Ледокольное судно обеспечения «Александр Санников» для ООО «Газпромнефть Новый порт» проекта Aker Arc130A


Серия из двух многоцелевых дизель-электрических ледокола мощностью 22 МВт проекта Aker Arc130A будет построена на Выборгском судостроительном заводе (входит в состав Объединённой судостроительной корпорации) по заказу ООО «Газпромнефть Новый порт» от 13 апреля 2015 года.

16 апреля 2015 года ОАО «Выборгский судостроительный завод» (входит в состав Объединённой судостроительной корпорации) и компания Aker Arctic Technology на разработку концептуального проекта для новых ледоколов.

Основное назначение судов: ледокольная проводка танкеров, помощь при проведении швартовных и погрузочных операций, спасательных операций, буксировки судов, пожаротушения, участия в операциях по ликвидации разливов нефти.

Суда будут построены по новейшему проекту под ледовый класс Icebreaker8, обеспечивающему ледопроходимость до 2 метров и значительную маневренность при сравнительно небольшой осадке. При этом согласно контракту, суда также должны иметь возможность непрерывной работы при температурах до -50 С.

Оба судна будут сданы Заказчику в 2017 году. Ледоколы будут работать на Арктическом терминале Новопортовского месторождения, расположенном на западе Обской губы на полуострове Ямал.

Концептуальный проект судна разработан компанией Aker Arctic Technology (Финляндия).

Ледоколы новейшего поколения Aker Arc130A будут иметь длину 121,7 метра, ширину главной палубы (включая отбойные конструкции) 26 метров, осадку 8,0 метров. Тип пропульсивной установки – дизель-электрическая (азимутальные подруливающие устройства – 2 в корме, 1 в носу судна). Пропульсивная мощность – 2 х 7500 КВт (корма) и 1 х 6500 кВт (нос). Построенные суда будут эксплуатироваться под российским флагом.

По сообщению от 06 августа 2015 года проект многоцелевого дизель-электрического ледокола новейшего поколения Aker Arc130A, предназначенный для обслуживания Арктического терминала Новопортовского месторождения «Газпром нефти» в Обской губе (ЯНАО), успешно в ледовом бассейне.

По сообщению от 15 сентября 2015 года получила новый заказ на поставку электрических силовых установок, движителей Azipod и систем автоматизации для ледоколов. Ледоколы будут оснащены дизель-электрической силовой установкой и новой системой движителей Azipod, состоящей из трех колонок – одна в носовой части судна и две в кормовой – для оптимизации эффективности и маневренности ледоколов в условиях ледяных торосов. В объем поставки компании ABB входит также интегрированная система управления, сигнализации и контроля (ICAMS) всего судна, система управления энергопотреблением и программируемая система дистанционного управления и маневрирования.

Головное ледокольное судно обеспечения «Александр Санников» (IMO: 9777101), строительный номер 233, 03 ноября 2015 года. 08 апреля 2016 года первый блок судна на самопогружной барже заключительную проверку механизмов и оборудования в доке им. П.И. Велещинского Кронштадтского морского завода (входит в ОСК).

День кораблестроителя в Санкт-Петербурге отметили поднятием государственного флага РФ на самом мощном дизель-электрическом ледоколе российской постройки - головном ледокольном судне проекта IBSV01 "Александр Санников"..

Ледокол строился специально для работы на Арктическом терминале Новопортовского месторождения "Газпром нефти". Среди возможных будущих задач "Александра Санникова" - ледокольная проводка танкеров, буксировка судов, участие в швартовых и погрузочных работах, спасательных операциях.



Также такое судно не будет лишним и в чрезвычайных ситуациях: при тушении пожаров и ликвидации разливов нефти.

Постройка двух многофункциональных ледокольных судов обеспечения для компании "Газпром нефть" - "Александр Санников" (заводской №233) и "Андрей Вилькицкий" (заводской №234) - началась на Выборгском судостроительном заводе в ноябре 2015 года. Уже через год, 24 ноября 2016 года, "Александр Санников" был спущен на воду.

Концептуальный проект судна был создан финской компанией Aker Arctic Technology. Ещё год назад проект, головным судном которого стал "Александр Санников", именовался Aker ARC 130A.

Затем проект был переименован в IBSV01. По всей видимости, в соответствии с кодировкой "Морского инженерного бюро", которое готовило технический проект. Рабочую конструкторскую документацию выпустило ПКБ "Петробалт".




19 мая 2018 года "Александр Санников" ушёл на ходовые испытания. После проверки работоспособности судовых систем и оборудования, а также соответствия реальных параметров проектным характеристикам, судно получило подтверждение готовности для передачи заказчику.

В торжественной церемонии, прошедшей на Английской набережной Невы, приняли участие президент ОСК Алексей Рахманов, генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьёв.

Разумеется, помимо корабелов и надзорных органов, церемония не могла пройти без второй стороны - представителей заказчика. Компанию "Газпром нефть" представляли первый заместитель генерального директора Вадим Яковлев, а также заместитель генерального директора по правовым и корпоративным вопросам Елена Илюхина, являющаяся одновременно крёстной матерью "Александра Санникова".

Позднее к участникам церемонии присоединился генеральный директор "Газпром нефти" Александр Дюков.

Подъёму флага предшествовала церемония подписания акта приёма-передачи судна.

Как отметил в ходе церемонии Вадим Яковлев, с принятием в состав флота "Газпром нефти" нового ледокола начинается новый этап освоения Арктики. Теперь к ресурсам Ямала, которые ранее были недоступными, "подобраны ключи".



В свою очередь президент ОСК Алексей Рахманов напомнил, что "Александр Санников" является на данный момент самым мощным дизель-электрическим ледоколом, построенным на отечественных верфях. Доля российского "контента" в новом ледоколе также превышает все достигнутые ранее показатели.




Генеральный директор Выборгского СЗ Александр Соловьёв отметил, что сдаваемое заказчику судно является результатом упорной работы тысяч людей.

После того как Александр Соловьёв дал руководителю проекта постройки судна "Александр Санников" Кириллу Латышеву разрешение на поднятие флага, стяг был поднят двумя капитанами: капитаном сдаточной команды и капитаном ледокола.




Ледокольное судно "Александр Санников" было построено под техническим наблюдением Российского морского регистра судоходства под класс Icebreaker8.

Мощность ледокольного судна проекта IBSV01 составляет 21,5 МВт. При длине 121,7 м, ширине - 26 м и осадке - 8 м "Александр Санников" способен преодолевать сплошной лёд толщиной до 2 м со скоростью 2 узла. Причем, двигаясь как носом, так и кормой.

Большое в прямом смысле слова событие на верфи в Санкт-Петербурге. В первый арктический поход отправился ледокол «Александр Санников». Он пересечет Балтийское море и по Северному морскому пути выйдет к Ямалу. В Обской губе, где толщина льда достигает полутора метров, а температура воздуха опускается до минус 50, судно компании «Газпром нефть» будет проводить танкеры от месторождения до Ледовитого океана. Таких технологичных дизельных ледоколов на гражданском флоте еще не было.

Ледокол - судно исключительно гражданское, но морской церемониал по воинским канонам: поднятие флага, гимн, построение! Он назван в честь скромного и талантливого инженера, под руководством которого нефтяники перешли на принцип так называемого «нулевого сброса», когда исключается любая возможность утечки сырья. Новый ледокол такой - экологически чистый. До его закладки Александр Леонидович Санников не дожил всего три месяца.

В мире таких ледоколов не строит никто: среди дизельных он самый мощный - 30 тысяч лошадиных сил. Заменяет целую флотилию - спасательное, противоаварийное, эвакуационное судно. И, конечно, он рубит лед, причем не только бронированным корпусом, но и своими винтами.

Винты корабля - это фактически огромная фреза выше человеческого роста. Сейчас они закрыты специальным защитным кожухом. Винты - два в кормовой и один в носовой части - вращаются на 360 градусов. Так что ледокол может развернуться на месте, как карусель. Все это позволяет ему спокойно крошить лед до двух метров.

Но и это не все: на случай если все-таки ледокол начнет вмерзать, предусмотрена еще одна система - наполняя балластные цистерны, судно кренится вправо-влево или вперед-назад, расширяя канал и раскалывая льдины спереди и сзади.

При этом, благодаря автоматике, этим плавучим девятиэтажным домом управляют всего 19 человек. Капитанский мостик больше похож на космический центр управления.

«Это не совсем штурвал, это винторулевые колонки, которые используются как штурвал, заменяют штурвал. Они легкие в управлении и ничем не сложнее штурвала», - поясняет капитан ледокола «Александр Санников» Александр Киселев.

Еще в 60-х годах на Ямале нашли уникальное месторождение - Новопортовское. Здесь нефть чище даже эталонных марок. Но только спустя полвека смогли разработать и построить схему доставки.

Сквозь вечную мерзлоту от места добычи проложили трубопровод к берегу Обской губы. У мыса Каменный нефть заливают в танкеры и далее они могут идти по Северному морскому пути и в Европу и в Азию. Но в этом районе река покрыта льдом девять месяцев в году.

«Это очень серьезный вызов, но мы этот вызов принимаем. На традиционных месторождениях происходит естественное истощение запасов, в то время как спрос продолжает расти, поэтому российская Арктика и трудноизвлекаемые запасы - это будущее для нашей нефтяной отрасли. Каждый проект обеспечит поступление триллионов рублей в бюджет», - рассказал председатель правления, генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков.

Судно заложили два года назад на заводе в Выборге. Всего через год спустили на воду, и теперь, после всех испытаний, «Александр Санников» отправляется в свой первый арктический поход. Семь с половиной тысяч километров до места работы моряки намерены пройти за пару недель.

А тем временем на Выборгском заводе уже готовят к походу второй ледокол этой же серии. Вместе с «Санниковым» они обеспечат круглогодичный транспортный коридор от Сибири до Карских островов.

Новейший инновационный дизельный ледокол страны, способный за минуту совершить разворот на месте на 360 градусов и пройти ледовое поле двухметровой толщины, - "Александр Санников" отправляется из Санкт-Петербурга в первый арктический поход.

Судно построено на верфях в Выборге по заказу компании "Газпром нефть" для сопровождения танкеров в районе Северного морского пути и Новопортовского месторождения на полуострове Ямал. О том, что представляет собой "Александр Санников" и почему его появление является еще одним технологическим прорывом для нашей страны, - в материале ТАСС.

Дизель предпочли атому

Создатели "Александра Санникова" называют его самым технологичным судном в своем классе. На нем установлена инновационная система маневрирования в сплошном льду, которая позволяет при относительно небольшой мощности двигателя показывать лучшую ледопроходимость. Кроме того, на судне полностью автоматизировано управление энергообеспечением, что повышает эффективность его эксплуатации и обеспечивает до 40 дней автономной работы при экстремальных температурах в минус 50 градусов.

На сегодняшний день количество дизельных ледоколов в России уже превышает число атомных в семь раз. Это обусловлено рядом преимуществ более маневренных судов. Длина "Александра Санникова" составляет 121,7 м, ширина главной палубы (включая отбойные конструкции) - 26 м. Для сравнения - современный атомный ледокол проекта "Сибирь" крупнее почти на треть. Однако большие габариты не означают лучшую эффективность. Новый ледокол "Газпром нефти" по эксплуатационным показателям не уступает атомным-гигантам и превосходит их за счет меньшего энергопотребления. Испытания показали, что при мощности в 22 МВт "Александр Санников" показывает аналогичную ледопроходимость с атомными ледоколами типа "Таймыр" и "Вайгач", которые тратят на ту же работу до 36 МВт (на треть больше энергии). Секрет нового судна в особой форме корпуса и трех динамичных двигателях, которые находятся в кормовой и носовой части. Такое техническое решение дает "Александру Санникову" преимущества в маневренности, а также позволяет преодолевать плотный лед со скоростью более 2-х узлов (4 км/ч), двигаясь как носом, так и кормой. На чистой воде ледокол может разгоняться до 16 узлов (30 км\ч). Кроме того, судно обладает низкой осадкой (до 8 метров) для работы на мелководье, где не пройдут большинство из атомных исполинов.

Еще одна важная особенность нового ледокола - работа по принципу "нулевого сброса": без каких-либо рисков для окружающей среды. Такой подход можно назвать новым стандартом для последующего развития транспортной инфраструктуры в Арктике, которая должна функционировать без нанесения вреда экологии. В случае с "Александром Санниковым" его система "жизнеобеспечения" устроена так, что все твердые и жидкие отходы хранятся на борту и утилизируются уже на берегу специальными службами.

Инвестиции на север

Россия сохраняет за собой позиции основного оператора в Арктике и планирует развивать по Северному морскому пути морское судоходство Европа - Азия, особенно с учетом отечественных проектов по добыче арктической нефти.









Фото {{sliderIndex+1}} из 9

Развернуть

{{sliderIndex+1}} / 9

Описание

С приходом новых технологий несколько лет назад стало возможным освоение одного из крупнейших разрабатываемых нефтегазовых месторождений на полуострове Ямал - Новопортовского. Появление ледокола "Александр Санников" - это еще один технологический прорывов для повышения эффективности логистики по Северному морскому пути и поставок нефти через терминал "Ворота Арктики" - единственный в мире нефтеналивной терминал в пресных водах за Полярным кругом.

"Ворота Арктики"

Отгрузка нефти через терминал "Ворота Арктики" началась в 2016 году: команду нефтяникам о начале загрузки первого танкера дал по видеосвязи лично президент России Владимир Путин.

Продолжение

По прогнозам "Газпром нефти" к 2030 году потребность рынка перевозок по Северному морскому пути увеличится на треть. К примеру, по итогам прошлого года активное освоение Новопортовского и Приразломного месторождений увеличило почти на треть количество бункеровок танкеров в Арктике. "Газпром нефть" делает ставку на создание собственного арктического флота. По заказу компании уже построены и эксплуатируются несколько танкеров. Следом за ледоколом "Александр Санников" будет введен в эксплуатацию второе ледокольное судно - "Андрей Вилькицкий". Оба они будут работать под российским флагом и обеспечат нашей стране новые возможности для транспортировки арктической нефти.

"Газпром нефть" продолжает инвестировать в развитие инфраструктуры на полуострове Ямал в районе Нового Порта и планирует достичь максимальной эффективности добычи и монетизации всех видов углеводородов, добываемых на полуострове. В рамках данной стратегии компания уже получила лицензию на поиск и оценку запасов нефти, конденсата и газа на участках Южно-Каменномысский, Южно-Новопортовский и Суровый.

Новопортовское месторождение

Новопортовское месторождение - одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал. Расположено в 30 км от побережья Обской губы. Извлекаемые запасы составляют более 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа.

Продолжение

Сложность разработки запасов Новопортовского месторождения обуславливает наличие низкопроницаемых коллекторов, многочисленные тектонические нарушения, приводящие к высокой расчлененности залежей, мощная газовая шапка. Для достижения максимальной эффективности добычи высококачественной малосернистой ямальской нефти "Газпром нефть" развивает проекты по строительству горизонтальных и многоствольных скважин, а также многостадийного гидроразрыва пласта.

Каждому гостю церемонии позволили прогуляться по палубам, заглянуть в каюту капитана,
на мостик, вертолетную площадку и, конечно, узнать о принципиальных отличиях этого гиганта от подобных судов.

Смелые идеи, большие планы

Начало эксплуатации нового судна - подтверждение тому, что российская нефтегазовая отрасль и ее партнеры делают уверенные шаги в освоении Арктики, - отметил в ходе презентации ледокола первый заместитель генерального директора «Газпром нефти» Вадим Яковлев. - Нефть полуострова Ямал более полувека была недоступна для рынка из-за отсутствия эффективных технологий ее добычи и возможностей транспортировки. Мы подобрали необходимые технологические ключи, создали уникальную схему вывоза углеводородного сырья с Новопортовского месторождения: по Обской губе, Северному морскому пути. Но для решения этой задачи требуются современные, мощные суда. И такое судно - ледокол «Александр Санников» - построили наши партнеры. В скором времени начнем эксплуатацию еще одного ледокола этой же серии - «Андрей Вилькицкий». Кроме того, «Газпром нефть» продолжает развивать арктический танкерный флот, наращивать ресурсную базу, увеличивать объемы добычи. В ближайшее время на Ямале компания инвестирует около 400 миллиардов рублей. То, что мы делаем, дает основания считать, что «Газпром нефть» - отраслевой лидер освоения Арктики. Видим в этом регионе колоссальный потенциал. Мы раньше других сделали на него ставку!

В Арктике «Газпром нефть» реализует три крупнейших проекта: «Новый Порт» и «Мессояха» в ЯНАО, «Приразломная» - в Печорском море. Отгрузка новопортовской нефти через арктический терминал «Ворота Арктики», установленный в акватории Обской губы,
началась в 2016 году, и теперь на промысле ежегодно наращивают добычу.

В 2019-м планируем выйти на объем около 8 миллионов тонн нефти. Кроме того, «Газпром нефть» получила несколько дополнительных лицензионных участков (сейчас на них ведется геологоразведка). В планах - строительство газопровода от Новопортовского месторождения до Ямбурга. В этот проект вложим около 75 миллиардов рублей, - добавил Вадим Яковлев.

Но вернемся к герою этих дней, ледоколу «Александр Санников». По словам президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, новое судно является самым мощным дизель-электрическим ледоколом в своем классе, который создан на российских верфях. «Особенно важна доля отечественного контента в проекте: металл, материалы, система навигации, ходовой мостик, генераторы - все наше. Многофункциональное судно позволяет решать самые разные задачи, вплоть до спасения людей в экстренных ситуациях. Более того, «Александр Санников» обеспечивает правильную скорость проходки во льдах - это то, что нужно заказчику и судоводителям, которые работают в северных широтах», - отметил Алексей Львович.

Имя Александра Санникова новый ледокол получил не случайно. Об этом человеке, сотруднике «Газпром нефти», коллеги вспоминают с теплотой. Заместитель генерального директора компании по правовым и корпоративным вопросам Елена Илюхина рассказала, что Александр Леонидович был большим профессионалом, отличным специалистом, обладателем лучших человеческих качеств.

А что внутри?

Как подчеркнул генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев (это предприятие, входящее в состав Объединенной судостроительной корпорации, и построило новый ледокол), «Александр Санников» - результат работы тысячи людей, каждый из которых отдал проекту свои знания и умения.

Головное ледокольное судно обеспечения предназначено для эксплуатации близ терминала «Ворота Арктики» в районе полуострова Ямал. Работы много: дежурство, сопровождение танкеров до Северного морского пути, помощь при швартовке, погрузке-разгрузке, буксировка судов. Но это впереди, а пока «Александр Санников» стоит на приколе недалеко от Благовещенского моста. Как говорится, отдыхает - и перед сезоном, и после недавних испытаний в акватории Балтийского моря, в ходе которых проверено все оборудование и механизмы судна, в том числе возможность работы силовой установки без какого-либо участия человека в 24-часовом безвахтенном режиме.

Александра Киселева, капитана ледокола, уговорить на интервью непросто - у него и без того забот много. Но все же и он поделился своими впечатлениями:
- С Арктикой я знаком - пришел в этот регион матросом в 1991 году. Мой капитанский опыт - более 15 лет. Работал на разных ледоколах, но «Александр Санников» превзошел все ожидания, покорил, честное слово. У него великолепные маневренные характеристики: за счет специальных электродвигателей полный разворот на месте делает за минуту. Система динамического позиционирования позволяет удерживаться в одной точке без отклонения, если это нужно при какой-либо операции. А управляется просто - джойстиками.

Старпом Сергей Щелоков провел гостей по «этажам» судна. Над главной палубой расположены катера, предназначенные для работ по устранению последствий нештатных ситуаций, и запасные винты для винторулевых колонок. Еще выше - каюта капитана. Антураж довольно скромный (ничего лишнего), но все, безусловно, комфортно, приятно глазу. Здесь же находится икона Николая Угодника, покровителя моряков и путешественников, которую команде подарила Елена Илюхина, крестная мать судна.

Добавим, что и «Александр Санников», и «Андрей Вилькицкий» спроектированы с учетом принципа нулевого сброса: твердые и жидкие отходы будут храниться на борту, а утилизируют их на берегу.

В конце июля ледокол с заводским номером 233 отправится на первую рабочую вахту. В рамках программы «Время Арктики» компании «Газпром нефть» он поведет через крепкие льды танкеры с уникальной нефтью Новопортовского месторождения.