Направления по поддержке государством малого бизнеса. Актуальные государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса. исследовать особенности региональной государственной поддержки и стимулирования малого предпринимательства


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….

1. Государственная поддержка малого предпринимательства в России…………………………

2. Развитие государственной и региональной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации…………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...


ВВЕДЕНИЕ

Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях.

В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Имеются отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.


Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под влиянием многих факторов.

В последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства , особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

В свою очередь развитие малого предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Актуальность темы работы состоит в рассмотрении вопросов эффективной поддержки малого предпринимательства.

То есть к приоритетным отнесены основные сферы деятельности малых предприятий, в продукции которых население ощущает особо острую нужду: продовольствие, ширпотреб, лекарства, бытовые услуги, жилье. В региональных программах могут выделяться и другие приоритетные сферы деятельности малого предпринимательства с учетом состояния и перспектив развития региона.

Другим направлением государственной поддержки является выделение ассигнований из федерального и регионального бюджетов для финансирования программ поддержки малого предпринимательства . При этом, следует отметить, что государственная поддержка развития предпринимательства осуществляется также за счет финансирования и других фондов и федеральных целевых программ . Так, в целях поддержки инновационной деятельности постановлением Правительства РФ создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере .

Государство оказывает помощь фермерским хозяйствам. За счет ассигнований из федерального бюджета предусмотрено возмещение разницы в процентных ставках по льготным кредитам, выданным крестьянским хозяйствам, а также участие в становлении системы крестьянских банков и страховых компаний .

Малым негосударственным предприятиям, участвующим в выполнении государственных оборонных заказов, предоставляется право закупок продукции общепромышленного применения в счет устанавливаемых Министерством экономики РФ специальных квот обязательной продажи этой продукции .

Следует обратить внимание на то, что поддержка предпринимательства является задачей не только центральных, государственных органов, но и в не меньшей степени задачей регионов, в которых в последнее время получили большую самостоятельность.

Государственная поддержка предпринимательства на региональном уровне может включать в себя:

· прямое финансовое субсидирование

· льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов

· передачу предприятиям госимущества, а также ноу-хау, технических лицензий из подведомственного региону госсектора

· обеспечение на льготных условиях совместно с подведомственными организациями госсектора проведения НИОКР

· участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий, ограниченное регулирование в ценообразовании

· формирование и регулирование рынка труда

· частичное обеспечение предприятий дефицитным сырьем и материалами

· предоставление выгодных региональных госзаказов

· упрощенную регистрацию и лицензирование деятельности, и в том числе, в сфере внешнеэкономических операций

· юридический и экономический консалтинг

· содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики

· обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т. д.

· содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций предпринимательства .

Деятельность малого предпринимательства должна быть ориентирована, главным образом, на местный рынок, на решение региональных проблем.

Местные органы власти и управления располагают административными и экономическими рычагами, а также средствами для регулирования предпринимательской деятельности. Практически все органы государственной власти на уровне республик, краев, областей и городов имеют подразделения по экономическому развитию. Главная их цель - способствовать в конкретном регионе развитию предпринимательства, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос, созданию рабочих мест. Региональные органы государственной власти и управления должны определять направления поддержки малого предпринимательства в регионах, а также комплекс необходимых мероприятий, материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет местных источников.

В ряде регионов России разработаны и осуществляются целевые программы поддержки малого бизнеса при долевом участии средств местного бюджета .

Важным документом, направленным на стимулирование предпринимательства, является Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса».

Правительство выделило 1,5 млрд. рублей на создание сети региональных агентств. Примерно столько же средств вложат регионы. Логическим завершением обучения в создаваемых центрах будет разработка предпринимателями бизнес-планов по выбранному направлению деятельности. Разработанные бизнес-планы будут оцениваться с точки зрения перспектив их дальнейшего кредитования крупными коммерческими банками , которые привлечены к учредительству центров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги изучения основных направлений государственной поддержки малого предпринимательства, следует сделать следующие выводы.

Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» принят десять лет назад - 14 июня 1995 г. Практика его применения показала, что необходимо более четко сформулировать полномочия органов местного самоуправления по управлению развитием малого предпринимательства в регионах РФ, определив его функции по разработке и проведению государственной политики в сфере малого бизнеса. Образование самостоятельного органа власти, осуществляющего координацию деятельности по развитию предпринимательства и созданию его инфраструктуры, что позволит сосредоточить внимание на этом важном участке рыночной экономики.

Однако результаты анализа, проведенные в работе свидетельствуют, что он не в полной мере осуществляется финансовое обеспечение федеральной политики в этом деле и плохо выполняет функции заказчика Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Причин тут немало. Одна из них - в последние три года на эти цели практически не выделяются средства из федерального бюджета и других источников, в частности, от продажи государственного имущества на конкурсах и аукционах.

Государственными и муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства являются также фонды, в уставном капитале которых участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований составляет не менее 50%. В соответствии со ст. 118 ГК РФ имущество, переданное его учредителями, является собственностью фонда и используется для целей, определенных в уставе.

Фонды имеют право на предоставление субъектам малого Предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность. Основные задачи Фондов обозначены в п. 3 ст. 8 Закона от 01.01.01 г. Они довольно масштабны и требуют создания специальных хозяйственных обществ, поскольку здесь, как и во многих других случаях, необходимо осуществление предпринимательской деятельности. Возложение ее на некоммерческую организацию в большом объеме и по многим направлениям противоречит самой природе такой организации. Поскольку подавляющее число задач фондов сопряжено с осуществлением постоянной предпринимательской деятельности, постольку федеральный орган исполнительной власти по управлению малым предпринимательством должен иметь для исполнения своих полномочий широкую сеть государственных и иных коммерческих организаций . Подобным же образом в регионах должно строиться взаимодействие между государств енными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными, муниципальными и другими коммерческими организациями, в которых имеется государственное и муниципальное участие.

Связующим звеном между государственными и муниципальными органами, занимающимися развитием и поддержкой малого предпринимательства, и малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями должны стать их союзы (ассоциации). Созданные как общественные объединения , они могли бы обеспечить благоприятные условия для развития малого предпринимательства на местах, добросовестной конкуренции, коллективной защиты их интересов в органах государственной власти и местного самоуправления. Необходимо осуществлять реальную государственную поддержку союзам (ассоциациям) субъектов малого предпринимательства (предоставление помещений и средств связи на льготных условиях, привлечение к разработке проектов законов и иных правовых актов и т. д.).

Необходимо повсеместно создавать Советы по развитию малого предпринимательства, передав им ряд функций, которые сейчас возложены на фонды поддержки малого предпринимательства. На эти органы должны возлагаться функции управления организацией и координацией научных исследований, подготовкой и переподготовкой научных кадров в области малого предпринимательства, организацией сбора и обработкой правовой, патентно - лицензионной и иной информации и т. д. Вовлечение самих субъектов малого предпринимательства, их союзов и ассоциаций, возложение ряда государственных функций на Советы по развитию малого предпринимательства позволило бы постепенно осуществить переход от бюджетного финансирования к самофинансированию и саморазвитию.

В связи с реализацией одобренной Правительством РФ Концепции управления государственным имуществом и приватизации следовало бы осуществить инвентаризацию государственных предприятий и учреждений, коммерческих организаций, в которых доли (акции) принадлежат Российской Федерации, ее субъектам и которые имеют отношение к деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Необходимо разработать комплекс мероприятий по созданию на базе неиспользуемого излишнего государственного и муниципального имущества, незавершенного строительства сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес - инкубаторов, производственно - технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства. В государственных программах среднесрочного и краткосрочного развития экономики России совместно с органом развития малого предпринимательства следует определять ориентиры развития малых предприятий, предполагаемые источники их финансирования.

Целесообразно резервировать для субъектов малого предпринимательства определенную долю заказов на производство и поставку продукции (товаров) и услуг для государственных нужд. Следует установить порядок их участия в размещении государственных заказов . Для повышения эффективности хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и осуществления названного и других требований Закона от 01.01.01 г. необходимо иметь полный реестр малых предприятий и индивидуальных предпринимателей по всей России с учетом федеральных правил и норм законодательства субъектов Российской Федерации. Последние вправе в соответствии со своими полномочиями решать все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, принимая дополнительные меры за счет собственных ресурсов.

Принятие Федерального закона от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» заставляет по-новому взглянуть на проблему участия в этой сфере субъектов малого предпринимательства. Думается, заслуживает обсуждения вопрос о предоставлении иностранным инвесторам определенных налоговых льгот при создании и участии малых предприятий в определенных перспективных отраслях экономики, лизинговых компаниях. Подобный вариант правового регулирования иностранных инвестиций в экономику России является более предпочтительным, чем выступление ФФПМП в качестве гаранта по целевым иностранным кредитам , предоставляемым Российской Федерации на поддержку малого предпринимательства.

В обновленной редакции Закона от 01.01.01 г. желательно конкретизировать нормы федеральных законов об акционерных обществах , обществах с ограниченной ответственностью , установив особенности внесения иностранными инвесторами вкладов в уставные капиталы малых предприятий, порядка выхода иностранного участника из общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества , их реорганизации и ликвидации. При установлении определенных гарантий для иностранных инвесторов организационно - правовая форма малого предприятия получит для них достаточную экономическую привлекательность.

Рассматривая направления взаимодействие органов местного самоуправления Кировской области и субъектов малого предпринимательства, необходима координация работы по подготовке предложений и проектов законодательных актов и иных нормативных документов по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства области, обеспечение согласованных действий региональных представительств и структур федеральных органов, региональных и местных органов власти в вопросах устранения административных барьеров при развитии предпринимательства, разработка мероприятий и механизмов устранения административных барьеров.

Целесообразно проводить анализ деятельность органов и ведомств , взаимодействующих с предпринимательскими структурами по вопросам устранения административных барьеров при развитии предпринимательства на территории Кировской области.

Взаимодействующим с предпринимателями органам местного самоуправления заслушивать отчеты руководителей органов и организаций, деятельность которых создает административные барьеры при развитии предпринимательства; запрашивать и получать от организаций, действующих на территории области, органов местного самоуправления необходимую для ее деятельности информацию, материалы и документы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ФЗ РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 4.06.1995

2. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на годы. - М., 2002.

3. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования // Экономист№4.-С. 45-54

4. Блинов предпринимательство: Теория и практика: Учеб. / - М.: ИТК "Дашков и К", 20с.

5. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит№1 .-С.15-21.

6. Высоков бизнес: made in Russia. - Ростов-на-Дону, 2003.

7. , Горенбург предпринимательство и бизнес-коммуникации. – СПб: Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2003.

8. Местные власти - стимуляторы малого бизнеса // Проблемы теории и практики управления. -2003. - №3. - С. 56-60.

9. О государственной поддержке малого бизнеса в России // ЭкономистN8.-С. 45-51

10. Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. . - Ростов н/Д: Март, 20с.

11. Предпринимательство: Учеб. / Лапуста, М. Г., Поршнев, А. Г., Старостин, Ю. Л., Скамай, Л. Г. - М.: Инфра-М, 20с.

12. Развитие малого бизнеса // Экономика и жизнь№34 . - С.1-3.

13. Рагимов проблемы развития малого предпринимательства в России // Финансы№11.-С. 46-48

14. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства / // Экономист№10.-С. 75-81

15. , Крутш бизнес и инфраструктура. Учебное пособие / Под научной ред. - СПб., Изд-во СПб УЭФ, 20с.

16. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики.- 2001. - №4.-С. 65-83

В 2013 году в Российской Федерации получили государственную поддержку более 250 тысяч предпринимателей на общую сумму, превышающую 10 млрд. рублей. Много это или мало? Думаю много. Более того, сегодня с уверенностью можно сказать, что в ближайшие несколько лет размер финансирование программ государственной поддержки предпринимательства в РФ точно не будет меньше, так как федеральная программа развития предпринимательства подкреплена средствами на сумму более 20 млрд. рублей. Это говорит о том, что еще многие субъекты малого и среднего бизнеса получат финансовую поддержку в ближайшее время.

Государственную поддержку малого и среднего бизнеса можно условно разделить на два вида:

  1. Правовая и информационная поддержка
  2. Финансовая поддержка

К первому виду поддержки следует отнести все общественные организации, организации, созданные при участии государства и работающие на благо развития предпринимательства:

  • Общероссийское объединение предпринимателей «Опора России», основным назначением которой является защита прав и интересов предпринимателей, борьба с коррупцией, создание благоприятного бизнес-климата в российских регионах. Не редко действия «Опоры» влияют на изменения законодательства РФ в пользу предпринимателей;
  • Уполномоченные по правам предпринимателей, действующие во многих регионах нашей страны. Их задача схожа с задачами Опоры, только работает уполномоченный больше для решения локальных задач, то есть проблем отдельного предпринимателя, а не целой страны;
  • Потребительские союзы предпринимателей, создаваемые на основе Закона РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I «О потребительской кооперации в Российской Федерации». Данные союзы создаются для развития коллективной складской инфраструктуры в розничной торговле товарами, для коллективной реализации своей продукции. Зачастую создание потребительского союза является единственным способом борьбы мелкого бизнеса с крупными торговыми сетями;
  • Торгово-промышленные палаты (не государственные некоммерческие организации), которые создаются на основе членства для реализации целей и задач, связанных с предоставлением интересов российских предпринимателей в отношениях с органами власти, помощи в формировании правовой среды и оказании практической помощи предпринимателям в установлении деловых связей с иностранными партнерами;
  • Объединения работодателей, которые призваны защищать интересы работодателей в сфере социально-трудовых отношений. Такие объединения создаются в соответствии с Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»;
  • Некоммерческие организации — Центры развития предпринимательства, создаваемые при участии государства и осуществляющие информационную, консультационную, юридическую, бухгалтерскую и иную помощь предпринимателям. Данные центры функционируют во многих городах и населенных пунктах нашей страны.

Второй вид поддержки, возможно интересующий вас больше, чем первый это государственная финансовая поддержка предпринимательства. Наше государство, по своей сути, осуществляет множество видов поддержки, но наибольший интерес вызывает именно финансовая поддержка бизнеса. Рассмотрим данное направление более подробно.

Как и куда обращаться за финансовой поддержкой?

В каждом регионе есть областное Министерство экономики, под ведомством которого работают департаменты или корпорации развития предпринимательства, а также региональные центры поддержки малого и среднего бизнеса. Они то, в первую очередь и заботятся о процветании предпринимательства в своем регионе, значит, можно смело стучаться в их двери. Не забываем про местную администрацию и районные центы развития предпринимательства, где также можно получить подробную консультацию о мерах финансовой поддержки вашего бизнеса. Участвовать в программах государственной поддержки могут как состоявшиеся субъекты малого и среднего бизнеса, которые работают в своей сфере не один год, так и начинающие предприниматели, которые только собираются зарегистрировать свою деятельность. Основные виды государственной поддержки предпринимательства, действующие на территории РФ (не полный список):

  • Гранты на открытие собственного дела, до 500 000 рублей (раньше было 300 тыс. р.). Программа была открыта в 2011 г., но сегодня действует не во всех регионах РФ;
  • Субсидирование процентной ставки по кредитам, полученными субъектами малого и среднего бизнеса в кредитных организациях РФ, в размере ставки рефинансирования ЦБ (8%). Иными словами, если предприниматель взял кредит под 20% годовых и получил государственную поддержку, то 8% переплаты по кредиту ему будет компенсировать государство. Таким образом, размер переплаты по кредиту составит всего 12%;
  • Субсидирование первого взноса по договорам лизинга до 30%, но не более 1 млн. рублей;
  • Компенсация части затрат, связанных с обучением и повышением квалификации работников;
  • Предоставление субсидий начинающим фермерам (КФХ) до 1,5 млн. рублей в рамках федеральной программы развития сельского хозяйства РФ;
  • Предоставление займов субъектам малого и среднего бизнеса до 3 млн. рублей под 8% годовых, на срок не более 1 года (условия могут отличаться в зависимости от региона);
  • Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства до 1 млн. рублей в целях компенсации затрат на приобретение оборудования по производству теплоэнергии и электроэнергии путём использования альтернативных источников, например пеллет и пеллетных котлов;
  • Поддержка экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего бизнеса (хотя она и не является финансовой). В рамках данной поддержки вам постараются помочь в поиске иностранных партнеров для заключения договоров экспорта и импорта продукции.

Мы не будем подробно останавливаться на каждой отдельно взятой форме государственной поддержки. Разберем лишь один, пожалуй, самый популярный вид поддержки, это гранты на открытие собственного дела. Хотя данная мера поддержки все реже поддерживается региональными и местными властями, и в скором времени должна быть отменена. Гранты на открытие собственного дела (старт-апы) - это безвозмездная помощь начинающим предпринимателям со стороны государства. Это не кредит, который нужно отдавать с процентами, а именно безвозмездная помощь, то есть после получения поддержки вы ничего не кому не должны. Размер субсидии в рамках данной поддержки не большой - до 500 тыс. рублей. Однако не думайте, что получив поддержку, вы сможете потратить её на что угодно. По условиям предоставления субсидии вы обязаны тратить полученные деньги только на приобретение основных средств (указанных в бизнес-плане). Это может быть оборудование, здание, материалы для строительства, автомобиль, с.х. животные. Иными словами вы должны тратить деньги по целевому использованию, согласно бизнес-плану. Проверить вашу честность они смогут, в этом не стоит сомневаться. Основные условия получения грантовой поддержки:

  • Заявитель является начинающим предпринимателем и с момента регистрации, которого прошло не более 1 года;
  • В отношении заявителя не ведется процедур ликвидации и банкротства;
  • Заявителю будет отказано в поддержке, если его дело относится к сфере игорного бизнеса, страхового бизнеса, производству подакцизных товаров.

Приоритет в рамках данной поддержки больше отдается таким сферам бизнеса как производство, строительство, инновационный бизнес, сельское хозяйство, общественное питание. Далее идут сфера услуг, развлечения и на последнем месте торговля (данная сфера перенасыщена). Для получения субсидии (гранта) заявителю необходимо доказать состоятельность своего проекта. Другими словами написать бизнес-план. Примеры бизнес-планов можно изучить на нашем сайте. К пакету документов для получения гранта относятся (на примере Ульяновской области):

  1. Заявление на получение поддержки;
  2. Бизнес-план и смета расходов;
  3. Копии действующих договоров и контрактов (если имеются);
  4. Документы, подтверждающие наличие производственных или офисных помещений, если их необходимость предусмотрена бизнес-планом;
  5. Копии лицензий и разрешений (если требуются);
  6. Анкета заявителя;
  7. Справка о наличие банковских счетов;
  8. Копии учредительных документов (для ООО);
  9. Копию выписки из ЕГРИП (для ИП) или ЕГРЮЛ (для ООО);
  10. Копия свидетельства о регистрации в качестве ИП или юридического лица;
  11. Справка налогового органа на последнюю отчетную дату об отсутствии задолженности по уплате налогов, страховых взносов, пений и т.д.
  12. Расписка заявителя о том, что он ранее не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (более года).

Это обычно основные документы, которые требуются для получения гранта в 500 тыс. рублей. В каждом отдельно взятом регионе перечень документов может быть немного дополнен. Гранты, кстати говоря, могут выдаваться не только областью (министерство экономики), но и разыгрываться на местном уровне, но есть поддержку можно получить в администрации района. Узнать более подробно о всех видах поддержки бизнеса вы можете, обратившись в районный центр поддержки предпринимательства вашего города или поселка. Данные центры создавались государством на территории России еще в 2009 - 2010 годах и их основная идея и цель состоит в помощи субъектам малого и среднего бизнеса. В центре вы можете бесплатно получать бухгалтерские и юридические услуги, а также помощь в составлении бизнес-плана. Если вас интересует статистика по государственной поддержке предпринимательства отдельно взятого региона, то можно посетить Федеральный портал малого и среднего предпринимательства: http://smb.gov.ru/

На данном портале вы найдете подробную информацию о региональных и муниципальных программах поддержки малого и среднего бизнеса, какие органы государственной власти ответственны за выполнение тех или иных программ поддержки предпринимательства, а также о количестве субъектов предпринимательства, которые получили поддержку в вашем регионе. Информация о действующих программах в вашем регионе находится в разделе «Навигатор мер поддержки». Вам нужно только выбрать нужный регион и сайт выдаст перечень мер поддержки малого и среднего бизнеса:

У вас может появится вопрос: Каковы шансы получить поддержку бизнеса без серьезных затрат и стоит ли доверять властям? Получить поддержку реально, причем без коррупционной составляющей. Главное обращаться за поддержкой во время, не стесняясь посещать местную администрацию и стучаться во все двери. Вообще при возникновении серьезных подозрений в неправоте отказов региональных и местных властей в поддержке вашего бизнеса есть один хороший метод, называется: «письмо президенту». И на будущее, старайтесь все ваши движения сопровождать письменными обращениями. Удачи в развитие вашего бизнеса!

Открытие бизнеса с нуля – процесс не только сложный и трудоемкий, но и необычайно затратный. Ввиду этого государство предоставляет финансовую и методическую помощь новичкам в сфере предпринимательской деятельности, помогая им справиться с первыми сложностями, возникающими в период старт-апа.
Сегодня я расскажу об основных направлениях поддержки малого бизнеса, о том, кто может рассчитывать на помощь и как ее получить.

○ Что собой представляет программа поддержки малого предпринимательства?

Программа поддержки предпринимательства – комплекс мер, направленных на развитие и становление малого бизнеса в России.

Нормативное определение понятие выглядит следующим образом:

«Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее - государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также - корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ».
(п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона № 209-ФЗ).

Государство предоставляет регионам разрабатывать собственные местные программы помощи субъектам предпринимательской деятельности, поэтому виды поддержки могут несколько отличаться, но в целом они схожи.

Основные формы поддержки, гарантированные малому бизнесу, предусмотрены в ч. 1 ст. 16 Закона № 209-ФЗ. Рассмотрим их подробнее.

Субсидиарная помощь.

Субсидии на предпринимательство предоставляются на основании ст. 78 Бюджетного кодекса. Поддержка в виде субсидий предоставляет собой безвозмездную целевую помощь на покрытие издержек бизнеса и возмещение недополученных средств. Выделяется она из бюджетов различных уровней.

Основные претенденты на получение субсидий:

  1. Граждане, только начинающие заниматься предпринимательской деятельностью. Помощь выделяется на открытие бизнеса при условии, что кандидат на получение денежных средств предоставит хороший бизнес-план.
  2. Граждане, нуждающиеся в поддержке. Субсидирование предоставляется и бизнесменам, ведущим деятельность уже длительное время. Помощь является целевой, поэтому претенденту придется доказать свою нуждаемость в средствах и обосновать свою пользу для региона.

Обучение и переобучение специалистов.

Оказание поддержки осуществляется преимущественно через центры занятости населения. В них проводятся бесплатные тренинги, семинары, лекции.

Обучение проводится:

  1. Для самих предпринимателей. Новоиспеченных бизнесменов учат вести налоговую и кадровую документацию, помогают реализовать на практике бизнес-идеи, информируют о государственных и региональных программах поддержки, рассказывают, где лучше получить кредиты на предпринимательство.
  2. Для персонала. Создаются условия для переподготовки и получения профобразования.

Организация ярмарок и выставок.

Муниципалитеты способствуют продвижению малого бизнеса в виде организаций для них тематических ярмарок и выставок. Так, в зависимости от региональных особенностей, местными органами власти собираются ремесленные, промышленные, сельскохозяйственные ярмарки, на которые приглашают представителей малого бизнеса, занимающихся этими видами деятельности. Такая организация способствует как продвижению товаров, так и формированию специализации отдельных регионов на тех или иных видах промысла, а также повышает культуру населения.

Для малого бизнеса это отличная возможность воспользоваться бесплатными торговыми местами, найти деловых партнеров, перенять опыт у конкурентов.

Консультирование по возникающим вопросам.

Статьей 20 Закона № 209-ФЗ предусмотрено бесплатное консультирование по правовым или экономическим вопросам. Зачастую оно проводится в центрах занятости населения. Также органы местного самоуправления могут создавать специальные консультационные пункты для субъектов малого бизнеса.

Льготная аренда.

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона № 209-ФЗ малому бизнесу органы государственной и местной власти могут предоставлять в пользование и владение:

  • Оборудование и инвентарь.
  • Землю.
  • Строения.
  • Здания.
  • Машины, установки и механизмы.

Аренда может осуществляться на льготных условиях за определенную плату или на бесплатной основе. Главное требование при этом – целевое использование переданного имущества.

Срок договора не может быть менее, чем 5 лет. При этом если договор является платным, то предполагается постепенное ежегодное увеличение арендной платы: в первый год – 40%, во второй – 60%, в третий – 80%, далее – 100% (Постановление Правительства РФ № 645).

○ Как получить помощь?

Если вы решили открыть свой бизнес, то для получения помощи следуйте следующему алгоритму.

Регистрация деятельности ИП.

Если у вас еще не зарегистрировано ИП, вы можете претендовать на получение помощи на регистрацию бизнеса. На сегодняшний день нет фиксированной суммы субсидии, субъекты РФ устанавливают размеры поддержки самостоятельно. Например, в Москве это 10 200 рублей.

Чтобы получить данные средства необходимо состоять на учете в ЦЗН.

После того, как вас зарегистрируют в качестве безработного, приступайте к разработке бизнес-плана. Это обязательный документ, который требуется для участия в различных конкурсах на получение грантов. Бизнес-план должен предусматривать осуществление деятельности в качестве ИП как минимум на год.

После этого следует открыть ИП. Осуществляется это в местном отделении ИФНС. Регистрация занимает 3 рабочих дня.

После оформления ИП позаботьтесь о том, чтобы вас добавили в Единый реестр малых и средних предприятий. Данные должны быть внесены в следующем месяце после регистрации ИП 10-числа (ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ).

Требующиеся документы.

Чтобы получить компенсацию через ЦЗН за регистрационные действия потребуются:

  • Заявление.
  • Паспорт.
  • Бизнес-план.
  • Справка об открытии банковского счета.
  • Квитанции, подтверждающие расходы.
  • Выписка из ЕГРИП.

После предоставления всех документов с ЦЗН заключается договор, гражданину компенсируют затраты на регистрацию.

Чтобы получить более существенную помощь, следует принять участие в местных или государственных конкурсах на получение грантов. Для этого проработайте до мелочей свой бизнес-план, составьте резюме и подайте заявку на участие в программе.

Куда обратиться за помощью?

Обратиться можно в местный муниципалитет, где вам расскажут о программах, которые проводятся в вашем регионе.

Кроме того, можно самостоятельно поискать различные проекты и конкурсы. Они могут проводиться государственными комитетами, банками, частными субъектами.

Любое государство заинтересовано в развитии предпринимательства. Увеличение количества ведущих активную деятельность маленьких предприятий вызывает улучшение качества жизни граждан и рост экономических показателей в целом. Кроме того, огромные корпорации не могут быстро реагировать на изменения рыночной ситуации и неспособны вовремя удовлетворить изменяющиеся потребности населения.

Поддержка малого бизнеса 2020, гос программы содействия частному предпринимательству - достаточно распространенная практика в западных странах. Чаще всего интерес у властей вызывают небольшие местные компании, улучшающие экономическую ситуацию в отдельно взятом городе: предоставление им различных льгот и субсидий позволяет повысить конкурентоспособность продукции и инвестиционную привлекательность региона.

В России такая форма помощи встречается реже: органы самоуправления на местах обычно не располагают необходимым для реализации подобных мероприятий бюджетом. Тем не менее, отечественные предприниматели могут воспользоваться альтернативным вариантом - внедряемой на федеральном уровне программой содействия развитию МСП, включающей в себя множество способов как финансовой, так и инфраструктурной поддержки вновь созданного бизнеса.

Кто может рассчитывать на помощь?

Изучая государственную политику в отношении частных предпринимателей, можно отметить, что действующие программы финансовой и нематериальной поддержки ориентированы преимущественно на представителей малого и среднего бизнеса. Чтобы выяснить, относится ли отдельно взятая компания к этой категории, необходимо принять во внимание среднесписочную численность работников и объем годового оборота:

Формат предприятия

Таким образом, на получение помощи ИП от государства в 2020 году могут претендовать исключительно указанные субъекты предпринимательства при условии, что они соответствуют некоторым дополнительным требованиям:

  • Срок существования - не более двух лет;
  • Субъект МСП зарегистрирован в налоговой службе;
  • У предприятия нет задолженности по налоговым и фондовым отчислениям.

Средства распределяются между соискателями неравномерно: чтобы повысить вероятность успеха в привлечении стороннего финансирования, предприниматель должен работать в одном из приоритетных на сегодняшний день направлений:

  • Производство товаров первой необходимости;
  • Услуги экологического туризма;
  • Различные направления народного творчества;
  • Агропромышленный сектор;
  • Жилищно-коммунальное хозяйство;
  • Социальное предпринимательство;
  • Научно-техническая сфера.

Где можно получить помощь?

Полномочиями, связанными с решением вопросов о предоставлении помощи предпринимателям, обладают многие инстанции и организации. Каждая из них действует в обозначенной сфере и располагает собственным бюджетом:

  1. Городская администрация. В отделе экономического развития можно получить информацию обо всех видах федеральных и местных программ финансовой поддержки малого бизнеса 2020 года;
  2. Фонды поддержки предпринимательства. Проводят экспертизу представленных предпринимателями проектов и на основании полученных результатов выделяют средства для финансирования малых предприятий;
  3. Торгово-промышленные палаты. Предоставляют бесплатные консультации по вопросам маркетинга, финансов, правовой поддержки и сертификации, а также помогают принять участие в различных федеральных и международных выставках;
  4. Бизнес-инкубаторы. Оказывают начинающим предпринимателям инфраструктурную поддержку, предоставляют площади и оборудование для ведения деятельности;
  5. Венчурные фонды. Определяют наиболее перспективные стартапы и выделяют гранты на поддержку малого бизнеса 2020 года. Приоритетными для фондов являются научно-технические и инновационные проекты.

Виды программ

Программы гос поддержки предпринимательской деятельности 2020 года реализуются на разных административных уровнях. В соответствии с масштабами и объемами финансирования их можно классифицировать как:

Федеральные программы:

  • Предназначены для реализации в масштабах страны;
  • Характеризуются большими объемами финансовой поддержки малого бизнеса в 2020 году;
  • Оперируют средствами преимущественно для масштабных проектов;
  • Реализуют стратегию развития уже работающих предприятий.

Региональные программы:

  • Действуют в границах административных регионов;
  • Оперируют бюджетом конкретного края или области;
  • Предназначены для развития региональной инфраструктуры.

Местные программы:

  • Реализуются для городских или районных предпринимателей;
  • Имеют сравнительно небольшой объем финансирования;
  • Решают местные задачи экономического характера.

Прямая финансовая помощь

При субсидировании средства в рамках программы поддержки малого бизнеса 2020 года выдаются предпринимателю безвозмездно. В иных случаях речь идет о льготных кредитах и займах, предоставляемых на длительный срок по сниженной процентной ставке. Тем не менее, любые формы финансирования имеют оговоренное целевое назначение и сопровождаются документальной отчетностью по установленной форме. Так, деньги можно израсходовать на:

Гранты

Данный вид финансирования доступен не только для бизнесменов, приступающих к регистрации своего первого предприятия, но и для тех, кто занимается коммерческой деятельностью не более двух лет. Проведением конкурсов среди предпринимателей и распределением грантов занимаются:
  1. Департамент по развитию предпринимательства;
  2. Департамент экономического развития;
  3. Местные органы самоуправления;
  4. Фонды поддержки МСП;
  5. Союзы предпринимателей.

Местные власти в начале каждого года уточняют перечень приоритетных видов деятельности: ознакомиться с этой информацией можно на сайте центра поддержки предпринимательства. Чаще всего предпочтительными становятся научные разработки (30% от общей суммы финансирования), проекты с высокой социальной значимостью (30%), производство и агропромышленный сектор (20%), а также торговля (12%). В соответствии с законодательством гранты не могут получить предприятия, производящие подакцизные товары, работающие с недвижимостью или инвестициями, добывающие полезные ископаемые или осуществляющие игровую деятельность.

Разумеется, объем финансирования зависит от бюджета региона. Так, в Москве, Самаре или Перми предприниматель может рассчитывать на 500000 рублей, тогда как в остальных областях размер гранта ограничен на уровне 300000 рублей. Предполагается, что эти средства будут направлены на покрытие 30–50% от общей сметы проекта. Оставшуюся часть денег бизнесмену придется изыскать самостоятельно.

Чтобы подтвердить обоснованность своих претензий на грант, необходимо при помощи документов доказать принадлежность компании к категории МСП по количеству рабочих мест и сумме годового оборота.

Кроме того, предприниматель должен:

  • Предоставить документальное подтверждение отсутствия иной финансовой помощи;
  • Предъявить Свидетельство о регистрации, учредительные документы, бизнес-план;
  • Подтвердить банковской выпиской наличие собственных средств;
  • Запросить справку о положительной кредитной истории в Национальном бюро.

Льготное кредитование

Льготное кредитование - один из возможных выходов для тех, кто не может рассчитывать на иные способы финансовой поддержки государством малого бизнеса 2020. Как и при выделении грантов, вероятность получения ссуды с минимальной процентной ставкой выше у тех, кто работает в приоритетных для государства сферах. К таковым относятся инновации, производство товаров первой необходимости, наукоемкие отрасли, сельское хозяйство.

По вопросам кредитования следует обращаться не только в государственные учреждения и фонды, но и непосредственно в банки или кредитные сообщества: многие из них разрабатывают собственные продукты для предпринимателей. Целевое расходование денег проверяется в любом случае - это может быть:

  • Финансирование приобретения основных средств, производственного оборудования для реализации новых проектов;
  • Возмещение текущих расходов, связанных с проектом (до 30% от суммы кредита);
  • Пополнение оборотных средств.

Кредит предоставляется в форме единоразовой выплаты, возобновляемой или невозобновляемой линии на сумму от 50 миллионов до миллиарда рублей. Срок действия договора может быть любым, однако льготная программа действует на протяжении максимум трех лет. Также для участия в ней предприниматель должен инвестировать в проект собственные средства в объеме:

  • 20% для кредитов на сумму от 500 млн рублей;
  • 20% для кредитов, погашение которых предполагается из прибыли, полученной в результате запуска финансируемого проекта;
  • Без ограничений - для остальных инвестиционных проектов.

Процентные ставки за пользование кредитом устанавливаются для малых предприятий на уровне 11–11,8% годовых, для средних - от 10% годовых.

Микрозаймы

В некоторых случаях предпринимателям для реализации проектов не требуется масштабное финансирование на суммы в десятки миллионов рублей. Альтернативой для желающих получить от 100000 до 3000000 рублей может стать иная форма поддержки малого бизнеса 2020 года - предоставление микрозаймов. Чтобы воспользоваться подобной помощью, предприятие должно работать в одной из следующих отраслей:

  • Агропромышленное производство;
  • Строительство;
  • Товарное производство и переработка продукции;
  • Инновационная и научная деятельность;
  • Сфера услуг.

Заем выдается на срок от трех месяцев до трех лет по ставке 10% годовых. Целевое назначение такого финансирования предполагает:

  • Пополнение товарного запаса и оборотных средств;
  • Аренду или приобретение объектов коммерческой недвижимости;
  • Ремонт объектов недвижимости;
  • Аренду или приобретение коммерческого транспорта;
  • Закупку станков и технологических линий;
  • Закупку сырья и материалов;
  • Рефинансирование ранее оформленных кредитов.

Финансовое учреждение может потребовать обеспечение кредита залогом со стороны предпринимателя. При сумме до 300000 рублей в качестве такового используют либо движимое и недвижимое имущество, либо поручительство. При объемах кредитования, превышающих указанный лимит, применяют эти виды гарантии совместно.

Косвенная финансовая помощь

Нет ничего удивительного в том, что предпринимателей в первую очередь интересует вопрос о том, . Однако на реализацию остальных видов поддержки государство выделяет намного больше средств: данное обстоятельство заставляет задуматься о более внимательном изучении альтернативных видов помощи МСП.

Налоговые каникулы

Первые два года работы малого предприятия можно считать самыми тяжелыми - на этом этапе расходы компании значительно превышают доходы. Поэтому государственной программой поддержки МСП предусмотрены специальные налоговые льготы для малого бизнеса в 2020 году:

  • Для ИП, использующих УСН - возможность снижения ставки с 6% до 1%;
  • Для ИП, использующих ПСН - снижение размера потенциального дохода с 1000000 рублей до 500000 рублей в год;
  • Для ИП, использующих ЕНВД - возможность снижения ставки с 15% до 7,5%.

Начинающим предпринимателям льготы 2020 года могут быть предоставлены без ограничений, поскольку закон продлевает срок действия программы по 2020 год включительно. Дополнительно установлены правила применения налоговых каникул:

  • Снижение ставки допускается только для предприятий, зарегистрированных в первый раз. Действующие ИП такую льготу получить не могут;
  • Для применения специальной ставки налогообложения предприятие должно перейти на ЕНВД, УСН или ПСН не позднее, чем через два года после регистрации;
  • Льготу можно назначать на срок не более двух лет;
  • Налоговые каникулы в 2020 году предоставляется предпринимателям, работающим в социальной, производственной либо научной сферах. При этом доля дохода компании от указанных видов деятельности должна превышать 70% от общей суммы прибыли.

Компенсация ставок по кредитам

Сложно найти какой-либо вид предпринимательской деятельности, не требующий периодического кредитования. Обращаясь в банки, владельцы компаний в отсутствие альтернативы чаще всего вынуждены принимать не самые выгодные предложения. На первый взгляд кажется, что исправить ситуацию невозможно, однако, выход есть и здесь: соответствующая программа государственной поддержки малого бизнеса в России 2020 позволяет в известной степени уменьшить кредитную нагрузку.

Разумеется, возмещение тела кредита по-прежнему остается основной задачей предпринимателя. Но частично компенсировать процентную ставку за пользование кредитом можно и за счет государства. Помощь предоставляется в объеме:

  • 1/3 от установленной на 2020 год ставки рефинансирования (7,75%) для договоров со сроком действия менее двух лет;
  • 1/2 от ставки рефинансирования для кредитов, выданных на срок от 2 до 3 лет;
  • 2/3 от ставки рефинансирования для кредитов, выданных на срок более трех лет.

Цель кредитования имеет значение и в этом случае: средства должны быть направлены на приобретение основных средств, закупку оборудования, сырья и материалов, расширение и реконструкцию производства. Оценка целесообразности выделения помощи проводится на основании приведенных в бизнес-плане данных о социальной и экономической пользе проекта. К социальным критериям относятся:

Не менее важными являются экономические критерии эффективности проекта:

  • Рост финансирования закупки основных средств;
  • Увеличение объема работ;
  • Количественный прирост объема произведенных товаров.

Поручительство по кредитам

Банки в попытке улучшить свои финансовые показатели и уменьшить риски регулярно ужесточают требования к заемщикам из числа субъектов МСП. По этой причине количество владельцев компаний, сумевших обойти все бюрократические препятствия и получить желаемое финансирование, постоянно уменьшается.

Между тем, предприниматели могут воспользоваться действенным способом решения проблемы - государственной программой поддержки малого бизнеса 2020 в области предоставления гарантий по кредитам. Ее реализацией сегодня занимаются финансируемые из федерального или регионального бюджетов фонды содействия предпринимательству.

Приоритетными для них направлениями являются:

  • Производство продукции;
  • Народные промыслы;
  • Научные разработки, инновации;
  • Строительство;
  • Социальный бизнес;
  • Жилищно-коммунальная сфера;
  • Транспортные услуги;
  • Связь и телекоммуникации;
  • Внутренний туризм.

Бизнесменам, работающим в этих отраслях, предоставляется максимальная гарантия, позволяющая получить до 70% от требуемого обеспечения; соответственно, оставшиеся 30% предприниматель должен изыскать самостоятельно. Для неприоритетных отраслей гарантии несколько меньше - в пределах 50%. Кроме того, услуга является платной: за ее предоставление фонд взимает 0,75–1,25% от суммы поручительства.

Кредит в любом случае выдает принимающий участие в государственной программе банк, поэтому заемщик прежде всего должен соответствовать требованиям избранного для сотрудничества финансового учреждения. Что же касается гарантийных фондов, то их условия несколько лояльнее:

  • До обращения в фонд предприятие должно работать не менее полугода;
  • Предприниматель не должен иметь долгов по налогам и платежам в ПФР;
  • Соискатель должен предоставить залог в размере 30–50% от суммы кредита.

Компенсация лизинговых платежей

В качестве альтернативы аренде лизинг стал не только весьма популярным среди предпринимателей способом получения оборудования, но и отдельным эффективным инструментом в перечне программ поддержки малого и среднего бизнеса 2020. По сути, владельцам компаний предлагается механизм частичного субсидирования лизинговых платежей: для получения подобной помощи предприниматель должен обратиться в региональное представительство Министерства экономического развития. Возмещение расходов осуществляется на долевой основе с некоторыми ограничениями:

  • Частичная компенсация первого взноса по заключенному договору лизинга в размере до 50%. Вместе с тем сумма возмещения не должна превышать 500000 рублей;
  • Частичная компенсация регулярных лизинговых платежей в объеме до 2/3 от ставки рефинансирования. Общая сумма субсидии не должна превышать 5 млн рублей.

Поддержку могут получить субъекты предпринимательства, заключившие договоры на лизинг производственного оборудования, станков, технологических линий, грузовых и малотоннажных транспортных средств и машин. Субсидия не предоставляется:

  • Компаниям, приобретающим оборудование для торговой деятельности;
  • Предприятиям, вынужденным оплачивать штрафные санкции по договору;
  • Предпринимателям, не продемонстрировавшим должный уровень социальной эффективности и не создавшим по одному рабочему месту на каждый миллион рублей компенсации;
  • Компаниям, работающим в сферах кредитования и страхования, аудита, управления финансами вкладчиков, азартных игр и тотализаторов, недвижимости и торговли.

Помощь фермерам

Государственная поддержка малого бизнеса в России 2020 включает наличие отдельной программы содействия предпринимателям, работающим в приоритетном для страны агропромышленном секторе. Начинающим фермерам компенсируют до 90% от общей документально подтвержденной суммы расходов на:

  1. Покупку земли сельскохозяйственного назначения;
  2. Строительство дома и обустройство быта;
  3. Проектирование производственных цехов и складов;
  4. Покупку и ремонт производственных цехов и складов;
  5. Строительство подъездных путей к производственным объектам;
  6. Подключение цехов и складов к инженерным сетям;
  7. Покупку сельскохозяйственной и грузовой техники, производственного оборудования;
  8. Покупку посадочного материала;
  9. Покупку удобрений и гербицидов.

Субсидия может быть получена фермерским хозяйством только один раз - в первые полгода работы предприятия. Максимальный объем финансирования достигает 1,5 млн рублей: перечисленные в 2020 году средства необходимо освоить в течение 18 месяцев.

Несколько иначе выглядит помощь для предпринимателей, создающих семейные животноводческие фермы: в этом случае сумма гранта увеличивается до 3 млн рублей, однако, соискатель должен представить доказательство наличия у него собственных средств в объеме не менее 40% от суммарной стоимости проекта. Израсходовать деньги нужно в течение 24 месяцев на заранее оговоренные цели:

  • Проектирование фермы;
  • Строительство и оснащение фермы;
  • Строительство и оснащение цехов для переработки продукции;
  • Покупку и монтаж оборудования для фермы;
  • Покупку сельскохозяйственных животных.

Государственная комиссия в обязательном порядке проводит среди соискателей конкурс. Подготовка фермеров оценивается по следующим критериям:

  • Высшее образование, опыт работы в агропромышленном секторе или ведение собственного подсобного хозяйства в течение 10 лет;
  • Качественный бизнес-план;
  • Собственные средства в объеме 40% от заявленной стоимости проекта;
  • Заключенные с потребителями продукции договоры;
  • Успешная предпринимательская деятельность на протяжении 6 месяцев.

В 2020 году произойдут изменения в механизме выдачи грантов для фермеров. Ожидается, что государство будет перечислять деньги на счет предприятия не одним платежом, а поэтапно, по мере освоения предыдущих частей.

Другие виды помощи

Кроме прямой или косвенной финансовой господдержки малого бизнеса, в 2020 году предпринимателям доступны и другие виды помощи, предполагающие создание более комфортных условий для ведения деятельности.

Аренда муниципальной собственности

Федеральные и местные власти часто располагают недвижимой собственностью, используемой неэффективно либо не используемой вообще. Разработчики программы помощи МСП посчитали целесообразной передачу таких муниципальных объектов в аренду начинающим предпринимателям на льготной основе.

Подобную имущественную поддержку владельцы бизнеса могут получить при заключении арендного договора на срок более пяти лет. Базовые тарифы определяются на основании мнения независимых оценщиков, сформированного в соответствии с ситуацией на рынке недвижимости. Затем эти данные используют для вычисления льготной ставки, действующей на протяжении первых трех лет аренды:

  • В течение первого года тариф составляет 40% арендной платы;
  • В течение второго года - 60%;
  • В течение третьего года - 80%;
  • За четвертый и последующие годы предприниматель платит полную ставку.

Видео по теме

Компенсация участия в выставках

Даже располагающие информацией о действующих программах поддержки бизнеса предприниматели зачастую не знают о подобном виде помощи. На самом деле субъект СПМ может постфактум компенсировать до половины от общего объема расходов, связанных с выставочной деятельностью, при условии, что сумма субсидии не превысит 150 тысяч рублей в год. Возмещению подлежат такие затраты, как:

  • Аренда площади, установка стендов, создание выставочной инфраструктуры;
  • Перевозка экспонатов до места демонстрации и обратно;
  • Организация переговоров, презентаций, печать рекламных материалов;
  • Услуги переводчика.

Для получения компенсации необходимо предоставить в местный Центр поддержки предпринимательства заявление, договор с организаторами выставки, копию документа об оплате участия в мероприятии, а также акт выполненных работ.

Компенсация расходов на обучение

Многие вновь созданные предприятия сталкиваются с проблемой недостаточной квалификации сотрудников. Расходы на их обучение на различных тренингах, семинарах и курсах в первое время могут оказаться нежелательной нагрузкой на бизнес. Между тем, и на этот случай существует программа возмещения затрат: нужно лишь представить в соответствующие инстанции доказательства прохождения обучения в виде оплаченных счетов, дипломов или заключенных с учебными центрами договоров. Субсидированию подлежат 50% издержек на сумму не более 40 тысяч рублей в год.

Разумеется, такую относительно небольшую компенсацию руководство крупного предприятия вряд ли станет рассматривать в качестве серьезной мотивации. Однако следует вспомнить о том, что почти все компании вынуждены регулярно отправлять своих юристов и бухгалтеров на различные семинары, а потому частичное возмещение стоимости обучения можно считать поощрительным бонусом для развивающегося малого бизнеса.

Государственная поддержка малого бизнеса представляет собой комплекс мер, которые направлены на становление, развитие и стабилизацию сегмента малого предпринимательства. Печально, что лишь небольшое количество начинающих бизнесменов имеют представление, на какую помощь они имеют право претендовать и по этой причины многие даже не обращаются за ней.

В данной статье мы разберемся, какие виды государственной поддержки малого бизнеса разработаны, и каким образом ими можно воспользоваться.

Какие существуют программы поддержки малого предпринимательства

Нужно понимать, что государственная поддержка субъектов малого предпринимательства представляет собой не только выделение денежных средств на конкретные цели, но и другие виды помощи, необходимость в которых также высока. В некоторых ситуациях сопутствующая поддержка может быть даже более необходимой, чем деньги.

Каждый субъект Российской Федерации имеет право в рамках реализации программы поддержки малого бизнеса заниматься организацией и проведением своих программ, направленных на оказании помощи предпринимателям.

Виды государственной поддержки малого предпринимательства

Если рассматривать вопрос в общем, то в данной деятельности имеются несколько направлений:

  • Выделение субсидий;
  • Консультации на бесплатной основе специалистов узкого профиля;
  • Организация выставочно-ярмарочной деятельности;
  • Предоставление в аренду помещений для малого бизнеса или земельных наделов;
  • Обучение.

Предлагаем подробно ознакомиться с каждым из вариантов поддержки малого предпринимательства на государственном уровне.

Субсидирование

Данный вид государственной помощи является наиболее востребованным на сегодняшний день. Субсидии можно получить на разные цели, так как данная программа ведется по разным направлениям. Государственная с одной стороны, нацелена на тех граждан, в планах которых открыть собственное дело. С другой стороны, субсидия может быть направлена на развитие производственной базы существующего бизнеса или на его модернизацию.

Если вы только планируете открыть собственное дело и находитесь в поисках финансовой помощи, то денежные средства будут выделены на проекты с видимой перспективой. Для начала понадобится собрать веские доказательства и обосновать, что ваш бизнес необходим в регионе, где планируется развернуть предпринимательскую деятельность.

Также нужно убедить государство, что вы полностью уверены, что бизнес окупится, и предусмотрели все возможные риски.

Если вы уже долгое время занимаетесь бизнесом и срочно понадобились деньги на его модернизацию, то в этом случае также можно рассчитывать на помощь от государства. К примеру, вам понадобилось открыть новое направление или купить современное оборудование. В этом случае субсидия позволит компенсировать частично затраты предпринимателя, которые уйдут на эти цели. Это может быть:

  1. Оплата лизинговых платежей;
  2. Погашение кредитов;
  3. Открытие новых филиалов бизнеса с созданием дополнительных рабочих мест;
  4. Проведение коммуникаций;
  5. Прочее.

Стоит знать, что когда комиссия будет рассматривать вашу заявку и принимать решение о выдаче субсидии от государства, то помимо перспектив вашего дела будет учитываться и его приоритетность для региона, где оно запускается. Чаще всего среди таких направлений деятельности можно выделить: медицинскую, инновационную, культурную, образовательную, сельскохозяйственную и т.п.

Консультирование

В каждом населенном пункте имеются службы занятости, различные некоммерческие структуры, фонды поддержки малого и среднего предпринимательства. На их базе организовываются пункты помощи по многим специфическим моментам, которые волнуют начинающих бизнесменов. В данных организациях вы можете рассчитывать на помощь экономистов, юристов, профессиональных бухгалтеров, специалистов в области занятости и труда. Причем за данные консультации платить ничего не требуется. Поэтому данные меры государственной поддержки малого предпринимательства также востребованы и пользуются спросом.

Организация ярмарок и выставок

Этот вид поддержки малого бизнеса на государственном уровне дает возможность новоиспеченным предпринимателям сократить затратную часть на рекламную компанию выполняемых работ (оказываемых услуг) или демонстрацию своего товара потенциальным покупателям. Также данный вид поддержки позволяет обменяться опытом с другими субъектами хозяйствования, которые занимаются аналогичным видом деятельности или сопутствующей ей.


Вдобавок, организация ярмарок и выставок предполагает предоставление бесплатной площадки для торговли, дающей возможность за короткий срок продать часть представляемого товара. Всего за несколько дней ярмарки или выставки начинающий предприниматель может найти партнеров и заключить договора на поставку товара или предоставляемые услуги.

Предоставление в аренду земельных участков и помещений

Понятное дело, что получить необходимое для бизнеса помещение или земельный участок в бесплатное пользование не представляется возможным. Но молодым предпринимателям выгодней будет взять в аренду у государства, чем у физических лиц. Недвижимое имущество и земля будут предоставлены на выгодных условиях, и начинающему бизнесмену это позволит сэкономить неплохую сумму.

Обучение

В российских субъектах организовываются всевозможные семинары, тренинги, конференции. По темам, актуальным для первопроходцев в бизнесе, читаются лекции, рассматриваются нововведения и Также они могут понадобиться и тем, кто принял решение расширить свою предпринимательскую деятельность, но не имеет представление, что нужно делать. Вдобавок, подобные занятия позволят узнать много нового в вопросах реализации бизнес проектов практически. Спрос на такое обучение также высок по причине того, что за занятия вам не нужно будет раскошеливаться. На таких курсах можно получить информацию:

  • Об актуальных вопросах планирования предпринимательской деятельности;
  • об отчислениях в страховой и пенсионный фонды;
  • о возможности сокращения затратной части на проведение мероприятий, связанных с маркетингом;
  • об охране труда работников;
  • о вопросах, связанных
  • разобраться с вопросами грамотного ведения кадрового делопроизводства;
  • и так далее.

Как предпринимателям получить господдержку

Выше мы уже рассказали о видах государственной поддержки малого предпринимательства, предлагаем разобраться с тем, каким образом начинающим бизнесменам получить помощь на развитие уже имеющегося дела или на его открытие с нуля. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства становится возможной в случае если новое предпринимательство зарегистрировано согласно действующему законодательству.

На первом этапе нужно зарегистрировать свое предприятие в государственном реестре, предоставив необходимый пакет документов в региональный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. В данном учреждении вам будет доступна детальная информация, какие на момент обращения проводятся мероприятия и какие планы на ближайшую перспективу. Вдобавок, вас проконсультируют о том, какой пакет документов понадобится и куда его нужно отнести, чтобы в данных мероприятиях можно было принять участие.

Заостряем внимание, что все виды поддержки материального характера проводятся посредством проведения конкурса, и чтобы получить доступ к денежным средствам, понадобится выиграть конкурс.

Разрабатываем бизнес-план

Часто бывает, что для этого нужно иметь внушительный пакет документов, и самым важным в списке является бизнес-план. В большинстве случаев, опираясь именно на него, будет принято решение о том, рационально ли выделить вам финансовые средства на открытие собственного бизнеса или на развитие уже действующего дела. Именно по этой причине вам нужно детально проработать этот документ и уделить ему максимум внимания. Если есть возможность, можно заняться планированием самому, а в случае необходимости воспользоваться услугами специалистов.


Рекомендуем к составлению бизнес плана отнестись со всей серьезностью, не преувеличивать своих реальных возможностей и не писать сомнительные цифры и данные. Помните, что оценивать ваш бизнес план будут профессионалы, прекрасно разбирающиеся в данных вопросах. Они сразу определят, какие результаты от проекта можно ожидать – будет ли реальный результат, или все написанное представляет собой грезы, которые никогда не осуществятся?

Когда вы будете подавать заявку, не забывайте, что денежные средства, которые будут выделены вам в рамках государственной поддержки, являются целевыми, и по этой причине вы обязаны предоставить точную информацию, куда эти деньги будут потрачены в том случае, если их вам выделят.

Следует заострить внимание на том, что государственная поддержка осуществляется лишь при условии, что бизнесмен представит финансовый отчет по тратам за каждый выделенный рубль и в случае, если государственные деньги были израсходованы не на обозначенные цели, они подлежат обязательному возврату.

Приоритетные направления деятельности предпринимателей в рамках господдержки

Выше мы уже вели разговор о том, что комиссия отдаст свой голос в решении о выдаче субсидии тем предпринимателям, которые запланировали начать или развивать дело по одному из направлений, являющихся приоритетными для конкретного региона. В каждом субъекте РФ занимаются разработкой таких направлений, но по большей мере они имеют много схожего. Если у вас еще не имеется четкого плана, чем заняться, то мы предлагаем ознакомиться с некоторыми видами деятельности, занимаясь одной из которых реализуется государственная поддержка субъектов малого предпринимательства. Рассмотрите их и выбирайте, чем вы хотите заниматься:

1. Организация производства товаров промышленного назначения. Развитие предпринимательства среди молодежи и развитие инновационного предпринимательства. Заостряем внимание, что, даже учитывая то, что упомянутые в данном пункте виды деятельности сами по себе уже представляют собой приоритетные направления, шансы возрастут на производстве, к примеру, продукции, которая ориентирована на экспорт. Вдобавок, производство любых товаров, которые в ближайшем будущем могут стать предметом международной торговли, является еще одним направлением деятельности, находящимся в приоритете. Поэтому, если ваша будущая предпринимательская деятельность будет связана с производством, вам нужно проанализировать ситуацию и задуматься, может ли ваша продукция заинтересовать иностранных контрагентов.

2. Сельскохозяйственная деятельность. Сюда можно отнести деятельность по сбору и переработке дикоросов и сельскохозяйственной продукции.

3. Туризм. Здесь ситуация немного сложней. Привычная туристическая деятельность, связанная с поездками за пределы государства – освоенная ниша бизнеса. А вот с организацией туризма внутри России дела обстоят намного печальней. Итак, в данном случае приоритетным направлением будет являться деятельность по развитию туристической отрасли внутри страны.