Способы фиксации прочитанной информации. Как эффективнее читать книги? Эффективное чтение


В статье я расскажу про 10 вещей, которые стоит делать, чтобы была польза от чтения книг. Вы научитесь выбирать книги для себя и запоминать прочитанное.

Очень важно уметь выбирать книги правильно, потому что чем интереснее для читателя книга, тем лучше он усвоит ее, запомнит содержание и поймет и не забудет главную мысль, которую автор хочет донести.

1. Планируйте чтение

Планировать чтение нужно с умом. Не покупайте никогда сразу много книг, потому что чем больше их скопится сразу, тем меньше желание читать, как правило. От одной до трех книг за раз будет достаточно, чтобы остальные не пылились в ожидании очереди.

Не приобретайте себе красивых книжек с картинками. Картинки отвлекают от процесса чтения и книги такие стоят намного дороже. Такая книжка станет отличным подарком для друга.

2. Не тратье время на скучные и неинтересные книги

Если книга на протяжении 4-5 десятков страниц вам интересна, то, скорее всего, будет интересной до конца. Не оправдывайте книгу и не думайте, что дальше будет точно лучше. Не теряйте зря времени, а лучше найдите что-то себе по душе.

Плохая книга – хорошее средство от бессонницы.

4. Книги – не единственный источник информации

Помимо книг существует много других источников информации. Научные статьи, статьи из повседневной жизни или с советами на множество тем; если нет желания читать – прослушайте аудиокнигу; подписывайтесь на рассылки познавательных сайтов; следите за новостями информационных порталов. Подписывайтесь на бесплатные рассылки, проходите развивающие курсы.

5. Полезный инструмент – карандаш

Карандаш – Ваш указатель и инструмент для создания заметок и выделения важной информации. Хорошая книга славится содержанием умных высказываний, советов, из нее можно черпать идеи, вот для этого и нужен карандаш.

А знаете ли Вы, что карандаш можно использовать как ускоритель чтения? Читайте о скорочтении и ускорении чтения в нашей статье: Как читать со скоростью мысли?

Не бойтесь исписать книгу. Это делает мудрее Вас и книгу Вашей.

6. 50 страниц каждый день

Если регулярно следовать правилу «50 страниц каждый день», то за год заметите разницу, а именно в мышлении, разговорах, эрудиции.

Прочитывая по 50 страниц за день, Вы будете прочитывать примерно сотню книг в год.

Осторожно, регулярное чтение вызывает развитие!

7. Включите в свой список книги разных жанров

Каждый человек отдает свое предпочтение одному или нескольким жанрам, но есть люди, читающие любых авторов и любые жанры. Лучше не зачитываться только одним направлением. Внесите разнообразие в чтение.

Читайте научные статьи, фантастику, втягивайтесь в чтение классических произведений (русских и зарубежных). Это послужит разностороннему развитию и расширению кругозора.

8. Пишите свое мнение о произведениях

Если вы читаете увлеченно и внимательно, вникая в суть и подробности книги, пишите о ней, пользуйтесь фразами героев, цитируйте автора. Все это подчеркнет вашу начитанность и развитие.

Оставляйте рецензии к книгам на сайтах, чтобы люди, не знающие о книге, могли определиться с выбором, понять стоит она их внимания или нет, интересна ли будет.

Чтение книг и использование цитат из них делает хорошим собеседником и даст возможность найти новых знакомых с легкостью.

9. Не забывайте про заметки

Создание заметок – верный шаг к развитию и хорошему пониманию содержания. В заметках фиксируйте интересные мысли из литературы, основные мысли произведений, цитаты.

Главное – не забывайте про заметки. Это Ваш друг и помощник, который позволит вспомнить содержание книги и восстановить в памяти утерянные цитаты, фразы, информацию.

Повторение – мать учения!

10. Делитесь книгами с друзьями

Не забывайте делиться книгами и рассказами о них с друзьями и знакомыми! Заражайте их любовью к чтению, а они других людей!

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Проходите развивающие курсы

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Один из видов чтения – углубленное – предполагает глубокое усвоение прочитанного и часто сохранение информации в целях последующего обращения к ней. Эффективность такого чтения повышается, если прочитанное зафиксировано не только в памяти, но и на бумаге. Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10 000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации, а чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.

Существует три основных способа фиксации и сохранения информации при углубленном чтении: конспектирование, составление аннотации или реферата.

1. Конспектирование

Конспект – краткая запись содержания прочитанного.

Принципы составления конспекта

1. Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания.

2. Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон. Слева на полях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т. п.), формулируются основные проблемы. Справа на полях записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса.

3. В центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста. Оно должно содержать цитаты из прочитанного текста.

4. Необходимо сохранять структуру конспектируемого источника, т. е. его композицию, последовательность изложения, тематические разделы.

5. Следует пронумеровать страницы конспекта и составить в этой же тетради перечень записанных конспектов.

2. Составление аннотации

Аннотация (от лат. annotatio – замечание) – краткая характеристика статьи, книги и т. д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации – ответить на вопрос, о чем говорится в статье, т. е. дать общее представление о статье.

Структура аннотации:

2. Тема статьи (книги).

Статья (книга, монография и т. п.) посвящена … (теме, вопросу, проблеме) …

3. Проблематика.

Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте. Используются следующие выражения:

В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы;

– " – дается анализ (характеристика, описание); -" – приводятся результаты;

– " – излагается теория (история, методика, проблема, вопрос);

– " – исследуется вопрос о (проблема, процесс, зависимость, свойства) и т. д.

4. Адресат.

предназначена для специалистов в области …;

Статья представляет интерес для …(широкого круга читателей) и т. п.

Образцы аннотаций содержатся практически в любой книге на обороте титула. Обычно при знакомстве с книгой в первую очередь читают аннотацию к ней.

ОБРАЗЕЦ АННОТАЦИИ

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

Книга посвящена технике быстрого чтения. В ней рассказывается о том, как научиться быстро читать, глубже и полнее понимать прочитанное, разбираются причины медленного чтения и приемы освоения техники быстрого и эффективного чтения. Авторы приводят 10 бесед с упражнениями и контрольными заданиями, позволяющими самостоятельно или с помощью педагогов освоить метод быстрого чтения. К книге прилагается вкладыш с тренировочными таблицами. Книга адресована учащимся старших классов, а также может быть полезна широкому кругу читателей.

Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным. В ней не должно содержаться избыточной информации.

3. Составление реферата

Реферат (от лат. refere – докладывать, сообщать) – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата – ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного.

Существует две основные разновидности рефератов: монографический и обзорный.

Монографический реферат составляется по одному источнику (статье, книге и т. п.). В зависимости от полноты отражения содержания монографические рефераты подразделяются на рефераты-конспекты (краткое изложение всей информации, содержащейся в реферируемом источнике) и рефераты-резюме (включающие информацию, тесно связанную с главной темой источника).

Обзорный реферат (или реферат-обзор) составляется по нескольким источникам, посвященным одной теме.

Рассмотрение принципов составления реферата-обзора выходит за рамки данного раздела, так как эта деятельность предполагает скорее развитие навыков письма. В данной части мы рассматриваем только принципы составления монографического реферата.

Структура монографического реферата

2. Тема статьи (книги).

Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения:

Статья (книга, монография и т. п.) посвящена… (теме, вопросу, проблеме) …

3. Композиция.

Указывается, из скольких и из каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения:

Книга (статья) состоит из … (трех разделов и т. п.);

– " – включает в себя …;

– " – содержит … и т. п.

4. Основное содержание.

Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Используются следующие выражения:

Во введении указывается, что…;

– " – отмечается, что …;

Вторая глава посвящена (содержит) … По мнению автора, .; В третьей главе…;

В заключении указывается (отмечается), что … и т. п.

5. Наличие иллюстративного материала.

Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются выражения типа:

6. Адресат.

Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:

Статья предназначена для специалистов в области …;

– " – представляет интерес для…(широкого круга читателей) и т. п.

Как можно заметить, основное композиционное отличие монографического реферата от аннотации состоит в том, что в реферате отражаются композиция источника и наличие иллюстративного материала. Содержательное же отличие между ними заключается в том, что реферат содержит конкретные сведения, выводы, идеи автора. В этом отношении реферат приближается к конспекту, однако отличается от него большим лаконизмом, поскольку включает только обобщенные и преимущественно новые, оригинальные выводы автора книги.

Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, его оценки содержания. Требования к языку реферата аналогичны требованиям к аннотации: краткость, простота, ясность изложения и использование лексики книжного или нейтрального стилей речи.

В качестве примера приведем реферат статьи.

ОБРАЗЕЦ МОНОГРАФИЧЕСКОГО РЕФЕРАТА (РЕФЕРАТ-КОНСПЕКТ)

Осипов С. Прионы – невидимые убийцы // Аргументы и факты. – 1996. № 8.

Статья посвящена защите человечества от вирусов и болезнетворных бактерий. Она состоит из введения и трех небольших разделов. Во введении автор отмечает, что в мире существует огромное количество микроорганизмов, некоторые из них являются полезными и необходимыми, а другие – болезнетворными.

В первом разделе, названном «Неприятности из микромира», автор напоминает, что с изобретением антибиотиков ученые смогли победить различные виды бактерий и научились излечивать многие болезни, например туберкулез. Однако антибиотики уничтожают в организме человека не только болезнетворные бактерии, но и полезные. Поэтому организм человека остается не защищенным перед вирусами, которые занимают место уничтоженных бактерий. Кроме того, бактерии и вирусы могут легко приспосабливаться к условиям окружающей среды. В качестве примера автор рассказывает о бактериях, живущих в кондиционерах и на овощехранилищах и вызывающих серьезные заболевания легких.

Во втором разделе – «Лекарство от СПИДа» – автор сообщает о том, что окончательное число существующих на земле вирусов еще не названо, однако известно, что более тысячи из них представляют опасность для человека. Раньше для борьбы с вирусами успешно применяли вакцинацию, однако в настоящее время таким образом полностью ликвидирована только черная оспа. Автор сообщает, что по прогнозам немецких ученых лекарство от СПИДа будет изобретено уже в 2003 году, однако задает резонный вопрос – что дальше, какие новые неизвестные вирусы могут появиться к этому времени? Третий раздел, названный «Что дальше?», посвящен обнаруженному сравнительно недавно виду болезнетворных инфекций – прионам. Прионы – это патологические белки, более примитивные, чем бактерии и вирусы. Они вызывают целый ряд так называемых «медленных» инфекций. Автор отмечает, что прионы существовали всегда и первоначально поражали только домашних животных (овец и коров). Попадая в организм человека с недостаточно обработанным мясом, они вызывают разрушение нейронов головного мозга. В результате человека разбивает паралич, мозг его от прионовой инфекции становится похожим на пористую губку. Личность разрушается очень быстро – за 6–8 месяцев. Это называется болезнью Крейцфельд-Якоба, но сходные симптомы имеют другие неизлечимые заболевания – синильный психоз, старческий маразм. Автор отмечает, что прионы поражают людей в основном старше 60 лет. Для борьбы с этими инфекциями необходимо осуществлять специальную проверку мяса, не рекомендуется есть сырое и недожаренное мясо. Указывается, что прионы погибают лишь после 1,5–2 часов интенсивного варения мяса. Автор статьи сообщает также о другом виде недавно открытых возбудителей болезней человека – вериоидах, которые попадают на Землю вместе с метеоритами и космической пылью. Вериоиды – нечто среднее между живой и неживой материей. Автор отмечает, что для человечества с ослабленным иммунитетом ждать от них чего-то хорошего вряд ли разумно. В качестве иллюстрации в статье содержится фотография, на которой изображен пожилой больной человек, сидящий на инвалидной коляске, в сопровождении врачей. Эту фотографию можно расценивать как предостережение о возможных болезнях. Статья представляет интерес для широкого круга читателей.

Большинство людей испытывают к книгам странную смесь жадности и апатии. Мы любим покупать книги, копим их , но читаем не всегда. Объёмный список непрочитанного демотивирует.

Не покупайте книги впрок. Вам достаточно одной или двух. Все остальные дождутся своего часа в списке на прочтение. И старайтесь покупать поменьше дорогих иллюстрированных изданий - это хороший подарок, но только не самому себе.

2. Правило 50 страниц

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на неинтересные книги.

Старайтесь побыстрее отсеять скучное и бесполезное. Для этого достаточно прочитать первые 50 страниц книги. Если она увлечёт за 50 страниц, то не разочарует до последней. Если нет - се ля ви.

Старайтесь не давать плохим книгам второго шанса. Ежегодно вокруг вас издаются сотни, тысячи новых и интересных.

3. Кто пишет и о чём

Перед чтением познакомьтесь с книгой: прочитайте об авторе и книге, изучите содержание. Так вы зададите правильный вектор вашего чтения.

Кроме того, перед чтением спросите себя: что вы хотите узнать о книге, какие проблемы она поможет вам решить? Это поможет во время чтения зацепиться за темы, полезные именно вам.

4. Альтернативные форматы

На книгах мир клином не сошёлся. В современном мире хватает форматов: статьи, аудиокниги и подкасты, и лонгриды, дайджесты и рассылки.

Если книги кажутся вам длинными и скучными, значит, так оно и есть. Переключитесь на другие форматы, нащупайте свой.

5. Читайте с карандашом

Никогда не читайте книгу без карандаша. Если нет возможности сделать заметку или выделить цитату, то чтение оказывается бесполезным.

Книга - это просто гора словесной руды, из которой вам нужно добыть крупицы смысла. Если нет возможности отделить породу от самородков, то зачем читать?

Смело подчёркивайте, выделяйте, пишите в заметках свои мысли и идеи. Превращайте книгу в нечто большее, чем стопка подшитой бумаги. После такого осмысленного чтения книга становится по-настоящему вашей.

6. Не менее 30 страниц в день

У всех людей свой ритм чтения. «Марафонцы» читают по месяцу, отщипывая от издания по крошке. «Спринтеры» пробегают книгу целиком за пару дней. Однако есть простая и универсальная формула чтения. Она поможет читать и дочитывать до конца раньше, чем вас оставят интерес и силы.

7. Смешиваем жанры

У каждого есть любимые жанры. Однако если слишком углубиться в детективные романы или бизнес-литературу, то наступит перенасыщение. Даже классные книги перестанут радовать.

В таком случае полезно сменить жанр. Перемешивайте книги словно ингредиенты коктейля. После нон-фикшн прочитайте томик русской классики. После неё - фантастику, а затем книгу по переговорам.

Умение чередовать литературные жанры - это отличный способ быть в тонусе и развивать свой читательский кругозор.

8. Пишите о прочитанном

Если вы читаете эффективно, то у вас будут накапливаться цитаты, отрывки и мысли о прочитанном. Это ценная информация, настоящий книжный концентрат. Жалко хранить это в сундуке.

Заведите свой книжный . Пишите рецензии на прочитанное, делитесь цитатами. Опубликуйте список чтения, ругайте плохие издания и хвалите хорошие. Для этого подойдёт даже Facebook, никаких специальных писательских умений не потребуется.

Так у вас появится место для хранения цитат и отрывков, а у ваших друзей - пара поводов любить вас ещё больше.

9. Перечитывайте заметки

Заведите привычку перечитывать свои книжные заметки. Если вы «пережмёте» книгу в несколько страниц, то вам хватит полчаса времени на перебор своих книжных запасов.

Знания любят повторение. Так ключевые идеи всегда будут на расстоянии руки от их практического применения.

10. Презентация о прочитанном

Чтобы не забыть прочитанное в книге, расскажите об этом своим друзьям.

Многие клиенты Smart Reading проводят внутренние семинары, на которых сотрудники делятся книжными находками и рассказывают истории. Подобные семинары можно проводить среди своих друзей или даже членов семьи.

Итак, если написать небольшое саммари на наши советы, то получится следующее:

  • Не копите книги, читайте их ежедневно по 30 страниц минимум.
  • Судите о книге по первым 50 страницам.
  • Не стесняйтесь пробовать разные жанры и альтернативные форматы.
  • Обязательно выписывайте цитаты и делайте заметки.
  • Делитесь ими в блоге и делайте презентации для коллег и друзей.

Еженедельно я прочитываю минимум одну книгу. Это зависит от свободного времени и толщины книги. Зачем я читаю? Это мой личностный рост и развитие.

Если это художественная книга, значит, я хочу отдохнуть и расслабиться, если деловая литература - принял решение что-то изменить в своей жизни.

Говорят, что мотивационные книги не работают. Согласен. Они не работают для тех, кто просто читает... Так, для галочки. А как тогда нужно читать, чтобы были результаты? Об этом данная статья.

Как эффективно читать?

Перед тем, как выбрать книгу, я анализирую себя: в чем больше всего я сейчас нуждаюсь? Чтобы хотел изменить в своей жизни ? Какие знания мне нужны, чтобы выйти на новый уровень одной из сфер жизни?

Ответив на вопросы, захожу на книжные порталы и ищу подходящую литературу. Выбрав книгу, в большинстве случаев это электронный формат , я приступаю к чтению.

Зная факт, что мысль человека держится в голове 18 сек., в отдельном окне у меня открыта программа Evernote , в которой я постоянно делаю свои заметки. Это выглядит примерно так:

Таким образом, чтение книги превращается не просто в эмоциональный заряд, но и в практическую часть. Записав интересную мысль, я сразу думаю над тем, как применить ее в своем деле. Когда Вы начнете практиковать такой вид чтения, Вы увидите, насколько много приходит интересных идей... Начинается мысленный поток , который можно остановить, лишь закрыв книгу.

Поймите, время - это самый ценный ресурс человека. Прочитав книгу, постарайтесь извлечь из нее максимум. Делайте конспекты и внедряйте записанные идеи в свою жизнь.

Читайте книги правильно и будьте счастливы :)

Повысить эффективность чтения книг помогут маленькие хитрости. Их можно применять в отношении любых произведений, хотя в большей степени они ориентированы на освоение деловой литературы. Некоторые из них могут пригодиться и в работе с документами.

Умные мысли имеют свойство быстро улетучиваться. А в голове, как мы помним, сложно одновременно удерживать больше 7+2 единиц информации. Поэтому при чтении нужно отмечать важные фрагменты, чтобы не забыть о них и не тратить в дальнейшем по десять минут на их поиски . Всегда носите в одном портфеле с книгой карандаш и ластик: читая, подчеркивайте важные мысли, делайте пометки на полях (восклицательные знаки, вопросительные знаки, одному вам понятные «закорючки»). Записывайте свои мысли на тему прочитанного, связывайте факты, указывая источники, и так далее и тому подобное.
Чтобы отмеченные места можно было оперативно отыскать, обзаведитесь индексационными наклейками (например, Postit.Index) - их можно клеить прямо на страницы без ущерба для книги или журнала. Края одной наклейки могут выступать за страницу, а вторая закладка может быть наклеена внутри книги на нужном фрагменте. На таких закладках можно писать гелевой ручкой, кроме того, они часто продаются наборами, содержащими образцы четырех цветов. С помощью такого комплекта можно особенно эффективно размечать читаемые книги. Альтернатива такому решению - скрепки, в том числе и цветные. А раз на скрепках ничего не напишешь, можно выработать для себя систему - установка скрепки на одну из трех сторон страницы будет означать разные степени важности информации (это применимо и для цветных наклеекзакладок).
Если же под рукой нет никаких средств разметки, то можно просто загибать страницы, причем тоже руководствуясь условной системой приоритетов. Например, загиб верхнего угла, нижнего угла, маленький загиб или залом половины листа - все это может кодировать какиелибо условные сигналы («дочитал до этого места», «важный фрагмент», «выписать/отксерить», «пересмотреть по завершении чтения» и т.д.). Размечайте и индексируйте книги и любые печатные материалы - тогда повторный поиск заинтересовавшей вас информации не будет занимать много времени и чтение станет более эффективным.
Все мы живем в нескольких «параллельных мирах» - это работа, хобби, семья, учеба и т. д. Неудивительно, что и наши интересы сильно расслоены. Даже частный набор профессиональной литературы может содержать, казалось бы, «несовместимые» книги. Разнообразие тем не менее полезно, хотя бы для расширения кругозора. Чтобы создать предпосылки для разнообразного чтения, необходимо предоставить себе право выбора. Поэтому не ругайте себя, когда понимаете, что читаете далеко не все, что покупаете, и многое откладываете с мыслью «надо посмотреть».
По опыту многих активно читающих людей, для эффективного самообразования необходимо покупать в трипять раз больше литературы, чем будет в итоге прочитано . В параллельном чтении должно находиться несколько книг, чтобы можно было переключаться с одной на другую в зависимости от настроения и потребностей. Так что, не смущаясь, покупайте книги «с запасом» и создавайте себе таким образом поле для выбора и сравнения.
В наборе читаемой литературы должны быть и книги по «вашей» теме, и труды из смежных или совсем незнакомых отраслей. Первые будут расширять ваш словарный актив (набор постоянно используемых профессиональных терминов), вторые позволят увеличивать тезаурус (набор известных вам терминов, словарный пассив).
Дополнительное и познавательное чтение расширяет картину мира, позволяет выстраивать ассоциации и увязывать собственные знания с современным фондом знаний в отрасли или в деловом сообществе в целом. К настоящему профессионалу всегда предъявляется требование «знать все о немногом и понемногу обо всем». Не забывайте о второй части этого требования, не становитесь очень узкопрофильным специалистом и постоянно расширяйте круг общих знаний.
Чтение должно быть занятием регулярным, а не спорадическим , поэтому возьмите себе за правило: «одна неделя - одна прочитанная книга». Понятно, что при параллельном чтении нескольких книг это невыполнимо. Понятно также, что, читая увесистый фолиант, не всегда можно найти на неделе время «упереться и осилить». Это не жесткое требование, за нарушение которого вы должны самого себя покарать. Это - намерение, которое будет подталкивать вас к обновлению набора читаемой в данный момент литературы. На место одних изданий будут приходить другие, замещая прочитанные произведения или вытесняя те, что оказались неактуальными.
Разделяйте книги на те, что требуют серьезного, вдумчивого чтения, и на те, что можно «пробежать глазами» в транспорте или в очереди. Даже деловые книги пишутся поразному. Одни - фрагментированные, сжатые и компактные - не требуют полного погружения, их можно постоянно носить с собой, заполняя чтением незапланированные паузы. Другие - глубокие и сложные - требуют погружения в текст и интеллектуальных усилий. Такие вещи лучше читать в домашней обстановке, на выходных или перед сном, или в специально отведенное время, когда не отвлекают телефонные звонки. Но конкретное решение - дело индивидуальное: ктото любит читать «Евгения Онегина» в тесном вагоне метро, а «Маркетинг» Филипа Котлера изучать на сон грядущий, ктото - наоборот.
Коллективное обсуждение прочитанного часто повышает ценность изучаемых мыслей и решений . Если у вас есть круг читающих друзей со схожими интересами, вам повезло. Рекомендуйте им только что прочитанные труды, отдавайте им книги (если не собираетесь тут же их перечитывать), просите также рекомендаций и пояснений, почему именно это нужно читать. Ктото уже потратил свое время на оценку книги, вы можете на этом сэкономить, и наоборот - экономьте время своих друзей. Можно завести интернетблог и писать в нем отзывы о прочитанных произведениях. Объединившись в сообщество с другими друзьямиблогерами, можно организовать таким образом виртуальный читальный клуб.
Если же вы знаете, что ваши друзья или партнеры перегружены делами, и если вы не стеснены в средствах, то наиболее интересные прочитанные книги по бизнестематике можно покупать в нескольких экземплярах и поручать секретарю разослать их по указанным адресам. Такому подарку, даже если для него нет формального повода, наверняка будут рады. А если сопроводить его комментарием типа «Мне прочитанные мысли показалось очень интересными, был бы рад обсудить их тобой» - то продемонстрированная вами искренняя заинтересованность в общении сделает ваш подарок приятным вдвойне.