Как происходит перевалка нефтепродуктов? Тарифная стоимость перевалки нефтепродуктов Что такое перевалка нефтепродуктов


Нефтебазы являются предприятиями, которые предназначены для приема, хранения и выдачи потребителям различных нефтепродуктов. Они представляют собой комплекс технологических, производственных, энергетических и вспомогательных сооружений.

В состав нефтебазы обычно входят следующие объекты резервуары для различных видов нефтепродуктов и продуктовые насосные станции в зоне хранения (резервуарном парке); сливо-наливные эстакады (причалы), насосные станции, сливные (нулевые) резервуары в сливо-наливной зоне; разливочные горючего в тару, бочкопропарочные и маслорегенерационные установки, площадки для налива в автоцистерны в производственно-технической зоне. В административно-вспомогательной зоне размещаются управление, лаборатория, мехмастерская, котельная, гараж, пожарное депо и другие объекты. Значительное место на территории нефтебазы занимает площадка очистных сооружений систем водоотведения (канализации) .

По своему назначению нефтебазы могут быть призаводскими, перевалочными, распределительными, перевалочно-распределительными и базами хранения.

Призаводские нефтебазы бывают сырьевые (приём, хранение сырья, подлежащего переработке, подготовка его к переработке) и товарные (приём нефтепродуктов с установок, хранение нефтепродуктов и отгрузка). Как правило, сырьевые и товарные нефтебазы объединяются в одно хозяйство, располагаемое на территории, общей с заводом, или в непосредственной близости от него.

Перевалочные нефтебазы выполняют главным образом функции промежуточного звена при транспортировке нефти и нефтепродуктов различными видами транспорта (водным, морским, железнодорожным, трубопроводным). Они предназначены для перегрузки с одного вида транспорта на другой или на тот же вид транспорта: из морских танкеров и барж в речные, из железнодорожных маршрутов в отдельные цистерны и т.п.

Распределительные нефтебазы являются наиболее распространенными и предназначены для снабжения непосредственных потребителей нефти и нефтепродуктов, расположенных в районе, обслуживаемом базой. Распределительные нефтебазы отпускают нефтепродукты в мелкой таре. Формально они делятся на областные, районные, железнодорожные, водно-железнодорожные, водные, трубопроводные и глубинные. Нефтебазы этого типа имеют ограниченный район действия, ёмкость резервуарного парка их сравнительно небольшая.

Перевалочно-распределительные нефтебазы выполняют функции перевалочных и распределительных нефтебаз.

Базы хранения осуществляют прием, хранение и периодическое освежение нефтепродуктов.

По транспортным связям нефтебазы делятся на железнодорожные, трубопроводные, водные и глубинные.

Железнодорожные нефтебазы располагаются вблизи железнодорожных станций и получают нефтепродукты по железнодорожному тупику (ветке) наливом в вагонах-цистернах и в крытых вагонах в таре .

Водные нефтебазы получают нефтепродукты наливом и в таре в навигационный период морским или речным транспортом.

Трубопроводные нефтебазы размещаются при промежуточных и конечных насосных станциях магистральных трубопроводов и получают нефтепродукты через эти станции.

Глубинными называются распределительные нефтебазы, расположенные на значительном расстоянии от железных дорог и водных путей и получающие нефтепродукты в основном автомобильным транспортом, а в некоторых случаях воздушным.

С развитием трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов во многом аналогичными нефтебазам объектами стали перекачивающие станции магистральных нефтепродуктопроводов, которые по назначению могут быть головными или промежуточными, а также наливными пунктами.

Все нефтебазы в зависимости от общей вместимости и максимального объема одного резервуара делятся на следующие категории:

Годовой грузооборот составляет сумму объемов принятых в резервуары и отгруженных из них нефтепродуктов в течение года. В зависимости от годового грузооборота нефтебазы делятся на 5 групп:

  • 1 группа - грузооборот свыше 500 тыс. т/ год;
  • 2 группа - грузооборот свыше 100 до 500 тыс. т/ год включительно;
  • 3 группа - грузооборот свыше 50 до 100 тыс. т/ год включительно;
  • 4 группа - грузооборот свыше20 до 50 тыс. т/ год включительно;

5 группа - грузооборот до 20 тыс. т/ год включительно .

По значимости, проводимые на нефтебазе операции, делятся на основные и вспомогательные. К основным операциям относятся такие как:

  • - прием нефтепродуктов, доставляемых на нефтебазу в железнодорожных вагонах, нефтеналивных судах, по магистральным нефтепроводам, автомобильным и воздушным транспортом и в мелкой таре (контейнерах, бочках);
  • - хранение нефтепродуктов в резервуарах и в тарных хранилищах;

Отгрузка нефтепродуктов и нефтей по железной дороге, автомобильным, водным и трубопроводным транспортом;

Компаундирование нефтепродуктов.

К вспомогательным операциям относятся:

  • - очистка и обезвоживание нефтепродуктов;
  • - изготовление и ремонт нефтяной тары;
  • - ремонт технологического оборудования, зданий и сооружений;
  • - эксплуатация энергетических установок и транспортных средств.

Объемы основных и вспомогательных операций зависят от категории нефтебазы и программы их производственной деятельности.

В целях организации четкого и бесперебойного проведения всех операций, а также из соображений противопожарной безопасности все объекты нефтебаз распределены по зонам:

  • - зона железнодорожных операций включает сооружения для погрузки и разгрузки нефтепродуктов и нефтей. В этой зоне размещаются: железнодорожные подъездные пути, сливо-наливные эстакады, насосные для перекачки нефтепродуктов, операторная для обслуживающего персонала эстакады.
  • - зона водных нефтегрузовых операций включает сооружения для погрузки и разгрузки нефтепродуктов, перевозимых водным транспортом. В этой зоне размещаются: морские и речные грузовые пристани (пирсы и причалы), насосные, береговые резервуарные парки, технологические трубопроводы, операторные.
  • - зона хранения представлена следующими объектами: резервуарными парками, технологическими трубопроводами, насосными, операторными.
  • - зона оперативная в которой производится отпуск нефтепродуктов мелкими партиями в автоцистерны, контейнеры и бочки, имеет: автоэстакады для налива нефтепродуктов в автоцистерны, разливочные для налива нефтепродуктов в бочки, склады для затаренных нефтепродуктов, лаборатория для анализа качества нефтепродуктов, тарные склады и пр.
  • - зона вспомогательных сооружений, предназначенных для обслуживания нефтебазы, включает: механическую мастерскую, котельную, электростанцию или трансформаторную подстанцию, цех по производству и ремонту нефтяной тары, водопроводные и сантехнические сооружения, материальный склад, топливный склад для нужд нефтебазы, объекты противопожарной службы.
  • - зона административно-хозяйственная в которую могут входить: контора нефтебазы, пожарное депо, здание охраны нефтебазы, гараж.
  • - зона очистных сооружений может включать: нефтеловушку для отделения нефтепродуктов от воды, насосную при нефтеловушке, блочные очистные сооружения .

Разделение нефтебазы на зоны достаточно условно. К примеру, на нефтебазах, где хранятся только светлые нефтепродукты, не производится никаких подогревательных операций. Не на всех нефтебазах, в случае необходимости значительного количества пара и сжатого воздуха, возможно проведение обезвоживания нефтепродуктов и очистка масел. Также ремонт и изготовление бочковой тары выгоднее выполнять централизованно на крупных нефтебазах, имеющих необходимое оборудование. На многих нефтебазах не сооружают тепловых котельных. Таким образом, в разных случаях возможно отсутствие одной или нескольких зон, при этом, некоторые зоны иногда совмещаются, могут выделяться дополнительно новые зоны, обоснованные либо экономическими показателями, либо технологией проводимых операций .


В настоящей время ГК «Трансбункер» является ведущим игроком на рынке бункеровки и торговле нефтепродуктами в постсоветском пространстве. В группу входит более 40 торговых, сервисных и производственных предприятий в 18 городах на территории России, Украины, Кипра, Греции, Италии, Швейцарии и Литвы, которые предоставляют полный спектр услуг по бункеровке, перевалке и доставке нефтепродуктов на Дальнем Востоке, Черноморском, Балтийском и Средиземноморском регионах.
Штат сотрудников Группы превышает 2000 человек. Штаб-квартира ГК «Трансбункер» находится в Москве. Председатель Правления ГК «Трансбункер» - Тралла Альберт Юрьевич.
Основными видами деятельности ГК «Трансбункер» являются:

  • нефтепереработка;

  • бункеровка судов;

  • торговля нефтепродуктами;

  • перевалка нефтепродуктов.
^ География присутствия ГК «Трансбункер»:
Нефтепереработка

ГК «Трансбункер» владеет собственным нефтеперерабатывающим заводом с производственной мощностью в 500 000 тн. нефтепродуктов в год. НПЗ был построен на базе существующего нефтяного терминала в порту Ванино специально для производства высококачественного морского топлива для целей бункеровки в портах Дальнего Востока. ГК «Трансбункер» является членом Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков РФ. Более подробная информация по НПЗ представлена в разделе 2.2.
Бункеровка судов

ГК «Трансбункер» является физическим поставщиком бункера в следующих регионах и портах:


  • российский Дальний Восток:

    • Ванино (Хабаровский край);

    • Советская Гавань (Хабаровский край);

    • Холмск (о.Сахалин);

    • Корсаков (о.Сахалин);

    • Находка (Приморский край);

    • Владивосток (Приморский край);

    • Восточный (Приморский край);

    • районы рыбного промысла в Японском, Охотском и Беринговом морях;

    • шельф о.Сахалин и Курильской гряды;

  • порты Черного моря:

  • Новороссийск (Россия);

  • Южный (Украина);

  • Одесса (Украина);

  • Ильичевск (Украина);

  • Николаев (Украина);

  • Херсон (Украина);

  • Октябрьский (Украина);

  • Очаков (Украина);

  • Белгород-Днестровский (Украина);

  • Усть-Дунайск (Украина);

  • Рени (Украина);

  • порты Балтийского моря:

    • Санкт-Петербург (Россия);

    • Клайпеда (Литва).

На сегодняшний день ГК «Трансбункер» является безусловным лидером на бункерных рынках российского Дальнего Востока и украинских черноморских портов. Собственный флот бункеровщиков состоит из 19 судов общим дедвейтом 38 437 тн. Общий объем бункеровки Группы в 2010 году составил 624 тыс.тн.

ГК «Трансбункер» является членом Международной Ассоциации Бункеровщиков IBIA и Ассоциации Морских и Речных Бункеровщиков России.

^ Торговля нефтепродуктами

В группу входят несколько нефте-трейдерских компаний, осуществляющих операции купли-продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке и поставок на экспорт. Объем продаж в 2010 году составил 1,6 млн.тн в год. Основная доля продаж – это крупные оптовые поставки с отгрузкой танкерами или по железной дороге. Помимо этого компания продает нефтепродукты мелкими оптовыми партиями, а также развивает собственный розничный бизнес путем создания сети АЗС под торговой маркой «Трансбункер» в Хабаровском крае.

^ Перевалка нефтепродуктов

В своей деятельности Группа использует собственные нефтеперевалочные терминалы общей емкостью хранения 346 900 м 3 , в том числе крупную нефтебазу в порту Ванино с емкостью хранения 220 000 м 3 и самый глубоководный причал на Дальнем Востоке России, позволяющий принимать танкера дедвейтом 1 до 80 000 тонн. Максимальный грузооборот ГК «Трансбункер» составил 5,1 млн.тн нефтепродуктов в 2008 году. На главные перевалочные нефтебазы – в портах Ванино и Южный (Украина) приходится более половины грузооборота. Нефтебазы используются для перевалки сторонних нефтепродуктов, основной объем работы Ванинской нефтебазы приходится на перевалку дизельного топлива и мазута, поступающего с «РН-Комсомольский НПЗ».

Перевалка - это процесс перемещения продуктов нефти с одного типа транспорта на другой. В нем существует множество моментов, на которые необходимо обращать внимание: характеристики, отгрузка, риски и многое другое. В целом, перевалка нефтепродуктов весьма опасное занятие, требующее максимальной концентрации работников и их ответственности. Избежать аварий можно только посредством неукоснительного следования определенным правилам.

Перевалка осуществляется на автомобильном, железнодорожном и водном транспорте. Применяется для доставки топлива по воде, от трубопроводов, расположенных на разных берегах рек. Иметь разрешительную документацию является обязательным правилом при этом типе перевалки.

Огромное внимание уделяется двум процессам, а именно адсорбции и десорбции. Такие качества напрямую обусловлены способностью нефтепродуктов впитывать или испарять летучие газы. В зависимости от температуры, такие вещества подразделяются на два вида: газообразные или жидкие. Также необходимо учитывать тот факт, что при повышении температуры увеличивается и давление внутри самого вещества. Именно поэтому в процессе перевалки нефтепродуктов строго соблюдаются определенные нормы температурного режима. Если это, например, дизтопливо, то максимумом является температура 55 градусов, если же керосин, то предел -50 градусов. Учитываются и такой фактор, как пары бензина. Это также может повлиять на взрывоопасность. Немаловажно в процессе перевалки проводить регулировку качества, а также массы транспортируемых нефтепродуктов. Для этого предназначены специализированные лаборатории, проводящие экспертизу нефтепродуктов. Их пробы в обязательном порядке берутся на различных этапах транспортировки.

Смежные материалы

Трубопроводная транспортировка нефтепродуктов

Трубопроводный транспорт нефтепродуктов по праву можно назвать самым необычным видом транспорта. По сути, он не имеет отдельных транспортных средств, а движение топлива по трубам происходит с помощью насосных станций. Его преимущества - относительно дешевая эксплуатация и отсутствие необходимости в большом количестве персонала.

Особенности транспортировки нефтепродуктов

Наша страна - родина первого промышленного способа переработки нефти. Уже в 1823 году в Моздоке был построен первый в мире нефтеперегонный завод. В 1885-1886 годах изобрели первые машины на тяге двигателя внутреннего сгорания. С этого момента человечество попало в жесткую зависимость от энергоносителей. Внедрение ДВС во все сферы человеческой жизни - от промышленного производства до персонального транспорта и домашних электрогенераторов - с каждым годом повышает потребность в топливе.

Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов.

Фирма N, занимающаяся организацией и осуществлением экспедирования и перевозок экспортных, импортных и транзитных грузов, заключила контракт на доставку 21 000 т нефтепродуктов от Ачинского нефтеперегонного завода (Красноярский край) на новую нефтебазу, построенную на территории Монголии в г. Тэс-Сомон.

Сеть железных и автомобильных дорог в регионе, схема расположения транспортных предприятий, перевалочных нефтебаз и нефтебаз получателя представлена на рис. 1. Числами на схеме указаны расстояния между объектами, выраженные в километрах.

Транспортировка осуществляется в два этапа.

Первый этап: железнодорожным транспортом от Ачинска до нефтебаз Минусинска или Абазы. Стоимость доставки нефтепродуктов по железной дороге от Ачинского нефтеперегонного завода до этих нефтебаз является одинаковой, на расчеты влияния не оказывает и не учитывается.

Второй этап: автомобильным транспортом до Тэс-Сомона.

Для обеспечения этих поставок фирма N заключает контракты с автотранспортными предприятиями на перевозку и с нефтебазами на перевалку и хранение нефтепродуктов.

В регионе имеются два транспортных предприятия, отвечающих требованиям, предъявляемым к международным автомобильным перевозчикам: первое – в г. Аскиз, второе – в г. Минусинске.

В регионе имеются также две нефтебазы: в г. Абаза и в г. Минусинске, которые являются ближайшими к конечному месту доставки и способны переваливать и хранить необходимый объем нефтепродуктов.

Принять во внимание, что в регионе установлен регулярно действующий маршрут (базовый вариант): нефтепродукты по железной дороге доставляются в нефтебазу Абазы.




Тэс-Сомон

Условные обозначения:

– автотранспортное предприятие;

– нефтехранилище;

– автомобильные дороги;
– железные дороги.

Рис.1. Схема расположения транспортных предприятий, перевалочных нефтебаз и нефтебаз получателя

Далее, на участке Абаза – Улан-Гом перевозка осуществляется силами Аскизского АТП. На участке Улан-Гом – Тэс-Сомон работает внутренний транспорт Монголии. Стоимость продвижения 21 000 т нефтепродуктов до Тэс-Сомона по базовому варианту составляет 1 321 460 долл. США.

Выбрать оптимальную схему транспортировки нефтепродуктов, используя в качестве критерия минимум полных затрат.

Возможные варианты схем транспортировки приведены в табл. 1.

Таблица.1

Варианты схем транспортировки нефтепродуктов

Методические указания

Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов основан на проведении расчетов по разным вариантам. Критерий выбора, как уже отмечалось, – минимум полных затрат.

Расчеты проводят в несколько этапов.

1. Пользуясь данными табл. 2, а также значениями расстояний, указанных на рис. 2, рассчитать стоимость (С тр) транспортировки нефтепродуктов по каждому из вариантов.

Таблица 2

Тарифы за транспортировку нефтепродуктов (Т тр)

Различие в тарифах за перевозку грузов у российских перевозчиков объясняется масштабом деятельности предприятий. Аскизское АТП – крупное автохозяйство, имеет большое количество автотранспорта. Минусинское АТП располагает меньшим количеством подвижного со­става, соответственно тарифы этого предприятия несколько выше.

Внутренний тариф на перевозки в Монголии (0,09 долл./т-км) существенно выше тарифов российских автотранспортных предприятий, занятых в международных перевозках, в силу отсутствия большегрузного подвижного состава, высокой стоимости топлива, а также ряда других факторов.

Тариф за подачу транспорта к месту погрузки:

Т подачи = 0,2 долл./км.

В связи с тем, что месторасположение транспортных предприятий и нефтебаз в первом и втором вариантах не совпадают, возникают расходы, связанные с подачей автомобилей под погрузку. Стоимость подач определяется по формуле:

С подачи = Т подачи * N * L,

где L – расстояние между транспортным предприятием и нефтебазой, км;

N – количество рейсов, необходимых для выполнения заданного объема перевозок. Рассчитывается по формуле

Q – общий объем перевозок, равный по договору 21000 т;

q – грузоподъемность автомобиля принимается из расчета средней грузоподъемности автопоезда 15 т. Результаты расчета внесите в табл. 4.

Таблица 3

Тарифная стоимость перевалки нефтепродуктов

Результаты расчета внесите в табл. 4.

Загрузка нефтяных терминалов служит своеобразными индикаторами объемов добычи, переработки и экспорта. Как изменяется ситуация с перевалкой по сравнению с 90-ми годами. Какие прогнозы на будущее?

Когда мы говорим о спросе на услугу по перевалке нефтепродуктов на экспорт, нас в волнуют добыча и переработка нефти. Начиная с 2000 года переработка нефти на российских НПЗ стабильно росла. Постепенно увеличивалась выработка светлых и темных нефтепродуктов. С учетом относительно стабильного внутреннего спроса совокупность этих факторов приводила к увеличению экспорта нефтепродуктов. Естественно, это повышало спрос на услуги терминалов по перевалке нефтепродуктов. В 2008 году экспорт нефтепродуктов составил приблизительно 115 млн. тонн. Это достаточно большой объем, особенно если учесть, что во второй половине 90-х годов это значение равнялось 80-85 млн. тонн. С нашей точки зрения, в ближайшем будущем объемы экспорта нефтепродуктов еще немного вырастут, но сильного увеличения в ближайшем будущем не произойдет. С чем это связано? Практически нет планов по увеличению мощностей НПЗ, тем более что проведение реконструкций требует достаточного количества времени и материальных ресурсов. Повсеместно появляющиеся мини-НПЗ, скорее всего, не дадут существенного эффекта.

Разве только новый комплекс в Нижнекамске, в Татарстане, может реально повлиять на ситуацию. Туапсинский НПЗ даст эффект для Туапсинского терминала, другие терминалы этого не ощутят. Так что, можно заключить, что экспорт немного вырастет, но это не отразится существенно на загрузке терминалов Северо-Запада. На сегодняшний день, по данным «Росморпорта», объемы перевалки на нефтепродуктовых терминалах Севера и Северо-Запада РФ составят более 40 млн. тонн. С учетом работы Прибалтийских портов можно говорить о перевалке порядка 70% от общего объема нефтепродуктов, экспортируемых из РФ.

- Какие заводы поставляют продукцию на терминалы Северо-Запада?

Фактически, это все заводы, которые расположены на Северо-Западе и центральной части РФ. Впрочем, у ПНТ был опыт работы со значительными объемами нефтепродуктов от Омского НПЗ, так что можно говорить о достаточно широкой географии поставок.

- Какова конкурентная ситуация в области транспортировки нефтепродуктов через порты стран Балтии?

На Балтийском направлении основные конкуренты терминалов РФ - терминалы Прибалтики. Оценочно, в настоящее время, прибалтийские терминалы переваливают нефтепродуктов приблизительно на 25% больше, чем российские. Суммарно это порядка 25 терминалов, расположенных в Эстонии, Латвии и Литве, оценочной суммарной пропускной способностью около 90 млн. тонн.

Безусловно, в связи с увеличением мощностей российских терминалов ситуация скоро должна измениться. Так, активное строительство, которое ведется в Усть-Луге и Приморске, изменит долю российских терминалов в сторону увеличения.

Насколько увеличится объем загрузки российских терминалов, существуют ли планы по строительству новых перевалочных мощностей?

Существует ряд терминалов, которые могут нарастить свои объемы. На Балтике - терминал компании «Лукойл» в Высоцке с мощностью 13 млн. тонн. Его объем планируется развить минимум до 15 млн. тонн. В Приморске находится терминал компании «Транснефтепродукт» мощностью 8 млн. тонн и с потенциалом роста до 24 млн. тонн. В Петербурге - «Петербургский нефтяной терминал», загрузку которого можно увеличить до 15 млн. тонн. Кроме того, есть возможность принимать с реки на рейде Кронштадта до 5 млн. тонн через плавучие накопители.

Строится гигантский терминал в Усть-Луге. Первая очередь этого проекта находится на финальной стадии реализации. Скорее всего, он начнет принимать нефтепродукты уже весной 2010 года. К концу следующего года планируется, что терминал в Усть-Луге должен выйти на объем 1 млн тонн в месяц. Насколько нам известно, мощность терминала на окончательной стадии развития составит 25 млн тонн в год. Существует ряд проектов, которые, видимо, не будут реализованы: терминалы в бухте Батарейная и поселке Вистино (рядом с Усть-Лугой).

Таким образом, мощность нефтепродуктовых терминалов Севера и Северо-Запада может быть развита до 120-140 млн тонн только на территории РФ.