"горячая линия" для работников бюджетных учреждений по вопросам оплаты труда. Положение об оплате труда работников здравоохранения Минздрав положение об оплате труда


"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1

Оплатой труда является система отношений, связанная с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст. 129 ТК РФ).

Порядок установления окладов работникам медицинских учреждений

Сначала отметим, что к учреждениям здравоохранения относятся лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические и другие учреждения, включенные в Единую номенклатуру государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденную Приказом Минздравсоцразвития от 07.10.2005 N 627.

Порядок оплаты труда медицинских работников установлен Приказами N N 31 <1> и 377 <2> (далее - Положение об оплате труда) в соответствии с ТК РФ.

Рассмотрим, какими нормативными документами и в каком порядке регулируется оплата труда федеральных государственных служащих аппарата Минздравсоцразвития России.

<1> Приказ Минздравсоцразвития России от 16.07.2004 N 31 "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы".
<2> Приказ Минздрава России от 15.10.1999 N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения".

В целях обеспечения социальных гарантий и упорядочения условий оплаты труда установлено денежное содержание, которое включает:

  • должностной оклад;
  • надбавку за особые условия государственной службы;
  • надбавку к должностному окладу за квалификационный разряд;
  • надбавку за выслугу лет к должностному окладу;
  • премии по результатам работы;
  • иные выплаты.

Отметим, что порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы, а также премий по результатам работы устанавливается министром здравоохранения и социального развития РФ.

Выплата служащим центрального аппарата Минздравсоцразвития России должностных окладов, ежемесячных надбавок за особые условия государственной службы, к должностному окладу за квалификационный разряд, за выслугу лет, ежемесячных денежных поощрений производится в размерах, установленных Приказом N 31.

Вместе с тем на основании п. 3 Приказа N 31 и Положения о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 113, надбавка за квалификационный разряд федеральному государственному служащему выплачивается в случае установления ему соответствующего разряда.

Стаж государственной службы определяется в соответствии с Указом Президента РФ N 982 <3>.

<3> Указ Президента РФ от 03.09.1997 N 982 "О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет".

Отразим в таблице соответствие стажа и процентов к должностному окладу.

Рассмотрим на примере порядок определения периода работы для включения в стаж государственной службы.

Пример 1 . Иванов И.И. с 01.01.1999 по 01.01.2006 работал в должности главного специалиста отдела в департаменте центрального аппарата Минздравсоцразвития России. Его должностной оклад установлен в сумме 2397,6 руб. С 1992 по 1999 гг. Иванов И.И. работал в областной администрации в должности начальника отдела. С 1988 по 1992 г. - мастером на государственном предприятии.

Для установления ежемесячной надбавки за выслугу лет в стаж работы Иванова И.И. согласно Указу N 982 войдет работа в областной администрации и в центральном аппарате Минздравсоцразвития России. Период работы на государственном предприятии учитываться не будет, так как он не относится к работе, опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной службы.

Следовательно, стаж государственной службы Иванова И.И. составит 14 лет (с 1992 по 2006 г.). Надбавка будет равняться 20% от должностного оклада: 2397,6 х 20% = 479,5 руб.

В соответствии с п. 7 Приказа N 31 при утверждении Правительством РФ фондов оплаты труда работников центрального аппарата Минздравсоцразвития России сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, были предусмотрены следующие средства на выплату (в расчете на год):

  • ежемесячной надбавки за квалификационный разряд - в размере 4 должностных окладов;
  • ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы - в размере 14 должностных окладов;
  • ежемесячной надбавки за выслугу лет - в размере 3 должностных окладов;
  • ежемесячного денежного поощрения - в размере 42 должностных окладов;
  • премий по результатам работы - в размере 3 должностных окладов;
  • материальной помощи - в размере 2 должностных окладов.

С 01.01.2005 Положение об оплате труда установило единые принципы оплаты труда работников учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств федерального бюджета, на основании ЕТС и порядок формирования тарифных окладов, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных действующим законодательством РФ. До указанного периода Положение об оплате труда действовало для всех работников учреждений здравоохранения, финансируемых за счет бюджетов всех уровней.

Изменение произошло в связи с принятием Закона N 122-ФЗ <4>. Согласно ст. 113 Закона N 122-ФЗ оплата труда медицинских работников учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств федерального бюджета, регулируется Законом N 22-ФЗ <5>. В соответствии со ст. 135 Закона N 122-ФЗ тарифная система оплаты труда работников медицинских учреждений субъектов РФ и порядок ее применения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а тарифная система оплаты труда медицинских работников муниципальных учреждений и порядок ее применения - органами местного самоуправления. Кроме того, на основании данной статьи Российская трехсторонняя комиссия ежегодно утверждает Единые рекомендации системы оплаты труда <6>. Они призваны оказать помощь федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, учреждениям бюджетной сферы при осуществлении мер по организации труда работников бюджетных учреждений.

<4> Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
<5> Федеральный закон от 04.02.1999 N 22-ФЗ "Об оплате труда работников бюджетных учреждений".
<6> Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 год.

Комиссией установлены единые принципы по оплате труда, в соответствии с которыми должны быть разработаны нормативные правовые акты в области оплаты труда.

1. Зависимость величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемых работ, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером.

2. Систематизация выплат за выполнение работы в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных, обеспечение единых подходов к их применению в бюджетных учреждениях.

3. Единые подходы к исчислению стажа работы.

4. Использование различных видов поощрительных выплат за высокие результаты и качество выполнения работы преимущественно за счет применения надбавок стимулирующего характера, устанавливаемых к тарифным ставкам (окладам), а также премирования за основные результаты работы.

5. Сохранение единого порядка аттестации и квалификационных категорий работников, установленного для соответствующих профессионально-квалификационных групп.

6. Тарификация работ и работников с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

7. Вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда, включая тарифные ставки (оклады), доплаты, надбавки, повышенную оплату труда, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в сельской местности и другие условия труда, не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), установленных по состоянию на 31.12.2004.

Установленные федеральным законодательством условия оплаты труда должны применяться на всей территории РФ.

Статьей 135 ТК РФ и Законом N 22-ФЗ установлено, что ЕТС состоит из 18 разрядов оплаты труда, а также включает в себя тарифные ставки, тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Каждый разряд имеет свою тарифную ставку, которая увеличивается в соответствии с установленными коэффициентами. Постановлением Правительства N 609 <7> предусмотрено повышение тарифных ставок ЕТС.

<7> Постановление Правительства РФ от 01.10.2003 N 609 "О повышении тарифных ставок (окладов) ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы".

С 01.01.2005 согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2004 N 902 "О повышении тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений" размеры тарифных ставок повышены в 1,2 раза. С 01.09.2005 Постановлением Правительства РФ от 18.08.2005 N 522 "О повышении с 01.01.2005 тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений" тарифные ставки повышены в 1,11 раза для работников федеральных государственных учреждений.

Помимо тарифных окладов работникам учреждений здравоохранения производятся выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

К компенсационным выплатам относятся:

  • повышение окладов за работу с вредными и опасными условиями труда;
  • доплата за совмещение профессий;
  • доплата за работу в ночное время;
  • доплата за выполнение работы временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы;
  • другие выплаты.

К выплатам стимулирующего характера относятся:

  • премии и вознаграждения;
  • надбавки за стаж непрерывной работы;
  • надбавки за сложность и напряженность труда;
  • надбавки за присвоение ученой степени;
  • надбавки за звание "Заслуженный врач" и "Народный врач" и другие выплаты.

Размеры и порядок постоянных выплат устанавливаются законодательными и нормативными актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В соответствии с коллективными договорами и соглашениями медицинские учреждения могут устанавливать иные стимулирующие выплаты, размеры и порядок выплат которых также определяется указанными договорами и соглашениями.

Немало вопросов возникает об оплате труда работников здравоохранения, занятых в сельской местности, в отличие от оплаты труда специалистов, выполняющих эту же работу в городских условиях. Согласно п. 2.3 Положения об оплате труда работникам учреждений здравоохранения, занятым в сельской местности, оклад устанавливается на 25% выше по сравнению с тарифным окладом для медицинских работников, выполняющих свою работу в городских условиях. Однако на основании Письма Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 N 449-4 работники учреждений здравоохранения в сельской местности, которым до 01.01.2005 были установлены повышенные оклады, должны и далее получать их. Работники, принятые с 01.01.2005, оснований для получения повышенных окладов за работу в сельской местности не имеют.

Рассмотрим на примере порядок определения оклада медицинским работникам, занятым в сельской местности.

Пример 2 . Иванова Н.Н. и Сергеева 3.А. работают медицинскими сестрами в сельской больнице. Иванова Н.Н. работает с 2000 г., а Сергеева 3.А. - с 2005 г. Также Ивановой Н.Н. установлена первая квалификационная категория. В соответствии с Положением об оплате труда обеим медицинским сестрам установлен десятый разряд оплаты труда, сумма которого по состоянию на 01.10.2005 составляет 1960 руб. в месяц.

В связи с тем что Иванова Н.Н. принята на работу до 01.01.2005, ее тарифный оклад увеличен на 25% и составил 2450 руб. (1960 руб. + 1960 руб. х 25%).

Оклад Сергеевой З.А. увеличению не подлежит, так как она принята на работу после 01.01.2005.

Возвращаясь к Положению об оплате труда, отметим, что его п. 2.4 определено, что оклады заместителей руководителя медицинского учреждения устанавливается на 10 - 20% ниже, чем у руководителя, с учетом квалификационной категории, ученой степени и почетного звания. Вместе с тем в Постановлении Правительства РФ N 609 определено, что размеры окладов заместителей руководителя устанавливаются на один - два разряда ниже тарифного оклада руководителя.

На основании ст. 132 ТК РФ заработная плата работников здравоохранения зависит от их квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Должностные оклады медицинских работников могут повышаться в зависимости от условий труда. Например , за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях. Методы повышения окладов будут рассмотрены далее.

Помимо основных обязанностей работники могут выполнять и другие должностные обязанности (совместительство, замещение должности на условиях неполного рабочего дня и др.). Порядок оплаты за совмещение предусмотрен ст. 151 ТК РФ. В случаях совмещения (замещения) расчет заработной платы производится пропорционально отработанному времени исходя из установленного должностного оклада. Такая работа в обязательном порядке оформляется приказом руководителя медицинского учреждения с указанием совмещаемой (замещаемой) должности, объема дополнительной работы, размера доплаты и срока совмещения (замещения).

Пунктом 2.7 Положения об оплате труда предусмотрено изменение размеров окладов и надбавок за продолжительность непрерывной работы в следующие сроки:

  • при изменении разряда оплаты труда - согласно дате приказа учреждения;
  • при присвоении почетного звания "Народный врач" и "Заслуженный врач" - со дня присвоения почетного звания;
  • при присвоении квалификационной категории - согласно дате приказа учреждения, при котором создана аттестационная комиссия;
  • при присуждении ученой степени - с даты вступления в силу решения о присуждении ученой степени;
  • при изменении стажа непрерывной работы - со дня достижения стажа, дающего право на увеличение размера надбавки, если документы, подтверждающие непрерывный стаж, находятся в учреждении, или со дня представления необходимого документа, подтверждающего непрерывный стаж.

Ученая степень доктора наук присуждается решением президиума Высшей аттестационной комиссии. Присуждение ученой степени кандидата наук производится принятием решения Высшей аттестационной комиссии о выдаче диплома кандидата наук.

Разряды оплаты труда устанавливаются в зависимости от категории медицинских работников.

1. Младший медицинский персонал (санитарка, младшая медицинская сестра) - 2 - 4 разряды.

2. Средний медицинский персонал (медицинский регистратор, медицинская сестра, фельдшер, зубной врач) - 4 - 12 разряды.

3. Врачебный персонал (врач-интерн, врач-стажер, врач-специалист, старший врач станций скорой медицинской помощи) - 9 - 16 разряды.

4. Персонал аптечных учреждений (санитарка-мойщица, фасовщица, продавец оптики, фармацевт, провизор, старший провизор) - 2 - 15 разряды.

5. Руководители учреждений здравоохранения (главный врач, заведующий аптечным учреждением, заведующий молочной кухней, главная медицинская сестра, директор больницы) - 7 - 18 разряды. Стоит отметить, что главному бухгалтеру учреждения здравоохранения должностной оклад устанавливается на один-два разряда ниже тарифного оклада руководителя.

6. Специалисты с высшим профессиональным образованием учреждений здравоохранения (медицинский психолог, биолог, инструктор-методист по лечебной физкультуре, химик-эксперт) - 9 - 14 разряды.

7. Прочий персонал лечебно-трудовых мастерских при учреждении здравоохранения (инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий) - 4 - 8 разряды.

Положением об оплате труда предусмотрено повышение тарификационных разрядов по отдельным должностям:

  • фельдшерам и др. персоналу согласно п. 3.2.5 Положения об оплате труда (часть первая), а также зубным врачам, являющимся руководителями учреждений здравоохранения или их структурных подразделений, - на один разряд при наличии в учреждении до 6 должностей и на два разряда при наличии 7 и более должностей. В соответствующем порядке производится оплата труда старших медсестер и старших акушерок, вводимых в штат учреждения вместо должностей главных медицинских сестер;
  • руководителям отделов, отделений и других структурных подразделений из числа врачебного и фармацевтического персонала разряды повышаются так же, как фельдшерам и др. персоналу (см. предыдущий пункт);
  • заведующим производством учреждений зубопротезирования по отношению к разряду зубного техника выше на 1 разряд при наличии в учреждении до 20 зубных техников и на 2 разряда при наличии 21 и более зубных техников;
  • главному бухгалтеру учреждения здравоохранения - на 10 - 20% ниже оклада руководителя учреждения.

Пример 3 . Иванов И.И., работающий в должности фельдшера и имеющий II квалификационную категорию, возглавляет стационарный пункт, в котором штатным расписанием предусмотрено 8 должностей. Ему в соответствии с Положением об оплате труда установлен девятый разряд оплаты труда. Тарифная ставка Иванова И.И. по состоянию на 01.07.2005 составляет 1608 руб.

В связи с тем что Иванов И.И. возглавляет учреждение здравоохранения численностью свыше семи должностей, разряд оплаты труда повышается на два разряда, и, соответственно, его оклад составляет 1932 руб.

Кроме того, предусмотрено повышение тарификационных разрядов при присвоении соответствующей квалификационной категории, ученой степени и почетных званий, например:

  • врачам и провизорам, являющимся руководителями учреждений здравоохранения, главным медицинским сестрам, акушеркам, фельдшерам, которым в результате аттестации присваивается первая квалификационная категория, - на один разряд или высшая квалификационная категория - на два разряда;
  • врачам, имеющим звание "Заслуженный врач", - на один разряд;
  • врачам, имеющим почетное звание "Народный врач", - на два разряда.

Примечание. При наличии у работника двух почетных званий "Народный врач" и "Заслуженный врач" увеличение разрядов оплаты труда производится по одному из оснований п. 3.12 Положения об оплате труда.

Пунктом 3.11 Положения об оплате труда предусмотрено, что оклады руководителей, определенные по 18-му разряду ЕТС, увеличиваются по вышеуказанным основаниям соответственно на 10 и 20%.

Пример 4 . Петров П.П., работающий в должности старшего врача станции скорой медицинской помощи и имеющий высшую квалификационную категорию, является заведующим отделением, в котором работает десять единиц врачебного персонала. Кроме того, он имеет почетные звания "Заслуженный врач" и "Народный врач". В соответствии с Положением об оплате труда Петрову П.П. установлен 16-й тарифный разряд оплаты труда. Тарифная ставка по состоянию на 01.11.2005 составляет 3120 руб.

В связи с тем что Петров П.П. возглавляет отделение численностью свыше семи врачебных должностей, его разряд повышается на два разряда, поэтому его ставка равна 3600 руб. В силу п. 3.12 Положения об оплате труда предположим, что увеличение производится по почетному званию "Народный врач". Тогда в соответствии с п. 3.11 Положения об оплате труда оклад Петрова П.П. составит 4320 руб. (3600 руб. + 3600 руб. х 20%).

1. У врачей - руководителей структурных подразделений квалификационная категория учитывается, когда специальность, по которой им присвоена квалификационная категория, соответствует профилю возглавляемого подразделения.

2. У главной медицинской сестры, руководителей (со средним медицинским образованием): молочной кухни, хосписа, больницы сестринского ухода - квалификационная категория учитывается по любой специальности среднего медицинского персонала лечебно-профилактического учреждения.

В соответствии с п. 3.13 Положения об оплате труда разряды по ЕТС устанавливаются с учетом квалификационной категории в течение 5 лет со дня издания приказа о присвоении соответствующей категории.

Если срок действия категории заканчивается, то работник не позднее чем за три месяца до окончания действия квалификационной категории может обратиться в аттестационную комиссию для прохождения переаттестации.

Условия повышения окладов

Труд медицинских работников нельзя назвать легким. Им приходится работать в самых разных условиях. Это может быть работа в тяжелых и опасных условиях труда, работа в ночное время, работа в выходные и праздничные дни и др. За такой труд медицинским работникам полагаются дополнительные выплаты.

Примечание. Размеры надбавок и доплат следует отражать в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ).

Как уже упоминалось, оплата труда работников здравоохранения, которые заняты на тяжелых работах, работах с вредными условиями труда, оплачивается в повышенном размере по сравнению с тарифными окладами, установленными для нормального режима работы (данный порядок установлен ст. 147 ТК РФ).

Оклады работников медицинских учреждений, предназначенных для лечения больных СПИДом, ВИЧ-инфицированных, психически больных и других учреждений, повышаются на 15, 25, 30, 45 и 60%. В Приложении N 2 к Положению об оплате труда утвержден Перечень учреждений, подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на повышение окладов в связи с опасными условиями труда.

Пример 5 . Семенов С.С. является директором центра профилактики и борьбы со СПИДом с численностью коек 115 шт. В соответствии с Положением об оплате труда Семенову С.С. установлен 14-й тарифный разряд оплаты труда. Тарифный оклад по состоянию на 01.12.2005 равняется 2690,6 руб. Согласно Приложению N 2 к Положению об оплате труда Семенову С.С. увеличен оклад на 60%. Тарифный оклад составит 4304 руб. (690,6 руб. + 2690,6 х 60%).

Помимо увеличения окладов за опасные для здоровья условия труда предусмотрены и другие условия, при выполнении которых оклады работников здравоохранения подлежат увеличению. Например :

  • у работников госпиталей для ветеранов войн оклады увеличиваются на:

а) 15% (если это медицинские и фармацевтические работники);

б) 10% (у всех остальных работников);

  • у работников домов ребенка, детских домов, школ-интернатов для детей-сирот оклады подлежат увеличению на 20%;
  • у медицинских и фармацевтических работников лесопунктов и приравненных к ним иных предприятий оклады увеличиваются на 15%;
  • у медицинских и фармацевтических работников, обслуживающих строителей железных дорог, магистральных трубопроводов и других, - на 15%.

Зам. главного редактора журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Регистрационный N 35520

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; N 40, ст. 4544; 2010, N 52, ст. 7104; 2012, N 21, ст. 2652; N 40, ст. 5456; 2013, N 5, ст. 396; 2014, N 4, ст. 373) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений сферы здравоохранения, подведомственных Федеральному агентству научных организаций.

2. Рекомендовать федеральным государственным бюджетным учреждениям сферы здравоохранения, подведомственным Федеральному агентству научных организаций, привести до 1 января 2015 года системы оплаты труда в соответствие с Примерным положением, утвержденным настоящим приказом.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель М. Котюков

Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений сферы здравоохранения, подведомственных Федеральному агентству научных организаций

I. Общие положения

1. Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений сферы здравоохранения, подведомственных Федеральному агентству научных организаций (далее соответственно - Положение, учреждения), разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; N 40, ст. 4544; 2010, N 52, ст. 7104; 2012, N 21, ст. 2652; N 40, ст. 5456; 2013, N 5, ст. 396; 2014, N 4, ст. 373), с учетом Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2008 г. N 425н "Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений" (признан Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 01/8393-АВ) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный N 32284; Российская газета, 2014, N 118).

2. Настоящее Положение регулирует порядок оплаты труда работников учреждения за счет всех источников финансирования.

3. Система оплаты труда работников учреждений устанавливается коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права. При утверждении положения об оплате труда работников учреждения необходимо учитывать мнение представительного органа работников. Размеры окладов (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в пределах фонда оплаты труда учреждения.

4. Экономия фонда оплаты труда может быть использована для осуществления выплат социального характера, включая оказание материальной помощи, в соответствии с локальными нормативными актами учреждений о выплатах социального характера или коллективным договором.

5. Определение размеров заработной платы осуществляется в соответствии с системой оплаты труда работников учреждений как по основным должностям, так и по должностям, занимаемым в порядке совместительства. Оплата труда работников учреждений, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени либо в зависимости от выполненного объема работ. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из должностей.

6. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 270; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 13, ст. 1209; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 41, ст. 4285; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; N 50, ст. 6146; 2010, N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4586, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 45, ст. 6333, ст. 6335; N 48, ст. 6730, ст. 6735; N 49, ст. 7015, ст. 7031; N 50, ст. 7359; N 52, ст. 7639; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 18, ст. 2127; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50, ст. 6954, ст. 6957, ст. 6959; N 53, ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, ст. 1668; N 19, ст. 2322, ст. 2326, ст. 2329; N 23, ст. 2866, ст. 2883; N 27, ст. 3449, ст. 3454, ст. 3477; N 30, ст. 4037; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, ст. 1547, ст. 1548; N 19, ст. 2321; N 23, ст. 2930; N 26, ст. 3405; N 30, ст. 4217; N 45, ст. 6143; N 48, ст. 6639; N 49, ст. 6918) (далее - Трудовой кодекс Российской Федерации).

7. Заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с настоящим Положением не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой в соответствии с ранее применяемой системой оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

8. Фиксированный размер оклада (должностного оклада), размеры и условия установления выплат компенсационного и стимулирующего характера предусматриваются в трудовом договоре с работником (дополнительном соглашении к трудовому договору).

II. Порядок и условия оплаты труда работников учреждения

9. Системы оплаты труда работников учреждения устанавливаются с учетом:

единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

государственных гарантий по оплате труда;

перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях;

перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях;

настоящего Положения;

рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных решением комиссии;

мнения представительного органа работников;

систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, рекомендуемые штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы);

плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст. 130; N 45, ст. 5863; 2014, N 19, ст. 2468).

10. Размеры окладов (должностных окладов) работников учреждений, занимающих должности специалистов и служащих, рекомендуется устанавливать на основе отнесения занимаемых ими должностей к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее - ПКГ).

11. В случае если должности служащих, включенные в ПКГ, не структурированы по квалификационным уровням, то размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются по ПКГ.

Минимальные размеры окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам / квалификационным уровням приведены в приложении N 1 к настоящему Положению.

12. Оклады (должностные оклады) заместителей руководителей (начальников) структурных подразделений учреждения, за исключением оклада (должностного оклада) заместителей главного бухгалтера, рекомендуется устанавливать на 10 - 20% ниже окладов (должностных окладов) руководителей (начальников) соответствующих структурных подразделений.

13. Размеры окладов (должностных окладов) работников учреждений, осуществляющих трудовую деятельность по профессиям рабочих, рекомендуется устанавливать в зависимости от разряда выполняемых работ в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.

Минимальные размеры окладов (должностных окладов) по разрядам выполняемых работ в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих приведены в приложении N 2 к настоящему Положению.

14. Оплата труда научных работников учреждений сферы здравоохранения производится в порядке, установленном для указанных работников учреждений сферы научных исследований и разработок.

15. Оплата труда педагогических работников учреждений сферы здравоохранения производится в порядке, установленном для указанных работников учреждений сферы образования.

16. С учетом условий труда работникам учреждений устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные главой III настоящего Положения.

17. Работникам учреждений устанавливаются выплаты стимулирующего характера, предусмотренные главой IV настоящего Положения.

III. Порядок и условия установления выплат компенсационного характера

18. С учетом условий труда и норм законодательства Российской Федерации работникам учреждений устанавливаются выплаты компенсационного характера.

19. В соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 822 "Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2008 г., регистрационный N 11081), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. N 738н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 г., регистрационный N 13145) и от 17 сентября 2010 г. N 810н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный N 18714) и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный N 32284), работникам учреждений могут быть осуществлены следующие выплаты компенсационного характера:

а) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

б) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

в) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

г) надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

20. Оплата труда работников учреждений, занятых на работах с вредными, опасными и особыми условиями труда, производится в повышенном размере по результатам специальной оценки условий труда. Если по итогам специальной оценки условий труда рабочее место признается безопасным, то повышение оплаты труда не производится.

Размер выплаты компенсационного характера определяется путем умножения оклада (должностного оклада) на соответствующий процент.

21. В районах с особыми климатическими условиями к заработной плате работников учреждений применяются:

а) районные коэффициенты;

б) коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях;

в) коэффициенты за работу в высокогорных районах;

г) процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Конкретные размеры коэффициентов, процентных надбавок и условия их применения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22. При совмещении должностей (профессий), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работникам учреждений устанавливается доплата по соглашению сторон.

23. Повышение оплаты труда за работу в ночное время производится работникам учреждений за каждый час работы в ночное время в соответствии со статьей 154 Трудового кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3640).

Минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20% оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы, за каждый час работы в ночное время.

Расчет повышения оплаты труда за работу в ночное время определяется путем деления оклада (должностного оклада) работника учреждения на среднемесячное количество рабочих часов в соответствующем календарном году в зависимости от продолжительности рабочей недели, устанавливаемой работнику.

Размер повышения оплаты труда за работу в ночное время работникам учреждений устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

24. Оплата сверхурочной работы, оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни работникам учреждений устанавливается в соответствии со статьями 152 и 153 Трудового кодекса Российской Федерации.

25. Надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами устанавливается в размере и порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 39, ст. 4083; 2008, N 23, ст. 2727; 2012, N 12, ст. 1410; 2013, N 13, ст. 1559).

IV. Порядок и условия установления выплат стимулирующего характера

26. В целях поощрения работников учреждения за выполненную работу в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 818 "Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 февраля 2008 г., регистрационный N 11080), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. N 739н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 г., регистрационный N 13146) и от 17 сентября 2010 г. N 810н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный N 18714), работникам учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

выплаты за качество выполняемых работ;

выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

премиальные выплаты по итогам работы.

27. Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. Рекомендуемый объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет средств федерального бюджета.

28. Решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимаются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда, сформированного из всех источников.

29. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Максимальными размерами выплаты стимулирующего характера не ограничены.

30. Выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются с целью мотивации работников учреждений к повышению уровня квалификации. Рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к окладу за квалификационную категорию, наличие почетного звания приведены в приложении N 3 к настоящему Положению.

Повышающие коэффициенты к окладу за квалификационную категорию, наличие почетного звания суммируются по каждому из оснований.

Повышающий коэффициент к окладу за наличие почетного звания применяется только по основной работе.

При наличии у работника двух почетных званий "Народный врач" и "Заслуженный врач" упомянутый коэффициент применяется по одному из оснований.

Размер выплаты за качество выполняемых работ определяется путем умножения оклада (должностного оклада) на соответствующий коэффициент.

31.1. Для медицинских и фармацевтических работников учреждений:

перевыполнение отраслевых норм нагрузки;

участие в федеральных и отраслевых программах;

удовлетворенность населения качеством медицинской помощи;

качественное выполнение стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, соблюдение клинических рекомендаций, протоколов лечения больных;

применение в практической работе новых медицинских технологий;

осуществляемое по поручению руководства учреждения наставничество и педагогическую деятельность;

оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи.

31.2. Для работников учреждений, осуществляющих трудовую деятельность по профессиям рабочих:

особый режим работы (связанный с обеспечением безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения учреждения);

выполнение особо важных и срочных работ.

32. При установлении выплат стимулирующего характера работникам учитывается:

успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде;

инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;

качественная подготовка и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения;

участие работника в выполнении важных работ, мероприятий.

33. Конкретный размер стимулирующей выплаты может определяться как в процентах к окладу (должностному окладу) работника, так и в абсолютном размере.

V. Условия оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей, главного бухгалтера

34. Условия оплаты труда руководителей учреждений определяются трудовым договором, заключаемым в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 16, ст. 1958).

35. Размер должностного оклада руководителя учреждения определяется Федеральным агентством научных организаций в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления, особенностей деятельности и значимости учреждения, и отражается в трудовом договоре, либо в дополнительном соглашении к трудовому договору с руководителем учреждения.

36. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 - 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений приказами руководителей по соответствующим учреждениям.

37. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений выплачиваются по решению Федерального агентства научных организаций с учетом достижения показателей эффективности деятельности учреждений и их руководителей.

38. Руководителям учреждений устанавливаются выплаты компенсационного характера в соответствии с главой III настоящего Положения в зависимости от условий их труда.

39. Заместители руководителей учреждений и главные бухгалтера имеют право на получение выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с главами III и IV настоящего Положения в зависимости от условий их труда.


1. Обращаем Ваше внимание, что по вопросам оплаты труда работников :

Сферы труда и социальной защиты открыта горячая линия Минтруда России ;
- сферы образования и науки открыта горячая линия Минобрнауки России ;
- сферы культуры и искусства открыта горячая линия Минкультуры России .

3. Федеральной службой по труду и занятости в целях защиты прав и интересов работников и работодателей создана Система электронных сервисов ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ , которая позволяет :

Направить заявление в инспекцию труда, которая проверит соблюдение трудовых прав и поможет устранить нарушения;
- получить консультацию о применении требований и норм трудового законодательства в течение 3-х рабочих дней;
- работодателю провести самопроверку соблюдения трудового законодательства.

4. ​Ответы на типовые вопросы в части оплаты труда работников бюджетных учреждений в сфере здравоохранения :

Вопрос: Будет ли повышение заработной платы у работников здравоохранения? Работаю врачом-терапевтом, какой должен быть мой оклад? Какие и в каких размерах должны начисляться мне выплаты компенсационного и стимулирующего характера ?

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопрос о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе о повышении заработной платы, о порядке установления размеров окладов, о порядке установления выплат компенсационного и стимулирующего характера (в том числе надбавки за наличие почетного звания, выплат за стаж работы, за наличие квалификационной категории, за работу в сельской местности) относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Учитывая изложенное, по этим вопросам следует обращаться в орган исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено учреждение, в котором Вы работаете.

Вопрос: Почему моя заработная плата меньше, чем средняя заработная плата по врачам в регионе ?

Расчет средней заработной платы по отдельной категории медицинских работников по субъекту Российской Федерации производится на основании агрегирования по всем учреждениям социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание) и науки государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, данных о фонде начисленной заработной платы, включая выплаты по окладам, компенсационные выплаты и выплаты стимулирующего характера, а также заработную плату на работе по внутреннему совместительству и среднесписочной численности работников данной категории.

Размер заработной платы конкретного работника зависит от установленной ему продолжительности рабочего времени, условий труда, квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы.

Вопрос: Когда будет повышение заработной платы у работников здравоохранения ?

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации
от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, включающая динамику примерных (индикативных) значений соотношений средней заработной платы работников учреждений и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации.

Данная динамика соотношений включена в показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2012 г. № 2599-р (далее - отраслевая «дорожная карта»).

В целом по Российской Федерации в отраслевой «дорожной карте» на конец 2016 года предусмотрено достижение соотношения средней заработной платы врачей и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации 159,6 %, среднего и младшего медицинского персонала соответственно 86,3 % и 70,5 %.

В соответствии с пунктом 4 отраслевой «дорожной карты» субъектами Российской Федерации разработаны и утверждены по согласованию с Минздравом России «дорожные карты» развития здравоохранения, включающие в том числе региональные значения соотношений средней заработной платы категорий медицинских работников и средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Учитывая изложенное, по этому вопросу следует обратиться в орган исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено учреждение, в котором Вы работаете.

Вопрос: Работаю врачом, заработную плату выплачивают не в полном объеме и не вовремя. Прошу защитить мои трудовые права .

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608, у Министерства здравоохранения Российской Федерации отсутствуют полномочия по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Полномочия по государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно статье 353 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляет Федеральная служба по труду и занятости.

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, если Вы полагаете, что работодателем нарушается трудовое законодательство, Вы вправе обратиться в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости и (или) в суд.

Вопрос: В нашем городе есть медицинская организация, в которой заработная плата руководителя в десятки раз превышает заработную плату врачей. А ведь лечат врачи, а не руководители .

В большинстве субъектов в соответствии с пунктом «ж» раздела X Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (протокол от 25 декабря 2015 г. № 12), в целях недопущения необоснованной дифференциации в заработной плате руководителей и работников медицинских учреждений нормативными правовыми актами установлены предельные уровни соотношений средней заработной платы руководителей и работников учреждения в кратности от 1 до 6 с учетом сложности и объема выполняемой работы.

По данным мониторинга Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, в 2015 г. в 94,0% государственных и муниципальных учреждений субъектов Российской Федерации, соотношение средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений не превысило 4 раза.

При этом случаев превышения установленных предельных соотношений в субъектах Российской Федерации не зафиксировано.

Вопрос: Что такое «эффективный контракт» в здравоохранении и обязан ли я его подписывать ?

Одним из основных направлений совершенствования заработной платы в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, является создание систем стимулирования, обеспечивающих установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям, то есть перевод на «эффективный контракт». Иными словами это разработка и внедрение системы мотивации, нацеливающей работника на достижение цели учреждения при соблюдении его интересов.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с пунктом 11 Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2012 г. № 2599-р, на основе методических рекомендаций Минздрава России, утвержденных приказом Минздрава России от 28 июня 2013 г. № 421, разработали показатели деятельности государственных медицинских организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных медицинских организаций, их руководителей и работников.

Изменение порядка установления стимулирующих выплат является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и в соответствии с частью второй статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

С работником учреждения, состоящим в трудовых отношениях с работодателем, рекомендуется оформлять соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

В дополнительном соглашении к трудовому договору условия осуществления выплат, рекомендуется конкретизировать применительно к данному работнику учреждения.

В случае отказа работника от продолжения работы в связи с изменением условий трудового договора трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.

Вопрос. Предлагают дополнительно поработать за медсестру нашего отделения во время ее отпуска с оплатой 25% от ее оклада. Правомерно ли определен размер доплаты, могу ли я отказаться от предложения ?

Работнику может быть поручено выполнение дополнительной работы только с его письменного согласия. Это следует из статьи 60.2 Трудового кодекса. При этом работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель досрочно отменить поручение о ее выполнении. Для этого лишь нужно предупредить другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня.

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон с учетом содержания и объема дополнительной работы. Об этом говорится в статье 151 Трудового кодекса.

Вопрос. При работе по скользящему графику в январе часть рабочих смен приходится на нерабочие праздничные дни. Как их оплачивать, если учетный период три месяца ?

Работа в нерабочие праздничные дни включается в норму рабочего времени учетного периода. Поскольку работа в праздники в этом случае осуществляется в пределах нормы рабочего времени, согласно ст. 153 ТК РФ она оплачивается в размере не менее одинарной ставки сверх заработной платы работника за все часы, отработанные в эти дни.

Конкретные размеры оплаты за работу в нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Повышенная оплата труда за работу в праздничные дни должна начисляться ежемесячно вместе с заработной платой соответствующего месяца

Вопрос. Работал в январе 2016 г. в свой выходной день полный рабочий день и в этом же месяце предоставили другой день отдыха, оклад 12000 руб. Какая заработная плата должна быть у меня в январе ?

В статье 153 Трудового кодекса говорится, что в таких ситуациях работнику работа в выходной день оплачивается не менее одинарной дневной части должностного оклада сверх должностного оклада. В вашей ситуации получается, что полностью отработан январь, 15 рабочих дней (один день отработан в выходной день), за работу в этот день вам предоставлен другой день отдыха. Поэтому вам должны оплатить работу в выходной день в одинарном размере. Значит, всего за январь ваша заработная плата составит 12800 рублей, из них 12000 рублей оклад за отработанный полностью месяц, и 800 рублей (12000: 15 х 1 день) за работу в выходной день.

Вопрос. Обязан ли работодатель производить в двойном размере доплаты за вредные условия труда и за работу в ночное время, если работа производилась в выходные и праздничные дни ?

Ст. 153 ТК РФ устанавливает минимальный размер повышенной оплаты за работу в выходной и нерабочий праздничный день двойной тариф.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной, нерабочий праздничный день, с учетом различных надбавок и доплат могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

Таким образом, повышенная оплата труда за работу в выходной или нерабочий праздничный день производится с учетом всех установленных в организации доплат и надбавок, если это предусмотрено коллективным, трудовым договором.

Вопрос. Каким образом следует оплачивать дежурства медицинских работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени ?

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени возможна в данном случае на условиях совместительства (т.е. по отдельному трудовому договору по соглашению сторон), в виде сверхурочной работы, а также при работе в режиме ненормированного рабочего дня.

Работа по совместительству это выполнение работником другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время не более четырех часов в день и половины месячной нормы рабочего времени и до полной нормы рабочего времени в случаях, предусмотренных постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 года № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».

Согласно ст.285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.

Сверхурочная работа - работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Оплата сверхурочной работы производится за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором или трудовым договором.

Вопрос. В нашей организации практикуется взимание штрафов с премиальных выплат за нарушение трудовой дисциплины. Правомерно ли это ?

За совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание (ст. 192 ТК РФ).

Основные обязанности работника перечислены в ст.21 ТК РФ, к которым относится, в частности, соблюдение правил внутреннего трудового распорядка организации. Таким образом, нарушение правил внутреннего трудового распорядка организации (например, опоздание на работу без уважительной причины) является дисциплинарным проступком и влечет возможность наложения дисциплинарного взыскания.

Трудовой кодекс предусматривает три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Другие взыскания (например, вычеты из заработной платы) работодатель налагать на работников не может.

Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

В соответствии со ст.137 ТК РФ удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:

для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;

для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 ТК РФ) или простое (часть третья статьи 157 ТК РФ);

при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 или пунктами 1, 2 или 4 части первой статьи 81, пунктах 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 ТК РФ.

Не начислить премию или начислить ее не полностью в случае, если на работника наложено дисциплинарное взыскание, возможно только при условии, что в положении о премировании имеется запись об этом.

Вопрос. Работаю в режиме суммированного учета рабочего времени с учетным периодом год. В ноябре 2015г. уволен. Являются ли сверхурочными часами 40 часов, отработанных в пределах графика сменности работника, но сверх нормального числа часов за этот период ?

В соответствии со ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации работа, производимая работником по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, является сверхурочной.

Оплата сверхурочной работы, в соответствии со ст.152 ТК РФ, производится за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Этот принцип оплаты сверхурочных работ, имеющих место при любом режиме работы, является единым.

Что касается приведенной ситуации, то переработку в размере 40 часов следует оплатить как сверхурочную работу. Ведь в данном случае в связи с увольнением до окончания учетного периода переработка в месяцах перед увольнением не может быть компенсирована недоработкой в оставшихся месяцах учетного периода.

Начисление заработной платы работникам, которым установлена месячная тарифная ставка и суммированный учет рабочего времени производится на основе часовой тарифной ставки.

Нормативно порядок расчета часовой ставки из установленной месячной не определен. На практике применяются два варианта исчисления часовой тарифной ставки из установленной месячной:

путем деления месячной тарифной ставки на среднемесячное число рабочих часов в году в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели;

путем деления месячной тарифной ставки на число рабочих часов по норме в месяце, за который начисляется заработная плата.

По нашему мнению, оптимальным является первый вариант, поскольку позволяет избежать возможных отклонений в годовой заработной плате работника.

При втором варианте начисления отклонения годовой заработной платы по установленным условиям возможны в любую сторону, то есть и в сторону уменьшения тоже. Все зависит от того, какое количество рабочих часов по графику приходится на месяцы, в которых количество рабочих часов по норме наименьшее и наибольшее.

По нашему мнению, исчисление часовой тарифной ставки из установленной месячной в целях оплаты часов сверхурочной работы, работы в ночное время и т.д. также следует производить путем ее деления на среднемесячное число рабочих часов в году в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели.

В этом случае одинаковое количество часов сверхурочной работы, ночной работы и т.д., осуществленное в разные месяцы учетного периода будет оплачено в одинаковом размере.

Вопрос. Имеет ли право работодатель обязать работника получать заработную плату по карточке через банкомат, установленный на территории организации, если это предусмотрено в коллективном договоре ?

Как следует из положений ст. 136 (часть третья) ТК РФ, заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Из данной нормы следует, что перечисление работодателем заработной платы работников по реестру в банк для выплаты ее по карточкам без получения соответствующего заявления работника с указанием расчетного счета в банке неправомерно даже, если такая возможность предусмотрена коллективным договором. В коллективном договоре обычно предусматриваются условия о расходах сторон трудового договора в случае договоренностей о перечислении работодателем заработной платы работника на расчетный счет в банке.

Вопрос. В организации применяется авансовый метод начисления заработной платы: 25 числа - аванс за текущий месяц, 10 числа - заработная плата под расчет за предыдущий месяц. Таким образом, соблюдается требование ст. 136 ТК РФ о выплате заработной платы 2 раза в месяц. Правомерны ли такие сроки ?

По нашему мнению, установленные в Обществе сроки выплаты заработной платы, противоречат ст.136 ТК РФ по следующим основаниям.

Статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена выплата заработной платы не реже чем каждые полмесяца, в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором, а не 2 раза в месяц в общей сложности. Это означает, что при авансовом методе начисления заработной платы за каждую половину месяца заработная плата должна начисляться примерно в равных суммах. При этом аванс является заработной платой за первую половину месяца.

Установленные в вашей организации сроки выплаты заработной платы могут привести к нарушению требований данной статьи, например, когда работник, поступивший на работу 1 числа, получит заработную плату за первую половину месяца (аванс) только в конце месяца (25 числа), когда месяц практически отработан полностью, что противоречит трудовому законодательству.

Вопрос. В нашей организации на основании локального нормативного акта в расчетных листках объеденены выплаты по районному коэффициенту, оплата ночных часов, праздничных дней и т.д. в одну статью для упрощения печатной формы, правильно ли это ?

Ответ. По нашему мнению объединять в расчетных листках выплаты по районному коэффициенту, оплату ночных часов и праздничных дней, премиальные выплаты и другие дополнительные выплаты в одну статью нельзя, т.к. в соответствии со ст. 136 Трудового Кодекса Российской Федерации, при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Вопрос. Работаю в медицинской организации, с 1 января 2016 г. замещаю должность заместителя начальника отдела кадров, должностной оклад по которой выше на 30% должностного оклада по предыдущей должности. В этом же месяце меня направили в командировку на две недели с сохранением среднего заработка. Вернувшись из командировки обнаружил, что моя заработная плата за январь практически оказалась на уровне до повышения. Правильно ли это? Могли ли в таком случае мне выплатить за время командировки обычную заработную плату, а не средний заработок ?

Нет, в соответствии со ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение среднего заработка за все рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы. Других вариантов расчетов с работниками за время командировки указанная статья не содержит.

В приведенной ситуации действительно выплаты по среднему заработку будут меньше, поскольку он не подлежит корректировке, так как произошло персональное повышение должностного оклада в связи с переходом на вышестоящую должность, а не в целом по организации.

Учитывая, что время нахождения в командировке включается в рабочее время, в случаях, когда средний заработок, исчисленный за время нахождения работника в служебной командировке, оказывается ниже его заработной платы за это время, рассчитанной в соответствии с установленными условиями оплаты труда, локальным нормативным актом об оплате труда работников могут предусматриваться доплаты к среднему заработку до заработной платы как за фактически отработанное время.

Вопрос. Подлежит ли оплате по среднему заработку выходной день, в который работник сдал кровь и полагается ли при этом еще два дополнительных оплачиваемых дня отдыха ?

После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов.

В случае сдачи крови в выходной день сотруднику предоставляется по желанию другой день отдыха.

В соответствии со ст. 186 Трудового кодекса РФ при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Таким образом, в связи со сдачей крови в выходной день работнику полагается оплата по среднему заработку дня сдачи крови, дополнительного дня отдыха и другого дня отдыха, предоставляемого по его желанию.