором или внутренними актами нормативов выработки, а также про обеспечение работодателем необходимых условий для труда;
  • Относительно вопросов оплаты труда за бракованную продукцию, неполное выполнение обязанностей или вынужденный простой;
  • Про порядок оплаты сверхурочных, начисление компенсаций за выполнение работы в нерабочие дни, указанные в законодательстве;
  • Об оплате работ, требующих различной квалификации или совмещения специальностей, или же заместительства – данный параграф не относится к компетенции комиссии, если он подразумевает изменение тарификации межразрядной разницы;
  • Про возврат денежных средств, которые были удержаны из заработной платы сотрудника для возмещения причиненного работодателю ущерба;
  • Касательно права получения и непосредственно размера премий;
  • Про предоставление плановых отпусков, их оплату и выплату материальных средств как . Но КТС не рассматривают вопросы неоплачиваемого отпуска, помимо отказа работодателя в предоставлении подобного временного освобождения от обязанностей;
  • О наложенных .

Споры, возникающие по всем вышеперечисленным причинам работник имеет право рассматривать только при обращении в КТС в течение трехмесячного срока с момента возникновения обстоятельств, приведших к спорной ситуации. Если комиссия не рассмотрит обращение сотрудника или отклонит его – спор можно передавать для обжалования решения комиссии или рассмотрения в исковом порядке.

Судебное рассмотрение трудовых споров

В большинстве случаев, срок подачи иска в судебную инстанцию относительно невыполнения норм трудового законодательства составляет три месяца с момента появления спорной ситуации. Исключение – споры касательно незаконного увольнения, по которым обращение в суд должно быть зарегистрировано в месячный срок. Указанные сроки могут быть продлены, если у истца был уважительная причина, обуславливающая невозможность подачи такого заявления – данный аспект касается и срока для обращения в КТС. Также, следует отметить моментальное решение большинства вопросов, связанных с незаконными увольнениями и невыплатой причитающихся средств в качестве зарплаты или компенсации – судебное решение в таких случаях вступает в силу непосредственно на следующий день после его оглашения, вне зависимости от того, будет оно оспариваться в апелляционных или кассационных судах.

Индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Статья 382. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Статья 383. Порядок рассмотрения трудовых споров

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 28.02.2008 N 13-ФЗ)

Статья 384. Образование комиссий по трудовым спорам

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 385. Компетенция комиссии по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Статья 386. Срок обращения в комиссию по трудовым спорам

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Статья 387. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Статья 388. Порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам и его содержание

Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении комиссии по трудовым спорам указываются:

наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя - индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, - наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 389. Исполнение решений комиссии по трудовым спорам

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

Статья 390. Обжалование решения комиссии по трудовым спорам и перенесение рассмотрения индивидуального трудового спора в суд

В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу.

Статья 391. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

работодателя - о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры:

об отказе в приеме на работу;

лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Статья 392. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав положением части первой статьи 392 в связи с тем, что жалоба не отвечает требованиям допустимости, а разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду РФ неподведомственно, см. определения Конституционного Суда РФ от 12.07.2005 N 312-О и от 20.12.2005 N 482-О.

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Статья 393. Освобождение работников от судебных расходов

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 394. Вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в пользу работника указанных в части второй настоящей статьи компенсаций.

В случае признания увольнения незаконным орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может по заявлению работника принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.

В случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.

Если увольнение признано незаконным, а срок трудового договора на время рассмотрения спора судом истек, то суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора.

Если в случаях, предусмотренных настоящей статьей, после признания увольнения незаконным суд выносит решение не о восстановлении работника, а об изменении формулировки основания увольнения, то дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом. В случае, когда к моменту вынесения указанного решения работник после оспариваемого увольнения вступил в трудовые отношения с другим работодателем, дата увольнения должна быть изменена на дату, предшествующую дню начала работы у этого работодателя.

Если неправильная формулировка основания и (или) причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Статья 395. Удовлетворение денежных требований работника

При признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере.

Статья 396. Исполнение решений о восстановлении на работе

Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.

Статья 397. Ограничение обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры

Обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему в соответствии с решением органа по рассмотрению индивидуального трудового спора, при отмене решения в порядке надзора допускается только в тех случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных документах.

Трудовое законодательство РФ регламентирует трудовые правоотношения между работником и работодателем, а также устанавливает возможность защищать свои права каждой из сторон данных правоотношений любыми законными способами. Регламентация споров проходит в рамках ТК РФ, а также некоторых положений Конституции, которые прямо или косвенно устанавливают права трудоспособного населения на защиту собственных интересов в сфере данного рода правоотношений.

При разрешении трудовых споров действия работников, работодателей или их представителей, а также проверяющих органов определены в соответствии с видом спора.

В законодательстве РФ устанавливается два вида трудовых споров:

  1. Индивидуальный, который вытекает из конфликта интересов одного из сотрудников организации и ее руководства. Они могут решать споры как лично, так и посредством привлечения представителей.
  2. Коллективный, который устанавливается при конфликте нескольких работников, а равно и профсоюза, и руководства предприятия. В данном случае также возможно личное представление своих интересов, а также привлечение третьих лиц в виде представительства.

Органы для решения ситуации определяются в зависимости от вида конфликта и назначаются в соответствии с нормами действующих положений трудового законодательства и иных нормативных актов, которые имеют к нему прямое или косвенное отношение.

Что такое трудовой спор

Трудовым спором признается конфликт работника или коллектива сотрудников с руководством организации по поводу осуществления труда, длительности трудового дня, изменения трудового распорядка, оплаты труда и т.д. В каждом конкретном случае трудовой спор представляет собой уникальный конфликт, в котором требования каждой из сторон существенно разнятся.

Конфликт интересов сотрудника и руководства - это уникальные основания для возникновения непреодолимых разногласий между ними, которые выражаются в невозможности договориться мирным путем без привлечения третьих лиц - надзорных или контролирующих органов.

Как правило, перед возникновением спора по той или иной причине, работодатель непродолжительное или относительно долгое время нарушает существенные положения ТК РФ, условия договоров, заключенных со штатными сотрудниками, а также внутриорганизационные положения охраны труда и т.д.

Трудовое правонарушение со стороны работодателя - это фактическое нарушение норм и положений законодательства по соблюдению норм охраны труда на предприятии. Иными словами, под данное определение можно подвести невыплату зарплаты, назначение беременных женщин на ночные дежурства, отсутствие отпусков у работников и т.д.

Индивидуальные трудовые споры

Под индивидуальными трудовыми спорами понимается конфликт интересов одного из сотрудников организации с руководством предприятия по каким-либо правовым вопросам и действиям каждой из сторон.

Регламентация индивидуальных трудовых споров происходит в рамках гл. 60 ТК РФ. Данные положения отражают понятие индивидуального спора, особенности их разрешения, закрепляют положения об органах, занимающихся рассмотрением, а также принятие ими определенного решения и его обжалование одной из сторон.

Ст. 383 ТК РФ устанавливает, что порядок рассмотрения трудового спора индивидуального характера регламентируется действующими положениями ТК РФ, а также отдельными нормами ГПК.

Так, в соответствии со ст. 382, индивидуальный трудовой спор может рассматриваться:

  1. Комиссиями по спорам между работником и работодателем, которые приступают к рассмотрению, если участники трудовых правоотношений либо их представители не смогли договориться о нормах применения трудового права при переговорах.
  2. Судами общей юрисдикции. Они начинают рассмотрение дела в случае, если решение комиссии не удовлетворило одну из сторон.

ТК не устанавливает иные органы для решения таких ситуаций, поэтому при индивидуальном трудовом споре необходимо обратиться в комиссию. После рассмотрения ею дела и вынесения определенного решения, работник или работодатель, а также их представители вправе обратиться в суд за защитой своих прав и интересов.

Обращение в суд должно состояться не более чем за 3 месяца со дня вынесения решения трудовой комиссией, по истечении данного срока обращение в суд не допускается.

Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

Регламентация порядка решения конфликтных ситуаций устанавливается положениями ст. ст. 383-392 ТК РФ.

Данные нормы устанавливают следующую очередность рассмотрения конфликта:

  1. Попытка примирения работника и работодателя при личной встрече или встрече их представителей, которая может закончиться благополучно, и следующие этапы рассмотрения спора просто не потребуются. В случае, если участникам правоотношений не удалось прийти к общему мнению по поводу решения конфликтной ситуации, тогда дело передается на следующий этап рассмотрения.
  2. Следующим этапом рассмотрения конфликта является привлечение комиссии по трудовым спорам. Данный орган образуется из представителей каждой из сторон в равных пропорциях, для комиссии изготовляется печать, и она оснащается всем необходимым для проведения расследования за счет работодателя. По итогу рассмотрения спора комиссия выносит решение о правомерности действий или требований той или иной стороны.
  3. Заключительный этап рассмотрения спора - обращение в суд. Оно допустимо в случае, если рассмотрение спора комиссией было проведено с нарушением законодательства, тайны голосования или срока рассмотрения. Также основанием для обращения в суд служит несогласие одной из сторон с принятым комиссией решением.

Каждый следующий орган приступает к рассмотрению только в случае, если предшествующим органом были допущены какие-либо нарушения при принятии решения о правомерности требований сторон, либо в случае, если один из участников конфликта полностью или частично не согласен в вынесенным решением.

В иных случаях перешагнуть через какой-либо этап или орган нельзя, так как законодатель четко определил последовательность решения конфликтов работников и руководителей организации.

Коллективные трудовые споры

Особенности рассмотрения коллективных трудовых споров закреплены в гл. 61 ТК РФ. В соответствии со ст. 398 под коллективным трудовым спором понимается конфликт интересов группы сотрудников и руководства либо их представителей, основанием возникновения которого стало установление новых и изменение прежних условий трудовой деятельности, положений коллективных и иных договоров, а также в случае отказа принять во внимание какие-либо решения или мнения профсоюзной организации предприятия.

Коллективные трудовые споры рассматриваются путем введения примирительных процедур, к которым относятся:

  1. Произведение рассмотрения конфликтной ситуации посредством примирительной комиссии, которая создается на небольшой срок специально для решения, возникшего между работниками и работодателем конфликта.
  2. Привлечение посредника для решение возникшей конфликтной ситуации, который должен по мере своих возможностей привести стороны к наилучшему решению. Данное лицо может и должно пользоваться всеми доступными методами, не запрещенными действующим законодательством, для решения вопросов сторон с наибольшей выгодой для каждой из них.
  3. Последним этапом рассмотрения конфликтной ситуации признается трудовой арбитраж. Данный орган создается с помощью участников спора, а также специально уполномоченных государственных органов.

Переход дела к следующему органу, осуществляющему рассмотрение дела, возможен только при отсутствии удовлетворительного решения для обеих сторон от предыдущего. Такой порядок действий определяется в ст. ст. 402-404 ТК РФ.

Трудовая комиссия

Трудовой комиссией признается орган контроля работодателя и работников по поводу соблюдения норм законодательства в сфере трудовых правоотношений.

Контроль осуществляется путем проведения проверок и иных действий, направленных на искоренение нарушений в трудовой сфере со стороны предпринимателя или руководителя организации, а также в случае возникновения конфликтных ситуаций между сторонами трудового права.

Комиссия рассматривает трудовые споры на основаниях, закреплённых в ст. 382 ТК РФ.

Для вынесения справедливого решения, комиссия по рассмотрению трудовых споров осуществляет:

  • регистрацию обращений работников о рассмотрении трудового спора с работодателем;
  • тайное голосование всех участников комиссии, с вынесением решения путем подсчета голосов большинства;
  • рассмотрение спора в присутствии его участников или их представителей;
  • вызов свидетелей или специалистов, которые могут пролить свет на обстоятельства возникшего конфликта интересов;
  • рассмотрение дела в том случае, если на нем присутствуют более половины членов комиссии;
  • протоколирование процесса рассмотрения для его полного контроля.

В случае, если рассмотрением спора занималась комиссия в составе, равном менее половины ее членов, то принятое решение не подлежит исполнению и решение конфликта переносится в суд. В суд переходит дело и в случае срывов сроков рассмотрения, так как согласно ст. 387 ТК РФ, процесс рассмотрения должен состояться в течение десяти дней с момента подачи заявления.

Разрешение коллективных трудовых споров

Порядок разрешения конфликта группы работников и руководства организации определяется в соответствии с нормами гл. 61 ТК РФ.

Обязательным условием рассмотрения конфликта является проведение примирительных процедур, которые призваны наиболее выгодно решить ситуацию для каждой из сторон.

Первым этапом является создание специальной комиссии, которая должна попытаться донести до каждой из сторон наиболее выгодные положения с точки зрения не только рабочего пространства, но и законодательства. Следующие этапы - привлечение посредника, который действует аналогичным образом, а также создание трудового арбитража. Данный орган в большей мере заинтересован в мирном разрешении ситуации, так как он основывается на базе государственных учреждений контроля за соблюдением норм трудового права.

Если по каким-либо причинам примирительные процедуры не принесли желаемого результата, работники имеют право объявить забастовку.

Забастовкой признаются действия работников, которые по собственному желанию отказались исполнять трудовые обязанности на временной основе до момента принятия их требований работодателем и полного разрешения ситуации. Забастовка является последней мерой, которую можно использовать для влияния на решение работодателя, так как она влияет не только на общий трудовой процесс предприятия, но и на экономику организации и ее стоимость. В данной ситуации, необходимо рационально решать конфликт, используя все возможные мирные способы.

Судебное разрешение трудовых споров

Рассмотрение конфликтов сотрудника и работодателя в судах возможно только в том случае, если спор носит индивидуальный характер. В случае с коллективными претензиями привлечение судебных органов не допускается.

Заинтересованная сторона может обратиться в суд с соответствующим заявлением, в случае:

  • нарушения сроков вынесения решения комиссией по трудовым спорам, максимально возможное время для этого составляет не более десяти дней с момента обращения сотрудника организации. Обратиться может работник самостоятельно или через своего представителя;
  • несогласия с решением комиссии. При этом в суд подать может не только работник, но и работодатель, который считает, что его интересы были нарушены;
  • прокурорского реагирования на неправомерное принятие решения комиссией.

Судебные органы не вправе назначать рассмотрение спора самостоятельно без какого-либо заявления заинтересованной стороны.

Срок для обращения в суд не превышает трех месяцев со дня наступления конфликта, поэтому заинтересованной стороне необходимо следить за всеми датами в течение которых назревал и решался конфликт. Решение трудовых споров - сложная и длительная процедура, процесс которой полностью зависит об обстоятельств назревшей конфликтной ситуации.

Трудовые споры - это разногласия, возникающие на предприятиях, в учреждениях, организациях между работниками (коллективом работников структурного подразделения или предприятия в целом ), с одной стороны, и работодателем - с другой, по вопросам, связанным с применением законодательства о труде, коллективных, трудовых договоров; правил внутреннего трудового распорядка, нормативных актов либо установлением новых или изменением существующих условий труда.

Классификация трудовых споров - необходимое условие для уяснения порядка их рассмотрения. По своей юридической природе все трудовые споры делятся на две основные категории.

Первую категорию составляют споры искового характера. Предметом такого спора является требование работника (или группы работников ) о восстановлении или признании индивидуальных трудовых прав, которые (действительно или по его предположению ) работодателем нарушены. Стороной, спорящей с работодателем, выступает либо отдельный работник, либо несколько конкретных работников. Например, спор, возникший между работниками и администрацией предприятия по поводу невыплаты заработной платы, к числу коллективных трудовых споров, регулируемых Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", не относится (Определение Верховного Суда РФ по делу № 48Г96-7 от 16 октября 1996 г. ).

Таким образом, можно сделать вывод, что первая категория охватывает все споры, касающиеся применения уже установленных законом (подзаконным актом, договором ) условий труда к конкретным лицам.

Среди причин, порождающих трудовые споры, называются следующие:

  1. причины организационно-правового характера. К ним можно отнести пробелы законодательства, различное толкование отдельных правовых норм и т.п.;
  2. причины субъективного характера. Наиболее часто встречаются такие, как бюрократизм руководителей предприятий, ведомственные интересы, незнание трудового законодательства как представителями администрации, так и работниками;
  3. причины организационно-хозяйственного характера (недостатки в организации труда, практике материального и морального стимулирования, необходимость разрешения социально-экономических вопросов на производстве ).

Органы, занимающиеся разрешением индивидуальных трудовых споров. Порядок рассмотрения споров

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в общем порядке: 1. комиссиями по трудовым спорам (КТС ). КТС - это первичный орган по рассмотрению трудовых споров на предприятиях, в учреждениях, организациях, за исключением споров, по которым установлен иной порядок их рассмотрения. Комиссия избирается общим собранием (конференцией ) трудового коллектива предприятия с численностью работающих не менее 15 человек. Избранными в КТС считаются кандидатуры, за которые проголосовало более половины присутствующих на общем собрании работников. Порядок избрания, численность и состав КТС, срок ее полномочий определяются общим собранием. Далее КТС избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря.

Трудовой спор рассматривается в КТС, если в ходе переговоров с администрацией работник не смог урегулировать возникшие разногласия. Последний имеет право обратиться в КТС в 3-месячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Заявление работника подлежит обязательной регистрации.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, представителей администрации. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины избранных в ее состав членов.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем или заместителем председателя комиссии.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, представителей профессиональных союзов и других общественных организаций. По требованию комиссии администрация предприятия, учреждения, организации (подразделения ) обязана представлять необходимые расчеты и документы.

Комиссия по трудовым спорам принимает решение большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. В решении указываются: наименование предприятия, учреждения, организации (подразделения ); фамилия, имя, отчество обратившегося в комиссию работника; дата обращения в комиссию, дата рассмотрения спора, существо спора; фамилии членов комиссии, представителей администрации и профсоюзного комитета, присутствовавших на заседании; результаты голосования и мотивированное решение комиссии.

Копии решения комиссии в трехдневный срок со дня принятия решения вручаются работнику и администрации предприятия.

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано заинтересованным работником или администрацией в районный (городской ) суд в десятидневный срок со дня вручения им копий решения комиссии.

Решение КТС подлежит исполнению в 3-дневный срок по истечении 10 дней, предоставленных на его обжалование. В случае неисполнения решения в установленный срок работнику выдается удостоверение, имеющее силу исполнительного листа, которое приводится в исполнение судебным приставом-исполнителем в принудительном порядке. Удостоверение не выдается в случае обращения работника или администрации в суд;

2. районными (городскими ) судами (ст. 210-217 КЗоТ РФ ). Непосредственно в районных (городских ) судах рассматриваются споры по заявлениям:

  1. работников предприятий, где КТС не избираются или в силу каких-либо причин не созданы;
  2. работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора (контракта );
  3. администрации о возмещении работником материального ущерба, превышающего его среднемесячный заработок.
Также непосредственно в судах рассматриваются споры об отказе в приеме на работу:
  1. лиц, приглашенных в порядке перевода с другого предприятия, из учреждения, организации;
  2. молодых специалистов, направленных на работу на данное предприятие после окончания высшего или среднего учебного заведения в установленном порядке;
  3. других лиц, с которыми администрация в соответствии с законодательством была обязана заключить трудовой договор (контракт ). Согласно ст. 170 КЗоТ РФ запрещается отказывать в приеме на работу по мотивам, связанным с наличием детей, а женщинам также по мотивам, связанным с беременностью.
В качестве второй инстанции районные (городские ) суды рассматривают трудовые споры по заявлению:
  1. работника, администрации или соответствующего профессионального союза, защищающего интересы работника, являющегося членом этого профсоюза, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам;
  2. прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам противоречит законодательству.
Для обращения с заявлением о рассмотрении трудового спора непосредственно в районный (городской ) суд установлены следующие сроки:
  1. по делам об увольнении - один месяц со дня вручения копии приказа или трудовой книжки работнику;
  2. по делам о взыскании с работников материального ущерба, причиненного предприятию, - один год со дня обнаружения причиненного ущерба.
Заявление о разрешении других категорий трудовых споров подается в районный (городской ) суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Порядок исполнения решений по спорам об увольнении и переводе на другую работу

В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор, немедленно. При вынесении решения о восстановлении на работе указанный орган одновременно принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы. При признании соответствующим органом денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере, но не более чем за три года.

Исходя из утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации № 2 от 22 января 1999 г. Порядка исчисления среднего заработка в 1999 году, этот заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется из расчета последних трех календарных месяцев работы. Для лиц, проработавших на данном предприятии (в организации ) менее трех месяцев, средний заработок определяется из расчета фактически проработанного времени.

В таком же порядке следует определять средний заработок при взыскании денежных сумм за время вынужденного прогула, вызванного задержкой выдачи уволенному работнику трудовой книжки (ст. 99 КЗоТ РФ ), при вынужденном прогуле в связи с неправильной формулировкой оснований увольнения, при задержке исполнения решения суда о восстановлении на работе (ст. 215 КЗоТ РФ ).

Исчисление подлежащего взысканию среднего заработка производится с применением соответствующей индексации.

При взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения неправильным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету. Подлежат также зачету заработная плата за работу в другой организации, если он не работал в ней на день увольнения, а также пособие по временной нетрудоспособности, выплаченные истцу в пределах срока оплачиваемого прогула.

Порядок рассмотрения трудовых споров отдельных категорий работников

Специальную дисциплинарную ответственность несут руководящие работники, избираемые, назначаемые, утверждаемые на должности высшими органами государственной власти и управления РФ и республик в составе РФ, прокуроры, их заместители и помощники (ст. 218 КЗоТ РФ ). Ответственность указанных лиц регулируется Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изм. от 18 февраля 1999 г. ), Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267 "Об утверждении Положения о федеральной государственной службе" (с изм. от 29 апреля 1994 г., 11 января, 9 августа 1995 г. ), Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10 февраля 1999 г. ) и некоторыми др.

Предметом трудовых споров указанных лиц являются споры по вопросам увольнения, изменения формулировки увольнения, перевода на другую работу, оплаты времени вынужденного прогула, наложения дисциплинарных взысканий.

Так, в соответствии с вышеназванным Положением о федеральной государственной службе установлено, что все лица, занимающие государственные должности в Администрации Президента Российской Федерации, Аппарате Правительства Российской Федерации, аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, аппаратах палат Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации и в федеральных органах государственной власти, считаются находящимися на федеральной государственной службе. Отнесение к федеральной государственной службе работы на штатных должностях в других федеральных государственных организациях и учреждениях осуществляется решениями Президента Российской Федерации по представлению Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации. Реестр федеральных государственных служащих утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1994 г. № 33, а Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации - Указом Президента РФ от 11 января 1994 г. № 32.

За неисполнение и ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, превышение должностных полномочий, а равно за несоблюдение установленных Положением ограничений, связанных с государственной службой, на него могут налагаться дисциплинарные взыскания. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено за деяние, за совершение которого законом предусмотрена иная ответственность.

Дисциплинарное взыскание налагается лицом или органом, назначившим государственного служащего на должность. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно, до решения в установленном порядке вопроса об ответственности, отстранен назначившим его руководителем от исполнения должностных обязанностей. Порядок проведения при этом служебного расследования, применения и обжалования дисциплинарных взысканий определяется актами законодательства Российской Федерации.

На работников прокуратуры могут быть наложены дисциплинарные взыскания помимо неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей и за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме.

Наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", может быть применено только с согласия Генерального прокурора Российской Федерации.

Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления ), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.

Понятие коллективного трудового спора, его субъекты

Правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку установлены Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и другими нормативными правовыми актами.

Коллективный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (далее - стороны ) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату ), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

Субъектами коллективных трудовых споров являются:

  1. представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции ) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им;
  2. представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.
К примирительным процедурам в соответствии со ст. 2 вышеназванного Закона относится рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже.

Порядок разрешения коллективного трудового спора

Разрешение коллективного трудового спора условно можно разделить на несколько этапов: 1 этап. Рассмотрение требований работников. На этом этапе проводится общее собрание трудового коллектива, на котором формируются и утверждаются требования работников, направляемые в письменной форме работодателю.

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о своем решении представителю работников в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований.

2 этап. В случае несогласия с решением работодателя по выдвинутым работниками требованиям коллективный трудовой спор подлежит рассмотрению в примирительной комиссии. Согласно Рекомендациям об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 12 марта 1997 г. № 11, примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора между работниками и работодателем. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе. В качестве представителей сторон могут выступать работники как состоящие, так и не состоящие в штате организации.

В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от 2 до 5 представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров.

Представителями работодателя могут выступать руководители структурных подразделений организации, другие работники (юристы, экономисты, социологи, конфликтологи и др. ).

Представителями работников могут выступать члены профсоюзных комитетов организации, а также юристы, экономисты, социологи, конфликтологи и др.

После согласования количественного состава образование примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников или совместным решением сторон. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа или принятия совместного решения о ее создании.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, подписывается представителями сторон и членами примирительной комиссии, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные решением.

Если согласие сторон не достигнуто, то в протоколе следует отразить существо разногласий и позиции сторон, их намерение продолжить примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже. Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

З этап. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника или к рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Согласно Рекомендациям об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 марта 1997 г. № 16, посредник для рассмотрения коллективного трудового спора привлекается по соглашению сторон при недостижении ими согласия в примирительной комиссии. Посредник может быть приглашен по предложениям сторон как независимо от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров (далее - Служба ), так и по ее рекомендации.

Служба - государственный орган, содействующий разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Систему Службы составляют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства Министерства труда и социального развития Российской Федерации и территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров этого Министерства, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров. Служба действует на основании Постановления Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 468 "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров" (с изм. от 21 марта 1998 г. ). Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного согласования с этим лицом, руководителем организации, где он работает, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальным органом по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России оформляется протоколом. Перечень подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым предоставлены Министерством труда и социального развития Российской Федерации полномочия по урегулированию коллективных трудовых споров и осуществлению мер по их предупреждению, утвержден Постановлением Минтруда РФ от 17 декабря 1996 г. № 17 (с изм. от 7 сентября 1999 г. ).

Если в срок до трех дней с момента обращения в Службу (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров, или территориальный орган по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России ) стороны не достигнут соглашения относительно рекомендуемой кандидатуры посредника, он назначается этим органом. О назначении конкретного лица посредником в рассмотрении коллективного трудового спора стороны уведомляются письменно в течение трех дней с момента обращения в соответствующий орган.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется им по соглашению со сторонами. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи календарных дней с момента его привлечения и завершается принятием согласованного решения, оформленного протоколом, который подписывается представителями сторон и посредником.

Трудовой арбитраж создается сторонами и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником, а в случае уклонения работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии - шести рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора.

Трудовой арбитраж создается по соглашению сторон в составе трех человек из числа трудовых арбитров. Кандидатуры трудовых арбитров могут быть предложены непосредственно сторонами из числа работников организаций региона или из числа лиц, рекомендуемых в качестве трудовых арбитров территориальным органом по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России или подразделением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которое возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.

В качестве арбитров могут выступать: хозяйственные руководители, специалисты (экономисты, юристы и т.п. ) организаций, научные работники, представители органов исполнительной власти, работники территориальных органов по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России, специалисты по труду органов местной исполнительной власти, представители профсоюзных органов.

В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются протоколом, подписанным представителями работодателя, представителями работников, представителями территориального органа по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России или подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, информирует в случае необходимости соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора, разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.

Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора оформляются протоколом и приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении.

4 этап. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией ) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов.

Собрание (конференция ) работников, профсоюзной организации считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей от общего числа работников, членов профсоюзной организации (делегатов конференции ).

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции ).

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.

В организациях, филиалах, представительствах, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, при проведении забастовки должен быть обеспечен минимум необходимых работ (услуг ), который определяется соглашением сторон совместно с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг ) устанавливается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.

Основания признания забастовки незаконной

Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной:
  1. если создает реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц (ст. 55 Конституции РФ );
  2. если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров";
  3. забастовка работников Вооруженных Сил Российской Федерации, правоохранительных органов, органов федеральной службы безопасности, - если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства;
  4. в соответствии с Законом РСФСР от 17 мая 1991 г. № 1253-1 "О чрезвычайном положении" на период чрезвычайного положения может устанавливаться запрет на проведение забастовок.
Решение о признании забастовки незаконной принимается Верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора, которое после вступления в законную силу подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

Гарантии, установленные для лиц, участвующих в незапрещенной забастовке

Статьей 18 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" установлены следующие гарантии для работников, участвующих в незапрещенной забастовке:
  1. участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания к расторжению трудового договора;
  2. запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 22 настоящего Федерального закона;
  3. на время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность;
  4. работодатель вправе не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг );
  5. работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ней не имевшим возможности выполнять свою работу, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, предусмотренных законодательством о труде. Работодатель вправе перевести этих работников на другую работу в порядке, предусмотренном законодательством о труде (простой не по вине работника ).