Материал для изготовления посуды на гончарном круге. Изготовление керамики своими руками – хобби для утонченных натур. Знакомство с глиной"


Керамические вазы, горшки, чайные наборы, подсвечники, тарелки, свистки и даже музыкальные инструменты – все это можно создавать самостоятельно.

Чтобы научиться делать керамику своими руками, главное – желание. Перед тем как стать керамистом, попробуйте слепить из глины простейшую безделушку, и вы поймете, стоит ли тратить деньги на покупку оборудования для работы. Если что-то не получилось – не беда, размочите брак и сделайте из него новую фигуру, до запекания изделие можно видоизменять бесконечно.

Из чего делают керамику и где взять материалы для работы

Керамика – это обожженная глина, которая и является главным материалом в работе керамиста. В отличие от , натуральная имеет природное происхождение, ее добывают из недр земли, не подвергая химической и другим видам обработки.

Опытные мастера в целях экономии добывают и готовят сырье самостоятельно. Этот процесс включает несколько этапов и вряд ли заслуживает внимания, если вы только начинаете свой путь и живете в городе.

Глина для изготовления керамики должна быть жирной и без вкраплений камешков и прочего мусора, иначе поделка растрескается в процессе запекания. Готовую массу хранят при определенных условия влажности.

Натуральная глина бывает разных видов :

  • Белая – наиболее распространенная, изначально имеет сероватый оттенок, а после термической обработки обретает приятный оттенок слоновой кости.
  • Красная – содержит оксид железа, придающий сырью зеленоватый тон. Основной цвет сырца – коричневый, после обжига изделия становятся красными. Хорошо поддается лепке, не крошится, идеальна для скульптур и крупных изделий.
  • Фарфоровая – серая в сыром виде и белая после запекания.
  • Голубая – чаще используется в косметологии и народной медицине.
  • Черная или темно-коричневая керамическая масса – самая твердая глина, приобретающая оттенок слоновой кости после обработки в печи.

Также глины для керамики классифицируют по температуре обработки на легкоплавкие, среднеплавкие, тугоплавкие.

Удобнее всего покупать готовую гончарную глину, ориентируясь на размер фракции, цвет после обжига при разных температурах и другие характеристики и качественные показатели. Стоимость зависит от производителя, фасовки, фактуры. Есть уже готовые массы с добавками для облечения разных задач – лепки, формовки, гончарного круга.

Помимо глины, нужны глазури и эмали для покрытия изделий, пигменты для придания сделанной своими руками керамике нужного оттенка, специальные добавки для улучшения свойств и температурной обработки.

Для склеивания деталей используют шликерную массу – своеобразный клей из разведенной глины. Если просто соединить элементы, они могут отвалиться при нагреве. Все это продается в специализированных магазинах для керамистов.

Способы изготовления керамических изделий

Существует несколько способов превращения глиняной массы в красивое керамическое изделие.

Лепка – самый доступный способ изготовления изделий из керамики своими руками в домашних условиях. Сувениры, скульптуры, посуду, игрушки или другие поделки лепят руками, словно из пластилина, помогая себе специальными стеками или подручными приспособлениями.

Гончарное дело требует наличия вращающегося круга. С помощью этого древнего ремесла и сегодня создают вазы, кувшины, горшки, тарелки, чашки.

Отминка – наиболее простой вариант изготовления керамики для начинающих. В работе используют гипсовую форму, в которую выкладывают мягкую глину, а после застывания извлекают фигурное изделие. Гипсовые формы привлекательны тем, что впитывают излишнюю влагу, помогая глиняному изделию отвердеть и просохнуть.

Литье – здесь тоже используют формы, но другого плана. Разведенную глину разливают по формам, высушивают заготовки, извлекают и раскрашивают.

Глиняная поделка обретает прочность только после обжига – обработки в гончарных печах при температуре от 900 до 1300 градусов. Готовые сувениры покрывают акриловыми красками или специальной стекловидной глазурью для керамики. В случае с глазурью требуется еще один обжиг после окрашивания.

Если хочется получить естественный оттенок, используют молочение – покрывают неокрашенную запеченную керамическую фигурку молоком в несколько слоев и еще раз запекают при более низких температурах.

Гончарная печь – виды и предпочтения

Раньше печи для обжига керамики представляли собой вырытые в земле горны и разогревались исключительно дровами. Современные гончарные печи бывают газовыми, электрическими и дровяными. Последние, как правило, изготавливаются собственноручно, они подходят для эксплуатации в частных домовладениях. В условия квартиры удобнее всего работать с электропечами, для больших объемов можно подобрать газовую.

В металлическом корпусе таких печей скрывается огнеупорный кирпич или другой материал, удерживающий тепло и не боящийся нагрева. Для отвода влаги предусмотрены вентиляционные отверстия, управление процессом обжига керамики осуществляется программным регулятором. Электрические гончарные печи – недешевое удовольствие. Цена зависит от производителя, объема, мощности.

В продаже есть модели с вертикальной и горизонтальной загрузкой и колпаковые. По типу расположения нагревательного элемента гончарные печи подразделяют на муфельные и камерные. В муфельных он находится вокруг емкости из огнеупорного материала (муфеля). В камерных нагреватель расположен внутри, что сокращает потери тепла и делает оборудование более экономичным.

Если немного постараться, можно сделать печь для обжига керамики в домашних условиях своими руками, взяв за основу огнеупорный кирпич и что-то для корпуса, например, старую стиральную машину.

Запекание – самый важный процесс, который не прощает ошибок. Иногда даже опытные мастера видят вместо ожидаемого шедевра негодный брак. Изделия никогда не достают сразу, они должны остыть в печи.

Как выбрать гончарный круг

Гончарные круги нужны для лепки круглых предметов, поэтому этот инструмент необязательно покупать сразу же. Если вы только осваиваете керамику, начинайте с лепки или отминки. Круги бывают с ручным, ножным и электрическим управлением.

Здравствуйте, уважаемые … все)) Итак, мы начинаем с вами разбирать основные этапы работы на гончарном круге. Сегодня мы будем учиться центровке. Это один из самых сложных этапов для начинающих практиковаться в гончарном деле. Он чем-то схож с процессом воспитания детей — здесь, также как и от ребенка, от глины нужно добиться послушания. А это ох как не просто…

Для работы нам понадобится гончарный круг , миска с водой, подготовленный кусок глины , струна, губка, ну, и, конечно же, благодарные зрители)).

Для начала нужно проверить глину на мягкость. Если на глине легко остаются следы от пальцев, но в то же время она не прилипает к ним (т.е. не очень жидкая), то переходим к следующему шагу. Если же нет, и глина жесткая, — ее надо обернуть мокрой тканью и положить в целлофановый пакет на некоторое время. Если же глина слишком мягкая, то еенадо подсушить.

Теперь отрезаем струной кусок нужного нам размера. Как правило в глине есть пустоты, также она может оказаться неоднородной по составу и по плотности.

Поэтому перед тем, как положить глиняный комок на гончарный круг, его нужно хорошенько похлопать рукой. (Иногда это приходится делать и с детьми, но лучше найти к ним другой подход:) Заодно мы формируем из нашего комка шар.

Теперь нам нужно взять небольшой кусочек глины, включить гончарный круг

и размазать глину тонким слоем по кругу. Этот слой нужен, чтобы рабочий ком глины хорошо прикрепился и не улетел во время работы.

Выключаем круг и прикрепляем наш основной кусок, хорошенько прижимая глину по периметру.

Теперь в дело вступает вода. Это наша смазка, она не дает глине прилипать к рукам. Воду нужно подливать периодически — по мере ее стекания и впитывания в глину.

Теперь снова включаем гончарный круг и приступаем к центровке. Двумя руками немного сдавливаем наш комок. Тут важно зафиксировать руки, чтобы они не «прыгали» от неровностей глины. Как раз здесь и нужно добиться от глины послушания — чтобы не руки шли вслед за глиной, а глина шла за руками.

Как в случае с детьми, нужно обязательно добиваться от них выполнения своих обязанностей (убирать игрушки, например), так и с глиной — нужно «настоять на своем». И также, как и с детьми, важно не «пережать» — этим вы можете оттолкнуть от себя ребенка, глина же сильно деформируется или просто слетит с круга.

Здесь нужна мягкая сила.

Постепенно сужаем комок, чтобы он превратился в конус. При этом правая рука надавливает сильнее, а левая поддерживает.

Вот на этой картинке видно какие участки рук участвуют при центровке.

Не забывайте убирать лишнюю воду губкой.

Если у вас большой ком глины, то можно применить еще такой «супер-захват» гончарного кунг-фу. Правая рука является рабочей, она упирается локтем в живот, левая рука крепко держит правую, помогая ей не реагировать на толчки глины. (Иногда родителям нужно объединить свои усилия в воспитании:) Медленно, но верно руки надавливают на ком глины, добиваясь от него нужной формы.

Еще один способ — это «тонкая обработка». Здесь участвуют пальцы рук — они идут сверху-вниз и снизу-вверх и, как резец на токарном станке, убирают все неровности.

Пальцем же можно срезать лишнюю глину у основания.

Также, проведя пальцем по всей высоте кома, можно проверить, насколько хорошо он отцентрован, нет ли биения. Если палец подпрыгивает на некоторых участках, то нужно еще немного подровнять.

Вот такой должен получиться конус.

Теперь наш конус нужно опустить — приплющить, чтобы получился «пенек» (или «грибок»). Правая рука — рабочая — надавливает сверху, левая держит форму. При этом подушечки ладони правой руки прилегают сбоку и также удерживают глину от биения.

Это следы от глины при «опускании» глины.

Вид сверху. Правая рука проходит через центр и закрывает половину глиняного кома.

Медленно, но верно продолжаем опускать руки (в прямом, а не переносном смысле:).

Вот такой должен получиться «грибок».

Иногда одного подъема-опускания достаточно, чтобы кусок глины хорошо отцентровался и промялся. Но обычно таких подходов нужно сделать несколько и только потом переходить к следующему этапу.

На этом пока все, успехов вам в гончарном деле! И до новых встреч в эфире!


* В расчетах используются средние данные по России

Итак, если вы планируете открыть собственное производство керамических изделий, но при этом не обладаете достаточными средствами для организации полномасштабного предприятия, можно начать с гончарной мастерской. В настоящее время это направление вызывает большой интерес у предпринимателей. Специалисты отмечают рост интереса к этому направлению. Причем потребителей интересуют не только сами гончарные изделия ручной работы, но и процесс их изготовления как оригинальное хобби.

Независимо от того, собираетесь ли вы обойтись своими сбережениями или планируете привлекать инвесторов, перед тем как приступать к решению организационных вопросов, обязательно составьте подробный бизнес-план. Конечно, в идеале вы должны хорошо разбираться во всех тонкостях этого ремесла. Но даже если у вас нет опыта работы в этой сфере, но она представляет для вас интерес, не стоит отказывать от своей идеи. В таком случае вы будете выступать не в роли мастера, а как организатор и руководитель. Но в любом случае вы должны иметь хотя бы общее представление о процессе изготовления керамических изделий.

Прежде всего, вам понадобится подходящее помещение. Оно может располагаться и вдали от центра города. Главное, чтобы вам и вашим работникам было удобно добираться туда. Большинство гончарных мастерских открывается либо на окраине города (или даже пригороде), или и вовсе в области. Но последний вариант подходит для более крупных предприятий, которые экономят на доставке сырья, располагая свое производство поблизости от места добычи глины.

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2019 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Существуют определенные требования к площади мастерской. Она должна состоять как минимум из двух помещений. Первое площадью не менее 50 кв. метров отводится под производственный цех, а второе площадью в 20 кв. метров используется для хранения сырья и готовой продукции. Рабочее помещение должно быть оборудовано хорошей системой вентиляции. Лучше всего, если в вашей мастерской будет еще одно отдельное, третье помещение, где будет проходить глазирование изделий. Глазурь содержит свинец и другие вредные вещества, поэтому работать с нею нужно с соблюдением техники безопасности и с использованием респираторов. В идеале помещение должно быть в вашей собственности. Но если такового нет, то придется арендовать подходящее на несколько месяцев. Стоимость аренды составит от 35 тыс. рублей (точная сумма зависит от региона, расположения, площади и состояния помещений).

Когда подходящее помещение будет найдено, можно приступать к поиску оборудования. Здесь есть большое количество нюансов, поэтому если вы не являетесь специалистом в гончарном деле, обратитесь за помощью к таковому. Иначе велик риск приобрести не то, что нужно.

К основному оборудованию относятся гончарные круги, оборудование для замеса глины, весы для дозировки глиняной массы, формы для изделий (например, для изготовления магнитов, рамочек для фотографий и прочей мелочевки), инструменты и специальные печи для обжига готовых изделий. Потребуются также рабочие столы и стулья для гончаров, стеллажи, полки и шкафы для хранения продукции и сырья. В набор инструментов для гончарных работ входят стеки, струны с ручками, скалки, ножи, циркули и кронциркули, ложечки, гончарные ножи и пр. Один гончарный круг обойдется в сумму от 30 тыс. до 50 тыс. рублей. Около 30 тыс. рублей стоит и машина для вымешивания глины. Еще около 5-7 тыс. рублей потребуются на покупку весов и около 5 тыс. рублей – на инструменты.

Муфельную печь с температурой нагрева до 950 °С некоторые умельцы делают самостоятельно из бытовой электрической плитки. Для этого из стального листа толщиной 0,5-0,9 мм изготавливают корпус по диаметру электроплитки, а сверху прикрепляют крышку, просверлив в ней несколько отверстий для выхода пара. Муфельную чашу делают следующим образом. Сначала изготавливается форму из картона, которая пропитывается парафином или воском. На внутреннюю поверхность формы наносится глиняная масса слоем в 1 см. После высыхания, глиняная чашка отделяется от формы, еще раз подсушивается и обжигается. Ее нижняя часть должно плотно прилегать к электроплите. Готовую муфельную чашку помещают в корпус. Пространство между муфелем и корпусом заполняют асбестовой крошкой. Чтобы контролировать процесс обжига, делают глазок диаметром 20-25 мм со шторкой. Сама конструкция устанавливается на асбестовом основании.

Впрочем, лучше все же не рисковать и приобрести муфельные печи. Стоимость одной печи составляет от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Даже в случае с небольшой мастерской желательно иметь хотя две-три печи.

На закупку первой партии сырья, примесей, глазурей, красок и пр. потребуется около 50 тыс. рублей. В небольшой мастерской площадью около 50 кв. метров могут работать одновременно три мастера. Заработная плата каждого из них начинается от 10-15 тыс. рублей, в зависимости от региона, занятости, квалификации и т. д.


Готовые идеи для вашего бизнеса

Доходы гончарной мастерской складываются из двух составляющих – продажи самих гончарных изделий и изготовление их под заказ, а также проведения платных мастер-классов, экскурсий, сдачи в аренду рабочего помещения и оборудования. Оптовая стоимость простого предмета из глины, выполненного методом штамповки (например, магнита), начинается от 60-70 рублей при себестоимости 25-30 рублей. При этом в розницу такие магниты продаются по цене около 170-190 рублей. Посещение мастер-класса с обучением азам работы с гончарным кругом стоит от 350 рублей с человека. Среднее количество участников одного мастер-класса – пять-шесть человек. Стоимость аренды гончарной мастерской вместе со всем необходимым оборудованием начинается с 1000 рублей и выше. Конечно, зарабатывать на обучении и сдаче мастерской в аренду можно лишь в том случае, если она располагается в крупном городе, где конкуренция в данной области практически отсутствует и есть интерес со стороны людей к гончарному ремеслу. Реализовать готовые изделия можно через мелкооптовые компании (по мере увеличения объемов производства можно будет задуматься и о крупном опте), через торговые сети, отдельные магазины (цветочные, магазины игрушек, магазины сувениров и подарков), торговые точки и ларьки (включая сувенирные лавки в торговых центрах города, на вокзалах и в аэропортах), точки на рынках, через собственный магазин при мастерской, а также через интернет-магазины (но этот вариант подходит только для продажи мелкой сувенирной продукции). Мечта всех мелких производителей сувенирной продукции – стать поставщиком крупных российских торговых сетей. Глиняные сувениры самобытны и пользуются спросом, а конкуренция на федеральном уровне отсутствует. Но для сотрудничества с торговыми сетями минимальная партия товара должна составлять не менее тысячи штук одного наименования, что является довольно большим объемом для небольшой мастерской, даже если речь идет о мелочевке, вроде штампованных магнитов. Другая сложность связана со спецификой любого полукустарного производства, к которым относится нестабильное качество продукции и несоблюдение сроков поставок.

Даже если в вашем городе практически полностью отсутствует конкуренция в этом сегменте, не стоит забывать о рекламе и, главное, высоком качестве вашей продукции. Реклама поможет привлечь внимание желающих освоить искусство лепки из глины. А высокое качество и оригинальный дизайн вашей продукции станет залогом успеха среди потенциальных покупателей.

Для открытия небольшой гончарной мастерской потребуется от 250 тыс. рублей. Сроки окупаемости такого вида бизнеса составляют от одного года.

641 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 42657 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Другие статьи по вашей теме:

Многие из нас имеют своё хобби. Обычно эти занятия приносят только моральное удовлетворение. Но кто сказал, что увлечение не может быть доходным? Именно к такому доходному виду деятельности можно отнести гончарное искусство. Во сколько же обойдётся открытие небольшой гончарной мастерской? И сколько можно заработать, вращая гончарный круг?

Основной материал , с которым работает гончар – это глина. Она бывает разных сортов и выбирается, в зависимости от изготавливаемого изделия.

Технологические процессы гончарного производства – это замес, лепка и обжиг. В дальнейшем готовое изделие может покрываться глазурью.

Время изготовления одного керамического горшка может занимать около двух часов. При этом 20-30 минут уйдут на замес и лепку из глины, а остальное время – на сушку и обжиг.

В любой работе есть свои нюансы. В гончарном деле общий процент брака доходит до 20-30%, а на первых порах может составлять и половину всех глиняных горшков. Степень пригодности сырья, лепка из глины, уровень сухости перед обжигом — всё это влияет на качество готовой продукции. Если вращать гончарный круг вы намерены самостоятельно, то придётся освоить все процессы и вникнуть во все технологические детали. Также, для изготовления глиняной посуды или сувенирной продукции, необходимо обладать художественным вкусом и воображением.

Состав оборудования гончарной мастерской включает
— муфельная печь – желательно 3-4 штуки. Цена составляет около 100 тыс.руб;
— гончарный круг – количество зависит от числа наёмных работников. Цена составляет 30-50 тыс. руб. Но существуют способы изготовления гончарного круга своими руками;
— глиносмесительная машина – цена около 30 тыс. руб;
— весы – цена около 6 тыс. руб;
— формы для изделий – количество по потребности.

Состав помещений гончарной мастерской состоит из производственной зоны и склада. Процесс глазуровки лучше проводить в отдельной комнате с хорошей вентиляцией. В состав глазури входит свинец и другие химические элементы, поэтому необходимо соблюдать меры собственной безопасности.

Площадь помещений подбирается, в зависимости от объёмов изготовления и количества рабочих. Минимальные промышленные объёмы предполагают не меньше 50 кв.м. производственных площадей, при этом под склад отводится около 20 кв.м. Аренда такого помещения составит около 30-40 тыс. руб. в месяц.

Деятельность гончарной мастерской попадает под код ОКВЭД 26.21 «Производство хозяйственных и декоративных керамических изделий». В эту категорию входит производство посуды, хозяйственных принадлежностей из керамики, а также статуэтки и прочие декоративные изделия. При этом производство игрушек в эту группу не входит. Если планируется выпуск и таких изделий, то при регистрации необходимо добавить код ОКВЭД 36.50 «Прочие производства». Количество зарегистрированных видов экономической деятельности должно быть максимальным и включать все возможные производства.

В качестве организационно-правовой формы при регистрации деятельности лучше выбрать ИП по упрощенной системе налогообложения. Это позволит сократить налоговые выплаты и страховые взносы.

Численность персонала мастерской напрямую зависит от объёмов реализации. Как правило, гончарным искусством занимаются люди, влюбленные в свое ремесло. А таких немного. К тому же глиняная посуда, сувенирная продукция – это эксклюзивные авторские работы. Найти заказчиков и организовать сбыт — очень трудоёмкий процесс. Обычно мастера вывозят свои изделия в места с большим потоком иностранных туристов, на всевозможные фестивали и выставки, поближе к Европе. Туда, где глиняные горшки и крынки, выполненные своими руками, пользуются спросом. Поэтому и штат в небольшой гончарной мастерской состоит из 1-2 человек.

Налаживание сбыта — самый ответственный момент во всём гончарном бизнесе. Несмотря на то, что объёмы продаж сувениров в последние годы существенно выросли, 90% всех изделий производится за пределами России. Во всяком случае, торговцы завозят свой товар из Юго-Восточной Азии. Значит, для отечественного производителя этот рынок еще свободен.

По мнению оптовиков, российские изготовители очень ненадежны в плане сроков и качества своей продукции. Для крупной сувенирной сети минимальная партия изделий одного наименования должна составлять не менее 1000 штук. Поэтому, при заключении договора с таким заказчиком, существуют очень большие риски для поставщика.
Договоренности с маленькими сувенирными лавками более привлекательны для небольшой гончарной мастерской. Объёмы поменьше, но и доходы — соответственно.

Один из вариантов реализации – это изготовление изделий по индивидуальному заказу. Например, при дизайне интерьеров многие ищут особенные вазы, глиняные горшки или рельефы, изразцы или рамки. В качестве рекламных сувениров, хорошо идут магниты на холодильник, небольшие подставки под канцелярию, глиняные фигурки, пивные кружки.

Развитие гончарного бизнеса предполагает, кроме сбыта готовой продукции, и налаживание программы по обучению гончарному делу. Организация мастер-классов или учебных курсов может стать хорошей доходной статьёй. Интерес к этому виду искусства был всегда. Вращать гончарный круг, наблюдать превращение куска глины в стройную вазу или кувшин – это поистине удовольствие. Поэтому желающих попробовать найдется не мало. К тому же, в последнее время, стала очень востребованной гончаротерапия. Кстати, проводить мастер-классы можно с выездом на дом к заказчику. И, в качестве заказчиков, тут могут выступать элитные школы и детские сады.

Реклама продукции и услуг – это элемент продвижения любого бизнеса, в том числе, и гончарного. Для того, чтобы быть замеченным и оцененным, придется основательно потратиться на рекламу. Но, как говорится, цель оправдывает средства.

Стоимость глиняной продукции составляет от 100 до 1000 руб. за штуку. Цена зависит от объёма, формы, дизайна, сложности работы. Сувениры, магниты расходятся по цене от 40 до 100 рублей.

Стоимость обучения может варьироваться от 300 до 1000 рублей за час. Все зависит от профессионализма мастера и наличия желающих заплатить ту или иную сумму.

Подводя итог всему вышесказанному, можно охарактеризовать бизнес-модель идеальной гончарной мастерской, которая работает сразу по трем направлениям: 1) производство глиняных изделий для крупных оптовиков; 2) отдельный небольшой цех для производства авторских работ на заказ; 3) школа для обучения гончарному делу. Во главе этого предприятия стоит сам индивидуальный предприниматель и осуществляет непосредственный контроль за качеством производимой продукции и сроками поставок.

Что касается первоначальных капиталовложений, то, как видно, они небольшие. Открытие мастерской и раскрутка потянут на сумму не больше 10 тыс. долларов. А вот сроки окупаемости и объём прибыли будут зависеть от креативности и организационных способностей самого предпринимателя.

По основным приёмам между этими тремя родами производств нет существенных различий; но так как для них применяются весьма неодинаковые сорта глины и отдельные особенности приемов, то, рассматривая в отдельности производство кирпича, фаянса и фарфора, здесь мы сводим некоторые общие сведения, относящиеся особенно к тому роду разнообразных глиняных изделий среднего достоинства, которые известны в частности под названием гончарных.

"Из народов Азии китайцы за 2000 лет до н. э . выделывали не только глиняную посуду, но и фарфор , а это уже ясно указывает, что начало гончарного производства в Китае было гораздо ранее этого времени."

Разновидности керамических изделий

Оставляя в стороне красоту формы, изделия, изготовляемые в наше время, различаются между собою не столько степенью отделки, сколько, прежде всего, составом массы, из которой выделываются, и родом глазури, которою поливаются. Все изделия керамики в этом отношении разделяются на 2 группы: плотные и пористые.

Плотными называются такие, которые от действия высокой температуры при обжиге сплавились или слились в однородную твердую массу; в изломе они более или менее имеют вид стекла, полупрозрачны, не впитывают в себя воды и при ударе о сталь дают искры. Типом их служит фарфор .

Пористые, напротив, имеют всю массу, из которой сделаны, неплотную, в изломе пористую; легко ломаются; пропускают сквозь свою массу воду, если полива удалена, и своим изломом пристают к языку. Типом их служит фаянс . Между теми и другими есть переходы. Те и другие бывают покрыты поливою или её не имеют. Обыкновенный кирпич есть пористое изделие без поливы и низшего качества по роду материала.

Плотные

К плотным гончарным изделиям принадлежат:

  • Фарфор твердый , масса которого почти сплавлена, мелкозернистая, полупрозрачная, упруго-звонкая, однородная, твердая, не поддающаяся действию ножа, в изломе раковистая, 2,07-2,49. Он содержит каолин , или фарфоровую глину, и сверх того - полевой шпат , мел и кварц . Полива состоит из того же полевого шпата с гипсом, как и самая масса; окислы олова и свинца никогда не вводятся в состав фарфоровой глазури. Фарфор подвергается двойному обжигу : слабому до покрытия поливою и очень сильному после покрытия поливою.
  • Фарфор мягкий легче плавится, чем твердый; французский содержит массу почти стекловатую, с прозрачною свинцовою глазурью; масса английского состоит из каолина, кремнезема, гипса и костяного пепла. Полива состоит из мела, кремнезема , буры и окиси свинца, легче плавится, чем сама фарфоровая масса, а потому первый обжиг, наоборот, должен быть более сильный, чем вторичный.
  • Бисквит , то есть фарфор твердый, неглазурированный; масса такая же, как в фарфоре.
  • Париян имеет состав массы, похожий на английский, трудноплавкий, желтоватого цвета, без глазури.
  • Kappapa - средний между парияном и каменными изделиями, слабопрозрачный, белого цвета.
  • Каменные изделия состоят из плотной мелкозернистой массы, белой или окрашенной, издающей звук и по краям излома просвечивающей; они бывают ординарные и нежные (Д. Веджвуд).

Масса ординарных изделий состоит из окрашенной огнеупорной глины, песка и шамотной массы; иногда бывает без глазури; обыкновенно покрыта очень тонким слоем, образующемся от осаждения брошенной во время обжига поваренной соли. Масса нежных изделий состоит из огнеупорной глины, кварца и гипса, иногда подкрашенная и покрытая свинцовой или борной поливой.

Пористые

К пористым керамическим изделиям относятся:

  • Фаянс нежный - смесь огнеупорной глины с кремнеземом; покрывается прозрачною поливою, имеет основную массу непрозрачную, незвонкую.
  • Фаянс обыкновенный , называемый иногда майоликою , имеет массу красновато-жёлтую; после обжига глины с добавлением глинистого мергеля покрывается непрозрачною оловянною поливою.
  • Терракота , или обожженная искусственная каменная масса, состоящая из очищенной глины и обращенного в порошок гончарного боя, без глазури. Употребляется для выделки ваз, архитектурных украшений, половых лещадок и пр.
  • Изделия гончарные обыкновенные , коих масса состоит из глины и глинистого мергеля с непрозрачною свинцовою глазурью .
  • Изделия из обыкновенной и огнепостоянной глины: всякий кирпич , черепица , дренажные трубы, лещадки и пр.

Материалы гончарного производства

Изразцы . Выделка изразцов начинается с приготовления из комьев поднесенной глины пластинок, скалок и ободов. Первые изготовляются на формовальных колодках требуемого рисунка, если это будут изразцы карнизные, а ободки - на Г. станке, описываемом при формовке горшков. Для выделки изразцов имеются 4 колодки, с помощью которых можно выделать все сорта изразцов. Колодки делаются из березовых досок, должны быть гладко выструганы и карнизы опилены. Деревянная лопатка, нож и тонкая проволока довершают остальной инструмент. Сборку отдельных частей изразцов делают так: на колодку кладут пластинку и на неё накладывают обод, который вдавливают лопаткою или приколачивают до той поры, пока высота обода не сделается требуемой меры, и тогда изнутри и снаружи обод обкладывается скалками или лентами, которые работник прижимает для соединения в одно целое с отвесными его стенками, придавая им желобчатую форму. Остается только в поперечных стенках обода сделать гвоздем отверстия для вкладывания железных анкеров при связке печей и отнести изразец в сушильню. Формовка украшений делается одновременно со сборкою изразцов в особых гипсовых или деревянных формах, в которых вытискиваются изразцы с требуемыми на их поверхности изображениями с помощью пресса. Сушка изразцов продолжается от 4 ½ - 5 суток. После сего поверяют линейкою правильность лицевой плоскости изразца, если нужно стругают, а углубления заполняют теми же стружками, смоченными водою.

Нанесение глазури

Некоторые изделия Гончарного производства не покрываются поливою, например огнеупорные кирпичи, лещади, черепица, горшки, терракота и т. п., остальные же обыкновенно покрываются глазурью . Глазурование делается для того, чтобы глиняные изделия не напитывались жидкостью, которая в них содержится, или падающей, или же окружающей их влагою. (Этой же цели служит также молочение (молочный обжиг) - один из древних способов обработки керамики для придания ей водонепроницаемости и красивого вида.)

Дешевые Гончарные изделия покрываются глазурью в сыром виде и обжигаются одновременно. Действие это называется муравлением ; оно состоит в том, что во время обжигания в печь бросают соль , которая, превращаясь в пары, садится на изделия, и там, где она сядет, глина с составными своими частями и солью образует легкоплавкое соединение, род стекла, называемого муравою .

Второй способ покрытия глазурью состоит в том, что состав поливы толкут в мелкий порошок, просеивают и посыпают им изделия, обыкновенно грубой выделки, например необожженные трубы, черепицу, горшки и пр. До посыпки изделия обмазывают мучным клейстером, а потом обжигают.

Третий способ состоит в обливании поливою, разведенною до густоты сливок. Этим способом покрываются изделия непористые, следовательно твердые, мало всасывающие в себя воду, например английский фарфор и некоторые сорта фаянса. Способ обливания дает возможность внутреннюю глазурь делать отличною от наружной.

Наконец, четвёртый способ заключается в погружении изделий фарфоровых и фаянсовых в глазурную массу. Bce изделия этого рода первоначально слабо обжигаются, не теряя способности впитывать в себя воду. Полива, растертая в мельчайший порошок, с водою образует молоко, в котором погруженные изделия впитывают в себя воду, твердые же частицы поливы осаждаются плотно на поверхность, приставая к ней очень сильно. На глазури иногда делают живописные рисунки металлическими красками, растертыми на скипидаре. Для укрепления таких красок нужно глазурь расплавить, а для этого изделия обжечь ещё в 3-й раз. Чтобы при этом краски не полиняли от действия огня, обжигание делают в особой камере, называемой муфелем.