Программы развития российского вмф и судостроения



ТЯЖЕЛЫЙ РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ТРПКСН) ПРОЕКТА 941 «АКУЛА»

HEAVY MISSILE SUBMARINE CRUISER OF STRATEGIC PURPOSE (TRPKSN) PROJECT 941 AKULA

07.03.2012
ВМФ России не будет модернизировать стоящие на вооружении стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула» по финансовым соображениям, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе. По словам источника агентства, глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подлодок проекта 955 «Борей».
В настоящее время на вооружении ВМФ России стоят три подводных лодки проекта «Акула»: «Дмитрий Донской», «Архангельск» и «Северсталь». Последние два корабля находятся в порту Северодвинска и в боевом составе не числятся из-за отсутствия боекомплекта — баллистических ракет Р-39. «Северсталь» стоит у причальной стенки с 2004 года, а «Архангельск» — с 2006-го. «Дмитрий Донской» использовался в качестве опытового корабля, участвуя в испытаниях ракеты «Булава». (lenta.ru)


30.12.2011
30 ЛЕТ ВСТУПЛЕНИЯ В СОСТАВ ВМФ ТРПКСН ПРОЕКТА 941

29 декабря 2011 года в музее Севмаша ветераны предприятия и военные моряки вспоминали историю строительства самого большого подводного корабля в мире – АПЛ «Дмитрий Донской». 30 лет назад 29 декабря 1981 года корабль вступил в состав ВМФ.
Корабелы и военные моряки по праву гордятся уникальным атомоходом. В его создании участвовали более 1000 предприятий со всей страны, на Севмаше 1219 работников награждены орденами и медалями. Головная АПЛ проекта «Акула» за свои размеры занесена в Книгу рекордов Гиннеса.
После 10 лет эксплуатации головной ракетоносец был поставлен на ремонт и переоборудование. В 2002 году АПЛ вывели из цеха, по некоторым системам и комплексам модернизировав до уровня кораблей 4-го поколения. 2002 год считается вторым рождением корабля. В последние годы с борта АПЛ «Дмитрий Донской» проводились испытания нового ракетного комплекса «Булава». Сегодня корабль участвует в обеспечении испытаний новых подводных кораблей, строящихся на Севмаше. Экипаж АПЛ возглавляет командир I ранга Олег Цыбин, заводскую часть сдаточной команды – ответственный сдатчик Евгений Слободян.
К 30-летию головной Акулы научные сотрудники заводского музея подготовили экспозицию, а специалисты телестудии – видеофильм «Дмитрий Донской» снова в строю», что и было продемонстрировано собравшимся. (Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш»)

22.05.2013
ВМФ России до конца 2013 года выведет из своего состава две самые большие в мире атомные подводные лодки «Северсталь» и «Архангельск», построенные по проекту 941 «Акула». Как сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, до 2018-2020 года обе АПЛ утилизируют.

22.06.2013
ИЗ «ДМИТРИЯ ДОНСКОГО» СДЕЛАЮТ ПОДЛОДКУ ПРОТИВНИКА

В Белом море начались госиспытания сразу трех атомных подводных лодок. Новые лодки проектов 995 и 885 «Александр Невский» и «Северодвинск» проведут пуск учебных торпед по «Дмитрию Донскому», который вышел в море после ремонта. Как сообщает газета «Известия», «Дмитрий Донской» используется как измерительная лаборатория и с его помощью военные намерены записать звуки двух других подводных лодок.
По информации издания, по самой большой в мире АПЛ выпустят учебные торпеды и таким образом «Александр Невский» и «Северодвинск» проверят системы управления огнем и торпедные аппараты. Кроме того, до 1 июля планируется испытать большинство других систем обеих подлодок: если в результате не будет выявлено серьезных недостатков, то осенью пройдут испытания с пусками ракет как из надводного, так и подводного положения. Тогда же проверят и новую автоматическую систему управления, позволяющую перенацеливать «Булаву» в полете.
Ранее «Дмитрий Донской» уже проходил несколько модернизаций. В 1989 году построенную в 1976 АПЛ начали модернизировать на «Севмашпредприятии» по проекту 941У, однако в 1991 году работы были свернуты. Их возобновили только пять лет спустя и завершили в 2002 году; тогда пусковые шахты переобрудовали под ракеты «Булава», имеющие существенно меньшие по сравнению с Р-39 размеры.
Лента.ру


Накануне Дня ВМФ, 26 июля, на верфи Севмаша в Северодвинске заложили АПЛ нового поколения «Новосибирск». Этот подводный ракетоносец станет третьим среди многоцелевых АПЛ проекта «Ясень», который разработали сотрудники Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит».

Согласно государственной программе до 2020 года на верфи Севмаш в Северодвинске планируют построить семь АПЛ классов «Ясень» и модернизированного «Ясень-М», которые в дальнейшем станут основными многоцелевыми атомными крейсерами России.

«Ясень»
Многоцелевые подлодки проекта 885 «Ясень» водоизмещением 13,8 тысячи тонн способны развивать скорость свыше 30 узлов, погружаться на глубину до 600 метров и находиться в автономном плавании в течение ста суток. Экипаж субмарины рассчитан на 90 человек, включая 32 офицера. Корабли вооружены десятью торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра и пусковыми установками для крылатых ракет «Калибр» и «Оникс».

«Северодвинск», головная подлодка проекта, заложенная на «ПО «Севмаш» 21 декабря 1993 года, уже завершила весь цикл заводских ходовых испытаний и сейчас проходит государственные испытания в море. Сдать «Северодвинск» флоту обещают до конца 2013 года. Второй атомный крейсер проекта «Казань», заложенный в 2009 году, в данный момент находится в стапельном цехе Севмаша и будет передан Военно-Морскому флоту в 2017 году.




«Борей»
Кроме многоцелевой АПЛ проекта «Ясень», в этом году «Севмаш» планирует сдать ВМФ и два стратегических крейсера серии «Борей» (955) – проекта, который в будущем составит основу морских стратегических ядерных сил России. Головной крейсер в серии подводных ракетоносцев четвертого поколения «Юрий Долгорукий», разработанный в ЦКБ морской техники «Рубин», был принят на вооружение Военно-морского флота РФ в 2012 году. Заложенный на «Севмашпредприятии» 2 ноября 1996 года, «Юрий Долгорукий» имеет длину около 170 метров, ширину - 13,5 метра и полное водоизмещение 24 тысячи тонн. Корабль должен принять на вооружение 16 ракет «Булава», разработкой которых занимался Московский институт теплотехники.

Другой «Борей» «Александр Невский» проходит сейчас государственные испытания, совершая второй государственный выход, 15 ноября его готовятся сдать флоту. Третий корабль серии, «Владимир Мономах», должен закончить госиспытания не позднее 12 декабря 2013 года и также будет сдан ВМФ еще в этом году.

Предполагается, что в рамках госпрограммы вооружения до 2020 года флоту будет передано восемь ракетных подводных крейсеров стратегического назначения: три проекта 955 (шифр «Борей») и пять проекта 955А (шифр «Борей-А»).

«Акула»
Сегодня основу боевой мощи ВМФ составляет около 60 подводных лодок, от атомных подводных ракетоносцев до многоцелевых дизельных субмарин. Однако до 2018 года, из боевого состава флота будут выведены несущие сегодня боевую службу подлодки проектов 941 («Акула», по классификации НАТО «Тайфун») и 667 БДР и БДРМ («Кальмар» и «Дельфин», по классификации НАТО «Дельта-3» и «Дельта-4»).


Окончательное решение об утилизации двух подлодок проекта 941 класса «Акула» - «Архангельск» и «Северсталь», выведенных из боевого состава флота еще несколько лет назад, было принято недавно. Третий подводный крейсер стратегического назначения этой же серии - «Дмитрий Донской» останется в составе флота до 2017 года, когда по нему будет принято отдельное решение. Списание и утилизация «Архангельска» и «Северстали» произойдет по финансовым соображениям: поддержка в нормальном состоянии систем их жизнеобеспечения требует непомерно больших финансовых расходов. Экономически нецелесообразна и модернизация - капитальный ремонт с модернизацией одной «Акулы» обойдется дороже, чем строительство двух новых «Бореев». Утилизацией «Архангельска» и «Северстали», которая запланирована на 2016-2020 годы, займется Росатом.

Подлодки класса «Акула», самые большие из когда-либо построенных подводных кораблей, благодаря своим размерам попали даже в книгу рекордов Гиннеса: их длина составляет 172 метра, ширина - 23,3 м., осадка - 11,5 м. АПЛ считаются самыми тихими и неуловимыми для радаров и предназначены для уничтожения надводных и подводных кораблей противника. В боекомплект такой подлодки входит 20 ракет, каждая из которых имеет 10 разделяющихся головных частей индивидуального наведения.

Снятие всех АПЛ проекта 941 «Акула» (по классификации НАТО - Typhoon) с боевого дежурства произошло в соответствии с договором между Россией и США СНВ-3, вступившим в действие с февраля 2011 года.
по материалам

В феврале 1973 г. в КБ машиностроения развернулись работы по созданию новой двухступенчатой жидкостной баллистической ракеты Р-29Р (ЗМ40, РСМ-50, SS-/NM8), являвшейся дальнейшим развитием Р-29. Ее основным отличием от предшествующих морских баллистических ракет стала разделяющаяся головная часть (РГЧ) с боевыми блоками индивидуального наведения, позволяющая многократно увеличить число целей, поражаемых одним ракетным залпом.

Более совершенная инерциальная система управления с полной асрокоррекцией, примененная на Р-29Р, обеспечивала новой ракете повышенную точность. В ходе дальнейшего совершенствования комплекса точность еще более возросла, фактически сравнявшись с точностью нанесения ядерных ударов стратегическими бомбардировщиками. Это позволяло подводным ракетоносцам поражать не только площадные неукрепленные (как говорят американцы, "мягкие") цели, но и высокопрочные ("твердые") малоразмерные объекты, в частности, пусковые шахты МБР наземного базирования, защищенные командные пункты, хранилища спецбоеприпасов и т. п.

Для размещения новых ракет в ЦКБ МТ "Рубин" под руководством главного конструктора С.Н. Ковалева началась разработка усовершенствованного РПКСН проекта 667.БДР (шифр - "Кальмар"), который, также, как и "Мурена-M", должен был оснащаться 16 ракетными шахтами.

Техническое задание на новый ракетоносец было сформулировано в 1972 году. Лодка являлась дальнейшим развитием проекта 667.БД. На новом корабле возросла высота ограждения ракетных шахт (которое фактически сравнялась с ограждением выдвижных устройств рубки).

Особое внимание при создании нового атомохода было уделено совершенствованию системы управления стрельбой: в отличие от проекта 667.БР весь ракетный боекомплект должен был выстреливаться в одном залпе, были сокращены интервалы между ракетными пусками.

Прочный корпус лодки разделялся на 11 водонепроницаемых отсеков. При этом 1-й, 2-й и 11-й отсеки являлись отсеками-убежищами (их поперечные переборки рассчитывались на давление, соответствующее предельной глубине погружения лодки). Были приняты дополнительные меры по усилению пожаробезопасности корабля за счет установки новой системы объемного химического пожаротушения с использованием фреона.

В проекте 677.БДР дальнейшее развитие получили средства обеспечения жизнедеятельности экипажа. В частности, на борту корабля появились солярий, а также спортзал.

Подводный крейсер получил новый гидроакустический комплекс "Рубикон", разработанный под руководством главного конструктора С.М. Шелехова, способный работать в инфразвуковом диапазоне и имеющий автоматизированную систему классификации целей. Максимальная дальность обнаружения в режиме шумо-пеленгования при благоприятной гидрологии достигла 200 км.

Более точный навигационный комплекс "Тобол-М-1" (на лодках более поздней постройки - "Тобол-М-2") имел время хранения навигационных параметров между двумя обсервациями, превышающее двое суток, что улучшило скрытность подводного крейсера. В состав комплекса вошла и навигационная гидроакустическая станция "Шмель", позволяющая определять положение корабля по гидроакустическим маякам-ответчикам.

На борту подводной лодки был размещен комплекс связи "Молния-М", в состав которого входила система космической связи "Цунами". Ракетный комплекс Д-9Р включал 16 ракет типа Р-29Р (длина - 13,635 м, диаметр - 1,8 м, стартовая масса - 36,3 т). Астроинерциальная система управления с полной (по направлению и дальности) астрокоррекцией обеспечивала КВО порядка 900 м. Важной особенностью комплекса явилось наличие трех взаимозаменяемых вариантов головных частей, различающихся числом и мощностью боевых блоков. Ракета Р-29Р несла РГЧ с тремя боевыми блоками мощностью по 0,2 мт и обладала максимальной дальностью 6500 км. Р-29РЛ была оснащена моноблочной ГЧ мощностью 0,45 мт и могла поражать цели на дальности около 9000 км. Р-29РК обладала способностью доставить семь боевых блоков (0,1 мт) на дальность до 6500 км.

Летные испытания ракет типа Р-29Р начались в ноябре 1976 г. и завершились в октябре 1978 г. В Белом и Баренцевом морях с борта РПКСН К-441 было выполнено, в общей сложности, 22 пуска (четыре ракеты были запущены в моноблочном, шесть - в трехблочном и 12 - в семиблочном вариантах). Типовым оснащением подводного крейсера стали варианты ракеты с тремя и одним боевыми блоками.

Для лодки была отработана система компенсации динамических ошибок (СКДО), измеряющая мгновенные значения параметров качки корабля для передачи их в ракетный комплекс. Строительство лодок велось Северным машиностроительным предприятием (г. Северодвинск). Головной корабль, К-441, был заложен в 1975 году и вступил в строй в декабре 1976 г. Его первым командиром стал капитан 1-го ранга Б.П. Жуков. За К-441 последовали ракетные подводные крейсера К-124 (1977 г.), К-449 (1977 г.), К-455 (1978 г.), К-490 (1978 г.), К-487 (1978 г.), К-44 (1979 г.), К-496 (1979 г.), К-506 (1979 г.), К-211 (1980 г.), К-223 (1980 г.), К-180 (1980 г.), К-433 (1981 г.) и К-129 (1981 г.).

В процессе ходовых испытаний К- 441 на большой скорости и глубине лодка коснулась скального грунта. Корабль получил повреждения в носовой части корпуса, однако благодаря грамотным действиям экипажа удалось избежать катастрофы и всплыть. Жертв не имелось.

Большинство лодок проекта 667.БДР, получивших на Западе условное обозначение Delta III, несли службу на Дальнем Востоке, на Камчатке (база Рыбачий). При этом с 1980 г. было выполнено семь одиночных переходов РПКСН проекта 667.БДР под арктическими льдами (первый переход совершила лодка под командованием Д.Н. Новикова).

Лодки, участвовавшие в межфлотских переходах, на конечном участке полярного маршрута (особенно при выходе из подо льда в Чукотском море) испытывали особые трудности. В этот период весь экипаж, как правило, в течение двух-трех суток постоянно находился на своих постах. Глубина часто не превышала 50 м. Большую опасность представляли блуждающие отмели с осевшими на них огромными ледовыми массивами. Сверху над лодками находился лед, толщина которого достигала 11-15м. При этом пространство между ледяным панцирем и кораблем уменьшалось до 3-4 м при глубине под килем всего А-5 м. В подобных условиях автоматизированная система управления отключалось и лодка двигалась, управляясь вручную. Моральное и физическое напряжение людей достигало предела, однако особо большая нагрузка ложилась на командиров лодок.

Несмотря на сложность и повышенный риск, подледные переходы с театра на театр привлекали своей скоротечностью, а также плаванием в зоне, примыкающей к российским территориальным водам.

Две лодки, К-455 и К-490, перешли на ТОО в феврале-марте 1979 г. по южному маршруту, через пролив Дрейка. В процессе перехода, в частности, была проверена эффективность работы космической навигационной системы "Шлюз".

Северный Флот получил пять подводных крейсеров, из которых была сформирована дивизия стратегических подводных лодок, базировавшаяся в бухте Ягельная губы Сайда (три ПЛАРБ) и в губе Оленья (две лодки). В начале 90-х годов все корабли были переведены в Ягельную.

Североморские корабли активно несли боевую службу, выполняя патрулирование в Северной Атлантике и водах Северного Ледовитого океана.

В 1982 году, впервые в условиях полярной ночи, К-211 (командир капитан 1 ранга И.Е. Ковалев, старший похода капитан 1 ранга В.М. Бусырев) совершила плавание по периметру Северного Ледовитого океана (см. примечание). Следует отметить и уникальное подледное плавание К-524 (командир капитан 1 ранга В.В. Протопопов, старший на борту капитан 1 ранга А.И. Шевченко), выполненное в конце 1985 года. Поход в Баффиново море, проходивший через ряд арктических проливов, занял 80 суток, 54 из которых корабль провел подо льдами на глубинах более 150 м.

Можно сказать, что лодкам проект 667.БДР повезло: большинство из них успело пройти заводской ремонт и модернизацию до 1991 года, когда начался стремительный развал отечественного оборонного комплекса. Остальные атомоходы этого типа в дальнейшем также удалось пропустить через СРЗ. Поэтому к концу 90-х годов корабли сохраняли высокий уровень боеспособности. Шло совершенствование и ракетного комплекса Д-9Р (очередные модификации ракеты Р-29Р были приняты на вооружение в 1987 и 1990 годах).

Однако во второй половине 90-х годов началось их постепенное списание, что было обусловлено не столько техническими причинами, столько необходимостью соблюдения российско-американских договоренностей. В 1995 году строй покинула К-129, в 1996 году за ней последовали К-124и К-141.

Ракетные подводные крейсера проекта 667.БДР и сегодня продолжают оставаться важным элементом стратегических ядерных сил страны. В составе Северного флота в 1999 году несли службу три корабля - К-44, К-487 и К-496, а ТОФ располагал восемью ракетоносцами этого типа - К-449, К-455, К-490, К-506, К-211, К-223, К-180 и К-433. К настоящему времени численный состав РПКСН в российском флоте стабилизировался и дальнейшее уменьшение в сколько-нибудь крупных масштабах в ближайшие годы, вероятно, производиться не будет. Поэтому можно ожидать, что РПКСН проекта 667.БДР сохранятся на вооружении до второй половины первого десятилетия XXI века, когда им на смену придут новые стратегические подводные ракетоносцы новой постройки.

Во время учений 1-2 октября 1999 г. два РПКСН из состава Северного и Тихоокеанского флотов выполнили, в общей сложности, три пуска ракет Р-29Р, которые стартовали из акваторий Баренцева и Охотского морей и "поразили" цели на боевых полях полигонов Кура (Камчатка) и Канин Нос. При этом пуск ракет был произведен "по истечении считанных минут после получения приказа". По словам Главнокомандующего ВМФ России адмирала Владимира Куроедова, эти пуски следует рассматривать как "отработку вариантов действий России в ответ на возможный выход США из договора по ПРО от 1972 года и последующее развертывание ими национальной системы противоракетной обороны".

Примечание:
02.04.2005 года на наш E-mail поступило письмо капитана 3 ранга запаса Дагирова Ислама Гиреевича, исполнявшего должность командира электронавигационной группы штурманской боевой части РПКСН К-211 проекта 667БДР. Он добавил к статье следующие факты:
Подводный крейсер К-211 ходил по 85 градусу северной широты. Генеральная скорость была 9 узлов. В каждой полынье капитан 3 ранга Дагиров лично проводил фотосъемку через перископ каждые 15 градусов. В районе Гренландского моря толщина льда была 40 метров. В районе острова Шпицберген, через сутки после того, как К-211 вышел из подо льдов, потек 1 контур реактора (шли на одном борту). И личный состав 7 отсека руками собирал активную воду. Теперь они не могут доказать, что принадлежат к ветеранам особого риска. Коршунов - командир 7-го отсека - до сих пор судится, чтобы доказать свою правоту. Печально видеть, как в наше время относятся к ветеранам, храбро и достойно исполнявшим боевой долг перед Родиной.

Информационное агентство «Оружие России» продолжает публиковать рейтинги различного вооружения и военной техники. На этот раз российские эксперты сравнивают тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (ТРПК) России и зарубежных стран. Сравнительная оценка проводилась по следующим параметрам :

огневая мощь (количество боевых блоков (ББ), суммарная мощность ББ, максимальная дальность стрельбы межконтинентальной баллистической ракеты, ее точность – КВО);

— конструктивное совершенство ТРПК (водоизмещение, габаритные характеристики, условная плотность ТРПК – отношение полной массы подлодки к ее объему);

— техническая надежность (вероятность безотказной работы систем подлодки, время проведения залпового пуска всех ракет, время подготовки к пуску ракеты, вероятность успешного старта);

— эксплуатация (скорость хода ТРПК как в надводном, так и в подводном положении, характеристики безшумности, время автономного плавания).

Сумма баллов по всем параметрам дала общую оценку сравниваемого ТРПК. При этом учитывалось, что каждый ТРПК, взятый из статистической выборки, сравниваясь с другими ТРПК, оценивался, исходя из технических требований своего времени.

В рейтинге проведенным ИА «Оружие России» рассматривались ТРПК всех стран, являющихся ныне полноправными членами мирового атомного подводного клуба. В него, напомним, кроме США («отца-основателя») и России входят также Великобритания, Франция, Китай и Индия, уже имеющая опыт эксплуатации сдававшейся ей в аренду в 1988-1991 годах советской многоцелевой ракетной АПЛ проекта 670 и строящая собственную атомную субмарину-ракетоносец «Арихант».

ТРПК 941 «Акула» — Россия

ТРПБ 667БДРМ «Дельфин» — Россия

ТПРК 955 «Борей» — Россия

ТПРК типа «Огайо» — США

ТПРК типа «Вэнгард» — Англия

ТПРК типа Le Triomphant — Франция

ТПРК 094 класс «Цзинь» — Китай

ТПРК проект «Арихант» — Индия

По количеству набранных баллов перечисленные подводные крейсеры распределились следующим образом:

Согласно данных, приведенных в таблице, по количеству набранных баллов первые 4 места заняли:

Основные характеристики:
скорость (надводная) 17 узлов

рабочая глубина погружения 365 м
предельная глубина погружения 550 м
экипаж 14-15офицеров,140 матросов и старшин

Размеры:
водоизмещение надводное 16 746 т
водоизмещение подводное 18 750 т
длина наибольшая (по КВЛ) 170,7 м
ширина корпуса наиб. 12,8 м
средняя осадка (по КВЛ) 11,1 м

Силовая установка атомная:
реактор типа GE PWR S8G
две турбины по 30 000 л. с
2 турбогенератора по 4 МВт
дизель-генератор мощностью 1,4 МВт

Вооружение:
торпедно-минное — 4 ТА калибра 533 мм
ракетное — 24 баллистические ракеты Trident II D5

Подводные лодки типа «Огайо» (англ. Ohio class SSBN/SSGN) - серия из 18 американских стратегических атомных подводных лодок 3 поколения, вступивших в строй с 1976 по 1992 год. С 2002 года единственный тип ракетоносцев, находящихся на вооружении ВМС США. Каждая лодка вооружена 24 ракетами системы «Трайдент».

Первая серия из восьми ракетоносцев была вооружена ракетами Trident I C-4 и базировалась на военно-морской базе (ВМБ) Бангор, штат Вашингтон, на Тихоокеанском побережье США. Остальные 10 лодок, второй серии, были вооружены ракетами Trident II D-5 и размещались на ВМБ Кингс-Бей, штат Джорджия.

В 2003 году в целях выполнения договора об ограничении вооружений была начата программа переоборудования первых четырёх лодок проекта в носители крылатых ракет «Томагавк», завершившаяся в 2008 году.

Оставшиеся четыре лодки первой серии перевооружены ракетами «Трайдент-2», а все ракеты «Трайдент-1» были сняты с боевого дежурства. Из-за сокращения ракетоносцев на Тихом океане часть лодок типа «Огайо» была переброшена с Атлантического океана на Тихий.

Лодки типа «Огайо» составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США и постоянно выходят на боевое дежурство, проводя в море 60% времени. К началу 1960-х годов после ряда проведённых исследований американские аналитики пришли к выводу о бесперспективности стратегии «массированного возмездия».

В 1950-х годах американские стратеги рассчитывали вывести из строя стратегические ядерные силы СССР превентивным ракетным ударом. Проведённые исследования показали, что одним ударом не могут быть уничтожены все стратегические цели, и ответный ядерный удар будет неотвратим. В этих условиях зародилась стратегия «реалистического устрашения».

Как скажет в начале 1980-х годов начальник ГШ ВС СССР Н.В.Огарков, «появление и быстрое совершенствование ядерного оружия поставили совершенно по новому вопрос о целесообразности войны как средства достижения политической цели. Отказ от необходимости ведения всеобщей ядерной войны привёл к пересмотру требований к разрабатываемым стратегическим вооружениям «.

Основные характеристики:
скорость (надводная) 14 узлов
скорость (подводная) 24 узла

предельная глубина погружения 650 м

экипаж 140 человек

Размеры:
водоизмещение надводное 11 740 т
водоизмещение подводное 18 200 т
длина наибольшая (по КВЛ) 167,4 м
ширина корпуса наиб. 11,7 м
средняя осадка (по КВЛ) 8.8 м

Силовая установка атомная:
2 реактра ВМ-4СГ суммарной мощностью 180 Мвт
2 паровых турбины суммарной мощностью 60 000 л. с
2 турбогенератора ТГ-300 по 3 кВт
2 дизель-генератора ДГ-460 по 460 кВт
резервный гребной электродвигатель мощностью 325 л. с

Вооружение:
торпедно- минное — 4 ТА калибра 533 мм
ракетное — 16 баллистических ракет Р-29РМ

Последним кораблем «семейства 667», а также последним советским подводным ракетоносцем 2-го поколения (фактически «плавно перешедшим» в 3-е поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БРДМ (шифр «Дельфин») так же, как и его предшественники, созданный ЦКБ МТ «Рубин» под руководством генерального конструктора, академика С.Н.Ковалева.

Правительственное постановление о разработке нового подводного атомохода вышло 10 сентября 1975 г. Основным оружием корабля должен был стать новый ракетный комплекс Д-9РМ с 16 межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29РМ (РСМ-54, SS-N-24), имеющими увеличенные дальность стрельбы, точность и радиус развода боевых блоков. Разработка ракетного комплекса началась в КБМ в 1979 году.

Его создатели были ориентированы на достижение максимально возможного технического уровня и ТТХ при ограниченном внесении изменений в проект подводной лодки. Поставленные задачи удалось успешно решить за счет реализации оригинальных компоновочных решений (совмещенные баки последней маршевой и боевой ступеней), использования двигателей с предельными характеристиками, применения новых конструкционных материалов, улучшения технологии производства, а также увеличения габаритов ракеты за счет объемов, «позаимствованных» у пусковой установки.

По своим боевым возможностям новые БР превосходили все модификации наиболее мощного американского морского ракетного комплекса «Трайдент», имея при этом меньшие массу и габариты. В зависимости от числа головных частей и их массы дальность стрельбы МБР могла значительно превышать 8300 км.

Р-29РМ стала последней ракетой, разработанной под руководством В.П.Макеева, а также последней отечественной жидкостной МБР. В известном смысле, она явилась «лебединой песней» жидкостных баллистических ракет подводных лодок. Все последующие отечественные БР проектировались твердотопливными.

Основные характеристики:
скорость (надводная) 12 узлов
скорость (подводная) 25 узлов
рабочая глубина погружения 400 м
предельная глубина погружения 500 м
автономность плавания 180 суток
экипаж 160 человек

Размеры:
водоизмещение надводное 28 500т
водоизмещение подводное 49 800 т
длина наибольшая (по КВЛ) 172,8 м
ширина корпуса наиб. 23,3 м
средняя осадка (по КВЛ) 11,2 м

Силовая установка:
2 ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый
2 турбины по 45000-50000 л.с. каждая
2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м
4 паротурбинных АЭУ по 3,2МВт
2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
свинцово-кислотная АБ, изделие 144

Вооружение:
торпедно-минное — 6 ТА калибра 533 мм
22 торпеды 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80 или ракето-торпеды «Водопад»
Ракетное — 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52)
ПВО — 8 ПЗРК «Игла»

Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо». Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку.

По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла.

19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения. «Акула», проект 941. Первая лодка этого типа ТК-208 была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года.

Перед спуском, в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года).

ТК-208 вступил в строй в 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был заложен; для него готовились корпусные конструкции. Строительство «9-ти этажных» подводных лодок обеспечивало более 1000 предприятий Советского Союза.

Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды. Подлодка «Акула» предназначена для нанесения ракетно-ядерных ударов на большие расстояния по крупным военно-промышленным объектам и пунктам базирования сил.

Основные характеристики:
скорость (надводная) 15 узлов
скорость (подводная) 29 узлов
рабочая глубина погружения 400 м
предельная глубина погружения 480 м
автономность плавания 90 суток
Экипаж 107 человек

Размеры:
водоизмещение надводное 14 720 т
водоизмещение подводное 24 000 т
длина наибольшая (по КВЛ) 160 м
ширина корпуса наиб. 13,5 м
средняя осадка (по КВЛ) 10 м

Силовая установка ядерная
ядерный реактор ОК-650В 190 МВт
ПТУ с ГТЗА
гребной вал
водомётный движитель

Вооружение:
торпедно-минное — 6 ТА x 533 мм, торпеды, торпедо-ракеты, крылатые ракеты.
Ракетное — 16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 (SS-NX-30) — количество ракет: 16 (проект 955)

На вооружение ВМФ приходят атомные подводные лодки стратегического назначения нового — четвертого поколения проекта 955 шифр «Борей». Головным кораблем этого проекта стала субмарина, названная в честь князя Юрия Долгорукого. Проектно-техническая документация была разработана инженерами Конструкторского Бюро «Рубин».

После утверждения плана атомная подводная лодка была заложена 22 декабря 1996 года на судостроительном заводе ОАО ПО «Северное машиностроительное предприятие» в Северодвинске. Во время строительства АПЛ «Юрий Долгорукий» был применен опыт советских кораблестроителей.

Также в создании атомной подводной лодки была заимствована идея создания корпусной конструкции, которая позволила снизить стоимость строительства субмарины. На атомной подводной лодке установлен ядерный реактор типа ОК-650В на тепловых нейтронах. Мощность паротурбинных установок составляет 190 МВт.

Новинкой в конструкции серии «Борей» стал водометный движитель, что значительно снизит уровень шума подлодки. Еще одной характерной особенностью подводной лодки проекта 955А станет вооружение, состоящее из 12 баллистических ракет типа «Булава» российского производства.

Следующая модернизированная серия подводных ракетоносцев проекта 955 будет иметь 16 таких ракет. После серии успешных швартовных и ходовых испытаний атомная подводная лодка-ракетоносец «Юрий Долгорукий» получила бортовой номер К-535 и вошла в состав ВМФ РФ. Вскоре с АПЛ была произведена серия успешных ракетных стрельб новыми баллистическими ракетами.

Правительство Российской Федерации планирует построить 8 ракетоносцев проекта 955 «Борей». Однако, на сегодняшний день довольно медленно продвигается окончание строительства второй подводной лодки К-550 «Александр Невский», заложенной 19 марта 2004 года, и продолжение строительства третьей АПЛ «Владимир Мономаx, заложенной 19 марта 2006 года.

Также уже известно название четвертой субмарины этого проекта — «Святитель Николай». Все четыре атомные будут дислоцироваться на военно-морской базе в Вилючинске (полуостров Камчатский) и войдут в состав Тихоокеанского флота. Там уже проведена огромная работа по возведению необходимой инфраструктуры, как для кораблей, так и для подводников:
— полностью перестроена пирсовая зона
— организована техническая защита системы базирования
— проведена модернизация учебного центра
— сданы в эксплуатацию несколько жилых домов для членов семей моряков-подводников.

Корабли, подобные ракетному подводному крейсеру стратегического назначения «Юрий Долгорукий», скоро станут основой морской составляющей ядерной триады Российской Федерации.

При написании статьи использовались открытые материалы интернет-источников.

Подводные лодки составляют основной костяк морского вооружения России. Они способны выполнять ряд стратегически важных задач. Их используют для уничтожения вражеских кораблей, различных подводных и надводных объектов, а также поражения целей в прибрежной акватории противника. К тому же они способны незаметно выполнять боевые задания и покидать места временной дислокации. Считается, что подводные флоты Российской Федерации и США являются самыми сильными, и эти державы делят пальму первенства в господстве над Мировым океаном.

Как зарождался атомный подводный флот

В середине прошлого столетия, в 1954 году, на воду был спущен «Наутилус», который считается первой атомной подлодкой, выпущенной США. Разработки подводного судна типа SSN 571 велись с 1946-го, и уже в 1949 году началось его строительство. Основой для конструкции послужила немецкая военная подлодка 27-й серии, конструкцию которой американцы изменили до неузнаваемости и установили в ней атомную энергоустановку. До начала 1960 года был налажен выпуск первых АПЛ проекта EB 253-A, более известных как субмарины «Скейт».

Спустя всего лишь 5 лет, в начале 1959 года, появился проект 627, ставший первой атомной подлодкой Советского Союза. Ее сразу же приняли на вооружение ВМФ. Вскоре после этого советскими конструкторами был разработан проект 667-A, который изначально задумывался для применения в качестве подводного крейсера-ракетоносца для выполнения стратегических задач (РПКСН). Собственно, принятие 667-х на вооружение в качестве боевых единиц принято считать началом развития II поколения атомных подлодок СССР.

В 1970 г прошлого столетия в Союзе был принят и одобрен проект 667-Б. Это была АПЛ, носившая название «Мурена». Она была оснащена мощным морским БРК (ракетный баллистический комплекс) «Д-9» межконтинентального использования. Вслед за этой подлодкой появилась «Мурена-М» (проект 667-БД), а уже в 1976 г советский флот получил на вооружение первую серию подводных ракетоносцев ─ проект 667-БДР. Они вооружались ракетами, которые имели разделяющиеся боеголовки.

Дальнейшее развитие подлодок стран-лидеров осуществлялось таким образом, что в основу конструкции легли бесшумные гребные винты и некоторые изменения в корпусе. Так, в 1980 г. появилась первая подлодка ударного типа, которая стала проектом 949 III поколения. Для выполнения ряда стратегических задач на ней использовались торпеды, а также крылатые ракеты.

Немногим позже появился проект 667-АТ, флагманом которого стала атомная подлодка К423. Ее приняли в 1986 г. на вооружение советского флота. Также стоит отметить, что этому проекту удалось дожить до наших дней. Как и другие атомные подводные лодки России, в число действующих боевых единиц флота входит модель К395 проекта 667.

Нельзя не отметить и созданные в 1977 г. советские подлодки. Они стали модификацией проекта 667 ─ 671 РТМ, которых до конца 1991 г. было построено 26 единиц. Вскоре после этого были созданы первые отечественные многоцелевые АПЛ, корпус которых был изготовлен из титана ─ "Барс-971" и 945, известные как «Барракуда».

Полста ─ много или мало?

На вооружении подводного флота РФ числится 76 единиц подлодок различного класса, среди которых РПКСН, АМПЛ (многоцелевые), дизельные, а также суда спецназначения. На вопрос о том, сколько атомных подводных лодок в России, можно ответить таким образом: их 47 единиц. Необходимо отметить, что это очень большое количество, поскольку постройка одной АПЛ обходится сегодня государству свыше 1 миллиарда долларов. Если учитывать суда, находящиеся на переоснащении и в судоремонтных вервях, то количество атомных подводных лодок в России будет равно 49. Для сравнения приведем некоторые данные о подлодках, стоящих на вооружении сверхдержав. Американский подводный флот насчитывает 71 боевую единицу подлодок, а у Великобритании и Франции их числится по 10 единиц.

Атомные тяжелые крейсеры-ракетоносцы

Наиболее крупными и опасными с точки зрения поражения вражеской силы и разрушающей способности считаются тяжелые ракетоносцы. Такие атомные подводные лодки России на вооружении находятся в количестве 3 единиц. Среди них и ракетоносец «Дмитрий Донской» (тяжелый крейсер ТК208), а также «Владимир Мономах». Они были построены по проекту 945. Их вооружение представлено ракетной системой «Булава».

Крейсер ТК-17 типа «Акула», являющийся составной частью проекта 941УМ, находится на вооружении подводного флота и именуется «Архангельском». Лодка ТК-20 имеет название «Северсталь», и она была также построена по этому проекту. Одной из причин вывода их из строя является нехватка баллистических ракет P-39. Отметим также, что эти суда являются одними из самых больших в мире, а их общее водоизмещение составляет около 50 тыс. тонн.

В начале 2013 г. на АПЛ К-535 (проект 955 «Борей»), получившей имя Юрия Долгорукого, был поднят флаг. Эта подлодка стала головным подводным ракетным крейсером Северного флота. Не прошло и года, как уже в декабре Тихоокеанский флот получил на вооружение К-550. Эта АПЛ носит имя Александра Невского. Все лодки представляют собой стратегические ракетоносцы IV поколения.

Стратегические атомные подлодки «Дельфин»

Проект 667-БДРМ представляют атомные подводные лодки ВМФ России в количестве 6 единиц:

  • «Брянск» ─ К117;
  • «Верхотурье» ─ К51;
  • «Екатеринбург» ─ К84;
  • «Карелия» ─ К118;
  • «Новомосковск» ─ К407;
  • «Тула» ─ К114.

В середине 1999 г. атомный крейсер К64 перестал быть действующей единицей ВМФ и его сняли с вооружения. Все атомные подводные лодки России (фото некоторых можно увидеть выше), входящие в состав проекта, состоят на вооружении Северного МФ.

Проект 667-БДР. Атомные лодки «Кальмар»

По своему количеству в составе ВМФ современные атомные подводные лодки России класса «Кальмар» идут сразу за «Дельфинами». Строительство лодок по проекту 667БДР началось еще до начала 1980 г в СССР, поэтому большая часть АПЛ уже списана и пришла в негодность. На сегодняшний день на вооружении российского флота имеется лишь 3 единицы таких подводных крейсеров:

  • «Рязань» ─ К44;
  • «Святой Георгий Победоносец» ─ К433;
  • «Подольск» ─ К223.

Все субмарины состоят на вооружении Тихоокеанского флота РФ. Самой «молодой» из них считается «Рязань», поскольку ее пустили в эксплуатацию позже остальных, в конце 1982 г.

АПЛ многоцелевого назначения

Многоцелевые атомные подводные лодки России, которые были собраны согласно проекту 971, считаются самыми многочисленными в своем классе («Щука-Б»). Они способны уничтожать цели в прибрежной акватории, на берегу, а также поражать подводные сооружения и объекты, находящиеся на поверхности воды. Северный и Тихоокеанский флоты имеют на своем вооружении 11 АПЛ этого типа. Однако 3 из них по различным причинам больше не будут эксплуатироваться. Например, АПЛ «Акула» не используется вообще, а «Барнаул» и «Барс» уже переданы в утилизацию. Подлодка «Нерпа» К152 с 2012 г по контракту была продана в Индию. Позже ее передали на вооружение индийскому ВМФ.

Проект 949А. Многоцелевые АПЛ «Антей»

Атомные подводные лодки России проекта 949А присутствуют в количестве 3 единиц и входят в состав Северного флота. 5 АПЛ «Антей» стоят на вооружении флота Тихого океана. Когда задумывалась эта субмарина, то предполагалось ввести в эксплуатацию 18 единиц. Однако дефицит финансирования дал о себе знать, поэтому их было спущено на воду всего лишь 11.

Сегодня атомные подводные лодки России класса «Антей» находятся на вооружении флота в количестве 8 боевых единиц. Несколько лет назад субмарины «Красноярск» К173 и «Краснодар» К178 были отправлены на разборку и утилизировались. 12.09.2000 г в акватории Баренцева моря произошла трагедия, унесшая жизнь 118 российских моряков. В этот день затонул АПРК проекта «Антей» 949А «Курск» К141.

АПЛ «Кондор», «Барракуда» и «Щука» многоцелевого использования

С начала 80-х до 90-х годов были построены 4 лодки, которые являлись проектами 945 и 945А. Они получили названия «Барракуда» и «Кондор». Согласно 945 проекту, были построены атомные подводные лодки России «Кострома» Б276 и «Карп» Б239. Что касается проекта 945А, то по нему были созданы «Нижний Новгород» Б534, а также «Псков» Б336, изначально поставленные на вооружение Северного флота. Все 4 субмарины несут службу по сей день.

Также на вооружении имеется 4 подлодки многоцелевого проекта «Щука» 671РТМК, среди которых:

  • «Обнинск» ─ Б138;
  • «Петрозаводск» ─ Б338;
  • «Тамбов» ─ Б448;
  • «Даниил Московский» ─ Б414.

Министерство обороны планирует списать эти лодки и заменить их боевыми единицам совершенно нового класса.

АПЛ 885 типа «Ясень»

На сегодняшний день ПЛАРК «Северодвинск» является единственной действующей подлодкой этого класса. 17 июня прошлого года на К-560 состоялось торжественное поднятие флага. В течение ближайших 5 лет планируется создать и спустить на воду еще 7 таких судов. Уже полным ходом идет постройка подлодок «Казань», «Красноярск» и «Новосибирск». Если «Северодвинск» является проектом 885, то остальные лодки будут созданы по проекту улучшенной модификации 885М.

Что касается вооружения, то АПЛ «Ясень» будут оснащаться сверхзвуковыми крылатыми ракетами типа «Калибр». Дальность стрельбы этих ракет может составлять 2.5 тыс. км,и они представляют собой высокоточные снаряды, основной задачей которых будет уничтожение вражеских авианосцев. Также планируется, что АПЛ «Казань» будет оснащаться принципиально новым оборудованием, которое ранее не использовалось при разработке подводных аппаратов. Мало того, по ряду технических характеристик, в первую очередь благодаря минимальному уровню шума, обнаружить такую субмарину будет весьма проблематично. К тому же эта многоцелевая подлодка составит достойную конкуренцию американскому SSN575 Seawolf.

В конце ноября 2012 г осуществлялись испытания ракетного комплекса «Калибр». Стрельба проводилась из погруженной субмарины «Северодвинск» по наземным целям с расстояния 1.4 тыс. км. К тому же была запущена сверхзвуковая ракета типа «Оникс». Произведенные запуски ракет оказались успешными и доказали целесообразность своего применения.