Конкурс на замещение вакантной должности как основание заключения трудового договора с госслужащими. Условия конкурсов на замещение вакантных должностей Конкурсы на проведение вакантных должностей


В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено данной статьей.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок замещения вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов, являются:

    Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ);

    Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» ;

    Приказ Федеральной службы судебных приставов от 29.03.2007 № 107 «Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.04.2007, регистрационный № 9360).

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы в УФССП России по Москве образована Конкурсная комиссия Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве.

В состав Конкурсной комиссии входят представители отделов аппарата Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве.

Состав Конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые Конкурсной комиссией решения.

Конкурс проводится в два этапа.

На первом этапе Управление государственной службы и кадров Федеральной службы судебных приставов организует:

    размещение информации о проведении конкурса на официальном сайте УФССП России по Москве в сети Интернет;

    проверку представленных документов и достоверности сведений, представленных гражданином или гражданским служащим;

    проверку соответствия квалификационным требованиям (уровень и характер знаний и навыков, образования, стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы гражданина (гражданского служащего) по специальности);

    с согласия гражданина (гражданского служащего) проведение процедуры оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений.

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, в течение 21 дня со дня объявления о приеме документов для участия в конкурсе представляет в отдел государственной службы и кадров УФССП России по Москве документы по перечню, содержащемуся в подразделе «Формы документов»

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве - главного судебного пристава Российской Федерации по Москве. Отдел государственной службы и кадров УФССП России по Москве обеспечивает получение гражданином (гражданским служащим) документов (об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности), необходимых для участия в конкурсе.

Документы представляются в отдел государственной службы и кадров УФССП России по Москве для проверки полноты, правильности их оформления и достоверности сведений, содержащихся в них. После проведенной проверки документы регистрируются в журнале учета участников конкурса и передаются в Конкурсную комиссию.

В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с законодательством о гражданской службе поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме о причинах отказа в участии в конкурсе. Кроме того, претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса Отдел государственной службы и кадров Федеральной службы судебных приставов уведомляет уведомление о дате, месте, времени и условиях его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе. Уведомление может осуществляться как в письменной форме, так и в устной форме (по телефону).

На втором этапе Конкурсная комиссия на основании представленных кандидатами документов об образовании, прохождении государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также по результатам конкурсных процедур оценивает их знания, навыки и умения (профессиональный уровень). Конкурсными процедурами могут быть тестирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата, индивидуальное собеседование и другие, не противоречащие нормативным правовым актам Российской Федерации, конкурсные процедуры. Применение всех перечисленных методов не является обязательным. Необходимость, а также очередность их применения при проведении конкурса определяется Конкурсной комиссией. В случае выявления победителя конкурса на вакантную должность одним из них (например, тестированием) конкурс может считаться завершенным.

В УФССП России по Москве конкурс проводится, как правило, в устного опроса. Опрос кандидатов на конкретную вакантную должность проводится по единому перечню теоретических вопросов, заранее подготовленному структурным подразделением, в котором имеется вакантная должность.

Оценка опроса проводится по количеству правильных ответов. После оценки всех участников конкурса и подсчета набранных ими баллов Конкурсная комиссия определяет победителя конкурса. Победившим в конкурсе считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов. Результаты голосования и решение Конкурсной комиссии заносятся в протокол заседания, который подписывается всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании.

По результатам конкурса не позднее чем через месяц после его проведения издается приказ Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса. О результатах конкурса кандидаты, участвовавшие в конкурсе, уведомляются в течение дня его завершения под роспись в журнале учета участников конкурса. Информация о результатах конкурса размещается на официальном сайте Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве в сети Интернет.

По желанию лиц, участвовавших в конкурсе, им выдается выписка из протокола заседания Конкурсной комиссии.

Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, руководитель УправленияФедеральной службы судебных приставов по Москве - главный судебный пристав Москвы может принять решение о проведении повторного конкурса.

Документы участников конкурса могут быть возвращены им по письменному заявлению на имя руководителя Федеральной службы судебных приставов по Москве - главного судебного пристава Москвы в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве УФССП России по Москве, после чего подлежат уничтожению.

Расходы, связанные с участием кандидатов в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и другие), осуществляются ими за счет собственных средств.

Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение Конкурсной комиссии в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

"Отдел кадров коммерческой организации", 2012, N 6

ПРОВОДИМ КОНКУРС НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНОЙ ДОЛЖНОСТИ

Одним из немаловажных факторов успешной деятельности организации является грамотный подбор персонала. Как правило, он осуществляется по результатам собеседования, которое может проводиться в несколько этапов. По сути собеседование можно назвать конкурсом, проводимым с целью оценки профессионального уровня претендентов на определенную должность. Избрание по конкурсу на замещение вакантной должности - один из видов заключения трудового договора, установленных ст. 16 ТК РФ. В данной статье рассмотрим, в каком порядке может проводиться такой конкурс в коммерческих организациях, какими документами он должен устанавливаться и в чем заключаются его особенности.

Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом.

В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

Избрания на должность;

Избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

Назначения на должность или утверждения в должности;

Направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;

Судебного решения о заключении трудового договора.

Также трудовые отношения между работодателем и работником возникают при фактическом допущении последнего к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, если трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Чтобы избежать путаницы понятий "избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности" и "избрание на должность", внесем ясность.

Такое основание заключения трудового договора, как избрание на должность, применяется, как правило, для руководящего состава организации: директора, членов совета директоров или другого выборного органа. Например, согласно п. 3 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) единоличный орган (директор, генеральный директор) и (или) коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) избираются общим собранием акционерного общества, если решение данного вопроса не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета). В основном срок полномочий на выборной должности директора (генерального директора) ограничен, поэтому в результате избрания с ним заключается срочный трудовой договор.

Избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности может проводиться на любую должность. Это могут быть должности руководителей филиалов, заместителей руководителя, начальников отделов, таких специалистов, как главный бухгалтер, юрист, и др. Законодательно обязанность по проведению конкурса на замещение определенных должностей установлена для:

V государственных служащих - Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О

государственной гражданской службе Российской Федерации";

V муниципальных служащих - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об

общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации" и законы субъектов РФ;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V научно-педагогических работников - Федеральный закон от 22.08.1996

N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V судей - Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской

Федерации";

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V работников таможенной службы - Федеральный закон от 21.07.1997

N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"; и др.

В силу ст. 18 ТК РФ трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.

Таким образом, если на организации не распространяются нормы указанных или иных нормативных правовых актов, перечень должностей и порядок проведения конкурса должны определяться в уставе (положении) организации. При этом непонятно, какое положение имеется в виду: положение как учредительный документ, так как в силу ст. 52 ГК РФ юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, кроме устава может действовать на основании положения, или положение как локальный нормативный акт организации. Если в данной норме говорится о положении как учредительном документе, то требование о наличии перечня и порядка проведения конкурса создает для работодателя коммерческой организации определенные сложности, поскольку придется вносить соответствующие изменения в устав. Но если руководствоваться, например, п. 3 ст. 11 Закона N 208-ФЗ, в уставе акционерного общества помимо наименования общества и места его нахождения должны указываться сведения:

V о типе общества (открытое или закрытое);

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

привилегированные) акций и типах привилегированных акций, размещаемых

обществом;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V о правах акционеров - владельцев акций каждой категории (типа);

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V о размере уставного капитала общества;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V о структуре и компетенции органов управления общества и порядке

принятия ими решений;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V о порядке подготовки и проведения общего собрания акционеров;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V о филиалах и представительствах;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V иные положения, предусмотренные данным Федеральным законом и иными

федеральными законами.

Исходя из этого устав не регулирует трудовые отношения (за исключением отношений с руководителем общества, его образования и порядка прекращения полномочий), а определяет правовое положение юридического лица и отношения между участниками и этим лицом.

Кроме этого, регулирование трудовых отношений осуществляется ТК РФ, законами РФ и субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими указанные нормы.

Примечание. В силу ст. 275 ТК РФ в учредительных документах (соглашении сторон) должен указываться срок действия срочного трудового договора с руководителем организации. А если заключению трудового договора предшествует процедура проведения конкурса, избрания или назначения на должность, она также может быть установлена учредительными документами организации.

Смысл ст. 18 ТК РФ заключается в том, что определение перечня должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка конкурсного избрания на эти должности в уставе (положении) порождает обязанность работодателя заключить трудовой договор с лицом, выигравшим конкурс. Данная обязанность возникает у работодателя, только если перечень и порядок проведения конкурса определены законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации.

Таким образом, работодатель может установить и перечень должностей, подлежащих замещению, и порядок проведения конкурса любым локальным нормативным актом, например положением о проведении конкурса, утвержденным приказом руководителя.

Цели и задачи конкурсного отбора

Итак, несмотря на первоначальные трудности, с которыми придется столкнуться работодателю при разработке приемов и методов конкурсного испытания, конкурсный отбор персонала на замещение вакантной должности имеет свои преимущества перед простым собеседованием. Проведение конкурса способствует:

Поднятию престижа должности с целью привлечения наиболее квалифицированного работника;

Привлечению большего количества кандидатов;

Карьерному росту сотрудников;

Объективности оценки кандидатов;

Четкой организации процесса приема.

Основной целью проведения конкурса является отбор кандидатов, наиболее подходящих для замещения вакантных должностей, соответствующих квалификационным требованиям, установленным Единым тарифно-квалификационным справочником, должностными инструкциями и условиями конкурса.

К основным задачам проведения конкурса можно отнести формирование высокопрофессионального кадрового состава и совершенствование работы по подбору и расстановке кадров. Для достижения поставленных задач при установлении конкурсной процедуры разрабатываются:

1. Процедура оповещения о проведении конкурса.

2. Порядок создания и определения полномочий конкурсной комиссии.

3. Механизм и методы проведения конкурсных испытаний.

4. Критерии оценки конкурсантов по итогам конкурса.

5. Порядок информирования о результатах конкурса.

Порядок проведения конкурса

Итак, конкурс на замещение должностей может объявляться в случае появления вакансий, образования новых должностей или кадровых передвижений при отсутствии полноценного резерва. При этом в организации может быть утвержден перечень работников, имеющих право выступить с инициативой о проведении конкурса (директор организации, начальники подразделений, начальник отдела кадров, руководитель филиала и др.).

Конкурс может быть:

Внутренним - если в нем могут участвовать только сотрудники организации;

Внешним - участие в нем принимают только внешние претенденты;

Смешанным - участвуют и те, и другие.

Рассмотрим примерный порядок проведения конкурса для коммерческой организации, используя при этом положения, утвержденные нормативными правовыми актами РФ.

Итак, проведение конкурса можно разделить на несколько этапов.

1. Подготовительный этап. Определяются должности, на замещение которых будет проводиться конкурс, издается приказ о проведении конкурса, сроках его проведения, составе конкурсной комиссии, о задачах конкурсной комиссии и отдела кадров в рамках проведения конкурса. После издания приказа конкурсная комиссия совместно с отделом кадров разрабатывают процедуру и критерии конкурсного отбора. Комиссия в дальнейшем действует на основании положения о ней.

2. Объявление конкурса. На данном этапе составляется объявление о проведении конкурса, решается вопрос о способах его размещения. Объявление можно разместить на сайте организации, различных сайтах вакансий и предложений по трудоустройству граждан, в периодических печатных изданиях. Кроме этого, поиск кандидатов можно поручить кадровым агентствам. Если работодатель предполагает участие в конкурсе сотрудников организации, информация о конкурсе доводится до их сведения путем размещения на внутреннем сайте или любым другим способом. Данная работа, как правило, осуществляется отделом кадров. В объявлении о проведении конкурса указываются:

Наименование, местонахождение организации и краткие сведения о ней (вид деятельности);

Наименование вакантной должности;

Требования, предъявляемые к кандидату;

Место и время приема заявок с прилагаемыми к ним документами;

Перечень прилагаемых документов, требования к их оформлению;

Срок, до истечения которого принимаются документы;

Дата, время, место и порядок проведения конкурса.

Примечание. Срок, до которого собираются документы, может не устанавливаться. В этом случае прием документов заканчивается, когда набирается достаточное количество претендентов.

К документам, представляемым для участия в конкурсе, относятся:

Личное заявление;

Собственноручно заполненная и подписанная анкета (автобиография);

Копия паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

Копии документов, подтверждающих необходимые профессиональное образование, стаж работы и квалификацию;

Копия трудовой книжки;

Копии документов о профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, присвоении ученой степени и ученого звания, заверенные кадровыми службами по месту работы (службы);

Согласие на обработку персональных данных.

К сведению. Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий, совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации или без их использования, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта этих данных на их обработку (ст. ст. 3, 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных").

3. Прием конкурсных заявок. Их прием и регистрацию осуществляют работники отдела кадров. Они также дают разъяснения по оформлению заявки и прилагаемых документов, проверяют правильность оформления заявок и прилагаемых к ним документов и оказывают иную помощь. Необходимо предоставить каждому претенденту возможность ознакомиться с условиями трудового договора, общими сведениями и основными показателями деятельности предприятия.

До конкурса иногда проводят проверку поданных документов на достоверность содержащихся в них сведений. В случае обнаружения обстоятельств, препятствующих замещению вакантной должности, кандидату может быть отказано в участии в конкурсе. К таким обстоятельствам относятся:

Несоответствие претендента квалификационным требованиям к вакантной должности;

Признание кандидата недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

Лишение его права занимать должности, по которым проводится конкурс;

Наличие заболевания, подтвержденного медицинским заключением и препятствующего исполнению должностных обязанностей.

Если кандидат не в полном объеме представил документы или неправильно их оформил, ему можно дать время для исправления ошибок. В противном случае ему также может быть отказано в участии в конкурсе.

Если в результате проведения третьего этапа конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности, работодатель может принять решение о проведении повторного конкурса. При наличии двух и более кандидатов, допущенных к участию в конкурсе, формируются списки кандидатов и все документы передаются в конкурсную комиссию.

Участникам конкурса, допущенным к его прохождению, рассылаются уведомления о дате, времени и месте проведения следующего этапа конкурса, остальным - уведомления об отказе в участии в конкурсе.

Примечание. Комиссия также может рассматривать документы, не предусмотренные перечнем, такие как рекомендации, характеристики с предыдущих мест работы.

4. Проведение конкурса. На данном этапе конкурсная комиссия оценивает профессиональный уровень кандидатов, их соответствие квалификационным требованиям. Кроме этого, оцениваются личные качества кандидата, опыт предыдущей работы, профессиональные навыки. Проведение конкурса также может состоять из нескольких этапов:

1) анализ представленных документов. Исходные документы дают возможность выявить соответствие образования, квалификации, стажа практической работы, личных качеств кандидата требованиям;

2) предварительное собеседование с кандидатами. В результате составляется психологический портрет каждого кандидата, дается первичная оценка его личности. В ходе собеседования члены комиссии имеют право задавать участникам конкурса любые вопросы, имеющие отношение к новой работе;

3) проведение тестирования и выполнение практических заданий. С кандидатами проводится профессиональное и психологическое тестирование по заранее подготовленному перечню теоретических вопросов, составленных в соответствии с квалификационными требованиями к должности и положениями должностной инструкции. Тесты используются для проверки уровня знаний и навыков, умственных способностей, выявления психологических качеств. Кроме этого, кандидатам могут быть предложены такие практические задания, как подготовка доклада, решение тематических задач;

4) заключительное собеседование. Его цели - детальное ознакомление с личностью кандидата, мотивами его устройства на работу, оценка его способностей и возможности к адаптации на новом месте. В ходе заключительного собеседования члены комиссии формируют окончательную оценку профессиональной подготовленности кандидата, его умения общаться с людьми и т. д. Со своей стороны, кандидаты имеют право изложить свою концепцию деятельности на предлагаемой должности, обосновать свое преимущественное право на ее замещение;

5) принятие решения о победе кандидата.

Примечание. При прохождении конкурсных процедур всем кандидатам предоставляются равные условия.

После заключительного собеседования члены конкурсной комиссии проводят обсуждение каждой кандидатуры, а затем голосование.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 общего числа ее членов. Решения комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов. Кандидат, получивший большинство голосов, считается победившим в конкурсе. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

Решение конкурсной комиссией принимается и обсуждение проводится в отсутствие кандидата. Комиссия может принять одно из следующих решений - кандидат:

Соответствует требованиям для назначения на вакантную должность;

Не соответствует требованиям, предъявляемым для замещения вакантной должности;

Соответствует требованиям для включения в кадровый резерв.

Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются протоколом, который ведется секретарем комиссии, подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании.

5. Заключительный этап. Участники конкурса информируются о его результатах, оформляются трудовые отношения с победителем конкурса.

Информация о результатах конкурса размещается на сайте организации, а кандидатам, участвовавшим в конкурсе, в течение семи дней (другого срока на усмотрение работодателя) направляются уведомления в письменной форме о результатах конкурса - о победе либо об отказе им в назначении на должность и (или) о включении в кадровый резерв.

На основании протокола заседания комиссии руководитель организации издает приказ о приеме на работу и заключении трудового договора с победителем конкурса. В случае отказа кандидата, победившего в конкурсе, заключить трудовой договор на вакантную должность комиссия может предложить должность другому кандидату, получившему наибольшее количество голосов. Если же в результате конкурса не были выявлены кандидаты, полностью отвечающие предъявляемым к должности требованиям, председатель конкурсной комиссии может принять решение о проведении повторного конкурса. Документы участников конкурса возвращаются по их письменному заявлению.

Если по результатам конкурса одинаковое количество голосов получили несколько конкурсантов, на этом же заседании проводятся их повторное обсуждение и голосование. Если и в результате повторного голосования голоса распределились так же, материалы с результатами голосования передаются руководителю организации, который принимает окончательное решение.

Положение о проведении конкурса

Итак, если в организации прием работников на определенные должности осуществляется по результатам прохождения конкурса, порядок его проведения следует закрепить в локальном нормативном акте - положении. При разработке положения о проведении конкурса на замещение вакантной должности предлагаем включить в этот документ следующие разделы:

1. Общие положения. В этом разделе можно указать:

Цели и задачи проведения конкурса;

Основания проведения конкурса (приказ руководителя);

Работников, имеющих право выступить с инициативой о проведении конкурса.

2. Порядок формирования и работы конкурсной комиссии. Здесь прописываются:

Состав комиссии, ее полномочия;

Полномочия председателя;

3. Подготовка к проведению конкурса. В этом разделе отражаются:

Перечень должностей, в отношении которых проводится (не проводится) конкурс;

Способы и сроки размещения объявления о проведении конкурса;

Перечень документов, предъявляемых кандидатами;

Обязанности работников отдела кадров (других работников) по подготовке конкурса.

4. Проведение конкурса. Указываются:

Этапы проведения процедуры конкурса;

Критерии оценки кандидатов;

Методы, применяемые с целью проверки квалификации и личных качеств кандидатов.

5. Заключительные положения:

Порядок принятия решения конкурсной комиссией;

Порядок оформления результатов;

Способ и сроки уведомления конкурсантов;

Кроме этого, в качестве приложений к положению можно разработать образцы конкурсной документации: объявления о проведении конкурса, заявления на участие, уведомления об участии (отказе в участии) в конкурсе, анкеты, резюме, протокола комиссии и т. д.

В заключение отметим, что конкурсный прием персонала на вакантные должности предоставляет более широкие возможности при осуществлении процесса подбора кадров и дает лучшие результаты по сравнению с обычным приемом работников. Поэтому даже в коммерческой организации для замещения некоторых должностей целесообразно установить методику конкурсного испытания.

Л. В.Куревина

Эксперт журнала

"Отдел кадров

коммерческой организации"

Подписано в печать

Методика конкурсного отбора персонала на замещение вакантной должности

Введение

Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. При этом одной из центральных задач является отбор (подбор) кадров.

Комплектование штатов является одним из ключевых элементов работы любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность работы организации и использование всех остальных ресурсов. Поэтому ошибки в подборе кадров могут дорого обойтись организации, а подбор хороших кадров является удачным вложением денег. Для любой организации отбор и обучение работников, не подходящих для выполнения порученной им работы, будет роскошью. Для мелких и средних организаций, особенно в условиях быстро меняющейся и нестабильной среды, эта роскошь просто непозволительна.

К главным факторам, определяющим успешную деятельность предприятия обслуживания, относятся :

1) высокая квалификация, подготовка сотрудников и их мотивация;

2) обеспечение постоянного качества работы;

3) имидж предприятия обслуживания, влияющий на выбор клиента, покупающего его услугу.

Решение о принятии на работу, согласно оценкам специалистов, акция не только существенная, но и имеющая далеко идущие последствия. Актуальность выбранной темы работы заключается в том, что в эффективности процесса отбора кадров и приема на работу заинтересованы как общество в целом, отдельные предприятия, так и конкретные индивиды.

Предварительный обзор литературы показал, что тема отбора персонала, как научное направление, исследована очень хорошо. В большинстве источников литературы (например, в работах,) отбор персонала рассматривается недостаточно глубоко в связи с тем, что авторы в своих работах пытаются рассмотреть все функции по управлению персоналом. Поэтому их исследования по этой теме нельзя назвать достаточными для глубокого анализа. В работах авторов, посвящающих исследования именно подбору и отбору персонала (например,) данная тема, в том числе конкурсный отбор персонала, рассмотрена более глубоко, комплексно. Тем не менее, есть потребность обобщения результатов исследований указанных авторов для системного изложения методики конкурсного отбора.

В соответствии с этим целью настоящей работы является комплексное исследование конкурсного отбора персонала при замещении вакантной должности.

Объектом изучения является персонал малого предприятия ООО "Полярная звезда". Предмет исследований в работе – процесс обеспечения организации кадрами.

Основными задачами работы являются:

1) изучение теоретических основ конкурсного отбора персонала при замещении вакантной должности;

2) разработка методологии конкурсного отбора кадров для ООО "Полярная звезда".

В первой главе работы будут рассмотрены: понятие, сущность и основные этапы конкурсного отбора персонала.

Во второй главе будет разработана методология конкурсного отбора кадров для данной организации, определен экономический эффект от ее внедрения.

И в третьей, заключительной главе будут определены рекомендации по совершенствованию конкурсного отбора персонала предприятия.

1. Методика конкурсного набора персонала на замещение вакантной должности

1.1 Цели и элементы конкурса

Конкурс – соревнование между двумя или более кандидатами на замещение вакантной должности .

Конкурсные процедуры способствуют:

Поднятию престижа должности с целью привлечения наиболее квалифицированных работников;

Привлечению большего количества кандидатов;

Созданию специализированного сегмента рынка труда, людей ориентированных на работу именно в этой организации или именно в этой сфере деятельности;

Повышению объективности оценки кандидатов и принятия решений путем формализации процедур диагностики и сравнения кандидатов между собой;

Демократизации кадровых вопросов, привлечение к кадровым решениям о принятии кандидатов на работу других (кроме непосредственного или высшего руководителя) лиц;

Внедрению новых технологий кадровой работы, обучению сотрудников кадровых служб государственных учреждений работе с новыми профессиональными инструментами;

- интенсификации сбора персональной информации для планирования работы с принятыми на работу кандидатами путем создания системы сбора, хранения и использования персональной информации;

Интенсификации процессов адаптации персонала и формирования рабочих, проектных и управленческих команд.

Необходимыми элементы конкурсной процедуры являются:

1) наличие претендентов, выставляющих свою кандидатуру на конкурс;

2) конкурсная комиссия, которой предоставляется право на основе положения о конкурсе выбрать приемы и методы его проведения;

3) механизмы оценки достоинств конкурсантов и принятие решений по итогам конкурса;

4) механизмы информирования участников и других заинтересованных лиц о ходе и результатах конкурса.

Таким образом, организация конкурса на занятие вакантной должности представляет собой важную процедуру по управлению персоналом, способствующую росту эффективности деятельности организации в целом.

1.2 Подходы к организации и проведению конкурса

Существует несколько подходов к организации и проведе­нию конкурса при приеме на работу и на замещение вакантной должности.

Выборы - наиболее простой и традиционный способ, ис­пользуемый чаще всего при проведении конкурса на замеще­ние вакантной должности руководителя . В рамках этой проце­дуры учитывается мнение большинства и не проводятся специ­альные предварительные испытания кандидатов. Их соответст­вие или несоответствие вакантной должности определяется конкурсной комиссией на основе изучения официальных и не­официальных документов (характеристик от руководства, об­щественных и профсоюзных организаций), собеседования. Ин­формация о кандидатах доводится до коллектива , перед кото­рым выступают претенденты со своими сообщениями. Пред­почтение тому или иному кандидату отдается путем голосова­ния, процедура которого предварительно согласовывается (простое большинство, 2/3 от состава голосующих и т. п.).

Преимущества выборного метода - его быстрота и возмож­ность учета мнения членов коллектива. К недостаткам следует от­нести субъективизм и невозможность застраховаться от ошибки, поскольку голосующему большинству приходится доверять ин­формации, полученной из характеристик кандидата или в лучшем случае своему субъективному мнению, основанному на наблюде­нии за поведением кандидата, его выступлением и ответами на вопросы, если выступление организовывается.

Подбор - решение о соответствии кандидата принимается кадровой комиссией, возглавляемой непосредственно выше­стоящим руководителем или назначенным им лицом. Метод подбора используется также и для руководящих должностей высокого уровня, где наравне с профессиональной компетент­ностью большое значение придается умению кандидата нала­живать отношения с партнерами разного уровня, быть совмес­тимым с вышестоящим руководством и подчиненными.

При оценке подбираемых кандидатов конкурсная комиссия помимо анализа документов и характеристик проводит собесе­дования, иногда структурированные интервью и психологиче­ское тестирование кандидатов .

Преимущества метода подбора - индивидуальный подход и возможность получить более достоверную информацию о про­фессиональных и личностных качествах кандидатов, недостатки - относительная медлительность и высокая степень субъектив­ности, которая имеет эмоционально-психологический характер (например, тенденция принимать решение о кандидате на ос­нове первого впечатления, без учета информации, получаемой в дальнейшем собеседовании). Ошибка часто происходит из-за субъективного стремления оценивать кандидата в сравнении с впечатлением, оставленным предыдущим кандидатом. Влияет на оценку и внешний вид человека, его социальное положение, манеры и т. д. Структурированное интервью (заранее состав­ленный опросник, охватывающий основные интересующие конкурсную комиссию проблемы) повышает надежность ре­зультатов собеседования. Кроме того, использование метода подбора продуктивно в ситуации отсутствия конфликта, когда назначение подобранного кандидата не затрагивает интересы других членов коллектива.

Отбор - это способ, позволяющий в любых условиях про­вести наиболее демократичную и в значительной степени сво­бодную от субъективизма конкурсную процедуру.

Преимущества метода отбора - всестороннее тщательное и объективное изучение индивидуальных особенностей каждого кандидата и возможное прогнозирование его эффективности, не­достатки - длительность и дороговизна используемых процедур.

Выводы: существуют три основных метода конкурсного отбора – выборы, отбор, подбор. При использовании этих методов технология построения конкурсных процедур является различной и в существенной степени определяется профилем организации, сложившимися социально-экономическими, по­литическими и психологическими условиями, профессионализмом привлеченных специалистов в области оценки профессио­нальных, деловых и личностных качеств кандидатов.

1.3 Этапы конкурсных процедур

Конкурс может проходить в несколько этапов. Организация конкурсных процедур предполагает их подготовку, проведение и подведение итогов.

В центре подготовительного этапа - процесс создания кон­курса (формирование организационных структур , правил, про­цедур проведения, профессиональной и материально-техни­ческой базы), продолжающийся с момента принятия решения о проведении конкурса до утверждения окончательного списка конкурсантов.

На основном этапе главное внимание уделяется процессу сбора информации о кандидатах (значимой в рамках исполь­зуемого подхода), он продолжается с момента начала первой процедуры конкурса, включает подэтапы, разделяемые подве­дением промежуточных итогов и принятием решений о допуске конкурсантов к участию в следующем подэтапе, и заканчивает­ся подведением итогов последнего подэтапа.

На заключительном этапе конкурса центральным является процесс легитимизации его результатов, он начинается с мо­мента подведения итогов и заканчивается утверждением ре­зультатов. В зависимости от парадигмы проведения конкурса утверждение результатов производится тем органом, который создал конкурсную комиссию .

Подготовительный этап. Важнейшим условием проведения конкурса является создание конкурсной (избирательной) комис­сии - органа, ответственного за подготовку и проведение кон­курса. В зависимости от парадигмы конкурса можно выделить различные функции конкурсной комиссии.

В случае парадигмы "подбор" конкурсная комиссия созда­ется с целью легитимизации решений, принимаемых руководи­телем. Возможные ее задачи: нормативное закрепление проце­дур конкурса, разработанных экспертами, обсуждение и подго­товка материалов для принятия решения руководителем, ут­верждение принятого решения.

В ситуации парадигмы "выборы" конкурсная комиссия (избирательная комиссия) создается с целью подготовки и про­ведения голосования (или другого варианта волеизъявления) работников трудового коллектива или собрания акционеров по вопросу о будущем руководителе. Ее задачи: организационная подготовка мероприятия, обеспечение соблюдения норм его проведения, подведение итогов и объявление результатов.

В ситуации конкурсного отбора конкурсная комиссия соз­дается с целью обеспечения мероприятий по объективной оценке кандидатов в соответствии с выделенными профессиональными, управленческими и другими параметрами оценки.

Задачи конкурсной комиссии:

1) разработка правил проведения конкурса;

2) подготовка проведения конкурса;

3) обеспечение объективности эксперт­ной оценки кандидатов и соблюдение правил проведения кон­курса.

Конкурсная комиссия правомочна принимать решения об утверждении результатов экспертных оценок.

В подготовке данного мероприятия важно уделить внима­ние кадровому обеспечению:

Парадигма "подбор" - персональный состав конкурсной комиссии должен включать людей, которым доверяет субъект, объявивший конкурс;

Парадигма "выборы" - конкурсная (избирательная) ко­миссия должна включать людей, которым доверяет трудовой коллектив;

Парадигма "отбор" - конкурсная, комиссия должна включать представителей всех заинтересованных групп, про­фессионально компетентных в вопросах кадровой работы.

Целесообразность включения мероприятий подготовитель­ного этапа конкурса в рамки различных парадигм его проведе­ния представлена в табл. 1.1, где оптимальные в рамках пара­дигмы мероприятия обозначены символом "+", несовместимые с парадигмой мероприятия - символом "-", мероприятия в рам­ках парадигмы - символом "0".

Таблица 1.1

Целесообразность включения мероприятий подготовительного этапа в рамки различных подходов к организации конкурса

Мероприятие по подготовке конкурса

Парадигмы конкурса

Подбор

Отбор

Выборы

Принятие решения о необходимости проведения конкурса

Создание конкурсной (избирательной) комиссии

Разработка и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность конкурсной избирательной комиссии

Публикации объявления о проведении конкурса

Разработка программы основного этапа конкурса

Утверждение программы основного (в некоторых случаях и заключительного) этапа проведения конкурса (заседание конкурсной комиссии)

Подбор специалистов и формирование групп научного сопровождения

Разработка необходимого инструментария для проведения конкурса

Окончание табл.1.1

Создание организационно-технической группы по материально-техническому обеспечению основного и заключительного этапов конкурса

Подготовка и оценка рефератов

Подготовка материалов к рассмотрению на заседании конкурсной комиссии

Рассмотрение документов, представленных кандидатам на участие в конкурсе (заседание конкурсной комиссии)

Определение списка кандидатов на участие в конкурсе

Инструктаж (ознакомление конкурсантов с правилами проведения конкурса и получение от них письменного согласия на участие в нем)

Утверждение окончательного списка конкурсантов (заседание конкурсной комиссии)

Основной этап

Предполагается гибкий подход к проведению конкурса, когда парадигмы, используемые методы выбираются в зависи­мости от ситуации, сложившейся в организации (табл.1.2).

Таблица 1.2

Управленческая форма организации и наиболее подходящая для нее парадигма конкурса

Управленческая форма

Парадигма конкурса

Подбор

Выборы

Отбор

Бюрократическая

Оптимальная

Невозможная

Нежелательная

Диалоговая

Желательная

Нежелательная

Оптимальная

Коллективистская

Возможная

Желательная

Невозможная

Рыночная

Нежелательная

Возможная

Желательная

Демократическая

Невозможная

Оптимальная

Возможная

В следующей таблице представлены мероприятия основного этапа конкурса с учетом способа (подхода) организации конкурса.

Таблица 1.3

Мероприятия основного этапа конкурса

Мероприятие основного этапа конкурса

Парадигма конкурса

Подбор

Отбор

Выборы

Процедуры, используемые для сбора информации о кандидатах:

психологическое тестирование

ролевые игры

Окончание табл.1.3

ситуационное моделирование

групповая дискуссия

собеседование

публичное выступление

опрос общественного мнения

экспертный опрос

Подведение промежуточных итогов

Представление итогов в конкурсную комиссию

Принятие конкурсной комиссией решения о допуске/недопуске конкурсантов к следующему подэтапу конкурса

Заключительный этап. Конкурсная комиссия принимает решение о дальнейших мероприятиях конкурса (либо о допуске кандидатов к следующим испытаниям, либо о принятии канди­датов на должность).

Целесообразно включение мероприятий заключительного этапа конкурса в рамки различных парадигм его проведения (табл.1.4).

Таблица 1.4

Мероприятие заключительного

Парадигма конкурса

этапа конкурса

Подбор

Отбор

Выборы

Подведение итогов

Оглашение результатов

Оповещение общественности

Прием и рассмотрение апелляций

Утверждение результатов

Выводы: конкурсные процедуры осуществляются в три этапа – сначала осуществляется подготовка конкурса, затем проводится непосредственно сам конкурс и на заключительном этапе осуществляется подведение итогов, оглашение результатов и оповещение общественности.

2. Конкурсная комиссия

2.1. Основанием для образования и работы конкурсной комиссии является приказ начальника органа внутренних дел о замещении должности по конкурсу.

2.2. Конкурсная комиссия образуется в составе: - председателя; - секретаря; - членов комиссии: сотрудников органа внутренних дел, проходящих службу в должностях, аналогичных замещаемой; сотрудников кадрового аппарата (штатного психолога органа внутренних дел, а при его отсутствии - психолога вышестоящего органа внутренних дел) и юридической службы; начальников структурных подразделений органа

внутренних дел или их заместителей.

2.3. К работе конкурсной комиссии могут привлекаться независимые эксперты

2.5. Лица, включаемые в состав конкурсной комиссии в соответствии с пунктом 2.2 настоящей Инструкции, пользуются правом решающего

2.6. Количественный и персональный состав конкурсной комиссии утверждается на общем собрании сотрудников органа внутренних дел либо

на оперативном совещании при начальнике органа внутренних дел.

2.7. В учебных заведениях системы профессионального образования и научно - исследовательских учреждениях МВД России полномочия

конкурсной комиссии возлагаются на ученый (педагогический) совет. Конкурс на замещение должностей не проводится во вновь

открываемых учебных заведениях МВД России.

3. Подготовка конкурса

3.1. Квалификационные и иные требования, которым должны соответствовать участники конкурса, включают в себя:

Уровень образования, профессию (специальность);

Специальные знания, умения и навыки, необходимые для исполнения

служебных обязанностей по замещаемой должности;

Возрастные пределы;

Стаж практической работы в соответствующих должностях (по

соответствующей специальности, профессии);

Специальное звание, стаж работы в соответствующих

подразделениях (службах), если в конкурсе предполагается участие

только сотрудников органов внутренних дел;

Иные обстоятельства, могущие иметь значение для обеспечения

качественного замещения должности, по которой проводится конкурс.

3.1.1. При определении квалификационных и иных требований применительно к конкретной должности конкурсная комиссия:

Руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами

Принимает во внимание (в тех случаях, когда упомянутые документы не разработаны) мнения: начальника органа внутренних дел, принявшего решение о замещении должности по конкурсу (его заместителя); начальника подразделения (службы), в котором замещается должность; сотрудников, занимающих должности, аналогичные замещаемой; сотрудников кадрового аппарата, в том числе психолога органа внутренних дел; независимых экспертов, если это необходимо.


3.2. Объявление о конкурсе содержит:

Наименование органа внутренних дел, в котором проводится конкурс, с указанием места его дислокации, почтового адреса, номеров телефона и телефакса; - наименование должности, замещаемой по конкурсу;

Требования, предъявляемые к кандидатам;

Срок представления заявлений об участии в конкурсе;

Перечень документов, прилагаемых к заявлению об участии в

конкурсе.

3.2.1. Запрещается помещать в объявлении требования к кандидатам на замещение должности, ограничивающие возможности участия в конкурсе

граждан Российской Федерации по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места

жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3.2.2. Сообщение о конкурсе доводится до сведения всего личного состава органа внутренних дел..

3.2.3. Сотрудник органов внутренних дел подает в конкурсную комиссию заявление с приложением листка по учету кадров. При допуске к участию в конкурсе на него запрашивается личное дело.

3.2.4. Лицо, не являющееся сотрудником органов внутренних дел, подает в конкурсную комиссию заявление с приложением следующих

документов: - анкеты установленной формы с фотографией;

Автобиографии;

Копий документов об образовании, ученой степени, аттестата о

присвоении ученого звания, заверенных в установленном порядке..

3.3. Конкурсная комиссия принимает, регистрирует и рассматривает на предмет допуска к конкурсу все заявления об участии в нем и прилагаемые к ним документы, поступившие в ее адрес.

3.3.1. В случае обнаружения несоответствия заявителя квалификационным требования комиссия принимает решение об отказе в допуске к конкурсу, которое письменно доводится до сведения заявителя.

3.3.2. При поступлении значительного числа заявлений об участии в конкурсе комиссия по своему усмотрению может провести заочный отбор

3.5. Проведение процедуры очного конкурса осуществляется по специально разработанному плану, предусматривающему:

а) время начала и завершения процедуры очного конкурса;

б) место его проведения;

в) техническое обеспечение;

г) жеребьевку участников;

д) порядок подачи вопросов и задач конкурсного задания.

3.7. Срок проведения очного конкурса определяется комиссией с

таким расчетом, чтобы к этому моменту были полностью выполнены все

подготовительные мероприятия,

Осуществление профессионального психологического отбора при поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и психологического обеспечения прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

6. Определение результатов конкурса

6.1. По завершении выполнения конкурсного задания всеми участниками председателем конкурсной комиссии объявляется итоговое

заседание, на которое посторонние лица не допускаются. На итоговом заседании из числа членов конкурсной комиссии в установленном порядке избирается счетная комиссия в количестве не менее трех человек. Оценочные листы на всех участников конкурса передаются в распоряжение счетной комиссии, после чего она приступает к определению:

а) средних оценок каждого участника за ответы на каждый теоретический вопрос (решение каждой задачи) конкурсного задания;

б) общей средней оценки каждого участника конкурса за выполнение всего конкурсного задания.

Средняя оценка за ответ на теоретический вопрос (решение задачи) рассчитывается как частное от деления суммы оценок, выставленных

участнику конкурса членами конкурсной комиссии за ответ на данный вопрос (решение данной задачи), на число членов комиссии, непосредственно производивших оценку ответов (решений). Образец расчета средней оценки за ответ на вопрос (решение задачи) приведен в

Приложении 3 к настоящей Инструкции. Общая средняя оценка за выполнение всего конкурсного задания рассчитывается как частное от деления суммы средних оценок за все ответы на теоретические вопросы (все решения задач) на общее число вопросов и задач, содержащихся в конкурсном задании. Образец расчета средней оценки за выполнение конкурсного задания приведен в Приложении 4 к настоящей Инструкции.

Результаты работы счетной комиссии оформляются протоколом и докладываются конкурсной комиссии.

6.2. При выявлении двух или нескольких участников конкурса, набравших одинаковые (наибольшие) общие средние оценки, конкурсная

комиссия для определения победителя проводит тайное голосование. Для проведения тайного голосования используются бюллетени установленной формы согласно Приложению 5 к настоящей Инструкции. Результаты тайного голосования определяются в установленном порядке счетной комиссией, образуемой в соответствии с пунктом 6.1 настоящей Инструкции, оформляются протоколом счетной комиссии и докладываются конкурсной комиссии.

6.3. Победителем конкурса признается участник, который получил наибольшую общую среднюю оценку за выполнение всего конкурсного

6.4. Решение конкурсной комиссии об утверждении результатов работы счетной комиссии по подсчету общих средних либо результатов

который подписывается председателем, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в процедуре очного конкурса (Приложение 6 к

настоящей Инструкции).

комиссии объявляет конкурс оконченным.

6.5.1. В учебных заведениях системы профессионального образования и научно - исследовательских учреждениях МВД России результат конкурса

определяется на заседании учебного (педагогического) совета при наличии кворума (не менее двух третей от числа списочного состава

совета). Претендентам обеспечивается возможность присутствовать на заседании совета, рассматривающего их кандидатуры. Победителем признается участник, набравший более пятидесяти процентов голосов присутствующих на заседании членов совета. При получении двумя или несколькими участниками конкурса более пятидесяти процентов голосов членов совета производится повторное тайное голосование на том же заседании совета. Победителем признается участник, набравший наибольшее число голосов. Решению ученого (педагогического) совета предшествует рассмотрение кандидатур на заседаниях кафедр (отделов), циклов, лабораторий, рекомендации которых, а по кандидатурам начальника кафедры и ему равных - мнение руководства учебного заведения (научно - исследовательского учреждения) доводятся до сведения членов ученого (педагогического) совета.

7. Замещение должностей по конкурсу

7.1. Протокол заседания конкурсной комиссии, ученого (педагогического) совета об определении победителя конкурса является

основанием для издания приказа о назначении этого лица на должность, на замещение которой проводился конкурс.

7.2. Замещение должностей сотрудников органов внутренних дел по конкурсу осуществляется на основе статьи 14 Положения о службе в

органах внутренних дел Российской Федерации, а также нормативных актов МВД России по вопросам комплектования органов внутренних дел личным

составом.

7.3. Лицо, ставшее победителем конкурса, в том числе гражданин, впервые поступающий на службу в органы внутренних дел Российской

Федерации, назначается на вакантную должность на срок три года, а при заключении контракта о службе - на срок не менее трех лет.

7.4. На граждан, поступивших на службу в органы внутренних дел в результате участия в конкурсе, распространяется порядок и условия ее

прохождения, регулируемые Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

7.5. По окончании срока замещения должности начальник органа внутренних дел принимает решение либо о назначении сотрудника на эту

должность, либо о проведении нового конкурса на ее замещение.

Конкурс на замещение вакантной должности позволяет отобрать среди всех кандидатов, претендующих на рабочее место, самого квалифицированного и эффективного. Как правило, эта процедура проводится в учреждениях однако ее популярность растет и среди организаций, работающих в бизнесе. Кроме того, конкурс на замещение вакантной должности - распространенная практика при выборе кандидатов на пост руководителя организации. К ней прибегают как в частных компаниях, так и на государственных предприятиях.

Конкурс на замещение вакантной должности проводят в соответствии с положением, которое утверждается либо в виде нормативного правого акта, либо в качестве документа организации. В нем прописываются все основные моменты, регламентирующие порядок проведения этой процедуры. Во-первых, определяются те штатные единицы, для заполнения которых проводят конкурс на замещение служит определенной защитой от субъективного решения. Кроме того, тут же желательно выделить те рабочие места, на которые конкурс не проводится, чаще всего это штатные единицы, предусмотренные для молодых специалистов или в рамках квоты для инвалидов. Также конкурс на замещение должности могут не проводить для конкретных категорий трудящихся, в частности, для персонала, который специально за счет средств организации направлялся для обучения и подготовки на новое рабочее место.

Следующим важным моментом, который нужно учесть, организуя конкурс на замещение вакантной должности, является определение лиц, которые не могут принимать участие в отборе. Такой фильтр позволит еще на этапе подачи заявлений отсеять кандидатов, которые не смогут выполнять обязанности совсем или на необходимом уровне. Эти условия желательно определять, основываясь на критериях, предусмотренных в нормативных документах: состояние здоровья, уровень образования, опыт работы, допуск к ограничения на занятие определенной деятельностью. Кроме того, процедура может быть открытой (для всех граждан, соответствующих требованиям) или закрытой (только для сотрудников предприятия, отрасли, холдинга).

О начале конкурса необходимо заявлять публично. Это может быть как корпоративная газета или сайт, так и обычные СМИ. Потенциальные кандидаты должны знать список документов к заявлению на участие, время (период) проведения конкурса, состав комиссии, оценивающей претендентов. Сама непосредственная оценка кандидатов обычно состоит из четырех ступеней. Первая - анализ информации, поданной претендентами с заявлениями (резюме, характеристики, автобиографии, презентации и т.п.). Вторая - выступление потенциального работника с докладом о том, как он представляет свою будущую возможную трудовую деятельность, какие задачи он планирует решить, что видит в качестве объекта для совершенствования. Третья - вопросы конкурсной комиссии. И последняя, завершающая - принятие окончательного решения по итогам конкурса (в порядке, оговоренном в положении).