Что такое дисграфия и дислексия? Дислексия и дисграфия общее понятие дислексии и дисграфии


Дислексия (легастения), а также алексия, аграфия, дисграфия относятся к видам патологии в способности к обучению. Легастения - это затруднения в процессе мышления, сосредоточения, выстраивания логических связей, в силу которого ребенку с нормальными интеллектом, мотивацией, социально-культурными условиями трудно читать и запоминать полученную информацию. Алексия - потеря способности к чтению и к пониманию прочитанного, нарушение узнавания текста. Аграфия - утрата способности писать при сохранности двигательных функций руки, а дисграфия - затруднения при письме, проявляющиеся у ребенка пропуском или перестановкой букв, заменой одних букв (или слогов) другими.

По данным исследований, наиболее частыми патологиями поведения и способностей, обуславливающими расстройства письма и чтения у детей, являются дисграфия и дислексия. Интеллект у таких детей чаще всего не нарушен.

Причины возникновения

Причины дислексии изучаются уже многие десятилетия, однако однозначно их еще никто не перечислил и не выяснил. Поражения головного мозга, оказывающие влияние на речевые центры, были обнаружены лишь у немногих детей с нарушениями чтения и письма. Многие указывают на наследственный фактор (наследственную слабость психических функций, необходимых при письме и (или) чтении), поэтому существует и такой диагноз, как «врожденная алексия». Дислексия может быть первичной, т.е. когда говорят о дислексии наследственного происхождения. Благодаря новейшим генетическим исследованиям ее связывают с изменениями генов. А вторичное расстройство чтения возможно при умственной отсталости, а также различных других болезнях. Предполагается, что дислексия не является частым заболеванием. Также как тучность или высокое кровяное давление - это патология, распространившаяся в популяции.

Признаки дисграфии

  • пропуск букв;
  • при письме перестановка букв с похожим звучанием или артикуляцией;
  • пропуск слогов; замена букв;
  • соединение слов в одно целое;
  • графические ошибки (замена похожих букв, их неправильное написание);
  • грамматические ошибки.

Признаки дислексии

  • затрудненное запоминание букв;
  • замена букв по акустическому и графическому подобию;
  • побуквенное чтение, неспособность соединения букв в слоги;
  • замена окончаний;
  • нелогичное сочетание слов.

Нередко такие дети, выполняя математические задания, путают знаки сложения, вычитания, умножения, деления, пишут не те знаки. Сегодня некоторые специалисты полагают, что характерных для дисграфии или дислексии ошибок вообще не существует.

Лечение

Усиленная «зубрежка», сочетаемая с длительным и терпеливым обучением письму в школе и дома часто приносит лишь незначительные результаты. Однако и методы лечения, применяемые психологами, не являются столь эффективными, как это ожидалось.

Если у учеников наблюдаются расстройства письма и чтения, они могут посещать логопедические занятия. Занятия длятся 20-25 минут. Устранение определенных расстройств чтения и письма возможно, так как слух у ребенка развивается. Ведь нарушенные речевые функции восстанавливаются даже при удалении речевой зоны в коре головного мозга. Но если эти расстройства остаются незамеченными в I классе и не подвергаются коррекции, позднее ребенок испытывает трудности в учебе.

Главное, чтобы родители были терпеливыми, правильно реагировали на трудности, возникающие у ребенка и не упрекали его в лени. Заметив нарушения, следует обратиться к логопеду. Иногда ребенок нуждается в помощи ортодонта, психолога или невролога.

Нарушения психоневрологического характера у детей сначала вызывают недоумение и шок у родителей, а иногда и неверные выводы об умственной отсталости ребенка. Могут их принимать и за нежелание малыша «хорошо учиться». Дисграфия и дислексия часто становятся основой для подобных мыслей и выводов.


Что такое дисграфия и дислексия?

Нарушение письма, дисграфия (от греч. «сложность с письмом»), создаёт большие трудности у детей с овладением данным навыком. Важно понимать, что такое нарушение распространено среди детей с достаточно нормальным интеллектуальным уровнем. Выполненные упражнения, не говоря уже о диктантах, будут содержать большое количество грамматических ошибок, ребенок не будет использовать знаки препинания либо заглавные буквы. Почерк, при этом нарушении, также далёк от должного уровня.

Наращивая негативный опыт своих графических проблем, дети со временем стараются изъясняться при письме короткими фразами, но даже это ограничение не исключает их грубых ошибок в используемых словах. Дальше это может перерастать только в ещё большее осознание своих проблем, перевода их в свои личностные качества неполноценности, доходя до депрессивных состояний. Школьники могут отказываться от посещения уроков языка, выполнения письменных заданий и даже любых бытовых задач, связанных с письмом.

(от греч. «сложность со словом»), являясь нарушением чтения, проявляется не постоянно, избирательно, но при стойком повторении, при сравнительно хороших успехах в освоении других учебных навыков. Показателем данного нарушения является пропуск букв, пропуск начальных слогов, слов, перемена букв местами, искажение звучания слов, добавление лишних звуков, пропуск звуков, невысокая скорость чтения. Мальчики страдают в 4 раза чаще этим нарушением, чем девочки. Почти 8% школьников подвержены дислексии.

При дислексии ребенок теряет возможность четко воспринимать некоторые звуки на слух, а потом и использовать в своей речи (даже письменной) и при чтении. Особенно плохо различаются фонетически парные звуки «Ж-Ш», «К-Г», «Т-Д», «П-Б» и т.п.

Исходя из этих сложностей, дети с данными нарушениями испытывают большие трудности и при написании изложений, пересказе текста. Нарушается понимание прочитанного на уровне слова, предложения, текста, но, при этом, расстройств технической стороны письма может не наблюдаться.

Диагноз на подобные нарушения может быть установлен невропатологом или психотерапевтом. Часто дисграфия и дислексия сопровождаются общим недоразвитием речи. Первые наиболее явные признаки этих нарушений обычно проявляются в возрасте около 6 лет, либо уже более ярко выражены ко 2-му классу. Данные нарушения могут оказывать значительное влияние на развитие ребенка, на его психическое состояние.


Причины дисграфии, дислексии

Среди перечня возможных причин вышеперечисленных нарушений специалисты выделяют следующие, наиболее распространенные:

Формы дисграфии и дислексии

Проявление нарушений письма и чтения может относиться к одной из выведенных форм:

  • акустическая (фонематическая; дети плохо слышат звуковой состав слова, путают звуки, у них они сливаются в словах, или сами слова сливаются друг с другом; при чтении путаются буквы, переставляются слоги, пропускаются согласные; в письме ребенок заменяет буквы в соответствие с «услышанными» близкими звуками: «щетка-четка»; с такой формой нарушений сложно ребенку усвоить правила правописания, не чувствует связи слов, не может сделать обобщения слов);
  • моторная (отмечается нарушением движений глаз при чтении, трудности в овладении закономерностями поисковых движений глаз при чтении и характерными движениями руки при письме);
  • оптическая (проявляется неустойчивостью зрительных представлений, впечатлений; при зрительном восприятии могут нарушаться, смешиваться, видоизменяться схожие по написанию буквы «Г-Т», «З-Э», «Л-Д»; отмечается и зеркальное воспроизведение буквы (чаще у левшей); в букве, при такой форме нарушения, могут пропустить или добавить лишний элемент, перевернуть букву).

Кроме этих форм, некоторые специалисты также относят к дисграфии дизорфографию . Ребенок затрудняется в применении на письме знакомых ему правил, не видит ошибку и не может её исправить. Могут возникать и трудности с применением правил синтаксического характера. Форма подобных нарушений может проявляться не только в начале обучения (хотя и более явно выражено), но и в средних классах, и в старших.

Встречается также вторичное проявление дисграфии и дислексии, которое отличается отсутствием типичных побуждающих факторов к ним. В этом случае провокатором может стать недостаток произвольной концентрации, распределения и переключения внимания, медленный темп чтения и письма (для устранения нарушений необходимо просто замедлить темп), пониженная слухо-речевая память.

Первым и необходимым шагом к коррекции нарушений письма и чтения является консультация у специалиста. В поддержку рекомендаций специалиста родителям важно придерживаться хотя бы некоторых моментов:

  • позитивный настрой на перемены к лучшему, поощрение успехов ребенка;
  • попросите учителя пока не привлекать вашего ребенка к проверке скорости чтения либо позволить прочитывать текст без времени (если наблюдается дислексия);
  • предлагать ребенку читать медленно с явно выраженной артикуляцией;
  • корректируя дисграфию, можно начать с коррекции различения звуков (особенно при акустической форме нарушений);
  • при дисграфии можно каждый день (на 5 мин.) давать ребенку задание: вычеркивать определенные буквы в тексте (но не в газетном); при усложнении можно одни вычеркивать, а другие обводить - хорошо, если это будут «схожие» буквы);
  • вводить медленное (но внимательное) списывание текста;
  • для развития моторики руки, улучшения взаимной работы полушарий можно записать ребенка на музыку;
  • многие упражнения должны проходить в игровой форме («игра в слова» - хорошая дополнительная тренировка);
  • придерживаться системного соблюдения всех рекомендаций, которые даст специалист после диагностики нарушений ребенка.

На сегодняшний день уже разработано достаточное количество методик, способных помочь ребенку с нарушениями письма и речи. Существует даже компьютерный вид коррекции. Проявите внимание к трудностям ребенка и, при необходимости, сразу обратитесь к специалисту.

Наталья Мажирина
Центр "Азбука для родителей"

Малыш, быстро читает и пишет СМСки своим бабушкам и дедушкам, - вряд ли кого-то сейчас удивит. А ошибки, которые он при этом допускает, лишь вызывают умиление. «Не страшно. Вот немного вырастет и будет писать без ошибок!». Чаще всего так и происходит, но есть и исключения, например, когда наблюдается дислексия и дисграфия у ребенка.

Буквы - это знаки. Их различение - работа серьезная. И проводят ее анализаторы - структуры головного мозга, формирующие реакцию на информацию извне. Сначала «включается» зрение -зрительный анализатор: ребенок видит букву и узнает ее. Потом – работа речедвигательного и речеслухового анализатора: ребенок пытается вспомнить верное соответствие звука определенной букве. Следующий этап – общедвигательные помощники-анализаторы, которые дают сигнал мышцам, участвующим в произнесении или писании буквы. Такой масштаб и всего за доли секунды! Ну как тут не ошибиться?! Содержание статьи:

Право на ошибку

Специалисты считают, что до определенного момента ребенок просто обязан читать и писать с ошибками. И абсолютно нормально, когда в пять, шесть и даже в семь лет ребенок пишет что-то не так или путает буквы. Пока не созреют все структуры мозга, а этот физиологический процесс происходит по индивидуальному плану до семи-восьми лет, малыш имеет полное право на любые отклонения. И более того, у малышей, которые начали учить чтению с двухлетнего возраста, к шести годам, как правило, бывают такие же успехи, как и у тех, которые впервые открыли книгу в пять с половиной. Если у ребенка трех-четырех лет нет проблем со слухом и зрением, но при этом он не может распознать на должном уровне звуки речи и/или у него не получается соединять слоги в слова, родные должны набраться терпения на год-полтора.

Итак, в случае когда у малыша наблюдаются сложности со слухом и недоразвита речь, необходимо без промедления приступить к разрешению данной проблемы.

Дисграфия у ребенка: Разные ошибки

Допустим, время пришло, и ребенок уже должен читать и писать без ошибок, но увы... Следует понимать, что воспроизводя текст - устно или на бумаге - ребенок допускает разные ошибки. Одни исчезнут в процессе обучения, другие - останутся. И родители должны уметь распознавать обе категории.

Допустим, малыш упорно пишет «веселЫЕ день» или всегда странным образом расставляет слова в предложении. Такой промах следует взять на заметку, предполагая аграмматическую дисграфию. Другая разновидность этого же явления - оптическая - выдает себя тем, что малыш путает буквы, схожие по написанию. - Н и И, А и Л и др. А при акустической -неправильно использует глухие/звонкие и свистящие/шипящие согласные б - п, в – ф, д - т, ж – ш, ч – щ, а также неправильно обозначает мягкость -«пиСМо» вместо «письмо». И можно сколько угодно заставлять ребенка учить правила и писать диктанты, ошибка останется и обнаружит себя всякий раз, когда человек перестает контролировать то, что выводит на бумаге. Причем, если прислушаться, то станет ясно, что говорит он, скорее всего, тоже с ошибками

Например, «лУбит» - вместо «лЮбит» и т.д.

Итак, диагноз «дисграфия» ставят и детям, и взрослым, имеющим специфические проблемы при письме.

Чтение с препятствиями

Дислексия - это тоже нарушение, но проявляется оно только в устной форме, при чтении.

Симптомы такие:

  • Ребенок не понимает смысл прочитанного, хотя читает технически правильно;
  • Допускает много ошибок: читает букву Ц как С, букву С как Ш, Ж или Ш;
  • Часто неправильно произносит слова;
  • Имеет словарный запас существенно ниже возрастной нормы;
  • Путает значение слов;
  • Плохо ориентируется в пространстве.

Итак, дислексия и дисграфия у ребенка – не болезни, и с ними можно счастливо прожить всю жизнь. Не исключено, что во время школьного обучения будут некоторые проблемы с оценками, а дальше будет необходимо сделать осознанный выбор профессии, которая не будет ни коем образом связана с чтением и письмом.

Кто в группе риска

Вы можете заранее узнать, будет ли ваш ребенок испытывать сложности в этом вопросе. Для этого специалисты осуществляют особые тесты. Но мы можем с уверенностью сказать, что в группе риска находятся:

  • Дети, имеющие задержку развития устной речи;
  • Малыши, страдающие от синдрома дефицита внимания или же гиперактивные дети;
  • Левши и амбидекстры (обе руки - ведущие):
  • Если ребенок не может в достаточной мере различать и воспроизводить звуки;
  • Если у ребенка не получается заучивать даже простейшие стихотворения;
  • Если ребенок неспособен повторить серию ударов карандашом по поверхности (при использовании коротких и длинных интервалов);
  • Если малыш так и не научился застегивать пуговицы или завязывать шнурки;
  • Если не различает право и лево;
  • Если затрудняется составить связный рассказ по картинкам.

Итак, если у крохи несколько из перечисленных особенностей, то следует обратиться за консультацией к нейропсихологу, логопеду-дефектологу и детскому неврологу. Логопед проверяет общее речевое развитие, ней-ропсихолог исследует высшие психические функции (ВПФ). Затем разрабатывается программа коррекции.

Особенно отчетливо дисграфические ошибки видны в тех случаях, когда неправильно написанные буквы стоят в сильной позиции - в начале слова или под ударением, например, вместо «ложка» ребенок пишет «рожка». Больше всего дисграфических ошибок наблюдается в диктантах, и их делают даже те дети, которые списывают у соседа по парте. Видео «Коррекция дислексии и дисграфии» :

Дислексия и дисграфия у ребенка: Памятка родителям

Несмотря на то что дислексия и дисграфия у ребенка различаются по своим проявлениям, для их устранения используются очень похожие упражнения. Помогают совсем простые приемы:

  • Массаж кистей и пальцев рук, он же - пальчиковая гимнастика;
  • Любые упражнения на мелкую моторику;
  • Ритмико-речевые упражнения: ребенка просят повторить за взрослым один или несколько звуков;
  • Перебирание бисера или пуговиц;
  • Игры с застежками на кнопках или молнии; Нитяные узоры - выкладывание узоров из шнура, завязывание узелков;
  • Сенсорные тренинги: ощупывать и описывать предметы, разные по форме, объему, структуре и пр.;
  • Шнурование через одно отверстие или крест-накрест;
  • Театр теней: изображать пальцами рук какое-либо животное;
  • Описание картинок, пересказ истории,сочинение историй по картинкам, раскладывание картинок в нужном порядке - в соответствии с порядком событий, описанных в рассказе;
  • Рисование на ладони малыша букв, которые он должен отгадать;
  • Совместное чтение и обсуждение небольших рассказов, сказок, стихотворений с опорой на картинки и без таковой;
  • Заучивание наизусть песенок, потешек, стихов;
  • Выразительное прочитывание похожих слогов «ам, ат, ак», «от, ок, ом», «ла, ра, ма», «су, му, жу» и т.д. с последующим распределением их по столбцам и чтение их по разным направлениям (начало-конец / конец-начало).;
  • Дописывание недостающей буквы/слова в заданиях с пунктирной линией;
  • Переделывание одной буквы в другую написанных или вылепленных из пластилина, например Ц в Щ, Г в П;
  • Запоминание и повторение 4 букв, лежащих в ряд;
  • Составление слов из карточек со слогами.

Дислексия и дисграфия ия у младших школьников – это психоневрологические нарушения, выражаемые в нарушении письма (дисграфия) и чтения (дислексия), что выражается в стойких ошибках по определённому типу.

Итак, начнём с рассмотрения понятия дислексии. Под ней подразумевают стойкие нарушения детьми, которые они допускают при чтении. Однако, не все ошибки подходят под это понятие. Основные ошибки связаны с плохим соотнесением звуковых фонем и обозначений этих звуков. Однако Лалаева исследовала эту проблему подробно и в результате получила целых пять видов дислексий у детей.

  1. Фонематическая дислексия может быть связана:
  1. Семантическая дислексия связана с механизацией чтения, без понимания и смысловой обработки. Таким образом девочка как осознанный образ будет отличаться от механического его обозначения. И малыш прочтёт «де-воч-ка», не связывая эту структуру с самим словом и понятием. Здесь неверное соотнесение фонем и звуков идёт в контексте недосформированных процессов обобщения.
  2. Аграмматическая дислексия наслаивает на несформированный процесс обобщения морфолдогический момент. То есть, в этом случае, ребёнок будет путаться с падежными окончаниями, соотнесением времён и родов в контексте. Таки образом получаются фразы типа «мой кошка», «такая город», «книга интересный», «он потом сделал» и т.д. Кроме того, малыш может «застревать» или «предвидеть» букву. Например, «на траве траса» или «на раре роса».
  3. Мнеститечкая дислексия выражается в сложности воспроизведения ряда последовательных символов (букв, слов). Ребенок может пропускать звуки, сокращать количество слов в предложении. В последствии малыш стремиться использовать очень короткие фразы.
  4. Оптическая дислексия выражается в смешении схожих букв. Например, таких которые различаемы небольшим дополнением «Л» и «Д», «Ш» и «Щ». А также тех, что имеют «зеркально» похожие виды: «З» и «С», «Р» и «Ь» или состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: «Т»-«Г» и «Н»-«П».

Симптомы и причины дислексии

Конечно, основными симптомами дислексии можно считать трудности в овладении чтением как таковым. Однако существуют и ряд других показательных симптомов:

Наиболее часто встречающиеся теории утверждают причиной дислексии особенности развития ЦНС, а также в особенностях структуры задних отделов левого полушария головного мозга. Всё более популярными так же становятся теории о «семейных» дислексиях. Редко проблема может выступать в виде социальной запущенности. Но, дислексия не связана с проблемами зрения и слуха. А также движений как таковых.

Есть ещё один подход, который говорит о возможности возникновения дислексии в сфере неправильного развития плода. Например, при недостаточном снабжении плода кислородом (обвитии пуповиной, проке сердца у матери, преждевременной отслойки плаценты и т.д.). А также – при серьёзных болезнях во время беременности (краснухи, герпесе, кори), интоксикации или отравлении (алкогольном, наркотическом, медикаментозном).

Как лечить

Как правило, дислексия не предполагает медикаментозного лечения. Однако, возможно назначение тех препаратов, которые устраняют проблемы конкретного ребёнка. Например, при ярко выраженном дефиците внимания или сильных головных болях. Поэтому помните, что лечение в таких случаях должен назначать исключительно ваш лечащий врач. И то, что будет показано одному малышу, может совсем не подходить другому.

А вот коррекция дислексии часто имеет более универсальные комплексы. Так, фонематическая дислексия предполагает коррекцию произношения звуков, соотнесение буквы и звука с помощью игровых наглядных примеров. Подобным образом при аграмматической дислексии происходят занятия по формированию словообразований. Дополнительно так же развиваются слухоречевое восприятие, анализ и синтез материала.

Стоит сказать, что обычная наработка навыков является изнурительной и не всегда продуктивной. Поэтому важно использовать нестандартные визуальные подходы, формирующие специфичекие образы с помощью игровых и демонстрационных методов. Например, метод Рональда и Дейвиса предполагает обучению, при котором печатным символам присваиваются мысленные образы, с помощью которых убираются «белые пятна» восприятия.

Что такое дисграфия?

Дисграфия же является похожей проблемой, но связанной с проблемами написания слов и текстов. Некоторые виды дисграфии принято рассматривать, как возможное продолжение проблемы дислексии. Другие же часто выделяются в отдельный вид проблем. Итак, принято выделять пять видов дисграфии.

Однако, чаще всего проявляются несколько форм дисграфии. Помимо перечисленных, стоит обратить внимание на следующие симптомы:

  • ребёнок часто не может решить какой рукой стоит писать;
  • у ребёнка неимоверно плохой почерк, сложно выделить в нём элементы;
  • малыш может жаловаться на головные боли во время выполнения письменных работ;
  • слова плохо ориентированы относительно клеточек или линий тетради («скачут»);
  • возникает явная проблема с элементарными знаками препинания (точками) и заглавными буквами (после точки, имена).

Причины патологии

Учёные до сих пор не имеют единого мнения на этот счёт. Достоверно известно, что навыки письма хорошо развиваются в случае достаточно развитых составляющих, таких как чёткое произнесение звуков, лексика, грамматика, обобщение. Если что-то из перечисленного, страдает, то может страдать и письмо.

Кроме того, дисграфию часто связывают с тяжёлым течением беременности, родовыми травмами ребёнка, тяжёлыми заболеваниями (менингитом, инсультом, энцефалитом), перенесённой инфекцией и интоксикацией.

Из социальных факторов стоит отметить крайнюю степень социальной запущенности и многоязычные семьи. Кроме того, отмечается наследственная предрасположенность к дисграфии.

Способы диагностики дисграфии: обследования у врачей и домашние тесты

Итак, если ещё у малыша дошкольного возраста вы заподозрили что-то неладное, попробуйте подтвердить или развеять свои опасения путём несложных домашних заданий. Прежде всего, попросите нарисовать что-нибудь карандашом и проанализируйте его рисунок. У дисграфиков контур рисунка будет представлять рваные, дрожащие линии. Они могут быть еле-еле заметны, а могут быть, наоборот, с сильным нажимом. Так же малыш может упорно отказываться рисовать, ссылаясь на то, что у него при этом «болят ручки». Это свидетельствует о физиологической недосформированности данного навыка.

Для школьников же существуют экспресс-тесты, состоящие из нескольких заданий. Задание номер один включает в себя постановку нужных окончаний. Можете сами придумать несколько таких словосочетаний. Например, «вишня спел…», «пруд глубок…», «груши вкусн…» и т.д. Во втором задании нужно подобрать пару по принципу один-много (шар-шары, рот-…., спит-…., читает-….) В третьем задании нужно составить предложение по заданным словам. Например, «повар, готовить, ужин» должно трансформироваться в «повар готовит ужин».

Четвертый шаг предполагает составление слов из разрозненных слогов: «ба со ка» — «собака», «ка лож» — «ложка». Задание № 5 просит составить из букв слово: «о г к а р» — «горка», «е ч в е л к о» — «человек». Шестое задание проверяет возможность ориентировки между приставкой и предлогом. В этом случае необходимо открыть скобки «(по)ехал (по)дороге», «(от)летел (от)окна». Далее даётся небольшие диктанты. Причём в одном из них необходимо употребить собственное имя, чтобы была возможность вставить.

Можно просто дать канву с основным текстом, куда под диктовку стоит вставить несколько слов. В итоге получим оценку на возможное наличие подозрений на аграмматическую, акустическую и дисграфию на фоне анализа и синтеза.

Однако, сами подозрения ещё не являются реальным диагнозом. Поэтому, стоит обязательно обратится к специалисту. Ведь помимо обнаруженных проблем, обязательно нужно убедиться в отсутствии проблем со слухом и зрением, нормальным функционированием конечностей. Возможно для уточнения диагноза нужно будет сделать МРТ или прочие исследования функционирования головного мозга.

Эффективные методики для работы с детьми с дисграфией

Существуют множество методов для работы с дисграфией. Например, методика «схема слова» предполагает соотнесение картинки написанному слову. Сперва школьник называет предмет по картинке, затем видит название написанным и соотносит звук и букву, а затем уже наоборот, при произнесении звука, пишет букву. Методика Эббингауза в различных вариациях предполагает заполнение пропуска необходимой буквой. Методика «начальная буква» позволяет находить как картинки, так и слова, которые начинаются на определённую букву.

Метод «структура» углубляет нас в анализ слова: ребёнок считает количество гласных и согласных. Можно так же предложить школьнику исправить ошибки в тексте, или составить слово из букв, которые есть. Стоит отметить, что некоторые задания могут быть выполнены более успешно, а некоторые – очень тяжело или вообще не выполнены. Не отчаивайтесь. Начинайте с самых простых заданий и скрупулёзно объясняйте малышу как правильно. Поверьте, он не понимает вовсе не для того, чтобы вас позлить. Занимайтесь постоянно, даже в перерывах между походами к специалисту. Для этого так же существуют домашние упражнения.

Домашние упражнения для устранения дисграфии

Отличный метод называется «корректурная правка»: в объёмном тексте необходимо искать и вычёркивать одну и ту же букву. Так же необходимы задания на развитие моторики. Для этого чертите или распечатывайте побольше лабиринтов, по которым школьник должен вести карандашом, чтобы найти выход.

Однако, помимо специальных заданий, малыша стоит приобщать к спортивным тренировкам, которые способны развивать координацию и движения: настольный теннис, бадминтон и т.д.

Игровые способы коррекции дислексии и дисграфии

Потрясающим трудом, который предлагает все возможные игровые методы коррекции упомянутых проблем принадлежит И.Н. Садовникову и называется «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников». Этот подход состоит из пяти интересных блоков, которые можно подать малышу как весьма увлекательный процесс. Первый блок направлен на формирование устной речи, второй – оптико-пространственных представлений, третий – на развитие временных представлений, четвёртый – развитие ритмических способностей, ну а пятый – развивает руки для письма.

Приведём лишь часть примеров таких заданий. Например, при развитии устной речи, применяется упражнение «хлопок», во время которого школьник должен хлопать, если слово начинается на определённую букву. Или перевести звуки в «кружки», с помощью которых можно составить все возможные слова.

Таким образом, ребёнок не будет выполнять «сухие» задания, он будет «распутывать» буквы от других букв, следить за стрелками, ходить и двигаться.

Многие из этих упражнений так же можно взять за основу профилактических мероприятий. Рассмотрим ещё некоторые.

Профилактика дислексии и дисграфии

К самыми простым способам профилактики можно отнести следующие:

  • следите, чтобы вы и члены семьи правильно произносили слова;
  • следите, чтобы ребёнок побольше рисовал, причём даже простым карандашом или ручкой, чтобы вовремя заметить и устранить связанные с этим проблемы (неправильный нажим, плохая моторика, невозможность определиться с ведущей рукой и т.д.);
  • побольше читайте малышу с возможностью ему следить за читаемыми словами, так происходит соотнесение звука и буквы;
  • поощряйте пересказы, они должны быть логичными, с правильным сочетанием родов и времён, а также поправляйте при необходимости окончания множественного числа;
  • отвечайте ребёнку на его вопросы более полными предложениями;
  • в случае подозрений на Синдром Дефицита Внимания или упомянутых проблем у кого-то из родственников, пройдите раннюю диагностику у специалиста.

Полноценное развитие ребёнка – главный залог его нормального функционирования в целом. Малыш должен иметь возможность играть со сверстниками, и при этом – слышать правильную речь и поучительные истории. Во всех этих сферах можно заметить какие-то особенности малыша, которые должны вас насторожить. Неуклюжесть, неспособность остановиться или услышать просьбу, нежелание рисовать и играть, односложные фразы и замена букв в словах – всё это повод обратиться за консультацией к специалисту. Тем более, это стоит сделать, если кто-то из близких имеет такие-же проблемы.

Поэтому, на вопрос: дисграфия и дислексия что это такое? Можно ответить, что это, прежде всего, психоневрологическая особенность вашей крохи, а не его «глупость». Поэтому, коррекция должна быть продуманной и постоянной. А крики и оскорбления должны покинуть жизнь ребёнка навсегда.

– частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы , асфиксия , менингиты и энцефалиты , инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

К социально-психологическим факторам, способствующим возникновению дисграфии, относятся двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности. Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР.

К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы , инсульты , опухоли головного мозга , нейрохирургические вмешательства.

Механизмы дисграфии

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения. В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается. При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

С точки зрения психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.

Классификация дисграфии

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  • акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы.

Современная классификация выделяет:

I. Специфические нарушения письма:

1. Дисграфии:

  • 1.1. Дисфонологические дисграфии (паралалические, фонематические).
  • 1.2. Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные, дисграфии вследствие нарушения языковых операций).
  • 2.1. Морфологические дизорфографии.
  • 2.2. Синтаксические дизорфографии.

II. Неспецифические нарушения письма , связанные с педагогической запущенностью , ЗПР, УО и т. д.

Симптомы дисграфии

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж); искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов); нарушением слитности и раздельности написания слов; аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении). Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии , дизартрии (т. е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих - шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат - их компонентами).

Дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза характеризует нарушение деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.

Аграмматическая дисграфия характеризуется множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы. Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, - о вербальной оптической дисграфии. К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв (л вместо м; х вместо ж и наоборот), зеркальное написание букв.

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность , снижение объема памяти и др.

Диагностика дисграфии

Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом .

Прогноз и профилактика дисграфии

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи , преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.