Послепечатные процессы. Послепечатные процессы: общая характеристика. Виды послепечатной обработки


У числительных нет собственной функции члена предложения. В предложении они, как правило, употребляются в составе словосочетания с существительным (пять дней, триста сорок человек) и выступают как один член предложения: Прошло пять дней.

Здесь словосочетание пять дней - подлежащее.

Количественные числительные могут быть членами предложения только при обозначении числа, а не количества. Например: Пять не делится на два без остатка. (Пять - подлежащее, два -дополнение).

Чтобы правильно выбрать форму зависимого существительного в словосочетании, нужно учитывать такую закономерность: в форме И.п. и В.п. числительное управляет существительным, требуя формы Р. п., а в остальных падежах согласуется с существительным, выступая в форме того же падежа, что и существительное. Ср., например: две груши, но двух груш, двумя грушами; пять книг, но пяти книг, пятью книгами.

Своими функциональными особенностями отличается числительное один, оно согласуется с существительными в роде, числе и падеже (один стол, одна машина, одно окно; одни сутки; с одной задачей), включая и составные числительные (сто один ученик; пяти тысяч ста одного рубля).

При выражении дистрибутивного значения числительное может стоять в форме Д.п. или В.п., существительное же всегда в форме Р.п. Числительные два, три, четыре, девяносто, сто, двести, триста, четыреста употребляются только в форме В.п. (выдать по три рубля, по сто рублей), один только в форме Д.п. (по одному экземпляру, по одному человеку). Остальные числительныемогут употребляться в вариантных формах (по пяти рублей - по пять рублей). Вариант в форме Д.п. (получили по пяти рублей) считается более книжным и устаревшим.

Для создания значения неопределенности, приблизительности вместо точного обозначения количества меняют порядок компонентов в словосочетании числительных с существительными. Ср.: привезли книг двести и двести книг, читал часа два и два часа.

Среди количественных числительных традиционно выделяют дробные числительные (две пятых, одна целая и три десятых). При склонении изменяются все слова, входящие в состав числительного: двух пятых, одной целой и трех десятых. В сущности, это особый тип количественных словосочетаний.

В научной грамматике в разряд количественных числительных включают неопределенно-количественные числительные, которые не имеют количественно-числового значения, указывают лишь на неопределенное количество, они сходны с определенно-количественными числительными по грамматическим свойствам: управляют Р.п. Это слова много, немного, мало, немало, столько, сколько, несколько, сколько-нибудь.

Слова много, немного, мало, немало не изменяются по падежам, остальные склоняются, в Р.п., Д.п., Т.п., П.п. согласуются с существительным: скольких друзей нет, скольким друзьям я дарил свои акварели.

Собирательные числительные обозначают определенное количество предметов в совокупности: двое мужчин, семеро козлят.

Они представляют собой небольшую группу слов, образованных от количественных числительных в пределах первого десятка: двое, трое – с суффиксом -oй(e), четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро – с суффиксом -ер(о). Причисляют к ним и непроизводное слово оба (обе) с собирательным и местоименным значением «и тот и другой».

Собирательные числительные сочетаются с ограниченным кругом слов. Так, они употребляются с личными существительными мужского и общего рода (двое мужчин, четверо гостей, трое сирот); со словами дети, детишки, ребята, люди, лицо (в значении человек): четверо детей, пятеро людей, трое неизвестных лиц; с субстантиватами, обозначающими лицо (шестеро больных, двое ведущих); с личными местоимениями (нас трое, их пятеро); со словами со значением невзрослости (двое верблюжат, пятеро волчат).

Собирательные числительные сочетаются с существительными pluralia tantum: двое очков, трое суток. Начиная со слова пятеро возможно употребление и количественных числительных: пятеро суток - пять суток. Заметим, что собирательные числительные в сочетании с неодушевленными существительными употребляются только в форме И.п. - В.п., а в косвенных падежах заменяются количественными: прошло трое суток - тремя сутками позже. В сочетаниях с одушевленными существительными собирательные числительные употребляются во всех падежах: трое друзей, троими друзьями и т. д.

Кроме того, в разговорной речи собирательные числительные употребляются с существительными, обозначающими парные предметы (двое сапог).

Собирательные числительные не имеют категорий рода и числа, изменяются по падежам, в предложении выполняют синтаксическую функцию подлежащего или дополнения только вместе с существительными.

Следует еще обратить внимание на употребление слова оба (обе). В сочетании со словами жен. рода рекомендуется употреблять форму обе (по обеим сторонам улицы), со словами муж. рода – форму оба (оба компьютера в ремонте).

Порядковые числительные обозначают порядковый номер предмета при счете (первый курс, второй курс).

По своим морфологическим признакам они идентичны относительным прилагательным: изменяются по родам, числам и падежам, согласуются в роде, числе и падеже с существительными, имеют одинаковый набор окончаний.

Но, совпадая по форме и синтаксической функции (функции определения) с прилагательными, порядковые числительные имеют ряд особенностей, позволяющих относить их к числительным:

1. Значение порядка следования предметов при счете, т. е. значение точного числа.

2. Семантическая и словообразовательная соотнесенность с количественными числительными. Кроме порядковых числительных первый и второй, все остальные образованы от количественных числительных (пятый, двадцатый, сотый). При образовании порядкового числительного от составного количественного числительного изменяется только последний компонент: дом пятьдесят пятый, квартира сто тридцать седьмая. Ср. с исходным обозначением с количественными числительными: дом пятьдесят пять, квартира сто тридцать семь. Составные порядковые числительные используются очень широко в разных сферах жизни, в частности, при обозначении дат, чисел: двадцать седьмое июня, тысяча девятьсот двадцать третий год. У таких составных порядковых числительных только последний элемент - собственно порядковое числительное.

3. Как и количественные, порядковые числительные могут обозначаться цифрами (33 года, 33-я весна).

Все это дает основание включать данную группу слов в состав числительных как особый разряд

Утверждаю:______________Дата:____________Русский язык 7 класс 9.11.2016

Тема: Синтаксическая роль числительных

Цель: 1.систематизировать и обобщить знания учащихся об имени числительном как части речи;
2.закрепить навыки, связанные с употреблением числительных в устной речи (соблюдать нормы употребления при согласовании с существительным);
3. воспитывать у школьников интерес к русскому языку.
Тип урока: повторение и систематизация знаний.
МО: практический, наглядно – иллюстративный.
Ход урока:
1 . Орг. этап.

Итак, Блиц-опрос по пройденному материалу:

1.Что такое имя числительное?
2. Все числительные по значению делятся на…. (количественные и порядковые)

3. Среди количеств.числительных выделяются…(целые, дробные, собирательные)
4. Количеств. числительные по составу бывают.. (простые, сложные и составные)

2 .Словарный диктант.

Учитель диктует имена числительные, учащиеся должны разделить их на две группы:

на простые числительные и составные.

Три, сорок восемь, тысяча девятьсот девяносто девятый, восьмидесятый, девяносто,

сто тридцать, триста сорок восемь, два, двенадцать, две тысячи шестой, восемьсот

пятнадцать, триста тринадцать, двести двадцать второй, один миллион триста сорок(1340000), пять тысяч восемьсот, тридцать два.

3 .Затем учащиеся должны составить предложения со всеми числительными. Это

задание выполняется самостоятельно.

Подчеркните числительные как члены предложения

Семеро ребят отправились в поход.Первый луч солнца разбудил девочку.Прибавьте к десяти шесть.Поезд отправляется в два часа.Мальчик купил пять тетрадей.Семеро шесть-сорок два.

4 . Задание: от количественных числительных 6,3,4,2,1,10,7,13,19,20
Образовать порядковые числительные

5 .Задание. Перепишите и укажите вид числительных по строению (простые, сложные, составные).

Пятнадцать, семь, сто шестнадцать, восемнадцатый, одиннадцать, шестьсот, семидесятый, девяносто шестой, семьсот сорок один, триста двадцать, четвертый, девятьсот девяносто девять тысяч

6 .Задание. Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, в которой все числительные являются простыми и запишите их прописью.

а) 19, 15, 1000 б) 8, 1000, 100, 1 в) 19999, 300, 4, 17 г) 3, 29, 18, 41

7 . Запишите числа собирательными числительными. За одним столом сидят (3) друзей. У тёти Маши (4) детей. (5) альпинистов ушли в горы. На столе лежало (6) ножниц, Прошло (3) суток.

8 .1.Просклоняйте порядковое числительное восьмой .

2. Просклоняйте составное числительное, год вашего рождения. (2001-ый год)

3. преобразуйте количественные числительные в порядковые: 1819, 48, 90, 15, 12, 4, 22, 800.

9 . числительные записать словами, согласовав их с существительными:

У меня день рождения… ; перед 8 (март) нужно купить цветы; буду вспоминать о 1 (сентябрь); к 9 (май) необходимо подготовить концерт.

10 .1.В каком числительном надо писать НН?

2.В каких числительных надо писать – ь на конце слова:

3.В каких числительных надо писать – ь в середине слова:

11 . Разминка
- Сколько пальцев на руке? (5)
- Сколько месяцев в году? (12)
- Сколько хвостов у 5 котов? (5)
- Сколько колец на Олимпийском флаге? (5)
- Сколько пальцев на двух ногах? (10)
- Сколько солнышек на небе? (одно)
- Сколько лап у двух куриц? (4)
- Сколько золотых медалей получили
казахстанцы на Олимпиаде в Лондоне? (7)
-Сколько глаз у человека? (2)
- Сколько углов у квадрата? (4)
- Сколько рук у собаки? (ноль)
- Сколько времени года? (4)
- Сколько дней в неделе? (7)
- Сколько сторон у треугольника?(3)
- Сколько орехов в пустом стакане? (ноль)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)

12. Пословицы и поговорки.
Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются имена числительные
Один в поле не воин.
Одно дерево срубишь – десять посади.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Два сапога – пара.
Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени –только три дня.
Без четырех углов изба не рубится.
Семеро одного не ждут
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Весна да осень – на дню погод восемь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
13. Числительные в названиях сказок.
Вспомните названия сказок, в которых встречаются имена числительные

Маша и 3 медведя.12 Месяцев.Сказка о мертвой царевне и 7-ми богатырях.3 поросенка.Волк и семеро козлят.Али-баба и 40 разбойников.3 орешка для золушки.Белоснежка и 7 гномов.Три толстяка.

14 . Прочитайте его с поэтической интонацией:
714, 15, 3247
16, 318, 140, 327
3, 28, 220, 126, 1245
615, 18, 2225
713, 116, 512, 43
2000000, 320, 17, 333.

15 Вопросы:

1. Часть речи, обозначающая количество предметов.

2. Числительные, которые отвечают на вопрос сколько?

3. Числительные, которые отвечают на вопрос какой?

4. Число больше трех, но меньше пяти.

5. Число меньше двенадцати, но больше десяти.

6. Десять разделить на два.

16. Рефлексия.

Что сегодня повторили? (Правильно употреблять числительные в устной речи, правильно писать числительные, видеть, слышать и уметь исправлять грамматические ошибки, связанные с нарушением морфологических норм числительных).

17 . Домашнее задание. Подведение итога урока. Выставление оценок.

Тема: Синтаксическая роль числительных в предложении.

Цели: выяснить развитие умений правильно употреблять числительные в устной речи, склонять числительные, а также для совершенствования навыков правописания имен числительных; развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков; развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД

    осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

    стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

    выражать положительное отношение к процессу познания;

    проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

    оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Метапредметные –

Регулятивные:

п ринимать и сохранять учебную задачу,

п ланировать необходимые действия, действовать по плану ,

выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Познавательные:

выяснить синтаксическую роль числительных в предложении; знать разряды количественных числительных; повторить, закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; повторить особенности склонений числительных ; .

Коммуникативные:

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

Предметные : выяснить синтаксическую роль числительных в предложении; знать разряды количественных числительных; повторить, закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; повторить особенности склонений числительных; развитие умений правильно употреблять числительные в устной речи, склонять числительные, а также для совершенствования навыков правописания имен числительных .

ТИП УРОКА: урок комбинированный (УК)

Карта урока

Приветствие, выявление отсутствующих в классе.

Здравствуйте, ребята!

Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Улыбнёмся солнышку,

Дадим друг другу руку –

Поднимем настроение

Себе и другу.

(подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения)

Проверка домашнего задания (упражнения, взаимопроверка).

Приветствие, дежурный называет отсутствующих

2. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

    Отгадайте ребусы.

7я (семья) о5(опять) 40а (сорока) (росток)

2. В самой глубокой древности люди почти ничем не владели. Вещей у доисторического человека было ничтожно мало, то ему считать-то было нечего.

Жители части Месопотамии научились собирать урожаи, создали систему законов и возвели исполинские здания. Часть Месопотамии, где жил этот процветающий народ, называется Шумер. Именно процветание шумеров и создало проблему, которая никогда раньше перед людьми не вставала. Им понадобилось вести счет своему богатству и как-то это отмечать. Так появились слова для счета – числительные.

Числа в жизни человека очень важны. Люди постоянно что-нибудь считают: дни, месяцы, годы, числа, секунды… Числа окружают нас везде. А между тем, имя числительное – самая немногочисленная часть речи, она насчитывает всего несколько десятков слов. Огромную роль играют числа первого десятка: из них возникло многообразие числительных. По частоте употребления в речи числительное занимает восьмое место. Какую роль играют числительные в предложении?

Как будет звучать тема нашего урока?

Какие цели поставим перед собой? Что нужно знать и уметь? 5мин.

Отвечают на вопрос.

Называют тему урока.

Записывают в тетради дату, тему урока.

3. Актуализация знаний.

    Орфографическая разминка «Склонение числительных» (с. 52). 10 мин.

Работа у доски: 55, 83, сто, сорок, двадцать седьмой. Взаимопроверка.

2. Графический диктант.

А что вы знаете об имени числительном как части речи? На этот вопрос мы ответим в виде записи знаков «+» и «- «.

1. Числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов при счёте. +,

2. Примером числительных могут быть такие слова, как двойка, тройка, пятерня. -,

3. Все числительные можно разделить на две группы: количественные и собирательные. -,

4. Простые числительные состоят из одного слова. Например, пятнадцать, пятьдесят. -,

5. Числительные от 5до 30 склоняются по образцу существительных 3 склонения. +,

6. В предложении числительное может быть только сказуемым. -,

7. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам. +,

8. В середине числительных мягкий знак никогда не пишется. -,

9. В составных количественных числительных склоняется каждая часть. +

Работают у доски, взаимопроверка.

4. Первичное усвоение новых знаний

    Открытие нового материала. 10 мин.

Сегодня на уроке мы должны определить роль числительных в предложении. Для этого нужно провести эксперимент. Вы любите цветы? Сегодня мы вырастим 2 цветка: количественное числительное и порядковое. А вот сколько лепестков будет у каждого из них, зависит от того, как мы поработаем.

Наша цель: создать схемы- цветы. (Рисунок на доске).

    РАБОТА В ГРУППАХ: определить синтаксическую роль числительного.

1: Порядковые.

2: Количественные.

Определяют роль числительных.

Формулируют правило.

Оценивают свою работу

5. Первичная проверка понимания

    Рисование цветка-схемы.

    Работа с учебником.

Создают схему.

Читают правила в учебнике, сравнивая с ответом

6.Первичное закрепление.

РАБОТА В ГРУППАХ: 10 мин.

    Карточка №1.

2. Карточка №2. Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните как член предложения.

3. Творческое задание.

Записывают предложения в исправленном виде , определяют роль числительных, выполняют задания в соответствии с учебной задачей.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

    Тест. 5 мин.

А теперь небольшой тест на проверку ваших знаний о числительном.

1. Найдите правильное определение количественного числительного.

А) Количественное числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько?

Б) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число.

В) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или число и отвечает на вопрос сколько?

2. Закончите определение.

А) Числительные, обозначающие целые числа, называются…

Б) Числительные, обозначающие количество предметов, как одно целое, называются…

В) Числительные, обозначающие дробные числа, называются…

2. РАБОТА В ГРУППАХ: За следующее задание можно получить хорошую отметку.

В течение 5 минут вспомните и напишите как можно больше литературных произведений, в названии которых встречаются количественные числительные. «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «20 000 лье под водой» Ж.Верна.

выполняют задания в соответствии с учебной задачей.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Д.З.: пар. 56, упр. 419 или упр. 421

Записывают в дневники д.з.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Интеллектуальная разминка. 5 мин.

Устно замените эти слова другими: дюжина, чертова дюжина, полтора , полтораста, Какие у вас получились слова?

Двенадцать, тринадцать, сто пятьдесят – целые

Одна целая и пять десятых – дробное числительное.

Игра «Интервью».

Какую тему мы сегодня изучали на уроке?

Оценивают результаты своей работы

1: Порядковые. Два умножить на два. Дважды два – четыре. Нужно решить 2 задачи. В 8 часов я иду в школу. Мне нравится число «пять».

2: Количественные. Я живу на третьем этаже. Мальчиков мы будем поздравлять двадцать третьего февраля. Я была первой в классе. Восьмое марта – Международный женский день.

1: Порядковые. Два умножить на два. Дважды два – четыре. Нужно решить 2 задачи. В 8 часов я иду в школу. Мне нравится число «пять».

2: Количественные. Я живу на третьем этаже. Мальчиков мы будем поздравлять двадцать третьего февраля. Я была первой в классе. Восьмое марта – Международный женский день.

    Карточка №1.

Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните как член предложения.

    Из семьсот пятьдесят вычесть два.

    По обоим сторонам дороги возвышались горы.

3. Обеих братьев приняли в спортивную школу.

4. Двое зайчат, двое девочек, двое ножниц.

2. Карточка №2. Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните как член предложения.

1.Трое подруг ехали в трамвае.

2.Стояли бидоны с девяностами литрами молока.

3. По обоим сторонам дороги тянулся густой лес.

4. Трое учеников, трое саней, трое мастериц.

    Карточка №1.

Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните как член предложения.

    Из семьсот пятьдесят вычесть два.

    По обоим сторонам дороги возвышались горы.

3. Обеих братьев приняли в спортивную школу.

4. Двое зайчат, двое девочек, двое ножниц.

2. Карточка №2. Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните как член предложения.

1.Трое подруг ехали в трамвае.

2.Стояли бидоны с девяностами литрами молока.

3. По обоим сторонам дороги тянулся густой лес.

4. Трое учеников, трое саней, трое мастериц.

3. Творческое задание.

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных, определите их синтаксическую роль.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

3. Творческое задание.

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных, определите их синтаксическую роль.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.