Профессиональный кодекс юриста презентация. Морально-этические основы профессиональной деятельности юриста. зрительные, слуховые, обонятельные и др



Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.




Содержание понятия ЭТИКА - это философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни


Содержание понятия ЭТИКА - это нормы поведения, мораль человека какого-либо класса,общественной или профессиональной группы (Словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1988). Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели межчеловеческих отношений и поведения человека в обществе.


Содержание понятия МОРАЛЬ (от лат. «moralis» - нравственный) - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни (семья, быт, наука, политика, труд и др.). Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т. е. в различные исторические эпохи у разных народов. Однако в морали должное не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью, фактическими нормами поведения людей.


Содержание понятия Специфика норм морали заключается в следующем: ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях, моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения отдельного человека.


Содержание понятия НРАВСТВЕННОСТЬ есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - это единство внешней и внутренней культуры личности, одним из составных элементов которой является ЭТИКЕТ. Категории морали и нравственности, безусловно, оказывают влияние (и порой существенное) на характер РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ.


Содержание понятия Большинство философов сегодня не поддерживают идею существования какой-то одной, единственно верной теории морали. Недостаточно понимать мораль как форму общественного сознания или особый механизм регулирования поведения людей, что она является особым духовно- практическим отношением человека к миру. Вместе с тем самые разные концепции морали при обращении к толкованию ценностей жизни оперируют общими понятиями добра и зла, долга и совести, справедливости, счастья и др.


Содержание понятия ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (мораль) есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии. Можно говорить о специфической нравственности врача, юриста, учителя и т. д. Конкретные проявления профессиональной нравственности изучает, анализирует профессиональная этика. Профессиональная нравственность и профессиональная этика помогают конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях подчас сложных, необычных.


Содержание понятия ЭТИКЕТ (от франц. etiquette - ярлык, этикетка) - установленный порядок поведения где-либо. Это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет совпадает с общими требованиями вежливости РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ - это порядок речевого поведения, установленный в данном обществе.


История вопроса Правила поведения людей изменялись с учетом условий жизни общества, конкретной социальной среды. Элементы этикетных норм поведения появились еще на ранних ступенях развития человеческого общества (например, определенные правила поведения рядового члена общества по отношению к вождю племени). Но большинство исследователей считают, что этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции: разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока.


История вопроса Философами античного общества в своих работах высказывались некоторые суждения по вопросам этики. «Отец» античной этики – Сократ. «Только моральный человек может быть счастлив» (абсолютизирует мораль, считая ее основой достойной жизни и культуры, различает счастье и наслаждение, ставит проблему свободы воли, определяет главные добродетели, подчеркивает значимость нравственного самосовершенствования личности). Платон - первая попытка систематизации этических идей, осуществленной на объективно- идеалистической основе. В рамках педагогической этики исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении. ;


История вопроса Демокрит говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения; Систематическое изложение этики как теоретической науки впервые осуществил Аристотель. Наука, которая изучает этические добродетели и исследует, какой характер и какой образ действий человека является наилучшим, была названа Аристотелем этикой (IV в. До н.э.) Ему принадлежит первый специальный этический труд «Никомахова этика». Он впервые построил глубокую теорию морали. Этика – это особая практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой – научить человека, как стать добродетельным (и счастливым). Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан..


История вопроса Аристотель считал воспитание делом государственной важности Выделяя этический аспект проблемы взаимоотношения личности и общества, Аристотель стремится найти пути их гармонического взаимодействия в разумном соотношении эгоистических потребностей, ориентации индивида на общественное благо – с одной стороны, и в содействии государства процветанию своих граждан – с другой. Социальная гармония не должна подавлять личных интересов. Нравственность человека, опирающаяся на разум и волю, приводит его цели, желания, потребности в соответствие с интересами государства. Основными категориями этического сознания являются добро и зло. Эти ключевые для нравственного сознания понятия, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности.


История вопроса но только Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессионально - этическом уровне – его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах.


История вопроса В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду доминирования религии в вопросах обучения. В эпоху Возрождения эти вопросы получили своё новое развитие – в трудах М.Монтеня (обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать душевные склонности ребёнка, не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником), Я.А.Коменского (акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критика формально-показного выполнения учительских обязанностей), Дж.Локка (уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения учителя).


История вопроса Представители французского Просвещения трактовали задачи нравственного воспитания, формулировали требования к нравственному облику учителя и выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Как полагал Ж.Ж.Руссо, учитель должен быть лишён человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. И.Г.Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Немецкие просветители, такие как Ф.В.Адольф Дистервег, более глубоко конкретизировали требования к учителю и критиковали изолированное от общества воспитание. В частности, Дистервег сформулировал чёткие требования к учителю (совершенное владение предметом, любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.)


История вопроса В русский язык слово «этикет» вошло в XVIII столетии при Петре I, когда устанавливались широкие культурные и политические связи России с другими государствами. В это время создавались особые руководства по этикету для молодых людей, в них подробно указывалось, как следует вести себя в обществе. В 1717 г. была издана переводная книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В ней давались советы молодым дворянам, как, соблюдая этикет, добиться успеха при дворе и в свете. Основы же современного служебного этикета фактически были заложены«Генеральным регламентом» Петра I, где были заимствованы наиболее апробированные зарубежные этикетные нормы.


История вопроса Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами- демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам педагогической морали уделено у Добролюбова – он доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей. В советское время разработкой проблем профессиональной этики занимался Сухомлинский. Им неоднократно подчёркивалось, что учение – это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми.


Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона - это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т. д. Вторая сторона - эстетическая - свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.


Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось весьма высоко в обществе. Знание норм этикета, умение следовать им в поведении и в речи свидетельствуют о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим понимается владение этикетной культурой, умение контролировать свои чувства, эмоции, управлять своей волей. К соблюдению этикетных норм относится проявление таких качеств, как вежливость, внимательность,тактичность,доброжелательность выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия.


Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сущности моральных отношений и в развитом состоянии представляет собой науку о морали, содержащую две составляющих: - теоретические исследования (теоретическая этика) - нормативные разработки (нормативная этика).


Теоретическая этика исследует: -происхождение и сущность морали, ее роль и место в обществе, функции, механизм действия; -ее основные компоненты (прежде всего моральное сознание и моральное поведение); -характер связи между ними, структуру моральных отношений и значение их для системы общественных отношений в целом; -содержание ценностных оснований морали (благо, добро, зло, смысл жизни, счастье); - разрабатывает шкалу моральности (идеал – добродетель – порок) и определяет ее критерии; -исследует реальный уровень моральности общества (нравственность) и влияющие на него факторы (в контакте с психологией и социологией)


Нормативная этика исследует: -стихийно складывающиеся представления морального сознания, которые отражают побуждения, входящие в моральную установку человека; - уточняет, систематизирует, конкретизирует их, трансформируя в определенные рекомендации; -разрабатывает пути совершенствования моральной практики общества; -занимается вопросом о том, как должен поступать человек.


В ХVII в. Рене Декарт отметил, что «этика предполагает полное знание других наук и есть последняя степень к высшей мудрости». Представление об этике как учении о морали, путях достижения общего блага и личного счастья сложилось в ХIХ в. В дальнейшем Гегель положил начало историческому пониманию нравственности. Он ввел в этическую теорию реальные проблемы семейной, государственной и гражданской жизни, наполнил ее богатым социальным содержанием. Цицерон отмечал: «Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды». Человеку от природы свойственны проявления эгоизма и альтруизма. Этика ставит перед собой задачу объяснить, почему альтруизм предпочтительнее эгоизма


Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.


Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.


Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п..


Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество. Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в определенной профессиональной сфере. Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей.


Педагогическая этика как научная дисциплина ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя. Специфика педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что педагог имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия» - ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность, ответственность.


Педагогическая этика как научная дисциплина Предметом педагогической этики являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога. Функции педагогической этики: эмпирико-описательная; теоретико-философская; нормативная.


Основные задачи педагогической этики: исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали, разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности, выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя, изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога, исследование характера нравственных отношений учителя с учащимися, разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога. педагогическая этика как научная дисциплина


К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.


Категории педагогической этики Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями. Педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.


Категории педагогической этики Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.


Категории педагогической этики Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.


Категории педагогической этики Педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого- педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.


СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АВТОРИТЕТА ЯВЛЯЕТСЯ КРИТЕРИЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДСТВА 1. Формальный - обусловлен набором властных полномочий, прав дающихся постом. (обеспечивает 65% влияния руководителя на подчиненных) 2. Психологический а) моральный (зависит от нравственных качеств руководителя) - нравственный; - коммуникативный. б) функциональный - компетентность руководителя - его деловые качества - его отношение к своей профессиональной деятельности


Благодарю за внимание! Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: [Текст] учеб пособ. Изд-во «Новое знание» с. Лаврентьева Н.Б., Нечаева А.В. Педагогическая этика. [Текст] Барнаул: изд-во АлтГТУ, с

(право, 11 класс,

профильный уровень)

Урок № 64-65

Особенности профессиональной юридической деятельности.

Д.З.: § 30, ч.2, повторить § 1-29

© А.И. Колмаков


Цели урока

  • Изучить особенности профессиональной юридической деятельности.
  • Развивать критическое мышление учащихся, речь, умение выражать мысли, коммуникативные способности.
  • Содействовать правовому воспитанию.

Универсальные учебные действия

знать/понимать: основные особенности юридической профессии;

уметь характеризовать: право как элемент культуры общества;

объяснять: содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений


Понятия, идеи

  • следователь, прокурор, адвокат, судья, юрисконсульт предприятия (организации), нотариус;
  • профессиональная этика юриста; юридическая психология

Изучение нового материала

  • Профессиональная этика юриста .

Юрист в ответе за человеческие судьбы. Какими качествами надо обладать, чтобы соответствовать требованиям квалификации «юрист»?


Особенности предмета профессиональной этики юристов, сотрудников правоохранительных органов проявляются в специфике нравственных проблем их профессиональной деятельности. Профессиональная этика юриста призвана :

  • сформировать основы профессионального отношения к избранной специальности;
  • определить понятие и содержание профессиональной чести и профессионального долга;
  • раскрыть нравственные основы осуществления будущей практической деятельности;
  • выработать определенный иммунитет к профессионально-нравственной деформации в процессе непосредственного контакта с представителями криминального мира.

Особенности профессиональной этики юристов

Для более глубокого понимания профессиональной этики юристов важно уяснить , во-первых, кодексы поведения, предписывающие должный тип нравственных отношений между людьми, которые задействованы в этой профессиональной деятельности. Во вторых, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, позволяющей выбирать собственную линию поведения в процессе выполнения своего профессионального долга. В третьих, необходимо, чтобы разбираться в себе и других, чтобы видеть происходящее и с полной ответственностью реализовывать свою свободу.


Особенности профессиональной этики юристов

предмет профессиональной этики юриста определяет специфическую направленность данной учебной дисциплины, призванной:

  • развить интерес к этому виду деятельности как к правовой профессии широкой направленности;
  • определить понятие и содержание профессиональной чести , раскрыть нравственные основы будущей профессиональной деятельности;
  • выработать иммунитет к профессионально-нравственной деформации в процессе непосредственного общения с теми, кто преступил закон.

Все это в комплексе вырабатывает умения и навыки соблюдения служебного этикета в конкретных ситуациях служебной и внеслужебной деятельности.


Юридическая деятельность

Профессия юриста - это особый вид занятий имеющих специальную подготовку людей, как правило, осуществляемый на возмездной основе в соответствии с принятыми профессиональными стандартами. Профессиональная деятельность охватывает как профессиональную работу, выполнение обязанностей, так и профессиональное поведение, что связано либо с пребыванием на определенной должности, либо с исполнением соответствующего поручения.

виды юридической деятельности

организационная

социальная

удостоверительная

реконструктивная

коммуникативная

поисковая


Особенности профессиональной деятельности юриста

массовость и престижность труда

особая ответственность и правовая регламентация

конфликтность

особенности профессии юриста

властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц

интеллектуальная привлекательность, нестандартный характер труда

коллективность труда

процессуальная самостоятельность


Основные особенности, задающие специфику труда юриста

  • Жесткая правовая регламентация профессиональной деятельности и принимаемых решений.
  • Властный, обязательный характер профессиональных полномочий
  • Экстремальный характер профессиональной деятельности
  • Творческий, нестандартный характер профессиональной деятельности, разнообразие решаемых задач
  • Процессуальная самостоятельность и высокая персональная ответственность за свои действия и принимаемые решения

Особенности познавательных процессов в юридической деятельности

Особенности познавательных процессов

Негативный характер процесса познания в виде результата преступления

Ретроспективный характер процесса познания

Строгая законодательная регламентация процесса познания

Дефицит, неупорядоченность, разнообразие информации

Доказательно-удостоверительный характер процесса познания

Мыслительное моделирование событий прошлого

Эмоциональный фон, воздействие стресс-факторов

Принудительный характер применяемых методов познания

Противодействие заинтересованных лиц процессу познания


Профессиональная деформация

Развитию профессиональной деформации способствуют

группа факторов социально-психологического свойства

факторы, связанные с личностными особенностями сотрудников

факторы, обусловленные спецификой деятельности

Нормативный характер деятельности

Повышенная ответственность

Экстремальный характер многих видов деятельности

Властные полномочия

Психические и физические перегрузки

Особый объект профессиональной деятельности

Особенности организации деятельности

корпоративность


Важные нервно-психические качества профессии юриста

  • Сензитивность – повышенная нервно-психическая чувствительность к внешним воздействиям
  • Оптимальное соотношение реактивности и активности
  • Эмоциональная устойчивость
  • Пластичность психических процессов
  • Пониженный уровень тревожности
  • Резистентность – сопротивляемость внешним и внутренним условим, препятствующим осуществлению начатой деятельности
  • Толерантность – устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям

Профессионально развитые психологические качества юриста

Профессиональная наблюдательность, внимательность, память

Профессиональные ощущения

повышенная чувствительность к профессионально важным признакам

Профессиональные восприятия

зрительные, слуховые, обонятельные и др.

Профессиональные представления

развитая способность хорошо в уме предстоящие действия, мысленно проигрывать планируемую ситуацию

социальное, юридическое, следственное, оперативное, психологическое, тактическое

Профессиональное мышление

способность к перевоплощению ролевому поведению

Профессиональный артистизм

Профессиональная бдительность, готовность к неожиданному


Морально-психологические качества юриста

Ответственность, трудолюбие, добросовестность, активность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, деловитость

Общетрудовые

Обостренное отношение к справедливости, истине и правде, личная правопослушность, принципиальность, неподкупность, преданность долгу

Профессионально-

трудовые

Вежливость, тактичность, этичность, готовность прийти на помощь, честность, гуманность, уважение права другого человека на свое мнение, демократичность

Человеческие

Самокритичность, самооценка, требовательность к себе, совестливость, скромность, отношение к самовоспитанию, саморазвитию и самообразованию

Самооценочные


Профессиональное общение юриста

Наличие множественных целей в каждом акте общения

Специфичность поводов для вступление в общение

Специфика

профессионального

общения

Конфликтный характер общения

Формализация общения

Специфика психических состояний участников общения

Особое значение психологического контакта

Поведение людей

Техника юридического труда

тексты

Работа с законодательством:

понимание права, поиск необходимых нормативных актов, систематизация нормативной базы

Технология изучения документов

- о пределение целей чтения и выбор поисковой ориентации;

  • вычленение смысловых блоков (состав сообщения);
  • выявление источников информации (смысл, значение, происхождение);
  • фиксации информации;
  • составление резюме или ответа

Работа с фиксированной информации:

  • поиск источников (неопубликованных, непубликуемых);
  • отбор источников по относимости к задачам;
  • оценка состояния;
  • анализ и переработка;
  • использование полученной информации.

информация

Рабочие техники

Работа юриста с участниками правового оборота:

  • по объекту воздействия (неопределенная, меняющаяся, постоянная группа лиц);
  • длительности (разовые, повторные, систематические);
  • содержанию (право в целом, отдельные отрасли, комплексные проблемы)

Межличностные коммуникации юриста:

- язык, знаковые системы, общий понятийный аппарат;

  • стратегия, тактика, манера поведения (убеждение, внушение, подбор и дозировка аргументов);
  • выбор времени, места и подходящих условий

Техника проведения бесед:

  • установление контакта;
  • фиксация позиции адресата;
  • оппонирование;
  • достижение общего вывода

коммуникация


Контрольные вопросы

  • В чём особенности профессиональной этики юристов?
  • Какие виды юридической деятельности вы знаете?
  • Каковы особенности профессии «юрист»?
  • В чём угрозы профессиональной деформации?
  • Каковы профессионально-психологические качества юриста?
  • В чём особенности общения юриста?
  • В чём проявляются сложности юридического труда?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Литература:

  • Право: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, Е.А.Лукашева, А.И.Матвеев и др. ; под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013
  • Баранов П. А., Шевченко С. В.: Обществознание. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ, Астрель, 2009
  • Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. - М.: ACT: Астрель, 2009.
  • Альбом схем: Учебное пособие / Под ред. профессора И.А. Еремичева. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 223 с. - (Серия «Высшее образование»).
  • Веснина С.Н., Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, http://900igr.net/zip/psikhologija/JUridicheskaja-psikhologija.html

Источники иллюстраций для оформления шаблона:

  • http:// anticrisis.ucoz.ru /CB012045.JPG
  • http:// shkolazhizni.ru / img / content /i47/47352_or.jpg

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Понятие и виды профессиональной этики Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику. Термин "профессиональная этика" обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной про­фессии. Таковы, к примеру, "клятва Гиппократа", Кодекс чести судьи Российской Федерации. Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

3 слайд

Описание слайда:

В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональная этика имеет значение прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические "нравственные кодексы" людей этих профессий, специальностей. Таковы этика учителя, этика врача, этика судьи.

4 слайд

Описание слайда:

Существование нравственных кодексов определенных профессий - свидетельство общественного прогресса, постепенной гуманизации общества. Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способствовать смерти пациента. Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботить­ся о моральном доверии общества к учителю. Этика ученого включает требование бескорыстного служения истине, терпи­мости к другим теориям и мнениям, недопустимости плагиата в любой форме или преднамеренного искажения результатов научных исследований. Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, забо­титься о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь. Свои требования содержит этика профессий журналиста, писателя, художника, этика работников телевидения, сферы обслуживания и т. д.

5 слайд

Описание слайда:

Таким образом, профессиональная этика - это прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной про­фессии. Д. П. Котов высказывает иное мнение, считая, что сле­дует различать понятия "профессиональная мораль (нравствен­ность)" и "профессиональная этика", понимая под последней лишь раздел этической науки. Профессиональная этика - это совокупность правил пове­дения определенной социальной группы, обеспечивающая нрав­ственный характер взаимоотношений, обусловленных или со­пряженных с профессиональной деятельностью, а также от­расль науки, изучающая специфику проявлений морали в раз­личных видах деятельности. Профессиональная этика распространяется на те социаль­ные группы, к которым предъявляются обычно наиболее высо­кие нравственные требования.

6 слайд

Описание слайда:

Особенности профессии юриста и их нравственное значение Юридическая этика обусловлена спецификой профессио­нальной деятельности юриста, особенностями его нравственно­го и социального положения. "Необходимость повышенных мо­ральных требований, а следовательно, и особой профессиональ­ной морали, как показывает исторический опыт, проявляется прежде всего во врачебной, юридической, педагогической, на­учной, журналистской и художественной деятельности, т. е. в тех сферах, которые непосредственно связаны с воспитанием и удовлетворением потребностей личности". Особенности профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя настолько своеобразны и так существенно затрагивают права и интересы людей, что требуют отдельной характеристики с точки зрения их влияния на нравственное содержание этой деятельности.

7 слайд

Описание слайда:

Деятельность судьи, следователя, прокурора носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные пол­номочия. Они наделяются этими полномочиями для защиты интересов общества, государства и его граждан от различных посягательств и в своем служебном общении с другими людьми представляют государственную власть. Закон в ряде случаев прямо определяет государственный характер принимаемых ими решений. Так, приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам выносятся именем государства. Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов и поддерживает государственное обвинение. Все постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми, кого они касаются. Действия и решения суда, прокурора, следователя затра­гивают коренные права и интересы граждан. Поэтому она должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторите­та государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства долга. Люди, решающие судьбы дру­гих, должны обладать развитым чувством ответственности за свои решения, действия и поступки.

8 слайд

Описание слайда:

Подробное и последовательное регулирование законом всей служебной деятельности судьи, следователя и прокурора явля­ется особенностью этой профессии, накладывающей глубокий отпечаток на ее нравственное содержание. Нет, пожалуй, другой такой отрасли профессиональной деятельности, которая столь детально была бы урегулирована законом, как процессуальная деятельность, осуществляемая судьей, прокурором или следователем. Их действия и решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону. Для профессиональной этики юриста характерна особо тесная связь правовых и мораль­ных норм, регулирующих его профессиональную деятельность. Реализуя правовое и нравственное требование справедливости, юрист опирается на закон. Подчеркивая неразрывное единство справедливости и законности, М. С. Строгович писал, что всякое решение, принимаемое органами государства, "должно быть законно и справедливо; более того, законным может быть только справедливое решение, несправедливость не может быть законной"

9 слайд

Описание слайда:

В этой формуле правильно определено соотношение пра­вового и нравственного в деятельности любого юриста. Всякое решение, всякое действие следователя, прокурора, судьи, если оно соответствует закону, его правильно понимаемой сущности, будет соответствовать нравственным нормам, на которых зиж­дется закон. Отступление от закона, обход его, искаженное, превратное толкование и применение по сути своей безнравственны. Они противоречат не только правовым нормам, но и нормам морали, профессиональной этики юриста. При этом без­нравственны не только сознательные нарушения закона, но и неправильные, противозаконные действия и решения, обусловленные нежеланием глубоко овладеть необходимыми знаниями, постоянно их совершенствовать, неряшливостью, неорганизованностью, отсутствием внутренней дисциплины и должного уважения к праву, его предписаниям. Таким образом, профессиональная этика юриста форми­руется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности право­вых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания.

10 слайд

Описание слайда:

Независимость и подчинение только закону образуют важ­нейший принцип деятельности органов юстиции, оказывающий существенное влияние и на ее нравственное содержание. В соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции и зако­ну. Органы прокуратуры в пределах их компетенции осущест­вляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организа­ций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Независимость и подчинение только закону предполагает строжайшее их соблюдение судьями, прокурорами, следовате­лями. Здесь к юристам всегда предъявлялись повышенные тре­бования. Выступая в глазах общества в роли блюстителей за­конности, они должны показывать образец неукоснительного ее соблюдения. Нарушения закона его защитниками подрывают веру в его незыблемость и авторитет.

11 слайд

Описание слайда:

Из принципа независимости и подчинения только закону вытекают важные требования нравственного характера. Судья, прокурор, следователь не вправе уступать местным влияниям, руководствоваться не требованиями закона, а указаниями, сове­тами, просьбами и т. д. отдельных лиц или учреждений, какими бы высокими правами те не обладали. Осуществляя свои функ­ции в интересах всего народа во имя исполнения его воли, выра­женной в законе, судья, прокурор, следователь руководствуются законом, своими нравственными принципами, своей совестью. Судья, прокурор, следователь несут личную ответствен­ность за законность или незаконность своих действий и реше­ний, их справедливость или несправедливость, пользу или вред, причиняемый ими, без права сослаться на чей-либо приказ, указание, распоряжение или совет. Они морально ответствен­ны как перед государством, обществом, другими людьми, так и перед своей совестью.

12 слайд

Описание слайда:

Особенностью профессиональной деятельности юриста яв­ляется гласность ее осуществления или результатов, контроль общественности, общественного мнения, оценка ими справедливости, нравственности или безнравственности деятельности профессиональных участников судопроизводства. Конституция устанавливает, что разбирательство дел во всех судах откры­тое. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом. Открытое разбирательство уголовных дел во всех судах - правило, а закрытое - редкое исключение. Приговоры же во всех случаях провозглашаются публично. Судьи выполняют свои обязанности по осуществлению правосудия в открытых судеб­ных заседаниях, публично, в присутствии граждан. Соблюде­ние ими нравственных норм или же отступления от них, спра­ведливость или несправедливость принимаемых решений кон­тролируются общественным мнением.

13 слайд

Описание слайда:

В гласном, открытом судебном процессе по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение перед судом. Он действует в этих случаях в присутствии публики, дающей нравственные оценки его позиции и поведению. Следователь ведет расследование в условиях неразглашения данных следствия. Но все, что собрано им по уголовному делу, становится затем достоянием гласного суда. Подсудимый, его защитник, потерпевший, свидетели, другие лица, вызванные в суд, нередко сообщают о том, как проводилось предварительное следствие, о том, насколько строго соблюдал следователь правовые и нравственные нормы.

14 слайд

Описание слайда:

Деятельность юриста осуществляется в сфере социальных и межличностных конфликтов. Например, при производстве по уголовным делам она ведется по поводу преступления в целях привлечения к ответственности виновного, восстановле­ния нарушенных преступлением прав. Деятельность суда - правосудие затрагивает интересы многих людей, нередко пря­мо противоположные. Судебная власть призвана справедливо решать разнообразные и сложные вопросы не только тогда, когда кто-либо нарушил уголовный закон и должен быть наказан, но и тогда, когда конфликтная ситуация возникает в любой другой сфере, регулируемой правом. Это и законность забастовки, и правомерность закрытия печатного издания, и законность акта исполнительной или командной власти, и споры об имуществе, и отсутствие согласия между родителями по поводу того, с кем остаются дети при разводе, и т. д. Люди, которым доверено в соответствии с законом разрешение социальных и межличностных конфликтов, несут повы­шенную нравственную ответственность за свои действия и решения. Нравственные проблемы всегда сопровождают людей юридической профессии. Из сказанного следует, что особенности профессии юриста обусловливают необходимость существования юридической этики.

15 слайд

Описание слайда:

Судебная этика, ее содержание и значение Осенью 1901 года известный юрист и общественный деятель А. Ф. Кони начал читать курс уголовного судопроизводст­ва в Александровском лицее. В 1902 году в "Журнале министерства юстиции" была опубликована его вступительная лекция "Нравственные начала в уголовном процессе" с подзаголовком "Общие черты судебной этики". Так в России было положено начало основательной разработке судебной этики и ее преподаванию, которое велось, как писал А. Ф. Кони в одном из писем, "под фирмою уголовного судопроизводства". Но уже в 1905 году Кони сообщал, что чтение курса не состоялось вследст­вие противодействия министра юстиции Муравьева и запрета министра внутренних дел и шефа жандармов Плеве. А. Ф. Кони по праву может быть назван отцом судебной этики в России. Он продолжал развивать и пропагандировать свои гуманные идеи в течение всей жизни.

16 слайд

Описание слайда:

В советский период юридическая этика длительное время не разрабатывалась. Ее последовательным и влиятельным про­тивником был Вышинский. Идейное "обоснование" ненужности и несостоятельности исследования нравственных особенностей юридической профессии состояло в том, что "этика в советском обществе едина, это социалистическая этика" (такой аргумент использовал, в частности, И. Т. Голяков в предисловии к книге "Адвокат в советском уголовном процессе", изданной в 1954 году). Однако в 70-е годы появились первые монографические работы по судебной этике. Сегодня необходимость основательного ис­следования проблем профессиональной юридической этики вряд ли может быть оспорена. В понимании содержания юридиче­ской этики, пределов ее действия и даже в терминологии есть немало дискуссионного.

17 слайд

Описание слайда:

Наряду с мнением, что юридическая этика представляет собой применение общих понятий о нравственности в сфере юридической деятельности, существует и мнение, что она ох­ватывает специфические нравственные нормы профессиональ­ной деятельности и внеслужебного поведения юристов. Пред­ставляется, что в основе решения этой проблемы должны учи­тываться некоторые принципиальные позиции. Все требования морали, присущей данному обществу, пол­ностью, без каких-либо изъятий распространяются на предста­вителей юридической профессии. Эти требования определяют все поведение юриста как в сфере служебной деятельности, так и в повседневной внеслужебной жизни. Судья, прокурор, следователь и вне выполнения должностных функций остают­ся судьей, прокурором, следователем. Принятый в 1993 году Кодекс чести судьи Российской Федерации вполне определен­но распространяет требования этики судьи и на его непрофес­сиональную деятельность.

18 слайд

Описание слайда:

Специфика профессиональной деятельности судьи, проку­рора, следователя, адвоката сопряжена с особыми нравствен­ными ситуациями, которые обычно не встречаются в деятель­ности представителей других профессий, но обычны в сфере судопроизводства. Например, судья не вправе ни в какой* фор­ме разглашать тайну совещания судей; адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление в услови­ях, когда подзащитный на суде лживо настаивает на своей не­виновности, не вправе выступить свидетелем против подсуди­мого и т. д. Следовательно, профессиональная этика юриста должна включать и специфические нравственные нормы, опре­деляющие поведение людей этой профессии в свойственных только для нее ситуациях. Специфические нравственные пра­вила, адресованные работникам юридической профессии, не мо­гут противоречить общим для всех принципам и нормам мора­ли. Они лишь дополняют и конкретизируют их применительно к условиям юридической деятельности.

19 слайд

Описание слайда:

К работникам юридической профессии предъявляются по­вышенные моральные требования, что объясняется особым до­верием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право. В литературе, посвященной проблемам этики работников юридической профессии, нет единства терминологии. Можно встретить следующие термины: этика представителей права, профессиональная этика юриста, юридическая этика, правовая этика, судебная этика. Ряд авторов пишут о следственной эти­ке, экспертной этике, адвокатской этике *.

20 слайд

Описание слайда:

Обычно под юридической этикой понимается как сам свод нравственных требований, которые распространяются на ра­ботников юридической профессии, так и соответствующая от­расль знания, наука, изучающая эти правила. В принципе, не может быть возражений и против конкретизации этических требований применительно к определенной юридической специальности в рамках единой правовой профессии (этика судьи, прокурора, следователя, адвоката). Таким образом, юридическая этика - это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучаю­щая специфику реализации требований морали в этой области.

21 слайд

Описание слайда:

Юридическую этику можно назвать нравственным кодексом юристов различных специальностей. В пределах единой юридической профессии существуют специальности: судья, прокурор, адвокат, следователь, юрисконсульт, арбитр, нотариус; сотрудники органов внутренних дел, сотрудники органов контрразведки, выполняющие правоприменительные функции; работники органов Министерства юстиции, судебные приставы, научные работники - правоведы, преподаватели правовых дисциплин и др. Юридическая этика - научная дисциплина, предмет кото­рой составляет проявление морали в правосудии и правоохранительной деятельности.

22 слайд

Описание слайда:

Судебная этика - совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их профессиональной деятельности и вне­служебного поведения, а также научная дисциплина, изучаю­щая специфику проявления требований морали в этой области. В то же время вполне правомерно говорить отдельно об этике судьи, о прокурорской этике, следственной этике, этике адвоката. Наряду с этим существует и этика арбитра, юрисконсульта, нотариуса и т. д. Правда, для ряда юридических специ­альностей научная разработка их нравственных принципов на­ходится лишь на начальной стадии, хотя они стихийно склады­ваются и соблюдаются на основании единых для всех нравст­венных норм.

23 слайд

Описание слайда:

Значение юридической этики состоит в том, что она придает нравственный характер деятельности по осуществлению правосудия, выполнению прокурорских функций, следственной работе, а также и другим видам деятельности, осуществляемой юристами-профессионалами. Нравственные нормы наполняют правосудие и юридическую деятельность в целом гуманистиче­ским содержанием. Юридическая этика, раскрывая и пропагандируя гуманные начала правоотношений, складывающихся в различных областях жизни, оказывает позитивное воздействие как на законодательство, так и на правоприменение. Юридическая этика способствует правильному формированию сознания, взглядов работников юридической профессии, ориентируя их на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации.

Содержание: 1) Введение 2) Дата и орган создания. 3) Цель создания Кодекса. 4) Правила поведения адвокатов. 5) Анализ первого раздела Кодекса 6) Анализ второго раздела Кодекса 7) Заключение 8) Список использованной литературы

Введение В данной презентации мы узнаем когда и для чего был принят Кодекс профессиональной этики адвокатов. Узнаем обязанности адвокатов. Рассмотрим содержание разделов Кодекса Профессиональной этики адвокатов.

Кодекс профессиональной этики адвоката был принят 31 января 2003 г. Всероссийским съездом адвокатов - высшим органом Федеральной палаты адвокатов в соответствии со подп. 2 ст. 36 Закона «Об адвокатской деятельности» . В настоящее время вышеназванный Кодекс действует в редакции от 5 апреля 2007 г.

Как указывается в преамбуле вышеназванного Кодекса, данный нормативный акт принимался на основе Закона «Об адвокатской деятельности» в целях поддержания профессиональной чести, развития традиций российской (присяжной) адвокатуры при одновременном осознании нравственной ответственности перед обществом, так как существование и деятельность адвокатского сообщества невозможны без соблюдения корпоративной дисциплины и профессиональной этики, заботы адвокатов о своих чести и достоинстве, а также об авторитете адвокатуры. Обязанность адвоката соблюдать Кодекс предусмотрена подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона «Об адвокатской деятельности» . Принимая присягу в соответствии со ст. 13 Закона, каждый адвокат лично обязуется в своей деятельности руководствоваться Кодексом профессиональной этики адвоката.

Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила его поведения при осуществлении адвокатской деятельности на основе нравственных критериев и традиций адвокатуры. Никакое положение Кодекса не должно толковаться как предписывающее или допускающее совершение деяний, противоречащих требованиям законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Адвокаты при всех обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их профессии. Необходимость соблюдения правил адвокатской профессии вытекает из факта присвоения статуса адвоката. В тех случаях, когда вопросы профессиональной этики адвоката не урегулированы законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре или настоящим Кодексом, адвокат обязан соблюдать сложившиеся в адвокатуре обычаи и традиции, соответствующие общим принципам нравственности в обществе.

Кодекс профессиональной этики адвоката состоит из двух разделов, объединяющих двадцать семь статей. Первый раздел содержит принципы и нормы профессионального поведения адвоката. Данный раздел состоит из 18 статей, представляющих собой свод тех правил, которые надлежит соблюдать адвокату.

Второй раздел указывает на процедурные основы дисциплинарного производства в случае привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности. В этом разделе объединено 9 статей, регулирующих порядок привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности.

Анализ статей первого раздела Кодекса позволяет выделить следующие аспекты деятельности адвоката с точки зрения норм этики и морали: - необходимость обязательного исполнения положений Кодекса (ст. 1, 2, 3 Кодекса); - указание на нравственные категории, неотъемлемые при реализации адвокатом своих полномочий. К таким категориям можно отнести честь и достоинство адвоката (ст. 4 Кодекса), соблюдение обычаев и традиций адвокатуры, общих принципов нравственности в обществе (ст. 4 Кодекса), понятие доверия и злоупотребления доверием (ст. 5 Кодекса), соблюдение профессиональной тайны (ст. 6 Кодекса); - указание на фактические принципы работы адвоката со своим доверителем (ст. 7, 8 Кодекса), а также на те действия, которые адвокат осуществлять не вправе и от которых он должен воздержаться (ст. 9, 15 Кодекса), необходимость уважения к суду, коллегам и сторонам по делу (ст. 12 Кодекса); - этическое регулирование деятельности адвоката в рамках его взаимодействия с лицом, в отношении которого ведется уголовное преследование (ст. 13 Кодекса); - назначение адвокату вознаграждения за оказанные услуги (ст. 16 Кодекса); - открытость сведений об адвокате (ст. 17 Кодекса); - понятие мер дисциплинарного воздействия и правил их применения в отношении адвоката, нарушившего положения Кодекса (ст. 18 Кодекса).

Анализ статей второго раздела позволяет выделить следующие положения: - поводы для возбуждения дисциплинарного производства (ст. 20 Кодекса); - возбуждение дисциплинарного производства (ст. 21 Кодекса); - порядок рассмотрения жалоб, представлений, сообщений о ненадлежащем поведении адвоката (ст. 19, 22, 23, 24, 25, 26 Кодекса). В заключительной статье Кодекса указывается на порядок вступления его в силу, а также порядок вступления в силу изменений и дополнений, принимаемых к рассмотренному выше Кодексу.

Заключение В данной презентации мы узнали когда и для чего был принят Кодекс профессиональной этики адвокатов. Узнали обязанности адвокатов. Рассмотрим содержание разделов Кодекса Профессиональной этики адвокатов.

Список использованной литературы: 1) Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» 2) «Кодекс профессиональной этики адвоката»

Каждый вид профессиональной деятельности имеет свои этические нормы и принципы, в соответствии с
которыми люди, выполняющие одинаковые или близкие по своей сущности профессиональные функции,
объединяются в определенные социальные группы для достижения целей: вырабатывают специфические
традиции, поддерживают репутацию и корпоративные интересы своей группы.
Профессиональная этика - это, прежде всего, «специфический нравственный кодекс людей определенной
профессии».
Профессия таких представителей власти, как прокурора, следователя, судьи носит государственный характер,
поэтому их деятельность должна соответствовать моральным нормам. Особенно судьи должны иметь такое
качество как чувство долга, ответственности, справедливости, ведь их профессиональная деятельность до
мельчайших деталей урегулирована законом. Независимость и подчинение только закону предполагает
строжайшее его соблюдение.
Деятельность суда затрагивает интересы многих людей в сфере решения их социальных и межличностных
конфликтов, поэтому проблемы нравственности всегда сопровождают работников юридической профессии.

Этика судьи – вид профессиональной этики юриста; характеризует
совокупность этических требований, предъявляемых обществом к этой
профессии, и, соответственно, самим профессиональным сообществом к
своим членам; специфические нормы и принципы, регулирующие поведение
судьи во всех сферах его жизни и деятельности.
Этика судьи важная составляющая, вне которой не может
быть реализована сама судебная деятельность, поскольку ее
основу образует сложившаяся на данный момент и до
некоторой степени устоявшаяся система правовых и
нравственных требований. Особенность этики судьи состоит
в том, что нормы и принципы, ее образующие,
общеобязательны к исполнению для всех судей – от
Верховного Суда РФ до мировых судей. Исполнение этих
требований сохраняет значимость и для судей, находящихся
в отставке.

Профессия судьи является одной из наиболее
сложных юридических профессий. В
деятельности судьи реализуется значительное
количество специальных качеств и навыков
личности, которые, будучи приведены в систему,
органически входят в структуру личности судьи и
определяют его творческий потенциал и
индивидуальный стиль деятельности. Поэтому
главным в судейской этике является личность
судьи. Как бы совершенны не были нормативные
требования, предъявляемые к судье, и моральноэтические, нравственные рамки поведения,
предписываемые судье Кодексом чести судьи РФ,
они могут не приобрести значения и не
наполнится необходимой силой воздействия в
руках неподготовленного, грубого,
недобросовестного судьи.

Высказывая свое мнение в акте судебной власти, судья не должен
допускать сомнения, колебания судьи неуместны. Относится это к
этической стороне деятельности судьи или это процессуальная
необходимость, безусловно продиктованная законом? Здесь
сливаются воедино и аспект судейской этики и процессуальная
нормативность в исполнении акта судебной власти. Вот насколько
тонко переливаются друг в друга профессиональность судьи и
судейская этика. Профессиональное дилетантство легко может
перейти в безнравственность, а безнравственность может повлечь
постановление неправосудного судебного акта.

В профессиональной судейской этики существенную роль играют документы, в
разные годы принимавшиеся международными организациями, членство в которых
имеет и Россия. К их числу относятся такие документы, как:
–Европейская хартия о законе "О статусе судей"
– Бангалорские принципы поведения судей
– Европейская хартия о законе "О статусе судей"
Значение перечисленных международных документов
состоит в том, что они содержат этические стандарты
судейской деятельности, что находит формальноюридическое отражение в законодательстве, а главным
образом – в кодексах судейской этики.

1. Судья в судебном заседании должен говорить, как можно,
меньше, не читать нравоучений, не шутить, не проводить
сравнений, уметь слушать и своевременно задавать вопросы,
выясняя необходимые детали для рассмотрения дела по
существу. Вопросы не должны быть наводящими,
подсказывающими.
2. Судья не должен высказывать своих оценок, критических
замечаний при исследовании обстоятельств гражданского дела
или причин и условий совершения преступления при
рассмотрении уголовного дела. Судья должен свои оценки, свое
мнение выражать в процессуальных документах: определении,
частном определении, решении, приговоре.
3. Судья должен быть беспристрастным, не допускать
влияния на свою профессиональную деятельность со
стороны кого бы то ни было, в том числе родственников,
друзей, знакомых, быть свободным от приверженности
одной из сторон, от влияния общественного мнения, от

Кодекс судейской этики требует от судьи быть терпимым, вежливым,
тактичным и уважительным в отношении участников судебного
разбирательства, требовать аналогичного поведения от всех лиц,
участвующих в судопроизводстве.
Внешнее проявление отношения к окружающим, форма его выражения
и составляет сущность судебного этикета. Дело не только в
соблюдении ритуала, правил поведения, обусловленных судебной
процедурой, но, в значительной мере, и в характере отношений и
форме общения участников процесса. Манера ведения диалога,
дискуссий отражает уровень культуры не только сторон, но и
председательствующего судьи, который управляет судебной
процедурой.
Обязанность суда в гражданском состязательном процессе - не только
создать условия для осуществления процессуальных прав сторон, иных
лиц, участвующих в деле, но и полно установить обстоятельства,
необходимые для принятия обоснованного решения.
Иначе говоря, судья в любой жизненной ситуации должен находить такое
решение вопроса, проблемы, конфликтной ситуации, которое позволит
сохранить личное достоинство, не уронить своей чести, не причинить ущерба
судейской репутации и не понизит авторитета судебной власти.

Итак, этика судьи – это прежде всего система нравственных
установлений, основу которых составляют этические принципы.
Наличие принципов, отражающих в своем содержании саму идею
правосудия, делает возможным формулирование конкретных
требований, обращенных к личности и поведению судьи. Ее структура
условно может быть подразделена на нравственные качества и свойства,
которыми должен обладать судья; этические принципы, нормы и
правила, регулирующие различные аспекты его поведения в сфере
профессиональной и внеслужебной деятельности. Также следует особо
выделить блок проблем, связанных с тем, как и насколько полно
реализуются эти нормы в поступках и поведении конкретных судей.
Отдельная тема – это наличие эффективного механизма контроля за
поведением и применения мер дисциплинарного воздействия.