Контрреволюционная сатира булгакова в в произведении "собачье сердце". Сочинение на тему: Сатира в повести Булгакова "Собачье сердце" Сатирические приемы в произведении собачье сердце


Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце». Центральной темой повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», написан­ной в 1925 г., становится стремление автора предостеречь об­щество от страшных последствий вторжения человеческого разума в мир природы. Все попытки усовершенствования мира, все революционные преобразования, особенно если они отдают власть в руки бывших Чугункиных, несут в себе опасность. Представление нового режима большевиков на страницах романа М. А. Булгакова осуществляется в тради­циях русской сатирической школы. Повесть сочетает в себе жанровые традиции фантастического произведения, эле­менты антиутопии.

Сатирические традиции в повести М. А. Булгакова «Со­бачье сердце». В основе сюжета лежит ироническая транс­формация библейской темы преображения, которая на стра­ницах повести М. А. Булгакова превращается в историю о научном эксперименте, проведенном профессором Преоб­раженским (фамилия героя становится говорящей) и докто­ром Борменталем над бездомной собакой Шариком. Ей вживили гипофиз уголовника и бузотера Клима Чугункина в надежде, что данная операция станет шагом к открытию че­ловеческого бессмертия. Однако опыт дал страшные резуль­таты: милый Шарик, получив власть и поддержку домкома Швондера, превращается в наглого и жестокого хама, при­митивность мышления которого не поддается воспитанию и обучению. Лишь «уроки» представителя пролетариата Швондера быстро усваиваются Полиграфом Полиграфовичем Шариковым.

Гротеск становится ведущим приемом создания сатири­ческого изображения в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Все в образе Шарикова, начиная с его имени, «на­следственной» фамилии, внешнего вида, манер и заканчи­вая его умозаключениями («Да что тут предлагать… А то пи­шут, пишут… конгресс, немцы какие-то… голова пухнет! Взять все да и поделить…»), — представляет сатирическое обличение бездуховного мира «нового» человека, не имею­щего ни воспитания, ни внутренней культуры. Этот персо­наж нового времени и не стремится к развитию, его больше заботят вещи сугубо примитивные, материальные. Аппетиты бывшего Шарика растут по мере того, как он осознает себя частью победившего класса: «Вот. Член жилищного товари­щества, и жилплощадь мне полагается определенно в квар­тире номер пять у ответственного съемщика Преображен­ского в шестнадцать квадратных аршин, — Шариков поду­мал и добавил слово, которое Борменталь машинально отметил в мозгу, как новое: — Благоволите».

Противопоставление представителей интеллигенции ту­пой серой массе придает повести черты сатирического памфлета. Любопытна и сама антитеза Шарик — Шариков. Первый не жалует жестоких людей, замирает при звуках арии из «Аиды», второй же демонстрирует безнравствен­ность и невежество. Детали портрета и поведения Шарика-Шарикова углубляют контраст.

Не менее гротесково представлен в повести и председа­тель домового комитета Швондер. Декларативная, лозунго­вая речь (с постоянными повторами) этого персонажа де­монстрирует скудоумие и крайне малый словарный запас: «Мы — управление дома, — с ненавистью заговорил Швон­дер, — пришли к вам после общего собрания жильцов наше­го дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир до­ма». Несоответствие реальности с провозглашаемыми ло­зунгами вносят диссонанс в столь «светлое будущее». Спевки, которые с завидной регулярностью проводятся в доме, мало похожи на песни счастливых людей. Это начало «разрухи в головах», о которой говорит профессор Филипп Филиппович Преображенский: «Все будет как по маслу. Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении, и так да­лее. Крышка Калабухову!»

Прием раздвоения героя и фантасмагорического превра­щения Шарикова сближает повесть М. А. Булгакова с тради­циями немецких романтиков, в произведениях которых со­единяются реальность и фантастика. Полученное простран­ство позволяет представить авторскую идею емко и выразительно, а образы обретают символическое значение. Так, например, в «Собачьем сердце» символично звучат многие детали: фамилия профессора — Преображенский, квартира, в которой происходит эксперимент, находится на Пречистенке (ассоциация с образом Пресвятой Богороди­цы), потоп в квартире и др.

И принимаем вперемежку -

С надменностью встречая их -

То восхищенье, то насмешку

От современников своих.

Г. Иванов

Михаил Афанасьевич Булгаков - художник необыкновенно правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко вперед, предчувствуя все несчастья государства, которое складывалось на его глазах.

Сатирическая повесть “Собачье сердце”-глубокое философское произведение, если вдуматься серьезно в его содержание. Профессор Филипп Филиппович вообразил себя сродни Богу, он преобразует земное существо одно в другое, из милого и ласкового пса сотворил “двуногое чудовище” без всякого понятия о чести, совести, признательности. Благодаря Полиграфу Поли-графовичу Шарикову вся жизнь профессора Преображенского встала с ног на голову. Шариков, вообразив себя человеком, вносит в размеренную и спокойную жизнь профессора дискомфорт. Он требует от “папаши” положенной ему жилплощади, предъявляя документы “жилищного товарищества”. Приобретя человеческий облик, Шариков даже понятия не имеет о правилах поведения в обществе. Он во всем копирует своего “наставника и учителя” Швондера. Здесь Булгаков дает волю своей сатире, издеваясь над тупостью и высмеивая ограниченность новой власти. “В спальне принимать пищу,- заговорил он немного придушенным голосом,- в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать?! Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Но я не Айседора Дункан!!! - вдруг рявкнул он, и багровость его стала желтой.- Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной! - говорил профессор”.

Незначительные, никчемные людишки, волей случая получившие власть, начинают издеваться над серьезными людьми, портят им жизнь.

Так постепенно из объекта сатиры профессор Преображенский становится обличителем царящего вокруг хаоса. Он говорит, что разруха оттого, что вместо работы люди поют. Если он вместо операций начнет петь, у него тоже начнется в квартире разруха. Профессор уверен, что, если люди будут заниматься своими делами, никакой разрухи не будет. Главная разруха в головах людей, уверен Филипп Филиппович.

Свою ошибку профессор исправляет, “переделывая” Шарикова в Шарика. Швондеру и его компании он объясняет:

Наука еще не знает способа обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние. Атавизм!

Да, это острая сатира на социалистическое общество, в котором утверждалось право “каждой кухарки управлять государством”. Долгие годы имя М. А. Булгакова и его произведения оставались под запретом. Но любая “тайна” когда-то становится явью. Так и наступило время, когда мы свободно читаем произведения Булгакова, поражаемся его гениальному предвиденью, смеемся вместе с писателем, но смех этот не веселый и беззаботный, а суровый и бичующий пороки, помогающий обрести истину.

Сатира Булгакова сродни гоголевской и щедринской, он достойно продолжил их традиции.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Предзнамено­вание близящегося Апокалипсиса, оказалось столь злободневным, что напечатано было лишь спустя десятилетия после смерти автора. Комическое - обязательная принадлежность даже таких отнюдь не смешных произведений Булгакова, как пьеса «Бег» и роман «Мастер и Маргарита», которая дает возможность автору, позволившему читателю рассмеяться, заставить его заплакать на пике смеха. Комическое в...

Становится не овладение профессией, духовный и культурный рост личности, а желание обрести нормальное жилье любыми средствами. И для многих эта цель так и остается несбыточной. Булгаков в повести “Собачье сердце” не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда “никто” вдруг становится всем, но показал и зловещие перспективы этой метаморфозы. Для того чтобы строить новое общество, ...

... . – М., 1974. 8. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. – М., 1962. 9. Гудков А. В. Коммен­тарии к повести М. Булгакова «Собачье сердце» // Булгаков М. Собр. соч.: В 5 т.- М., 1990.- Т. 2.- С. 690). 10. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. – М.;Л., 1996. 11. Изучение литературы в вечерней школе / Под ред. Т. Г. Браже. – М., 1977. 12. Изучение...

Повесть. Её новаторство состоит в сложной философской концепции: по мнению автора, человечество оказывается бессильным в борьбе с тёмными инстинктами, просыпающимися в людях. Тема эксперимента в повести Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного духовного развития общества, а безответственным и...

Фантастика и сатира
В повести «Собачье сердце»

В «фантастической» прозе Михаила Булгакова (повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце ») смех органично соединяется с глубокими философскими выводами и обобщениями; в них сочетаются ирония и гротеск, Фантастика и сатира , грустное и смешное. Читателю по прочтении этих произведении зачастую делается вовсе не смешно после той картины российской действительности, которую рисует писатель. Достоверность в изображении нередко самым причудливым образом сочетается у Булгакова С невероятной выдумкой, фантастикой. Писатель не только изображает реальность советской жизни 20-х годов, но и выходит далеко за пределы этой реальности; он доводит изображение до полного неправдоподобия, превращает действие в трагикомедию. Так, вполне серьезный научный эксперимент, проводимый профессором Преображенским и доктором Бормента-лем, Булгаков превращает в трагифарс: из милейшего пса Шарика фантастическим образом получается омерзительный и наглый Полиграф Полиграфович Шариков.

Симпатии автора находятся целиком на стороне профессора. Филипп Филиппович не только выдающийся специалист в своей области медицины, но также человек высокой европейской культуры и независимого ума. Он весьма критически воспринимает все то, что происходит. в России. В его взглядах и суждениях очень много общего со взглядами и суждениями самого Булгакова. Профессор скептически относится к революционному процессу, который, по его мнению, мешает людям заниматься своим прямым делом. Разруха, по его мнению, происходит не в стране, а в головах у людей, когда они начинают хором распевать революционные песни, а не работают. Он решительно выступает против любого насилия и считает, что ласка - вот единственный способ, который возможен и даже необходим в обращении с живыми существами. Профессор говорит: «Террором ничего поделать нельзя... Террор совершенно парализует нервную систему».

И именно этот профессор-консерватор, который категорически отвергает революционную теорию и практику переустройства мира да и вообще желает посвятить себя только науке и ни в коем случае не ввязываться в политику, вдруг сам оказывается чуть ли не в роли революционера, правда, только в медицине.

Новый строй, исходя из марксистской теории, стремился из старого человеческого материала «сотворить» нового, революционного человека, сознательную коммунистическую личность. Пример тому - председатель домового комитета Швондер, пытавшийся из Шарикова сделать «сознательного товарища». Этот социальный эксперимент с треском проваливается: из алкоголика и уголовника невозможно получить высоконравственную, сознательную личность даже при помощи переписки Энгельса с Каутским (этой книжкой снабдил Шарикова для «просвещения» тот же Швондер). Профессор Преображенский идет еще дальше в своем эксперименте: он пытается в буквальном смысле. слова «сотворить» человека, то есть берет на себя функции чуть ли не Бога, Впрочем, самодовольство профессора, вздумавшего улучшить саму природу, было наказано быстро и довольно жестоко: он в результате своего эксперимента сотворил отвратительного доносчика, алкоголика и демагога, который сумел превратить жизнь своего создателя в сущий ад.

Булгаков не жалеет ярких, сатирических красок при изображении этого по-своему типичного представителя «победившего класса» - пролетариата, потому что больше всего на свете писатель ненавидел плебейское хамство. Его Шариков не только омерзителен, но и страшен. С каждым днем он становится все агрессивнее, все наглее, особенно когда получает официальные документы й становится сов-служащим - заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных. Он уже не довольствуется тем, что душит бедных бездомных котов, он, почувствовав власть и безнаказанность, начинает «душить» людей. Так, Шариков обещает «сократить» девушку-машинистку, которая не захотела выйти за него замуж. С каким презрением и сарказмом рисует Булгаков своего героя! Писатель как бы пророчески предостерегает, что именно такие трусливые негодяи шариковы, получив власть над людьми, станут опаснее и во много раз страшнее любого самого опасного и жестокого зверя.

К счастью, профессор понял свою ошибку и сумел сделать обратный ход - превратить Шарикова опять в собаку. Но грозное предостережение останется в его памяти на всю оставшуюся жизнь.

Фантастика в повести «Собачье сердце» важна не сама по себе: она помогает Булгакову ярче, острее показать те явления, которые он, как и профессор Преображенский, не принимая в новой действительности. Едкая сатира писателя - это то оружие, которым он сражался со швондерами и шарйковами, и талант писателя делал это оружие особенно опасным.

Сатира в повести «Собачье сердце»

И принимаем вперемежку -

С надменностью встречая их -

То восхищенье, то насмешку

От современников своих.

Г. Иванов

Михаил Афанасьевич Булгаков - художник необыкновенно правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко вперед, предчувствуя все несчастья государства, которое складывалось на его глазах.

Сатирическая повесть “Собачье сердце”-глубокое философское произведение, если вдуматься серьезно в его содержание. Профессор Филипп Филиппович вообразил себя сродни Богу, он преобразует земное существо одно в другое, из милого и ласкового пса сотворил “двуногое чудовище” без всякого понятия о чести, совести, признательности. Благодаря Полиграфу Поли-графовичу Шарикову вся жизнь профессора Преображенского встала с ног на голову. Шариков, вообразив себя человеком, вносит в размеренную и спокойную жизнь профессора дискомфорт. Он требует от “папаши” положенной ему жилплощади, предъявляя документы “жилищного товарищества”. Приобретя человеческий облик, Шариков даже понятия не имеет о правилах поведения в обществе. Он во всем копирует своего “наставника и учителя” Швондера. Здесь Булгаков дает волю своей сатире, издеваясь над тупостью и высмеивая ограниченность новой власти. “В спальне принимать пищу,- заговорил он немного придушенным голосом,- в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать?! Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Но я не Айседора Дункан!!! - вдруг рявкнул он, и багровость его стала желтой.- Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной! - говорил профессор”.

Незначительные, никчемные людишки, волей случая получившие власть, начинают издеваться над серьезными людьми, портят им жизнь.

Так постепенно из объекта сатиры профессор Преображенский становится обличителем царящего вокруг хаоса. Он говорит, что разруха оттого, что вместо работы люди поют. Если он вместо операций начнет петь, у него тоже начнется в квартире разруха. Профессор уверен, что, если люди будут заниматься своими делами, никакой разрухи не будет. Главная разруха в головах людей, уверен Филипп Филиппович.

Свою ошибку профессор исправляет, “переделывая” Шарикова в Шарика. Швондеру и его компании он объясняет:

- Наука еще не знает способа обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние. Атавизм!

Да, это острая сатира на социалистическое общество, в котором утверждалось право “каждой кухарки управлять государством”. Долгие годы имя М. А. Булгакова и его произведения оставались под запретом. Но любая “тайна” когда-то становится явью. Так и наступило время, когда мы свободно читаем произведения Булгакова, поражаемся его гениальному предвиденью, смеемся вместе с писателем, но смех этот не веселый и беззаботный, а суровый и бичующий пороки, помогающий обрести истину.

Сатира Булгакова сродни гоголевской и щедринской, он достойно продолжил их традиции.

Сатира в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Революция обнаруживает и высоту человеческой природы, и истребление духовных ценностей.

Н. А. Бердяев

Повесть «Собачье сердце» (1925) стала одним из самых значительных произведений М.А. Булгакова. Она никогда не печаталась при жизни писателя. Долгие годы ее читали в рукописных списках, и лишь в 1987 году повесть опубликовали. Почему же это произведение было воспринято как резко сатирическое, охарактеризовано Каменевым как «острый памфлет на современность» и запрещено? М. Горький до Октября писал о том, что революционер относится к людям, как бездарный ученый к собакам и лягушкам, предназначенным к жестоким научным опытам. После Октября Горький скажет, что был произведен жесточайший научный опыт над живым телом России. А вот что писал сам академик Павлов: «Если то, что делают большевики в России, есть эксперимент, то для такого эксперимента я пожалел бы даже лягушку».

«Собачье сердце» синтетично и сложно по жанру. Оно объединяет в себе антиутопию, фантастику и сатирический памфлет. Отправной точкой развития сюжета служит научный эксперимент. Профессор Преображенский (само имя его говорящее) накануне Рождества (что также очень важно) делает сложную и необычную операцию по превращению собаки в человека. Хотя во время написания повести немало спорили о евгенике (науке об улучшении природы человека), а в медицине велись опыты по омоложению человека и победе над смертью, тем не менее для М. Булгакова научный эксперимент стал лишь основой для размышления о том, что же в сущности произошло в стране, над которой тоже ставится небывалый эксперимент - строительство социализма. Писатель с большим недоверием смотрит как на попытки создания нового общества, так и на «свободного человека», рожденного революцией.

Профессор Преображенский пытается сделать человека из собаки, пересадив ему мозг пьяницы и хулигана Клима Чугункина, убитого ножом в сердце. И что же? Шарик, став Шариковым, чем дальше, тем больше напоминает своего донора. Сделать человека из него не удается. Милый и добродушный пес Шарик наследует худшие черты люмпен-пролетария Чугункина. Новоиспеченный строитель социализма Полиграф Полиграфович Шариков (выбранное им имя указывает на «пролетарское» происхождение) отталкивает уже своим внешним видом. Это маленькое узколобое щетинистое существо мужского пола, унаследовавшее все худшие черты человека и звериную сущность собаки - собачье сердце. Шариков отличается такой же грубостью, хамством и агрессивностью, как и его донор. Но к этим качествам, возведенным в степень, прибавились еще лживость и подлость, воспитанные в нем неким товарищем Швондером, председателем домкома. Шариков начисто лишен какой-либо культуры. Нет у него и совести. Он ни к кому не испытывает благодарности и даже готов доносами погубить своего создателя.

С появлением Шарикова вся жизнь в доме профессора пошла кувырком. Бывший пес плюется и бросает окурки, преследует служанку Зину. Но при этом он жалуется, что ему не дают жить, его притесняют, у него нет своего угла. Шариков твердо уверен, что он-то имеет все законные права потеснить профессора в его квартире и жить там в свое удовольствие, пользуясь теми благами, которые заработал своим трудом профессор Преображенский. Все попытки профессора и его ассистента доктора Борменталя как-то облагородить дикое существо не приносят успеха, зато уроки Швондера дают свои плоды. Шариков быстро становится своим в новом обществе.

У профессора и Борменталя не остается другого выхода, как прекратить этот эксперимент и сделать все возможное для исправления последствий той фундаментальной ошибки, которая была допущена, так как оба ученых увлеклись научной стороной дела и не предвидели последствий.

И дело здесь не в одном человеке - жертве эксперимента. Мы видим, что Шариков очень удачно вписывается в социалистическую действительность, с которой, например, не сочетается ни профессор Преображенский, ни его ближайший помощник Борменталь. А Шариков быстро становится своим для Швондера, потому что Швондер - это тот же Шариков, только еще более уверенный в своих правах решать судьбы людей. Таким образом, своей повестью Булгаков покушается на один из лозунгов революции: «Кто был ничем, тот станет всем».

«Собачье сердце» было написано на материале советской действительности двадцатых годов XX века. И приметы времени легко угадываются в этом произведении. «Разруха не в клозетах, а в головах», «пропал Калабуховский дом» - вот та оценка, которую дает Преображенский, а вслед за ним и Булгаков, тому, что происходит в России.

Уже в самом начале повести глазами бездомной собаки по кличке Шарик мы видим жизнь Москвы того времени: следы разрушения старого мира, бытовая неустроенность. Здесь же возникает перекличка с образами из поэмы А. Блока «Двенадцать». Это и мотив вьюги, ветра, валящих с ног. Да и сам голодный Шарик, бродящий по улицам в поисках пропитания, напоминает голодного пса из поэмы А. Блока.

Новый социально-бытовой порядок изображен в повести в стиле сатирического памфлета. Булгаков использует такие приемы, как гротеск (поведение Шарикова, образы членов домкома) или комическую буффонаду (например, сцена ловли Шариковым кота). Писателю удалось совместить в повести фантастику и невероятное правдоподобие. Нереальная история Шарикова воспринимается как вполне возможная.

Но важен здесь и не только внешний показ разрухи и голода. Сатира в повести еще и в другом. Булгаков открыл и резко сатирически изобразил «феномен Шарикова» - массовую низовую фигуру строителя нового общества. Без шариковых и ему подобных в России были бы невозможны раскулачивания крестьян или массовые сталинские репрессии. Ведь все эти репрессивные меры по удержанию и сохранению власти требовали огромного аппарата, состоящего из шариковых - бездумных людей с собачьим сердцем. Именно поэтому произведение пришлось не по нутру советской власти.

Более того, повесть Булгакова, хотя и была написана как сатира на социалистическую действительность, не утратила своего значения. Она весьма актуальна и сейчас. Мы являемся свидетелями многих споров о клонировании людей. А можно ли вмешиваться в природу человека таким бесповоротным и резким образом? К чему приведет производство полулюдей-полуроботов? Ученый всегда ответственен за свой эксперимент - таков вывод Булгакова.

Поэтому с некоторым сатирическим оттенком писатель изображает и профессора Преображенского. С одной стороны, это человек, безусловно, симпатичный автору. Именно он высказывает мысль о том, что недоразвитое умственное и нравственное чувство тех, кто был ничем, а станет всем, является причиной разрухи. «Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?». С другой стороны, Булгаков осуждает позицию невмешательства, которую занимает профессор. «Не читайте советских газет», - советует Преображенский Борменталю.

Булгаков воспринимает и показывает читателю повести эксперимент строительства социализма как весьма опасный, а итоги его как ужасные и разрушительные. Люди потеряли те вечные ценности, на которых они воспитывались в течение веков. В стране нет порядка, утрачены духовность и нравственность. Люди, поднятые революцией со дна жизни, несут в себе примитивность, убожество и псевдокультуру.