Презентация к уроку "деревянное зодчество руси". Презентация "русское деревянное зодчество" презентация к уроку по истории на тему Презентация на тему деревянное зодчество


Поселение.
Свои поселения древние славяне строили по берегам рек и огораживали их частоколом. Состояли первые поселения из 3-5 домов. На севере поселения были землянки или полуземлянки, на юге избы.

Издревле главными строительными материалами для русских зодчих были дерево и глина, благо что и того и другого было в избытке. Именно деревянная архитектура стала основой особенного стиля русского средневекового зодчества. Жилища Древней Руси, при изобилии лесу, были сплошь деревянные, начиная от хижины бедного селянина до палат княжеских.

Землянка и полуземлянка.
Уже в глубокой древности человек стремиться построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды и соорудить очаг. У славян издавна были распространены земляные и полуземляные жилища.

Стены в них были из дерева. Их выкладывали по бокам земляной ямы. Пол делали из глины. Вход с земляными ступенями всегда с южной стороны. Крыша двускатная. Ее делали из теса, на который накладывали солому и толстый слой земли. Толстым слоем земли присыпали стены. Земля сохраняла в доме тепло и оберегала от пожаров. Землянка была без окон, а дым от печи выходил через дверь.

Изба.
Основой русского жилья послужил бревенчатый квадратный сруб, или так называемая "клеть"; а когда эта клеть снабжалась очагом или печью, то называлась "истопка" или "изба".Состояла она из 1 утепленной комнаты и сеней. Изба имела одну дверь и маленькое оконце(20 на 40см), которое закрывалось дощечкой. Оно служило для проветривания. Крыши 1-ых наземных жилищ были крыты соломой.

Очаг.
Главное место в доме занимала печь, потому что она давала тепло и использовалась для приготовления пищи. Ее ставили в углу справа или слева от входа. Рядом с печью находилось рабочее место хозяйки.

Каждый хозяин украшал свое жилище, делал ажурные ставни, наличники, крыльцо, на крыше помещал резного конька. Все эти украшения охраняли жилище от злых духов.

Разумеется, чем зажиточнее был хозяин, тем просторнее его двор и сложнее его хоромы; они заключали по нескольку сеней, клетей и теремов. Отличительной принадлежностью княжих хором служили просторные сени или столовая комната, в которой князья проводили время с своей дружиной в совете и пирах;

были особые клети для пребывания очередных гридей, или дружинников, охранявших князя; такие клети назывались "гридницей".

Княжеский терем.
Терема княжеские украшались резными карнизами, расписывались внутри и снаружи разноцветными красками. Наверху вдоль кнеса, по-видимому, шел гребень, расписанный разными узорами с позолотой; а может быть, позолотой украшался потолок; по крайней мере название терема "златоверхим" встречается и в народных песнях, и в "Слове о полку Игореве".

Терем(от греч. кров, жилище) верхний жилой ярус древнерусских хором или палат, сооружавшийся над горницей, или отдельно стоящая высокая жилая постройка на подклете. К терему всегда применялся эпитет «высокий». В былинах и сказках в высоких теремах жили русские красавицы.

В старину терем, возвышавшийся над домом, было принято богато украшать. Крышу иногда покрывали настоящей позолотой. Отсюда и название златоверхий терем. Вокруг теремов устраивали гульбища - парапеты и балконы, огороженные перилами или решетками

Горница располагалась над подклетью и под теремом. Первые упоминания горницы или горенки встречается в письменных источниках, которые датируются, примерно, 1162 годом. И само слово происходит от «горний», т.е. высокий. Фундаментальным отличием горницы от избы – красное окно. Есть такое окно – мы находимся в горнице. Нет такого окна – это изба. Помещение горницы делилось перегородками (стенами) на каморы и чуланы

Ещё одно интересное сооружение – светлица. Светлица – это улучшенная горница. Их улучшали красными окнами. В этом помещении было много света, отсюда и название – светлица. В светлице окна прорубались не менее чем в трех стенах (в горнице – в 1-2). Светлицы, традиционно, устраивали на женской половине дома и предназначались для рукоделия.

Спускаемся ниже и попадаем из горницы в подклеть. Подклети использовались для хозяйственных нужд, как складские помещения (погреба) и для проживания прислуги. Соответственно, подклети были жилыми (с печами и волоковыми окнами) и нежилые (холодные, без окон и, часто, без дверей (погреба)).

Cлайд 1

Зодчество Зодчество - это отрасль строительного искусства, занимающаяся художественной отделкой и возведением зданий в соответствии с законами красоты.

Cлайд 2

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ В ЛАДОГЕ. Георгиевская церковь – один из самых известных храмов до монгольского периода. Храм кубический в объеме, массивный в основании, с тремя полукруглыми апсидами. Шлемовидный купол увенчивает световой барабан с восьмью окнами. Высота церкви 15 метров. Фасады с полукружиями закомар и щелевидными окнами (по четыре на северной и южной стенах) расчленены лопатками в строгом соответствии с внутренним устройством храма. Арочный поясок барабана украшают зубцы фигурного кирпича. Существует вполне правдоподобная легенда о пребывании на хорах двадцатилетнего князя Александра Ярославича перед битвой на Неве в 1240 году. «Ладожская невеста» - так называют церковь Георгия ладожане за ее удивительно светлый, стройный вид.

Cлайд 3

ЦЕРКОВЬ СПАСА НА НЕРЕДИЦЕ ПОД НОВГОРОДОМ. История Построена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. На Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий, или Спас на Городище мужской монастырь (приписанный к Юрьеву монастырю). В период Великой Отечественной войны церковь находилась в районе активных боевых действий, и на протяжении 1941-1943 годов непрерывно обстреливалась артиллерией. В результате от церкви сохранилась только восточная часть: апсиды и небольшие куски северной и южной стены. Практически все росписи были утрачены. Церковь восстановлена в 1956-1958 годах. В 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Среди прочих многочисленных находок, за изъятой подсыпкой под пол были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 года.

Cлайд 4

Cлайд 5

УСПЕНСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ. От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. Вновь собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным (1408). От росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма. Рядом с собором в 1810 году была сооружена стройная колокольня. Колокольня представляет собой четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золоченым шпилем.

Cлайд 6

Боголюбово - бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского (правил с 1157 по 1174). Боголюбово было основано в 1158 по распоряжению князя Андрея в это месте, так как Нерль связывала бассейн Оки с бассейном верхней Волги. Основание Боголюбова связывалось духовенством с легендой о явлении Богоматери князю Андрею: когда князь Андрей вез икону Божией Матери из Владимира в Ростов, в 10 км до Владимира лошади встали, и никакими способами не получалось заставить их идти дальше. На этом месте и заночевали. В ту ночь и произошло явление Божией Матери, а на этом самом месте был основан монастырь. Боголюбово - бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

ДМИТРОВСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ. Дми триевский собор города Владимира (Дмитровский) - придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. Построен в 1194-1197 гг.; по летописным данным, обнаруженным в 1990-е годы.

Слайд 2

На большей территории Древней Руси именно из дерева, как из наиболее доступного строительного материала, были выработаны многие архитектурные формы еще до появления каменных построек. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Это и предопределило главенствующую роль дерева как строительного материала, легко обрабатываемого и доступного самым широким слоям населения Руси.

Слайд 3

Памятники деревянного зодчества - весьма хрупкая часть историко-культурного наследия. Расцвет их приходится на XVII-XVIII вв. и их можно, вероятно, отнести к своеобразному «русскому барокко». Десятки музеев деревянного зодчества возникли на территории Российской Федерации. Эволюция деревянных построек великолепно прослеживается в крупных музеях деревянного зодчества под открытым небом, прежде всего в Кижах и Малых Корелах, где представлены десятки разнообразных сооружений.

Слайд 4

Слайд 5

  • В лесной зоне Европейской территории России осталось множество заброшенных храмов, часовен, колоколен, да и за Уралом, в Сибири, сохранились уникальные объекты деревянного зодчества. Долгое время трудности пути закрывали к ним доступ, позволяя им медленно стареть и дряхлеть.
  • Но не только время разрушало памятники деревянного зодчества, но и удары молний поджигали горделиво возвышающиеся над окружающим ландшафтом колокольни, огромные избы со взвозами. Беззащитны были они и от бродяг, находивших временный приют под их крышами, а позже, и от туристов, забывших погасить костер.
  • Слайд 6

    Вознесенская церковь. Село Кушерка. Архангельская область. 1669 г.

    Слайд 7

    ТИПЫ ХРАМОВ РУССКОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА 17 века

    • Типы храмов
    • КЛЕТСКИЕ храмы, представляющие собой прямоугольный сруб (клеть), покрытый двусторонней кровлей, увенчанной маковкой с крестом
    • ШАТРОВЫЕ храмы, основу конструкций которых составляли восьмерик на крестообразном основании или четверик, покрытый шатром
    • ЯРУСНЫЕ храмы – особый тип высотной композиции, представляющий собой нарастание уменьшающихся четвериков и восьмериков
    • МНОГОГЛАВЫЕ храмы, состоящие из двух и более глав
  • Слайд 8

    Клетские церкви и часовни

    Лазаревская церковь Муромского монастыря-самый древний из всех сохранившихся до наших дней памятников русского деревянного зодчества. Построена она шестьсот лет назад, в конце XIV века, и относится к простейшему типу клетских церквей, существовавших на Руси с незапамятных времен вплоть до начала XIX века. Размеры 9х3,5 м.

    Слайд 9

    Спасо-Преображенская церковь села Спас-Вежи

    Двухскатная с высоким, крутым подъемом – «клинчатая» крыша

    Слайд 10

    Шатровые храмы

    В русском деревянном зодчестве шатёр является распространённой, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей. Так как с древнейших времен деревянное строительство на Руси было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева. Типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола - необходимого элемента храма византийского типа. Вероятно, именно техническими трудностями вызвана замена в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями.

  • Слайд 11

    • Воскресенская церковь
    • село Потакино
    • (Музей деревянного зодчества в Суздале).
    • 1776 год.
  • Слайд 12

    Ярусные церкви

    • Ярусные деревянные церкви появились в конце XVII в.
    • Их основа – 4-угольный сруб, на котором крепится сложная конструкция, увенчанная одной или несколькими главами. Таких церквей сохранилось немного.
    • Церковь Иоанна Богослова в селе Богослов Ярославской области
  • Слайд 13

    • Деревянная церковь Иоанна Предтечи Богослова
    • в Широкове. 1697 г.
  • Слайд 14

    Кубоватые церкви

    • Такие храмы строились с середины XVII до конца XVIII века, район их постройки ограничивался Поонежьем и поморским побережьем Белого моря. Куб представляет собой трехсоставную фигуру: квадратный четырехгранный пояс, на который снизу и сверху поставлены две четырехгранные пирамиды, при этом верхняя пирамида всегда выше нижней.
    • Вознесенская церковь.
    • Село Кушерка.
    • Архангельская область. 1669 г.
  • Слайд 15

    Многоглавые храмы

    • Многоглавые храмы являются лебединой песней древнерусского деревянного зодчества.
    • Многоглавие использовалось еще в XVII в., как прием организации верха и приобрело каноническое воплощение в виде девятиглавия, символизирующие девять чинов ангельских или девять чинов святых угодников.
    • Девятиглавие реализовывалось следующим образом: четыре главы ставились по углам четверика, пятиглавие на крещатой бочке или кубе, завершавшем храм.
    • Преображенская церковь.
    • Погост Кижи. Карелия. 1714 г.
  • МОУ «СОШ с. Синенькие»

    Деревянное зодчество Руси

    Учитель истории

    Ильиных Александр Сергеевич


    ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

    КАК СТРОИТЕЛЬ ДЕРЕВО ВЫБИРАЛ

    СРУБ ДЕРЕВЯННЫЙ

    КАК КРЫШУ УСТРАИВАЛИ

    ДЕРЕВЯННАЯ ИЗБА

    ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО

    ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ

    ХОРОМЫ И ДВОРЦЫ

    ОХОТНИЧЬИ ИЗБУШКИ И ЛАБАЗЫ

    МЕЛЬНИЦЫ

    МОСТЫ

    КРЕПОСТНОЕ ЗОДЧЕСТВО

    СЕЛО

    ПОГОСТ

    КРЕПОСТИ-ГОРОДА

    МОНАСТЫРСКИЕ ПОДВОРЬЯ

    ЦЕРКОВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

    ЧАСОВНИ

    КЛЕТСКИЕ ХРАМЫ

    ХРАМЫ ШАТРОВЫЕ

    ЦЕРКВИ ЯРУСНЫЕ

    КУБОВАТЫЕ ХРАМЫ

    МНОГОГЛАВЫЕ ХРАМЫ

    КОЛОКОЛЬНИ ИЗВОННИЦЫ

    НЕБО

    ДЕТСКИЕ РИСУНКИ


    Именно в деревянной архитектуре

    русские зодчие выработали

    разумное сочетание красоты и пользы

    К АК СТРОИТЕЛЬ ДЕРЕВО ВЫБИРАЛ

    Дерево – его толщина – стала естественной единицей измерения всех размеров постройки, своеобразным модулем.

    Загодя высматривали сосну и делали топором затесы – снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз. Затем на пять лет оставляли сосну стоять. Она густо выделяла смолу, пропитывала ею ствол и только потом по стылой осени рубили сосну.


    С РУБ ДЕРЕВЯННЫЙ

    Основу деревянной постройки составлял «сруб» - это скрепленные между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли « венцом». По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Бревна скрепляли «в лапу» или «в обло».

    Миниатюра из летописи ХVI века


    К АК КРЫШУ УСТРАИВАЛИ

    Кровлю устраивали безгвоздевую. Для этого завершения двух торцевых стен делали из уменьшающихся обрубков бревен. На них ступеньками клали длинные продольные жерди – «слеги» . Самым же дорогим покрытием считался «тес» (доски).

    Схема устройства кровли:

    1 - желоб 2 - охлупень 3 - стамик 4 - слега 5 - огниво 6 - князевая слега (" кнес") 7 - повальная слега 8 - самец 9 - повал 10 - причелина 11 - курица 12 - пропуск 13 - бык 14 - гнет


    ДЕРЕВЯННАЯ ИЗБА

    Изба была трехчастной: отапливаемая жилая и холодная (летняя) горницы разделялись сенями, к которым вел всход-крыльцо. Малосостоятельные люди ставили поземные избицы, зажиточные - хоромы на подклетах с мшенниками и повалушами над сенями.

    А.Архипов «Деревня»


    Дом Яковлева из д. Клещейла в музее "Кижи".

    Изба Шпикарева из д.Частово

    Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался "кошель”. Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы "Г", то его называли "глаголь" . Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это "брус" .

    Малые Корелы


    Горницы освещались центральным "красным" и двумя симметрично расположенными волоковыми окнами. Красные окна прорубались в 3 - 5 бревнах и закрывались слюдяными оконницами, волоковые - лишь в двух соседних бревнах и прикрывались скользящими в пазах досками (заставнями).

    Избицы топились "по-черному". Дым очагов из горницы после протопки выпускался через притолочное отверстие под кровлю, а далее - через деревянный дымник. В 17 в. в избах ставились обычно кирпичные печи с гончарными дымоходами, в жилых горницах печи нередко обкладывались изразцами.

    Оконная решетка курной избы д.Горка


    Особого внимания заслуживает декоративное убранство деревянных построек. «Лицом» избы служило крыльцо-всход, поэтому его столбы-опоры украшались порезками, завершались усложненными в формах кровлями. Также резьбой украшались концы кровельного теса, столбы-опоры, конструктивные элементы кровли, причелины и полотенца. Применение резных наличников – явление сравнительно позднее. Сочетание резьбы и поверхности бревенчатых стен придавало зданию живописный облик.

    Жилой дом в Каргополье


    ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО

    Русская изба была либо "четырехстенкой" /простая клеть/, либо "пятистенкой" /клеть, перегороженная внутри стеной - "перерубом" /. При строительстве избы к основному объему клети пристраивались подсобные помещения / "крыльцо", "сени", "двор", "мост" между избой и двором и т.д./. В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу.


    ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ

    Наличие таких хозяйственных построек, как амбар, житница, сарай, баня, погреб, хлев, гумно, мшанник и др. зависело от уровня развития хозяйства. В понятие “крестьянский двор” включались не только строения, но и участок земли, на котором они располагались, включая огород, гуменник и т.п.


    Шедевром деревянного хоромного зодчества был дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. В нем насчитывали 270 комнат и 3000 окон и оконцев. И снаружи, и изнутри дворец богато украсили резьбой и рисунками. Резными работами здесь руководил монах Арсений - крупный мастер, только что закончивший убранство Нового Иерусалима под Москвой. С собой с берегов Истры он привел и свою артель резчиков. А живописными работами руководил известный иконописец Симон Ушаков.

    ХОРОМЫ И ДВОРЦЫ

    Деревянные хоромы и дворцы, принадлежа "лучшим" людям, должны были средствами архитектуры передать значимость и богатство их владельцев. А так как значимой частью здания было его завершение, то особо старались зодчие о разнообразии верхов. До наших дней не дошло ни одного образца таких хором. Остались лишь описания .


    ОХОТНИЧЬИ ИЗБУШКИ И ЛАБАЗЫ

    Отголоском самой глубокой древности до сих пор стоят в северных лесах "охотничьи лабазы". Это маленькие срубики, поставленные на один или два столба /часто просто на срубленный ствол дерева/. Такие лабазы до сих пор служат охотникам для сохранения продуктов и добычи. Однако считается, что первоначально их применяли для захоронения /сравните лабаз с образом "избушки на курьих ножках" /.

    Лабаз на р. Кате Иркутской обл.

    Этнографический музей Торум-Маа

    Деревня Полмак


    МЕЛЬНИЦЫ

    Очень интересными сооружениями были деревянные ветряные мельницы. В основном они были двух типов: столбовки и шатровки.

    Более древние и традиционные столбовки названы так потому, что все здание мельницы поворачивается к ветру вокруг столба-опоры. У шатровок вращается только верхняя часть, где установлен вал с крыльями.

    Витославлицы.

    Мельница из д. Ладощино

    Ветрянная мельница на Большом Климецком острове 1598 год

    Малые Корелы.

    Мельница из д.Азаполье

    Ветрянная мельница из д . Волкоостров в музе е «Кижи»


    Эти сооружения поражают сочетанием конструктивной логики и красоты. Деревянные мосты опирались на ряжи – срубы (режи-клетки), заполненные внутри валунами. Известны многопролетные мосты длиной свыше 120 метров. На некоторых северных реках подобные мосты функционируют до сих пор. Подобные мосты были не только конструктивно надежными инженерными сооружениями, но и художественно выразительными. Устои, постоянно находящиеся в воде, рубились из долго не гнивших дуба, вяза и ольхи, бревна дополнительно просмаливались и с концов оковывались железными обручами.

    МОСТЫ

    Мост через реку Кену Архангельской области

    Мост в Измайловском

    Один из мостов на реке Кене


    СЕЛО

    Села строились чаще всего на берегах рек, озер. И потому избы в них ставились в один ряд - лицами на улицу, а дворами к реке. "На задах" села "стайкой" стояли амбары, а около самой воды бани (чтобы воду далеко не таскать). Строились мельницы.

    Дополнялся такой

    cельский ансамбль резными срубами колодцев, богатыми крыльцами изб, прихотливыми изгородями,да одинокими обетными крестами у дороги,

    обещанными богу за победу

    или исцеление, либо

    поставленными в местах,

    где кто-то внезапно помер

    без покаяния.

    Водяная мельница в музее близ Торжка

    Крест на острове Соловецкий


    ПОГОСТ

    Погостом же в разные времена называли разное. Это и отдельно стоящая на церковной земле церковь с домами священника и притча, с кладбищем; это и само кладбище с церковью; это и сельский приход в несколько деревень. А на Севере так называли и заезжий постоялый двор, и селение лопарей. Но ранее всего, еще на Древней Руси - "жилое подворье князя и его свиты во время сбора налогов".

    Ограда погоста

    Б.Щербаков «Кижи. Утро»

    А.Васнецов «Троице-Сергиева лавра»


    КРЕПОСТИ-ГОРОДА

    Деревянные укрепления возводили на земляных валах, высота которых достигала 16 метров. Чтобы валы не разрушались, их укрепляли деревянным каркасом. Затем строили соединенную каркасом стену. Поначалу это был тын, который состоял из врытых вплотную друг к другу мощных заостренных бревен. Позднее стали строить стену из стоящих рядом деревянных срубов. Стены рубились городнями (отдельными срубами) или тарасами (двумя параллельными стенами с перерубами), завершались боевыми ходами с навесными бойницами и внешней стенкой (заборалом), крытой двухскатной кровлей.

    А.Васнецов «Основание Москвы Юрием Долгоруким»

    А.Васнецов «Кремль при Иване Калите»

    А.Васнецов «У стен деревянного города»


    Пространство внутри срубов заполняли землей и камнями или использовали для складов. Иногда здесь устраивали жилье для служилых людей. В стене прорубали маленькие окна–бойницы. С внутренней стороны делали некий «балкон», и получался еще один ярус для обстрела врага. Наверху устраивался помост – «боевой ход». Он выступал над стеной так, чтобы удобнее было обстреливать подступившего вплотную к стене врага и лить на нападающих горячую смолу. Для защиты от стрел и копий над боевым ходом делали навес.

    Так как срубы – звенья крепостной стены – назывались «городни», то и огороженное поселение стало называться «городом». "Срубить город" означало обнести место стеной. А артели, занимавшиеся строительством стен, назывались "градниками" или "огородниками" (отсюда "горожанин", "гражданин").

    Остатки якутского острога в начале ХХ века

    А.Васнецов «Строительство деревянных стен Кремля ХII век»


    Часто башня имела каменное основание с мощными тесовыми воротами. К ним вел перекинутый через глубокий ров деревянный мостик. Который при приближении врага поднимался. Башня завершалась островерхой деревянной крышей – шатром. Ее венчал тонкой роботы металлический ажурный флажок – прапорец, или флюгер.

    Первые башни - сторожевые, дозорные - стояли внутри крепостей. Потом их начали ставить у въезда в город, так как ворота – самое уязвимое место крепости. Позднее башни появились на углах и других участках стен. На верхнем этаже башен располагались помещения для отдыха часовых. Нижние использовались под склады или для жилья. Иногда в башнях устраивали часовни.


    МОНАСТЫРСКИЕ ПОДВОРЬЯ

    Монастыри на Руси появились вместе с христианством. Уже в XI - XII веках их было около семидесяти. К концу XIV века монастыри начинают отрываться от городов и строиться в лесах и пустынях. Вообще же к концу XVII века на Руси было известно более восьмисот монастырей. Укрепления монастырей сооружались также как укрепления городов. Строители-монахи своими силами возводили монастырские постройки. И каждый монастырь, "если смотреть на него издали, представляется чем-то вроде маленького города".

    Храмовый комплекс села Чекуево.

    Фрагмент иконы Александра Ошевенского второй половины XVII в. Иконописные изображения являются единственным известным свидетельством об архитектуре деревянных монастырских построек.


    ЧАСОВНИ

    Часовни сохранились до наших дней в достаточно большом количестве. В основном это постройки XVIII и XIX веков. Часовни отличаются от церквей меньшими размерами, несколько упрощенной архитектурой, отсутствием алтарного прируба.

    Наибольшее распространение имели клетские часовни. Простейшие из них представляют собой небольшой сруб, покрытый на два ската с крестом или главкой на коньке. Такой объем мог быть дополнен сенями и галереей. Часовни с шатровыми завершениями строились сравнительно реже, и сохранилось их мало.

    Деревянная часовня г. Великий Новгород

    Витославлицы.Часовня д.Малышево

    Витославлицы.Часовняиз д.Кашира


    ХРАМЫ КЛЕТСКИЕ

    И дом, и храм строили одинаково – и то, и другое – дом (человека и Бога).

    Клетские церкви состоят из основного прямоугольного объема, к которому с востока примыкает меньший по размерам алтарь. С запада могли быть притвор в виде симметричного алтарю прируба или трапезная, размерами часто превышавшая основное помещение. Живописным и довольно редким было покрытие клетских церквей в виде бочки.

    Успенская церковь из д. Никулино. Новгородчина

    Воскрешения Лазаря. Карелия


    ХРАМЫ ШАТРОВЫЕ

    Шатровая форма покрытия в русском деревянном зодчестве очень древняя. Ц еркви с шатровыми завершениями могли иметь различные формы планов. Один из древнейших типов в основе своей имел восьмиугольный сруб (восьмерик) с двумя или четырьмя симметричными прирубами . Центрическая композиция с четырьмя прирубами называлась "о двадцати стенах".

    Известно несколько шатровых храмов, которые в основании имели сруб в форме равноконечного креста. С начала XVII века широкое распространение получили шатровые храмы типа восьмерик на четверике. В середине XVII века в результате церковных реформ шатровые храмы были объявлены неканоничными, и строительство их было официально запрещено.

    Рождественский храм.

    Каргополь.

    Выпуклый шатер

    Успенская церковь из Александро-Куштского монастыря


    ЦЕРКВИ ЯРУСНЫЕ

    Основные объемы ярусных церквей состоят из нескольких поставленных друг на друга убывающих по высоте срубов, которые могли быть квадратными, восьмиугольными или крещатыми в плане. Количество ярусов колеблется от двух до четырех. Из этих различий складываются несколько вариантов объемно-пространственных решений.

    Храм Рождества Иоанна Предтечи.Ширков погост.Тверская область

    Тихвинская церковь. XVIII век. Торжок. Тверская область

    Преображенская церковь из с. Козлятьево Кольчугинского района (1756 г.) Суздаль


    КУБОВАТЫЕ ХРАМЫ

    Церкви с кубоватым завершением строились во второй половине XVII и XVIII веках. Распространение их ограничивается бассейном реки Онеги и Поморским берегом Белого моря.

    Основанием таких церквей служит высокий четверик. Кубоватый верх представляет собой квадратный в плане объем, по силуэту напоминающий крупную луковицу с одной или чаще пятью главами. Эта форма не так величественна и лаконична, как шатер, но пластична и нарядна.

    Владимирская церковь в селе Подпорожье Архангельская обл.

    Вознесенская церковь. Малые Корелы

    Ильинская Водлозерская пустынь


    МНОГОГЛАВЫЕ ХРАМЫ

    Кижи

    Так была ли деревянная новгородская София или нет? На вопрос «была ли?» скорее можно ответить положительно. Вряд ли разные новгородские летописи будут повторять это известие как легенду, правда в несколько измененном виде, место тоже указано, хотя и не совсем точно.

    Стремление к нарядности и усложнению форм нашло блестящее выражение в многоглавых храмах Прионежья начала XVIII века. Самые выдающиеся образцы прионежских многоглавых церквей построены на восьмигранном с четырьмя прирубами основании


    КОЛОКОЛЬНИ И ЗВОННИЦЫ

    Как отдельно стоящие сооружения, колокольни в русском деревянном зодчестве явление относительно позднее. Появление подобных построек относится к XV-XVI векам. Это связано с массовым распространением колоколов. Для наборов колоколов возле храмов и в монастырях рубились четвериком или восьмериком от основания высотные шатровые колокольни. Прообразом колоколен, вероятно, были отдельно стоящие сторожевые башни - вежи.

    Колокольня 1793 г. в с.Турчасово. Структура основания повторяет тип шатровой церкви, устройство высокого четверика, связано с использованием кокошников.


    Небо» – так называется деревянный расписной потолок в деревянных храмах Русского Севера.

    «Небеса» появляются в деревянных храмах Севера в XVII веке. «Небо» – деревянная конструкция потолочного перекрытия, имеющая плоскую форму или форму пологой усеченной пирамиды. Она несет две функции – конструктивную (дополнительный каркас жесткости внутри храма), и декоративную (сюжетная роспись внутреннего храмового завершения). От центрального кольца радиально расходятся балки-тябла – это каркас «неба». Грани-сегменты заполнялись гладкими досками и покрывались росписью. В часовнях количество граней потолка было разным: 8, 12, 14, 15, 16.

    НЕБО

    Схема конструкции взята из книги В.Орфинский. В мире сказочной реальности. "Карелия" 1972