Радиоуправляемая учебная модель моделист конструктор. Модельная электроника. Формовка половин панельной обшивки крыла



Популярный ежемесячный научно-технический журнал. Издается с августа 1962 года в Москве. Доброе напутствие новому изданию дали известные авиаконструкторы А.Туполев, С.Ильюшин, космонавт Ю.Гагарин. С тех пор журнал вот уже свыше сорока лет освещает вопросы научно-технического творчества, самодеятельного конструирования, рассказывает об истории отечественной и зарубежной техники.

«Моделист-конструктор» - единственный в стране журнал, в каждом номере которого печатаются чертежи, схемы и описания самых разных самодельных конструкций. Редакция одну из главных задач видит в том, чтобы помочь каждому читателю, какого бы возраста он ни был, сделаться мастером на все руки, не только знатоком техники, но и разносторонним умельцем, способным изготовить своими руками все необходимое для труда и отдыха.

И начинающий юный техник, и опытный спортсмен-моделист, и взрослый конструктор-любитель найдут на страницах журнала много интересного - от оборудования домашней мастерской и различных приспособлений до самодельных микроавтомобилей, аэросаней, различных вездеходов и даже любительских самолетов; от простейших силуэтных моделей и макетов до радиоуправляемых миниатюрных копий исторической или современной техники; от электронной игрушки до школьных приборов и персонального компьютера; от незатейливой полочки для книг до многопредметного мебельного гарнитура или дачного и садового домика.

Многие публикации журнала становились своеобразным стартом для зарождения и развития новых массовых направлений технического творчества и видов спорта. Благодаря информационной и организаторской поддержке редакции появились и широко распространились в стране картинг, багги, трассовый моделизм, самодеятельное автостроение, любительское конструирование планеров и сверхлегких самолетов, веломобилей и одномоторной техники, средств малой механизации для садов и огородов.

Особой популярностью у читателей журнала неизменно пользуются такие рубрики и разделы, как «Общественное конструкторское бюро», «Малая механизация», «Клуб домашних мастеров», «На земле, в небесах и на море», «Авиалетопись», «Страницы истории», «Морская коллекция», «Бронеколлекция», «В мире моделей», «Советы моделисту», «Электроника для начинающих», «Компьютер для вас».

Некоторые из полюбившихся читателям разделов журнала дали толчок к созданию тематических приложений к нему. В 1995 году редакция предприняла издание таких журналов, как «Морская коллекция», «Технохобби», «Бронеколлекция», а с 1996 года - Библиотечки домашнего умельца «Мастер на все руки».

Предлагаемая вниманию пилотажников чемпионатная модель класса F3A построена в 1990 году. Она прошла «испытания» в соревнованиях различного ранга и помогла конструктору мастеру спорта СССР Виктору Мандрике стать первым на чемпионате РСФСР в 1990 году, а на чемпионате СССР завоевать «серебро».

Одной из особенностей модели является возможность ее разборки. Все детали для транспортировки укладываются в «чемодан» размером 200X540X900 мм, где одновременно размещается аппаратура и стартовое оборудование. Масса полностью укомплектованного «чемодана» не превышает 10 кг.

Надо отметить увеличенную полетную массу самой модели - она равна 4290 г. Столь большая величина полностью оправданна при полетах в сильный порывистый ветер, - тяжелая «пилотажка» меньше реагирует на порывы и турбулентность атмосферы. Кстати, сейчас и за рубежом наблюдается тенденция увеличения полетной массы моделей этого класса до 4600 г.

Естественно, для подобного аппарата требуется и более мощный двигатель. Выход - в использовании длинноходного двухтактного мотора либо в переходе на четырехтактник рабочим объемом 20 см 3 . На предлагаемой модели первоначально устанавливался двигатель «Моки» венгерского производства. Однако затем он был заменен на длинноходный ТК-10 фирмы «Мастер» из города Ярославля. Сравнивая оба варианта, надо отметить: несомненные преимущества за последним. Длинноходный двигатель обеспечивает более протяженные вертикали на фигурах, появилось выраженное ощущение легкости полета. Слуховое восприятие стало приятнее, что и понятно - исчезли высокочастотные составляющие звука, так как ТК-10 работает на оборотах, примерно равных 12 000 об/мин. При отладке модели особое внимание уделено воздушному винту. Его параметры - 280X250 мм (диаметр Х шаг), выполнен из красного дерева (хорошие результаты дает и береза).

Моторама крепится на четырех винтах М5 к переднему шпангоуту фюзеляжа, выполненному из стеклотекстолита СТЭФ толщиной 4 мм. Сама моторама выфрезерована из дюралюминия. Резиновые втулки-амортизаторы изготовлены из резинового шланга наружным диаметром 10 мм. Устройство подвески моторамы обеспечивает максимальную простоту регулировки: вращая винты, можно выставить любые углы выкоса оси воздушного винта. Для данной модели опытным путем были найдены следующие оптимальные значения этих углов: 1° вниз и 5° вправо. Резонансная труба располагается под фюзеляжем в открытой нише и подкрепляется хомутом на стойке шасси. Штуцер отбора давления для наддува бака расположен в месте максимального сечения трубы.

Фюзеляж - цельнобальзовый. Толщина боковых панелей равна 5 мм, причем она уменьшается к хвосту до 3,5 мм. Носовая часть оклеена изнутри стеклотканью толщиной 0,1 мм. Стыковой шпангоут выполнен из стеклотекстолита марки СТЭФ-1,5 и имеет четыре винта, доступ к которым при сборке-разборке фюзеляжа осуществляется через легкосъемный фонарь и нишу резонансной выхлопной трубы. Половины фюзеляжа центрируются специальными втулками. Надежность связи шпангоутов с бальзовыми элементами увеличена за счет накладки стекложгута и полос из стеклоткани.

Центральный силовой шпангоут выполнен из стеклотекстолита СТЭФ-3, к нему приклепаны узлы крепления крыла (Д16Т) и узлы шасси, имеющие гнезда под четыре винта М3. Консоли крыла монтируются с помощью одного винта М5 из стали 30ХГСА (две консоли - два винта) и вспомогательными винтами М4 в районе задней кромки.

Узел навески моторамы:

1 - шпангоут (стеклотекстолит 3 мм), 2 - моторама (Д16Т), 3 - винт М5 (30ХГСА), 4 - распорная втулка, 5 - резиновая амортизационная втулка, 6 - шайба, 7 - анкерная гайка М5, 8 - контргайки М5, 9 - заклепка.

Узел стыковки фюзеляжа:

1 - половины разъемного шпангоута (одинаковые), 2 - анкерная гайка, 3 - фланец, 4 - винт, 5 - заклепка, 6 - борт.

Крыло делается по матричной технологии методом вакуумного формования, с применением полиэтиленового мешка. Обшивка крыла (точнее - «панели») образована пенопластовым наполнителем (пенопласт марки ПХВ, хотя допустимо использовать и такие марки, как ПС-4-40 или ПС-1-65) и стеклотканью (0,06 мм снаружи и изнутри) на эпоксидной смоле. Толщина пенопласта выбирается в пределах 2,5-3 мм в зависимости от плотности материала. Нервюры при данной силовой схеме крыла отсутствуют. Лонжерон обычный - его полки из сосны заформованы в панели обшивки, а при сборке всего крыла вклеивается стенка лонжерона из бальзы средней плотности. Одновременно ставится еще одна стенка из бальзы для подкрепления обшивки в задней части профиля и фальшстенка, по которой впоследствии от готового крыла отрезаются элероны.

Центральный фюзеляжный узел крепления крыла:

1 - шпангоут (стеклотекстолит 4 мм), 2 - нижний кронштейн, 3 - верхний кронштейн, 4 - болт, 5 - стыковочная вилка крыла, 6 - стенка-накладка (стеклотекстолит 1,5 мм), 7 - полка лонжерона, 8 - стенка лонжерона, 9 - узел крепления стойки шасси, 10 - резонансная труба, 11 - стойка шасси.

Формовка половин панельной обшивки крыла:

1 - матрица, 2 - фальшстенка, 3 - стенка, 4 - наполнитель (пенопласт), 5 - стенка лонжерона. А - базовая плоскость.

Узел навески руля поворота:

1 - фигурный винт М5 (Д16Т), 2 - втулка с резьбой М5, 3 - пластина, 4 - пластина с припаянной втулкой, 5 - бобышка (бальза), 6 - руль поворота.

Приведены определения микросистемной авионики, малоразмерных беспилотных летательных аппаратов и дана характеристика решаемых ими задач и проблемных вопросов проектирования. Изложена предметная область микросистемной авионики: принципы построения систем управления малоразмерными беспилотными летательными аппаратами и основы динамики их полета; принципы построения и законы управления автопилотов; датчики, применяемые в микросистемной авионике; системы ориентации и навигации и рулевой привод. Каждый раздел завершается контрольными вопросами.

Для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Приборостроение", "Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации" направлений подготовки "Приборостроение", "Автоматизация и управление" и др., а также может быть полезна магистрантам, аспирантам и инженерно-техническим работникам.

Год издания: 2010

В книге излагаются вопросы теории и расчета радиоэлектронных средств, используемых в системах управления реактивными снарядами и космическими аппаратами. Большое внимание уделяется принципам и способам следящего и корректирующего радиоуправления.

Приводятся сведения о методах наведения, кинематике и динамике полета снарядов, а также сведения из небесной механики, необходимые при рассмотрении управления орбитальным движением космических аппаратов. Радиоэлектронные средства рассматриваются с учетом особенностей их работы в качестве отдельных радиозвеньев в замкнутом контуре системы управления. Анализируются и оцениваются ошибки наведения и контроля траектории, обусловленные действием радиопомех. Методы проектирования систем радиоуправления и командно-измерительных комплексов рассматриваются с позиций теории больших систем.

Книга С. Клементьева "Управление моделями по радио" предназначена для читателей, знакомых с элементарной радиотехникой. В ней рассматриваются различные простейшие способы управления моделями по радио, описываются схемы, узлы и детали самодельной аппаратуры радиоуправления. С. Клементьев умер в 1956 году. Поэтому в книге не нашли отражения некоторые новейшие успехи советских моделистов. Однако издательство надеется, что и в этом виде книга поможет юным моделистам-радиотехникам, в их творческой работе по созданию оригинальных моделей, управляемых по радио.

Издательство: Детгиз

В книге излагаются сведения по разработке и использованию электронных устройств дистанционного управления различными самодвижущимися моделями, описываются приборы для дистанционного управления моделями, приводятся современные схемы приемно-передающей аппаратуры.

Для моделистов-конструкторов и радиолюбителей.

Издательство: ДОСААФ

Объясняются расчет, устройство и установка электрических приводов авиа-, судо- и автомоделях, а также расчет движителей для моделей. Описыва­ются конструкции механизмов для передачи усилий в электроприводах. Даются рекомендации по выбору электродвигателей и источников питания. Для моделистов.

Книга содержит описания конструкции самодельной приемо-передающей аппаратуры для управления моделями по радио. Списаны методика налаживания и проверка параметров готовой аппаратуры.

Приводятся некоторые схемы соответствующей зарубежной аппаратуры. Книга рассчитана на широкий круг радиолюбителей и моделистов конструкторов.

В настоящей книге описывается техника радиоуправ­ления моделями самолетов, кораблей и автомобилей, а также принцип действия отдельных устройств радиоуп­равления, их изготовление и налаживание. Чтобы содер­жание книги не носило рецептурного характера, разви­вало инициативу моделистов, в книге представлены раз­личные варианты схем, которые дают возможность вы­брать нужную телемеханическую аппаратуру и новые конструктивные решения. Кроме того, в книге описаны три законченные системы радиоуправления.

В конце книги приведены схемы и варианты конст­рукций аппаратуры радиоуправления моделями с ис­пользованием полупроводниковых триодов.

Издательство: ДОСААФ

В этой брошюре рассказывается о конструировании и постройке пилотажных радиоуправляемых моделей самолетов. Рассматривается несколько конкретных схем приемо-передающей аппаратуры радиоуправления моделями. Особое внимание уделяется стабильности и помехозащищенности аппаратуры. Такие модели по команде с «земли» совершают взлет, набирают высоту и делают более двадцати сложнейших фигур высшего пилотажа, а затем выполняют посадку. Брошюра рассчитана на молодежь, интересующуюся техникой управления на расстоянии по радио.

Мое увлечение радиоуправляемыми моделями началось с постройки катера на радиоуправлении. Многим моделистам известен такой журнал как «Моделист конструктор». В одном из номеров за 198Х какой-то год я прочитал статью про спортивный катер и тоже захотел построить такой же. На страницах были приведены в масштабе необходимые чертежи. Вот что из этого получилось.

В связи с тем, что те годы прошлого столетия были достаточно тяжелые и для модели трудно было найти нужные детали, то все строилось из подручных материалов. Регуляторов и моторов вообще не было. Но буду последовательно вести рассказ.

В кружки и дом пионеров я не ходил, мастерил потихоньку дома. Про стеклоткань конечно слышал, но родители сказали это вредно и больше не обсуждается. Поэтому перевел все чертежи на толстый картон, нарезал на пенорезке кубиками пенопласт. Собрал шпангоуты вместе с пенопластом и прошелся пенорезкой.

Пенорезка была самодельная, между двух опор натянул нихромовую тоненькую проволоку, через которую пропускал ток от мощного 12 вольтового блока питания.

Далее все оклеил плотным картоном. Пропитал все лаком, предварительно открытые участки пенопласта покрыл ПВА, чтобы пенопласт не растворился. Шпангоут, где предполагался двигатель, сделал из стеклотекстолита. Корпус получился очень легким и достаточно прочным. Длина модели 800 мм, ширина 240 мм.

В качестве дейдвуда использовал алюминиевую трубку диаметром 10 мм, в которую после некоторых доработок напильником встали подшипники. В верхней части сделал масленку с пробкой под винт. В качестве вала использовал металлический пруток, на который нанес резьбу М4. В дейдвуд шприцем залил густое масло, от отцовской машины.

Киль сделал сам, к стержню припаял кусочек фольгированного стеклотекстолита. Также установил два подшипника для легкости хода.

На день рождения родители подарили первую серьезную двухканальную аппаратуру пистолетного типа Acoms на 27MHz с встроенным BEC-ом и двумя стандартными сервоприводами.

Мотор был первоначально установлен низкооборотистый на 12v, его характеристики мне были не известны, но крутящий момент был не маленький.

Лючки сделал быстросъемными, с одной стороны задвигаются, а с другой - на винтовых соединениях.

Регулятор с реверсом сделал сам примитивно просто. Взял тумблер от старого прибора на три положения. Разобрал, ослабил пружину, просверлил в ручке отверстие и присоединил тягу от сервопривода. Настроил в аппаратуре расходы. Работает как часы, чистая механика. Конечно, можно поспорить относительно данного решения, но напомню, что это делалось много лет назад.

В качестве винта использовал самодельный из гнутого металла, но спустя некоторое время мне удалось купить винт из латуни, результат ошеломил. Диаметр винта 40 мм.

Переделок много не последовало, нужно было только состыковать валы. С этой задачей позволил справиться гибкий соединитель, до этого были и шестеренки, чтобы повысить обороты, и карданная передача.

Аккумулятор использовал от машинки NiMh 7,2 3000mAh.

Но радость от скоростных заплывов была недолгой. Вдалеке от берега из катера пошел дым.

Уже на берегу осмотр показал, что горят провода и сильно греется мотор. Такого я еще не видел ни разу.

Взамен поставил толстенные провода в силиконе, плюс ко всему решил сделать систему водяного охлаждения. Купил медную трубку в автомагазине от тормозной магистрали. Плотно накрутил на двигатель. В транце сделал ввод и вывод. На киль припаял кусочек трубки. Соединил все резиновой трубкой из того же автомагазина. Тесты в ванной показали работоспособность системы, вода нагнетается в систему охлаждения от гребного винта.

На высокой скорости стало заплескивать воду в катер, пришлось все лючки перед заплывами заклеивать липкой лентой. При смене аккумуляторов ленту приходится переклеивать на борт для повторного использования, поэтому появляются пятна от частичек клея липкой ленты. Периодически приходится чистить корпус лодки.

Каждым летом рассекаю по водным просторам.


С момента постройки и по сей день катер существует, изменений в конструкцию не вносил. Одним словом, радует глаз и навевает приятные воспоминания о проведенном времени.