Методика формирования умений письменной речи с помощью информационных технологий. Письменная речь как вид речевой деятельности Письмо вид речевой деятельности русского языка


Лекция № 1 «Письмо как вид речевой деятельности. Особенности письменной речи и ее коммуникативные возможности»

Цель: Исследовать специфику письма как одного из видов речевой деятельности в коммуникативном аспекте.
Задачи: 1. Определить основные термины и понятия курса. 2. Обозначить аспекты изучения письменной речи. 3. Проанализировать особенности письма с точки зрения выполняемых функций. 4. Сформировать представление о коммуникативных возможностях письменной речи через ее сопоставление с устной речью.
План:
§ 1. Письмо как вид речевой деятельности. Понятие культуры письма. Аспекты изучения письменной речи.
§ 2. Функции письменной речи.
§ 3. Основные термины и понятия курса.
§ 4. Коммуникативные возможности письменной речи в сопоставлении с устной речью.

§ 1. Письмо как вид речевой деятельности. Понятие культуры письма. Аспекты изучения письменной речи.
По подсчетам ученых, человек посвящает разнообразным формам речевой деятельности порядка 70 % своего «жизненного» времени. Основными видами речевой деятельности являются чтение, говорение, слушание, письмо.
Критерий владения основными видами речевой деятельности определяет степень коммуникативной компетенции человека – совокупности знаний, умений, навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения (В.В. Соколова).
Характеристика основных видов речевой деятельности осуществляется с позиций теории деятельности, разработанной в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других ученых. В рамках данного подхода функционирование каждого вида речевой деятельности рассматривается комплексно, с учетом различных факторов: характера намерений каждого из участников коммуникации и специфики их взаимоотношений, жанрово-типологической принадлежности текста, стилистических параметров, в целом – коммуникативной стратегии и смысловой программы, определяющих средства и способы достижения определенного коммуникативно-прагматического эффекта в общении. В русле обозначенного подхода под каждым видом речевой деятельности понимается осознанный волевой акт, а не ответное физическое действие в результате автоматической реакции органов чувств и нервной системы на поступивший из окружающей среды сигнал. Вследствие этого в современной исследовательской литературе разводятся понятия «физического процесса, связанного с речью» и «собственно речевой деятельности в разных ее видах». Последнему необходимо обучать, поскольку в речевую деятельность, таким образом понимаемую, человек «сам собой не врастает» (Л.С. Выготский).
Методика исследования письма как вида речевой деятельности предполагает сосредоточение внимания, во-первых, на изучении особенностей письменного речевого поведения отдельной языковой личности и, во-вторых, на анализе текстовой деятельности – специфичной формы коммуникации посредством письменных текстов разной жанрово-стилевой ориентации.
В лингводидактике под языковой личностью понимается человек, способный участвовать в речевой практике. Языковая личность характеризуется не столько тем, что она знает в языке, сколько тем, что она может с языком делать (Г.И. Богин). Задача развития языковой личности предполагает, в частности, совершенствование письменно-речевых способностей высшего уровня, который соотносится со следующими навыками и умениями:
1) целенаправленно создавать письменные тексты разной жанрово-стилевой ориентации, отвечающие прагматическим условиям общения;
2) работать над формированием и совершенствованием индивидуального письменно-речевого стиля, уметь обрабатывать собственный речевой опыт, накопленный в различных сферах и ситуациях общения;
3) редактировать текст с учетом орфографических, пунктуационных, стилистических и других видов норм письменной речи;
4) вырабатывать свободные навыки активной и самостоятельной интерпретации письменного текста;
5) воспринимать и усваивать разные виды информации из письменно-речевых сообщений;
6) обосновывать и понимать психологические процессы, отражающиеся в письменной сфере общения, уметь их прогнозировать и ими управлять.
При этом очевиден факт разделения основных видов речевой деятельности на рецептивные, направленные на восприятие готового речевого сообщения, и продуктивные, предусматривающие работу по созданию собственных текстов. Письмо относится ко второму типу.
Чрезвычайно важной проблема оптимизации речевого развития личности видится с позиций культуры письменной речи. Культура письма входит как составляющая в понятие общей культуры личности и представляет собой умелое и свободное использование письменных языковых средств с учетом соответствующей коммуникативной ситуации.
Письменная речь и письменный текст выступают объектами исследования для многочисленных областей научного знания (истории, философии, психологии и пр.). Перечень наиболее актуальных вопросов лингвистического изучения письменной речи включает ее рассмотрение со следующих позиций:
1) с точки зрения семиотики (учения о знаках) письменная речь анализируется в качестве определенного способа кодировки смысла в знаке. Буква выступает здесь как графический символ, отображающий на письме звук, алфавит – как тип визуальной знаковой системы;
2) графологический аспект предполагает выявление особенностей отражения в почерке психологических свойств пишущего;
3) с позиций нормативистики анализируются нормы письменной речи в их соотношении с нормами устной речи;
4) прагматический подход в исследовании письма основывается на выявлении различных способов его воздействия на адресата;
5) в аспекте теории речевых жанров изучаются жанрово-стилевые особенности письменных текстов;
6) гендерный аспект предполагает «прочтение» письменных текстов с позиций «мужского» и «женского» начал, осмысляемых в качестве определенных концептов культуры;
7) в рамках методологического подхода письменная речь выступает в качестве основного предмета рассмотрения в различных обучающих методиках;
8) юрислингвистика анализирует письменные тексты с точки зрения функционирования в них инвективных (оскорбительных) языковых средств.

Литература:
Бабаева Э.У. К проблеме отождествления личности по признакам письменной речи // Правоведение, 1968. № 6.
Б. де Куртенэ. Об отношении русского письма к русскому языку // Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. 2.
Волков А.А. Грамматология. Семиотика письменной речи. М., 1982.
Гельб И.Э. Опыт изучения письма (Основы грамматологии). М., 1982.
Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999.
Лебедева Н.Б. Об аспектах юрислингвистики // Актуальные проблемы филологии. Барнаул, 1998.
Моргенштерн И.Ф. Психографология: Наука об определении внутреннего мира человека по его почерку. М., 1994.
Мучник Б.С. Культура письменной речи. М., 1996.
Нефедова Н.В. Основы культуры речи: Учебное пособие. Новочеркасск, 2000.
Осипов Б.И. Основные этапы истории русского письма // Язык и письмо. Волгоград, 1988.

Вопросы для самопроверки:
1. Какое место среди основных видов речевой деятельности занимает письмо? Сравните Вашу точку зрения с мнением некоторых исследователей (в частности, Маделин Беркли-Ален) о следующем процентном соотношении между разными видами речевой деятельности: слушание – 40%, говорение – 35%, чтение – 16%, письмо – 9%. Попытайтесь прокомментировать эти количественные данные.
3. Как взаимосвязаны между собой все разновидности речевой деятельности?
4. В какой последовательности человек овладевает видами речевой деятельности?
5. Охарактеризуйте особенности письменно-речевой деятельности с позиций коммуникативного подхода, ориентируясь на актуальность тех или иных факторов текстообразования.
6. Расскажите о нормативном, коммуникативном и этическом аспектах культуры письменной речи.
7. Каковы лингвистические и экстралингвистические факторы, делающие речь человека грамотной?
8. Как соотносятся понятия «культура письменной речи» и «речевой этикет»?

§ 2. Функции письменной речи.
Велика роль письма в жизни языка, нации, отдельного человека. Перечень ключевых функций письменной речи таков:
1. Поскольку литературный язык восточных славян возникает именно в письменной своей разновидности, можно утверждать, что состояние системы письма и письменности в целом выступает критерием развития литературного языка.
2. Письменная речь является особой формой порождения и обозначения мысли, «вербализованной версией ментального представления события» (В. Дейк).
3. Письменные тексты (деловые записи, переписка, берестяные грамоты, летописи и пр.) – материал, имеющий историческую значимость, это своеобразные документы эпохи.
4. Для всех письменных текстов характерна коммуникативная функция.
5. Письмо выступает как мощное средство обучения языку.
6. Письменно-речевая деятельность способствует обобщению и передаче человеческого опыта, ей свойственна функция средства развития культурного сознания цивилизации. С этих позиций видится целесообразным рассмотрение феномена письменной ментальности эпохи – отражения на письме специфичных черт определенной исторической эпохи и национального менталитета.

Литература:
Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. М., 1984.
Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. М., 1987.
Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. Издание 2-ое / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской. М., 1998.
Фридрих И. История письма. М., 1979.
Щерба Л.В. Теория русского письма. М., 1983.

Вопросы для самопроверки:
1. Какова роль письменности в человеческой культуре?
2. Какова причина появления такого жанра письменной речи, как дневник? Приведите примеры современных модификаций этого жанра.
3. Какая разновидность литературно-художественного творчества не имеет в качестве первичной формы своего существования письменную?
4. Расскажите о чертах письменной ментальности эпохи Петра I. Какими лингвистическими и экстралингвистическими факторами они мотивированы?
5. Какова роль технического прогресса в процессе развития письма и письменности?
6. Приведите примеры ситуаций общения, в которых доминировала бы какая-либо одна из функций письменной речи.

§ 3. Основные термины и понятия курса.
Письмо – 1) вид речевой деятельности; 2) знаковая система, отображающая письменную речь; 3) жанр письменного текста.
Письменная речь – особая форма порождения и обозначения мысли; речь, изображенная на бумаге или другом материальном носителе при помощи системы специальных графических знаков (знаков письменности).
Письменный текст – продукт реализации письменной речи, имеющий определенную жанрово – стилевую природу.
Письменная форма коммуникации – особая, опосредованная через текст, форма общения между людьми, отличающаяся дистанцированным (во времени и пространстве) характером контакта между автором и адресатом, отсутствием невербального компонента в общении, наличием особой системы средств выражения.
Письменность – 1) совокупность письменных средств общения, складывающихся из системы графики, алфавита и орфографии какого-либо языка; 2) совокупность письменных памятников какого-либо народа, какой-либо эпохи.

Литература:
Земская Е.А. Письменная речь // Русский язык: Энциклопедия. М., 1998.
Дьяконов И.М. Письмо // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
Потапов В.В. Краткий лингвистический справочник. Языки и письменность. М., 1994.
Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003.

Вопросы для самопроверки:
1. Дайте характеристику эпистолярному жанру «дружеское письмо» с учетом специфики письменной сферы коммуникации.
2. Каким образом «восполняется» нехватка невербальных средств общения при письменном контакте?
3. Насколько важен при письменном общении фактор пресуппозиции (дотекстовых знаний о ситуации общения)?
4. Объясните причину существования в старину на Руси письмовников – сборников образцов для составления писем. Как проявляется фактор отсутствия непосредственного контакта между коммуникантами в современных написанных и напечатанных текстах разных жанров и стилей?
5. Древние письменные знаки, буквы называются «письменами» (например, «рунические письмена», «древние славянские письмена» и пр.). В чем их значимость?

§ 4. Коммуникативные возможности письменной речи в сопоставлении с устной.
Русский литературный язык существует в устной и письменной формах. Каждая из них имеет свою специфику и отличается системой средств выражения, характером адресатной направленности, определенными способами восприятия. Различия письменной и устной форм речи обусловлены следующими факторами:
1. Устная речь – произносимая, звучащая, слышимая, передаваемая звуками (акустическим кодом). Письменная речь – видимая, передаваемая посредством букв (графического кода).
2. В условиях устного общения происходит визуально-слуховой контакт коммуникантов. В процессе письма становится задействованным визуально-моторный аппарат.
3. Письменная и устная формы речи характеризуются различными видами норм: к устной речи предъявляются, прежде всего, орфоэпические требования, к письменной речи – орфографические, пунктуационные, каллиграфические.
4. В устной сфере общения, как правило, имеет место непосредственная форма контакта между коммуникантами. В письменной сфере коммуникации автор текста и его адресат разделены временными и пространственными параметрами. Это затрудняет установление контакта, поэтому автор письменного текста должен стремиться в максимальной степени усовершенствовать текст, чтобы быть понятым.
5. Использование письменной формы выражения мыслей означает возможность продумывания речи, говорящий же вынужден мыслить и говорить одновременно. Письменный текст можно подвергнуть литературному редактированию – процессу адаптации к нормам письменной речи.
Данными различиями обусловлены коммуникативные возможности устной и письменной форм речи – потенциальные способности, репрезентируемые в коммуникации.
Устная речь представлена богатым выбором интонационных средств, включая мелодику речи, логическое ударение, громкость, четкость произношения, паузы. Необходимо учитывать также присутствие в устной сфере коммуникации невербальных способов передачи информации. В письменной речи интонацию заменяют знаки препинания, но они не отражают в полной мере всего разнообразия речи, поскольку система знаков препинания в русском языке основана на передаче синтаксической, а не интонационной структуры фразы. Поэтому в письменной речи интонация подсказывается расположением слов, учетом их смысла, использованием частиц (Ср.: Он приехал – ударным может быть любое слово; Даже он приехал – ударным может быть только слово он). Но задуманная автором и воспроизведенная на письме интонация далеко не всегда совпадают, о чем свидетельствуют различия в чтении одного и того же текста разными людьми, даже мастерами слова. В устной речи интонация служит языковым средством передачи смысла, в сфере письменной коммуникации она может быть только производным, несамостоятельным явлением.
Отчасти в письменной сфере коммуникации «берут» на себя роль невербалики графические средства (кавычки, прописная буква, размер шрифта и пр.), начиная выполнять смыслообразующую функцию.

Литература:
Амирова Т.А. Функциональная взаимосвязь письменного и звучащего языка. М., 1985.
Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. ред. Л.К. Граудина, Б.Н. Ширяев. М., 1998.
Лаптева О.А. О языковых основаниях выделения и разграничения разновидностей современного русского литературного языка // Вопросы языкознания, 1984, № 6.
Мучник Б.С. Письменная передача мыслей. Алма – Ата, 1979.
Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. М., 1996.
Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. М., 1998.

Вопросы для самопроверки:
1. Назовите общие и различительные свойства устной и письменной форм речи.
2. О каком способе работы над письменной речью говорится в высказывании Т.А. Ладыженской: «Говорящий говорит набело, исправляя на ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи. Пишущий может возвратиться к написанному, совершенствовать его многократно»?
3. Чем отличаются между собой «смежные» жанры устной и письменной научной речи: доклад и статья, лекция и раздел в учебнике? В рамках какого из функциональных стилей русского языка нельзя найти жанровые «параллели» относительно их устной и письменной разновидностей?
4. Какие свойства может «противопоставить» письменная речь таким характеристикам устной речи, как неподготовленность, линейность, необратимость, связь с непосредственным моментом речи, автоматизм и случайность в употреблении речевых средств?
5. К какой разновидности языка (устной или письменной) можно отнести чтение вслух написанного текста, фольклорные тексты, театральный спектакль, чтение готового текста научного доклада, текст SMS - сообщения?

Письменная речь является одним из видов речи, наряду с устной и внутренней, и включает в свой состав письмо и чтение.

Наиболее полно и обстоятельно психологическая и психолингвистическая характеристика письменной формы речи представлена в исследованиях Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, Л. С. Цветковой, А. А. Леонтьева и др. (50, 153, 155, 254). В теории и методике логопедии психолингвистический анализ процессов чтения и письма, составляющих письменную форму реализации речевой деятельности, представлен в работах Р. И. Лалаевой (146 и др.).

Письменная речь по своей коммуникативной природе является преимущественно монологической речью. Таковой она является «по своему происхождению», хотя в «новейшей истории» человеческого общества достаточно широкое распространение получили и диалогические варианты речевого общения в письменной форме (в первую очередь благодаря такому уникальному средству массовой коммуникации, как «Интернет» - общение посредством компьютерной связи).

История развития письма показывает, что письменная речь является специфической «искусственной памятью человека» и возникла она из примитивных мнемонических знаков.

В какой-то период истории человечества люди начали записывать информацию, свои мысли некоторым постоянным способом. Способы менялись, а цель - сохранение («фиксация») информации, сообщение ее другим людям (в условиях, когда речевая коммуникация посредством «живого» речевого общения невозможна) - оставалась неизменной. В этом плане и завязывание узелков на память можно считать «прообразом» письменной речи. Начало развития письма упирается во вспомогательные средства. Так, в древнеиндейском государстве Майя для ведения летописей, для сохранения сведений из жизни государства и другой информации были широко развиты «узелковые записи», так называемые «квипу».

Развитие письменной деятельности в истории человечества проходило через ряд «этапных» периодов.

Письмо - сложное речевое умение. Оно позволяет при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей. Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает свою речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. Под письменной речью - книжный стиль речи [Гальскова, 2004: 105]. В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором происходит соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений. Письменная речь - это процесс выражения мыслей в графической форме. В методике письмо - объект овладения учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением, так как письмо с ними тесно связано [Соловова, 2003: 187].

Письмо и письменная речь в методике обучения иностранному языку выступают не только как средство обучения, но всё более как цель обучения иностранному языку. Письмо - это технический компонент письменной речи. Письменная речь наряду с говорением представляет собой, так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации определённого содержания графическими знаками. Психофизической основой письменной речи является взаимодействие двигательного, зрительного и слухо-речемоторного анализаторов. Опора на все анализаторы в обучении дает значительно больший эффект. По данным психологов, услышанный материал усваивается на 10%, увиденный на 20%, услышанный и увиденный на 30%, записанный на 50%, при проговаривании на 70%, при обучении другого на 90%. Психологи считают, что базой письменной речи является устная речь. И говорение, и письмо можно проследить от замысла (что говорить) к отбору необходимых средств (какие необходимы слова, как их сочетать в высказывании) и до реализации замысла средствами языка устно или письменно [Рогова, 1991: 137].

Письмо, как и говорение, характеризуется трехчастной структурой: побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. В побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется, реализуется само высказывание: происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации связей между предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализуется в фиксации продукта с помощью графических знаков - письменного текста [Колкер, 2000: 184].

Не отрицая сходства между письмом и говорением, Е.Н. Соловова выделяет ряд отличий между ними [Соловова, 2003: 190]. Письменное высказывание - это монолог, построенный достаточно полно. В отсутствии непосредственного общения пишущий развертывает высказывание, чтобы избежать непонимания своих мыслей. В связи с этим письмо содержит дополнительные сведения, определения, конкретизирующие признаки. Мы стремимся излагать информацию последовательно и логично, ясно и сжато, т.к. не будет возможности что-то изменить, повторить и разъяснить написанное.

Поэтому именно письменная речь тщательно продумывается, оттачивается, автор что-то переделывает, переформулирует, пытается правильно оформить написанное. Как правило, для этого имеется время (дома или на занятии). Письменный текст четче структурирован, т.к. есть возможность его проверить. Одна из главных характеристик устного текста - его спонтанность. Говорящий может по ходу прерываться, импровизировать, порой теряя логику высказывания. Для создания письма требуется больше времени. Письменные тексты более требовательны к нормативности языка. Очень отличается длительность формирования навыков устной и письменной речи. Научиться говорить на иностранном языке можно быстро в процессе обучения в соответствующей языковой среде, т.е. в естественных условиях, как учатся говорить на родном языке дети. Чтобы научиться писать, надо прилагать усилия, необходимы специальные и длительные упражнения [Маслыко, 1996: 60].

Письмо также связано с чтением. В их основе лежит одна графическая система языка. При письме, так же как и при чтении, устанавливаются графемно - фонемные соответствия; они только имеют разную направленность: при чтении от букв к звукам, при письме от звуков к буквам. В первом случае идет декодирование или дешифровка, во втором - кодирование, зашифровка сообщения.

Рассмотрим лингвистическое содержание обучения письму, овладение которым может обеспечить учащимся возможность пользоваться письмом, прежде всего, как средством изучения иностранного языка.

Во-первых, это графика - совокупность всех средств данной письменности. Изучаемые в школе языки: английский, немецкий, французский - пользуются латинской графикой. Графика названных языков существует в двух вариантах: печатном и рукописном. Каждый из них, в свою очередь, имеет прописные и строчные буквы. Таким образом, каждая графема представлена набором алфавитных единиц. Сравнение начертаний букв печатного и письменного шрифтов показывает, что у одних графем наблюдаются близкие соответствия, у других - печатный и рукописный варианты резко отличаются друг от друга.

Во-вторых, к лингвистическому содержанию обучения письму относится орфография - правописание или система правил использования письменных знаков при написании конкретных слов. Если графика допускает несколько вариантов для передачи звука или звукосочетания, то в орфографии всегда употребляется одно написание для передачи определенного слова с этим звуком, которое признается правильным, а все другие ошибочными.

В-третьих, - запись. Если продуктом письменной речи всегда бывает связное высказывание, продуктом записи могут быть отдельные слова, словосочетания, не связанные друг с другом предложения, план высказывания и даже сокращения. Поскольку овладение письмом осуществляется путем усвоения букв, слов, словосочетаний, предложений, сверхфразовых единств, то соответствующими уровнями записи выступает каждая из указанных единиц. Основное назначение записи на всех уровнях заключается в более глубоком осознании особенностей единиц языка и речи и, следовательно, в лучшем их запоминании.

В-четвертых, - письменная речь в условиях школы. Это может быть написание письма, а также реферата и аннотации. Последние тесно связаны с работой учащихся по чтению, главным образом в старших классах [Леонтьев, 1991: 194].

Если рассматривать письмо вообще как продуктивную коммуникативную деятельность, потребность в которой проявляется в жизни через личные мотивы (написать письмо, заявление) или общественную необходимость (доклад, отчет), то в процессе обучения иностранным языкам логичными видятся письменные упражнения коммуникативной направленности с соответствующими задачами.

Вспомогательную роль письмо выполняет при выработке грамматического навыка, при выполнении письменных заданий от простого списывания до заданий, требующих творческого подхода, что создаёт необходимые условия для запоминания. Без опоры на письмо обучающимся трудно удержать в памяти лексический и грамматический материал.

Конечные требования к обучению письменной речи включают формирование у учащихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком [Шатилов, 1977: 117].

Требования к текстам:

Слишком длинные тексты утомляют и зачастую трудно усваиваются. Ощущение успеха и определенных достижений важно не только для детей.

Только на коротких текстах невозможно формировать многие виды чтения, необходимые для реальной деятельности(учебной).

Короткий текст может быть информативным, а длинный-нет.

Объем текста может определяться его форматом. Графики, таблицы, схемы- тоже тексты.

Иногда проще прочесть длинный текст, чем разобраться в схеме. Но проще не значит лучше.

Место основной идеи.

Понимание текста будет достигнуто быстрее, если основная идея находится либо в начале, либо в конце текста. Это надо учитывать при обучении маленьких детей и при написании своих текстов. Это требование является одним из критериев определения эффективности письменного текста.

Тематика

Тематика определяется учебной программой

Убедитесь, что тематика учебных текстов в выбранном УМК соотносятся с требованиями уч программы

В случае неполного отражения программных требований в УМК, привлечь тексты из др источников.

С учетом потребностей учащихся и особенностей уч заведения можно частично видоизменять тематику учебных текстов

Соотносить тематику с интересами учащихся

Проблематика

В рамках одной и той же темы можно обсуждать различные проблемы(в зависимости от возраста). Хорошо подобранные проблемные тексты не только обеспечат получение фактической информации по спектру обсуждаемых вопросов, но и могут служить содержательной и речевой опорой для создания собственных текстов. Помогают соединить разрозненные сведения из различных областей знаний в единую картину мира. Проблематика может помочь в решении таких задач, как воспитание личности.

Степень аутентичности

при использовании аутентичных текстов возникает ряд трудностей:

Эти материалы идеально подходят для решения коммуникативных задач обучения, но в языковом отношении они могут представлять значительные трудности

Когда эти материалы перестают быть трудными в языковом отношении они утрачивают актуальности в содержательном плане и не вписываются в проблематику учебного материала.

Виды чтения:

Поисковое

Ознакомительное

Skimming(определение темы)

Scanning(поиск информации)

Reading for detail(детальное понимание текста)

Источник:Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Е.Н.Соловова

18. Письмо как вид речевой деятельности. Его структура. Содержание обучения письму.

В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. В методике под письмом понимается овладение учащимися графической и орфографической системами ИЯ для фиксации речевого и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением.

Письмо как деятельность осуществляется на основе умения. Умение писать- довольно сложный феномен. В него входит:

1. навыки начертания знаков письма - каллиграфии;

2. навыки правильного перекодирования звуков речи в адекватные знаки - орфографии;

3. навыки построения письменного высказывания - композиции

4. навыки лексические и грамматические.

Навыки 1,2 можно назвать техникой письма. Навыки 3,4 при письме на уровне Б (в письменной речи) будут несколько иными по составу и качеству.

Все условия функционирования письменного общения и качества письменной речи обуславливают не только определенную трудность или легкость усвоения, но и специфику работы по обучению письму.

В результате анализа различных толкований интересующих нас понятий мы приходим к следующим выводам. Деятельность по передаче мыслей в письменной форме - письмо - может осуществляться на двух уровнях.

1. уровень А (уровень собственно письма)- грамотная графически и орфографически фиксация собственно устной речи пи сохранении всех ее особенностей(кроме интонации).

2. Уровень Б (уровень письменной речи)- продуцирование письменной речи со всеми присущими ей особенностями(полнота, синтаксическая сложность, логичность, развернутость...).

Различие между уровнями А и Б лежит не в психологической, а в лингвистической сфере. И тот и другой уровень используется в коммуникативных целях. И тот и другой уровень в принципе можно использовать в качестве цели обучения и средства обучения. Их нельзя разделить абсолютно четкой границей, но только такое деление оказывается методически плодотворным.

Возможна запись речи, которая осуществляется также на 2х уровнях:

1. А - запись букв, слов, фраз, но без коммуникативной цели(списывание) или запись чужой речи под диктовку.

2. Б - запись чужой речи в виде конспекта/реферата.

Запись уровня А - это запись-репродукция, ее можно назвать писанием. Запись уровня Б - запись-продукция, деятельность чрезвычайно сложная, т к предполагает прекрасное владение и аудированием(чтением), и говорением, и особыми умениями трансформации текста, и письменной речью(ур Б).

Важно отметить, что писание и письмо различаются именно в коммуникативном плане: у писания нет речевой цели.

Задача обучения письм. речи связано с созданием условий для овладения содержанием обучения письм. Компенсационные умения включают умения перефразировать высказывание, выразить сложную мысль простыми языковыми средствами, опираться на текст с целью поиска необходимой информации. Обучение техники письма включают в себя: овладение алфавитом,графикой, орфографией и пунктуацией.

Е.Н.Соловова дает следующую классификацию типов текстов, написанию которых следует обучать на ин.яз:

Заполнение анкет

Написание различных родов писем и ответов на них

Написание заявлений, написание рецензий, написание поздравительных открыток, написание записок,

Написание сочинений, эссе.

В данных типах текстов особое внимание уделяется содержанию сообщения и его структурной организации.

1.Письмо как вид речевой деятельности

а) психофизиологические механизмы письма

Письмо - это вид речевой деятельности, продуктом которого является письменный тeкст, т.е. речевое высказывание, зафиксированное на бумаге с помощью графического кода языка для передачи на расстояние и для сохранения речевых произведений во времени.

Хотя письмо занимает в речевом общении человека с другими людьми меньший удельный вес по сравнению с говорением, аудированием и чтением, роль письменной речи, тем не менее, неизмеримо велика. В письменных текстах отражены и заключены «остановленные во времени события и факты, явления, духовное богатство отдельной личности и всего человечества, зафиксированный человеческий опыт, результаты познания и мышления, передаваемые из поколения в поколение, планы деятельности и организации общества и многое другое».

Трудности обучения письменной речи обусловлены ее психологической сложностью. Включая в себя все те нервно-моз­говые связи, которые необходимы для овладения устной речью и чтени­ем, письменная речь требует включения целого ряда дополнительных анализаторов, при помощи которых письмо помогает фиксировать в памяти графические комплексы и графические знаки.

Благодаря взаимодействию различных анализаторов создаются благоприятные условия для запоминания языкового материала, поло­жительную роль при этом играет замедленность самого акта письма, которая позволяет производить тщательный внутренний анализ обра­зования и употребления языковых средств. Обратимся к таблице, показывающей процесс порождения письменной речи.

Таблица № 1 - Психофизиологическая характеристика письма как вида РД

В процессе письма функционируют не только перечисленные выше анализаторы наряду с кратковременной и долговременной памятью , но и тесно взаимодействующие с ними словесно-логическая, образная и моторная виды памяти, способствуя созданию опор и ориентиров для речемыслительной деятельности пишущего.

Сложность письменной речи сопряжена не только с необходи­мостью включения большего числа анализаторов: ее намного усложняют также условия, в которых она обычно протекает. Как свидетельствуют многочисленные исследования Л.С.Выготского, С.А.Рубинштейна, В.А.Артемова и других ученых, одним из обстоятельств, усложняющих акт письменной речи, является то, что отсутствует определенная ситуация, которая является общей для того, кто пишет и того, кому адресовано написанное. Поэтому, если при устном общении что-то может быть недосказано или опущено, и оно может быть понято с помощью мимики, интонации или жестов, то при письменном общении все то, что необходимо высказать, должно найти свое полное отражение. Если при устном общении предусматривается постоянная стимуляция и контроль со стороны слушающего, то оба эти момента при письменной речи отсутствуют. Из данного положения мы можем сделать вывод, что письменная речь должна быть максимально ясной и развернутой для того, чтобы наиболее полно выполнить свою коммуникативную функцию.

Следует помнить, что основной действующей силой при составлении письменного текста считается его упреждение , т.е. представление о том, что будет написано, еще до момента написания. Если мы проанализируем процесс упреждения, то придем к выводу, что оно происходит во внутренней речи - той речи, которая непосредственно объединяет внешнюю речь с мышлением. Внутренняя речь имеет разную степень интенсивности, что зависит от уровня владения языком и сложности порождаемого высказывания. Механизм внутренней речи, т.е. составление внутреннего плана или конспекта будущего текста, играет в процессе письма значительную роль.

Здесь же следует отметить, что механизм составления письменного текста не является простым. Он распадается на следующие элементы, представленные в

схеме № 2. Обратимся к схеме.

Схема № 2.

выделение предиката