Значение символов в логотипах. Тайные знаки: что скрывают известные бренды? Нарисованный от руки


Для каждой крупной компании очень важно, чтобы ее логотип не только легко узнавали во всем мире. Еще он должен передавать какую-то идею или информацию потребителю. Именно поэтому дизайнеры стараются вместить в небольшое пространство как можно больше смысла.

Мы предлагаем вам взглянуть на логотипы известных компаний и разобраться, какие оригинальные значения скрывают эти символы за своей простотой и минимализмом.

FedEx

Логотип всемирно известной транспортной компании содержит скрытый замысел. При детальном рассмотрении можно увидеть стрелку, полученную в результате соединения букв "Е" и "Х". Она символизирует два главных принципа компании - точность и скорость. Как показали исследования, люди, глядя на логотип FedEx, в первую очередь замечают именно стрелку.

Организация «Надежда для африканских детей»

Благотворительная организация, занимающаяся оказанием помощи маленьким жителям африканского континента, разработала очень интересный логотип. На нем изображена Африка, внешние контуры которой образуют детское и взрослое лица, смотрящие друг на друга.

Bluetooth

История появления логотипа популярной беспроводной технологии передачи данных уходит в древние времена. Тысячу лет назад жил датский король Харальд Блатант, сумевший объединить много разрозненных племен в единую страну. Его часто называли "голубозубым", потому что из-за пристрастия к чернике зубы Харальда были синеватого оттенка.

Bluetooth - это технология, используемая для объединения в единую сеть нескольких пользователей. Ее логотип состоит из комбинации двух древних скандинавских рун. Первая - "Хагаль", ассоциируется с латинской буквой Н, другая - Bjarkan - с буквой В. Вместе эти руны образуют инициалы датского короля. Возможно, именно по этой причине первые Bluetooth-устройства имели синий окрас, а по форме напоминали зуб.

Amazon

Казалось бы, логотип всемирно популярного американского интернет-магазина не несет в себе никакого скрытого смысла.

Но как оказалось, он помогает понять философию компании. Так, стрелка под названием по форме напоминает улыбку, что символизирует желание магазина сделать всех своих клиентов счастливыми. Помимо этого, стрелкой соединены первая и последняя буквы алфавита - A и Z. Этим Amazon хочет показать, что у них можно купить абсолютно все.

Yoga Australia

Логотип популярного в Австралии клуба, в котором собираются почитатели йоги, тоже имеет одну хитрость. Если присмотреться внимательнее, то можно увидеть, что нога и рука девушки образуют замкнутое пространство, повторяющие очертания "зеленого" континента.

Sony Vaio

Значение этого логотипа довольно интересное. Первые две буквы сливаются в волну, которая символизирует аналоговый тип сигналов, а последние - напоминают цифры "1" и "0", которыми кодируются цифровые сигналы.

Unilever

Unilever - это фирма-производитель большого разнообразия продуктов. Все они отображены на логотипе компании, напоминающем заглавную букву ее названия. Причем каждый элемент значка имеет свою расшифровку. Так, птица - это символ свободы и наслаждения жизнью, а сердце обозначает заботу и любовь к ближним.

Формула-1

Логотип самых известных автомобильных гонок также несет в себе скрытый смысл. Между буквой F и полосками красного цвета пространство напоминает по форме цифру 1, которая обозначает скорость и стремление к победе.

Символ включения питания

Этот символ встречается на корпусе практически всех электроприборов, но редко кто задумывается о его происхождении. В 40-х годах прошлого столетия инженерами была изобретена бинарная система для передачи данных. Она состояла из 1, которая обозначала включение, и 0 - для выключения. Через некоторое время два символа слились воедино, а полученный символ начали применять для обозначения питания.

BMW

Изначально легендарная автомобильная компания производила самолеты, а ее логотип остался с тех времен. Вопреки ошибочному мнению, по которому на значке изображены лопасти пропеллера, на самом деле здесь показан баварский флаг со своим клетчатым узором.

Apple

Создатель одного из самых узнаваемых логотипов в мире Роб Джанофф рассказывал, что идея значка для Apple родилась у него совершенно случайно, когда он откусил кусок яблока и поставил его на стол. В этот момент художник увидел, что место укуса похоже на "байт" - один из терминов вычислительной техники.

Некоторое время логотип Apple был украшен разноцветными полосами, символизирующими цветные мониторы. Однако в 1998 году компания возвратила монохромную версию значка.

Sun Microsystems

Логотип компании-производителя программного и аппаратного обеспечения являет собой амбиграмму, созданную профессором Воганом Праттом из Стэнфордского университета. Основой квадрата является английское слово Sun, обозначающее "солнце", причем его можно прочитать с каждого из углов.

Continental

Компания, специализирующаяся на производстве автомобильных покрышек, не забыла это указать в своем логотипе. Первые две буквы сливаются, создавая шину.

Big Ten

Академическая ассоциация "Большая десятка", основанная в 1896 году, представляла собой союз из 10 крупнейших университетов США. В 1990 году, после присоединения Пенсильванского университета, название организации решили не менять, а переделали только логотип. Теперь в центре значка есть два белых пространства, по форме образующих число "11".

Mercedes-Benz

Этот логотип символизирует уверенность немецкой автомобильной компании в себе и в завтрашнем дне. Звезда с тремя лучами символизирует доминирование в воздухе, воде и на земле.

NBC

В 50-х годах прошлого столетия компания NBC начала выпускать телевизоры с цветным изображением. Об этом революционном новшестве сообщал и ярко раскрашенный хвост павлина, изображенный на логотипе фирмы.

Eighty 20

Эта небольшая консалтинговая фирма обладает весьма необычным логотипом, состоящим из квадратов разного цвета. Как оказалось, если принимать темные квадраты за единицу, а светлые - за ноль, то верхняя строка в бинарном коде скрывает в себе число 1010000 ,а нижняя - 0010100. Если перевести их в десятичную систему, получатся числа 80 и 20, взятые из названия компании.

Toblerone

Известная швейцарская кондитерская компания Toblerone находится в Берне, который часто называют "городом медведей". Именно по этой причине фирма не забыла поставить медвежий силуэт на свой логотип

Baskin Robbins

Элементы красочного логотипа известной компании Baskin Robbins, производящей мороженое, несут в себе полезную информацию. Из частей букв B и R, окрашенных в розовый цвет, получается число 31. Именно столько различных ароматов и добавок используется этой компанией при производстве мороженого.

Carrefour

Логотип одной из самых крупных розничных сетей Европы, базирующейся во Франции, выполнен в цветах местного флага. Помимо этого, белым цветом выделена заглавная буква названия компании.

Milwaukee Brewers

Логотипы спортивных команд также бывают очень интересные. Так, значок профессиональной бейсбольной команды из Висконсина Milwaukee Brewers - это буквы М и В, которые сливаются в изображение бейсбольной перчатки.

Greenlabs

На этом логотипе листва дерева очень похожа на человеческий мозг. Таким образом, создатели значка хотели показать большой умственный потенциал сотрудников компании.

McDonald"s

Всеми узнаваемый логотип, представленный на главном фото, представляет собой округленную букву М. Но полвека назад компания чуть не отказалась от своего значка из-за неправильной его трактовки. Дело в том, что некоторые психологи утверждали, что этот логотип ассоциируется в фантазии многих людей с женской грудью.

Логотип, знак и эмблема. Терминология. Александр Ширышев.

Знак, логотип, эмблема — эти слова слышали все, многие активно используют, но большинство использует не по назначению. Почему логотипом называют знак, а знаком называют эмблему? Почему дизайнер заблудился в трёх берёзках и туда же затащил заказчика? Давайте разбираться. Начнём с логотипа.

«Логотип (от греч. logos — слово и typos — отпечаток) — оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы. Специально разрабатывается фирмой с целью привлечения внимания к ней и к ее товарам.» — Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).

«Логотип (от греч. logos — слово + typos — отпечаток) — литера ручного набора с наиболее употребительными слогами или даже словами. Логотипы применялись на ранней стадии книгопечатания для того, чтобы ускорить процесс набора.» — Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. — Изд. 3-е, испр. и доп., Электронное — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.

«Логотип (от нем. Logotype, англ. logotype — Стефанов С. И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. — М.: Гелла-принт, 2004. — 320 с: ил. — (Рекламные технологии).

Все приведённые выше определения сходятся в одном: логотип — это какая-то неделимая комбинация букв. Конкретно в дизайне — словесная торговая марка . Это может быть название компании или товара, набранное готовым шрифтом, или оригинальное начертание нарисованное дизайнером для данной работы, каллиграфическая надпись, монограмма, вензель. Очевидно, что неправильно называть логотипом торговую марку вообще, тем более, если она представляет собой какое-то изображение не связанное с буквами. Однако встретить безграмотное употребление этого термина можно сплошь и рядом. Даже в конце последнего определения упоминается эта ситуация.


Логотип. Александр Ширышев.

Знак — очень обширное понятие. Самое простое найденное мной определение объясняет его как «нечто, способное в некотором отношении выступать вместо чего-либо другого, т.е., будучи воспринято некоторым живым объектом, обладать значением» (Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002).

Смею предположить, что под «живым объектом» тут подразумевается человек. Новейший философский словарь трактует это понятие ещё круче.

«Знак — традиционно — материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. Предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения).» — Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.- 1280 с. — (Мир энциклопедий).

Исходя из этих определений, в качестве знака может выступать всё что угодно. Поэтому для нашего конкретного прикладного случая правильно будет уточнить понятие. Вариантов несколько: графический знак, фирменный знак, сигнет, товарный знак, эмблема, торговая марка . Словари пестрят определениями каждого из этих понятия, где-то пересекаясь в значениях, где-то противореча друг другу, демонстрируя полное непонимание составителей, о чём они говорят, и зачем вообще вводят в употребление эти термины.

Дизайнеру этот термин нужен по одной простой причине: это один из его товаров. Клиенту надо объяснить зачем он, сколько стоит и как используется. Очевидно, что объяснять эти вещи, используя термин «эта фиговина» не очень удобно. Как назвать оригинальное начертание Nike ? Мы уже выяснили — логотип. Как назвать «свуш» — знаменитую дугу Nike? Пока ответить на этот вопрос мы можем, руководствуясь методом от противного, — это точно не логотип. Как обозначить ситуацию, когда они используются вместе? Ещё один вопрос, на который дизайнер должен знать ответ, хотя бы потому что есть соответствующий раздел в паспорте стандартов и у него должно быть название.

Прежде чем продолжить терминологизировать, давайте разберёмся с двумя вредными словосочетаниями: товарный знак и торговая марка . Они заимствованы из рекламной индустрии, которая к айдентике имеет очень посредственное отношение. Рекламистам этих терминов для коммуникации достаточно. Для дизайнера же они слишком грубые и условные. Во-первых, потому что под ними может скрываться всё, что угодно. Во-вторых, прилагательные торговая и товарный вводят в заблуждение относительно объекта приложения дизайн-услуг. Ведь фирменным стилем может обладать не только товар, компания или услуга, но и некоммерческая организация, государственное или образовательное учреждение, город, страна, телепередача, фильм, фестиваль, спортивная команда, человек и ещё много чего. Сложно себе представить словосочетание товарный знак Министерства образования или торговая марка Грушинского фестиваля .

Сам объект приложения дизайн-услуг (компания, товар, организация, учреждение, страна, мероприятие и прочее) мы будет обозначать словом бренд . В контексте этой статьи нам не важно то, что бренд — это результат. Здесь и далее, мы будет подразумевать, что объект, для которого мы разрабатываем паспорт стандартов фирменного стиля, брендом рано или поздно станет.

Итак, нам необходимо обозначить термином такое явление, как графический знак бренда. Чтобы быть уверенным, что мы понимаем друг друга, приведу конкретные примеры: яблоко Apple , арки McDonalds , свуш Nike, звезда Mercedes , яйцо «МТС », разноцветное окошко Windows .

Из претендентов на обозначение этого фирменного элемента остались термины: фирменный знак, сигнет, графический знак и эмблема . Прилагательное фирменный понятие знак не уточняет, а значит термин остаётся таким же неточным и мутным, как и без него. Сигнет — англицизм (от анг. signet — знак, штамп), также не углубляющий понятие знак. Таким образом, в качестве точного термина имеет смысл рассматривать графический знак и эмблему .

«Эмблема (от греч. emblema — вставка, выпуклое украшение), условное пояснение отвлеченного понятия, идеи с помощью какого-либо изображения (например, голубь — Э. движения сторонников мира); нередко рассматривается как разновидность аллегории. В узком смысле — символическое изображение.» — «Большая советская энциклопедия».

«Эмблема (от лат. emblema — вставка, выпуклое изображение) — условное символическое изображение какого-либо понятия или идеи; в отличие от символа не воплощает содержания понятия, а лишь указывает на него.» — Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.

«Эмблема (от лат. emblema — Стефанов С. И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. — М.: Гелла-принт, 2004.

Эти определения применимы и к термину графический знак . Однако понятие графический знак смешивается с понятиями товарный знак, фирменный знак и даже торговая марка , а само словосочетание графический знак на практике урезается просто до знака . Иногда дизайнер употребляет термин знак , понимая, что под ним скрывается именно графический знак , иногда нет.

Редко можно встретить логотип относящийся к какому-то конкретному стилю, как правило каждый логотип это целое «изобретение» состоящее из различных наслоений художественных стилей.

  1. Картуш, виньетки. Знаки, в которых ключевым элементом является орнамент, можно выделить в отдельный стиль абстрактных логотипов. Такие логотипы подразумевают индивидуальный подход, элитарность.
  2. Точки. Точка — один из самых простейших геометрических элементов. Композиция созданная из множества различных точек равноудалённых или удалённых друг от друга в какой-либо математической последовательности может создавать сложные и интересные композиции. Даже простые формы, созданные посредством точек, приобретают новый, оригинальный вид.
  3. Капли. Форма капли часто обыгрывается в различных вариациях. Это математически красивая и запоминающаяся форма, которая никогда не устареет. С помощью капли передают естественность, текучесть, жидкую основу.
  4. Кубизм. Этот художественный стиль зародился в начале ХХ века и до сих пор иногда используется графическими дизайнерами для придания лаконичного, геометрического вида. Объекты разбиваются на геометрические примитивы.
  5. Простая геометрия. Используются простые формы, не сложные геометрические композиции. Такой приём часто используется в лаконичных корпоративных знаках. Лаконичность придаёт деловитость и серъёзность знаку. «Ничего лишнего» — можно прочитать в этих формах.
  6. Молодежный стиль. Логотипы несущие модные, современные образы. Это активные композиции, иногда построенные на образах из прошлого. Логотипы в молодёжном стиле говорят нам о безграничных возможностях для молодых и активных людей.
  7. Спиралеобразность. Спираль — одна из самых простейших природных форм. Эта форма часто встречается в растительном и животном мире. Дизайнеры давно взяли спираль «на заметку» и часто используют этот стиль в логотипах.
  8. Прообразы животного мира. Знаки использующие образ животного одни из самых распространённых. Логотип выполненный в таком стиле несёт в себе особые качества изображённого животного.
  9. Растения, зеленый мир. Такие логотипы навязывают нам образы чего-то натурального, здорового, растущего. Формы «растущих» логотипов это — листья, цветы, вьющиеся и прямые стебли. Логотипы «Растительной тематики» не обязательно должны быть символами аграрных либо прочих предприятий занимающихся производством и выращиванием растительных форм жизни. Это образ всего развивающегося и растущего.
  10. Метод изменения формы, деформации. Современные технологии предлагают нам всё большую интерактивность. Коснулось это и логотипов. Логотипы выполненные посредством изменения формы выглядят живо, современно и прогрессивно. Они как-будто выходят «за грань» превращаясь в 3D изображения.
  11. Человеческий образ. Логотипы создающие образ человека, вызывают у нас дружелюбный настрой. Знаки содержащие элементы человеческого тела: нос, рот, глаза, уши, волосы, руги и ноги очеловечивают логотип. Знак как-бы оживает, приобретая человеческие черты.
  12. Теневые решения. Теням уделяется немало внимания в художественной деятельности. Логотипы не стали исключением. Знаки приобретают почти реальные формы тогда, когда у них появляется тень. Создаётся иллюзия пространства. Очень часто тень в логотипах несёт свой, отдельный, вторичный смысл, дополняющий и закрепляющий первый.
  13. Эффекты прозрачности, подсветки. Свет несёт людям тепло и энергию. Использование «световых эффектов» в логотипах дарит нам позитивный настрой, оптимизм, тепло и удачу.
  14. Экология. Экология с недавних пор очень беспокоит человека. Эта обеспокоенность не могла не найти отражения в современных логотипах. Свежесть, экологичность, чистота и здоровье в знаках данного стиля.
  15. Знаки письменной принадлежности. Знаки: вопросительный; восклицательный, точки, запятые, скобки — всё это давно выделилось в отдельный стиль для интересных логотипов. Это свежий интернетовский, молодёжный стиль.
  16. «Простой» стиль. Логотипы без замысловатостей и скрытых смыслов. Пишется то что изображено, изображено то что написано. Не надо ничего додумывать и фантазировать. Очень простые и понятные логотипы.
  17. Фотоизображения. Знаки выполненные в фотореалистичном стиле выглядят очень интересно. Они как-бы говорят нам: «Мы настоящие». Часто несут в себе псевдообъём, несуществующую трёхмерность.
  18. Кольцо. Логотипы использующие изображения колец или их частей символизирует целостность, законченность, качество и высокий уровень компании или предоставляемых услуг.
  19. Линии и ленты. Логотип, либо его часть, выполнен в виде непрекращающейся линии, объединяющий весь знак в единую композицию. Линии выполненные линиями выглядят оригинально и замысловато.
  20. Гербоподобные логотипы. Логотипы выполненные в этом стиле выглядят величественно и богато. Знаки в стиле средневековых гербов несут в себе отпечаток средневековья и вызывают уважение.
  21. Половинчатость. Незаконченность логотипа вызывает интерес наблюдателя. Половина знака как-бы задаёт нам вопрос, а что же дальше, где вторая половина? Это интригующие и интересные знаки.
  22. Наложение слоев. Это накладывающиеся изображения. Они могут быть прозрачны или дополнены друг другом. Это иллюзия создающая множественность смыслов.
  23. Иллюзия оптического восприятия. Один из самых интересных стилей для логотипа. Он основан на особенностях зрительного восприятия и говорит зрителю: «мы можем всё».
  24. Пиксели. Одно из последних веяний. Знаки, которые делятся на пиксели, несут цифровые технологии в наш мир. Распадаясь на составляющие они обнажают свою интерактивную, «цифровую» сущность. «Пиксели» популярны для IT технологий.
  25. Каллиграфия. Логотипы написанные одним росчерком, как-будто «от руки» (очень часто это действительно так). Они говорят нам о своей неповторимости, элитарности. Каллиграфические логотипы выразительны и самодостаточны, очень часто без какого-либо визуального знака.
  26. Амбиграммы. Амбиграммы читаются если их перевернуть. Логотипы амбиграммы являются верхом практичности в современном дизайне. Логотип который читается после того как его перевернуть «вверх тормашками» достоин внимания.
  27. Рисованные логотипы смотрятся интересно художественно и в то же время просто. Логотипы выполненные в стиле иллюстраций говорят нам: «Для нас это ничего не стоит», «Мы сделаем это легко для Вас».
  28. Изменяемые формы. Это воплощение динамичности в логотипе. Такой логотип слишком живой чтобы существовать в каком-то одном статичном виде. При том что логотип сохраняет в себе прежний смысл и основную форму, он постоянно изменяется.
Логотип или фирменный знак? 1920 1080 Artalto Design Artalto Design https://сайт/wp-content/uploads/2014/09/logo-or-sign.jpg 22 Сентябрь, 2014 30 Июль, 2018

Тонкие различия в значениях таких понятий, как логотип, фирменный знак, товарный знак, торговая марка, корпоративная символика и эмблема большинству не известны. Интуитивно понятно, что все это примерно схожие вещи из одной категории. Поэтому мы часто используем эти понятия как взаимозаменяемые. Что, в общем–то, допустимо в большинстве ситуаций - особенно, если речь идет о текстах и информационных материалах для неспециалистов в сфере дизайна и маркетинга. Иногда действительно нет смысла усложнять простые вещи и путать читателей. Так, например, в статье «Правила хорошего логотипа» мы писали о принципах, которые в равной степени применимы как к логотипу, так и к фирменному знаку, и не делали особого акцента на различиях между ними. Но вот, разобравшись в общих принципах, мы пришли к необходимости прояснить и частные детали. Рассмотрим каждый из вышеперечисленных терминов в отдельности.

Логотип

Логотип (от др.–греч. λόγος - слово + τύπος - отпечаток; англ. logotype, namestyle) - элемент фирменного стиля, представляющий собой уникальное начертание полного или сокращенного наименования компании. В логотипе, помимо самих букв, могут использоваться дополнительные графические элементы, являющиеся частью надписи.

Логотип как графическое начертание наименования

Фирменный знак

Фирменный знак - уникальный графический элемент, который может располагаться рядом с названием компании или использоваться отдельно, при этом символизируя компанию. Знак может быть выполнен в виде абстрактной формы, а также в виде буквальной или символической иллюстрации товаров/услуг, предлагаемых компанией. В дополнение к логотипу фирменный знак помогает усилить идентификацию компании: он дает возможность передать дополнительную информацию, добавить эмоциональный или смысловой акцент. Фирменный знак, который у потребителей прочно ассоциируется с компанией, может успешно применяться, когда необходима «ненавязчивая» маркировка.

Фирменный знак, используемый вместе с логотипом

Фирменный знак как самостоятельный элемент идентификации

Товарный знак

Товарный знак (товарная марка, торговая марка, товарный знак, знак обслуживания) - обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров и позволяющее отличать товары одних производителей от других, подлежит государственный регистрации. Предупредительная маркировка зарегистрированного товарного знака - «R» или ®. Предупредительная маркировка в зарубежных странах торговой марки - «TM» или ™. Одной из форм товарного знака является логотип.

Эмблема

Эмблема (от др.-греч. ἔμβλημα «вставка») - условное, символическое изображение идеи, смысла (технически выполняется посредством рисунка, вышивки или другими художественными средствами). С точки зрения графического представления эмблема может быть как простой, состоящей из одного элемента (символа, знака), так и включать в себя различные составляющие, в результате чего по сложности может напоминать герб. Обычно эмблемы служат идентификаторами определенных социальных или профессиональных групп, спортивных команд и клубов, различных войск, учебных заведений.

Эмблемы