Применение аутсорсинга в вооруженных силах российской федерации. Эксперименты с внедрением аутсорсинга привели к коллапсу в тыловом снабжении российской армии Аутсорсинг в системе обеспечения боевой подготовки



?Вольский Военный Институт Тыла

Реферат
На тему:
«Аутсорсинг в военной организации»

Выполнил: к-т Д.Быковский
Проверил: пр-ль В.Полищук

Введение
Итак, что такое аутсорсинг (outsourcing)? (out - внешний, source - источник) анг.
Аутсорсинг - это передача части функций по обслуживанию деятельности Вашей фирмы другой организации-исполнителю.
В современном мире компании сталкиваются с беспрецедентным давлением со стороны рынка. Выживают и добиваются успеха лишь те организации, которые ведут бизнес наиболее эффективным способом, добиваясь снижения операционных издержек при сохранении высокого качества товаров и услуг. Одной из наиболее современных и успешных бизнес - моделей, позволяющих добиться реальных конкурентных преимуществ, является аутсорсинг.
Виды аутсорсинга. Распространенными (основными) считаются следующие виды аутсорсинга: бухгалтерский, юридический, кадровый, IT аутсорсинг, уборка помещений (клининг), аутсорсинг эксплуатации объектов недвижимости, логистический или транспортный аутсорсинг, аутсорсинг персонала.
Принцип аутсорсинга: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».

Глава 1
Одним из новшеств, которое должно способствовать интенсификации боевой подготовки, стала на специальном учении организация питания военнослужащих 35-й отдельной мотострелковой бригады в полевых условиях методом аутсорсинга (предоставление услуг сторонними гражданскими организациями за плату). Командир бригады полковник Юрий Шалимов рассказал, что с начала полевого выхода разворачивал тыловые службы соединения по старинке – рассчитывая целиком на собственные силы, имеющиеся средства и возможности. Но неожиданно (или по подсказке?) одна из коммерческих организаций г. Читы, уже ведущих аутсорсинговое обслуживание воинских частей в местах их постоянной дислокации, предложила свои услуги предоставить и в полевом лагере. Чтобы расширить ассортимент употребляемых в поле продуктов, разнообразить солдатское меню.
«Как у них это получается, вы могли сами видеть, – резюмировал Шалимов, махнув рукой в сторону компактно стоящих четырех контейнеров. – Привезли свое оборудование для приготовления пищи и хранения продуктов, блок раздачи питания. Кормят в основном из одноразовой посуды. Солдатам не нужно, как обычно, мыть после каждого приема пищи походные котелки, таскать их за собой. Получается намного гигиеничнее. Да и про отрыв личного состава от боевой подготовки в наряды на хозработы можно вроде бы забыть. А так за сутки на это дело отвлекали до 200 человек».
Оценка командира бригады вроде бы полностью подтверждает разумность принятого министром обороны РФ «С 1 сентября мы выходим на организацию питания на условиях аутсорсинга 200 воинских частей и организаций общей численностью более 180 тысяч человек при потребности в финансировании в 6,5 миллиарда рублей в год», - сказал замминистра по прибытии в район проведения специальных учений по организации тылового обеспечения межрядовой группировки войск на Сибирском стратегическом направлении.. По его словам, до конца этого года планируется выйти на организацию питания на условиях аутсорсинга около 340 тысяч военнослужащих.

"По такому принципу к концу текущего года будет организовано питание во всех кадетских корпусах, суворовских училищах, вузах и военно-медицинских учреждениях министерства обороны. Кроме того, на этот же принцип организации питания будут переведены все части постоянной готовности", - сказал замминистра.
Он также сообщил, что на условиях аутсорсинга в Вооруженных Силах РФ помимо питания находятся банно-прачечное обслуживание, часть воинских перевозок, заправка техники, в том числе авиационной, а также "обеспечение кораблей, выполняющих задачи в мировом океане, через компанию "Совфракт". "Мы лишь контролируем качество и полноту доведения норм до военнослужащих, качество и объемы работ, связанных с заправкой техники", - уточнил Булгаков.

По его словам, аутсорсинг не только предоставляет качественные услуги, но и дает прямой экономический эффект. "Так, Минобороны, заключив контракт с ОАО "Военторг", сэкономило 600 миллионов рублей", - привел пример замминистра обороны.

Говоря о воинских перевозках на условиях аутсорсинга, он отметил, что здесь идет речь об экономии не только финансовых средств, но и моторесурса техники. Так, по словам Булгакова, организация питания на условиях аутсорсинга в настоящее время рассматривается в Минобороны "как наиболее перспективный способ в плане полноты доведения положенных норм довольствия до военнослужащих".

Кроме того, сказал он, с привлечением к организации питания военнослужащих гражданских предприятий "ликвидировано отвлечение личного состава от мероприятий
боевой подготовки, улучшилось качество пищи, расширен ассортимент приготовляемых блюд, повысилась культура приема пищи, энергетическая ценность, химический состав и полнота доведения нормы продовольственного пайка стабильно отвечают нормативным требованиям".

"В настоящее время питание с привлечением гражданских предприятий организовано в 99 воинских частях и организациях общей численностью 141 тысяча человек, за исключением частей и подразделений, дислоцированных в труднодоступных и отдаленных местностях", - констатировал Булгаков.
Булгаков отметил, что с привлечением к организации питания военнослужащих гражданских предприятий «ликвидировано отвлечение личного состава от мероприятий боевой подготовки, улучшилось качество пищи, расширен ассортимент приготовляемых блюд, повысилась культура приема пищи; энергетическая ценность, химический состав и полнота доведения нормы продовольственного пайка стабильно отвечают нормативным требованиям».
«В настоящее время питание с привлечением гражданских предприятий организовано в 99 воинских частях и организациях общей численностью 141 тысяча человек, за исключением частей и подразделений, дислоцированных в труднодоступных и отдаленных местностях», - констатировал Булгаков.

Зарубежный опыт

Замминистра обороны России отметил, по сообщению «Интерфакса», что весь военный контингент США и НАТО в Афганистане и Ираке находится на аутсорсинге по всем видам обеспечения.
Он уточнил, что «гражданские специалисты коммерческих структур этих стран работают как в воинских частях в местах постоянной дислокации, так и в горячих точках. В частности, в вооруженных силах Франции с гражданскими структурами заключаются долгосрочные контракты на 25?30 лет, сказал Булгаков.
«Поставщики услуг, имея на руках такие контракты, очень серьезно и ответственно подходят к их исполнению, разумеется, гарантируя себе стабильный доход», - отметил он.
Нынешние учения должны окончательно подтвердить выводы российских специалистов Тыла об эффективности использования аутсорсинга для материально-технического обеспечения Российской армии. Ведь, как показывает анализ, аутсорсинг сегодня имеет самое широкое распространение в вооруженных силах стран НАТО и других государств.
«Примечателен тот факт, - пояснил Дмитрий Булгаков, что гражданские специалисты коммерческих структур, задействованных в организации материально-технического обеспечения иностранных армий, работают не только в местах постоянной дислокации воинских частей, но и в «горячих точках». В частности, на полном аутсорсинге находится весь контингент США и НАТО в Афганистане и Ираке».

«Звездочка» неоднократно обращалась к теме аутсорсинга - передаче функций по обслуживанию воинских частей, военно-учебных заведений и учреждений Минобороны РФ сторонним гражданским организациям. Причем если раньше об аутсорсинге рассказывали, скорее, как об эксперименте, то сейчас это повседневная работа. Как ее результаты выглядят на практике, можно было увидеть в Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского, где проходило показное занятие для офицеров и специалистов Западного военного округа.
Сначала офицеров основательно вооружили теорией. Перед собравшимися выступил временно исполняющий должность заместителя командующего войсками ЗВО по материально-техническому обеспечению генерал-майор Андрей Топоров.
- Само время заставляет нас проводить мероприятия, которые должны соответствовать новому облику Вооруженных Сил РФ, - сказал он в своем выступлении. - Основная задача, поставленная Правительством России и министром обороны, - максимально избавить армию от несвойственных функций. Постепенно переводить всю хозяйственную деятельность на организацию услуг сторонними организациями. На это выделены серьезные денежные средства. Только на этот год ЗВО получил 800 млн. рублей. Они должны быть потрачены с максимальной эффективностью. Тем более что все позиции четко прописаны в договорах, а офицеры соответствующих служб должны контролировать их неукоснительное соблюдение.
Перед приглашенными на занятие, а это свыше ста офицеров, выступил начальник продовольственной службы ЗВО полковник Василий Колесников. Затем они услышали рекомендации специалистов по соблюдению санитарных норм в ходе работы со сторонними организациями по обеспечению питания, по ветеринарному контролю и оформлению различной документации. Участников занятия обеспечили необходимыми методическими материалами, в том числе каждый получил брошюру «Рекомендации о порядке деятельности органов военного управления ВС РФ при аутсорсинге отдельных видов материального обеспечения». Этот документ разработан под руководством заместителя министра обороны РФ генерал-полковника Дмитрия Булгакова. Кроме того, на специально подготовленном DVD была предоставлена вся законодательная база, приказы министра обороны РФ, руководящие документы и формы заполнения основной документации по аутсорсингу.
Затем центром проведения занятия стала курсантская столовая ВКА. Сейчас там трудится исключительно гражданский персонал ОАО «Военторг».
- Эта компания согласно распоряжению Правительства РФ№ 155, вышедшему в декабре прошлого года, - единственный исполнитель услуг в сфере питания, - сообщил начальник Управления торговли ЗВО Феликс Плескачевский. - Для «Военторга» работа не новая - компания вот уже несколько лет кормит достаточно большое количество военнослужащих, в т.ч. в Санкт-Петербургском гарнизоне. Другое дело, что эта работа форсируется. Сейчас в ЗВО услуги «Военторга» по питанию получают около 100 воинских частей, вузов и госпиталей. Кроме того, это рабочие места для гражданских лиц, что также немаловажно в социальном плане. Достаточно сказать, что персонал «Военторга» увеличился в четыре раза и сегодня составляет свыше 4 тысяч специалистов. Причем открывшиеся вакансии достаточно привлекательны даже по петербургским меркам.
Проверить, насколько они привлекательны, было довольно просто - персонал столовой охотно давал интервью.
- Здесь работаю с сентября, - рассказала повар Нина Балашова. - В системе общепита я давно, и мне есть с чем сравнивать. Здесь все на самом современном уровне: начиная от очень хорошего оборудования до такой «мелочи», как специальное покрытие пола - не поскользнешься. Сами цеха просторные, у поваров удобный и разнообразный инструментарий. Оборудована современная раздача, что выгодно отличается от прежней бачковой системы. Вообще специалисты старшего поколения были приятно удивлены отлаженным процессом приготовления пищи и ассортиментом предлагаемых блюд. Ведь хочется не просто отработать смену, а чтобы и наши курсанты остались довольны. Сейчас им даже на завтрак предлагаются высококалорийные блюда (мясо, печень, сосиски), яйцо, сыр. На обед два первых блюда, два вторых горячих, несколько закусок (салаты) и несколько видов соков. Причем курсантские нормы немногим отличаются от солдатских - сегодня в армии кормят сытно и вкусно.
Оказалось, что и материальное положение персонала существенно улучшилось после перехода под крыло ОАО «Военторг». Если прежде штатный гражданский повар в военной системе получал 12 тысяч рублей, то теперь «Военторг», как коммерческая структура, платит свыше 20 тысяч. Даже оклад уборщицы возрос с просто смешных для Петербурга 5 тысяч рублей до 15. Причем труд у последней механизирован: вместо ведра и швабры - специальная поломоечная машина.
На своем посту был и дежурный по контролю работы курсантской столовой. На этот раз в наряде оказался выпускник Вольского высшего военного училища тыла 2010 года лейтенант Евгений Игонин. К слову, в альма-матер он уже сталкивался с такой формой аутсорсинга - там тоже питание было организовано через стороннюю организацию. Замечаний у офицера не было: коллектив столовой во главе с Зинаидой Полянской трудится как единый отлаженный механизм.
Выяснилось, что аутсорсинг позволяет быстрее решать текущие задачи. Например, накануне всплеска простудных заболеваний и ОРЗ командование ВКА обратилось к «Военторгу» с просьбой включить в меню что-либо для профилактики. Тут же в ассортименте появился отвар шиповника. Плюс имеющиеся витаминные салаты из овощей. Воинской части или учреждению в данном случае в соответствии с федеральным законодательством потребовалось бы провести конкурс, найти поставщика - прошло бы достаточно много времени. А коммерческая структура решает текущие вопросы в рабочем режиме. Или ту же выпечку прежде производили раз в неделю, а нынче каждый день.
- Теперь курсант или солдат занимается своим делом, а не отвлекается на хозработы, - резюмировал генерал-майор Топоров. - Те, кто служил в армии, знают, какая это морока - заступить в наряд по столовой. Тут даже никаких сравнений быть не может - сделан огромный шаг вперед. Вообще каждый должен выполнять ту работу, для которой он предназначен. Солдату надо технику осваивать или учиться действовать в бою, а не мыть посуду...
К слову, Андрей Викторович до недавнего времени возглавлял тыл Сибирского военного округа, и на учении «Восток-2010» при его непосредственном участии был опробован ряд моментов по питанию в поле с использованием аутсорсинга. Пока только при нахождении войск в лагере. Сейчас коммерческие структуры готовят свои предложения, в т.ч. по совершенствованию материальной базы. В результате, скорее всего, появится возможность использовать аутсорсинг не только в местах постоянной дислокации.
Кроме того, гражданские специалисты постепенно будут брать в свои руки не только питание, но и банно-прачечное обслуживание, ремонт техники, квартирно-эксплуатационное обеспечение воинских частей и вузов.
Как оценивают аутсорсинг представители тех воинских коллективов, где он уже действует и можно сделать определенные выводы?
- У нас аутсорсинг используется уже второй год, и преимущества очевидны, - поделился начальник продовольственной службы Военно-медицинской академии (ВМедА) подполковник Владислав Иванов. - Во-первых, улучшился и расширился ассортимент в столовых. Кроме того, при аутсорсинге вопросы поставок продовольствия решаются проще и быстрее - меньше согласований. Во-вторых, «Военторгу» стало легче набрать работников - к нам на маленькую зарплату никто не шел, т.к. в центре Петербурга конкуренция в общепите очень высока. Здесь пошли по другому пути: если со всеми обязанностями справляются три человека, то зачем держать десять? Отсюда и достойная оплата труда. Разницу почувствовали как курсанты и слушатели, так и наши стационарные больные - качество питания улучшилось. Сейчас начинаем осуществлять перевод на аутсорсинг филиала ВМедА - Военного института физкультуры.
...А что же будет с военными поварами - солдатами срочной службы? Эта профессия в армии приказала долго жить?
- Отнюдь, военная составляющая остается, - поделился начальник продовольственной службы ЗВО полковник Василий Колесников. - В нашем округе остаются и продолжат выпускать специалистов военные школы поваров в Пушкине и в Наро-Фоминске. Ведь кормить военнослужащих нужно и в полевых условиях: на учениях, при выполнении задач в отрыве от мест дислокации. К тому же приготовить пищу в привычной столовой и на полевой кухне - две разные вещи. Так что после нынешнего осеннего призыва десятки юношей, надев военную форму, приступят к штурму «кулинарных высот». После окончания школы поваров их ждет непростая служба: для них боевая подготовка будет столь же напряженной, как и для представителей других воинских специальностей

В перспективе до 2015 года планируется перевод всех войск сил на организацию питания на условиях аутсорсинга, за исключением воинских частей, дислоцированных в труднодоступных и отдаленных местностях.
В качестве эксперимента система аутсорсинга была опробована и в полевых условиях в ходе специального учения Тыла на полигоне Цугол.
- С привлечением к организации питания военнослужащих предприятий общественного питания ликвидировано отвлечение личного состава от мероприятий боевой подготовки, улучшилось качество пищи, расширен ассортимент приготовляемых блюд, повысилась культура приема пищи, - рассказал «Красной звезде» начальник продовольственной службы СибВО полковник Андрей Евплов. - Энергетическая ценность, химический состав и полнота доведения нормы продовольственного пайка стабильно отвечают нормативным требованиям, практически исключены риски заболеваний острыми кишечными инфекциями.
Если для военных привлечение сторонних организаций очевидно выгодно, то в чем же интерес самих аутсорсинговых компаний? Об этом мы побеседовали с управляющим полевой столовой № 41 ООО «МедСтрой» Александром Бауковым.
- В полевых условиях у нас работают 53 человека. Из них только 14 юношей. Остальные девушки. Поначалу, конечно, были трудности с подвозом продуктов, воды. Теперь механизм отлажен. Поставщики из Читы доставляют продовольствие без перебоев. Причем работают они с удовольствием, так как работа с военными - это государственный заказ, что означает гарантированные средства. Я - офицер запаса. Раньше был начальником продовольственной службы 212-го окружного учебного центра. Здесь я потому, что люблю эту работу и знаю ее, так сказать, изнутри. К тому же и зарплата здесь повыше, чем была в армии.
Разговор наш проходил в экспериментальной столовой, которая позволяет готовить пищу в полевых условиях из свежих продуктов. На оснащении имеется пароконвектомат, котлы, газовая плита, посудомоечная машина, электростанция, комплект водных емкостей.
Как сказал начальник Тыла Вооруженных Сил генерал-полковник Дмитрий Булгаков, помимо новых форм организации питания военнослужащих, одним из главных направлений развития продовольственного обеспечения военнослужащих в полевых условиях является и совершенствование технических средств.
Так, на полигоне Цугол в рамках специального учения Тыла был представлен уникальный мобильный пункт питания МПП-480. Он имеет повышенную проходимость, современное технологическое оборудование модульного типа. Время развертывания его (спешивания с автошасси) в полевых условиях составляет всего 2,5 часа! Следовательно, использование многофункциональных комплексов позволит значительно сократить объем инженерных работ и трудозатраты на возведение стационарной инфраструктуры.
Мобильный многофункциональный комплекс смонтирован на базе четырнадцати 20-тонных контейнеров. В его состав, в частности, входят столовая, хлебопекарня, прачечная, душ, комната для проживания персонала. Он обеспечен 5-тонной емкостью для хранения воды на 10 суток.
В мобильном комплексе имеется тепловое, холодильное, механическое и немеханическое оборудование, которое позволяет организовать питание военнослужащих числом до 480 человек. В модуле раздачи пищи смонтирована линия самообслуживания и установлены обеденные столы. Мобильный пункт хлебопечения МХП-2 обеспечивает хлебом военнослужащих в полевых условиях.
Стоимость этого комплекса, изготовленного в подмосковных Люберцах, 200 млн. рублей. Он выполнен из нержавеющей стали, поэтому имеет высокий гарантийный ресурс - 25 лет. По словам помощника начальника Тыла - заместителя министра обороны полковника Александра Туркова, аналогов такого комплекса в мире нет.
При наличии финансирования это оборудование может быть изготовлено и поставлено во все округа за два года. В настоящее время войска получили 6 образцов мобильного многофункционального комплекса. В первую очередь им обеспечиваются части постоянной готовности.

Начальник тыла - заместитель командующего Северным флотом контр-адмирал Алексей Белкин:
- Нам показали все виды тылового обеспечения, продемонстрировали организацию размещения бригадного и батальонного тыла, а также их действия во время учений. Единственная разница в том, что мы - представители флотского тыла - больше работаем в море. Должен сказать, что местный ландшафт здесь чем-то напоминает заполярный, с той лишь разницей, что у нас сопки покрыты снегом и нужно постоянно бороться с ветрами, снегом, льдом, работать в условиях полярной ночи. Конечно, мы были поражены тем, сколько сил, средств, ресурсов, техники, в том числе и тыловой, участвовало в организации учения тыла и для подготовки к ОСУ «Восток-2010». Наши атомный крейсер «Петр Великий» и БПК «Адмирал Левченко» тоже будут участвовать в этом масштабном учении, поэтому мы обеспечивали его силами и средствами плавучего тыла. Мы также применяем новые формы организации тыловых служб. Например, Акционерное общество «Совфрахт» обеспечивает наши корабли топливом, продовольствием в любой обстановке и в любом районе. Это дает большую экономию сил и средств.
Начальник тыла - заместитель командующего войсками
Северо-Кавказского военного округа генерал-майор Михаил Новиков:
- Все, что здесь было представлено и показано в качестве перспективных образцов, у нас в округе уже есть. Мы даже многое успели «обкатать». Бригадный тыл в СКВО полностью мобильный. У нас новые полевые хлебозаводы, банно-прачечные комплексы, топливозаправщики. Получили новую автомобильную технику. Кстати, машин с бензиновыми двигателями у нас вообще нет - только на дизтопливе. Здесь лично для меня было полезно обменяться мнениями с коллегами. Например, я многое почерпнул из общения с заместителем командующего войсками Ленинградского военного округа по тылу генерал-майором Александром Швецовым по методике подготовки молодых солдат. СКВО - единственный округ, который имеет на вооружении автоматизированный комплекс управления тылом, начиная от бригады и заканчивая управлением округа. Суть его в том, что сигналы на управление проходят практически в режиме оn-line. Эти комплексы начали к нам поступать с прошлого года, что дало возможность работать в реальном масштабе времени. Отмечу, что новыми тыловыми системами и комплексами оснащены военные базы в Южной Осетии и Абхазии. Сейчас же перед нами стоит задача модернизировать систему подготовки личного состава с учетом одного года обучения.
...Модернизация тыла, как и всех Вооруженных Сил Российской Федерации, на сегодняшний день является главной задачей. Тыл ныне перешел на новые организационно-штатные структуры, выстроил вертикаль управления ими, систему комплектования и подготовки специалистов служб тыла. Вырабатываются современные подходы к накоплению, содержанию и использованию запасов материальных средств, организации воинских перевозок, техническому оснащению тыловых частей и подразделений. Совершенствуется собственная экономическая деятельность, улучшается качество планирования, более эффективно эксплуатируется инфраструктура, оптимизируются расходы на закупки и оказание услуг... Элементы этой модернизации и нашли отражение в динамике специального учения Тыла Вооруженных Сил.

Взлет военного порядка
Зарубежных армий
Численность американского воинского контингента в Ираке составляет 160 тыс. человек. Одновременно там на подряде работают около 180 тыс. сотрудников частных американских компаний. В разработке иракской политики, включая подготовку повестки дня и ведение протоколов совещаний, государственному департаменту США помогает компания BearingPoint. «Большая тройка» военных подрядчиков - DynCorp, Blackwater, Triple Canopy - в 2006-м выиграла контракт в миллиард долларов на охрану американских посольств в разных странах мира. Компания Kellogg, Brown and Root (KBR) подписала договоры на 7,2 млрд. долларов, взяв на себя исполнение вспомогательных функций американских вооруженных сил в глобальном масштабе. На ближайшие пять лет разведывательное управление министе
и т.д.................

Намерено внести изменения в саму систему обеспечения войск. С этой целью решено преобразовать подведомственные Минобороны компании - ОАО «Гарнизон» и ОАО . По мнению специалистов, реформирование, прежде всего, будет означать отказ от наследия прежнего министра обороны , активно внедрявшего в сфере обслуживания армии . По словам министра обороны РФ , обращение к услугам сторонних организаций для выполнения несвойственных военнослужащим функций позволило высвободить свыше 65 тысяч военнослужащих для решения своих непосредственных задач. В то же время, заявил Сергей Шойгу на коллегии министерства, аутсорсинг не является универсальным средством и не может обеспечить все тыловые потребности армии.

Недостатки такой системы, по мнению министра, связаны с непрозрачностью деятельности компаний-аутсорсеров, низким качеством выполняемых ими работ и, соответственно, недовольством конечного потребителя их результатами. Из этого глава Минобороны делает вывод, что настало время провести реформу существующей системы обеспечения Вооруженных сил.

Была произведена проверка работы входивших в систему «Оборонсервиса» предприятий за четыре года. В ходе этой проверки был выявлен целый комплекс проблем. Так, внутренняя и внешняя кредиторские задолженности этих предприятий составляла десятки миллиардов рублей. Из них задолженность по зарплате составила 1,4 млрд, а задолженность перед контрагентами - около 97,6 млрд. В целом, убыток, накопленный за услуги ЖКХ, составил свыше 40 миллиардов рублей.

Кроме того, в 2013 году расходы бюджетных средств на ОАО «Оборонсервис» выросли на 49 млрд руб., при заметном ухудшении качества предоставляемых услуг. По словам Сергея Шойгу, коррупционная составляющая увеличилась из-за непрозрачности деятельности компаний-аутсорсеров. За этот период было возбуждено свыше тысячи дел арбитражного разбирательства и 25 уголовных дел, которые удалось выиграть.

Для освоения бюджетных средств компанией создавались многочисленные цепочки посредников. По словам министра обороны, в 2012 году, например, для транспортного обслуживания создавались цепочки, насчитывавшие от 5 до 8 посредников, а в сфере поставок угля цепочки от 4 до 6 посредников. При этом Сергей Шойгу подчеркнул, что созданная при предыдущем главе Министерства обороны Сердюкове система аутсорсинга оказалась полностью несостоятельной в военных условиях.

Например, частные аутсорсинговые компании, в обязанность которых входило сопровождение войск всегда и везде, не справлялись с этой задачей, продемонстрировав полную неспособность выполнять свои прямые обязанности. Во время учений, походов и полевых выходов, отметил заместитель министра Руслан Цаликов, стала совершенно очевидной невозможность выполнения клининговых работ такими компаниями-подрядчиками. По его словам, бизнесмены вряд ли захотят «лезть в грязь» и пытаться заработать в таких условиях.

На основании вышеизложенных причин, Министерство обороны намерено в настоящий момент частично отказаться от передачи работ на аутсорсинг частным компаниям в таких сферах как уборка казарм, общежитий и прилегающих территорий воинских частей. Еду в полевых условиях также в армии теперь будут готовить самостоятельно, не передавая эти функции сторонним организациям. В то же время, в министерстве считают необходимым сохранить систему «шведских столов» в воинских частях. По словам Руслана Цаликова, данная система себя оправдала и нравится самим военнослужащим.

Структура «Оборонсервиса» на сегодняшний день включает в себя свыше 300 акционерных обществ и 9 субхолдингов. После предлагаемой Министерством обороны реформы должно остаться всего 4 субхолдинга структуры ОАО «Гарнизон». Численность обслуживающего персонала также предлагается снизить вдвое - с нынешних 130 тысяч человек до 65 тысяч. Создаваемые новые субхолдинги должны будут заниматься оказанием услуг там, где эти услуги востребованы, и работать в интересах Министерства обороны.

Руслан Цаликов сообщил, что экономический эффект в результате принимаемых ведомством мер по совершенствованию деятельности и структуры «Оборонсервиса» должен дать экономический эффект и общую экономию средств в перспективе от 60 до 70 млрд руб. Реформирование ОАО «Оборонсервис» началось в прошлом году и уже дало возможность сэкономить свыше 22 млрд руб. По словам Сергея Шойгу, следует четко обозначить сферы, в которых приемлемо использование аутсорсинга, а также объёмы необходимых услуг. Решения в данном направлении должны быть взвешенные, ответственные и компетентные, подчеркнул министр. Он также сообщил, что планируется создание инвестиционного блока предприятий в составе нового холдинга.

ОАО «Гарнизон» будет объединять четыре субхолдинга:

1. Единый строительный и жилищно-коммунальный субхолдинг, в который войдут ОАО «Славянка», ОАО «Оборонэнерго» и ОАО «Оборонстрой».
2. Ремонтно-производственный субхолдинг, который объединит свыше 150 промышленных предприятий, входящих в ОАО «Ремвооружение», ОАО «Спецремонт», ОАО «Авиаремонт» и ОАО «Агоропром».
3. Субхолдинг бытового обслуживания и снабжения, в котором останется ОАО «Военторг», на чьей базе создадут дополнительное ОАО «Военторг-Москва», выделив его из ОАО «Военторг-Запад». Оно будет включать блок гостиничных услуг.
4. Субхолдинг для предоставления услуг связи и телекоммуникаций будет включать ОАО «Красная звезда», в качестве основного звена и информационного рупора Министерства обороны. В него войдут телеканал «Звезда», газета «Красная звезда», студия документальных фильмов Министерства обороны, радиостанция «Звезда» и новое информационное агентство, открытие которого намечалось на 1 июля нынешнего года, но так пока и не состоялось.

По словам Руслана Цаликова, Минобороны планирует привлечь крупных инвесторов в систему ведомственного ЖКХ. Он привёл в качестве примера удачного сотрудничества с инвесторами их участие в процессе перевода котельных на газовое топливо. При этом замминистра подчеркнул важность правильного выстраивания системы взаимоотношения с инвесторами, над чем в настоящий момент, по его словам, работают в министерстве. Желательно не повторять прошлых ошибок, считает он, когда при «Оборонсервисе» участие таких инвесторов в проектах Минобороны было лишь эпизодическим по причине «неповоротливости» холдинга.

До середины следующего года, продолжает Руслан Цаликов, входящие в «Оборонсервис» ремонтные предприятия будут переданы структурам оборонно-промышленного комплекса, с которым уже согласованы графики передачи. Предстоящая интеграция будет способствовать осуществлению единой государственной политики в сфере разработок, производства, ремонта, технического обслуживания и утилизации военной техники и вооружений.

Если удастся всё это реализовать, считает эксперт, Министерство обороны будет располагать работающим механизмом, позволяющим эффективно использовать услуги сторонних организаций, хотя в самом министерстве понимают всю сложность предстоящей задачи. Сомнения в успехе вызывает сама система тендеров, считают в ведомстве. По словам одного из источников в министерстве, если изучить списки победителей тендеров, выяснится, что победители всегда одни и те же. После выигрыша они сами объявляют тендер на те же услуги, только снизив стартовые цены. Таким образом набирают субподрядчиков, которые, согласно схеме подрядного бизнеса, имеют право набирать своих субподрядчиков. Так возникают цепочки, в которых налицо коррупционная составляющая. Хотя, с точки зрения закона, тут придраться не к чему.

В ходе реформирования Вооруженных Сил РФ существенно изменилась система материально-технического обеспечения. Одним из способов ее организации с 2008 года стал выступать аутсорсинг, под которым в ВС понимается передача функций внешним исполнителям (сторонним специализированным организациям) на договорной основе.

Основной специализированной организацией для материально-технического обеспечения Вооруженных Сил стало ОАО «Оборонсервис», учредителем которого являлась Российская Федерация, а права учредителя переданы Минобороны. На момент создания данное ОАО объединяло 341 организацию (таблица 1), зарегистрирован уставный капитал в размере 10,5 миллиарда рублей. ОАО «Оборонсервис» подведомственно девять открытых акционерных обществ, в его распоряжении находится 100% минус 1 акция.

Коллаж Андрея Седых

Приоритетными направлениями деятельности ОАО «Оборонсервис» и входящих в холдинг организаций являются следующие (таблица 2).

В настоящее время ОАО «Оборонсервис» занимает значительную долю на рынке аутсорсинговых услуг для Минобороны РФ (таблица 3).

Идея хорошая, но на практике…

Основными задачами введения системы аутсорсинга в материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил являлись исключение отрыва личного состава от занятий по боевой подготовке, освобождение командования от решения несвойственных ему задач, повышение качества предоставляемых услуг, передача аутсорсеру рисков хозяйственной деятельности, снижение затрат, издержек на брак и т. п.

Видимо, при правильной организации и государственном подходе по передаче некоторых функций обслуживания и обеспечения частей, соединений и организаций армии и флота на систему аутсорсинга поставленные цели могут достигаться. Однако практика применения в течение трех лет показывает в основном серьезные системные недостатки ее внедрения.

Специализированными организациями – ОАО «РЭУ», ОАО «Славянка» и ОАО «Оборонэнерго», предназначенными, по мнению реформаторов, эффективно заменить ликвидированные квартирно-эксплуатационные органы, за все время деятельности не были обеспечены и не проводились надлежащие мероприятия по подготовке многих военных городков, мест компактного проживания семей военнослужащих и других объектов Минобороны к эксплуатации в зимний период, созданию необходимых запасов топлива, качественному ремонту котельного оборудования, теплотрасс, текущему ремонту, содержанию зданий и сооружений. По этим причинам на объектах жилого и служебного фонда, водоканализационного хозяйства происходили многочисленные аварийные ситуации, приводящие к серьезным, а порой чрезвычайным последствиям.

Например, в начале 2012 года в населенном пункте Алакуртти (Мурманская область), в котором проживают более шести тысяч жителей, без отопления остались свыше 20 домов разной этажности, 978 человек были эвакуированы и размещены по несколько семей в одну квартиру, оперативно решить проблемы с теплоснабжением аутсорсеры не смогли.

В городке Петровское в Ленинском районе Московской области (в девяти километрах от МКАД) системы отопления и энергоснабжения работали с перебоями, в аварийном состоянии находились канализационные коммуникации, стоки из них текли по открытым канавам. С декабря 2010 года городок захламлен упавшими во время ледяного дождя ветками деревьев, уличное освещение длительное время отсутствовало, дороги от снега в зимний период не очищались, регулярный вывоз мусора не осуществлялся, капитальный и текущий ремонт домов не проводился. Многочисленные жалобы жителей на состояние жилищно-коммунального хозяйства и качество услуг в ОАО «Славянка», ОАО «РЭУ», ОАО «28 электрическая сеть», Минобороны и даже президенту РФ ситуацию практически не меняли.

Из-за низкой температуры воздуха в казармах в период сильных морозов в частях Ужурского ракетного соединения (Красноярский край) произошли вспышка простудных заболеваний среди военнослужащих по призыву и смерть от пневмонии рядового Ивана Пермитина.

По вине ОАО «РЭУ» и ОАО «Славянка» продолжалась практика несвоевременных расчетов с компаниями-партнерами за оказанные услуги по техническому обслуживанию и эксплуатации жилого фонда, поставку тепловой энергии. Это создавало критические ситуации, когда поставщики отключали от теплоснабжения военные городки, офицерские общежития и другие объекты. Такие факты, причем неоднократно, имели место в конце 2011 – начале 2012 года в частях и объединениях Забайкальского края (Читинский гарнизон), на Черноморском флоте, в Саратовской, Курской областях и других регионах России.

В 2010–2011 годах филиалы ОАО «Славянка» и ОАО «РЭУ» грубо нарушали Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ, запрещающий изменять тарифы более одного раза в течение года. Филиал «Карельский» ОАО «Славянка» с октября 2010 по декабрь 2011 года четыре раза увеличивал стоимость холодной воды, которая возросла с 89,93 до 239,38 рубля в месяц, а филиал «Санкт-Петербургский» ОАО «РЭУ» повысил стоимость отопления за один квадратный метр жилой площади с 17 рублей 20 копеек до 54 рублей 46 копеек – на 316,6 процента.

Нет соперничества – нет качества

Конкурсный отбор компаний для организации и проведения аутсорсинга в Министерстве обороны должным образом организован не был, федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не соблюдался. При реализации указа президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» Министерством обороны, несмотря на наличие сложившихся и функционирующих открытых рынков, было инициировано принятие ряда распоряжений правительства РФ об определении субхолдингов данного ОАО единственными поставщиками по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг в интересах военного ведомства.

В частности, распоряжением правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 года № 2032-р ОАО «Агропром» определено единственным исполнителем до 25 процентов ежегодно размещаемых Минобороны России государственных заказов на поставки сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров. Распоряжением правительства РФ от 2 февраля 2010 года № 78-р ОАО «Оборонэнергосбыт» определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России. Распоряжением правительства РФ от 6 февраля 2010 года № 155-р ОАО «Военторг» определено единственным исполнителем, оказывающим услуги по питанию, хлебопечению, поставке хлеба, банно-прачечному обслуживанию и индивидуальному пошиву предметов военной формы одежды для нужд Минобороны России. Распоряжением правительства РФ от 11 ноября 2010 года № 1947-р ОАО «Главное управление обустройства войск» определено единственным исполнителем в части проектирования и строительства в 2011–2012 годах жилья для военнослужащих на земельных участках, предоставленных для нужд Минобороны России. Распоряжением правительства РФ от 18 октября 2010 года № 1790-р ОАО «Военторг» определено единственным исполнителем по поставкам продовольственных товаров для нужд Минобороны России на территории Чеченской Республики. Распоряжением правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 643-р ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций.

Принятие «нужных» для реформирования системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил постановлений правительства способствовало устранению добросовестной конкуренции при выборе исполнителей по различным видам деятельности и в итоге привело к существенному повышению цен на оказываемые Минобороны услуги.

Рост цен при организации питания по лечебным пайкам в военно-медицинских учреждениях Минобороны России с 1 сентября 2010 года по государственному контракту, заключенному с ОАО «Военторг», по отношению к аналогичным ценам, установленным госконтрактом с предыдущим поставщиком услуг со сроком действия по 31 августа 2010 года, составил: в ФГУ ГВКГ имени Н. Н. Бурденко – до 41,2 процента, в ФГУ 2 ЦВКГ имени П. В. Мандрыка – до 98,3, в ФГУ 3 ЦВКГ имени А. А. Вишневского – до 33,9.

Увеличение цен по основным пайкам при организации питания военнослужащих по государственным контрактам, заключенным Минобороны России с ОАО «Военторг», продолжилось в 2011 году. По сравнению с 2010-м их рост составил от 11,2 до 24,1 процента, что при ежегодном расширении сферы оказываемых услуг приводило к значительным дополнительным бюджетным расходам на эти цели. Парадоксально, но это происходило в условиях, когда государственные контракты Минобороны с ОАО «Военторг» по своему существу и ранее являлись, мягко выражаясь, очень лояльными. Министерство обороны России на период действия контракта передавало ОАО «Военторг» в безвозмездное пользование объекты имущества продовольственной службы получателя услуг, укомплектованные необходимым оборудованием, столово-кухонной посудой и инвентарем. Объекты должны были соответствовать требованиям, установленным нормативными актами для соответствующей категории имущественных комплексов, в том числе санитарно-эпидемиологическим и санитарным нормам. Кроме того, военное ведомство брало на себя обязанность производить замену и (или) капитальный ремонт вышедшего из строя оборудования и имущества в соответствии с нормами обеспечения.

ОАО «Военторг» в свою очередь взяло на себя обязательство самостоятельно приобретать материальные и иные ресурсы, необходимые ему для оказания услуг, за исключением коммунальных, технологическое, холодильное и немеханическое оборудование, весоизмерительные приборы, столово-кухонную посуду и инвентарь, выполнять текущий ремонт оборудования.

Из всего объема услуг по организации питания военнослужащих (в рамках заключенных на 2011 год государственных контрактов) дочерними акционерными обществами ОАО «Военторг» оказывалось менее двух процентов указанных услуг. Почти весь их объем (более 98%) выполняли иные соисполнители, привлекаемые ОАО «Военторг» в соответствии с условиями заключенных с Минобороны России государственных контрактов. При этом стоимость сутодач по основным пайкам для соисполнителей в соответствии со спецификацией к заключенным договорам устанавливалась ОАО «Военторг» на один процент ниже стоимости указанных сутодач, определенных государственными контрактами, заключенными с Минобороны (плановая доходность ОАО «Военторг»). Сумма указанной комиссии в 2011 году составила около 230 миллионов рублей. Таким образом, только одна явно избыточная посредническая структура – ОАО «Военторг», действующая параллельно центральным органам военного управления, «отнимала» от бюджета военного ведомства почти четверть миллиарда рублей.

И не случайно объем бюджетных ассигнований, выделенных Министерству обороны на организацию питания военнослужащих на условиях аутсорсинга в 2010 и 2011 годах (по данным Счетной палаты), характеризуется следующими данными (таблица 4).


Фото: PHOTOXPRESS

Из таблицы видно, что рост расходов очевиден и обусловлен он в значительной степени расширением аутсорсинговых услуг по организации питания военнослужащих.

А какое же реально при таком увеличении затрат качество питания и продовольственного обеспечения? Вот несколько примеров из жизни. ООО «Кейтеринг-Р», соисполнитель ОАО «Военторг», занимающееся продовольственным обеспечением войск (сил) в Приморье, в декабре 2011 года дважды выдавало в столовую сливочное масло и рыбу с истекшим сроком хранения и покрытые плесенью. Только решительность командования предупредила отравление личного состава. Контрагент ОАО «Военторг» – ООО «Фуд-Комплекс» для питания отдыхающих в санаториях Кавказских Минеральных Вод приобретало мясо импортное, мороженое, производства США под названием «Оковалок» и производства Бразилии – «Толстый край». Ниже этого «края», видимо, остается только корм для собак. Фрукты и овощи в условиях Кавказа поставлялись импортного производства. Неоднократно закупалась рыба с запахом, хлеб (зачастую непригодный к употреблению) завозился из города Нальчика при наличии в городах размещения санаториев местных хлебозаводов. И такое «снабжение» и «питание» организовано в условиях, когда средняя стоимость путевки с 12 111 рублей в 2008 году возросла в 2011-м до 23 905 (практически в два раза), а в 2012-м – до 26 000 рублей.

Предложенная аутсорсерами организация питания в санаториях фактически ликвидировала все хорошее, что было накоплено ранее, когда поставщиками основных продуктов – хлеба, мяса, молока, фруктов и т. д. были, как правило, местные фермеры. На местах производились сезонные заготовки овощей, фруктов, картофеля, а также оптовые заготовки продуктов длительного хранения – макаронные изделия, крупы, сахар, что значительно снижало их стоимость и удешевляло цену пребывания отдыхающих. Если на момент передачи в 2010 году организации питания в санаториях аутсорсеру стоимость сутодачи составляла 220–260 рублей, то позже руководящим этим делом коммерсантам она стала оплачиваться по цене 503 рубля 88 копеек (в том числе цена продуктов – 313 рублей 90 копеек). Если раньше жалобы на питание были редким случаем, то с приходом аутсорсеров они стали постоянными.

Организация обеспечения вещевым имуществом, содержания помещений в чистоте, уборки территорий далека от требований времени. По вине ООО «Авеста» (контрагент ОАО «Военторг») на складе Читинского производственного комбината в конце 2011 года скопилось около семи тонн грязного белья, из-за чего остатки чистого белья в частях Читинского гарнизона оказались практически исчерпанными. Там же хранилось около двух тонн белья из инфекционного отделения 324-го окружного военного госпиталя.

Серьезные недостатки допускались коммерческими структурами, занимающимися капитальным строительством объектов недвижимости и ремонтом военной техники. Особенно много нарушений было в их деятельности по использованию государственных средств (завышение цен, приписки объемов и стоимости выполненных работ и другие злоупотребления с разбазариванием и расхищением материальных ценностей и денежных средств).

О реальном положении дел с расходованием бюджетных средств, выделяемых Минобороны на обеспечение жизнедеятельности войск, сообщал в своем представлении министру обороны 25 января 2012 года заместитель генерального прокурора Российской Федерации – главный военный прокурор Сергей Фридинский (см. документ на стр. 05).

Проблемные вопросы

Решение о введении аутсорсинга для материально-технического обеспечения, видимо, было продиктовано стремлением реформаторов скопировать эту систему в армии США. Однако они должны были знать, что любые реформы на Западе проводятся с учетом критерия «стоимость-эффективность». В циркуляре административно-бюджетного управления А-76 Минобороны США записано, что принятие решения о внедрении коммерческой практики для той или иной деятельности связано прежде всего с получением наиболее высокой отдачи от затрат бюджетных средств, и поэтому частные компании допускаются к конкурсу и способны его выиграть только при стоимости их работ как минимум на 10 процентов ниже, чем у государственных структур. Использование конкурсных контрактов позволяет американскому военному ведомству экономить до 30 процентов средств.

При этом, что немаловажно, военное руководство армии США не стремится (как это сделано у нас) заменить гражданских служащих, занятых в воинских структурах, представителями частного сектора, поскольку опыт, уровень квалификации таких служащих в целом выше, чем персонала из структур возможных подрядчиков.

Таким образом, анализ применения аутсорсинга в Министерстве обороны убедительно показывает пока неспособность этой системы положительно решать задачи материально-технического и других видов обеспечения Вооруженных Сил. Объективные попытки найти положительные примеры практики работы коммерческих компаний и особенно обеспечения надлежащего качества выполняемых работ и услуг не увенчались успехом.

Основными серьезными недостатками в организации деятельности аутсорсинга являлись:

  • резкий рост расходов бюджетных средств по всем направлениям обеспечения и обслуживания войск (сил) в размерах от трех раз и даже на порядок, в том числе транспортным, коммунальным расходам, оплате электроэнергии, продовольственному, вещевому обеспечению, ремонту вооружения, военной техники и др;
  • качество выполняемых работ, услуг при росте расходов значительно ухудшилось. Увеличилось количество отравлений личного состава продуктами питания, текущий ремонт, содержание зданий и территорий, коммунальное обеспечение во многих случаях находятся в запущенном состоянии;
  • зачастую работы по различным видам обслуживания и обеспечения вообще не проводились, для их выполнения так и отвлекаются военнослужащие;
  • наносился значительный вред социальной защите личного состава. Цены практически на все услуги, оказываемые коммерческими предприятиями военнослужащим, членам их семей и лицам гражданского персонала, повышались. Например, значительно увеличились цены на парикмахерские услуги, за питание в столовых, проживание в гостиницах, лечение и отдых в санаториях и домах отдыха. Возрастали тарифы на жилищно-коммунальные услуги и др.;
  • организация контроля со стороны ОАО «Оборонсервис» за входящими в его состав ОАО «Славянка», «Военторг», «РЭУ» и другими из-за отсутствия продуманных и тщательно проработанных рычагов не соответствует важности решаемых задач в области обороны. При нахождении их филиалов и контрагентов акционерных обществ на территории от Калининграда до Камчатки и при невозможности реального влияния на их работу со стороны командиров частей, начальников учреждений (кроме права подписания актов о качестве приемки работ) эти структуры предоставлены сами себе. Ответственность по всем направлениям их деятельности размыта до уровня ее отсутствия;
  • руководителям ОАО и «нужным» людям из числа их подчиненных устанавливается высокая, несоразмерная достигнутым результатам заработная плата, премии выплачиваются по принципу «своя рука владыка». ОАО стремятся выполнять наиболее дорогостоящие виды работ – взять «жирные куски», а малооплачиваемые работы их вообще не интересуют;
  • из-за ликвидации в воинских частях и учреждениях квартирно-эксплуатационных органов надлежащий инженерно-технический контроль за выполненными аутсорсерами работами отсутствует. Командиры воинских частей вынуждены подписывать акты приемки работ без анализа их полноты и качества соответствующими специалистами. В результате возможности приписок неограниченны, в чем, как правило, есть очевидный интерес коммерческих организаций, что, естественно, ведет не просто к росту расходов Минобороны, а их коррумпированной составляющей;
  • Вооруженные Силы теряют автономность жизнеобеспечения в условиях ведения войны, чрезвычайных и аварийных ситуациях. Затруднено или невозможно использование аутсорсинга вне места постоянной дислокации воинской части, в период учений, выходов кораблей в море, выполнения воинской частью учебно-боевых и боевых задач, а также в воинских частях, дислоцированных в отдаленных малонаселенных местностях, в которых отсутствуют какие-либо гражданские структуры, с которыми можно было бы заключить соответствующие договоры.

Приведенный перечень проблемных вопросов внедрения аутсорсинга далеко не исчерпывающий. Практика передачи ряда функций гражданским или коммерческим организациям должна тщательно и всесторонне исследоваться. Полагаться в этом деле только на «креативных» реформаторов – значит нанести серьезный урон Вооруженным Силам.

Есть положительные примеры

Обратимся вновь к опыту армии США. Там четко определены функции, в осуществлении которых могут принимать участие частные структуры. Это, к примеру, оплата труда гражданского персонала (около 800 тысяч человек), выплаты военным пенсионерам (примерно 2,2 миллиона человек), оказание услуг служащим Минобороны (обучение и подготовка военного и гражданского персонала, подготовка к службе в армии), сбыт излишков собственности и национальных запасов, управление сдаваемой внаем собственностью, работы по содержанию складов. Только за счет этих работ в течение 1997–2014 финансовых годов планируется сэкономить около 2,6 миллиарда долларов. Противники передачи части вспомогательных функций частному или гражданскому государственному сектору опасаются, что это приведет к снижению боевой готовности ВС из-за отсутствия у возможных подрядчиков заинтересованности в ее поддержании на необходимом уровне и по причине утраты контроля за этим направлением деятельности со стороны Министерства обороны США.

А самый главный проблемный вопрос в организации и осуществлении системы аутсорсинга, который всегда следует учитывать руководству Минобороны России, заключается в том, что все коммерческие структуры не заинтересованы в улучшении дел в обслуживаемых ими воинских частях, организациях и учреждениях и, конечно, в обеспечении боевой готовности войск (сил). Главная их задача – извлечение прибыли и снижение своих затрат путем поставки продукции для потребителей услуг, купленных по самым низким (зачастую бросовым) ценам. Привлекая, как правило, к выполнению работ неподготовленную профессионально иностранную рабочую силу, они неспособны обеспечить их качество, даже если бы пытались к этому стремиться. Все это привело к неэкономным, нередко бесцельным расходам бюджетных средств, в том числе и злоупотреблениям, которые составили огромные суммы, чем нанесен значительный материальный ущерб государству.

Вот почему можно с уверенностью констатировать, что задача качественного реформирования материально-технического обеспечения армии и флота оказалась невыполненной. Командира (руководителя) не освободили от несвойственных функций, а наоборот, создали ситуацию, когда он не в состоянии нормально руководить подчиненными коллективами, так как прежде чем их воспитывать, учить воевать, им нужно для этого создать соответствующие условия жизни и быта. Если раньше, до этих реформ командир мог решать вопросы обеспечения личного состава, обладая властью, материальными и денежными средствами, то сегодня он выступает в роли просителя, наблюдателя, но продолжает за все отвечать. Этим, к большому сожалению, подорван принцип единоначалия, который всегда был основополагающим принципом строительства Вооруженных Сил.

В то же время есть немало хороших примеров в практике организации материально-технического обеспечения армий Турции, Великобритании и др. Например, в турецких ВС эта система была построена на привлечении к ней военнослужащих, по той или иной причине негодных к строевой службе. Для этого в Министерстве обороны осуществлялась их подготовка по гражданским специальностям (курсы от трех до шести месяцев и др.). После получения специальности они направлялись в соответствующие структуры обеспечения армии, где содержались как военнослужащие по призыву и под руководством должностных лиц, занимающихся материально-техническим обеспечением, проходили службу, обеспечивая высокое качество работ, услуг и с минимальными затратами государству.

Там же в свое время на основании соответствующих правительственных решений обслуживанием контрактников занимались структуры страховой организации «Ояк», которой в качестве преференции была делегирована функция по реализации вышедших из строя техники и вооружения, излишествующего и ненужного движимого и недвижимого имущества Минобороны. Поэтому реализация военнослужащим товаров и услуг осуществлялась по ценам существенно ниже государственных и качество услуг не вызывало сомнения (организация питания, проживание в гостиницах, санаториях, профилакториях, предоставление транспорта, покупка товаров и многое другое). К примеру, система турецкого военторга имела право устанавливать торговую наценку только 10 процентов, при этом исправно существовала за счет большого оборота товаров. Такое обеспечение личного состава армии иначе как настоящей заботой государства о военнослужащих назвать нельзя. Видимо, подобную систему вполне можно создать в Российской армии.

От редакции «ВПК»

После отставки министра обороны Анатолия Сердюкова число критиков его реформы в одночасье подскочило до заоблачных высот. «ВПК» напоминает, что основные тезисы этого материала были изложены генералом Василием Воробьевым еще полгода назад в книге «Реформы по кругу или деньги на ветер».

Василий Воробьев ,
генерал-полковник, начальник Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ (1991–1995), начальник Военно-экономического университета (2001–2006), доктор экономических наук

Главным положительным моментом аутсорсинга – решения задач с привлечением сторонних организаций – в армии считается освобождение солдат и офицеров от несвойственных им функций: уборки территории, стирки, приготовления пищи. Всеми этими солдатскими повинностями, согласно идее военной реформы Дмитрия Медведева и Анатолия Сердюкова , начатой в 2009 году, теперь должны заниматься гражданские компании и фирмы. В свете этих преобразований многие правозащитные организации считают четыре года действия реформы Сердюкова–Медведева самыми радикальными переменами в армии за прошедшие двадцать лет. Однако после отставки Сердюкова с поста министра обороны и скандала вокруг « Оборонсервиса» встал вопрос о дальнейшей судьбе военной реформы (примечательно, что ее часть, касающаяся аутсорсинга в Вооруженных силах, считается одним из основных достижений прежнего руководства ведомства).

Основной причиной введения военного аутсорсинга в России, по словам экспертов, стал переход на годовую службу, малое время прохождения которой не позволяет отвлекаться от обучения и боевой подготовки. «Во время службы солдата надо не только научить, за какие рычаги дергать, но и привить ему навык автоматической работы, ведь в боевых условиях во время стрельбы отчетливое знание того, на какие кнопки нажимать, должно быть доведено до автоматизма, – пояснил военный эксперт, ответственный редактор газеты "Независимое военное обозрение" Виктор Литовкин . – И вот, чтобы не срывать солдат с учебы на кухню, ввели аутсорсинг, иначе армия не будет успевать готовить даже пулеметчиков или автоматчиков». Таким образом, предполагается, что аутсорсинг делает армию более профессиональной. Однако, как признал Литовкин, это всего лишь средство обеспечения Вооруженных сил, а то, как аутсорсинг проводится на местах, – уже отдельный вопрос. «У нас, к сожалению, все не слишком гладко в этой сфере», – констатировал военный эксперт.

Согласился с коллегой и координатор общественной организации «Гражданин и армия» Сергей Кривенко . По его мнению, необходимо различать саму идею аутсорсинга с его мировым опытом и положительными моментами и процесс его реализации у нас в стране. В качестве доказательства правильности этого подхода Кривенко привел ряд аргументов: существуют примеры великолепной работы и высокой эффективности системы военного аутсорсинга в некоторых стационарных воинских частях. Однако есть немало примеров обратного: когда фирма «Славянка» (по слухам, имеющая отношение к экс-министру обороны Анатолию Сердюкову), «окутав своими сетями всю страну», относилась к своим обязанностям по обеспечению питания недобросовестно – вплоть до того, что в качестве поваров нанимались бомжи. «Еще одна проблема: гражданские специалисты часто не едут на полигоны, и бойцам приходится самим организовывать себе быт и питание, – перечислил Сергей Кривенко. – Отдельная тема: как военный аутсорсинг может работать в боевых условиях. А в мирное время эта система как таковая представляется весьма полезной». Впрочем, по его словам, чтобы России пытаться равняться на западные образцы, откуда к нам и пришел аутсорсинг в вооруженных силах, нужно изучить историю и понять разницу.

На Западе вооруженные силы стали переводить на аутсорсинговую систему в 1990-х годах – в связи с окончанием холодной войны, сокращением военных бюджетов, ухудшением демографической ситуации и, как следствие, ограничением людских и технических ресурсов. Пионерами здесь стали англосаксы (в первую очередь британцы) – страны, где частный сектор традиционно являлся локомотивом экономики, а массовый переход других стран Европы и некоторых африканских государств на эту систему состоялся уже в конце нулевых и затронул сферы материально-технического обеспечения, обучения специалистов, обеспечения связи и расквартирования войск. Надо сказать, главными задачами военного аутсорсинга западного образца изначально были заявлены две: максимально адекватное использование ограниченных технических, людских и временных ресурсов, а также привлечение частного капитала для реализации крупных и сложных проектов. Обе со временем стали воплощаться в реальность на условиях полной прозрачности конкурса между фирмами, претендующими на обеспечение вооруженных сил, и четкого разделения рисков (государство несет политические риски, подрядчик – все остальные, главным образом коммерческие). Тем не менее очевидных результатов реформы пока нет даже на ее родине – в Великобритании: англичане выпустили всего одно исследование эффективности частного и государственного партнерства в оборонной области, и то в 2005 году.

Примечательно, что на Западе в качестве государственного партнера, подрядчика изначально выступают либо крупные финансовые структуры, либо ведущие компании по производству боевой техники, либо фирмы-гиганты с мировыми именами в сфере своей деятельности. В России эту схему только предстоит внедрить. Как отметил капитан второго ранга в запасе, член Международного союза журналистов Максим Шеповаленко , за границей к решению задач привлекается частный капитал «подлинно сторонних организаций». «В России же имеет место другой карман того же пиджака: по факту Минобороны является одновременно заказчиком и исполнителем в лице разных фирм, – сказал эксперт. – У нас вообще аутсорсинг в армию свалился как будто снег на голову».

С большим оптимизмом смотрит на начатую военную реформу председатель Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова , которая находит результаты постепенного перехода армии на аутсорсинговую систему в основном позитивными на фоне происходящего в армии в 1990-е годы. «Тот бардак, с которым мы столкнулись в начале 1990-х годов, нынешним призывникам и офицерам не может и сниться. Сейчас жалоб на голод, плохое питание, отсутствие материального обеспечения стало значительно меньше, – подчеркнула Мельникова. – А военные прокуроры наверняка помнят те времена, когда из-за еды солдаты друг друга убивали: такие случаи бывали по два раза в год». Тем не менее нынешняя система обеспечения армии, несмотря на то что изжила голодные убийства, по-прежнему очень далека от совершенства. Одним из основных ее недостатков, по мнению экспертов, остается тот факт, что абсолютно все военные расходы засекречены; по всем статьям расхода Минобороны отчитывается только перед Счетной палатой. «Если мы, граждане, в разумном объеме не можем контролировать, что происходит с бюджетными деньгами, направленными государством для наших офицеров и солдат, – о чем мы можем говорить?» – задается вопросом Валентина Мельникова. Она уверена, что корректно организованный военный аутсорсинг полезен как новая система обслуживания, так как ввиду привлечения гражданских фирм он должен быть более прозрачным и контролируемым. Таким образом, общественный контроль за расходованием части бюджетных средств обеспечит открытость конкурса между аутсорсинговыми компаниями, а также открытость механизма их работы. «К тому же у нашей страны все равно впереди маячит профессиональная армия, – считает Мельникова. – В таких обстоятельствах военные тем более должны будут заниматься только своей профессиональной деятельностью, а не сидеть на кухне или убирать территорию».

Правозащитник, председатель общественной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Элла Полякова призвала отнестись к реформе российской армии более осторожно. «Да, появилась какая-то элементарная забота о человеке, однако организована она очень криво», – подчеркнула она. В качестве примеров эксперт привела и печально знаменитую новую форму от известного модельера Валентина Юдашкина , обругав ее за неудобство и холодность, из-за чего среди солдат зафиксирован рост процента простуженных, и реорганизацию военных госпиталей. «Обществу важно проводить мониторинг в процессе принятия таких реформ, иначе получается то, что мы сейчас имеем», – убеждена Полякова.

Напомним, претензии Валентину Юдашкину за разработанную им военную форму недавно высказал и лидер ДЛПР Владимир Жириновский . По словам политика, Минобороны решило отказаться от этой формы, на создание которой было потрачено 170 млн рублей. Он также добавил, что в итоге обмундирование оказалось холодным и неудобным. «Деньги-то потрачены. Должна быть ответственность, должен быть договор с автором подобных произведений. Ну, вот он ходит, улыбается, а деньги теряем», – заявил Жириновский. В свою очередь, ответ оскорбленного модельера политику добавил сомнений в целесообразности и правомерности чрезвычайной закрытости военных расходов и системы обеспечения армии в целом. Валентин Юдашкин открестился от формы, которую носят российские солдаты, и опубликовал в своем микроблоге фото обмундирования, разработанного им. «Поставляемая в настоящее время полевая форма (костюм зимний полевой и костюм летний полевой) не имеет ничего общего ни по дизайну, ни по технологии с образцами, разработанными нашей компанией и утвержденными министром обороны и верховным главнокомандующим, – говорится в заявлении ООО "Валентин Юдашкин". – Мы удивлены тем фактом, что никто на сегодняшний день не задал справедливые вопросы – кто осуществляет поставку формы на плановое снабжение в Вооруженные силы, где она производится, какие ткани и материалы используются для ее производства? Когда будут получены ответы на эти вопросы, то всем станет понятно, какое отношение имеет компания "Валентин Юдашкин" к форме, которую сегодня носят в армии».

«Минобороны – монополист, который ни с кем не хочет делиться деньгами», – резюмировал Виктор Литовкин, тем самым назвав главную особенность военного аутсорсинга в России.

Полковник В. Печорский

В США под аутсорсингом понимается использование на конкурсной основе сторонних организаций для выполнения непрофильных (вспомогательных) функций военного ведомства путем заключения соответствующего долгосрочного контракта. Сторонними организациями могут быть как государственные организации, так и (в основном) частные компании.

В вооруженных силах США аутсорсинг используется как для обеспечения повседневной, так и боевой деятельности. В соответствии с американским законодательством военное ведомство обязано оптимально (с точки зрения стоимости и качества работ) организовывать выполнение вспомогательных функций, используя в качестве альтернативы возможности коммерческих специализированных предприятий.


Согласно многолетним наблюдениям Пентагон является основным федеральным органом Соединенных Штатов, масштабно привлекающим для обеспечения своей жизнедеятельности и решения иных задач сторонние частные организации. Наиболее востребованными функциями, которые в ВС США традиционно передаются для исполнения компаниям-подрядчикам, являются: материально-техническое обеспечение; содержание объектов инфраструктуры, пунктов дислокации и обслуживание территорий; техническое обслуживание и ремонт ВВТ; предоставление бытовых и финансовых услуг; выполнение ремонтных и строительных работ.

По мнению экспертов Пентагона, аутсорсинг позволяет обеспечить:

Необходимое качество при существенном сокращении расходов за счет привлечения узких специалистов со значительным опытом работы в той или иной сфере;

Высокие боеготовность и боеспособность войск за счет сосредоточения основного внимания на решении основных задач;

Внедрение современных технологий;

Высокий уровень гибкости и оперативности при принятии решений;

Экономию за счет исключения временных и финансовых затрат на повышение профессионального уровня и совершенствование квалификации персонала, организацию рабочих мест, обеспечение страховых и премиальных выплат;

Высвобождение времени и ресурсов руководства ВС всех категорий для выполнения ими основных служебных обязанностей;

Возможность выбора наиболее оптимальных вариантов использования компаний-подрядчиков за счет конкуренции на рынке потенциальных исполнителей, их адаптированности к требованиям заказчика и заинтересованности в поддержании взаимодействия на долгосрочной основе;

Финансовые и юридические гарантии компенсации внешними организациями возможного ущерба.

К главным недостаткам аутсортинга относят:

Риск утраты (в том числе необратимой) персоналом вооруженных сил США уникальных знаний и опыта, необходимых при решении ряда специфических задач, таких как ремонт, подготовка к эксплуатации и обслуживание современных образцов вооружения и военной техники, ведение разведки, оценка и обработка получаемой информации, обучение личного состава по прикладным дисциплинам в качестве инструкторов;

Возможность значительной недооценки базовых накладных расходов при принятии решения о передаче функций внешней организации;

Сложность контроля за ходом выполнения масштабных работ, что приводит к риску их некачественного выполнения;

Ограниченность рычагов управляющего воздействия на исполнителей;

Отсутствие преемственности при смене компании-подрядчика.

После начала военных операций ВС США и союзников в Ираке и Афганистане, а также в ходе последующей стабилизации обстановки и постконфликтного урегулирования в этих странах беспрецедентный размах приобрело привлечение персонала частных военных компаний (ЧВК) к выполнению задач в интересах воинских контингентов американских войск. На текущий момент на афганской и иракской территории по контракту с Пентагоном действуют около 138 тыс. представителей различных ЧВК (из них только 42,9 тыс. - граждане США).

Сильными сторонами аутсорсинга при использовании частных военных компаний в ходе операций по стабилизации обстановки и постконфликтному урегулированию в передовых зонах в Пентагоне считаются: - значительно более короткие, чем у резервных компонентов ВС США, сроки подготовки персонала, оборудования и материальных средств ЧВК к переброске за рубеж и выполнению возлагаемых на них функций;

Отсутствие жесткого, определенного законом, периода пребывания персонала частных компаний в передовых зонах или районах;
- отсутствие необходимости дополнительной специальной подготовки сотрудников ЧВК, так как они обычно являются высококвалифицированными специалистами с опытом работы в силовых структурах или службы в «горячих точках»;

Широкое задействование компаний-подрядчиков, что позволяет Пентагону сократить численность группировок американских войск в передовых зонах и районах боевых действий и, как следствие, уменьшить расходы на их содержание и ротацию, а также значительно снизить боевую нагрузку на личный состав и освободить его от выполнения несвойственных военнослужащим функций.

Численность персонала ЧВК США

Государства, где задействованы ЧВК Представители ЧВК Итого
Граждане США Местные граждане Граждане третьих стран
Афганистан 31 814 38 270 39 480 109 564
Ирак 2 314 2 065 4 621 9 000
Сопредельные страны 8 764 782 9 297 18 843
Всего 42 892 41 117 53 398 137 407

К основным недостаткам привлечения частных военных компаний относятся:

Полное отсутствие фактора идейной (идеологической) мотивации персонала;

- «излишняя самостоятельность» в действиях и решениях представителей частных компаний, выражающаяся в неправомерном или непропорциональном применении силы против местного населения, игнорировании установленных командованием контингента требований и правил, нарушении дисциплины и т. д.;

Отсутствие эффективного контроля за деятельностью ЧВК, способствующее увеличению случаев коррупции и финансовых махинаций.

Несмотря на продолжающуюся практику широкого задействования аутсорсинга в ВС США, руководство Пентагона в последние годы предприняло ряд мер, направленных на снижение ведомственной зависимости от сторонних компаний. В апреле 2009 года министр обороны США Р. Гейтс объявил о своем решении открыть в 2010 финансовом году 13 тыс. новых должностей для гражданского персонала с целью передачи ему функций, традиционно выполняемых представителями коммерческих структур. К 2015 финансовому году общее число таких должностей предполагается довести до 30 тыс.

В сентябре 2011 года Пентагон уведомил национальный конгресс о том, что в течение 2010 финансового года были открыты 16 782 должности гражданских служащих для замены персонала внешних организаций (42 проц. новых должностей в сухопутных войсках, 28 проц. - в ВВС, 16 проц. - ВМС и 14 проц. - в органах центрального подчинения Минобороны). Данные изменения были проведены в основном (более половины случаев) из соображений экономии бюджетных средств.

Руководство министерства обороны США и федеральных контрольных органов признает, что на текущий момент не представляется возможным в полной мере объективно оценить результаты предпринимаемых шагов, поскольку финансовые, социальные и кадровые последствия могут проявиться только через значительный период времени.