Цифровые зеркальные фотоаппараты Olympus. Цифровые зеркальные фотоаппараты Olympus Функционал и впечатления от работы


OLYMPUS Е-1 - первая камера стандарта 4/3 (Four Thirds System). Название стандарт получил от матрицы, которая по размерам равна гипотетическому видикону с внешним диаметром 4/3 дюйма. Однако в камере установлена матрица ПЗС с размером кадра 18×13,5 мм. Пока единственным производителем матриц, присоединившимся к этому стандарту, является фирма Kodak, и в данной камере установлена 5,1 Мп матрица . По поводу матрицы все более или менее подробно расписано на сайте Стандарт предусматривает и посадочные размеры объектива. Однако здесь уже ничего не ясно. Поскольку на сайте приведен красивый чертежик, на котором стрелочками показаны основные измерения, но почему-то вопреки законам логики и черчения там вместо размеров написаны названия отрезков (the diameter of lens mount, the size of the image circle, the flange-focal distance, и т.д.) и указано то, что они стандартны.

Как мне объяснили в фирме Olympus, предполагается, что стандарт открыт для присоединения. Недавно было объявлено, что, кроме Olympus, Kodak и Fujifilm, к стандарту присоединились также Mitsushita Industrial Co., Ltd., (Panasonic), Sanyo и Sigma. К чему собственно они примкнули, мне так и не ясно, причины у них тоже могут быть самые разные: кто-то собирается выпускать матрицы, кто-то - объективы. Абсолютно логичной мне здесь кажется только позиция Sigma, которая выпускает объективы под очень многие стандарты, и почему бы ни включить в свою линейку еще один? Если бы Olympus не счел нужным отказаться от собственного байонета ОМ (Olympus OM-Mount) и сохранил его и на новой цифровой камере, то, вероятно, Sigma с удовольствием выпускала бы объективы и под него. А вот собирается ли Sigma отказываться от своего собственного байонета на своих цифровых камерах, это еще большой вопрос. О стандартных креплениях объективов и логике их развития я собираюсь написать в отдельной статье, здесь же только констатирую, что, решив возобновить выпуск зеркальных камер со сменной оптикой, фирма отказалась от стандарта ОМ и использовала новый, который на сегодняшний день поддерживается единственной камерой, которую мы и рассматриваем – Olympus E-1. Стандарт, кроме того, предусматривает и протокол общения объектива с камерой. Про него мне тоже ничего не известно, однако потенциально он очень революционный, поскольку все управление объективов осуществляется посредством моторов. Фокусировочное кольцо на объективе не перемещает механически линзы, а передает информацию камере, а камера дает команды мотору. Аналогично чисто электрически устанавливается и диафрагма. Система является полным антиподом системы Pentax, в которой и управление диафрагмой, и фокусировка осуществляются через механические сопряжения камеры и объектива. Электрическое управление фокусировкой очень непривычно, однако потенциально позволяет вводить поправки на величину диафрагмы. Так, если ручная фокусировка осуществляется при полностью открытой диафрагме, когда доля краевых лучей, несколько сильнее преломляющихся объективом, является доминирующей, а при закрытой диафрагме изображение формируется только центральными лучами и точка фокусировки смещается, как, например, у такого известного объектива как Sonnar 50/1,5 (Юпитер-3), то теперь автоматика камеры могла бы это учесть и сдвинуть одновременно с закрытием диафрагмы точку фокусировки. У тех объективов, с которыми тестировалась камера, видимо, этот эффект либо отсутствует, либо автоматика пока не реализует потенциально заложенные в нее возможности. В этой камере много систем, призванных компенсировать несовершенство оптики. Так, есть электронный фильтр, корректирующий падение яркости изображения к краям кадра при съемке широкоугольными объективами. Однако опять же с теми объективами, с которыми мне пришлось тестировать, эффективность этой системы была не очень высокой, т.е. результат действия фильтра скорее угадывается, чем реально существует. Осмотр с поверхности

По внешнему виду и габаритам камера практически не отличается от других цифровых зеркалок: 141×104×81 мм, вес без батарей 660 г.

Матрица размером 18×13,5 мм имеет активную зону 17,4×13,1 мм. В результате получается кадр размером 2560×1920 с размером чувствительных элементов 6,8×6,8 мкм, перед которыми размещены красный, зеленый и синий фильтры. В камере впервые применена оригинальная система очистки матрицы от пыли: «Supersonic Wave Filter». Система заставляет матрицу вибрировать, и таким образом стряхивать с нее пыль, которая прилипает к несохнущему клею на границе матрицы. Система очистки запускается при каждом включении камеры и может быть запущена и из меню.





Общение с компьютером осуществляется через USB 2,0 или FireWire IEEE 1394. Соединение с компьютером через оба интерфейса показали практически одинаковые результаты, 2 Мб/с, что раза в три больше, чем через USB 1, но раза в два меньше, чем позволяют получить специализированные устройства для чтения карт памяти.



Камера подсоединена к компьютеру через IEEE 1394


Камера подсоединена к компьютеру через USB 2.0



512 Data FAB FireWire MD1-II-FV PCMCIA Card Reader



Скорость чтения/записи карты Apacer Photo STENO Pro через Apacer Internal USB 2.0

Удивительно, но в этой камере используются только карты памяти Compact Flash, и Olympus не воспользовался возможностью продвигать свой собственный стандарт карт памяти, xD. На питание камеры используется Li-ионный аккумулятор BLM-1 (1500 мА·ч), по габаритам абсолютно аналогичный аккумуляторам других цифровых зеркалок, однако, естественно, без малейшего намека на совместимость контактных групп.


На снимке телеконвертер EC 1,4х, можно детально рассмотреть конструкцию байонета.

Кроме того, анонсирован переходник на объективы серии ОМ. Для практической работы этого более чем достаточно, но возможность выбора существенно меньше, чем у других зеркалок, где фактически существуют всегда несколько объективов со схожими фокусными расстояниями.

Новая линейка объективов не опозорила легендарную марку ZUIKO. Характеристики объективов, включая MTF (ЧКХ), приведены в файлах в формате pdf: , . В макрообъектив я готов просто влюбиться. Перемещение объектива таково, что необходимости в удлинительных кольцах практически никогда не возникнет. 35мм кадр можно переснять один к одному, используя камеру как пленочный сканер. Индекс экспозиции камеры изменяется от ISO 100 до ISO 800, в режиме ISO BOOST возможна установка чувствительности ISO 1600 и ISO 3200. Как видно из приведенной таблицы шумов, последний режим стоит использовать только в случае крайней нужды. В камере предусмотрены 2 системы шумоподавления: Noise Filter и Noise Reduction.

Отсутствие встроенной вспышки компенсируется наличием высококлассной согласованной с камерой вспышки FL-50.

Программы

В комплекте две программы: Olympus Viewer и Olympus Studio. Первая полностью рабочая, а вторая, к сожалению, - 30-дневная полностью функциональная демонстрационная версия.

Разрешение


Справа центр, слева край кадра. Изображение при верстке увеличено вдвое. Объектив 50 мм, ISO-100, F:2, 1/80 с. Баланс белого - 3600К, мира освещена галогенной лампой накаливания.

Спектральные характеристики


Объектив 50 мм, ISO-100, F:2, 1/80 с, Баланс белого - 3600 К, мира освещена галогенной лампой накаливания.


Эта таблица получена из RAW файлов с коррекцией баланса белого и экспозиции +1EV.

Любопытно, что две части одной программы по-разному отображают цветовую температуру, при которой был сделан снимок:

Шумы


Сравниваются шумы камер Canon 300D , D60, Pentax *istD , OLYMPUS E1, соответственно, построенных на 6 Мп КМОП матрице Canon,6 Мп ПЗС Sony ICX413 AQ и 5 Мп ПЗС Kodak KAF-5101CE. Изображение при верстке увеличено вдвое.

Ниже в таблице приведены средние значения яркости и стандартного отклонения.

EOS 300D (P2) EOS D60

Pentax *istD

OLYMPUS E1

ISO
3200 113 5,45 104 7,78
112 7,8 112 11,95
115 5,76 104 9,79
106 13,61 88 26,39
1600 118 4,35 - - 106 3,25 104 4,18
128 4,89 - - 105 4,41 112 6,72
116 4,84 - - 107 3,68 104 5,49
97 7,18 - - 100 8,13 89 13,78
1000 - - 112 3,32
- - 120 4,38
- - 111 4,13
- - 97 5,98
800 116 3,16 113 2,73 102 1,76 119 2,52
126 3,85 122 3,65 102 2,62 128 4,12
114 3,51 111 3,21 103 2,02 117 3,41
97 4,90 98 5,25 100 4,01 101 7,36
400 114 1,86 117 1,81 105 1,08 121 2,23
126 2,43 126 2,14 104 1,88 130 3,07
111 2,18 115 2,18 107 1,27 119 2,67
93 3,20 102 2,97 101 2,78 102 4,60
200 115 1,27 116 1,45 108 0,87 106 1,65
128 1,52 125 1,70 108 1,08 113 2,44
112 1,64 114 1,73 109 0,99 104 2,14
94 2,50 100 2,27 104 1,59 91 3,55
100 117 1,02 114 1,14 108 1,30
130 1,40 124 1,26 116 2,08
115 1,28 111 1,30 106 1,71
98 1,45 99 1,75 94 2,78
Фото

Камера Olympus Pen E-PL1 была анонсирована 3 февраля 2010 года. 16 ноября 2010 г. была анонсирована ее слегка модернизированная версия Olympus Pen E-PL1s. Разница между этими моделями в основном сводится к двукратному увеличению максимальной чувствительности (до ISO-6400) и переходе на новый аккумулятор BLS-5, однако при этом сохраняется совместимость и со старым аккумулятором BLS-1. Новый аккумулятор BLS-5 соответствует более жесткому стандарту безопасности, вступающему в силу в Японии с ноября 2011 года. На мой взгляд, эти нововведения не являются столь уж существенными, чтобы сделать обзор камеры PL1 неактуальным. 6 января 2011 года была анонсирована камера Olympus Pen E-PL2. Эта камера по органам управления ближе к E-P2 и официально не является наследницей и заменой E-PL1.

Размер камеры зависит от размера матрицы, но если у камеры сменные объективы, то эта зависимость целиком приходится на объектив, а сама камера даже с большой матрицей может лишь незначительно превышать размер кадра. Сравнивая Pen E-PL1 с Sony NEX-5 , можно заметить, что несмотря на больший в два раза по площади размер матрицы у модели Sony, собственно камера эта куда компактнее.

В рабочем положении более длиннофокусный объектив, при схожей оптической схеме, неизбежно больше, а вот за транспортное положение можно и побороться.

Конструкция штатного объектива M.Zuiko Digital ED 14-42 мм 1:3,5-5,6 любопытна тем, что у него два положения: транспортное и рабочее. При повороте кольца изменения фокусного расстояния вы переходите из транспортного положения в рабочее, а вот чтобы вернуться обратно, запарковать объектив, надо отжать специальный фиксатор.




Разъемы HDMI и USB/AV


Управление камерой выполнено в стиле компактных камер, т. е. используются кнопки, а не колеса прокрутки для выбора параметров. Это менее оперативно для тех, кто привык устанавливать все параметры самостоятельно, но некритично для тех, кто привык полагаться на автоматику. А именно на них и рассчитана эта младшая модель. Два колеса прокрутки присутствуют в старшей модели Р2, одно есть в новой E-PL2. Тем не менее, иерархическое меню очень богатое и обеспечивает полный доступ к настройкам. Отмечу, возможности настройки через меню существенно богаче, чем у Sony NEX. И это еще раз подтверждает мой тезис о том, что камера micro 4/3 по функциональности вполне готова конкурировать с зеркальными камерами среднего уровня.

Меню

Меню первого уровня

Вложенные меню второго уровня

Просмотр и редактирование

Избранные сюжетные настройки

Художественные фильтры

Огромное меню содержит настройки на все случа жизни. Привыкли, в стиле Киев-Nikon, вращать объектив по часовой стрелке для наводки на бесконечность - пожалуйста. Привыкли, в стиле Зенит-Canon, в обратную сторону - опять же, пожалуйста. Электропривод позволяет решить эту проблему через меню без необходимости делать две оправы для одного объектива, как вынуждена была сделать фирма Samyang для своего объектива 14 мм с механическим приводом. Настройки на любой вкус, и, вероятно, ни один фотограф не будет использовать их все. Для сторонников классической школы есть выдержки, диафрагма и настройка режима стабилизации. Для любителей современных компьютерных чудес есть сценарии, которые позволяют одним движением решить проблемы, которым я посвящал целые статьи, такие как, например, «Съемка фейерверков » и «Из жизни пчел, или О макросъемке на природе ». Есть и огромное количество художественных фильтров, которые позволяют получить нечто далекое от действительности, не прибегая к графическому редактору. Однако все это, в отличие от мыльниц, не раздражает, поскольку в эти меню можно просто не заходить, а оперировать привычными выдержкой, диафрагмой, чувствительностью. На мой взгляд, лишнее меню с ручными настройками не изменит цену мыльницы и может быть спрятано так глубоко, что любители не читать инструкцию его и не найдут, однако это сделало бы мыльницу не просто игрушкой, а игрушкой развивающей, а опытному фотографу, пусть и небыстро, позволило бы получить то, что хочет он, а не компьютерный интеллект камеры. Вероятно, придется признать, что с интеллектом у камеры часто бывает лучше, чем у фотографа, но правильная самооценка - это путь к совершенствованию:-)

Определенное разочарование вызывает ЖК-экран камеры. 2,7-дюймовый экран с 230 тысячами точек вполне достаточен для работы. Но на сегодняшний день его картинка кажется чересчур грубой по сравнению с конкурентами. С другой стороны, те, кому нужна особо четкая картинка, могут купить дополнительный электронный видоискатель VF-2, который подсоединяется к камере через разъем, расположенный под горячим башмаком вспышки, и является одним из лучших среди сменных видоискателей, обеспечивая картинку 800×600 пикселей, причем каждый пиксель создается триадой из трех точек: синей, зеленой и красной.

Еще одним, на мой взгляд, существенным минусом данной модели является отсутствие какого-либо пульта дистанционного управления. Ни проводного, ни инфракрасного конструкцией не предусмотрено. Это может стать существенным аргументом против, с точки зрения любителей заниматься специальными видами съемки. При съемке с рук камера вполне удобная. Если установить на нее светосильный объектив Юпитер 3 (1:1,5), то при включенной стабилизации можно снимать портреты в помещении без дополнительного освещения.

В отличие от старшей модели, данная камера имеет встроенную вспышку, поэтому проблема нехватки освещенности даже с не очень светосильным штатным объективом не стоит.

До сих пор мое знакомство с камерами стандарта micro 4/3 было ограничено продукцией Panasonic. Данная модель стала первой камерой Olympus, которая попала ко мне в руки. Общее впечатление, что стандарт micro 4/3, воплощенный в решениях Panasonic и Olympus, на сегодняшний день является самым функционально богатым среди незеркальных камер со сменной оптикой. Основные различия между камерами двух производителей лежат в области вкуса их потенциальных покупателей. Однако есть и несколько отличий в конструкции, которые могут стать серьезным аргументом при выборе камеры. Принципиальное отличие Olympus Pen E-PL1 заключается в том, что стабилизация изображения реализована за счет перемещения матрицы. Первой такую систему использовала фирма Konica Minolta в своей камере Dynax 7D. В статье , посвященной этой модели, я подробно останавливался на ее конструкции. Здесь же только отмечу, что если выключить камеру при снятом объективе, то видно, как смещается матрица, и это смещение вполне заметное. Если сравнивать камеры Olympus и Panasonic со штатными объективами (у Panasonic используется стабилизация, встроенная в объектив), то принципиальной разницы для потребителя в том, каким образом реализована стабилизация, на мой взгляд, нет: результат будет схожим. Существенная разница проявится, если мы попытаемся использовать сменные неавтофокусные объективы. В этом случае можно задать в меню их фокусное расстояние, и стабилизатор будет относительно корректно работать и с ними. Подобное решение использует фирма Pentax, и об этом я писал в статье, посвященной камере Pentax K-7 .

При тестировании камеры Olympus Pen E-PL1 я попытался качественно оценить эффективность работы стабилизации в экстремальном случае. На камеру был установлен объектив Samyang 500 мм F:8 , и я поснимал им с рук с ручной фокусировкой, со включенной и выключенной стабилизацией.

Известное мнемоническое правило времен пленочных камер гласит, что для получения снимка без смаза надо устанавливать выдержку численно более короткую, чем фокусное расстояние объектива. Учитывая, что матрица стандарта micro 4/3 имеет размер 17,3×13 мм, т. е. вдвое меньше линейного размера кадра пленочной камеры, для надежной съемки без смаза надо было бы снимать с выдержкой 1/1000 с или короче.

Анализ 40 снимков показал, что при выдержках длиннее 1/100 с стабилизация уменьшает величину смаза, но не ликвидирует его полностью. При выдержках в интервале 1/100-1/200 с есть шанс получить резкие снимки как при выключенной, так и при включенной стабилизации, и в последнем случае этот шанс выше. При выдержках короче 1/200 с включение стабилизации приводит к существенному уменьшению брака.

Новинка Olympus E-PL7, в отличие от своего прародителя, первого поколения семейства E-PL, уже не выглядит какой-то дешёвой мыльницей. Впрочем, это касается и предыдущих поколений E-PL, но последнее особенно хорошо, к тому же производитель подтянул не только внешность, но и технические параметры. Отличий от прямого предшественника, E-PL6, тут хватает, причём они приближают серию, изначально задуманную как бюджетную, к флагманам семейств PEN и OM-D. Что бросается в глаза сразу, причём без ознакомления с заявленными техническими характеристиками, так это дисплей, разрешение которого существенно возросло — теперь оно не меньше, чем у топовых моделей. Процессор теперь такой же, как и у камер OM-D E-M1/E-M10, да и точек фокусировки столько же, сколько у данных фотоаппаратов, — 81 штука, хотя у формально старшего в семействе фотоаппарата E-P5 точек фокусировки лишь 35. Не менее интересным новшеством является и встроенный модуль Wi-Fi.

⇡ Технические характеристики

Olympus E-PL7
Сенсор изображения 4/3″ МОП, 17,3 × 13,0 мм, 17,2 Мп
Эффективное количество точек, Мп 16,1
Формат сохранения изображения Фотокадр : JPEG (EXIF 2.2, DCF 2.0), RAW 12 bit, MPO
Видео : MOV (MPEG/4AVC/H.264), AVI (Motion JPEG)
Размер кадра в пикселях Фотокадр : 4608 × 3456, 3200 × 2400, 1280 × 960
Видео: 1920 × 1080, 1280 × 720, 640 × 480
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте 100-25 600 с шагом 1/3, 1 EV
Диапазон выдержек, секунд 1/4000-60 с шагом 1/3, 1/2 и 1 EV
Синхронизация скорости работы затвора для вспышки: 1/250
Экспозамер, режимы работы замеры в 324 зонах; мульти, точечная, центрально-взвешенный, тень, светлая зона
Экспокоррекция ±5 EV с шагом 1/3 ступени
Встроенная вспышка Нет (внешняя вспышка FL-LM1 входит в стандартный комплект поставки)
Автоспуск, с 1-30 секунд (до 10 экспозиций)
Устройство хранения информации SD, SDHC, SDXC(UHS-I)
ЖК-дисплей Наклонный, сенсорный дисплей, 7,6 см (3,0 дюйма), разрешением 1 037 тыс. точек
Видоискатель Нет (навесные видоискатели доступны опционально)
Интерфейсы HDMI, USB, A/V-выход
Дополнительно Модуль Wi-Fi
Питание Литий-ионный аккумулятор BLS-50, 8,7 Вт·ч
Габариты, мм 114,9 × 67 × 38,4 (без выступающих частей)
Масса, г 357 (включая батарею и карту памяти)
309 (только корпус)

⇡ Комплект поставки

На тестирование камера была предоставлена в минимально достаточной комплектации — аккумулятор, зарядное устройство, стандартный комплектный объектив и… всё. Ни коробки, ни инструкции, ни даже диска с комплектным ПО. Полноценные коммерческие поставки включают также USB-кабель, наплечный ремень, крышку корпуса, маломощную внешнюю вспышку, диск с дополнительным ПО и полное руководство пользователя.

⇡ Внешний вид

Если судить по корпусу, то новинка, на первый взгляд, мало отличается от E-PL6. Впрочем, в какой-то мере это можно сказать о большинстве «беззеркалок» Olympus семейства PEN. Крепко сбитый компактный корпус, качественное лакокрасочное покрытие и в целом весьма высокое качество сборки. Мы уже не раз акцентировали внимание на том, что не важно, в какой стране собран фотоаппарат, и куда важнее, на каком заводе было дело. E-PL7 производится на вьетнамском заводе компании, но, как уже отмечалось выше, качество сборки от этого не пострадало.

Несмотря на общую схожесть, отличия от предшественника есть, и существенные. Рокировка органов управления произведена таким образом, что теперь с фотоаппаратом можно работать одной рукой, причём это не только возможно, но и весьма удобно как в режиме съёмки, так и в режиме просмотра. Например, у E-PL6 клавиши удаления и перехода в режим просмотра были расположены в верхнем левом углу тыльной панели, поэтому при просмотре приходилось использовать левую руку. В новинке же данные кнопки переехали в нижний правый угол. Кроме того, клавиши масштабирования (одна из которых программируемая) смещены чуть правее, и теперь наклонный дисплей не мешает с ними работать. Однако от всех этих рокировок немного пострадала клавиша видеозаписи, которую переместили на тыльную поверхность — слишком близко к выступающему дисплею, поэтому у обладателей крупных пальцев с этой клавишей могут быть сложности.

Итак, с лицевой стороны находятся только байонет объектива и чрезвычайно яркая лампа подсветки автофокуса.

Как уже отмечалось, на тыльной стороне все органы управления были перенесены в правую часть. Тут находятся клавиши масштабирования, видеозаписи, входа в меню, смены режима отображения информации, перехода в режим просмотра, удаления, а также круглая 4-позиционная многофункциональная клавиша, дополненная кнопкой ввода по центру. Стоит отметить, что, в отличие от PL6, в E-PL7 вращающегося бортика у круглой клавиши нет, ведь теперь он окружает клавишу спуска затвора, благодаря чему по способу управления фотоаппарат стал больше походить на классические зеркалки.

Помимо спусковой клавиши и диска управления, сверху расположен «горячий башмак» с возможностью подключения различных специальных аксессуаров, пара микрофонов, системный динамик, диск выбора режимов работы, а также небольшая клавиша питания.

Снизу находится только разъём установки на штатив, а также отсеки для аккумулятора и карты памяти, скрытые единой крышкой.

Левая боковая поверхность пустует. Справа же находится резиновая заглушка, под которой скрыты разъёмы подключения кабелей USB/AV и HDMI.

Ремарка: периодически сталкиваюсь с Nikon , но как-то не возникало потребности копать глубже. Вероятно (крамолу скажу!), нет такой уж разницы между двумя заклятыми друзьями, Кеноном и Никоном. А вот Олимпус – другой. Не хуже, не лучше – просто другой.

E - system

Система 4/3 (она же E - system ): первая система цифровых зеркальных фотоаппаратов, разработанная «с нуля». Конкуренты - в той или иной мере – «стыковали» цифровые зеркальные фотоаппараты с существующими линейками объективов и аксессуаров. Е-система разрабатывалась практически «с нуля». Фотоаппараты перечислены в хронологическом порядке.

E -1

В конце 2003 года Олимпус представил свой первый цифровой зеркальный фотоаппарат – Olympus E -1. Модель стала результатом совместной работы Olympus и Kodak в области цифровых технологий, о начале которой было объявлено в феврале 2001 года. Olympus E -1 стал еще и первым зеркальным фотоаппаратом фирмы с момента распада системы OM в 2000/2002. Поклонники марки встретили модель прохладно: ожидался фотоаппарат с матрицей большего разрешения. Модель оснащалась CCD матрицей производства Kodak , размером 18*13,5 мм и разрешением в 4,9 Мп. E-1 отличается интересными дизайнерскими находками и техническими нововведениями. Корпус из магниевого сплава, фотоаппарат пыле и влаго защищен, применена эффективная система очистки матрицы от пыли SSWF . Дисплей 1,8 дюйма. Размеры 141*104*81 и вес 735 грамм.

А свою линию на то, что в цифровой фотографии качество объективов важнее многопиксельности матриц, Олимпус гнет и по сей день.

E -300 (он же EVOLT E-300 )

Критика «малопиксельности» усилилась в 2004 году. Понятно, что поклонников марки разочаровывать не стоило и Олимпус в конце года объявил о выходе Olympus E -300, оснащенного CCD матрицей от Kodak с эффективным разрешением в 8 мегапикселей. Успокоившись с новым количеством пикселей, критики принялись за невнятный дизайн модели: плоский верх, который объяснялся использованием видоискателя системы Porro (вместо обычной пентапризмы изображение передавалось в видоискатель через систему из 4 зеркал). Большее количество пикселей, однако, не означает, что Е-300 – аппарат одного класса с E -1: модель положила начало линейке любительских цифровых зеркальных фотоаппаратов Олимпус. Корпус из алюминия, ISO всего лишь 100-400 (правда «расширяемые» до 800 и 1600). Размер 147*85*64, вес с аккумулятором 624 грамма, без – 580 грамм.

Е-500 (EVOLT E -500)

Через год Олимпус удивил поклонников, выпустив в сентябре новую модель цифровой «зеркалки»: Olympus E -500. И не давно ожидаемое продолжение «первой» серии, а замену E -300, с более традиционным дизайном. Спецификации остались практически неизменными, но Е-500 начинает конкурировать с моделями начального уровня от Canon и Nikon . Размер 130*95*66, вес – 479 грамм.

E -330

Весной 2006 года Olympus объявляет новую модель фотоаппарата E -системы: Olympus E -330. Это первый в мире цифровой зеркальный фотоаппарат с системой "Live-View" или Live Preview, столь знакомой всем владельцам компактных цифровых фотоаппаратов. Новостями, кроме системы Live View , в Е-330 стали новая матрица LiveMOS от Panasonic с 7,5 эффективными Мп, откидывающийся дисплей размером 2.5 дюйма и разрешением 215 000 пикселей, новый 49-зонный экспонометр. Остались без изменений видосикатель системы Porro и ISO 100-400. Размеры 140*87*72. Вес с аккумулятором 617 грамм, без – 539.Показано 4/3rds сотрудничества он оснащен 7,4 Мп Live-MOS изображений от Panasonic, его нового партнера.

E -400

Осенью 2006 года все ждали замену Olympus E -1. Олимпус же объявил о выпуске самого компактного и легкого цифрового зеркального фотоаппарата в мире – Olympus E -400. Е-400 открыл линейку цифровых зеркальных фотоаппаратов Олимпус «начального уровня». Фирма начала пользоваться преимуществами системы 4/3, позволяющей делать миниатюрные фотоаппараты. Матрица Kodak, CCD 10 Мп . Размер 130*91*53, вес 435 грамм с аккумуляторами, 375 – без. По непонятным причинам модель официально в США не поставлялась.

E-410 (EVOLT E-410)

Объявлен весной 2007 года – через полгода после выхода предшественника. Практически повторяет характеристики Olympus E -400, но использует 10-мегапиксельную матрицу LiveMOS от Panasonic .

E-510

Продолжатель дела Olympus E -500, объявленный одновременно с Olympus E -410 в марте 2007 года, Е-510 - фотоаппарат, призванный упорядочить линейку цифровых «зеркалок» от Олимпус: 4-я серия – фотоаппараты начального уровня, 5-я – для продвинутых любителей. По характеристикам схож и с Е-410, и с Е-500. Идентичная с Olympus E -410 матрица с режимом Live View , дисплей 2,5 дюйма. Главное нововведение и отличие – внутрикамерная система стабилизации изображения, делающая все объективы стабилизированными. От «младшего брата» фотоаппарат отличается и размерами с весом: 136*92*68, 535 грамм с аккумуляторами, 460 – без.

E -3

Долгожданная замена Olympus Е-1 появилась лишь через 4 года: E-3 объявили в октябре 2007 года. Для цифровой фотографии срок очень немалый. Е-3 в линейке Olympus занимал верхнюю позицию и на момент выхода конкурировал с Canon 40 D и Nikon D 300. Матрица 10.1 Мп, Live View , внутрикамерный стабилизатор изображения, магниевый корпус, пыле и влаго защита, ISO 100-3200, 2.5 дюймовый подвижный дисплей – очень неплохие характеристики. Внимание потребителей маркетологи также привлекали к новой 11-точечной системе автофокуса, видоискателю со 100% охватом, выдержкам до 1/8000 и 5 кадрам в секунду при серийной съемке. Удивляет отсутствие лампы подсветки автофокуса – используется встроенная вспышка, как и в младших моделях. Размер 142*116*75, вес 800 грамм.

E-420

Olympus E -420 появился через год после Е-410, в марте 2008 года. Фотоаппараты практически идентичны за исключением некоторых незначительных изменений, наиболее заметным из которых был чуть больший (2,7 дюйма) по размерам дисплей. Размеры 129,5*91*53, вес с аккумулятором 445 грамм, без – 380 грамм.

E -520

Объявлен через 2 месяца после Olympus E -420 – в мае 2008 года. Традиционно для Olympus изменений по сравнению с предшественником практически нет. Чуть больше дисплей (2,7 дюйма), чуть лучше система стабилизации, изменена система меню (как и в Е-420). Остальное без изменений.

E -30

Вышел в декабре 2008 года и занял промежуточную в линейке Olympus позицию между «топовым» Е-3 и любительской 5й серией. Двухзначный Олимпус призван составить конкуренцию Canon 50 D , Nikon D 3000 и Sony A -700. По сравнению с Е-3 отсутствует пыле и влаго защита, корпус выполнен из пластика, меньше видоискатель (98%). Однако, дисплей больше (2,7 дюйма), есть функция внутрикамерной подстройки автофокуса (до 20 объективов), встроенные цифровой уровень, а главное: новая 12,3 мегапиксельная LiveMOS матрица от Panasonic . Размер 142*108*75 мм, вес – 695 грамм без аккумулятора, 768 грамм – с аккумулятором.

E -620

Объявлен в марте 2009 года. Вероятно, 6я серия пришла на замену 5й – для того, чтобы увеличить отрыв от фотоаппаратов начального уровня 4й серии. По размерам ближе к фотоаппаратам начального уровня, но по функциональности – к двухзначной серии. Видоискатель с 95% покрытием, 7-точечный автофокус, подвижный 2,7 дюймовый дисплей, ISO 100-3200. Размер 130*94*60, вес с аккумуляторами 521 грамм.

Е-450

Март 2009 – очередная вариация 4й серии от Olympus . Практически идентичен Е-420, за исключением того, что используется новый процессор. Попытка продлить жизнь очень успешной модели.

E -600

Урезанная модель T -620, официально поставляемая только в Америку. Объявлена в сентябре 2009 года.

E -5

Объявлен 14 сентября 2010 года. Заявлено (по сравнению с Olympus E -3) о новом процессоре, новой 12.4 мегапиксельной матрице, трехдюймовом подвижном дисплее с разрешением 921 000 точек, функции видеозаписи, ISO 6400 и использовании карт памяти SD и CF . Размер 142*116*75, вес – 813 грамм.

Артем Кашканов, 2019

После затянувшегося творческого отпуска продолжаю цикл статей о фототехнике. На этот раз это будет обзор беззеркалки Olympus Pen E-PM2, которая мне недавно попала в руки, да так и осталась, прижившись в качестве «второго фотоаппарата» (основной - Canon EOS 5D). Признаюсь честно, я давно не покупал ничего из фототехники, поскольку тот набор техники, что у меня был, полностью удовлетворял мои потребности - если нужно было качество, я брал на съемки зеркалку, если нужен был «фоторегистратор», его функции до недавнего времени исполняла мыльница Sony TX10. Однако, во время последней поездки на отдых «сонька» приказала долго жить, в связи с этим возникла проблема поиска чего-то другого, способного ее заменить (таскать с собой гирю Canon 5D - сомнительное удовольствие).

Почему беззеркалка?

Размышления относительно целесообразности покупки беззеркалки по сравнению с топовым компактом я изложил в статье . Проведя несложные рассчеты, я пришел к выводу, что беззеркалка с китовым объективом не имеет никаких весомых преимуществ перед топовой мыльницей, за исключением возможностей по расширению. В начале я хотел купить продвинутую мыльницу. Рассматривал Panasonic LX7 или Fujifilm X20, но оба варианта отпали. Panasonic плохо лег в руку - из-за того, что экран у него почти во всю заднюю панель и, держа аппарат одной рукой, я закрывал большим пальцем правой руки добрую треть экрана - не понравилось. Fujifilm лег в руку намного лучше, но смутил аккумулятор размером как у мобильного телефона, при том что размеры аппарата были нескромными для компактного класса (да и стоимость тоже). Отзывы в Интернет подтвердили опасение - зарядки хватает максимум на один день активных съемок. Я этого нахлебался с прошлым аппаратом, хотелось, чтобы аккумулятор был более живучим.

Почему Olympus?

Камеры Sony NEX отпали из-за размеров и веса - все-таки нужен был аппарат компактный. Samsung с матрицей APS-C брать не хотелось, нет у меня доверия к фоотаппаратам этой фирмы. Следующими претендентами были Olympus и Panasonic. Эти аппараты одной платформы Micro 4/3, имеют много общего и по техническим характеристикам очень близки. Одним из решающих факторов стал внешний вид, на мой взгляд, дизайн Olympus-ов посимпатичнее. Еще я начитался о "фирменной Олимпусовской" цветопередаче, о "крутой" матрице от более старшей линейки OM-D, захотелось проверить, что же это все-таки такое. Бродя по магазинам я неожиданно нашел интересное предложение - Olympus Pen E-PM2 китовым объективом 14-42 мм за 12880 рублей. Как оказалось, это был витринный образец, но, осмотрев аппарат со всех сторон я не нашел, к чему придраться. Технические характеристики Olympus E-PM2 можно посмотреть на официальном сайте Olympus . Есть более старшая модель - E-PL5, я посматривал и на нее:

Я посчитал нецелесообразным переплачивать за те вещи. без которых лично мне легко обойтись. К тому же, металический корпус добавлял веса, а поворотный экран - толщины. Камера для путешествий налегке должна быть как можно легче! А на ISO200 картинка мало чем отличается от ISO100 (в реальных условиях). Наличие RAW вообще сводит это отличие на нет.

Первые впечатления

Качество сборки

Несмотря на то, что фотоаппарат сделан в Китае, по качеству сборки претензий не возникло. Корпус полностью пластмассовый, но собран вполне добротно - ничего не скрипит и не хрустит. Немногочисленные физические органы управления - джойстик, совмещенный с диском, несколько кнопок - все размещено на своем месте, к расположению кнопок привыкаешь очень быстро.

В комплекте с фотоаппаратом идет два объектива - штатный китовый зум 14-42mm 1:3.5-5.6 и "блинчик" 15мм 1:8.0. С "блинчиком" камера имеет исключительно компактные размеры и легко может поместиться в карман рубашки, однако, малая светосила и ручной фокус всего на два положения - 30 см и бесконечность делают "блинчик" весьма странным с точки зрения целесообразности (лучше бы бленду или защитный фильтр в комплект включили). Китовый объектив 14-42mm в пересчете на полный кадр имеет диапазон эквивалентных фокусных расстояний 28-84 мм, что вполне достаточно для большинства любительских сюжетов. Объектив имеет два положения - транспортное (компактное) и рабочее.

Иногда данный фотоаппарат комплектуется еще и телеобъективом 40-150 мм (эквивалентен 80-300 мм), но такая комплектация стоит дороже.

Экран

Значительную часть задней панели занимает 3-дюймовый сенсорный экран разрешением 614000 пикселей. Несмотря на то, что экран сенсорный, меню аппарата рассчитано, преимущественно, на навигацию джойстиком. Экран имеет свойство приукрашивать цвета - некая маркетинговая фишка, которая в последнее время пользуется огромной популярностью у производителей фотокамер. Покупатели любят яркое, и придя в магазин за фотоаппаратом, непременно, купят тот, который покажет на своем экранчике самую красивую картинку. На моем предыдущем "втором" фотоаппарате (Sony TX10) экран тоже показывал очень яркую и насыщенную картинку, на экране ПК же цвета выглядели, зачастую, откровенно блеклыми. У Олимпуса - то же самое. Вначале я был поражен, насколько яркую и насыщенную картинку он дает (судя по экрану), но на экране компьютера цветопередача ощутимо спокойнее (но об этом чуть позже).

Органы управления

Olympus E-PM2 имеет стандартный для своего класса набор органов управления. Подавляющее большинство настроек производится через меню, навигация осуществляется многофункциональным джойстиком, совмещенным с диском (на задней панели).

Есть три настраиваемые кнопки - джойстик вправо, джойстик влево и на верхней панели кнопку Live Guide - на них можно произвольные функции из довольно обширного списка. Меню аппарата организовано вполне логично, но имеет огромное количество пунктов, из-за чего на первых порах работа с ним может вызвать затруднения. Назначение всех пунктов расписано в руководстве пользователя, которое, к счастью представлено в бумажном виде, а не диске, как это часто бывает. Есть еще меню расширенных настроек, через которое можно настроить аппарат "под себя" во всех тонкостях. Например в меню настройки автофокуса ни много ни мало, целых 10 пунктов. Можно настраивать поправку баланса белого по отдельности для каждого режима, а также для всех сразу. Есть даже опция - "Теплые тона в автоматическом ББ" (пресловутая "фирменная Олимпусовская цветопередача") - ее можно включить или выключить. Словом, чтобы облазить все меню и разобраться, как и что настраивается, нужно потратить немало времени. Желательно, при этом иметь понятие, что и как нужно настроить, благо, аппарат имеет систему всплывающих подсказок (отключаемую).

Некоторые пункты меню переведены на русский некорректно. Неоднократно читал в отзывах про "глюки прошивки", заключающиеся в некорректной с точки зрения пользователя работе. Например, при экспокоррекции, картинка на экране не меняется, при этом кадр на флешку записывается с заданной экспокоррекцией - светлее или темнее, чем на экране. Это не глюк, это тоже опция, которую можно задать через пункт меню "Монитор" - "Увеличить LV" (в моем понимании, это должно было увеличить фрагмент при ручной фокусировке, но этого не произошло). Оказывается, если опция включена, компенсация экспозиции при съемке на экране не отображается. Долго мучился, вспоминая, что и как я делал с настройками до того, как нашел причину данной проблемы! Надеюсь, в свежих версиях прошивки русификация меню будет реализована более корректно.

Olympus E-PM2 в работе

Включение фотоаппарата состоит из трех шагов - снять крышку с объектива, перевести его в рабочее положение поворотом кольца зума, нажать кнопку включния питания на верхней панели. При всем этом задействуются две руки. Я думаю, производителям не составило бы труда совместить функцию разблокировки объектива с автоматическим включением питания (добавить такую настройку в меню).

Поначалу был очень непривычен интерфейс меню - основное меню сенсорное, меню настроек управляется кнопками и диском. После некоторого привыкания к специфичному интерфейсу фотоаппарат совершенно не напрягает своими "особенностями".

Автофокус быстр и точен (по крайней мере при хорошем освещении), по своей скорости сравним с фазовым автофокусом зеркалки при работе с китовым объективом (не USM). Однако, когда освещение ослабевает, его работа становится менее уверенной, тем не менее, после пары проходов туда-сюда, он, все-таки, цепляется за какой-нибудь более-менее контрастный объект. Лаг затвора небольшой.Есть довольно приятная функция - фокусировка по прикосновению и последующая съемка. То есть, мы тыкаем на экране в тот объект, который должен быть в фокусе, аппарат на него наводится и сразу делает фотографию. На первых порах было стало причиной появления "гениальных" кадров из-за случайного прикосновения к экрану, но потом я к этой особенности привык и подобных случайных кадров не стало. Данная функция можно выключить и фотографировать нажатием кнопки спуска.

Во время съемки фотоаппарат позволяет забыть о таких вещах как выдержка, диафрагма, ISO. Чувствительность ISO по умолчанию выбирается автоматически из диапазона от 200 до 1600, границы диапазона можно задать вручную. Также вручную можно принудительно задать фиксированную чувствительность ISO вплоть до 25600 единиц, однако, удобнее всего использовать Auto ISO - работает вполне корректно, склонность к излишнему завышению чувствительности не замечена.

Диафрагма при съемке отвечает за глубину резкости, но учитывая небольшой размер матрицы и, соответственно, малое фокусное расстояние, с китовым объективом получается резким все, если резкость наведена дальше 1.5-2 метров. По этой причине использовать режим приоритета диафрагмы не имеет большого смысла (если не используется светосильный объектив, например 45mm 1:1.8).

Во время съемки на экран можно (и нужно!) вывести "живую гистограмму" и по ней контролировать правильность экспозиции. Следить за тем, чтобы в кадре не было пересвеченных и недосвеченных участков и в случае их появления вводить экспокоррекцию - чуть ли не единственная задача фотографа, снимающего на Olympus E-PM2. Разумеется, можно перейти в полностью ручной режим и вручную задавать выдержку, диафрагму и ISO, но какой в этом смысл? Если фотоаппарат сам прекрасно справляется с этой задачей, зачем ему мешать? Не лучше ли вместо этого сконцентрироваться на художественной части фотографии - совершенствовать композицию, искать интересный ракурс, освещение, да, в конце концов - просто гулять и получать удовольствие от прогулки налегке! Работа в авторежиме, в принципе, не вызывает нареканий, однако, лучше все таки использовать хотя бы режим программной экспозиции (P), главным образом для того, чтобы можно было вводить экспокоррекцию и задавать нужный баланс белого (если снимаем в Jpeg). Также в режимах P-A-S-M возможна съемка в RAW, что также является весомым аргументом в пользу одного из этих режимов.

Следующие две фотографии иллюстрируют отличие "фирменной Олимпусовской цветопередачи" с теплыми цветами от нейтральной. Если опцию "сохранение теплых цветов в AWB" включить, результат будет такой:

Второй вариант - с отключенной опцией:

Вот и попробуй выбрать, что лучше? Но если опустить субъективное восприятие цветопередачи (кому-то нравится больше первый вариант, кому-то второй), должен отметить, что у аппарата замечательный для своего класса динамический диапазон. Эти фотографии не подвергались никакой обработке, кроме уменьшения размеров. Обычно в пасмурную погоду цвета на фотографиях получаются довольно унылые и хочется их немного оживить, но в данном случае мне не захотелось ничего менять. Следующая фотография была сделана в этот же день. Погода была очень переменчивая, под вечер грянул ливень, а после него на небе появилась радуга в закатном свете. Снимал из-под зонта, кое-где на фото видны капли дождя (не люблю удалять с фотографий объекты):

Все настройки на автомате, за исключением небольшой отрицательной экспокоррекции - и только скажите, что теплый баланс белого здесь не кстати! :) Итак, цветопередача и динамический диапазон у фотоаппарата Olympus E-PM2 очень достойные. А как у него с уровнем шумов и детализацией? Olympus E-PM2 имеет настраиваемый шумодав. Фотография с радугой была сделана на ISO200 (выдержка 1/500 секунды) с отключенным подавлением шумов, поэтому в полном масштабе выглядит она, к сожалению, не ахти:

Если включить шумодав, картинка становится более гладкой. К сожалению, конкретно на этой фоторафии проверить Олимпусовский шумодав не представляется возможным, поэтому применим к ней шумоподавление в программе Lightroom, с целью оценить, так ли страшен черт, каким его малюют.

Стало немного лучше. Подмывает устроить сравнение по уровню шумов с Canon EOS 5D (который, имея ISO 50, вообще, наверно не знает о том, что на пейзажных фотографиях могут быть шумы), но все же, давайте не будем забывать, что эта камера любительская и требовать от нее большего не стоит.

В полной мере возможности камеры реализуются с качественной оптикой. К сожалению, профессиональые объективы Micro 4/3 попробовать на этом Олимпусе не удалось, но полнокадровый Samyang 14mm 1:2.8 (через переходник) оказался на Олимпусе шикарным "пейзажником", в полной мере раскрыв потенциал камеры:

Если с чем и сравнивать, то с топовыми компактами, но здесь, я думаю разница будет не в их пользу. Максимальное, на мой взгляд, рабочее ISO у Olympus E-PM2 - для Jpeg 800 единиц, для RAW - 1600 единиц. Если поднимать ISO выше, картинка будет постепенно превращаться в кашу из пикселей - даже выкладывать такое не охота! Другие фотографии - не очень художественные, зато полноразмерные, вы можете увидеть на Яндекс.Фотках .

Постобработка и арт-фильтры

Фотоаппарат Olympus E-PM2 предлагает довольно обширные возможности по художественной внутрикамерной обработке. Если честно, я не особо вникал в эти тонкости, так как предпочитаю фотографировать в RAW, а в этом режиме никакие фильтры и "улучшалки" не работают. Тем не менее, те, кто не дружит с Фотошопом, скорее всего, будут довольны. Аппарат имеет возможность выбора одного из 12 арт-фильтров - начиная с банальной сепии, заканчивая имитацией софт-фокуса, HDR и т.д. Почти все эти фильтры имеют набор настроек - в основном, регулируется оттенок, насыщенность цвета. Вот некоторые из фильтров:

Есть функция арт-брекетинга - съемка одного кадра и применения к нему всего набора фильтров (при этом каждое изображение записывается отдельным файлом), при этом фотоаппарат в течение всего времени не может быть использован для съемки. На мой взгляд, сомнительное решение - лучше бы сделали, чтобы фильтр можно было применить при обработке фотографий во время просмотра (с сохранением исходника). Неиспользуемве арт-фильтры можно отключить через меню, оставив только нужные. Функции обработки фотографий следующие - осветление теней, убрать красные глаза, кадрировать, изменить пропорции, ч/б, сепия, насыщенность, изменение размера, функция e-Portrait (улучшение портрета). Все это, на мой взгляд, гораздо удобнее делать на компьютере. Однако, функция "изменение размера" может помочь освободить место на забитой флешке в путешествии - старые не очень ценные кадры можно не удалять, а сжать до веб-размера (чтобы выложить потом в соцсеть), освободив немного места под новые. Olympus E-PM2 имеет функцию HDR-брекетинга, однако склеивать три изображения в одно он не умеет. Может быть, это даже к лучшему - на компьютере это чаще всего можно сделать гораздо лучше.

Видеосъемка

Olympus E-PM2 имеет функцию видеосъемки. Максимальное разрешение видеоролика 1920*1080, 30 кадров в секунду - в этом плане он уступает многим другим аппаратам, которые при данном разрешении обеспечивают большую частоту смены кадров (это важно, если захочется сделать эффект "замедленного движения"). Тем не менее, для бытовых видеозарисовок этих характеристик вполне достаточно. Пример видеоролика можно скачать по этой ссылке (если смотреть через браузер, качество будет плохим, скачайте на ПК).

Достоинства - хорошая насыщенность цвета и детализация изображения. Обычная бытовая видеокамера дает более блеклые цвета.

Недостатки видео - такое чувство, что контрастность искусственно увеличена, из-за чего теряются света и тени (не хватает динамического диапазона в сложных условиях), заметные артефакты сжатия при движении, если изображение имеет пеструю факутуру (как в приведенном видео). Автофокус часто сбивается даже при дневной съемке. Несмотря на наличие внутрикамерной стабилизации, картинка ощутимо "прыгает" при повороте или перемещении камеры. На основании этого можно сделать вывод, что видеосъемка не является главной функцией аппарата, но для съемки более-менее статичных сюжетов со штатива (например, интервью), аппарат вполне пригоден.

Стоит ли покупать Olympus Pen E-PM2?

обновлено 22.01.2019

Фотоаппарат Olympus E-PM2 позиционировался как любительский начального уровня, тем не менее, некоторым возможностям его могут позавидовать аппараты классом выше. За 4 года использования у меня сложилось устойчивое положительное впечатление от данной фотокамеры, я смело могу рекомендовать подобную его тем, кто подыскивает легкий и недорогой фотоаппарат для путешествий и поездок, семейной любительской фотографии. С появлением E-PM2 я практически забросил Canon EOS 5D, оставив его только для редких целенаправленных "фотовылазок" и коммерческой съемки.

Фотоаппарат мне понравился прежде всего цветопередачей, но она хорошо работала в основном при пейзажной съемке - теплые и приятные цвета, сбалансированные уровни, неплохой динамический диапазон. Автоматический ББ имеет отдельную настройку "теплые цвета". Если ее отключить, цвета будут чуть холоднее - для портрета лучше использовать именно их, чтобы избежать "морковной" кожи. Фотоаппарт очень хорош в уличной съемке - из-за мыльничного вида он совершенно не привлекает внимание, хотя в этом жанре не помешал бы поворотный или наклонный экран (он есть в моделях серии E-PL).

Для портретной съемки с размытием заднего плана данный аппарат не слишком хорош равно как и любая другая камера Micro 4/3. Для более-менее хорошего боке нужно раскошелиться на светосильный фикс типа Olympus 45mm 1:1.8 (б/у стоит около 15000 рублей, новый - больше 20). Использование советской неавтофокусной оптики затруднено через переходник отсутствием функции "фокус-пикинг" (подсветка границ объектов в фокусе), хотя можно изощриться и настроить на кнопку Fn фильтр изображеия Keyline и получить какое-то подобие фокус-пикинга, но это попахивает мазохизмом:)

На данный момент фотоаппарат можно найти только б/у в комиссионках и на сайтах частных объявлений. В принципе, за ту цену, что он продается (в пределах 10 тысяч рублей с китовым объективом) это нормальное приобретение. Но учитывая то, что его старший брат E-PL5 продается в среднем всего на 500 рублей дороже, стоит отдать предпочтение именно ему - хотя бы из-за наличия диска PASM и откидного экрана. По всем остальным характеристикам и качеству фотографий они абсолютно одинаковые.

И еще - покупая б/у Олимпус нужно внимательно смотреть на состояние органов управления. Слабое место E-PM2 (и не только его) - диски управления. У моего аппарата после 3 лет использования диск на задней панели перестал работать как положено - вместо того, чтобы регулировать экспозицию (или что-то другое, в зависимости от режима) он всего лишь перескакивал туда-сюда между соседними значениями. Аналогичную проблему с диском я наблюдал и на флагманской модели того времени - Olympus OM-D E-M1, там проблемы были с диском на верхней панели, он иногда "пропускал" щелчки. Попытка отремонтировать этот дефект у E-PM2 не увенчалась успехом, мастер не стал за это браться, так как после взгляда на конструкцию предположил, что стоимость ремонта будет сравнима со стоимостью камеры (хотя, возможно, было просто лень заниматься).